2. Функции и обеспечивающая их структурная организация государства 3
2.1. Понятие, содержание и признаки функции государства 3
2.2. Общесоциальное, классовое и национальное в функциях государства 6
2.3. Эволюция функций государства 9
2.4. Классификация функций 11
2.5. Структура государства, обеспечивающая выполнение функций 13
2.6. Государственный аппарат. Бюрократия и функции государства. Функции государства, государственной власти, органа государства 13
3. Функции Российского государства на современном этапе 16
3.1. Понятие и содержание функций государства 16
3.2. Классификация и эволюция функций Российского государства 19
4. Учение о государственных функциях 23
4.1. Самопровозглашение 24
4.2. Назначение и выборы 24
4.3. Функции верховного управления 25
4.4. Законодательные функции 26
4.5. Функции, обусловленные главенством закона в государстве 27
5. Заключение 29
6. Библиография 30
1. Введение
Всякое государство в процессе своей жизни осуществляет ряд весьма сложных заданий и целей, развивает некоторую целесооб-разную деятельность. В этой деятельности нужно прежде всего различать те цели, которые ставит себе государство, и затем те средства, при помощи которых государство эти цели осуществля-ет. Что касается первых, то при универсальности государственной власти научное притязание на общеобязательную их классифика-цию представляется делом совершенно невозможным. Цели эти, с одной стороны, чрезвычайно многочисленны, с другой стороны, при их изменчивости в зависимости от исторических и культур-ных условий чрезвычайно разнообразны. Государство выступает и в качестве хозяина, и в качестве организатора военной силы, и в качестве охранителя безопасности, и в качестве судьи, и в качест-ве хранителя культурных благ и т.д. Старое патримониальное го-сударство одной из своих целей имело организацию царской охоты, современное государство устраивает научные институты и музеи. Перечисление конкретных целей государства может соста-влять предмет чисто описательной дисциплины, изучающей ка-кую-нибудь государственную единицу в определенный период ее жизни, но такое исследование не может быть предметом общей те-ории государства. Практически каждая государственная органи-зация определенного типа культуры имеет некоторый постоянный круг заданий, который она принуждена бывает очертить и определить в процессе своей конкретной деятельности. В частности, государство западной культуры уже в период образо-вания абсолютной монархии составило каталог основных направ-лений государственной деятельности, так называемые Ressorts, сообразно которому и были построены основные отделы государственно-правительственного аппарата Ressorts, то есть области управления.. Эмпирические очерта-ния этого круга государственных деятельностей настолько вошли в привычку в современном государстве, что они даже были приня-ты в революционные эпохи и со стороны правительств, стремя-щихся построить свой организационный аппарат совершенно на новых началах. Когда, например, советская власть приступила к организации своего правительственного аппарата, она построила его, в значительной степени придерживаясь того старого катало-га, который, как было указано, был составлен еще в эпоху абсо-лютной монархии. Ressorts коммунистической власти оказались внутренние дела, земледелие, труд, военное и морское дело, торго-вля и промышленность, народное просвещение, финансы, ино-странные дела, юстиция, продовольствие, почта и телеграф, дела национальностей Декрет II Всероссийского Съезда Советов от 28 октября 1917, Соб-рание Узаконений, № 1.. В основе таких заимствований лежат общие для современной культуры потребности, а также соображения технической целесообразности и потребность в разделении труда и в специализации.
Несколько иначе обстоит дело с изучением тех средств, при помощи которых государство выполняет эти цели. Причем под средствами мы будем разуметь:
1) материальные и технические ресурсы, необходимые при проведений в жизнь поставленных за-дач;
2) совокупность властных актов, к которым государство прибегает при достижении означенных целей и при применении необходимых для этого достижения средств.
Что касается первых, то они столь же разнообразны, как и государственные цели. Госу-дарство ставит цели народного образования -- средством здесь яв-ляется построение учебных заведений, следовательно, проведение прежде всего ряда чисто хозяйственных мер, далее подбор учителей, их подготовка, выработка планов преподавания и т.д. В процессе применения названных средств государство вхо-дит в сложный ряд деятельностей, которые также поддаются только эмпирическим классификациям. Однако государство есть властный союз -- и в процессе постановки своих целей, и в приискивании средств для их осуществления оно поступает властно, оно приказывает, повелевает, распоряжается. Мы подходим здесь к средствам государственной деятельности в смысле общей фор-мы осуществления государственных задач во всем их многообраз-ном объеме. Таковые формы единообразны, поскольку в них всех заключается властный элемент. Во имя чего и как бы ни дейст-вовало государство -- оно властвует и, следовательно, осуществ-ляет одинаковые властные акты. Виды этих властных актов не многочисленны, и классификация их может быть построена на внутренних необходимых принципах.
В настоящее время в общей государственной теории для обо-значения направления государственной деятельности применя-ется понятие государственной функции, причем под функцией понимают и цели, которые ставит государство, и средства, кото-рые применяются им для осуществления этих целей, и формы властных актов Понятие государственной функции в формальном смысле не впол-не совпадает с нашим понятием формы властных актов. Формальной функцией называется специальная деятельность какого-либо органа, ме-жду тем как мы анализируем властные акты вне всякой связи с условной закрепленностью их за какими-либо носителями государственной вла-сти. Дюги называет функциями «1'activite juridique des gouvernants».
Это -- справедливо, если только освободить понятие функции от юриди-ческого смысла. См. Traite, II, стр. 14. Очень близко к нашему понятию стоит Сагге de Malberg, Theorie generate de PEtat, 1920,1, который определяет функцию как активность государства, поскольку она выража-ется в различных способах проявления государственной власти. От функции он отличает атрибуты государства -- то, что мы называем целя-ми и средствами.. Одинаково говорят и о хозяйственных функ-циях государства, и о функциях законодательства, хотя законо-дательство и не есть цель в смысле народного образования или финансов: законодательство есть один из способов выявления властвования, применяемый при осуществлении совершенно различных целей -- и хозяйственных, и финансовых, и полицей-ских, и культурных. В последующем мы будем разуметь под функциями государства только форму его властных актов -- по-нятие, единственно заслуживающее научного анализа в общей теории государства Алексеев Н.Н. Русский народ и государство. - М.: Аграф. - 1998. - с. 549-562..
2. Функции и обеспечивающая их структурная организация государства2.1. Понятие, содержание и признаки функции государстваТеория государства для описания, объяснения и прогнозирования деятельной стороны государства использует понятие функции государства - ха-рактеристики именно того, что и как государство «делает».Функция, как и многие иные обществоведческие понятия, не является собственно юридическим и политическим понятием. Оно заимствовано из иных наук. Так, в математике, физике понятие функции выражает зависи-мость, когда при изменении одной величины другая величина также изме-няется определенным образом.Но таково уж свойство юридического языка -- он заимствует чужие по-нятия и наполняет их своим смыслом, порой понятным лишь посвященным, специально обученным лицам, прежде всего юристам. Причем таким смыс-лом, который подчас почти утрачивает связь с первоначальным.Вот и с понятием «функция», когда оно включается в юридический поня-тийный аппарат, происходит этот процесс. Функция в теории государства оз-начает направление, предмет деятельности того или иного политико-право-вого института, содержание этой деятельности, ее обеспечение. Именно в этом смысле говорится о функции государства, правительства, министерства, других государственных органов.Следовательно, функция государства -- это рассматриваемые в комплексе предмет и содержание деятельности государства на определенном направле-нии и обеспечивающие ее средства и способы.Понятие функции государства появилось и стало широко использовать-ся на предыдущем этапе развития отечественной теории государства и права. В рамках марксистско-ленинского подхода к государству выделялись, как уже указывалось выше, классовая сущность государства, общесоциальное и клас-совое назначение государства, утверждалось, что поскольку, и направление, и предмет, и содержание деятельности государства, и обеспечивающая их сис-тема структурных образований изменяются в зависимости от изменения клас-совой сущности и формы государства, постольку для определения этой зави-симости вполне уместным является понятие именно функции.И это понятие особенно широко было использовано для определения деятельности социалистического государства - его роли как главного орудия построения социализма, подавления эксплуататорских классов, организации народного хозяйства, поддержки национально-освободительных движений и т. п. При этом новые (социалистические) функции государства тесно увязы-вались с новой (социалистической) сущностью государства - социалистичес-кая собственность, господство рабочего класса, правящая коммунистическая партия и т. п.На современном этапе развития отечественной теории государства и права также сохраняется функциональный подход к деятельной стороне государства, но с одним существенным уточнением: расширяется и углубляет-ся понимание социального назначения государства, отвергается провозгла-шаемая ранее жесткая связь между изменениями классовых характеристик государства и, соответственно, его функций. Эта связь, как показал истори-ческий опыт, оказалась более многогранной, на функции государства оказывают определяющее влияние не столько классовые характеристики государ-ства, сколько новые условия и проблемы современной жизнедеятельности общества, существования цивилизации (экология, ядерное вооружение, де-мографические, сырьевые и иные глобальные проблемы). Словом, и в функциональной характеристике государства отечественная теория также уходит от предыдущей методологической вульгаризации и догматизации, учитывает новые проблемы, но вместе с тем сохраняет и то позитивное, что было наработано в этой области на предыдущем этапе. Ценным оказалось прежде всего само понятие функции государства, ее содержание и значение как одной из важных характеристик деятельной стороны государства.Действительно, функциональный подход позволяет более глубоко изучать длительный исторический процесс возникновения, развития, смены, разру-шения, появления государств различных типов, видов, форм у разных наро-дов, т. е. процесс формирования и эволюции государственности. Понятие го-сударственности как раз и характеризуют наличие государственной организации общества, различные этапы, которые это общество проходит в своем историческом государственном бытии, и самое главное - различные функции, которые государство выполняет. Иными словами, только взятые в совокупности статические и динамические характеристики позволяют глубо-ко познать природу такого сложного социального института, как государство.Так, государство раннеклассового общества обеспечивало, а подчас и ор-ганизовывало трудовую деятельность земледельцев-общинников, ремеслен-ников, а также жизнедеятельность города-государства и прилегающих к нему сельских общин, ирригационные работы, создание и распределение общест-венных фондов, охрана разных форм собственности. К функциональной деятельности государства относилась и защита населения, завоевательные по-ходы, взимание налогов, дани, захват чужих территорий, организация внут-ренней и особенно внешней торговли, духовная жизнь общества: строительст-во храмов, поддержание религиозных верований, обычаев, а также регламентация семейно-брачных отношений - это и многое другое было предметом, направлением, содержанием деятельности раннеклассового госу-дарства, его функциональной характеристикой.С развитием, изменением раннеклассового государства, переходом к дру-гим типам государства («азиатского способа производства», рабовладельческо-му, феодальному) одни функции утрачивают свое значение, другие, наоборот, разрастаясь, наполняются новым содержанием, становятся основными. На-пример, основными функциями у государства «азиатского способа производ-ства» становятся функции захвата чужих территорий, жесткой защиты государ-ственной собственности при допущении частной собственности, организации земледельческих работ (выдача семенных ссуд, сбор и распределение урожаев, кадастровая оценка земельных угодий на всей подчас весьма обширной терри-тории государства). На этом этапе государственности у многих обществ основной функцией государства становится поддержание социального расслоения общества, обеспечение господства различных классов, социальных групп, кла-нов. Государство «азиатского способа производства» охраняет господствующую идеологию, как правило, религиозную, осуществляет строительство гран-диозных храмовых сооружений, гробниц, создает разветвленную судебную си-стему, поддерживает нормативно-правовую регламентацию, в экономике фор-мирует и обеспечивает главным образом распределительные отношения.Уникальные государства иного типа, возникающие на рабовладельческой основе, - государства Древней Греции и Древнего Рима - наряду с другими функциями обеспечивают насильственные захваты иностранцев, обращение и использование их в качестве рабов, а потом и обращение в рабство собст-венных граждан. В этих государствах развиваются не распределительные, а товарно-денежные отношения, включающие в экономический оборот и раба как товар, происходят формирование и защита правовых систем, опосредст-вующих рыночные товарно-денежные отношения. В основе этих отношений лежит частная собственность, которая становится особым предметом заботы и защиты государства.В государствах Европы и Азии, опирающихся на феодальный строй, функции государства также изменяются: защита, поддержание крепостниче-ских отношений становятся важной деятельной стороной государства. В эти отношения, как известно, входит внеэкономическое прикрепление крестьян в земле, развитие феодальной собственности, сохранение различных отно-шений между сеньорами и вассалами, князьями и городскими общинами, сословного состояния общества и т. п.
Наконец, многоплановое изменение функций происходит при переходе обществ к капиталистическим и социалистическим типам государственной организации. Изменяются характеристики, в том числе устройство государст-ва, и в зависимости от этого изменяются и их функции. Например, в эконо-мической области происходят переходы от невмешательства государства в экономическую жизнь (функция «ночного сторожа» - первоначально у бур-жуазного государства) до тотального регулирования производства, распреде-ления у социалистического государства, а в социальной жизни - от защиты прав и свобод человека до полного фактического попрания этих прав и свобод под лозунгами диктатуры, подавления классовых противников, ликвидации эксплуатации (опять же у социалистического тоталитарного государства).
Все это схематическое изложение зависимости между содержательными и формальными характеристиками государства и его функциями понадо-билось для того, чтобы показать, что исторический опыт действительно да-ет теории государства основание утверждать: с эволюцией государства ме-няется и деятельная сторона государства, эта деятельность наполняется новым содержанием, возникают новые структуры государства, иные сред-ства и способы, обеспечивающие функции государства.
Да и само понятие функции уже используется в научной литературе не столько для показа ее зависимости, особенно от классовой сущности государ-ства, сколько просто для характеристики, описания деятельности государст-ва. Кроме того, это понятие стало использоваться и для учета связи функций государства с многими этнокультурными, идеологическими, духовными и иными факторами воздействия.
Вместе с тем надо обратить внимание и на следующее. Теоретическое описание, обобщение выполняемых функций различными государствами позволяют отнести различные стороны деятельности государства именно к функции.
По мнению Л.А. Морозовой, к этим признакам относятся:
- прочно сло-жившаяся предметная деятельность государства в важнейших сферах обще-ственной жизни -- экономической, политической, социальной, духовной (идеологической, религиозной), правовой;
- непосредственная связь между сущностными, формальными характеристиками государства и его социаль-ным назначением, которое и реализуется в деятельности государства;
- на-правление деятельности государства на решение крупных социально-эконо-мических, политических и иных задач, достижение крупных, общественно значимых целей, которые встают на каждом историческом этапе развития общества;
- деятельность государства в определенных формах (чаще всего правовых) и с применением особых, в том числе властно-принудительных методов.
Совокупность этих признаков позволяет утверждать, что действительно речь идет о функциональной характеристике государства, о наличии у того или иного государства соответствующих функций.
Функциональная характеристика позволяет изучать не только государст-во конкретного типа, формы у того или иного народа в тот или иной конкрет-но-исторический период, но и государственность этого народа. Рассматривая развитие, изменение функций, можно видеть и то, как развивалась, изменя-лась в определенной связи и сама государственная организация общества в длительном историческом процессе.
В этом смысле, например, можно утверждать, что только изучение госу-дарственности России, отложившейся на длительной исторической шкале начиная примерно с государственных реформ Петра Первого (т. е. на протя-жении примерно 300 лет), позволит понять и успешно решить современные проблемы организации и деятельности нынешнего Российского государства. Изучение этой государственности только за 80 лет, т. е. с 1917 года -- социа-листический этап - уже не является достаточным для решения современных сложных задач возрождения и процветания Российского государства, его новой функциональной ориентированности.
Следует еще раз подчеркнуть, что появление тех или иных новых функций на различных этапах развития государственности конкретных обществ не имеет строго предопределенного, причинно-следственного характера, не же-стко детерминировано новой формой государства. Вместе с тем такая более или менее причинная зависимость все же характеризует те функции государ-ства, которые представляют собой важнейшие направления деятельности го-сударства в определяющих областях его существования: в экономической, по-литической, социальной и иных. Основные функции (наиболее важные направления деятельности государства) все же достаточно «чутки» к глобаль-ным изменениям основных характеристик государства.
Иные же функции, как, впрочем, и основные в некоторых своих аспек-тах, подвергаются мощному влиянию стабильных этнокультурных пластов жизни общества, национальных, территориальных особенностей, традиций и т. п. Поэтому новый тип государства, появившийся в развитии конкретно-го государственно организованного общества, может в явной или скрытой форме сохранять и даже развивать некоторые старые функции. Например, фактическое имперское содержание отдельных внешнеполитических функ-ций царской России сохранял и развивал СССР, хотя формально наличие та-кого функционального содержания всячески отрицалось в официальной иде-ологии и политике социалистического государства.
Таким образом, в государственности того или иного общества сохраняет-ся преемственность функций, но действует и механизм обновления функ-ций. В частности, на появление новых функций влияют самоорганизационные, субъективные и даже случайностные (синергетические) процессы, а не только та или иная степень зависимости функций от изменения основных признаков, прежде всего формы государства.
2.2. Об-щесоциальное, классовое и национальное в функциях го-сударства
Наименее изменчиво и наиболее стабильно общесоциальное содержание функций государства, то, которое формируется для решения основных со-циальных, политических, в том числе геополитических, экономических и иных задач, затрагивающих интересы всего общества на длительном истори-ческом пути его жизнедеятельности. Основные общесоциальные функции обеспечивают существование, благополучие, а порой и выживание самого общества.
Именно в этом смысле государственная организация общества приобре-тает большую социальную ценность.
Уже ранние города-государства - первоначальная государственная орга-низация общества, появившаяся на излете присваивающей экономики как необходимая реакция на кризисное состояние человечества - берут на себя общезначимые социальные функции, о которых речь шла выше при харак-теристике раннеклассового государства, и прежде всего функцию обеспече-ния производящей экономики (земледелие, скотоводство, металлургия, ме-таллообработка, керамика и т. п.). И тем самым демонстрируют социальную ценность государственной организации общества. Именно эта организация в значительной мере спасает человечество как биологический вид от выми-рания, переводит человечество в социальную фазу развития, эволюции, со-здает цивилизацию.
И если вновь, как предсказывают многие ученые, человечество окажется в кризисном состоянии в XXI веке из-за действия экологического, демографи-ческого, сырьевого и иных факторов, которые могут дойти до угрожающего всему человечеству уровня, то можно предположить, что только новое разви-тие государственности, появление новых общесоциальных функций сможет обеспечить необходимый порядок, координацию, иные состояния, обеспечи-вающие существование цивилизации, ее спасение, воспроизводство.
Словом, общесоциальное содержание функций, которое сохранялось на протяжении всей истории государственности, придавало большую социальную ценность государству, хотя порой приобретало и весьма разнообразные, даже причудливые формы.
Например, к такому общесоциальному содержанию у некоторых народов относилось:
- поддержание мореплавания, морской торговли (островные го-сударства),
- защита и воспроизводство рыбных ресурсов (некоторые север-ные или тихоокеанские страны).
А у иных народов именно сохранение сво-ей языковой или религиозной самобытности становилось объективно общесоциальным содержанием деятельности государства независимо от то-го, какой тип это государство являло или в каких формах устройства суще-ствовало и функционировало.
Основы существования некоторых народов в конкретных условиях прожи-вания на определенной территории, с определенными географическими, кли-матическими и иными характеристиками перерастали в «вечные вопросы», в вечный предмет государственной деятельности. Именно они наполняли обще-социальные функции конкретным содержанием, которое приходилось реали-зовывать на протяжении столетий на любом этапе государственности, чтобы обеспечить жизнедеятельность и выживание того или иного общества, того или иного народа.
Здесь же важно подчеркнуть, что именно общесоциальные функции ха-рактеризуют в наибольшей степени деятельную сторону государства, что, кстати, умалялось, а порой и вообще игнорировалось на предыдущем, марксистско-ленинском этапе отечественной теории государства и права. Неисполнение или некачественное исполнение именно этих функций государства приводило и приводит к ослаблению государства, а порой и к его распаду, разрушению и даже исчезновению.
К таким общесоциальным функциям относятся обеспечение националь-ной безопасности, ликвидация последствий стихийных бедствий и экологических катастроф, реализация социальных программ поддержки здравоохра-нения, социального обеспечения нетрудоспособных, защита прав и свобод граждан и многое другое.
Наиболее изменчивыми, жестко привязанными к социальному назначе-нию и форме конкретного государства являются классовые функции государ-ства. Классовую борьбу в обществе выделял еще Платон. Он же привязывал к ее различным формам, степени ожесточенности или, наоборот примирения, те или иные функции государства, само существование, судьбу, природу государства. И теоретическая мысль многие века отражает классовые функции в государственности многих народов.
Классовые функции - это те направления деятельности государства, которые в наиболее полной, яркой степени выражают классовые интересы, во-лю того класса, той социальной силы, группы, которые господствуют в дан-ном обществе, захватывают и осуществляют государственную власть. Таким образом, речь идет о широком понимании классов как определенных соци-альных, организованных структур общества.
К классовым функциям относится прежде всего подавление господствую-щим классом с помощью государства (главным образом используя каратель-ные органы государства - армию, полицию) своих классовых противников. Причем подавление на первоначальных этапах развития государственности осуществляется внеэкономическим принуждением:
- классовые противники устраняются от участия в политической, духовной жизни общества,
- используется судебное и в основном внесудебное преследование,
- осуществляется их переселение в ре-гионы с весьма тяжелыми условиями жизни,
- и вообще классовые противники устраняются физически.
Но классовые функции могут осуществляться и экономическим путем, что характерно для последующих этапов государственности: с помощью системы налогов, сборов, пошлин, тарифов, участием государства в денежной системе, например путем эмиссий, инфляции, с помощью трудового законодательства, устанавливающего жесткую систему штрафов, ограничений в заработной пла-те, продолжительность рабочего дня, трудовую повинность и т. п.
Следует отметить, что именно те или иные классовые функции объявля-лись на предыдущем этапе отечественной теории государства, на ее марксистско-ленинском этапе, наиболее значимыми, основными, выражающими классовую сущность государства. При этом делались попытки теоретически обосновать, что на некоторых этапах государственности, например на социа-листическом, эти классовые функции являлись общесоциальными, выгодны-ми всему обществу. Использовалась схема: классовые, функции социалистиче-ского государства выражают интересы большинства народа, трудящихся и, стало быть, являются общесоциальными.
При этом игнорировалось, что классовые функции не позволяют решать многие общесоциальные, «вечные» проблемы жизни общества и даже загоняют эти жизненно важные, общесоциальные проблемы в тупик, ведут к «банкротству государства».
Игнорировалось и то обстоятельство, что, осуществляя классовые функции, государство формирует особый слой, «номенклатуру», правящую эли-ту, которая с помощью династического механизма присваивает обществен-ные и государственные должности, социальные, бытовые, медицинские привилегии, и, прикрываясь демагогической завесой служения классу, оп-ределенной социальной группе или даже обществу, народу, фактически с помощью государства обеспечивает лишь свои собственные номенклатур-ные, бюрократические, элитарные интересы.
Наряду с классовым содержанием функций государства большое значе-ние всегда имело в жизнедеятельности государственно организованного об-щества и национальное содержание функций.
Это также очень важная характеристика государства. Она связана с той деятельностью государства, которая направлена на сохранение и развитие национальной культуры, языка, самобытности, традиций, самого существования и воспроизводства этноса, который, собственно, и выступает в госу-дарственной организованной форме как действующий субъект всемирной истории.
Национальное содержание функций государства близко к общесоциаль-ному, но не сливается с ним. Весьма часто государственная деятельность должна обеспечивать именно национальные интересы этноса, формирую-щего государство, касается ли это геополитических интересов, защиты соотечественников, оказавшихся в силу тех или иных исторических, полити-ческих процессов на территории других государств, развития национального самосознания, религиозного возрождения и т. п. Сюда же входит и задача гармонизации интересов этноса и этнических меньшинств на самой терри-тории государства, если население имеет многонациональный характер.
Отношения с диаспорой, которая формируется из соотечественников за рубежом - еще одна важная функция государства. Как правило, эти отноше-ния должны строиться на началах поддержки диаспоры, защиты прав и сво-бод соотечественников. Однако история знает и функции борьбы с диаспо-рой, когда она формировалась после гражданской войны (эмиграция), ставила целью реставрации прежних порядков.
Национальная характеристика функций государства охватывает не только их содержание, направленность, но и то, как это содержание реализуется, т.е. в каких формах, с помощью каких способов эти функции осуществляются: в де-мократических или авторитарных, политических или насильственных формах.
Анализ национального содержания функций государства демонстрирует и социальную ценность государства, эффективность существования этноса в государственно организованной форме. Этот анализ показывает, почему распад, разрушение, а тем более исчезновение государства представляет со-бой не что иное как национальную катастрофу. Становится понятным, по-чему право наций на самоопределение в своем финальном содержании фор-мулируется как право на образование собственного государства, почему эту же конечную цель имеют многие национально-освободительные движения, почему, подчас не считаясь с имущественными жертвами, человеческими жизнями, так яростно борются за формирование собственной государствен-ности те или иные социальные и национальные силы.
Но подчеркнем: на основе исторического опыта человечества встает вопрос о социальной цене, которую приходится платить народу при осуществ-лении национально-содержательной деятельности государства, особенно в современных условиях, когда так переплетаются национальные, политичес-кие, территориальные и иные интересы, когда появились ядерные и иные грозные средства, которые могут быть использованы для решения межнаци-ональных, этнических конфликтов. Кроме того, следует учитывать, что на Земле в настоящее время живет более 2000 этносов, большинство из которых в своем национальном самосознании понимает социальную ценность собст-венной государственности. Но возможно ли существование такого числа го-сударства на Земле, не рождает ли современное состояние государственнос-ти принципиально новые, в частности укрупненные, типы и формы государств? Появление Европейского сообщества, новая роль ООН, образо-вание СНГ свидетельствуют, что такие самоорганизующиеся синергетические процессы в истории государственности начались и должны осмысли-ваться также в рамках теории государства. В предыдущей главе - о форме государства - мы уже уделили внимание некоторым из этих проблем.
Здесь же, рассматривая общие вопросы взаимосвязи между устройством и функциями государства, следует обратить внимание и на то, что не только те или иные функции государства определяются устойчивыми характерис-тиками государства, но и сама форма государства может определяться его функциями.
Так, если государство ставит своей целью проведение агрессивных, захватнических войн, расширение своей территории, начинает осуществлять именно такой политический курс, то и организация государственной власти приобретает авторитарный, антидемократический, подчас тоталитарный ха-рактер. И наоборот, формирование демократического политико-правового режима (господства права), опирающегося на разделение властей, народо-властие, на приоритет качества жизни, прав и свобод человека, становится возможным лишь в условиях выполнения государством функций обеспече-ния мирного существования, благоденствия общества, социальной и право-вой защищенности его граждан, их эффективной экономической и полити-ческой самостоятельности, трудовой деятельности.
Отметим также, что некоторые функции государства имеют смешанное содержание: общесоциальное, классовое, национальное. Так, общесоциальный характер может быть свойствен идеологической функции государства, когда она выражается в защите государством господствующей религии, яв-ляющейся цементирующей общество силой. Это особенно характерно для теократических государств. Но, как известно, в таких государствах дело до-ходит даже до физического уничтожения так называемых еретиков, невер-ных. И тогда уже функция защиты религии перестает быть общесоциальной, превращается в узкогрупповую.
Действительно, идеологическая функция может иметь предельно классо-вый, групповой характер, что, например, стало характерным в социалистических государствах тоталитарного типа, когда марксистско-ленинская иде-ология объявлялась государственной, находилась под специфичной защитой государства (ее полицейские органы имели своей целью непосредственную защиту господствующей марксистско-ленинской идеологии).
2.3. Эволюция функций государстваВыше уже отмечалось, что функции государства подвергаются не только влиянию собственно государственных изменений, но и изменений условий существования самого государства, т. е. изменений внешних условий, внеш-ней среды, в которой «живет», действует государство.
Для определения этого влияния в теории государства используется понятие эволюции функций государства, которое включает развитие и измене-ние функций как под воздействием содержательных и формальных характе-ристик государства, так и под воздействием развивающейся внешней среды. И если о первом процессе (устройство государства -- функции) речь шла выше, то на втором процессе, хотя бы кратко, схематично, надо остановиться специально. При этом, разумеется, следует учитывать, что оба процесса не оторваны друг от друга, хотя и характеризуются относительной самостоя-тельностью.
Прежде всего на функции государства оказывает определяющее влияние научно-техническое, интеллектуальное развитие всей цивилизации. Функции всех, без исключения, современных государств подвержены воздейст-вию научно-технических достижений XX века. Причем это воздействие дво-якое. С одной стороны, появляется жизненно важное направление деятельности государства: поддержка науки, особенно фундаментальной, использование ее результатов, развитие и обогащение интеллектуального потенциала общества. С другой - ограничение опасности, которая происте-кает от неконтролируемого появления и использования современных науч-но-технических достижений. Это особенно касается ядерных технологий, генетики, медицинской биологии и т. п.
В сфере науки для государства появляется новая область деятельности -поддержка и защита интеллектуальной собственности, т. е. создание усло-вий для успешной научной деятельности, охрана принадлежности результа-тов научного труда их создателям, обеспечение справедливой оценки этого труда и достойного вознаграждения за использование этих результатов.
В XX веке цивилизация подвергалась испытаниям, вызванным социаль-ной борьбой вокруг государственной (общественной) и частной собственно-сти (появление государств социалистического типа, возрождение частной собственности во многих государствах после крушения тоталитарного соци-ализма, формирование в этой связи новых правовых систем и т. д.).
Но XXI век будет характеризоваться социальными столкновениями в сфере вещной и интеллектуальной собственности, а не только в сфере част-ной и государственной, как это было ранее.
Не менее важной является деятельность государства по ограничению вредных последствий научно-технического прогресса, особенно в таких но-вых областях, как генетика, медицинская биология и др. Формируется новое научное направление - биоэтика, связанная с трансплантацией органов че-ловека, изменением полов, искусственным оплодотворением, возникают проблемы эвтаназии. И без контролирующего и регламентирующего госу-дарственного вмешательства в эту область также не обойтись.
Определяющее влияние на эволюцию функций государства оказывает и экологический фактор. Суть этого влияния заключается в том, что если каждое современное государство не возьмет на себя обязанность поддерживать условия существования людей на собственной территории, а также не станет взаимодей-ствовать с другими государствами в сохранении общепланетарной среды суще-ствования человечества, то в самое ближайшее время неминуем общецивилизационный коллапс, глобальный кризис. Таков современный экологический императив в его государственном преломлении. Радиоактивные отходы, про-мышленное загрязнение водных и воздушных ресурсов, сокращение лесов - этих легких Земли, - иные неблагоприятные последствия - все это ужасающие реалии современного человеческого существования.
Человечество - особый биологический вид, который существует, создавая одновременно условия для своего уничтожения, вымирания. Эти условия -отходы жизнедеятельности человека в самом широком смысле. Защита от этой угрозы всегда выступала социальной функцией. Уже в догосударственной организации общества происходили постоянные перекочевки кланов, первобытных групп из-за загрязнения среды обитания. И только создание в древности канализационных сооружений, пусть и примитивных, позволило человечеству перейти к оседлости, образовать города, иные постоянные посе-ления. Но сейчас проблема значительно сложней: безотходные технологии - это одна из целей, достижение которой только и позволит человечеству суще-ствовать. Без их создания и всепланетного применения, как полагают многие ученые, человечеству не выжить.
Государственная деятельность в этом направлении - безусловное требова-ние современности. Эволюция функций в этой области приобретает иной ка-чественный уровень, требует иной степени обязательности, обеспеченности экономическими, административными, правовыми средствами и методами.
Интернационализация мировой экономики, всеобщее переплетение экономических интересов, появление и господство транснациональных компаний, иные экономические факторы планетного значения - еще одна сфера, оказывающая влияние на эволюцию функций. Путь от конфронта-ции к сотрудничеству и, наконец, к партнерству проходит большинство го-сударств современного мира во внешнеэкономической деятельности.