Воровские традиции, обычаи, нравы и их роль в воспроизведении преступности
p align="left">· нормы общения и коммуникаций;
· нормы проведения свободного времени;
· нормы, регулирующие разрешение внутригрупповых и межгрупповых конфликтов и наказания за отступления кого-либо из членов группы от принятых норм и правил поведения.
Нормы-ценности подразделяются на запрещающие и поощряющие конкретный вид поведения. Строго запрещается: добровольное сотрудничество с правоохранительными органами; доносы; стремление избежать уголовной ответственности (или иной ответственности), переложив ее на другого члена группы, то есть поступать «за подло»; дача показаний в случае задержания в отношении других участников преступной группы и т.д. К одобряемым поступкам относятся: оказание помощи другим участникам преступной группы, в том числе осужденным за конкретные преступления; оказание помощи родственникам осужденного члена группы; забота о пополнении воровской кассы (общака) и т.д.
В преступных группах существуют нормы непосредственного контактного общения и нормы скрытых коммуникаций. Среди норм непосредственного общения выделяют следующие:
· нельзя вступать в тесные контакты с представителями органов правопорядка; принимать пищу за одним столом с пассивными гомосексуалистами - «опущенными»;
· совершать «подляны», то есть поступки, связанные с притеснением и унижением членов своей группы; обязательно отомстить за оскорбление (например, в случае оскорбления словами «козел» или «петух» жестоко избить или даже убить оскорбившего);
· участвовать в воровских «сходках» и «разборах» неправильного поведения других членов группы;
· не совершать «беспредел» в отношении членов группы.
Арсенал средств воздействия на других членов группы зависит от статуса преступника в группе и от этого насколько он является выразителем ее норм и ценностей. Центром притяжения любой преступной группы является ее лидер (авторитет, вор в законе и т.д.), который распределяет функции и роли членов группы при совершении преступлений, делит награбленное, регулирует поведение других членов группы, выносит санкции за нарушение своих распоряжений и норм группового поведения и т.д. Часто коммуникации членов преступной группы ориентированы на лидера, образуя своеобразную звездную структуру организации группы. В качестве мер воздействия преобладают принуждение, внушение, давление. Обычно поведение рядовых участников основано на безропотном подчинении лидеру и группы в целом, то есть конформистском поведении, а также доминировании круговой поруки. Иногда жестокость и несправедливость лидера вызывает сопротивление со стороны некоторых членов группы, что ведет к их объединению против него. Причем эти члены группы считают, что он осуществляет «беспредел», то есть отличается особой жестокостью и зверствами.
Субкультура группировок нашла свое проявление в особом сленге участников, их внешнем виде, манере поведения, форме проведения досуга. Специфической стороной общения является применение в процессе контактов кличек и воровского жаргона. Принятый в группировках сленг носит на себе яркую «печать» жаргона профессиональных уголовников :
группировки - «конторы», «моталки»;
участие в мероприятиях группировки - «мотаться»;
общая касса - «общак»;
подросток, не входящий в группировку - «чушпан2.
Жаргон выполняет в группировках три функции :
- коммуникативную (выступает как средство общения участников между собой);
- опознавательную (через жаргон узнают принадлежность друг друга к определенной группировке);
- конспиративную.
Бандитские понятия - своеобразный свод законов, или кодекс поведения. Новое время и новые бандиты наполнили этот термин несколько обновленным содержанием.
Жить по понятиям - это значит соблюдать в своей бандитской практике неписанные правила, принятые подавляющим большинством бандитской среды. Существуют группировки, которые вовсе отрицают любые понятия и живут просто по здравому смыслу. Те же, которые формально блюдут понятия, всегда могут их забыть или перешагнуть через них, если это будет выгодно. Покойный ныне бандит Швондер в свое время любил говорить, что понятия придуманы исключительно для «молодых», - чтобы держать их в узде. В общем, понятия - это бандитские законы, которые они выполняют тогда, когда им это нужно...
Определенную роль для общения играет значение татуировок, так как оно является «говорящим» и часто указывает на статус человека в криминальной среде. Так, о принадлежности к воровским авторитетам свидетельствуют следующие татуировки: «голова тигра с оскалом» (отрицательное отношение к органам правопорядка, стремление не прощать другим обид); «орел» (высокий статус в криминальной среде); «звезда» (ни перед кем не встану на колени и не преклонюсь); «распятый Иисус Христос на груди» (верен воровской братии и воровским законам) и т.д.
Негласные коммуникации часто служат средством получения секретной информации, скрытых переговоров с членами группы, отбывающими наказание в исправительных учреждениях, замаскированного общения в процессе совершения преступлений (например, специальная, «блатная» жестика) и т.п. Способы негласных коммуникаций различны: использование в письме шифра, пиктограмм, изготовление тайников, переброс через запретную зону исправительных учреждений запрещенных предметов, специальная жестика и др.
К основным нормам проведения свободного времени членов преступных групп относят: азартные игры; принятие спиртных напитков и наркотиков; вступление в интимные связи с женщинами легкого поведения и проститутками и др.
Существует особая группа норм, которая определяет порядок проведения, «разборов», вынесения санкций за нарушение правил поведения, разрешения возникших конфликтов. Часто подобные вопросы решаются на воровских сходках, которые имеют различные формы: «толковище» (решение разных важных вопросов, например, распределение зон влияния); «качалово» (разрешение спора двух группировок или двух авторитетов); «судилище» (суд за нарушение воровских норм) и другие. Приговоры в результате «разборов» могут быть самыми различными от «правилки» (символического избиения) до убийства.
Таким образом рассматривая данный вопрос можно сказать, что в преступных группах просматриваются следующие традиции:
- разделение на слои, то есть наличие строгой иерархии, при этом сохраняется возможность перехода из низшей касты в более высокую, путем «выкупа», совершения особо дерзкого преступления, или за особые заслуги в криминальной деятельности;
- система норм, которой должны придерживаться все участники совместной преступной деятельности. По существу, многие из этих норм поведения представляют применение воровских законов и традиций применительно к конкретной группе («жить по понятиям»);
- существование особого сленга участников, проявление особенностей во внешнем виде, манере поведения, форме проведения досуга. Специфической стороной общения является применение в процессе контактов кличек и воровского жаргона;
- нанесение татуировок, которые играют определенную роль при общении, так как они являются «говорящими» и часто указывают на статус человека в криминальной среде;
- использование негласных коммуникаций в письме, а именно шифра, пиктограмм, изготовление тайников, переброс через запретную зону исправительных учреждений запрещенных предметов, специальная жестика и др.;
- нормами проведения свободного времени членов преступных групп являются: азартные игры; принятие спиртных напитков и наркотиков; вступление в интимные связи с женщинами легкого поведения и проститутками, лирика, выражающая стремление души к оправданию своих действий, показывающая отношение к сотрудникам правоохранительных органов, в своих язвительно-юмористических текстах и др.;
- формирование «общака»;.
Особенностью в таких группах будет являться то, что в них не нашел своего отражения институт «прописки», гомосексуализм также отсутствует. Сама система наказаний она отличается от системы наказаний в исправительных колониях, она мягче, можно сказать либеральнее по отношению к людям.
2.2. Традиции и обычаи среди лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях
В отличии от иерархии преступных групп и иных асоциальных образованиях деление осужденных происходит по мастям. В мире осужденных и заключенных существует четыре основных касты: блатные (черные), мужики (серые), козлы (красные) и опущенные (голубые) См. Приложение №6.
Наиболее многочисленной группой являются мужики. Мужики занимают довольно обособленное положение по отношению к другим категориям (мастям) осужденных. Отличие мужиков от блатных состоит в том, что они могут и должны работать (например, на должность завхоза, автоматически переводит его в категорию красных (козлов) со всеми вытекающими отсюда последствиями). От красных же мужики отличаются тем, что они не сотрудничают с администрацией. Среди мужиков есть небольшая прослойка авторитетных мужиков, к мнению которых прислушиваются даже блатные. А вообще же, ни на какую власть в зоне (теневую, конечно) мужики не претендуют, в различные разборки не вмешиваются. Их кредо -- жить тихо, побыстрее освободиться. Тем не менее, мужики, как правило, придерживаются правильных понятий, т.е. они не идут, как уже указывалось выше, на сотрудничество (во всяком случае, открытое) с администрацией.
Несколько отличается от мужиков положение, которое занимают пацаны. Если в воспитательно-трудовых колониях для несовершеннолетних статус пацанов приближен к статусу мужиков на взрослых видах режима, то пацан на взрослом режиме это не совсем то же, что мужик. Пацаны (а это осужденные молодежного возраста) на взрослом виде режима относятся к категории, приближенных к блатным. Они исповедуют воровской закон и являются кандидатами в бродяги, арестанты и т.д.
Повышение статуса, т.е. переход из одной масти в другую чрезвычайно редок и затруднен, а для некоторых категорий (обиженные, опущенные, петухи, козлы) вообще невозможен. В то же время необходимо отметить, что понижение статуса в иерархической лестнице явление для криминального сообщества в общем-то довольно обычное. Понижение происходит в основном из-за нарушения тем или иным осужденным (заключенным, членом преступной группы) каких -то норм и правил воровского или тюремного закона. Наиболее распространенным наказанием является понижение в системе криминальной иерархии («дать по ушам»), т.е. перевоз из категории блатных в категорию мужиков и т.д. Довольно часто понижение происходит путем совершения акта насильственного мужеложства. Переведенный из категории блатных в категорию мужиков с течением времени еще и может вновь занять более высокую ступень ,что случается, хотя и редко. Статус обиженного (опущенного, петуха и т.д.) -- вечен и определяет всю дальнейшую жизнь подвергнутого такому наказанию. Даже в том случае, если «опущение» произошло в результате беспредела, и во время правила признано, что «опущение» совершено в нарушение воровских (тюремных) законов, то и тогда подвергнутый этому наказанию не может возвратиться к своему предшествовавшему наказанию положению. Правда, допустившие беспредел лица могут быть сами подвергнуты такому же наказанию.
Среди выше названных каст можно выделить особую категорию, например, смотрящих - осужденные, которые призваны смотреть за порядком в камере, чтобы у осужденных всегда были необходимые предметы гигиены и быта, они нередко сотрудничают с сотрудниками исправительных учреждений.
Как уже отмечалось выше, тюремная субкультура чрезвычайно консервативна, существование «табели о рангах» -- мастей приходится учитывать и администрации ИТУ и СИЗО, хотя, согласно Исправительно-трудового кодекса, все осужденные равны между собой. Невозможно, например, посадить блатного в камеру, где сидят обиженные. А если администрация и пойдет на это, то можно смело предсказать, чем это закончится: либо блатного опустят, либо нанесет кому-то телесные повреждения, либо ему нанесут. Поэтому практически в ста процентах случаях камеру, где ему сидеть, определяет сам осужденный или заключенный (мы не говорим здесь о тех случаях, когда администрация делает это намеренно с целью сломить неугодное ей лицо, а также о случаях блатного беспредела, когда человека опускают просто так, развлечения ради).
В тюрьме, как и на свободе, существует свой общак, который в криминальной субкультуре обозначает денежные накопления, поступающие от всех членов группы.
Для сохранности общака выделяются отдельные, пользующиеся доверием лидеров преступного мира, лица, которым предоставляются значительные полномочия, вплоть до вынесения смертных приговоров в отношении лиц, допустивших нарушения “финансовой дисциплины”. В ИТУ общаком, как правило, ведает один человек, наиболее приближенный к местному неформальному лидеру (вору в законе, а в его отсутствие положенцу или смотрящему). Сам хранитель общака в ИТУ также не может без разрешения тратить, чтобы то ни было под страхом смерти. Определить хранителя общака в ИТУ довольно сложная задача, так как он обычно очень законспирирован, внешне может выглядеть вполне законопослушным зеком, не нарушающим режим содержания (что, кстати говоря, ему и не рекомендуется делать).
При попадании новичка в исправительной учреждение он обязательно проходит процедуру прописки. Прописка на уголовном жаргоне означает процедуру принятия новичка в свои ряды. Прописка среди взрослых преступников встречается достаточно редко, в основном процедуру прописки проходят в следственных изоляторах в камерах для несовершеннолетних. Для чего проводится прописка? Основные ее функции заключаются в следующем:
· изучение новичка;
· степень его соответствия криминальной субкультуре (знание ее);
· определение статуса (положения) новичка, уточнение вытекающих из занимаемого им положения его прав и обязанностей.
Суть прописки состоит в том, что ею проверяется «бывалость» вновь прибывшего, его выносливость, находчивость, сообразительность. Но самое главное пропиской проверяется умение новичка постоять за себя. Она проходит в форме беседы новичка с неформальным лидером, который самостоятельно решает, принять ли новичка в данное криминальное сообщество без всяких условий или предварительно подвергнуть его каким-либо испытаниям (приколам)., задаются провокационные вопросы, на которые новичок должен отвечать, в зависимости от того, как он ответит, будет понятно каким будет его положение в учреждении, к какой страте он будет отнесен.
Статус опущенных изменению не подлежит ни при каких обстоятельствах, как бы он “героически”, с точки зрения преступников, не вел себя на следствии и в суде.
Прописку также не проходят лица, занимавшие (занимающие) высокий статус в криминальных сообществах, но если это не широко известное лицо, то ему надо привести доказательства (представить свидетелей), что он действительно занимал (занимает) такой статус.
Неотъемлемым элементом в тюремной среде продолжает оставаться уголовный жаргон, он, безусловно, базируется на фонетике и грамматике общенационального языка и, как уже указывалось выше, имеет существенные диалектные и социально-групповые различия. В уголовном жаргоне можно выделить отдельные его разновидности. Основную его часть составляет воровской или тюремный жаргон. Как составные его части выделяются жаргон сутенеров и проституток, наркоманов, несовершеннолетних и т.д. Уголовный жаргон имеет некоторые различия в зависимости от местности или региона. Кроме того, большое влияние на распространенность жаргона оказывает наличие поблизости от населенных пунктов мест лишения свободы. Следует подчеркнуть, что жаргон претерпевает постоянные изменения, в него постоянно добавляются новые слова, происходит исключение некоторых словосочетаний.
Уголовный жаргон обеспечивает внутреннюю жизнь криминального сообщества, связанную с развлечениями, половой жизнью, трудовой деятельностью и т.д.
Большинство используемой лексики обозначает орудия преступной деятельности, способы ухода от преследования, поведения на суде, характера преступной деятельности, субъектов и объектов преступлений.
Также одним из распространенных явлений является нанесение татуировок. Как уже отмечалось, значительное число татуировок наносится насильно (нахалка). Данный вид татуировок наносится лицам, занимающимся половыми извращениями (гомосексуализм, орогенитальные контакты), замеченными в воровстве у своих же (крысятничество), проигравшимся в карты, не сдержавшим данное слово, занимающимся доносительством, некоторым другим категориям. Основной функцией татуировки в тюремной среде по прежнему остается так называемое клеймение, путем нанесения позорной татуировки на тело человека, при наличии той или иной татуировки человека относят к той или иной касте. Важно не только содержание татуировки, но также и ее место расположение. Татуировки могут располагаться на голове, лице, руках, груди и живое, а также сбоку торса на спине, ягодицах ногах, еще татуировку могут нанести на половых органах.
Еще одной яркой особенностью тюремных традиций и обычаев является гомосексуализм. Для ИТУ и СИЗО в большей степени характерен приобретенный и насильственный гомосексуализм. Особенно это касается контингента несовершеннолетних. Причем, среди самих осужденных (да и не только) извращением считается только пассивный гомосексуализм.
Активный гомосексуализм в ИТУ (и особенно в ВТК), как правило, преследует цель не только полового удовлетворения, но и самоутверждения среди других осужденных и как форма самозащиты от посягательств других. Как правило, по освобождению из мест лишения свободы, активные гомосексуалисты возвращаются к нормальной половой жизни.
Гораздо труднее в колониях (особенно в ВТК и колониях общего режима для взрослых) приходится пассивным гомосексуалистам. В «табели о рангах» криминальной субкультуры они занимают самую низшую ступень. Любой другой осужденный или заключенный имеет право потребовать от них полового удовлетворения, выполнения других услуг (стирка и т.д.). Отказаться обиженные, опущенные, петухи и т.д. не имеют права.
Зачастую объектами насилия в СИЗО и ИТУ становятся внешне миловидные осужденные и заключенные молодежного возраста, которых путем различных подачек и обещаний, склоняют к гомосексуализму физически и умственно более развитые осужденные или заключенные.
Таким образом, несмотря на общие принципы и традиции, существующие среди преступных групп и у осужденных, все же есть принципиальные различия. Это связано: во- первых с изоляцией от общества, во- вторых с невозможностью покинуть исправительное учреждение, в - третьих особое психологическое состояние в котором находятся осужденные. Несмотря на закрытость учреждений в них сохраняются и процветают в основном все описанные ранее элементы субкультуры, при этом они отличаются особым консерватизмом, можно сказать, что они являются более суровыми и дерзкими. Это подтверждается тем, что в исправительных учреждениях существует четко выраженная иерархическая структура, также нет возможности перейти из низкой касты в более высокую, при этом наказания за совершение проступков в исправительных учреждениях носят особо изощренный, нахальный и непристойный характер, чего, конечно же, не встретить у преступных групп. Также наблюдается отсутствие некоторых элементов криминальной субкультуры, например, у преступных групп исключены факты прописки.
2.3. Рекомендации по использованию элементов криминальной субкультуры в оперативном внедрении
Ю.П. Дубягин, оправданно считает, что под оперативно-розыскными мероприятиями следует понимать конфиденциально (в организационном и тактическом аспектах) совершаемые, предусмотренные Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» действия, собственно мероприятия и операции, посредством которых осуществляется оперативно-розыскная деятельность. При этом оперативно-розыскные мероприятия являются составным структурным элементом оперативно-розыскной деятельности, состоящим из системы взаимных действий, направленных на решение конкретных организационно-тактических задач. Данные мероприятия носят разведывательно-поисковый характер и направлены на получение информации о лицах, замышляющих, подготавливающих и совершающих преступления, о наличии следов противоправной деятельности, о местонахождении лиц, скрывающихся от следствия и суда, а также без вести пропавших лиц и о неопознанных трупах. С таким определением сущности оперативно-розыскных мероприятий нельзя не согласиться. При осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводимые оперативно-розыскные мероприятия могут носить как гласный, так и негласный, зашифрованный характер. Поэтому ряд оперативно-розыскных мероприятий осуществляется только негласно, иные, в зависимости от ситуации и обстановки, могут быть гласными или негласными. Однако преимущественно оперативно-розыскные мероприятия организуются и проводятся негласно.
Более ответственным по организации и подготовке успешного осуществления, чем другие оперативно-розыскные мероприятия, является оперативное внедрение (п. 12 ч. 1 ст. 6). Сущность словосочетания «оперативное внедрение» согласуется с общепринятым толкованием понятия термина «оперативный», т.е. непосредственно, практически осуществляющий, способный быстро, вовремя исправить или направить ход дела. «Внедрение» в специальной литературе понимается как использование чего-то в чем-то, где сущность внедрения понимается как вход в доверие, в данном случае это означает вписаться в преступную группу или криминогенную среду как соучастник организованной преступной группы и быть для них «своим человеком» с вытекающими последствиями. Наиболее удачной формулировкой понятия данного оперативно-розыскного мероприятия, по мнению Дубягина, является: «совокупность действий и собственно мероприятий, заключающихся во вводе оперативно-розыскным органом оперативника и (или) лица, оказывающего содействие оперативно-розыскному органу на конфиденциальной основе, в объект оперативного интереса (например, в преступное сообщество или его окружение) и (или) в вербовке такого лица из числа членов объекта оперативного интереса, для решения задач конкретной оперативно-тактической ситуации». Для более удачно законспирированного внедрения и обеспечения безопасности сотрудника в преступной среде применяют институт легендирования, которое подразумевается как процесс создания внутренних и внешних условий, позволяющих сформировать ложное представление о скрываемой личности, её прошлом, а также принадлежности к правоохранительным органам. Конечным результатом легендирования выступает создание легенды, сформированной с учетом особенностей существующих в преступной среде и знаний о криминальной субкультуре. Поскольку легенда служит основным средством конспирации, при ее формировании следует также учитывать возрастные, половые, психологические, этнические, этические, профессиональные, и другие особенности. При этом существует большая вероятность разоблачения, в связи этим значение имеет, конечно, значимость получаемой информации, что обуславливает необходимость самого внедрения. В разработку легенды обязательно входит составление плана ввода лица, при этом учитывается среда, в которую он будет внедрен, количество лиц, их психологические особенности, характер совершаемых ими преступлений. Исходя из этого, формируются документы прикрытия (например, справка о судимости). Анализируются варианты поведения в преступной среде или в камере, выбирается наиболее эффективный, рациональный и безопасный, также анализируются лица, к которым будет внедряться сотрудник, из их числа выбирается человек, посредством которого внедрение будет осуществлено. Например, путем случайного знакомства или же через общих знакомых. Обязательным является составление плана вывода сотрудника. При этом все события (ввод и вывод из игры) должны быть настолько естественны в жизни, чтобы не вызывать какого-либо подозрения, иначе последствия могут быть очень серьезными. Как правило, преступники очень жестоко расправляются с «подставными лицами». Внедряемое лицо должно внутренне и внешне соответствовать тем стандартам, в чью преступную группу он внедряется, начиная от внешнего вида (одежды, наличие татуировок, каких-то этнических особенностей) до внутренних особенностей личности, степени готовности к подобному мероприятию (манера поведения, общения, состояния нервной системы). В процесс легендирования также входит создание средств прикрытия, как упоминалось ранее это могут быть документы, специальная одежда, играет роль даже наличие щетины на лице. Внедряемое лицо, должно быть хорошо осведомлено об особенностях преступной среды, о тонкостях существования в исправительных учреждениях. Иными словами должно хорошо ориентироваться в традициях, нравах и обычаях, должен знать и соблюдать традиции существующие в той или иной группе.
Внедряемое лицо должно: уметь разговаривать на жаргонном языке. Знание воровского (уголовного) жаргона необходимо также для того, чтобы хорошо разбираться в преступной иерархии, так как каждая каста (масть) имеет свое собственное название. Услышав, к какой масти относится тот или иной осужденный (заключенный) можно сразу же определить его истинное положение в преступной иерархии - в результате, с достаточной долей уверенности, можно прогнозировать его поведение в местах лишения свободы.
Уголовный жаргон обеспечивает также внутреннюю жизнь криминального сообщества, связанную с развлечениями, половой жизнью, трудовой деятельностью и т.д. Знание уголовного жаргона способствует пониманию психологии конкретных групп преступников, а знание уголовного жаргона сотрудниками пенитенциарных учреждений может помочь в выявлении существующих в среде осужденных (заключенных) скрытых тенденций, предотвращению преступлений и т.д. Также знать иерархию в преступной группе совершающей преступления, и в исправительных учреждениях; необходимо понимать условные знаки, то есть обладать навыками «ручного жаргона», знать воровские и тюремные законы. Лица, внедряемые для внутрикамерной разработки, в исправительные учреждения могут проходить процедуру прописки, для того, чтобы подтвердить свой статус. Немало важным внешним элементом выступает татуировка, поскольку изображение и место расположение может свидетельствовать о принадлежности к той или иной касте. Чтобы понимать «фиолетовый язык», нужно изучать его десятилетиями, а то и научиться «говорить» на нем. Отдельными особенностями обладают татуировки, говорящие о виде деятельности, о характере совершаемых лицом преступлениями. Нанося ту или иную татуировку внедряемое лицо должно знать какие символы нужно наносить, и их расположение на теле, чтобы читая его как книгу, преступники могли распознать в нем «своего» и уже тогда открывается возможность установления психологического контакта. Однако следует помнить, что только совокупность знаний, навыков и умений способствует формированию доверительных отношений на более высоком уровне.
Способ установления психологического контакта может быть сформирован еще на стадии проектирования легенды, однако могут возникнуть ситуации, когда выбранная методика окажется не эффективной или невозможной в силу стечения обстоятельств. Тогда внедряемое лицо должно в полной мере применить всю свою эрудицию, опыт, выдержку, чтобы во- первых не провалить всю операцию, а во- вторых, чтобы не раскрыть себя.
Хочу заметить, что знать язык воровских традиций и отдельных элементов должны не только внедряемые лица, оперативный сотрудник должен опережать преступника, он должен сам читать его как открытую книгу.
Таким образом, учитывая особенности организованной преступности, общественную опасность организованных преступных групп, банд, преступных организаций и сообществ, законспирированный характер их деятельности, государство вынуждено использовать в борьбе с этими явлениями, как гласные, так и негласные средства и методы. Внедрение лица носит высоко законспирированных характер. При этом происходит его моральная подготовка, формирование легенды, создание средств прикрытия. Внедряемое лицо, должно быть хорошо осведомлено об особенностях преступной среды, о тонкостях существования в исправительных учреждениях. Иными словами должно хорошо ориентироваться в традициях, нравах и обычаях, должен знать и соблюдать традиции, существующие в той или иной группе. При этом определенными познаниями о криминальной субкультуре должны обладать все сотрудника оперативных подразделений, хотя бы для того, чтобы устанавливать психологический контакт с лицами, привлекаемых в качестве конфидентов.
Заключение
На сегодняшний день очевидна необходимость конструктивных изменений духовно-нравственной сфере российского общества, в которой накопилось множество негативных явлений, в том числе и рассматриваемое нами, составляющих значительную часть в причинном комплексе резкого роста преступности. Фактически сегодня можно говорить о нравственной деградации общества и общем духовном обнищании нашей страны.
Отметим, что основное направление противодействия распространению криминальной субкультуры в российском обществе заключается в нравственном возрождении российского общества, её самобытности. Как известно, систему ценностей невозможно опровергнуть, но можно вывести из моды. Можно сделать так, что прежние ориентиры станут выглядеть старомодными: так теперь не поступают, так уже не принято. В этом свете видится очевидной необходимость продуманной и последовательной работы по оздоровлению нравственной сферы нашего общества: пропаганда истинного патриотизма, блага созидательного труда, чести, долга, снижение гипертрофированного прагматизма ценностей, иными словами, реанимация норм общечеловеческой морали и ценностных ориентаций, исконно присущих российской цивилизации.
В основе формирования криминальной субкультуры, как объединяющие воровские традиции, обычаи и нравы, лежат отдельные предпосылки, обусловленные сращиванием преступных форм с легальной деятельностью. В своей сущности криминальная субкультура представляет собой укоренившиеся негативные проявления, привнесенные в современное общество под воздействием преступных групп, находящихся у власти.
Раскрытые в представленной работе элементы являются неотъемлемой частью преступного мира. Большинство из них определяют статус, служат средствами общения и передачи информации, в некоторых случаях кодирования информации.
В современной России существует несколько видов преступных групп, различающиеся степенью сплоченности, криминальной направленностью и организацией. Не смотря на общие принципы и традиции, существующие среди преступных групп и у осужденных, все же есть принципиальные различия. Это связано: во первых с изоляцией от общества, во вторых с невозможностью покинуть исправительное учреждение, в третьих особое психологическое состояние в котором находятся осужденные. В исправительных учреждениях существует четко выраженная иерархическая структура, также нет возможности перейти из низкой касты в более высокую, при этом наказания за совершение проступков в исправительных учреждениях носят особо изощренный и непристойный характер, чего, конечно же, не встретить у преступных групп.
В целях собственной безопасности и для более продуктивной работы внедряемое лицо, должно быть хорошо осведомлено об особенностях преступной среды, о тонкостях существования в исправительных учреждениях. Иными словами должно хорошо ориентироваться в традициях, нравах и обычаях, должен знать и соблюдать традиции, существующие в той или иной группе. При этом определенными познаниями о криминальной субкультуре должны обладать все сотрудника оперативных подразделений, хотя бы для того, чтобы устанавливать психологический контакт с лицами, привлекаемых в качестве конфидентов.
Список используемых источников
1. Алексеев, А.И., Криминологическая характеристика и профилактика рецидивной преступности/ А. И. Алексеев, Ю. В. Солопанов: Лекция. - М.: МВШМ МВД СССР, 1979;
2. Алиев, В.М. Особенности криминологической характеристики преступников наркоманов/ В. М. Алиев// Личность преступника и исполнение уголовных наказаний: Сборник научных трудов - Москва: ВНИИ МВД СССР, 1991год;
3. Бабаев, М. М. Социальные последствия преступности/ М. М. Бабаев Учебное пособие. -- М.: Академия МВД СССР, 1982.
4. Блувштейн, Ю.Д. Понятие в криминологии / Ю. Д. Блувштейн Советское государство и право. -- 1986. -- № 9;
5. Борьба с социально-негативным поведением как способ предупреждения преступности: автореф. дис. кандидат юридических наук./ Перекрестов, В. Я. - Ростов н/Д: РЮИ МВД РФ, 1999;
6. Галиулин, Ш.Я, О совершенствовании организации работы по исправлению осужденных к лишению свободы наркоманов / Актуальные проблемы исправительно-трудового права (теория и практика) // Ш. Я. Галиулин, С. Пономарев: Сборник научных трудов. -- Рязань: РВШ МВД СССР, 1989;
7. Гилинский Я. И. Проблема причинности в криминологической науке // Советское государство и право. - 1986 год- № 8;
8. Гуров, А.И. Профессиональная преступность/ А. И. Гуров // Юридическая литература, 1990.;
9. Дагель, Я. С. Учение о личности преступника в советском уголовном праве/ Я. С. Дагель - Владивосток, 1970.;
10. Дементьев, С.И. Четверть века в лагерях и колониях Советского Союза: правда и вымысел/ С. И. Дементьев -- Краснодар: Издательство Кубанского государственного университета, 2002 ;
11. Долгова, А.И. Изучение личности преступника / А. И. Долгова Советское государство и право. -- 1978 год - № 4;
12. Достоевский, Ф. М. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений: Собрание сочинений в 15 ч./ отв. ред. Ф. М. Достоевский - Л.: Наука. 1988 / РАН; Российский фонд культуры. - 2-е изд., испр. и доп. -- М. 1995 год;
13. Дубягин Ю.П. Комментарий к федеральному закону «Об оперативно - розыскной деятельности» от 12 августа 1995 . N 144-ФЗ/ Ю. П.Дубягин доктор юридических наук; заведующий кафедрой криминалистики Московского Государственного Открытого Университета (МГОУ).
14. Жабский, В.А. Альтернативное наказание для несовершеннолетних наркоманов / Российское законодательство и правоприменительная деятельность ОВД// В. А. Жабский: Тезисы докладов межвузовской научно-практической конференции. -- Ростов н/Д, 1995 год;
15. Карпец, И.И. Правосознание и причины преступности/ И. И. Карпец, А. Р. Ратинов Советское государство и право. - 1968 - № 12.
16. Корецкий, Д.А. Комплексное криминологическое исследование тяжких преступлений, совершаемых с применением оружия / Д. А. Корецкий Монография. - М.: СибЮИ МВД РФ, 1997 год;
17. Корецкий, Д.А. Тяжкие бытовые преступления и их предупреждение/ Д. А. Корецкий Учебное пособие. -- М: ВЮЗШ МВД СССР, 1989;
18. Криминологический анализ и предупреждение органами внутренних дел организованных преступлений, совершаемых лицами, ранее судимыми к лишению с боды: Юридический институт МВД РФ,: Автореф., дис, кандидат юридических наук. Александров А. Л.,-- М. 1997;
21. Культурология. -- М.: Общество «Знание» Российской Федерации, 1993;
22. Курашвили, А.А. Криминологическая проблема борьбы органов внутренних дел с грабежами и Разбоями/ А. А. Курашвили Учебное пособие. - М.: МВШМ МВД СССР, 1990.;
23. Лебедев, С.Я. Антиобщественные традиции, обычаи и их влияние на преступность/ С.Я. Лебедев Учебное пособие. - Омск: ВШМ МВД СССР, 1989.;
24. Мацкевич, И.М., «Криминальная субкультура» / И.М. Мацкевич, доктор юридических наук, профессор кафедры криминологии, психологии и уголовно - исполнительного права МГЮА;
25. Ожегов, С. Отражение в приговоре мотивов насильственного преступления / С. Ожегов, Я. Ю. Шведова, Ю. М. Антонян, Ю. Г. Самовигев // Советская юстиция. - 1982. - № 20.
26. ОлейникА. Н. Тюремная субкультура в России: от повседневной жизни до государственной власти. - М.: ИНФРА-М, 2001год;
27. Омигов, В.И. Социально-биологическое в личности наркомана и проблемы ее реабилитации и ресоциализации / В. И. Омигов // Биологическое и социальное в личности преступника и проблемы ее ресоциализации: Сборник научных трудов по материалам научно-теоретической конференции 21-22 октября 1993. - Уфа: УВШ МВД РФ, 1993;
28. «Опасность личности» // Проблемы уголовно-исполнительного законодательства в свете правовой реформы: Сборник научных трудов. - М.: ВНИИ МВД СССР, 1991 год;
29. Петелин, Б.Я. Психологические факторы в преступном поведении / Б. Я. Петелин Советская юстиция. -- 1972. - № 3;
30. Социальные последствия преступности/ М. М. Бабаев: Учебное пособие. -- Москва: Академия МВД СССР, 1982;
31. Пирожков, В.Ф. Законы преступного мира молодежи (криминальная субкультура)./ В. Ф. Пирожков, ИПП «Приз». 1994 год;
32. Предпреступное поведение несовершеннолетних как криминологическая проблема: автореф. дис. кандидат юридических наук. 1998 / Мелешко, Я. Я.-- Ростов н/Д: РЮИ МВД РФ;
33. Рабочая книга пенитенциарного психолога. - М.: ВНИИ ГУИН МВД РФ, 1998;
34. Роль конкретной жизненной ситуации в совершении преступления/ Ю. М.Антонян: Учебное пособие. - Москва: Академия МВД СССР, 1973;
35. Рыбаков, А. А. Профессиональная преступность: основные понятия и направления пресечения ее органами внутренних дел/ А. А. Рыбаков, Лекция. - М.: ВЮЗШ МВД РФ. 1993;
36. Сахаров, А Б. Об антисоциальных чертах личности преступника / А. Б. Сахаров Советское государство и право. - 1970. - № 10.
37. Солженицын, А.И. В круге первом. / А. И. Солженицын -- М.: ИНКОМ НВ, 1991;
38. Солженицын, А. И. Архипелаг / А. И. Солженицын - М.: ИНКОМ НВ, 1991;
39. Сухов, Е. Я. Вор в законе. / Е. Я. Сухов М., 1995 год;
40. Тайбаков, А.А. Криминологическая характеристика и основные направления предупреждения карманных краж/ А. А. Тайбаков Лекция. - М.: ВЮЗШ МВД РФ, 1992;
41. Фролова, Г. И. Социально-психологические механизмы экспансии криминальной субкультуры//Преступность и культура: Сборник научных трудов отв. ред. А И. Долгошй;
42. Хоруженко, К. М. Культурология: Энциклопедический словарь./ К. М. Хоруженко -- Ростов н/Д: Феникс, 1997;
43. Чехов, А. П. Остров Сахалин./ А. П. Чехов -- М.: Правда, 1985;
44. Чипиров, А.Б. Учение о личности преступника / А. Б. Чипиров Советское государство и право. -- 1968;
45. Шаламов, В.Т. Воспоминания. / В. Т. Шаламов - М., ООО «Издательство АСТ», 2001;
46. Шмаров, И. В. Предупреждение преступлений среди освобожденных от наказания./ И. В. Шмаров -- М.: Юрид. лит., 1974;
Приложения
Приложение №1 Образцы клятв, принятых в криминальной среде:
Клятва
Содержание
Легавым буду!
Теряется статус в группе.
Слово пацана!
Клятва несовершеннолетних: нарушивший становится чушкой, помойкой и т.д.
Век свободы не видать!
Не сдержавший клятвы должен совершить грубое нарушение режима или преступление.
Век воли не видать!
Не сдержавший клятвы должен совершить грубое нарушение режима или преступление.
Хай мой рот натуральный х... сосет!
Не сдержавший клятву может быть подвергнут половым извращениям.
Пусть меня в ж... вые...т!
Не сдержавший клятву может быть подвергнут акту мужеложства.
В рот е...ть, х... сосать, век свободы не видать!
Не сдержавший клятву теряет свое положение и переходит в разряд петухов.
Бл... буду!
Комплексная клятва, применяемая довольно часто; пробожившийся теряет уважение.
Божусь, когда ср...ть сажусь!
Отказ дать клятву.
Приложение №2 «Приколы»
Пример ряда игрулек :
-- Х... в глаз -- какой алмаз? Правильный ответ: Я -- не ювелир.
-- Х... в ср... -- с какого барака? Правильный ответ: С любого барака не в мою ср... .
-- Х... в рот -- какой компот? Правильный ответ: Я -- не повар.
1) Приколы типа загадок.
Пример:
-- За что сел?
-- За бабу. (имеется ввиду за изнасилование)
-- Зуб даю, не за бабу!
-- Нет, за бабу! и т.д.
Правильный ответ -- «сел за решетку». В зависимости от того, каков был предварительный уговор, выигравший, а им всегда бывает старожил, получает с новичка: могут выбить зуб, заставить отжиматься несчетное число раз и т.д.
2) Приколы типа единоборства.
Пример:
Вопрос в камере СИЗО:
-- Кем будешь жить: пацаном или активистом?
Правильный ответ -- «пацаном». В этом случае новичку предлагают выбрать наиболее сильного сокамерника и ударить его. В ответ он сам получает такой же удар. Если новичок выбрал для удара самого слабого из присутствующих, либо не устоял на ногах при ответном ударе, либо растерялся, то он получает низкий статус.
Если новичок ответил, что будет жить активистом, то, кроме того, что он получает низкий статус, он еще и избивается и вынужден ломиться из хаты, то есть просить администрацию перевести его в другую камеру (красную хату).
3) Приколы типа тестов.
Пример:
Дается задание заштопать кастрюлю. Правильный ответ: «Могу заштопать, но сначала выверните ее наизнанку».
4) Приколы, связанные с техникой (техническими средствами).
Пример:
Дается установка: Ты -- летчик, летишь над морем, кругом вода. В море стоит один утес. Ты терпишь аварию. Куда сядешь?
Правильный ответ: сяду за решетку.
Если же новичок отвечает неправильно, то он может быть либо подвергнут акту мужеложства (при ответе «сяду на утес»), либо его посадят на унитаз (парашу) и подвергнут унижениям (его заставят постоянно мыть полы, стирать чужое белье и т.д.).
5) Приколы типа игр.
Пример:
Игра в «хитрого соседа». Новичок закрывает глаза, а кто-нибудь из сокамерников бьет его по протянутой назад руке. Затем все поднимают руки с поднятым большим пальцем. Новичок, как правило и как это принято в действительности, пытается угадать, кто его ударил.
Правильное решение: необходимо ответить -- «Ударил хитрый сосед».
6) Приколы типа испытаний.
Пример:
Испытание называется «Десантник». Новичку завязывают глаза и со второго яруса коек заставляют прыгать вниз головой (называется «совершить десантирование»). Падения на пол быть не может, так как новичка внизу ловят. Если же он отказывается, то его избивают, при этом его статус автоматически снижается.
7) Приколы типа шантажа. Используется любой промах новичка (действительный или, зачастую, мнимый), незнание им основ криминальной субкультуры (по принципу «незнание не освобождает от ответственности»).
Приложение №3 Татуировки
Наиболее распространенные места расположения татуировок
1 ) личностно - установочные татуировки, раскрывающие черты биографии татуированного, его отношение к различным видам деятельности;
Паук в паутине- татуировка наркоманов. Паук без паутины - «щипач». Татуировка характерна для воров. Обе наносятся на руку между большим и указательным пальцами. Кроме того, паук наносится на левую и правую стороны шеи, что означает «давил режим», т. е. неоднократно наказывался в местах лишения свободы за различные нарушения режима содержания: карцеры, ПКТ, лишался свиданий и т. д.
Крест, голова святого в терновом венце, карточная масть «пики» - судим за хулиганство. Наносится на плечо, предплечье, переднюю часть бедра. (Татуировка осужденных, побывавших в прибалтийских ИТУ).
Голова девушки - 17 лет исполнилось в ВТК.
2) информационно - иерархические, которые показывают, какое место в преступной «табели о рангах» занимает то или иное лицо (вор в законе, блатной, мужик, петух и т.д.);
Череп, кинжал, змея, ветка розы, деньги -длительное время занимался кражами, грабежами, разбоями; неоднократно судим; «вор в законе». Наносится на грудь.
Обнаженная женщина, обвитая змеей (варианты могут быть самые различные) - обозначают пассивного гомосексуалиста. Татуировка наносится насильно или проигравшему в карты, но иногда по собственному желанию. Место татуировки - только спина!
3)памятные татуировки наносятся в память о каких-то особо значимых для носителя событиях, имевших место в прошлом;
Девушка у лошади - молодежная татуировка «отрицала»: «Сделаю так, чтобы ты обо мне помнил» (лат.).
Надгробие, колокола, купола и кресты означают срок заключения.
Пейзаж и явления природы используются как в художественно-декоративных целях, так и для выражения определенных идей. Солнце, восходящее над морем, выражает стремление к свободе. Пальмы -- на необитаемом острове -- изоляцию.
Татуировка выполняющая эстетическую функцию
профессиональные татуировки обозначающие принадлежность (или желание принадлежать) к какой-либо профессии;
Позорная татуировка
Татуировки - аббревиатуры
Аббревиатура
Ее расшифровка
АГМД
Адольф Гитлер -- мой друг
АЛЕНКА
А Любить Ее Надо, Как Ангела
АЛЛЮР
Анархию Люблю Любовью Юной -- Радостно
БЕРЛИН
Буду Ее Ревновать, Любить И Ненавидеть
БАРС
Бей Актив, Режь Сук (1950 г.). Был Активистом Ради Свободы
БЕС
Бей, Если Сможешь. Буду Е.. Стоя. Бей, Е-и Стукачей
БЛИЦС
Береги Любовь И Цени Свободу
БОГ
Буду Опять Грабить. Будь Осторожен Грабитель, Бог Отпустит Грехи
БОВС БОРС
Был Осужден Вологодским Судом. Был Осужден Ростовским Судом
БОСС (В085)
Был Осужден Советским Судом. Барбос Отсосет Сам Силой
БОВТ
У военных: Был Осужден Военным Трибуналом
БР/АТ
Побратимы: (БР+АТ=БРАТ)
ВЕК
Всему Есть Конец
ВЕРА (УЕКА)
Вернусь Е.... Русских Автоматом (в дисбатах -- националистическая)
ВЕРМУТ
Вернись Единственная Радость, Мне Ужасно Трудно
ВИНО
Вернись И Навсегда Останься
ВОЛК
Волю Очень Любит(ят) Колонист(ы). Вору Отдышка, Легавым Крышка
ВОСК
Вот Она -- Свобода Колониста __
ВОР
Вафлер, Открой Рот _
ВУЗ
Вечный Узник Закона _ __
ГУСИ
Где Увижу, Сразу Изнасилую ___
ДЕРПН
Нецензурно _ ___
ДП
Добро Пожаловать _ __
ЕВА (ЕУА)
Е.... Всех Активистов ___ .
ДМБ-86
Дембель -- 1986 г. (У солдат срочной службы) ___ --
ДМНТП
Для Меня Нет Тебя Прекрасней ____-
ЖУК
Желаю Удачливых Краж ______ -
ЗЕК
Здесь Есть Конвой. Здесь Е... Козлов ______
ЗЛО
За все Легавым Отомщу. За все Любимой Отомщу. Завет Любимого Отца. За Любовь Отомсти. Наоборот: Отец Любимый Завещал ___===в==
МЕСТА НАНЕСЕНИЯ ТАТУИРОВОК НА КИСТИ РУК
Некоторые виды перстней
Был в местах лишения свободы.
«Загубленная юность».
«Отсидел срок звонком», то есть по приговору суда полностью отбыл срок наказания.
Судим за убийство или нанесение тяжких телесных повреждений.
Судим за грабеж.
Судим за кражу. Склонен к созданию преступных группировок.
Судим за хулиганство. Плохо поддается перевоспитанию. Склонен к негативным проявлениям.
«Вафлёр» («петух», «голубой2 и пр.). Самый презираемый, низший ранг в иерархии преступного мира.
«Шестерка». Такой перстень носят осужденные в роли мелких исполнителей воли авторитетов.
«По стопам любимого отца». Наносится в память о судимых родителях.
Судим за изнасилование. Татуировка встречается редко.
«Чушок» («Парашник») - неряшливый, опустившийся, поэтому презираемый окружающими осужденный.
Судим за изнасилование.
Судим за изнасилование.
Перстень вора и грабителя.
2-я судимость. Татуируют как мужчины, так и женщины.
Судим в несовершеннолетнем возрасте.
Приложение №4 Клички
В кличках отражаются объективные данные личности, ее окружения:
а) характерологические особенности и привычки: Шнырь -- пронырливый, Прыщ -- зловредный, Вертолет -- болтун;
б) физические особенности и недостатки: Рыжий -- за цвет волос, Дюбель -- за большой нос, Косой -- за дефекты зрения, Горбун -- за уродство;
в) трансформированные фамилии и имена: Майкл -- от Михаила, Царь -- от Царева, Хорь -- от Хорькова, Шкура -- от Мехова;
г) статус в социуме (преступной группе): Король, Князь, Директор -- лидеры; Клоп, Бацилла, Аскарида -- низы;
д) ирония: Доцент, Интеллигент -- глупый; Веселый -- грустный; Хоккеист -- хромой с клюшкой;
и) заимствованные из иностранных слов: Дрег -- подонок, рейнджер -- бродяга;
к) названия животных: Медведь, Волк, Шакал и т.п.
Приложение №5 Уголовный жаргон
Приводимые ниже термины военно-уголовного жаргона ис-пользуются чаще всего в учебных подразделениях вооруженных сил и свидетельствуют о том, насколько широко распространен он среди молодежи:
1. Курок -- курсант, рядовой учебного подразделения
2. Дятел -- курсант, в начале службы стоящий на боевом посту. Произошло от того, что на каждый шум, окрик может ответить очередью, «дробью»
3. Солобон -- солдат с момента призыва до первых шести месяцев службы
4. Молодой -- солдат от 6 мес. службы до 12 месяцев
5. Черпак -- срок службы от 12 до 18 месяцев
6- Дед -- срок службы от 18 до 24 месяцев '*
7 Дембель -- солдат после выхода приказа министра обороны
8. Сверч (серчек) -- военнослужащий сверхсрочнойбы, занимающий командные должности в звании от рядовогдо старшины°
9. Прапор -- то же самое, но в звании прапорщик
1. Рекс -- военнослужащий отдельной комендантскойроты
11. Мент -- военнослужащий суточного порядка, заступивший на охрану гауптвахты
12. Губарь -- военнослужащий, содержащийся на гауптвахте в дисциплинарном порядке
13. Жулик -- то же самое, только содержащийся на гауптвахте за совершенное преступление (мера пресечения)
14. Соляра -- общее наименование военнослужащих сухопутных войск в подразделениях ДШ и ВДВ
15. Береты -- общее наименование военнослужащих элитных спецподразделений
16. Огурец -- военнослужащий погранвойск
17. Голубой -- воин-десантник
18. Руль -- военнослужащий, водитель военной машины
19. Хобот -- наводчик оружия боевой машины
20. Пахан -- зам. ком. разведгруппы, второй человек после командира, знающий полностью задачу группы
21. Скрипач (музыкант) -- радист разведгруппы, как правило работающий на станции типа Р-105
22. Портянка -- военнослужащий, выполняющий функции коптерщика
23. Лишение девственности -- первый трехсуточный развед-выход с преодолением расстояния не менее 150 км
24. Шмурдяк -- никчемный человек, ни в чем себя не проявивший
25. Дундарь -- то же самое что и шмурдяк, только безвредный
26. Хомут -- собрат по оружию, обращение как к равному. Прозвища в разведподразделении даются исключительно за личные качества, применение, использование фамилий в про-звищах не допускается
27. Чучело -- то же само,е что и чушка, зачуханый
28. Чмо (чмырь) -- морально опустившийся солдат
29. Броня -- общее название боевой техники, используемой для доставки группы
30. Винт (вертушка) -- вертолет, используемый как средство доставки группы
31 Пинцет -- военнослужащий, отвечающий в разведгруппа, я мед. обеспечение