p align="left">- публикует сведения об официальной регистрации объектов интеллектуальной собственности;
- перечисляет уплаченные патентные пошлины и регистрационные сборы в доход федерального бюджета и осуществляет возврат плательщикам неправильно или излишне уплаченных пошлин и сборов;
- обменивает авторские свидетельства СССР на изобретения, свидетельства СССР на промышленные образцы и патенты СССР на изобретения, выданные на имя Государственного фонда изобретений СССР, на патенты Российской Федерации на изобретения;
- продлевает срок действия патента на изобретение, относящегося к средствам, для применения которых требуется получение разрешения уполномоченного на это органа в соответствии с законодательством Российской Федерации, срок действия патента на промышленный образец, свидетельства (патента) на полезную модель, свидетельства о регистрации товарного знака, знака обслуживания, свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара, а также восстанавливает действие патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец, прекращенное в связи с неуплатой в установленный срок пошлины за поддержание его в силе;
- в предусмотренных законодательством и международными договорами Российской Федерации случаях признает недействительным предоставление или досрочное прекращение действия правовой охраны товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара, признает недействительными патенты на изобретение, промышленный образец, свидетельство (патент) на полезную модель, свидетельство на право пользования наименованием места происхождения товара;
- осуществляет в установленном порядке проверку деятельности организаций, распоряжающихся правами Российской Федерации на объекты интеллектуальной собственности и результаты интеллектуальной деятельности;
- в установленном порядке взаимодействует с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности.
Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
- давать разъяснения по вопросам, отнесенным к сфере деятельности Службы, юридическим и физическим лицам;
- заказывать проведение необходимых расследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности;
- пресекать факты нарушения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности.
Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.
Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра образования и науки Российской Федерации.
Руководитель Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам имеет трех заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром образования и науки Российской Федерации по представлению руководителя Службы. В структуре центрального аппарата созданы четыре управления по основным направлениям деятельности Службы.
Основные задачи индустриального государства состоят в создании условий, обеспечивающих эффективное развитие экономики страны. Для этого государство стремится воздействовать на процессы, определяющие в стране уровень развития промышленности и производства сельскохозяйственной продукции. Эти процессы непосредственно связаны с увеличением числа разрабатываемых и вводимых в хозяйственный оборот изобретений, других технических усовершенствований. В этой связи задачи государственной политики заключаются в реализации законов, содействующих научно-техническому прогрессу в контексте гражданско-правового регулирования изобретательской деятельности.
Предпринимательское право обеспечивает равные конкурентные преимущества всем участникам рынка. Тем не менее введение в хозяйственный оборот изобретений и технологических усовершенствований предполагает предоставление исключительных монопольных прав отдельным собственникам на использование объектов интеллектуальной промышленной собственности в предпринимательском гражданском обороте.
Предоставление государством монопольной правозащиты использовать изобретение, полезную модель, промышленный образец и получить от этого соответствующий доход не предполагает нарушения равного объема правоспособности хозяйствующих субъектов, а, наоборот, направлено на устранение неравенства участников рынка и преодоление барьеров рынка, на формирование условий осуществления конкурентной деятельности. Это становится возможным вследствие стимулирования изобретательской деятельности и последующего введения в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной промышленной собственности. Только участник рыночных отношений, активно участвующий в создании и использовании объектов интеллектуальной промышленной собственности, может стать лидером в конкурентной борьбе хозяйствующих субъектов.
Российское государство признает за автором изобретения право получать вознаграждение от использования объекта интеллектуальной творческой деятельности и предоставляет ему охранный документ - патент. Патент на изобретение удостоверяет авторство на изобретение, полезную модель, промышленный образец и исключительное имущественное право патентовладельца на использование изобретения в течение срока действия патента. В некоторых установленных законом случаях сроки действия патента могут быть продлены (например, при длительной процедуре проверки критериев патентоспособности - фармакологические продукты и т.п.).
После преобразования Российского агентства по патентам и товарным знакам в Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам ей переданы функции по разработке и принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации.
Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам является федеральным органом исполнительной государственной власти, осуществляющим функции контроля и надзора в вопросах правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности, патентов и товарных знаков. Гражданско-правовой оборот объектов интеллектуальной промышленной собственности предполагает соблюдение интересов Российской Федерации, прав российских физических и юридических лиц на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе возникающие в рамках коммерческих соглашений и международного научно-технического сотрудничества. Осуществление функций деятельности Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам возложено на Российское агентство по патентам и товарным знакам - Роспатент.
В целях создания эффективной системы функционирования структуры органов исполнительной государственной власти в состав Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент) входят следующие подведомственные организации: Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС), Палата по патентным спорам (ППС), Российский государственный институт интеллектуальной собственности (РГИИС), Информационный издательский центр (ИНИЦ).
Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС) является правопреемником Всероссийского научно-исследовательского института государственной патентной экспертизы, Всероссийской патентно-технической библиотеки, Российского агентства по правовой охране программ для электронных вычислительных машин, баз данных и топологий интегральных микросхем, Управления правами промышленной собственности и производственного предприятия "Патент", являющегося подведомственной организацией Роспатента.
ФИПС принимает и регистрирует заявки на объекты интеллектуальной промышленной собственности, проводит их экспертизу, подготавливает и направляет заявителям или их представителям решения по результатам проведенной экспертизы и иные связанные с этим документы. При проведении экспертизы ФИПС проводит информационные поиски, подготавливает соответствующий отчет на предмет соответствия критериям патентоспособности заявленного объекта интеллектуальной промышленной собственности, также осуществляет прием, контроль своевременной уплаты, размера всех видов патентных пошлин.
ФИПС подготавливает к публикации сведения о принятых к рассмотрению заявках на получение патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец и готовит сведения к публикации о выданных патентах на объекты интеллектуальной промышленной собственности, прекращении их действия; выпускает официальные бюллетени, другие научные периодические издания патентного ведомства по вопросам правоохраны отношений интеллектуальной промышленной собственности.
К компетенции ФИПС относится также контроль за осуществлением прав патентообладателей при введении объектов интеллектуальной промышленной собственности в гражданский оборот.
ФИПС осуществляет международное сотрудничество по вопросам правовой охраны интеллектуальной промышленной собственности. Это сотрудничество предполагает:
- выполнение информационных поисков и проведение предварительных экспертиз исследуемых заявок на выдачу патента на объекты интеллектуальной промышленной собственности в рамках соглашения со Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС);
- осуществление международного обмена патентной документацией и патентно-правовыми источниками;
- подготовку и внесение предложений в Роспатент по вопросам совершенствования Международной патентной классификации, Международной классификации промышленных образцов, Международной классификации товаров и услуг, изменяющих в установленном порядке соответствующие формы патентной документации;
- выполнение определенных работ, обусловленных действием международных договоров и относящихся к компетенции ФИПС;
- подготовку и внесение предложений в Роспатент, направленных на улучшение действующих и разработку новых стандартов ВОИС;
- проведение научных исследований и работ, направленных на развитие государственной патентной системы с учетом обеспечения эффективной правовой охраны и использования объектов интеллектуальной промышленной собственности в хозяйственном обороте;
- осуществление в установленном порядке научно-исследовательских работ по совершенствованию экспертизы заявок на объекты права (в областях юридического, методического, информационного, технологического обеспечения);
- ведение государственных реестров по всем зарегистрированным изобретениям, полезным моделям, промышленным образцам с последующей доставкой авторам материалов по выданным патентам;
- подготовку предложений по программам и планам развития государственной патентной системы, рекомендации по изменению законодательства в области интеллектуальной промышленной собственности;
- другие виды деятельности в соответствии с уставом государственного учреждения "Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС) от 24.02.1998".
Обеспечение охраняемых законом прав патентообладателей и интересов заявителей в отношении интеллектуальной промышленной собственности возлагается на Палату по патентным спорам (ППС). Во исполнение этого ППС осуществляет следующие функции:
- рассматривает возражения и принимает соответствующие решения по поводу отказа в выдаче патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец;
- принимает соответствующие решения о признании заявки на изобретение, полезную модель, промышленный образец отозванной;
- рассматривает возражения и принимает соответствующие решения против выдачи патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец;
- принимает соответствующие решения против действия на территории Российской Федерации ранее выданного авторского свидетельства или патента на изобретение, промышленный образец;
- осуществляет подготовку для публикации сведений об изменениях в реестрах выданных охранных документов;
- принимает участие при разрешении споров по реализации прав интеллектуальной промышленной собственности в международных отношениях в пределах, определяемых компетенцией Роспатента;
- другие функциональные обязанности, осуществляемые согласно Уставу государственного учреждения Палаты по патентным спорам, утвержденным Приказом Роспатента от 06.03.2003.
ППС, согласно своему уровню компетенции, в административном порядке рассматривает споры по поводу реализации прав заявителей, патентообладателей и принимает соответствующие решения по ним.
Рассмотрение возражения или заявления на заседании коллегии ППС осуществляется коллегиально в составе не менее трех ее членов, включая председательствующего и ответственного за рассмотрение возражения или заявления. Процедура рассмотрения по существу начинается докладом председательствующего или одного из членов коллегии ППС. Далее выступает лицо (лица), подавшее возражение или заявление. После этого выступление предоставляется патентообладателю или его представителю. В дальнейшем слушаются лица, принимавшие решения по результатам проведения необходимой экспертизы. Далее заслушиваются ответы лиц, участвующих в рассмотрении и отвечающих на вопросы членов коллегии ППС. Участвующим лицам предоставляется право выступить и дополнить ранее сделанные заявления.
После этого коллегия ППС принимает результативное решение.
Рассмотрение ППС возражений и заявлений предполагает правовое регулирование преимущественно технических процедур оформления прав интеллектуальной промышленной собственности и не предусматривает рассмотрения вопросов, требующих квалификационного юридического судейства. Кроме этого, принятое решение ППС можно обжаловать в суде в соответствии со ст. 31 Патентного закона РФ, ст. 685 Закона РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (от 27.04.1993) и ст. 44, 46 Конституции РФ.
Российский государственный институт интеллектуальной собственности (РГИИС) - третье учреждение, входящее в структуру Роспатента и представляющее собой государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования.
Основные цели деятельности РГИИС заключаются в следующем:
- осуществление подготовки специалистов с высшим, послевузовским и профессиональным дополнительным образованием;
- выполнение научных исследований, связанных с вопросами интеллектуальной собственности;
- предоставление консультационных, информационно-аналитических, научно-методических, редакционно-издательских и иных услуг гражданам и юридическим лицам;
- участие в соответствии с уровнем компетенции в подготовке проектов нормативно-правовых актов, федеральных целевых программ по интеллектуальной собственности;
- осуществление международного сотрудничества по направлениям, соответствующим основному профилю деятельности РГИИС;
- содействие распространению информации в обществе о проблемах интеллектуальной собственности.
В соответствии с основными целями деятельности РГИИС осуществляет следующее:
- планирует, организует и проводит учебные, научно-исследовательские, экспертно-консультационные и информационно-аналитические мероприятия;
- реализует на основе заключаемых договоров с зарубежными организациями совместные учебные и научно-исследовательские программы;
- подготавливает и проводит симпозиумы, конференции, круглые столы;
- осуществляет иную деятельность по вопросам интеллектуальной собственности, соответствующую законодательству Российской Федерации.
Информационный издательский центр (ИНИЦ) обеспечивает публикацию необходимых материалов, относящихся к деятельности Роспатента.
Деятельность Роспатента предполагает наличие полной патентно-технической информации. Совокупность информации, достоверных сведений о результатах научно-технической деятельности, содержащихся в патентной, технической и правовой документации; организаций, обеспечивающих ее накопление и распространение, определяет государственную систему патентной информации.
Государственная система патентной информации обеспечивает деятельность Роспатента. В этой системе функционирует Всероссийская патентно-техническая библиотека (ВПТБ), входящая в состав ФИПС, и Всероссийский научно-исследовательский институт патентной информации (ВНИИПИ). В каждом субъекте Российской Федерации действуют патентные библиотеки, которые связаны с аналогичными службами на промышленных предприятиях.
К патентной информации относятся сведения, опубликованные и не опубликованные в средствах массовой информации и специальных информационных источниках о разработках, заявленных или признанных охраноспособными изобретениями, полезными моделями, промышленными образцами, и сведения, касающиеся охраны прав авторов и патентообладателей.
Патентная информация содержит:
1)первичные сведения - описание изобретений к патентам и заявкам, опубликованные в бюллетенях;
2) вторичные - рефераты изобретений в журналах или тематических обзорах;
3) сигнальные - краткие сведения об изобретениях в специализированных журналах.
Содержание патентной информации раскрывает общие вопросы патентно-информационной деятельности. Определяет роль патентной информации в правовой системе охраны интеллектуальной промышленной собственности.
Патентная информация предоставляет также сведения о нормах международных правовых систем в контексте правоотношений по поводу изобретений, полезных моделей, промышленных образцов.
Система патентной информации использует современные средства прямого доступа к удаленным базам данных (Интернет) и патентно-информационного поиска (автоматизированный информационный поиск).
Полученная патентная информация анализируется, систематизируется и определяется в качестве показателей, учитываемых при составлении данных патентной статистики.
Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам является полномочным субъектом отношений интеллектуальной промышленной собственности и занимается регистрацией прав субъектов патентообладателей на изобретение, полезную модель, промышленный образец.
Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам регистрирует договоры на передачу исключительных имущественных прав между патентообладателем и участниками гражданско-правовых отношений по поводу объекта интеллектуальной промышленной собственности.
Регистрация и оформление прав по поводу объектов интеллектуальной промышленной собственности при введении их в гражданский оборот предполагают использование необходимой патентной информации, которая предоставляется по системе патентной информации зарубежными патентными ведомствами, организациями.
Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам осуществляет правовое регулирование общественных отношений по поводу создания, квалификации, официального признания научно-технического достижения изобретением, полезной моделью, промышленным образцом. Федеральная служба стимулирует изобретательскую деятельность, организуя порядок перехода исключительных имущественных прав при введении объектов интеллектуальной промышленной собственности в гражданский оборот.
Правоотношения у Роспатента возникают непосредственно с авторами объектов интеллектуальной промышленной собственности, патентообладателями по поводу регистрации и передачи, уступки исключительных имущественных прав на изобретение, полезную модель или промышленный образец.
В настоящее время, согласно Положению от 16.06.2004 N 299, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации, Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам является федеральным органом исполнительной власти. Тем не менее указанная служба фактически является одновременно и законодательным органом власти, поскольку основополагающим нормативно-правовым актом является Патентный закон РФ, подготовленный Роспатентом.
Нарушается социальный характер государственной власти, закрепленный Конституцией РФ. Вертикальное единство государственной власти сочетается с ее разделением на законодательную, исполнительную и судебную ветви государственной власти (см. ст. 10 Конституции РФ). Это подтверждает принцип демократии Российского государства. Каждая ветвь государственной власти представляет собой обособленную организационно-функциональную структуру в целостном механизме государственной власти, представленную определенными государственными органами и выполняющими определенную функцию по государственному управлению. В своей деятельности все ветви власти самостоятельны и не предполагают присвоения функций власти, несоответствующих своему уровню компетенции. Это обеспечивает единство государственной власти и предупреждает возможность концентрации власти в одном органе государственной власти. В контексте структурной организации деятельности Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам такая концентрация прослеживается - объединение в одной структуре функций исполнительной и законодательной ветвей власти Чиркин В.Е. Конституционное право России. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2004. С. 291 - 294..
Для исправления сложившейся ситуации в данном вопросе необходимо прежде всего принять специальный раздел "Интеллектуальная собственность" в Гражданском кодексе Российской Федерации, теоретически закрепляющий основы права интеллектуальной собственности - устанавливающий правовой порядок, юридическую силу применения законов по поводу интеллектуальной промышленной собственности, и ограничить функции деятельности Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам только соответствующими ее компетенции исполнительными функциями реализации государственной власти Сенников Н. Задачи и роль государства в системе гражданско-правового регулирования отношений интеллектуальной промышленной собственности // Юридический мир, 2005, №12..
2.2 Реализация функций и полномочий по управлению государственной интеллектуальной собственностью
Исключительные права России на объекты интеллектуальной собственности проявляются только в следующих формах:
1) закрепление их за федеральными государственными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения;
2) закрепление их за федеральными казенными предприятиями и государственными учреждениями на праве оперативного управления;
3) нахождение их в казне Российской Федерации:
а) нахождение их непосредственно в казне государства;
б) передача их в доверительное управление коммерческим организациям (кроме унитарных, включая казенные, предприятий).
В качестве типичного примера обладателей прав хозяйственного ведения (оперативного управления) можно привести научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации (в том числе при Российской академии наук) и органы государственной власти (в том числе федеральные органы исполнительной власти). Исключительные права России на некоторые товарные знаки закреплены не только IV частью ГК РФ, но и нормативными актами Постановления Правительства Российской Федерации "О товарных знаках на алкогольную и спиртосодержащую продукцию" от 4 июля 2002 г. N 494 и "О восстановлении и защите прав Российской Федерации на товарные знаки за рубежом" от 6 января 2005 г. N 6, а также Приказ Минсельхоза России и Минимущества России "Об утверждении Порядка пользования федеральным казенным предприятием "Союзплодоимпорт" товарными знаками на алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принадлежащими Российской Федерации" от 26 августа 2002 г. N 673, 204.. Фирменными наименованиями, исключительные права на которые принадлежат государству, являются фирменные наименования федеральных государственных унитарных (включая казенные) предприятий и федеральных государственных учреждений. Обладателями имущественных прав России на объекты авторского и смежного права являются федеральные государственные учреждения науки, культуры и образования (типичный пример объекта таковых прав - национальный фильм, учебная литература, градостроительные и архитектурные решения).
Существенным изъяном практики правоприменения является отсутствие оформления и учета исключительных прав на нерегистрируемые объекты интеллектуальной собственности (авторских и смежных прав, ноу-хау и др.). Но названные объекты интеллектуальной собственности, исключительные права на которые принадлежат России, объективно существуют с момента их создания в федеральных государственных унитарных предприятиях и учреждениях (а ноу-хау - с момента принятия решения об отнесении секретов производства к сведениям с ограниченным доступом), отсутствие их оформления и учета никоим образом не умаляет исключительных прав России на них, а является нарушением законодательства со стороны организаций-обладателей.
Права России, затрагивающие объекты интеллектуальной собственности, исключительные права на которые ей не принадлежат (в части использования таковых объектов и в части ограничения их оборотоспособности), в значительной степени определяют гражданский оборот объектов интеллектуальной собственности вне зависимости от волеизъявления правообладателей. Поэтому их необходимо выделить в две отдельные группы прав, которые имеют сходство в том, что касается реализации не принадлежащих России исключительных прав, а различаются тем, что права одной группы предоставляют право России использовать объекты интеллектуальной собственности для нужд государства, не ограничивая их гражданского оборота, а права другой группы, наоборот, предназначены для ограничения гражданского оборота объектов интеллектуальной собственности с целью защиты интересов России.
На наш взгляд, следует проанализировать содержание прав государства, связанных с обязательными экземплярами документов, геодезической и картографической информацией и геологической информацией о недрах.
Из анализа норм законодательства, определяющих статус обязательного экземпляра документа, следует, что все обязательные экземпляры документов содержат информацию, являющуюся объектом авторского и смежных прав, за исключением официальных и патентных документов: содержащаяся в них информация как таковая объектом интеллектуальной собственности не является.
Геодезическая и картографическая информация, выполненная в форме картографического изображения, является объектом авторского права (ст. 1259 ГК) либо может охраняться патентом на промышленный образец (ст. 1377 ГК), а представленная в цифровом виде она охраняется как база (базы) данных (ст. 1262 ГК). Иная геодезическая и картографическая информация может быть объектом интеллектуальной собственности только при условии ограничения к ней доступа, т.е. в форме ноу-хау (ст. 1465 ГК).
Статус геологической информации о недрах как обособленного объекта исключительных прав законодательством России не определен. Но по аналогии с геодезической и картографической информацией геологическая информация о недрах, выполненная в форме картографического изображения, является объектом авторского права либо может охраняться патентом на промышленный образец, а в цифровом виде - базой данных. Законодательством России предусмотрено обязательное обеспечение конфиденциальности геологической информации о недрах, представленной в любом виде, поскольку такая информация представляет практическую ценность и несет коммерческий потенциал для пользователей.
Таким образом, геологическая информация о недрах является объектом интеллектуальной собственности со статусом ноу-хау.
России принадлежат все исключительные права на геологическую информацию о недрах, полученную за счет средств федерального бюджета.
Реализация прав на установление ограничений оборотоспособности объектов интеллектуальной собственности, исключительные права на которые России не принадлежат, проявляется в засекречивании изобретений (с полезными моделями), программ для электронных вычислительных машин и баз данных, топологий интегральных микросхем, объектов авторского права и ноу-хау, а также в ограничении оборота результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения.
Право предотвращения и запрета незаконного использования каким бы то ни было образом олимпийской символики выделено в отдельную группу по той причине, что государство, не имея исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности этого вида и не используя их со своей стороны, обязано защищать их от несанкционированного использования и предотвращать его. Основанием такой обязанности являются нормы многостороннего международного договора. Олимпийская символика является средством индивидуализации, исключительные права и особый правовой статус которой установлен нормами международного права. Россия, признав Международный олимпийский комитет в качестве правообладателя, приняла на себя обязательство по охране и защите прав на олимпийскую символику.
Рассматривая это как предпосылку, считаем целесообразным раскрыть содержание гражданского оборота в сфере прав государства на объекты интеллектуальной собственности. Согласно определению, данному многими классиками отечественной цивилистики в базовых учебниках по гражданскому праву, гражданский оборот есть совокупность общественных отношений, в ходе которых приобретаются либо прекращаются права и обязанности, связанные с объектами гражданских прав Гражданское и торговое право капиталистических стран / Под ред. Е.А. Васильева. М., 2004; Гражданское право: Учебник / Под ред. Е.А. Суханова. М., 2004; Гражданское право: Учебник / Под ред. Ю.К. Толстого и А.П. Сергеева. СПб., 2006.. Следовательно, гражданский оборот является системной совокупностью видов сделок (ст. 153 ГК). Системного перечня видов сделок, составляющих гражданский оборот в сфере прав государства на объекты интеллектуальной собственности, нет ни в одном из исследований. Пытаясь устранить этот пробел, предлагаем сформулировать системный перечень следующим образом:
I группа. Правоотношения в области заключения и выполнения договоров, в результате которых создаются (могут быть созданы) объекты интеллектуальной собственности.
II группа. Гражданский оборот объектов интеллектуальной собственности, исключительные права на которые принадлежат России:
1) приобретение исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности:
а) создание результатов интеллектуальной деятельности с последующим оформлением (регистрацией) их как объектов интеллектуальной собственности, а также создание нерегистрируемых объектов интеллектуальной собственности:
самим федеральным государственным унитарным (в том числе казенным) предприятиям и учреждениям;
в результате выполнения государственного заказа и переданных государственному заказчику;
на средства государственного финансирования и при использовании имущества, находящегося в федеральной собственности;
б) приобретение исключительных прав на уже существующие объекты интеллектуальной собственности (в частности, договор об уступке патента);
в) переход государству выморочного имущества, в состав которого входят права на объекты интеллектуальной собственности;
г) национализация имущества, в состав которого входят права на объекты интеллектуальной собственности;
2) прекращение исключительных прав России на объекты интеллектуальной собственности:
а) при прекращении существования объекта интеллектуальной собственности как объекта исключительного права (к примеру, прекращение действия патента);
б) по договору уступки исключительного права;
в) при передаче исключительных прав на объект интеллектуальной собственности в уставный капитал вновь создаваемых юридических лиц;
г) в результате приватизации;
д) в результате обращения взыскания на исключительные права на объекты интеллектуальной собственности как составную часть имущества должника (при осуществлении исполнительного производства);
е) в ходе реализации имущества федерального унитарного предприятия, признанного банкротом, при осуществлении конкурсного производства;
3) предоставление другим субъектам права использования объекта интеллектуальной собственности:
а) по лицензионному договору;
б) по договору коммерческой концессии;
4) передача другим субъектам исключительного права на объект интеллектуальной собственности в доверительное управление;
5) передача другим субъектам исключительного права на объект интеллектуальной собственности в залог;
6) передача другим субъектам исключительного права на объект интеллектуальной собственности в хозяйственное ведение (оперативное управление);
7) возникновение правоотношений, возникающих вследствие нарушения исключительных прав России на объекты интеллектуальной собственности.
III группа. Способы использования Россией объектов интеллектуальной собственности, исключительные права на которые ей не принадлежат:
1) на общих основаниях, в соответствии с гражданским правом (в том числе при выполнении контрактов для федеральных государственных нужд);
2) в порядке реквизиции (ст. 242 ГК);
3) изобретение, промышленный образец, полезная модель, топология интегральной микросхемы, программа для ЭВМ и базы данных - как результат выполнения государственного контракта для федеральных государственных нужд;
4) изобретение, полезная модель или промышленный образец, без согласия патентообладателя в интересах национальной безопасности, - по разрешению Правительства Российской Федерации;
5) в соответствии с законом владение обязательным экземпляром документов, геодезической (картографической) информацией и геологической информацией о недрах.
IV группа. Правоотношения, возникающие на основе личных неимущественных прав:
1) взаимоотношения с авторами объектов интеллектуальной собственности, исключительные права на которые принадлежат России;
2) реализация права на вознаграждения автору (авторам) изобретения, промышленного образца, полезной модели, созданных в результате выполнения государственного контракта для федеральных государственных нужд, исключительные права на которые не принадлежат России.
При вовлечении объектов интеллектуальной собственности, принадлежащих государству, в гражданский оборот путем оценки должна быть определена их рыночная стоимость (оценочная стоимость). Объектом оценки является имущество. Для целей оценки разделение имущества на вещи и нематериальные активы (объекты интеллектуальной собственности) законодательством России не предусмотрено, т.е. права государства на объекты интеллектуальной собственности являются объектом оценки на общих основаниях. Объект оценки - стоимость прав, являющихся предметом сделки.
При вовлечении в какую бы то ни было сделку любых объектов интеллектуальной собственности, исключительные права на которые полностью либо частично принадлежат России, проведение оценки обязательно, исключением признается:
а) совершение федеральным государственным унитарным предприятием (за исключением федерального казенного предприятия) сделок с объектами интеллектуальной собственности, права на которые принадлежат государству (при соблюдении условия, что для заключения таковых сделок согласия России не требуется);
б) передача объектов интеллектуальной собственности при реорганизации государственного предприятия (учреждения), не связанная с утратой Россией исключительных прав на них;
в) распоряжение учреждением объектами интеллектуальной собственности, приобретенными в ходе реализации права осуществлять приносящую доходы деятельность (ч. 2 ст. 298 ГК).
При приобретении Россией исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности (в том числе в порядке национализации) проведение оценки является обязательным только при наличии спора о стоимости приобретаемых прав.
Права России на объекты интеллектуальной собственности являются объектом бухгалтерского и налогового учета на общих основаниях, каких-либо исключений и особенностей в российском законодательстве не предусмотрено. Учетная стоимость нематериальных активов определяется сугубо исходя из затрат на их создание либо приобретение (а финансовый учет нематериальных активов исходя из их оценочной стоимости недопустим).
При осуществлении гражданского оборота объекты интеллектуальной собственности, права на которые принадлежат государству, могут также перемещаться через таможенную и государственную границу России, что дополняет правоотношения публично-правовым компонентом - нормами таможенного и налогового законодательства Российской Федерации и законодательства об экспортном контроле.
В заключение можно сделать вывод о том, что отношения в сфере прав России на объекты интеллектуальной собственности урегулированы законодательством в той мере, какая необходима для осуществления их гражданского оборота. В то же время для полной гарантии соблюдения названных прав, их охраны и защиты целесообразно принять Федеральный закон "О реализации прав государства на объекты интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий", взяв за основу при его создании текст одноименного Модельного закона, принятого Межпарламентской Ассамблеей государств - участников Содружества Независимых Государств Бобрышев В.А. Права государства на объекты интеллектуальной собственности // Юрист, 2008, №2..
3 Предложения по повышению эффективности управления государственной интеллектуальной собственностью в РФ
3.1 Стратегии государства на рынке объектов интеллектуальной собственности
В связи с готовящимся вступлением России во Всемирную торговую организацию промышленные предприятия и другие организации должны готовиться к более жестким правилам игры на рынке объектов ИС. Основными рисками, имеющими отношение к интеллектуальной собственности, на международных товарных рынках являются:
снижение конкурентоспособности незащищенной исключительными правами продукции;
санкции за непреднамеренное и умышленное нарушение прав третьих лиц, в том числе при трансграничных перемещениях объектов ИС;
слабая позиция при слиянии и приобретении компаний, у инновационных предприятий и организаций, игнорирующих капитализацию своих нематериальных активов.
Следует подчеркнуть, что указанные выше риски характерны также для внутреннего рынка объектов ИС и не являются прямым следствием вступления России в ВТО. Вместе с тем, принятие правил Всемирной торговой организации эти проблемы может обострить, т.к. предполагает усиление активности международной торговли и иностранного капитала на территории РФ.
Существенной угрозой для Российских разработчиков является широко распространенная и отработанная в развитых странах практика использования и оборота объектов ИС, как инструмента конкурентной борьбы и капитализации бизнеса. Конкуренты более жестко будут отслеживать нарушения исключительных прав ИС, могут увеличиться потери бизнеса при арестах контрафактной продукции, в более неравноправные условия при создании и объединении бизнесов будут попадать российские разработчики, которые не защитили права на объекты ИС, не провели их оценку и не учли их стоимость в составе своих активов.
Присутствие государства (субъекта федерации) на рынке объектов интеллектуальной собственности осуществляется в трех основных формах:
государство (субъект федерации) как действительный или потенциальный владелец прав на ОИС, создаваемые предприятиями-исполнителями НИР за счет средств государственного бюджета;
государство (субъект федерации) как собственник или акционер предприятий, владеющих объектами интеллектуальной собственности;
государство (субъект федерации) как регулятор правовых и экономических отношений в сфере охраны и введения в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности.
Многообразие форм участия, а также перспективность и доходность рынка объектов интеллектуальной собственности делают весьма актуальной разработку системы управления, определяющей цели и задачи присутствия государства на рынке объектов ИС, а также соответствующую структуру и привлекаемые ресурсы. Независимо от указанных выше форм целью участия государства (субъекта Федерации) в хозяйственном обороте объектов ИС является развитие интеллектуального потенциала, повышение конкурентоспособности и доходности научно-промышленного комплекса области за счет введения в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности. Концепция реализации этой цели предполагает деятельность в следующих основных стратегических направлениях:
совершенствование нормативно-методологической базы в сфере охраны, учета и коммерциализации объектов интеллектуальной собственности;
разработка и реализация механизмов разделения прав на результаты научно-технической деятельности, создаваемые за счет средств государственного бюджета, а также вовлечение выявленных объектов интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот;
разработка и реализация программы повышения информированности населения в вопросах управления ИС;
создание и развитие инфраструктуры управления интеллектуальной собственностью;
развитие системы венчурного финансирования;
создание системы обучения и сертификации специалистов и менеджеров в сфере интеллектуальной собственности.
Основные приоритеты политики в сфере интеллектуальной собственности:
Главным приоритетом государственной политики в сфере интеллектуальной собственности должно быть соблюдение интересов всех участников рынка объектов интеллектуальной собственности (принцип экономической целесообразности). Выполнение этого приоритета требует скорейшего развития мотивационных механизмов активизации процесса введения в хозяйственный оборот охраноспособных результатов интеллектуальной деятельности.
В ряде случаев, в частности, когда государство является собственником или акционером предприятия, целесообразно использование директивных механизмов стимулирования инновационной активности предприятий.
Третий важнейший приоритет - повышение эффективности государственных инвестиций в инновационную деятельность. Этот приоритет может быть реализован при активизации следующих основных форм участия государства (субъекта федерации) в коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности:
Финансирование НИОКР из бюджета, как "катализатор" привлечения негосударственных инвестиций в инновационный проекты.
Контроль за эффективностью использования оборотоспособных результатов НИОКР, выполненных за счет средств государственного бюджета.
Координация деятельности организаций инфраструктуры поддержки в сферах повышения информированности населения в вопросах интеллектуальной собственности, подготовки кадров, а также оказания экспертных, оценочных и консалтинговых услуг.
Ликвидация "правового нигилизма". Предприниматели должны поверить в то, что государство защитит данные им исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности в случае их нарушения. Без активного участия государственных структур эту проблему не решить.
3.2 Программа повышения эффективности системы управления государственной интеллектуальной собственностью
Создание конкурентоспособного сектора исследований и разработок, эффективной национальной инновационной системы и развитие институтов использования и защиты прав интеллектуальной собственности включено в число важнейших задач Стратегии Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период до 2010 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 30.03.2002 г. № Пр-576, Основных направлений политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года (5 августа 2005 года № 2473п-П7), Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года (от 15 февраля 2006 г.).
Государственная политика в области развития инновационной системы реализуется по следующим направлениям:
создание благоприятной экономической и правовой среды в отношении инновационной деятельности;
формирование инфраструктуры инновационной системы;
создание системы государственной поддержки коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности.
Государственная поддержка коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, включая подготовку производства и обеспечение вывода на рынок инновационной продукции, осуществляется путем:
координации федеральных, региональных, межведомственных и ведомственных целевых программ в целях консолидации и концентрации бюджетных и внебюджетных ресурсов для финансирования инновационной деятельности;
комплексного решения задач инновационного развития регионов и наукоемких высокотехнологичных отраслей в рамках реализации Приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации и Перечня критических технологий Российской Федерации;
совершенствования механизмов взаимодействия участников инновационной деятельности, в первую очередь, между научными организациями, высшими учебными заведениями и промышленными предприятиями в целях продвижения новых знаний и технологий в производство.
К 2010 г. в соответствии с приведенными выше документами уровень и динамика коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, снижения рисков для инвестиций в высокотехнологичные отрасли и повышение конкурентоспособности экономики страны должны стать решающим фактором улучшения качества жизни населения, обеспечения социально-экономической стабильности и национальной безопасности Российской Федерации.
Программа развития системы управления интеллектуальной собственностью в качестве основных определяет следующие направления:
совершенствование внутренней нормативно-правовой базы управления интеллектуальной собственностью;
активизация научно-исследовательской деятельности с получением результатов способных к правовой охране;
пропаганда необходимости защиты результатов интеллектуального труда;
образовательная деятельность с целью подготовки специалистов, владеющих вопросами охраны интеллектуальной собственности, что обеспечит высокие стандарты содержания, уровня и качества подготовки выпускников;
деятельность, направленная на коммерциализацию объектов интеллектуальной собственности, принадлежащих государству;
содействие переводу промышленности Российской Федерации на инновационный путь развития.
Основными целями программы является формирование патентно-лицензионной политики Российской Федерации, направленной на повышение конкурентоспособности страны на мировой арене, для привлечения дополнительных финансовых средств в развитие экономики Российской Федерации, создания условий для эффективного использования интеллектуальной собственности России в решении задач социально-экономического развития страны.
Для достижения указанных целей необходимо решить следующие задачи:
Повышение конкурентоспособности страны.
Действия по реализации:
совершенствование нормативно-правовой базы по вопросам управления интеллектуальной собственностью;
стимулирование процессов создания, защиты и использования объектов интеллектуальной собственности;
своевременное выявление и регистрация охраноспособных разработок, созданных при проведении научно-исследовательских работ, в том числе изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программных продуктов;
информационная, организационная, производственная и финансовая поддержка мероприятий по введению в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности, принадлежащих государству.
. Результат выполнения:
повышение качества научных исследований за счет получения результатов, обладающих мировой новизной;
повышение престижа Российской Федерации, как страны с развитой инновационной структурой.
Активизация научно-исследовательской деятельности, направленной на получение результатов, способных к правовой охране.
2.1. Действия по реализации:
пропаганда необходимости защиты результатов интеллектуального труда;
патентно-информационное обеспечение ведущихся в стране научных исследований с использованием доступа к удаленным базам данных патентных ведомств;
оказание помощи в выявлении охраноспособных результатов интеллектуальной деятельности;
оказание помощи в оформлении заявочных материалов для получения охранных грамот (патентов и свидетельств);
материальное и моральное стимулирование создателей объектов интеллектуальной собственности.
2.2. Результат выполнения:
увеличение контингента привлеченных к изобретательской деятельности;
повышение активности патентования в Российской Федерации.
Совершенствование образовательного процесса с учетом необходимости распространения знаний по охране интеллектуальной собственности.
Действия по реализации:
введение в учебный процесс университетов при подготовке и переподготовке специалистов по всем существующим и вновь открываемым специальностям и направлениям образования, а также в систему подготовки кадров высшей квалификации, систему дополнительного образования и повышения квалификации разделов «Введение в интеллектуальную собственность» с учетом специфики каждой специальности;
проведение семинаров;
организация курса лекций по изучению Закона об авторских и смежных правах для аспирантов гуманитарных специальностей;
организация курса лекций по изучению патентного законодательства для аспирантов и студентов гуманитарных наук;
организация курса лекций по изучению механизмов управления использованием интеллектуальной собственности;
организация групп обучающихся по системе дистанционного образования в Академии Всемирной организации интеллектуальной собственности;
подготовка квалифицированных менеджеров в сфере интеллектуальной собственности.
Результат выполнения:
обеспечение высоких стандартов содержания, уровня и качества подготовки специалистов.
Коммерциализация объектов интеллектуальной собственности Российской Федерации.
4.1. Действия по реализации:
проведение маркетинговых исследований для выявления потенциальных потребителей интеллектуальной собственности, и проведения маркетинговых исследований для выявления предприятий - потенциальных заказчиков научно-исследовательских работ;
участие в программах фонда содействия развитию малого предпринимательства в научно-технической сфере;
участие в программах БИТ (Бизнес инновационных технологий), фонд-ИНТАС и др.
участие в конкурсах, проводимых государственными фондами;
пропаганда достижений в средствах массовых информаций, а также путем участия в выставках;
создание условий для возможности представления на выставках действующих моделей разработок, защищенных патентами;
продажа лицензий.
4.2. Результат выполнения:
получение дополнительных финансовых средств на развитие экономики;
повышение роли России в комплексном решении задач инновационного развития.
5. Участие в разработке и реализации региональных проектов по переводу промышленности на инновационный путь развития.
5.1. Действия по реализации:
- пропаганда необходимости использования интеллектуальной собственности и перевода предприятий в разряд инновационных;
реклама деятельности региональных центров интеллектуальной деятельности по оказанию помощи предприятиям в решении вопросов, связанных с созданием, защитой и использованием объектов интеллектуальной собственности;
проведение семинаров с привлечением специалистов Роспатента;
расширение перечня услуг, оказываемых региональным центром интеллектуальной собственности.
5.2. Результат выполнения:
укрепление позиций предприятий страны на внутреннем и внешнем рынках;
повышение конкурентоспособности продукции предприятий;
создание новых рабочих мест.
Заключение
Развитие современной экономики неразрывно связано с использованием в хозяйственной деятельности интеллектуальной собственности, в виде соответствующих прав на знания. Рынок интеллектуальной собственности все больше становится одной из важных сфер национальной экономики большинства стран, располагающих соответствующим интеллектуальным потенциалом. Интеллектуальная собственность является одним из важнейших ресурсов, предопределяющих рост благосостояния общества. Не случайно в имущественных комплексах ведущих национальных фирм постоянно увеличивается доля нематериальных активов, базирующихся на интеллектуальной собственности.
Интеллектуальная собственность стала важнейшим элементом производительных сил - доминирующим ресурсом в сфере материального производства, способным принести высокие доходы. Как система прав, интеллектуальная собственность имеет нематериальный характер, и, при определенных условиях, может быть использована одновременно несколькими юридическими лицами. При продаже интеллектуальной собственности не происходит отчуждения знаний от автора инноваций и коллектива разработчиков, так как при передаче знаний они сохраняются у его разработчиков. Интеллектуальная собственность как система исключительных прав неразрывно связана с особенностью патентного и авторского права, а также законодательства по охране коммерческой тайны и защите информации.
Рынок интеллектуальной собственности затрагивает ту часть научно-технической и инновационной деятельности, которая связана с правовой охраной знаний и использованием их как объектов интеллектуальной собственности. Процесс функционирования рынка интеллектуальной собственности как части научно-технической и инновационной деятельности можно разделить на две основные части: первая - введение в хозяйственный оборот интеллектуальной собственности, вторая - сам хозяйственный оборот этих объектов.
Спрос на объекты интеллектуальной собственности определяется реальностью ее коммерческого использования для получения дополнительной прибыли, либо при использовании охраняемых результатов интеллектуальной деятельности при выпуске и реализации продукции, либо при продаже прав на использование объектов интеллектуальной собственности полностью или частично на основе лицензионного договора.
Как правило, наибольший интерес на рынке вызывают результаты интеллектуальной деятельности в виде технологий, включающих в себя изобретения, промышленные образцы, товарные знаки, компьютерные программы, существенно повышающие коммерческую ценность товара. Технологии, в свою очередь, стараются продавать в совокупности с консультационными и инжиниринговыми услугами, оборудованием, системой сбыта и сервисного обслуживания продукции, выпускаемой по продаваемой технологии.
Список использованной литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 №230-ФЗ (в ред. Федерального закона от 08.11.2008 №201-ФЗ) // Парламентская газета, №214 - 215, 21.12.2006.
2. Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности от 14.07.1967 (в ред. 02.10.1979) // СПС «Консультант Плюс» - официально документ опубликован не был.
3. Федеральный закон "О Государственном флаге Российской Федерации"
4. Федеральный закон "О Государственном гербе Российской Федерации"
5. Федеральный закон "О Государственном гимне Российской Федерации".
6. Указ Президента Российской Федерации от 14 мая 1998 г. N 556 "О правовой защите результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения"
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1998 г. N 1132 "О первоочередных мерах по правовой защите интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения".
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 №299 «Об утверждении Положения О Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам» (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.11.2008 №814) // Российская газета, №132, 24.06.2004.
9. Постановление Правительства Российской Федерации "О товарных знаках на алкогольную и спиртосодержащую продукцию" от 4 июля 2002 г. N 494
10. Постановление Правительства Российской Федерации "О восстановлении и защите прав Российской Федерации на товарные знаки за рубежом" от 6 января 2005 г. N 6
11. Модельный закон о реализации прав государства на объекты интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий от 07.12.2002 // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств - участников Содружества Независимых Государств, 2003, №30 (часть 2) С. 277 - 296.
12. Приказ Минсельхоза России и Минимущества России "Об утверждении Порядка пользования федеральным казенным предприятием "Союзплодоимпорт" товарными знаками на алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принадлежащими Российской Федерации" от 26 августа 2002 г. N 673, 204.
13. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 09.09.1886 (в ред. От 28.09.1979) // Бюллетень международных договоров, №9, 2003.
14. Бобрышев В.А. Права государства на объекты интеллектуальной собственности // Юрист, 2008, №2.
15. Бондарев М.Ю. Правовые основы противодействия распространению контрафакта и иным нарушениям прав интеллектуальной собственности // Российский следователь, 2008, №11.
16. Валдайцев С.И. Оценка бизнеса и управление стоимостью предприятия. Учебное пособие для вузов. М.: Юнити -Дана, 2007 г. -335 с.
17. Гражданское и торговое право капиталистических стран / Под ред. Е.А. Васильева. М., 2004
18. Гражданское право: Учебник / Под ред. Е.А. Суханова. М., 2004
19. Гражданское право: Учебник / Под ред. Ю.К. Толстого и А.П. Сергеева. СПб., 2006.
20. Еременко В.И. Соотношение понятий «интеллектуальная собственность» и «исключительное право» в Гражданском кодексе Российской Федерации // Законодательство и экономика, 2008, №10.
21. Калачева Г.Л. Государственно-правовой механизм обеспечения охраны интеллектуальной (промышленной) собственности в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. Хабаровск, 2005.
22. Лопатин В.Н. Проблемы реализации прав государства на объекты интеллектуальной собственности в Российской Федерации // Вооружение. Политика. Конверсия. 2008. N 6. С. 10 - 15.
23. Новосельцев О.В. Системный анализ кодификации интеллектуальной собственности // История государства и права, 2008, №3.
24. Отнюкова Г. Охрана прав и интересов государства при создании и использовании результатов научно-технической деятельности // Хозяйство и право. 2007. N 1. С. 66 - 72.
25. Сенников Н. Задачи и роль государства в системе гражданско-правового регулирования отношений интеллектуальной промышленной собственности // Юридический мир, 2005, №12.
26. Сенников Н.Л. Об ответственности в праве интеллектуальной собственности // Российский судья, 2008, №2.
27. Сенников Н.Л. Эффективная реализация исключительных прав в предпринимательском обороте интеллектуальной промышленной собственности // Юрист, 2008, №8.
28. Усольцева С.В. Результаты интеллектуальной деятельности как правовая категория. Дис. ... канд. юр. наук. Иркутск, 2007.
29. Ушаков Т.Б. Современные тенденции развития права интеллектуальной собственности // Российский следователь, 2008, №1.
30. Чиркин В.Е. Конституционное право России. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2004. С. 291 - 294.