Рефераты

Возникновение и прекращение юридического лица

p align="left">1. учредителем юридического лица;

2. руководителем юридического лица, выступающим учредителем регистрируемого юридического лица;

3. иным лицом, действующим на основании доверенности.
Общий перечень документов, представляемых в регистрирующий орган для осуществления государственной регистрации вновь создаваемого юридического лица, определен в Федеральном законе от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц”.

Перед тем как придти в регистрирующий орган, необходимо уплатить государственную пошлину за государственную регистрацию. Государственная пошлина взимается в размере 2000 рублей Федеральный Закон от 21.03.2002 № 31-ФЗ . Реквизиты для уплаты государственной пошлины можно узнать на информационных стендах регистрирующего органа.

Квитанцию об оплате государственной пошлины необходимо приложить к следующему пакету документов:

- подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. При этом заявителем, согласно ст.9 Федерального закона №129-ФЗ от 08.08.2001 г. "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" могут являться следующие лица;

* руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;

* учредитель (учредители) юридического лица;

* руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;

* иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.

В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица. Форму заявления можно найти на информационных стендах в налоговом органе;

- для подтверждения оплаты уставного капитала для ООО - справка об открытии накопительного счета.

- решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- учредительные документы юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии) желательно в 2-х экземплярах, так как один остается в регистрирующем органе, второй выдается Вам с отметкой регистрирующего органа;

- выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя.

В случае отказа предоставить дополнительно запрашиваемые документы, уполномоченные органы могут отказать в приеме документов или в государственной регистрации. В этом случае можно обратиться в арбитражный суд и оспорить действия регистрирующего органа. Если, обращаясь в суд, срок разрешения спора составит от 1 до 3 месяцев со дня принятия заявления к судебному производству. Если не обращаться в суд, необходимо в налоговый орган представить все запрашиваемые им документы.

После того как собран вышеуказанный пакет документов, можно его представить непосредственно в регистрирующий орган или же направить почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом.

После того как регистрирующий орган получил пакет необходимых для регистрации документов, должна быть выдана расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом. Расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом.

При поступлении в регистрирующий орган документов, направленных по почте, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении. В расписке регистрирующий орган указывает день, в который можно прийти и получить свидетельство о государственной регистрации, либо решение об отказе в ней.

Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. По истечении этого срока необходимо явиться с распиской и получить либо свидетельство о государственной регистрации, либо решение об отказе в государственной регистрации. Когда выдаётся свидетельство о государственной регистрации, это значит, что сведения о юридическом лице внесены в государственный реестр.

Свидетельство выдается на основании решения о государственной регистрации, принятого регистрирующим органом и являющегося основанием для внесения соответствующей записи в государственный реестр. Кроме свидетельства выдаются учредительные документы (устав, учредительный договор, если учредителей более одного), с отметкой регистрирующего органа)

Тот момент, когда запись о юридическом лице внесли в государственный реестр, и будет являться моментом государственной регистрации юридического лица.

Отказ в государственной регистрации может быть в случае:

* если не представлены необходимые для государственной регистрации документы, которые определены законом;

* если представлены документы не в тот регистрирующий орган.
Здесь обращается внимание на то, чтобы решение об отказе в государственной регистрации содержало основания отказа с обязательной ссылкой на вышеуказанные нарушения. При получении отказа возможны следующие действия:

* обжаловать данное решение в судебном порядке;

* принимает к сведению нарушения, указанные в решении, исправлять и начинает процедуру регистрации заново, внеся повторно государственную пошлину и подготовив новый вышеуказанный пакет документов А.Н. Гуев. Гражданское право. Учебник. «экзамен»2006.с.109.
Регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет сведения о регистрации юридического лица в государственные органы:

* Территориальные органы федерального казначейства;

* Таможенные органы Российской Федерации;

* Территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации;

* Региональные отделения Фонда социального страхования Российской

Федерации;

* Территориальные органы Государственного комитета Российской Федерации по статистике;

* Территориальные органы Комитета Российской Федерации по финансовому мониторингу;

* Территориальные органы Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства;

* Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг.

Постановка на налоговый учет в качестве налогоплательщика производится в том же налоговом органе. Налоговая инспекция должна выдать свидетельство о присвоении идентификационного номера налогоплательщика (ИНН).

Для этого необходимо подать заявление о постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика. Ознакомиться с формой и порядком заполнения заявления о постановке на учет в налоговом органе можно в приказе МНС России или на информационном стенде в налоговом органе.

При заполнении заявления необходимо будет указать фамилии, имена, отчества руководителя организации и главного (старшего) бухгалтера. Если подаётся заявление о постановке на налоговый учет одновременно с пакетом документов для государственной регистрации, то свидетельство о постановке на учет в налоговом органе может быть выдано (направлено) налогоплательщику-организации одновременно со свидетельством о государственной регистрации юридического лица (не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации).

После получения свидетельства о государственной регистрации, учредительных документов с отметкой регистрирующего органа и в случае одновременного получения свидетельства о постановке на налоговый учет необходимо сделать копии этих документов

Для изготовления печати необходимо будет представить следующие документы:

* эскиз печати/штампа, выполненный методом компьютерной графики (допускается выполнение эскиза печати (штампа) методом чертежной графики);

* ксерокопии паспортов руководителя и главного бухгалтера;

* приказ (решение) руководителя на бланке организации об изготовлении печати (штампа) или нотариально заверенная копия приказа (решения). В приказе указывается причина изготовления печати, для каких целей будет использоваться печать, если это дополнительная печать, а также указать, какой она будет содержать в себе реквизит (надпись), например, “для финансовых документов”, “филиал №1” (в соответствии с уставом или положением о филиале), “отдел кадров”, “склад” и т.д.

В приказе также указывается организация, ответственная за утверждение эскиза печати (штампа);

* протокол (решение) о создании организации (копия простая);

* протокол (решение) о назначении руководителя (копия простая);

* свидетельство о государственной регистрации (нотариально заверенная копия, либо оригинал и ксерокопия);

* оригинал устава организации;

* доверенность за подписью директора организации;

* документ (квитанция), подтверждающий факт оплаты;

* нотариально заверенная копия свидетельства Роспатента о регистрации товарного знака (при наличии в эскизе печати (штампа) средств визуальной индивидуализации (графического изображения), или оригинал свидетельства вместе с ксерокопией. Срок изготовления печати составляет, в среднем, 1-2 рабочих дня.

Постановка на учет юридического лица в различных органах

Для ликвидации излишних административных барьеров и упрощения процедуры начала хозяйственной деятельности юридическому лицу - процедуры государственной регистрации и постановки на различные виды учета с 1 января 2004 года увязаны в так называемую «технологию одного окна». Эта технология предусматривает, что регистрирующий орган в срок не более, чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет сведения о регистрации юридического лица в государственные органы, в том числе в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации, региональные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, территориальные органы Государственного комитета Российской Федерации по статистике, а перечисленные ведомства проведут без участия хозяйствующего субъекта все необходимые процедуры и направят ему по почте документы, подтверждающие постановку на статистический учет с присвоением кодов и регистрацию его в качестве страхователя.

Открытие расчетного счета

Для того, чтобы открыть расчетный счет, необходимо явиться в банк и взять там перечень документов, необходимых для открытия расчетного счета. В разных банках установлены свои особенности открытия счетов и требования к предъявляемым документам. Для открытия расчетного счета обычно необходимо предоставить в банк следующие документы:

* заявление на открытие счета (берется в банке);

* договор на расчетно-кассовое обслуживание в двух экземплярах;

* копию свидетельства о регистрации, заверенную нотариально;

* копию учредительных документов, заверенных нотариально;

* карточку с образцами подписей, оттиска печати, заверенную нотариально;

* протокол (приказ) о назначении руководителя, приказы о назначении на должность лиц, имеющих право первой и второй подписи в карточке с образцами подписей, а так же выписка из единого государственного реестра юридических лиц, подтверждающая полномочия руководителя;

* нотариально заверенную копию свидетельства о постановке на учет в налоговой инспекции;

* анкеты на всех лиц, имеющих право подписи в карточке (с предоставлением паспорта);

* справку из органов статистики о присвоении кодов ОКПО;

* документ, подтверждающий регистрацию организации в Фонде социального страхования РФ (справка из регионального отделения);

* документ, подтверждающий регистрацию организации в Пенсионном фонде РФ (справка из регионального отделения);

* документ, подтверждающий регистрацию организации в Фонде обязательного медицинского страхования РФ (справка из регионального отделения).

Собрав перечисленный комплект документов, нужно предоставить его в банк. По прошествии нескольких дней, требующихся для проверки документов, банк открывает счет. Банк обязан сообщить об открытии расчетного счета организации в налоговый орган по месту ее учета в пятидневный срок со дня соответствующего открытия счета.

Глава 3. Прекращение юридического лица

Вопрос о прекращении деятельности юридического лица один из самых непростых вопросов о том, как правильно выйти из бизнеса, несостоявшегося в силу разных причин. Завершение деятельности предприятия - важный и ответственный шаг. Непродуманные действия могут привести к непредвиденным последствиям и наступлению ответственности:

1. Административная ответственность для должностных лиц предприятия, в соответствии с Налоговым Кодексом РФ, Административным Кодексом РФ и рядом других федеральных законов России.

2. Гражданская ответственность за деятельность предприятия (в основном в связи с причинением имущественного ущерба или в связи с задолженностью перед третьими лицами) согласно ст. 56 ГК РФ.

3. Налоговая ответственность предприятия по имеющейся задолженности в соответствии с главами 15, 16 НК РФ.

4. Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов ст. 199 УК РФ и ряд других смежных статей, связанных с таможенными и иными хозяйственными правонарушениями.

Прекращение юридического лица может быть на основании ликвидации и реорганизации. Более подробно остановимся на ликвидации.

Принятие решения о способе ликвидации зависит от ряда объективных и субъективных факторов, например: наличие активов у предприятия, которые необходимо сохранить, и одновременно имеются большие задолженности перед кредиторами; предстоящая проверка различными контролирующими органами; конфликты с соучредителями компании и много других ситуаций, которые возникают в процессе обычной хозяйственной деятельности.

Ликвидация юридического лица - это способ прекращения его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам Е.А. Суханов. Гражданское право.Учебник.М.2003.с.202. Она может носить как добровольный, так и принудительный характер.

В добровольном порядке юридическое лицо ликвидируется по решению его участников или органа юридического лица. Основание добровольной ликвидации:

* нецелесообразность дальнейшего существования;

* истечение срока, на который было создано;

* достижение или напротив принципиальная недостижимость уставных целей организации.

Принудительная ликвидация проводится по решению суда, когда деятельность осуществляется без лицензии, либо такая деятельность прямо запрещена законом, либо сопряжена с неоднократными или грубыми нарушениями закона.

Также можно отметить, что прекращение деятельности юридического лица может произойти в результате несостоятельности (банкротства).

Остановимся на добровольной ликвидации. В продолжение процесса ликвидации юридическое лицо сохраняет статус субъекта права, управляемого, однако, не его органом, а ликвидационной комиссией, ликвидационная комиссия разрабатывает и утверждает план ликвидации организации, в который обязательно должны быть включены:

1. Инвентаризация имущества организации;

2. Составление развернутой характеристики финансового состояния организации на момент ликвидации;

3. Сверка расчетов по всем федеральным и территориальным платежам с налоговыми органами и внебюджетными фондами;

4. Анализ и оценка дебиторской задолженности и разработка мероприятий по ее взысканию;

5. Анализ и характеристика кредиторской задолженности;

6. Подготовка сведений о размерах и составе активов организации;

7. Определение порядка реализации имущества ликвидируемой организации;

8. Определение порядка расчетов с кредиторами, относящимися к одной очередности удовлетворения требований кредиторов;

9. Установление сведений об участниках, имеющих право на получение доли имущества организации, оставшегося после расчетов с кредиторами;

10. Список увольняемого персонала ликвидируемой организации;

11. Установление всех организаций, учредителем которых является юридическое лицо, и вывод его из состава учредителей; если ликвидируемая организация является единственным учредителем другой организации, то эта организация должна быть также ликвидирована;

12. Определение порядка распределения между учредителями денежных и иных средств, оставшихся после удовлетворения требований кредиторов;

13. Подготовка документов для исключения организации из государственного реестра юридических лиц;

14. Закрытие счетов в банках;

15. Передача на хранение в архив документов по личному составу общества (приказы, учетные карточки, карточки лицевых счетов по начислению заработной платы), протоколов общих собраний общества; прием документов в архив удостоверяется справкой, копия которой передается в регистрирующий орган.

На основании ст. 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с ГК РФ, другими законами. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица. При этом форма указанного уведомления предусмотрена постановлением Правительства Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, и требований к их оформлению".

Кроме того, налогоплательщики-организации обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту учета о ликвидации в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения. На основании ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс назначением, которого является предварительное определение соотношение имущественных активов и пассивов ликвидируемой организации. Он должен содержать сведения о составе имущества организации, о предъявленных его кредиторами требованиях, о результатах их рассмотрения. Он утверждается участниками юридического лица или его органом с согласованию с органом, зарегистрировавшем эту организацию.

Порядок списания денежных средств юридического лица по его долгам предусмотрен ст.855 ГК и содержит два варианта:

1. если денежных средств достаточно для оплаты всех долгов, то они оплачиваются по мере их поступления (п.1 ст.855 ГК);

2. при нехватке денежных средств на счете юридического лица их списание осуществляется в соответствии с очередностью, установленной п.2 ст.855 и включающий в себя пять очередей.

Если юридическое лицо (кроме учреждений) не располагает денежными средствами, необходимыми для удовлетворения всех признанных ликвидационной комиссией требований кредиторов, то закрепленное за юридическим лицом имущество распродается с публичных торгов. Трофимов К. Ликвидация юридических лиц: вопросы имущественной ответственности // Хозяйство и право. 1995. №9.

Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности Гражданский Кодекс Российской Федерации от 01.01.1995 г ст. 64 в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица.

На основании п. 5 ст. 84 Налогового кодекса Российской Федерации в случае ликвидации организации снятие с налогового учета производится налоговым органом по заявлению налогоплательщика в течение 14 дней со дня подачи такого заявления.

При этом п. 5.4 Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика, утвержденного приказом ФНС России определено, что основанием для снятия с учета является:

1. заявление о снятии с учета в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, форма которого утверждена указанным приказом ФНС России, и наличие в налоговом органе представленных в одном экземпляре заверенных в установленном порядке копий документов, подтверждающих проведение процедуры ликвидации в соответствии с положениями статей 61-63 ГК РФ:

2. распорядительного документа (решения, постановления, приказа) учредителей (участников) юридического лица или уполномоченного органа либо решения суда о ликвидации;

3. распорядительных документов о создании ликвидационной комиссии и о порядке и предполагаемом сроке ликвидации;

4. объявления в средствах массовой информации (периодических изданиях) о ликвидации организации;

5. промежуточного ликвидационного баланса, утвержденного учредителями (участниками) организации или органом, принявшим решение о ликвидации организации, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц;

6. ликвидационного баланса, утвержденного учредителями (участниками) организации или органом, принявшим решение о ликвидации организации, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.

Одновременно с заявлением о снятии с учета в налоговый орган представляется свидетельство о постановке на учет в налоговом органе организации и все уведомления о постановке на учет организации в налоговых органах по месту нахождения обособленных подразделений, недвижимого имущества и транспортных средств.

В соответствии со ст. 22 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения ликвидируемого юридического лица. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица. При этом документы Закон N129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» ст. 21, а именно:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;

б) ликвидационный баланс

в) документ об уплате государственной пошлины.

представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица. Представление документов для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 9 Закона N 129-ФЗ Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в государственный реестр. Регистрирующий орган выдает свидетельство о ликвидации общества, а также письмо о снятии с налогового учета. С момента исключения из Единого государственного реестра и общество считается прекратившим свое существование. Ликвидационная комиссия подает копии свидетельства о ликвидации общества в налоговый орган, внебюджетные фонды.

Принудительная ликвидация юридического лица осуществляется помимо воли участников организации, точнее - по волеизъявлению третьих лиц. Главными причинами принудительной ликвидации юридического лица являются ситуации:

I. во-первых, если, при создании организации были допущены грубые нарушения закона и эти нарушения носят неустранимый характер.

II. Во-вторых, ликвидация предприятия проводится, если юридическое лицо работает без разрешения (лицензии) или осуществляет деятельность, запрещенную законом.

III. В-третьих, юридическое лицо можно ликвидировать, если оно осуществляет свою деятельность с иными нарушениями закона или правовых актов ФЗ от 2.07.2005 «О внесении изменений в ФЗ « О государственной регистрации юридических лиц».

Основанием для принудительной ликвидации юридического лица является решение суда. Естественно, суд не может вынести такое решение по собственной инициативе. Соответствующий иск может быть предъявлен уполномоченным государственным органом, то есть тем государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

Вопрос о том, кто вправе инициировать судебное разбирательство, вызывает естественный интерес со стороны юридических лиц. Учитывая, что наиболее часто им приходится иметь дело с органами ФНС России, основную угрозу предъявления иска о ликвидации «предприниматели» видят именно со стороны налоговых органов.

Действительно, согласно НКРФ налоговые органы вправе предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации. При этом необходимо учитывать, что НК РФ как акт законодательства о налогах и сборах регулирует отношения в сфере налогообложения и налогового контроля (статья 2 НК РФ). Следовательно, полномочия, предусмотренные подпунктом 16 пункта 1 статьи 31 НК РФ, могут использоваться налоговыми органами исключительно для решения возложенных на них задач в сфере налоговых правоотношений.

В то же время не следует забывать, что компетенция налоговых органов не ограничивается сферой законодательства о налогах и сборах. На налоговые органы возложен целый ряд задач, вытекающих из "смежных" законодательных актов. Речь идет, в частности о:

I. Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях,

II. Федеральном Законе "О государственной регистрации юридических лиц",

III. Федеральном Законе от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".

В связи с этим не выглядит дублированием подпункта 16 пункта 1 статьи 31 НК РФ наделение налоговых органов правом инициировать принудительную ликвидацию юридических лиц содержащееся в пункте 11 статьи 7 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 "О, налоговых органах Российской Федерации". В любом случае, при оценке правомерности требования налогового органа о ликвидации юридического лица необходимо исходить из того, насколько такое требование соотносится с компетенцией налоговых органов, определенной конкретным актом законодательства. В целом ряде случаев иски о ликвидации юридических лиц могут предъявляться иными государственными органами (Центральным банком Российской Федерации, органами внутренних дел, таможенными органами, органами по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее - органы госнаркоконтроля) и др.), а также органами местного самоуправления. При этом право государственного органа на иск о ликвидации юридического лица должно корреспондировать с компетенцией этого государственного органа. Универсальным правом на предъявление подобных исков обладают органы прокуратуры, выступающие в защиту государственных и общественных интересов.

В случае признания судом недействительной регистрации юридического лица ликвидация данного лица осуществляется по решению его участников или органа, уполномоченного на то учредительными документами. Подобная ликвидация не является добровольной. Для каждой формы организации установлены общие и индивидуальные основания для принудительной ликвидации юридического лица. Если стоимость имущества ликвидируемого юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке признания его несостоятельным (банкротом), предусмотренном статьей 65 ГК РФ.

Банкротство является одним из оснований ликвидации юридического лица. Под банкротством (несостоятельностью) понимается признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Существование института несостоятельности (б) обусловлено несколькими причинами М.В. Телюкина. Конкурсное право.М.2002.с.57:

* оградить экономический оборот от последствий неэффективной работы, когда неисполнение приобретает стойкий, систематический характер;

* когда возникает угроза, желательно попытаться сохранить его как производителя ценностей (товаров, работ, услуг) и работодателя.

В настоящее время основным нормативным документом, регламентирующим процедуру банкротства, является Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" Процедуры банкротства не применяются к казенным предприятиям, так как они обладают одновременно признаками и коммерческих и некоммерческих организаций и за их действия субсидиарную ответственность несет собственник (Российская Федерация).

Закон о несостоятельности (банкротстве) так же предусматривает, что споры по делам о несостоятельности рассматриваются арбитражными судами.

#G0Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом в связи с неисполнением денежных обязательств обладают должник, кредитор и прокурор. Для подачи заявления в арбитражный суд необходимо наличие двух признаков:

во-первых - требование к должнику - юридическому лицу должно в совокупности составлять не менее пятисот минимальных размеров оплаты труда;

во-вторых - указанные требования не погашены в течение трех месяцев (пункт 2 статьи 29 закона). Отсутствие какого-либо из указанных признаков является основанием отказа в принятии заявления о признании должником банкротом Судебное признание банкротства возможно как по требованию кредиторов (или прокурора), так и по заявлению самого неплатежеспособного должника.

Т.е. объявление банкротом, а также последующая ликвидация юридического лица могут быть как принудительная (по судебному решению), так и добровольная (по решению самого банкрота, принятому совместно с его кредиторами в соответствии с п. 2 ст. 65 ГК и ст. 24, 181-183 Закона о банкротстве).

Заявление о признании несостоятельным может быть подано как кредитором, так и самим должником. В зависимости от того, кто подает заявление, закон устанавливает различный порядок его оформления и содержания..Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" Так, при подаче заявления самим должником закон устанавливает следующие правила:

Заявление подается в арбитражный суд в письменной форме. Оно должно быть подписано руководителем должника - юридического лица или лицом, его заменяющим.

Необходимыми реквизитами указанного документа являются:

· наименование арбитражного суда, в который подается заявление; сумма требований кредиторов по денежным обязательствам в размере, который не оспаривается должником;

· сумма задолженности по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью, оплате труда и выплате выходных пособий работникам должника, сумма вознаграждения, причитающегося к выплате по авторским договорам;

· размер задолженности по обязательным платежам;

· обоснование невозможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме;

· сведения о принятых к производству судами общей юрисдикции, арбитражными судами, третейскими судами исковых заявлений к должнику, а также об исполнительных и иных документах, предъявляемых к бесспорному списанию;

· сведения об имеющемся у должника имуществе, в том числе о денежных средствах и дебиторской задолженности;

· номера счетов должника в банках и иных кредитных организациях, почтовые адреса банков и иных кредитных организаций; сведения о наличии у должника имущества, достаточного для покрытия судебных расходов по делу о банкротстве;

· перечень прилагаемых документов.

Данный перечень является не исчерпывающим, в заявлении могут быть указанны и иные сведения, необходимые для правильного разрешения дела (статья 33 закона).

Должник обязан направить копии заявления кредиторам и иным лицам, участвующим в деле. Порядок и содержания заявления, подаваемого кредитором, регулируется статьями 35-37 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»Заявление, так же как и в случае подачи заявления, должником, подается в письменной форме. В нем должна быть указана следующая информация:

I. наименование арбитражного суда, в который подается заявление кредитора; наименование должника и его почтовый адрес;

II. наименование кредитора и его почтовый адрес;

III. размер требований кредитора к должнику с указанием размера подлежащих уплате процентов и неустоек (штрафов и пени); обязательство должника перед кредитором, из которых возникло требование, а также срок его исполнения;

IV. доказательство обоснованности требований кредитора, в том числе вступившее в законную силу решение суда, доказательства, подтверждающие признание указанных требований должником, исполнительная надпись нотариуса;

V. доказательства, подтверждающие основания заявления кредитора; перечень прилагаемых к заявлению кредитора документов.

Прокурор также в праве обратиться с заявлением в суд в случае обнаружения им признаков умышленного или фиктивного банкротства и в других случаях предусмотренных законом.

Умышленное банкротство - преднамеренное создание или увеличение руководителями или собственником неплатежеспособности предприятия, нанесение ими ущерба в личных интересах или в интересах других лиц, а также заведомо некомпетентное ведение дел.

Фиктивное банкротство - заведомо ложное объявление предприятия о своем банкротстве с целью введения в заблуждение своих кредиторов, с целью отсрочки или рассрочки платежей либо скидки с долгов. Заявление прокурора может быть отозвано им до возбуждения производства по делу. Для обращения в арбитражный суд необходимо уплатить государственную пошлину. В соответствии с Законом РФ «О государственной пошлине» от 9 декабря 1991 г. в заявление о признании предприятия банкротом оплачивается государственной пошлиной в размере 20 минимальных размеров оплаты труда Федеральный закон от 19 июля 1997 г. № 105-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О государственной пошлине».

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты