Рефераты

Юридическая помощь и ее организация. Нотариат

овет адвокатской палаты формируется собранием (конференцией) и ему подотчетен. Число членов совета определяется собранием (конференцией), но не может быть более 15 человек. Один раз в два года состав совета должен обновляться не менее чем на одну треть.

В соответствии со ст.31 ФЗ «Об адвокатской деятельности…» Совет осуществляет следующие полномочия:

1) избирает из своего состава президента адвокатской палаты сроком на четыре года и по его представлению одного или нескольких вице-президентов сроком на два года, определяет полномочия президента и вице-президентов. При этом одно и то же лицо не может занимать должность президента адвокатской палаты более двух сроков подряд;

2) в период между собраниями (конференциями) адвокатов принимает решения о досрочном прекращении полномочий членов совета, статус адвоката которых прекращен или приостановлен. Данные решения вносятся на утверждение очередного собрания (конференции) адвокатов;

3) определяет норму представительства на конференцию и порядок избрания делегатов;

4) обеспечивает доступность юридической помощи на всей территории субъекта Российской Федерации, в том числе юридической помощи, оказываемой гражданам Российской Федерации. В этих целях совет принимает решения о создании по представлению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации юридических консультаций и направляет адвокатов для работы в юридических консультациях в порядке, установленном советом адвокатской палаты;

5) определяет порядок оказания юридической помощи адвокатами, участвующими в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда; доводит этот порядок до сведения указанных органов, адвокатов и контролирует его исполнение адвокатами;

6) определяет порядок выплаты вознаграждения за счет средств адвокатской палаты адвокатам, оказывающим юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно;

7) представляет адвокатскую палату в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях;

8) содействует повышению профессионального уровня адвокатов, в том числе утверждает программы повышения квалификации адвокатов и обучения стажеров адвокатов, организует профессиональное обучение по данным программам;

9) рассматривает жалобы на действия (бездействие) адвокатов с учетом заключения квалификационной комиссии;

10) защищает социальные и профессиональные права адвокатов;

11) содействует обеспечению адвокатских образований служебными помещениями;

12) организует информационное обеспечение адвокатов, а также обмен опытом работы между ними;

13) осуществляет методическую деятельность;

14) созывает не реже одного раза в год собрания (конференции) адвокатов, формирует их повестку дня;

15) распоряжается имуществом адвокатской палаты в соответствии со сметой и с назначением имущества;

16) утверждает регламенты совета и ревизионной комиссии, штатное расписание аппарата адвокатской палаты;

17) определяет размер вознаграждения президента и вице-президентов, других членов совета адвокатской палаты и членов ревизионной и квалификационной комиссий в пределах утвержденной собранием (конференцией) адвокатов сметы расходов на содержание адвокатской палаты;

18) ведет реестр адвокатских образований и их филиалов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

19) дает в пределах своей компетенции по запросам адвокатов разъяснения по поводу возможных действий адвокатов в сложной ситуации, касающейся соблюдения этических норм, на основании кодекса профессиональной этики адвоката.

Совет адвокатской палаты является органом управления юридического лица - адвокатской палаты. Как орган управления адвокатской палаты, совет не наделен теми правами, которыми не наделена и сама палата, в частности, правом заниматься адвокатской деятельностью.

Избранный советом президент адвокатской палаты, помимо представительских функций, которые возложены на него в соответствии с п.7 комментируемой статьи, должен осуществлять и текущее руководство работой совета:

организовывать и планировать работу совета и обеспечивать подготовку вопросов для рассмотрения на его заседаниях;

председательствовать на заседаниях совета;

распоряжаться кредитами в пределах утвержденной сметы;

вести переписку от имени совета с предприятиями, учреждениями, организациями и отдельными гражданами;

руководить работой аппарата совета, осуществлять прием и увольнение работников аппарата;

осуществлять контроль за исполнением решений общего собрания (конференции) и совета адвокатской палаты.

Свои полномочия президент адвокатской палаты может перепоручать вице-президентам и другим членам совета в соответствии с утвержденным советом распределением обязанностей.

Президент адвокатской палаты является по должности председателем квалификационной комиссии при адвокатской палате.

Ревизионная комиссия является органом адвокатской палаты, формируется собранием (конференцией) адвокатов и подотчетна только собранию (конференции). Она избирается из числа адвокатов, сведения о которых внесены в региональный реестр соответствующего субъекта Российской Федерации.

Единственной функцией ревизионной комиссии является контроль за финансово-хозяйственной деятельностью адвокатской палаты и ее органов. Ревизионная комиссия проверяет соответствие расходов адвокатской палаты на содержание аппарата совета адвокатской палаты, на содержание юридических консультаций, выплату вознаграждений членам совета, ревизионной и квалификационной комиссий, выплату дополнительных вознаграждений адвокатам, осуществляющим в случаях, предусмотренных законодательством, адвокатскую деятельность бесплатно и по назначению, а также других расходов, производимых адвокатской палатой и ее органами. Ревизионная комиссия не осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью адвокатских образований.

при адвокатской палате субъекта Российской Федерации создается квалификационная комиссия для формирования адвокатского сообщества путем присвоения претенденту статуса адвоката и путем дачи заключений о прекращении статуса адвоката.

Квалификационная комиссия не является органом адвокатской палаты. Содержащая в своем составе не только адвокатов, но и представителей государства и судей, квалификационная комиссия создается и функционирует при адвокатской палате. Квалификационная палата, не являясь органом адвокатской палаты, ей не подотчетна - ни в компетенцию собрания (конференции) адвокатов, ни в компетенцию совета адвокатской палаты не входит заслушивание отчетов квалификационной комиссии.

К числу законов субъектов Российской Федерации, которыми определяется порядок избрания представителей в квалификационной комиссии от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, относится Закон города Москвы от 23 октября 2002 г. N 52 "О представителях Московской городской Думы в квалификационной комиссии при Адвокатской палате города Москвы" Тверская, 13. Газета Правительства Москвы. 2002. 19 ноября..

Такими представителями могут быть граждане Российской Федерации - жители города Москвы, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет.

Представителями Думы не могут быть избраны: 1) депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления; 2) государственные и муниципальные служащие; 3) лица, признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности; 4) лица, стоящие на учете в наркологических или психологических диспансерах; 5) лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость в установленном законом порядке (ст.1).

Каждый депутат Московской городской Думы (далее - Дума) обладает правом внесения кандидатуры для избрания представителем Думы.

Всероссийским съездом адвокатов образуется Федеральная палата адвокатов. Федеральная палата является общероссийской негосударственной некоммерческой организацией, объединяющей адвокатские палаты субъектов Российской Федерации на основе обязательного членства.

Как орган адвокатского самоуправления в Российской Федерации, Федеральная палата создается в целях представительства и защиты интересов адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, координации деятельности адвокатских палат, обеспечения высокого уровня оказываемой адвокатами юридической помощи.

Она является организацией, уполномоченной на представление интересов адвокатов и адвокатских палат субъектов Российской Федерации в отношениях с федеральными органами государственной власти при решении вопросов, затрагивающих интересы адвокатского сообщества, в том числе вопросов, связанных с выделением средств федерального бюджета на оплату труда адвокатов, участвующих в уголовном судопроизводстве в качестве защитников по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда.

Федеральная палата адвокатов является юридическим лицом, имеет смету, расчетный и другие счета в банках в соответствии с законодательством Российской Федерации, печать, штампы и бланки со своим наименованием.

Высшим органом Федеральной палаты адвокатов является Всероссийский съезд адвокатов.

Полномочия Всероссийского съезда адвокатов, перечисленные в п.2 статьи 36 Закона об адвокатуре, составляют исключительную компетенцию собрания (конференции). Только съезд вправе принимать устав Федеральной палаты адвокатов и кодекс профессиональной этики адвоката, устанавливать нормы представительства на съезд, формировать совет Федеральной палаты адвокатов и принимать решение о досрочном прекращении полномочий его членов, избирать ревизионную комиссию, определять размеры отчислений адвокатских палат на общие нужды Федеральной палаты адвокатов, утверждать смету расходов на содержание палаты и отчеты о расходовании средств. Никакой иной орган, кроме Всероссийского съезда адвокатов, не уполномочен утверждать регламенты Всероссийского съезда адвокатов и совета Федеральной палаты адвокатов, утверждать штатное расписание аппарата органов Федеральной палаты адвокатов палаты и решать другие вопросы, отнесенные Законом к его ведению.

Совет Федеральной палаты адвокатов является ее исполнительным органом, действующим на постоянной основе и наделенным в связи с этим управленческими функциями, необходимыми для осуществления возложенных на него задач.

Он формируется Всероссийским съездом адвокатов в количестве 36 человек и ему подотчетен. Один раз в два года состав совета должен обновляться не менее чем на одну треть.

Вопрос № 3. Нотариат: функции, организация и руководство его деятельностью

Нотариат представляет собой систему государственных органов и должностных лиц, на которых возложено удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование документов, выписок из них, придание документам исполнительной силы и выполнение в установленном законом порядке других предусмотренных законом действий в целях обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц.

Нотариальные действия от имени государства совершают нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах или занимающиеся частной практикой, а также должностные лица органов исполнительной власти и консульских учреждений в соответствии с их компетенцией.

Охрана прав граждан и юридических лиц, их законных интересов осуществляется посредством совершения нотариусом предусмотренных законом нотариальных действий. Основами законодательства Российской Федерации о нотариате (далее - Основы) предусматривается 20 видов нотариальных действий, в их числе:

удостоверение сделок;

выдача свидетельств о праве собственности на долю в общем имуществе супругов;

наложение и снятие запрещения отчуждения имущества;

свидетельствование верности копий документов и выписок из них;

свидетельствование подлинности подписи на документах;

свидетельствование верности перевода документов с одного языка на другой;

удостоверение факта нахождения гражданина в живых;

удостоверение факта нахождения гражданина в определенном месте;

удостоверение тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографии;

удостоверение времени предъявления документов;

передача заявлений физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам;

принятие в депозит денежных сумм и ценных бумаг;

совершение исполнительной надписи;

совершение протеста векселей;

предъявление чеков к платежу и удостоверение неоплаты чеков;

принятие на хранение документов;

совершение морских протестов;

обеспечение доказательств;

выдача свидетельств о праве на наследство;

принятие мер к охране наследственного имущества Основы законодательства РФ «О нотариате» от 11 февраля 1993 г. N 4462-I (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г.)/ РГ от 13 марта 1993 г..

Этот перечень не является исчерпывающим. Законодательными актами РФ могут быть предусмотрены и другие нотариальные действия. Нотариальные действия классифицируются по их направленности следующим образом:

направленные на удостоверение бесспорных прав;

направленные на удостоверение бесспорных фактов;

направленные на придание долговым и платежным документам исполнительной силы;

охранительные нотариальные действия, к которым обычно относят принятие мер к охране наследственного имущества, наложение запрета отчуждения имущества и принятие документов на хранение Калиниченко Т. Конституционные основы деятельности нотариата / Российская юстиция - N 7, июль - 2001 г..

Данная классификация в известной мере носит условный характер, так как все без исключения нотариальные действия в широком смысле являются правоохранительными. Но она позволяет выделить в единой правоохранительной функции нотариата ее различные направления.

Нотариальные действия эффективно обеспечивают охрану и защиту бесспорных прав и интересов в том случае, если эти действия совершаются в соответствии с установленными законом правилами. Между участниками нотариального производства возникают взаимные права и обязанности, составляющие содержание нотариальных процедурных или процессуальных правоотношений. Права и обязанности участников этих правоотношений, с одной стороны, гарантируют защиту прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций при совершении нотариальных действий, а с другой - обеспечивают реализацию нотариальной функции.

Нотариальная функция не сводится лишь к совершению нотариальных действий. Удостоверение фактов, копий документов и другие нотариальные действия в отношении граждан и организаций совершаются таким образом, чтобы при этом не были затронуты (ущемлены) права третьих лиц, государственные и общественные интересы. Нотариальная функция является юрисдикционной функцией Хышиктуев О. Министерство юстиции и нотариат /Российская юстиция - 1999, N 11. Нотариус обязан, установив фактические обстоятельства по конкретному нотариальному действию, применить соответствующую правовую норму. Все действия совершаются в заранее установленной последовательности и по строго регламентированным правилам, отступление от которых может привести к недействительности нотариального акта. Нотариус, оказывая физическим и юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и законных интересов, разъясняя права и обязанности, а также юридические последствия совершаемых нотариальных действий, тем самым стабилизирует гражданский оборот, предупреждает возможность нарушения прав и интересов его участников.

Ряд юридических фактов и обстоятельств, некоторые виды сделок требуют обязательного нотариального удостоверения. Аналогичные требования предъявляются к некоторым документам. В других случаях нотариальные действия по удостоверению бесспорных прав и фактов совершаются в зависимости от волеизъявления граждан и организаций. Но и в этих случаях они совершаются по общим для всех нотариальных действий правилам, обеспечивающим соблюдение прав и интересов других лиц, законность и правопорядок Хышиктуев О. Министерство юстиции и нотариат /Российская юстиция - 1999, N 11.

Компетенция нотариусов, занимающихся частной практикой, и нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, за некоторым исключением одинакова. Обычно именно нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах, выдают свидетельства о праве на наследство, принимают меры к охране наследственного имущества, выдают пережившему супругу свидетельство о праве собственности в случае смерти одного из супругов. В случаях отсутствия в определенных местностях ведение наследственных дел и совершение обусловленных этим нотариальных действий возлагается приказом соответствующего органа юстиции на нотариусов, занимающихся частной практикой. Общими для всех нотариусов являются и правила совершения нотариальных действий, и правовая сила нотариальных актов. В отличие от нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, нотариус, занимающийся частной практикой, несет по решению суда личную имущественную ответственность в случае причинения ущерба нотариальными действиями, совершенными в противоречии с действующим законодательством или за умышленное разглашение сведений о совершенном нотариальном действии, т.е. за разглашение тайны нотариальных действий. Для обеспечения реальности возмещения причиненного ущерба нотариус, занимающийся частной практикой, обязан страховать свою профессиональную ответственность Ст. 17 Основ законодательства РФ о нотариате.

Таким образом, определяющим правовую природу нотариата признаком, следует считать его юрисдикционную, правоохранительную функцию. Эта функция определяет порядок и структуру нотариата, его компетенцию и, наконец, методы его деятельности, составляющие основу нотариальной процессуальной формы.

В системе правоохранительных органов нотариат наиболее тесно связан с судом, нотариат даже иногда называют органом предварительного, превентивного правосудия Жуйков В. Нотариат как институт превентивного правосудия: общие цели, принципы и полномочия // Российская юстиция - 1998, NN 6-7.

Нотариат и суд осуществляют единую функцию предварительного и последующего контроля за соблюдением законности в гражданском обороте. Поэтому их деятельность тесно соприкасается. При совершении некоторых действий нотариальный орган, как и суд, руководствуется нормами ГПК, принудительное взыскание по исполнительной надписи осуществляется по правилам исполнительного производства и т.п.

В отличие от суда, который рассматривает в гражданском процессе споры о праве, нотариат выполняет функции, направленные на юридическое закрепление гражданских прав и предупреждение их возможного нарушения в будущем. Таким образом, деятельность нотариата имеет предупредительный характер. Нотариально удостоверенный договор облегчает заинтересованной стороне доказывание своего права, поскольку содержание договора, подлинность подписей участников сделки, время и место ее совершения и другие обстоятельства, официально зафиксированные нотариусом, являются очевидными и достоверными. Предметом нотариальной деятельности являются дела, в которых отсутствует спор о праве гражданском. Если в ходе выполнения нотариальных действий такой спор возникает, то он должен быть рассмотрен в суде. Суд также рассматривает жалобы на нотариальные действия или отказ в их совершении, нотариальные акты оспариваются в порядке искового производства в суде общей юрисдикции или арбитражном суде Жуйков В. Нотариат "разгружает" суды / Российская юстиция N 3, март 2000 г..

Нормы, регулирующие организацию и деятельность нотариата, составляют самостоятельную отрасль законодательства. Она самым тесным образом связана с такими отраслями законодательства, как гражданское, гражданское процессуальное, семейное, земельное, трудовое, жилищное. При совершении нотариальных действий, составляющих компетенцию нотариата, нотариусу приходится не только применять законодательство о нотариате, но и обращаться к нормам указанных отраслей законодательства. Так, при удостоверении договора купли-продажи жилого дома или квартиры нотариус руководствуется целым рядом норм гражданского, семейного, жилищного кодексов, разъясняет их содержание обратившимся к нему гражданам и должностным лицам Калиниченко Т. Конституционные основы деятельности нотариата /Российская юстиция - N 7, июль - 2001 г..

На должность нотариуса назначаются граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование, прошедшие стажировку сроком не менее одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавшие квалификационный экзамен и получившие лицензию на право нотариальной деятельности.

Лицензия на право нотариальной деятельности (далее лицензия) выдается уполномоченными на то органами юстиции республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга в течение месяца после сдачи квалификационного экзамена на основе решения квалификационной комиссии. Порядок выдачи лицензии устанавливается Министерством юстиции Российской Федерации. Квалификационная комиссия, принимающая экзамен у лиц, прошедших стажировку и желающих заниматься нотариальной деятельностью, образуется при органах юстиции республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов с участием представителей соответствующих нотариальных палат.

Порядок назначения на должность нотариуса и прекращения им своих полномочий заключается в следующем:

должность нотариуса учреждается и ликвидируется органом юстиции совместно с нотариальной палатой. Они же определяют количество должностей нотариусов в нотариальном округе;

наделение нотариуса полномочиями на основании рекомендаций нотариальной палаты производится Министерством юстиции РФ или по его поручению органом юстиции - на конкурсной основе из числа лиц, имеющих лицензии Назаров В.Л., Сазонова М.И. О дисциплинарной ответственности нотариусов /Российская юстиция - N 4, апрель 2000 г..

Увольнение нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, производится в соответствии с законодательством о труде Российской Федерации.

Нотариус, занимающийся частной практикой, слагает полномочия по собственному желанию либо освобождается от полномочий на основании решения суда о лишении его права нотариальной деятельности в случаях:

· осуждения его за совершение умышленного преступления после вступления приговора в законную силу;

· ограничения дееспособности или признания недееспособным в установленном законом порядке;

· по ходатайству нотариальной палаты за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, нарушение законодательства, а также в случае невозможности исполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья (при наличии медицинского заключения) и в других случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации (ст.12 Основ) Назаров В.Л., Сазонова М.И. О дисциплинарной ответственности нотариусов /Российская юстиция - N 4, апрель 2000 г..

Нотариальная деятельность не является предпринимательской и не преследует цели извлечения прибыли. Поэтому нотариусы не вправе: а) заниматься самостоятельной предпринимательской и иной деятельностью, кроме нотариальной, научной и преподавательской, б) оказывать посреднические услуги при заключении договоров.

Государственные нотариальные конторы открываются и упраздняются Министерством юстиции РФ или по его поручению министерствами юстиции республик в составе Российской Федерации, органами юстиции краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Как правило, они создаются в городах, а в крупных городах - в каждом городском районе.

Нотариус, занимающийся частной практикой, вправе иметь контору. Он может открывать в любом банке расчетный и другие счета, в том числе валютный, иметь имущественные и личные неимущественные права и обязанности, нанимать и увольнять работников, распоряжаться поступившим доходом, выступать в суде от своего имени и совершать другие действия в соответствии с действующим законодательством.

При совершении нотариальных действий нотариусы обладают равными правами и несут одинаковые обязанности независимо от того, работают ли они в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой. Оформленные нотариусами документы имеют одинаковую юридическую силу.

Контроль за деятельностью нотариусов в зависимости от его предмета подразделяется на два вида: а) контроль за совершением нотариальных действий; б) контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей.

Контроль за правильностью совершения нотариальных действий, или контроль по существу нотариальной функции, осуществляется судами. Суд в порядке искового производства рассматривает возникший между заинтересованными лицами спор о праве, основанный на совершенном нотариальном действии. В таком же порядке суды рассматривают и требования о возмещении причиненного нотариусами, занимающимися частной практикой, ущерба.

Контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляют органы юстиции, а нотариусами, занимающимися частной практикой, - нотариальные палаты. Контроль за соблюдением налогового законодательства осуществляют налоговые органы в порядке и в сроки, предусмотренные законодательством Российской Федерации Назаров В.Л., Сазонова М.И. О дисциплинарной ответственности нотариусов /Российская юстиция - N 4, апрель 2000 г..

Одной из новаций Основ является введение новых субъектов нотариальных правоотношений - стажера и помощника нотариуса, а также урегулирования их правового статуса Хышиктуев О. Министерство юстиции и нотариат /Российская юстиция - 1999, N 11.

Стажером может быть гражданин, имеющий высшее юридическое образование и претендующий на сдачу экзаменов для получения лицензии на право нотариальной деятельности.

За совершение нотариальных действий, составление проектов документов, выдачу копий (дубликатов) документов и выполнение технической работы нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, взимает государственную пошлину по ставкам, установленным законодательством Российской Федерации.

За выполнение тех же действий, нотариус, занимающийся частной практикой, взимает плату по тарифам, соответствующим размерам государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичного действия в государственной нотариальной конторе. В других случаях тариф определяется соглашением между физическими и юридическими лицами, обратившимися к нотариусу, и нотариусом.

Государственная пошлина за совершение нотариальных действий поступает в местный бюджет, за счет которого содержатся государственные нотариальные конторы. Источником финансирования деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, являются денежные средства, полученные им за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера, другие финансовые поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации. Денежные средства, полученные им, после уплаты налогов, других обязательных платежей, в том числе членских взносов в соответствующую палату поступают в его собственность Сазонова М. Нотариат обеспечивает стабильность оборота недвижимости /Российская юстиция - N 4, апрель 2000 г..

Объединением частных нотариусов является нотариальная палата - некоммерческая организация, представляющая собой профессиональное объединение, основанное на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой. Нотариальные палаты субъектов Российской Федерации осуществляют наряду с другими и публично-правовые функции. Нотариальные палаты образуются в каждой республике в составе Российской Федерации, крае, области, автономной области, автономном округе, городах Москве и Санкт-Петербурге.

Нотариальные палаты в обязательном порядке являются членами Федеральной нотариальной палаты, которая представляет собой профессиональное объединение нотариальных палат.

Наряду с государственными и частными нотариусами нотариальные действия осуществляют и иные органы. Так, при отсутствии в населенных пунктах нотариусов нотариальные действия выполняют должностные лица органов исполнительной власти. Объем данных действий определяется законом, например, удостоверение доверенностей, завещаний, свидетельство подлинности копий документов и выписок из них, подписей на документы и др.

За пределами Российской Федерации нотариальные действия для российских граждан и организаций могут совершать должностные лица консульских учреждений Российской Федерации, например, выдача свидетельства о праве на наследство, свидетельство подлинности перевода документов с одного языка на другой, о нахождении гражданина в живых или в определенном месте, принятие в депозит денежных сумм и ценных бумаг, совершение морских протестов и др.

Завещания и доверенности, приравненные к нотариальным, могут удостоверяться и иными должностными лицами, например, командирами воинских частей и соединений, начальниками военных учебных заведений и учреждений, капитанами морских и речных судов, плавающих под флагом Российской Федерации, главными или дежурными врачами, начальниками исправительных учреждений.

Необходимо отметить, что за последние годы идет бурное развитие нотариата. Это обусловлено развитием рыночных отношений в России, и, как следствие этого, гражданско-правовых отношений. Приватизация обусловила развитие рынка недвижимости, предприятий, сделки по которым требуют обязательного нотариального удостоверения.

Таким образом, можно отметить, что нотариат является обязательным элементом рыночной экономики, и в дальнейшем нагрузка на нотариат будет только расти.

Задача 1

Районный суд, рассмотрев гражданское дело по иску Суховой к Самсоновой о праве собственности на домовладение, вынес решение, которым признал, что Суховой принадлежит 1/3 часть домовладения, а Самсоновой - 2/3 части. Одновременно суд указал, что раздел домовладения совладельцы могут осуществить сами, а в случае спора обратиться с иском в Московский областной арбитражный суд.

Ссылаясь на закон, оцените решение районного суда.

Имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности и может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность). Ст.252 ГК РФ.

Суд определил доли каждого собственника. В соответствии с ч.1 и 3 ст.252 ГК РФ, домовладение, находящееся в долевой собственности Суховой и Самсоновой, может быть разделено между ними по их соглашению.

При недостижении участниками долевой собственности соглашения о способе и условиях раздела общего имущества или выдела доли одного из них, участник долевой собственности вправе в судебном порядке требовать выдела в натуре своей доли из общего имущества.

Если выдел доли в натуре не допускается законом или невозможен без несоразмерного ущерба имуществу, находящемуся в общей собственности, выделяющийся собственник имеет право на выплату ему стоимости его доли другими участниками долевой собственности.

Таким образом, суд, в соответствии с положениями ст.252 ГК РФ Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ/ СЗ РФ от 5 декабря 1994 г. N 32 ст. 3301, от 29 января 1996 г. N 5 ст. 410, от 3 декабря 2001 г. N 49 ст. 4552 корректно разъяснил совладельцам общего домовладения их право на его раздел в добровольном или судебном порядке, согласно определенных долей (1/3 и 2/3).

Порядок обращения спорящих сторон в суд указан неверно.

На мой взгляд, развитие данной ситуации возможно в 2-х направлениях и выбор одного из них определится приходом техника БТИ, который выдаст заключение о возможности (невозможности) выдела в натуре сторонам спора их долевой собственности, т. к. это связано с возможной перепланировкой, разделом мест общего пользования и т.д.

В случае возможности раздела в натуре домовладения, спор о разделе будет разрешать районный суд в соответствии со ст.24 ГПК РФ Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ/ СЗРФ от 18 ноября 2002 г. N 46 ст. 4532, т. к. требования будут связаны с имущественными отношениями.

В соответствии с п.7 ч.1 ст.23 ГПК РФ, мировому судье подсудны дела об определении порядка пользования имуществом. Поэтому судья, определивший арифметические (идеальные) доли в праве совместной собственности на домовладение, мог указать порядок обращения к мировому судье соответствующего участка для разрешения спора об определении порядка пользования недвижимым имуществом, если спор не был бы связан с определением права собственности на него (т.е. при невозможности раздела дома в натуре). Это зависит от решения техника, который и определит возможность или невозможность раздела домовладения.

Но в данном случае, скорее всего, судья превысил свои полномочия, разъясняя в своем решении сторонам судебный порядок раздела домовладения и выходя за пределы исковых требований. Суд не мог знать, причинит ли раздел дома несоразмерный ущерб или нет без заключения техника. Скорее всего, женщины просто просили суд определить их доли в совместной собственности.

В соответствии с ч.3 ст. 196 ГПК РФ, суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям и может выйти за их пределы в случаях, прямо оговоренных в законах.

Закон не предусматривает разъяснения истцам порядка дальнейших действий после определения долей в долевой собственности.

Задача 2

Раскройте содержание принципа независимости судей и подчинения их только закону. В Конституции Российской Федерации и других законах предусмотрены гарантии осуществления этого принципа. Назовите их.

В соответствии со ст.120 Конституции РФ и ст.5 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

Независимость судей, подчинение их только Конституции Российской Федерации и федеральному закону являются необходимым условием беспристрастного и объективного разрешения судами гражданских, административных и иных дел.

Независимость судей гарантируется мерами его правовой защиты, материального и социального обеспечения. К этим мерам относятся:

предусмотренная законом процедура осуществления правосудия;

запрет, под угрозой наказания ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;

установленный порядок приостановления и прекращения полномочий судьи;

право судьи на отставку;

неприкосновенность судьи.

Судья при исполнении своих полномочий, во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности. Он не вправе быть депутатом, третейским судьей, принадлежать к политическим партиям и движениям. Судье запрещается осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельностью.

Независимость судей обеспечивается также деятельностью органов судейского сообщества, основными задачами которых являются защита прав и законных интересов судей, участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности и др.

Судья, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства, которое принимает меры по материально-финансовому и социальному обеспечению судей.

Согласно Федеральному конституционному закону "О судебной системе Российской Федерации" в России не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей (статья 5).

Независимость судей от чьей бы то ни было воли, их самостоятельность в осуществлении правосудия основываются на подчинении судей только Конституции Российской Федерации и федеральному закону, которые имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей, несут ответственность, предусмотренную федеральным законом.

Список использованной литературы

Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г) / РГ от 25 декабря 1993 г. N 237;

Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации"/СЗРФ от 6 января 1997 г. N 1 ст.1;

Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ/ СЗРФ от 18 ноября 2002 г. N 46 ст.4532;

Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ/ СЗ РФ от 5 декабря 1994 г. N 32 ст.3301, от 29 января 1996 г. N 5 ст.410, от 3 декабря 2001 г. N 49 ст.4552;

Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ/ СЗРФ от 24 декабря 2001 г. N 52 (часть I) ст.4921;

Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"/СЗРФ от 1 июня 1998 г., N 22, ст.2331;

Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-Ф3 "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"/СЗРФ от 10 июня 2002 г., N 23, ст.2102;

Основы законодательства РФ «О нотариате» от 11 февраля 1993 г. N 4462-I (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г) / РГ от 13 марта 1993 г.;

Закон РФ "О защите прав потребителей" от 7 февраля 1992 г. (в ред. от 9 января 1996 г) / СЗ РФ, 1996, N 3, ст.140;

Закон города Москвы от 23 октября 2002 г. N 52 "О представителях Московской городской Думы в квалификационной комиссии при Адвокатской палате города Москвы"/ Тверская, 13. Газета Правительства Москвы. 2002. 19 ноября;

Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) (под ред. Г.А. Жилина) (издание 2-е, переработанное и дополненное). - М.: ТК Велби, 2004;

Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации (Отв. ред. Г.П. Ивлиев), М.: Юрайт-Издат, 2002;

Комментарий к Федеральному закону "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (постатейный) /Под ред. А.В. Гриненко - М.: ООО "ТК Велби", 2003;

Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник. - М.: «Былина», 2001;

Правоохранительные органы и судебная система в Российской Федерации. - М.: »Издательство ПРИОР», 1999;

Волков В., Подольный А. Как гарантировать квалифицированную юридическую помощь? /Российская юстиция - N 9, сентябрь 2000 г.;

Горшкова С.А. Европейская защита прав человека и реформирование российской судебной правовой системы/ Журнал российского права - N 7, июль 2002 г.;

Невская О.В. Что такое квалифицированная юридическая помощь? / "Адвокат", N 11, ноябрь 2004 г.;

Резник Г. В адвокатуре завелся вирус коммерции, но эпидемия предотвратима/ Российская юстиция 1999, N 11;

Волков В., Подольный А. Как гарантировать квалифицированную юридическую помощь? // Российская юстиция - N 9, сентябрь 2000 г.;

Филиппов В. У защитника не должно быть прав больше, чем у подзащитного/ Российская юстиция - N 7, июль 2000 г.;

Шаров Г.К. Юридические консультации и бесплатная юридическая помощь /"Адвокат", N 11, ноябрь 2004 г.;

Калиниченко Т. Конституционные основы деятельности нотариата/ Российская юстиция - N 7, июль - 2001 г.;

Хышиктуев О. Министерство юстиции и нотариат /Российская юстиция - 1999, N 11

Жуйков В. Нотариат как институт превентивного правосудия: общие цели, принципы и полномочия // Российская юстиция - 1998, NN 6-7;

Жуйков В. Нотариат "разгружает" суды / Российская юстиция N 3, март 2000 г.;

Назаров В.Л., Сазонова М.И. О дисциплинарной ответственности нотариусов /Российская юстиция - N 4, апрель 2000 г.;

Сазонова М. Нотариат обеспечивает стабильность оборота недвижимости /Российская юстиция - N 4, апрель 2002 г.;

Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты