Рефераты

Юридическая основа приватизации в России

Юридическая основа приватизации в России

2

Юридическая основа приватизации в России

Под приватизацией понимается процесс привлечения частного сектора к владению или управлению государственными предприятиями. Приватизация государственных и муниципальных предприятий представляет собой приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местной администрации в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений этих предприятий, выделяемых в самостоятельные предприятия; оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов предприятий (действующих и ликвидированных по решению органов, правомочных принимать такие решения от имени собственника); долей (паев, акций) государства и местных администраций в капитале акционерных обществ (товариществ), принадлежащих приватизируемым предприятиям, долей (паев, акций) в капитале иных акционерных обществ (товариществ), а также совместных предприятий, коммерческих банков, ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий.

Термин «приватизация» может обозначать либо покупку существующего предприятия (его части), либо покупку активов предприятия после его ликвидации. Кроме того, он также может означать приватизацию управления путем заключения договора на управление.

В конце XX в. в различных странах мира были приватизированы тысячи крупных предприятий. Количество малых предприятий, приватизированных за тот же период времени, особенно в Восточной Европе, на порядок превосходит эту цифру. Чаще всего приватизация производится в таких отраслях, как банковское дело, энергоснабжение, связь, сталелитейная и горная промышленность, авиатранспорт, целлюлозно-бумажная промышленность, производство электрооборудования, нефтехимия и организация гостиниц.

В латиноамериканских странах политика приватизации имела две главные цели -- повышение национальной конкурентоспособности экономики и сокращение внешней и внутренней задолженности. Программа приватизации в странах Латинской Америки была связана с ухудшением социально-экономической обстановки. Государственные предприятия отличались своей убыточностью, жесткостью управленческих и производственных структур. Постоянные бюджетные вливания и финансирование убытков государственных предприятий, занижение цен на поставляемые ими продукты и услуги во многом обусловили нарастание несбалансированности государственных бюджетов и рост задолженности государства.

Самая обширная в латиноамериканском регионе и во всем «третьем мире» программа передачи государственных предприятий в частные руки (длящаяся два десятилетия) проходит в Чили. Ее первый этап начался после прихода к власти в 1973 году военного правительства. Руководство страны решило уменьшить государственный сектор, сконцентрировавший более 85% финансовой сферы и добывающей промышленности, 60% орошаемых земель. В ходе приватизации все банки, за исключением центрального, были возвращены владельцам, государственные предприятия проданы с аукциона (из 500 предприятий государственного сектора осталось только 19). Экспроприированные земли были возвращены прежним владельцам, часть земель продавалась с аукциона. Под приватизацию попали леса, водные ресурсы, орудия сельскохозяйственного производства, предприятия сахарной промышленности и т.д.

Второй этап приватизации в Чили начался с середины 80-х годов XX в. Разгосударствление коснулось предприятий сталелитейной и добывающей промышленности и сферы коммунальных услуг. В 90-е годы XX в. в список приватизируемых попали ведущая государственная телекоммуникационная компания и главная авиакомпания страны.

В других странах Латинской Америки приватизация очень долго была скорее предметом дискуссий, чем реальной политикой. В 60-- 70-е годы XX в. отмечались лишь единичные случаи приватизации. Например, муниципальный транспорт в Аргентине стал частным в 60-е годы. Устойчивой и последовательной приватизация стала только к концу 80-х годов.

Спустя десятилетие после «первой волны» приватизации в Чили правительство Мексики взяло курс на разгосударствление. Первоначально мексиканская программа приватизации имела скромные масштабы и распространялась в основном на мелкие и средние предприятия, не имеющие стратегического значения. Бывшим владельцам возвращались национализированные предприятия, проводилась декорпоратизация. Около 200 предприятий были возвращены их владельцам и более 500 переданы в частные руки в порядке декорпоратизации.

В 70-е годы приватизация началась в Бразилии. К началу 70-х гг. полностью или частично было приватизировано немногим более 100 мелких государственных предприятий. Лишь к концу 80-х годов, после учреждения федерального совета по приватизации, процесс разгосударствления ускорился. В 1991--1992 г. были приватизированы крупные металлургические фирмы, железнодорожный транспорт, авиакомпания.

В Аргентине приватизация пошла быстрее с 1989 г. после прихода к власти президента К.Менема и принятия закона о реформе государственного управления.

Исторические перемены, начавшиеся в 1989 году в Центральной и Восточной Европе оказали огромное влияние на процесс приватизации. Правительства Польши, Венгрии и Чехословакии объявили о своем намерении приватизировать до половины своих крупных государственных предприятий в течение следующих трех лет. Это больше, чем общее количество крупных предприятий, приватизированных по всему миру за одно десятилетие. Изучая подобные процессы, мы должны понять: почему нужна приватизация, каковы ее причины?

Рассмотрим так называемые «выгодные» аспекты приватизации. Они заключаются в следующем:

-- высвобождаются государственные ресурсы для инвестиций в инфраструктуру и социальные программы;

-- растут масштабы и динамизм существующего частного сектора;

-- более широкое распределение собственности;

-- стимулируются и облегчаются капиталовложения частного сектора как из отечественных, так и из зарубежных источников;

-- государство получает доходы, создаются новые рабочие места;

-- сокращается административное бремя государства;

Конкретные выгоды приватизации для предприятий могут включать:

-- повышение производительности труда;

-- рост производственного потенциала;

-- рост прибыли для новых владельцев и других акционеров;

-- рост прибыли, ускорение роста и более эффективное сдерживание расходов.

В некоторых случаях приватизация приводит к ликвидации нежизнеспособных фирм, которые раньше существовали благодаря правительственным субсидиям и покровительству. Банкротства, закрытие и ликвидация предприятий отнюдь не свидетельствует о неправомерности приватизации. Закрытие убыточных фирм как государственных, так и частных может высвободить активы для продуктивного использования, снять бремя с экономики и обеспечить возможности для более плодотворных капиталовложений и создания новых рабочих мест.

Приватизация в России сложнее и шире по масштабам, чем в любой стране мира. Здесь существуют десятки тысяч крупных предприятий. Даже в период своего расцвета государственный сектор промышленно развитых стран и стран со смешанной экономикой был невелик по сравнению с его долей в России. Государственные предприятия в России -- не «сектор» как таковой. Долгое время они составляли сущность всей экономики страны. Приватизация в России рассматривается как самый эффективный способ более продуктивного использования недостаточно задействованных и простаивающих мощностей.

Ее главные цели определены Государственной программой приватизации11 Собрание актов Президента и Правительства РФ. -- 1994. -- № 1. -- Ст. 2.. Самыми важными ее особенностями являются следующие:

-- формирование широкого слоя частных собственников как экономической основы рыночных отношений;

-- вовлечение в процесс приватизации максимально широких слоев населения путем продажи приватизируемого государственного и муниципального имущества за приватизационные чеки на специализированных чековых аукционах до 1 июля 1994 года и за деньги на аукционах после 1 июля 1994 года;

-- завершение приватизации большинства объектов «малой приватизации» и ускорение развития на этой основе сферы торговли и услуг;

-- завершение в основном приватизации крупных и средних предприятий промышленности и строительства, повышение активности деятельности предприятий и национальной экономики в целом на основе проведения структурной перестройки экономики, развертывания послеприватизационной поддержки предприятий, создания конкурентной среды и развития фондового рынка;

-- привлечение инвестиций в производство, в том числе иностранных;

-- содействие в реализации мероприятий по защите населения, в том числе защите прав частных собственников (акционеров).

Юридическая основа приватизации в России была заложена 3 июля 1991 года принятием закона «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР»22 Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. - 1991. - № 27. - Ст. 927., широко известного как закон «О приватизации», в который были внесены изменения и дополнения 5 июля 1992 года33 Там же. - 1992. - № 28. - Ст. 1614.. 21 июля 1997 г. принят новый закон РФ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации»44 СЗ РФ. - 1997. - № 30. - Ст. 3595.. Эти законы, преследующие цель создания эффективной рыночной экономики, устанавливают организационные и юридические рамки приватизации государственных и муниципальных предприятий.

Цели, задачи, процедуры и ограничения приватизации излагаются в «Программе завершения приватизации государственных и муниципальных предприятий». Она была подготовлена положениями программы в декабре 1991 г., Государственной программы 1992 г.

Важнейшими документами являются Временные положения, являющиеся приложением к Указу Президента России от 29 января 1992 г. № 66 «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий»11 Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. -- 1992. № 7. Ст. 312. Постановлением Правительства РФ от 27 марта 1998 г. № 356 утверждено Положение о продаже па аукционе государственного или муниципального имущества // Российская газета. -- 1998. -- 8 апреля.:

-- Временное положение о порядке подачи, оформления и принятия к рассмотрению заявки на приватизацию государственного, муниципального предприятия Российской Федерации;

-- Временные методические указания по оценке стоимости объектов приватизации;

-- Временное положение о преобразовании государственных и муниципальных предприятий в открытые акционерные общества;

-- Временное положение о приватизации государственных и муниципальных предприятий на аукционе;

-- Временное положение о приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации по конкурсу;

-- Временное положение о порядке использования в 1992 г. при приватизации средств фондов экономического стимулирования и прибыли государственных и муниципальных предприятий;

-- Временное положение о работе комиссий по приватизации. Следующим важным документом, регламентирующим вопросы приватизации является Указ Президента Российской Федерации от 1 июля 1992 г. «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий в акционерные общества»22 Собрание актов Президента и Правительства РФ. - 1992.- №1. - Ст.3. и утвержденные этим Указом Положение о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, Типовой Устав акционерного общества открытого типа с изменениями, внесенными Указом Президента Российской Федерации от 16 ноября 1992 г.33 Там же. - 1992. - № 21. - Ст. 1731.

Приватизация земельного и жилищных фондов, а также социально-культурных учреждений, объектов культурного и природного наследия регулируется иными законодательными актами Российской Федерации и республик в составе России.

Приватизацию государственного имущества в соответствии с действующим законодательством организует Министерство по управлению государственным имуществом (Мингосимущества РФ, предшественником которого по Закону о приватизации был одноименный Госкомитет).

В субъектах федерации и в городах Москве и Санкт-Петербурге Мингосимущества РФ совместно с соответствующими органами власти создают свои территориальные агентства.

Мингосимущества РФ:

-- разрабатывает и представляет Правительству проект Государственной программы приватизации, проекты законов и других нормативных актов о приватизации;

-- организует и контролирует реализацию указанной программы;

-- ежегодно отчитывается о выполнении программы перед парламентом;

-- обобщает предложения по приватизации;

-- создает комиссии по приватизации предприятий, находящихся в государственной собственности РФ;

-- принимает решения о приватизации предприятий, находящихся в собственности РФ, осуществляет необходимые преобразования их организационно-правовой формы и передает свидетельства о собственности на них, паи, акции для продажи Российскому фонду федерального имущества;

-- издает в пределах своей компетенции нормативные акты, регулирующие процесс приватизации;

-- осуществляет методическое руководство и контроль за проведением приватизации.

Мингосимущества РФ не вправе делегировать свои полномочия министерствам и ведомствам, холдинговым компаниям, создаваемым на базе государственных концернов, корпораций, ассоциаций, а также иным хозяйствующим субъектам, не являющимся покупателями по закону «О приватизации».

Приватизацию имущества, находящегося в собственности республик в составе РФ, краев, областей, автономных областей, автономных округов, районов (кроме районов в городах), городов (кроме городов районного подчинения) организуют комитеты по управлению госимуществом, входящие в состав соответствующих органов государственного управления (местной администрации). Правомочия перечисленных комитетов по управлению имуществом не могут быть переданы никаким другим органам государственного управления, местной администрации или иным юридическим лицам.

Компетенция комитетов по управлению имуществом национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований аналогична компетенции Мингосимущества РФ, скорректированной на соответствующие масштабы.

Решения всех комитетов по управлению имуществом, принятые в пределах их компетенции во исполнение соответствующих программ приватизации, являются обязательными для всех органов государственного управления и местной администрации. Споры по решениям комитетов рассматриваются в судебном порядке.

По поручению Мингосимущества РФ комитеты вправе проводить приватизацию предприятий, находящихся в собственности РФ. В настоящее время такое право в отношении предприятий РФ передано Госкомимущества областей и других субъектов федерации.

Комитеты по управлению имуществом организуют и проводят приватизацию. Продавцами же приватизируемых государственных предприятий, находящихся в собственности Российской Федерации, а также принадлежащих ей долей (паев, акций) в капитале предприятий являются только Российский фонд федерального имущества и назначенные им представители.

Российский фонд федерального имущества выполняет следующие функции:

-- временно, до момента продажи, владеет принадлежащими РФ свидетельствами о собственности на предприятия, на доли (паи, акции) в капитале акционерных обществ (товариществ), переданными ему Мингосимуществом РФ;

-- осуществляет полномочия Российской Федерации как собственника на общих собраниях акционеров (пайщиков), несет риск (ответственность) за деятельность предприятий в пределах находящейся в его владении доли в капитале предприятий;

-- продает указанные доли (паи, акции);

-- выступает учредителем акционерных обществ (товариществ), приобретает акции и паи акционерных обществ и товариществ, развитие которых определяется задачами ускоренной структурной перестройки народного хозяйства, защиты природной среды, развития регионов, наиболее отсталых в социально-экономическом отношении, за исключением созданных в порядке преобразования государственных и муниципальных предприятий и др.

Продавцами государственных и муниципальных предприятий, а также долей (паев, акций) в капитале предприятий, находящихся в собственности субъектов РФ, районов, городов являются соответствующие фонды имущества и назначенные ими представители. Эти фонды наделены функциями, аналогичными функциям Российского фонда федерального имущества и реализуют их на соответствующей территории.

Фонды всех уровней не имеют права делегировать свои полномочия министерствам и ведомствам, холдинговым компаниям, создаваемым на базе государственных концернов, корпораций, ассоциаций.

В соответствии с законом при приватизации государственных и муниципальных предприятий не могут быть покупателями и участвовать в конкурсе, аукционе юридические лица, в уставном капитале которых доля государства, местных органов, администраций, общественных организаций (объединений), благотворительных и иных общественных фондов превышает 25 процентов.

Право на приобретение приватизируемых предприятий должны доказывать покупатели.

Для участия в аукционе, конкурсе для покупки акций приватизируемых предприятий покупатели -- юридические лица представляют соответствующему фонду имущества декларацию о составе участников акционерного общества (товарищества) и распределении уставного капитала. Если впоследствии будет установлено, что на момент продажи приватизируемого предприятия (паев акций) юридическое лицо не имело законных прав на покупку, то сделка признается недействительной в соответствии с законодательством России.

Инициатива в проведении приватизации государственных и муниципальных предприятий может исходить от комитетов по управлению имуществом всех уровней, руководителя предприятия, трудового коллектива предприятия, цеха, производства, иного подразделения предприятия, от покупателей, определенных в ст. 9 закона «О приватизации», а также от иных лиц, в том числе от предприятий-смежников, банков, кредиторов, органов власти и управления.

Заявка на приватизацию предприятия подается в соответствующий комитет по управлению имуществом. Форма заявки устанавливается федеральным органом по управлению государственным имуществом (Мингосимущества РФ).

Заявка трудового коллектива принимается к рассмотрению при наличии подписей не менее половины членов трудового коллектива предприятия. Она рассматривается как заявление о намерении членов трудового коллектива учредить товарищество (акционерное общество) в процессе приватизации предприятия.

Решение комитета по заявке должно быть принято в месячный срок с момента регистрации, которая производится в день ее подачи. Решение о приватизации или об отказе в приватизации в письменной форме в трехдневный срок доводится до сведения граждан, юридических лиц и трудовых коллективов.

Закон предусматривает исчерпывающий перечень оснований, по которым возможен отказ в приватизации государственных предприятий:

-- на приватизацию государственного имущества, если указанное имущество изъято из гражданского оборота или ограничено в гражданском обороте, установлен запрет;

-- имущество, указанное в заявке на приватизацию государственного имущества, не относится к государственной собственности;

-- имущество, указанное в заявке на приватизацию государственного имущества, подлежит отчуждению в соответствии с другими федеральными законами.

Для осуществления приватизации создается специальная комиссия в составе представителей комитета по управлению имуществом, финансовых органов, органа местной власти, администрации, трудового коллектива предприятия, комитета по антимонопольной политике. Комиссия вправе привлекать к работе экспертов, специализированные аудиторские, консультационные и иные организации.

Комиссия рассматривает план приватизации, представленный заявителем, и направляет его на согласование местному органу власти или его представителю, а также трудовому коллективу. Если орган власти и трудовой коллектив в недельный срок не приняли никакого решения, план считается согласованным.

Комитет по управлению имуществом утверждает план приватизации. В нем определяются способы и сроки приватизации, начальная цена предприятия, величина уставного капитала акционерного общества или товарищества, рекомендуемая форма платежа (расчетов). В состав плана приватизации может также входить проект его реорганизации, который может предусматривать выделение его подразделений в самостоятельные предприятия (с определением их уставных капиталов) или распродажу активов предприятия.

При приватизации не допускается слияние, присоединение предприятий, а также лишение предприятия статуса юридического лица (за исключением случаев его ликвидации с последующей продажей его активов).

При приватизации государственного или муниципального имущества используются следующие способы приватизации:

-- продажа государственного или муниципального имущества на аукционе, в том числе продажа акций, созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;

-- продажа государственного или муниципального имущества на коммерческом конкурсе с инвестиционными и(или) социальными условиями;

-- продажа акций, созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ их работникам;

-- выкуп арендованного государственного или муниципального имущества;

-- преобразование государственных и муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, 100 процентов акций которых находится в государственной или муниципальной собственности;

-- внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ;

-- отчуждение находящихся в государственной или муниципальной собственности акций, созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ владельцам государственных и муниципальных ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения таких акций.

Вопросы приватизации арендных предприятий регулируются Указом Президента России от 14 октября 1992 г. «О регулировании арендных отношений и приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий, сданного в аренду»11 Там же. - 1992. - № 16. - Ст. 1237.. Этим Указом созданы правовые условия для приватизации арендных предприятий. Более того, для части таких предприятий открывается путь создания предприятий с долевой собственностью работников. Однако следует сказать, что речь в Указе идет о тех арендных предприятиях, в договорах которых предусматривается выкуп имущества.

Все арендные предприятия, имеющие право выкупа своего имущества, можно условно разделить на 4 группы.

В первой группе находятся предприятия, имущество которых уже выкуплено работниками полностью, в том числе народные и коллективные предприятия, во второй -- предприятия, в договорах аренды которых конкретно описан порядок выкупа имущества (условия, размеры, сроки и т.п.), но оно еще не выкуплено полностью, в третьей -- предприятия, стоимость имущества которых на дату заключения договора аренды составляла не более 1 млн. рублей, в четвертой -- предприятия, стоимость имущества которых на момент заключения договора аренды составляла более 1 млн. рублей. Рассмотрим некоторые особенности механизма приватизации различных предприятий.

Для предприятий первой группы необходимо изменить организационно-правовую форму в соответствии с законом РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности». В этой связи можно преобразоваться в товарищество, акционерное общество закрытого типа и т.д. Сначала нужно разделить между работниками предприятия все имущество, находящееся на балансе, за исключением объектов, не подлежащих приватизации (соцкультбыт, жилой фонд и т.п.). Полученные индивидуальные доли работников будут являться их первоначальными вкладами в уставный капитал акционерного общества, товарищества.

При разделе выкупленного имущества используют несколько подходов. Например, имущество можно разделить пропорционально сумме заработной платы работников за все время работы на арендном предприятии или сумме вознаграждений по итогам работы за год за все время функционирования данного предприятия. Используют смешанные варианты, при которых за основу берется сумма зарплаты за все время работы предприятия на аренде и учитывается стаж работы на данном предприятии до аренды. Можно учесть только сумму 13-й зарплаты за последний год работы. Свою долю в денежном выражении работник может получить только при увольнении с предприятия.

Этому предприятию необходимо создать устав, который позволял бы в дальнейшем сохранять весь или контрольный пакет акций во владении работников. Такое возможно в обществе с ограниченной ответственностью, закрытом акционерном обществе. В АО закрытого типа нет необходимости иметь совет директоров. Целесообразно совместить посты председателя правления и президента, не выпускать акции в буквальном смысле этого слова. Однако, следует оговорить выпуск привилегированных акций для пенсионеров и других бывших работников предприятия, ограничить 5 процентами объем акций у одного работника, порядок приема в акционеры вновь принятых работников и т.д.

Для предприятий второй группы механизм приватизации несколько сложнее. Сначала работники, как частные лица, создают независимое закрытое акционерное общество с открытием своего расчетного счета, где и накапливают необходимые финансовые средства (долевой фонд, денежные средства работников, приватизационные чеки и т.п.) для выкупа оставшейся части государственной собственности.

Предприятия третьей группы, в договоре аренды которых не оговорен порядок выкупа, могут действовать аналогичным образом. Только Указ требует для подобных случаев заключение дополнительного соглашения с территориальным управлением Мингосимущества РФ.

Гораздо сложнее осуществить приватизацию для предприятий четвертой группы, крупных арендных предприятий. Самый простой вариант -- разукрупнить предприятие на ряд мелких предприятий со стоимостью имущества до 1 млн. рублей и приватизировать их по принципу предприятий третьей группы. Если этого сделать не удается, тогда такое предприятие акционируется в обычном порядке. Это относится и к арендным предприятиям без права выкупа.

Государственное и муниципальное имущество может продаваться по конкурсу. В этих случаях от покупателей требуется выполнение определенных условий, устанавливаемых соответствующим комитетом по управлению имуществом.

Общий порядок проведения конкурса пока регулируется специальным положением (см. приложение № 5 к Указу Президента РФ № 66 от 29.01.1992), но в соответствии с Законом.должен определяться Правительством РФ. Правовые нормы устанавливают условия участия покупателей в конкурсе, порядок рассмотрения их предложений, а также процедуры принятия решения и оформления прав собственности на предприятие.

Обязанность по проведению конкурса возложена на фонды имущества соответствующих уровней.

Условия конкурса должны быть опубликованы не позднее чем за 30 дней до даты проведения конкурса. При проведении приватизации объектов муниципальной собственности соответствующим комитетом по управлению имуществом может устанавливаться более короткий срок, но не менее двух недель.

Для продажи предприятия по конкурсу соответствующий комитет по управлению имуществом создает конкурсную комиссию с участием представителей трудового коллектива, местных органов власти, антимонопольного комитета и привлекаемых ими экспертов. Эта комиссия устанавливает условия, порядок и сроки проведения конкурса.

Цена покупки предприятия определяется в ходе конкурсного рассмотрения. Она не может опускаться ниже начальной больше, чем на 30%. В противном случае предприятие снимается с конкурса, а комиссия по приватизации обязана в месячный срок пересмотреть план приватизации предприятия.

Право собственности на имущество, приватизируемое на коммерческом конкурсе, переходит к победителю такого конкурса после выполнения им инвестиционных и(или) социальных условий. Победителем конкурса признается покупатель, предложивший наиболее высокую цену за объект приватизации.

Победитель коммерческого конкурса не вправе до перехода к нему права собственности на объект приватизации отчуждать его или распоряжаться им иным образом.

Под социальными условиями коммерческого конкурса понимается: сохранение определенного числа рабочих мест или создание дополнительных рабочих мест; переподготовка или повышение квалификации работников; сохранение существующей системы охраны труда и здоровья работников; ограничение на изменение профиля деятельности объектов социально-культурного, коммунально-бытового или транспортного обслуживания населения либо на прекращение их использования; реализацию мероприятий по охране окружающей среды и здоровья граждан. Названные социальные условия являются исчерпывающими и не подлежат изменению. Инвестиционные условия могут предусматривать в отношении объекта приватизации осуществление мероприятий по его реконструкции, приобретению оборудования, модернизации и расширению производства.

Инвестиции в денежной или иной форме, осуществленные победителем коммерческого конкурса для выполнения его инвестиционных и(или) социальных условий, не подлежат налогообложению. В случае невыполнения победителем конкурса инвестиционных и (или) социальных условий, а также ненадлежащего их выполнения, в том числе нарушения промежуточных или конечных сроков выполнения этих условий и объемов выполнения, объект приватизации подлежит безвозмездному возврату соответственно в государственную или муниципальную собственность путем расторжения сделок в судебном порядке.

С аукциона продаются государственное и муниципальное имущество в случаях, когда в дальнейшем от покупателей не требуется выполнение каких-либо условий. Предприятие продается тому покупателю, который в ходе торгов предложит наибольшую цену.

Порядок проведения аукциона, условия участия в нем покупателей, порядок расчетов, а также процедура оформления прав собственности регулируется «Положением о продаже на аукционе государственного и муниципального имущества», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27 марта 1998 г. № 356.

Аукционы проводят соответствующие фонды имущества или назначаемые ими представители.

Цена покупки на аукционе определяется в ходе торгов. Она не может быть снижена более чем на три шага аукциона (шаг аукциона устанавливается продавцом и составляет 1--5% начальной цены). Если на третьем шаге аукциона никто из покупателей не поднял билет, имущество за такую цену не продано, оно снимается с аукциона. В этом случае комиссия по приватизации обязана в месячный срок пересмотреть план приватизации и (или) изменить его начальную цену.

В качестве особого способа приватизации следует рассматривать преобразование государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества. Порядок преобразования таких предприятий в акционерные общества определен Указом Президента Российской Федерации № 721 от 1 июля 1992 т. «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» и утвержденным этим Указом «Положением о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа».

Этим Указом предусмотрено преобразование государственных предприятий (кроме совхозов), производственных и научно-производственных объединений в соответствие с законодательством Российской Федерации, а также акционерных обществ закрытого типа, более 50% уставного капитала которых находится в государственной собственности, в акционерные общества открытого типа.

Не подлежат преобразованию те предприятия, приватизация которых запрещена Государственной программой приватизации.

Обязательному преобразованию в акционерные общества открытого типа подлежат перечисленные выше предприятия всех уровней собственности со средней численностью работающих более 1000 человек или с балансовой стоимостью основных фондов на 1 января 1992 г. более 50 млн. рублей, независимо от их вхождения в состав трестов, ассоциаций, концернов, союзов, межотраслевых, региональных и иных объединений предприятий.

Государственные предприятия, имевшие балансовую стоимость основных фондов на 1 января 1992 г. от 10 до 50 млн. рублей и среднесписочную численность работающих более 200 человек, а так же не являющиеся юридическими лицами подразделения предприятий (объединений), подлежащих преобразованию в соответствии с Указом Президента РФ, обладавшие по состоянию на 1 января 1992 г. отдельным балансом либо имевшие балансовую стоимость основных фондов более 10 млн. рублей или среднесписочную численность работающих более 200 человек, могут быть преобразованы в акционерные общества открытого типа по решению их трудовых коллективов и соответствующих комитетов по управлению имуществом.

Преобразование указанных подразделений предприятий в акционерные общества (коммерциализация) осуществляется без их предварительного преобразования в самостоятельные государственные предприятия.

На каждом предприятии, в подразделении, подлежащих преобразованию, образуются рабочие комиссии по приватизации, которые готовят план приватизации, акт оценки имущества, устав акционерного общества. Эти документы представляются для утверждения в комитет по управлению имуществом.

Регистрация акционерного общества, создаваемого при преобразовании государственных предприятий осуществляется в соответствии с действующим законодательством. Регистрационные сборы при этом не взимаются.

С момента регистрации акционерное общество становится правопреемником прав и обязанностей преобразованного предприятия. Акционерное общество с момента регистрации выходит из структуры управления соответствующих министерств, ведомств и органов отраслевого управления местной администрации.

Вместе с тем, следует иметь в виду, что до тех пор, пока в состав активов акционерного общества входит государственное имущество (доли, паи, акции), оно не может считаться находящимся в собственности акционеров, частных лиц и предприятий. Оно продолжает оставаться государственным. Преобразование государственных предприятий -- это еще не приватизация в полном смысле слова. Это лишь первый шаг на пути к приватизации. Акционерное общество, созданное на основе преобразования государственного предприятия, станет негосударственным лишь после полной продажи доли (акций) государственного имущества.

Программа приватизации предусматривает три основных варианта предоставления льгот работникам, предприятий, один из которых должен быть выбран трудовым коллективом.

Вариант 1. Работники предприятия имеют следующие льготы:

-- одновременно и бесплатно получают привилегированные акции на 25% уставного капитала акционерного общества. Сумма стоимости привилегированных акций для одного работника не должна превышать 20 минимальных размеров зарплаты, действующих по закону на территории России. Привилегированные акции не дают права голоса (то есть их владельцы не могут голосовать на общих собраниях акционеров, пайщиков). Однако владельцы привилегированных акций имеют приоритетное право на доходы по акциям по сравнению со всеми остальными пайщиками. Если предприятие сработало не слишком удачно и дивиденды могут быть начислены только на часть акций, они начисляются на привилегированные. Если предприятие обанкротилось и его имущество идет с молотка, приоритетное право на получение своей доли также имеют эти акционеры;

-- работники предприятия, кроме того, имеют право купить 10% простых акций, сумма которых не должна превышать 6 минимальных зарплат. Простые акции дают право голоса на общем собрании. Они также покупаются членами коллектива на льготных условиях: 30% скидка с номинальной стоимости акций; трехлетняя рассрочка по оплате акций при первоначальном взносе, составляющем 15% от номинальной стоимости; право использования приватизационных чеков при приобретении всех акций -- простых и привилегированных;

-- должностные лица, администрация предприятия (руководитель, его заместители, главный инженер, главный бухгалтер), выбравшего вариант 1, могут приобрести простые акции, дающие право голоса, по номинальной стоимости на сумму, не превышающую 5% уставного капитала, но не более чем на 2000 минимальных зарплат, установленных российским законодательством;

-- после того, как работники и администрация предприятия определили, в какой мере они воспользуются своими привилегиями, остаток акций поступает в соответствующий фонд имущества, который организует их продажу частным лицам, компаниям и частным инвестиционным фондам.

Работники предприятия могут дополнительно купить акции своего предприятия, но уже без всяких льгот, на общих основаниях.

Вариант 2. Работники предприятия могут принять решение приобрести по закрытой подписке 51% (контрольный пакет) от величины уставного капитала, если за это проголосует 2/3 от общего числа работников предприятия.

При этом варианте действуют следующие условия: до 50% стоимости выкупаемых работниками акций может быть оплачено приватизационными чеками; оплата должна быть произведена в течение трех месяцев.

Желательно, чтобы работники, выбравшие этот вариант, прежде уверились в доходности своего предприятия.

Вариант 3. Группа работников (не обязательно весь трудовой коллектив, как в первых двух вариантах) может заключить соглашение с соответствующим фондом имущества о том, что принимает на себя ответственность за выполнение плана приватизации и недопущение банкротства предприятия. Соглашение должно быть одобрено не менее чем 2/3 общей численности работников данного предприятия, и без их согласия не заключается. Соглашение действует в течение одного года.

По соглашению данная группа работников обязана в течение года добиться финансовой стабилизации акционерного общества и отвечает за это своим личным имуществом, вносимым в виде предварительного залога на сумму не менее 200 минимальных зарплат, установленных российским законодательством, на каждого члена группы.

Если условия соглашения выполнены, члены группы получают право приобрести 20% простых акций по номинальной стоимости. В данном варианте, предназначенном прежде всего для предприятий, находящихся на грани банкротства, все работники данного предприятия, включая членов этой группы, могут приобрести акции еще на сумму до 20% уставного капитала на тех же условиях, как в варианте 2 после того, как финансовое положение предприятия стабилизируется. При этом сумма на каждого человека не должна превышать 20 установленных законодательством минимальных зарплат, а на акции устанавливается 30% скидка с их номинальной стоимости и рассрочка выплаты на три года. Единственное ограничение -- величина первого взноса должна быть не менее 15% номинальной стоимости акций.

Любой из трех вариантов предусматривает, что 10% выручки от продажи акций лицам, не работающим на данном предприятии, поступает на персональные приватизационные счета его работников.

В процессе приватизации можно выделить четыре главных этапа: 1) создание рабочей комиссии на предприятии; 2) работа комиссии; 3) учреждение акционерного общества; 4) распределение акций.

Персональную ответственность за выполнение предприятием требований закона и правил приватизации несет директор (руководитель) предприятия. Он должен создать рабочую комиссию по приватизации. Если такая комиссия в течение недели не будет создана, работники предприятия имеют право сформировать собственную рабочую комиссию с участием или без участия представителей администрации. Рабочая комиссия должна провести оценку имущества по состоянию на 1 июля 1992 г., обеспечить работников информацией, достаточной, чтобы сделать выбор варианта приватизации, провести общее собрание коллектива, на котором будет сделан выбор варианта приватизации, разработать план приватизации предприятия, выпуска акций, утвердить акт оценки имущества предприятия, величину уставного капитала акционерного общества, разработать устав акционерного общества, представить все документы в соответствующий комитет по управлению имуществом. Комитет по управлению имуществом в недельный срок рассматривает представленные документы и утверждает план приватизации, акт оценки стоимости и устав акционерного общества. Решение об утверждении плана приватизации является решением комитета о преобразовании предприятия в акционерное общество открытого типа. После этого комитет по управлению госимуществом передает заявку на регистрацию, план приватизации и учредительные документы акционерного общества для государственной регистрации.

Акционерное общество должно сформировать Совет директоров. В Типовом уставе предусмотрено что в Совет директоров необходимо включить генерального директора общества или его представителя, представителя фонда имущества (комитета по управлению имуществом), представителя трудового коллектива и представителя местных органов власти.

Приватизация государственного и муниципального имущества путем внесения последнего в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ осуществляется по решению соответственно Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В соответствии с современным законодательством приватизацию можно осуществлять путем отчуждения находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ владельцам ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения таких акций. Законодатель имеет в виду особый вид ценных бумаг. В них должно быть указано право владельцев ценных бумаг на приобретение приватизированного имущества. Решение о выпуске таких ценных бумаг должно принимать Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления. Такими решениями определяется порядок реализации указанного права владельцами ценных бумаг соответствующего собственника имущества, количество акций открытых акционерных обществ, категория (тип) таких акций, а также наименование открытых акционерных обществ -- элементов таких акций.

Самостоятельным способом приватизации государственного и муниципального имущества является продажа акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, их работникам.

Закон в этом случае имеет в виду акции, принадлежащие государству, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Право приобретения таких акций предоставляется работникам самих акционерных обществ.

Порядок продажи акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, их работникам определяется федеральным законом, который еще должен быть принят.

Количество акций, подлежащих продаже работникам открытых акционерных обществ, категория (тип) таких акций, порядок определения их цены, а также порядок и сроки оплаты устанавливаются программой приватизации.

Правовые нормы, регулирующие способ приватизации через выкуп государственного имущества определяют два подвида приватизации арендованного имущества.

Во-первых, ими определяется порядок приватизации предприятия, сданного в аренду с правом выкупа в соответствии с договором аренды, который был заключен до вступления в силу Закона РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» 1991 года. Напомним, что такие договоры заключались собственником предприятия с коллективом арендаторов, состоящим из работников этого предприятия.

Выкуп имущества арендного предприятия производился по условиям договора, если в последнем предусмотрены все условия о выкупе: размер, сроки и порядок внесения-цены выкупа.

Во-вторых, в Законе «О приватизации» определен порядок преобразования государственного или муниципального унитарного предприятия в открытое акционерное общество с предоставлением арендатору такого имущества права первоочередного приобретения акций указанного общества, принадлежащих соответственно Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям. Таким образом, здесь речь идет о выкупе арендованного имущества. Однако в соответствии с гражданским законодательством аренда предприятия допускается в целом как имущественного комплекса, используемого для осуществления предпринимательской деятельности (ст. 650 ГК РФ), но в качестве арендатора не предусматривается трудовой коллектив в виде коллектива арендаторов. Арендатором предприятия может быть любой субъект гражданско-правовых отношений. Поэтому арендатору государственных или муниципальных унитарных предприятий предоставляется право воспользоваться новым способом приватизации -- выкупом арендованного имущества -- предприятия в целом.

Порядок осуществления права арендатора на первоочередное приобретение акций открытых акционерных обществ, созданных посредством преобразования государственных и муниципальных унитарных предприятий, порядок определения стоимости указанных акций определяется программами приватизации соответственно РФ и субъектов РФ. Размер выкупа, сроки его внесения, а также условия первоочередного приобретения таких акций определяются утвержденным Правительством РФ «Положением о порядке приватизации сданного в аренду государственного имущества».

Список использованных источников

1 Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации // [Электронный ресурс] / ЮРИДИЧЕСКАЯ СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА «ЮСИАС» Последнее обновление 10. 10. 2009г.

2 Гражданский кодекс Российской Федерации Часть 2. Принят Государственной Думой 22 декабря 1995г. [Электронный ресурс] / ЮРИДИЧЕСКАЯ СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА «ЮСИАС» Последнее обновление 10. 10. 2009г.

3 Гущин В.В.; Дмитриев Ю.А. Российское предпринимательское право: Учебник. -- М.: Изд-во Эксмо, 2005. -- 736 с.

4 Ершова, И.В. Предпринимательское право [Текст]: учебник/ Инна Е80 Владимировна Ершова. - Изд. 4-е, перераб. и доп. - М.: ИД «Юриспруденция», 2006 - 560с.

5 Жилинский С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности): учеб. для вузов / С. Э. Жилинский. -- 8-е изд., пересмотр, и доп. -- М.: Норма, 2007. - 944с.

6. Предпринимательское (хозяйственное) право: учебник / [Вознесенская Н.Н. и др.]; под ред. В.В. Лаптева, С.С. Занковского; Рос. акад. наук, Ин-т государства и права, Академ, правовой ун-т. -- М.: Волтерс Клувер, 2006. -- 560 с.

7 Садиков О.П. Гражданское право России. Особенная часть [текст]: Курс лекций / О.П. Садиков. - М.: Юристъ, 2004 - 567 с.

8 Суханов Е. Гражданское право [текст]: Учебник / Суханов Е. - М.: БЕК, 2002 - 219с.


© 2010 Современные рефераты