В основу научной классификации права землепользова-ния могут быть положены различные критерии.
По субъектам право землепользования подразделяется на:
право землепользования юридических лиц;
право землепользования физических лиц.
В свою очередь право землепользования организаций можно классифицировать на право землепользования:
сельскохозяйственных;
промышленных;
транспортных;
оборонных;
иных несельскохозяйственных юридических лиц;
религиозных организаций.
Право землепользования граждан может быть класси-фицировано в зависимости от целей использования земли (для выращивания овощей, картофеля и ягодных культур - огородные участки, для выпаса скота - пастбища).
Отдельные категории работников транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, связи, водного, рыб-ного, охотничьего хозяйства, а также других отраслей на-родного хозяйства могут иметь в пользовании участки:
пахотных земель - до 0,4 гектара;
сенокосные земли (при наличии в личной собст-венности скота) - до 1 гектара.
Кооперативам по строительству и эксплуатации откры-тых стоянок или гаражей для хранения транспортных средств, принадлежащих гражданам, а также отдельным категориям граждан в соответствии со ст. 74 Кодекса о земле могут быть предоставлены гаражные участки.
По срокам землепользования различают постоянное и временное землепользование.
В числе оснований - добровольный отказ от земельного участка (его части). Гражданин не обязан приводить моти-вы такого отказа, но должен официально выражать свое заявление об отказе. Соответствующий орган компенсирует землепользователям затраты по улучшению земель или возмещает ущерб, нанесенный нерациональным использо-ванием участков.
Отказ от земельного участка оформляется путем анну-лирования документа о предоставлении земельного участ-ка. Ранее действовавший Кодекс о земле содержал такое основание прекращения права землепользования предпри-ятий и организаций, как минование надобности. Инициати-ва прекращения такого права может исходить от самого землепользователя - предприятия или организации (напри-мер, земельный участок перестал быть необходимым в силу изменения деятельности землепользователя).
Землепользователь, передающий земельный участок, должен освободить его от строений, сооружений, каких-либо хозяйственных построек.
Право временного землепользования прекращается в случае истечения срока, на который был предоставлен зе-мельный участок.
Право землепользования юридического лица подлежит прекращению при прекращении его деятельности.
Право землепользования граждан подлежит прекраще-нию в случае прекращения трудовых отношений, в связи с которыми был предоставлен служебный надел, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь. Перечень случаев, когда право на служебный земельный надел сохраняется, назван в Кодексе о земле (ст. 86).
Право землепользования прекращается изъятием зе-мель в случаях необходимости использования их для бо-лее важных целей (промышленное или иное строительст-во, сооружение различных объектов: дорог, газопроводов и др.). Земельный участок может быть изъят полностью или частично по решению органа, имеющего право изы-мать землю.
Земельный участок может быть изъят у организаций и граждан, если он не используется в течение одного года для сельскохозяйственного производства и двух лет - при пре-доставлении для несельскохозяйственных целей, из-за не-рационального использования земельного участка, невы-полнения мер по охране и защите земель, сохранению пло-дородия и других полезных свойств земли, использования его способами, снижающими плодородие почв, приводя-щими к химическому и радиоактивному загрязнению, ухудшению экологической обстановки, а также за система-тическое невнесение земельного налога в сроки, установ-ленные законодательством.
В ГК Республики Беларусь положения, относящиеся к земельным сервитутам, содержатся в разделе 11 («Право собственности и другие вещные права»). Нормы, регламен-тирующие вещные права на недвижимое имущество, скон-центрированы в главе 17 ГК Республики Беларусь «Вещ-ные права на недвижимое имущество». Основные нормы о сервитутах как видах вещных прав содержатся в ст. 268-270 ГК Республики Беларусь.
Появление земельных сервитутов - новое явление для правовой действительности. Однако их истоки имелись уже в Римском частном праве.
Среди новелл Кодекса о земле Республики Беларусь, вступившего в силу с 1 января 1999 г., - появление норм, касающихся земельных сервитутов. По своему содержанию земельный сервитут является разновидностью права на чу-жую вещь, неотделимую от права собственности, его пра-вовому урегулированию посвящены ст. 13-15 Кодекса о земле. Постановлением Госкомзема Республики Беларусь от 1 июня 2001 г. № 5 утверждено Положение о порядке установления и прекращения земельных сервитутов.
В законодательстве большинства европейских госу-дарств концепция земельных сервитутов заимствована из римского права, в ней сохранены некоторые из первона-чальных требований - близость, полезность и наличие при-чины, требующей установления сервитута.
Основные положения сервитута могут быть охарак-теризованы следующим образом.
Это одно из вещных прав на землю, представляет со-бой право ограниченного пользования чужим (соседним или другим) земельным участком. Оно закреплено за граж-данами или юридическими лицами. Земельный участок, получающий выгоду от установления сервитута, носит на-именование доминантного, а участок, на котором установ-лен сервитут, - обремененного земельного участка.
Право ограниченного пользования чужим земельным участком не исключает пользование участком других лиц, включая самого собственника, как аналогичным, так и иным образом.
Сервитут может предоставить только собственник земли. Право сервитута устанавливается в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен в пожиз-ненное наследуемое владение, в постоянное пользование или в аренду. Собственник земельного участка вправе рас-порядиться им по своему усмотрению. Переход права соб-ственности не устраняет и не изменяет земельного сервиту-та, и ограничивает права собственника земельного участка, вынужденного считаться с некоторыми правами на него другого лица. Сервитут сохраняется при переходе права на обремененный сервитутом земельный участок к другому лицу. Приобретатель такого участка должен быть уведом-лен об обременении участка сервитутом.
Обладатель сервитута получает право пользования чужим имуществом. Земельный сервитут не устраняет пра-ва владения, пользования и распоряжения земельным уча-стком со стороны собственника этого участка.
Сервитутным правам присуще право следования, т.е. они продолжают действовать при переходе права на зе-мельный участок, обремененный сервитутом, к другому лицу (ст. 15 Кодекса о земле). Земельный сервитут неде-лим. Он не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога, передаваться лицам, не являющимся соб-ственниками недвижимого имущества.
6. Сервитутные права устанавливаются не в интересах физического или юридического лица, а в интересах и в пользу доминантного земельного участка как недвижимого имущества, находящегося в собственности, владении или пользовании.
Цели сервитута - хозяйственные нужды, обеспечение прохода, проезда через соседний, а в необходимых случаях -через другой земельный участок; прокладки и эксплуата-ции линий электропередачи, связи и трубопроводов; обес-печение водоснабжения и мелиорации. Перечень целей ус-тановления сервитута не ограничен. Ими могут быть и иные нужды, которые невозможно обеспечить без установ-ления сервитута (сервитуты прогона скота через участок, создание защитных насаждений, различных природоохран-ных объектов и др.).
Сервитут устанавливается и прекращается на основании соглашения между заинтересованным лицом и собственни-ком соседнего участка и подлежит регистрации. Установ-ление сервитута выполняется кадастровым органом. Для этих работ он может привлекать юридических и физичес-ких лиц, имеющих специальное разрешение (лицензию) на выполнение землеустроительных работ. Причем стоимость сервитута, который устанавливается на земельном участке государственной формы собственности, подлежит обяза-тельной оценке.
Гражданское законодательство делит сервитуты на пуб-личные и частные. Земельные сервитуты не следует сме-шивать с правом граждан на использование участков обще-го пользования. Правовое регулирование такого общедо-ступного землепользования осуществляется наряду с зе-мельным и гражданским законодательством.
Земельные сервитуты можно классифицировать на два вида: разрешительный и запретительный. Разрешительный сервитут разрешает использовать участок другим лицом.
Запретительный сервитут обязывает использовать свой земельный участок таким образом, чтобы не ухудшить по-ложение доминантного участка, ради которого он и уста-навливается.
Сервитут устанавливается по соглашению между ли-цом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в установлен-ном порядке. В случае недостижения соглашения, спор разрешается судом по иску заинтересованного лица. В этих случаях сервитут устанавливается на основании решения суда.
Процедура установления сервитута охватывает сле-дующие основные стадии:
подачу письменного заявления заинтересованного лица и собственника обременяемого земельного участка об установлении сервитута в кадастровый орган;
изучение возможности установления сервитута и составление договора о сервитуте;
подписание договора о сервитуте собственниками земельных участков или их представителями;
государственная регистрация сервитута и договора о сервитуте;
кадастровые номера и адреса доминантного и об-ременяемого земельных участков;
сведения о сторонах в договоре;
описание цели установления сервитута с указани-ем его площади;
сведения о размере и способах компенсации (единовре-менная компенсация или компенсация в форме периодиче-ских платежей), выплачиваемых собственнику обременяе-мого земельного участка за установление сервитута;
¦ права, обязанности, ответственность сторон за не-надлежащее исполнение или неисполнение договора;
* круг лиц, обладающих наряду с обладателями сер-витута правом ограниченного пользования обременяемымземельным участком;
другие условия, не противоречащие законодательству Республики Беларусь.
К договору прилагается изготовленная кадастровым ор-ганом схема границ сервитута, которая является его неотъ-емлемой частью. Договор подписывается заявителями в кадастровом органе.
Регистрация сервитута включает государственный ка-дастровый учет границ сервитута и государственную реги-страцию сервитута в государственной земельно-кадас-тровой книге. Заявителю соответствующий кадастровый орган выдает, кроме экземпляра договора с совершением надписи о государственной регистрации, еще и выписку из государственной земельно-кадастровой книги установлен-ной формы.
В проведении процедуры установления сервитута мо-жет быть отказано по следующим причинам:
при наличии запрещений или ограничений в уста-новлении сервитута, предусмотренных законодательством, планом функционального использования территории, гра-достроительной документацией или строительными нор-мами и правилами;
земельный участок и права на него не зарегистрированы в государственной земельно-кадастровой книре; характеристики земельного участка не соответст-вуют сведениям о них в государственной земельно-кадастровой книге;
заявители не являются обладателями права на земельные участки;
между заявителями существует спор об условиях установления сервитута (границы, порядок компенсации и
др.);
* установление сервитута не позволяет использовать обременяемый земельный участок по целевому назначению;
* цели, для достижения которых устанавливается сервитут, могут быть достигнуты другим способом при тех же затратах.
Заявители вправе обжаловать действия кадастрового органа по установлению сервитута в вышестоящем госу-дарственном органе или суде.
Существуют определенные особенности установления сервитута в случае, когда собственником обременяемого или доминантного земельного участка является государст-во.
Сервитут может носить срочный характер и прекра-титься по истечении срока соглашения об его установле-нии.
Сервитут прекращается аннулированием записи о госу-дарственной регистрации сервитута в государственной зе-мельно-кадастровой книге.
При прекращении сервитута:
а) по соглашению обладателя сервитута и собственника обремененного земельного участка;
б) вследствие прекращения оснований его установле-ния;
в) по причине истечения срока действия сервитута;
г) в случае перехода права собственности на доминант-ный и обрмененный участки к одному лицу аннулирование регистрационной записи осуществляется на основании заявления обладателя сервитута и собственника обремененного земельного участка. Заявление подается в кадастровый орган по месту нахождения обремененного земельного участка.
Сервитут прекращается автоматически в случае анну-лирования записи о регистрации доминантного или обре-мененного земельных участков в государственной земель-но-кадастровой книге.
Если же сервитут прекращается на основании решения суда, то аннулирование регистрационной записи в государ-ственной земельно-кадастровой книге осуществляется на основании заявления заинтересованного лица. К такому заявлению прилагается судебное решение. При прекращении сервитута заявителю выдаются выписки из государст-венной земельно-кадастровой книги, удостоверяющей го-сударственную регистрацию прекращения сервитута, не-возможности использования земельного участка по назначению в результате обременения его сервитутом.
Земельный сервитут защищается способами, установ-ленными для защиты вещных прав (глава 20 ГК). Облада-тель сервитутных прав вправе требовать признания за ним этих прав; пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; возмещения убытков, использовать другие способы защиты.
Носитель сервитутных прав имеет право на защиту его владения (ст. 286 ГК). Однако собственник вправе требо-вать в судебном порядке прекращения сервитута в случаях, когда земельный участок не может быть использован в со-ответствии с назначением.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004г.) Минск «Беларусь» 2004г.
2. Гражданский кодекс Республики Беларусь: с комментариями к разделам / Комментарии В. Ф. Чигира. - 3-е изд. - Мн.: Амалфея, 2000.-704с.
3. Кодекс Республики Беларусь о земле от 23 июля 2008г. № 425. Принят Палатой представителей 17 июня 2008 года. Одобрен Советом Республики 28 июня 2008 года. Юридическая база «ЮСИАС».
4. Колбасин Д.А. Гражданское право. Общая часть. - Мн.: ПолиБиг. По заказу общественного объединения «Молодежное научное общество». 1999. - 360с.
5. Станкевич Н.Г. Земельное право Республики Беларусь. Учебное пособие. - Мн.: Амалфея, 2000. - 480с.