Рефераты

Юридическая помощь, оказываемая адвокатами

снование иска - это обстоятельства, на которые ссылается истец в подтверждение исковых требований.

Предмет иска - это материально-правовое требование к ответчику о совершении определенных действий, воздержании от действий, признании наличия или отсутствия правоотноше-ния, изменения или прекращения его.

Следует помнить, что закон устанавливает право истца изме-нить либо предмет, либо основание иска. Изменение и предмета, и основания не допускается, поскольку такое изменение приведет к полной замене одного иска другим.

Изменение предмета доказывания может иметь место при со-единении или разьединении исковых требований, отказе от иска или признании иска, заключении мирового соглашения.

Изменение предмета доказывания может также иметь место в случаях, когда суд по своей инициативе выйдет за пределы заявленных истцом требований, если это необходимо для защиты прав и охраняемых законом интересов.

Законом предусмотрены случаи освобождения лиц, участву-ющих в деле, от доказывания (ст. 55 ГПК РСФСР).

Не подлежат доказыванию:

- факты, признанные судом общеизвестными (землетрясе-ние, наводнение, засуха, военные действия, катастрофы и т.д.). Общеизвестные факты освобождены от доказывания потому, что истинность их очевидна и доказывание является излишним.

- преюдициальные факты, т.е. установленные вступившим в законную силу приговором суда, решением суда общей юрис-дикции или арбитражного суда;

- факты, признанные стороной, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения (ст. 60 ГПК РСФСР). Однако, если у суда имеются основания полагать, что признание фактов совершено с целью сокрытия действительных обстоятельств дела либо под влиянием обмана, насилия, угрозы или заблуждения, суд не принимает признания факта. В этом случае признанные стороной факты подлежат доказыванию на общих основаниях.

Процесс собирания доказательств адвокатом-представи-телем включает их выявление, а также представление или указание на место нахождения.

Выявить доказательства, т.е. любые фактические данные, на основании которых суд может установить обстоятельства, имеющие значение для дела, возможно прежде всего путем внимательного ознакомления с имеющимися у доверителя доку-ментами. Тщательно изучив и проанализировав их, а также устную информацию доверителя о фактических данных, могу-щих иметь значение для дела, адвокат-представитель определяет, какие из них относятся к предмету доказывания и должны быть представлены суду, а также круг иных возможных источников доказательств.

Объем письменных доказательств, подлежащих представле-нию в суд, определяется также и с учетом конкретной категории гражданского дела (примерный перечень обязательных письмен-ных доказательств содержится в п. 17 постановления Пленума Верховного Суда РСФСР №2 от 14 апреля 1988 г. «О подго-товке гражданских дел к судебному разбирательству» с измене-ниями и дополнениями, внесенными постановлением Пленума № 19 от 22 декабря 1992 г., в редакции постановления Пленума № 11 от 21 декабря 1993 г., с изменениями от 25 октября 1996 г.). Бойков А.Д., Капинус Н.И. Адвокатура России: Учебное пособие. - М.: Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова. - 2000. С. 92.

В целях выявления доказательств адвокат-представитель мо-жет использовать как способы, предусмотренные действующим законодательством, так и любые иные, не запрещенные законом способы. А именно: запрашивать через юридическую консультацию справки, характеристики и иные документы, необходимые в связи с оказанием юридической помощи, из государственных и общественных организаций, которые обязаны в установленном порядке выдавать эти документы или их копии (ст. 15 Закона РСФСР от 20.11.80 «Об утверждении Положения об адвокатуре РСФСР»; получать устную информацию о лицах, которым изве-стны факты, имеющие значение для дела, месте нахождения письменных (ст. 63 ГПК РСФСР) и вещественных доказательств (ст. 68 ГПК РСФСР), например в беседах, ответах на устные во-просы; использовать сведения, полученные из средств массовой информации; работать с архивными материалами (осуществ-лять поиск определенной информации) по согласованию с адми-нистрацией соответствующих архивов; получать заключения специалистов, и т.д.

В результате деятельности по выявлению доказательств адвокат-представитель получает либо доказательства, либо информацию о месте нахождения письменных и вещественных доказательств или об источниках доказательств. Полученные доказательства, отвечающие требованиям относимости и допус-тимости, он представляет в суд. В остальной части адвокат-представитель реализует свое право по участию в процессе собирания доказательств путем заявления ходатайств о вызове в суд лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятель-ства, относящиеся к делу (свидетелей); о назначении экспер-тизы; об истребовании письменных доказательств судом (статьи 63-65 ГПК РСФСР); об истребовании вещественных доказательств (статьи 68-70 ГПК РСФСР). Кроме того, если имеются основания опасаться, что получение доказательств в дальнейшем может сделаться невозможным или затруднительным, адвокат-представитель вправе обратиться в суд с заявлением об обеспечении этих доказательств (статьи 57-59 ГПК РСФСР) (до возникновения дела в суде обеспечение доказательств производится нотариусом (статьи 102, 103 Основ законодатель-ства Российской Федерации о нотариате, от 11 февраля 1993 г.), который может допрашивать свидетелей, производить осмотр письменных и вещественных доказательств, назначать экспер-тизу). Также адвокат-представитель может обращаться с заявле-ниями и ходатайствами о принятии судом мер по обеспечению иска, замене одного вида обеспечения иска другим, о внесении ответчиком на депозитный счет суда истребуемой истцом суммы взамен допущенных мер обеспечения иска, об отмене обеспече-ния иска (гл. 13 ГПК РСФСР).

Участие адвоката-представителя в процессе проверки до-казательств, как выявленных, полученных или представленных им суду лично, так и представленных суду иными лицами, уча-ствующими в деле, состоит в определении их допустимости, т.е. того, что доказательства добыты установленными в законе средствами и из установленных законом источников. Этот про-цесс осуществляется путем изучения и оценки источника доказательства и процесса его формирования, сопоставления с другими доказательствами, проверки правильности содержания и оформления документа, в случае необходимости, заявления ходатайств о назначении экспертизы, в т.ч. дополнительной или повторной, об истребовании дополнительных доказательств, и т.д. Так, например, для установления достоверности свидетельских показаний изучается личность свидетеля, его отношение к делу, способность к восприятию, усвоению, запоминанию и воспро-изведению соответствующих событий, явлений, действий.

Оценка доказательств адвокатом-представителем - это установление их относимости и достаточности для того, чтобы ликвидировать сомнения в истинности его утверждений и выво-дов, могущие возникнуть у суда.

Итог деятельности адвоката-представителя по проверке и оценке доказательств подводится при высказывании его мнения на соответствующие вопросы суда, в ходатайствах и заявлениях суду, а также в судебных прениях. В прениях адвокату-предста-вителю следует добиваться такого логического построения речи, чтобы устранить имеющиеся противоречия между доказа-тельствами, провести анализ всей совокупности полученной доказательственной информации с позиций ее допустимости, относимости, достаточности, чтобы сформировать у суда мнение о правомерности и обоснованности своих требований.

В прениях адвокат-представитель высказывает и аргументи-рует свои выводы о том, какие доказательства являются досто-верными, какие обстоятельства следует считать установленными, а какие неустановленными, каково содержание спорного право-отношения, какой закон должен быть применен и как следует разрешить дело.

Судебные прения состоят из речей лиц, участвующих в деле, и представителей. Последовательность выступлений с речами четко регламентируется законом (ст. 185 ГПК РСФСР). Сначала выступает истец и его представитель, а затем ответчик и его представитель. Третье лицо, заявившее самостоятельные требо-вания на предмет спора в уже начатом процессе, и его предста-витель выступают после сторон. Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, и его предста-витель выступают после истца или ответчика, на стороне кото-рого третье лицо участвует в деле.

По результатам разрешения дела по существу суд выносит постановление в форме решения.

До вступления решения в законную силу адвокат-представи-тель вправе знакомиться в суде с материалами дела и с посту-пившими жалобами или протестом прокурора, представлять замечания на протокол судебного заседания.

Адвокат-представитель должен занимать активную позицию (в сочетании с высокой культурой деятельности) не только в доказывании, но и в следующих вопросах: высказывать свое мнение - на вопросы суда - о развитии процесса; заявлять воз-ражения на действия кого-либо из лиц, участвующих в деле, представителей, экспертов, переводчиков, а если необходимо, то и против действий председательствующего; сообщать суду об обстоятельствах имеющих значение для принятия решения о движении дела, могущих влечь приостановление или возобнов-ление, прекращение производства по делу, оставление заявле-ния без рассмотрения и об отмене такого определения; заявлять отводы; требовать занесения в протокол заявлений и обстоя-тельств, которые он считает существенными для дела; обращать внимание суда на обстоятельства, могущие стать предметом вынесения судом частного определения в (см. ст. 225 ГПК РСФСР); делать заявления о недопустимости доказательств и об исключении их из числа доказательств; принимать участие в осмотре вещественных и письменных доказательств; задавать, с разрешения суда, вопросы экспертам и свидетелям; заявлять ходатайства о проведении экспертиз, в т.ч. дополнительных и повторных; обращаться, в случае необходимости, с заявлением о восстановлении пропущенных процессуальных сроков (ст. 105 ГПК РСФСР), о взыскании вознаграждения за потерю времени (ст. 92 ГПК РСФСР), о распределении судебных расходов (ст. 93-95 ГПК РСФСР), об освобождении, отсрочке или рас-срочке уплаты судебных расходов и уменьшении их размеров (статьи 80, 81 ГПК РСФСР), о возврате государственной пош-лины (ст. 85 ГПК РСФСР). Бойков А.Д., Капинус Н.И. Адвокатура России: Учебное пособие. - М.: Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова. - 2000. С. 95.

С заявлениями и ходатайствами о приостановлении произ-водства по делу адвокат-представитель обращается в случаях: пребывания стороны в составе Вооруженных Сил на действи-тельной срочной военной службе или привлечения ее для выпол-нения какой-либо государственной обязанности; нахождения сто-роны в длительной служебной командировке; нахождения сторо-ны в лечебном учреждении или при наличии у нее заболевания, которое препятствует явке в суд и подтверждается справкой меди-цинского учреждения; розыска ответчика в случае неизвестности места его пребывания (ст. 112 ГПК РСФСР); назначения судом экспертизы, а также о возобновлении производства по делу после устранения обстоятельств, вызвавших его приостановление.

После объявления судебного решения адвокат-представитель вправе обратиться в суд, постановивший решение, со следую-щими заявлениями:

- о вынесении дополнительного решения, в случаях если: по какому-либо требованию, по которому лица, участвующие в деле, представляли доказательства и давали объяснение, не было вынесено решение; суд, разрешив вопрос о праве, не указал размера присуженной суммы, имущества, подлежащего передаче, или действий, которые обязан совершить ответчик; судом не разрешен вопрос о судебных расходах. Дополнитель-ное решение может быть обжаловано в кассационном порядке по общим правилам;

- о разъяснении решения суда без изменения его содержания. Разъяснение решения допускается, если оно еще не приведено в исполнение и не истек срок, в течение которого решение может быть принудительно исполнено;

- об исправлении допущенных в решении описок или явных арифметических ошибок;

- об отсрочке либо рассрочке исполнения решения, а также об изменении способа и порядка его исполнения;

- об обеспечении исполнения решения, не обращенного к немедленному исполнению;

- о пересмотре заочного решения (это право принадлежит адвокату-представителю стороны, не присутствовавшей в су-дебном заседании).

Адвокат-представитель, как и лица, участвующие в деле, вправе, ознакомившись с протоколом судебного заседания, в течение трех дней со дня его подписания подавать письменные замечания на него с указанием на допущенные неправильности и неполноту протокола.

Адвокат-представитель имеет право на принесение частных жалоб на определения суда по вопросам: о внесении в решение исправлений (ст. 204 ГПК РСФСР); об отказе в вынесении до-полнительного решения (ст. 205 ГПК РСФСР); о разъяснении решения суда (ст. 206 ГПК РСФСР); об отсрочке или рассрочке исполнения решения, а также об изменении способа и порядка его исполнения(ст. 207 ГПК РСФСР); о немедленном исполне-нии решения (ст. 211 ГПК РСФСР); об обеспечении иска (ст. 139 ГПК РСФСР); об оставлении без удовлетворения заявления о пересмотре заочного решения (гл. 16-1 ГПК РСФСР); о приостановлении производства по делу (ст. 217 ГПК РСФСР); об отказе в восстановлении пропущенного процессуального срока (ст. 105 ГПК РСФСР); связанным с судебными расходами (ст. 96 ГПК РСФСР); об отказе суда сложить штраф или умень-шить его размер (ст. 98 ГПК РСФСР).

После вступления решения в законную силу лица, участвую-щие в деле, в т.ч. и адвокат-представитель, не могут вновь заяв-лять в суде те же исковые требования, на том же основании, а также оспаривать в другом процессе установленные судом факты и правоотношения.

Пределами кассационной жалобы определяются пределы проверки законности и обоснованности решения суда первой инстанции в кассационном порядке.

Производство в суде кассационной инстанции построено на тех же основных началах, что и производство в суде первой инстанции, с теми лишь особенностями, которые вытекают из различия предмета судебного разбирательства, проверочного характера функций суда второй инстанции.

Лица, участвующие в деле, и их представители в суде второй инстанции пользуются широкими процессуальными правами. Они должны быть оповещены о дне разбирательства дела в суде второй инстанции, имеют право участвовать в судебном разбирательстве, знакомиться со всеми материалами, поступив-шими в суд второй инстанции, давать объяснения по делу, поддерживать жалобу, возражать против жалобы, а также пред-ставлять дополнительные материалы. Но их неявка не препят-ствует разбору жалобы.

Адвокат - представитель вправе представить объяснения на жалобу или протест с приложением документов, подтверждаю-щих эти объяснения. Если суд сочтет необходимым, он может обязать представить объяснения и приложенные к нему доку-менты с копиями по числу лиц, участвующих в деле.

Адвокат-представитель вправе отказаться от поданной жалобы. Однако для суда такой отказ не является обязательным. В случае если такое действие адвоката-представителя противоречит закону или нарушает права и охраняемые интересы других лиц, суд может, не приняв отказ от кассационной жалобы, рассмотреть дело в кассационном порядке.

Отказ адвоката-представителя истца от иска или мировое соглашение сторон, совершенные после подачи кассационной жалобы или протеста, должны быть представлены кассацион-ной инстанции в письменной форме. Принятие отказа касса-ционной инстанцией влечет отмену вынесенного решения и прекращение производства по делу.

В ходе разбирательства дела в суде второй инстанции, после доклада дела, суд выслушивает объяснения явившихся в судеб-ное заседание лиц, участвующих в деле, и представителей. Сначала выступает лицо, подавшее кассационную жалобу, и его представитель. В случае обжалования решения обеими сторонами первым выступает истец.

Вступившие в законную силу решения, определения и по-становления всех судов Российской Федерации могут быть пересмотрены в порядке судебного надзора по протестам лиц, имеющих право принесения протеста.

Жалоба с просьбой о принесении протеста адресуется соот-ветствующему должностному лицу (ст. 320 ГПК РСФСР), с указанием наименования лица, подавшего жалобу, ссылкой на судебный акт, который обжалуется, и суд, постановивший его, аргументацией несогласия с принятым решением, определени-ем или постановлением, вступившими в законную силу (ст. 330 ГПК РСФСР - неправильное применение или толкование норм материального права; существенное нарушение норм процессуального права, повлекшее вынесение незаконного решения, определения, постановления суда), просьбой, в случае необхо-димости, о приостановлении исполнения соответствующих ре-шений, определений и постановлений (ст. 323 ГПК РСФСР), перечнем прилагаемых к жалобе письменных материалов, в т.ч. копии обжалуемого решения, определения или постановления.

В случае принесения протеста суд извещает об этом лиц, участвующих в деле, и направляет им копии протеста. Ранее действовавший порядок, при котором суд по своему усмотрению решал вопрос о сообщении или несообщении лицам, участвую-щим в деле, о времени и месте рассмотрения дела и предостав-лял им возможность в любом; случае представить письменные объяснения на протест и дополнительные материалы. Постанов-лением Конституционного Суда РФ от 14 апреля 1999 г. № 6-П признан неконституционным; (см. приложение). Однако, так же как и ранее, неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, которые извещались о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела.

Решения, определения и постановления судов по граждан-ским делам, вступившие в законную силу, могут быть пересмо-трены также и по вновь открывшимся основаниям по заявлению лиц, участвующих в деле, или их представителей, которое направляется в суд, вынесший решение, определение или постановление. Срок подачи такого заявления установлен в течение трех месяцев со дня установления обстоятельств, служащих основанием пересмотра.

Статья 333 ГПК РСФСР к таким основаниям относит: суще-ственные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю; установленные вступившим в закон-ную силу приговором суда заведомо ложные показания свидетеля, заведомо ложное заключение эксперта, заведомо неправильный перевод, подложность документов либо вещественных доказа-тельств, повлекшие за собой постановление незаконного или необоснованного решения; установленные вступившим в закон-ную силу приговором суда преступные действия сторон, других лиц, участвующих в деле, либо их представителей или преступ-ные деяния судей, совершенные при рассмотрении данного дела; отмена решения, приговора, определения или постанов-ления суда либо постановления иного органа, послужившего основанием к вынесению данного решения, определения или постановления.

Перечень оснований к пересмотру дела по вновь открывшимся основаниям предопределяет действия адвоката-представителя, собирающего документы для возбуждения соответствующего производства в суде. Как и при рассмотрении дела в кассацион-ной и надзорной инстанции, заявитель и лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания, однако их неявка не является препятствием к рассмотрению заявления. Бойков А.Д., Капинус Н.И. Адвокатура России: Учебное пособие. - М.: Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова. - 2000. С. 99.

Правоотношения, возникающие в исполнительном произ-водстве, регулируются рядом правовых актов, важнейшим из которых является Федеральный Закон № 119-ФЗ «Об исполни-тельном производстве» от 21 июля 1997 г.

Сторонами исполнительного производства являются взыскатель и должник. Они могут лично участвовать в исполнитель-ном производстве или поручать ведение дела представителю, который, действуя по доверенности, имеет право совершать от имени представляемого всех действий, связанных с исполнитель-ным производством: знакомиться с материалами исполнитель-ного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных дей-ствий, давать устные и письменные объяснения в процессе исполнительных действий, высказывать свои доводы и сообра-жения по всем вопросам, возникающим в ходе исполнитель-ного производства, возражать против ходатайств, доводов и соображений других лиц, участвующих в исполнительном производстве, заявлять отводы. При наличии в доверенности специально оговоренных полномочий представитель также имеет право на совершение следующих действий: предъявлять и отзывать исполнительный документ; передавать полномочия другому лицу; обжаловать действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя; получать присужденное имущество (в том числе и деньги).

Возможные варианты конкретного выражения полномочий представителя следующие. 1. Обращаться с заявлением к судебному приставу-испол-нителю: 1.1) о принятии исполнительного документа (о возбуждении исполнительного производства); 1.2) об описи имущества должника и наложении ареста; 1.3) об отсрочке или о рассрочке исполнения, а также об изменении способа и порядка исполнения (при наличии обстоятельств, препятствующих совершению исполни-тельных действий); 1.4) об отложении исполнительных действий (право предста-вителя взыскателя); 1.5) об отложении взыскания (право представителя должника); 1.6) о возврате исполнительного документа (право предста-вителя взыскателя при неисполнении или частичном исполнении); 1.7) о розыске должника, имущества должника или розыске ребенка. 2. Обращаться с заявлением в суд или иной орган, выдав-ший исполнительный документ; 2.1) об отсрочке или о рассрочке исполнения, а также об изменении способа и порядка исполнения (при наличии обстоятельств, препятствующих совершению исполни-тельных действий); 2.2) о восстановлении пропущенного срока предъявления исполнительного листа или судебного приказа к испол-нению. 3. Обжаловать в соответствующий суд: 3.1) постановление судебного пристава-исполнителя о воз-буждении исполнительного производства; 3.2) действия судебного пристава-исполнителя, возвратив-шего исполнительный документ; 3.3) постановление судебного пристава-исполнителя об отло-жении исполнительных действий; 3.4) постановление судебного пристава-исполнителя об отказе в розыске должника или его имущества и о взыскании расходов по розыску; 3.5) определение суда о приостановлении или прекращении искового производства (в кассационном порядке).

2.2 Адвокат в судопроизводстве по делам об административных правонарушениях.

Кодекс об административных правонарушениях - основной федеральный акт, устанавливающий административную ответ-ственность в Российской Федерации. По содержанию он является сочетанием материального административного права с процес-суальными правилами их применения.

Систематическое внесение в особенную часть Кодекса много-численных изменений и дополнений, вхождение в систему законо-дательства об административных правонарушениях иных законо-дательных актов Российской Федерации и ее субъектов, изданных в пределах их компетенции, значительно осложняют положение граждан при производстве по делам об административных пра-вонарушениях.

Дела об административных правонарушениях в настоящее время рассматриваются различными органами, число которых достигает более 40 (о подведомственности дел об администра-тивных правонарушениях см. гл. 16 КоАП РСФСР). Изменение структуры местной власти вносит в этот перечень коррективы, однако при этом остается весьма значительное место для деятель-ности судов и органов внутренних дел. Их соответствующие полномочия определены в статьях 202,202-1,203 КоАП РСФСР. А.П. Шергин. Административная юрисдикция. - М., 1989. С. 44.

В статьях КоАП РСФСР, предусматривающих полномочия того или иного органа по рассмотрению дел об административ-ных правонарушениях, детализируются вопросы: за какие правонарушения и кто конкретно из должностных лиц вправе налагать административные взыскания.

Судьи районных (городских) судов рассматривают те дела, которые представляют наибольшую опасность и требуют соблю-дения широкого круга процессуальных гарантий законности и справедливости. Их перечень содержится в ст. 202 КоАП РСФСР, и он постоянно пополняется. Сюда относятся в частности, правона-рушения, связанные: с реализацией норм избирательного права (ст. 40-1 - 40-24); с незаконным приобретением или хранением наркотических средств в небольших размерах (ст. 44); с само-вольной добычей янтаря (ст. 46-1); с мелкими хищениями (ст. 49, 49-1); с повреждением транспортных средств общего пользования (ст. 104-1); с изготовлением и использованием радиопередающих устройств без разрешения (ст. 137); с наруше-нием правил торговли (статьи 146,146-3 - 146-6,150, 150-2, 151); I с посягательствами на установленный порядок управления и др.

Административным взысканиям посвящена гл. 3 КоАП РСФСР. Виды административных взысканий следующие: предупреждение; штраф; возмездное изъятие предмета, являющегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного данному гражданину; исправительные, работы; административный арест; административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

Порядок производства по делам об административных право-нарушениях в органах (должностными лицами), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, регламентируется: Кодексом РСФСР об административных правонарушениях; иными законодательными и правительственными актами Российской Федерации; законодательством субъектов Российской Федерации, при-нятым в пределах их компетенции (см. статьи 71,72 и 76 Консти-туции РФ о разграничении предмета ведения между Российской Федерацией и ее субъектами; Основами законодательства Союза ССР и союзных респуб-лик об административных правонарушениях, если они регули-руют вопросы, не урегулированные законодательством России. При этом следует учитывать, что согласно ст. 2 заключительных и переходных положений Конституции РФ, Основы не применя-ются если они противоречат Конституции Российской Федерации. Важное значение в правоприменительной практике имеют Определения и Постановления Конституционного Суда РФ.

Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению при наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 227 КоАП РСФСР. К ним относятся: отсутствие события или состава административного право-нарушения; недостижение лицом на момент совершения администра-тивного правонарушения шестнадцатилетнего возраста; невменяемость лица, совершившего противоправное дей-ствие либо бездействие; действие лица в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны; издание акта амнистии, если он устраняет применение административного взыскания; отмена акта, устанавливающего административную ответ-ственность; истечение к моменту рассмотрения дела об администра-тивном правонарушении сроков, предусмотренных ст. 38 КоАП РСФСР; наличие по тому же факту в отношении лица, привлекае-мого к административной ответственности, постановления компетентного органа (должностного лица) о наложении адми-нистративного взыскания либо неотмененного решения товари-щеского суда, если материалы были переданы в товарищеский суд органом (должностным лицом), имеющим право налагать административное взыскание по данному делу, либо неотменен-ного постановления о прекращении дела об административном правонарушении, а также наличие по данному факту уголовного дела; смерть лица, в отношении которого было начато производ-ство по делу. Комментарий к Кодексу РСФСР об административных правонаруше-ниях / Под ред. И.И. Веремеенко, Н.Г. Салищевой. Постановления и Определения Конституционного Суда РФ. С. 72.

Доказательствами по делу об административном правонару-шении являются любые фактические данные, на основе которых в определенном законом порядке органы (должностные лица) устанавливают наличие или отсутствие административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Эти данные устанавливаются следующими средствами: про-токолом об административном правонарушении, объяснениями Лица, привлекаемого к административной ответственности, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением эксперта, показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами, протоколом об изъятии вещей и документов, а также иными документами.

Не могут быть признаны и использованы доказательства, полученные с нарушением федерального закона. Это правило сформулировано в ч. 2 ст. 50 Конституции РФ и относится не только к уголовному судопроизводству, но и к производству по делам об административных правонарушениях.

О совершении административного правонарушения состав-ляется протокол (постановление) уполномоченным на то лицом, который направляется органу (должностному лицу), уполномо-ченному рассматривать дело об административном правонару-шении. Требования к содержанию протокола (постановления) изложены в ст. 235 КоАП РСФСР.

Административное взыскание может быть наложено не позд-нее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - двух месяцев со дня его обнаруже-ния (ст. 38 КоАП РСФСР).

Однако следует учитывать, что закон не распространил ука-занные положения о сроках на случаи применения конфискации предметов контрабанды, производимой на основе Таможенного кодекса Российской Федерации.

Однако возможность и правомочность применения данных мер принуждения ставится в зависимость от следующих обсто-ятельств: 1) наличия прямого указания такой возможности в федераль-ном законодательном акте; 2) необходимости как минимум одного из следующих действий: пресечения административного правонарушения, когда исчерпаны другие меры воздействия; установления личности; составления протокола об административном правона-рушении при невозможности составления его на месте, если составление протокола является обязательным; обеспечение своевременного и правильного рассмотре-ния дел и исполнения постановлений по делам об адми-нистративных правонарушениях. Кроме того, закон (ст. 238 КоАП РСФСР) предусматривает возможность доставления нарушителя (орудий совершения правонарушения) в целях обеспечения возможности составления протокола об административном правонарушении при невозможности составить ее на месте, установления личности и пр.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, адвокатом, представляющим его интересы, а также потерпевшим или его представителем.

Жалоба на постановление по делу об административном пра-вонарушении может быть подана в течение десяти дней со дня вынесения постановления (ст. 266 КоАП РСФСР). В случае про-пуска указанного срока по уважительным причинам этот срок по заявлению лица, в отношении которого вынесено постанов-ление, может быть восстановлен органом (должностным лицом), правомочным рассматривать жалобу. Органы, которым может быть адресована жалоба, определя-ются в зависимости от того, кем вынесено постановление, и перечислены в ст. 267 КоАП РСФСР. Постановление районного (городского) суда или судьи о наложении административного взыскания является окончатель-ным и обжалованию в порядке производства по делам об адми-нистративных правонарушениях не подлежит, за исключением случаев, прямо оговоренных в федеральных нормативных актах. Для протеста прокурора таких ограничений не предусмотрено. Должностные лица, управомоченные на пересмотр постановле-ния судьи либо начальника органа внутренних дел по протесту прокурора, перечислены в ст. 274 КоАП РСФСР. По общему правилу жалоба подается в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) и приносится через орган (должностное лицо), вынесший постановление по делу об адми-нистративном правонарушении (ст. 267 КоАП РСФСР) или в районный (городской) суд по месту жительства заявителя.

Жалобы на действия административных органов или долж-ностных лиц в судах рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 236-239 ГПК РСФСР. Подача жалобы приостанав-ливает исполнение постановления о наложении администра-тивного взыскания до рассмотрения жалобы, за исключением постановлений о применении мер взыскания в виде предупреж-дения, административного ареста (статьи 26 и 32 КоАП РСФСР), а также в случаях наложения штрафа, взимаемого на месте совершения административного правонарушения (см. ст. 270 КоАП РСФСР, ст. 237 ГПК РСФСР). Чувилев А.А., Чувилев Ан.А. Правоохранительные органы: Учебное пособие. - М.: Юриспруденция, 2000. С. 157.

Постановление по делу об административном правонаруше-нии может быть опротестовано прокурором. Принесение протеста также приостанавливает исполнение постановления до рассмотрения протеста (статьи 269, 270 КоАП РСФСР). Рассматривая жалобу или протест прокурора на постановле-ние по делу об административном правонарушении, орган (должностное лицо) проверяет законность и обоснованность вынесенного постановления и принимает одно из следующих решений: оставляет постановление без изменения, а жалобу или про-тест без удовлетворения; отменяет постановление и направляет дело на новое рас-смотрение; отменяет постановление и прекращает дело; изменяет меру взыскания в пределах, предусмотренных нор-мативным актом об ответственности за административное пра-вонарушение, с тем, однако, чтобы взыскание не было усилено. Копия решения по жалобе или протесту прокурора на по-становление по делу об административном правонарушении в течение трех дней высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, потерпевшему - по его просьбе. О результатах рас-смотрения протеста сообщается прокурору.

Решение по жалобе на постановление по делу об админист-ративном правонарушении также может быть опротестовано прокурором. Протест вносится в вышестоящий орган (должно-стному лицу) по отношении к органу (должностному лицу), принявшему решение по жалобе (ст. 275 КоАП РСФСР).

Для оказания юридической помощи лицу, привлекаемому к административной ответственности, в рассмотрении дела об административном правонарушении может участвовать адвокат (ст. 250 КоАП РСФСР), который вправе: знакомиться со всеми материалами дела; заявлять ходатайства; по поручению лица, пригласившего его, приносить от его имени жалобы на поста-новления по делу. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выдаваемым юридической консультацией. Адвокатами, при производстве по делам об административ-ных правонарушениях, может также оказываться юридическая помощь и потерпевшему.

В административном производстве (и административном судопроизводстве как составной его части) обеспечивается прокурорский надзор за законностью действий и решений должностных лиц. Отстаивая права лиц, привлекаемых к административной ответственности, адвокат во многих случаях может прибегать к помощи прокурора.

Учитывая, что административное производство осуществ-ляется широким кругом органов и должностных лиц, не все-гда имеющих необходимую юридическую подготовку, права и полномочия прокурора в этом процессе значительно шире, чем в гражданском, арбитражном и даже уголовном судопро-изводстве.

Прокурор вправе: «возбудить производство об администра-тивном правонарушении; знакомиться с материалами дела; проверять законность действий органов (должностных лиц) при производстве по делу; участвовать в рассмотрении дела, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела; проверять правильность применения соответствующими органами (должностными лицами) мер воз-действия за административные правонарушения; опротестовывать постановление и решение по жалобе по делу об административ-ном правонарушении; приостанавливать исполнение постанов-ления, а также совершать другие предусмотренные законом действия (ст. 230 КоАП РСФСР).

Административное судопроизводство является лишь частью административного процесса. Но оно имеет явную тенденцию расширения в связи с декриминализацией отдельных составов преступлений и перевода их в разряд административных право-нарушений. В перспективе с завершением реформы судебной системы не исключена передача большей части административ-ных дел в подведомственность мировым судьям.

2.3 Адвокат в уголовном судопроизводстве

Деятельность адвоката в уголовном судопроизводстве в основном связана с осуществлением функции защиты обвиняемых (подозреваемых, подсудимых). Его профессиональный опыт и правовые знания позволяют оказать подзащитным наиболее квалифицированную помощь.

Защитник - это лицо, которое в установленном законом порядке допущено к участию в деле для защиты прав и законных интересов подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, а также осужденного или оправданного и для оказания им юридической помощи. Защитник допускается к участию в деле с момента предъявления обвинения, а в случае задержания подозреваемого или применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу до предъявления обвинения - с момента объявления ему протокола задержания или постановления об избрании этой меры пресечения. Чувилев А.А., Чувилев Ан.А. Правоохранительные органы: Учебное пособие. - М.: Юриспруденция, 2000. С. 176.

Одно и то же лицо не может быть защитником двух обвиняемых, между интересами которых имеются противоречия. При отсутствии таких противоречий один защитник вправе защищать нескольких подсудимых; одного подсудимого могут защищать несколько защитников. Защитник приглашается обвиняемым (подозреваемым), его близкими, законным представителем либо другими лицами по поручению или с согласия обвиняемого (подозреваемого). Если обвиняемый или подозреваемый сам не избрал себе защитника, но ходатайствует об его участии в деле, такое участие должно быть обеспечено лицом, ведущим расследование, прокурором, судом через юридическую консультацию.

В ряде случаев закон предусматривает обязательное участие в деле защитника. Это обусловлено трудностями или невозможностью личного осуществления защиты самим обвиняемым, либо необходимостью обеспечить равенство сторон и состязательность процесса, всесторонность, полноту и объективность исследования обстоятельств дела и другими причинами.

Закон устанавливает следующие случаи обязательного участия защитника: по делам несовершеннолетних; немых, глухих, слепых и других лиц, которые в силу физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свое право на защиту; лиц, не владеющих языком, на котором ведется судопроизводство. По этим делам защитник вступает в процесс либо с момента задержания или применения к подозреваемому меры пресечения в виде ареста, либо с момента предъявления обвинения. По делам лиц, обвиняемых в совершении преступлений, за которые в качестве меры наказания может быть назначена смертная казнь, защитник участвует с момента предъявления обвинения (ст. 49 УПК).

По указанным выше категориям дел участие защитника обязательно и в стадии судебного разбирательства.

По делам, которые могут быть рассмотрены судом присяжных заседателей, защитник должен принять участие в деле с момента объявления об окончании предварительного следствия и предъявления ему для ознакомления материалов дела, затем - на предварительном слушании дела судьей и при рассмотрении дела судом присяжных (ст. 426 УПК).

Обязательно участие защитника по делам лиц, совершивших общественно опасное деяние в состоянии невменяемости, а также заболевших душевной болезнью после совершения преступления - с момента установления факта душевного заболевания (ст. 405 УПК).

В судебном разбирательстве, кроме того, обязательно участие защитника: если в деле участвует государственный или общественный обвинитель; по делам лиц, между интересами которых имеются противоречия и если хотя бы один из них имеет защитника (ст. 49 УПК). Во всех этих случаях органы и лица, осуществляющие уголовно-процессуальную деятельность, обязаны обеспечить участие в деле защитника, если он не был приглашен самим обвиняемым или по его поручению другими лицами.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты