p align="left">На практике законы в большинстве стран устанавливают достаточно узкие рамки в отношении интерпретации видов коррупции, которые считаются уголовными преступлениями, -- чтобы исключить риск выборочного применения законодательства с целью подавления гражданских свобод и оппозиции. Поэтому, например, подарок может считаться взяткой только при наличии намерения оказать влияние на должностное лицо. Если должностному лицу по закону не запрещается принимать подарки в принципе, то доказать факт взятки, как правило, трудно. Напротив, растрата часто считается доказанной при наличии ущерба, независимо от того, было ли намерение у служащего присвоить средства или нет[11].
Китайские эксперты признают тот факт, что главные причины коррупции имеют структурный характер и вырастают из искажений во время происходящей сейчас трансформации роли государства в обществе и в экономике. Проблемы могут возникать в том числе из-за несовпадения интересов центральной и местной власти, из-за наличия у местных властей возможностей для того, чтобы обходить законы и скрывать свои преступления. Профессор экономики Гарвардского университета Дуайт Перкинс, который руководит Азиатским центром в университете выделяет основную причину коррупции: "В сегодняшнем Китае процветанию коррупции способствуют остатки прежней командно-административной системы. Там все еще многое зависит от решений местного, среднего и высшего звена руководства. Эта система позволяет чиновникам говорить "да" или "нет" при решении массы вопросов и брать при этом взятки за положительное решение"[33].
Существуют тысячи причин, влекущих за собой взяточничество и продажность должностных лиц: зависимость и неэффективность судебной системы, непрозрачность финансовых институтов, безнаказанность коррумпированных государственных чиновников, и, конечно, излюбленный и зачастую предвзятый односторонний подход западных аналитиков к объяснению коррупции как результату недемократичности государственной системы[18]. Например, всемирная коалиция по противодействию коррупции "Трансперенси интернешнл" подчеркивает, что наименее подвержены коррупции индустриально развитые демократичные страны Северной Европы и Северной Америки, а развивающиеся страны коррумпированы[41]. Но есть и другая точка зрения. "Архитектор китайских реформ" Дэн Сяопин еще в 1982 г., прогнозируя будущее развитие страны, отмечал, что "Китай переживает процесс, когда требуется сосредоточить все внимание на экономическом развитии. Если мы бросимся в погоню за формальной стороной демократии, то в результате не только не осуществим реальную демократию, но не добьемся и экономического подъема. Это приведет лишь к беспорядкам в стране и деморализует людей". Также трудно не согласиться с французским просветителем Ш.Л. Монтескье, утверждавшим, что как "известно уже по опыту веков, всякий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею". Действительно, весь исторический опыт подтверждает, что причины коррупции кроются в большей степени не в изъянах политических систем, а прежде всего в человеческой природе. Поэтому главный упор в борьбе с коррупцией должен быть направлен на формирование человека с высокими моральными и нравственными критериями. В ином случае критика коррупции в бедных странах со стороны богатых государств будет оставаться малоубедительной до тех пор, пока их финансовые институты не прекратят пользоваться богатствами, украденными у беднейших народов планеты, а мировые финансовые центры предоставлять коррумпированным чиновникам возможность переводить, скрывать и инвестировать свои богатства, нажитые незаконным путем. Связь между коррупцией и порождающими ее проблемами двухсторонняя. С одной стороны, эти проблемы усугубляют коррупцию, а их решение может способствовать уменьшению коррумпированности. С другой стороны, масштабная коррупция консервирует и обостряет проблемы переходного периода, мешает их решению. Отсюда следует, что, во-первых, уменьшить и ограничить коррупцию можно, только одновременно решая проблемы, ее порождающие, и, во-вторых, решению этих проблем будет способствовать противодействие коррупции со всей решительностью и по всем направлениям[34].
По мнению партийного руководства Китая причиной процветания коррупции служат такие внутренние факторы, как отсутствие эффективного управления и моральное разложение, не забывая и воздействие других держав на положение страны. Руководители считают, что необходимо повышать благосостояние народа с помощью экономических реформ[19].
Несомненно, что коррупция оказывает разлагающее влияние на все стороны жизни, и ниже описанные негативные последствия коррупции в большей или меньшей степени уже проявляются в Китае, наносят непоправимый вред, препятствуют развитию и процветанию.
Экономические последствия:
1. Расширилась теневая экономика, это привело к уменьшению налоговых поступлений и ослаблению бюджета. Как следствие - государство теряет финансовые рычаги управления экономикой, обостряются социальные проблемы из-за невыполнения бюджетных обязательств[20].
2. Нарушены конкурентные механизмы рынка, поскольку часто в выигрыше оказываются не тот, кто конкурентоспособен, а тот, кто смог получить преимущества за взятки. Это влечет за собой снижение эффективности рынка и дискредитацию идей рыночной конкуренции[47,14].
3. Неэффективно используются бюджетные средства, в частности - при распределении государственных заказов и кредитов. Это еще больше усугубляет бюджетные проблемы страны.
4. Повышаются цены за счет коррупционных "накладных расходов". В итоге страдает потребитель[22].
5. Теряется доверие агентов рынка к способности власти устанавливать и соблюдать честные правила рыночной игры. Ухудшается инвестиционный климат и, следовательно, не решаются проблемы преодоления спада производства, обновления основных фондов.
7. Расширяются масштабы коррупции в неправительственных организациях (на фирмах, предприятиях, в общественных организациях). Это ведет к уменьшению эффективности их работы, а значит, снижается эффективность экономики страны в целом[25].
Социальные последствия:
1. Отвлекаются колоссальные средства от целей общественного развития. Тем самым обостряется бюджетный кризис, снижается способность власти решать социальные проблемы. По данным китайских источников, за последние 5 лет 140660 государственных чиновников в КНР добровольно вернули государству полученные взятки в размере 89,18 миллионов долларов[28].
2. Закрепляются и увеличиваются резкое имущественное неравенство, бедность большой части населения. Коррупция подстегивает несправедливое и неправедное перераспределение средств в пользу узких олигархических групп за счет наиболее уязвимых слоев населения. Китай признан страной, числящей наибольшее количество миллионеров, множество из них занимают высокие посты в правительстве. Население КНР жалуется на разницу в благосостоянии простых людей и чиновников, которые носят золотые часы, ездят в дорогих машинах и устраивают своих родственников на престижную работу[48,137].
3. Дискредитировалось право как основной инструмент регулирования жизни государства и общества. В общественном сознании сформировалось представление о беззащитности граждан и перед преступностью, и перед лицом власти[36].
4. Коррумпированность правоохранительных органов способствует укреплению организованной преступности. Последняя, сращиваясь с коррумпированными группами чиновников и предпринимателей, усиливается еще больше с помощью доступа к политической власти и возможностям для отмывания дене[44,17].
5. Увеличилась социальная напряженность, бьющая по экономике и угрожающая политической стабильности в стране[30].
Политические последствия:
1. В свое время произошло смещение целей политики от общенационального развития к обеспечению властвования олигархических группировок, что привело к экономическому коллапсу, утечку огромных денежных средств[40].
2. Уменьшилось доверие к коммунистической партии, растет ее отчуждение от общества, тем самым ставя под угрозу любые благие начинания власти[42,120].
3. Падает престиж страны на международной арене, растет угроза ее экономической и политической изоляции, отток инвестиций, в которых Китай особенно нуждается ввиду новой экономической политики, роста международных предприятий[45,200].
4. Профанируется и снижается политическая конкуренция. Граждане разочаровываются в ценностях коммунизма, особенно это прослеживается среди молодежи. Увеличивается риск крушения нарождающейся полити на волне борьбы с коррупцией[35].
Регулярно публикуются новые документы Центральной дисциплинарно-контрольной комиссии и ЦК КПК о принятии строгих мер в отношении руководящих партийных и государственных работников, нарушивших устав партии и законы государства. И почти каждый раз перечисляются те виды правонарушений, которые совершаются злоумышленниками, занимающими важные посты в партийно-государственном аппарате и в хозяйственных органах. Фразы об огромной опасности, которую представляет коррупция, переходят почти дословно из одного решения в другое, что заставляет думать о малой эффективности принимаемых постановлений, об их слабом воздействии на сокращение масштабов коррупции[32].
2.3 Методы борьбы с коррупцией в Китае
В обществе сложилось мнение, что "больше ловят мух, чем тигров". Мелкие хищники идут под суд, а крупные остаются на свободе, и коррупция продолжает отравлять атмосферу общества. В народе стало популярным высказывание: "Большие мошенники выступают с докладами о борьбе с коррупцией, средние производят ревизии, а мелкие - попадают в тюрьму". Некоторые наблюдатели объясняют это тем, что руководители КПК не проявляют решительности и жесткости[34].
В этой связи в китайской печати вспоминают, как строго преследовала компартия взяточников и казнокрадов во время революции, выгоды гражданской войны с Гоминьданом. В то время американский посол предупреждал Чан Кайши, что ему не помогут ни танки, ни самолеты, ибо его погубит коррупция режима. Извлекая урок из поражения Гоминьдана, Компартия в начале 50-х годов развернула в своих рядах борьбу против "трех и пяти зол", в число которых входили различные виды коррупции. В ходе той кампании на всю страну прогремело дело Лю Циншаня и Чжан Цзышаня -- двух видных партийных руководителей. Будучи замешанными в особо крупных хищениях, они были расстреляны. Казалось, это послужит предостережением другим партийным работникам; за одной кампанией следовали другие, но и в 80-х годах один из руководителей КПК Чэнь Юнь вынужден был заявить, что "вопрос стиля работы партии - это вопрос ее жизни и смерти". Старый ветеран не решался произнести слово "коррупция", однако смысл его слов был ясен: и движение за "упорядочение стиля работы партии" преследовало цель очищения аппарата правящей партии от нечистоплотных людей[32].
Действительно, в ходе кампании, растянувшейся на несколько лет, было выявлено и предано суду немало преступных элементов. Китайский журнал "Партийное строительство", подводя итоги борьбы с коррупцией за 1982-1989 годы, подсчитал, что было заведено более полутора миллионов дел, более одного миллиона работников понесли наказания, а всего за годы существования КНР внутри партийного аппарата было выявлено и наказано более 20 миллионов человек[1].
Также при затрагивании вопроса "крыс и тигров" вспоминают дело заместителя губернатора провинции, без счета транжирившего государственные деньги и покрывавшего мошеннические дела своих детей. Смещение с высокого поста руководителя с сорокалетним стажем революционной работы горячо приветствовалось жителями провинции Хунань, многие из которых сомневались, что центральное руководство способно принести в жертву такого "крупного тигра"[46,45].
В августе 1993 года, в ответ на новую волну коррупции, было принято постановление, запрещающее партийным работникам уездного уровня и выше заниматься коммерческой деятельностью (создавать торговые и промышленные предприятия), брать на себя платные посреднические функции, использовать свою власть для предоставления льготных условий тем своим родственникам, которые ведут коммерческую деятельность. Постановление требовало от кадровых работников прекратить совместительство в коммерческих организациях, не занимать там никаких постов (даже почетных). Кроме того, запрещалось приобретать и продавать акции, принимать при исполнении служебных обязанностей подарки, а также тратить общественные и государственные деньги для оплаты вступления в клубы, на организацию всякого рода увеселительных мероприятий[26].
Все эти запреты, по мнению руководства, должны были помочь исправлению стиля партработнико. Китайское правительство считало необходимым создать антикоррупционный социальный климат.
В постановлении комиссии указывалось, что нельзя делать кадровым работникам. В частности, им запрещалось приобретать и ввозить из-за границы роскошные легковые автомобили, используя власть, вымогать под разными предлогами автомобили у подчиненных предприятий. Запрещалось собирать на покупку легковых автомашин государственные деньги путем накопления их за счет невыдачи зарплаты. Не разрешалось, используя служебное положение, незаконным образом покупать квартиры для себя, детей и родственников, а также для друзей по сниженным ценам, обустраивать свои квартиры за счет государства. Руководителям запрещалось во время командировок по стране занимать номера в гостиницах и использовать автомашины, превышая установленные нормы. Местные власти обязывались не устраивать для приезжающих высоких гостей специальные развлекательные вечера. Комиссия вводила ограничения на проведение свадеб, похорон, празднования дней рождения, новоселий с использованием общественных денег. Руководящим кадрам не разрешалось также брать безвозвратные кредиты из партийно-государственной казны на собственные нужды[3].
Как сообщало центральное издательство "Женьмин жибао" в мае 1995 года Центральная дисциплинарно-контрольная комиссия ЦК КПК приняла и разослала по местам очередное постановление, направленное на борьбу против коррупции руководителей государственных предприятий. Постановление требовало от партийных и хозяйственных кадров строго придерживаться норм честности и самодисциплины. В нем содержался подробный перечень тех нарушений закона, которые совершаются на многих фабриках и заводах. Среди них такие, как хищение государственных средств, взимание взяток, использование государственных денег для приобретения личных подарков вышестоящим лицам и почетным гостям, невыплата зарплаты и премий рабочим и служащим и присвоение "сэкономленных" денег. Одной из форм коррупции являлось создание за счет государственных средств частных предприятий, доход от которых руководители целиком клали в свой карман. Такого рода коммерсанты приватизировали имущество, принадлежащее государству, от чего последнее теряет значительные суммы, неся огромные убытки. В ряде случаев управляющие государственными предприятиями оказывали помощь и покровительствовали своим родственникам в создании частных фабрик, используя свою власть, передавали в их собственность государственное имущество, обеспечивали им благоприятные условия для ведения коммерческой деятельности, нарушая тем самым закон. Руководители предприятий часто возводили для себя дома, приобретали квартиры, автомашины, расходуя на это государственные деньги[6].
Постановление рекомендовало всем нарушителям закона, расхитителям общественного добра заняться самопроверкой, вернуть государству незаконно присвоенное (попросту говоря - уворованное). В противном случае они подлежат суровому наказанию, и их дела будут переданы в суд.
Подобного рода постановления принимают из года в год. Как показывают факты, их действенность и эффективность весьма слабы[37].
Особо следует подчеркнуть, что коррумпированные чиновники сурово наказываются, независимо от занимаемого положения и должности. Ярким примером непреклонной борьбы с коррупцией стал судебный процесс над министром КНР по продовольствию и лекарствам КНР Чжэнь Сяоюем, который завершился смертным приговором. Непосредственно перед исполнением приговора в официальном китайском печатном издании "China Daily" было опубликовано последнее обращение Чжэнь Сяоюя к гражданам КНР под названием "Письмо раскаяния". В своем письме министр утверждает, что из корыстных побуждений лучше не стремиться к большой власти. Потому что это не тот случай, когда "чем больше, тем лучше". Он советует любому чиновнику не гнаться за высокими постами, либо, если кто и решил стать руководителем высокого ранга, воспитывать в себе чувство ответственности, поскольку он сам являет наглядный пример того, к чему может привести безответственное обращение с властью[38].
В Китае существует такое понятие как "политическая связка", этому посвящена большая статья политолога Минь Синь Пэя, который считал, что наглядным примером служило дело заместителя мэра столицы Ван Баосэня . Этот видный партийный работник, злоупотребляя властью, совершал экономические преступления, а именно брал взятки, запускал руку в государственный карман, поскольку, будучи любителем сладкой жизни, он постоянно нуждался в деньгах, которые тратил на дорогостоящие пирушки. Это был типичный разложившийся элемент: вор и развратник, который своим поведением подрывал доверие к партии. В сообщении о раскрытии его преступлений не упоминается о том, что он, не дожидаясь суда и следствия, покончил жизнь самоубийством, выбросившись из окна.
В деле Ван Баосэня, как вскоре оказалось, был замешан и мэр Пекина Чэнь Ситун. В ходе следствия выяснилось, что он не только сквозь пальцы смотрел на "бытовые грехи" своей правой руки, но и сам не меньше того запачкался в грязных делах. Во всяком случае, при обыске в его квартире были обнаружены большие суммы денег, в том числе и американские доллары, драгоценности, оружие. Чэнь Ситун был хорошо известен как ретивый борец против "буржуазного либерализма". И вот теперь этот поборник чистого социализма предстал перед всеми в своем истинном обличье разложившегося бюрократа, уголовника. На V пленуме ЦК КПК в сентябре 1995 года Чэнь Ситун был официально выведен из состава Политбюро и ЦК КПК, лишен депутатского звания. И хотя в решении он именуется "товарищем" (то ли в силу инерции, то ли по другим причинам), дело его передано в следственные органы, которые и должны вскрыть подноготную его экономических и других преступлений[39].
В решении ЦК КПК отмечается, что Чэнь Ситун несет прямую ответственность за преступные деяния своего заместителя, что он морально разложился, вел роскошный образ жизни, злоупотребляя властью, одаривал своих родственников, добиваясь для них всякого рода льгот и привилегий, используя свое служебное положение, получал дорогие подарки.
Дело Ван Баосэня и Чэнь Си-туна, которые творили свои "делишки" не где-нибудь, а в самой столице, на виду у всех, показывает, что метастазы коррупции проникли в самую сердцевину партии и государства. Правда, находятся журналисты, которые склонны видеть в этих делах просто эпизод в междоусобной борьбе в верхнем эшелоне власти. Коррупция, в том числе в высших звеньях партийно-государственной власти в Китае стала не уникальным, а типичным явлением, и нельзя не согласиться с утверждением китайской пропаганды, что борьба с ней будет длительной и упорной. Удастся ли эту борьбу довести до победного конца и добиться того, чтобы весь аппарат был честным, чистым и неподкупным, это - вопрос другой. Но строгое решение по делу Чэнь Ситуна говорит о том, что нынешнее руководство всерьез взялось за наведение порядка, пытаясь уничтожить "политические связки".
В постановлениях и резолюциях об усилении борьбы с коррупцией и об устрашении мер наказания в отношении провинившихся чиновников недостатка не было. Они следовали одно за другим. Регулярно публиковались новые документы Центральной дисциплинарно-контрольной комиссии и ЦК КПК о принятии строгих мер в отношении руководящих партийных и государственных работников, нарушивших устав партии и законы государства. И почти каждый раз перечисляются те виды правонарушений, которые совершаются злоумышленниками, занимающими важные посты в партийно-государственном аппарате и в хозяйственных органах. Фразы об огромной опасности, которую представляла коррупция, переходили почти
дословно из одного решения в другое, что заставляет думать о малой эффективности принимаемых постановлений, об их слабом воздействии на сокращение масштабов коррупции[14].
На протяжении долгой истории борьбы правительства с путами коррупции прослеживается мезальянс. Наглядным примером служит бунт студентов, вышедших на улицу с плакатами напуганных бумажных тигров, который в очередной раз доказывает негодование населения, по их мнению, бездействием партии к процветанию поборов и воровства. К слову, их мятеж был быстро и беспрепятственно подавлен властями.
ЦК КПК дало указание о новой ревизии разного рода компаний. В первую очередь имелась в виду проверка тех коммерческих фирм, в деятельности которых активно участвовали работники государственного и партийного аппарата. Руководящим кадрам строго предписывалось: не позволять своим детям заниматься коммерческой деятельностью, закупать импортные автомобили, пользоваться привилегиями в получении продуктов и иных товаров, устраивать банкеты и обмениваться подарками. Кадровых работников предупреждали, что если они и впредь будут брать взятки, запускать свои лапы в государственную казну, заниматься спекуляцией, то их ждет суровое наказание[27].
Судя по сообщениям из Китая, общественное мнение страны недоумевало: если призывы студентов покончить с бюрократизмом и коррупцией совпадают с указаниями высшего руководства, то, спрашивается, зачем надо подавлять их демонстрации и митинги, применяя при этом военную силу. Не лучше ли было бы объединить усилия верхов и низов для борьбы с общим врагом. Корреспонденции из различных провинций, публиковавшиеся в центральной прессе, сообщали о новых проявлениях непомерных трат государственных и партийных денег на содержание чиновников, которые на решения ЦК КПК смотрели как на "бумажного тигра" - с виду страшен, а приглядишься, то опасности никакой не представляет. Особенно возмущало народ то, что чиновники пропивали и проедали деньги, предназначенные для помощи бедным районам. "Это - не поддержка бедных, а объедание нищих, - приводили газеты слова местных жителей. -- Ничто не в состоянии усовестить чиновников-лихоимцев - ни указы сверху, ни жалобы снизу".
На сегодняшний день лидеры Китая хорошо осведомлены о масштабах коррупции по всей стране, кампания против коррупции ведется не первый год и череда скандалов продолжается. Многие считают, что главный фактор, из-за которого провалится программа модернизации и будет подорвана власть компартии, то это коррупция, которая в форме взяток и хищений достигает трех-четырех процентов валового национального продукта Китая. Основные формы, которые принимает коррупция, это взятки за государственные заказы, переводы государственных денег в частные фонды, растрата средств государственных предприятий и сдача в аренду земли по ценам ниже рыночной стоимости. Коррупция подрывает перспективы экономического роста в долгосрочном плане. Крах не наступит, даже если руководство не займется всерьез этой проблемой. Но из-за нее Китай не сможет достичь своих далеко идущих экономических целей[29].
Международная организация "Транспэренси интернэшэнал", которая изучает проблему коррупции в мировом масштабе интересный свод статей, где очень живо описано явление коррупции в различных странах , а Китай относит к 25 процентам государств, отличающихся самым высоким уровнем коррупции. Кроме Китая, в эту группу входят такие страны, как Бирма, Индия, Индонезия и Нигерия. Данная организация считает, что мздоимстов подрывает авторитет партии в глазах простых жителей, сдерживает развитие китайской экономики. Уже упоминавшийся Минь-Синь Пэй, один из директоров китайской программы в фонде "Карнеги за международный мир", считает, что проблема коррупции обостряется: "Если есть какой-либо один главный фактор, из-за которого провалится программа модернизации и будет подорвана власть компартии, то это коррупция". По словам Пэя, коррупция в форме взяток и хищений достигает трех-четырех процентов валового национального продукта Китая. Основные формы, которые принимает коррупция, это взятки за государственные заказы, переводы государственных денег в частные фонды, растрата средств государственных предприятий и сдача в аренду земли по ценам ниже рыночной стоимости.
По словам Пэя, антикоррупционная кампания в Китае может показаться успешной лишь при поверхностном взгляде: "Да, там регулярно объявляют о казнях проворовавшихся чиновников, чтобы запугать других. Но это больше символические жесты, которые не затрагивают корней проблемы. На самом деле антикоррупционные меры носят довольно мягкий характер. Даже по официальным данным, - добавляет Минь-Синь Пэй, - наказывают не более шести процентов уличенных в коррупции лиц". Многие аналитики считают, что ответ властей на бесчинство высокопоставленных работников очень слаб. Хотя агентство "Новый Китай" (Синьхуа), голос и мегафон правительства и партии уверяет, что идет беспрерывная борьба, дающая мощный импульс к разоблачению, сильный сдерживающий фактор. "Новый Китай" часто публикует статьи, где виден неприкрытый политический подтекст, например, одна из последних статей под названием " Аукцион золотых украшений",где рассказывается о продажи очень ценных лотов в целях благотворительности. Читая данную статью можно прийти лишь к одному выводу: правительство КНР пробует различные способы борьбы с коррупцией, даже присущие больше капиталистическому миру. Правительство старается четко отслеживать информацию, которая проходит через средства массовой информации и старается не ставить имя партии под удар. Отсюда следуют следующие заголовки: "На сегодняшний создана новая мощная спецслужба, которая займется борьбой с коррупцией, главой которой стала близкая сподвижница председателя КНР Ху Цзиньтао". Как сообщают источники: новому ведомству предстоит сыграть ключевую роль в разворачивающейся в КНР антикоррупционной кампании, приуроченной к октябрьскому съезду Коммунистической партии Китая[31].
Новое ведомство, непосредственно подчиненное госсовету КНР, должно будет не только выявлять нечестных чиновников, но и разрабатывать комплекс мер по предупреждению коррупции в партии и правительстве. Фактически речь идет о создании специализированной антикоррупционной спецслужбы с огромными полномочиями: ожидается, что ГУПК сможет вести собственные расследования, самостоятельно брать под наблюдение подозреваемых чиновников и проводить их задержание. Для этого в ближайшее время во всех провинциях КНР будут созданы региональные структуры ГУПК, которые займутся борьбой с коррупцией на местном уровне. Как пишет издание "Газета.ru": Антикоррупционное управление возглавит 59-летняя Ма Вэнь, которая 30 августа была назначена новым министром контроля КНР. Товарищ Ма борется с коррупцией уже десять лет с тех пор, как в 1997 году она была переведена на работу в центральную дисциплинарную комиссию. Ма Вэнь хорошо себя зарекомендовала на этом поприще и проявила политическую дальновидность -- в 90-е она участвовала во многих антикоррупционных кампаниях, развернутых будущим председателем КНР Ху Цзиньтао. Придя к власти, товарищ Ху в 2004 году повысил ее до замначальника комиссии. Теперь же, одновременно возглавив минконтроля и ГУПК, Ма Вэнь станет главным в стране борцом с коррупцией. Скорее всего, именно этой спецслужбе предстоит сыграть решающую роль в грандиозной антикоррупционной кампании, развернувшейся в Китае накануне 17-го съезда КПК, который начнется в Пекине 15 октября. Борьба с коррупцией поможет нынешней руководящей группировке во главе с Ху Цзиньтао укрепить свой авторитет в народе, а заодно усилить позиции в партии, избавившись от нелояльных функционеров. Сейчас громкие коррупционные процессы в Китае следуют один за другим, причем их ход активно освещает вся партийная пресса в целях дать почву созревающей спецслужбе[29].
Например, не так давно к пожизненному заключению был приговорен 55-летний Чжан Шаоцан -- глава энергетической госкомпании провинции Аньхуэй. Как установил суд, товарищ Чжан на своем посту получил взятки на сумму более $1 млн. Огромное внимание к процессу привлекло и то, что провинция Аньхуэй -- малая родина председателя КНР Ху Цзиньтао. Огласке был подвержен и процесс над 63-летним чиновником Пан Цзяюем из провинции Шэньси, который завел себе сразу 11 любовниц. Товарищ Пан отбирал наиболее миловидных жен своих подчиненных, а в благодарность за интимные услуги раздавал им и их мужьям крупные господряды. Последним проектом стало строительство водопровода в городке Баоцзи. Правда, трубы оказались негодными и сразу после запуска водопровода прорвались. Любовницы чиновника, не сговариваясь, побежали сдаваться в органы госбезопасности. Громкий суд закончился вынесением нескольких смертных приговоров, та же участь постигнет и самого чиновника .Государственные СМИ рассказывали о похожем процессе в провинции Шаньдун: там некий чиновник, устав от капризов своей любовницы, приказал заложить взрывчатку к ней в машину. В итоге он был приговорен к расстрелу. Министр общественной безопасности КНР Чжоу Юнкан объявил о том все сотрудники его ведомства переходят на усиленный режим несения службы "для обеспечения гармоничного климата в обществе". В своем выступлении товарищ Чжоу четко очертил все силы, которые могут попытаться нарушить гармонию: "Нам надо быть бдительными и усилить борьбу против этнических сепаратистов, религиозных экстремистов, террористических группировок, а также всех врагов внутри страны и за рубежом". Общеизвестно, что коррупция является своего рода "бездонной дырой", поглощающей ресурсы и богатства страны. Но вместе с тем необходимо попытаться найти ответ на волнующий всех вопрос: существует ли универсальный рецепт борьбы с коррупцией? Многие аналитики считают, что коррупция неизбежно приведет Китая к краху, но есть и такие кто считает, что все не так плохо, говоря о том, что Китай - одно из наиболее динамично развивающихся государств мира, которое, несмотря на наличие коррупции, сумело достигнуть столь впечатляющего экономического прогресса. Это означает, что в Китае методы борьбы с коррупцией в целом эффективны и результативны. При этом речь идет о государстве, где проживает одна пятая человечества, где наряду с бурным экономическим ростом, экономические потери, вызванные коррупцией, по оценкам разных иностранных источников, достигают нескольких миллиардов долларов США. Как сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на China daily:одним из способов борьбы с коррупцией, на практике подтвердившим свою эффективность, является ротация кадров во всех органах власти. Так, по итогам ХVII съезда КПК в высшие органы партии вошло значительное число новых лиц. Завершена также масштабная перегруппировка руководящего состава на места , укрепившая кадровую основу для проведения политики нынешнего руководства. В результате Центральный комитет и Политбюро обновлены на 51,5% и 36% соответственно в основном за счет молодых и перспективных руководителей министерского и провинциального уровня - кадрового резерва для формирования следующего поколения руководителей КНР. Состав Центральной комиссии по проверке дисциплины при ЦК КПК обновлен на 79,5%, в рамках активизированной кампании по борьбе с коррупцией .Был усилен контроль за провинциальным звеном партийного и государственного аппарата, ограничена излишняя самостоятельность и политический вес провинциальных элит, которые были поставлены в более жесткие условия необходимости следовать линии центра, была произведена смена руководителей комиссий по проверке дисциплины в провинциях, которые ранее возглавлялись, в большинстве случаев ставленниками секретарей провинциальных и городских комитетов партии. Теперь во главе местных комиссий поставлены члены Центральной комиссии по проверки дисциплины ЦК КПК из Пекина, которые не имеют в этих провинциях ни родственных, ни служебных, ни каких-либо иных связей. Результативности борьбы с коррупцией также способствуют непрекращающиеся усилия государства по совершенствованию руководящих функций партии, которые направлены на повышение эффективности механизмов работы ее органов и системы принятия решений. В частности, уточнены функции парторганов всех уровней, что концентрирует их на решении главных политических и социально-экономических задач, сократив текущее администрирование[24].
Ощутимые результаты в борьбе с коррупцией также приносит проводимая социальная политика, которая позволила сократить разрыв между богатыми и бедными частями населения КНР. Реальные доходы городских жителей за 9 месяцев 2007 г. увеличились на 13,2% до 1379 долл. США, сельских - на 14,8% до 443 долл. США. В том числе продолжен динамичный процесс укрепления среднего класса, насчитывающего, по разным оценкам, от 50 до 80 млн человек. Это создало объективные предпосылки для использования внутреннего потребительского спроса в качестве более важного фактора экономического роста, чем ранее. Более того, десятки миллионов человек без опасений вложили свои средства в рынок акций. Этот же источник опубликовал пятилетний план борьбы с коррупцией в Пекине ЦК Компартии Китая. Политики считают, что наряду с экологией и разрывом в доходах разных слоев населения, коррупция - главная проблема современного Китая. Партия обязуется искоренить сибаритство руководителей государственных корпораций и "разбазаривание" средств. Главам предприятий рекомендуется создать "честное и демократическое" правление и уделять больше внимания нуждам и претензиям общественности. Кроме того, предполагается усилить внутренний контроль за властью. Политбюро ЦК КПК будет регулярно предоставлять доклады о ситуации в области борьбы с коррупцией на пленумах ЦК. План предусматривает искоренение "сибаритства руководителей государственных корпораций и "разбазаривания" ими государственных средств". В документе содержится призыв к руководителям придерживаться соответствующего законам, прозрачного и демократического стиля менеджмента, уделять больше внимания нуждам и требованиям масс". Также ЦК хочет укрепить сотрудничество между властными инстанциями и СМИ в деле борьбы с коррупцией в КНР. Этот документ был обсужден и одобрен за заседании политбюро ЦК КПК под председательством генерального секретаря ЦК Компартии Китая Ху Цзиньтао. Особое значение уделяется формированию у государственных служащих моральных и нравственных принципов, а также повышению чувства долга и ответственности. На сегодняшний день разработанный Ху Цзиньтао "моральный кодекс из восьми принципов" поведения для граждан Китая находит все большее распространение и признание. Представитель МВД Китая заявил, что за взяточничество и нарушение устава уволено 44 700 офицеров полиции. В числе причин, по которым были уволены офицеры службы правопорядка, пьянство на рабочем месте, пьянство за рулем, ношение оружия во внеслужебное время, азартные игры и взяточничество. Власти надеются, что массовые увольнения помогут повысить стандарты работы полиции. В последнее время, отмечают в МВД, невысокий уровень качества работы стражей правопорядка "вызывает самые серьезные опасения". В Китае 1,7 миллиона офицеров полиции обеспечивают безопасность 1,3 миллиардов жителей страны, то есть на одного полицейского приходится более 700 гражданских лиц. Вместе с тем, встречаются и исключения: в одной из северных провинций страны на 126 тысяч населения приходится всего 10 офицеров полиции.
На сегодняшний день лидеры Китая хорошо осведомлены о масштабах коррупции по всей стране, кампания против коррупции ведется не первый год и череда скандалов продолжается. Многие считают, что главный фактор, из-за которого провалится программа модернизации и будет подорвана власть компартии, то это коррупция, которая в форме взяток и хищений достигает трех-четырех процентов валового национального продукта Китая. Основные формы, которые принимает коррупция, это взятки за государственные заказы, переводы государственных денег в частные фонды, растрата средств государственных предприятий и сдача в аренду земли по ценам ниже рыночной стоимости. Коррупция подрывает перспективы экономического роста в долгосрочном плане. Крах не наступит, даже если руководство не займется всерьез этой проблемой. Но из-за нее Китай не сможет достичь своих далеко идущих экономических целей.
Заключение
Коррупция является самым разрушительным препятствием для экономического, социального и политического развития Китая. Иногда говорят, что коррупция в небольших масштабах полезна для сокращения волокиты, что она является частью культуры каждой страны. Возможно, что коррупция более чем какая-либо другая форма межчеловеческого и политического взаимодействия связана с местной ситуацией, культурой и традициями. Однако теперь в обществе появилось более глубокое осознание опасностей коррупции, и терпимость по отношению к ней уменьшилась. Коррупция имеет тенденцию к размножению и превращению в монстра, которого оказываются неспособны обуздать даже те, кто его первоначально породил. Китай, к сожалению, стал не исключением, а, наоборот, ярким примером разрушительной силы коррупции. Этому служат многие причины, включая вышеназванные, а также несущие специфический характер. Многие факторы усугубили годами сложившуюся систему, которую очень непросто сломить.
В древние времена, и это запечатлено в "Книге песен", народ называл чиновников-грабителей "большими крысами", отмечая их прожорливость и ненасытность. Известно, что крысы обладают способностью к быстрому размножению. Никакие крысоловки, никакие ядовитые отравы не сдерживают рост их популяции. Подобным же образом количество коррумпированных чиновников не уменьшается, а возрастает, несмотря на проводимые кампании, растут и их аппетиты.
Политика открытости и реформ позволяет взяточникам и казнокрадам разнообразить формы ограбления государства и его граждан, укрывать наворованное в других странах. Но рано или поздно их настигает возмездие. Не все "крупные тигры" и "большие крысы" оказываются в силах спасти свои шкуры, и когда на скамью подсудимых попадает большой начальник, в народе начинают верить в то, что руководители страны не на словах, а на деле хотят покончить с коррупцией.
Китай веками переживал нестабильность и шаткость, со временем это переросло в серьезную угрозу. Коррупция поражает Поднебесную изнутри, парализуя стабильное и успешное развитие, ставит под угрозу многие государственные рычаги, "коррозия власти" подрывает могущество Китая, в том числе и основу политической власти в стране, ее представители это не скрывают. Центральный комитет КПК к четвертому пленуму выпустил воззвание, в котором отмечалось, что борьба за выживание является делом жизни для коммунистической партии, у которой самый главный враг - коррупция. Если она победит, то коммунистический режим в Китае может прекратить свое существование.
Несмотря на то, что китайское правительство имеет более 1200 законов, правил и директив по борьбе с коррупцией, ведомств и организаций, их результативность не оправдывает ожиданий. Шансы коррумпированного должностного лица попасть в тюрьму менее трех процентов. Чиновники до сих пор имеют возможность накопить десятки миллионов юаней незаконным способом. Главные герои скандалов сосредоточены в основных государственных секторах. Финансовые последствия коррупции достигают $ 86 млрд. ежегодно.
Антикоррупционная кампания в Китае может показаться успешной лишь при поверхностном взгляде, регулярные казни проворовавшихся чиновников возможно запугивают других, но это больше символические жесты, которые не затрагивают корней проблемы. На самом деле меры по борьбе с коррупцией носят довольно мягкий характер. По официальным данным, наказывают не более шести процентов уличенных в коррупции лиц. Для успешной борьбы с коррупцией необходимо немедленное и жесткое наказание, а также правительственные меры, которые ограничат возможности хищений и получения взяток.
В сегодняшнем Китае процветанию коррупции способствуют остатки прежней командно-административной системы, ведь все еще многое зависит от решений местного, среднего и высшего звена руководства. Эта система позволяет чиновникам говорить "да" или "нет" при решении массы вопросов и брать при этом взятки за положительное решение. Специалисты считают, что для подрыва основ коррупции Китаю необходимо двигаться по пути развития настоящей рыночной экономики.
Коррупция приводить к непродуктивному производству ресурсов общества, недоверию руководящих лиц, снижению международной инвестиционной привлекательности, шаткость основ демократии и правопорядка, рост организованной преступности, подрыв престижа партии, провал программы модернизации.
Китай крупнейший в мире экспортер потребительских товаров и не оставляет попыток спасти репутацию своих продуктов и вернуть доверие потребителей.
Последствия коррупции, на мой взгляд, вполне очевидны. Я не знаю ни одного примера позитивного воздействия коррупции. В Китае лишь за последние четыре года к уголовной ответственности за взяточничество и казнокрадство привлечено 67 505 государственных служащих. А всего с начала реформ за коррупцию было отдано под суд около миллиона сотрудников партийно-государственного аппарата. Несмотря на суровые наказания, даже на публичные казни, полностью искоренить случаи сговора предпринимателей и чиновников по принципу "твоя власть-мои деньги" не удается. Отставание политических реформ от экономических позволяет чиновникам скрывать от общественного контроля управление государственным имуществом и природными ресурсами. Это приводит к капитализации власти , превращает служебное положение в капитал, приносящий дивиденды. Вместо того чтобы играть роль судей, следящих за выполнением правил игры на рыночном поле, чиновники то и дело присваивают себе функции игроков. В Китае рождаются различные злоупотребления экспортно- импортными лицензиями и выгодными госзаказами до фиктивного банкротства государственных предприятий, чтобы продавать их за бесценок в частные руки.
В изучении данной темы никогда не может быть поставлена точка, ее изучение не сводится к одной или даже нескольким работам. Научный потенциал темы коррупции далеко не исчерпан, и существуют перспективы для дальнейшего, более глубокого ее изучения.