В данной работе будет рассмотрено правовое регулирование Высшего арбитражного суда СССР. Изучение истории правовых институтов необходимо не для праздного любопытства, а для того чтобы перенять то хорошее что было в Высшем арбитражном суде СССР.
Целью данной работы является изучение такого правового института как Высший арбитражный суд СССР.
Высший Арбитражный Суд СССР
Высший арбитражный суд СССР осуществляет судебную власть в пределах полномочий Союза ССР путем разрешения хозяйственных споров между предприятиями, учреждениями и организациями, в том числе колхозами, индивидуальными, совместными предприятиями и международными объединениями организаций СССР и других стран, государственными и иными органами (далее - организации).
В соответствии со ст. 4 Федерального Конституционного Закона РФ от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» арбитражные суды в Российской Федерации осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом № 1-ФКЗ, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.
Таким образом, наблюдается схожесть осуществления правосудия путем разрешения хозяйственных или экономических споров.
Организация, порядок деятельности и компетенция Высшего арбитражного суда СССР законодательством СССР.
Высший арбитражный суд СССР разрешает хозяйственные споры в соответствии с Законом СССР «О высшем арбитражном суде СССР» "Ведомости СНД и ВС СССР", 1991, N 23, ст. 651 и Законом СССР "О порядке разрешения хозяйственных споров Высшим арбитражным судом СССР". "Ведомости СНД и ВС СССР", 1991, N 23, ст. 652 Особенности разрешения отдельных видов споров могут устанавливаться законодательными актами СССР.
Задачами Высшего арбитражного суда СССР являются:
обеспечение защиты прав и охраняемых законом интересов организаций путем осуществления правосудия;
содействие правовыми средствами соблюдению законодательства в экономических отношениях;
обеспечение единообразного и правильного применения законодательства при разрешении хозяйственных споров.
Высший арбитражный суд СССР разрешает возникающие при заключении, изменении, расторжении и исполнении договоров либо по другим основаниям споры (кроме споров, разрешение которых в соответствии с законодательными актами СССР отнесено к ведению иных органов):
1) о признании недействительными (полностью или частично) не имеющих нормативного характера актов органов государственного управления СССР и иных общесоюзных органов, не соответствующих законодательству и нарушающих права и законные интересы организаций;
2) о возмещении убытков, причиненных организациям органами государственного управления СССР и иными общесоюзными органами в результате издания не имеющих нормативного характера актов, не соответствующих законодательству и нарушающих права и законные интересы организаций, или в результате ненадлежащего осуществления указанными органами по отношению к ним своих обязанностей;
3) вытекающие из экономических соглашений между союзными и республиканскими органами управления, органами управления республик;
4) вытекающие из отношений по созданию и поставке вооружений и военной техники;
5) между организациями, расположенными на территории разных республик, когда это предусмотрено соглашением между республиками;
6) другие споры, связанные с применением законодательства СССР и отнесенные к ведению Высшего арбитражного суда СССР законодательными актами СССР или международными соглашениями.
Высший арбитражный суд СССР вправе принять к своему производству спор между организациями независимо от их подчиненности, местонахождения и форм собственности при наличии письменного соглашения между сторонами о передаче на его разрешение уже возникшего или могущего возникнуть спора.
Хотелось бы обратить внимание на предыдущий абзац, в котором устанавливается договорная подведомственность. Можно сделать вывод, что даже самые маленькие организации могли заключить соглашение, что их спор разрешается в Высшем арбитражном суде СССР. Считаю, данное положение неправильным, так как высший орган не должен разбирать обыкновенные споры, а должен следить за законностью в подчиненных ему судах. Если любые организации смогут обращаться для разрешения спора в Высший арбитражный суд СССР тогда у него будет колоссальная нагрузка с учетом размеров территории СССР.
Высший арбитражный суд СССР проверяет законность и обоснованность решения:
1) по спору, разрешенному в Арбитражной коллегии по разрешению хозяйственных споров;
2) по спору, разрешенному в республике, после проверки законности и обоснованности решения в порядке, установленном законом соответствующей республики:
между организациями, расположенными на территории разных республик, когда имеется соглашение об этом между соответствующими республиками или сторонами, в том числе если споры связаны с применением законодательства СССР;
в котором хотя бы одна из организаций находится в ведении Союза ССР или является общесоюзной;
если это предусмотрено законом республики, в которой разрешен спор.
Высший арбитражный суд СССР руководствуется в своей деятельности Конституцией СССР, другим законодательством СССР, законодательством республик, соглашениями Союза ССР и республик, многосторонними и двусторонними договорами и соглашениями между республиками, международными соглашениями.
Высший арбитражный суд СССР, установив в связи с разрешением хозяйственного спора несоответствие акта органа государственного управления, решения местного органа самоуправления, его исполнительного и распорядительного органа Конституции СССР, законам СССР, конституциям республик, законам республик, другим актам высших органов государственной власти, изданным в пределах их полномочий, принимает решение на основании Конституции СССР, законов СССР, конституций республик, законов республик, других актов высших органов государственной власти Союза ССР и республик.
Хотелось бы отметить, что как тогда, так и сейчас высший суд в системе арбитражных судов не обладает правом отмены акта, который не соответствует нормативно-правовому акту более высокого ранга, а всего лишь не применят данный акт.
Решение, постановление, определение Высшего арбитражного суда СССР подлежат обязательному исполнению всеми организациями и их должностными лицами на всей территории СССР
Высшему арбитражному суду СССР принадлежит право законодательной инициативы на Съезде народных депутатов СССР и в Верховном Совете СССР.
В соответствии с п. 1 ст. 104 Конституции РФ "Российская газета", N 237, 25.12.1993. право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.
Таким образом, сейчас Высшему арбитражному суду РФ принадлежит право законодательной инициативы по вопросам его ведения, в то время как у Высшего арбитражного суда СССР такого ограничения не было.
Вопрос об объеме понятия "по вопросам ведения", ограничивающем право законодательной инициативы, может быть разрешен по существу только Конституционным Судом Российской Федерации в порядке толкования ст. 104 Конституции Российской Федерации. Любое решение этого вопроса, даже если оно будет принято федеральным законодателем, будет носить предположительный характер. Очевидно, что Конституционный Суд РФ может вынести решение в отношении Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и определить пределы их "вопросов ведения" относительно реализации права законодательной инициативы.
Высший арбитражный суд СССР состоит из Председателя, заместителей Председателя, председателей арбитражных коллегий, судей Высшего арбитражного суда СССР.
В Высшем арбитражном суде СССР действуют:
Пленум Высшего арбитражного суда СССР;
Арбитражная коллегия по разрешению хозяйственных споров;
Арбитражная коллегия по проверке законности и обоснованности решений.
Председатель Высшего арбитражного суда СССР избирается Верховным Советом СССР и утверждается Съездом народных депутатов СССР по представлению Президента СССР.
Первый заместитель и заместители Председателя Высшего арбитражного суда СССР, председатели арбитражных коллегий, судьи Высшего арбитражного суда СССР избираются Верховным Советом СССР по представлению Председателя Высшего арбитражного суда СССР.
Судьи Высшего арбитражного суда СССР избираются бессрочно. Судьей может быть избран гражданин СССР, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет.
Высший арбитражный суд СССР возглавляет Председатель.
Председатель Высшего арбитражного суда СССР:
руководит деятельностью Высшего арбитражного суда СССР и организует его работу;
созывает Пленум Высшего арбитражного суда СССР и председательствует на его заседаниях; может председательствовать в заседаниях арбитражного суда коллегий Высшего арбитражного суда СССР; в необходимых случаях привлекает судей, входящих в состав одной коллегии, для рассмотрения дел в составе другой коллегии;
вносит в Пленум Высшего арбитражного суда СССР протесты на решения по хозяйственным спорам Арбитражной коллегии по проверке законности и обоснованности решений;
вносит в Пленум Высшего арбитражного суда СССР предложения в порядке законодательной инициативы;
распределяет обязанности между заместителями Председателя, а также между судьями;
назначает на должность и освобождает от должности работников, за исключением тех работников, которые в соответствии с настоящим Законом избираются и освобождаются в ином порядке;
осуществляет другие полномочия, предоставленные ему настоящим Законом.
Председатель Высшего арбитражного суда СССР в пределах своих полномочий вносит предложения Комитету конституционного надзора СССР о даче заключений о соответствии Конституции СССР и законам СССР нормативных правовых актов государственных органов и общественных организаций, в отношении которых в соответствии с Конституцией СССР не осуществляется прокурорский надзор.
Заместители Председателя Высшего арбитражного суда СССР вправе председательствовать в заседаниях арбитражного суда арбитражных коллегий по разрешению хозяйственных споров и по проверке законности и обоснованности решений.
В случаях отсутствия Председателя Высшего арбитражного суда СССР его полномочия осуществляет первый заместитель Председателя Высшего арбитражного суда СССР, а при отсутствии и первого заместителя - один из заместителей Председателя Высшего арбитражного суда СССР.
Председатели арбитражных коллегий Высшего арбитражного суда СССР:
1) организуют работу коллегий и образуют составы суда для разрешения хозяйственных споров, проверки законности и обоснованности решений;
2) председательствуют в заседаниях арбитражного суда коллегий;
3) представляют Пленуму Высшего арбитражного суда СССР доклады о деятельности коллегий;
4) истребуют дела для проверки законности и обоснованности решений, а также для обобщения арбитражной практики.
Судья Арбитражной коллегии по разрешению хозяйственных споров разрешает споры между организациями.
Судья Арбитражной коллегии по проверке законности и обоснованности решений осуществляет проверку законности и обоснованности решений по спорам.
Судья руководит рассмотрением спора, способствует достижению соглашения между сторонами.
Судья изучает и обобщает практику разрешения споров, разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства, а также ведет работу по предупреждению нарушений законодательства в экономических отношениях.
В соответствии с п. 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 N 65 "О подготовке дела к судебному разбирательству" "Вестник ВАС РФ", N 4, апрель, 2007 согласно части 3 статьи 133 Арбитражного процессуального Кодекса РФ "Российская газета", N 137, 27.07.2002, к задачам подготовки дела к судебному разбирательству относятся определение судьей характера спорного правоотношения и определение подлежащего применению законодательства.
В связи с этим в целях единообразного толкования и применения норм материального права и норм процессуального права судье необходимо в каждом случае при подготовке дела к судебному разбирательству проанализировать судебную практику применения законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Таким образом, изучение судебной практики при подготовке к разрешению дела является было законодательно урегулировано в СССР и сейчас в РФ.
Судья может быть руководителем отдела и другого подразделения Высшего арбитражного суда СССР.
Работа судьи в иных организациях на условиях совместительства не допускается, за исключением педагогической и научно-исследовательской деятельности.
Судьи в порядке, устанавливаемом Верховным Советом СССР, проходят аттестацию, по результатам которой им с учетом квалификации и опыта работы присваиваются квалификационные классы.
Судьям Высшего арбитражного суда СССР удостоверения выдаются Верховным Советом СССР.
Судья имеет право:
требовать от государственных и иных органов, организаций, от их должностных лиц исполнения своих распоряжений, связанных с осуществлением возложенных на него законом обязанностей;
направлять организациям, государственным и иным органам частные определения, сообщения о выявленных нарушениях законодательства с предложениями об их устранении;
запрашивать информацию от государственных и иных органов, научных учреждений и информационных центров.
Требования судьи, предъявляемые в пределах полномочий Высшего арбитражного суда СССР, обязательны для государственных и иных органов, организаций, их должностных лиц, к которым эти требования обращены.
Судья обладает также иными полномочиями, необходимыми для осуществления своей деятельности, определяемыми законодательными актами СССР.
Судья в своей деятельности обязан точно исполнять требования законодательства, обеспечивать высокую культуру и воспитательное воздействие арбитражного процесса, быть справедливым.
Судья обязан повышать уровень профессиональных знаний.
Судья при выполнении своих служебных обязанностей, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалять авторитет правосудия, достоинство судьи или вызывать сомнение в его объективности и беспристрастности.
Судьи Высшего арбитражного суда СССР независимы и подчиняются только закону. Вмешательство любых органов, организаций и должностных лиц в деятельность судей по разрешению хозяйственных споров не допускается.
Независимость судей обеспечивается порядком их избрания и освобождения, юридической процедурой разрешения споров, созданием необходимых условий для деятельности арбитражного суда, а также материальным и социальным обеспечением судей.
Средства массовой информации не вправе предрешать в своих сообщениях результаты арбитражного разбирательства по конкретному делу до принятия решения.
Судья Высшего арбитражного суда СССР не может быть привлечен к уголовной ответственности или арестован без согласия Верховного Совета СССР, а в период между сессиями - Президиума Верховного Совета СССР.
Уголовное дело в отношении судьи Высшего арбитражного суда СССР может быть возбуждено только Генеральным прокурором СССР.
Уголовные дела в отношении судей Высшего арбитражного суда СССР подсудны Верховному Суду СССР.
Проявление неуважения к судье со стороны участников арбитражного процесса или граждан, присутствующих в заседании арбитражного суда, а также совершение кем бы то ни было действий, свидетельствующих о явном пренебрежении к судье, влекут ответственность в соответствии с законодательством СССР.
Судья может быть освобожден Верховным Советом СССР от должности:
за нарушение законности или совершение порочащего поступка, несовместимого с его званием, а также в силу состоявшегося о нем обвинительного приговора суда, вступившего в законную силу;
по состоянию здоровья, препятствующему продолжению работы;
вследствие избрания на другую должность или перевода с его согласия на другую работу;
по собственному желанию.
Вопрос об освобождении судьи решается с учетом заключения квалификационной коллегии судей Высшего арбитражного суда СССР.
Для рассмотрения важнейших вопросов деятельности Высшего арбитражного суда СССР, других органов, разрешающих хозяйственные споры, действует Пленум Высшего арбитражного суда СССР. Пленум созывается не реже одного раза в четыре месяца.
В состав Пленума входят Председатель Высшего арбитражного суда СССР, его заместители, председатели арбитражных коллегий, судьи Высшего арбитражного суда СССР, а также на добровольной основе руководители высших органов, разрешающих хозяйственные споры в республиках - субъектах Союза ССР.
В заседаниях Пленума могут принимать участие Генеральный прокурор СССР и Министр юстиции СССР.
Заседание Пленума правомочно при наличии не менее двух третей состава.
По результатам рассмотрения вопросов Пленумом принимается постановление открытым голосованием. Постановление считается принятым, если за него подано большинство голосов членов Пленума, участвующих в голосовании. Член Пленума, не согласный с постановлением, вправе изложить свое мнение, которое приобщается к постановлению.
Постановление Пленума подписывается Председателем Высшего арбитражного суда СССР и секретарем Пленума.
Пленум Высшего арбитражного суда СССР:
1) рассматривает вопросы координации деятельности органов, разрешающих хозяйственные споры, по осуществлению совместных мероприятий в пределах компетенции этих органов;
2) рассматривает материалы обобщения практики разрешения хозяйственных споров и дает в порядке судебного толкования разъяснения по вопросам применения законодательства СССР;
Согласно пп. 1. п. 1 ст. 13 ФКЗ от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» "Российская газета", N 93, 16.05.1995. пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассматривает материалы изучения и обобщения практики применения законов и иных нормативных правовых актов арбитражными судами и дает разъяснения по вопросам судебной практики;
3) утверждает по представлениям Председателя Высшего арбитражного суда СССР составы арбитражных коллегий, заместителей председателей арбитражных коллегий, секретаря Пленума из числа судей Высшего арбитражного суда СССР;
4) утверждает по представлению Председателя Высшего арбитражного суда СССР состав научно-консультативного совета при Высшем арбитражном суде СССР;
5) заслушивает доклады председателей арбитражных коллегий Высшего арбитражного суда СССР о деятельности соответствующих коллегий;
6) рассматривает вопросы о внесении на Съезд народных депутатов СССР и в Верховный Совет СССР предложений в порядке законодательной инициативы, а также в другие органы предложений по совершенствованию правового регулирования экономических отношений и деятельности органов, разрешающих хозяйственные споры;
7) избирает квалификационную коллегию судей Высшего арбитражного суда СССР, заслушивает отчеты о ее деятельности;
8) рассматривает заключения Комитета конституционного надзора СССР о несоответствии разъяснений Пленума Высшего арбитражного суда СССР Конституции СССР и законам СССР;
9) рассматривает в порядке надзора дела по протестам Генерального прокурора СССР, Председателя Высшего арбитражного суда СССР, руководителей высших республиканских органов, разрешающих хозяйственные споры, на решения, принятые Высшим арбитражным судом СССР, республиканскими органами, в связи с противоречием их законодательству СССР или нарушением интересов других республик.
Высший арбитражный суд СССР изучает и обобщает арбитражную практику, подготавливает предложения по ее совершенствованию, анализирует опыт применения законодательства органами, разрешающими хозяйственные споры, с целью его распространения.
Высший арбитражный суд СССР на основе изучения и обобщения арбитражной практики разрабатывает и в установленном порядке вносит предложения по совершенствованию законодательства. Высший арбитражный суд СССР вправе привлекать к этой работе по согласованию с руководителями организаций их специалистов и научных работников.
Высший арбитражный суд СССР ведет работу по предупреждению нарушений законодательства в экономических отношениях и в этих целях:
1) ведет системный анализ данных и материалов, характеризующих причины нарушений законодательства в экономических отношениях, разрабатывает и принимает в пределах своей компетенции меры к их устранению;
2) разрешает дела непосредственно в организациях;
3) направляет руководителям организаций, государственным и иным органам частные определения, сообщения о выявленных нарушениях законодательства, об обстоятельствах, способствующих этим нарушениям, требующих принятия соответствующих мер.
Не позднее чем в месячный срок о принятии необходимых мер по частному определению, сообщению должен быть дан ответ Высшему арбитражному суду СССР.
В необходимых случаях о выявленных нарушениях законодательства направляются сообщения в органы прокуратуры;
4) докладывает о наиболее серьезных нарушениях законодательства, допускаемых в экономических отношениях, Верховному Совету СССР и информирует о них Кабинет Министров СССР.
Для подготовки научно обоснованных рекомендаций органам, разрешающим хозяйственные споры, по вопросам, связанным с формированием арбитражной практики, разработкой предложений и подготовкой информации о совершенствовании законодательства, а также с предупреждением и устранением выявленных нарушений законодательства, при Высшем арбитражном суде СССР создается научно-консультативный совет. Научно-консультативный совет является совещательным органом и действует на общественных началах
Высший арбитражный суд СССР ведет в установленном порядке арбитражную статистику, анализирует статистические данные о деятельности органов, разрешающих хозяйственные споры в республиках.
Высший арбитражный суд СССР осуществляет сотрудничество с другими органами, разрешающими хозяйственные споры (судами, арбитражами, третейскими судами).
Высший арбитражный суд СССР осуществляет в установленном порядке международные связи.
Для изучения и анализа арбитражной практики, подготовки предложений по совершенствованию законодательства, разработки мер по предупреждению нарушений законодательства в экономических отношениях, выполнения других функций, связанных с деятельностью Высшего арбитражного суда СССР, образуются отделы и другие подразделения.
В арбитражных коллегиях и отделах состоят главные, старшие консультанты и другие специалисты, главные и старшие инспектора, инспектора, а также другие служащие и младший обслуживающий персонал.
Штатная численность Высшего арбитражного суда СССР, включая судей Высшего арбитражного суда СССР, утверждается Верховным Советом СССР по представлению Председателя Высшего арбитражного суда СССР.
Председатель Высшего арбитражного суда СССР в соответствии с настоящим Законом в пределах установленной штатной численности определяет структуру, штаты отделов и других подразделений Высшего арбитражного суда СССР, утверждает штатное расписание, положения об отделах и других подразделениях Высшего арбитражного суда СССР.
Квалификационная коллегия судей Высшего арбитражного суда СССР избирается сроком на пять лет Пленумом Высшего арбитражного суда СССР тайным голосованием из числа судей Высшего арбитражного суда СССР в составе председателя, его заместителя и пяти членов. Председатель Высшего арбитражного суда СССР и его заместители в состав квалификационной коллегии не входят.
Квалификационная коллегия судей Высшего арбитражного суда СССР отчитывается о своей работе перед Пленумом Высшего арбитражного суда СССР.
Квалификационная коллегия:
дает заключения о возможности выдвижения в судьи Высшего арбитражного суда СССР;
проводит квалификационную аттестацию судей Высшего арбитражного суда СССР;
дает заключения об отзыве судей Высшего арбитражного суда СССР, рассматривает вопросы об их дисциплинарной ответственности.
Руководящие работники (кроме избираемых на должность) и специалисты Высшего арбитражного суда СССР подлежат аттестации в соответствии с законодательством СССР. Положение о порядке проведения аттестации утверждается Председателем Высшего арбитражного суда СССР.
Финансирование, материально-техническое обеспечение и обслуживание Высшего арбитражного суда СССР осуществляются за счет ассигнований из союзного бюджета. Размер ассигнований утверждается Верховным Советом СССР по представлению Председателя Высшего арбитражного суда СССР.
Высший арбитражный суд СССР является юридическим лицом.
Высший арбитражный суд СССР имеет печать с изображением Государственного герба СССР и со своим наименованием.
Заключение
Рассмотрев правовое регулирование Высшего арбитражного суда СССР делаю вывод что многое было перенесено в правовое регулирование Высшего арбитражного суда РФ. Таким образом, имеется преемственность при проведении реформ в судебной системе. Поскольку сейчас в Российской Федерации до сих пор идет судебная реформа можно предположить что если и будут изменения то они не будут кардинальными, а будет как и раньше соблюдаться преемственность. Соблюдение преемственности при проведении реформы судебной системы является положительным моментом так как к резким изменениям довольно трудно подготовиться в то время как постоянное и постепенное пошаговое улучшение судоустройства позволяет привыкать к новым изменениям.
Источники
1)"КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (ред. от 30.12.2008)
2)ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН от 28.04.1995 N 1-ФКЗ (ред. от 28.04.2008) "ОБ АРБИТРАЖНЫХ СУДАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (одобрен СФ ФС РФ 12.04.1995)
3)ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 05.04.2005) "О СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (одобрен СФ ФС РФ 26.12.1996)
4)"АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 24.07.2002 N 95-ФЗ (принят ГД ФС РФ 14.06.2002) (ред. от 03.12.2008)
5)ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 30.05.2001 N 70-ФЗ (ред. от 30.06.2003) "ОБ АРБИТРАЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЯХ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (принят ГД ФС РФ 11.04.2001)
6)ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 N 65 "О ПОДГОТОВКЕ ДЕЛА К СУДЕБНОМУ РАЗБИРАТЕЛЬСТВУ"
7)"КОНСТИТУЦИЯ (ОСНОВНОЙ ЗАКОН) СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК" (принята ВС СССР 07.10.1977) (ред. от 14.03.1990)
8)ЗАКОН СССР от 17.05.1991 N 2170-1 "О ВЫСШЕМ АРБИТРАЖНОМ СУДЕ СССР"