Рефераты

Установление опеки и попечительства в семейном законодательстве Российской Федерации

p align="left">Дети, находящиеся под опекой (попечительством), сохраняют возможность общаться с кровными родителями, другими родственниками (если, конечно, родители не лишены своих прав в судебном порядке). Но такое общение недопустимо, если идет во вред ребенку.

Опекуны (попечители) вправе требовать возврата подопечного, удерживаемого незаконно любыми лицами, будь то хоть его родители. Дела данной категории решаются судом в порядке искового производства.

В иске может быть отказано, если возврат противоречит интересам ребенка. Как правило, за таким решением суда следует отмена опеки или попечительства.

В соответствии со ст. 36 ГК опекуны и попечители обязаны проживать совместно со своими подопечными. Раздельное проживание с ребенком, достигшим 16 лет, допустимо с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не повредит его воспитанию, не нарушит его прав и интересов.

Опекуны (попечители) обязаны извещать органы опеки и попечительства о перемене своего места жительства.

Статья 37 ГК устанавливает: доходы подопечного (в том числе от управления его имуществом), кроме тех, которыми он вправе распоряжаться самостоятельно (например, ребенок с 14 лет сам распоряжается своим заработком, стипендией, авторским гонораром и т.п.), тратятся исключительно в его интересах и если траты предварительно разрешит орган опеки и попечительства. Без такого разрешения опекун или попечитель вправе расходовать лишь суммы, необходимые для содержания ребенка (питание, одежда и т.п.).

Если названный орган заранее не разрешит, опекун не может совершать, а попечитель - давать подопечному согласие на:

а) сделки по отчуждению (купля-продажа, обмен, дарение ит.п.), сдаче внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог его имущества;

б) сделки, влекущие отказ от принадлежащих ему прав, раздел или выдел долей из его имущества;

в) любые другие сделки, влекущие уменьшение этого имущества.

Опекун, попечитель, их супруги и близкие родственники не вправе вступать с подопечным во все сделки, кроме таких, как передача ему имущества в дар или в безвозмездное пользование, а также не могут представлять его в сделках или в судебных разбирательствах с супругом либо близкими родственниками опекуна (попечителя).

Если необходимо постоянно управлять недвижимостью или другим имуществом ребенка, то орган опеки и попечительства (согласно ст. 38 ГК) заключает договор доверительного управления с лицом, которое сам назначает (т.н. «доверительный управляющий»). В этом случае опекун или попечитель сохраняет свои полномочия относительно имущества, не переданного в доверительное управление.

В соответствии с п. 5 комментируемой статьи 150 СК РФ опекун (попечитель) исполняет свои обязанности безвозмездно. Однако, в отличие от усыновителя, он может получать определенные суммы на содержание подопечного.

В настоящее время действует Положение о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством), утв. приказом Минобразования России от 19.08.99 № 199.

Выплата таких средств назначается органом опеки и попечительства для каждого ребенка, родители которого неизвестны или не в состоянии лично его воспитывать, поскольку:

а) лишены родительских прав или ограничены в них;

б) признаны безвестно отсутствующими, недееспособными, ограниченно дееспособными; объявлены умершими;

в) подвержены болезням, препятствующим выполнению родительских обязанностей (в данном случае имеется в виду Перечень заболеваний, при которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью);

г) отбывают наказание в исправительных учреждениях или содержатся под стражей в период следствия;

д) разыскиваются органами внутренних дел в связи с уклонением от уплаты алиментов, отсутствием сведений о месте их нахождения.

Указанные средства орган опеки и попечительства выплачивает опекуну (попечителю) лично или почтой ежемесячно. Выплата прекращается: а) когда подопечный достигает совершеннолетия либо вступает в брак раньше; усыновлен либо передан на воспитание в приемную семью; устроен на полное гособеспечение; трудоустроен либо объявлен полностью дееспособным (эмансипированным); б) когда опекун (попечитель) освобожден либо отстранен от исполнения своих обязанностей.

Денежные средства не назначаются, если родители могут содержать своих детей, но добровольно передают их под опеку и попечительство (например, в связи с длительной командировкой).

За вред, причиненный детьми, опекуны (попечители) отвечают так же, как и родители.

Вывод. Итак, мы выяснили, что в российском законодательстве предусмотрены четыре формы семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление (удочерение), опека (попечительство), приемная семья и детский дом семейного типа как разновидность приемной семьи. В Семейном кодексе (ст. 125 в редакции Федерального закона от 27 июня 1998 г. № 94-ФЗ) усыновление или удочерение (далее - усыновление) является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Опека (попечительство) над несовершеннолетними детьми, утратившими родительское попечение, - наиболее распространенная форма семейного воспитания. Каждый второй такой ребенок воспитывается опекуном или попечителем [21, с. 41]. Опекуны выполняют все обязанности родителей. Государство со своей стороны гарантирует материальное обеспечение подопечного ребенка путем выплаты средств на его содержание в соответствии с законом. Вопросам опеки и попечительства посвящены статьи 31-40 Гражданского кодекса РФ и статьи 145-150 гл.20 Семейного кодекса РФ.

Цель опеки и попечительства - восполнить недостающую дееспособность определенной категории правоспособных граждан, полностью или частично не обладающих дееспособностью, и защитить их интересы. Опека и попечительство устанавливаются над несовершеннолетними детьми в силу их возраста. Этот правовой институт позволяет осуществлять приобретение и реализацию гражданских прав и обязанностей (за исключением тех, которые носят сугубо личностный характер и не могут быть осуществлены через представителя) недееспособными или не полностью дееспособными детьми с помощью полностью дееспособных людей, действующих в роли опекунов и попечителей.

В соответствии с гражданским законодательством, опека устанавливается над малолетними детьми в возрасте до 14 лет. Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки (ст.32, 33 ГК РФ). По достижении малолетним подопечным 14 лет опека над ним прекращается, а его опекун становится попечителем без дополнительного решения об этом (п.2 ст.40 ГК РФ).

Попечительство устанавливается над несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет (ст.32, 33 ГК РФ). Попечитель не является законным представителем подопечного. Попечитель осуществляет контроль путем дачи согласия (письменного) на совершение тех сделок, которые гражданин не вправе совершать самостоятельно; оказывает содействие в осуществлении подопечным своих прав и исполнении обязанностей; охраняют от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

Анализ отношений по установлению, осуществлению и прекращению опеки и попечительства, а также истории соответствующего института законодательства показывает, что в настоящее время назрела необходимость систематизации норм об опеке (попечительстве) и ее видах, преобразования их совокупности в систему. Требуется не только изменить содержание отдельных норм или добавить недостающие, но и придать институту опеки и попечительства новую форму, обеспечивающую его структурное единство.

ГЛАВА 3. Пути совершенствования механизма правового регулирования института опеки и попечительства

3.1 Необходимость принятия правовых мер по регулированию опеки и попечительства

Опека и попечительство как институт законодательства требует аккумуляции разрозненных в настоящее время норм в едином нормативном акте, содержащем принципы и задачи института, включающем в себя все необходимые для комплексного правового регулирования нормы.

Рассмотрим перспективы совершенствования законодательства об опеке и попечительстве как на федеральном, так и на региональном уровнях в качестве меры по совершенствованию правового регулирования форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Возможность принятия специального акта, посвященного опеке и попечительству, не обсуждается в современной юридической литературе. В последний раз подобная инициатива была предпринята в конце XIX в., но ее осуществление оказалось невозможным в связи с подготовкой проекта Гражданского Уложения. Как видно из проектов устава об опеках и попечительствах, а также Гражданского Уложения, авторы второго документа проигнорировали предложения, выработанные авторами первого. Положения, которые оказались в проекте Уложения, концептуально отличались от содержания предыдущего законопроекта.

Одним из приоритетных направлений государственной политики, определяющей в настоящее время административные и экономические реформы, является забота о формировании здорового поколения, гармонично развивающегося общества.

Совершенствование государственности объективно предполагает необходимость коренных изменений в системе российского права, в том числе в части модернизации правового института опеки и попечительства, значимость которого определяется потребностью восполнения недостающей или отсутствующей дееспособности у некоторых категорий граждан, защиту их прав и интересов.

Конституция РФ предусматривает государственную поддержку детства (п.2 ст.7), защиту детства и семьи государством (п.1 ст.38). При этом Конституция как основной закон определяет формирование соответствующей нормативной базы.

Государственная семейная политика в целом должна найти отражение в целом ряде законов, регулирующих данную сферу (жилищное законодательство, семейное законодательство, уголовное и административном законодательство, блок, связанный с налоговым, трудовым законодательством и законодательством о соцобеспечении).

В этом направлении сделаны нужные шаги - принятие Федерального закона от 24 апреля 2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (далее - Закон о попечительстве) также обусловлено развитием конституционных положений и определяет пути реформирования законодательства о защите законных прав и интересов граждан в данной сфере общественных отношений [5].

Достаточно символичным является факт, что один из самых важных актов в области защиты прав и законных интересов отдельных категорий лиц, в первую очередь несовершеннолетних, принят в год, объявленный в России годом семьи [14].

Институт опеки и попечительства в российском законодательстве прошел сложный путь становления и развития и в современных условиях требует качественно нового правового регулирования.

Гражданское законодательство в 90-х годах восприняло в своих нормах основные положения об опеке и попечительстве, которые до этого момента оставались по большей части институтом семейного права.

Между тем опека и попечительство - комплексный институт, он несет в себе нормы не только частных (гражданского и семейного), но и публичных отраслей (прежде всего административного) права, что обусловлено необходимостью обеспечения нуждающихся в этом граждан всеми видами охраны их прав и законных интересов (в первую очередь их личных и имущественных прав).

Принятие Закона о попечительстве вызвало необходимость внесения соответствующих изменений и дополнений в действующее законодательство (Гражданский (часть первая), Жилищный и Семейный кодексы РФ).

Применение Закона о попечительстве предполагает обращение к соответствующим законам. При этом некоторые нормы Закона полностью (или в части) воспроизводят положения указанных нормативных актов, приобретая тем самым прямое действие. Часть регулируемых вопросов предполагает решение через принятие Правительством РФ соответствующих постановлений.

На основании Федерального закона № 48-ФЗ уже внесены изменения, в Гражданский кодекс РФ. Он дополнен положением, согласно которому к отношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства и не урегулированным ГК РФ, применяются положения Федерального закона «Об опеке и попечительстве» и иные принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты Российской Федерации (пп. «б» п. 1 ст. 1 Федерального закона № 49-ФЗ).

Статья ГК РФ, устанавливающая требования к опекунам и попечителям, дополнена положением, в соответствии с которым не могут быть назначены опекунами и попечителями граждане, имеющие на момент установления опеки или попечительства судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан (пп. «а» п. 4 ст. 1 Федерального закона № 49-ФЗ).

Изменена норма ГК РФ, устанавливающая возможность освобождения опекуна (попечителя) от исполнения им своих обязанностей по его просьбе, - теперь такое освобождение от обязанностей опекуна или попечителя возможно вне зависимости от наличия уважительности причин (подп. «б» п. 6 ст. 1 Федерального закона № 49-ФЗ). Конкретизированы положения ГК РФ, касающиеся установления патронажа над совершеннолетними дееспособными гражданами (п. 7 ст. 1 Федерального закона № 49-ФЗ).

Также внесены изменения в Семейный кодекс РФ. Он в свою очередь дополнен новой главой «Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Уточнено правовое положение детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, права и обязанности таких организаций. Предусмотрено право этих организаций осуществлять временную передачу детей в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации. При этом временная передача детей не является формой устройства ребенка в семью и осуществляется на основании распоряжения администрации такой организации в интересах ребенка в целях обеспечения его воспитания и гармоничного развития (на период каникул, выходных или нерабочих праздничных дней) (п. 23 ст. 2 Федерального закона № 49-ФЗ).

Конкретизированы положения ст. 145 Семейного кодекса РФ о порядке установления опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей. Установлено, что устройство ребенка под опеку или попечительство осуществляется с учетом его мнения. Назначение опекуна ребенку, достигшему возраста десяти лет, осуществляется с его согласия. Передача братьев и сестер под опеку или попечительство разным лицам не допускается, за исключением случаев, если такая передача отвечает интересам детей (пп. «в» п. 14 ст. 2 Федерального закона № 49-ФЗ).

Семейный кодекс РФ также дополнен ст. 148.1, в которой закреплены права и обязанности опекуна или попечителя ребенка (п. 17 ст. 2 Федерального закона № 49-ФЗ). Уточнены понятия «приемная семья» и «приемные родители» (п. п. 19, 20 ст. 2 Федерального закона № 49-ФЗ). Вводятся новые статьи, регламентирующие содержание договора о приемной семье и порядок прекращения такого договора (п. 21 ст. 2 Федерального закона № 49-ФЗ).

Усилия государства, начиная с 2006 года, направлены на обеспечение более эффективной политики по укреплению российской семьи, поддержке детей, оказавшихся в социально опасном положении, их воспитанию в семейном окружении, а также по формированию позитивного отношения общества к усыновлению (удочерению) и иным формам семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Итоги 2007 года подтвердили правильность государственной стратегии, направленной на развитие семейных форм устройства детей, введение эффективных региональных систем мотивации и стимулирования граждан по принятию в семьи детей-сирот, их поддержке за счет федерального бюджета в виде выплаты единовременных пособий при устройстве ребенка в семью, компенсации затрат на пособия детей в приемной и опекунской семьях, заработной платы приемным родителям.

Так, число детей, оставшихся без попечения родителей, принимаемых в приемные семьи, в 2007 году по сравнению с 2006 годом увеличилось почти в 2,5 раза.

Более чем в 40 субъектах Российской Федерации замещающие семьи с тремя и более детьми приравнены к многодетным семьям с распространением на них соответствующих льгот. Во многих регионах активное развитие получает инновационная форма - патронатное воспитание.

Показатели по семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей, включены в перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Аргументом в пользу принятия необходимых мер правового регулирования института опеки и попечительства должно служить и состояние практики действия регионального законодательства. Многие субъекты РФ, как уже отмечалось, устраняют пробелы в федеральном «правовом поле» с помощью своих актов. Часть таких законов не вызывает возражений - они носят название «Об организации работы (деятельности) органов опеки и попечительства» и регулируют именно организацию деятельности таких органов. Однако встречаются и акты («законы об опеке»), устанавливающие те или иные субъективные гражданские права и обязанности опекунов и попечителей, подопечных лиц или определяющие порядок их осуществления, что категорически недопустимо по обозначенной причине - данные отношения подлежат регулированию только с помощью норм гражданского законодательства, а, следовательно, только с помощью федеральных актов.

Следует учесть и еще одно обстоятельство. Единые акты, посвященные правовому регулированию определенной сферы общественных отношений (Законы РФ «О банках и банковской деятельности», «Об инвестиционной деятельности», «О валютном регулировании и валютном контроле», «О товарных биржах и биржевой деятельности» и проч.), всегда удобны в применении. Соображения удобства, безусловно, не могут являться основными для принятия закона, но тем не менее должны учитываться. Одна из задач принятия федерального закона - собрать воедино, систематизировать положения об опеке и попечительстве, безусловно, не дублируя уже имеющиеся.

Итак, всеми названными причинами в совокупности объясняется, по моему мнению, необходимость принятия необходимых мер правового регулирования института опеки и попечительства.

Стратегия формирования института правового регулирования опеки и попечительства представляется следующей:

1. Практика работы органов опеки и попечительства, учреждений образования, здравоохранения, социальных служб не в полной мере обеспечивает достижение эффективного результата профилактики социального сиротства на ранних стадиях семейного неблагополучия. Несмотря на некоторые позитивные изменения и совершенствование технологий профилактической и реабилитационной работы с семьями «группы риска», деструктивные процессы в их жизнедеятельности и, как следствие, лишение родительских прав остаются в числе основных причин возникновения новых социальных сирот. Так, из 123 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выявленных в 2007 году, численность детей, оставшихся без попечения родителей, в результате лишения родительских прав, составило более 65 тысяч.

2. Не выработана комплексная система мер стимулирования усыновления детей, оставшихся без попечения родителей, как наиболее отвечающей их интересам формы семейного устройства.

3. Наблюдается тенденция увеличения числа детей, повторно возвращаемых в учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей. Нередко погоня за статистическими показателями по сокращению интернатных учреждений приводит к тому, что их воспитанники устраиваются не в семьи, а переводятся в иные учреждения.

4. Распространены нарушения жилищных прав детей, оставшихся без попечения родителей: отказ в постановке на учет, предоставление непригодного для проживания жилья и другие.

5. Система интернатного воспитания не обеспечивает полноценную интеграцию в общество выпускников указанных учреждений.

6. Анализ практики прокурорского надзора позволяет выделить несколько специальных проблем в сфере охраны прав и интересов несовершеннолетних, решению которых не способствует в полной мере действующая система законодательства. К ним относятся: профилактика социального сиротства; своевременное выявление детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей; подбор надлежащих опекунов, попечителей, социально-правовое, медицинское, педагогическое сопровождение опекунских семей; организация и повышение уровня воспитания и профилактики правонарушений в интернатных учреждениях; отсутствие должной постинтернатной, постпенитенциарной социальной адаптации и реабилитации несовершеннолетних.

В целях обеспечения эффективных мер по защите прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, мы рекомендуем:

1. Комитету Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей подготовить проекты федеральных законов о внесении изменений:

1.1. В Семейный кодекс Российской Федерации в части установления ограничений усыновления, опеки или попечительства в отношении лиц, имеющих или имевших ранее судимость за совершение отдельных видов умышленных преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации;

1.2. В Уголовный кодекс Российской Федерации в части ужесточения ответственности за незаконные действия по усыновлению (удочерению) детей, передаче их под опеку или попечительство, в том числе в отношении иностранных усыновителей.

1.3. В Федеральный закон от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» в части:

1.3.1. закрепления положения об установлении переходного периода до 1 сентября 2026 года, в который законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено, в том числе, совместное осуществление отдельных действий по опеке и попечительству приемными родителями, патронатными воспитателями и уполномоченной организацией органа опеки попечительства в том объеме, который предусмотрен заключенным до 1 сентября 2008 года договором о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, либо договором о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании) соответственно; сохранение за образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, полномочий органов по опеке и попечительству - в том объеме, который в соответствии с указанными договорами они имеют на день вступления Федерального закона «Об опеке и попечительстве» в силу;

1.3.2. обязательного проведения предварительной проверки сведений о личности опекуна или попечителя, подбираемых для несовершеннолетних, и не являющихся их родственниками (часть 2 статьи 12).

1.4. В Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в части:

1.4.1. уточнения условий предоставления лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также обучающимся, которые в период обучения потеряли единственного или обоих родителей, дополнительных мер государственной поддержки при обучении в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования;

1.4.2. уточнения положения данного Закона об обеспечении дополнительных гарантий права на труд детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа;

1.4.3. распространения права на «бесплатное медицинское обслуживание» на усыновленных детей, ранее являвшихся детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей;

1.4.4. уточнения понятия «дети, оставшиеся без попечения родителей» в целях изменения статуса ребенка, переданного на воспитание в замещающую семью и совершенствования государственной статистики, отражающей устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

1.5. В Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Жилищный кодекс Российской Федерации в части условий реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, на жилое помещение:

1.5.1. раскрытия понятия «закрепленное жилое помещение», «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения» и включения в число последних лиц, утративших жилое помещение в результате сноса дома, пожара, признания его не пригодным для проживания;

1.5.2. установления ответственности за сохранение и предоставление жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа;

1.5.3. освобождения детей, оставшихся без попечения родителей, от внесения платы за жилое помещение, закрепленное за ними;

1.5.4. закрепления возможности предоставления жилья по договорам социального найма детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по последнему месту их жительства или по месту регистрации их рождения.

1.6. В Федеральный закон от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» в части закрепления положения, в соответствии с которым регистрация рождения ребенка, оставленного в родильном доме матерью, сведенья о которой документально не подтверждены, производится аналогично регистрации рождения найденного (подкинутого) ребенка.

1.7. В Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» в части уточнения редакции статьи 12.1, определяющей право на получения единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью.

1.8. В Федеральный закон от 21 июля 1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в части закрепления положения в соответствии, с которым регистрация сделок по отчуждению жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние, осуществляется на основании согласия органа опеки и попечительства.

1.9. В Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» в части установления права на пенсию по случаю потери кормильца для детей, родители которых не были установлены или признаны безвестно отсутствующими.

1.10. Обратиться к Полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах с предложением о проведении окружных совещаний по вопросам обеспечения жильем, трудоустройства, постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

2. Комитету Государственной Думы по бюджету и налогам ускорить работу над проектом федерального закона № 497981-4 «О внесении изменений в статьи 270 и 286 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (в части предоставления налогоплательщику права уменьшать налоговую базу при исчислении налога на прибыль при условии перечисления средств общественным организациям, занимающимся благотворительной деятельностью).

3. Комитету Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству ускорить работу над проектом федерального закона № 485737-4 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (в части уточнения порядка отобрания ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью).

4. Правительству Российской Федерации:

4.1. Ускорить разработку и принятие нормативных правовых актов, предусмотренных Федеральным законом от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»:

4.1.1. о порядке и случаях осуществления образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями полномочий органов опеки и попечительства по выявлению лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством (часть 4 статьи 6);

4.1.2. о наделении соответствующего органа исполнительной власти полномочиями по контролю за деятельностью органов опеки и попечительства и разработке методических материалов по вопросам деятельности по опеке и попечительству (часть 5 статьи 6);

4.1.3. о порядке подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах (пункт 10 часть 1 статьи 8);

4.1.4. о перечне документов, предоставляемых гражданином, подавшим заявление о назначении его опекуном или попечителем, а также сроках предоставления таких документов (часть 1 статьи10);

4.1.5. о порядке и сроках заключения договора об осуществлении опеки или попечительства (часть 4 статьи 14);

4.1.6. о предельном размере вознаграждения по договору об осуществлении опеки или попечительства за счет доходов от имущества подопечного (часть 2 статьи 16);

4.1.7. о сроках, в которые орган опеки и попечительства обязан осуществлять проверку условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей (часть 2 статьи 24);

4.1.8. о правилах ведения личных дел подопечных и формы отчета опекуна или попечителя (часть 5 статьи 25).

4.2. Внести изменения в типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. № 676 в части организации службы семейного устройства и сопровождения замещающих семей, а также службы постинтернатного сопровождения выпускников интернатных учреждений.

4.3. Внести изменения в Положение «О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением», утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 г. № 654) в части уточнения понятия «специально уполномоченные иностранными государствами органы или организации по усыновлению детей», а также определения перечня граждан, которые не могут быть сотрудниками представительств иностранных организаций, осуществляющих деятельность по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации;

4.4. Ускорить начало процедуры ратификации Конвенции о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления, заключенную в Гааге 29 мая 1993 года, подписанную Российской Федерацией 07.09.2000 г. в соответствии с Распоряжением Президента Российской Федерации от 26.06.2000 г. № 241-рп.

4.5. Разработать целевую программу обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

5. Верховному Суду Российской Федерации обобщить судебную практику о применении законодательства в сфере защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

6. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

6.1. Ускорить работу по приведению нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствие с Федеральным законом от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».

6.2. Разработать систему мер по сокращению числа детей-сирот в учреждениях, прежде всего в домах ребенка, за счет развития альтернативных форм их устройства в семьи граждан; обеспечить поэтапное перепрофилирование учреждений в службы сопровождения замещающих семей или иные востребованные учреждения и службы.

6.3. Создать систему независимой проверки соблюдения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в замещающих семьях, и учреждениях разных ведомств, с привлечением институтов гражданского сообщества.

6.4. Создать межведомственную систему профилактики социального сиротства, основанную на раннем выявлении детского и семейного неблагополучия, технологиях раннего вмешательства в семью в целях сохранения семьи для ребенка; определить порядок взаимодействия в рамках указанной системы органов и учреждений различной ведомственной принадлежности.

6.5. Обеспечить повышение профессионального качества работы органов опеки и попечительства, поиск решений для сокращения числа случаев лишения родительских прав.

6.6. Развивать систему кризисных служб и центров для беременных и кормящих женщин, оказавшихся в ситуации, угрожающей матери и ребенку, для защиты женщин и детей от жестокого обращения и насилия.

6.7. Усилить меры, направленные на осуществление более тщательного отбора кандидатов в усыновители; урегулировать порядок предоставления информации, находящейся в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, гражданам, желающим усыновить (удочерить) детей; улучшить качество информации о детях.

6.8. Обеспечить создание и развитие служб постинтернатного сопровождения выпускников учреждений интернатного типа.

6.9. Увеличить субвенции муниципальным бюджетам на предоставление жилых помещений по договорам социального найма нуждающимся детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа.

6.10. Стимулировать деятельность общественных организаций, занимающихся восстановлением и поддержкой кровных семей, устройством детей, оставшихся без попечения родителей, в российские семьи, работой с учреждениями интернатного типа.

6.11. Разработать систему общественного контроля (наблюдательных, экспертных Советов и иных форм) за процессом развития семейных форм устройства детей-сирот, включая иностранное усыновление.

6.12. Способствовать формированию в общественном сознании устойчивого позитивного отношения к теме семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (размещение в региональных СМИ социальной рекламы, организация встреч первых лиц регионов с замещающими семьями и т.п.).

6.13. Развивать и поддерживать волонтерское движение по оказанию помощи семьям с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

3.2 Соотношение федерального законодательства об опеке и попечительстве с законодательством субъектов РФ

Современное законодательство субъектов РФ («региональное») в сфере опеки и попечительства регулирует в соответствии с п. 1 ст. 31 ГК РФ лишь отношения по поводу опеки (попечительства) над несовершеннолетними. Как было ранее показано в работе, региональное законодательство в последние два года стремительными темпами вводит новые формы устройства детей, смежные с опекой. Внедряется не только патронат, предусматриваются и иные, также неизвестные действующему федеральному законодательству формы устройства - социальные гостиницы, семейная группа, семейно-воспитательные группы; шефские, гостевые семьи, детские дома патронатного воспитания.

Разнообразие предусматриваемых субъектами РФ форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также разнообразие возможных видов опеки вполне допустимо с позиции учета специфики традиций, национально-культурных особенностей, а также экономического положения конкретного региона. Известно, что многие народности вообще не допускают призрение детей или стариков вне семьи и в современной сложной экономической ситуации продолжают свои вековые традиции. Недаром положения о патронатной семье, о воспитании детей за плату обнаружены в основном в законодательстве административно-территориальных субъектов и в законодательстве только четырех из двадцати одной республики (национально-государственного образования).

А.Д. Джабраилова, анализируя обычное право дагестанцев и лезгин, отмечала, что в досоветский период у народов Дагестана обязанности воспитания осиротевших детей возлагались на родственников мужа по отцовской линии. «Отказ от опеки по адату допускался, но осуждался обществом» [19, с. 26]. Такое осуждение, оказывается, способно выступить куда более эффективным стимулятором принятия опеки, чем плата, пособия, льготы и иные меры социального характера. Сходные традиции имеют место, например, и в жизни бурят. К.Д. Басаева отмечает, что в бурятском быту «одиночки, не имеющие семей, бездетные вдовы и вдовцы, сироты не оставались без присмотра или приюта, а жили с ближними или даже дальними более или менее обеспеченными родственниками» [4, с. 39]. Эти традиции сохранены у многих народов и сейчас. Нет сомнений в том, что подобную специфику отношений по осуществлению социальной заботы, складывающихся в регионах России, необходимо законодательно учесть, а названные традиции нужно изучать и пропагандировать.

При определении компетенции субъектов РФ в данной сфере нам представляется целесообразным использование принципа централизации. Как отмечается в литературе, в настоящее время российский конституционализм приближается к централизованной модели, «что обусловлено, в определенной мере, особенностью развития правовой культуры России на современном этапе» [70, с. 45]. При учете региональной специфики следует иметь в виду, что, к сожалению, акты нормотворчества субъектов РФ далеко не всегда по содержанию соответствуют федеральному законодательству. Однако есть и еще более важное обстоятельство - в законах субъектов РФ в анализируемой сфере, как правило, присутствуют гражданско-правовые по природе нормы. Такое положение неслучайно. Оно свидетельствует о том, что необходимые для опеки и попечительства правовые нормы появляются именно там, где нужда в них особенно велика - на местах, в регионах. При этом региональный законодатель подчас интуитивно пытается урегулировать отношения по устройству детей при помощи такого инструмента, как гражданско-правовой договор.

Эта проблема требует незамедлительного разрешения. Нужно как можно скорее унифицировать на уровне федерального законодательства подход к правовому статусу лиц, принимающих ребенка на воспитание. Такая унификация должна заключаться в легальном закреплении опеки (попечительства) как родового понятия и допущении существования отдельных видов опеки.

При таком подходе субъект Федерации будет вправе установить для своего региона особенности того или иного вида опеки (попечительства) над детьми. Однако при этом необходимо учитывать, что отношения представительства могут быть урегулированы только федеральным законодательством. Поэтому региональное правовое регулирование возможно лишь применительно к отношениям «орган опеки и попечительства - опекун (попечитель)».

Вторая сфера, в которой допустимо правотворчество субъектов РФ, - это система органов опеки и попечительства. Сейчас, когда Конституция РФ провозгласила самостоятельность местного самоуправления и в то же время установила, что определение общих принципов организации системы органов местного самоуправления относится к вопросам совместного ведения субъектов РФ и Федерации, строить систему органов опеки и попечительства должен, безусловно, сам субъект РФ.

Представляется, что орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного все же должен быть единым, что, по нашему мнению, следует также из содержания положений ГК РФ. Такой подход не исключает временной передачи отдельных полномочий органом опеки и попечительства другим органам или лицам, а также возможности утверждения тех или иных решений органа опеки и попечительства в судебном порядке.

В федеральный закон «Об опеке и попечительстве» могут быть включены следующие положения: «Перечень органов опеки и попечительства, а также распределение между ними функций по опеке и попечительству над различными категориями подопечных определяются законом субъекта Российской Федерации. В уставе или ином акте, регламентирующем деятельность соответствующего органа местного самоуправления, должно быть прямо указано на наличие у него статуса органа опеки и попечительства. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено, что орган опеки и попечительства вправе передать отдельные свои полномочия другим органам или лицам».

Заключение

Подводя краткие итоги рассмотрению темы. Опека и попечительство - это комплексный раздел семейного и гражданского права, включающий все виды попечения над гражданами, которые нуждаются в особых формах охраны своих прав и интересов, и имеющий целью защиту их личных и имущественных прав. Данный правовой институт охватывает широкий круг вопросов, связанных как с семейным, так и гражданским законодательством.

Можно с уверенность сказать, что проблемы и сложности, связанные с воспитанием детей, оставшихся без попечения родителей, существовали на всех исторических этапах становления этого института и были присущи практически всем правовым системам. Это связано как со сложностью самого института усыновления, опеки и попечительства, приемной семьи, так и с внутренней политикой каждого конкретного государства на определенном этапе его развития, а также существующим уровнем развития законодательной техники, накопленном и обобщенном опыте решения практических задач в области воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

В работе были исследованы следующие положения: история становления и развития самого института опеки и попечительства в России, а также его современного состояния; современное состояние законодательства об опеке и попечительстве в Российской Федерации; основные направления развития теории и практики в этой сфере; правовое регулирование, значение и содержание институтов опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми, оставшимися без попечения родителей; также проблемы, касающиеся опеки и попечительства в Российской Федерации и его регулирования семейным законодательством.

Можно сделать выводы, что наиболее значимыми событиями за всю историю существования института усыновления (удочерения) в России стали:

- законодательное закрепление приоритета устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью;

- в отношении усыновления детей - российских граждан иностранными гражданами и лицами без гражданства - признание и законодательное закрепление приоритета устройства их в семьи российских граждан;

- возобновление судебного порядка рассмотрения и разрешения дел об установлении усыновления в Российской Федерации.

Оригинальность отечественного института опеки и попечительства состоит в том, что большая часть его норм расположена одновременно в двух отраслях законодательства - гражданском и семейном.

Отдельные нормы из законодательства о местном самоуправлении, присутствующие в институте опеки и попечительства, не могут «притянуть» данный институт и к муниципальному праву по понятным причинам, основная из которых - назначение института.

Поэтому нормы законодательства о местном самоуправлении могут устанавливать лишь порядок создания органов опеки и попечительства, порядок распределения полномочий органов опеки и попечительства между различными органами местного самоуправления, возможность делегирования этих полномочий на постоянной или временной основе другим органам или лицам, а также дополнительные способы и формы контроля за деятельностью органов опеки и попечительства. И, напротив, эти нормы не могут затрагивать вопросы объема полномочий органа опеки и попечительства в отношении опекунов (попечителей) и их подопечных, определять порядок установления и прекращения опеки и попечительства, определять формы контроля органов опеки и попечительства за деятельностью опекунов и попечителей. Такое ограничение вмешательства норм законодательства о местном самоуправлении в правовое регулирование опеки и попечительства также продиктовано задачами института и предметом его регулирования.

Несмотря на провозглашение социально ориентированной экономики в Российской Федерации отмечается снижение финансирования детских образовательных программ, программ реабилитации инвалидов и детей с отклонениями в умственном и психическом развитии. Остро стоит жилищная проблема. Снижение эффективности детского здравоохранения, неуклонная коммерциализация медицинских услуг также оставляют все меньше надежд для родителей, в том числе и усыновителей, вылечить больного ребенка. Очевидно, этим отчасти и объясняются крайне низкие показатели количества усыновленных детей гражданами РФ в российских регионах.

Опека и попечительство как институт законодательства требует аккумуляции разрозненных в настоящее время норм в едином нормативном акте, содержащем принципы и задачи института, включающем в себя все необходимые для комплексного правового регулирования нормы.

Одним из приоритетных направлений государственной политики, определяющей в настоящее время административные и экономические реформы, является забота о формировании здорового поколения, гармонично развивающегося общества.

Совершенствование государственности объективно предполагает необходимость коренных изменений в системе российского права, в том числе в части модернизации правового института опеки и попечительства, значимость которого определяется потребностью восполнения недостающей или отсутствующей дееспособности у некоторых категорий граждан, защиту их прав и интересов.

В нашей работе был предложен ряд конкретных предложений по изменению и совершенствованию действующего законодательства.

Реализация данных изменения возможна при содействии:

1. Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей;

2. Комитету Государственной Думы по бюджету и налогам;

3. Комитету Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству;

4. Правительству Российской Федерации;

5. Верховному Суду Российской Федерации;

6. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Эта проблема требует незамедлительного разрешения. Нужно как можно скорее унифицировать на уровне федерального законодательства подход к правовому статусу лиц, принимающих ребенка на воспитание. Такая унификация должна заключаться в легальном закреплении опеки (попечительства) как родового понятия и допущении существования отдельных видов опеки.

Список ИСПОЛЬЗОВАННЫХ источников

Нормативные и судебные акты

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.93г. // Российская газета.-1994.-1января.

2. Семейный Кодекс Российской Федерации от 29.12.95г. (вступил в силу с 01.03.96г.) // СЗ РФ. - 1996. - №1. -ст.16.

3. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.96г. №63-ФЗ в редакции ФЗ от 14.03.2002г. №29-ФЗ (вступил в силу с 01.01.96г.) // СЗ РФ. - 1996. - №25. -ст.2954.

4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.02г. №138-ФЗ // Российская газета. -2002. - 20 ноября

5. Федеральный Закон от 24.11.97г. №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» // СЗ РФ. - 1997. - №43. - ст.4904.

6. Федеральный закон от 27.06.98г. № 94-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Семейный Кодекс Российской Федерации» // СЗ РФ. - 1998. - №26. -ст.3014

7. Закон Российской Федерации от 15.11.97г. №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»//СЗ РФ. - 2002. - №18. - ст. 1724.

8. Указ Президента РФ от 10.01.2000 № 24 «О концепции национальной без опасности Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2000. - № 2. -ст. 170.

9. Указ Президента РФ от 14 июня 2007 № 761 «О проведении в Российской Федерации года семьи» // СЗ РФ. - 2007. - № 25. -ст. 3009.

10. Постановление Правительства Российской Федерации от 1.07.95 №676 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей»//СЗ РФ.- 1995. - №28. -ст.2693.

11. Постановление Правительства Российской Федерации от 1.05.96г. № 542 «Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью»//СЗ РФ. - 1996. - №19. -ст.2304.

12. Постановление Правительства Российской Федерации от 3.08.96г. № 919 «О порядке организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей»//СЗ РФ. - 1996. - №33. -ст.3995.

13. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.03.00г. №267 «Об утверждении Положения о Межведомственной комиссии по вопросам усыновления (удочерения) иностранными гражданами детей, являющихся гражданами Российской Федерации»//СЗ РФ. - 2000. - №14. -ст.1500.

14. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.03.00г. №268 « О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением»//СЗ РФ. - 2000. - №14. -ст.1501.

15. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.00г. № 275 «Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществление контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями РФ детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных российскими гражданами или лицами без гражданства»//СЗ РФ. - 2000. - №15. -ст.1590.

16. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.11.01г. №719 «Об утверждении Порядка предоставления отпуска работникам, усыновившим ребенка»//СЗ РФ. - 2001. - №43. -ст.4101.

17. Постановление Государственной Думы Федерального собрания РФ от 19.09.97г. №1728-IIГД «О неотложных мерах по повышению государственного контроля за усыновлением»//СЗ РФ. - 1997. - №39. -ст.4501.

18. Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 4.07.97г. № 9 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления»//Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации.- 1997. - №9.

19. Некоторые вопросы судебной практики по гражданским делам.// «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации». - 2001. - №1. - ст. 22.

20. Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.03г. // «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации». - 2003. - №11

21. Приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности и Министерства образования РФ от 25.12.95г. №369/641 «О медицинском освидетельствовании детей, передаваемых на воспитание в семью» // Российские вести. - 1996. - 24 апреля. - №77.

22. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 10.09.96г. №332 об утверждении Положения «О медицинском освидетельствовании гражданина(ки), желающих стать усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем» // Российские вести. - 1996. - 17 октября.- №197.

23. Приказ Министерства образования РФ от 26.08.99 №214 «О нарушении законодательства об усыновлении детей-сирот и детей. Оставшихся без попечения родителей»// Вестник образования. - 1999. - 01 августа. - №11

24. Приказ Министерства образования РФ от 20.07.01г. №2750 «Об утверждении Типовой формы заключения о возможности быть кандидатом в усыновители и Типовой формы заявления о согласии родителей на усыновление (удочерение)»//Российская газета. - 2001. - 12 сентября. - № 7.

25. Обзор судебной практики за III квартал 2000 года (по гражданским делам) // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. - 2001. - 12 апрель. - №4

Научная литература

1. Аналитический материал по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей // Вестник образования. - 2001. - №16. - С. 23-54.

2. Антокольская М.В. Семейное право. - М., 2002. - 469с

3. Арутюнян Г. Правовое регулирование усыновления в Российской Федерации // Гражданское право. - 2002. - №3. -С.85-105.

4. Басаева К.Д. Семья и брак у бурят. - Улан-Удэ, 1991. -139с.

5. Беспалов Ю. Усыновление как способ защиты прав ребенка //Российская юстиция. - 1997. - №7. -С.85-86.

6. Бондова М. Для какой цели необходим государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей //Закон и право. - 2002. - №1. -С.63-64

7. Борисова Е.А. Установление усыновления (удочерения) в судебном порядке //Вестник Московского университета. Серия 11. Право.-1998.- №3.-С.25-31

8. Валявина Е.Ю. / Гражданское право: Учебник. Ч. III / под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. - М., 1998. -568с.

9. Вагацума С., Ариидзуми Т. Гражданское право Японии (в двух книгах). Кн. 1. - М., 1983. - 425с.

10. Вишнякова А.В. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации. Издание второе / ответственный редактор профессор В.Б. Ляндрес. - М.: «Контракт», 2007. - 350с.

11. Волкова Н.Д. Состояние законности при усыновлении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации // Прокурорская и следственная практика. - 2000. - №3-4.-С.15-27

12. Глухарева В. Г. Процессуальные особенности рассмотрения дел об установлении усыновления (удочерения) // Арбитражный и гражданский процесс. - 2001. - №3. -С.95-96

13. Глухарева В.Г. История развития института установления усыновления (удочерения) в России // История государства и права. - 2001. - №1. -С. 244-245

14. Гойхбарг А.Г. Сравнительное семейное право.- М., 1925.- 230 с.

15. Гражданский кодекс Квебека. Серия: Современное зарубежное и между народное частное право. - М., 1999. - 322с.

16. Гражданское и торговое право капиталистических государств. Ч. II: Учеб ник / Под ред. Р.Л. Нарышкиной. - М., 1984. - 434 с.

17. Гришаев С.П. Семейное право в вопросах и ответах. - М., 2008. - 350с.

18. Гулидов П.В. Объективные предпосылки изменения российского законодательства об опеке и попечительстве // Журнал российского права. - 2006. - № 6. -С. 21-24

19. Джабраилова А.Д. Охрана прав и интересов несовершеннолетних, оставшихся без родительского попечения, органами опеки и попечительства (на материалах ДАССР): Дис. канд. юрид. наук. - М., 1987.- 28 с.

20. Дзугаева А.З. Правовое регулирование усыновления детей»//Юридический мир. - 1997. - №8. -С.48-49

21. Ежегодный государственный доклад «О положении детей в России (2004)». - М., 2005. -41с.

22. Ершова Н.М. Опека и попечительство. - М., 1971. - 264с.

23. Ершова Н.М. Вопросы семьи в гражданском праве. - М., 1977. - 147с.

24. Ершова Н.М. Опека, попечительство, усыновление. - М., 1984.- 10с.

25. Ершова Н.М. Проблемы гражданско-правового регулирования личных и имущественных отношений в сфере семьи: Дис. докт. юрид. наук. - М., 1979. - 127с.

26. Завражнов В. Усыновление иностранцами детей - российских граждан//Российская Юстиция.- 2001.- №7.-С7-19

27. Законодательство зарубежных стран об отношениях родителей и детей. - М., 1990. - 120 с.

28. Ивлев Г.П. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации. - М.: Изд-во Юрайт, 2003. - 211с.

29. Карасев М.Н. Институт совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации: необходимы серьезные изменения // Журнал российского права. - 2001. - № 9. -С. 37-42.

30. Кирилловых А.А. Опека и попечительство под охраной закона // Законодательство и экономика. - 2008. - № 9. -С.48- 50

31. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части первой (постатейный). - 2-е изд., испр. и доп. с использованием судебно-арбитражной практики / Рук. авт. колл. и отв. ред. О.Н. Садиков. - М., 2002. -299с.

32. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. И.М. Кузнецова. - М., 1996. - 449с.

33. Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (постатейный) / под общ. ред. докт. юрид. наук, проф. Ю.А. Дмитриева. - М.: «Деловой двор», 2008. - 350 с.

34. Комментарий к Федеральному закону РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» / В. Лахматова // Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера.- 2008. - № 6. - С. 44 - 70.

35. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части первой (постатейный). - 2-е изд., испр. и доп. с использованием судебно-арбитражной практики / Рук. авт. колл. и отв. ред. О.Н. Садиков. - М., 2002. -99с.

36. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. И.М. Кузнецова. - М., 1996. -449с.

37. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / под общ. ред. П.В. Крашенинникова, П.И. Седугина. - М., 1997. - 244с.

38. Королев Ю.А. Оценка эффективности норм в сфере семейных отношений // Журнал российского права. - 1998. - №8.-С.34-37

39. Королев Ю.А. Усыновление: проблемы решенные и нерешенные // Адвокат. - 2006. - №2.-С.7-12

40. Косова О. Усыновление пасынков и падчериц: процедурные вопросы.// Российская юстиция. - 2001. - №2. - С. 55 - 56.

41. Красницкая Г.С. Вы решили усыновить ребенка. - М.: Дрофа, 2001 - 260с.

42. Красницкая Г.С. Усыновление детей: вопросы и ответы. - М.: Дрофа, 2001. - 160с

43. Крашенинников П.В., Седугин П.Н. Комментарий к Семейному Кодексу Российской Федерации. - Издание 2-е. - М.: Норма, 2001. - 230с.

44. Кузнецова И.М. Новое в порядке усыновления детей//Журнал российского права. - 1997. - №1. -С.35-42.

45. Кустова В.В. Актуальные проблемы установления усыновления в российском праве//Журнал российского права. - 2002. - №7.-С.34-37

46. Курявцев И.М. Комментарий к Семейному Кодексу Российской Федерации. - Издание 2-е. - М.: Юристъ, 2002. - 140с.

47. Михеева Л.Ю. Общие положения об опеке и попечительстве [Электронный ресурс] / Михеева Л.Ю. -- Электрон. дан. -- Режим доступа: http://www.lawmix.ru/comm.php?id=4676

48. Михеева Л.Ю. Опека и попечительство: Теория и практика / под ред. д.ю.н., проф. Р.П. Мананковой. - М.: Волтерс Клувер, 2004. - 123с.

49. Мицкевич А.В. Система права и система законодательства: развитие научных представлений и законотворчества // Проблемы современного гражданского права. - М., 2000. -С.26-27.

50. Муратова С.А. Семейное право: Учебное пособие: нормативные акты. - М.: Юриспруденция, 2001. - 450с

51. Нечаева А.М. Семейное право: Курс лекций. - Издание 2-е. - М.: Юристъ, 2002. - 163с.

52. Невзгодина Е.Л. Вопросы судебной практики по делам об установлении усыновления // Российский судья. - 2006. - №8. - С. 11 - 13.

53. Нечаева А. Тайна усыновления //Закон. - 1998. - №3 - С. 45 - 48.

54. Ошанин М. О призрении покинутых детей. - Ярославль, 1912. -95с.

55. Пергамент А.И. Опека и попечительство. - М., 1966. -140с.

56. Положение детей-сирот //Вестник образования. - 1999. - №8. -С.55- 56

57. Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник / Отв. ред. А.Я. Сухарев. - М., 2000. -706с.

58. Пудалов В. Попечительство и благотворительность в Российской империи: Инновационная образовательная сеть «Эврика». -- Электрон. дан. -- Режим доступа: http://test.eurekanet.ru/ewww2007/info/567.html

59. Пчелинцева Л.М. Комментарий к Семейному Кодексу Российской Федерации. Издание. - 2-е. - М.: Изд-во Норма, 2002. - 263с.

60. Пчелинцева Л.М. Семейное право России: Учебник для вузов. - М. Изд-во Норма, 2001. - 370с.

61. Ревенко О.А. Правовые вопросы усыновления в РФ //Юридическая газета. - 2001. - №12. - С. 64 - 66.

62. Рясенцев В.А. Семейное право. - М., 1971. -11с.

63. Свердлов Г.М. Основные вопросы советского семейного права: Дис. докт. юрид. наук. - М., 2006. -81с.

64. Сергеева М. В. России 4 министерства занимаются беспризорниками, но они не смогли даже сосчитать бездомных детей. -- Электрон. дан. -- 2002. - Режим доступа: http://old.strana.ru/stories/02/01/14/2336/101776.html

65. Скловский К.И. Представительство в гражданском праве и процессе (вопросы теории: сущность, содержание, структура): Дис. канд. юрид. наук. - Ростов-на-Дону, 1981. -65с.

66. Скуратов Ю.И., Лебедев В.М. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (Особ. часть). - М., 1996. - 351с.

67. Смирнова И. Дети России: список нормативных актов по правам ребенка //Правозащитник. - 1999. - №1. -С.67- 68

68. Сорокин С. Конвенция ООН «О правах ребенка» //Российская юстиция. - 1999. - №6. - С. 53 - 55.

69. Стенографическая запись заседания Организационного комитета по проведению в 2008 г. в Российской Федерации года семьи // Семейное и жилищное право. - 2007. - № 5.-С.2-3

70. Умнова И.А. Совместное ведение Российской Федерации и ее субъектов как предмет конституционного регулирования//Журнал российского права. - 1999. - № 11.-С.27-29

71. Черняк А. Материалы круглого стола на тему: О совершенствовании федерального законодательства об усыновлении детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей //Российская Федерация сегодня. - 2000. - №7.- С. 11 - 13.

72. Чучаев А., Рожнов А. Нарушение тайны усыновления//Законность. - 2002. - №3. - С. 23 - 27.

73. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права (по изданию 1907 г.). - М., 1995. -С. 456 - 457

74. Шульга Р.Ю. Современные тенденции развития регионального законодательства по защите прав детей-сирот: реальность и перспективы. //Юрист. - 2000. - №8. - С. 32 - 37.

ПриложениЯ

Приложение А

Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью

(утв. постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996 г.
542)

Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. 195 установлено, что настоящий Перечень распространяется на лиц, осуществляющих воспитательную деятельность в детских домах семейного типа

О порядке медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями,

см. приказ Минздрава РФ от 10 сентября 1996 г. 332

Туберкулез (активный и хронический) всех форм локализации у больных I, II, V групп диспансерного учета;

Заболевания внутренних органов, нервной системы, опорно-двигательного аппарата в стадии декомпенсации;

Злокачественные онкологические заболевания всех локализаций;

Наркомания, токсикомания, алкоголизм;

Инфекционные заболевания до снятия с диспансерного учета;

Психические заболевания, при которых больные признаны в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными;

Все заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I и II группы, исключающие трудоспособность.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты