Рефераты

Введение в предпринимательское право

p align="left">В процессе подготовки к предпринимательской деятельности, в ходе ее практического осуществления, реализации ее результатов предприниматель вступает в разнообразные предпринимательские правоотношения.

Хозяйственную деятельность по производству товаров (работ, услуг) с целью извлечения прибыли профессионально ведут предприниматели и предприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства, банки, биржи, иные субъекты, преследующие такую цель. Для того чтобы начать производство товаров, необходимо приобрести или построить производственное помещение, закупить оборудование, сырье, топливо. В результате завершения производственного цикла возникают отношения по реализации товаров, их доставке, хранению и т.п. В процессе подготовки к предпринимательской деятельности, в ходе ее практического осуществления, реализации ее результатов предприниматель вступает в разнообразные правоотношения, которые должны быть обозначены как предпринимательские, или хозяйственные.

Вместе с тем предпринимательские отношения тесно связаны с другими видами деятельности, не имеющими непосредственно цели извлечения прибыли. Такой, в частности, является вся хозяйственная деятельность организационно-имущественного характера по созданию и прекращению деятельности предприятий, управлению собственностью. В эту деятельность включается на базе собственного имущества государство, организующее свои предприятия, устанавливающее для них определенный режим хозяйствования. В качестве собственников своего имущества действуют республики, входящие в Российскую Федерацию. В деятельности указанных субъектов преобладают элементы организационного плана. Вместе с тем они занимаются и непосредственно хозяйствованием, установлением договорных отношений с другими субъектами.

Участвуют в предпринимательских отношениях и регионы (области, края, города, районы во главе с местной администрацией), управляющие собственностью и организующие деятельность соответствующего хозяйства. Такая деятельность носит некоммерческий характер, но по связи с предпринимательством охватывается хозяйственно-правовым регулированием.

Некоммерческий характер носит и хозяйствование без цели извлечения прибыли. Например, деятельность, в частности фондовых и иногда товарных бирж, хотя и не преследует непосредственно цели получения прибыли, но способствует прибыльности учредителей, пользующихся услугами этих предприятий, росту стоимости акций бирж, наращивающих свой производственный потенциал.

Наконец, государство, реализуя публичные интересы общества, воздействует на субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность, регулирует и контролирует ее. Эти отношения также входят в предмет хозяйственного права.

Специфика отношений по организации производства, легитимации предпринимательской деятельности посредством регистрации, оформлению ее в форме предприятий, ведению отчетности, налоговому обложению, установлению порядка и правил выхода на рынок с товарами, работами и услугами, взаимодействию с другими предприятиями и организациями предопределяет необходимость единого регулирования. Если, скажем, ранее участие граждан в рыночной торговле носило случайный характер и могло охватываться нормами гражданского и административного права, то в условиях рыночной экономики все эти процессы должны развиваться в едином ключе, по единым нормам, охватывающим все стороны деятельности товаропроизводителей. Обеспечить такое единство регулирования в состоянии только отрасль предпринимательского права, имеющая инструментарий воздействия как на производство, так и на все иные связанные с ним процессы.

В предпринимательской деятельности последних лет во все большей мере принимают участие республики и регионы. Механизм республиканского рынка предопределяет хозяйственную самостоятельность республик и регионов. Создание хозяйствующих субъектов в республиках и регионах, разработка и принятие федеральных, межгосударственных, региональных целевых программ, формирование и размещение поставок для государственных нужд, реализация и преобразование собственности республик и регионов, договорные формы их экономических связей и многие другие вопросы становятся неотъемлемой частью хозяйственного оборота.

Предпринимательское право регулирует отношения по государственному воздействию на производственную деятельность. Эти отношения возникают по вертикали между государством и хозяйствующими субъектами. В современных условиях руководящая деятельность в форме регулирования, контроля, управления изменила свой характер и объем. В результате перестройки хозяйственного механизма для развития рыночной экономики директивное руководство сокращено до минимальных размеров. Во многом оно превращено в воздействие на основе договора. Например, договор с администрацией региона выражает координационный, а не директивный метод руководства предприятием. Внутрихозяйственное руководство предприятий своими подразделениями строится на базе внутрихозяйственного договора. Тем не менее можно утверждать, что руководство и соответственно отношения, складывающиеся в результате принятия плановых актов, утверждения заказов для государственных нужд, осуществления собственниками контрольных функций в отношении предприятий, получивших от них имущество для ведения хозяйственной деятельности, государственное воздействие путем установления норм и нормативов (социальных, экологических, амортизационных отчислений) продолжают составлять значительный массив регулирования. Появились и новые элементы в государственном воздействии на экономику - налоги, антимонопольный надзор и др.

Отношения по осуществлению предпринимательской деятельности - это те связи, которые складываются вне какого-либо подчинения или властвования. Это - товарный обмен, взаимодействие регионов или подразделений предприятий в нетоварной форме; это также отношения хозяйственного ведения и оперативного управления, которые при реализации не проявляются как конкретное взаимодействие. Так, предприятия формируют свои фонды, разрабатывают и применяют системы оплаты труда, организуют использование оборудования и т.д. Граждане, осуществляя предпринимательскую деятельность, приобретают средства производства, материалы, сырье, реализуют их в установленном порядке в процессе производства и товарного обмена.

Возникает вопрос: правомерно ли объединять, особенно в условиях перехода к рыночной экономике, вертикальные и горизонтальные связи для их одноотраслевого регулирования? Однако ведь это - единый хозяйственный оборот, то есть сумма всех связей, складывающихся в воспроизводственных процессах. Гражданское право опосредует только процесс товарного обмена и, по нашему мнению, обслуживает только потребительский оборот. Оно не имеет надлежащего инструментария для регулирования внутрихозяйственных отношений, взаимодействия макроуровня между республиками, а также регионами и звеньями, формирования себестоимости и результатов хозяйствования, ведения бухгалтерского учета. Административное же право имеет относительно экономического оборота еще меньше возможностей, так как регулирует отношения исполнительно-распорядительного характера, что отстоит достаточно далеко от отношений по руководству хозяйственной деятельностью. Лишь предпринимательское право, не ограниченное узкими горизонтами деятельности юридических лиц или органов управления (администрации), может в полной мере охватить реальные сущностные связи всех субъектов по вертикали и горизонтали.

Под предпринимательскими правоотношениями понимаются урегулированные нормами предпринимательского права общественные отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, а также вследствие государственного воздействия на участников рынка, которые связаны взаимными правами и обязанностями. Эти правоотношения представляют собой правовую связь между субъектами, содержанием которой являются субъективные права и обязанности.

Содержание предпринимательского правоотношения составляют субъективные предпринимательские права и обязанности его участников, являющиеся мерой возможного либо должного поведения. Для уяснения конструкции правоотношения в теории гражданского права обычно прибегают к делению прав на абсолютные и относительные. Это деление целесообразно использовать и в теории предпринимательского права.

В абсолютном правоотношении субъекту права противостоит неопределенное количество обязанных лиц с пассивной обязанностью не препятствовать осуществлению права. Таково право организации на ее производственные фонды. Абсолютной следует считать и компетенцию организации на утверждение плана собственной деятельности, ведение бухгалтерского учета, формирование результатов предпринимательской деятельности.

К числу относительных относятся права с корреспондирующей им обязанностью, чаще всего положительного характера, у других субъектов. Таковы правоотношения, возникающие из договоров, государственных заказов, актов хозяйственного руководства.

В предпринимательском правоотношении участвуют субъекты, ведущие предпринимательскую деятельность, государство и регионы.

Предпринимательские правоотношения имеют специфические объекты. Это:

вещи, в том числе деньги и ценные бумаги;

действия обязанных субъектов;

собственно деятельность субъекта права;

неимущественные блага, используемые при ведении предпринимательской деятельности (фирма, товарный знак, коммерческая тайна и др.).

3.2 ВИДЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

В зависимости от объектов предпринимательских отношений различают следующие виды правоотношений:

вещные;

обязательственные;

по ведению собственной деятельности;

неимущественные.

Объектом предпринимательского правоотношения является собственная деятельность организации и предпринимателя. Субъекты хозяйствования ведут ее в соответствии с законом, и все иные лица не должны препятствовать в ее осуществлении.

Основанием возникновения предпринимательских прав и обязанностей являются, в основном, юридические факты, т. е. действия участников предпринимательских правоотношений. События, как правило, встречаются в качестве правоизменяющих и правопрек-ращающих обстоятельств. Например, стихийные силы природы могут повлиять на ответственность предпринимателя-должника - снизить либо вовсе устранить ее. Правопорождающими события могут быть, например, в отношениях страхования имущества и предпринимательских рисков.

В составе предпринимательских правоотношений можно выделить три группы отношений:

1. Правоотношения, складывающиеся при осуществлении предпринимательской деятельности (предпринимательские правоотношения). Для того, чтобы начать производство, необходимо приобрести или построить производственные помещения, закупить оборудование, сырье, топливо. В результате завершения производственного цикла возникают отношения по реализации товаров, их доставке, хранению и т.д. Хозяйственный оборот также является неотъемлемой частью предпринимательской деятельности.

Все эти правоотношения являются центральными, входящими в первую группу в предмете предпринимательского права.

2. Правоотношения, тесно связанные с предпринимательскими, в том числе и некоммерческие, возникающие в процессе хозяйственной деятельности. Предпринимательские правоотношения тесно связаны с другими правоотношениями, не имеющими непосредственно цели извлечения прибыли. В частности, такой является деятельность организационно-имущественного характера по созданию и прекращению предприятий, управлению собственностью. В такую деятельность включается на базе собственного имущества государство, организующее свои предприятия, устанавливающее для них определенный режим хозяйствования. В качестве собственников своего имущества действуют республики, входящие в Российскую Федерацию. В предпринимательской деятельности этих субъектов преобладают элементы организационного плана. Вместе с тем им присуще и непосредственное ведение предпринимательской деятельности, установление договорных отношений с другими субъектами хозяйствования. Участвуют в предпринимательских правоотношениях и регионы, управляющие своей собственностью и организующие деятельность соответствующего хозяйства. Такая деятельность носит некоммерческий характер, но в связи с предпринимательством охватывается хозяйственно-правовым регулированием.

Некоммерческий характер может носить и ведение хозяйства без цели извлечения прибыли. Например, деятельность фондовых и иногда товарных бирж не преследует непосредственно цели получения прибыли, но способствует прибыльности учредителей, лиц, пользующихся услугами бирж, росту стоимости акций бирж, наращивающих свой производственный потенциал.

Некоммерческий характер носит деятельность потребительских кооперативов, общественных и религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, вступающих в хозяйственные правоотношения для решения своих уставных задач. Эти отношения тесно связаны с предпринимательской деятельностью, по форме осуществления они не отличаются от ее реализации и поэтому охватываются предпринимательским правом.

3. Правоотношения по государственному регулированию экономики. Государство, реализуя публичные интересы общества, воздействует на субъекты, осуществляющие предпринимательскую деятельность, регулирует и контролирует ее. Эти правоотношения составляют третью группу из состава предмета предпринимательского права.

Все три группы правоотношений составляют определенное единство, которое выражает многостороннюю деятельность товаропроизводителей, нацеленных профессионально на работу для рынка, осуществляемую при его государственном регулировании. В силу этого в процессе организации и осуществления производства и на последующих стадиях обмена и производственного потребления применяется предпринимательское законодательство как особая отрасль права, предназначенная именно для этих процессов.

Предпринимательские правоотношения по их конструкции, объектам и содержанию можно классифицировать также следующим образом:

а) абсолютные вещные правоотношения. Абсолютным вещным правом, не корреспондирующим ни с одним конкретным субъектом, является право собственности. Право собственности дает его субъекту возможности владения, пользования и распоряжения имуществом по своему усмотрению в соответствии с законом. Это право используется для осуществления предпринимательства на базе собственного имущества государством, муниципальным образованием, субъектами частной собственности;

б) абсолютно-относительные вещные правоотношения. К их числу относятся право хозяйственного ведения, оперативного управления. Они являются абсолютно-относительными, потому что субъект такого права владеет, пользуется и распоряжается имуществом “абсолютно”, не сообразуя своих возможностей ни с кем, кроме собственника, с которым он состоит в относительном правоотношении. Правоотношения такого рода складываются при предоставлении государственного и муниципального имущества унитарным предприятиям;

в) абсолютные правоотношения по ведению собственной предпринимательской деятельности. Для таких правоотношений характерно, что они складываются по поводу ведения собственной деятельности, которая и выступает как объект правоотношения.

У субъекта, ведущего хозяйствование по установленным законом правилам, нет конкретных обязанных лиц. Все другие субъекты обязаны считаться с возможностью ведения им предпринимательской деятельности и не препятствовать ее реализации.

Если нормальное течение предпринимательства прерывается под влиянием третьих лиц или в результате нарушения установленного порядка ведения такой деятельности самим субъектом права, абсолютное правоотношение превращается в относительное. Например, если организация осуществляет свою деятельность с соблюдением норм по ведению бухгалтерского учета, представлению бухгалтерской и статистической отчетности, формированию себестоимости выпускаемой продукции по установленным правилам, складывающееся при этом правоотношение имеет конструкцию абсолютного. Если субъект нарушает установленные нормы, компетентные государственные органы могут потребовать пресечения допущенных нарушений и возмещения убытков, наступивших для государства. Правоотношение при этом трансформируется в относительное;

г) неимущественные хозяйственные правоотношения складываются по поводу неимущественных благ, используемых субъектами хозяйствования в своей деятельности, таких как фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара, коммерческая тайна и др. В ходе нормальной реализации неимущественных прав складывающееся правоотношение является абсолютным. При нарушении таких прав возникает конкретное обязательство по их защите от нарушения и из неимущественного правоотношение трансформируется в имущественное. Потерпевший, защищая свои неимущественные права, может требовать возмещения убытков от нарушителя;

д) хозяйственные обязательства. В обязательственных правоотношениях один участник вправе требовать от другого совершения соответствующих действий. Обязанный субъект обязан их исполнить, то есть передать имущество, выполнить работы, оказать услуги.

Хозяйственные обязательства подразделяются на четыре основных вида: хозяйственно-управленческие (возникают в результате актов государственных органов); внутрихозяйственные (складываются между подразделениями хозяйствующих субъектов); территориально-хозяйственные (отношения публичных образований между собой и с их организациями); оперативно-хозяйственные (между несоподчиненными субъектами в силу предпринимательских договоров).

4. НАУКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА

Активное проникновение публичных начал в сферу цивильного права, ставшее особенно заметным в годы Первой мировой войны, явилось причиной появления буржуазных конструкций хозяйственного права. Изменения в социально-экономической жизни зарубежных стран, развитие хозяйственной функции государства, расширение его предпринимательской деятельности, разнообразные ограничения частной собственности и свободы договора усложнили и без того неразрешимую для западного правоведения проблему разграничения публичного и частного права.

Основоположниками теории предпринимательского права явились немецкие юристы Гедеман, Гольдшмидт, Румпф, Нассбаум и др. Впоследствии идеи предпринимательского или экономического права были восприняты юридической доктриной Франции, Италии, Бельгии, Нидерландов. Следует подчеркнуть, что выдвинутые вышеназванными авторами теории предпринимательского права лишены характера единой, стройной конструкции. Существуют разнообразные взгляды на существо предпринимательского права среди западных исследователей. Единственная объединяющая их черта заключается в негативном отношении к дуализму права. Сторонники предпринимательского права, при всем различии их представлений, считают деление права на публичное и частное (по крайней мере, в области предпринимательской деятельности) отжившим явлением.

К настоящему времени сложилось два основных направления в западном правоведении относительно толкования природы предпринимательского права.

Согласно первому предпринимательское право не признается отраслью права или отраслью законодательства. Это лишь новый прием, техника разработки, применения, истолкования или изучения норм права; “... это право, рассматриваемое с точки зрения его экономических последствий” (Жакомэн А., Шранц Г.).

В соответствии со вторым подходом предпринимательское право представляет собой новую отрасль права.

Однако и среди приверженцев такого понимания предпринимательского права нет единства. Имеются сторонники как узкой трактовки, так и широкого понимания предпринимательского права.

Первые считают, что предпринимательское право включает в себя нормы, регулирующие деятельность государства в экономике, в том числе правила, относящиеся к национализации, статусу государственных предприятий, планированию, контролю за ценами, экономическими соглашениями и торговой практике. Сюда же нередко относят нормы налогового, валютного, таможенного права, предписания, касающиеся производства публичных работ и оборота ценных бумаг. Иначе говоря, предпринимательское право рассматривается как раздел публичного права, регламентирующий различные аспекты государственного управления экономикой. Эта точка зрения преобладает в юридической практике некоторых западных стран (например, ФРГ и Нидерландов).

Ряд французских и бельгийских юристов отстаивает взгляд на предпринимательское право как на несколько расширенное торговое право, к которому добавляются нормы, регулирующие создание и деятельность различных профессиональных организаций, связанных с хозяйственной жизнью, а также правила, ограничивающие свободу предпринимательских действий.

Некоторые авторы настаивают на широком понимании предпринимательского права. Развернутая аргументация такой позиции впервые была дана немецким юристом Гольдшмидтом в монографии “Имперское хозяйственное право”.

По мнению Ж.Амеля и Ж.Лагарда, “экономическое право призвано регулировать хозяйственную жизнь и, в частности, производство и обращение богатств”.

Сторонники широкой трактовки хозяйственного права считают, что оно должно включать нормы многих традиционных отраслей права (гражданского, торгового, административного, финансового, трудового и даже уголовного) - лишь бы они прямо или косвенно регламентировали организацию и функционирование экономического механизма.

Всякая научная деятельность представляет в первую очередь процесс познания действительности. Следовательно, предметом науки становится то, что она познает, изучает, объясняет.

Роль науки предпринимательского права возрастает в условиях ликвидации административно-командной системы управления экономикой, развития рыночных отношений в народном хозяйстве. Она требует усиленного изучения новых процессов и явлений, отхода от традиционного догматического представления о праве, его понимания как постоянно развивающегося инструмента, отражающего быстро меняющиеся жизненные ситуации. Главное внимание в науке обращается на исследование и выработку категорий и понятий, имеющих не временное, а долгосрочное значение для решения практических задач радикального преобразования общества.

Предметом науки предпринимательского права является прежде всего предпринимательское право как отрасль права. Она изучает, что есть предпринимательское право, его происхождение и закономерности развития, состав и систему норм предпринимательского права, их содержание и роль, которую данные нормы играют в экономике страны. При этом особое внимание уделяется тем средствам и методам, при помощи которых наиболее эффективно регулируются соответствующие общественные отношения.

Наука предпринимательского права изучает нормативные акты, в которых содержатся нормы предпринимательского права, их виды и юридическая сила, определяемая иерархией законодательных актов в зависимости от компетенции органов, их издающих.

Важной сферой научной деятельности является изучение практики применения действующих нормативных актов, разработка научно обоснованных предложений по совершенствованию предприни-мательского законодательства.

Особое место в науке предпринимательского права занимает изучение предпринимательских отношений, выявление их специфических особенностей, свойств, которые обусловливают отнесение их к сфере хозяйственно-правового регулирования. Эта область знания приобретает особенно важное значение для отечественной науки в условиях радикальной экономической реформы.

Основная задача предпринимательского права на современном этапе заключается в том, чтобы правильно уловить новые тенденции развития общества, выявить и понять те явления реальной жизни, которые требуют правового закрепления, а также отсечь все то, что препятствует развитию новой системы рыночных отношений.

Кроме того, одной из задач современной науки предпринимательского права является изучение законодательства и практики его применения в зарубежных странах - странах с развитой рыночной экономикой, сложившейся системой хозяйствования.

Для науки важен и исторический опыт российской правоведческой науки и практики (дооктябрьский период), позволяющий оценить достижения отечественной цивилистики, степень влияния западных школ и теорий на российские традиции и т.д.

Следовательно, наука предпринимательского права представляет собой определенным образом систематизированную совокупность знаний о хозяйственно-правовом регулировании общественных отношений (закономерностях функционирования и развития хозяйственного законодательства, способах достижения его эффективности и т.п.), полученных с соблюдением соответствующих методик, одобренных профессионалами и обладающих признаками проверяемости, единства и способности к созданию нового.

После социалистической революции в России, когда достижения российского правоведения за многие десятилетия были объявлены буржуазными и не соответствующими революционным воззрениям, встала проблема обеспечения социалистической экономики соответствующим правовым регулированием, созданием законодательства неизвестного ранее типа.

Научные разработки первых лет советской власти сводились в основном к критике буржуазного права и разоблачению его эксплуататорского характера, так как в период от революции до перехода к новой экономической политике господствовало мнение о несовместимости товарно-денежных отношений с социализмом. В соответствии с этим широкое распространение получило мнение о необходимости развития прямого безэквивалентного распределения материальных благ.

С переходом к новой экономической политике, сложившейся многоукладности экономики, широкое распространение получила теория двухсекторного права. Основоположник этой теории П.И.Стучка поставил вопрос о существовании в народном хозяйстве как бы двух секторов, имеющих различные исторические перспективы. Наличие частного сектора в экономике страны обусловливает существование гражданского права, а наличие социалистического сектора - хозяйственного права. Хозяйственное право должно регулировать отношения внутри общественного сектора народного хозяйства. Причем государственный сектор с его плановыми началами должен развиваться и стать преобладающим, а частный сектор, обслуживаемый преимущественно ГК РСФСР, в борьбе с социалистическим должен был быть вытеснен с исторической сцены.

Одновременно предполагалось развитие специального правового регулирования социалистического сектора на базе хозяйственного права, а ввиду отмирания гражданско-правовых отношений (которыми считались частно-собственнические отношения) должно отмереть и гражданско-правовое их регулирование.

В основном правильно оценивая необходимость развития специального правового регулирования для развивающегося социалистического сектора, эта теория неверно оценила исторические судьбы гражданского права, связав их исключительно с частными отношениями. Гражданское право в ходе своего развития должно было стать регулятором имущественных отношений граждан по удовлетворению ими своих потребностей.

Однако курс на преодоление многоукладности в экономике, за счет расширения социалистического сектора и вытеснения частного сектора, привел к тому, что в тридцатые годы на смену двухсекторной теории пришла школа единого хозяйственного права. Основоположники этой школы (например, Л.Я. Гинцбург и Е.Б. Пашуканис) считали, что для социалистических хозяйственных отношений, ставших преобладавшими к тому времени в экономике, необходимо специальное правовое регулирование. По их мнению, для этих целей следует создать единое хозяйственное право, центром которого должен стать хозяйственный кодекс. В нем предполагалось наряду с регулированием отношений социалистических организаций поместить и регулирование имущественных отношений граждан. Эта школа отстаивала тезис о недопустимости деления единого хозяйственного права на две самостоятельные части - хозяйственно-административное и гражданское право.

Эта школа правильно отстаивала необходимость создания особой отрасли советского права - хозяйственного права, хотя и “деюризировала” ее, считая специфической формой политики пролетарского государства в области организации управления хозяйством и организации хозяйственных связей. В этих взглядах получила отражение идеология сложившейся к тому времени административно-командной системы, властные силы которой не желали уступать командных возможностей, стеснять себя правопорядком в командных отношениях. Главная ошибка этой теории состояла в том, что регулирование всех отношений с участием гражданина предусматривалось в системе единого хозяйственного права, в то время как регулирование их должно было составлять в основном предмет гражданского права.

В 1936-1937 гг. теория единого хозяйственного права была объявлена вредительской со всеми вытекающими в тот трагический период развития страны последствиями. Авторы данной теории были объявлены врагами народа и, в сущности, на два десятилетия углубленное исследование проблем правового обеспечения социалистической экономики прекратилось.

Под влиянием тогдашнего главного теоретика в правоведении А.Я.Вышинского решено было рассредоточить регулирование хозяйственных отношений в основном в отраслях гражданского и административного права. Так возник, в затем сформировался и получил теоретическое обоснование дуалистический подход к обеспечению регулирования экономики с позиций гражданского и административного права. Согласно этой теории вертикальные связи по управлению народным хозяйством обеспечиваются административным правом, а горизонтальные связи товарного обмена - гражданским правом.

Переход к такому теоретическому обоснованию в те годы был закономерным. Жесткой командно-бюрократической системе руководства народным хозяйством нужны были соответствующие правовые конструкции: правопорядок в экономике должен был обеспечиваться приказными методами. Поэтому он и опирался на административное право, в котором не было, в сущности, ни институтов, обеспечивающих хозрасчет и элементарные гарантии предприятий, ни вообще каких-либо законов о планировании, правовом положении органов хозяйственного руководства, пределах их усмотрения в издаваемых приказах. В сфере же товарного обмена действовал Гражданский кодекс 1922 г., в котором, по сути, уже не было норм, полнокровно влияющих на экономику. Долгое время правовые институты хозяйствования оставались декларативными, а научные разработки - формальной регистрацией и оправданием бюрократических методов хозяйствования.

После XX съезда КПСС получает развитие третья школа хозяйственного права (В.В. Лаптев, В.К. Мамутов и др.). Новая концепция хозяйственного права была создана с учетом исторического опыта и пересмотра ошибок предшественников. Был выдвинут и обоснован научный тезис о единстве хозяйственных отношений и необходимости особого и целенаправленного правового обеспечения экономики, сложившейся к этому времени в единый народнохозяйственный комплекс, требующий единого правового обеспечения. Регулирование имущественных отношений с участием граждан предполагалось проводить в гражданском законодательстве, не соединяя его с хозяйственно-правовым регулированием. В основу упорядочения хозяйственного законодательства, являющегося необозримым, бессистемным правовым массивом, предполагалось положить центральный системообразующий акт - Хозяйственный кодекс или Основы хозяйственного законодательства. На базе такого акта можно было бы систематизировать и кодифицировать законодательство, сделать его четким, целенаправленным и применяемым на практике.

Новая концепция хозяйственного права (монистическая) была выдвинута в противовес идеям дуалистического гражданско-административного направления, продолжающего отстаивать идеи частного, фрагментарного совершенствования хозяйственного законодательства в рамках гражданского и административного права.

У хозяйственной концепции в 60-80 гг. были свои сторонники и противники, и сущность разногласий между ними состояла в следующем.

Взамен целостного и системного взгляда на правовое обеспечение экономики, изложенное сторонниками хозяйственной концепции, у сторонников иных решений все вопросы предполагалось решить на базе дуалистического применения гражданского и административного права. Правда, в последние годы ученые - сторонники гражданско-административного направления, признавая известную целостность

хозяйственного законодательства, выдвигали положения о нем как о “вторичной структуре”; совокупности функционально взаимодействующих норм; комплексной отрасли законодательства; комплексной отрасли права и ряд других, повторяющих с незначительными изменениями в терминологии вышеуказанные положения.

Но даже при таком признании комплексных актов считалось невозможным создание общих положений, общих начал правового обеспечения экономики, которое должно было строиться применительно к различным отраслям, соединяясь под эгидой комплексного акта.

Современная концепция хозяйственного (предпринимательского) права представлена в работах ученых 90-х годов. Эта концепция изменила представление о предмете хозяйственного (предпринимательского) права. Сообразно этим представлениям в сферу хозяйственного права перешли и отношения, возникающие в процессе реализации собственности граждан для производства товаров как предпринимательские отношения.

Расширилось и число субъектов - участников хозяйственных (предпринимательских) отношений; это и физические лица - предприниматели, и юридические лица - предприятия, организации, объединения юридических лиц, Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, то есть те субъекты, которые действуют профессионально в интересах и потребностях рынка, с целью извлечения собственной прибыли.

5. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА В РФ

В России предпринимательство появилось как общественное явление в XVI веке. Наиболее значительными представителями предпринимательской среды были иностранные купцы и промышленники, российские купцы, казенные предприниматели, монастыри.

Особо следует отметить энергичную предпринимательскую деятельность российских купцов, выходцев из посадских людей, наживших капиталы на торгах и промыслах. Среди именитых фамилий можно отметить Строгановых, которые выдвинулись в купечество и, сделав капитал на производстве солеварения, стали заметными фигурами в государстве еще в 1615 году.

Купцы были объединены в профессиональные гильдии и корпорации: Гостиную и Суконную сотни. Были изданы и соответствующие акты, регулирующие предпринимательство в России: Таможенный Устав 1653 г. и Новоторговый Устав 1667 г.

Реформы, совершенные Петром I, вызвали к жизни новую волну предпринимателей, особенно развивалось казенное предпринимательство, которое обеспечивало оружием и обмундированием армию, строительство кораблей и др. Казенные уральские заводы не уступали по оснащенности и объемам производства европейским. Уникальное положение в горнодобывающей и металлургической отраслях заняла династия Демидовых, развивших производство в Туле и на Урале. К концу правления царя Петра I Демидовы владели почти третью всего металлургического производства.

Важной вехой в управлении предпринимательством стало создание специальных коллегий по принадлежности отрасли промышленности. За первую четверть XVIII столетия было сооружено более 180 крупных предприятий, страна была выведена на уровень мировой технологии. Сформировался новый класс - торгово-промышленное сословие. Дворцовые крестьяне составляли основу купеческого сословия, они проявляли предприимчивость и деловитость в производстве и торговле. Отметим, что наибольшим режимом благоприятствования пользовались предприниматели и предприятия, работавшие на государственную казну. Учреждались и создавались привилегированные компании и предприятия. Политика государства способствовала конкурентной борьбе за выгодные правительственные заказы. Одновременно государственным чиновникам запрещалось “вступать в торги и подряды”.

Серьезную поддержку предпринимательство получило при Екатерине II. Именно в этот период была сделана ставка на новое “третье сословие”. Интенсивно выдвигались энергичные промышленники, в том числе и из дворянства. Манифест 1775 г. разрешил “всем и каждому добровольно возводить всякого рода станы и производить на них всевозможные рукоделия...”.

Реформы Александра II дали новый толчок развитию предпринимательства. Манифест 1861 г. об отмене крепостного права вывел в сферу свободного предпринимательства миллионы жителей России. Согласно российским законам открывать промышленные предприятия получили право: лица, записанные в купеческие гильдии; помещики или дворяне при условии записи в одну из купеческих гильдий; крестьяне с дозволения начальства; колонисты в местах поселения, евреи на общем основании, но исключительно в местностях, определенных для их постоянного местожительства; акционерные компании. В 1865 г. приобретение прав купечества дозволялось всем подданным, обладавшим надлежащим состоянием. Дозволялось предпринимательство всем сословиям без различия пола и как русско-подданным, так и иностранцам.

В XIX в. основные признаки предпринимательства уже сформировались и были сформулированы достаточно четко:

1) владение капиталом;

2) соединение и комбинирование факторов производства;

3) ориентация деятельности на извлечение прибыли;

4) самостоятельность, способность идти на риск, инициатива,

творчество, способность преодоления среды, новые методы управления производством и др.

В истории советского государства предпринимательство мелькнуло кратковременным НЭПом, свернутым мгновенно в течение буквально двух лет как явление, противоречащее основной идее социализма. Все, кто успел “высунуться” в этот период, были наказаны, не говоря о нажитом имуществе и капитале, не только сами, но обрекли на мучения своих близких и родственников. Предпринимательство было предано анафеме, а предприниматели тщательно и планомерно изживались из общества или были изгоями.

Прошло время, все изменилось и встало на свои места - отменена власть советов, так и не осуществившая ни одной из продовольственных и других программ, а предпринимательство снова стало козырной картой в экономике и политике. Новая волна предпринимательства, как закономерная и поощряемая государством деятельность возрождена в период 1987-1990 гг. Согласно действующему законодательству предпринимательской признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей в установленном законом порядке.

Современное российское предпринимательство требует комплексного научного исследования. Предметом изучения должны стать в первую очередь социальные, экономические, политические, правовые, социокультурные аспекты предпринимательской деятельности, позволяющие выявить отличительные особенности российского предпринимательства, перспективы его развития, дать прогноз возможных сценариев взаимодействия предпринимателей с другими слоями и институтами гражданского общества во избежание острых социально-экономических коллизий в условиях весьма болезненных преобразований, создать качественное правовое обеспечение российским реформам.

В настоящее время существуют следующие точки зрения на содержание данного понятия:

предпринимательство - специфическая деятельность, связанная с инновациями и риском. Предпринимателями в собственном смысле слова в российской обществе являются лишь те, кто олицетворяет собой синтез экономической самостоятельности, финансовой мощи и технико-технологических новаций;

предпринимательство - всякая деятельность, направленная на комбинирование факторов производства с целью извлечения дохода. Соответственно предпринимателем может быть признан всякий субъект, осуществляет ли он сугубо репродуктивные или новаторские функции, лишь бы они способствовали максимизации дохода. В данной трактовке предпринимательство и бизнес выступают как синонимы; предпринимательство - экономический и социокультурный феномен, присущий определенной (западной) цивилизации. В России функции нововведения (изобретатели и т.п.) и “делания денег” (дельцы) отделены друг от друга, а потому предпринимательства как такового не существует. Безотносительно к методам, способам и конечным целям, которые при этом преследуют субъекты предпринимательства, можно расширительно трактовать предпринимательство как тип общественной деятельности, способствующий рыночной трансформации российской экономики.

Можно выделить предпринимателей двух различных типов. Для первого характерно стремление к прибыли, для второго - инновационная деятельность.

В организации и собственно ведении хозяйственной деятельности предпринимателя можно выделить несколько стадий:

1) зарождение предпринимательской идеи, организация производства;

2) проникновение на рынок;

3) временная монополия - при условии, что удалось занять свою нишу;

4) борьба с появляющимися конкурентами.

Все эти стадии характерны своим набором проблем, стоящих перед предпринимателем.

Для первой главное - получение информации, возможность приобрести права собственности на техническую новинку, способности и связи самого предпринимателя, подбор квалифицированной и работоспособной команды.

Для второй - получение финансирования, приобретение различных факторов производства, что представляет особо сложную проблему, реклама. На этой стадии предприниматель, как правило, не получает прибыли.

Проблемы третьей стадии связаны с расширением производства, с капиталовложениями и правильной ценовой политикой.

На четвертой стации необходимо внедрение очередной “новой комбинации”.

Предпринимательская деятельность (ее организация и ведение) осуществляется по определенным правилам, требующим государственного вмешательства и регулируется законом по многим направлениям. Интенсивное регулирование государством предпринимательской деятельности связано с тем, что в процессе производства встречаются частные интересы товаропроизводителей, интересы государства и общества, работников, потребителей. Вследствие этого возникает необходимость в согласовании различных интересов, избрании оптимальных решений, обеспечивающих как интересы предпринимателей, так и других субъектов. Для этого важно установить пределы разумного вмешательства правовых регуляторов и одновременно принять меры к устранению нежелательных эксцессов, таких как снижение предпринимательского интереса к ведению своих дел несоразмерными налогами, социальными требованиями, с одной стороны, и, с другой стороны, предъявление разумных требований соблюдения норм природопользования, санитарии, стандартизации, ценообразования, уплаты налогов, конкуренции и др.

Закон выдвигает определенные требования уже на подготовительной стадии, в начале предпринимательской деятельности.

В процессе производства к предпринимателям предъявляются требования самого разного характера: соблюдать нормы природопользования, санитарии, бухгалтерского учета, осуществлять обязательные платежи в различные фонды, выполнять технологические требования к создаваемой продукции и т.д.

Результаты хозяйствования предпринимателей также оказываются в сфере регулирования как с позиций финансовых обязательств перед бюджетом, так и с точки зрения представления отчетности, выполнения социальных обязательств и других позиций.

6. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

В связи с осуществляемыми в России радикальными экономическими преобразованиями и значительными изменениями в правовом регулировании предпринимательских отношений большое значение приобретает опыт стран с развитой рыночной экономикой.

В зарубежных странах исторически сложились различные правовые системы. Важнейшими из них являются романо-германская (континентальная) и англо-американская системы.

Деление права на публичное и частное является основополагающей классификацией норм и правовых институтов в странах романо-германской правовой системы, то есть в тех странах, на право которых оказала существенное влияние римская правовая традиция.

Английскому праву неизвестно деление права на частное и публичное, поскольку по своему происхождению английское право предстает как право публичное. Указанную традицию восприняло и право США.

Вопрос о соотношении частного и публичного права не является просто общетеоретическим вопросом. Он носит прагматический характер, так как от его решения зависит право государства на вмешательство в частную жизнь, в экономическую, предпринимательскую и иные сферы.

Публичное право в странах континентальной Европы традиционно включает такие отрасли, как государственное (конституционное) право, административное, финансовое и уголовное.

Основу частного права составляет гражданское право. В некоторых странах хозяйственная деятельность, осуществляемая в качестве промысла с целью извлечения прибыли, регулируется нормами торгового права.

В результате буржуазных революций произошла ломка устоев феодального общества и ряда его правовых институтов, стоявших на пути развития производительных сил и предпринимательства.

В начале XVIII в. во Франции проводилась значительная кодификационная работа в области гражданского и торгового права. В 1804 г. принимается Гражданский кодекс, а в 1807 г. - Торговый кодекс, то есть произошло деление частного права на торговое и гражданское.

Торговое право возникло в условиях феодального государства, чему способствовали: сословный характер общества, усложнение и развитие торговой, предпринимательской деятельности. Наиболее благоприятные условия для эволюции торгового права сложились в средневековой Италии, являвшейся центром средиземноморской торговли. Сословие купцов руководствовалось в своей профессиональной деятельности складывавшимися сначала внутри купеческих корпораций, а затем в масштабах городов обычаями. Так, постепенно формировалось право торгового оборота, которое первоначально распространялось на лиц торгового звания и называлось правом торговцев. Нормы, вырабатываемые в торговом обороте, передавались от поколения к поколению, от отца к сыну, в качестве обычаев предков, первоначально в рамках замкнутой купеческой корпорации, а позднее, с образованием обычаев, общих для всех купцов города, стали применяться как обычаи данного города.

Помимо сословного характера феодального общества возникновению специальных норм способствовала специфическая деятельность купцов - организация производства, торговля. Нормы гражданского права, требующие от участников правоотношений совершения сложных формальностей, часто громоздкие, не отвечали главной потребности торгового оборота - созданию условий для быстрого и надежного перемещения ценностей от одного субъекта к другому и при этом строгой фиксации прав на имущество. Неприемлемыми для торгового оборота оказались также принципы индивидуального подхода к оценке поведения обязанного лица без учета общепринятой позиции в практике торговли, дух национальной обособленности гражданского права.

В городах, сначала в Италии, а потом и на севере Европы, предпринимались попытки записи торговых обычаев и судебных решений по торговым делам, а с развитием торговой деятельности купцов и морской торговли, укреплением рынков происходит постепенное расширение сферы действия норм обычного права как в пространстве, так и по кругу лиц. Обычаи торговцев начинают применяться для урегулирования отношений не только между лицами торгового сословия, но и другими лицами, вступавшими в отношения торгового характера, то есть постепенно происходило превращение права торговцев в торговое право. Однако для появления торгового права в современном его понимании необходим был еще долгий путь исторического развития, на котором от первоначальной записи обычаев, простой их фиксации отдельные феодальные государства переходили к попыткам кодификации торговых обычаев.

Наиболее значительные усилия в этом направлении были предприняты во Франции при Людовике XIV, когда были разработаны и введены в действие на всей территории королевства два ордонанса - Ордонанс о торговле 1673 г. и Ордонанс о мореплавании 1681 г. Эти документы в значительной степени способствовали унификации правового регулирования торговых операций на территории Франции. Ордонансы послужили основой Французского торгового кодекса 1807 г., действующего и поныне.

Развитие торговых отношений после буржуазных революций во Франции требовало правового регулирования, соответствующего новым условиям. Франция была первой страной, где проблема создания нового гражданского и торгового законодательства была успешно решена. Оба эти акта (Французский гражданский кодекс 1804 г. и Французский торговый кодекс 1807 г.) являются действующими законами до настоящего времени.

Явление, когда в государстве для регулирования, казалось бы, однотипных имущественных отношений в области частного права применяются два закона - гражданский и торговый, имеет место своеобразная двойственность в законодательстве, регулирующем частно-правовые отношения, именуется “дуализмом частного права”, а страны, последовавшие примеру Франции, относятся к группе стран с дуалистической системой частного права. К этой группе относятся Германия, Испания, Португалия, Япония и др.

Генезисом дуализма частного права явилась сословная замкнутость феодального общества и специфичность профессиональной деятельности купеческого сословия.

Несколько иначе развивалось торговое право в Англии. Без сомнения, и в Англии сословие купцов вырабатывало в своей практической деятельности правила поведения - торговые обычаи. Но особенность развития права Англии - его прецедентный характер - заключалась в том, что появившийся в деловой практике обычай, однажды примененный судом в качестве нормы обычного права, для всех последующих поколений превращался в норму прецедентного права, то есть происходило поглощение обычаев прецедентным правом. В ведущем прецеденте 1875 г. дано определение торгового права, согласно которому оно есть не что иное, как подтвержденные решениями судов общего права обычаи купцов и торговцев в различных отраслях торговли. В ходе исторического развития купеческое право Англии испытало на себе некоторое влияние римского права, но уже в XVII в. начался процесс слияния торгового права с общим гражданским правом, завершившийся в XVIII в.

В США, как и в Англии, торговое право не выделяется в качестве отдельной отрасли. Однако США являются страной, сформировавшейся в период становления и бурного развития капиталистических отношений, и потому гражданское право отдельных штатов содержит значительное число норм, предназначенных для регулирования отношений, возникающих в предпринимательской деятельности. В целях унификации правового регулирования отношений в гражданском и торговом обороте штатами разрабатываются и принимаются единообразные законы по отдельным проблемам. Наиболее значительным по объему и по важности регулируемых вопросов является Единообразный торговый кодекс. Разработка торгового кодекса, будучи явлением весьма значительным, тем не менее не дает оснований относить США к странам с дуалистической системой права, поскольку в США термин “торговое право” применяется, но в более узком смысле по сравнению с правовыми системами европейских государств. Несмотря на это, в США и Англии в учебных заведениях читаются курсы по торговому праву, издаются учебники и готовятся юристы, специализирующиеся на обслуживании торгового оборота.

Процессы, затрагивающие взаимодействие гражданского и торгового права, взаимосвязаны. Нормы гражданского и торгового права находятся в соотношении общих и специальных норм. Наблюдается их взаимовлияние в странах с дуалистической системой. Очень часто под влиянием коммерческой практики, торгового права происходит изменение отдельных норм гражданского права. Этот процесс получил название “коммерциализации” гражданского права.

Французский гражданский кодекс делится на три книги, которым предшествует вводный титул, посвященный опубликованию, действию и применению законов.

Книга I “О лицах” содержит постановления, касающиеся правового положения физических лиц, включая семейные отношения.

В книге II “Об имуществах и различных видоизменениях собственности” регламентируется право собственности и другие вещные права.

Книга III “О различных способах, которыми приобретается наследство” содержит нормы о наследственном праве, об обязательственном праве и некоторые другие положения (например, о давности).

Французский торговый кодекс состоит из четырех книг.

Книга I “О торговле вообще” содержит правила об индивидуальных торговцах и торговых товариществах, о биржах и посредниках, о векселе.

Книга II “О морской торговле” определяет положение морских судов.

Книга III “О несостоятельности и банкротствах” регламентирует указанные процедуры.

Книга IV “О торговой юрисдикции” посвящена вопросам торгового судопроизводства.

Торговый кодекс был издан лишь как дополнение к гражданскому. Все общие положения гражданского кодекса применяются и к торговым сделкам. В кодексе содержатся лишь специальные правила, применяемые в сфере торгового оборота. При отсутствии специальных правил применяются общие правила гражданского кодекса.

1 января 1900 г. в Германии вступили в силу Гражданское и Торговое уложения.

Германское гражданское уложение состоит из пяти книг:

I - “Общая часть”;

II - “Обязательственное право”;

III - “Вещное право”;

IV - “Семейное право”;

V - “Наследственное право”.

Германское торговое уложение состоит из четырех книг:

I - “Торговые деятели”;

II - “Торговые товарищества”;

III - “Торговые сделки”;

IV - “Морское право”.

Существующий дуализм частного права порождает проблему разграничения сферы действия гражданского и торгового права.

В зарубежном законодательстве эта проблема решается путем определения лиц, признаваемых коммерсантами, а также установления круга сделок, которые считаются торговыми.

Развитие товарно-денежных отношений, включение в торговый оборот практически любых материальных и нематериальных ценностей влечет за собой расширение сферы применения торгового права. Многие принципы, конструкции и нормы торгового права распространяются в настоящее время и на область традиционного гражданского права. Указанный процесс получил название “коммерциализации” гражданского права. Эти изменения приводят к перемещению границы между гражданским и торговым правом, а сегодня в ряде случаев ее вообще бывает трудно установить.

С учетом названных обстоятельств некоторые государства сочли целесообразным объединить гражданское и торговое право: Швейцария и Италия упразднили торговые кодексы, а Гражданский кодекс Италии, например, регламентирует не только гражданские, но и торговые отношения. Но даже принятие единых гражданских кодексов не устраняет дуализм в правовом регулировании имущественных отношений, построенных на началах юридического равенства. По существу, во всех странах, включая Англию, США и другие государства общего права, имеются специальные нормы, призванные регулировать исключительно коммерческие или торговые отношения.

Сохранение самостоятельности торгового права в полной мере отвечает тенденции современного зарубежного права к дифференцированному регулированию однородных общественных отношений в зависимости от их субъектного состава.

В дореволюционной России курс торгового права читался в высших учебных заведениях наряду с курсом гражданского права. При этом в литературе подчеркивалось, что торгово-промышленный характер действий, сделок и отношений составляет особое содержание торгового права. Одновременно подчеркивалась необходимость научных исследований в выяснении тех особенностей, какими обладают институты торгового права.

Видный российский цивилист Г.Ф.Шершеневич определял торговое право как “совокупность норм частного права, общего и специального, имеющую применение к той области народнохозяйственной жизни, которую закон признает торговлей”. (Отметим, что термин “коммерция” (лат. commercium) в переводе означает “торговля”.)

Современное торговое право (коммерческое право) не претендует на самостоятельность в качестве отрасли права и является составной частью гражданского права, специальное изучение которого вызвано практическим интересом, поскольку российское законодательство в настоящее время развивается таким образом, что особенности правового регулирования предпринимательской деятельности находят выражение в едином Гражданском кодексе РФ и ряде специальных нормативно-правовых актов.

При этом отмечается, что отношения, являющиеся предметом гражданско-правового регулирования, возникающие между предпринимателями или с их участием, нуждаются в особом правовом регулировании. Они и составляют предмет регулирования коммерческого права.

Вместе с тем в юридической литературе имеются предложения о необходимости разделения частноправового материала между двумя кодексами - Гражданским и Торговым (Толстой Ю.К. На путях кодификации гражданского законодательства // Правоведение. 1994. № 3. С. 26).

По мнению некоторых ученых, необходимо приступить к формированию новой отрасли - торгового права, так как существует определенная область хозяйственных отношений, которая не может регулироваться гражданским правом. Так, Чанкин В.В. (Торговое право: современные тенденции // Государство и право. 1993. N2. С. 59-63) отмечает, что предметом торгового права являются “обширнейшие коммерческие отношения в сфере хозяйственной деятельности”.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты