Государственно-политический строй Соединенных Штатов Америки заслуживает отдельного рассмотрения не только в связи с экономическим и политическим статусом этого государства в современном мире.
- США, государство сравнительно молодое, обладает самой старой писаной конституцией, которая с момента своего возникновения стала предметом подражания политических практиков и объектом исследования теоретиков - государствоведов. Конституция США относится к разряду жестких. Предусмотрен сложный порядок ее пересмотра, что стало одной из причин феноменальной устойчивости данного документа. Развитие конституции шло не по пути пересмотра ее основного текста, тем более составления его новых вариантов, а за счет внесения поправок, составивших ее отдельную часть. Всего за 200 лет было внесено 27 поправок, причем первые 10 (Билль о правах) - в1791г. - В конституции США закреплена модель так называемой президентской республики. Эта модель была заимствована в свое время многими странами Латинской Америки, она и повлияла на государственное строительство других государств. Смысл американской модели, отличной от британского парламентаризма, состоит в жестком разделении исполнительной (президентской) и законодательной властей, которые формируются независимо друг от друга.
Достаточно самостоятельно действует и судебная власть. - США стали первым примером современного федеративного государства. Именно здесь была выработана данная форма политической организации, сочетавшая, по мнению ее создателей, выгоды как для крупной, так и для небольшой страны. Первоначально именно власти штатов оказывали решающее влияние на жизнь рядового американца, который ощущал себя в первую очередь гражданином своего штата и только во вторую -- США. Затем положение изменилось, но и сейчас штаты обладают обширными полномочиями, особенно в вопросах землепользования, полиции, образования и т.д. Исторически это объяснялось тем, что конституция не наделила федеральные власти какими-либо полномочиями в социальной сфере. Поправка Х (1791) объявила полномочия, не предоставленные прямо правительству США и не запрещенные штатам, остающиеся «за штатами или за народом». Поэтому социальные программы начинают первоначально осуществляться именно штатами. Сейчас их права защищает не только конституция, но и мнение общественности, сохраняющей привязанность к своим штатам, несмотря на усилившуюся миграцию населения. Стремления правительственных учреждений к централизации встречают также противодействие Конгресса, состоящего из членов, тесно связанных с местными интересами. Федеративное устройство справедливо считается одной из причин успешности американского государства, тем не менее конфликтов между штатами и федерацией избежать не удалось, они неоднократно создавали угрозу единству США. - В США впервые была создана система конституционного контроля, хотя его органы не являются специализированными и не выделены из общей судебной системы. На федеральном уровне данную функцию исполняет преимущественно Верховный суд США.
Глава 1. История Государства и Права США
1.1 Революционная война за независимость и образование США.
Английские колонии в Северной Америке. Политическая организация США прошла длинный путь развития, прежде чем приобрела современную свою структуру. В известной мере она начала складываться уже тогда, когда первые белые поселенцы появились на американской земле и стали оттеснять на Запад коренных жителей континента.
В начале XVII в. на атлантическом побережье Северной Америки была основана первая английская колония. В последующее время (XVII-XVIII в.в.) было создано еще 12 колоний, вытянувшихся вдоль средней части побережья Северной Америки. Колонисты захватывали земли индейцев, которых оттесняли в глубь материка или беспощадно уничтожали. В колониях использовался труд рабов-африканцев, насильственно вывезенных с их родины. Рабство особенно широко использовалось на плантациях сахарного тростника, хлопка, табака южной группы колоний. Иной характер приобретала экономика северной группы колоний, так называемой "Новой Англии", где начали развиваться фермерские хозяйства, мануфактуры. Несколько колоний, оказавшихся между "севером" и "югом" в социально-экономическом плане заняли промежуточное положение. Неоднозначность развития северных и южных колоний во многом определялась неодинаковым составом господствующих там групп населения. На юге доминировало влияние плантаторов-рабовладельцев - потомков английской аристократии. Многие из них переселились в Америку во время английской революции. На севере руководящее положение занимали купцы, мануфактуристы, а основную часть населения составляли фермеры и ремесленники. Немалое их число покинуло Англию, спасаясь от послереволюционных гонений реставраторов монархии. К 70-м гг. XVIII в. население колоний достигло 3,5 млн. человек, включая 500 тыс. рабов.
Юридически небезинтересен вопрос о взаимоотношениях колоний с метрополией. Между колониями не существовало формально никакой связи и каждая из 12 колоний управлялась как бы самостоятельно, находясь вместе с тем в непосредственной зависимости от метрополии. Первоначально в системе управления колониями были существенные различия. Некоторые из них считались частным владением (Пенсильвания, Мэриленд). Были колонии с "народным управлением" (Коннектикут, Род-Айленд), а также "королевские колонии", управляющиеся губернаторами, назначавшимися правительством метрополии. Как правило, в каждой из колоний функционировал совет при губернаторе и законодательное собрание, избиравшееся на основе высокого имущественного ценза. По существу эти собрания практически имели лишь совещательный характер, так как на принятые ими акты и решения губернатор мог наложить "вето". Колонисты считали себя свободными подданными английской короны, на которых распространяется действие права метрополии: Великая хартия вольностей, Билль о правах, "Общее право", "право справедливости" и т.д.
Жалованные колониям королевские хартии казалось подтверждают это. Однако на деле было иначе Правительство рассматривало колонии как сырьевой придаток метрополии, рынок сбыта английских товаров. Проводилась политика ограбления колоний, сдерживания их промышленного развития. Издавались акты и распоряжения, налагавшие на колонии разного рода поборы и подати и устанавливавшие таможенные пошлины, выгодные английской промышленности и торговле. Например, закон о гербовом сборе облагал налогом брачные документы, торговые сделки, документы о наследстве, всякого рода официальные бумаги, печатные издания и т.д.
В 60-е годы XVIII века издаются законы о запрещении выпуска в колониях кредитных билетов, о введении пошлин на ряд товаров. Сильное недовольство свободных колонистов вызвал закон 1763 года о запрещении переселяться на земли, лежавшие западнее Аллеганских гор. Этот закон обострил классовую борьбу за землю между крупными землевладельцами и свободными фермерами. Политика английского правительства вызвала движение протеста широких слоев населения колоний. Чашу терпения переполнил закон о торговле чаем (1773 г.), который устанавливал новый налог на ввозимый в колонии чай. В ответ на это группа возмущенных жителей Бостона 16 декабря 1773 г. выбросила в море груз чая, доставленного туда на английских судах (так называемое "Бостонское чаепитие"). Англия в свою очередь закрыла Бостонский порт, лишила Бостон и всю колонию Массачусетс права иметь свои представительные органы. Вполне естественно, что в колониях рос протест против господства метрополии. Противоречия между метрополией и ее американскими колониями достигли особой остроты к середине XVIII века.
1.2 Революционная война. Декларация независимости.
Начались открытые массовые антиправительственные выступления американцев.
В 1774 г. в городе Филадельфия собрался Первый континентальный конгресс представителей 12 колоний в составе 55 делегатов. Он утвердил "Декларацию прав", в которой был выражен протест против таможенной и налоговой политики метрополии. Одновременно составлена петиция к королю (в самой почтительной форме просили прекратить притеснения и не давать повода к окончательному разрыву с короной). Поскольку английский парламент и король Георг III отвергли требования конгресса, вооруженный конфликт стал неизбежен. Следующей важной ступенью в развитии событий необходимо считать решения II Континентального конгресса, собравшегося в мае 1775 г. Он констатировал состояние войны с Англией и принял решение о создании американской армии. Ее главнокомандующим был назначен Д. Вашингтон. (Он родился в семье плантатора-рабовладельца, участвовал в качестве офицера в колониальных войнах, придерживался в основном прогрессивных взглядов). Началась война за независимость. Каждая колония объявляет себя независимой республикой - штатом.
Весной 1776 г. состоялся III Континентальный конгресс назначивший комиссию для подготовки текста Декларации независимости.
Начавшаяся война шла с переменным успехом, пока в 1777 г. победа под Саратогой не стала переломом в войне.
Победа армии Джорджа Вашингтона под Йорктауном в 1781 г. предрешила исход войны. В 1783 г. она завершилась подписанием Версальского мирного договора, которым Великобритания признавала "свободу суверенность и независимость" американских колоний. Тем самым 13 штатов Северной Америки образовали новое независимое государство.
В период становления независимости в США был принят ряд исторических документов, которые следует рассмотреть подробнее.
"Декларация независимости" 4 июля 1776 г. - эта Декларация, философские положения которой содержали всего триста слов, представлялась манифестом основных свобод, поднимала на войну, вызывала во всем мире симпатии к американской революции.
В Декларации заявлялось, что правительства создаются для обеспечения перечисленных в ней естественных прав и, если длительное время их нарушают, должны свергаться.
Декларация говорила о необходимости вести войну, которая фактически уже шла и которой суждено было продолжаться еще более пяти лет. Так был сделан первый шаг к созданию американской государственности и правовой системы.
Важным конституционным актом, изданным во время войны за независимость, являются статьи конфедерации, вступившие в силу 1 марта 1781 г. По существу, это договор о союзе и сотрудничестве между тринадцатью независимыми государствами. В нем бывшие колонии именуются штатами, каждый из которых сохраняет свой суверенитет. Для заведования общими делами союза намечалось ежегодно созывать однопалатный конгресс. В нем каждый штат имел один голос, но количество делегатов от штата колебалось от 2 до 7 человек.
В полномочия конгресса входили решение вопросов по иностранным делам, организация армии, почта, чеканка монет. В случае споров между штатами конгресс являлся арбитром. Все остальные полномочия сохраняли за собой штаты. Конгресс не имел ни прав, ни возможности принудить штаты к исполнению его постановления. Он не мог даже вводить налоги. Бюджет страны складывался из добровольных взносов штатов. В период между сессиями некоторые из полномочий конгресса мог выполнять комитет штатов.
Статьи конфедерации закрепляли стремление бывших колоний соединенными усилиями получить независимость. В них нашли отражение принципы американской конфедерации. Штаты чрезвычайно бдительно отнеслись к сохранению своей самостоятельности. Даже в условиях тяжелой освободительной войны они предпочли не идти дальше признания рыхлого конфедеративного союза.
Конституция 1787 г. Эта Конституция была, собственно, первой в мировой истории (исключая Статьи конфедерации) Конституцией изложенной в письменном виде, первой Конституцией в формальном значении этого слова.
Конституция представляет собой документ уникальный стабильности. При голосовании по проекту об изменении Конституции требуется, при принятии поправок к ней - не менее 2/3 в обеих палатах Конгресса и при ратификации их не менее 3/4 всех штатов.
В Конституцию США за 212 лет внесено 27 поправок, Германии 42 поправки за 50 лет ("Деловая неделя" 28 января 2000 г.)
Конституция основывается на теории разделения властей. Эти власти - внешне строго разграничивались и предусматривалась возможность взаимного сдерживания и контроля властей.
Отдавая себе отчет в необходимости учреждения сильной и независимой исполнительной власти "отцы основатели" США все же были озабочены тем, чтобы уберечь страну, от рецедива монархической тирании. Поэтому они возложили на Конгресс функции центрального и руководящего органа государства в важнейших вопросах внутренней и внешнеполитической жизни страны.
Законодательная власть - Конгресс - состоит из двух палат: палаты представителей (нижняя), избираемой путем прямых выборов населением страны, и сената (верхняя), выбираемого законодательными собраниями штатов в количестве двух сенаторов независимо от численности населения штата.
Палата представителей - одно из двух важнейших звеньев законодательного механизма США. Палата переизбирается каждый четный год. Председательствует в палате спикер, который располагает широкими полномочиями; его решения по процедурным вопросам безапелляционны.
Сенат - вторая палата Конгресса США, сенаторы избираются законодательными собраниями штатов на 6 лет с обновлением 1/3 состава через каждые два года. Председательствует в сенате вице-президент республики.
Обе палаты Конгресса обладают равными правами в законодательном процессе, поскольку установлено, что для окончательного принятия всякий законопроект должен быть одобрен обеими палатами.
Исполнительная власть. Во главе исполнительной власти стоит президент избираемый на 4 года.
Согласно Конституции президентом может стать прирожденный "по рождению" американец достигший 35 лет и проживающий в стране не менее 14 лет.
Существенно влияние президента на законодательную власть и законодательный процесс. Конституция постановляет, что президент имеет право налагать вето на любой законопроект в течении 10 дней с момента его получения. По истечении указанного срока закон считается автоматически вступившим в силу. Президенту предоставлено право заключать международные договоры с последующей ратификацией 2/3 голосов сенаторов. Президент назначает послов, консулов и других представителей, является главнокомандующим вооруженных сил.
Федеральная судебная власть. Она осуществляется специальной системой органов, во главе с Верховным судом США, назначаемый президентом "по совету и с согласия" сената в количестве 9 человек - судей пожизненно "… пока будут вести себя безукоризненно".
Кроме 9 судей в штат Верховного суда входит многочисленный вспомогательный персонал: клерк и его помощники консультанты и маршал.
Официальный титул председателя Верховного суда - Главный судья Соединенных Штатов.
В качестве суда первой инстанции Верховный суд рассматривает лишь ограниченные категории дел, споры между штатами, исковые дела против послов и членов их семей, служебного персонала посольств. Верховный суд имеет право осуществлять Конституционный надзор, а также толковать Конституцию, выступать в качестве апелляционной инстанции, истребует дела в порядке надзора для нового рассмотрения их по существу.
Важное место в государственной системе США занимает атторейская (прокурорская) служба. Генеральный атторей консультирует правительство по вопросам исполнения законодательства, является одновременно министром юстиции США. Генеральные аттореи имеются и в штатах.
Конституция вводила систему "сдержек и противовесов". Конгресс мог отклонить законопроекты, внесенные президентом. Сенат - не согласиться с предложенной президентом кандидатурой на важный должностной пост. Конгресс получил право привлечь президента к ответственности в порядке импичмента. В этом случае палата представителей возбуждает дело и формулирует обвинение, а сенат рассматривает дело под председательством главного судьи Верховного суда США. Для признания подсудимого виновным требуется 2/3 голосов присутствующих сенаторов. При этом осуждение должно ограничиваться "…удалением от должности, запрещением занимать в США какую-либо должность, с которой соединяется почет, доверие и выгода".
В свою очередь президент, используя право отлагательного вето, мог замедлить принятие закона, а при поддержке части конгрессменов добиться снятия его с обсуждения.
Конституция вводила федеративное устройство. Соответственно разграничивались правомочия между общефедеральными властями и властями отдельных штатов. Федерация наделялась правом: объявлять войну и заключать мирные договоры (в более широком плане ведение внешней политики), регулировать торговлю с иностранными государствами и между штатами, чеканить монету (регулировать денежную систему страны), устанавливать единую норму для мер и весов, набирать, содержать и управлять армией и флотом.
Остальное, с учетом некоторых условий, составило компетенцию штатов.
Подчеркивалось верховенство федерального права по отношению к праву отдельных штатов.
Фиксируя основы федерации, конституция вводила "смешанную" систему правления, при котором представительство корпуса избирателей страны в целом стало совмещаться с равным представительством штатов в сенате вне зависимости от численности населения каждого из них. Верхняя палата неизбежно становилась таким образом более последовательным выразителем интересов штатов (особенно малонаселенных).
Таким образом, Соединенные Штаты после принятия Конституции стали централизованным государством с мощным федеральным государственным аппаратом, способным решать вопросы, касающиеся страны в целом. Что же касается вопросов не относящихся к федерации, объединенные в ней штаты сохранили известную политическую и административную автономию, свой государственный аппарат, свою конституцию.
1.3 Билль о правах 1791 г. - первые 10 поправок к американской Конституции.
Введение конституции, ограниченной только изложением государственного строя и обходившей молчанием провозглашенные в Декларациях права человека, проходило с большим трудом. В законодательных собраниях штатов она была принята незначительным большинством голосов и главным образом под условием включения в конституцию дополнений о демократических правах и свободах граждан. Законодатели понимали, что большинство американцев хотят видеть в конституции прежде всего гарантию от любых посягательств государственных властей на их права и свободы. Из этого исходил и Д. Мэдисон, внесший решающий вклад в подготовку конституционных поправок, ставших известными как Билль о правах. Его содержание составило первые 10 поправок к конституции. Они были предложены законодательным собранием штатов в 1789 г. и утверждены ими в 1789-1791 г.г. Принципиальной идеей, положенной в их основу, являлось признание недопустимости принятия каких-либо законов, нарушающих свободы граждан: свободы вероисповедания, свободы слова и прессы, мирных собраний, права обращения к правительству с просьбой о прекращении злоупотреблений (ст.1). Провозглашалось право иметь у себя и носить оружие (ст.2). Запрещался в мирное время постой солдат в частных домах без согласия их владельцев (ст.3). Признавалось недопустимым задержание лиц, обыски, выемки вещей и бумаг без выдаваемых соответствующим должностным лицам законно-обоснованных разрешений (ст.4). Никто не мог быть привлечен к уголовной ответственности иначе, как по решению суда присяжных, за исключением дел, возникших в армии. Никто не мог быть подвергнут повторному наказанию за одно и то же преступление, быть принуждаем в каком-либо уголовном деле свидетельствовать против самого себя, быть лишенном жизни, свободы, собственности без законного судебного разбирательства (ст.5).
Уголовные дела должны рассматриваться судом присяжных. Обвиняемый имеет право на очную ставку со свидетелями, показывающими не в его пользу, ему разрешалось вызвать свидетелей со своей стороны и прибегнуть к советам адвоката (ст.6). Запрещались жестокие и необычные наказания (ст.8). В качестве общего принципа устанавливалось, что названные в конституции, включая Билль 1791 г., права не должны умалять все другие права и свободы, "оставшиеся принадлежностью народа" (ст.5) и неразрывно связанное с этим, другое не менее важное: "права, не представленные конституцией Соединенных Штатов" и не отнятые ею у штатов, принадлежат штатам или народу" (ст.10).
В сочетании с этими положениями Конституция США приобрела еще большую прогрессивную направленность. Был создан, как показала последующая история, наиболее оптимальный вариант государственного строя для США. Основной закон 1787 г., принятый, как тогда считалось, на окраине цивилизованного мира, оказал большое влияние на развитие конституционализма и в других странах и прежде всего в части идей республиканского правового федеративного государства, основанного на разделении властей, при котором законодательная власть строилась на базе "смешанной" системы бикамерализма; исполнительная как единоличная, выборная, срочная магистратура с правом отлагательного вето; судебная с пожизненно назначаемыми судьями и с судом присяжных.
Вместе с тем прогрессивное, демократическое значение конституции во многом умалялось сохранением старой избирательной системы, отягченной великим множеством цензов, лишавших значительную, наименее состоятельную часть населения права участвовать в легальной политической жизни: выбирать и быть избранными в органы власти и управления. В южных штатах сохранялось рабство. В итоге введенная демократия во многом носила элитарный характер.
1.4 Гражданская война севера и юга. Второй цикл поправок к конституции.
Первая половина XIX в. прошла под знаком стремительного расширения территории США. Новые территории покупались у колониальных стран или отбирались вооруженным путем у слабых противников. Коренное население Америки - индейцы истреблялись или выселялись. Процедура преобразования новых территорий в штаты определялась Большим ордонансом 1791 г. Для этого необходимо было иметь определенное число жителей, свою конституцию и соответствующее ходатайство к федеральному конгрессу. Часть штатов самоопределилась, не дожидаясь официального согласия конгресса. К середине XIX в. территория США выросла почти в девять раз. Рабство распространялось на новые земли, что представляло серьезную угрозу развитию капитализма в США.
Социальное и экономическое положение США в конце XVIII начале XIX в. нельзя понять без учета концепции В.И. Ленина об "американском" пути развития в сельском хозяйстве. Реальная возможность получить за океаном участок земли и начать там новую жизнь влекли в дальний и опасный путь наиболее энергичных и отважных европейцев.
Борьба за землю имела свои особенности. В Америке не было помещиков феодального типа и крепостных крестьян. Скваттерство - захват "свободных" земель - означало отнятие участков у коренных жителей индейцев. Однако переселенцу нужны были деньги. Не каждый мог приспособиться к новым жизненным условиям, выдержать натиск земельных спекулянтов и т.д.
Между крупными и мелкими землевладельцами шла ожесточенная борьба. Местная аристократия всеми силами стремилась сохранить за собой огромные земельные владения. Эти противоречия составляют одну из важных экономических основ первой и второй американских буржуазных революций.
На первом этапе преобладало крупное плантаторское хозяйство, где применялся труд рабов (негров). После войны за независимость рабство на Севере было отменено, латифундии земельной аристократии конфискованы и пущены в продажу. Эти меры наряду со скваттерством и последовавшей национализацией западных земель заложили основу для развития капитализма в земледелии по фермерскому пути.
Однако на Юге сохранялось крупное землевладение, основанное на рабском труде. Отлив рабочей силы на Запад обусловил массовое применение труда рабов.
Колонизация западных земель означала развитие капитализма вширь, как часть общего процесса становления капитализма США вглубь. К. Маркс в "Капитале" указывал, что в переселенческих колониях возможность превращения вчерашнего рабочего в собственника тормозила развитие капиталистического производства.
В первой половине XIX в. в США отчетливо наметились две тенденции или два пути буржуазного развития: один - на Севере, другой - на Юге. Столкновение классов из-за установления было неизбежно. В классовой борьбе главное место заняла проблема "свободных" земель на Западе и ликвидация рабовладельческих латифундий на Юге.
Основной вопрос второй американской революции сводился к тому, будет ли обеспечено дальнейшее развитие капитализма в США путем уничтожения рабства и победы "свободного фермера на свободной земле"
К началу 20-х годов XIX в. в США насчитывалось 22 штата, половина из них были рабовладельческими. Между рабовладельцами Юга и буржуазией Севера не прекращались конфликты, особенно когда в конгрессе решалась судьба новых штатов. Плантаторы были заинтересованы в создании новых рабовладельческих штатов. Буржуазия Севера была против этого. От решения спора зависел исход борьбы за контроль над обширными землями на Западе и в конечном счете над федеральным правительством. Плантаторы стремились сохранить свое преимущество в палатах конгресса. До 1861 г. почти все американские президенты были из южных штатов.
Острые противоречия возникли по поводу таможенных тарифов. Буржуазия Севера в целях создания преимущества для сбыта своих товаров добивалась установления высоких ввозных пошлин на промышленные товары, ввозимые из-за границы. Рабовладельцы выступали против этого. Так, законодательное собрание штата Южная Каролина в 1832 г. потребовала полной отмены таможенных пошлин, угрожая выходом из США. Оно ссылалось на так называемую доктрину "нуллификации", согласно которой штаты могли игнорировать решения федеральных властей, если они противоречили конституции. Такое толкование было выгодно сторонникам сепаратизма, особенно на Юге.
Столкновение интересов промышленной буржуазии и рабовладельцев вело к неотвратимому конфликту, который впоследствии вылился в гражданскую войну. Это было началом ожесточенной борьбы между двумя экономическими системами: крепнущей буржуазной и слабеющей рабовладельческой. Но фоне этой борьбы яснее проступает политическая истории США в период между войной за независимость и гражданской войной.
В начале XIX в. резко обострились разногласия двух политических партий: федералистов и демократов республиканцев. Первая была создана еще Гамильтоном. Опираясь на крупную буржуазию, преуспевающих плантаторов, федералисты выступали против демократизации конституции. Демократическо-республиканская партия во главе с Джефферсоном пользовалась поддержкой промышленной буржуазии, мелких плантаторов, фермеров, ремесленников. Она добивалась ограничения крупного плантаторского хозяйства, развития буржуазно-демократических свобод.
В начале 20-х годов XIX в. обе партии переживали кризис. Федералисты распались на мелкие фракции. В 1828 г. часть республиканцев основала демократическую партию, которую поддерживала мелкая буржуазия, часть плантаторов, фермеры, некоторые рабочие. Главной в политической жизни страны становилась проблема ликвидации рабства.
Началом затяжного конфликта было решение вопроса о судьбе штата Миссури. Плантаторы попытались провести через конгресс закон о зачислении этого штата в рабовладельческий, но встретили довольно организованный отпор со стороны делегатов от свободных штатов. Тем не менее конфликт окончился компромиссом. Севернее определенных границ (36? 30? северной широты) и западнее Миссури рабство запрещалось. Штат Миссури был определен как рабовладельческий, но зато новый штат Мэн был принят в качестве свободного. Прием свободных штатов подрывал позиции рабовладельцев в сенате. Миссурийский компромисс лишь несколько задержал открытую схватку двух экономических систем. Он был нарушен, когда решался вопрос о судьбах штатов Калифорнии, Нью-Мексико и Юта.
В 1854 г. в конгрессе снова возник спор о судьбе двух новых штатов - Канзаса и Небраски, расположенных севернее 36?северной широты. Под давление рабовладельцев, занимавших почти все главные должности в федеральном правительстве, конгресс передал на усмотрение самих граждан Канзаса решение вопроса о рабстве. Тем самым еще раз был нарушен Миссурийский компромисс, согласно которому на один рабовладельческий штат должен обязательно приходиться один свободный.
Тысячи рабовладельцев "избирателей" ринулись в Канзас. Возле избирательных участков начались вооруженные схватки. Канзас стал рабовладельческим штатом. По словам К. Маркса, "драка в Канзасе" была началом гражданской войны. Росло число сторонников общества аболиционистов, выступавших за отмену рабства. Партия фрисойлеров требовала запрещения рабства, бесплатной раздачи земли нуждающимся. Ее активными сторонниками был фермеры, промышленные рабочие. К фрисойлерам примкнула часть республиканской партии. В стране произошла новая перегруппировка сил.
В 1854 г. республиканцы впервые получили большинство в нижней палате конгресса. Но так как рабовладельцы занимали твердое большинство в сенате, имели много своих ставленников в федеральной администрации, то их интересы, по словам К. Маркса, служили путеводной звездой для внутренней и внешней политики федерального правительства.
В 1857 г. Верховный суд в своем решении по делу Дреда Скотта разрешил рабовладельцам искать бежавших негров даже в свободных штатах. Тем самым была сделана попытка распространить рабство на всю территорию страны. Законы конгресса о беглых рабах стали особенно суровыми.
Движение за отмену рабства приняло широкий размах. Огромное впечатление на американцев произвела повесть Бичер-Стоу "Хижина дяди Тома". Великий борец за свободу Джон Браун писал перед казнью: "Я, Джон Браун, теперь совершенно уверен, что только кровь смоет великие преступления этой грешной страны".
Осенью 1860 г. президентом был избран один из выдающихся деятелей Америки, видный республиканец Авраам Линкольн. Выходец из бедной семьи, он со временем стал убежденным противником рабства. Его избрание послужило для рабовладельцев сигналом к мятежу. "Неотвратимый конфликт" между системой рабства и системой наемного труда вылился в открытую гражданскую войну.
В декабре 1860 г. штат Южная Каролина заявил о своем выходе из Союза, его примеру последовали еще 10 южных штатов. В апреле 1861 г. начались военные действия. В результате сецессии (отложения) 11 штатов образовали конфедерацию со своим правительством. 23 штата остались в союзе Севера.
Мятеж южан расколол американское государство на две части: рабовладельческий Юг и свободный Север. В каждой части имелся свой президент, свой конгресс. "Современная борьба между Югом и Севером, - писал, К. Маркс, - есть, следовательно, не что иное, как борьба двух социальных систем - системы рабства и системы свободного труда". Вначале ход войны сложился неблагоприятно для северян, хотя все, казалось бы, предвещало им легкую победу. На Юге было меньше населения, почти отсутствовала промышленность, но зато оказалась лучшей организация войск, армией командовали талантливые полководцы. Буржуазия Севера первое время мечтала конституционным путем ликвидировать конфликт, не сразу повела войну по-революционному.
Северяне имели большое превосходство в живой силе, технике, они пользовались сочувствием передовых людей Европы. По случаю избрания президентом А. Линкольна К. Маркс от имени I Интернационала послал ему приветственное послание.
Линкольн превосходно понимал невозможность существования двух систем, ему принадлежат знаменитые слова: "Дом, расколотый надвое, не может стоять". Линкольн, однако, не сразу решился прибегнуть к решительным мерам. Одно время он даже высказал мысль о переселении негров в Центральную Африку. Руководитель негритянской организации ответил ему: "Говорят, что это страна белого человека. Нет, сэр! Это страна краснокожего человека по "естественному праву" и черного человека по праву его страданий и труда… Сэр, это наша страна так же, как и ваша, и мы ее не покинем. Проект экспатриации отпал.
Серия поражений армии северян и недовольство народа заставили А. Линкольна пойти на решительные шаги, действовать по-революционному. Конгресс принял два закона, сыгравших важнейшую роль в победе Севера.
20 мая 1862 г. вступил в силу гомстедакт. Каждый гражданин в возрасте более 21 года мог получить за символическую сумму участок земли из фонда государства размером не более 160 акров (65 га). Спустя 5 лет владелец получал патент о неограниченном праве распоряжаться землей по собственному усмотрению. Позднее размеры таких участков были увеличены. Этот акт оказал сильное воздействие на боевой дух армии северян, состоявшей в основном из фермеров и рабочих. Значение акта состоит еще и в том, что заселение западных земель свободными поселенцами по существу ликвидировало распространение невольничества на другие части страны.
Вскоре А. Линкольн подписал Декларацию об освобождении с января 1863 г. негров, находившихся на территории южных штатов. Декларация об отмене рабства явилась событием крупного политического значения, повлиявшим на ход гражданской войны. После ее опубликования борьба Севера против рабовладельцев Юга вступила в основную фазу. Решающую роль в победе Севера сыграли рабочие, фермеры и негры. В армии северян были видные деятели I Интернационала. Гражданская война являлась буржуазно-демократической революцией.
Свое политическое кредо А. Линкольн изложил в знаменитой речи при открытии солдатского кладбища в Геттисберге 19 ноября 1863 г. "87 лет назад наши отцы создали на этом континенте новую нацию, она пришла в жизнь благодаря свободе и основывалась на утверждении, что все люди рождаются равными… У этих чтимых нами покойников мы обязаны взять пример преданности делу, которому они были верны до конца, мы должны здесь твердо решить, что не напрасно эти воины отдали свою жизнь; наша нация, по воле бога, должна возродить свободу, и пусть вечно живет правительство народа из народа и для народа".
Очистив армию и государственный аппарат от предателей, закрыв особенно враждебные газеты, назначив командующим талантливого полководца Гранта, правительство Линкольна тем самым ускорило победу. В начале апреля 1865 г. южане капитулировали, но в отместку за свое поражение они организовали убийство Линкольна.
В 1865 г. конгресс принял 13-ю поправку в Конституции об отмене рабства на всей территории США. В 1866 г. принимается 14-я поправка, по которой негры наделялись гражданскими правами. Всякий, кто родился в США или был натурализован, признавался гражданином США и того штата, где он проживал. Она не распространялась только на индейцев, освобожденных от уплаты налогов. Поправка запрещала штатам ущемлять, ограничивать права граждан, лишать их жизни, свободы, собственности без надлежащего судопроизводства. Основанием привлечения к уголовной ответственности могло быть только участие в мятеже или преступление. В принципе запрещалось ограничивать избирательные права граждан-мужчин в возрасте 21 года и более. За отказ выполнять положения поправки число депутатов от штата в палате представителей могло быть уменьшено.
Однако и после капитуляции правительства южных штатов отказывались выполнять решения федеральных властей ратифицировать 14-ю поправку. Многие мятежники вскоре попали под амнистию, политические права негров остались на бумаге. В некоторых южных штатах имелись законы об ученичестве, так называемые "черные кодексы", согласно которым негры, мулаты, дети неимущих оставались в полной власти своего бывшего хозяина до достижения 18-летнего возраста. Негры ограничивались в выборе профессии, к ним разрешалось применять наказание поркой. Все это делалось якобы для борьбы с бродяжничеством.
1.5 Право
Американская система права имеет три основных этапа развития: первый этап - от завоевания независимости до Гражданской войны; второй этап - до первой мировой войны; третий - до конца 70-х г.г. ХХ в.
США испытали воздействие английского общего права. Рецепция была неполная, общее право приспособили к местным условиям. Здесь большая свобода при вынесении решений, меньше консерватизма, формализма. Кроме того, в США суд по-настоящему "третья власть" в государстве.
Американская правовая теория основана на "судебной непогрешимости" или "юридическом абсолютизме". Основные принципы права США зафиксированы в Декларации независимости 1776 г. и Конституции.
Первостепенный по важности для демократической системы институт частной собственности дважды зафиксирован в 5-й поправке к Конституции США: "Никто не может быть лишен…собственности без легального судебного разбирательства, частную собственность нельзя отбирать на общественное употребление без справедливого вознаграждения". Конституция штата Нью-Йорк 1822 г. воспроизвела это положение: "Экспроприация для общественной пользы может быть произведена не иначе, как по уплате справедливого вознаграждения".
Принцип равенства людей перед законом, право обвиняемого на публичный суд с участием присяжных и защитника, право судить по законам своей страны имели прогрессивное значение.
Основным источником права является Конституция, за ней следуют федеральные законы, конституции и законы штатов. Для судов всех инстанций обязательными считаются решения Верховного суда США. Каждый штат издает свои законы по гражданскому, трудовому, уголовному и процессуальному праву. Почти в каждом штате имеется своя сис-тема права. К середине ХХ в. в США насчитывалось свыше полутора миллионов законов. Многие решения верховных судов штатов (даже по совершенно одинаковым обстоятельствам) часто противоречат друг другу. Попытки Верховного суда внести единообразие в правовую систему оказались безуспешными. Интересно отметить, что первая кодификация права была начата по инициативе видного американского юриста Фильда. Составленный им в 1848 г. кодекс гражданского и уголовного судопроизводства для штата Нью-Йорк оказался настолько удачным, что с незначительными поправками был воспроизведен во многих штатах.
Гражданское и уголовное право в общефедеральном масштабе не кодифицировано. Каждый штат его определяет по-своему. Усердие местных законодателей иногда выходит за рамки разумного.
В некоторых штатах запрещено стрелять лягушек в воскресенье, стрелять по кроликам из заднего окошка трамвая, сидеть на середине улицы и читать газету, носить ложки в кармане, спать в собачьих конурах, вести в кино живого льва, пристроить осла на ночь в ванне, подзывать свистом вылетевшую из клетки канарейку, домашним псам на выгуле нельзя собираться больше трех, нельзя перевозить пассажиров на крыше такси, засыпать во время бритья в парикмахерской; в штате Монтана женщинам-присяжным во время судебного заседания нельзя вязать. В штате Техас запрещено доить корову, если она не ваша. В Вашингтоне - отрезать хвосты лошадям; в штате Нью-Мексико - мужчинам и женщинам ходить небритыми, в штате Нью-Джерси - шумно есть суп, в штате Вайоминг женщина, пьющая в общественном месте, должна стоять в полуторах метрах от бара, в штате Пенсильвания все рестораны должны иметь в своем распоряжении носилки, в штате Айова пожарники перед тушением огня должны сделать 15-минутную тренировку.
В штате Южная Джорджия запрещено вывешивать на одной веревке мужское и женское белье. В Лос-Анджелесе - бить жену ремнем шириной свыше двух дюймов, за исключением случаев ее письменного согласия, есть чеснок можно за 4 часа до поездки в трамвае. В штате Индиана не пустят человека в театр, если от него пахнет чесноком, устанавливать мышеловки могут те, кто является обладателем охотничьего билета; женщина могла быть арестована, если в магазине примерила более шести платьев.
В штате Мичиган плевок против негра расценивается как нарушение общественного порядка. В штате Техас за торговлю в воскресенье хлебом или лимбургским сыром штрафуют. В штате Коннектикут покупатель может проверить качество огурца, бросив его с высоты прилавка. На огурце не должно быть даже намека на трещину.
В воскресенье официально разрешено продавать женские журналы, не запрещено торговать Библией в твердом переплете, бобами, сливками в пакетах. Бритвенные лезвия в этот день можно приобрести, если нужно срезать мозоли на ногах. Рыбу с жареной картошкой можно продавать только в китайских лавочках, поскольку китайцы являются иноверцами. Все магазины должны быть закрыты, кроме приморских курортов, где можно торговать рыболовными принадлежностями, игрушками, сувенирами и купальниками любых размеров. В воскресенье стиральный порошок можно приобрести в отделе запасных частей для автомашин, где он может именоваться "средством для удаления грязи". Чай продают в этот день только в заваренном виде, но не пачками.
Особенность американской системы права состоит в том, что она признает многие доктрины и положения английского прецедентного и статутного права. Это зафиксировано в конституциях некоторых штатов. Совпадение буржуазных правовых принципов обеих стран дает основание говорить о существовании англосаксонской системы права.
В области гражданского права важнейшими являются институт частной собственности, свобода и незыблемость договора, широкая свобода распоряжения наследством, право судебной защиты нарушенных прав и т.д. Суды штатов при вынесении решений по гражданским делам имели широкую самостоятельность. Они могли ссылаться на законы своего штата, на местное прецедентное право или даже на английские законы. Источником права является прецедент. Гражданское право оставалось запутанным. Противоречивость, пестрота решений порождали обилие коллизий. По словам одного судьи, трудность состояла не в том, чтобы знать норму права, а в том, чтобы найти ее.
После того, как тресты по закону Шермана фактически были запрещены, основной организационно-правовой формой капиталистического предприятия стала корпорация (акционерное общество). Ее положение регулировалось договором товарищества. Корпорация имела статус юридического лица, ее члены обладали правом на часть прибыли в соответствии с количеством акций. В случае краха фирмы акционер отвечал за долги только в пределах вложенного им капитала. Он не мог претендовать на право собственника имущества и заключать от имени корпорации сделки.
Второй вид договора товарищества получил название "фирма". Ее имущество считается общей собственностью, соответственно участники фирмы несут полную ответственность за долги. Следовательно, в первом случае участники договора товарищества имеют ограниченную имущественную ответственность, во втором - полную. Формально высшим органом корпорации являлось собрание акционеров. Фактически реальная власть находилась у тех, кто имел более половины акций (контрольный пакет). Правовое положение корпораций регулировалось, как правило, законодательством штатов.
Для предпринимателей эта форма вложения капитала оказалась не менее удобной, чем тресты. Имея контрольный пакет, монополии фактически руководили связанными с ними нижестоящими акционерными обществами и фирмами. В случае своеволия финансовые магнаты расправлялись с мелкими фирмами быстро и безжалостно.
В этот период буржуазия самым решительным образом выступала против вмешательства в дела предпринимателей, придерживаясь принципа: "Меньше правительства в бизнесе и больше бизнеса в правительстве". Принцип невмешательства государства в экономические дела (laissez-faire) был для обеих крупных партий, но особенно для республиканцев, незыблем, как библейский завет. Почти до начала мировой войны не было федерального закона о минимуме заработной платы.
Английское право прецедента (stare decisis) действует в США, но с некоторыми ограничениями. Верховный суд США и верховные суды штатов не обязаны следовать своим решениям.
В 1938 г. Верховный суд дал совершенно однозначный ответ на поставленный судебной практикой вопрос: является ли общее право правом федерации или существует право каждого штата? Высший судебный орган разъяснил: общее право - это право отдельного штата, федерального общего права не существует. Суды каждого штата осуществляют свою юрисдикцию независимо один от другого, и поэтому решениям, принятым в судах одного штата, не обязаны следовать суды других штатов.
Некоторые штаты пошли по пути кодификации гражданского права. Свод таких законов штата Луизиана 1825 г. являлся копией французского кодекса Наполеона. Он действует и поныне. Гражданский кодекс штата Калифорнии 1873 г. оказал влияние на другие штаты.
Пестрота, раздробленность норм имущественного права порождали неразбериху, приводили к судебным коллизиям. В конце XIX в. стали составляться частные кодификации прецедентного права, относящиеся к основным институтам гражданского и торгового права, к договорам, представительству, доверительной собственности. Эти кодификации не имеют нормативной силы, но суды обращались к ним при рассмотрении гражданско-правовых казусов.
Источниками уголовного и гражданского процессуального праваприменительно к федеральной системе судов и к самостоятельным судебным системам каждого из штатов служат соответствующие акты законодательства, правила, издаваемые судебными органами, и нормы общего права.
Особая роль в регулировании вопросов уголовного процесса принадлежит Конституции США. В ее тексте, в поправках IV, V, VI, VII, вошедших составной частью в Билль о правах (1791 г.) и в поправке ХIV сформулированы не только многие существенные положения о судоустройстве, в том числе о разграничении подсудности судов федерации и штатов, но и важнейшие нормы, определяющие права обвиняемого на различных стадиях уголовного процесса.
Существенную роль в регулировании вопросов судопроизводства по гражданским и уголовным делам играют нормативные акты, изданные Верховным судом США на основании полномочий, предоставленных ему в ряде актов Конгресса 1930-х гг., предписывать федеральным судам правила процедуры по гражданским и уголовным делам. Важнейшими среди этих постановлений Верховного суда являются следующие федеральные правила: гражданского судопроизводства (1938 г.), уголовного судопроизводства (1946 г.), апелляционного производства (1968 г.) и доказательствах (1975 г.). Отдельно Верховным судом были изданы также правила производства в самом этом суде (1980 г.), правила судебного разбирательства федеральными магистратами дел о малозначительных преступлениях (1971 г.).
В качестве источников процессуального права в штатах выступают также правила, разрабатываемые высшими судебными органами каждого из штатов самостоятельно, но, как правило, с ориентировкой на соответствующие акты Верховного суда США, - особенно велика здесь роль федеральных правил гражданского судопроизводства, воспринятых во многих штатах практически без изменений. Принципиальное значение для всех американских судов (и федеральных, и штатов) имеют решения Верховного суда США, в которых сформулированы постановления по процессуальным вопросам.
В США функционируют параллельно единая федеральная система судов и самостоятельные судебные системы каждого из 50 штатов, округа Колумбия и четырех федеральных территорий. В компетенцию федеральных судов входит, прежде всего, рассмотрение уголовных дел о преступлениях, предусмотренных федеральным законодательством, и гражданских дел по искам к федеральным властям и по спорам, возникающим в связи с применением федеральных законов или между гражданами, проживающими в двух различных странах, если при этом сумма иска превышает 10000 долларов.
По ряду вопросов компетенция федеральных судов и судов штатов совпадает как по уголовным, так и по гражданским делам, что вызвало к жизни весьма сложные правила разграничения их функций. При определенных ситуациях у органов обвинения и у истцов по гражданским делам создаются возможности выбора между обращением в суд одного из штатов либо в федеральный суд.
Действующее, в том числе и реформированное за последние годы, законодательство американских штатов придерживается традиционного деления преступных деяний на две основные категории - фелонии и мисдиминоры. К фелониям относятся более тяжкие деяния, которые наказываются лишением свободы на срок свыше одного года, а к мисдиминорам - менее тяжкие преступления.
В свою очередь, фелонии и мисдиминоры делятся на несколько "классов", в зависимости от которых устанавливаются пределы наказания: обычно фелонии на три-пять классов ("А", "В", "С" и т.д.), а мисдиминоры - на два или три класса. Сущность и практическое значение такой классификации состоит в том, что она предопределяет рамки наказаний, назначаемых за преступные деяния соответствующей категории.
Основными элементами системы наказаний, сложившейся в США, являются смертная казнь, лишение свободы, пробация и штраф. Как дополнительные наказания применяются конфискация имущества, возложение обязанности возместить причиненный ущерб, лишение прав, трудовые услуги в общественных интересах и др.
Штраф - основная, а часто и единственная мера наказания, предусматриваемая американскими законами за большинство малозначительных преступлений и иных правонарушений, в особенности автодорожных. В качестве альтернативной санкции штраф может быть назначен, по федеральному УК и кодексам штатов, за многие весьма тяжкие преступления, в том числе и такие, которые караются лишением свободы на срок до 10 и даже 20 лет. При этом сумма штрафа, например, по указанному Комплексному закону 1984 г., может достигать 25000 долларов, а в некоторых случаях и 250000 долларов. За последнее время уголовные законы все чаще допускают одновременное назначение в приговоре в любых сочетаниях лишения свободы, пробации и штрафа.
Издан ряд законодательных актов: Закон 1970 г. о контроле над организованной преступностью (с дополнениями 1986 г.) и др.; направлены на борьбу с торговлей наркотиками федеральные законы 1986 и 1988 гг. и др.; федеральный Закон 1986 г. о мошенничестве и злоупотреблениях, связанных с компьютерами.
Глава 2. Судебная система.
2.1 Что такое суд?
Суд является учреждением, созданным правительством для урегулирования и решения споров юридическим путем. Споры возникают и направляются для разбирательства в суд, когда люди не могут сами прийти к соглашению по поводу какого-то конкретного случая. Ну, скажем, кто виноват в нарушении правил дорожного движения при столкновении автомобиля Билла Смита? Кто из них поехал на Красный свет: первый или второй? Оба утверждают, что они этого не делали. Кто ограбил банк - Франк Уилльямс или кто-то другой?
Суды устанавливают истину, т.е. выясняют, что же произошло на самом деле, и какое решение следует принять в этой связи: если в аварии виноват Джоунс, то сколько он должен уплатить Смиту за нанесенный ущерб. Если банк действительно ограбил Франк Уилльямс, то какое наказание он должен понести.
Суды играют Важную роль в жизни американского общества по ряду обстоятельств. Они устанавливают, совершил ли человек преступление и как он должен быть наказан. Они также обеспечивают мирное решение конфликтов между гражданами, которые сами не могут разрешить своих споров путем переговоров. Иногда решения суда могут затронуть интересы широкого круга людей, не вовлеченных в судебный процесс. Так, например, в 1965 году трех учащихся средней школы в г. Де-Мойн, штат Айова, исключили из школы за ношение на рукаве черных повязок протеста против войны во Вьетнаме. Они обратились в суд с требованием признать недействительным решение о ношении черных повязок в указанных целях. Когда Верховный Суд признал, что в деле «Тинкер против школьного района Де-Мойн» принятое судебное решение нарушало конституционное право свободы выражения, это решение затронуло права всех учащихся школ по всей стране на выражение их взглядов, не нарушающих установленного правопорядка. Решение Верховного Суда в деле «Браун против Министерства образования» имело более масштабные последствия. Решением суда в иске родителей Линды Браун и местного совета по образованию в Торека, Канзас, было признано, что сегрегированное обу-чение белых и черных детей является нарушением Конституции США.
В федеральную систему судов входят Верховный суд США, апелляционные и окружные суды, а также специальные суды. Всю систему федеральных судов возглавляет Верховный суд США, который одновременно занимает исключительно важное положение во всей структуре высших государственных учреждений, наряду с Конгрессом и Президентом США.
2.2 Верховный Суд США.
Верховный Суд США является высшей судебной инстанцией в стране. Его решения по апелляциям на решения нижестоящих судов устанавливают судебные прецеденты, которым должны следовать все другие федеральные суды и суды при толковании Конституции и федеральных законов.
Верховный суд США - единственное судебное учреждение, упоминаемое в Конституции США, - состоит из девяти судей, одного из которых Президент США назначает председателем. Члены Верховного суда, включая председателя, назначаются Президентом и утверждаются сенатом. Верховный суд рассматривает по первой инстанции дела по спорам между двумя или более штатами, по искам, в которых одной из сторон являются послы иностранных государств, и некоторые другие (на практике такого рода дела немногочисленны). Основная его функция - рассмотрение жалоб на решения нижестоящих федеральных судов и судов штатов, если в них затронут "федеральный вопрос", а также просьб об отмене постановления любого суда, которым признается противоречащим Конституции США закон какого-либо штата или акт Конгресса США. Верховный суд вправе также, если преследует просьба апелляционного суда, разъяснить какой-либо вопрос права, возникший по гражданскому или уголовному делу, и дать по нему обязательное толкование.
Однако в отличие от апелляционных судов США Верховный Суд не обязан заслушивать каждое дело, направляемое в его адрес для пересмотра. Решение рассматривать или не рассматривать подобные дела принимает сам Верховный Суд. По своему характеру Верховный Суд отличается от других апелляционных судов: исправление ошибок, допущенных судьями при рассмотрении дел в ходе судопроизводства, не является его главной функцией. Приоритетная задача Верховного Суда состоит в разъяснении закона в тех случаях, когда у других судов возникают разногласия в толковании Конституции или федеральных законоположений. Ежегодно из почти 30 миллионов дел, рассматриваемых федеральными судами и судами штатов, 5000 дел направляются проигравшими процесс сторонами в Верховный Суд для пересмотра. Большинство из них имеют форму ходатайства об истребовании дела из производства нижестоящего суда. Суд отбирает и принимает к производству только около 170 наиболее значимых дел.
Полномочия Верховного Суда на судебный пересмотр делают его роль в государственном управлении еще более жизненно важной. Судебный пересмотр - это правомочность суда при принятии решения объявлять, что принятый законодательным органом нормативный акт или действие представителя исполнительной власти не имеют законной силы, поскольку они противоречат Конституции. Несмотря на то, что окружные и апелляционные суды, а также суды штатов правомочны пользоваться правом судебного пересмотра, их решения всегда подвергаются рассмотрению Верховным Судом в связи с апелляциями. Если Верховный Суд объявляет закон неконституционным, это решение может быть отменено только последующим решением Верховного Суда по этому вопросу или принятием соответствующей поправки к Конституции. 7 из 26 поправок к Конституции лишили законной силы решения Верховного Суда. Однако большинство рассматриваемых Верховным Судом дел касается не столько конституционности законов, сколько толкования законов, принимаемых Конгрессом и штатами.
Несмотря на то, что на протяжении ряда лет Конгресс продолжал увеличивать число судей в окружных и апелляционных судах, численный состав Верховного Суда продолжает оставаться прежним с 1869 года. В него входят Главный судья (председатель суда) и восемь судей - членов Верховного Суда. Подобно всем федеральным судьям, они назначаются Президентом страны по рекомендации и с согласия Сената. В отличие от апелляционных судов, Верховный Суд всегда заседает в полном составе. Слушание всех дел происходит в присутствии всех девяти членов суда.
Каждая сессия Верховного Суда начинается в первый понедельник октября. Сессия продолжается до тех пор, пока Суд не объявит своих решений по всем принятым к производству делам. Обычно это происходит к началу июля. Во время сессии Суд придерживается следующего распорядка работы: на протяжении недели он занимается слушанием дел, в конце недели он проводит закрытое совещание по рассмотренным делам, принимает решения и приступает к подготовке мнений. Мнения поступают в печать лишь после объявления решений, большей частью в конце весны и начале лета. Наиболее важные решения Суда публикуются и обсуждаются средствами массовой информации.
Решения Верховного Суда затрагивают жизни миллионов людей - от задержанного, который имеет право не отвечать на вопросы полиции и должен быть поставлен в известность об этом праве, до редактора журнала, который вынужден задумываться о том, не нарушит ли он закона публикацией материала, дающего уничижительную характеристику кого-либо из известных деятелей. В этой связи решения по отдельным делам широко и с живым интересом обсуждаются в средствах массовой информации. Некоторые из проблем так и не находят решения, пользующегося всеобщей поддержкой. Тем не менее, при рассмотрении дел Верховный Суд принимает во внимание и тщательно взвешивает все аргументы за и против каждой из сторон. Более того, решения Верховного Суда являются окончательными и не подлежат пересмотру или отмене каким-либо другим судом.
В высшие судебные инстанции штатов и Верховный суд США могут быть обжалованы приговоры к смертной казни. Кроме того, осужденный вправе подать просьбу о помиловании губернатору штата. Ныне число выносимых смертных приговоров по-прежнему значительно превосходит число исполняемых (в 1988 г. соответственно около 300 и 11), в результате чего "очередь смертников" во второй половине 1980-х гг. неизменно превышала 2000 осужденных.
Апелляционные суды были созданы в 1891 г. в качестве судов промежуточной юрисдикции между Верховным судом США и окружными судами. В настоящее время имеется 13 апелляционных судов: один в федеральном округе Колумбия, 11 - в каждом из апелляционных округов, охватывающих территорию от 3 до 10 штатов и имеющих свой официальный номер, и, наконец, учрежденный в 1982 г. Апелляционный суд федеральной юрисдикции, который рассматривает жалобы по таможенным и патентным делам и жалобы на решения Претензионного суда.
Окружные суды (иногда их название переводится как "районные") - основное звено федеральной судебной системы. Вся территория страны поделена на округа с учетом границ между штатами, так что в одном штате имеется от одного до четырех округов. Соответствующие окружные суды созданы также в четырех заморских территориях США. Всего в настоящее время насчитывается 95 окружных судов, в каждом из которых от 2 до 27 судей. Они рассматривают по первой инстанции гражданские и уголовные дела, входящие в компетенцию федеральной юстиции, а также жалобы на действия административных ведомств. Уголовные дела и гражданские иски по большинству категорий дел с суммой иска свыше 20 долларов слушаются с участием присяжных, если на этом настаивает обвиняемый или истец. При окружных судах функционируют федеральные магистраты (эта должность учреждена в 1968 г.). Они занимаются, в основном, подготовкой дел к слушанию и контролем за исполнением судебных решений. Магистраты вправе самостоятельно рассматривать уголовные дела по обвинению в малозначительных преступлениях, если те наказываются лишением свободы на срок до одного года и штрафом до 1000 долларов, однако при условии, что обвиняемый не настаивает на разбирательстве его дела судьей окружного суда. В 1978 г. при каждом из окружных судов как их дополнительные органы были учреждены суды по делам о банкротствах.
Существует несколько специализированных федеральных судов. Их система подверглась значительным преобразованиям в 1982 г. Важное место в ней занимает Претензионный суд. Он рассматривает гражданские иски частных лиц и корпораций к правительству США на сумму свыше 10000 долларов с требованием о возмещении ущерба, причиненного нарушением договоров и по ряду других оснований.
В 1980 г. был переименован и Суд по внешней торговле (прежний Суд по таможенным делам).
Имеется самостоятельный Налоговый суд, рассматривающий споры, которые возникают в связи с определением размеров федеральных налогов и их уплатой.
Судебные системы штатов используют двух- и трехступенчатую систему общих судов, а также различные суды ограниченной или специальной юрисдикции. Двухступенчатая система общих судов, включающая в себя лишь суды первой инстанции и высший судебный орган, обычно свойственна небольшим по размерам и населению штатам, а трехступенчатая, с судами промежуточной, апелляционной юрисдикции, - более крупным штатам, в судах которых рассматривается большое количество гражданских и уголовных дел.
Суд, возглавляющий судебную систему в штате, чаще всего носит название Верховного суда, однако в ряде штатов он называется Апелляционным судом. Они состоят из пяти-девяти судей.
Основное звено судебной системы штатов - суды общей юрисдикции. Они рассматривают по первой инстанции уголовные дела обо всех преступлениях, предусмотренных законодательством соответствующего штата, кроме малозначительных уголовных проступков, и гражданские дела с любой суммой иска, кроме тех категорий дел, для разбирательства которых созданы в данном штате специализированные суды.
В системе американских учреждений на уровне федерации и штатов отсутствуют специальные органы конституционного контроля, поскольку эти функции выполняются судами общей юрисдикции. Верховный суд США прецедентом 1803 г. ввел для себя, а также и для других федеральных судов исключительное по своей важности полномочие толковать положения Конституции США и объявлять недействительными законы, изданные Конгрессом США и легислатурами штатов, любые акты исполнительной власти по мотивам их противоречия Конституции.
Назначения на все судейские должности в федеральных судах производятся Президентом США с согласия сената, который вправе отвергнуть предложенную президентом кандидатуру. К кандидатам на должности федеральных судей предъявляются высокие требования как в профессиональном, так и в этическом плане (большой опыт работы в качестве адвоката, юрисконсульта или университетского профессора, безукоризненная репутация и др.).
Расследование по уголовным делам проводится ФБР и множеством других федеральных служб, а также независимыми друг от друга многочисленными полицейскими учреждениями, которые подчиняются либо властям соответствующего штата, либо местным властям графства, города или сельского муниципалитета.
В ряде случаев предварительное расследование проводится аппаратами либо федерального атторнея (они имеются в каждом федеральном судебном округе), либо генерального атторнея штата, либо, наконец, местного атторнея (графства, города и др.). Все эти должностные лица действуют автономно и не находятся в отношениях соподчиненности.
Важнейшая функция атторнеев - поддержание обвинения в суде. При этом на стадии предания суду представители обвинения в подавляющем большинстве случае вынуждают обвиняемого заключить т.н. сделку о признании вины. Она означает обычно, что тот дает согласие на разбирательство его дела без участия суда присяжных в обмен на обещание ограничиться обвинением в менее тяжком преступлении (например, в краже вместо ограбления) либо не требовать вынесения смертного приговора, лишения свободы и т.п.
Для получения права на занятие адвокатской практикой в большинстве штатов необходимо сдать экзамены, организуемые судами. Во многих штатах (но не во всех) для допуска к такому экзамену требуется диплом о высшем юридическом образовании. Лицо, допущенное после экзаменов к адвокатской практике, получает право выступать во всех судах данного штата. Для выступления в судах другого штата от адвоката требуется либо сдача нового экзамена, либо лишь получение соответствующего разрешения. Последнее правило распространяется и на федеральные суды. Адвокаты по гражданским делам, в частности об обязательствах из причинения вреда, нередко участвуют в процессе на условиях, что в случае выигрыша дела клиент уступит ему от 30 до 50% полученной им суммы возмещения.
О каких наиболее примечательных фактах и характеристиках, касающихся федеральных судов, следует помнить? По этому поводу нет единого мнения. Однако существует целый ряд моментов, о которых не стоит забывать. К ним относятся следующие:
Федеральные суды и суды штатов сосуществуют. Юрисдикция судов штатов имеет более общий характер. Им подсуден значительно более широкий круг вопросов, чем федеральным судам. Федеральные суды имеют ограниченную юрисдикцию.
Суды разрешают споры на основе состязательности, как на уровне обычного судопроизводства, так и на уровне апелляционных судов. При принятии решений они руководствуются прецедентами.
Каждый гражданин имеет абсолютное право на возбуждение дела в Федеральном суде (если оно подлежит его юрисдикции), а также абсолютное право на обжалование принятого окружным судом решения. Судебный иск редко доходит до производства в Верховном Суде США.
При разбирательстве уголовных исков суды обеспечивают юридическую защиту обвиняемым, которые не в состоянии сами оплачивать услуги адвоката.
Заключение.
В силу исторически сложившегося на базе Конституции США распределения компетенции федерации и штатов в сфере уголовного законодательства федеральный УК, а также иные уголовно-правовые нормы, содержащиеся в других разделах Свода законов США, имеют весьма ограниченную область регулирования. Ими устанавливается ответственность и за преступления федеральных служащих, а также в случаях, когда совершение преступления сопряжено с пересечением границы между штатами (например, при торговле наркотиками, сбыте похищенных автомобилей). Поэтому подавляющее большинство лиц, привлекаемых в США к уголовной ответственности, обвиняется в нарушении не федерального законодательства, а норм УК и других законов отдельных штатов. Федеральные уголовные законы не имеют каких-либо привилегий за пределами сферы из непосредственного действия, и их нормы не предопределяют решения правовых проблем, входящих в компетенцию штатов.
Примерный уголовный кодекс (1962 г.) не имеет официального характера. Он был предназначен лишь послужить "единым ориентиром" для назревшего обновления и сближения уголовных кодексов штатов. В результате к середине 80-х гг. в более чем 40 штатах были приняты новые УК, что привело и к обновлению, и к сближению уголовного законодательства штатов.
Наряду с уголовными законами федерации и штатов, нормы общего права продолжают и в настоящее время оставаться одним из источников американского уголовного права. Ныне законодательство большинства штатов запрещает судам наказывать за такие преступления, которые не включены в свод законов соответствующего штата.
Особая роль принадлежит Верховному суду США, решения которого могут существенно расширить или сузить сферу уголовной репрессии, в частности, путем новой трактовки важнейших институтов уголовного права и процесса.
Список литературы:
Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. - М.: Юристъ, 1997.
Большая российская юридическая энциклопедия. - М.: ВК КОДЕКС, 1998.