МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФЧУВАШСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. УльяноваКафедра правоведенияКонтрольная работа по предмету: «Уголовно-процессуальное право»На тему: «Возбуждение уголовного дела»Ульяновск 2009 г.ПланВведение1. Понятие сущность и значение стадии возбуждения уголовного дела2. Поводы и основания к возбуждению уголовного дела2.1 Заявление граждан или иных лиц о совершенном или готовящемся преступлении2.2 Явка с повинной2.3 Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из других источников3. Основания к возбуждению уголовного дела4.Основания и процессуальный порядок принятия решений в стадии возбуждения уголовного дела4.1 Основания для возбуждения уголовного дела в порядке, установленном ст. 146 УПК РФ4.2 Решение об отказе в возбуждении уголовного дела4.3 Решение о направлении заявления или сообщения о преступлении по подследственности или подсудностиСписок литературыВведение
Часть 1 ст. 1 Конституции РФ гласит: «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Конституция РФ.
Демократическое правовое государство означает верховенство правового закона и приоритет прав человека и гражданина. Одним из принципов уголовного процесса является законность, то есть «неукоснительное соблюдение законов компетентными органами государства (органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда). Последовательная реализация этого принципа служит непременным условием построения действительно правового государства.
1.Понятие, сущность и значение стадии возбуждения уголовного дела
Возбуждение уголовного дела - первая и обязательная стадия уголовного процесса, которая предшествует производству по уголовному делу в других стадиях уголовного судопроизводства.
Возбуждение дела как самостоятельная стадия процесса имеет собственные непосредственные задачи, особый круг участников, свои временные пределы, специфические уголовно-процессуальные действия и правонарушения, уголовно-процессуальные решения и соответствующие документы.
Непосредственные задачи стадии возбуждения уголовного дела заключаются:
а) в обнаружении деяний с признаками совершенных или подготавливаемых преступлений,
б) определении правовых оснований для принятия решений и их юридических последствий;
в) предотвращении форм досудебного уголовно-процессуального производства (дознания или предварительного следствия) когда в них участвует объективная необходимость.
Участники уголовного процесса, непосредственно решающие задачи в стадии возбуждения уголовного дела.
К ним относятся - орган дознания, дознаватель, начальник подразделения дознания, следователь, руководитель следственного органа и в ограниченных пределах прокурор и судья районного суда. Ограниченность деятельности прокурора АО надзору определяется тем, что следователи ставят его в известность (или информируют) о возбуждении уголовного дела и принятии некоторых иных решений. Уголовно-процессуальный закон разрешил ему отменять лишь незаконные или необоснованные решения начальника органа дознания, начальника подразделения дознания и дознавателя. Судья принимает участие в этой стадии так же в ограниченных пределах, когда участники уголовного процесса обжалуют решения органа дознания, дознавателя, следователя об отказе в возбуждении уголовного дела или в возбуждении уголовного дела в отношении конкретного лица, или когда эти решения затрудняют доступ граждан к правосудию.
Судье (или суду как коллегиальному органу) уголовно-процессуальным законом не представлено право возбуждать уголовное дело, ибо это решение, так или иначе, связано с реализацией функции обвинения (уголовного преследования). В рассматриваемой стадии уголовного судопроизводства принимает участие такой специфический участник уголовного процесса, как заявитель, т.е лицо, сообщающее о подготавливаемом или совершенном преступлении. Данная стадия отличается от других стадий уголовного судопроизводства сроками производствами.
В этой стадии существуют процессуальные действия и специфические правонарушения. В частности, для этой стадии уголовного процесса характерно производство проверочных действий и специфических уголовно-процессуальных отношений, которые наиболее ярко проявляются во взаимоотношениях с заявителем, населением и со средствами массовой информации. Наконец, в этой стадии принимаются только ей присущие решения, которые оформляются соответствующими документами (постановлениями о возбуждении уголовного дела или об отказе о возбуждении уголовного дела и т.д.). Таким образом, возбуждение уголовного дела - обязательная и первоначальная стадия уголовного судопроизводства, заключающегося в правоотношениях и деятельности всех его участников при определяющей роли органа дознания, дознавателя, начальника подразделения дознания, следователя, руководителя следственного органа при ограниченном контроле прокурора и суда, по установлению наличия или отсутствия фактических и юридических оснований для начала производства предварительного расследования.
Социально-правовое значение стадии возбуждения уголовного дела определяется следующими обстоятельствами:
1. своевременное, законное и обоснованное возбуждение уголовного дела обеспечивает незамедлительное регулирование на каждое преступление и немедленно начало установления фактических его обстоятельств и лиц, совершивших это преступное посягательство. В тоже время возбуждение уголовного дела без достаточных к тому оснований, а так же незаконный или необоснованный отказ в возбуждении уголовного дела являются грубейшими нарушениями надлежащей уголовно-процессуальной процедуры и наносят иногда непоправимый ущерб охране прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, интересам общества и государства.
2. акт возбуждения уголовного дела определяет границу между не процессуальной деятельностью по обнаружению преступлений и совершивших их лиц специальными методами (мероприятиями оперативно-розыскной деятельности) и процессуальной деятельностью по установлению фактических обстоятельств совершения преступлений и виновности лиц, их совершивших. Это означает, что не всякая оперативно-розыскная информация может выступать в качестве уголовно-процессуальных доказательств.
3. акт служит правовым основанием для производства следственных, судебных и иных процессуальных действий и принятия уголовно-процессуальных решений по существу уголовного дела, а так же для применения к участникам уголовного процесса мер уголовно-процессуального принуждения.
4. стадия возбуждения уголовного дела представляет собой своеобразный «фильтр», позволяющий - не допускать в уголовное судопроизводство правонарушения, не влекущие за собой уголовной ответственности и уголовного наказания, сосредоточить усилия государственных органов и должностных лиц, осуществляющих уголовное производство, на борьбе именно с преступлениями, на контроле над состоянием преступности в стране. Учебник уголовного процесса /Под ред. А.С. Кобликова. М., 1995.
2. Поводы и основания к возбуждению уголовного дела.
Основными, принципиальными уголовно-процессуальными категориями в рассматриваемой стадии уголовного судопроизводства являются поводы и основания для возбуждения уголовного дела.
Начало стадии возбуждения уголовного дела и, следовательно, начало уголовного судопроизводства определяется моментом получения заявления или сообщения о преступлении либо обнаружения соответствующими государственными органами или их должностными лицами деяний с признаками состава преступления, предусмотренного статьями Особенной части Уголовного кодекса.
Эти сообщения и заявления получили в уголовно-процессуальном законе и в теории уголовного процесса название поводов для возбуждения уголовного дела.
Таким образом, повод для возбуждения уголовного дела является сообщение, заявление о готовящихся или совершенных преступлениях, поступившие в государственные органы или к должностным лицам, осуществляющим уголовное судопроизводство.
В соответствии со ст. 140 УПК РФ поводами для возбуждения уголовного дела служат:
2.1Заявление граждан или иных лиц о совершенном или готовящемся преступлении
Устное или письменное сообщение о преступлениях. Письменное заявление должно быть подписано лицом, от которого оно исходит с указанием места регистрации и фактического проживания и желательно служебного и домашнего телефона.
Анонимные заявления, не содержащие сведений о реальном авторе, исполненные от имени вымышленных лиц, исполненные от реально существующих лиц, но не писавших эти письма или заявления, не могут служить поводом для возбуждения уголовного дела. Однако эти заявления в необходимых случаях могут быть проверены гос. огранами и должностными лицами, осуществляющими уголовное судопроизводство.
Устные заявления о совершении преступления оформляются протоколом его принятия, который состоит из вводной, описательной и заключительной частей.
Во вводной части протокола указываются:
а) наименование процессуального документа;
б) место и время принятия устного заявления;
в) должность, звание или классный чин, ФИО лица принявшего заявление, со ссылкой на ст. 141 УПК РФ.
г) основные установочные (персонографические) данные о заявителе.
е) предупреждение об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК РФ, удостоверяемое подписью заявителя.
В описательной части протокола излагается сущность заявления о совершенном или готовящемся преступлении.
В заключительной части протокола отражаются сведения об ознакомлении с ним заявителя лично или с помощью других лиц, правильности всех записей со слов заявителя и о наличии или отсутствии у него замечаний и дополнений к содержанию протокола. Протокол устного заявления подписывается заявителем и лицом, принявшим его заявление (ст. 141 УПК).
Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице его принявшим, датой и временем его принятия. Отказ о принятии сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору, руководителю следственного органа или в суд в порядке, установленном ст. 124-125 УПК РФ. заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовном делам частного обвинения, поданного в суд, рассматривается мировым судьей в соответствии со ст. 318 УПК РФ.
2.2Явка с повинной
Ст. 142 УПК РФ - добровольное заявление лица о совершенном им лично преступлении, которое может быть сделано как в письменном, так и в устном виде.
Устное заявление принимается и заносится в протокол в порядке, установленном ч. 3 ст. 141 УПК РФ. В случае явки гражданина с повинной должностное лицо устанавливает личность явившегося по имеющимся у него документам и выясняет обстоятельства, в связи с которыми это лицо явилось с повинной. При этом должны быть тщательно выявлены фактические обстоятельства свершенного или подготавливаемого дела с их максимальной детализацией. В необходимых случаях лицу может быть предложено составить добровольно схемы или планы места происшествия, нахождения на нем различных объектов и т.д.
При явке с повинной всегда следует выяснить мотивы- побудительные причины заявления лицом о совершенном или подготавливаемом им преступлении в соответствующие органы. Явка с повинной оформляется протоколом, форма и содержание которого близки к форме и содержанию протокола устного заявления граждан о преступлении. Единственное процессуальное различие в этих документах состоит в том, что явившееся с повинной лицо не предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос.
2.3Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из других источников
Думается, что под «иными источниками» отечественный законодатель понимает:
а) публикации и передачи соответственно в печатных и электронных средствах массовой информации.
б) анонимные сообщения о тяжких и особо тяжких преступлениях, требующие обязательной проверки;
в) данные, полученные в результате оперативно-розыскной деятельности;
г) сведения, полученные сотрудниками ППС, службы ОВД, вневедомственной охраны и т.п.
Непосредственное обнаружение признаков преступления- самостоятельное выявление государственными органами и должностным лицами, осуществляющими уголовный процесс, данных, указывающих на признаки состава преступления, при осуществлении ими своих полномочий вне зависимости от наличия чьего-либо заявления или сообщения.
Рапорт об обнаружении признаков преступления (ст. 143 УПК РФ) - процессуальный документ об обнаружении признаков преступления из иных источников, чем официальное заявление гражданина или явка с повинной, адресованный должностным лицам, правомочным принимать решения в стадии возбуждении уголовного дела.
Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, не связанных с заявлением о преступлении или явкой с повинной, принимается лицом, получившим данное сообщение, либо лицом, обнаружившим признаки преступления, о чем составляется рапорт, об обнаружении признаков преступления.
Значение повода для стадии возбуждения уголовного дела состоит в том, что только он может вызвать к жизни публичную деятельность в сфере уголовного судопроизводства. В связи с этим уголовное судопроизводство начинается не в момент принятия итоговых решений в стадии возбуждения уголовного дела, а с момента поступления сообщения о преступления в государственный орган или к должностному лицу, осуществляющему уголовное судопроизводство.
3. Основания к возбуждению уголовного дела
Основание к возбуждению уголовного дела - наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления (ст. 140 УПК РФ)
Достаточные данные - совокупность следов (или информации, признаков, свойств), установленных оперативно-розыскными или уголовно-процессуальными средствами, которые указывают на отдельные элементы состава преступления. Эти данные чаще всего указывают на признаки объекта и объективной стороны, в отдельных случаях - на признаки субъекта преступления, а иногда - на признаки субъективной стороны, если преступление характеризуется единственной формой и единственным видом вины и совершено в условиях очевидности. Например - изнасилование возможно лишь при прямом умысле.
Вывод о наличии в деянии признаков преступления носит в целом вероятностный, предположительный характер, обоснованность и справедливость которого могут быть опровергнуты в последующих стадиях уголовного процесса. Поэтому законность, обоснованность и справедливость постановления о возбуждении уголовного дела в последующим должны быть установлены на основании материалов, имевшихся на момент принятия решения, а не на момент наличия данных, указывающих якобы на незаконность и необоснованность возбуждения уголовного дела.
При неопределенности информации об основаниях к возбуждению уголовного дела - ситуации, когда гос. орган или должностное лицо, осуществляющие уголовный процесс, не могут принят законное или обоснованное решение, ни о возбуждении ни об отказе в возбуждении уголовного дела, - законодатель разрешил производство проверки поступившего заявления или сообщения в порядке ст. 144 УПК РФ.
Уголовно-процессуальный закон установил, что орган дознания, дознаватель и следователь обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах своей компетенции принять соответствующее решение. По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку производят по поручению прокурора орган дознания, а так же следователь по поручению руководителя следственного органа. Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию следователя или органа дознания, имеющиеся у них документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а так же данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации. Т.о. уголовно-процессуальный закон определил практически лишь особенности проверки сведений, распространенных в средствах массовой информации. Однако проверки могут быть подвергнуты и другие сообщения о преступлении.
Проверка потупившего заявления или сообщения о преступлении - самостоятельное (особое и частое) производство в рамках стадии возбуждения уголовного дела, заключающееся в правоотношениях и деятельности его участников при определяющей роли органа дознания, следователя, руководителя следственного органа и прокурора по установлению наличия или отсутствия фактических и юридических оснований для возбуждения уголовного дела.
Цель проверки - установление наличия или отсутствия фактических и юридических оснований к возбуждению дела.
Пределы проверки - завершение проверки немедленно (или незамедлительно, по мнению законодателя) после установления наличия или отсутствия фактических и юридических оснований для возбуждения дела и возможности принятия иного итогового решения.
Сроки проверки - период времени, в течение которого отечественный законодатель разрешает проводить проверочные действия.
Проверочные действия должны осуществляться в срок не более 3 суток с момента получения заявления или сообщения о готовящемся или совершенном деянии с признаками преступления. В исключительных случаях этот срок может быть продлен до 10 суток руководителем следственного органа или начальником органа дознания по ходатайству соответственно следователя или дознавателя. При необходимости проведения документальных проверок или ревизий руководитель следственного органа и прокурор вправе продлить этот срок до 30 суток по ходатайствам соответственно следователя и дознавателя.
Методы (способы) проверки поступивших заявлений и сообщений о преступлениях:
1) истребование необходимых для уголовно-процессуального производства материалов в виде предметов, документов и иных объектов;
2) получение объяснения от лиц, обладающих информацией об исследуемом событии;
3) осмотр места происшествия (ст. 176 УПК РФ);
4) производство ревизий, инвентаризаций и иных документальных проверок;
5) производство оперативно-розыскных действий в соответствии с ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 5 июля 1995 г.;
6) производство мероприятий, предусмотренных законом РСФСР «О милиции» от 18 апреля 1991 г, с последующими изменениями и дополнениями (контрольных обмеров выполненных работ, контрольных закупок, оперативных экспериментов и т.д.).
Для возбуждения уголовного дела, т.е. в рамках проверочного производства, недопустимо осуществлять какие-либо следственные действия, что бы не разрушить грань между:
а) стадией возбуждения уголовного дела и стадией предварительного расследования преступления;
б) процессуальной деятельностью гос. органов и должностных лиц, осуществляющих уголовный процесс, и не процессуальной деятельностью органов дознания.
В порядке исключения из этого правила допускается производство только осмотра места происшествия (ст. 176 УПК РФ). Решения после проверочного производства в рамках (пределах) стадии возбуждения уголовного дела принимаются в зависимости от его результата.
4.Основания и процессуальный порядок принятия решений в стадии возбуждения уголовного дела
По результатам рассмотрении сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель и следователь могут принять одно из следующих решений:
4.1 О возбуждении уголовного дела в порядке, установленном ст. 146 УПК РФ
Основание для возбуждения уголовного дела - наличия заявления о преступлении, либо имеющихся материалов его проверки. Т. о. основание к возбуждению уголовного дела включает в себя 2 обязательных критерия - фактическое (критерий факта) и юридическое (критерий права).
Фактический критерий - совокупность фактических обстоятельств (сведений о них), дающих основание органу дознания, дознавателю, следователю для обоснованного предположения, что общественно-опасное деяние с признаками преступления имело место в действительности.
Юридический критерий - совокупность сведений, указывающих на то, что установленные фактические обстоятельства деяния к моменту принятия решения содержат отдельные признаки состава конкретного преступления.
Таким образом, решение о возбуждении уголовного дела принимается:
а) при наличии законного повода (повода, указанного в уголовно-процессуальном законе);
б) наличие в поводе или материалах его проверки основания к возбуждению уголовного дела;
в) отсутствии предусмотренных в ст. 24 УПК РФ обстоятельств, исключающих, безусловно, производство по уголовному делу.
В соответствии со ст. 146 УПК при наличии повода и основания, предусмотренных ст. 140 УПК, и отсутствии обстоятельств, указанных в ст. 24 УПК, орган дознания, дознаватель и следователь возбуждают уголовное дело путем вынесения соответствующего постановления, которое состоит из вводной, описательно-мотивировочной и резолютивной частей.
Копии постановлений органа дознания, следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляются прокурору.
В случае если прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, то он вправе в срок не позднее 24 часов с момента поступления материалов отменить постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление.
Уголовные дела частного обвинения (ч. 2 ст. 20 УК) возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего или его законного представителя.
После вынесения постановления о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном ст. 146 УПК:
1. следователь приступает к производству предварительного следствия;
2. орган дознания производит неотложные следственные действия и направляет уголовное дело руководителю следственного органа, а по уголовным делам, указанным в ч. 3 ст. 150 УПК, производит дознание (ст. 149 УПК).
4.2 Решение об отказе в возбуждении уголовного дела (ст. 148 УПК)
Основанием отказа в возбуждении уголовного дела является отсутствие в поводе или и материалах проверки достаточных данных, указывающих на признаки преступления (состава преступления). Основаниями и условиями для принятия решении об отказе в возбуждении уголовного дела являются следующие процессуальные ситуации:
1. наличие законного повода и отсутствие в поводе (сообщении о подготавливаемом или совершенном преступлении) или материалах проверки сообщения о деянии с признаками преступления основания к возбуждению уголовного дела;
2. наличие законного повода и наличие в поводе или материалах его проверки не только оснований к возбуждению дела, но и обстоятельств, исключающих во всех случаях производство по уголовному делу. Эти обстоятельства сформулированы в ст. 24 УПК. Их наличие влечет за собой отказ в возбуждении уголовного дела или обязательное прекращение уже возбужденного уголовного дела. К этим обстоятельствам относятся следующие:
а) отсутствие события преступления;
б) отсутствие в деянии состава преступления;
в) истечение сроков давности привлечения к уголовной ответственности;
г) смерть подозреваемого или обвиняемого
д) отсутствие заявления потерпевшего;
е) отсутствие заключения суда о наличии признаков преступления в действиях одного из лиц, указанных п. 1, 3-5, 9-10, ч. 1 ст. 448 УПК, либо отсутствие согласия соответственно членов Совета Федерации, депутатов Гос. Думы, судей Конституционного суда РФ, квалификационной коллегии судей на возбуждение уголовного дела или привлечение в качестве обвиняемого в качестве одного из лиц указанных в п. 1, 3-5 ч. 1 ст. 448 УПК РФ.
При отказе в возбуждении уголовного дела выносится постановление. Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течении 24 часов с момента его вынесения направляется заявителю и прокурору. Информация об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступлении, распространенного средством массовой информации, подлежит обязательному опубликованию.
Решение об отказе в возбуждении уголовного дела оформляется постановлением, состоящим из 3 частей:
1. вводная - указывается на место и дату принятия решения, излагаются сведения о должностном лице, принявшем решение, и материалах, на основании которых принято решение.
2. описательно-мотивировочная - излагаются установленные к моменту принятия решения фактические обстоятельства исследуемого события, основания принятия решения, ссылки на уголовно-процессуальный и уголовный законы.
3. резолютивная - формируется решение об отказе в возбуждении уголовного дела, а так же излагаются сведения о разъяснении заявителю права на обжалование и процессуального порядка обжалования, о направлении копии постановления прокурору и заявителю.
4.3Решение о направлении заявления или сообщения о преступлении по подследственности или подсудности
По общему правилу все решения по заявлениям и сообщениям о преступлениях должны быть приняты уполномоченными гос. органами и должностными лицами, осуществляющими уголовное судопроизводство, в пределах своей компетенции.
Компетенция - круг полномочий какого-либо государственного учреждения или должностного лица.
Заявление о совершении преступления направляется по подследственности обычно тогда, когда в нем сообщается:
1. о преступном деянии, совершенном на территории необслуживаемой органом дознания, дознавателем или следователем;
2. преступном посягательстве, предметный или персональный признак подследственности которого не дает права соответствующим гос. органам и должностным лицам на разрешение заявления по существу.
Заявление о совершенном поступлении направляется по подсудности тогда, когда его рассмотрение является прерогативой суда. Направление материалов по подследственности или подсудности должно быть оформлено путем составления постановления.
Список литературы
1. Конституция РФ от 12.12. 1993 г. (в редакции 30.12.2008 г).
2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 (в действующей редакции)
3. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 г. (в действующей редакции).
4. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РФ под ред. В.И. Радченко. М. 2004 г.
5. В.В. Вандышев - Уголовный процесс. Курс лекций. Спб, 2004 г.
6. М.Х. Гельдибаев, В.В. Вандышев - Уголовный процесс, М. Юнити, 2009 г.
7. Уголовный процесс. Особенная часть. - учебник под ред. В.З. Лукашевича. Спб, 2005 г.