Условно-досрочное освобождение от наказания в республике Казахстан
Условно-досрочное освобождение от наказания в республике Казахстан
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
КАЗАХСКАЯ АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА «УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН»
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Тема: «Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания»
Выполнил: студент 5 курса
защите заведующим кафедрой уголовно-правовых дисциплин
План.
1. Введение 9
2. Общее понятие условно-досрочного освобождения от наказания 12
3. Понятие наказания и цели наказания 15
4. Исправление 19
5. Освобождение от отбывания наказания 23
6. Основания освобождения от отбывания наказания 27
7. Порядок представления к условно-досрочному освобождению от отбывания наказания 39
8. Особенности представления осуждённых, отбывающих пожизненное лишение свободы к условно-досрочному освобождению. 50
9. Прекращение отбывания наказания и порядок освобождения 52
10. Правовое положение лиц, отбывших наказание. 54
11. Помощь осуждённым, освобождённым от отбывания наказания и контроль за ним. 56
12. Права освобождаемых на трудовое и бытовое устройство и другие социальные помощи. 59
13. Административный надзор за лицами освобождёнными из мест лишения свободы. 63
14. Программа Правительства на 2000-2002 годы. 68
15. Заключение. 71
16. Список использованных нормативных актов и литературы 75
Реферат Дипломной работы по теме «Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания»
На Международной конференции по реформе уголовных наказаний, состоявшейся в апреле 1999 года, в Лондоне с участием министров, парламентариев, судей и представителей неправительственных организаций более чем из 60 стран и 5 континентов - пришли к единому мнению, что тюремное системы всего мира находятся в кризисном состоянии. Тюрьмы приносят мало пользы обществу - разрушают семьи, дают мало удовлетворения жертвам преступлений, являются учреждениями, которые изолированы от общества и о которых часто забывают.
На практике условия в тюрьмах далеки от стандартов ООН. Нарушения прав человека, такие, как переполненность, отсутствие гигиены, нехватка продуктов питания, плохое медицинское обслуживание, высокий уровень инфекционных заболеваний и смертность в местах заключения, в большинстве стран мира получили широкое распространение. Ситуация в этих системах мира полностью созвучна и нашим проблемам, поэтому мы не можем и не имеем права не думать и не делать практических шагов по реформированию уголовно-исполнительной системы Республики Казахстан.
В то же время, анализируя состояние преступности в последние годы, после проведения амнистии и декриминализации ряда деяний, можно сделать, ещё один вывод - сокращение численности лишённых свободы, на 20-30 тысяч человек, не оказывает существенного влияния на рост преступности в стране.
Сегодня ни для кого не секрет, что лишение свободы не перевоспитывает осуждённого, скорее речь можно вести лишь о коррекции его поведения. В целом же, находясь в местах лишения свободы, осужденный пропитывается идеологией преступного мира, а освобождения несёт её в общество. Таким образом, пропуская через исправительные колонии значительную часть населения страны, мы качественно ухудшаем своё общество. Нетрудно посчитать, что продолжение такой уголовной политики в отношении лишения свободы в течении ближайших 10-20 лет, может привести к непоправимым последствиям. Сохраняя, эту тенденцию, мы создаём реальную угрозу национальной безопасности страны.
По-видимому, не всегда оправдано, для разрешения социальных проблем и конфликтов, возникающих в обществе, применять уголовный закон. Это может не самое лучшее средство, хотя и необходимое. Но даже в тех случаях, когда его применение неизбежно, «целесообразно сохранение и возможное снижение удельного веса лишения свободы в общей совокупности мер наказания. Выход видится только в оптимизации и дальнейшем совершенствовании уголовной и уголовно-исполнительной политики». Чукматов Д.С. Применение уголовного наказания в целях предупреждения рецидивных преступлений. - Алматы: Баспа, 1997. - с. 37.
В связи с вышеизложенным, выбранная тема работы «Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания», носит весьма актуальный характер и имеет важное теоретическое и практическое значение.
С целью более полного раскрытия проблемы условно-досрочного освобождения структура работы состоит из введения, двух глав: «Общее понятие условно-досрочного освобождения от отбывания наказания» и «Правовое положение лиц, отбывших наказание», где вопросы рассматриваются с теоретической и практической стороны, заключения, приложения и списка использованных нормативных актов и литературы.
Во введении дается обоснование темы, её актуальность, ставятся проблемные вопросы, которые раскрываются в последующих двух главах.
В I главе «Общее понятие условно-досрочного освобождения от отбывания наказания», рассматриваются вопросы: понятия наказания и цели наказания; понятия освобождения от отбывания наказания; основания освобождения от отбывания наказания; порядок представления к условно-досрочному освобождению от отбывания наказания; особенности представления осуждённых, отбывающих пожизненное лишение свободы к условно-досрочному освобождению; прекращение отбывания наказания и порядок освобождения.
Далее во II главе «Правовое положение лиц, отбывших наказание», исследуются вопросы: помощи осуждённым, освобождённым от отбывания наказания и контроль за ним; права освобождаемых на трудовое и бытовое устройство и другие социальные помощи; административный надзор за лицами освобождёнными из мест лишения свободы.
В конце работы в Приложении, представлена Программа Правительства на 2000-2002 годы, по вопросам условно-досрочного освобождения от отбывания наказания.В Заключении работы даются выводы по дипломной работе, в частности, рассматриваемая тема условно-досрочного освобождения от отбывания наказания является одним из важнейших условий в уголовно-исполнительном праве, и материальной предпосылкой и основанием освобождения от наказания. По своему содержанию оно является видом наказания на стадии его отбывания. Таким образом, неотбытая часть наказания является специфическим испытательным сроком для условно-досрочно освобождаемого, и важным стимулом к его исправлению.В настоящее время проявление гуманного отношения к лицам, отбывающим наказание в условиях изоляции от общества со стороны государства, говорит и тот факт, что все исправительные колонии всех видов режима содержания, изоляторы временного содержания, а также следственные изоляторы переведена из Комитета Уголовно-исправительной системы МВД в Министерство Юстиции Республики Казахстан, который не так давно осуществлял организацию работы судов и их деятельность.На практике своей трудовой деятельности в исправительной колонии, я воочию убедился, что в настоящее время изменились приоритеты в вопросах организации самого воспитательного процесса. Если раньше его основу составляла идеологическая работа, то сегодня принципиально важное значение приобрёл воспитательный процесс, гуманные отношения к осуждённым, ориентация на общечеловеческие ценности, создание атмосферы законности, создание атмосферы законности и требовательности.Так, например, наряду с этим Департаментом уголовно-исправительной системы Министерства Юстиции Республики Казахстан, для повсеместного внедрения в исправительные колонии, разрабатываются методические пособия по воспитательной работе с осуждёнными в условиях отбывания наказания ,изучение индивидуальных особенностей личности осуждённых и обстоятельства совершённого им преступления после прибытия его в исправительное учреждение.К примеру, в колонии где в настоящее время я работаю, это суд Илийского района Алматинской области. Можно обратиться с жалобой и к прокурору по надзору за уголовно-исполнительной системой, надзирающие за данной системой, а также в вышестоящие органы.Судами области за прошлый год рассмотрено около 4000 представлений об условно-досрочном освобождении от отбытия наказания, замене неотбытого наказания более мягким, и не менее важно, об отмене условно-досрочного освобождения. Из всех представленных к условно-досрочному освобождению и смягчению наказания 88% удовлетворено. Характерно, что за этот период, перед судом предстали за вновь совершённые преступления всего 10 человек из числа условно-досрочно освобожденных.В связи с выше изложенным, что касается гуманного отношения, я считаю, исходя из личностных суждений и практики работы, что в целях стимулирования правопослушного поведения, необходимо Министерству Юстиции Республики Казахстан, выйти с предложением в Высший Законодательный орган, о внесении изменений в некоторые статьи УИК РК, а именно статей 84, 85, настоящего кодекса, что касается свидания осуждённых к лишению свободы, а также получению осуждёнными посылок, передач и бандеролей. Кроме того, я считаю, что назрела необходимость, также внесения изменения и дополнения в ст. 10 УИК РК, так как права осуждённого представляют собой важный элемент их правового статуса.При выполнении Правительством Республики Казахстан и Президентом нашей страны Н.А. Назарбаевым, всех поставленных задач и программ, а также выше указанные мною, предполагаемые внесения изменения в уголовное законодательство, и начнутся реальные улучшения жизни общества и процветание его благосостояния, то со временем, я считаю, это приведёт к поэтапному снижению роста преступности с дальнейшим ее полным искоренением, путём преумножения богатства нашей страны, а также нравственного оздоровления общества. Президент Республики Казахстан Н. Назарбаев, в прошлом году, на III съезде судей предложил законопроект, в частности предусматривающий, снижение наказания, за совершённое преступление, не представляющее существенной общественной опасности, без отягчающих обстоятельств.
Это даёт возможность шире применять альтернативные меры наказания, не связанные с лишением свободы. Например, в законопроекте, вводится такой новый вид наказания, как ограничение свободы, заменяющее пребывание в исправительной колонии. Ограничение свободы предполагает, осуществление за осуждёнными надзора по месту жительства без изоляции от общества сроком от 1 года до 5 лет. То есть они получат право дольше работать или учиться, а также проживать у себя дома, но под строгим контролем и будучи ограниченным в других видах деятельности, свободе передвижения, свободном распорядке дня. По сути такая мера применяется к осуждённым условно, но видимо, в случае с ограничением свободы будет расширен список уголовных преступлений, подлежащих под такое наказание, и ужесточён контроль за осуждёнными. Очень важно, что введение этой поправки позволит по моему мнению в значительной мере разгрузить тюрьмы. Как известно проблемы переполненных колоний (кроме формально главенствующей идеи гуманности), стала одной из причин проведения амнистии, каждые последние три года и о последней мною была выше указана Постановление Пленума Верховного суда Республики Казахстан от 5 ноября 1999 года N 18 О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Закона Республики Казахстан от 13 июля 1999 года "Об амнистии в связи с Годом единства и преемственности поколений"
. До принятия амнистии в 2001 году в местах лишения свободы насчитывалось около 72 тысяч заключённых при лимите в 65 тысяч человек.
В связи с десятой годовщиной принятия Декларации о государственном суверенитете Республики Казахстан, руководствуясь принципами гуманизма, был принят настоящий Закон Республики Казахстан от 29 декабря 2000 г. N 134-II «Об амнистии в связи с десятой годовщиной принятия Декларации о государственном суверенитете Республики Казахстан» Закон Республики Казахстан от 29 декабря 2000 г. N 134-II «Об амнистии в связи с десятой годовщиной принятия Декларациио государственном суверенитете Республики Казахстан»
, и в связи с чем из учреждения, где я в настоящее время тружусь, из 1500 осуждённых, формально подпали под действие настоящего Постановления об амнистии свыше 300 человек, которые в настоящее время убывают или готовятся к месту постоянного жительства. Архив Учреждения ЛА 155 / 8 УКИС Министерства Юстиции .
Если в обществе будут процветать мир и благополучие, и общее благосостояние народа, то со временем преступность исчезнет как ненужный для общества придаток.
«Казахстан должен стать не просто экономически развитой державой. Он должен стать твёрдым сторонником и надёжным символом демократии и прав человека!» О положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики на 2002 год. Ежегодное Послание Президента Республики народу Казахстана (03.09.2001 г.). - А: Казахстанская правда, 2001. - 4 сентября, N207 (23555)
1. Введение
Сегодня никто не сможет точно сказать, когда было совершено первое преступление, когда и какое наказание было применено впервые. Доподлинно известно только одно - во все времена за преступлением следовало наказание.
Наказания применялись самые разные - от бесчеловечных пыток и изощрённых казней до общественного порицания. По мере развития общества менялось и его отношение к наказанию. И сегодня в начале третьего тысячелетия, встаёт вопрос, какой быть системе исполнения наказания в новом веке.
На Международной конференции по реформе уголовных наказаний, состоявшейся в апреле 1999 года, в Лондоне с участием министров, парламентариев, судей и представителей неправительственных организаций более, чем из 60 стран и 5 континентов - пришли к единому мнению, что тюремное системы всего мира находятся в кризисном состоянии. Тюрьмы приносят мало пользы обществу - разрушают семьи, дают мало удовлетворения жертвам преступлений, являются учреждениями, которые изолированы от общества и о которых часто забывают.
На практике условия в тюрьмах далеки от стандартов ООН. Нарушения прав человека, такие, как переполненность, отсутствие гигиены, нехватка продуктов питания, плохое медицинское обслуживание, высокий уровень инфекционных заболеваний и смертность в местах заключения, в большинстве стран мира получили широкое распространение. ситуация в этих системах мира полностью созвучна и нашим проблемам, поэтому мы не можем и не имеем права не думать и не делать практических шагов по реформированию уголовно-исполнительной системы Республики Казахстан.
В советский период времени в Казахстане существовала целая система лагерей. Достаточно вспомнить КарЛАГ - Карагандинское управление лагерей, Восток ЛАГ - Восточное управление лагерей, АЛЖИР - Акмолинский лагерь жён изменников Родины.
Начало этому было положено сразу после революции, развитие прошло в годы репрессий. Освоение целинных и залежных земель в 50-60 годах и строительство крупномасштабных объектов индустрии требовало большого количества рабочей силы, поэтому со всего Советского Союза осуждённые направлялись для отбытия наказания в Казахстан. Уголовно-исполнительная система Республики, являлась частью общесоюзной, и несла в себе все её особенности. Становление самостоятельной уголовно-исполнительная системы Республики Казахстан, началось с 1991 года, с принятием суверенитета.
Современное состояние Уголовно-исполнительной системы Республики, можно проследить по следующим основным статистическим данным. Так на начало 2001 года в уголовно-исполнительной системе Республики имелось 47 исправительных колоний общего, строгого и особо строгого режимов, в том числе 2 для содержания осужденных женщин, 23 колонии-поселения , 3 воспитательные колонии для несовершеннолетних, 1 тюрьма, 17 следственных изоляторов для содержания лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлении и 209, не связанные с изоляцией от общества.
По состоянию на 1 января 2001 года в исправительных колониях содержалось 69624 осужденных, в том числе в воспитательных колониях для несовершеннолетних - 1126 человек, в женских -3094 человека.
В следственных изоляторах 18797 подозреваемых обвиняемых в совершении преступлений. На учёте в уголовно-исполнительных инспекциях состояло свыше 28 тысяч осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества. Сборник Агенства Республики Казахстан по статистике. Краткие итоги в 2001 году в Республики Казахстан. - Алматы, 2001. - с. 37.
Численность тюремного населения, на наш взгляд, в большой степени зависит от уголовной политики, правоприменительной практике, традиций, укоренившихся в общественном сознании.
В то же время, анализируя состояние преступности в последние годы, после проведения амнистии и декриминализации ряда деяний, можно сделать, ещё один вывод - сокращение численности лишённых свободы, на 20-30 тысяч человек, не оказывает существенного влияния на рост преступности в стране.
Сегодня ни для кого не секрет, что лишение свободы не перевоспитывает осуждённого, скорее речь можно вести лишь о коррекции его поведения. В целом же, находясь в местах лишения свободы, осужденный пропитывается идеологией преступного мира, а освобождения несёт её в общество. Таким образом, пропуская через исправительные колонии значительную часть населения страны, мы качественно ухудшаем своё общество. Нетрудно посчитать, что продолжение такой уголовной политики в отношении лишения свободы в течении ближайших 10-20 лет, может привести к непоправимым последствиям. Сохраняя, эту тенденцию, мы создаём реальную угрозу национальной безопасности страны.
По-видимому, не всегда оправдано, для разрешения социальных проблем и конфликтов, возникающих в обществе, применять уголовный закон. Это может не самое лучшее средство, хотя и необходимое. Но даже в тех случаях, когда его применение неизбежно, «целесообразно сохранение и возможное снижение удельного веса лишения свободы в общей совокупности мер наказания. Выход видится только в оптимизации и дальнейшем совершенствовании уголовной и уголовно-исполнительной политики». Чукматов Д.С. Применение уголовного наказания в целях предупреждения рецидивных преступлений. - Алматы: Баспа, 1997. - с. 37.
2. Общее понятие условно-досрочного освобождения от наказания Этот институт позволяет суду прекратить дальнейшее отбывание наказания, если поведение осуждённого в период уже отбытого срока свидетельствует об успешном развитии процесса исправления так, что необходимости в полном отбывании наказания нет. При этом: а) условно досрочное освобождение может применяться в любом случае, когда наказание связано с лишением или ограничением свободы; б) снят запрет применения такого освобождения к отдельным категориям осуждённых; в) не требуется доказанности полного исправления.Орган, исполняющий наказание представляет суду свою оценку поведения осуждённого, свидетельствующую о добросовестном отношении к обязанностям, связанным с отбыванием наказания и примерном поведении, что связано, в частности, с отсутствием взысканий и наличием поощрений (в том числе, с отсутствием претензий к поведению во время краткосрочного отпуска и иного пребывания вне территории колонии). Оценка поведения должна охватывать значительный период времени, а не один-два последних месяца.Для большей гарантии от ошибок при условно-досрочном освобождении УК устанавливает ступенчатый перечень обязательной доли наказания, подлежащей отбытию до освобождения. В зависимости от категории преступления, это не менее половины, не менее двух третей, не менее трёх четвертей срока назначенного наказания. Для пожизненного заключения также предусмотрена принципиальная возможность условно досрочного освобождения по отбытии не менее 25 лет лишения свободы. Это сделано для того, чтобы сохранить и для этой категории осуждённых перспективу улучшения положения, пусть достаточно отдалённую.Институт условно-досрочного освобождения, конечно, стимулирует позитивное поведение в период отбытия наказания. Чтобы закрепить эту тенденцию после освобождения (ведь исправление ещё не завершено!) суд вправе возложить на освобождённого исполнение определённых обязанностей, таких же, как при условном осуждении; предусмотрен и контроль специализированного органа за поведением освобождённого.Злостное уклонение от возложенных обязанностей, нарушение общественного порядка, повлекшее административную ответственность и взыскание является основанием для отмены освобождения и возобновления исполнения оставшейся части наказания.При совершении неосторожного преступления после условно досрочного освобождения суд, в зависимости от конкретных обстоятельств, вправе оставить освобождение в силе или отменить его. А вот при совершении умышленного преступления условно досрочное освобождение отменяется обязательно и назначается наказание по правилам совокупности Условно-досрочное освобождение от наказания и замена на-казания более мягким(ст.70,71).Эта форма представляет собой освобождение от продол-жения отбытия наказания лица, которое доказало свое ис-правление примерным поведением и честным отношением к труду в процессе отбывания наказания. В таких случаях про-должение отбывания наказания теряет свой смысл, так как лицо уже не представляет общественной опасности и ,если освободить его от наказания и предоставить возможность жить в качестве полноправного гражданина то общество по-лучит больше пользы.Замена не отбытой части наказания более мягким видом допускается в тех случаях, когда лицо, хотя полностью и не исправилось, но твердо встало на путь исправления. Замена наказания более мягким является важным стимулом для ско-рейшего исправления осужденного.Условно-досрочное освобождение и замена наказания бо-лее мягким применяется в отношении лиц, осужденных к лишению свободы, исправительным работам или направле-нию в дисциплинарный батальон.Основанием для условно-досрочного освобождения и за-мены наказания более мягким является исправление осуж-денного, которое он доказал примерным поведением и чест-ным отно-шением к труду.Вывод об исправлении осужденного с учетом его лично-сти , характера совершенного преступления и степени уча-стия в нем осужденного должен быть основан на совокупно-сти данных о соблюдении им режима в исправительно-тру-довом учреждении, выполняемой работе и отношении к ней, повышении своей производственной квалификации, участии в общественной жизни и т. п. Условно-досрочное освобождение и замена не отбытой части наказания более мягким наказанием могут приме-няться только судом по представлению администрации мест лишения свободы или соответствующих органов министер-ства внутренних дел, если речь идет о таких видах наказа-ния, как ссылка, высылка или исправительные работы без лишения свободы. Суд, решив положительно вопрос об условно-досрочном освобождении от основного наказания или замене его более мягким, может одновременно освободить осужденного и от таких дополнительных мер воздействия, как ссылка, вы-сылка или лишение права занимать определенные должно-сти или заниматься определенной деятельностью.Рассматриваемая нами сегодня тема условно-досрочного освобождения от наказания является одним из важнейших условий в уголовно-исполнительном праве, и материальной предпосылкой и основанием освобождения от наказания. По своему содержанию оно является видом наказания на стадии его отбывания. Таким образом, неотбытая часть наказания является специфическим испытательным сроком для условно-досрочно освобождаемого, и важным стимулом к его исправлению.3. Понятие наказания и цели наказанияИстория убедительно доказывает, что в борьбе с преступностью невоз-можно достижение серьезных успехов только путем применения к преступникам мер уголовною наказания, в том числе строгих, жестоких. Меры преду-преждения, профилактические меры в этой борьбе приносят больше успеха. В борьбе с преступностью государство использует и иные меры. Одной из таких мер является наказание.Наказание, как правовое понятие, существовало не всегда, Оно, как пре-ступление, появилось на том этапе развития человеческого общества, когда оно разделилось на антагонистические классы, когда появилось государство и право. Рахметов С.М., Кулмаханбетова Е.А., Нурымбетов А.А. Наказание. Учебное и практическое пособие. - А.: АЮИ МВД РК, 1998. - С. 25.Поэтому, наказание как по своему происхождению, природе, так и по назначе-нию является исторически классовой категорией.В доклассовом первобытно - общинном строе отсутствовало понятие преступного. Возникающие там эксцессы не носили характер преступления, а формы карательного воздействия (лишение мира, кровная месть и др.) по своей сущности не были государственным принуждением, поскольку не было госу-дарства и не было классов. Преступными деяния стали признаваться только то-гда, когда они представляли опасность для интересов господствующих классов, для государства. Применяемые за преступное деяние меры становятся мерами государственного принуждения, обеспечиваются принудительной силой государства и применяются для охраны общественных отношений, установ-ленных в интересах господствующего класса Классовая сущность наказа-ния во всех эксплуататорских общественно-экономических формациях определяется тем, что оно выступает как средство защиты интересов эксплуататорских классов, которые содействуют осуществлению функции эксплуата-торских государств.На различных этапах развития классового общества имелись и соответ-ствующие им системы наказания. Смерть и увечье, заточение и изгнание, ли-шение имущественных и иных прав, тяжкие позорящие меры - многое испро-бовано в борьбе с преступностью.В истории и современной практике применения наказания важно выделить такие общие черты, как классовый характер и специфическая социальная роль наказания, а также тенденции его применения, на различных этапах развития общества.В уголовном законодательстве, действовавшем ранее на территории Казахстана (до 1 января 1998 года - Уголовные Кодексы РСФСР 1922 и 1926 годов, а затем - УK Каз.ССР 1959 года) "Об утверждении УПК Казахской ССР": Закон Казахской ССР от 22 июля 1959г.- Ведомости Верховного Совета и Правительства Казахской ССР, 1959г, № 22 - 23. не содержалось определения наказания. Поэтому в уголовно-правовой литературе, изданной до принятия нового УК, можно встретить разные определения наказания. Однако они существенно не отличаются друг от друга и по содержанию сводятся к тому, наказанием является особая мера государственного принуждения, применяемая судом на основании уголовного законодательства к лицам, виноватым в совершении преступления.Угoловный Кодекс Республики даёт следующее определение понятия наказания: «Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному, виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренном настоящим Кодексом лишений или ограничений прав и свобод этого лица» (ст.38 УК РК) Уголовный кодекс Республики Казахстан от 16.07.97 года №167-1 - Алматы: Данекер, 2000. - ст. 38..Статья 38 УК РК в отличие от соответствующей нормы УК Каз.ССР содержит ряд новых предписаний. Законодательной новеллой являются понятие наказания и определение его содержания, а также указание на применение на-казания в целях восстановления социальной справедливости. Кроме того, из уголовного законодательства исключено упоминание о каре.Проблема уголовного наказания является одной из наиболее сложных в уголовно-правовой науке. Уголовное право реализует себя, прежде всего угрозой и применением наказания. В Постановлении Пленума Верховного суда РК №3 «О соблюдении судами законности при назначении наказания» Постановление Пленума Верховного суда РК №3 «О соблюдении судами законности при назначении наказания» от 24 июня 1993 года от 24 июня 1993 года говорится, что каждое наказание должно быть законным, обоснован-ным материалами дела, справедливым и свидетельствовать о неотвратимости ответственности за совершенное преступление.Установление системы наказаний имеет существенное методологическое и практическое значение для решения задач правосудия.Методологическое значение состоит в том, что исчерпывающий перечень наказаний с фиксацией условий, точных пределов и порядка приме-нения каждого изних способствуем единству карательной политики в борьбе с преступностью, соблюдению принципов законности в деятельности судов. Практическое значение рассматриваемой системы заключается в том, что в ней последовательно перечисляются виды наказаний (от более мягкого к самому суровому наказанию), а это позволяет суду на основе закона с учетом опыта судебной практики, общественного правосознания и научных рекомендаций рационально и, по возможности, эффективно использовать различные меры воздействия на осужденного.Важность установленной законом системы наказаний заключается в том, что благодаря ей можно определить, какое из наказаний является более строгим, какое - менее строгим. Это необходимо не только при назначении наказания, но и при замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания (ст.71УК РК) Уголовный кодекс Республики Казахстан от 16.07.97 года №167-1 - Алматы: Данекер, 2000. - ст. 71.Каждая мера государственного принуждения имеет свое назначение, свои специфические цели. Под целями наказания надо понимать те конечные социальные результаты, к достижению которых стремится государство посредством установления наказания, его применения и реализации.Конкретные цели наказания вытекают из общих задач, стоящих перед уголовным законодательством Республики Казахстан (ст. 2 УK РК) Там же. Ст. 2..
Определение целей наказания имеет важное значение, прежде всего в правоприменительной деятельности суда. Определяя вид, размер наказания к конкретному лицу, суд должен руководствоваться целями наказания, которые определены в законе. Игнорирование этого требования может привести к назначению незаконного, необоснованного, несправедливого наказания и вынесению неправосудного приговора.
Определение целей наказания в законе необходимо и для научных ис-следований эффективности применения наказаний.
Статья 39 УК РК, определяя цели наказания, указывает: «Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений как осужденным, так и другими лицами» Там же. Ст.39..
Таким образом, целями наказания являются
1. Восстановление социальной справедливости.
2. Исправление осужденного.
3. Предупреждение совершения новых преступлений со стороны осуждённого (цель специального, частного предупреждения).
4. Цель общего предупреждения.
4. ИсправлениеНаличие такой цели, как исправление осужденного, свидетельствует о гуманизме уголовного законодательства Республики Казахстан. Государство, применяя закон к лицу, совершивше-му преступление, должно стремиться вернуть это лицо в общество после отбы-тия наказания в таком качестве, чтобы он больше не совершал новых преступ-лений. Исправление - это устранение изпсихики осужденного порочных на-клонностей, которые привели его к совершению преступления. Исправление заключается в том, чтобы перестроить в лучшую сторону психику и поведение осужденного. В целом выполнение задачи исправления означает, что в процес-се исполнения наказания достигнуто качественное изменение взглядов, убеж-дений, привычек и навыков осужденного. Исправившийся осужденный не со-вершает нового преступления не потому, что боится наказания, а в силу опре-деленных моральных принципов, привитых ему в процессе исполнения наказа-ния. Процесс исправления начинается еще в ходе предварительного расследования, но более интенсивно он происходит во время судебного заседания. За-тем, при назначении конкретного вида наказания процесс исправления проте-кает в ходе исполнения этого наказания,Различные меры наказания предполагают и различные средства, методы и пути исправления.При отбывании лишения свободы основными средствами исправления явля-ются режим отбывания лишения свободы, общественно-полезный труд, воспи-тательная работа. Также применяются и иные средства исправительного воз-действия, предусмотренные уголовно-исполнителъным законодательством. Цель исправления осужденного тесно связана с целью восстановления соци-альной справедливости. Если назначенное наказание слишком сурово или неза-служенно мягкое, то это не только помешает восстановлению социальной спра-ведливости, но и повредит процессу исправления осужденного, потому что от незаслуженного сурового наказания он ожесточится, а от чрезмерно мягкого наказания у него появится уверенность в том, что можно и впредь совершать преступления, при этом избегая заслуженно суровою наказания.Принципы исправления и перевоспитания осужденных можно разделить на две группы: общие и специфические.
К общим принципам исправления и перевоспитания осужденных, отражающим объективные закономерности всестороннего развития личности как единого целого процес-са, относятся:
- целеустремленность, научность и идейность воспитательных воздействий на личность;
- тесная связь процесса исправления и перевоспитания с жизнью, трудом;
комплексный подход к воспитанию;
воспитание в труде, в активной деятельности;
воспитание в коллективе и через коллектив;
единство требований и уважения к .личности;
опора на положительное в процессе исправлении;
систематичность, последовательность, согласованность и преемствен-ность воспитательных воздействий;
учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитуемых. Естест-венно, отмеченные принципы воспитания в практической деятельности ИУ преломляются своеобразно.
К специфическим принципам исправления и перевоспитания относятся:
строгое соблюдение законности приопределении содержания, методов и средств педагогического воздействия на осужденных;
сочетание и взаимосвязь педагогических воздействий и мер правового регулирования условий отбывания наказания с учетом всех задач деятельности ИУ Высотина Л. А. Исправительные учреждения.- М.: Юр. Лит., 1992. - с. 67..
Характеристика принципов исправления и перевоспитания осужденных. Основополагающим принципом исправленияиперевоспитания осужден-ных является целеустремленность, научность и высокая идейность воспитательных воздействий. Этот принцип является, тем маяком, который указывает направление к достижению воспитательных целей.
В настоящее время проявление гуманного отношения к лицам отбывающим наказание в условиях изоляции от общества со стороны государства, говорит и тот факт, что все исправительные колонии всех видов режима содержания, изоляторы временного содержания, а также следственные изоляторы переведена из Комитета Уголовно-исправительной системы МВД в Министерство Юстиции Республики Казахстан, который не так давно осуществлял организацию работы судов и их деятельность.
На практике своей трудовой деятельности в исправительной колонии, я воочию убедился, что в настоящее время изменились приоритеты в вопросах организации самого воспитательного процесса. Если раньше его основу составляла идеологическая работа, то сегодня принципиально важное значение приобрёл воспитательный процесс, гуманные отношения к осуждённым, ориентация на общечеловеческие ценности, создание атмосферы законности, создание атмосферы законности и требовательности.
Так, например, наряду с этим Департаментом уголовно-исправительной системы Министерства Юстиции Республики Казахстан, для повсеместного внедрения в исправительные колонии, разрабатываются методические пособия по воспитательной работе с осуждёнными в условиях отбывания наказания ,изучение индивидуальных особенностей личности осуждённых и обстоятельства совершённого им преступления после прибытия его в исправительное учреждение.
В связи с выше изложенным, что касается гуманного отношения, я считаю, исходя из личностных суждений и практики работы, что в целях стимулирования правопослушного поведения, необходимо Министерству Юстиции Республики Казахстан, выйти с предложением в Высший Законодательный орган, о внесении изменений в некоторые статьи УИК РК, а именно статей 84, 85, настоящего кодекса, что касается свидания осуждённых к лишению свободы, а также получению осуждёнными посылок, передач и бандеролей.
Кроме того, я считаю, что назрела необходимость, также внесения изменения и дополнения в ст. 10 УИК РК, так как права осуждённого представляют собой важный элемент их правового статуса.
5. Освобождение от отбывания наказанияПравовая природа освобождения от уголовной ответственно-сти тесно связана с самою уголовной ответственностью.Поэтому, с одной стороны, теоретическое решение во-проса о понятии, сущности и содержании уголовной ответст-венности служит базой для решения вопросов о природе ос-вобождения от нее. С другой стороны, законодательное ре-шение вопросов освобождения от уголовной ответственности - тот материал, опираясь на который мы можем выяснить мнение законодателя о содержании уголовной ответственно-сти, стадиях ее реализации.Затрудняет процесс выявления правовой природы осво-бождения от уголовной ответственности отсутствие единой точки зрения на вопрос об уголовной ответственности и ее сущности.Существуют две основные тенденции решения данного вопроса. Сторонники первой позиции решают проблему в ключе отождествления уголовной ответственности с наказа-нием и, соответственно, освобождения от уголовной ответст-венности с освобождением от наказания. Вторая же позиция имеет в своей основе понятие уголовной ответственности как и других невыгодных последствий, установленных законом для лица, совершившего преступление. А освобождение от уголовной ответственности не сводится к освобождению от наказания и включает в себя освобождение от других невы-годных последствий, таких, например, как осуждение.Существует множество сторонников как одной, так и дру-гой точек зрения. Такие ученые как, Карпушин, Курляндский считают, что "уголовная ответственность - обязанность ви-новного понести все установленные законом невыгодные по-следствия совершенного преступления". Другие же (Алек-сеев, Корнеева, Гальперин) придерживаются другой форму-лировки - уголовная ответственность - претерпевание нака-зания.Я же придерживаюсь первой точки зрения. То есть я счи-таю, что уголовная ответственность не ограничивается только претерпеванием наказания.Поясню свою позицию.Во-первых, если принять иную точку зрения, то придется признать, что в уголовном законе различаются понятия осво-бождения от уголовной ответственности и освобождения от наказания и данное различие не обосновано.Во-вторых, следует тогда признать, что не имеет значе-ние, на каком этапе происходит освобождение от уголовной ответственности. Однако, исходя из уголовного и уголовно-процессуального законов, имеются основания утверждать, что правовое значение и правовые последствия отнюдь не одинаковы при освобождении от уголовной ответственности до привлечения лица в качестве обвиняемого, после привле-чения в качестве обвиняемого, до суда либо в суде до выне-сения обвинительного приговора, освобождении осужден-ного от отбывания наказания при вынесении обвинительного приговора, освобождении от дальнейшего отбывания нака-зания. Объем принудительных мер, применяемых во всех этих случаях к лицу, различен.