p align="left">Указанные нормативные акты создают достаточное юридическое основание для проведения аттестации рабочих мест и определения на ее основе продолжительности дополнительного отпуска в связи с вредными и тяжелыми условиями труда. И все-таки Кабинет Министров при утверждении упомянутого Списка установил, как правило, максимальную, а в отдельных случаях - фиксированную продолжительность отпуска. Поскольку это правило не вполне соответствует закону, предприятия при условии соблюдения правил, регулирующих порядок проведения аттестации, определение продолжительности дополнительного отпуска и юридическое закрепление этого в коллективном или трудовом договоре, могут, на наш взгляд, отойти от продолжительности дополнительного отпуска, установленного Кабинетом Министров.
И все-таки Порядок применения Списков производств, цехов, профессий и должностей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость работников на работах в которых дает право на ежегодный дополнительный отпуск, предписывает: «В случаях, когда продолжительность дополнительного отпуска по результатам аттестации рабочих мест превышает максимальную продолжительность, указанную в Списке, отпуск может быть продлен на количество дней этой разницы за счет собственных средств предприятия». Это положение, на наш взгляд, не должно применяться по двум причинам:
1) оно не соответствует части второй ст. 7 Закона «Об отпусках», предоставляющей сторонам коллективного (трудового) договора безусловное право определять продолжительность отпуска в соответствии с результатами аттестации рабочих мест;
2) вопрос об источниках расходов предприятия-плательщика налога на прибыль на оплату дополнительного отпуска решается исключительно Законом «О налогообложении прибыли предприятий» (ч. 5.10 ст. 5). Эти отношения не могут регулироваться даже нормами Кодекса законов о труде, не говоря уже о рассматриваемом подзаконном акте. Поэтому определение в названном Порядке источников расходов на оплату дополнительного отпуска юридической силы не имеет. И как положение методического характера оно на законе не основывается.
При утверждении указанного Списка Кабинет Министров в ряде случаев внес в него работы и должности с указанием «постоянно занятый», «постоянно работающий». С учетом этого Министерство труда и социальной политики при утверждении Порядка применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость работников на работах в которых дает право на ежегодный дополнительный отпуск, вынуждено было установить: «Если в Списке указано «постоянно занятый» или «постоянно работающий», в счет времени, отработанного во вредных и тяжелых условиях труда, включаются только те дни, когда работник фактически был занят в этих условиях полный рабочий день, установленный для работников этих производств, цехов, профессий и должностей». Это правило, как и указание в Списке на постоянно занятых, постоянно работающих, не соответствует, на наш взгляд, п. 1 части второй ст. 9 Закона «Об отпусках», в соответствии с которым в стаж работы, дающий право на ежегодные дополнительные отпуска, включается время фактической работы с вредными, тяжелыми условиями труда, если работник занят в таких условиях не менее половины продолжительности рабочего дня, установленного для работников данного производства, цеха, профессии или должности. Естественно, применению подлежит Закон, а не названные подзаконные акты.
П. 1 части первой ст. 8 Закона «Об отпусках» предусматривает предоставление ежегодного дополнительного отпуска за особый характер труда продолжительностью до 35 календарных дней отдельным категориям работников, работа которых связана с повышенной нервно-эмоциональной и интеллектуальной нагрузкой или выполняется в особых природных географических и геологических условиях и условиях повышенного риска для здоровья. Список производств, работ, профессий и должностей работников, работа которых связана с повышенной нервно-эмоциональной и интеллектуальной нагрузкой или выполняется в особых природных географических и геологических условиях и условиях повышенного риска для здоровья, дающих право на ежегодный дополнительный отпуск за особый характер труда, утвержден постановлением Кабинета Министров Украины.
В этом Списке также в некоторых случаях предусмотрено предоставление ежегодного дополнительного отпуска по рассматриваемой причине только постоянно работающим (занятым), в то время как п. 1 части второй ст. 9 Закона «Об отпусках» устанавливает, что в стаж работы, дающий право на ежегодные дополнительные отпуска включается время фактической работы во вредных и тяжелых условиях труда или с особым характером труда, если работник занят в таких условиях не менее половины продолжительности рабочего времени, установленного для работников данного предприятия, цеха, профессии или должности. Такое же, как и в названном Списке, правило повторяется в Порядке применения Списка производств, работ, профессий и должностей работников, работа которых связана с повышенной нервно-эмоциональной и интеллектуальной нагрузкой или выполняется в особых природных географических и геологических условиях и в условиях повышенного риска для здоровья, дающих право на ежегодный дополнительный отпуск за особый характер труда. При наличии противоречий между законом и подзаконными актами должна применяться норма Закона «Об отпусках».
Конкретная продолжительность ежегодного дополнительного отпуска за особый характер труда устанавливается коллективным или трудовым договорами в зависимости от времени занятости работника в таких условиях[9,с201].
Критерий дифференциации продолжительности ежегодного дополнительного отпуска за особый характер труда законом установлен такой, который не позволяет достаточно обоснованно дифференцировать его продолжительность для отдельных категорий работников. Действительно, абсолютное большинство работников постоянно занято в условиях, дающих право на дополнительный отпуск за особый характер труда. Поскольку другие критерии для дифференциации отсутствуют, всем этим работникам, имеющим максимальный показатель по критерию дифференциации продолжительности дополнительного отпуска (стопроцентная занятость в соответствующих условиях), пришлось бы устанавливать продолжительность дополнительного отпуска в 35 календарных дней.
В таких условиях Кабинет Министров в указанном выше Списке установил конкретную продолжительность ежегодного дополнительного отпуска за особый характер работы для соответствующих производств, работ, профессий и должностей. С точки зрения обычной логики Кабинет Министров совершенно прав. Однако, установив конкретную продолжительность ежегодных дополнительных отпусков за особый характер труда для каждого производства, каждой работы, профессии, вида должностей, Кабинет Министров все-таки, по нашему мнению, несколько отступил от правила части второй ст. 8 Закона «Об отпусках», в соответствии с которым конкретная продолжительность этого дополнительного отпуска устанавливается коллективным или трудовым договором.
Определять продолжительность ежегодных дополнительных отпусков за особый характер труда в коллективных договорах все-таки совершенно необходимо. Продолжительность, установленную названным выше Списком, следует использовать как обязательную минимальную гарантию. Отступление при этом от продолжительности такого отпуска, указанной в Списке, в сторону увеличения представляется вполне допустимым. При этом затраты работодателей на оплату времени отпусков большей продолжительности чем установленная законодательством, относятся на валовые расходы плательщиков налога на прибыль.
Другой разновидностью ежегодных дополнительных отпусков за особый характер труда является отпуск, предоставленный работникам с ненормированным рабочим днем.
Списки должностей, работ и профессий, работа по которым предоставляет право на ежегодный дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день, определяются соглашениями и коллективными договорами.[11,с 27-28]
Cписки, внесенные в коллективные договоры, могут дополнять списки, внесенные в отраслевые и региональные соглашения, однако не могут их сужать.
Соглашениями не может определяться продолжительность ежегодного дополнительного отпуска за особый характер работы работникам с ненормированным рабочим днем. Этот вопрос должен решаться коллективными или трудовыми договорами. В силу права сторон трудового договора определять в нем продолжительность отпуска за особый характер труда (ненормированный рабочий день) в трудовой договор можно включить условие о большей продолжительности дополнительного отпуска, чем это установлено коллективным договором, однако о меньшей - нельзя.
Ежегодный дополнительный отпуск может быть предоставлен работнику по одному из оснований на выбор работника. Однако Кабинету Министров предоставлено право (часть первая ст. 10 Закона «Об отпусках») определять порядок предоставления ежегодных дополнительных отпусков по нескольким основаниям. Используя это право, Кабинет Министров в некоторых случаях для конкретных производств, цехов, работ, профессий и должностей в утвержденных им названных выше Списках предусмотрел право работников на получение ежегодного дополнительного отпуска по двум основаниям (за вредные и тяжелые условия и за особый характер труда).
Ограничение возможности предоставления работникам дополнительных отпусков по нескольким основаниям касается только отпусков, установленных ст. 7 и 8 Закона «Об отпусках». Это ограничение не распространяется на другие виды отпусков, предусмотренные абзацем пятым (последним) п. 1 части первой ст. 4 Закона «Об отпусках», п. 2-5 и частью второй ст. 4 Закона «Об отпусках», хотя бы они и назывались дополнительными.
П. 1 ч.1 ст. 4 Закона «Об отпусках» устанавливает возможность предоставления работникам других ежегодных дополнительных отпусков, предусмотренных законодательством. Это означает, что с вступлением в силу Закона «Об отпусках» сохранили силу правила, которыми установлены ежегодные дополнительные отпуска, в частности, для таких категорий работников:
1) государственным служащим, имеющим стаж работы в государственных органах свыше 10 лет, предоставляется ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью до 15 календарных дней. Постановлением Кабинета Министров Украины «О порядке и условиях предоставления государственным служащим, должностным лицам местного самоуправления дополнительных оплачиваемых отпусков» предусмотрено, что государственным служащим, имеющим стаж государственной службы свыше 10 лет предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 5 календарных дней, а, начиная с одиннадцатого года этот отпуск увеличивается на 2 календарных дня за каждый следующий год работы на должностях государственных служащих;
2) судьям предоставляется ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью 15 календарных дней. Такой отпуск предоставляется при наличии стажа работы свыше 10 лет (ч. 5 ст. 44 Закона «О статусе судей»). В названный стаж включается время работы на должности судьи, а также на должностях следственных, прокурорских работников. Кроме того, в этот стаж включается время работы на должностях, где законом предусмотрены такие же льготы (ч. 6 ст. 44 Закона «О статусе судей»), т.е. право на дополнительный отпуск за стаж работы, в частности, на должностях государственных служащих;
3) аттестованным работникам прокуратуры предоставляется ежегодный дополнительный отпуск, продолжительность которой дифференцируется в зависимости от стажа работы в прокуратуре и составляет:
а) при стаже больше 10 лет - 5 календарных дней;
б) при стаже более 15 лет -10 календарных дней;
в) при стаже более 20 лет -15 календарных дней (ст. 49 Закона «О прокуратуре»).
К числу других ежегодных дополнительных отпусков, которые могут устанавливаться законодательством в соответствии с абзацем пятым ст. 4 Закона «Об отпусках», следует отнести дополнительные отпуска, предусмотренные Законом «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы».
Пункт 22 ст. 20 и ст. 21 Закона «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы» предусматривают предоставление дополнительного отпуска продолжительностью 14 рабочих дней в год лицам, отнесенным к категории 1 и 2 пострадавших вследствие катастрофы. По заявлению работника, статус которого как пострадавшего соответствующей категории надлежаще подтвержден, собственник обязан предоставить ему указанный дополнительный отпуск.
Один из родителей ребенка из числа указанных в ст. 27 Закона «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы» имеет право на дополнительный отпуск продолжительностью 14 рабочих дней ежегодно (ст. 30 названного Закона).
Членам добровольных пожарных дружин (команд) может предоставляться дополнительный отпуск с сохранением заработной платы до 10 рабочих дней (часть третья ст. 29 Закона «О пожарной безопасности»). Указывается, что отпуск такой продолжительности предоставляется «на год».
В некоторых случаях в соответствии с частью второй ст. 4 Закона «Об отпусках» законодательством предусматривается предоставление других отпусков, которые к категории ежегодных не относятся, а поэтому должны предоставляться за другой период или вообще независимо от периода.
Пострадавшим, которые стали инвалидами вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, если они использовали свой ежегодный отпуск до получения путевки на санаторно-курортное лечение, предоставленной Фондом социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины или приобретенной пострадавшим на условиях, когда расходы на приобретение путевки в соответствии с законодательством компенсируются названным Фондом, собственник обязан предоставить дополнительный оплачиваемый отпуск на период санаторно-курортного лечения и проезда к месту лечения и в обратном направлении.
По представлению руководящих органов общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы предприятия, учреждения, организации имеют право предоставлять членам таких формирований дополнительный отпуск продолжительностью до пяти дней (часть первая ст. 18 Закона «Об участии граждан в охране общественного порядка и государственной границы»). Обязанности предоставлять такие отпуска работодатели не несут. Такие отпуска предоставляются предприятиями «за счет собственных средств». Плательщики налога на прибыль не вправе относить такие расходы на валовые расходы, поскольку они не несут обязанности предоставлять такие отпуска. А бюджетные учреждения вправе предоставлять такие отпуска при наличии средств в пределах сметы.
Работники, избранные в состав выборных профсоюзных органов предприятий, учреждений, организаций, имеют право на дополнительный отпуск продолжительностью до 6 календарных дней с сохранением заработной платы за счет работодателя на время профсоюзного обучения (часть седьмая ст. 41 Закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»).
Женщине, работающей и имеющей двоих или более детей в возрасте до 15 лет, или ребенка инвалида, или усыновившей ребенка, одинокой матери, отцу, воспитывающему ребенка без матери (в том числе и в случае продолжительного нахождения матери в лечебном заведении), а также лицу, взявшему ребенка под опеку, предоставляется ежегодно дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 7 календарных дней без учета праздничных и нерабочих дней. При наличии нескольких оснований для предоставления этого отпуска его общая продолжительность не может превышать 14 календарных дней (ст. 19 Закона «Об отпусках)
В случае увольнения работника ему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные им дни ежегодного отпуска, а также дополнительного отпуска работникам, имеющим детей - ст. 24 Закона «Об отпусках». То есть право на такой отпуск и выплату денежной компенсации за него в случае увольнения не утрачивается.
Рассмотрим пример: Работница (одинокая мать) принята на работу 25 декабря 2007 года. Ребенку исполняется 18 лет 2 января 2008 года.
1. Если одинокая мать до 25 декабря 2007 г. Работала на другом предприятии, она могла использовать социальный отпуск, а при увольнении ей должны были выплатить денежную компенсацию за все неиспользованные дни такого отпуска. В таком случае на следующем месте работы (с 25.12.2007 г.) указанный отпуск не предоставляется.
2. Если же одинокая мать с 1 января 2007 г. до 25 декабря 2007 г. вообще не работала и была принята на работу с 25 декабря 2007 года, то за 2007 год ей может быть предоставлен дополнительный отпуск на основании ст. 19 Закона «Об отпусках», а в случае увольнения может быть выплачена компенсация за 7 календарных дней, которые работница (одинокая мать) не использовала в 2007 году.
3. Если одинокая мать уволилась с работы 9 января 2008 года, ей должна быть включена компенсация за все неиспользованные дни дополнительного отпуска работникам, имеющим детей, т.е. продолжительностью 7 календарных дней за 2008 г. В этом случае на следующем месте работы она не будет иметь права на указанный отпуск в 2008 году.
Действующим законодательством не предусмотрен срок давности, после которого утрачивается право на дополнительный отпуск работникам, имеющим детей.
Следует обратить внимание на то обстоятельство, что Постановлением Верховной Рады «О порядке введения в силу Закона «Об отпусках» (в редакции от 2 ноября 2000 г.) предусмотрено сохранение права на большую продолжительность не каждого из отпусков, на которые работник имеет право, а только общей продолжительности ежегодных отпусков.
2.4 Творческий отпуск
Право на творческий отпуск имеют работники предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности по основному месту работы. Творческий отпуск предоставляется для завершения диссертации на соискание ученой степени доктора или кандидата наук, а также для написания учебника, монографии, справочника или другого научного труда.
Творческий отпуск для завершения кандидатской диссертации предоставляется продолжительностью до трех месяцев, докторской - до шести.
Основанием для предоставления творческого отпуска для завершения диссертации является заявление работника и рекомендация о целесообразности предоставления творческого отпуска научного (научно-технического) совета центрального органа исполнительной власти или ученого совета высшего учебного заведения III-IV уровней аккредитации или научно-исследовательского института соответствующего профиля. [16, с. 66]
Для получения творческого отпуска с целью завершения работы над диссертацией лицо, желающее получить ученую степень, должно сделать научный доклад на заседании кафедры, отдела или лаборатории, где оно проводит научную работу. По результатам доклада дается мотивированное заключение с обоснованием продолжительности отпуска.
Творческий отпуск для написания учебника или научного труда продолжительностью до трех месяцев предоставляется на основании заявления работника и справки издательства о включении учебника или научного труда в план издательства на текущий год.
Поскольку в последнее время получить такую справку только несколько сложнее, чем написать заявление, существенное значение приобретает правило о том, что творческий отпуск для рассматриваемых целей может быть предоставлен только работнику, успешно сочетающему основную трудовую деятельность с научной работой. Если учебник или научный труд создается авторским коллективом, творческий отпуск предоставляется одному из авторов на основании письменного заявления, подписанного всеми членами авторского коллектива. [16, с. 69]
На время творческого отпуска за работником сохраняется место работы и средняя заработная плата.
Продолжительность, порядок и условия предоставления и оплаты творческих отпусков устанавливаются Кабинетом Министров Украины.
Застрахованным лицам в период пребывания в творческом отпуске дни временной нетрудоспособности не оплачиваются.
2.5 Отпуска без сохранения заработной платы
Законом Украины «Об отпусках» предусмотрено предоставление двух видов отпусков без сохранения заработной платы:
1) отпусков, предоставленных работникам в силу субъективного права, которое принадлежит им по закону;
2) отпусков без сохранения заработной платы, предоставленных по соглашению сторон. Эта категория отпусков включает в себя отпуска, предоставленные работникам по семейным обстоятельствам и другим причинам (предоставляются по соглашению между собственником и работником).
Собственник обязан предоставить работнику отпуск без сохранения заработной платы в таких случаях (ст. 25 Закона «Об отпусках»):
- матери или отцу, воспитывающему детей без матери (в том числе и в случае длительного нахождения матери в лечебном заведении), имеющим двух и более детей в возрасте до 15 лет или ребенка-инвалида, - продолжительностью до 14 календарных дней ежегодно;
- мужчине, жена которого находится в послеродовом отпуске, -продолжительностью 14 календарных дней;
- матери в случае, если ребенок нуждается в домашнем уходе, -продолжительностью, определенной в медицинском заключении, но не более чем до достижения ребенком шестилетнего возраста. В соответствии с п. 3 части первой ст. 25 и ст. 18, 19 Закона «Об отпусках», такое право имеет также отец ребенка, бабка, дед, другие родственники, фактически осуществляющие уход за ребенком, лица, усыновившие или взявшие ребенка под опеку. Отец ребенка имеет право на получение отпуска по указанному основанию также и тогда, когда он воспитывает ребенка без матери, в том числе и в случае длительного нахождения ее в лечебном заведении (вне зависимости от фактического осуществления им ухода за ребенком). Перечисленные лица имеют право на получение отпуска без сохранения заработной платы также в соответствии с ч. 7 ст. 179 и ст. 186 КЗоТ;
- ветеранам войны, лицам, имеющим особые заслуги перед Родиной, и лицам, на которых распространяется действие Закона «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты», - продолжительностью до 14 календарных дней ежегодно.
Лицами, имеющими особые заслуги перед Родиной, признаются Герои Советского Союза, полные кавалеры ордена Славы, лица, награжденные четырьмя и более медалями «За отвагу», а также Герои Социалистического труда, отмеченные этим званием за труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. (ст. 11 Закона «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты»). Ветераны войны определены в ст. 4-9 названного Закона. Лица, на которых распространено действие этого Закона, определены в его ст. 10. В соответствии с Законом «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» (п. 22 ст. 16), лицам, имеющим особые заслуги перед Родиной, отпуск без сохранения заработной платы предоставляется продолжительностью до трех недель. Такое же правило содержится и в Декрете «О льготах Героям Советского Союза и полным кавалерам ордена Славы», сохранившем юридическую силу (ст. 9). Эти последние нормы можно признать специальными и применять их преимущественно перед нормой п. 4 ст. 25 Закона «Об отпусках». Тогда продолжительность отпуска этой категории работников должна составлять три недели;
- лицам, имеющим особые трудовые заслуги перед Родиной, -продолжительностью до 21 календарного дня ежегодно. Такими лицами признаются Герои Социалистического Труда и полные кавалеры ордена Трудовой Славы (ст. 8 Закона «Об основных принципах социальной защиты ветеранов труда и других граждан преклонного возраста в Украине»);
- пенсионерам по возрасту и инвалидам третьей группы - продолжительностью до 30 календарных дней ежегодно. Это право имеют также пенсионеры по возрасту, получающие пенсию на льготных условиях;
- инвалидам 1 и 2 групп - продолжительностью до 60 календарных дней;
- лицам, вступающим в брак, - продолжительностью до 10 календарных дней;
- работникам в случае смерти родных по крови или по браку: мужа (жены), родителей (отчима, мачехи), ребенка (пасынка, падчерицы), братьев, сестер - продолжительностью до 7 календарных дней без учета времени, необходимого для проезда к месту погребения и назад; других родных - продолжительностью до 3 календарных дней без учета времени, необходимого для проезда к месту погребения и назад;
- работникам для ухода за больным родственником по крови или по браку, который по заключению медицинского заведения нуждается в постоянном уходе, - продолжительностью, определенной в медицинском заключении, но не более 30 календарных дней;
- работникам для завершения санаторно-курортного лечения -продолжительностью, определенной в медицинском заключении;
- работникам, допущенным к вступительным экзаменам в высшие учебные заведения, - продолжительностью 15 календарных дней, без учета времени, необходимого для проезда к месту нахождения учебного заведения и в обратном направлении (ст. 214 КЗоТ);
- работникам, допущенным к сдаче вступительных экзаменов в аспирантуру с отрывом или без отрыва от производства, а также работникам, обучающимся без отрыва от производства в аспирантуре и успешно выполняющим индивидуальный план подготовки, - продолжительностью, необходимой для проезда к месту нахождения учебного заведения или заведению науки и в обратном направлении. К категории лиц, имеющих право на отпуск без сохранения заработной платы по рассматриваемому основанию, не относятся работники, обучающиеся без отрыва от производства в высших учебных заведениях. Они могут получить отпуск без сохранения заработной платы на период проезда к месту нахождения учебного заведения и назад только с согласия собственника (часть первая ст. 26 Закона «Об отпусках»). Если такое согласие не будет получено, работник вынужден будет для проезда использовать время дополнительного отпуска в связи с обучением;
- совместителям - на срок до окончания отпуска по основному месту работы;
- ветеранам труда - продолжительностью до 14 календарных дней ежегодно. Лица, относящиеся к категории ветеранов труда, определены в ст. 6 Закона «Об основных принципах социальной защиты ветеранов труда и других граждан преклонного возраста»;
- работникам, не использовавшим по предыдущему месту работы «ежегодный основной и дополнительные отпуска», и получившим за них денежную компенсацию, - продолжительностью до 24 календарных дней в первый год работы на данном предприятии, до наступления шестимесячного срока непрерывной работы.
Также к числу отпусков без сохранения заработной платы ст. 25 Закона «Об отпусках» относит и предоставление работникам, обучающимся без отрыва от производства в аспирантуре, в течение четвертого года обучения, по их желанию, одного свободного от работы дня в неделю без сохранения заработной платы.
Ст. 26 Закона «Об отпусках» не предусматривает прямо возможности предоставления работникам по их требованию отпуска без сохранения заработной платы в обязательном порядке в других установленных законодательством случаях. Это, однако, не может быть основанием для отрицания силы тех норм законов, которые такую возможность предоставляют. Так, ст. 58 Закона «О выборах народных депутатов Украины» предусматривает предоставление кандидатам в народные депутаты Украины «неоплачиваемых» отпусков на период избирательной компании. Предоставление «неоплачиваемых» отпусков предусмотрено также Законом «О выборах депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, местных советов и сельских, поселковых, городских голов» (ст. 33). Необходимость предоставления отпусков без сохранения заработной платы вытекает также из некоторых других законов, в частности, из части второй ст. 126 КЗоТ.
Возможность предоставления работникам по их требованию в обязательном порядке отпусков без сохранения заработной платы может быть предусмотрена подзаконными актами, если только соответствующий правотворческий орган наделен полномочиями издавать такие акты. С учетом этого следует признать не противоречащим закону правило о предоставлении должностным лицам таможенных органов времени, необходимого для проезда к месту проведения отпуска, но не более 15 суток (п. 36 Положения о порядке прохождения службы в таможенных органах Украины).
Если работник имеет право на получение отпуска без сохранения заработной платы по нескольким основаниям, использование отпуска по одному из оснований не препятствует использованию отпуска по другим основаниям.
Время предоставления отпуска без сохранения заработной платы в одних случаях определяется самим работником в пределах действия обстоятельств, указанных в ст. 25 Закона «Об отпусках», а в других случаях подлежит согласованию с собственником.
Работник имеет право обратиться с заявлением в комиссию по трудовым спорам, в случае предоставлении ему принудительного отпуска без сохранения заработной платы (Приложение 1.3)
Следует отметить, что в Финляндии пятая неделя отпуска может быть реализован только в осенне-зимний период; в Швеции пятая неделя отпуска по желанию работника может накапливаться на протяжении пяти лет, то есть каждые шесть лет работник имеет отпуск, составляющий десять недель. В Японии по закону отпуск предоставляется продолжительностью от 10 до 20 дней. В Корее продолжительность рабочего времени составляет 54 часа, много предприятий работают шестидневную рабочую неделю в две смены по 12 часов и 3 днями отпуска в год.[14,с 46]
Например, в автомобильных компаниях французких фирм «Пежо» и «Ситроен» каждая неделя бесприрывной работы (баз прогулов и опозданий) дает работнику 15 баллов, а служащему-9 баллов. Пятсот баллов дают право на один дополнительный оплачиваемый день отпуска.
Кроме этого, характерной чертой в законодательстве западных стран является гендерная линия - предоставление отпуска для присмотра за ребенком какому-либо из родителей или по очереди каждому из них. В Швеции только 25 % человек, которые воспользовались таким отпуском- родители. Такой от пуск предоставляется до достижения ребенком школьного возраста - 6-8 лет.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
Время отдыха - это часть календарного периода, в течение которого работник согласно закону должен быть освобожден от выполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по собственному усмотрению для удовлетворения своих интересов и восстановления трудоспособности.
Законодательством установлены следующие виды времени отдыха: перерывы в течение рабочего дня (смены); ежедневный отдых (междусменный перерыв); выходные дни (еженедельный отдых); праздничные и нерабочие дни; отпуска.
Отпуск - это время отдыха, которое исчисляется в календарных днях и предоставляется работникам с сохранением места работы и заработной платы.
Право на отпуск имеют все граждане Украины, которые состоят в трудовых отношениях с предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности, вида деятельности и отраслевой принадлежности, а также лица, работающие по трудовому договору у физического лица.
Наравне с гражданами Украины право на отпуск имеют иностранные граждане и лица без гражданства, которые работают в Украине (ст. 2 Закона Украины «Об отпусках» от 15 ноября 1996 года).
Законом Украины «Об отпусках» предусмотрены следующие виды отпусков: ежегодные отпуска, дополнительные отпуска в связи с обучением (статьи 13, 14 и 15 Закона); творческий отпуск (статья 16 Закона); социальные отпуска: отпуск в связи с беременностью и родами (статья 17 Закона); отпуск по уходу за ребенком до достижения им трех лет (статья 18 Закона); дополнительный отпуск работникам, имеющим детей (статья 19 Закона); отпуска без сохранения заработной платы (статьи 25, 26 Закона).
Законодательством, коллективным договором, соглашением и трудовым договором могут устанавливаться иные виды отпусков.
Трудовое законодательство на сегодняшний день самое несоблюдаемое. С одной стороны вроде бы применяется Кодекс законов о труде, нормы которого устанавливают определенные принципы взаимоотношений работника и работодателя, но с другой стороны, есть работодатель, он же -- хозяин, для которого, будем откровенны, законы не писаны: нужен лишь экономически полезный результат, а каким способом он достигается (с нарушением трудового законодательства или нет) -- вопрос, зачастую не подлежащий рассмотрению. Поэтому проблем в трудовых отношениях существует предостаточно. И, конечно, в летний период особенно актуальной является проблема предоставления ежегодных отпусков.
Что касается например, Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в отношении отпусков». Краткая хронология работы над данным Законом сводится к следующим этапам: 29 января 2001 года законопроект был получен Верховным Советом и только почти через год, 29 ноября, был впервые принят. Тем не менее Президент его не подписал и вернул на доработку. Несколько раз законопроект мигрировал от Верховного Совета к Президенту и обратно. 7 июля 2002 года в очередной раз проект был принят, и в очередной раз Президент его вернул.
Следует отметить, что принятый Закон действительно противоречив: с одной стороны, он устанавливает существенные гарантии не только в отношении определенных категорий работников (в общем-то, эта его часть не вызывает проблем и непонимания). С другой же стороны, этот Закон вполне может повлечь финансовый произвол работодателей в отношении своих же работников.
Несмотря на закрепленные в главе V КЗоТ нормы, регулирующие порядок предоставления и продолжительность ежегодного отпуска, каждое предприятие привносит в этот порядок свои новации, как радующие сердце работника, так и огорчающие его. Самое странное, что Закон опять «молчит» не защищает и не гарантирует.
Что хорошего ожидает отпускников с принятием Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в отношении отпусков»? Прежде всего, Законом вводится статья 781 КЗоТ, в соответствии с которой, в том случае, когда праздничный или нерабочий день совпадает с выходным днем, выходной день переносится на следующий после праздничного или нерабочего.
Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в отношении отпусков» предусматривает также ощутимые в отпускной период льготы для лиц, имеющих детей. Так, женщине, которая работает и имеет двоих или более детей в возрасте до 15 лет или ребенка-инвалида, либо женщине, которая усыновила ребенка; отцу, который воспитывает ребенка без матери (в т.ч. если мать на протяжении длительного периода находится в лечебном учреждении), а также лицу, которое взяло ребенка под опеку, ежегодно предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск протяженностью 7 календарных дней. При наличии нескольких оснований для такого отпуска срок может увеличиваться до 14 дней, но не более. Случись указанному Закону быть подписанным в начале июля, можно представить, какое количество матерей провели бы в отпуске со своими детьми на 7 дней больше! И какой бы урон это принесло предприятиям… Нет, с этой точки зрения данный Закон действительно не ко времени.
Но на этом приятные стороны законодательных нововведений не заканчиваются. Рассматриваемый Закон содержит также определенные гарантии работникам при предоставлении им отпусков. Так, согласно части 5 статьи 79 КЗоТ, конкретный период предоставления ежегодных отпусков согласовывается между работником и собственником, который обязан уведомить работника о дате начала отпуска не позднее, чем за две недели до установленного графиком срока. В случае нарушения собственником срока уведомления работника о времени предоставления ему отпуска ежегодный отпуск должен быть перенесен на другой период (статья 80 КЗоТ). В то же время, очень трудно доказать, что работник действительно не был предупрежден. Поэтому в Законе предложено «бесформенное» уведомление заменить на письменное.
Помимо этого, Закон привел во внутреннее соответствие еще несколько норм КЗоТа, противоречиво регулирующих порядок предоставления отпусков. На этом совпадение взглядов законодательной власти и гаранта Конституции заканчиваются.
Основным моментом, по которому не нашли понимания депутаты и Президент, является возможность предоставления отпуска за свой счет в случае простоя предприятия не по вине работников (норма, которая закреплена в настоящее время в пункте 3 статьи 86 КЗоТ и которую депутаты желают закрепить в Законе Украины «Об отпусках»). История этого спорного вопроса довольно длительная. Подобная норма уже содержалась в статье 26 Закона Украины «Об отпусках» в редакции от 15 ноября 1996 года. Однако в ноябре 2000 года она была исключена как способствующая развитию на Украине скрытой безработицы. Тогда срок, на который предоставлялся такой отпуск, не был ограничен. На сегодняшний день депутаты посчитали целесообразным восстановить данную норму, однако с тем условием, что максимальный срок такого отпуска не должен превышать 2-х месяцев (в первоначальной редакции принятого, но не подписанного Закона этот срок составлял 6 месяцев).
Президент, тем не менее, не согласился с предложением восстановить данную норму, как по правовым, так и по социально-экономическим причинам. Прежде всего, как отмечено в Предложениях Президента к Закону «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в отношении отпусков», данное положение противоречит статье 43 Конституции Украины, в соответствии с которой государство должно создавать условия для полного осуществления гражданами права на труд. Противоречит оно и статье 46 Конституции, в которой указано, что граждане имеют право на социальную защиту, которая включает право на их обеспечение в случае безработицы по не зависящим от них причинам.
Введение нормы, устанавливающей, что в случае простоя предприятия предоставляются неоплачиваемые либо частично оплачиваемые отпуска, может привести не только к нарушению Конституции (хотя в социально-трудовых отношениях нарушение Конституции Украины скорее правило, чем исключение). Негативный эффект от применения данной нормы может проявиться и в социально-экономической сфере: легализированная невыплата заработной платы, увеличение количества безработных и, в конечном итоге, отсутствие у предприятий (особенно государственных) стимула к улучшению производственного процесса. Трудно не согласиться с предложениями Президента, особенно применительно к трудовому законодательству в угольных и других подобных регионах, где простаивают предприятия.
Хочется обратить внимание не столько на благородные намерения депутатов и Президента Украины создать работникам условия для полноценного отдыха, сколько на отсутствие желания закрепить гарантии реализации работниками права на ежегодный отпуск, что, по нашему мнению, представляется гораздо более важным моментом в процессе реализации трудовых прав граждан.
С каждым годом все больше расширяется круг лиц, имеющих право на отпуск. Но все равно еще далеко не все идеально. Многие люди не знают свои права, не знают, например, что из-за стажа увеличивается отпуск, не знают, куда они могут обратиться, если их не устраивает время отпуска. Также люди не подозревают, что им предоставлены льготы на отпуск. Было бы целесообразно, чтобы работодатели еще при подписании трудового договора (соглашения) наряду с другими вопросами объясняли работнику его право на отдых.
Пожалуй, отпуск - это наиболее желанный период времени для большинства работников, ведь рабочее время измеряется годами, а отпуск -- днями. Но, несмотря на общие правила об отпусках, каждое предприятие самостоятельно решает, на каких именно условиях предоставлять работнику отпуск: с полной его оплатой или частичной, на 24 дня или на месяц и т.п.
Решением проблемы соблюдения трудового законодательства, в честности, в вопросе отдыха работников может состоять в следующем:
1. Надлежащий контроль за соблюдением законодательства об отпусках в пределах своей компетенции центральных и местных органов государственной исполнительной власти, органов прокуратуры.
2. Привлечение лиц, виновных в нарушении данных прав к ответственности, предусмотренной законом.
3. Разъяснительная работа среди населения через средства массовой информации.
4. Надлежащая, а не формальная работа профессиональных союзов, комиссий по трудовым спорам.
5. Надзор за соблюдением законодательства об отпусках уполномоченными на это
государственными органами и инспекциями, которые являются независимыми в своей деятельности от владельца или уполномоченного им органа.
6. Защита законных прав на отдых в суде.
СПИСКОК НОРМАТИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
2. Кодекс законов о труде Украины: Научно - практический комментарий. - Х.: ООО «Одиссей», 2008. - 736 с.;
3. Кодекс Законів про працю з постатейними матеріалами // Бюлетень Законодавства і юридичної практики України. - 1997. - № 11 - 12. - С. 546 - 547;
4. Закон Украины от 15.12.92 г. « О статусе судей» № 2862 - XII //
5. Закон Украины «Об отпусках» от 15 ноября 1996 года № 504/96-ВР
6. Список № 1290 - 2, утвержденный Постановлением Кабинета Министров Украины от 17.11.97 г.
8. « Порядок оплаты первых пяти дней временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы,не связанной с несчастным случаем на производстве, за сет средств предприятия, учреждения, организации», утвержденный Постановлением Кабинета Министров Украины от 06.05.2001 г. №439 // Офіційний вісник України. - 2001. - №20. - Ст.852
9. Постанова Кабінету Міністрів України від 1 серпня 1992 р. №422 «Про порядок проведення атестації робочих місць за умовами праці // ЗП України. 1992. - №9. - с.201
10. Інструкція про службові відрядження в межах України та за кордон: Затверджено наказом Міністерства фінансів України від 13 березня 1998 р. № 59 у ред.. Наказу Міністерства фінансів України від 10 червня 1999р. № 146// Праця і зарплата. - 1999. - №14
11. Рекомендаціі що до порядку надання працівникам з ненормованим робочим днем щорічної додаткової відпустки за особливий характер праці: Затверджені Наказом Міністерства праці та соціальної політики України від 10 жовтня 1997 р. №7 (зі змінами,внесеними Наказом Мінпраці та соціальної політики України від 5 лютого 1998р. №18)// Людина і праця: Інформатичний бюлетень Мінпраці та соціальної політики України. - 1997. - №12 с. 27-28;1998.- №3. - с.28
12. Письмо Министерства труда и социальной политики Украины «О норме продолжительности рабочего времени на 2006 год» от 04.10.2005 г. № 7881/0/14-05/036-15