Рефераты

Возбуждение уголовного дела по контрабанде наркотиков

p align="left">Наделение руководителя следственного органа правом принимать уголовные дела к своему производству и их расследовать, пользуясь при этом всеми правами следователя, не снимает нашего предложения о наделении руководителя следственного органа правом возбуждать уголовные дела.

В качестве органов дознания в УПК РФ приводятся:

1. Органы внутренних дел Российской Федерации, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности (п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК РФ). Это: органы внутренних дел Российской Федерации (несколько оригинальна позиция законодателя в той части, в какой он дублирует органы внутренних дел РФ, непосредственно называя их в УПК РФ и одновременно ссылаясь на Закон об ОРД), органы Федеральной службы безопасности, Федеральные органы государственной охраны, таможенные органы РФ, служба внешней разведки РФ, Федеральные службы исполнения наказаний, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ст. 13 Закона об ОРД).

2. Главный судебный пристав Российской Федерации, главный судебный пристав субъекта Российской Федерации, их заместители, старший судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (п. 2 ч. 1 ст. 40 УПК РФ).

3. Командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов (п. 3 ч. 1 ст. 40 УПК РФ).

4. Органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы (п. 4 ч. 1 ст. 40 УПК РФ).

Возбуждение уголовного дела и выполнение по нему неотложных следственных действий возлагаются также на:

- капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах (п. 1 ч. 3 ст. 40 УПК РФ);

- руководителей геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой настоящей статьи, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок (п. 2 ч. 3 ст. 40 УПК РФ);

- глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации - по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений (п. 3 ч. 3 ст. 40 УПК РФ).

Примечательно то, что закон к органам дознания относит зачастую не сами органы государственной власти как некую систему, формирование, а и конкретных должностных лиц. Например: Главный судебный пристав РФ, командир воинской части, капитан морского судна и т.п.

УПК РФ дает исчерпывающий перечень органов дознания. Никакие иные государственные организации и учреждения, их должностные лица, а также частные детективные предприятия и их представители органами дознания не являются.

По преступлениям, связанных с контрабандой наркотических средств (ч2-4 ст. 188 УК РФ), предварительное следствие (в соответствии с п. 2, 3, 5 ч. 2 ст. 151 УПК РФ) проводится следователями органов федеральной службы безопасности, следователями органов внутренних дел и следователями по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Однако практика применения УПК РФ показала, что он далек от совершенства. В нем имеются многочисленные пробелы, коллизии, которые вызывают двоякое толкование норм, что явно не способствует единообразному правоприменению, например, вопросы подследственности на стадии возбуждения уголовного дела [17, с. 201 - 208].

Так, п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК РФ предусматривает, что по результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель или следователь могут передать сообщение по подследственности в соответствии со ст. 151 УПК РФ. Здесь возникает вопрос: может ли соответствующий орган, принявший сообщение о преступлении, расследование которого ему не подследственно, принять одно из двух решений, указанных в п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 145 УПК РФ, - о возбуждении уголовного дела либо об отказе в возбуждении уголовного дела? Получается, что орган, принявший сообщение о преступлении и установивший при проверке признаки состава преступления, расследование которого должен производить другой орган предварительного расследования, вправе, а в ряде случаев обязан возбудить уголовное дело. Это вытекает из ч. 1 ст. 157 УПК РФ, закрепляющей требование о том, что при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия. В то же время возможность возбуждения уголовного дела без соблюдения правил подследственности ограничивается кругом органов, компетентных возбуждать такие уголовные дела. В частности, полномочиями возбуждать уголовные дела о преступлениях "не своей" подследственности обладают только органы дознания [33, с. 52]. Следователю же такое полномочие не предоставлено. Это следует из анализируемой выше ст. 157 УПК РФ, где говорится лишь об органе дознания, а также из положения ч. 1 ст. 146 УПК РФ, согласно которому при наличии повода и основания следователь возбуждает уголовное дело только в пределах компетенции, установленной УПК РФ.

Если же говорить о полномочиях по принятию решения об отказе в возбуждении уголовного дела по сообщению о преступлении "не своей" подследственности, то, каких-либо ограничений по органам, уполномоченным принимать такое решение, УПК РФ не содержит. Так, в ч. 1 ст. 144 УПК РФ указано, что дознаватель, орган дознания и следователь обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся. Указанная норма не содержит указания на необходимость соблюдения подследственности. В пределах своей компетенции указанные должностные лица и орган дознания обязаны принять только решение по поступившему сообщению. В то же время, если в ходе проверки не будет установлен состав какого-либо преступления, то любое должностное лицо или орган дознания вправе принять решение об отказе в возбуждении уголовного дела.

Таким образом, таможенные органы (в соответствии со ст. 157 УПК РФ) при наличии признаков преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 188 УК РФ, имеют право возбудить уголовное дело, провести по нему неотложные следственные действия и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела направить уголовное дело руководителю следственного органа в соответствии с пунктом 3 статьи 149 УПК РФ.

ГЛАВА 2 Поводы и основания возбуждения уголовного дела по контрабанде наркотических средств

2.1 Поводы к возбуждению уголовного дела по контрабанде наркотических средств

Всякое начало уголовного дела должно быть обоснованным. Для выполнения данного условия законодатель определил поводы и основание для возбуждения уголовного дела (ст. 140 УПК РФ). Однако понятие поводов в УПК РФ отсутствует.

С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова толкуют повод как обстоятельство, способное быть основанием для чего-нибудь. Прав А.П. Попов, говоря о том, что буквальное понимание повода для возбуждения уголовного дела в ряде случаев может идти вразрез с установленной законом процедурой.

Учитывая сказанное, можно представить, что повод служит отправным моментом к совершению каких бы то ни было действий. Так, в уголовном процессе повод побуждает сотрудников компетентных органов к проверке информации, указывающей на наличие в деянии признаков состава преступления (ч. 1 ст. 144 УПК РФ).

Вместе с тем наличие повода не всегда влечет возбуждение уголовного дела. К примеру, в случае неподтверждения информации о совершенном преступлении в возбуждении уголовного дела может быть отказано (п. 2 ч. 1 ст. 145 УПК РФ). Р.Х. Якупов в данном контексте высказал мнение о том, что выражение "повод для возбуждения уголовного дела" не следует понимать буквально, т.к. фактически речь идет о поводах для начала производства в стадии возбуждения уголовного дела [45, с. 209].

Ряд авторов дает различные толкования поводов для возбуждения уголовного дела. Первая группа процессуалистов считает, что поводами являются юридические факты; вторая группа под поводами понимает первичные сведения [16, с. 94] преступления; третья - источники, из которых компетентным органам становится известно о преступлении [35, с. 13]. Хотя Е.Н, Козилов высказывается о том, "одни ученые рассматривают поводы к возбуждению уголовного дела как источники первичных сведений о преступлении, другие, напротив, считают их юридическими фактами. В научной литературе высказываются и другие мнения о правовой природе поводов к возбуждению уголовного дела. Иные точки зрения, по нашему мнению, представляют собой попытки найти компромисс между двумя вышеизложенными подходами в определении правовой природы поводов к возбуждению уголовного дела".

Те авторы, которые определяют повод как юридический факт, трактуют его гораздо шире, чем это необходимо. Как известно, юридическим фактом может быть действие или бездействие (порождающее, изменяющее или прекращающее правоотношения). Повод же представляет собой некоторый вид деятельности.

"Юридический факт" по отношению к поводу для возбуждения уголовного дела можно рассматривать лишь как результат, последствие появления такого повода, но не сам повод [34, с. 13].

Понимание повода как первичных сведений о преступлении также в чистом виде неприемлемо, т.к. это приводит к смешению понятий повода и основания для возбуждения уголовного дела. Повод содержит в себе волевую составляющую, без которой правоохранительные органы могут не узнать о преступлении. Например, в том случае, если лицо, которому что-либо известно о преступлении, сможет сделать сообщение, лишь проявляя деятельностную активность: непосредственно обратиться к следователю, прокурору; направить письмо с информацией о преступлении и т.п. Отсюда следует, что везде, где есть заявление (сообщение), присутствует деятельность. Существование же первичных сведений возможно вне всякого рода деятельности.

В юридической литературе предлагаются различные дефиниции (толкования) повода. И А.П. Попов считает, что на сегодняшний день в уголовно-процессуальной науке доминирующим является двойственное понимание повода для возбуждения уголовного дела. Таким образом, казалось бы, наиболее приемлемым является следующее определение: повод для возбуждения уголовного дела - это закрепленный в уголовно-процессуальном законе источник, из которого дознавателю, органу дознания или следователю становится известно о готовящемся, совершенном или совершаемом преступлении и наличие которого обязывает их принять соответствующее решение. Однако Е.Н. Козилов по этому поводу высказывает следующие возражения, "каким образом и в силу чего источники информации могут к чему-либо обязывать?". Поэтому им предложено следующее определение понятия повода к возбуждению уголовного дела: поводы к возбуждению уголовного дела - это юридически значимые действия, образующие юридические факты (такую их разновидность, как правомерные юридические акты-действия), с которыми закон связывает возникновение уголовно-процессуальных отношений".

Эту точку зрения аргументированно сформулировали Н.В. Жогин и Ф.Н. Фаткуллин, которые утверждали, что "повод к возбуждению уголовного дела должен рассматриваться в первую очередь как юридический факт, порождающий указанные в законе права и обязанности, складывающиеся из них отношения. Между тем всякий юридический факт - это не источник каких-либо сведений, фактических данных, а определенное действие (бездействие) или событие" [20, с. 92 - 94].

УПК РФ содержит перечень поводов, не подлежащий расширительному толкованию. В соответствии со ст. 140 УПК РФ, ими являются:

- заявление о преступлении;

- явка с повинной;

- сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.

Вместе с тем, этот перечень, основанный на неограниченном виде источников сведений о преступлении, носит открытый характер. Когда обнаружены признаки преступления, всегда есть повод для возбуждения уголовного дела - если не в виде заявления о преступлении или явки с повинной, то в виде сообщения о преступлении, полученного из иных источников. Исключение составляют сообщения, полученные из анонимных источников. Анонимное заявление в соответствии с ч. 7 ст. 141 УПК РФ не может служить поводом для возбуждения уголовного дела. Закон не допускает возбуждения уголовного дела на основании анонимных сообщений о преступлениях, защищая тем самым граждан от клеветы и ложных доносов. Однако отвергать всякое значение анонимных сообщений вряд ли правильно. Если в анонимном сообщении указываются факты, которые легко проверить, то дознаватель, следователь могут осуществить такую проверку до вынесения постановления о возбуждении уголовного дела (например, обнаружить части расчлененного трупа в местах, о которых сообщил анонимный заявитель).

Из текста УПК исключены упоминавшиеся в ранее действовавшем уголовно-процессуальном законодательстве такие поводы для возбуждения уголовного дела как сообщения профсоюзных и комсомольских организаций, народных дружин по охране общественного порядка, товарищеских судов и других общественных организаций; сообщения предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц; статьи, заметки и письма, опубликованные в печати; непосредственное обнаружение органом дознания, следователем, прокурором или судом признаков преступления (ч. 1 ст. 108 УПК РСФСР 1960 г.). Это, однако, не означает, что в указанных случаях, если они сложатся в реальности, будет отсутствовать повод для возбуждения уголовного дела и, соответственно, дело не смогут возбудить [18, с. 10].

Ситуации, подпадавшие ранее под указанные выше поводы, по новому УПК входят в круг ситуаций, предусмотренных в УПК 2001 г. В частности, в случае поступления сообщений профсоюзных и комсомольских организаций, народных дружин, каких-либо товарищеских судов, судов чести и т.п. и других общественных организаций и тем более сообщения предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц поводом к возбуждению уголовного дела буде предусмотренное в п. 1 ч. 1 ст. 140 заявление о преступлении. Важно при этом только, чтобы поступившее сообщение удовлетворяло требованиям, предъявляемым к данному поводу. В противном случае поводом для возбуждения уголовного дела будет предусмотренное п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников. Этот же повод для возбуждения уголовного дела будет и в случае опубликования в печати статей, заметок и писем, а также когда признаки преступления будут обнаружены органами обвинения непосредственно.

Различают возбуждение уголовного дела "по факту" совершения преступления неизвестным лицом (in rem) и в отношении конкретного лиц (in personam) [35, с. 84]. Такая классификация была известна еще в Древнем Риме. Она сохранилась и в нашем процессе, причем тенденцией является значительное увеличение числа случаев, когда уголовные дела возбуждаются в отношении конкретных лиц (предполагаемых расхитителей, насильников, хулиганов, убийц и т.д.) [53, с. 64]. Этот "сдвиг" объясняется определенной теоретической позицией, нашедшей подтверждение в практике Конституционного Суда РФ, считающего, что возбуждение уголовного дела по любому основанию является начальным этапом уголовного преследования.

УПК РФ признает указанную классификацию и в ряде случаев придает возбуждению уголовного дела in personam особое юридическое значение при решении вопросов о подследственности и подсудности уголовных дел и предоставлении ряду высокопоставленных государственных деятелей (депутатам, судьям и др.) иммунитета от уголовного преследования, в частности путем введения усложненного порядка возбуждения уголовных дел.

Кроме фактического, существует и правовое основание возбуждения уголовного дела - пункт, часть, статья УК РФ, по признакам которых возбуждается дело (п. 4 ч. 2 ст. 146 УПК). При изменении квалификации деяния в ходе дальнейшего расследования закон не требует вынесения постановления о возбуждении дела по новому обвинению. Достаточно указать новое обвинение в постановлении о привлечении лица в качестве обвиняемого. Таким образом, новое обвинение появляется при отсутствии возбуждения уголовного дела по этому основанию.

Заявление о преступлении - это сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, сопровождаемое просьбой о привлечении виновного в качестве обвиняемого. Официальное уведомление дознавателя, органа дознания, следователя о преступлении, содержащее такой просьбы (письмо), не является поводом для возбуждения уголовного дела в смысле пункта 1 ч. 1 ст. 140 УПК РФ, он относится к иным источникам, предусмотренные в п. 3 ч.1 ст. 140.

Согласно ст. 149 УПК явка с повинной как повод для возбуждения дела - это добровольное сообщение о преступлении явившимся лицом. Но надо иметь в виду, что добровольным не может быть сообщение лица, уже задержанного или арестованного. Поэтому при толковании ст. 142 должен быть сделан акцент на слово "явка", предшествующая добровольному

В соответствии со ст. 143 УПК сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников информации, чем указанные в статьях 141 и 142 (заявление о преступлении и явка с повинной), принимается лицом, получившим данное сообщение, о чем составляется рапорт об обнаружении признаков преступления.

Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, предусмотренное в качестве повода для возбуждения уголовного дела в п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК, охватывает все прочие случаи получения сведений о преступлении, кроме тех, что поступили в виде заявления о преступлении или заявления о явке с повинной и являются самостоятельным поводом для возбуждения уголовного дела (ст. 141 и 142 УПК), и тех, что поступили в виде анонимного заявления и в соответствии с ч. 7 ст. 141 УПК не могут служить поводом для возбуждения уголовного дела.

К числу иных источников информации, содержащиеся в которых сообщения о преступлении будут поводом для возбуждения уголовного дела, относятся:

- материалы, собранные в результате служебной деятельности органов государственного обвинения, специально направленной на обнаружение преступлений. Это, прежде всего результаты оперативно-розыскной деятельности, отчасти сюда могут быть отнесены результаты прокурорско-надзорной деятельности [18, с. 21];

- материалы, полученные в ходе служебной деятельности правоохранительных органов, для которой обнаружение преступлений является побочным результатом, например, при выполнении милицией задач по обеспечению безопасности личности, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности или при производстве следователем или дознавателем расследования по факту другого преступления.

- информация граждан, представителей общественных организаций и должностных лиц, поступившая по телефону (телефаксу), телеграфу или радио, включая сообщения персонала лечебных учреждений об обращении граждан с телесными повреждениями, происхождение которых может быть результатом преступных действий;

- статьи, заметки и письма, опубликованные в печати и других средствах массовой информации, содержащие сведения о преступлениях;

- оповещения о других происшествиях, событиях или фактах, имеющих отношение к борьбе с преступностью и обеспечению охраны общественного порядка; сведения об авариях, пожарах, эпизоотиях, стихийных бедствиях, несчастных случаях с людьми.

Информация о преступлении, полученная из указанных источников дает основание предположить о наличии уголовно-наказуемого деяния. В силу этого она побуждает соответствующих должностных лиц провести проверку, чтобы установить действительное событие и оценить его с точки зрения противоправности. Информация проверяется в таком объеме, который позволяет сделать обоснованный вывод о наличии либо отсутствии признаков преступления. В результате проверки полученной информации может быть сделан вывод об отсутствии правонарушения либо о наличии административного правонарушения или признаков преступления. В последнем случае необходимо разрешить вопрос о возбуждении уголовного дела.

Следует обратить внимание на обстоятельство в правовом регулировании системы поводов к возбуждению уголовного дела.

В нормах УПК прямо не указаны в качестве повода к возбуждению уголовного дела результаты оперативно-розыскной деятельности, хотя такая возможность их использования предусмотрена ст. 11 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности".

Оперативно-розыскная деятельность является юридической деятельностью, и для выполнения стоящих перед ней задач, зафиксированных в ст. 2 и ч. 2 ст. 7 ФЗ об ОРД, государственные органы наделены властными полномочиями. Именно это властное начало проявляется в итоге правоприменительной деятельности как принятие решения и совершение в его исполнение конкретных действий, направленных на пресечение преступлений путем возбуждения уголовного дела.

Следовательно, совершение должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, юридически значимых действий по предоставлению в распоряжение следователя, органа дознания, дознавателя фактических данных, указывающих на то, что готовится, совершается или совершено преступление, есть юридический факт, порождающий уголовно-процессуальные отношения в силу обязательного предписания в законе в виде обязанности компетентных органов и должностных лиц рассмотреть, при необходимости проверить полученные данные и обязательно принять предписанное законом решение.

Поэтому, на наш взгляд, целесообразно внесение в уголовно-процессуальный закон правовой нормы, предусматривающей в качестве самостоятельного повода к возбуждению уголовного дела сообщение о результатах оперативно-розыскной деятельности как внешнее проявление юридически значимых действий должностных лиц оперативно-розыскных органов, средство их фиксации.

Такой повод необходим, так как обнаружение признаков преступления в рамках оперативно-розыскной деятельности не может быть поставлено в одной плоскости с публикациями в печати и прочими сообщениями о преступлении. Оперативно-розыскная деятельность как вид государственной деятельности проводится именно для того, чтобы выявить признаки преступления, пресечь его подготовку и совершение, обеспечить раскрытие совершенного преступления способами уголовного процесса. Поэтому такая деятельность порождает особые отношения, которые изначально направлены на защиту прав и интересов граждан, обеспечиваемых уголовным законом. В данном случае естественным продолжением оперативно-розыскной деятельности становится деятельность уголовно-процессуальная.

В ходе изучения уголовных дел автором было установлено, что преимущественно поводом к возбуждению уголовного дела о контрабанде наркотиков являлось сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из "иных источников" (это находит подтверждение и в исследованиях других ученых, так С.Л. Санакаев в своей работе отмечает, что …" по делам о контрабанде наркотических средств и психотропных веществ поводом к возбуждению уголовного дела о контрабанде наркотических средств и психотропных веществ в 99% случаев является сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников (в форме непосредственного обнаружения признаков рассматриваемого преступления выраженного в рапорте)" [31, с. 19]. Что же касается таких поводов к возбуждению уголовного дела о контрабанде наркотических средств и психотропных веществ, как заявление о преступлении и явка с повинной то, как установил автор, для рассматриваемого преступления они не характерны.

Исследование показало, что в 23% случаев органы ФСБ, ФСКН и МВД России выявляли преступление в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, в 72% признаки совершения преступления контрабанды наркотиков были обнаружены подразделениями Федеральной таможенной службы России, в 5% - имело место непосредственное обнаружение сотрудниками пограничной службы ФСБ России (пограничным нарядом) признаков совершения контрабанды наркотиков.

Для возбуждения уголовного дела следователь (дознаватель) должен собрать достаточно данных, указывающих на признаки преступления. Автор согласен с мнением А.С. Харатишвили, который считает, что достаточность данных в каждом конкретном случае должна определяться с учетом всей совокупности собранных в ходе проверки сообщения о преступлении материалов [41, с. 14].

Анализ уголовных дел показал, что для возбуждения уголовного дела о контрабанде наркотиков необходимы:

- достоверные сведения о событии преступления (факте и обстоятельствах перемещения наркотиков через таможенную границу Российской Федерации);

- изъятые наркотики и сведения об их количестве, а также информация о месте (в том числе месте их обнаружения), времени и способе перемещения наркотиков через таможенную границу Российской Федерации;

- справка специалиста, подтверждающая, что изъятое средство или вещество относится к наркотическим или психотропным;

- таможенные документы - таможенная декларация, а также документы, составленные в ходе осуществления таможенного контроля в соответствии с гл. 35 ТК РФ (акт таможенного досмотра товаров и транспортных средств, акт личного досмотра и т.д.).

Производство проверки в порядке ст. 144 УПК РФ является необходимым условием для собирания "достаточных данных" при решении вопроса о возбуждении уголовного дела о контрабанде наркотиков.

В ходе проверки сообщений о преступлении в порядке ст. 144 УПК РФ наиболее часто проводятся такие проверочные действия, как получение объяснений у граждан и должностных лиц, истребование документов и иных материалов, получение суждений специалистов. Однако данные проверочные действия не регламентированы УПК РФ, что осложняет использование их результатов в процессе доказывания по делу.

Таким образом, значение поводов для возбуждения уголовного дела заключается в том, что они порождают уголовно-процессуальные отношения, с момента их появления начинается уголовно-процессуальная деятельность по обнаружению признаков преступления, с этого же момента исчисляются сроки принятия решения о возбуждении уголовного дела или об отказе в этом. Кроме того, документы, в которых фиксируются поводы (протокол устного заявления, письменное сообщение и т.д.), служат важным источником информации о преступлении.

2.2 Основания возбуждения уголовного дела по контрабанде наркотических средств

Наряду с наличием законного повода к возбуждению уголовного дела необходимы и основаниям этому. В соответствии с ч. 2 ст. 140 УПК такими основаниями являются достаточные данные, указывающие на признаки преступления. Данные могут содержаться в самом заявлении или сообщении о преступлении, в материалах проверки, производимой по ним. При этом не требуются исчерпывающие сведения обо всех элементах состава преступления. Необходимы лишь данные, свидетельствующие о наличии самого события преступления. Обычно это данные, относящиеся к объекту и объективной стороне состава. Отметим, что решение о возбуждении дела должно основываться на реально зафиксированных фактах, а не на домыслах и интуиции.

Гарантии прав пострадавших от преступлений в действующем УПК расширены. Заявления о преступлениях принимаются органами предварительного следствия; органами дознания; прокурорами; следователями; дознавателями; сотрудниками оперативных подразделений органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность; иными должностными лицами, уполномоченными в соответствии с порядком, установленным УПК РФ и иными нормативными правовыми актами, осуществлять прием, регистрацию и проверку сообщений о преступлениях.

Достаточность данных, указывающих на наличие признаков преступления, предполагает наличие такой их совокупности, которая дает основания для достоверного либо вероятного вывода о том, что совершены преступления, предусмотренные уголовным законом (в рассматриваемом случае - контрабанда наркотических средств).

Основанием для возбуждения уголовного дела о контрабанде наркотических средств и психотропных веществ в соответствии с ч. 2 ст. 140 УПК РФ будет являться наличие достаточных данных: о событии преступления (факте и обстоятельствах перемещения наркотиков через таможенную границу Российской Федерации); изъятых наркотических средствах и психотропных веществах и их количестве, а также информации о месте (в том числе, месте их обнаружения), времени и способе перемещения через таможенную границу Российской Федерации; содержащихся в справке специалиста выводов, дающих основания полагать, что изъятый предмет относится к наркотическим средствам или психотропным веществам; документов, составленных в ходе осуществления таможенного контроля в соответствии с Главой 35 Таможенного кодекса РФ.

Специфика расследования дел о контрабанде наркотических средств и психотропных веществ заключается в том, что успех в выявлении и изобличении лиц, совершивших это преступление, закрепление доказательств во многом предопределяются эффективностью работы оперативных сотрудников, дознавателей и следователей именно в процессе проверки сообщения о выявленных фактах преступной деятельности. Однако УПК РФ не регламентирует порядок проверки сообщений о преступлениях, не говорит о способах этой проверки. В этой связи автор полагает, что этот пробел может быть восполнен в криминалистической методике расследования посредством включения в нее рекомендаций по работе следователя [31, с. 19].

Анализ уголовных дел о контрабанде наркотических средств и психотропных веществ показал, что в ходе проверки сообщений о данном преступлении наиболее часто используются такие проверочные мероприятия как: получение объяснений граждан и должностных лиц (97%), истребование документов и иных материалов, получение заключений и справок специалистов. Однако порядок получения и фиксации объяснений, истребования документов и иных материалов, а также получение заключений и справок специалистов не регламентированы УПК РФ. Отсутствие процессуальной регламентации вышеназванных проверочных действий значительно осложняет использование полученных с их помощью данных в процессе доказывания по делу. В связи с изложенным, необходимо единообразное применение уголовно-процессуальных норм в процессе возбуждения уголовных дел таможенными органами.

Таким образом, дознаватель таможенного органа для вынесения постановления о возбуждении уголовного дела должен обладать документами и иными материалами, содержащими достаточные данные, указывающие на наличие признаков преступления, и не более того.

2.3 Обстоятельства, исключающие возбуждение уголовного дела по контрабанде наркотических средств

УПК РФ в полной мере воспроизвел положения старого законодательства о том, что для возбуждения уголовного дела необходимо наличие законного повода и достаточного основания. Но для возбуждения уголовного дела, помимо наличия повода и основания, необходимо отсутствие обстоятельств, исключающих уголовное судопроизводство. Поэтому, как считают Н.С. Манова, Ю.В. Францифоров [52], более предпочтительным был бы иной вариант изложения этой нормы закона. Статью 140 УПК РФ целесообразно озаглавить "Предпосылки (условия) возбуждения уголовного дела" и в ее первой части сформулировать общее положение о том, что уголовное дело может быть возбуждено только при наличии законного повода, достаточных оснований и отсутствии обстоятельств, исключающих уголовное судопроизводство. В частях же второй и третьей должно быть соответственно раскрыто то, что служит поводом к возбуждению дела и является основанием для этого.

Помимо установления повода и оснований к возбуждению уголовного дела необходимым условием законности такого решения является отсутствие обстоятельств, исключающих производство по уголовному делу. Законодатель называет эти обстоятельства основаниями отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела.

Решение об отказе в возбуждении уголовного дела принимает следователь, дознаватель при наличии предусмотренных в законе оснований. В ч. 1 ст. 148 УПК РФ указано, что постановление об отказе в возбуждении уголовного дела выносится «при отсутствии основания для возбуждения уголовного дела». Некоторые ученые также определяют понятие основания отказа в возбуждении уголовного дела через отсутствие оснований к возбуждению уголовного дела.

Решение об отказе возбуждения уголовного дела может быть вынесено в связи: 1) с отсутствием оснований возбуждения уголовного дела (ч. 1 ст. 148 УПК РФ); 2) с наличием оснований отказа возбуждении уголовного дела (ст. 24 УПК РФ). Установив важность достоверного знания для принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела в стадии возбуждения уголовного дела, рассмотрим отдельные основания.

Так, уголовное дело по ч. 2 ст. 188 УК РФ не может быть возбуждено, возбужденное уголовное дело подлежит прекращению по следующим основаниям:

1. Отсутствие события преступления, т.е. самого деяния, о котором сообщалось как о преступлении; событие в праве трактуется как один из видов юридических фактов, с которыми закон связывает возникновение правоотношений. Отсутствие события преступления означает отсутствие юридического факта, в силу чего уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное уголовное дело подлежит прекращению ввиду отсутствия повода для возникновения уголовно-правового отношения. Как справедливо замечают Г.П. Химичева, О.В. Мичурина, О.В. Химичева, "в уголовно-правовом смысле "событие преступления", по существу, тождественно понятию "состав преступления", поскольку преступное событие не может существовать вне хотя бы одного из четырех элементов состава преступления… Иными словами, отсутствие события преступления означает отсутствие состава преступления". При таком понимании едва заметная при анализе формулировок грань между отсутствием события и отсутствием состава преступления становится вовсе неразличимой.

2. Отсутствие в деянии состава преступления предполагает, что случай, о котором сообщалось как о преступном, имел место в действительности, но не образует признаков состава преступления, наказуемого в уголовном порядке. Пункт 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, закрепляющий в процессуальном законе прекращение уголовного преследования и производства за отсутствием состава преступления, представляет собою общее положение. Раскрыть его можно, только проанализировав нормы Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов, сгруппировав их по следующим основаниям: констатирующие отсутствие объективной стороны, объекта, субъекта, субъективной стороны.

Согласно ч.2 ст.24 УПК к отсутствию состава преступления приравниваются случаи, когда до вступления приговора в законную силу преступность и наказуемость этого деяния были устранены новым уголовным законом;

3. Смерть подозреваемого или обвиняемого, за исключением случаев, когда производство по уголовному делу необходимо для реабилитации умершего. Факт смерти подтверждается копией соответствующего свидетельства, которая с подлинника может быть снята самим следователем, дознавателем и заверена его подписью, а также печатью учреждения, где следователь работает.

Также, важно заметить, что смерть подозреваемого или обвиняемого влечет за собой отказ в возбуждении уголовного дела за исключением случаев, когда заинтересованные лица, будучи уверенными в его невиновности, ходатайствуют о продолжении судопроизводства в целях реабилитации и восстановления доброго имени покойного. В подобных случаях судопроизводство должно быть продолжено в обычном порядке.

Необходимо отметить и то, что данное обстоятельство может служить препятствием к возбуждению уголовного дела лишь в тех случаях, когда достоверно будет установлено, что умерший был единственным субъектом преступления. Если же к началу процесса имеются данные о возможном соучастии других лиц, обязательно должно быть возбуждено уголовное дело.

Смерть одного из соучастников преступления не означает невозможности производства по делу в отношении других соучастников. Дело может быть возбуждено, если это необходимо для реабилитации умершего или возобновления дела в отношении других лиц по новым и вновь открывшимся обстоятельствам (ч. 2, 3 ст. 414 УПК);

4. Отсутствие заключения суда о наличии признаков преступления в действиях одного из лиц, указанных в п.п.1, 3-5, 9 и 10 ч.1 ст. 448 УПК, либо отсутствие согласия соответственно Совета Федерации, Государственной Думы, Конституционного Суда Российской Федерации, квалификационной коллегии судей на возбуждение уголовного дела в отношении одного из лиц, указанных в п.п. 1 и 3-5 ч. 1 ст. 448 УПК.

В случаях, когда действиями этих лиц были допущены нарушения, ответственность за которые предусмотрена уголовным законом, должен быть решен вопрос о лишении их неприкосновенности и о возбуждении уголовного дела [32].

Данные обстоятельства являются основанием для отказа в возбуждении уголовного дела только в отношении лиц, чье привлечение к уголовной ответственности предусматривает особый порядок. Однако если дело возбуждается не в отношении конкретного лица, а по факту совершения преступления, то его расследование производится по общим правилам вплоть до появления процессуальной фигуры подозреваемого или обвиняемого, принадлежащего к соответствующей категории лиц.

ГЛАВА 3 Порядок рассмотрения сообщения о преступлении и принятия решения о возбуждении и отказе в возбуждении уголовного дела по контрабанде наркотических средств

3.1 Проверка оснований для возбуждения уголовного дела по контрабанде наркотических средств

Как уже отмечалось выше сущность стадий возбуждения уголовного дела состоит в том, что орган дознания, дознаватель или следователь, получив сведения о деянии, содержащем признаки преступления, устанавливают наличие или отсутствие фактических и правовых оснований для начала производства по уголовному делу. По своему содержанию эта стадия уголовного процесса не сводится лишь к вынесению постановления о возбуждении уголовного дела. Она включает в себя процессуальную деятельность по:

а) приему информации о преступлении;

б) ее оформлению и регистрации;

в) рассмотрению этой информации;

г) проведению, в случае необходимости, проверки для уточнения основания к возбуждению уголовного дела;

д) принятию соответствующего решения.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты