1. Понятие и значение квалифицированной юридической помощи. Сущность и задачи адвокатуры. Принципы организации и деятельности адвокатуры
Адвокатура в Республике Казахстан призвана содействовать реализации гарантированного государством и закрепленного Конституцией Республики Казахстан права человека на судебную защиту своих прав, свобод и получение квалифицированной юридической помощи.
Адвокатура организует деятельность адвокатов по защите по уголовным делам, представительству по гражданским, административным, уголовным и другим делам, а также по оказанию иных видов юридической помощи в целях защиты и содействия в реализации прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов юридических лиц.
Юридическая помощь, оказываемая адвокатами в рамках осуществляемой ими адвокатской деятельности, не является предпринимательской деятельностью.
1. Законодательство об адвокатской деятельности состоит из настоящего Закона и иного законодательства, регулирующего адвокатскую деятельность.
2. Процессуальные права и обязанности адвокатов при осуществлении ими защиты и представительства по делам физических и юридических лиц устанавливаются законодательными актами Республики Казахстан.
Организация и деятельность адвокатуры основываются на принципах:
1) независимости адвокатов при осуществлении своей деятельности;
2) осуществления адвокатской деятельности методами и средствами, не запрещенными законодательством;
3) недопустимости вмешательства в деятельность адвокатов со стороны прокуратуры, судов, органов дознания и предварительного следствия, других государственных органов, иных организаций и должностных лиц, за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательными актами;
4) соблюдения норм профессионального поведения и сохранения адвокатской тайны.
1. Адвокаты, оказывая юридическую помощь:
1) дают консультации, разъяснения, советы и письменные заключения по вопросам, разрешение которых требует профессиональных юридических знаний;
2) составляют исковые заявления, жалобы и другие документы правового характера;
3) осуществляют представительство и защиту физических и юридических лиц в органах дознания, предварительного следствия, судах, в государственных и иных органах, организациях и в отношениях с гражданами.
2. Адвокаты оказывают иную юридическую помощь, не запрещенную законодательством.
3. Лицо, обратившееся за помощью, свободно в выборе адвоката, за исключением случаев, когда адвокат назначается ему для оказания юридической помощи бесплатно (статья 6 настоящего Закона), а также в качестве защитника по уголовным делам, по которым его участие обязательно, если подзащитный не выбрал или не мог выбрать себе адвоката.
4. Профессиональная защита по уголовным делам осуществляется только адвокатами.
1. Размер оплаты юридической помощи, оказываемой адвокатами, и возмещения расходов, связанных с защитой и представительством, устанавливается письменным соглашением адвоката с лицом, обратившимся за помощью.
Заключение соглашения осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
2. В случаях, предусмотренных законодательством, оплата юридической помощи, оказываемой адвокатом, командировочных, транспортных и других его расходов производится по постановлениям органов дознания, предварительного следствия и определениям судов из средств республиканского бюджета.
3. Размер и порядок оплаты юридической помощи, оказываемой адвокатом, и возмещения расходов, связанных с защитой и представительством, в случаях, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, устанавливаются Правительством Республики Казахстан.
1. Адвокаты оказывают юридическую помощь бесплатно для доверителей по их просьбе:
1) истцам в судах первой инстанции при ведении дел о взыскании алиментов, о возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с работой;
2) участникам. Отечественной войны и лицам, приравненным к ним, военнослужащим срочной службы, инвалидам I и II групп, пенсионерам по возрасту при даче консультаций, если они не связаны с вопросами предпринимательской деятельности;
3) гражданам при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий;
4) гражданам при даче консультаций по вопросам реабилитации.
2. Порядок оказания адвокатами бесплатной юридической помощи определяется уставом коллегии адвокатов.
3. Граждане с учетом их материального положения могут быть освобождены от оплаты юридической помощи президиумом коллегии адвокатов, заведующим юридической консультацией, владельцем (владельцами) адвокатской конторы и адвокатом, осуществляющим свою деятельность индивидуально без регистрации юридического лица.
4. Оплата юридической помощи, оказываемой адвокатами в случаях, предусмотренных настоящей статьей, производится за счет средств, соответственно, коллегии адвокатов, адвокатской конторы.
Адвокат вправе осуществлять свою деятельность через юридическую консультацию либо учредить самостоятельно или совместно с другими адвокатами адвокатскую контору, а также индивидуально без регистрации юридического лица.
Адвокат должен быть членом коллегии адвокатов, созданной и действующей на территории соответствующей административно-территориальной единицы.
1. Коллегия адвокатов создается лицами, имеющими право на занятие адвокатской деятельностью.
2. Коллегия адвокатов является некоммерческой, независимой, профессиональной, самоуправляемой и самофинансируемой организацией адвокатов, создаваемой для оказания квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам, для выражения и защиты прав и законных интересов адвокатов, выполнения иных функций, установленных настоящим Законом.
3. На территории области, города республиканского значения, столицы может быть образована и действовать одна коллегия адвокатов, которая не вправе создавать свои структурные подразделения (филиалы и представительства) на территории другой области, города республиканского значения, столицы.
При отсутствии на территории области, города республиканского значения, столицы коллегии адвокатов она образуется по инициативе не менее чем десяти учредителей, соответствующих требованиям статьи 7 настоящего Закона.
Специальное разрешение государственных органов на создание коллегии адвокатов не требуется.
Наименование коллегии адвокатов должно включать в себя название административно-территориальной единицы, на территории которой она создана.
4. Основными задачами коллегии адвокатов являются:
1) содействие, профессиональная помощь и защита членов коллегии при осуществлении ими адвокатской деятельности;
2) материально-техническое и справочно-информационное обеспечение деятельности членов коллегии;
3) организация профессионального контроля за осуществлением адвокатской деятельности;
4) организация оказания бесплатной юридической помощи (статья 6 настоящего Закона) и защиты по назначению органов предварительного следствия и суда.
1. Устав коллегии адвокатов должен предусматривать:
1) наименование, предмет и цели деятельности коллегии адвокатов;
2) права и обязанности членов коллегии адвокатов;
3) порядок приема в члены коллегии адвокатов, приостановления и прекращения членства;
4) структуру коллегии адвокатов, порядок формирования и компетенцию ее органов;
5) порядок создания и деятельности юридических консультаций;
6) источники образования имущества и порядок распоряжения им;
7) порядок уплаты членских взносов;
8) порядок оказания адвокатами бесплатной юридической помощи и порядок распределения между адвокатами юридической помощи по назначению суда, органов дознания и предварительного следствия;
9) порядок проведения аттестации адвокатов;
10) дисциплинарную ответственность членов коллегии адвокатов и стажеров адвокатов и порядок привлечения к ней;
11) порядок возбуждения ходатайства об отзыве лицензии адвоката;
12) порядок реорганизации и ликвидации коллегии адвокатов;
13) судьбу имущества при ликвидации коллегии адвокатов.
2. Устав коллегии адвокатов может содержать также иные положения, не противоречащие законодательству.
1. Высшим органом коллегии адвокатов является общее собрание (конференция) членов коллегии: ее исполнительным органом - президиум; контрольным органом - ревизионная комиссия.
2. В случаях, предусмотренных Уставом, в коллегии адвокатов могут быть созданы другие органы, действующие на основании положений, принимаемых общим собранием (конференцией) членов коллегии адвокатов.
1. Общее собрание (конференция) вправе решать любые вопросы деятельности коллегии адвокатов.
2. К исключительной компетенции общего собрания (конференции) относятся:
1) принятие Устава коллегии адвокатов и решений о внесении изменений в Устав;
2) избрание президиума, председателя президиума, ревизионной комиссии, председателя ревизионной комиссии;
3) избрание других предусмотренных Уставом органов и их руководителей, утверждение положений об этих органах;
4) заслушивание и утверждение отчетов о деятельности органов коллегии адвокатов, руководителей и работников коллегии адвокатов;
5) установление порядка распоряжения имуществом коллегии адвокатов;
7) рассмотрение жалоб адвокатов на решения органов, руководителей и работников коллегии адвокатов;
8) досрочный отзыв руководителей и работников коллегии адвокатов.
3. Общее собрание (конференция) правомочно принимать решения при наличии двух третей от общего числа членов коллегии адвокатов или, соответственно, состава избранных делегатов конференции.
4. Общее собрание (конференция) созывается не реже одного раза в год президиумом коллегии адвокатов.
2. В январе 1999 года группа учредителей из 10 юристов, имеющих лицензию на право занятия адвокатской деятельностью, обратилась в местный орган юстиции с заявлением о регистрации альтернативной коллегии адвокатов. Управление юстиции отказало в этом, мотивируя тем, что создание такой организации адвокатов противоречит ч. 3. ст.20 Закона РК от 5 декабря 1997 г. «Об адвокатской деятельности». Не согласившись с данным решением, один из юристов обратился в суд с иском к органу юстиции о неправомерности отказа в регистрации, обосновывая свои требования тем, что в ст. 23 Конституции РК закрепляется, что «граждане Республики Казахстан имеют право на свободу объединений», а Закон РК от 31 мая 1996 г. «Об общественных объединениях» прямо предусматривает право на свободу объединений представляет как одно из важнейших конституционных прав человека и гражданина.
Решением суда иск был удовлетворен, но затем по кассационной жалобе представителя действующий коллегии адвокатов данное решение было отменено. Впоследствии дело неоднократно рассматривалось различными судебными инстанциями.
1. Правомерны ли действия учредителей альтернативной коллегии?
2. Имеют ли право учредители обжаловать решение местного органа юстиции? Если имеют, то в каком органе?
3. Какой государственный орган должен принять окончательное решение по данному делу?
1) Я считаю правомерными действия учредителей альтернативной коллегий так как по законодательству Республики Казахстан об адвокатуре каждый адвокат может заниматься своей профессиональной деятельностью только при условии, что он является членом соответствующей коллегии адвокатов - некоммерческой, независимой, профессиональной организации, которая действует на основе принципов самоуправления и самофинансирования, а образуется для оказания квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам; выражения и защиты прав и законных интересов адвокатов; выполнение функций, установленных Законом. Если коллегия адвокатов является органом адвокатского самоуправления, то организационными формами, в которых происходит непосредственное адвокатская деятельность, является юридическая консультация, основанная соответствующей коллегией адвокатов, и адвокатская контора, учредителями которого могут быть как один, так и несколько адвокатов. Закон позволяет заниматься адвокатской деятельностью также в индивидуальном порядке без создания юридического лица.
Коллегии адвокатов образуются по инициативе не менее десяти учредителей, отвечающих требованиям. Учредители не должны получать от государственных органов специального разрешения на создание коллегии.
2) Орган, регистрирующий общественные объединения, в месячный срок обязан рассмотреть заявление общественного объединения о его регистрации и принять решение: зарегистрировать общественное объединение и выдать учредителям свидетельство о его государственной регистрации либо отказать в государственной регистрации общественного объединения и выдать учредителям письменный мотивированный отказ, который может быть обжалован в судебном порядке.
3) Отказ в государственной регистрации общественного объединения не является препятствием для повторной подачи документов на государственную регистрацию при условии устранения оснований, вызвавших отказ.
Рассмотрение повторного обращения в орган, регистрирующий общественные объединения, и вынесение по этому обращению решения производятся в судебном порядке, предусмотренном настоящим законом.