Рефераты

Управление и регулирование в сфере труда и занятости населения

p align="left">Глава 2.Управление и регулирование в сфере труда и занятости населения в Москве.

Глава 2.Управление и регулирование в сфере труда и занятости населения в Москве

2.1 Анализ ситуации на рынке труда

На экономическую ситуацию в городе Москве оказывают влияние как макроэкономические процессы в масштабах страны, так и специфические, присущие только столице особенности функционирования хозяйственного комплекса.

Глобальный финансово-экономический кризис, начавшийся в 2008 году, нанес серьезный ущерб Москве как финансовому центру Российской Федерации. Сконцентрированные в городе финансовые, в том числе банковские, страховые учреждения, организации по оказанию интеллектуальных (консалтинговых, информационных) услуг, интегрированные в мировую экономическую систему, были более подвержены кризисным явлениям, по сравнению, например, с сельским хозяйством. Строительство, в силу его исключительной зависимости от финансовой сферы и системы ипотечного кредитования, оказалось слабым звеном экономики города перед лицом кризиса, ослабли также позиции автомобильной отрасли и, частично, сетевой торговли. Вместе с тем, к концу I квартала 2009 года, по проведенным оценкам, темпы спада в ряде отраслей замедлились.

Влияние финансово-экономического кризиса сказалось и на доходах населения Москвы. Если в 2007 - III квартале 2008 года реальные располагаемые доходы стабильно росли и за 2007 год увеличились на 7,7%, то к концу 2008 года произошло снижение доходов в реальном исчислении на 12,1%. В январе 2009 года реальные располагаемые доходы населения составили уже 83,4% к январю 2008 года. Однако затем ситуация начала улучшаться: доходы населения в апреле 2009 года составили 111,3% к апрелю 2008 года. Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения в городе Москве, установленная постановлением Правительства Москвы от 19 мая 2009 года N 469-ПП "Об установлении величины прожиточного минимума в городе Москве за I квартал 2009 года", составила 7386 рублей в месяц, в том числе для населения трудоспособного возраста - 8377 рублей.

Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума в 2007 году составляла 11,6%, в 2008 году - 11,8%, в I квартале 2009 года - 14,7%. cредняя номинальная начисленная заработная плата в марте 2009 года составила 32,5 тыс. рублей, рост к уровню марта 2008 года составил 116,1%. Наиболее высокая заработная плата наблюдалась в организациях, осуществляющих финансовую деятельность, в секторах связи и торговли. Наиболее низкая заработная плата - в образовательных и научных учреждениях. Средняя номинальная начисленная заработная плата за I квартал 2009 года составила 116,0% от заработной платы за I квартал 2008 года.

Динамичное развитие города до IV квартала 2008 года способствовало устойчивому росту численности занятых в экономике. К декабрю 2008 года этот показатель увеличился до 6469,9 тыс. человек, но к концу марта 2009 года снизился до 6457,6 тыс. человек. Из них в секторе крупных и средних предприятий в марте 2009 года было занято работников списочного состава (без внешних совместителей) 3149,5 тыс. человек, что составляло 48,8% от общей численности занятых.

В структуре занятости по видам деятельности в секторе крупных и средних предприятий в марте 2009 года преобладали работники организаций, осуществляющих операции с недвижимым имуществом, в сфере аренды и предоставления услуг - 16,9%, учреждений образования - 12,2%, организаций оптовой и розничной торговли - 11,4%, обрабатывающей промышленности - 10,0%, транспорта и связи - 9,9%, здравоохранения и социальных услуг - 9,3%. В секторе малых предприятий более половины работающих заняты в оптовой и розничной торговле, сфере общественного питания, ремонте, операциях с недвижимым имуществом и предоставлении услуг.

В IV квартале 2008 года многие сферы городского хозяйства вступили в фазу стабилизации или сокращения занятости. В целом в декабре 2008 года (по сравнению с аналогичным периодом предшествующего года) наибольшее сокращение численности испытали химическое производство - на 20,1%, производство машин и оборудования - на 18,9%. Занятость в финансовой деятельности уменьшилась на 6,8%, а в строительстве выросла на 13,6%. Последние два показателя будут выглядеть совершенно по-другому, когда на них перестанет сказы

ваться экономический рост первой половины 2008 года. Падение заня-

тости, начавшееся в этих сферах в ноябре 2008 года, в годовом ста-

тистическом исчислении отчетливо проявится во второй половине

2009 года.

С 2007 года по III квартал 2008 года учтенные по сектору крупных и средних предприятий потоки приема граждан на работу и выбытия с предприятий увеличивались. Начиная с IV квартала 2008 года выбытие работников превышает их прием.

В последние годы в городе сокращались масштабы вынужденной неполной занятости, наблюдаемой в секторе крупных и средних предприятий. Но с началом кризиса неполная занятость снова расширилась.

Численность работников, находившихся в отпусках без сохранения или с частичным сохранением заработной платы по инициативе администрации, увеличилась с 14,7 тыс. человек (0,5% от среднесписочной численности) в 2007 году до 23,0 тыс. человек (0,7%) в 2008 году.

В I квартале 2009 года она составила 16,8 тыс. человек (0,5%).

Численность работников, занятых по инициативе администрации в режиме неполного рабочего времени, увеличилась с 11,5 тыс. человек (0,4%) в 2007 году до 16,0 тыс. человек (0,5%) в 2008 году и 40,8 тыс. человек (1,3%) в I квартале 2009 года.

Спрос на рабочую силу, заявленный предприятиями и учреждениями в службу занятости, в 2007-2008 годах поддерживался на стабильно высоком уровне, значительно превышающем численность зарегистрированных безработных. На конец 2007 года было зарегистрировано 176,6 тыс. вакансий, в конце 2008 года - 176,4 тыс. вакансий. На конец мая 2009 года количество вакансий достигло 272,8 тыс. свободных рабочих мест.

В профессионально-должностной структуре вакансий преобладают рабочие - свыше 60%. Наиболее востребованные профессии - подсобный рабочий, водитель, слесарь, требуется также достаточно много уборщиков, грузчиков, каменщиков, монтажников, продавцов. Из служащих наиболее востребованы торговые агенты, охранники; из руководителей - менеджеры торговых организаций; из специалистов - инженеры, медицинские работники.

По данным Мосгорстата (по методологии Международной организации труда - долее МОТ), в декабре 2007 года общая численность безработных составляла 52 тыс. человек (0,8% от экономически активного населения), в декабре 2008 года - 65 тыс. человек (1,0%), в апреле 2009 года - 115 тыс. человек (1,7%).

Численность граждан, обращавшихся в службу занятости за содействием в поисках работы, в Москве снизилась с 317,8 тыс. человек в 2007 году до 293,3 тыс. человек в 2008 году (на 7,7%). В условиях экономической стабильности города, высоких средних доходов населения и большого разнообразия рабочих мест, заинтересованность граждан в услугах службы занятости снижалась.

В IV квартале 2008 года услуги службы занятости по трудоустройству в кризисной ситуации вновь стали широко востребованы, и обращаемость граждан возросла. Пик роста обращаемости граждан пришелся на февраль-апрель 2009 года.

Численность лиц, нашедших работу при посредстве службы занятости, в целом за 2007-2008 годы составила 398,4 тыс. человек.

Численность зарегистрированных безработных в Москве в последние годы снижалась, пока не достигла в сентябре 2008 года минимума в 18,6 тыс. человек (0,3% экономически активного населения).

Активизация обращаемости граждан в службу занятости привела к увеличению численности зарегистрированных безработных - до 56,7 тыс. человек на 26 июня 2009 года. В мае-июне 2009 года темп прироста численности безработных несколько снизился по сравнению с I кварталом 2009 года.

На 1 июня 2009 года в составе зарегистрированных безработных преобладали женщины (56,6%), доля молодежи до 29 лет составляла 22,6%, граждане с высшим и неоконченным высшим профессиональным образованием - 37,6%. С точки зрения причин, по которым люди становятся безработными, преобладают увольнения по собственному желанию (37,4%), затем идут высвобождения работников (17,1%).

По отраслевому составу зарегистрированных безработных большинство из них являются лицами, уволенными из промышленности, торговли, сферы операций с недвижимостью, арендой и предоставлением услуг. Пособие по безработице на 1 января 2009 года получали 19,8 тыс. человек, или 86,5% от численности зарегистрированных безработных, на 1 июня 2009 года - 49,3 тыс. человек (90,3% от численности зарегистрированных безработных).

Продолжительность поиска работы в Москве меньше, чем в большинстве других регионов Российской Федерации: 86,2% зарегистрированных безработных пребывают в этом статусе менее 1 года.

Вместе с тем, сложившаяся ситуация в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики негативно сказалась на динамике основных показателей рынка труда в городе Москве.

За период с 01.10.2008 по 31.12.2008:

- численность безработных граждан, зарегистрированных в органах занятости населения, увеличилась на 4,3 тыс. человек или на 23,1% (с 18,6 тыс. человек до 22,9 тыс. человек);

- уровень регистрируемой безработицы увеличился на 0,06 процентных пункта (с 0,29% до 0,35%);

- заявленная работодателями потребность в работниках снизилась на 10,1% (с 196,2 до 176,4 тыс. вакансий).

По состоянию на 01.01.2009 рынок труда Москвы характеризуется следующими показателями:

- численность лиц, занятых экономической деятельностью - 6469,9 тыс. человек;

- численность безработных в соответствии с методологией Международной организации труда (МОТ) - 65 тыс. человек;

- уровень безработицы по МОТ - 1,0 %;

- численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости - 22,9 тыс. человек;

- уровень регистрируемой безработицы - 0,35 %;

- заявленная работодателями потребность в работниках - 176,4 тыс. человек;

- напряженность на рынке рабочей силы - 0,27 человек на 1

вакансию.

Программой Правительства Москвы на 2009 год предполагается создание 56,3 тыс. новых рабочих мест.

С целью прогнозирования ситуации на рынке труда в 2009 году Московской службой занятости населения проведен анализ сведений, поступивших в предшествующий период от предприятий, наметивших увольнение работников.

В IV квартале 2008 года численность граждан, предполагаемых к высвобождению в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности работников, составила в среднем 4,9 тыс. человек в месяц. Полученные результаты с учетом имеющейся тенденции в целом позволяют прогнозировать ситуацию с высвобождением в 2009 году. Предполагается, что около 55-60 тысяч работников могут в 2009 году оказаться без работы по инициативе администрации.

Отмечено увеличение численности граждан, увольняющихся по собственному желанию, что также обусловлено сложившейся ситуацией в отдельных отраслях экономики (задержка или снижение заработной платы, перевод на неполный рабочий день и т.п.). Ожидаемая численность увольняющихся по собственной инициативе и ищущих работу при содействии службы занятости в 2009 году может составить около 130 тыс. человек.

Одна из наиболее многочисленных категорий граждан, обращающихся в органы занятости населения, - лица, стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более 1 года) перерыва в работе, это около 30 тыс. человек в год.

В 2009 году ожидается выпуск около 420,0 тыс. учащихся и студентов образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, а также общеобразовательных учреждений. Прогнозируется, что около 150,0 тыс. выпускников в условиях кризиса могут нуждаться в содействии в поиске работы.

В Москве действует программа "Молодежная практика" (для выпускников учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования 18-30 лет), программы временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, а также безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, среди участников которой большинство - выпускники общеобразовательных учреждений. В рамках действующей системы временного трудоустройства для учащейся молодежи участники программы имеют возможность в дальнейшем трудоустроиться на предприятиях, предоставивших временные рабочие места.

Помимо этого выпускники общеобразовательных учреждений, зарегистрированные в качестве безработных, направляются службой занятости на профессиональное обучение в целях расширения их компетентности и повышения конкурентоспособности на рынке труда города.

Проблемой трудоустройства выпускников высшего профессионального образования занимаются и подразделения, созданные в вузах.

Однако с учетом большой востребованности в квалифицированных рабочих и специалистах среднего звена предприятий и организаций, их сложного финансового состояния актуальной в текущем году будет организация стажировки по получаемой профессии и специальности для выпускников начального и среднего профессионального образования города Москвы.

Уволенные из рядов Вооруженных сил граждане, проходившие военную службу по призыву и в добровольном порядке (по контракту), в 2009 году составят более 22 тыс. человек. Из них около 12 тыс. человек могут обратиться за содействием в трудоустройстве.

Кроме того, с учетом сложившейся тенденции могут быть переведены на условия неполного рабочего времени до 100 тыс. человек и оформлены в отпуск без сохранения заработной платы до 70,0 тыс. работников.

Учитывая, что большую часть граждан, обращающихся в службу занятости, составляют работники, высвобожденные в связи с сокращением либо уволившиеся по собственному желанию, возрастет численность безработных граждан, получающих пособие по безработице в интервале от минимального до максимального размера.

По пессимистическому сценарию рынок труда Москвы в 2009 году будет характеризоваться следующими показателями:

- численность безработных в соответствии с методологией МОТ в среднегодовом исчислении может составить около 200 тыс. человек;

- уровень безработицы по методологии МОТ может достигнуть 3,2%;

- численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, в пиковый период может дойти до 60,0 тыс. человек;

- уровень регистрируемой безработицы не превысит 1,0%;

- уменьшение количества заявленной работодателями потребности в работниках до 5 тыс. в месяц;

- напряженность на рынке рабочей силы - 1,0 человека на 1 вакансию.

Программой Правительства Москвы на 2009 год предполагается создание 56,3 тыс. новых рабочих мест. Однако в данных условиях необходима реализация дополнительных мероприятий по стабилизации ситуации и снижению напряженности на рынке труда, снижению возможного роста безработицы за счет применения различных форм содействия занятости, недопущению массовых увольнений работников.

Мероприятия Программы предусматривают обеспечение занятости населения, сохранение и создание рабочих мест в целях организации временной занятости, в том числе общественных работ, для более чем 13,1 тыс. человек, а также стажировки выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования 9,8 тыс. человек, а также опережающее профессиональное обучение 1,5 тыс. человек.

2.2 Мероприятия по содействию занятости населения в Москве

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 ноября 2009 г. N 1199-ПП

О ПРОГРАММЕ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ НА 2010 ГОД

В целях организации и поддержания эффективной занятости населения города Москвы, сохранения и оптимизации системы рабочих мест, обеспечения полноты и качества предоставляемых государственных услуг в области содействия занятости населения, совершенствования управления рынком труда в условиях воздействия мирового финансово-экономического кризиса, а также во исполнение Закона города Москвы от 1 октября 2008 г. N 46 "О занятости населения в городе Москве" Правительство Москвы постановляет:

1. Утвердить Программу содействия занятости населения города Москвы на 2010 год (далее - Программа) согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Возложить функции государственного заказчика Программы, главного распорядителя бюджетных средств на Департамент труда и занятости населения города Москвы.

3. Членам Правительства Москвы во взаимодействии с Департаментом труда и занятости населения города Москвы еженедельно на оперативных совещаниях рассматривать вопросы содействия занятости населения по направлениям своей деятельности.

4. Префектурам административных округов города Москвы во взаимодействии с Департаментом труда и занятости населения города Москвы предусмотреть включение мероприятий Программы в программы социально-экономического развития административных округов города Москвы на 2010 год и обеспечить их реализацию с учетом развития ситуации на рынке труда.

5. Департаменту труда и занятости населения города Москвы:

5.1. Обеспечить в 2010 году реализацию Программы и координацию деятельности органов исполнительной власти города Москвы, московских объединений профсоюзов и работодателей, общественных организаций по вопросам содействия занятости населения города Москвы.

5.2. Осуществлять финансирование программных мероприятий за счет и в пределах субвенций бюджету города Москвы на осуществление полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, включая расходы на осуществление этих полномочий, и средств бюджета города Москвы.

5.3. В I квартале 2010 г. организовать ведение учета семей, где оба члена семьи являются безработными, а также одиноких безработных родителей в целях содействия их скорейшему трудоустройству.

5.4. Информировать Правительство Москвы:

- о ходе выполнения Программы до 20 августа 2010 г.;

- об итогах выполнения Программы до 20 февраля 2011 г.

6. Учитывая приоритетный характер мероприятий по созданию рабочих мест для инвалидов и молодежи, установить, что средства, полученные сверх установленного задания по мобилизации доходов от компенсационных выплат и штрафов от работодателей, не выполнивших условия квотирования рабочих мест, при распределении остатка средств, образовавшегося в бюджете города Москвы на 1 января 2010 г., направляются на создание рабочих мест для инвалидов и молодежи в объеме до 200 млн. руб.

7. Внести изменения в постановление Правительства Москвы от 2 июня 2009 г. N 507-ПП "О реализации антикризисных мер на рынке труда города Москвы":

7.1. Дополнить постановление пунктом 3.7 в следующей редакции:

"3.7. Обеспечить до 10 ноября 2009 г. представление в Департамент труда и занятости населения города Москвы сведений о количестве создаваемых и сохраняемых в 2010 году рабочих мест по основным видам деятельности экономики города в рамках городских целевых программ".

7.2. Дополнить постановление пунктом 4.4.4 в следующей редакции:

"4.4.4. Обеспечить в 2009 году увеличение численности участников активных мероприятий по содействию занятости населения города Москвы на основе эффективного расходования средств, выделенных из федерального бюджета и бюджета города Москвы на реализацию программных мероприятий по содействию занятости населения города Москвы на 2009 год".

7.3. Дополнить постановление пунктом 4.5 в следующей редакции:

"4.5. Обобщить полученные сведения о создании и сохранении рабочих мест (п. 3.7) и до 16 ноября 2009 г. представить данные для включения в Программу Правительства Москвы на 2010 год".

8. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову Л.И.

Мэр Москвы

Ю.М. Лужков

Разработка и реализация программ содействия занятости населения является важным инструментом государственной социальной политики.

Программа содействия занятости населения города Москвы на 2010 год (далее - Программа) разработана Федеральным государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации" и Департаментом труда и занятости населения города Москвы (далее - Департамент) при участии отраслевых департаментов, комитетов, управлений города Москвы, Московской Федерации профсоюзов, Московской Конфедерации промышленников и предпринимателей (работодателей) в рамках социального партнерства в области занятости населения.

Основные положения Программы сформированы на основе Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями), Распоряжения Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р "Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года", Распоряжения Правительства Российской Федерации от 15 августа 2008 года N 1193-р "О Концепции действий на рынке труда на 2008-2010 годы", Закона города Москвы от 1 октября 2008 года N 46 "О занятости населения в городе Москве", постановлений Правительства Москвы от 26 июня 2007 года N 513-ПП "О

Стратегии развития города Москвы на период до 2025 года", от 22 июля 2008 года N 640-ПП "О прогнозе социально-экономического развития города Москвы до 2012 года", от 26 мая 2009 года N 481-ПП "О параметрах уточненного прогноза социально-экономического развития города Москвы на 2009 год", от 3 марта 2009 года N 160-ПП

"О предварительных итогах выполнения Программы Правительства Москвы за 2008 год и Программе Правительства Москвы на 2009 год" и других актов Правительства Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Федеральной службы по труду и занятости, Федеральной миграционной службы, Правительства Москвы.

Программа базируется на анализе социальных, демографических, экономических факторов развития Москвы и их влияния на рынок труда региона, особенностей ситуации с занятостью и безработицей, сложившейся в условиях мирового финансово-экономического кризиса.

Методология разработки Программы основана на методических рекомендациях по разработке региональных программ содействия занятости населения Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федеральной службы по труду и занятости.

В Программе выдержана преемственность структуры, основных показателей и системы мер по отношению к "Программе содействия занятости населения города Москвы на 2006-2008 годы", а также к "Программным мероприятиям по содействию занятости населения города Москвы на 2009 год".

Cреди факторов, которые будут оказывать наиболее значитель

ное влияние на рынок труда города Москвы, необходимо выделить

следующие:

- кризисное падение экономической активности (производства) с

с последующей стабилизацией в перспективе на уровне, более низком, в сравнении с предкризисным периодом - особенно в сферах финансов, инвестиций, строительства, обрабатывающей промышленности;

- активизация процесса увольнения работников, вызванного как кризисными явлениями, так и назревшими в предшествующий период потребностями предприятий в сокращении штатов, реструктуризации производства и персонала;

- наличие внутрирегиональных диспропорций в сфере занятости населения и уровнях безработицы;

- высокий уровень международной трудовой миграции в Москву в легальной и нелегальной формах, возможность усиления миграционного давления на рынок труда в результате экономического кризиса в сопредельных странах;

- рост стоимости жизни, снижение реальных доходов социально уязвимых слоев населения, что приведет к повышению их экономической активности;

- сокращение Вооруженных Сил Российской Федерации, в частности, офицерского состава;

- сокращение численности государственных гражданских служащих, как часть программ антикризисной экономии бюджетных ресурсов;

- высокий объем и структурные диспропорции выпуска молодых специалистов из образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования (относительный избыток лиц, подготовленных по экономическим и юридическим специальностям);

- сохранение дефицита кадров по рабочим профессиям;

- рост обращаемости граждан в службу занятости.

Исходя из изложенного, к ключевым проблемам, решение которых определит развитие сферы занятости в 2010 году, следует отнести:

- диспропорции спроса и предложения рабочей силы: рост безработицы при одновременном сохранении структурного дефицита кадров в ряде отраслей городского хозяйства, особенно по рабочим профессиям;

- высокий уровень использования иностранной рабочей силы;

- наличие в городском банке вакансий непрестижных и низкооплачиваемых вакантных рабочих мест и должностей;

- низкий уровень среднего пособия по безработице по сравнению с прожиточным минимумом;

- рост обращаемости в службу занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

- увеличение потребности граждан на рынке труда в психологической поддержке и профессиональной ориентации;

- ограниченная профессиональная мобильность рабочей силы.

Основной целью Программы является обеспечение эффективной занятости населения города Москвы, повышение качества предоставляемых государственных услуг в области содействия занятости, совершенствование управления рынком труда в условиях финансово-экономического кризиса.

Для этого предусматривается работа по направлениям:

- сдерживания роста безработицы и снижения напряженности на рынке труда;

- повышения эффективности предоставляемых государственных услуг в области содействия занятости населения за счет проведения активных мер и использования современных технологий;

- повышения результативности ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;

- осуществления комплекса профориентационных услуг населению и психологической поддержки безработных граждан;

- совершенствования системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан в соответствии с потребностями рынка труда;

- своевременного оказания безработным гражданам социальной поддержки в виде пособия по безработице и материальной помощи;

- реализации специальных мер содействия занятости молодежи;

- создания, сохранения и модернизации рабочих мест для инвалидов, а также создания рабочих мест для молодежи в рамках реализации Закона города Москвы от 22 декабря 2004 года N 90 "О квотировании рабочих мест";

- оптимизации численности иностранных граждан - трудовых мигрантов на рынке труда, совершенствования форм и методов работы по регулированию трудовой миграции;

- повышения эффективности государственного регулирования в сфере занятости населения на основе принципов социального партнерства.

Основой Программы является система мероприятий, которые определены целевыми установками и задачами, а также сложившейся и прогнозируемой ситуацией на рынке труда и возможностями финансирования.

Мероприятия Программы по количеству участников и по финансовым ресурсам рассчитаны исходя из реалистического варианта развития событий в сфере занятости в 2010 году.

Мероприятия сгруппированы по функциональному назначению в 12 разделов и предусматривают следующее.

По разделу 1. Совершенствование нормативной правовой базы по реализации государственной политики занятости

По разделу 2. Мониторинг рынка труда и прогнозирование занятости

По разделу 3. Информирование населения и работодателей о положении на рынке труда

По разделу 4. Развитие системы рабочих мест и повышение качества рабочих мест

По разделу 5. Содействие трудоустройству граждан и подбору персонала для работодателей

По разделу 6. Повышение качества, конкурентоспособности, профес

сиональной мобильности рабочей силы

По разделу 7. Социальная поддержка безработных граждан в период безработицы

По разделу 8. Оптимизация привлечения иностранных работников

По разделу 9. Реализация права граждан на альтернативную гражданскую службу

По разделу 10. Обеспечение функционирования службы занятости и внедрение информационных технологий

По разделу 11. Обеспечение социального партнерства на рынке труда и координации действий в сфере занятости населения

По разделу 12. Реализация антикризисных мероприятий

Антикризисные мероприятия могут быть успешно выполнены только в совокупности со всем комплексом программных мероприятий по содействию занятости населения. Реализация мероприятий Программы будет способствовать сохранению социально-экономического потенциала города и создаст предпосылки для последующего выхода из кризиса.

2.3 Мероприятия по содействию трудоустройства населения

Для уменьшения времени на поиск работы незанятой в трудовой деятельности категории населения, а также в целях активизации ее взаимодействия со службой занятости были организованы ярмарки вакансий рабочих мест. Как видно из практики, лучший результат достигается при проведении ярмарок вакансий, которые организуются на самих предприятиях, поскольку такой вид имеет целевую направленность, а, следовательно, ведет к достижению более высокого результата. Центры занятости за первое полугодие 2008 года организовали шестьдесят восемь ярмарок вакансий рабочих и учебных мест с участием почти шести тысяч безработных граждан. Помимо этого, было проведено порядка трехсот специализированных мероприятий, таких как семинары, в которых принимали участие работодатели и безработные, информационные встречи с соискателями работы по вопросам трудоустройства, «Дни открытых дверей и профориентации», а также мероприятия для социально незащищенных граждан.

В результате этой деятельности работодателями и учебными заведениями было подано 6435 заявок, проведено 6600 консультаций, работу получили 1658 человек, 242 безработных было направлено на обучение, 599 человек получили временное трудоустройство и двести шестьдесят один - направлен на общественные работы.

В начале лета были организованы ярмарки вакансий по набору сотрудников для открывшегося недавно в Тамбове тракторного завода «Агротехмаш», в результате на предприятие трудоустроено свыше восьми сотен человек, пятнацать человек было направлено на обучение в Санкт-Петербург на действующий завод «Агротехмаш».

Механизмы информационных услуг работодателям и населению постоянно совершенствуются путем взаимодействия центров занятости со средствами массовой информации. Местные средства массовой информации по договоренности с центрами занятости публикуют информацию об их деятельности. За первое полугодие 2008 года в местных газетах было опубликовано более сотни различных материалов, информирующих о работе центров занятости и ситуации на рынке труда, состоялось 66 теле- и радиопередач, посвященных проблемам ранка труда. Ежемесячно в областных газетах публикуются данные о появившихся вакансиях и рабочих местах.

Наибольшее внимание центры занятости уделяют трудоустройству безработной категории населения на общественные работы. На 2008 год было запланировано занять в общественных работах одна тысяча шестьсот безработных граждан, за первое полугодие в них приняли участие 1035 человек, в том числе 583 женщины.

В общественных работах принимает участие довольно много молодых людей в возрасте от 16 до 29 лет, их доля составила 20% от всех участников. В первую очередь к участию в общественных работах привлекаются люди, которые имеют длительный перерыв в трудовом стаже и не получающие пособие по безработице. К этой категории относится 235 человек, или пятая часть участников общественных работ. Семьдесят человек, участвующих в общественных работах - граждане, не имеющие трудового стажа.

Программа общественных работ не может быть успешно реализована без участия органов местного самоуправления и работодателей. В первом полугодии на организацию общественных работ работодателями было направлено 1433 тысячи рублей, из местного бюджета выделено 92,9 тысячи рублей.

В соответствии с постановлением тамбовской областной администрации, письмами Роструда, приказом областного Управления занятости населения в первом полугодии текущего года производилось трудоустройство несовершеннолетних граждан в свободное от учебы время. В первую очередь работу стараются предоставить подросткам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, кроме того, центры занятости осуществляют различные мероприятия по профилактике правонарушений подростков.

Центры занятости проводили анкетирование школьников, чтобы определить количество желающих устроиться на работу, были организованы ярмарки вакансий и создан банк вакансий по трудоустройству несовершеннолетних граждан. Для каждого подростка место работы подбиралось индивидуально.

Был составлен перечень тех видов работ, на которые подростки будут временно трудоустроены, а также подготовлено Соглашение между областным управлением образования и науки, управлением внутренних дел и управлением занятости населения о совместной работе по проблеме трудоустройства подростков, которое было обсуждено и одобрено комиссией по делам несовершеннолетних при областной администрации.

Центры занятости осуществляли временное трудоустройство подростков при поддержке городских и районных властей, руководителей сельских Советов, отделов внутренних дел и отделов образования.

Реализация Программы организации временной занятости несовершеннолетних граждан в городе Рассказово велась городским центром занятости населения. В Мичуринске в рамках этой программы была разработана комплексная система трудоустройства подростков в свободное от учебы время и во время каникул, целью которой стало создание для них рабочих мест в соответствии с потребностями предприятий и организаций в выполнении сезонных и временных работ, вырабатывание у несовершеннолетних интереса к трудовой деятельности.

Центры занятости активно сотрудничают с работодателями, заключая соглашения о финансировании мероприятий по трудоустройству молодежи, результатом такого взаимодействия стало временное трудоустройство 3956 человек в свободное от учебы время.

Государственной услугой по организации временного трудоустройства подростков в первом полугодии текущего года воспользовались свыше трех тысяч несовершеннолетних, в числе которых 3010 школьников, 273 учащихся учреждений начального и среднего профессионального образования. Предоставлены рабочие места 1478 подросткам из социально незащищенных семей, 130 детям-сиротам и трем детям-инвалидам.

Центры занятости совместно с комиссиями по делам несовершеннолетних организуют рабочие места для трудных подростков с целью предупреждения правонарушений и беспризорности, за первые шесть месяцев 2008 года работа была предоставлена ста несовершеннолетним.Подростки в возрасте от четырнадцати до 18 лет в основном занимаются благоустройством и озеленением скверов и парков, уборкой территории, прополкой овощных культур, ремонтом театральных костюмов, реставрацией книг в библиотеках, художественным оформлением этикеток, распространением печатных изданий, благоустройством лесопарков, сбором ягод, уходом за памятниками.

В целом в текущем году предусмотрено предоставление работы 5050 подросткам в каникулы и свободное от учебы время. На финансирование мероприятий по временному трудоустройству молодежи в 2008 году планируется выделить 5380 тысяч рублей, за первые шесть месяцев 837,4 тысячи рублей из федерального бюджета уже реализовано, местные бюджеты предоставили свыше миллиона рублей.

В первом полугодии текущего года рабочие места были предоставлены 158 нетрудоустроенным гражданам, в том числе 92 инвалидам, тридцати гражданам предпенсионного возраста и 29 людям, в одиночку воспитывающим детей. Временное трудоустройство осуществлялось в среднем сроком на один месяц.

На реализацию мероприятий по организации временного трудоустройства безработных граждан из федерального бюджета было выделено 285,3 тысячи рублей, работодатели предоставили 785,7 тысяч рублей.

Также производилось трудоустройство молодежи в возрасте 18-20 лет, закончивших обучение в учреждениях начального и среднего профобразования, рабочие места были предоставлены 11 выпускникам, среди которых шесть женщин. Временное трудоустройство осуществлялось в среднем на один месяц.

На эти цели из федеральных средств было затрачено 31,8 тысяч рублей, из средств, предоставленных работодателями - 78,9 тысяч рублей.

В первом полугодии для нетрудоустроенной категории населения были проведены мероприятия в рамках программы социальной адаптации - курсы «Дорога в бизнес» и «Новый старт», был создан «Клуб ищущих работу». Все эти мероприятия были направлены на сокращение времени на поиски работы, обучение безработных граждан навыкам грамотного поведения на рынке труда. В рамках реализации программы «Эффективное поведение на рынке труда» людьми, ищущими работу, был приобретен опыт в ее поиске и определены пути получения.

Курс «Дорога в бизнес» помогал безработным гражданам приобрести навыки, необходимые для открытия собственного бизнеса, а курс «Новый старт» способствовал поднятию самооценки людей, которые испытывают затруднения в поиске и получении работы.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты