p align="left">Лицо, которому предоставлено политическое убежище, пользуется на территории Российской Федерации правами, свободами и несет обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме некоторых исключений, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Предоставление политического убежища распространяется и на членов семьи лица, получившего политическое убежище, при условии их согласия с ходатайством. Согласие детей, не достигших 14-летнего возраста, не требуется.
Президентом Российской Федерации также определены случаи, когда политическое убежище не предоставляется. Это предусмотрено, если лицо: преследуется за действия (бездействие), признаваемые в Российской Федерации преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций; привлечено в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда на территории Российской Федерации; прибыло из третьей страны, где ему не грозило преследование; прибыло из страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека; прибыло из страны, с которой Российская Федерация имеет соглашение о безвизовом пересечении границ, без ущерба для права данного лица на убежище в соответствии с Федеральным законом от 19 февраля 1993 года № 4528-1 «О беженцах», представило заведомо ложные сведения; имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется.
Лицо, которому Российской Федерацией предоставлено политическое убежище, утрачивает право на предоставленное политическое убежище в случаях: возврата в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного местожительства; выезда на жительство в третью страну; добровольного отказа от политического убежища на территории Российской Федерации; приобретения гражданства Российской Федерации или гражданства другой страны.
Лицо может быть лишено Президентом Российской Федерации предоставленного ему политического убежища по соображениям государственной безопасности, а также, если это лицо занимается деятельностью, противоречащей целям и принципам Организации Объединенных Наций, либо, если оно совершило преступление и в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.
Полномочием Президента Российской Федерации, обращенным ко всем избирателям, является назначение референдума - проведение всенародного тайного голосования граждан Российской Федерации для выяснения их мнения по важнейшим проблемам государственной жизни. Порядок проведения референдумов регулируется Федеральным конституционным законом от 28 июня 2004 года № 5-ФКЗ «О референдуме в Российской Федерации». Уточним лишь, что Президент Российской Федерации только назначает всероссийские референдумы, сам же он не вправе предложить проведение референдума, поскольку референдумы инициируются лицами, указанными в выше упомянутом Законе.
На референдум Российской Федерации в обязательном порядке выносится вопрос о принятии новой Конституции Российской Федерации, если Конституционное Собрание принимает решение о вынесении на всенародное голосование проекта новой Конституции Российской Федерации.
На референдум Российской Федерации не могут выноситься вопросы об: изменении статуса субъекта Российской Федерации; досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также о проведении досрочных выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации либо о перенесении сроков проведения таких выборов; избрании, назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации; персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; избрании, досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором Российской Федерации, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором Российской Федерации, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации; принятии и изменении федерального бюджета, исполнении и изменении внутренних финансовых обязательств Российской Федерации; введении, изменении и отмене федеральных налогов и сборов, а также освобождении от их уплаты; принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения; амнистии и помиловании.
Вопросы, выносимые на референдум Российской Федерации, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.
Не может быть выдвинута инициатива о проведения референдума и он не может назначаться и проводиться в условиях военного или чрезвычайного положения, а также в течение трех месяцев со дня их отмены.
Кроме того, референдум не проводится в последний год полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории Российской Федерации на основании решения уполномоченного федерального органа.
Не допускается проведение повторного референдума (референдума по вопросу, имеющему по смыслу или содержанию ту же формулировку, что и вопрос, голосование по которому проведено на уже состоявшемся референдуме) в течение двух лет со дня официального опубликования (обнародования) его результатов.
Указанный перечень обстоятельств, исключающих назначение и проведение референдума, является исчерпывающим.
К ведению Президента отнесены вопросы награждения государственными наградами, присвоения почетных званий Российской Федерации, высших воинских и высших специальных званий. Указом Президента Российской Федерации от 02 марта 1994 года № 442 утверждено Положение «О государственных наградах Российской Федерации». 30 декабря 1995 года принят Указ Президента Российской Федерации № 1341 «Об установлении почетных званий Российской Федерации, утверждении положений о почетных званиях и описания нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации».
К полномочиям Президента относится также принятие актов о помиловании осужденных приговором суда. Помилование применяется к отдельным лицам, и его надо отличать от амнистии, акт об объявлении которой принимает Государственная Дума Российской Федерации (пункт «е» части 1 статьи 103 Конституции Российской Федерации).
Президент Российской Федерации Указом от 28 декабря 2001 года № 1500 утвердил Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации, СЗ РФ. 2001. № 53 (Ч. 2). Ст. 5149. которое дало ответ на многие вопросы, возникшие в практике, и установило новые сложные, рассчитанные на действенный общественный контроль процедуры осуществления помилования.
Был установлен перечень лиц, к которым может быть применено помилование, и перечень осужденных, в отношении которых помилование, как правило, не применяется, а также разработан порядок прохождения ходатайства о помиловании.
Предусмотрено, что обращение осужденного к Президенту Российской Федерации о помиловании администрация учреждения, где лицо отбывает наказание, с приложением ряда документов, в частности копии приговора и характеристики, направляет в территориальный орган Министерства юстиции России в субъекте Российской Федерации, который, в свою очередь, все полученные документы представляет в комиссию по вопросам помилования на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, образованную в каждом субъекте. Состав комиссий утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. Помимо рассмотрения конкретных материалов о помиловании, комиссии осуществляют общественный контроль за своевременным и правильным исполнением на территории субъекта Российской Федерации указов Президента России по вопросам помилования, а также за условиями содержания осужденных. Свое заключение о целесообразности применения помилования к конкретному осужденному комиссия направляет высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации, который и вносит Президенту Российской Федерации представление о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного. Список лиц, рекомендованных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации к помилованию, подлежит опубликованию в средствах массовой информации соответствующего субъекта страны. При этом высшее должностное лицо может также обнародовать мотивы, которыми оно руководствовалось, при принятии соответствующего решения.
Только после всего этого Президент принимает решение помиловать осужденного или отклонить его просьбу.
В рамках первой группы полномочий Президент Российской Федерации рассматривает адресованные ему обращения граждан, которые, согласно статье 33 Конституции Российской Федерации, они вправе направлять в любые государственные органы и органы местного самоуправления. Обращения являются важной формой связи Президента, других государственных органов и органов местного самоуправления с населением. Обращения бывают трех видов: предложения, заявления и жалобы.
К предложениям относится любое обращение, направленное на совершенствование жизнедеятельности общества, его политической, экономической и культурной жизни, изменение законодательства. С заявлениями граждане обращаются по поводу реализации предоставленных им законодательством социально-экономических, политических и личных прав (например, о предоставлении социального жилья, назначении пенсии). Иной характер у жалоб, являющихся реакцией на предполагаемые или действительные нарушения прав и охраняемых законом интересов граждан.
Вторую группу составляют полномочия по отношению к Российскому государству в целом, обеспечивающие его нормальную безопасную жизнедеятельность, ясные перспективы развития. Президент ежегодно обращается к Федеральному Собранию с посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики (пункт «е» статьи 84 Конституции Российской Федерации). Конкретная содержательность посланий не отдана целиком на усмотрение самого Президента России. Иногда законодательно формулируются некоторые основные требования к ним. В частности, статьи 3, 5 Федерального закона от 20 июля 1995 года № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» обязывают Президента Российской Федерации давать в посланиях оценку фактического состояния дел в экономической и социальной сферах, излагать концепцию социально-экономического развития, отражать свое видение этого развития в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе.
К сожалению, никакой реакции на послания Президента Российской Федерации со стороны Федерального Собрания Конституцией России не предусмотрено, и юридически значимого решения по ним Федеральное Собрание не принимает. В Конституции ничего не сказано и о том, как надлежит Президенту реагировать на критические замечания по его посланиям, равно как и о том, какова окончательная судьба послания, каковы правовые последствия этой «акции» Президента. Тем самым данное полномочие, по существу, лишено той роли, которую призвано играть в государственном строительстве, управлении обществом вообще.
Фактически от посланий Президента отключено общественное мнение: средства массовой информации, в том числе государственные, уделяют им внимание лишь раз в год, публикуя (часто в изложении), выступления Президента Российской Федерации в Федеральном Собрании и тексты самих посланий.
Но все же анализ текстов самих посланий свидетельствуют о том, что они не только определяют основные направления экономической, финансовой, социальной, внешнеполитической сторон государственного строительства, но и стратегию полномочий Президента по осуществлению государственно-управленческой деятельности. Формально послания Президента Российской Федерации обращены только к Федеральному Собранию России, но, фактически, представляют собой обращение к народу и, что особенно важно, к исполнительной ветви власти, к государственному аппарату.
Президент России издает также отдельные акты, в которых определяет политику по конкретным вопросам жизнедеятельности государства. Например, Указом от 12 декабря 1997 года № 1300 утверждена Концепция национальной безопасности. С последней тесно связано военное строительство. Президент, согласно пункту «з» статьи 83 Конституции Российской Федерации, утверждает военную доктрину.
И Концепция национальной безопасности, и военная доктрина весьма изменчивы. Они напрямую зависят от положения, складывающегося внутри страны, а также от ситуации, в которой оказывается Россия на международной арене. По ныне действующей Концепции национальной безопасности она представляет собой систему взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации. Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации. Главное - обеспечение национальных интересов России, представляющих собой совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства.
Действующими правовыми актами предусмотрена возможность возникновения на территории страны или в отдельных ее местностях экстраординарных ситуаций, первичную оценку которым и необходимые меры к их преодолению принимает Президент Российской Федерации. Самая серьезная из них - военное положение. Согласно части 2 статьи 87 Конституции Российской Федерации Президент вводит его на территории России или в отдельных ее местностях в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.
Режим военного положения определяется Федеральным конституционным законом от 30 января 2002 года № 1-ФКЗ «О военном положении». Под военным положением понимается особый правовой режим, вводимый Президентом Российской Федерации. Цель введения военного положения - создание условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации.
В период действия военного положения могут в той мере, в какой это необходимо для обеспечения обороны страны и безопасности государства, ограничиваться права и свободы граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, деятельность организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, права их должностных лиц. На граждан, организации и их должностных лиц также могут возлагаться дополнительные обязанности.
На основании указов Президента Российской Федерации на территории, на которой введено военное положение, могут применяться такие меры, как: усиление охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, введение особого режима и усиление охраны военных, важных государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды; эвакуация объектов хозяйственного, социального и культурного назначения, а также временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением им стационарных или временных жилых помещений; введение и обеспечение особого режима въезда на территорию, на которой введено военное положение, выезда с нее, ограничение свободы передвижения по ней; запрещение или ограничение выбора места пребывания либо места жительства, выезда граждан за пределы территории Российской Федерации; приостановление деятельности политических партий, других общественных и религиозных объединений, ведущих пропаганду и (или) агитацию, а равно иную деятельность, подрывающую оборону и безопасность Российской Федерации; привлечение граждан к выполнению работ для нужд обороны, ликвидации последствий применения противником оружия, восстановлению поврежденных (разрушенных) объектов экономики, систем жизнеобеспечения и военных объектов, а также к участию в борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями; изъятие необходимого для нужд обороны имущества у организаций и граждан с последующей выплатой государством его стоимости; запрещение или ограничение проведения любых массовых мероприятий, а также забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций; ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра; запрещение нахождения граждан в общественных местах в определенное время суток и предоставление федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам военного управления права, при необходимости, осуществлять проверку документов, личный досмотр, досмотр вещей граждан, жилища и транспортных средств, а в некоторых случаях, и задержание граждан и транспортных средств. При этом срок задержания граждан не может превышать 30 суток; запрещение продажи (а в некоторых случаях и изъятие) оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические и иные сильнодействующие вещества, спиртных напитков; введение контроля за работой объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, за работой типографий, вычислительных центров и автоматизированных систем, средств массовой информации, использование их работы для нужд обороны; запрещение работы приемопередающих радиостанций индивидуального пользования; введение военной цензуры за почтовыми отправлениями и сообщениями, передаваемыми с помощью телекоммуникационных систем, а также контроля над телефонными переговорами, создание органов цензуры; интернирование (изоляция) в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права граждан иностранного государства, воюющего с Российской Федерацией; прекращение деятельности в Российской Федерации иностранных и международных организаций, в отношении которых правоохранительными органами получены достоверные сведения о том, что указанные организации осуществляют деятельность, направленную на подрыв обороны и безопасности Российской Федерации.
В период действия военного положения федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в целях производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) для государственных нужд, обеспечения Вооруженных Сил России, других войск, воинских формирований и органов, специальных формирований и для нужд населения могут быть предусмотрены меры, связанные с введением временных ограничений на осуществление экономической и финансовой деятельности, оборот имущества, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, временно изменены форма собственности организаций, порядок и условия процедур банкротства, режим трудовой деятельности и установлены особенности финансового, налогового, таможенного и банковского регулирования как на территории, на которой введено военное положение, так и на территориях, на которых военное положение не введено. Указанные федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации могут быть приняты как в период действия военного положения, так и до его введения.
Сходные, но менее значительные меры устанавливаются в случае чрезвычайного положения, которое в соответствии со статьей 88 Конституции Российской Федерации Президент правомочен вводить на территории страны или в отдельных ее местностях с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Обстоятельства, при которых возможно введение чрезвычайного положения, а также порядок его введения и режим предусмотрены Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».
Чрезвычайное положение означает вводимый особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные Федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей. Целями введения чрезвычайного положения являются устранение обстоятельств, послуживших основанием для его введения, обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты конституционного строя Российской Федерации.
Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам относятся: попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления; чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Являясь по должности Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, Президент осуществляет общее руководство их использованием в качестве сил обеспечения безопасности, а также принимает оперативные решения по обеспечению безопасности в пределах компетенции, определенной законом. Соответствующие полномочия Президента Российской Федерации обстоятельно определены Законом Российской Федерации от 05 марта 1992 года № 2446-1 «О безопасности» (статья 11), Федеральным законом от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» (статья 4), Федеральным законом от 26 февраля 1997 года № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (статья 4).
Ныне весьма актуальной стала проблема использования Вооруженных Сил России за ее пределами, в чем также велика роль Президента. Согласно Федеральному закону от 23 июня 1995 года № 93-ФЗ «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности», Президент Российской Федерации единолично принимает решение о направлении за пределы территории Российской Федерации отдельных военнослужащих, о районе их действий, задачах, подчиненности, сроках пребывания, порядке замены, а также об их отзыве. Что касается военных формирований, то решение вопроса о возможности их использования вне пределов территории России отнесено к полномочиям Совета Федерации. Однако, организация исполнения постановления Совета Федерации возлагается на Президента Российской Федерации.
Третью группу составляют полномочия Президента Российской Федерации по отношению к отдельным ветвям государственной власти.
Так Президент, в соответствии с Конституцией России и федеральным законом, назначает выборы в Государственную Думу, а в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, распускает ее.
Государственная Дума может быть распущена Президентом России в трех случаях:
1) после трехкратного отклонения ею представленных Президентом кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации (часть 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации);
2) в случае, если она выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением Государственной Думы. Когда же Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу (часть 3 статьи 117 Конституции Российской Федерации);
3) если Председатель Правительства Российской Федерации сам поставит перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации и Государственная Дума откажет в доверии, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы (часть 4 статьи 117 Конституции Российской Федерации).
В тоже время установлен и ряд ограничений на роспуск Государственной Думы. В двух последних случаях Президент не может это сделать в течение года после ее избрания. Государственную Думу нельзя распустить с момента выдвижения ею обвинений против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации. Не может быть распущена Государственная Дума в период действия на всей территории России военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий главы государства.
В случае роспуска Государственной Думы Президент России назначает дату выборов таким образом, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска прежней.
Полномочия Президента Российской Федерации по отношению к отдельным ветвям власти концентрируются, главным образом, вокруг вопроса о кадрах, и, прежде всего руководящих, федеральных органов государственной власти. Президент Российской Федерации располагает рядом конституционных полномочий по воздействию на их состав:
1) единолично назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации, а после консультаций с соответствующими комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания, назначает и отзывает дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях;
2) назначает в порядке, установленном федеральным законом, судей федеральных судов (кроме Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов Российской Федерации);
3) по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров;
4) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов Российской Федерации, а также кандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации;
5) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность председателя Центрального банка Российской Федерации и ставит перед ней же вопрос об освобождении его от должности;
6) по предложению министра внутренних дел Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности руководителей органов внутренних дел субъектов Российской Федерации.
Четвертую группу составляют полномочия Президента Российской Федерации по отношению к субъектам Федерации.
Пятую группу составляют полномочия Президента Российской Федерации, связанные с внешнеполитическими отношениями России. Они отражены в статье 86 Конституции Российской Федерации, согласно которой Президент России осуществляет руководство внешней политикой, ведет переговоры и подписывает международные договоры, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей, представляет страну в международных отношениях.
Шестая труппа полномочий Президента связана с его нормотворчеством. В соответствии со статьей 90 Конституции Российской Федерации глава государства издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.
Наряду с тем, что Президент Российской Федерации имеет собственные нормотворческие полномочия, Конституция России относит его к числу субъектов права законодательной инициативы (часть 1 статьи 104).
Наконец, Президент Российской Федерации, в соответствии со статьей 107 и 108 Конституции Российской Федерации, подписывает и обнародует принятые Федеральным Собранием законы, завершая тем самым законотворческий процесс. Без этого ни один закон не приобретает юридической силы. Указами Президента Российской Федерации включаются в текст статьи 65 Конституции России новые наименования субъектов страны (часть 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, можно сделать вывод, что глава государства обладает широким кругом прав и обязанностей, которые необходимы для реализации его полномочий, затрагивающих, по сути дела, деятельность всех ветвей государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной). Именно Президент Российской Федерации, в конечном счете, выступает в качестве объединяющего начала в системе государственной власти России, осуществляет функцию координации и единения всех ветвей власти, что является юридической основой административно - правового согласия и созидательного взаимодействия всех ветвей власти российского государства.
Между тем, анализ компетенции Президента Российской Федерации свидетельствует о том, что его деятельность в большей степени соподчинена с исполнительной ветвью государственной власти. При этом полномочия главы государства и Правительства четко не разграничены, что усложняет управленческую вертикаль и приводит к увеличению аппарата государственной службы. Характерный пример - административная реформа органов исполнительной власти СЗ РФ. 2004. № 11. Ст. 945; СЗ РФ. 2004. № 21. Ст. 2023; СЗ РФ. 2003. № 31. Ст. 3150; СЗ РФ. 2004. № 29. Ст. 3019., когда при сравнительно одинаковых требованиях, предъявляемых Указом Президента Российской Федерации к однотипным организационным формам, созданы и функционируют разные не только по объему полномочий, но и по уровню подчиненности, федеральные органы исполнительной власти, находящиеся в ведении Правительства Российской Федерации и в ведении Президента России.
Безусловно, такая конструкция никоим образом не избавляет страну от бюрократии и коррупции, не исключает дублирования функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти и не влияет на разграничение полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, не устраняет избыточное государственное регулирование, но, бесспорно, приводит к нарушению баланса между органами исполнительной власти, и, как следствие, дестабилизирует деятельность исполнительной власти в целом.
Поэтому представляется правильным вести речь об уточнении правового положения Президента Российской Федерации в существующей системе субъектов исполнительной власти. С этой точки зрения кажутся привлекательными идеи о совершенствовании института Президента. К примеру, предлагается модель государственной власти, при которой Президент Российской Федерации возглавил бы систему исполнительной власти в России. По мнению автора, путем введения такой модели удастся добиться упрощения всей конструкции разделения властей Краснов М.А. Россия как полупрезидентская республика: проблемы баланса полномочий (Опыт сравнительно-правового анализа) // Государство и право. 2003. № 10. С. 16-22.. Безусловно, могут быть и другие модели реформирования исполнительной власти на федеральном уровне.
Обобщить полномочия Президента РФ можно с помощью рисунка 2.
Рисунок 2.- Полномочия Президента РФ
Заключение
Президент Российской Федерации является главой государства, гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.
В установленном Конституцией РФ порядке Президент принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Президент РФ как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
Президент РФ издает указы и распоряжения, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Конституционный Суд дает формулировке "гарант Конституции" довольно широкое толкование, признавая, в частности, за Президентом право издавать указы по вопросам, требующим законодательного решения, на период до принятия соответствующих законов.
Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства РФ (с согласия Государственной Думы); заместителей Председателя Правительства и федеральных министров (по предложению Председателя Правительства).
Президент имеет право председательствовать на заседаниях Правительства; принимает решение об отставке Правительства.
Кроме того, Президент Российской Федерации назначает:
- полномочных представителей Президента Российской Федерации;
- высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;
- дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях (после консультаций с комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания);
- судей федеральных судов (кроме Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного) формирует:
- Администрацию Президента Российской Федерации;
- Совет Безопасности Российской Федерации (и возглавляет его).
Представляет кандидатуры:
- Государственной Думе - на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации;
- Совету Федерации - на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, а также Генерального прокурора Российской Федерации.
а также:
- утверждает военную доктрину Российской Федерации;
- вносит законопроекты в Государственную Думу; подписывает и обнародует федеральные законы;
- назначает выборы Государственной Думы; распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;
- назначает референдум;
- является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации;
- вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное или чрезвычайное положение;
- решает вопросы гражданства, предоставления политического убежища; награждения; присвоения почетных званий и высших воинских званий; помилования.
Литература
Нормативно - правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года).
2. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (в ред. Федеральных конституционных законов от 08.02.2001 № 1-ФКЗ, от 15.12.2001 № 4-ФКЗ, от 07.06.2004 № 3-ФКЗ, от 05.04.2005 № 2-ФКЗ, от 05.02.2007 № 2-ФКЗ) // СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447.
3. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (в ред. Федеральных конституционных законов от 31.12.1997 № 3-ФКЗ, от 19.06.2004 № 4-ФКЗ, от 03.11.2004 № 6-ФКЗ, от 01.06.2005 № 4-ФКЗ, от 30.01.2007 № 1-ФКЗ, от 02.03.2007 № 3-ФКЗ) // СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712.
4. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (в ред. Федеральных конституционных законов от 30.06.2003 № 2-ФКЗ, от 07.03.2005 № 1-ФКЗ) // СЗ РФ. 2001. № 23. Ст. 2277.
5. Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 года № 1-ФКЗ «О военном положении» // СЗ РФ. 2002. № 5. Ст. 375.
6. Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 года № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» (в ред. Федерального конституционного закона от 30.12.2006 № 7-ФКЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 21.03.2007 № 3-П) // СЗ РФ. 2004. № 27. Ст. 2710.
7. Федеральный закон от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 № 93-ФЗ, от 12.07.2006 № 106-ФЗ, от 12.07.2006 № 107-ФЗ, от 25.07.2006 № 128-ФЗ, от 30.12.2006 № 274-ФЗ, от 26.04.2007 № 64-ФЗ, от 24.07.2007 № 211-ФЗ) // СЗ РФ. 2003. № 2. Ст. 171.
8. Федеральный закон от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 11.11.2003 № 151-ФЗ, от 02.11.2004 № 127-ФЗ, от 03.01.2006 № 5-ФЗ, от 18.07.2006 № 121-ФЗ) // СЗ РФ. 2002. № 22. Ст. 2031.
9. Закон Российской Федерации от 05 марта 1992 года № 2446-1 «О безопасности» (в ред. Закона РФ от 25.12.1992 № 4235-1, Указа Президента РФ от 24.12.1993 № 2288, Федеральных законов от 25.07.2002 № 116-ФЗ, от 07.03.2005 № 15-ФЗ, от 25.07.2006 № 128-ФЗ, от 02.03.2007 № 24-ФЗ) // ВСНД и ВС РФ. 1992. № 15. Ст. 769.
10. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 25 апреля 2005 года «Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ» // РГ. 2005. № 86.
11. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 10 мая 2006 года «Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ» // РГ. 2006. № 97.
12. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 26 апреля 2007 года «Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ» // РГ. 2007. № 90.
Нормативно - правовые акты, утратившие силу:
13. Конституция (Основной закон) Российской Федерации - России (принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета РСФСР девятого созыва 12 апреля 1978 года).
14. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 07 октября 1977 года).
15. Конституция (Основной Закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (утверждена постановлением Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от 21 января 1937 года).
16. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик (утверждена постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов Союза Советских Социалистических Республик от 05 декабря 1936 года)
17. Конституция (Основной закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (утверждена постановлением XII Всероссийского Съезда Советов от 11 мая 1925 года).
18. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (утверждена II Съездом Советов Союза ССР от 31 января 1924 года)
19. Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (принята V Всероссийским Съездом Советов в заседании от 10 июля 1918 года).
20. Федеральный закон от 31 июля 1995 года № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 18.02.1999 № 35-ФЗ, от 07.11.2000 № 135-ФЗ, от 27.05.2003 № 58-ФЗ) (// СЗ РФ. 1995. № 31. Ст. 2990.
21. Закон РСФСР от 24 апреля 1991 № 1096-1 «О выборах Президента РСФСР» // ВСНД и ВС РСФСР. 1991. № 17. Ст. 510.
22. Закон РСФСР от 24 апреля 1991 года № 1098-1 «О Президенте РСФСР» // ВСНД и ВС РСФСР. 1991. № 17. Ст. 512.
23. Закон СССР от 14 марта 1990 года № 1360-1 «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (основной закон) СССР» // ВСНД и ВС СССР. 1990. № 12. Ст. 189.
24. Закон СССР от 26 декабря 1990 года № 1861-1 «Об изменениях Конституции (Основного Закона) СССР в связи с совершенствованием системы государственного управления» // ВСНД и ВС СССР. 1991. № 1. Ст. 3.
Специальная литература:
25. Авакьян С. А. Президент Российской Федерации: эволюция конституционно-правового статуса //Вестник Московского университета. Серия 11. Право. - 1998. - № 1.
26. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. - М.: Юристъ, 2006.
27. Бобылев А.И., Горшкова Н.Г., Ивакин В.И. Исполнительная власть в России: теория и практика ее осуществления. М.: НОРМА- М, 2003.
28. Бондаренко А.А. Указы Президента в сфере исполнительной власти Российской Федерации -. М., 2003.
29. Бородин В.В., Корчагина С.В. Законодательная инициатива и правовой статус Президента России // Конституционное и муниципальное право. 1999. № 1.
30. Бородин В.В., Корчагина С.В. Законодательная инициатива и правовой статус Президента России // Конституционное и муниципальное право. 1999. № 1.
31. Венгеров А. Б. Теория государства и права.- М: Слово, 1998.
32. Воинские артикулы Петра I. - М, 1950.
33. Волошенко И.Л. Правовые акты Президента РФ в системе российского законодательства // Современное российское право: федеральное и региональное измерение: Материалы конференции / Под ред. В.Я. Музюкина, В.В. Невинского. Барнаул, 1998.
34. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Курс административного права Российской Федерации. - М.: Юристъ, 2003.
35. Глазунова Н.И. Система государственного управления. - М: Юристъ., 2002.
36. Глигич-Золотарева М.В. Правовые основы федерализма. - М.: Юристъ, 2006.
37. Даль В. Толковый словарь великорусского языка. Том 3. - М.:Слово, 1990.
38. Дегтев Г.В. Становление и развитие института президенства в России: теоретико-правовые и конституционные основы. - М:Проспект., 2006.
39. Дмитриев Ю. Президентство в России как реликт монархической власти // Право и жизнь. 1999. № 220.
40. Дмитриев Ю., Журавлев А. Указы президента в системе законодательства // Президент. Парламент. Правительство. 1998. № 1.
41. Домрин А.Н. Институт президенства // Представительская власть - XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2002. № 1 (43).
42. Елисеев Б.П. Институт Президента РФ. - М.: Юридическая литература, 1992.
43. Звягин Ю.Г. Право безотлагательного вето Президента - на весах конституционного правосудия. Заметки с заседания Суда // Журнал российского права. 1998. № 6.
44. Иванов С.А. Федеральный закон и нормативный указ Президента: проблема взаимоотношений и пути их совершенствования // Государство и право. 2003. № 2.
45. Ионов И.А. Полномочия Президента РФ по отмене актов Правительства РФ и приостановлению действия актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2004. № 4.
46. Исаев М. Администрация Президента РФ: статус и функциональные возможности // Бизнес и политика. 1995. № 7 - 8.
47. Исполнительная власть в России. История и современность, проблемы и перспективы развития / Под ред. Хаманевой. Н.Ю. - М.: Юристъ, 2004.
48. Исполнительная власть: организация и взаимодействие / Под ред. Ю.А. Тихомирова. - М.: БЕК, 2005.
49. История буржуазного конституционализма XIX в. - М., 1986.
50. Калинина Л.А. Некоторые теоретические проблемы исполнительной власти // Административное право: теория и практика. -М.: БЕК, 2002.
51. Краснов М.А. Россия как полупрезидентская республика: проблемы баланса полномочий (Опыт сравнительно-правового анализа) // Государство и право. 2003. № 10. С. 16-22.
52. Окуньков Л. А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. - М.: Издательская группа Инфра М- Норма, 1996.
53. Стрекозов В. Г., Казанчев Ю. Д. Конституционное право России. - М.: Юристъ, 2006.
54. Чиркин В. Е. Конституционное право в Российской Федерации. - М.: Юристъ, 2007.
55. Чиркин В. Е. Президентская власть // Государство и право. 2002. № 5.