Рефераты

Воинская часть, ее гражданско-правовое положение

ледующей особенностью военных предприятий является то, что их производственные программы ограничиваются, как правило, необходимостью ремонта и модернизации вооружения и боевой техники, заготовок сельхозпродукции, поставок различных товаров в войска, а также выполнением другой деятельности, направленной на обеспечение боеготовности войск, что определяет направление развития и характер функционирования военных предприятий.

Важной особенностью военных производственных предприятий является то, что в большинстве случаев они не связаны непосредственно с потребителями своей продукции. Эта связь определяется, как правило, через довольствующие органы (центральные и окружные), которые, по сути, являются заказчиками и плательщиками военной продукции. В числе функций этих органов военного управления можно назвать следующие: установление каждому предприятию основных плановых показателей работы, определение перспектив развития предприятий, специфики (профиля работы) и планов их технического развития, снабжение предприятий оборудованием, материалами и запасными частями, подбор и расстановка руководящих кадров военных предприятий и повышение их квалификации.

В соответствии с нормами гражданского законодательства военное предприятие - это коммерческая военная организация, действующая в Вооруженных Силах (других войсках, воинских формированиях и органах) и не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Военное предприятие обычно создается и действует как федеральное государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, или как федеральное казенное предприятие.

Права на закрепленное за военными предприятиями имущество определяются в соответствии с требованиями гражданского законодательства с учетом норм военного права. Основную материальную базу военные предприятия, как правило, получают через довольствующие органы тех ведомств, для которых осуществляют преимущественно свою деятельность. Имущество военного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, от имени которой права собственника имущества военного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Военному предприятию, действующему в форме унитарного предприятия, имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, это имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками этого военного предприятия.

Решение о создании, реорганизации и ликвидации военных предприятий в форме федеральных государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, принимается Правительством Российской Федерации. Проект указанного решения согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2003 г. N 217 подготавливается Министерством имущественных отношений Российской Федерации совместно с федеральным органом исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления), Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, а также Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (в установленных законодательством случаях) и иными заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Учредителем указанного военного предприятия выступает Российская Федерация в лице уполномоченных органов путем принятия решения о его учреждении Правительством Российской Федерации или федеральными органами исполнительной власти в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов. В решении об учреждении военного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, определяются цели и предмет деятельности этого предприятия. Например, в соответствии с действующим законодательством министр обороны Российской Федерации подготавливает в установленном порядке предложения по созданию, реорганизации и ликвидации федеральных государственных предприятий, входящих в состав Вооруженных Сил, в соответствии с федеральным законодательством определяет порядок утверждения уставов этих предприятий (за исключением казенных), а также порядок назначения на должность и освобождения от должности руководителей указанных предприятий, заключения, изменения и расторжения контрактов с этими руководителями.

Военное предприятие в организационно-правовой форме федерального казенного предприятия учреждается решением Правительства Российской Федерации на основании предложений заинтересованных ведомств, в которых предусмотрена военная служба. В таких решениях, как правило, возлагаются полномочия на соответствующие органы федеральной исполнительной власти по управлению создаваемым предприятием и указывается порядок осуществления такого управления. Например, постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 1999 г. N 743 образованы государственные унитарные предприятия военной торговли, основанные на праве оперативного управления (федеральные казенные предприятия), и утверждены их уставы, а Министерству обороны Российской Федерации поручено осуществлять руководство этими предприятиями военной торговли через Главное управление торговли Министерства обороны Российской Федерации, действующее на правах центрального органа военного управления; назначать на должность и освобождать от должности руководителей указанных предприятий, заключать, изменять и расторгать контракты с этими руководителями в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Учредительным документом военного предприятия является его устав, который утверждается уполномоченными государственными органами Российской Федерации и должен содержать об этом предприятии наиболее важную информацию: полное и сокращенное фирменные наименования военного предприятия; указание на место его нахождения; цели, предмет, виды деятельности военного предприятия; сведения об органе или органах, осуществляющих полномочия собственника имущества этого предприятия; а также иные предусмотренные законодательством данные или не противоречащие федеральным законам важные для предприятия положения.

Кроме указанных сведений, устав военного предприятия должен содержать информацию о размере его уставного фонда, о порядке и об источниках его формирования, о направлениях использования прибыли, а устав казенного предприятия - сведения о порядке распределения и использования доходов казенного предприятия. Уставный фонд является ключевым понятием и имеет большое значение при создании и организации деятельности военного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения. Уставным фондом предприятия определяется минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы кредиторов такого предприятия. Он должен составлять не менее чем пять тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации такого предприятия. Следует учитывать, что в военном казенном предприятии уставный фонд не формируется.

Устав является важным документом также и потому, что военное предприятие может иметь лишь те гражданские права, которые соответствуют предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. При этом следует учитывать, что отдельные виды деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, военное предприятие может осуществлять только на основании лицензии.

На практике также представляют интерес вопросы, связанные с ответственностью военного предприятия и ее пределами. В соответствии с действующим законодательством военное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не может привлекаться к ответственности по обязательствам собственника его имущества, которым является Российская Федерация в лице уполномоченных органов: Правительства Российской Федерации или соответствующего федерального органа исполнительной власти. В то же время Российская Федерация не несет ответственности по обязательствам военного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана органом, осуществляющим функции собственника его имущества. В указанных случаях на собственника при недостаточности имущества этого предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

Следует особо отметить такое важное предусмотренное законом обстоятельство, как возложение субсидиарной ответственности на Российскую Федерацию по обязательствам ее казенных военных предприятий при недостаточности их имущества.

Поскольку коммерческие организации (к числу которых относятся и военные предприятия) в качестве основной цели своей деятельности преследуют извлечение прибыли, то представляется достаточно принципиальным вопрос ее распределения и распоряжения ею как собственником (уполномоченным им органом) имущества военного предприятия, так и самим предприятием.

При решении данных вопросов военные предприятия должны следовать общему правилу, согласно которому собственник имущества военного предприятия (т.е. государство в лице Правительства Российской Федерации) имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия, в связи с чем государственное предприятие ежегодно должно перечислять в государственный бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правилами разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. N 228) и Порядком планирования и финансирования деятельности казенных заводов (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 6 октября 1994 г. N 1138).

Реорганизация и ликвидация военных предприятий осуществляются в соответствии с требованиями военного права (рассмотренными ранее применительно к военным учреждениям), а при участии этих предприятий в гражданском обороте - также с учетом норм гражданского законодательства.

Поскольку большинство военных предприятий участвует в гражданском обороте, необходимо учитывать, что в случае принятия решения о ликвидации военного предприятия Правительство Российской Федерации или уполномоченный им орган назначает ликвидационную комиссию, к которой переходят полномочия по управлению делами этого предприятия. В случае если при проведении ликвидации военного предприятия будет установлена его неспособность удовлетворить требования кредиторов в полном объеме, руководитель такого предприятия или ликвидационная комиссия должны обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании этого предприятия банкротом.

Военное законодательство не содержит четкого определения понятия "военное имущество" или "имущество военной организации" (учреждения, предприятия или воинской части), вместе с тем из анализа военно-правовых норм следует, что понятие военного имущества эквивалентно широко используемому в военном праве понятию "материальные средства воинской части" (других военных организаций). Под материальными средствами принято понимать все виды вооружения, боевой и другой техники, ракеты, боеприпасы, ракетное топливо, горючее, смазочные материалы и специальные жидкости, продовольствие, вещевое, инженерное, химическое имущество, казарменно-жилищный фонд, здания, сооружения, полигоны, танкодромы, учебные центры, земельные участки и другие средства, выраженные в материальной форме и используемые для удовлетворения потребностей Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов в мирное и военное время.

Понятие "военное имущество" в гражданском праве как таковое также отсутствует, а понятие "имущество" имеет весьма объемное смысловое значение. В самом широком значении оно охватывает вещи, имущественные права и имущественные обязанности (в нормах о предприятии, о приватизации, о правопреемстве при реорганизации юридических лиц и т.п.). Понятие имущества как вещи наиболее распространено в гражданском праве (см. нормы о неделимых и сложных вещах, об истребовании имущества из чужого незаконного владения и др.).

При рассмотрении вопросов, связанных с правовым режимом военного имущества, необходимо исходить из того, что в силу п.3 ст.2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном подчинении (в том числе и в области обороны) одной стороны другой, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством. Поэтому при определении правового статуса военного имущества необходимо прежде всего выяснить, в рамках каких правоотношений (военно-административных или гражданско-правовых) это имущество рассматривается.

Поскольку правовой режим военного имущества может регулироваться как нормами военного законодательства (в случаях, когда это имущество не участвует в гражданском обороте, основанном на равенстве сторон имущественных правоотношений), так и нормами гражданского права (в случаях, когда военное имущество участвует в гражданском обороте), то с учетом вышеизложенного, а также того, что в силу п.12 ст.1 Федерального закона "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления, можно дать военному имуществу следующее определение.

Военное имущество - это состоящие в федеральной собственности материальные средства, находящиеся у военных организаций на праве оперативного управления или хозяйственного ведения для удовлетворения потребностей Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов (в мирное и военное время) по обеспечению обороны страны и безопасности государства.

С учетом специфики деятельности военных организаций в обществе и государстве прежде всего следует отметить, что на правовой режим военного имущества оказывает большое влияние оборотоспособность объектов гражданских прав - материальных средств, закрепленных за военной организацией, в связи с чем можно выделить следующие виды военного имущества: военное имущество, изъятое из оборота (например, ракетные комплексы, ядерное, бактериологическое, химическое и иное оружие массового поражения, боевые корабли, самолеты, подводные лодки и т.п.), ограниченно оборотоспособное военное имущество (может принадлежать лишь определенным лицам либо допускается в обращение только по специальному разрешению), военное имущество, неограниченное (свободное) в обороте (все остальное военное имущество, которое не изъято из оборота или не ограниченно в обороте, например, продовольственные товары, предметы мебели, отдельные виды одежды, медикаментов, культтовары и т.п.).

От того, к какому (из указанных выше) виду принадлежит военное имущество, зависит и комплекс правомочий субъектов имущественных правоотношений по управлению этим военным имуществом.

Правовой режим военного имущества различается также в зависимости от того, является это имущество движимым или недвижимым. Под недвижимым военным имуществом принято понимать состоящие на балансе или закрепленные за военными организациями казарменно-жилищные и складские фонды, административные и специальные здания, коммунальные и иные сооружения, перемещение которых без соразмерного ущерба их назначению невозможно, а также другие объекты, которые в соответствии с действующим гражданским законодательством подлежат государственной регистрации.

К движимому военному имуществу относятся все остальные материальные средства военных организаций, переданные им установленным порядком для выполнения их специфических задач в области обороны и безопасности Отечества.

Неразрешенным в законодательном порядке в настоящее время остается вопрос с государственной регистрацией военными организациями прав на закрепленное за ними недвижимое военное имущество. В соответствии с действующим гражданским законодательством такая регистрация является обязательной для всех видов недвижимого имущества и требует сообщения определенной информации об этом имуществе для включения этих данных в Единый государственный реестр, информация из которого может быть предоставлена любому лицу.

Поскольку указанные законодательные требования не содержат исключения в отношении военного имущества, то в ряде случаев (при регистрации секретных, совершенно секретных и т.п. объектов) может возникнуть опасность разглашения сведений, составляющих государственную тайну. Во избежание подобных несогласованностей действующих законоположений при государственной регистрации военного имущества следует учитывать, что регистрации подлежат права на военное имущество, возникшие у военной организации после введения Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 28 октября 1997 г. и лишь в отношении объектов, которые могут быть задействованы в гражданском обороте (путем сдачи в аренду и т.п.).

Под правовым режимом имущества принято понимать совокупность установленных действующим законодательством и связанных с этим имуществом прав, обязанностей и ответственности субъектов имущественных отношений.

Субъектами правоотношений, которые возникают по поводу военного имущества, являются Российская Федерация в лице Правительства Российской Федерации, уполномоченные им органы (Министерство имущественных отношений Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, и нижестоящие органы военного управления в соответствии с их полномочиями), военные организации.

Военное имущество является собственностью государства, от имени которого права собственника имущества военной организации осуществляет Правительство Российской Федерации и уполномоченные им органы - федеральный орган исполнительной власти по управлению государственным имуществом и соответствующий федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится соответствующая военная организация, в пределах предоставленных им прав. Указанные федеральные органы исполнительной власти также делегируют ряд полномочий по управлению военным имуществом своим нижестоящим органам управления, в ведении которых находятся вопросы управления тем или иным видом военного имущества (квартирно-эксплуатационным органам, службам тыла, службам вооружения и т.п.). Перечень полномочий соответствующих органов и должностных лиц по управлению военным имуществом, как правило, устанавливается в положениях об этих службах, различных нормативных правовых документах (общевоинских уставах, Положении о войсковом (корабельном) хозяйстве, соответствующих руководствах, инструкциях, наставлениях и т.п.), должностных инструкциях, которые утверждаются уполномоченными органами и должностными лицами.

Права собственника в отношении военного имущества реализуются Правительством Российской Федерации и уполномоченными органами в соответствии с действующим законодательством, содержащим как нормы гражданского права, так и военно-административные нормы. Следует отметить, что такие права собственника, как владение и пользование военным имуществом полностью передаются военным организациям, которые в установленном военным законодательством порядке получают, обеспечивают сохранность и использование военного имущества по его целевому предназначению. Собственник (орган, осуществляющий его полномочия) осуществляет контроль за использованием по предназначению и сохранностью военного имущества. Осуществляется такой контроль, как правило, различными государственными органами (в том числе и органами военного управления) в порядке, установленном в соответствующих нормативных правовых актах.

В перечень прав, осуществляемых Правительством Российской Федерации или уполномоченным им органом, также входят права, связанные с созданием военной организации, определением предмета и целей ее деятельности, ее реорганизацией и ликвидацией, назначением руководителя военной организации, а также право на получение части прибыли от использования имущества предприятия. Данные права также оказывают существенное влияние на правовой режим военного имущества, порядок его хранения и использования.

Законодательством устанавливается разрешительная система в отношении всех сделок по распоряжению недвижимым имуществом, совершаемых военными организациями. В число этих сделок прежде всего входят: продажа недвижимого имущества, закрепленного за военной организацией, сдача его в аренду, обременение залогом, внесение в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ. Разрешения на совершение указанных сделок выдаются Министерством имущественных отношений Российской Федерации.

В отношении распоряжения движимым имуществом, принадлежащим военному предприятию на праве хозяйственного ведения, а также производимой им продукцией никаких ограничений не существует, за исключением случаев, специально оговоренных законом или иными нормативными правовыми актами.

Порядок высвобождения и реализации движимого военного имущества (кроме вооружения и боеприпасов), закрепленного в оперативном управлении Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также в хозяйственном ведении или оперативном управлении предприятий и организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, устанавливается Правительством Российской Федерации (см., например, постановление Правительства Российской Федерации от 15 октября 1999 г. N 1165).

Решения о высвобождении и реализации движимого военного имущества принимают федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Для этого они назначают уполномоченный орган военного управления (который заключает с организациями договоры на реализацию высвобождаемого движимого военного имущества); определяют на конкурсной основе организации, через которые будет осуществляться реализация высвобождаемого движимого военного имущества, и утверждают положения о конкурсе по отбору организаций, а также проводят другие необходимые мероприятия.

Денежные средства, полученные от реализации высвобождаемого движимого военного имущества, за вычетом затрат на его предпродажную подготовку и реализацию, в полном объеме перечисляются в доход федерального бюджета.

Право хозяйственного ведения военным имуществом является вещным правом, производным от права федеральной собственности на данное имущество. Входящие в его содержание права владения, пользования и распоряжения, по своему названию идентичные соответствующим правам, принадлежащим собственнику, имеют иное, более ограниченное по заложенным в них возможностям, юридическое значение по сравнению с правами собственника.

В частности, в определенных случаях военное имущество, закрепленное за предприятием на праве хозяйственного ведения, может быть изъято у этого предприятия (по решению собственника). Использование такого военного имущества допускается только в соответствии с целями деятельности предприятия, определенными ему собственником военного имущества, а распоряжаться военным недвижимым имуществом (продавать, сдавать в аренду, отдавать в залог и т.п.) предприятие не может без согласия собственника.

Право оперативного управления военным имуществом является также вещным правом, производным от права собственности на данное имущество. Оно включает в себя права владения, пользования и распоряжения этим имуществом. Заключенные в указанных правах возможности, которыми располагает обладатель прав оперативного управления, более ограниченны по сравнению с возможностями, имеющимися у обладателя права хозяйственного ведения, не говоря уже о собственнике военного имущества. Данные ограничения не только устанавливаются законом, но также находятся в зависимости от целей деятельности обладателя права оперативного управления, заданий собственника (в лице уполномоченных органов) и назначения имущества.

В частности, собственник имущества, закрепленного за военной организацией на праве оперативного управления, вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.

В качестве обладателей права оперативного управления могут выступать две категории организаций, являющихся юридическими лицами: казенное предприятие как коммерческая организация и учреждение как некоммерческая организация. В связи с существующим различием в правовом статусе названных организаций имеются определенные различия и в содержании права распоряжения имуществом, закрепленного за казенным предприятием и учреждением.

Право хозяйственного ведения или право оперативного управления по общему правилу возникает у военного предприятия или учреждения с момента передачи ему уполномоченным органом имущества, являющегося объектом указанных прав (если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника).

Необходимо отметить, что право хозяйственного ведения и право оперативного управления распространяются на плоды, продукцию и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении, а также на имущество, приобретенное военным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям. При этом применяется порядок, установленный для приобретения права собственности. Сказанное позволяет сделать общий вывод о том, что военные предприятия и учреждения лишены права быть собственниками какого-либо имущества, находящегося в их владении.

Прекращение права хозяйственного ведения и права оперативного управления производится по основаниям и в порядке, предусмотренным для прекращения права собственности. Помимо этого, такое прекращение может быть произведено и по решению собственника (уполномоченного им органа) при условии, что оно имеет правомерный характер.

В условиях войск можно выделить следующие основания прекращения прав на военное имущество:

- в результате использования по целевому назначению как в ходе боевых действий или учений (боеприпасы, ракеты, макеты и т.п.), так и в повседневной деятельности войск (продовольствие, медикаменты, вещевое имущество, топливо и т.п.);

- в результате утраты, как в ходе боевых действий, стихийных бедствий, так и по халатности или иной противоправной деятельности;

- в результате участия военной организации в гражданском обороте, в случаях, допускаемых законодательством (например, в соответствии со ст.331 Положения о войсковом (корабельном) хозяйстве (введено в действие приказом министра обороны 1977 г. N 105) в гарнизонах, вблизи которых нет гражданских аптек, членам семей военнослужащих, рабочим и служащим Вооруженных Сил разрешается отпускать медикаменты и другое расходное медицинское имущество за плату из аптек воинских частей или соединений по единым государственным розничным ценам);

- в порядке реализации военного имущества по решению вышестоящих органов военного управления;

- путем изъятия по решению уполномоченных вышестоящих органов военного управления (при переформировании, передислокации, сокращении, ликвидации, снятии материальных средств со снабжения, наличии в частях (соединениях) излишних материальных средств, сезонной смены имущества и т.п.).

К правовым гарантиям правового режима имущества военных организаций относятся следующие:

- наличие специальных государственных органов - подразделений юридической службы Вооруженных Сил и других войск, воинских формирований и органов, военной прокуратуры и военных судов;

- наличие правовых средств обеспечения сохранности и целевого использования имущества военных организаций - права на обращение в суд общей юрисдикции и арбитражный суд, а также в военную прокуратуру, правовая экспертиза проектов приказов органов военного управления, актов списания материальных средств, проектов договоров и т.п.;

- предоставление органам военного управления права осуществлять контроль за соблюдением подчиненными правового режима имущества военных организаций;

- преобладание в нормативных актах, регулирующих правовой режим имущества военных организаций, военно-административных норм;

- установление специальной ответственности - материальной ответственности военнослужащих за причинение ими при исполнении служебных обязанностей материального ущерба.

В составе имущества, находящегося у военного учреждения на праве оперативного управления, может быть два вида имущества: 1) имущество, закрепленное за учреждением собственником (уполномоченными им органами), а также имущество, приобретенное за счет средств, выделенных ему по смете; 2) доходы, полученные учреждением от деятельности, приносящей доходы, предусмотренной его учредительными документами, и приобретенное за счет этих доходов имущество, учитываемые на отдельном балансе. Правовой режим указанных видов имущества в части возможности распоряжения им различен.

Учреждение, владеющее военным имуществом первого из указанных видов, владеет, распоряжается и пользуется им в пределах прав, установленных законом, целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества. Если для конкретного перечня военного имущества законом, постановлением Правительства Российской Федерации или правовым актом иного уполномоченного органа не установлены особенности, то действуют общие нормы, согласно которым военное учреждение не может распорядиться имуществом, как закрепленным за ним, так и приобретенным на деньги, выделенные по смете. Оно вправе распоряжаться только денежными средствами, выделенными по смете, причем в строгом соответствии с их целевым назначением.

Военным имуществом второго из указанных вида, если таковое у него имеется, военное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно. В этом случае правовой режим данного имущества такой же, как режим, свойственный праву собственности.

Вместе с тем некоторые федеральные законы предусматривают возможность учреждениям быть собственниками определенного имущества. Так, в соответствии с п.7 ст.39 Закона Российской Федерации "Об образовании" образовательному учреждению принадлежит право собственности на денежные средства, имущество и иные объекты, переданные ему физическими и (или) юридическими лицами в форме дара, пожертвования или по завещанию; на продукты интеллектуального и творческого труда, являющиеся результатом его деятельности, а также на доходы от собственной деятельности образовательного учреждения и приобретенные на эти доходы объекты собственности.

В связи с вышесказанным возникает закономерный вопрос о том, на каком праве находятся средства, поступившие в военное образовательное учреждение вышеуказанными способами (см., например, распоряжение мэра Москвы "О передаче Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации двух автобусов" от 11 февраля 2000 г. N 161-РМ).

В законодательстве остается неурегулированным вопрос о правовом режиме имущества, приобретаемого воинскими частями как бюджетными учреждениями по основаниям, допускаемым законом. Имеются в виду доходы от подсобного хозяйства и подсобных предприятий воинских частей, а также полученные в результате переработки имущества и обращения в собственность общедоступных для сбора вещей, в связи с чем в научной литературе предлагается разрешить этот вопрос посредством изменения положений ст.299 ГК РФ и предоставления учреждениям возможности иметь в указанных случаях военное имущество на праве собственности или хозяйственного ведения.

При рассмотрении данных вопросов следует исходить в первую очередь из того, что данные положения законов (признающие право собственности образовательных учреждений, в том числе и военных) вступают в противоречие с п.2 ст.299 ГК РФ, а также п.12 ст.1 Федерального закона "Об обороне", устанавливающим, что имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Кроме того, следует учитывать, что военное учреждение создается государством для решения конкретных задач по обеспечению обороны и безопасности Отечества, поэтому вся деятельность военного учреждения и находящееся у него имущество (в том числе поступившее не из государственных фондов) должны быть направлены на решение именно этих задач.

Самостоятельное распоряжение доходами от разрешенной деятельности должно ограничиваться рамками целей деятельности и задачами военного учреждения. Такие доходы должны в первую очередь использоваться на насущные потребности военной организации: боевую подготовку, патриотическое воспитание личного состава, укрепление материально-технической базы военного учреждения, улучшение продовольственного, вещевого, бытового и иного обеспечения военнослужащих, а также другие мероприятия, направленные на укрепление боеготовности войск в целом.

Здесь уместным будет отметить, что участие военных учреждений в осуществлении приносящей доход деятельности противоречит в целом сущности и предназначению Вооруженных Сил (других войск, воинских формирований и органов) в обществе и государстве. Разрешение на осуществление такой деятельности обусловлено финансовой несостоятельностью государства обеспечить в полном объеме потребности войск.

Поскольку военные учреждения по признакам, определенным Бюджетным кодексом Российской Федерации, являются бюджетными, в связи с чем в пределах сметы доходов и расходов имеют право на использование бюджетных средств, а также самостоятельны в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников, то командир (начальник) военной организации в форме учреждения является распорядителем кредитов. О наличии у руководителя военного учреждения прав распорядителя кредитов свидетельствует в первую очередь самостоятельное финансовое хозяйство воинской части.

Особый административно-правовой статус военных учреждений и обусловленная им целевая гражданская правоспособность определяют ограниченный характер их имущественной ответственности как бюджетных организаций, а также субсидиарный характер ответственности государства в лице соответствующих федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, по обязательствам военного учреждения.

В зависимости от правового режима имущества, закрепленного за военными предприятиями, различают военные федеральные государственные унитарные предприятия, обладающие имуществом на праве хозяйственного ведения, и военные казенные предприятия, обладающие своим имуществом на праве оперативного управления.

Порядок отпуска материальных средств военным предприятиям определяется постановлениями Правительства Российской Федерации и приказами министра обороны, других органов федеральной исполнительной власти, в ведении которых эти предприятия находятся. При этом машины, оборудование и инвентарь, относящиеся к основным средствам, отпускаются военным предприятиям, как правило, бесплатно, что объясняется принадлежностью предприятий, целями и заданиями их собственников в лице Правительства Российской Федерации и других уполномоченных органов. Децентрализованная заготовка материалов, запасных частей и инструментов производится непосредственно предприятиями по договорам с поставщиками в порядке, установленном действующим законодательством.

Истребование военными предприятиями материальных средств, отпускаемых за плату или бесплатно, производится через центральные управления Министерства обороны и управления (отделы) военных округов по подчиненности на основании штатов, табелей, норм и планов обеспечения, а также на основании техпромфинпланов военных предприятий.

Военное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, распоряжается принадлежащим ему движимым имуществом самостоятельно, за исключением случаев, установленных действующим законодательством, и не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, а также сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного предприятия. При этом следует учитывать, что в отношении сделок с недвижимым имуществом военных предприятий требуется согласование, которое осуществляет Министерство имущественных отношений Российской Федерации.

Движимым и недвижимым имуществом военное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные государственным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными, не порождающими правовых последствий с момента их заключения.

Следует также отметить, что военное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, не вправе без согласия собственника в лице уполномоченных органов совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества. Такие сделки должны соответствовать предмету и целям деятельности этого предприятия.

Кроме того, уставом военного предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия. Как правило, функции собственника в таких случаях выполняет соответствующий орган военного управления, в ведении которого находятся вопросы материального обеспечения и контроля за деятельностью военного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения.

Актуальным в условиях расширения рыночных отношений во всех сферах деятельности является вопрос участия военных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, в коммерческих и некоммерческих организациях. В соответствии с действующим законодательством унитарные предприятия могут быть участниками (членами) коммерческих организаций (за исключением кредитных), а также некоммерческих организаций, в которых в соответствии с федеральным законом допускается участие юридических лиц, только после получения письменного согласия (согласования) такого решения от собственника имущества унитарного предприятия. Распоряжение вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества, а также принадлежащими унитарному предприятию акциями осуществляется унитарным предприятием только с согласия собственника его имущества.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2002 г. N 940 согласование решения об участии военного предприятия в коммерческих и некоммерческих организациях, а также согласование распоряжения вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ или товариществ, а также принадлежащими предприятию акциями, осуществляется Министерством имущественных отношений Российской Федерации. При подготовке, согласовании и принятии таких решений также следует исходить из того, насколько такое участие (в коммерческих или некоммерческих организациях) будет соответствовать определенным в уставе этого военного предприятия целям деятельности.

Военное казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом передавать другим лицам (в аренду, пользование, в качестве вклада в капитал или фонды других организаций и т.п.) все имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления, в том числе движимое имущество, лишь с согласия Правительства Российской Федерации или уполномоченного им федерального органа исполнительной власти.

Реализация производимой военным казенным предприятием продукции осуществляется им самостоятельно, если иное не установлено законом или иными правовыми актами, при этом цены (тарифы) реализуемой продукции устанавливаются Правительством Российской Федерации или уполномоченным им органом.

Следует также учитывать, что военное казенное предприятие вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом (в том числе с согласия Правительства Российской Федерации или уполномоченного им органа) только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом такого предприятия, поскольку в противном случае может произойти сбой поставок материально-технических средств в войска, что создаст угрозу обороноспособности государства, его безопасности.

Деятельность военного казенного предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой Правительством Российской Федерации или уполномоченным им органом, которым, как правило, является соответствующий довольствующий орган военного управления. Порядок распределения и использования доходов (прибыли) военного предприятия устанавливается Правительством Российской Федерации или уполномоченным им органом и определяется более детально (с учетом специфики деятельности), как правило, в уставе этого предприятия.

Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты