1.1 ВЛИЯНИЕ УСЛОВИЙ И ХАРАКТЕРА ТРУДА НА ЗДОРОВЬЕ РАБОТАЮЩИХ
1.2 Необходимость охраны здоровья работников
2.1 ОПАСНЫЕ И ВРЕДНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ФАКТОРЫ
2.2 Экспертиза условий и охрана труда.
2.3 Термины и определения, применяемые при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда.
3.ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ И ГИГИЕНЕ ТРУДА.
Актуальность выбранной темы состоит в необходимости постоянного соблюдения правил охраны труда на каждом предприятии, независимо от рода деятельности.
Объектами являются труд и здоровье работников.
Предметом: основы законодательства об охране труда.
Целью контрольной работы является изучение влияния условий труда на состояние здоровья работников.
1.1ВЛИЯНИЕ УСЛОВИЙ И ХАРАКТЕРА ТРУДА НА ЗДОРОВЬЕ РАБОТАЮЩИХ
Проблема охраны здоровья работающих особенно актуальна в России в связи с ростом уровня смертности, инвалидности и заболеваемости среди населения трудоспособного возраста. Тесная связь между состоянием здоровья работающих и условиями труда, которая вызывает обеспокоенность в обществе, подразумевает вовлечение работодателей в дело укрепления здоровья работающих. В настоящее время в России такое участие возможно в двух основных формах:
- добровольное медицинское страхование;
- организация служб здравоохранения по месту работы.
Медико-санитарные части на предприятиях и в учреждениях являются одной из форм организации охраны здоровья трудящихся, которая традиционно существовала в России.
Их задача состояла в оказании работникам квалифицированной медицинской помощи, проведению мероприятий по оздоровлению условий труда, пред-упреждению и снижению заболеваемости с временной утратой трудоспособности, производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и инвалидности.
Практика организации служб здравоохранения на предприятиях существует во многих развитых странах мира. Более того, этот вопрос находится в центре внимания таких международных организаций, как Международная организация труда (МОТ) и Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).
1.2 НЕОБХОДИМОСТЬ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ РАБОТАЮЩИХ: РОЛЬ СЛУЖБ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПО МЕСТУ РАБОТЫ
В России более 90% экономически активного населения трудится в народном хозяйстве. В стране традиционно высок уровень занятости населения в трудоспособном возрасте, который в 2001 г. составил 70%. Таким образом, по численности работающие представляют собой одну из ключевых групп населения.
Однако выделение работающих в отдельную группу определяется не только ее численностью, а зависит от тех факторов, которые влияют на состояние их здоровья (характер работы и условия труда). Существует огромное число факторов (физических, химических, биологических, психосоциальных и эргономических), которые оказывают вредное влияние на состояние здоровья работников. Например, одной из наиболее актуальных проблем на сегодняшний день является риск заболевания раком. В настоящее время идентифицировано около 350 химических веществ, являющихся канцерогенами, с которыми люди непосредственно сталкиваются на работе.
Таким образом, работающие - особая группа населения с точки зрения наличия специфических потребностей в охране здоровья, связанных в первую очередь с риском профессиональных заболеваний и повышенной вероятностью вредного влияния работы на общее состояние здоровья.
Производственный травматизм в России на 1000 человек
Пострадавшие на производстве
1990 г.
1999 г.
2001 г.
Несчастные случаи
Всего
6,6
5,2
5,0
Мужчины
10,6
7,2
6,8
Женщины
2,9
2,6
2,7
В том числе со смертельным исходом
Всего
0,129
0,144
0,150
Мужчины
0,247
0,242
0,250
Женщины
0,017
0,020
0,022
(Источник: Социальное положение и уровень жизни населения России // Статистический сборник Госкомстата РФ. М., 2002. С. 98).
Наибольшее число пострадавших на производстве наблюдается в промышленности. В угольной промышленности и черной металлургии более 40% работающих заняты во вредных условиях труда, в целлюлозно-бумажной и цветной - более 30, а в среднем по промышленности - около 20% работников.
Заинтересованность предприятий, в хорошем здоровье работающих связана с необходимостью сокращения невыходов на работу по болезни и повышение производительности труда. Состояние здоровья работающих оказывает прямое влияние на положение дел в национальной экономике. Поэтому экономически важно и выгодно поддерживать здоровье работников на высоком уровне. Согласно расчетам Мирового банка, от 10 до 20% ВВП ежегодно теряется из-за снижения работоспособности ввиду плохого состояния здоровья работающих. Причем около 2/3 потерь вызваны причинами, связанными с работой, и могут быть предотвращены с помощью хорошо организованных программ охраны здоровья работников [1]. МОТ определила, что в 1997 г. общие экономические потери, явившиеся результатом профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве, составили 4% мирового ВНП.
Однако дело не только в экономических факторах. Состояние здоровья - одна из важнейших составляющих уровня жизни населения. Не случайно государства благосостояния во многих странах Западной Европы свое развитие начали именно с программ в области охраны здоровья. Поэтому в последнее время вопросы охраны здоровья работающих рассматриваются в русле стратегии устойчивого развития (sustainable development). Ее общая идея - удовлетворять потребности настоящего поколения необходимо таким образом, чтобы не вызывать вредного влияния на здоровье и окружающую среду, не наносить ущерба ресурсной базе человечества и тем самым не снизить возможности будущих поколений обеспечить свои потребности. В центре стратегии устойчивого развития стоит человек, его право на здоровую и продуктивную жизнь в гармонии с природой. Здоровье работающих в этом контексте - неотъемлемая составная часть стратегии устойчивого развития, формирующая ее социальное измерение.
На здоровье людей воздействует ряд социальных и экономических факторов, среди которых наиболее важны условия и содержание работы. Так как среда, в которой трудится работник, может способствовать возникновению болезни и получению травмы, то работодатель должен нести определенную ответственность за состояние здоровья своих работников. Какими бы ни были различия в понимании работодателями своей ответственности, работающие должны быть защищены от таких видов угрозы для здоровья, как:
- производственные травмы;
- профессиональные болезни;
- общие заболевания.
Главный вопрос заключается в том, должны ли работодатели нести ответственность только в первых двух случаях, когда относительно легко прослеживается влияние условий труда или так же и при общих заболеваниях. Официально зафиксированные тенденции заболеваемости показывают, что в современном обществе последствия от возникновения общих заболеваний более ощутимы, чем от полученных производственных травм и профессиональных заболеваний, явившихся следствием непосредственного воздействия условий труда.
Принципиальное отличие профессионального заболевания от любого другого состоит в том, что первое определенно вызывается условиями труда, а второе не связано непосредственно с работой, по крайней мере напрямую. Но на практике часто бывает трудно установить, возникла ли болезнь вследствие или в процессе работы. Дело в том, что многие болезни - результат как производственных, так и непроизводственных причин, а ряд профессиональных болезней может дать о себе знать по истечении многих лет с момента, когда работник трудился во вредных для его здоровья условиях труда.Таким образом, проблемы здоровья работающих затрагивают интересы и работника, и отдельного предприятия, и общества в целом. Соответственно, охрана здоровья работающих становится одним из важных направлений политики охраны здоровья населения. Меры реализации такой политики могут быть различными: создание законодательной базы, проведение соответствующих научных исследований и обучения, контроль за условиями труда. Одна из них - организация служб здравоохранения по месту работы.
2. ОПАСНЫЕ И ВРЕДНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ФАКТОРЫ
Статья 209. Основные понятия
Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.
Вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.
Опасный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.
Безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.
Рабочее место - место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
Средства индивидуальной и коллективной защиты работников - технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.
Сертификат соответствия организации работ по охране труда - документ, удостоверяющий соответствие проводимых работодателем работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Производственная деятельность - совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.
Требования охраны труда - государственные нормативные требования охраны труда и требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда.
(часть десятая введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Государственная экспертиза условий труда - оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда.
(часть одиннадцатая введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
(часть двенадцатая введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Статья 210. Основные направления государственной политики в области охраны труда
Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:
обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;
принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
государственное управление охраной труда;
государственный надзор и контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда;
государственная экспертиза условий труда;
установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;
профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;
расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;
распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;
участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;
подготовка специалистов по охране труда и повышение их квалификации;
организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;
обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;
международное сотрудничество в области охраны труда;
проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей. (часть первая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.
2.2 Экспертиза условий и охрана труда.
В Министерстве труда и социальной защиты, Комитетах по труду и социальной защите облисполкомов и Минского горисполкома созданы органы государственной экспертизы условий труда, которые осуществляют контроль за качеством проведения аттестации рабочих мест, правильностью применения Списков №1 и 2, за правильностью установления гарантий и компенсаций, оказывают нанимателям консультативную и методическую помощь. Кроме того, такую помощь оказывают и организации, включенные в Перечень организаций по оказанию консультативной и методической помощи, проведению оценки психофизиологических факторов производственной среды в ходе аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный постановлением Министерства труда.
За 9месяцев 2006 года органами государственной экспертизы условий труда Республики Беларусь восстановлены законные права 1595 работникам на предоставление им компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, подготовлено 213 заключения за неаттестованные периоды. В целях контроля за соблюдением установленных требований по условиям и охране труда в проектной документации на новое строительство и реконструкцию объектов производственного назначения, а также недопущения создания новых рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда проведенаэкспертиза 413 проектов.
2.3 Термины и определения, применяемые при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда.
Рабочее место - место постоянного или временного пребывания работающих в процессе трудовой деятельности.
Аттестация рабочих мест по условиям труда - система учёта, анализа и комплексной оценки на конкретном рабочем месте всех факторов производственной среды и трудового процесса, воздействующих на здоровье и трудоспособность человека в процессе трудовой деятельности.
Условия труда - совокупность факторов трудового процесса, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда.
Вредные и тяжёлые условия труда - условия и характер труда, при которых осуществляется неблагоприятное воздействие вредных и опасных производственных факторов, вызывающие стойкие функциональные изменения в организме работающих и характеризуются повышенной опасностью развития заболевания.
Компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда - комплекс установленных законодательством и предоставляемых нанимателем обязательных вознаграждений и преимуществ за работу в условиях, не гарантирующих здоровье и безопасные условия труда.
Оптимальные условия труда - условия, при которых не только сохраняется здоровье работающих, но и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности.
Опасный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к травме или другому внезапному резкому ухудшению здоровья.
Опасные (экстремальные) условия труда - характеризуются такими уровнями производственных факторов, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает высокий риск возникновения
тяжелых форм острых профессиональных поражений или угрозу жизни.
3.1ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ И ГИГИЕНЕ ТРУДА.
Минимальные требования к безопасности труда и защите здоровья труда для создания рабочей среды, подходящей для работы, утверждает Закон о безопасности и защите здоровья труда. Эти требования действуют во всех видах деятельности, исключая те виды, которые отрегулированы законом по-другому (в силах обороны, в союзах защиты, в полиции, на границе и в спасательных службах)
В рабочей среде возникают различные факторы опасности (например, технические, физические, химические, биологические, физиологические и психологические), которые могут повредить как здоровью, так и жизни работника. В связи с этим работодатель обязан, исходя из рассматриваемого закона, коллективного и трудового договора, сделать на территории предприятия или в рабочем помещении все для того, чтобы устранить трудовые повреждения или ухудшения здоровья.
· Обязанностью работодателя является обеспечение рабочего места защитными, служебными средствами и средствами первой необходимости, обеспечить организацию первичной помощи, обучение и инструктаж работников по важным требованиям.
Работодатель должен внедрить утвержденные для вида деятельности порядки, в соответствии порядками, утвержденными Правительством государства.
· Работодатель обязан сформировать и обставить рабочее место так, чтобы это позволяло устранить рабочие ЧП и вред здоровью, он должен следить за использованием рабочих средств по предназначению и, учитывая требования безопасности, внедрять порядки для уменьшения влияния на здоровье работников факторов физической опасности (движение воздуха, температура, шум, вибрация, скорость, электромагнитные волны); использовать факторы для уменьшения биологического влияния, для устранения повреждений кожи (бактерии, грибы, вирусы, эндопаразиты и пр.); работодатель должен при формировании рабочей сферы и организации труда внедрять порядки, предотвращающие физиологические и психологические факторы (инфекция, переработка, монотонность работы, работа, несоответствующая навыкам работника, долгосрочная работа в одиночку и пр.), а также разрешать требования, связанные с рабочей пылью (помещения для мытья, туалет, помещение для отдыха, помещение для питания и пр.).
· Исполнение требований техники безопасности и гигиене труда в отношении различных рабочих мест у работодателя есть обязанности, хотя как работодатель, так и работник обязаны сотрудничать в безопасной рабочей сфере.
· Работодатель обеспечивает информированность других работодателей по угрозам и вспомогательным средствам по их устранению.
Обеспечивая исполнение требований по техники безопасности и гигиене труда, работодатель обязан:
Организация систематического контроля за техникой безопасности и гигиене труда;
· Каждый год анализировать рабочую среду и внедрять соответствующие порядке при ее изменении;
Осуществлять анализ рисков рабочей среды, выясняя факторы угроз и влияние их на здоровье работников;
Составлять план деятельности по устранению или уменьшению рисков здоровья;
При изменении рабочих условий и при внедрении новых рабочих инструментов или технологии проводить внутренний анализ и внедрять необходимые порядки для предотвращения или уменьшения сопутствующих этому изменению угроз;
Информировать работников о факторе угрозы, результатах анализа рисков и о внедряемых вспомогательных средствах в зависимости от наносимого вреда здоровью, а также об утвержденных в трудовом договоре вспомогательных средствах для нейтрализации факторов угроз (RT I 2000, 55, 362);
организовывать проведение контроля здоровья и услуг по гигиене труда;
· Организовать оказание первичной помощи на предприятии, доступность соответствующего обучения и средств первой помощи;
При необходимости и при решении врача организовать перевод работника на работу с более легкими условиями труда;
организовать выдачу работникам средств личной защиты, рабочей одежды, а также моющих и чистящих средств за счет работодателя;
· Ознакомить работников с требованиями техники безопасности и гигиены труда и контролировать их исполнение;
до принятия работника на работу обеспечить соответствующее руководство и обучение по техники безопасности и гигиене труда;
Составить по осуществляемой работе и используемым рабочим инструментам руководства безопасности и ознакомить с ними работника;
· Отстранить от работы работника, находящегося под влиянием алкоголя, наркотических или токсических средств;
Предварительно перед использованием новых или реконструированных производственных зданий ходатайствовать о согласии трудового инспектора;
Письменно извещать Трудовую Инспекцию об изменении своей деятельности;
· Извещать работников о предписаниях трудового инспектора;
· Своевременно исполнять предписания трудового инспектора и письменно извещать его о исполнении предписаний;
· Внедрять утвержденные в трудовом или коллективном договоре вспомогательные требования для предотвращения повреждений здоровья.
Для исполнения своих обязанностей или для обеспечения выполнения этих обязанностей от своих работников у работодателя есть право нарушителей техники безопасности или гигиены труда привлекать к дисциплинарной ответственности.
У работодателя есть право утвердить на предприятии более жестокие требования по техники безопасности и гигиене труда.
Кроме вышеуказанных общих обязанностей работодателя по техники безопасности и гигиене труда, у работодателя есть еще и другие связанные с этой сферой обязательства. Так работодатель обязан при возникновении несчастного случая обеспечить связь со службой безопасности или скорой помощи, тушение пожара или осуществление спасательных работ, оказание первичной помощи, обозначить людей, организующих спасательные работы на предприятии и ответственных работников, их обучение и обеспечение, определить порядок приостановления и выключения оборудования, систему извещения об опасности.
При организации техники безопасности и гигиене труда в помощь работодателю есть выученные и обеспеченные специалисты окружающей среды, принятые на работу (см. §4 закона).
При формировании работодателем рабочей среды, соответствующей требованиям безопасности труда и гигиене труда, ему помогают действующие службы по гигиене труда, назначенные по просьбе работодателя Министром социальных дел.
Рассматриваемый закон определяет понятия трудового несчастного случая, действия и обязанности работодателя при его появлении, понятие профессиональной болезни и обязанности работодателя при регистрации профессиональной болезни, а также исследование причины возникновения несчастного случая.
Контроль за выполнением требований к безопасности труда и гигиене труда осуществляет Трудовая инспекция, действующая при Министерстве социальных дел, которая организует трудовые отношения по осуществлению госконтроля за исполнением правовых актов, регулирующих безопасность труда и гигиену труда, и при необходимости в рамках своей компетенции привлекать к ответственности.
За нарушение требований безопасности труда и гигиены труда физические лица несут дисциплинарную, административную, криминальную и гражданскую ответственность, а работодатель - юридическое лицо административную и гражданскую ответственность. Так за невыполнение каких либо требований можно назначить денежный штраф: за невыполнение требований правового акта, если в результате этого несчастный случай закончился смертью, при невыполнении предписаний трудового инспектора, если нарушение принесло серьезные последствия, при неосуществлении контроля за здоровьем работников, за скрытие рабочего случая или его не исследования, или за не составление рапорта и др. В дополнение к ответственности юридического лица (работодателя) добавляется ответственность представителя и физического лица, нарушившего правовые нормы.
Право утверждения вышеуказанного штрафа есть у административного судьи и у руководителя местного учреждения Трудовой инспекции.
Список литературы:
1) Трудовой кодекс Российской федерации 2005г.
2) Комментарии к трудовому кодексу РФ 2005г.
3) Социальное положение и уровень жизни населения России // Статистический сборник Госкомстата РФ. М., 2002.
4) Чубарова Т.В. Социальная политика и охрана здоровья работающих: Потенциал предприятия // Куда идет Россия?.. Кризис институциональных систем: Век, десятиление, год. М.: Дело, 1999. С. 300-306.