p align="left">При аренде транспортного средства с экипажем расходы, связанные со страхованием, несет арендодатель (ст. 637 ГК РФ), а при аренде без экипажа - арендатор (ст. 646 ГК РФ). Однако стороны вправе установить в договоре иные условия при распределении расходов на страхование.
Например, если организация берет напрокат имущество у специализированной организации, которая в качестве постоянной предпринимательской деятельности сдает в аренду имущество, то в договоре должно быть предусмотрено, что арендатор использует имущество в предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 626 ГК РФ). Капитальный и текущий ремонт имущества, арендованного по договору проката, является согласно п. 1 ст. 631 ГК РФ обязанностью арендодателя.
Обязанности арендатора по договору аренды транспортного средства с экипажем характеризуются следующими чертами. Арендатор обязан:
- использовать транспортное средство в соответствии с условиями договора и назначением транспортного средства;
- временно вносить арендную плату (фрахт). Осуществление этой обязанности не поставлено в зависимость от эффективности использования транспортного средства более того, даже когда пригодное транспортное средство непроизводительно простаивает, арендатор обязан вносить арендную плату. Причем при просрочке уплаты арендной платы свыше 14 дней в торговом мореплавании и 15 дней - во внутреннем водном плавании арендодатель имеет право в одностороннем порядке отказаться от договора без предварительного предупреждения арендатора, изъять судно и взыскать с арендатора убытки, причиненные просрочкой (ст. 208 КТМ Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. №18. Ст. 2207, ст. 65 КВВТ Собрание законодательства Российской Федерации. 13.03.2001. №11. Ст. 1001). Это является исключением из общего правила ст. 619 ГК РФ о том, что арендодатель должен предварительно предупредить арендатора о намерении расторгнуть договор, которое будет производиться только при невнесении арендной платы более двух раз подряд и только в судебном порядке;
- нести pacxoды, возникающие в связи с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, в том числе расходы на оплату топлива и других расходуемых в процессе эксплуатации материалов и на оплату сборов, если иное не предусмотрено договором (ст.636 ГК РФ). Нередко организации заключают с работниками договоры по аренде принадлежащих им транспортных средств (с экипажем или без экипажа). Данную ситуацию следует отличать от той, когда сотрудник в рамках трудовых обязанностей использует личный автотранспорт для служебных поездок. В аналогичном порядке организация имеет право использовать и иное имущество работников: компьютеры, принтеры, технические средства и материалы (ст. 188 ТК РФ). В данном случае отношения организации-работодателя и работника, связанные с эксплуатацией его имущества, регулируются не договором аренды, а трудовым договором и (или) отдельным соглашением. На основании ст. 188 ТК РФ работодатель выплачивает работнику компенсацию за использование и износ его имущества, а также возмещает расходы, связанные с эксплуатацией этого имущества;
- возместить арендодателю убытки, вызванные гибелью или повреждением транспортного средства, если арендодатель докажет, что он произошли по обстоятельствам, за которые арендатор отвечает в соответствии с законом или договором аренды. В тоже время риск случайной гибели или повреждения транспортного средства лежит на арендодателе, если иное не предусмотрено договором (ст. 639 ГК РФ).
- по истечении обусловленного срока вернуть транспортное средство. Для некоторых видов транспорта, учитывая их особенности, в практике делового оборота устанавливается дополнительное, льготное время для возврата. Например, в связи с трудностями возврата судна в последний день из-за возможных задержек в последнем рейсе к основному сроку возврата судна добавляется дополнительное время (марджин). Оплата пользования судном в этот период производится по рыночной ставке фрахта, если она больше размера арендной платы (ст. 204 КТМ). Кроме того, в этом случае арендодатель вправе потребовать возмещения убытков.
Что касается содержания договора аренды транспортного средства экипажа, то основные обязанности арендодателя, перечисленные выше, применительно к договору аренды транспортного средства с экипажем переложены на арендатора.
Прекращение договора аренды транспортного средства в целом подчиняется общим правилам о договоре аренды.
Глава 2. Правовая характеристика отдельных видов договоров аренды транспортных средств
2.1 Аренда транспортных средств с экипажем: понятие, существенные условия
Помимо правил об аренде транспортных средств с экипажем, содержащихся в гл. 34 ГК, особенности аренды отдельных видов транспортных средств могут быть отражены в транспортных уставах и кодексах (ст. 641 ГК). В настоящее время правила об аренде транспортных средств содержатся в Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации Собрание Законодательства Российской Федерации. 1999. N 18. Ст. 2207 и в Кодексе внутреннего водного транспорта Российской Федерации Собрание Законодательства Российской Федерации. 2001. N 11. Ст. 1001..
Договор аренды транспортного средства с экипажем должен быть признан двусторонне обязывающим, возмездным, срочным, транспортное средство подлежит возврату арендодателю по окончании обусловленного времени в том состоянии, в каком его получил арендатор с учетом нормального износа. Арбитражный суд Москвы удовлетворил иск банка "Замоскворецкий" о взыскании с арендатора расходов по восстановительному ремонту инкассаторского автомобиля. Автомашина имела такие повреждения, которые выходили за рамки нормального износа Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 23 октября 2001 г. N КГ-А40/6007-01 // КонсультантПлюс : справочные правовые системы: Судебная практика. - Режим доступа : http://www. consultant.ru..
Если исходить из буквального содержания ч. 1 ст. 632 ГК РФ, то договор аренды транспортного средства с экипажем должен быть признан реальным, т.е. заключенным с момента передачи арендатору транспортного средства. Однако на морском (ст. 198 КТМ), внутреннем водном (п. 6 ст. 60 КВВТ) и воздушном транспорте (ст. 115 ВК) такой договор сконструирован как консенсуальный.
Предмет договора аренды транспортного средства с экипажем складывается из двух элементов. Первым из них служит предоставление арендатору своеобразного имущества - транспортного средства.
Предоставление понимается, прежде всего, как передача арендатору на время правомочия пользования, права коммерческой эксплуатации транспортного средства.
Что касается правомочия владения транспортным средством, то оно и на время аренды остается за арендодателем, сохраняющим контроль над членами экипажа. Для них обязательны распоряжения арендодателя, относящиеся к управлению и технической эксплуатации транспортного средства.
Вторым элементом предмета рассматриваемого договора служит оказание услуг по управлению транспортным средством и его технической эксплуатации. Оказание таких услуг выходит за пределы аренды и сближает рассматриваемый договор с договорами об оказании услуг, результаты которых не имеют вещественной формы. Однако в новом ГК договоры аренды транспортных средств отнесены к одному из видов договора аренды. Тем самым в законодательстве окончательно решен вопрос о правовой природе договора фрахтования на время (тайм-чартер), бывший ранее применительно к фрахтованию морских судов на время дискуссионным Липавский В.Б. Тайм-чартер в системе договоров фрахтования // Транспортное право. 2005. № 3. С.15-16. По мнению группы ученых (А.Л. Маковский, М.Е. Ходунов, О.А. Красавчиков), тайм-чартер представлял собой разновидность имущественного найма. Другая точка зрения сводилась к тому, что тайм-чартер - это самостоятельный, особый договор морского права (О.С. Иоффе, В.К. Райхер, В.Т. Смирнов).
В изъятие из общего правила о форме и обязанности государственной регистрации договора аренды (ст. 609 ГК) договор аренды транспортного средства с экипажем безотносительно к сроку его действия и его субъектному составу должен быть заключен в письменной форме. При аренде морских, воздушных, а также судов внутреннего водного плавания договоры, как правило, заключаются с использованием проформ (стандартных форм) чартеров.
В проформе с учетом рода (вида) груза, направления перевозки и других факторов излагаются общие, как правило, постоянные условия аренды судна.
На морском транспорте наиболее широкое применение получила универсальная проформа фрахтования судна на время с экипажем "Балтайм". Эта проформа была разработана БИМКО в 1939 г., а затем в 1950 г. изменена и дополнена Советом по документации Палаты судоходства Великобритании. При найме судов, следующих из портов американского континента в Европу, используется проформа "Нью-Йорк продьюс", разработанная в 1913 г. и в последний раз пересмотренная в 1946 г. Условия договора, содержащиеся в проформах, не обязательны для сторон. Они могут их изменить или дополнить. Значение же проформ двояко. Во-первых, одобрение условий, содержащихся в проформе, ускоряет и облегчает процесс заключения договора. Во-вторых, использование проформ способствует единообразному применению условий договора.
Несоблюдение требования письменного оформления договора аренды транспортного средства не влечет его недействительности. В случае спора стороны лишаются права в подтверждение договора и его условий ссылаться на свидетельские показания, но вправе приводить письменные и другие доказательства.
Правило о государственной регистрации договоров аренды недвижимого имущества (п. 2 ст. 609 ГК) к аренде транспортных средств с экипажем не применяется. Неприменение этого правила направлено на то, чтобы способствовать широкому внедрению этого договора в хозяйственный оборот путем упрощения и облегчения процедуры его заключения. Согласно п. 2 ст. 632 ГК РФ правила о возобновлении договора аренды на неопределенный срок при отсутствии возражений арендодателя и о преимущественном праве арендатора на заключение договора аренды на новый срок к этому договору также не подлежат применению.
Передаваемое арендатору транспортное средство должно быть пригодным для немедленного использования. Это предполагает его надлежащее техническое состояние, прочность и исправность, надежность его систем, конструкций, механизмов и приспособлений. В течение всего срока аренды арендодатель обязан поддерживать надлежащее состояние сданного в аренду транспортного средства, предоставляя все необходимые материалы и принадлежности и заменяя изношенные части и механизмы, проводя текущий и капитальный ремонт Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации (постатейный) / Под ред. Г.Г.Иванова. М., 2000. С. 203.
Предоставление со стороны арендодателя услуг по управлению и технической эксплуатации транспортного средства имеет целью обеспечить его нормальное и безопасное использование в соответствии с условиями договора. Эта цель достигается путем укомплектования транспортного средства достаточным по численности и квалифицированным экипажем.
Экипаж с передачей транспортного средства арендатору оказывается в двойном подчинении. Оставаясь работниками арендодателя и по-прежнему подчиняясь ему в вопросах управления и технической эксплуатации, члены экипажа обязаны также подчиняться распоряжениям арендатора, касающимся коммерческой эксплуатации транспортного средства.
Коммерческая эксплуатация представляет собой пользование транспортным средством и услугами экипажа на условиях договора. Арендатор, таким образом, не может эксплуатировать транспортное средство вне зависимости от целей аренды, указанных в договоре. Рассматривая иск ОАО "Дальневосточное морское пароходство" к ОАО "Владивосток-Авиа", суд выяснил, что ответчик предоставил в распоряжение истца вертолет для ледовой разведки. Однако истец использовал вертолет для доставки коммерческих грузов жителям одного из прибрежных поселков. Выяснив, что арендованное имущество использовалось вопреки условиям договора не по назначению, суд отказал истцу в возмещении убытков, связанных с катастрофой вертолета.
Арендодатель должен выплачивать заработную плату экипажу, а также нести иные расходы по его содержанию. Помимо того, арендодатель принимает на себя и такую постоянную часть эксплуатационных расходов, как расходы по страхованию транспортного средства и ответственности за ущерб, который может быть нанесен вследствие его эксплуатации. Переменная часть эксплуатационных затрат - оплата топлива, смазочных масел и других материалов, расходуемых в процессе эксплуатации, налоги и сборы и т.п. - падает на арендатора.
Помимо упомянутых расходов, арендатор обязан своевременно вносить арендную плату (на морском транспорте - фрахт).
Арендная плата обычно исчисляется из суточной или месячной ставки за соответствующее транспортное средство (на водном транспорте иногда из ставки за одну тонну водоизмещения судна в месяц). Степень эффективности и рентабельности его эксплуатации не отражается на размере арендной платы. Например, Федеральный арбитражный суд Московского округа отклонил объяснения арендатора о том, что задолженность по арендной плате не подлежит взысканию, так как работы, для которых были арендованы автомашины, были приостановлены. Как указал суд, "остановка работ не прекращает обязательства по аренде" Постановление от 13 мая 2003 г. N КГ-А40/2517-03 // КонсультантПлюс : справочные правовые системы: Судебная практика. - Режим доступа : http://www. consultant.ru..
В силу п. 2 ст. 208 КТМ РФ в случае просрочки фрахтователем (т.е. арендатором) уплаты фрахта свыше четырнадцати календарных дней судовладелец имеет право без предупреждения изъять судно у фрахтователя и взыскать с него причиненные такой просрочкой убытки Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. №18. Ст. 2207. Аналогичное правило в отношении арендуемого судна содержится и в п. 5 ст. 65 КВВТ РФ с той лишь разницей, что право на изъятие судна возникает у судовладельца в случае задержки арендной платы более чем на 15 суток Собрание законодательства Российской Федерации. 13.03.2001. №11. Ст. 1001. В соответствии с общими положениями об аренде (ст. 619 ГК РФ) досрочное расторжение договора аренды судом допустимо, в частности, только в случае, когда арендатор более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит арендную плату. Приведенные правила КТМ и КВВТ не соответствуют ст. 619 ГК РФ, поэтому они не имеют силы. Арбитражная практика при решении вопроса о расторжении договора аренды транспортного средства с экипажем также исходит из предписаний ГК РФ. Так, Арбитражный суд Москвы нашел обоснованным иск ЗАО "Озерское СМУ" к ЗАО "ЭкоРозен и К" о досрочном расторжении договора аренды транспортного средства. При этом суд сослался на невнесение арендной платы "более чем за два срока подряд". Федеральный арбитражный суд Московского округа оставил решение суда Москвы без изменений Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 27 июня 2002 г. N КГ-А40/3286-02 // КонсультантПлюс : справочные правовые системы: Судебная практика. - Режим доступа : http://www. consultant.ru..
При аренде транспортного средства с экипажем арендатор, если договором не предусмотрено другое, вправе без согласия арендодателя сдавать транспортное средство в субаренду (п. 1 ст. 638 ГК) Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 5. Ст. 410;… 2009. № 9. Ст.948.
Арендатор может без согласия арендодателя заключать иные договоры, касающиеся коммерческой эксплуатации транспортного средства. По отношению к своим контрагентам арендатор в таких случаях выступает как перевозчик, буксировщик, спасатель и т.п. Он несет ответственность перед ними по условиям соответствующего договора.
Ответственность сторон по договору аренды транспортного средства с экипажем также отличается известными особенностями. В случае гибели или повреждения арендованного транспортного средства арендатор обязан возместить арендодателю причиненные убытки, если последний докажет, что гибель или повреждение транспортного средства произошли по обстоятельствам, за которые арендатор отвечает в соответствии с законом или договором аренды (ст. 639 ГК).
При определении условий ответственности арендатора перед арендодателем по договору аренды транспортного средства с экипажем законодатель отступает от принципа вины. Ведь обстоятельства, за которые арендатор отвечает, могут быть вовсе не связаны с его виновным поведением (допустим, самовозгорание пожароопасного груза) или, наоборот, касаться только некоторых случаев виновного поведения, например грубой неосторожности или умысла. Однако если такие обстоятельства не определены законом или договором, то к ответственности арендатора перед арендодателем в полной мере применимы установленные п. 3 ст. 401 ГК правила об ответственности по обязательствам при осуществлении предпринимательской деятельности. При этом бремя доказывания наличия обстоятельств, за которые отвечает арендатор, возлагается на арендодателя.
Ответственность за вред, причиненный третьим лицам арендованным транспортным средством, его механизмами, устройствами, оборудованием, несет арендодатель в соответствии с правилами о внедоговорной ответственности. Таким образом, в данном случае за вред, причиненный транспортным средством, отвечает е его владелец (арендатор), а собственник (арендодатель). Хотя Подобная ситуация и не предусмотрена ст. 1079 ГК, но не противоречит ей. Арендодатель вправе предъявить к арендатору регрессное требование о возврате сумм, выплаченных третьим лицам, если докажет, что вред возник по вине арендатора (ст. 640 ГК) Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 5. Ст. 410;… 2009. № 9. Ст.948.
2.2 Аренда транспортных средств без экипажа: понятие, существенные условия
По договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации. Предметом договора аренды транспортных средств без экипажа служит только предоставление арендатору во временное владение и пользование индивидуально-определенного имущества - транспортного средства.
Отношения по найму транспортного средства в этом случае не сочетаются с отношениями по оказанию услуг. Правовое регулирование отношений по аренде транспортного средства без экипажа во многом совпадает с арендой транспортного средства с экипажем. Так, к этому договору также не применяются правила о возобновлении договора аренды на неопределенный срок и о преимущественном праве арендатора на заключение договора на новый срок (п. 2 ст. 642 ГК) Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 5. Ст. 410;… 2009. № 9. Ст.948.
К аренде транспортного средства без экипажа применяется правило об обязательности письменной формы независимо от срока действия договора. Для его заключения на морском, внутреннем водном и воздушном транспорте используются стандартные, типографски отпечатанные формы (проформы) договоров аренды соответствующего транспортного средства без экипажа (в настоящее время - проформа бербоут-чартера "Беркон-2001").
На данный договор также не распространяется правило о государственной регистрации транспортного средства, если оно относится к недвижимому имуществу (п. 2 ст. 609 ГК). На основании данного договора правомочия владения и пользования транспортным средством переходят от арендодателя к арендатору. Последнему во всех отношениях подчиняется экипаж. Члены экипажа являются работниками арендатора. Через подчиненный ему экипаж арендатор безраздельно осуществляет контроль за транспортным средством, управление им, его эксплуатационно-техническое обслуживание. В полной мере арендатору принадлежит также правомочие пользования транспортным средством. Оно может эксплуатироваться арендатором для целей, обозначенных в договоре или вытекающих из предназначенности данного транспортного средства. На арендатора падают риски подобной эксплуатации. Вместе с тем он получает всю прибыль от эксплуатации транспортного средства.
Полный переход к арендатору полномочий владения и пользования транспортным средством предопределяет оплату расходов на его содержание. Арендатор снабжает его всеми необходимыми припасами, топливом, смазочными материалами, краской и т.п. На нем лежит обязанность производства его капитального и текущего ремонта. Если иное не предусмотрено договором аренды, он несет все расходы по эксплуатации, выплачивает зарплату и доставляет продовольствие и необходимые припасы экипажу, оплачивает налоги и сборы, расходы по страхованию транспортного средства. В этом заключено важное отличие аренды транспортного средства без экипажа от аренды с предоставлением услуг экипажа. Обязанность по поддержанию транспортного средства, арендованного без экипажа, арендодатель не несет. После передачи транспортного средства арендатору, упомянутая обязанность лежит на нем. Размер арендной платы, подлежащей уплате арендодателю, период, за который она выплачивается, определяется договором. Содержащиеся в п. 2 ст. 221 КТМ РФ и п. 5 ст. 65 КВВТ РФ правила о возможности изъятия судна у фрахтователя (арендатора) при задержке фрахта (арендной платы) свыше 14 дней или 15 суток не должны применяться ввиду их противоречия ст. 619 ГК РФ Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / под ред. О.Н. Садикова. М., 2005. С.431.
Арендатор вправе без согласия арендодателя сдавать арендованное транспортное средство в субаренду на условиях аренды транспортного средства с экипажем или без экипажа, если договором не предусмотрено иное. Также арендатор вправе без согласия арендодателя от своего имени заключать с третьими лицами договоры перевозки и иные договоры, в случаях, если они не противоречат целям использования транспортного средства, указанным в договоре аренды, а если такие цели не установлены, назначению транспортного средства Обзор отдельных постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по спорам, связанным с заключением, расторжением и признанием недействительными договоров аренды // Хозяйство и право. - 2008. - № 4. - С. 128.
Однако, в соответствии с КВВТ РФ в случаях, если арендодатель не является собственником судна, он обязан извещать собственника судна обо всех заключенных в отношении данного судна договорах аренды и субаренды. А устранение скрытых недостатков судна является обязанностью арендодателя.
Кроме того, арендатор самостоятельно и за свой счет осуществляет укомплектование судна экипажем, члены которого должны соответствовать требованиям, установленным законодательством в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации. Также арендатор вправе оставить на судне членов прежнего экипажа, которые должны будут подчиняться распоряжениям нового арендатора.
По договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю в пользование и во владение на определенный срок не укомплектованное экипажем и не снаряженное судно для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания. Правила, установленные КМТ РФ, применяются лишь в том случае, если соглашением сторон не установлено иное.
В бербоут-чартере должны быть указаны наименования сторон, название судна, его класс, флаг, технические и эксплуатационные данные (грузоподъемность, грузовместимость, скорость и другие), количество расходуемого им топлива, район плавания, цель фрахтования, время, место передачи и возврата судна, ставка фрахта, срок действия бербоут-чартера.
Поскольку арендатор по договору аренды транспортного средства без экипажа признается владельцем транспортного средства, он в отличие от арендатора транспортного средства с экипажем несет ответственность за вред, причиненный третьим лицам транспортным средством по правилам гл. 59 ГК Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 5. Ст. 410;… 2009. № 9. Ст.948. Однако, КТМ РФ ограничивает ответственность фрахтователя перед третьими лицами. В соответствии со ст.219 КТМ РФ Фрахтователь несет ответственность по любым требованиям, третьих лиц, возникающим в связи с эксплуатацией судна, за исключением требований возмещения ущерба от загрязнения с судов нефтью и ущерба в связи с морской перевозкой опасных и вредных веществ. Также законодатель указывает на то, что убытки, причиненные спасанием, гибелью или повреждением судна, несет фрахтователь, если не докажет, что они были причинены не по его вине.
Заключение
В заключении проведенного исследования целесообразно сделать следующие выводы. Правовое регулирование договоров аренды транспортных средств имеет определенную специфику, которая заключается в том, что Гражданский кодекс закрепляет правомочие на установление иных, помимо указанных в ГК РФ особенностей аренды отдельных видов транспортных средств в транспортных уставах и кодексах.
Предметом договора аренды транспортного средства являются технические устройства, предназначенные для перевозки грузов, пассажиров, багажа или буксировки объектов и перемещающиеся в пространстве вместе с грузом или буксируемым объектом. Поэтому необходимо отметить, что аренда трубопроводного транспорта, также предназначенного для перемещения грузов в пространстве, считается арендой сооружения (недвижимого имущества, связанного с земельным участком), так как трубопроводный транспорт выполняет свои функции без перемещения в пространстве.
Следовательно, аренда железнодорожных транспортных средств вызывает обоснованные сомнения. Ведь во всех статьях, в которых идет речь об аренде вагонов, к ним применяются те же правила, что и к контейнерам, т. е. объектам, которые вообще нельзя отнести к числу транспортных средств. Смысл аренды транспортных средств (как с экипажем, так и без него) состоит в том, что ими управляет или арендодатель, или арендатор. Применительно к железнодорожным вагонам, в отличие от морских судов, такое управление технически неосуществимо. С учетом государственной монополии на железнодорожные перевозки представляется возможным сделать вывод о том, что договор аренды транспортных средств на железных дорогах невозможен.
Как следует из формулировок статей 632, 642 ГК РФ договоры аренды транспортных средств являются реальными (в отличие от классической аренды). Однако, текст ст. 198, 211 Кодекса торгового мореплавания РФ позволяет заключить, что тайм- чартер и бербоут - чартер являются консенсуальными договорами, что говорит о некотором противоречии законодательных формулировок и необходимости их совершенствования с целью единообразного толкования и применения.
При сопоставлении норм ст. 640 и 648 ГК, регламентирующих ответственность за вред, причиненный транспортным средством, взятым в аренду с экипажем или без экипажа, можно обнаружить, что принципы, заложенные в указанных нормах, совпадают с принципами ответственности за вред, причиненный источником повышенной опасности, закрепленными в ст. 1079 ГК. Вследствие этого аренда конной повозки должна относиться к обычной аренде движимой вещи, а не к аренде транспортного средства. По аналогичной причине нельзя признать предметом договора аренды транспортных средств, например, велосипед.
Следовательно, предметом договора аренды транспортных средств являются технические устройства:
а) использование которых возможно только при квалифицированном управлении ими и при их надлежащей технической эксплуатации профессионально подготовленным экипажем;
б) предназначенные для перевозки грузов, пассажиров, багажа или буксировки объектов и способные к перемещению в пространстве вместе с ними;
Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором, и в большинстве случаев арендная плата устанавливается в виде определенных в твердой сумме платежей, которые вносятся единовременно или периодически. Однако следует отметить: договором аренды может быть установлено, что в счет арендной платы арендатор передает арендодателю продукцию, товары, выполняет какие-либо работы или оказывает услуги. Стоимость продукции, работ и услуг засчитывается в счет арендной платы. Размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, определенные договором, но не чаще одного раза в год. На это следует обратить особое внимание, так как практика свидетельствует о том, что норма, установленная законом, довольно часто нарушается. Следовательно, представляется необходимым установить ответственность за несоблюдение порядка изменения размера арендной платы с целью его предотвращения.
Кроме того, необходимо легально закрепить следующее положение с целью защиты прав арендатора: «В случае, если арендодатель передал имущество арендатору без документов, отсутствие которых исключает эксплуатацию объекта аренды, арендная плата взысканию не подлежит».
Закон регламентирует две разновидности договора аренды транспортного средства:
- аренда транспортного средства с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации [договор аренды транспортного средства с экипажем (фрахтование на время)];
- аренда транспортного средства без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации (договор аренды транспортного средства без экипажа).
При аренде транспортного средства с экипажем расходы, связанные со страхованием, несет арендодатель (ст. 637 ГК РФ), а при аренде без экипажа - арендатор (ст. 646 ГК РФ). Однако стороны вправе установить в договоре иные условия при распределении расходов на страхование Обзор отдельных постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по спорам, связанным с заключением, расторжением и признанием недействительными договоров аренды // Хозяйство и право. - 2008. - № 4. - С. 124 - 126.
Нередко организации арендуют автомобили у физических лиц, причем в большинстве случаев эти физические лица являются работниками организации-арендатора. При заключении договора аренды транспортного средства работник передает принадлежащее ему транспортное средство своей организации во временное владение на платной основе и сам его не использует в течение срока аренды. Организация имеет право допустить к управлению арендованным транспортным средством как собственника, то есть арендодателя, так и любое другое лицо, имеющее необходимую квалификацию.
Арендатор в ходе использования арендованного имущества может производить отделимые улучшения, например установка сигнализации на автомобиль, которые в соответствии с п. 1 ст. 623 ГК РФ являются его собственностью, если в договоре аренды не предусмотрено иное. По окончании договора аренды транспортное средство передается арендодателю, а сигнализационное оборудование остается у арендатора. Между арендодателем и арендатором может быть заключено соглашение, предусматривающее передачу сигнализационного оборудования арендодателю с возмещением или без возмещения его стоимости арендатору. Арендатор также может оставить его у себя либо реализовать.
Неотделимыми считаются улучшения, которые не отделимы от транспортного средства без причинения ему ущерба, они прочно связаны с объектом аренды и после окончания договора аренды подлежат передаче арендодателю вместе с арендуемым имуществом. Улучшение арендованного транспортного средства может быть произведено как с согласия, так и без согласия арендодателя Обзор отдельных постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по спорам, связанным с заключением, расторжением и признанием недействительными договоров аренды // Хозяйство и право. - 2008. - № 4. - С. 127.
В том случае, если улучшение арендованного транспорта произведено с согласия арендодателя, на основании п. 2 ст. 623 ГК РФ арендатор имеет право требовать от арендодателя возмещения стоимости неотделимых улучшений, если иное не предусмотрено договором аренды. Чтобы избежать спорных ситуаций, лучше получить согласие арендодателя в письменной форме.
В соответствии со ст. 622 ГК РФ по истечении срока договора аренды арендатор обязан возвратить имущество арендодателю в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором. Таким образом, арендодатель, не давший своего согласия на осуществление улучшений, может либо принять эти улучшения без возмещения их стоимости арендатору, либо не принять улучшений и потребовать от арендатора привести имущество в то состояние, в котором оно было ему передано.
В итоге проведенного исследования необходимо указать на целесообразность комплексного исследования проблем, связанных с заключением и исполнением договоров аренды транспортных средств, уделяя особенное внимание сложившейся правоприменительной практике.
Библиография
Нормативные правовые акты
1. . Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 года : [с учетом поправок от 30.12.2008 №6-ФКЗ, №7- ФКЗ] // Собрание законодательства РФ. - 2009. - №4. - Ст.445.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ: принят Гос. Думой 22 дек. 1995г. : [с послед. изм. и доп.; ред. от 09.04.2009] // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 5.- Ст. 410;… 2009. - № 9. - Ст.948
3. Воздушный кодекс Российской Федерации : федеральный закон от 19.03.1997 г. № 60-ФЗ : принят Гос. Думой 19.02.1997 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 24.03.1997. - № 12. - Ст.1383.
4. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации: федеральный закон от 07.03.2001 г. № 24- ФЗ : принят Гос. Думой 07.02.2001 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 13.03.2001. - №11. - Ст. 1001.
5. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации: федеральный закон от 30.04.1999 г. № 81-ФЗ : принят Гос. Думой 31.03.1999 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. - №18. - Ст. 2207.
6. Транспортный устав железных дорог Российской Федерации : федеральный закон от 8 января 1998 г. N 2-ФЗ : принят Гос. Думой 24.12.2002 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - №2. - Ст.170.
7. Об утверждении Правил регистрации судов и прав на них в морских торговых портах : приказ Минтранса Российской Федерации от 21.07.2006 г. № 87 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 07.08.2006. - № 32
8. Об утверждении Правил государственной регистрации судов : приказ Минтранса РФ от 26.09.2001 г. № 144 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 03.12.2001. - № 49
Официальные акты судебных органов
9. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой" // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2002. - № 1
Материалы судебной практики
10. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 23 октября 2001 г. N КГ-А40/6007-01 // КонсультантПлюс : справочные правовые системы: Судебная практика. - Режим доступа : http://www. consultant.ru
11. Постановление от 13 мая 2003 г. N КГ-А40/2517-03 // КонсультантПлюс : справочные правовые системы: Судебная практика. - Режим доступа : http://www. consultant.ru.
12. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 05.11.2008 N А33-1276/08-Ф02-5364/08 // КонсультантПлюс : справочные правовые системы: Судебная практика. - Режим доступа : http://www. consultant.ru.
13. ФАС Поволжского округа в Постановлении от 10.11.2008 N А06-7231/2007-18 // КонсультантПлюс : справочные правовые системы: Судебная практика. - Режим доступа : http://www. consultant.ru.
14. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 10.04.2008 N КГ-А41/2566-08 по делу N А41-К1-2854/07 // КонсультантПлюс : справочные правовые системы: Судебная практика. - Режим доступа : http://www. consultant.ru.
Специальная и научная литература
15. Брагинский М.И. Договорное право / М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. - 3-е изд., стереотип. - М. : Статут, 2003.- 848 с.
16. Вавилин Е. В. Аренда транспортных средств / Е. В. Вавилин. - Саратов : Изд-во Сарат. гос. акад. права, 2001. - 116 с.
17. Гражданское право : в 2 т. : учеб. / отв. ред. Е.А. Суханов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Волтерс Клувер, 2009. - Т. II. Полутом 2. - 847 с.
18. Гражданское право : учеб.: в 3 т. / под. ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2008. - Т. 3. - 883с.
19. Гражданское право : учебник / под общ. ред. С.С. Алексеева. - М. : Проспект, 2009. - 528с.
20. Гражданское право России. Обязательственное право: Курс лекций / Отв. ред. О.Н. Садиков. - М.: Юристъ, 2004. - 845 с.
21. Калпин А.Г. Договор аренды транспортных средств / А.Г. Калпин // Гражданское право. - 2006. - N 2. - С.16-18.
22. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / под ред. О.Н. Садикова - КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2005. -983с.
23. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации: Постатейный с прилож. форм документов / Отв. ред. А. Н. Ткач. Часть третья. - М.: Дашков и К, 2003. - 624 с.
24. Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации (постатейный) / Под ред. Г.Г.Иванова. - М.: Издательство «Спарк», 2000. - 452с.
25. Липавский В.Б. Тайм-чартер в системе договоров фрахтования / В.Б. Липавский // Транспортное право. - 2005. - № 3.
26. Обзор отдельных постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по спорам, связанным с заключением, расторжением и признанием недействительными договоров аренды // Хозяйство и право. - 2008. - № 4. - С. 122 - 128.
27. Постатейный комментарий к части второй Гражданского кодекса Российской Федерации / Гуев А.Н. - М.: Проспект, 2009. - 1024 с.
28. Сарнаков И.В. Договор аренды: понятие, признаки, характерные черты, место в системе договорных отношений и основные его положения / И.В. Сарнаков // Юрист. - 2006. - № 4.
Приложение.Форма договора аренды транспортного средства без экипажа
именуем__ в дальнейшем "Арендодатель", в лице __________________,
(должность, Ф.И.О.)
действующего на основании ____________________________________,
(устава, положения, доверенности)
с одной стороны, и ____________________________________________,
(наименование организации, Ф.И.О. гражданина)
именуем __ в дальнейшем "Арендатор", в лице ___________________,
(должность, Ф.И.О.)
действующего на основании ________________________, с другой стороны,
заключили настоящий договор о нижеследующем:
1. Предмет договора
1.1. Арендодатель обязуется передать Арендатору во временное владение и пользование транспортное средство: _________________________________________________________________
(наименование и характеристики транспортного средства, в т.ч. модель, государственные номерные знаки, год выпуска и др.)
для _________________________________________________________
(указать способы или направления использования транспортного средства, например, для перевозки грузов, пассажиров, багажа и др.).
1.2. Указанное в п.1.1 договора транспортное средство с экипажем должно быть передано Арендатору в течение ______ дней со дня подписания настоящего договора.
1.3. На момент предоставления Арендатору транспортного средства его техническое состояние определяется в соответствии с ___________________
(наименование, номер, серия, дата выдачи и др. сведения о документе, выданном органом, управомоченным осуществлять контроль или надзор с эксплуатацией соответствующего вида транспортных средств), копия которого является приложением к настоящему договору (приложение N 1).
1.4. На момент предоставления Арендатору транспортного средства его балансовая стоимость с учетом износа составляет ____________________________ рублей.
Степень износа: ___________ %.
1.5. Передача транспортного средства оформляется передаточным актом, подписываемым сторонами договора (их представителями), в котором должны быть указаны сведения, характеризующие: техническое состояние транспортного средства; комплектность транспортного средства; сведения о документации на транспортное средств; другие сведения, которые стороны сочтут необходимым отразить в передаточном акте.
Передаточный акт является приложением к настоящему договору (приложение N 2).
2. Права и обязанности сторон
2.1. Арендодатель вправе:
- осуществлять контроль за целевым использованием предоставленного Арендатору транспортного средства и обеспечением его сохранности;
- досрочно расторгнуть настоящий договор в случае просрочки внесения Арендатором арендной платы в течение _____________ со дня наступления срока платежа.
2.2. Арендодатель обязан:
- своевременно передать Арендатору указанное в разделе 1 договора транспортное средство в состоянии, отвечающем условиям договора и предоставить необходимые для его эксплуатации документы;
- обеспечивать транспортное средство необходимыми запасными частями и принадлежностями в течение срока действия договора;
- оказывать __________ (консультативную, информационную, иную) помощь в целях наиболее эффективного использования арендованного транспортного средства.
2.3. Арендатор вправе:
- осуществлять любые правомерные действия по эксплуатации транспортного средства в соответствии с целями Арендатора и назначением транспортного средства;
- заключать с третьими лицами гражданско-правовые договоры об использовании транспортного средства в соответствии с целями Арендатора при условии, что исполнение обязательств, вытекающих из этих договоров, не будет противоречить назначению транспортного средства и целям его использования.
2.4. Арендатор обязан:
- принять транспортное средство и использовать его в соответствии с условиями договора и назначением транспортного средства;
- обеспечивать управление транспортным средством и его техническую эксплуатацию своими силами и за свой счет;
- обеспечивать сохранность и комплектность транспортного средства;
- поддерживать транспортное средство в техническом состоянии, обеспечивающем его безопасную эксплуатацию, осуществлять его текущий и капитальный ремонт;
- нести расходы, связанные с эксплуатацией транспортного средства, его страхованием, включая страхование своей ответственности;
- в установленные договором сроки вносить арендную плату;
- возвратить транспортное средство в течение ________ (срок) после прекращения договора Арендодателю комплектным и в состоянии, пригодном для дальнейшего использования без дополнительных финансовых затрат Арендодателя, но с учетом нормального износа.
3. Арендная плата и порядок расчетов
3.1. Арендатор уплачивает Арендодателю арендную плату за предоставленное транспортное средство из расчета ___________ рублей за один календарный месяц. В случае, если транспортное средство использовалось Арендатором неполный календарный месяц, то арендная плата за этот период определяется путем деления месячной арендной платы на количество дней в данном месяце и умножения полученной суммы на количество календарных дней, в течение которого использовалось транспортное средство. За период действия договора общая сумма арендной платы составляет _________________________________ рублей.
3.2. Арендная плата перечисляется на расчетный счет Арендодателя ежемесячно (ежеквартально) не позднее
(указать число каждого месяца, в котором наступает срок внесения платежа).
4. Ответственность сторон
4.1. Стороны несут имущественную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора в соответствии с законодательством и правилами, установленными в настоящем разделе.
4.2. За неуплату Арендатором арендной платы в сроки, установленные договором, начисляется пеня в размере ___% от просроченной суммы за каждый день просрочки.
4.3. За нарушение срока возврата транспортного средства Арендатор уплачивает Арендодателю пеню в размере ____% месячной арендной платы за каждый день просрочки.
4.4. При отказе Арендатора возвратить транспортное средство в течение _____________ (срок) по истечении срока действия договора он обязан возместить Арендодателю стоимость транспортного средства в _____ -кратном размере.
4.5. В случае виновных действий Арендатора или лиц, за действия которых от несет ответственность в соответствии с законом или договором, произойдет гибель или повреждение транспортного средства, Арендатор обязан возместить Арендодателю причиненные этим убытки.
4.6. Арендатор обязан возместить ущерб, причиненный третьим лицам транспортным средством, его механизмами, устройствами и оборудованием.
4.7. Уплата неустойки (штрафа, пени) и возмещение убытков не освобождают стороны от выполнения их обязательств и принятия мер, направленных на устранение нарушений.
5. Срок действия договора
5.1. Срок действия договора устанавливается: с "___" _________ 20__ г. по "___" __________ 20__ г.
5.2. Досрочное расторжение договора может иметь место по соглашению сторон либо по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации или настоящим договором.
5.3. Настоящий договор вступает в силу в день его подписания
(в дополнительных условиях указываются специфические особенности аренды конкретных видов транспортных средств, связанные с ними дополнительные права и обязанности сторон договора).
6.2. Во всем остальном, что не предусмотрено настоящим договором,
стороны руководствуются действующим на территории Российской Федерации гражданским законодательством.
7. Разрешение споров
7.1. Споры и разногласия, которые могут возникнуть при исполнении настоящего договора, будут по возможности разрешаться путем переговоров между сторонами.
7.2. В случае невозможности разрешения споров путем переговоров стороны передают их на рассмотрение в (указать место нахождения арбитражного суда).
8. Юридические адреса и банковские реквизиты сторон
Настоящий договор составлен в двух экземплярах на русском языке. Оба экземпляра идентичны и имеют одинаковую силу. У каждой из сторон находится один экземпляр настоящего договора.