Рефераты

Возбуждение дела как стадия хозяйственного процесса

еобходимой предпосылкой права на рассмотрение дела в хозяйственном суде является наличие у сторон процессуальной правоспособности. Под процессуальной правоспособностью следует понимать способность лица иметь процессуальные права и обязанности, включая право обращения в хозяйственный суд и обязанность отвечать по заявленному требованию.

В соответствии с ХПК процессуальной правоспособностью обладают предприятия, учреждения, организации, наделенные правами юридического лица, и граждане-предприниматели, т.е. граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и без права использовать наемный труд.

В предусмотренных законом случаях правом на обращение в хозяйственный суд наделены органы государственной власти и управления (налоговые инспекции, и т.д.).

Например, налоговые инспекции вправе предъявлять иски о ликвидации предприятий по основаниям установленным законодательством. Кроме того, они вправе возбуждать в хозяйственных судах дела о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам; о взыскании неосновательно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий; о признании регистрации предприятия недействительной в случаях нарушения установленного порядка создания предприятия или несоответствия учредительных документов требованиям законодательства и взыскании доходов, полученных этим предприятием.

Действующее хозяйственно-процессуальное законодательство допускает возбуждение прокурором в хозяйственном суде дела, имеющего общественное и государственное значение (ч.2 ст.4 ХПК). В каждой конкретной ситуации оценку значимости дела дает прокурор, которому по закону предоставлено право обращения в хозяйственный суд.

Право на предъявление иска по делам, подведомственным, хозяйственным судам, неразрывно связано с отсутствием третейской записи, т.е. соглашения сторон о передаче спора на разрешение третейского суда. Это дает основания рассматривать последнее обстоятельство в качестве одной из предпосылок права на предъявление иска в хозяйственный суд.

Для отнесения спора к компетенции третейского суда важно наличие трех условии:

спор должен быть подведомственен хозяйственным судам;

спор возник или может возникнуть из экономических отношений;

наличествует соглашение о передаче спора на рассмотрение третейского суда.

Предметом договора третейской записи может быть спор, отнесенный законодательством к юрисдикции хозяйственных судов. Согласно закону это исключительно возникший или могущий возникнуть экономический спор. Тем самым невозможно отнесение к компетенции третейских судов подведомственных хозяйственным судам споров в сфере управления.

Соглашение сторон о передаче дела в третейский суд должно содержать обязательство сторон передать на разрешение третейского суда возникший или могущий возникнуть конкретный спор, определенную категорию или все споры между ними, возникающие по любому правоотношению. Подобное соглашение может быть выражено в виде оговорки в договоре или отдельного соглашения.

Если третейская оговорка отражена в самом договоре, то она является неотъемлемым элементом его содержания. Вместе с тем ее следует рассматривать изолированно от других условий в ситуации, когда речь идет о признании такого договора недействительным. Как самостоятельное соглашение в рамках конкретного гражданско-правового договора третейская оговорка в подобных случаях сохраняет свою юридическую силу.

В числе предпосылок права на предъявление иска ХПК называет отсутствие в производстве другого органа, разрешающего споры, дела между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям (п.1 ст.96 ХПК).

Это правило в первую очередь исключает обращение в хозяйственный суд или иные юрисдикционные органы с тождественными исковыми требованиями. В теории тождественными исками признано считать иски, в которых совпадают предмет, основания и стороны.

Предмет иска образует правоотношение, в рамках которого возник спор, переданный на рассмотрение и разрешение хозяйственного суда.

Основания иска составляют обстоятельства, с которыми истец как с юридическими фактами связывает свое исковое требование.

Наконец, в тождественном иске должны совпадать стороны спора. При этом следует иметь в виду, что стороны (истец и ответчик) будут совпадать и при повторном обращении с аналогичным требованием их правопреемников.

Существование подобной предпосылки права на обращение в хозяйственный суд призвано исключить вынесение по одному и тому же спору нескольких решений. В противном случае это поколебало бы весь механизм исполнения решений. Исполнительные органы стали бы перед дилеммой, какое из нескольких решений исполнять.

Основанием для отказа в возбуждении дела в хозяйственном суде должно служить нахождение тождественного дела на рассмотрении иного юрисдикционного органа или наличие ранее вынесенного этим органом решения.

На практике довольно часто можно встретить ситуацию, когда тот или иной юрисдикционный орган разрешает по существу спор ему неподведомственный. В первую очередь сказанное касается распределения сферы компетенции между общими судами и хозяйственными.

Если решение уже вынесено органом, который не был на то управомочен, заинтересованное лицо может ставить вопрос о пересмотре решения в кассационном или надзорном порядке со ссылкой на неподведомственность спора органу, его рассмотревшему. Опять-таки это вызвано стремлением исключить множественность решений по одному и тому же делу, облегчить в будущем исполнение решения.

Итак, как уже отмечалось, вышеперечисленные обстоятельства по своему правовому значению образуют предпосылки права на обращение в хозяйственный суд. Отсутствие хотя бы одной из указанных предпосылок предполагает отсутствие и самого права, что влечет отказ в принятии искового заявления.

Поскольку все предпосылки права носят неустранимый (объективный) характер, то заинтересованное лицо лишено возможности их восполнить и приобрести желаемое право на предъявление иска в хозяйственный суд. Из этого вытекает важное процессуально правовое последствие отказа в принятии искового заявления: отказ в принятии искового заявления лишает заинтересованное лицо возможности повторного обращения в хозяйственный суд.

Если отсутствие права на предъявление иска обнаружено уже после возбуждения дела, то хозяйственный суд должен прекратить производство по делу, что влечет аналогичные процессуально правовые последствия.

3. Порядок предъявления иска и последствия его нарушения. Форма и содержание искового заявления

В соответствии со статьей 6 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь заинтересованное лицо вправе обратиться в хозяйственный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленным ХПК Республики Беларусь.

В соответствии со статьей 6 ХПК в целях защиты своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в хозяйственный суд вправе обращаться:

юридические лица;

индивидуальные предприниматели;

организации (граждане), не являющиеся юридическими лицами (в том числе коллективы работников), - в случаях, предусмотренных законодательными актами. Например, по искам об отказе в государственной регистрации либо уклонении от государственной регистрации юридических лиц, организаций, не являющихся юридическими лицами, и индивидуальных предпринимателей в соответствии со статьей 47 ХПК. В качестве истца в таком деле будет выступать еще не зарегистрированная и соответственно не являющаяся юридическим лицом организация либо гражданин, не являющийся индивидуальным предпринимателем.

В целях защиты государственных и общественных интересов, а также интересов вышеуказанных лиц и в случаях, предусмотренных законодательными актами, право на обращение в хозяйственный суд имеют прокурор, государственные органы, органы местного управления и самоуправления, иные органы.

Согласно статье 39 ХПК РБ хозяйственный суд разрешает хозяйственные (экономические) споры и рассматривает иные дела с участием юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законодательными актами, - с участием Республики Беларусь, административно-территориальных единиц Республики Беларусь, государственных органов, органов местного управления и самоуправления, организаций, не являющихся юридическими лицами, должностных лиц и граждан. Хозяйственный суд рассматривает также подведомственные ему дела с участием юридических лиц, организаций, не являющихся юридическими лицами, индивидуальных предпринимателей и граждан Республики Беларусь, а также иностранных организаций, международных организаций, организаций с иностранными инвестициями, иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев, осуществляющих предпринимательскую деятельность, если иное не предусмотрено международным договором Республики Беларусь.

Статья 51 Гражданского кодекса Республики Беларусь указывает, что филиалы (равно как и представительства) не являются юридическими лицами, то есть не являются организациями, обладающими правоспособностью (статьи 45 и 46 ГК РБ), и не могут рассматриваться в качестве обладающих правом на подачу искового заявления и участие в судебном процессе в качестве истца или ответчика.

Согласно статье 7 ХПК Республики Беларусь право на обращение в суд реализуется путем подачи:

искового заявления - по хозяйственным (экономическим) спорам;

заявления - по спорам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, а также по делам об экономической несостоятельности (банкротстве); об установлении фактов, имеющих юридическое значение (юридических фактов); о признании недействительным постановления; о пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам; о возбуждении исполнительного производства; о выдаче судебного приказа на принудительное исполнение решения третейского суда; о признании и приведении в исполнение решений судов иностранных государств, принятых ими по спорам и иным делам, связанным с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности (далее - решение иностранного суда), и решений иностранных международных арбитражных (третейских) судов, принятых ими на территориях иностранных государств по спорам и иным делам, связанным с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности (далее - иностранное арбитражное решение).

Исковое заявление - это документ, к форме и содержанию которого законодательство предъявляет особые требования. Так, статья 159 Хозяйственно-процессуального кодекса Республики Беларусь предусматривает, что исковое заявление подается в хозяйственный суд в письменной форме, текст искового заявления должен быть разборчив и различим, выполнен на белорусском или русском языке (ст.17 Конституции Республики Беларусь, ст.20 ХПК Республики Беларусь). Исковое заявление с неразборчивым или трудно читаемым текстом подлежит оставлению без движения (162 ХПК РБ). В исковом заявлении должны быть указаны:

1. наименование хозяйственного суда, в который подается исковое заявление;

2. полные имена (наименования) лиц, участвующих в деле, их почтовые адреса, банковские реквизиты;

3. цена иска, если иск подлежит оценке;

4. обстоятельства, на которых основаны исковые требования;

5. доказательства, подтверждающие основания исковых требований;

6. расчет взыскиваемой или оспариваемой денежной суммы;

7. требования истца со ссылкой на акты законодательства, а при предъявлении иска к нескольким ответчикам - требования к каждому из них;

8. сведения о соблюдении досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора, если это установлено законодательными актами для данной категории споров или договором;

9. перечень прилагаемых к исковому заявлению документов.

Рассмотрим каждое из этих требований подробнее.

1. Указание наименования хозяйственного суда, в который подается исковое заявление.

В соответствии со статьей 49 ХПК иск предъявляется в хозяйственный суд по месту нахождения или месту жительства ответчика. Таким образом, зная место нахождения (или место жительства) ответчика, без труда определяется хозяйственный суд, в который будет направлено исковое заявление. Имеются некоторые особенности данного пункта:

нельзя путать местонахождение ответчика (юридический адрес юридического лица или место жительства индивидуального предпринимателя) с местонахождением его торгового места, склада или обособленного структурного подразделения. Здесь следует помнить, что иск к юридическому лицу, вытекающий из деятельности его обособленного подразделения (филиала или представительства), все же может быть предъявлен по месту нахождения такого обособленного подразделения юридического лица;

если истцом является иностранное юридическое лицо (кроме государств - участников СНГ), то исковое заявление к такому ответчику будет подсудно не хозяйственным судам областей и приравненным к ним (хозяйственному суду города Минска), а Высшему Хозяйственному Суду Республики Беларусь. (постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь N 9 от 06.04. 2005 года). Данное правило распространяется в случае, когда одной из сторон в споре является республиканский государственный орган.

2. Указание полных имен (наименований) лиц, участвующих в деле, их почтовых адресов, банковских реквизитов.

Несмотря на кажущуюся очевидность действий, в этой части искового заявления также нередко допускаются ошибки. Указываемые в исковом заявлении адреса лиц, участвующих в деле, должны отвечать требованиям достоверности. Иногда наименование юридического лица (истца или ответчика) указывается не в соответствии с его учредительными документами и свидетельством о государственной регистрации, а произвольно, "на слух".

Таким образом, в исковом заявлении указывается наименование (имя, отчество, фамилия - для индивидуального предпринимателя) истца (ответчика), содержащееся в его свидетельстве о государственной регистрации или учредительных документах (включая указание на организационно-правовую форму и фирменное наименование), а также адрес местонахождения (места жительства - для индивидуального предпринимателя), соответствующий его учредительным документам (свидетельству о государственной регистрации - для индивидуального предпринимателя), и банковские реквизиты, включая:

расчетный счет;

наименование банка, где открыт счет;

адрес банка;

код банка.

Хотелось бы отметить, что указание банковских реквизитов ответчика является обязательным в тех случаях, если в исковое заявление включается ходатайство истца о применении в качестве меры обеспечения иска наложение ареста на денежные средства ответчика, находящиеся на его банковском счете (ст.85 ХПК РБ).

3. Указание цены иска. Уплата государственной пошлины. Расчет взыскиваемой или оспариваемой денежной суммы.

Цена иска указывается в исковом заявлении, если иск носит имущественный характер, и определяется в соответствии с ч.1 ст.128 ХПК РБ. цена иска определяется путем арифметических вычислений (например, необходимо сложить сумму основного долга (стоимость поставленного товара), сумму неустойки (штрафа, пени) по договору и сумму процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии со статьей 366 ГК РБ) Если истец ограничен в финансовых возможностях и не в состоянии платить госпошлину с цены иска, включающей неустойку и проценты, он (истец) вправе определить цену иска в размере суммы основного долга.

Цена иска, не связанного с взысканием денежных средств, а также иска, содержащего несколько отдельных требований, определяется в соответствии со статьей 128 ХПК РБ.

Пункт 29 Инструкции о порядке исчисления, взимания и зачисления в бюджет государственной пошлины, утвержденной постановлением Государственного налогового комитета Республики Беларусь N 47 от 26.05. 2000 года, предусматривает, что цена иска определяется в той валюте, в которой производились или должны были производиться расчеты между сторонами договора. При предъявлении иска в иностранной валюте в исковом заявлении указывается также эквивалент цены иска в денежных единицах Республики Беларусь, который определяется по курсу Национального банка Республики Беларусь, действующему на день предъявления иска.

От цены иска, связанного с взысканием денежных средств, зависит размер госпошлины.

Ставки госпошлины за подачу в хозяйственные суды заявлений и жалоб устанавливаются пунктом 3 приложения к постановлению Совета Министров Республики Беларусь N 402 от 26.03. 2003 года (далее - Постановление).

Госпошлина за подачу искового заявления имущественного характера (включая и иск о взыскании денежных средств) не может быть менее размера базовой величины, установленной на день подачи иска. Пошлина рассчитывается в процентном соотношении к цене иска. При цене иска, составляющей менее 1000 базовых величин, размер госпошлины равен пяти процентам от цены иска, но не менее одной базовой величины (подпункт 3.1 Постановления). Тем не менее, неисполнение этого требования является частым основанием для оставления искового заявления без движения.

Еще одной часто встречающейся ошибкой является уплата госпошлины за подачу иска в хозяйственный суд не в республиканский бюджет, что противоречит статье 127 ХПК, а также нарушение порядка оформления документов, подтверждающих уплату пошлины, установленного Инструкцией. Самым распространенным здесь нарушением является несовершение банком на платежном поручении об уплате госпошлины надписи: "Зачислено в доход бюджета _______________ рублей (прописью)". Эта надпись заверяется подписями ответственного исполнителя, главного бухгалтера или его заместителя (лица, уполномоченного осуществлять дополнительный контроль) и скрепляется печатью банка с проставлением даты выполнения платежного поручения (пункт 9 Инструкции). Отсутствие такой записи или незаверение ее подписями уполномоченных лиц и печатью банка рассматривается судом как непредставление документов, подтверждающих уплату государственной пошлины в установленном порядке и размере, и является основанием для возврата иска (пункт 32 Инструкции).

Кроме того, платежные документы должны содержать сведения, подтверждающие уплату пошлины именно по тому исковому заявлению, к которому документ приобщен, либо просьбу заявителя о зачете ранее уплаченной пошлины по другому делу. Такие платежные документы представляются только в оригинале.

Пошлина может уплачиваться в свободно конвертируемой валюте по официальному курсу Национального банка Республики Беларусь на дату подачи искового заявления. Уплата пошлины, произведенная в свободно конвертируемой валюте (в том числе российских рублях или украинских гривнах), должна быть подтверждена справкой инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь о фактическом зачислении пошлины в доход республиканского бюджета.

При предъявлении иска в иностранной валюте в исковом заявлении указывается также эквивалент цены иска в денежных единицах Республики Беларусь, который определяется по курсу Национального банка Республики Беларусь, действующему на день предъявления иска.

Несмотря на то, что статья 159 ХПК РБ не обязывает указывать в исковом заявлении сумму перечисленной в республиканский бюджет госпошлины, на практике она чаще всего указывается.

Расчет цены иска не обязательно должен быть включен непосредственно в текст иска. Если расчет цены иска производится не в самом исковом заявлении, а прилагается к нему, то такой расчет должен быть подписан руководителем предприятия или лицом, уполномоченным на это по доверенности (доверенность прикладывается к иску) и содержать наименование, позволяющее установить, к какому именно исковому заявлению данный расчет относится.

4. Указание обстоятельств, на которых основаны исковые требования, и доказательства, подтверждающие основания исковых требований.

В этой части искового заявления излагаются все обстоятельства, которые имели место и касаются правоотношений, возникших между сторонами в связи с заключением и исполнением договора поставки, а также обстоятельства, послужившие основанием для иска. В числе фактов, которыми истец обосновывает свои требования, должны быть указаны обстоятельства материально - правового характера. Предопределившие возникновение спорного обязательства, его исполнение, факты, являющиеся основанием для применения мер ответственности. Такие обстоятельства излагаются в произвольной форме, но с использованием формулировок, доступных для понимания.

Каждый факт, указанный в иске, должен быть подтвержден доказательствами. Например, факт заключения договора поставки, имеющего обязательную силу для покупателя, подписанного лицом, уполномоченным покупателем по доверенности, должен быть подтвержден ссылкой на таковую и ее обязательным приложением к иску. Факт поставки товара, помимо прочего, подтверждается отметкой о приеме товара, произведенной уполномоченным лицом покупателя в товарно-транспортной накладной в соответствии с требованиями законодательства. Ссылаясь на это обстоятельство, мы в исковом заявлении указываем номер и дату ТТН с предъявлением ее оригинала суду. Указание в исковом заявлении конкретного основания иска не исключает возможности его дополнения или изменения на более поздних стадиях процесса (ч.1ст.63 ХПК РБ).

5. Требования истца со ссылкой на акты законодательства.

Это одна из важнейших частей искового заявления. В ней истец квалифицирует правоотношения, возникшие между ним и ответчиком по договору поставки и в связи с его исполнением, а также указывает, какие нормы законодательства, по его суждению, должны быть применены в данном случае. Так, например, в исковом заявлении об установлении факта ничтожности сделки или признании оспоримой сделки недействительной истец обязан указать конкретную статью Гражданского кодекса Республики Беларусь, по признакам которой он просит установить факт ничтожности сделки либо признать ее недействительной. В исковом заявлении о применении последствий недействительности сделки истцом должно быть указано, какие именно последствия в отношении каждой из сторон в отдельности он просит применить (п.27-28 постановления Пленума ВХС РБ "О некоторых вопросах применения хозяйственными судами законодательства, регулирующего недействительность сделок" от 27.05. 2005г. №11

6. Сведения о соблюдении досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора.

Важное значение имеют сведения о соблюдении истцом досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора. Такой порядок законодательством Республики Беларусь предусмотрен по делам о сделках, связанных с перевозкой грузов, обжалованием действий должностных лиц государственной налоговой инспекции и т.п.

О соблюдении такого порядка перед обращением в хозяйственный суд истец обязан указать в исковом заявлении и подтвердить это соответствующими документами.

Досудебный порядок урегулирования спора устанавливается законодательными актами в одной из двух форм: юрисдикционной и неюрисдикционной.

При юрисдикционной форме досудебного порядка заинтересованное лицо обязано до предъявления соответствующего требования в хозяйственный суд обратиться за разрешением своего требования в несудебный юрисдикционный орган.

В соответствии с п.30-32 Порядка организации и проведения проверок решение о применении экономических санкций должно быть принято до предъявления заинтересованным лицом в хозяйственный суд заявления о его оспаривании, обжаловано данным лицом в вышестоящий контролирующий орган (вышестоящему должностному лицу) в течение 5 рабочих дней со дня его получения. Должностное лицо вышестоящего контролирующего органа (вышестоящее должностное лицо) обязано рассмотреть жалобу в 30-дневный срок со дня ее поступления и принять одно из следующих решений: оставить решение без изменения, а жалобу без удовлетворения; отменить решение полностью или частично; отменить решение и назначить проведение дополнительной проверки (ревизии). Копия решения по жалобе в 5-дневный срок с даты вынесения решения направляется подававшему жалобу заинтересованному лицу (вручается его уполномоченному представителю). Последнее вправе обратиться в хозяйственный суд с заявлением об оспаривании решения о применении экономических санкций при несогласии с решением должностного лица вышестоящего контролирующего органа (вышестоящего должностного лица) об отказе (полностью или частично) в удовлетворении жалобы, если ответ на нее не получен, либо по истечении месячного срока со дня подачи. Однако соблюдения досудебного порядка при оспаривании в хозяйственном суде решения о применении экономических санкций не требуется, если специальным законодательным актом предусмотрена возможность его оспаривания непосредственно в хозяйственный суд. Так, в соответствии с п.3.1 Указа Президента "О совершенствовании порядка обязательной продажи иностранной валюты" от 02.06. 1997г. №311 решения органов Комитета государственного контроля, инспекций Министерства по налогам и сборам, управлений Национального банка о применении экономических санкций, предусмотренных данным Указом, могут быть обжалованы непосредственно в хозяйственный суд в 14-дневный срок со дня их доведения до заинтересованного лица. Соблюдения досудебного порядка урегулирования спора в данном случае не требуется.

Решение вышестоящего административного органа, вынесенное по жалобе субъекта предпринимательской деятельности на решение о применении экономических санкций, может быть оспорено в хозяйственном суде только в случае, если решением вышестоящего органа вносятся в решение нижестоящего органа изменения, нарушающие права и законные интересы субъекта (п. 19 Обзора практики применения судами правовых норм, регулирующих вопросы подведомственности споров хозяйственным судам, утв. постановлением Президиума Высшего Хозяйственного Суда от 25.09. 2003 № 24). В этом случае решение вышестоящего органа может быть оспорено в хозяйственном суде без соблюдения досудебного порядка.

Если вышестоящий орган откажет в удовлетворении жалобы на решение о применении экономических санкций вследствие пропуска заинтересованным лицом установленного 5-дневного срока на подачу жалобы, это обстоятельство не препятствует оспариванию заинтересованным лицом решения в хозяйственный суд. Досудебный порядок в этом случае должен считаться соблюденным.

Согласно ст.86 Налогового кодекса Республики Беларусь решения налоговых органов (включая решения налогового органа о взыскании налогов, сборов (пошлин) и пени), действия (бездействие) их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу и (или) в общий либо хозяйственный суд. Таким образом, соблюдения заинтересованным лицом досудебного порядка при оспаривании в суде решений (действий, бездействий) налоговых органов не требуется. Рассмотрение жалобы вышестоящим налоговым органом или вышестоящим должностным лицом налогового органа не препятствует хозяйственному суду рассмотреть по существу дело, возбужденное по идентичному заявлению (жалобе) плательщика или иного обязанного лица (п.17 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда от 19.05. 2005 № 21). Однако решения налоговых органов о применении экономических санкций за нарушения налогового законодательства могут быть оспорены в хозяйственный суд при условии соблюдения досудебного порядка в соответствии с п.30-32 Порядка организации и проведения проверок (письмо Высшего Хозяйственного Суда от 05-11. 2004 № 04-03/2882). О порядке оспаривания в хозяйственный суд решения налоговых органов о взыскании налогов, сборов (пошлин), пени и применении экономических санкций за нарушение налогового законодательства, оформленного в виде единого документа, см. комментарий к ст.162 ХПК.

В соответствии со ст.34 Закона от 05.01. 2004г. "Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации" лица, обратившиеся с заявкой на сертификацию или с заявкой о регистрации принятой ими декларации о соответствии, могут обжаловать в суд неправомерные действия (бездействие) аккредитованного органа по сертификации или аккредитованной испытательной лаборатории (центра) только после подачи жалобы в Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров.

Таким образом, при юрисдикционной форме досудебного порядка урегулирования спора заинтересованное лицо вправе обратиться в хозяйственный суд, если несудебный юрисдикционный орган не удовлетворил соответствующую жалобу заинтересованного лица либо не рассмотрел ее в срок, установленный актами законодательства.

При неюрисдикционной (претензионной) форме досудебного порядка заинтересованное лицо до обращения в хозяйственный суд обязано предъявить обязанному в материальном правоотношении лицу (потенциальному ответчику) требование (претензию) о добровольном исполнении им своих обязанностей.

В соответствии со ст.751 ГК до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление к нему претензии в порядке, предусмотренном законодательством. Аналогичные нормы содержатся и в специальных законодательных актах, регулирующих отношения, возникающие при осуществлении отдельных видов перевозок. В силу ч.1 ст.87 Закона от 21.07. 2001"Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках" до предъявления любого иска, вытекающего из автомобильной перевозки (т.е. не только иска к перевозчику), обязательно предъявление соответствующей претензии в порядке, предусмотренном законодательством.

В то же время иски, вытекающие договора из международной автомобильной перевозки, подпадающей под действие Конвенции о договоре международной дорожной перевозке грузов (г. Женева, 1956 г), участницей которой является Республика Беларусь, должны приниматься к производству хозяйственными судами без соблюдения досудебного порядка, так как данной Конвенцией не предусмотрена обязательность предъявления претензий перевозчику (п.5 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда от 26.04. 2005г. №13 "Об отдельных вопросах практики рассмотрения споров, вытекающих из договоров перевозки грузов").

Исковое заявление об изменении или расторжении договора может быть заявлено стороной договора в хозяйственный суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законодательством либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок (п.2 ст.422 ГК). Данное предложение должно содержать определенное требование стороны изменить или расторгнуть договор, а, например, не предложение исполнить какие-либо вытекающие из договора обязательства.

Особенности имеет и досудебный порядок урегулирования спора по делам о расторжении договора аренды. В случае предъявления арендодателем искового заявления о расторжении договора аренды арендодатель согласно ст.590 ГК до обращения в суд обязан направить арендатору не предложение о расторжении договора, а письменное предупреждение о необходимости исполнения в разумный срок вытекающих из договора обязательств. При ненаправлении такого предупреждения досудебный порядок урегулирования спора является несоблюденным. В случае же предъявления искового заявления о расторжении договора аренды арендатором последний до обращения с иском должен направить арендодателю предложение расторгнуть договор по общим правилам п.2 ст.422 ГК (п.11 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда от 19.05. 2005 №20 "Об отдельных вопросах практики рассмотрения споров, вытекающих из арендных правоотношений").

Исходя из п.4 ст.60 ГК предъявление в суд иска к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации, возможно только после предварительного предъявления кредитором требования в ликвидационную комиссию этого юридического лица и отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требования или нерассмотрения ликвидационной комиссией данного требования. В силу ст.38 Закона от 15.12. 2003г. "О почтовой связи" пользователь услуг почтовой связи до обращения в суд с иском к оператору почтовой связи, вытекающим из неисполнения или ненадлежащего исполнения последним обязательств по оказанию услуг почтовой связи, обязан предъявить к оператору почтовой связи соответствующую претензию. Только после отказа оператора почтовой связи удовлетворить претензию либо в случае неполучения от оператора почтовой связи ответа в сроки, установленные указанной статьей закона (15 дней или один месяц в зависимости от основания претензии) пользователь услуг почтовой связи вправе обратиться в суд.

Следует учитывать, что необходимость соблюдения досудебного порядка урегулирования спора может быть установлена только законодательными актами (законами, декретами и указами Президента). При наличии таких указаний в законодательных актах стороны не могут исключить обязательность досудебного порядка урегулирования спора соглашением между собой. Однако иными актами законодательства (например, актами министерств, государственных комитетов, иных центральных органов государственного управления, Национального банка, актами местных органов управления и самоуправления) обязательность соблюдения досудебного порядка по каким бы то ни было категориям дел (требованиям) установлена быть не может. Нормы, содержащие указания на необходимость соблюдения досудебного порядка, включенные в акты законодательства, не являющиеся законодательными актами, не должны приниматься хозяйственными судами во внимание при решении вопроса о возбуждении производства по делу.

7. Документы, прилагаемые к исковому заявлению.

В статье 160 ХПК содержится перечень документов, которые должны быть приложены к исковому заявлению. Большинство этих документов необходимы для проверки хозяйственным судом соблюдения истцом установленного законом порядка реализации права на предъявление иска, среди них:

уплата государственной пошлины в установленном порядке и размере (оригинал платежного поручения с отметкой банка или иной документ, предусмотренный инструкцией);

соблюдение досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора с ответчиком, если это установлено законодательными актами для данной категории споров или договором (копия претензии и уведомление о вручении почтового отправления);

обстоятельства, на которых основаны исковые требования (договор поставки; доверенность на лицо, подписавшее договор, если он подписан не руководителем предприятия; ТТН, доверенность лица, уполномоченного покупателем на получение товара у продавца; неакцептованное банком покупателя платежное требование продавца, если по условиям договора товар оплачивается путем выставления платежного требования; расчет цены иска, если он не приведен непосредственно в исковом заявлении; и т.д.);

государственную регистрацию в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя (свидетельство о государственной регистрации), а для истцов, находящихся за пределами Республики Беларусь, - документы, подтверждающие их юридический статус (легализованная выписка из торгового регистра страны его учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса иностранной компании (международной организации) в соответствии с законодательством страны ее учреждения, переведенная на белорусский (русский) язык (при этом подпись переводчика должна быть нотариально удостоверена);

полномочия лица, подписавшего исковое заявление, на предъявление иска (доверенность лица, подписавшего иск (если он подписан не руководителем предприятия) и / или доверенность лица, предъявляющего иск в суд).

К иску прилагается его копия (для отправки ее судом в адрес ответчика) или несколько их экземпляров (если иск предъявляется к нескольким ответчикам), соответствующих количеству ответчиков.

Документы, прилагаемые к иску, могут быть направлены в суд в виде удостоверенных копий (за подписью руководителя и печатью предприятия с простановкой надписи "Копия верна"). В последующем, в ходе подготовительного судебного заседания или в судебном разбирательстве, суду должны быть представлены оригиналы таких документов для обозрения.

Исковое заявление должно быть подписано самим истцом или его представителем:

от юридического лица исковое заявление подписывается его руководителем;

от имени ликвидируемого юридического лица - председатель ликвидационной комиссии;

от имени юридического лица, в отношении которого возбуждено дело о банкротстве и открыто конкурсное производство - антикризисный управляющий;

от имени филиалов, представительств, иных обособленных структурных подразделений юридического лица вправе подписать руководитель филиала, при наличии у них специальной доверенности, соответствующей требованиям статей 78,79 ХПК Республики Беларусь.

Несоблюдение указанных выше требований к форме и содержанию искового заявления влечет оставление искового заявления без движения, согласно статьи 162 ХПК Республики Беларусь.

Заключение

Хозяйственно-процессуальная форма защиты прав и интересов субъектов хозяйственной деятельности призвана обеспечить принудительную реализацию их прав в сфере гражданского оборота. В соответствии с этим ст.2 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, принятого Национальным собранием в 1998 году, предоставляет право обращения в хозяйственный суд за защитой нарушенных или оспоренных прав и законных интересов всем предприятиям, учреждениям, организациям независимо от формы собственности, а также гражданам, занятым в сфере предпринимательской деятельности. Вместе с тем существование права на возбуждение конкретного дела связано с наличием определенных предпосылок и соблюдением заранее установленного законодательством порядка обращения в хозяйственный суд. Отсутствие предпосылок или нарушение порядка реализации права на обращение в суд делают невозможным возбуждение хозяйственного производства, в рамках которого материально-правовой спор рассматривается и разрешается по существу.

Список использованных источников

Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. № 2875-XII (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 1, 1/0.

Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь (в редакции Закона Республики Беларусь от 6 августа 2004 г. № 314-З // (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 138-139, 2/1064)

Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь. Мн., 1999.

Закон Республики Беларусь "О государственной пошлине".

Закон Республики Беларусь "Об экономической несостоятельности (банкротстве)", от 12 февраля 2001 года.

Закон Республики Беларусь "О хозяйственных судах в Республике Беларусь" от 9 декабря 1998 г. № 217-З.

Закон Республики Беларусь "О судоустройстве и статусе судей в Республики Беларусь", от 13 января 1995 г. №3514-12.

Закон Республики Беларусь "Об основах налоговой системы Республики Беларусь".

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 1 ноября 1999 г. №1706 "О внесении изменений в ставки государственной пошлины".

Постановление Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 27 декабря 200 г. № 26 "О введении исполнительного производства по хозяйственным (экономическим) спорам".

В. Блажеев. Возбуждение и рассмотрение дел в арбитражных судах. М., 1994.

Каменков В.С. Хозяйственный процесс в Республике Беларусь. Мн., 2000.

Каменков В.С. Основные положения нового ХПК РБ. Мн., 1999.

Каменков В.С., Жандаров В.В. Справочник по хозяйственному процессу. Мн., 2001.

Арбитражный процесс. / под ред. М.К. Треушникова. М., 2000.

Арбитражный процесс. / под ред. Р.Е. Гукасяна. М., 1996.

Арбитражный процесс. / под ред. В. В. Яркова. М., 1998.

Арбитражный процесс: Россия, Украина, Беларусь. Н. Новг., 1993.

Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты