Рефераты

Юридическая ответственность за налоговые правонарушения

p align="left">2) совершение налогового правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости.

В таких ситуациях лицо действует вынужденно, свобода его воли определенным образом ограничивается внешним воздействием. Принуждение может касаться различных сторон жизни лица и быть как физическим (избиение, ограничение свободы), так и психическим (угроза причинить физический вред самому субъекту или его родным, лишить материальной помощи, разгласить конфиденциальные сведения). Угроза и принуждение должны быть конкретными, существующими и представлять реальную опасность для лица. Думается, что имеют значение не только содержание и форма угрозы, но и ее субъективное восприятие правонарушителем как обстоятельства, которые ставят его в безвыходное положение.

Материальная, служебная или иная зависимость имеет место, когда правонарушение совершается по настоянию другого лица, которое может существенно повлиять на материальное, служебное или моральное положение правонарушителя.

Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ ст. 112 НК РФ дополнена подпунктом 2.1, согласно которому обстоятельством, смягчающим ответственность за совершение налогового правонарушения, признается тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Здесь необходимо отметить, что согласно п. 2 ст. 11 НК РФ физическими лицами в целях применения НК РФ признаются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, соответственно, положения пп. 2.1 п. 1 ст. 112 НК РФ (в редакции Закона N 137-ФЗ) будут распространяться только на указанную категорию лиц, привлекаемых к налоговой ответственности.

Перечень смягчающих обстоятельств, приведенных в подпунктах 1 и 2 п.1 ст.112 НК РФ, касается исключительно физических лиц, а подп.3 п.1 ст.112, сформулированный как «иные обстоятельства, которые судом могут быть признаны смягчающими ответственность» оставляет широкий простор для правоприменительной практики.

Это связано с тем, что невозможно предусмотреть в законе все конкретные жизненные ситуации, которые могут оказать влияние на совершение противоправного деяния. В качестве смягчающих могут расцениваться такие обстоятельства, как совершение правонарушения впервые, незначительный ущерб, причиненный правонарушением, несовершеннолетие субъекта, законопослушное поведение в прошлом и т.п.

Бесспорно, что все перечисленные выше обстоятельства смягчают ответственность правонарушителя - физического лица. Однако, поскольку многие из них тесно связаны с человеческой личностью, возникает вопрос, можно ли применять эти правила при привлечении к налоговой ответственности организаций.

Следует отметить, что если по отношению к физическим лицам смягчающие ответственность обстоятельства определены, то в отношении юридических лиц в ст.112 НК РФ они четко не обозначены. И, тем не менее, законодатель прямо не указывает, что нормы о смягчающих ответственность обстоятельствах применяются только к физическим лицам.

Практика рассмотрения дел в кассационной инстанции показала, что некоторые суды в качестве смягчающих вину юридического лица обстоятельств называли тяжелое финансовое положение, а также продажу ими продукции государственным предприятиям в кредит. Но, тем не менее, не все обстоятельства, связанные с деятельностью юридического лица можно отнести к смягчающим. Ими можно признать только те, что существовали на момент совершения налогового правонарушения и под воздействием которых оно было совершено.

Законодатель прямо не указывает, что нормы о смягчающих ответственность обстоятельствах применяются только к физическим лицам. Следовательно, допускается, что такие обстоятельства могут обнаружиться и при привлечении к ответственности юридического лица

Вина организации в налоговом правонарушении ставится в зависимость от вины физических лиц - должностных лиц этой организации, чьи действия или бездействие непосредственно обусловили совершение данного правонарушения.

ГЛАВА 2. Отдельные виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение

2.1 Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе

Если в Налоговом кодексе РФ в статье 116 говорится, что общим положением для применения налоговых санкций, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, является невыполнение налогоплательщиками, либо участниками налоговых правонарушений своих обязанностей. В соответствии со ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан встать на учет в налоговом органе в сроки, установленные ст. 83 НК РФ. Ответственность налогоплательщиков (организаций и индивидуальных предпринимателей) за нарушение сроков подачи заявлений о постановке на учет в налоговом органе предусмотрена ст. 116 НК РФ. Форма вины роли не играет, нарушение может быть совершено как в форме умысла, так и по неосторожности. Само деяние представляет собой бездействие, которое выражается в неподаче заявления о постановке на учет в налоговом органе в срок, установленный законом. Правонарушение считается оконченным с момента истечения срока подачи заявления.

Налогоплательщик должен нести ответственность за факт непостановки на налоговый учет вне зависимости от того, повлекло ли это обстоятельство негативные последствия для бюджета или нет. В то же время законодатель установил сроки и порядок, в соответствии с которым налогоплательщик обязан встать на учет не только по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя, но и по месту нахождения всех обособленных подразделений организации и имущества, подлежащего налогообложению.

Размер штрафа за правонарушение, предусмотренное ст. 116 НК РФ, зависит от срока неисполнения налогоплательщиком обязанности по постановке на учет. За уклонение от постановки на учет в налоговом органе организации или индивидуального предпринимателя (т.е. осуществление ими деятельности без постановки на учет в налоговом органе более 90 дней со дня истечения установленного ст. 83 НК РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе) к хозяйствующим субъектам согласно ст. 117 НК РФ применяются налоговые санкции в виде штрафа.

Термин "уклонение" подразумевает наличие умысла в действиях налогоплательщика. Законодатель установил срок постановки на учет, и если организация или индивидуальный предприниматель по истечении этого срока не встали на учет, то норма ст. 117 НК РФ квалифицирует эти действия как правонарушение. В то же время установленный срок не имеет прямого отношения к форме вины. Как и в ст. 116 НК РФ, размер штрафа зависит от срока уклонения от постановки на учет.

Объективная сторона правонарушений, предусмотренных в п. 1 и п.2 комментируемой статьи, выражается в неподаче (бездействии) лицом в срок, установленный ст.83 Кодекса, заявления о постановке на учет. Различие между двумя составами заключается лишь в продолжительности бездействия. Продолжительность неподачи для правонарушения, определенного п.1 ст.116 Кодекса, не превышает 90 дней, продолжительность неподачи для правонарушения, предусмотренного п.2 этой же статьи, превышает 90 дней. Для признания правонарушения совершенным не играет роли, возникли ли вследствие его неблагоприятные последствия (формальный состав) в виде невозможности осуществления налогового контроля или налоговые органы все-таки могли учесть налогоплательщика и реализовать налоговый контроль в иных формах.

При привлечении к ответственности не имеет значения, осуществляло ли лицо хозяйственную деятельность, были ли у него объекты налогообложения и т.д., то есть, ответственность наступает за допущенное организацией или индивидуальным предпринимателем нарушение срока подачи заявления независимо от последствий.

Согласно ст. 83 НК РФ организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, а также в собственности, которых находятся подлежащие налогообложению недвижимое имущество или транспортные средства, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе, как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения и месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств.

Если налогоплательщик уже состоит на учете в налоговом органе, последний не вправе требовать от налогоплательщика подачи заявления о постановке на учет при возникновении новых обстоятельств, указанных в ст. 83 Кодекса (создание обособленного подразделения, приобретение недвижимости или регистрация транспортного средства на подведомственной данному налоговому органу территории).

Субъектами данного правонарушения могут быть организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые налогоплательщиками в соответствии со статьями 11 и 19 НК РФ.

В связи с вступлением в силу Федерального Закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц», привлечение к ответственности организаций налогоплательщиков по ст. 116 и ст. 117 за нарушение срока постановки на учет по месту нахождения организации потеряло смысл, поскольку организации подают заявление о постановке на учет в налоговом органе одновременно с заявлением о регистрации.

Необходимо отметить важный момент: необходимым условием привлечения налогоплательщика к ответственности по ст. 116 НК РФ является нарушение им срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе, установленный исключительно по ст. 83 НК РФ.

Так, арбитражный суд отказал налоговому органу в иске к организации о привлечении к ответственности по ст. 116 НК РФ за нарушение 10-дневного срока подачи заявления в налоговый орган по новому месту нахождения организации при его смене в соответствии с п.4 ст.84 НК РФ. Ответственность по ст. 116 НК РФ наступает лишь за нарушение сроков, установленных ст.83, а не сроков установленных п.4 ст.84 НК РФ.

Налоговый Кодекс, до вступления в силу изменений, внесенных Федеральным законом от 09.07.1999г., возлагал обязанность по постановке на учет организаций, изменивших место нахождения в случае смены налогового органа на налоговый орган, в котором организация состояла на учете. В новой редакции НК РФ эта обязанность исключена и возлагается на налогоплательщика. В данном случае в соответствии с п.4 ст.83 Кодекса налогоплательщик должен подать заявление о постановке на учет в налоговый орган по новому месту нахождения в течение 10 дней с момента регистрации изменений. Как уже было сказано ранее ответственность по данной статье не предусмотрена, что позволяет организациям сниматься с учета и уклоняться от постановки на учет в новом налоговом органе.

На практике очень сложно определить момент создания, поскольку документы о создании и начало деятельности не совпадают, а иногда просто отсутствуют в отличие от организации.

Согласно п.7 ст. 83 НК РФ налоговый учет по месту жительства физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, производится на основании информации, предоставляемой соответствующими органами, в частности, органами, осуществляющими регистрацию физических лиц по месту жительства либо регистрацию актов гражданского состояния физических лиц.

Таким образом, законом не предусмотрена обязанность физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, подавать в налоговый орган заявление о постановке на налоговый учет по месту жительства. Естественно, что лицо не может быть привлечено к ответственности за нарушение обязанности, которая у него отсутствует. Поэтому физические лица, не относящиеся к индивидуальным предпринимателям, не являются субъектами правонарушения, предусмотренного ст.116 НК РФ.

Кроме того, в соответствии с п.5 ст.83 НК РФ постановка на учет в налоговых органах физического лица (как признаваемого индивидуальным предпринимателем, так и не являющегося таковым) по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества, подлежащего налогообложению, производится на основании информации, представляемой органами, осуществляющими учет и (или) регистрацию такого недвижимого имущества.

Следовательно, индивидуальные предприниматели могут быть привлечены к ответственности по ст. 116 НК РФ только по одному основанию - нарушение сроков для подачи заявления о постановке на налоговый учет по месту жительства.

Субъективная сторона данного правонарушения может быть выражена как в форме умысла, так и в форме неосторожности. Однако умышленная форма вины в данном составе правонарушения не является отягчающим обстоятельством и не влияет на размер ответственности.

В качестве субъектов в ст. 116 НК РФ определены налогоплательщики. Однако, поскольку в ст.83 НК РФ обязанность подавать заявления о постановке на учет предусмотрена в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, ответственность по ст. 116 НК РФ применяется к организациям и индивидуальным предпринимателям.

То в статье 15.3 Кодекса об Административных правонарушениях (далее КоАП) говорится, что:

1. Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.

2. Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.

Примечание. Административная ответственность, установленная в отношении должностных лиц в настоящей статье, статьях 15.4 - 15.9, 15.11 настоящего Кодекса, применяется к лицам, указанным в статье 2.4 настоящего Кодекса, за исключением граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

1. Согласно ст. 30 НК налоговыми органами в Российской Федерации являются Министерство РФ по налогам и сборам и его подразделения. В случаях, предусмотренных НК, полномочиями налоговых органов обладают таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов.

В соответствии со ст. 144 БК государственными внебюджетными фондами Российской Федерации являются: Пенсионный фонд РФ; Фонд социального страхования РФ; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; Государственный фонд занятости населения РФ.

2. Согласно ст. 83 НК налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

Заявление о постановке на учет организации или физического лица, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, подается в налоговый орган соответственно по месту нахождения или по месту жительства в течение 10 дней после их государственной регистрации. При осуществлении деятельности в Российской Федерации через обособленное подразделение заявление о постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения подается в течение одного месяца после создания обособленного подразделения.

Заявление организации о постановке на учет по месту нахождения подлежащего налогообложению недвижимого имущества или транспортных средств подается в налоговый орган по месту нахождения этого имущества в течение 30 дней со дня его регистрации.

Непредставление налогоплательщиком заявления о постановке на учет в налоговом органе в указанные сроки либо их просрочка квалифицируются по ч. 1 комментируемой статьи.

3. Согласно письму МНС России от 8 августа 2001 г. N ШС-6-14/613 ст. 83 НК регламентируется порядок постановки на учет налогоплательщиков, а не принадлежащего им имущества.

Учитывая изложенное, на налогоплательщика, вставшего на учет в конкретном налоговом органе по одному из предусмотренных ст. 83 НК оснований, не может быть возложена предусмотренная ст. 116, 117 НК ответственность за неподачу заявления о повторной постановке на учет или уклонение от повторной постановки на учет в том же самом налоговом органе по иному упомянутому в этой статье основанию.

Изложенное подтверждается п. 39 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации".

Налоговым органам следует принимать меры к постановке налогоплательщиков на учет в нижеперечисленных случаях:

- при подаче налогоплательщиком, состоящим на учете в налоговом органе по одному из оснований, предусмотренных ст. 83 НК, заявления о постановке на учет в данном налоговом органе по иному основанию, предусмотренному ст. 83 НК, в общеустановленном порядке;

- в случае отсутствия соответствующего заявления - на основании имеющихся в налоговом органе данных и информации, предоставляемой органами, указанными в п. 4 ст. 85 НК.

При этом налоговые органы присваивают налогоплательщику - организации соответствующий код причины постановки на учет (КПП) и направляют ей уведомление о постановке на учет в налоговом органе по формам, утвержденным Приказом МНС России от 27 ноября 1998 г. N ГБ-3-12/309 "Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц" (зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 1998 г. N 1664), с учетом внесенных изменений и дополнений.

4. Согласно п. 1 ст. 144 НК налогоплательщики налога на добавленную стоимость подлежат обязательной постановке на учет в налоговом органе в соответствии со ст. 83, 84 НК.

5. Субъектами административных правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, являются организация, физическое лицо - налогоплательщик, плательщик сборов, на которых в соответствии с НК возложена обязанность уплаты соответственно налогов и (или) сборов.

Согласно ст. 8 НК под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований; под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Виды налогов и сборов в РФ определены ст. 12 НК.

6. Несоблюдение налогоплательщиком указанных сроков подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе либо просрочка указанных сроков, сопряженные с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе, квалифицируются как административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 комментируемой статьи.

2.2 Нарушение срока представления сведения об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации

Если в статье 118 НК РФ говорится, что: в соответствии с п.2 ст.23 Кодекса (в ред. Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ ) организации и индивидуальные предприниматели обязаны в 7-дневный срок сообщать в налоговый орган по месту учета об открытии или закрытии банковских счетов.

В случае нарушения налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в каком либо банке влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.

Объективная сторона правонарушения характеризуется бездействием налогоплательщика - неисполнением установленной п.2 ст.23 НК РФ обязанности письменно уведомить налоговый орган об открытии или закрытии банковских счетов в течение 7 дней после такого открытия или закрытия.

Согласно п.2 ст.11 НК РФ под счетом для целей применения Налогового кодекса РФ принимаются расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета (ст.845 Гражданского кодекса РФ), на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей [2]. Таковыми, в частности, выступают транзитные валютные и текущие валютные счета. В то же время по смыслу п.2 ст.11 НК РФ не являются счетами всевозможные ссудные, вексельные и другие бухгалтерские счета банка, открываемые в порядке, предусмотренном банковским законодательством. Что касается депозитных счетов предприятий и организаций, то в этой связи необходимо учитывать, что в соответствии с п.3 ст.834 ГК РФ к отношениям депозита применяются положения главы 45 ГК РФ «Банковский счет».

Непосредственным объектом данного правонарушения являются интересы государства в области информации об имеющихся у налогоплательщика банковских счетах. Закон обеспечивает защиту таких интересов, поскольку полная и своевременная информация о наличии у налогоплательщика счетов в том или ином банке позволяет налоговому органу реализовать свое право бесспорного взыскания суммы налога и пени с организации либо заявлять ходатайство об обеспечении иска путем наложения ареста на соответствующую денежную сумму, находящуюся на счете индивидуального предпринимателя, при взыскании недоимки в судебном порядке.

Характеризуя объективную сторону этого правонарушения, необходимо заметить, что законом карается лишь факт нарушения срока, установленного Налоговым кодексом РФ для сообщения налоговому органу определенной информации, а не нарушение формы такого сообщения. В одном конкретном деле банк извещал предприятие об открытии расчетных счетов, а предприятие относило эти банковские письма в налоговую инспекцию, не составляя какого-то специального документа об уведомлении. В суде представитель налоговой инспекции не оспаривал, что все информационные письма банка налоговая инспекция получила от бухгалтера предприятия, причем на каждом письме банка был соответствующий штамп налоговой инспекции. При таких обстоятельствах арбитражный суд сделал вывод о том, что факт уведомления налоговой инспекции об открытии счетов предприятию налицо, поэтому нет оснований для привлечения организации к ответственности по ст. 118 НК РФ.

Такое решение суда вызывает сомнение, поскольку информационные письма банка подтверждают лишь факт уведомления налогового органа банком, но не плательщиком. Устное уведомление налогоплательщика ничем не подтверждается, даже если работник налогового органа не отрицает этот факт, т.к. оно направлено должностному лицу, а не налоговому органу. Работник мог забыть, заболеть и т.п. Не менее важна и форма уведомления. Для того, чтобы информация о счетах могла быть использована, она должна дойти до соответствующего подразделения, т.е. должна быть зарегистрирована и содержать все необходимые сведения.

Субъективная сторона данного правонарушения может быть выражена как в форме умысла, так и в форме неосторожности, однако чаще всего такие правонарушения совершаются по неосторожности или заблуждению, поскольку налогоплательщики считают, что достаточно уведомления банка. Поэтому в данной норме очень важно учитывать степень вины.

Субъектами данного правонарушения могут быть организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые налогоплательщиками, поскольку только у них согласно п.2 ст.23 НК РФ существует обязанность письменно сообщать в налоговый орган информацию об открытии или закрытии банковских счетов.

Итак, если налогоплательщик - организация или индивидуальный предприниматель - не сообщил в налоговый орган по месту учета об открытии или закрытии счета в банке в течение 7 дней, на него может наложен штраф в размере 5000 рублей.

Характеристика субъективной стороны данного правонарушения аналогична характеристике этого элемента в составах, предусмотренных статьями 116 и 117 НК РФ.

То в статье 15.4 КоАП говорится что: Нарушение установленного срока представления в налоговый орган или орган государственного внебюджетного фонда информации об открытии или о закрытии счета в банке или иной кредитной организации - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.

1. Согласно Федеральному закону от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" под кредитной организацией понимается юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

Банком является кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Под небанковской кредитной организацией понимается кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные вышеуказанным Федеральным законом. Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России.

Иностранным банком является банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.

2. Согласно ст. 86 НК банки открывают счета организациям, индивидуальным предпринимателям только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. Банк обязан сообщить об открытии или закрытии счета организации, индивидуального предпринимателя в налоговый орган по месту их учета в пятидневный срок со дня соответствующего открытия или закрытия такого счета.

Банки обязаны выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, в течение пяти дней после мотивированного запроса налогового органа.

Непредставление должностным лицом банка в установленный срок в налоговый орган информации об открытии или о закрытии счета в банке или иной кредитной организации либо просрочка указанного срока квалифицируются в качестве рассматриваемого административного правонарушения. Статус должностных лиц применительно к комментируемой статье определен примечанием к ст. 15.3 КоАП.

2.3 Непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля

Если пункт 1 ст.126 НК предусматривает ответственность за непредставление сведений, необходимых для осуществления контроля, применительно к налогоплательщикам и налоговым агентам.

Для банков в ст.135 НК установлена специальная ответственность. В таких случаях п.2 ст.126 НК не применяется. Организации и физические лица, которые обязаны самостоятельно представлять сведения о налогоплательщиках, за невыполнение своих обязательств привлекаются к ответственности по ст. 129 НК.

Для распространения действия п.2 ст. 126 НК на лицо, не представившее налоговому органу сведения о налогоплательщике, необходимы следующие условия в совокупности.

1. Налоговый орган в ходе встречной налоговой проверки направил запрос о представлении сведений о налогоплательщиках. Из п.2 ст.126 НК исключено упоминание о налоговой проверке. Тем не менее, изучение документов представляет собой фактически налоговую проверку и должно осуществляться в рамках камеральной или выездной проверки налогоплательщика.

2. Документы, запрашиваемые налоговым органом, есть у организации или физического лица.

3. Организация или физическое лицо обязаны представлять налоговым органам сведения о налогоплательщиках. Если законодательством о налогах и сборах прямо не предусмотрены обязанности организаций и физических лиц представлять сведения о налогоплательщиках, такие лица не могут быть привлечены к ответственности на основании п.2 ст.126 НК.

Объектом правонарушений, предусмотренных ст.126 НК РФ, является охраняемый законом интерес государства в получении полной и достоверной информации о хозяйствующих субъектах и их деятельности, необходимой для осуществления налогового контроля.

Налоговый Кодекс представляет налоговым органам право в рамках налогового контроля требовать у налогоплательщиков и налоговых агентов документы, подтверждающие правильность исчисления (удержания) налогов и своевременность их уплаты (перечисления в бюджет (подп.1 п.1 ст.31 НК РФ). Кроме того, налоговые органы вправе истребовать документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика, у третьих лиц (ч.2 ст.87 НК РФ).

Правонарушения, предусмотренные разными пунктами ст.126 НК РФ, хотя и посягают на один и тот же объект - нормальную деятельность налоговых органов в сфере налогового контроля, но различаются по остальным элементам состава.

Субъектами правонарушения, предусмотренного п.1 данной статьи, являются налогоплательщики и налоговые агенты.

К ответственности в соответствии с п.2 ст.126 НК РФ могут привлекаться только организации. Исключение составляют банки в тех случаях, когда они должны представлять налоговым органам справки по операциям и счетам налогоплательщиков - своих клиентов, поскольку ответственность за нарушение этой обязанности предусмотрена ст. 135.1 НК РФ.

Объективная сторона состава правонарушения, предусмотренного п.1 ст.126 НК РФ, характеризуется бездействием виновного лица, то есть неисполнением налогоплательщиком или налоговым агентом установленной законом обязанности представить налоговому органу документы, необходимые для налогового контроля.

К документам и сведениям, о которых говорится в п.1 комментируемой статьи, не относятся заявления о постановке на учет, информация об открытии или закрытии банковского счета, налоговые декларации, поскольку в Налоговом кодексе РФ имеются специальные нормы, устанавливающие ответственность за их непредставление (соответственно статьи 116, 117, 118 и 119).

Следовательно, в п.1 ст.126 НК РФ речь идет обо всех иных документах и сведениях, которые в соответствии с законодательством налогоплательщик или налоговый агент должен представить налоговому органу. К документам, за непредставление каждого из которых может быть наложен штраф в размере 50 рублей, таким образом, можно отнести:

1. для налогоплательщиков:

- бухгалтерскую отчетность (подп.4 п.1 ст.23 НК РФ);

- документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов (подп.5 п.1 ст.23 НК РФ);

- документы, запрашиваемые должностным лицом налогового органа, проводящим налоговую проверку (ч.4 ст.88, ст.93 НК РФ);

2. для налоговых агентов:

- документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов (подп.4 п.3 ст.24 НК РФ);

- документы и сведения, запрашиваемые должностным лицом налогового органа, проводящим налоговую проверку (ст. 93 НК РФ).

Пункт 45 Постановления Пленума ВАС от 28.02.2001г. №5 указывает на то, что при применении указанной ответственности к налоговым агентам судам необходимо исходить из того, что каждый документ (справка), касающийся конкретного налогоплательщика является отдельным документом, независимо от способа его представление в налоговый орган, на бумажном или магнитном носителе [11].

Объективная сторона состава правонарушений, предусмотренных п. 2 ст.126 НК РФ, может быть выражена как форме бездействия (игнорирование обязанности представить сведения), так и в форме активных действий (прямой отказ, предоставление документов с заведомо ложными сведениями). При этом нарушение сроков представления документов со сведениями о налогоплательщике не образует состава рассматриваемого правонарушения.

С точки зрения субъективной стороны правонарушение, предусмотренное п.1 ст.126 НК РФ, может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности. Правонарушение, предусмотренное п.2 ст. 126 НК РФ, может быть совершено только умышленно - лицо знает, что не исполняет запрос налогового органа, и желает или сознательно допускает вредные последствия такого неисполнения.

То статья 15.6 КоАП предусматривает:

1. Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы и органы государственного внебюджетного фонда оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.

2. Непредставление должностным лицом органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, выдачу физическим лицам лицензий на право занятия частной практикой, регистрацию лиц по месту жительства, регистрацию актов гражданского состояния, учет и регистрацию имущества и сделок с ним, либо нотариусом или должностным лицом, уполномоченным совершать нотариальные действия, в установленный срок в налоговые органы сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде -влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.

1. В соответствии со ст. 82 НК налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК.

2. Согласно ст. 84 НК об изменениях в уставных и других учредительных документах организаций, в том числе связанных с образованием новых филиалов и представительств, изменением места нахождения, а также о разрешении заниматься лицензируемыми видами деятельности, организации обязаны уведомлять налоговый орган, в котором они состоят на учете, в 10-дневный срок с момента регистрации изменений в учредительных документах. Об изменении места жительства индивидуальные предприниматели обязаны уведомлять налоговый орган, в котором они состоят на учете, в 10-дневный срок с момента такого изменения.

Если состоящий на учете налогоплательщик сменил место своего нахождения или место жительства, то снятие с учета налогоплательщика производится налоговым органом, в котором налогоплательщик состоял на учете, в течение пяти дней после подачи налогоплательщиком заявления об изменении места своего нахождения или места жительства. Налогоплательщик обязан заявить в налоговый орган об изменении места своего нахождения или места жительства в 10-дневный срок с момента такого изменения.

В случае ликвидации или реорганизации организации, принятия организацией решения о закрытии своего филиала или иного обособленного подразделения, прекращения деятельности через постоянное представительство, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя снятие с учета производится налоговым органом по заявлению налогоплательщика в течение 14 дней со дня подачи такого заявления.

Непредставление налогоплательщиком указанных документов и (или) сведений в установленный срок либо представление таких сведений в неполном или в искаженном виде квалифицируется по ч. 1 комментируемой статьи.

3. В соответствии со ст. 85 НК органы, осуществляющие регистрацию организаций, обязаны сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения о зарегистрированных (перерегистрированных) или ликвидированных (реорганизованных) организациях в течение 10 дней после регистрации (перерегистрации) или ликвидации (реорганизации) организации.

Органы, регистрирующие физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обязаны сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения о физических лицах, которые зарегистрировались или прекратили свою деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, в течение 10 дней после выдачи свидетельства о регистрации, его изъятия либо истечения срока действия.

В таком же порядке органы, выдающие лицензии, свидетельства или иные подобные документы частным нотариусам, частным детективам и частным охранникам, обязаны сообщать налоговым органам о физических лицах, которым выданы либо у которых отозваны или прекратили действие указанные документы.

Органы, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту жительства либо регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации либо о фактах рождения и смерти физических лиц в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации указанных лиц или фактов.

Органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию недвижимого имущества, являющегося объектом налогообложения, обязаны сообщать о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе или о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах, и их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации имущества.

Органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы, осуществляющие частную практику, обязаны сообщать о нотариальном удостоверении права на наследство и договоров дарения в налоговые органы по месту своего нахождения не позднее пяти дней со дня соответствующего нотариального удостоверения, если иное не предусмотрено НК.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты