Рефераты

Юрисдикционные полномочия сотрудников уголовно-исполнительной системы

p align="left">эксплуатацию, техническое обслуживание и охрану имущества уголовно-исполнительной системы, а также необходимые меры по его сохранению и рациональному использованию;

меры по организации рассмотрения предложений, заявлений и жалоб осужденных и лиц, содержащихся под стражей;

организацию бухгалтерского и статистического учета в уголовно-исполнительной системе, контроль за целесообразностью проводимых финансовых и хозяйственных операций и их соответствием законодательству Российской Федерации, организацию экономного и эффективного расходования бюджетных средств;

договорную и претензионную работу;

3) принимает участие:

в подготовке материалов, необходимых для рассмотрения ходатайств осужденных о помиловании;

в разработке и проведении юридической экспертизы проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, касающихся деятельности уголовно-исполнительной системы, по поручению Минюста России;

в разработке федеральных программ развития и укрепления уголовно-исполнительной системы;

в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в разработке специальной техники, специальных средств, используемых в уголовно-исполнительной системе, а также осуществляет их закупку, хранение, ремонт и списание; Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (официальный текст в последней редакции). Постатейный научно-практический комментарий под общей редакцией д.ю.н., профессора А.С. Михлина и д.ю.н., профессора В.И. Селиверстова. - М.: Агентство (ЗАО) «Библиотечка «Российской газеты», 2004. - С. 88.

4) организует:

общее и начальное профессиональное образование и профессиональное обучение, а также заочное и дистанционное обучение осужденных в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования;

выполнение размещенных на предприятиях и собственном производстве учреждений, исполняющих наказания, заказов на поставки продукции, товаров для государственных нужд;

взаимодействие территориальных органов ФСИН России с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, правоохранительными органами, а также с общественными и религиозными объединениями;

осуществляемую учреждениями уголовно-исполнительной системы оперативно-разыскную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации;

проведение с осужденными и лицами, содержащимися под стражей, воспитательной работы, направленной на их исправление;

взаимодействие со средствами массовой информации и редакционно-издательскую деятельность в целях выполнения задач, возложенных на уголовно-исполнительную систему;

кадровое обеспечение центрального аппарата ФСИН России, ее территориальных органов, учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов, профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку кадров;

работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, связанных с деятельностью ФСИН России, а также делопроизводство в соответствии с законодательством Российской Федерации;

подготовку материалов для докладов Министра юстиции Российской Федерации Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации о состоянии работы по исполнению уголовных наказаний, обеспечению условий содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, а также по соблюдению законности и прав человека в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах;

исполнение актов об амнистии и помиловании;

5) создает, реорганизует и ликвидирует предприятия учреждений, исполняющих наказания, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

6) осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций;

7) осуществляет функции государственного заказчика по капитальному строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов уголовно-исполнительной системы, а также по жилищному строительству;

8) запрашивает и получает в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

9) организует прием граждан, обеспечивает своевременное и в полном объеме рассмотрение их устных и письменных обращений по вопросам, касающимся деятельности уголовно-исполнительной системы, принятие по ним соответствующих решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;

10) осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (официальный текст в последней редакции). Постатейный научно-практический комментарий под общей редакцией д.ю.н., профессора А.С. Михлина и д.ю.н., профессора В.И. Селиверстова. - М.: Агентство (ЗАО) «Библиотечка «Российской газеты», 2004. - С. 89.

ФСИН России не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации.

ФСИН России возглавляет директор Федеральной службы исполнения наказаний (далее - директор), назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.

Директор несет персональную ответственность за осуществление возложенных на ФСИН России полномочий.

Директор имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом Российской Федерации.

Количество заместителей директора устанавливается Президентом Российской Федерации.

Назначение на должности высшего начальствующего состава сотрудников уголовно-исполнительной системы и освобождение от указанных должностей осуществляется Президентом Российской Федерации по представлению Министра юстиции Российской Федерации, если иное не установлено федеральным законом.

Директор:

1) осуществляет на основе единоначалия руководство деятельностью ФСИН России;

2) распределяет обязанности между своими заместителями, устанавливает полномочия других должностных лиц ФСИН России по решению ими оперативных, организационно-штатных, кадровых, финансовых, производственно-хозяйственных и иных вопросов, относящихся к компетенции ФСИН России;

3) вносит Министру юстиции Российской Федерации:

проект положения о ФСИН России;

предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников центрального аппарата ФСИН России и ее территориальных органов;

ежегодный план и основные показатели деятельности ФСИН России, а также отчет об исполнении плана;

предложения по формированию проекта федерального бюджета в части, касающейся финансирования уголовно-исполнительной системы;

предложения о заключении международных договоров Российской Федерации и соглашений в установленной сфере деятельности;

предложения по структуре и штатной численности центрального аппарата ФСИН России для последующего представления Президенту Российской Федерации;

предложения о создании, реорганизации и ликвидации учреждений, исполняющих наказания, для представления в Правительство Российской Федерации;

предложения о создании, реорганизации и ликвидации следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, в том числе подчиненных непосредственно ФСИН России;

предложения о включении в уголовно-исполнительную систему или исключении из нее предприятий и учреждений, созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, для последующего представления в Правительство Российской Федерации;

предложения по изменению вида режима и лимита наполнения учреждений, исполняющих наказания;

предложения о создании изолированных участков с различными видами режима в учреждениях, исполняющих наказания;

предложения о создании помещений, функционирующих в режиме следственного изолятора, в учреждениях, исполняющих наказания;

предложения о принятии на вооружение уголовно-исполнительной системы образцов специальной техники и специальных средств для последующего представления в Правительство Российской Федерации;

проекты нормативных правовых актов и предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции ФСИН России;

проект перечня должностей высшего начальствующего состава сотрудников уголовно-исполнительной системы и соответствующих этим должностям специальных званий для последующего представления Президенту Российской Федерации;

предложения по установлению в соответствии с законодательством Российской Федерации перечня должностей, замещаемых лицами младшего, среднего и старшего начальствующего состава ФСИН России, и соответствующих этим должностям специальных званий;

предложения о назначении на должность и освобождении от должности заместителей директора и руководителей территориальных органов ФСИН России;

представления о присвоении сотрудникам ФСИН России первых специальных званий среднего и старшего начальствующего состава, специальных званий среднего и старшего начальствующего состава досрочно или на ступень выше предусмотренного по занимаемой должности, специального звания полковника внутренней службы, а также представления о присвоении специальных званий высшего начальствующего состава сотрудникам ФСИН России;

предложения о представлении к награждению государственными наградами Российской Федерации работников уголовно-исполнительной системы, а также лиц, оказывающих содействие уголовно-исполнительной системе в решении возложенных на нее задач; Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (официальный текст в последней редакции). Постатейный научно-практический комментарий под общей редакцией д.ю.н., профессора А.С. Михлина и д.ю.н., профессора В.И. Селиверстова. - М.: Агентство (ЗАО) «Библиотечка «Российской газеты», 2004. - С. 92.

4) утверждает:

штатное расписание центрального аппарата ФСИН России в пределах установленных Президентом Российской Федерации численности и фонда оплаты труда работников центрального аппарата ФСИН России;

структуру и штатное расписание территориальных органов ФСИН России;

смету расходов на содержание работников ФСИН России в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;

положения о структурных подразделениях ФСИН России, ее территориальных органах;

положения об экспертных, консультативных и совещательных органах и составы этих органов;

планы проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и организует контроль за внедрением их результатов;

состав центральной аттестационной комиссии;

правила внутреннего распорядка;

5) принимает решения:

о создании, реорганизации и ликвидации территориальных органов ФСИН России в соответствии с законодательством Российской Федерации;

об учреждении, реорганизации и ликвидации предприятий учреждений, исполняющих наказания;

6) организует, реорганизует и ликвидирует в соответствии с законодательством Российской Федерации органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны, по согласованию с Государственной противопожарной службой МЧС России утверждает положения о них;

7) издает в пределах своей компетенции индивидуальные правовые акты, а также организует проверку их исполнения;

8) отменяет противоречащие законодательству Российской Федерации акты, изданные руководителями учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, если иной порядок не установлен законодательством Российской Федерации;

9) проводит в установленном законодательством Российской Федерации порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд уголовно-исполнительной системы;

10) принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации решения о приеме на службу (работу) в уголовно-исполнительную систему, увольнении со службы (работы), приостановлении службы (работы) работников уголовно-исполнительной системы;

11) назначает на должность и освобождает от должности работников уголовно-исполнительной системы, за исключением лиц, назначение на должность и освобождение от должности которых осуществляется Президентом Российской Федерации или Министром юстиции Российской Федерации;

12) определяет перечень (номенклатуру) должностей в уголовно-исполнительной системе, назначение на которые и освобождение от которых осуществляется руководителями территориальных органов ФСИН России, и полномочия этих руководителей по присвоению сотрудникам ФСИН России специальных званий до подполковника внутренней службы включительно;

13) присваивает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, сотрудникам ФСИН России специальные звания до подполковника внутренней службы включительно;

14) решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе и трудовым законодательством Российской Федерации вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы и осуществлением трудовой деятельности в ФСИН России;

15) решает в пределах своей компетенции и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, вопросы о присвоении федеральным государственным гражданским служащим ФСИН России классных чинов;

16) учреждает ведомственные награды, имеет наградной и подарочный фонды, в том числе фонды огнестрельного и холодного оружия, для награждения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, работников уголовно-исполнительной системы, а также лиц, оказывающих содействие уголовно-исполнительной системе в решении возложенных на нее задач;

17) устанавливает работникам уголовно-исполнительной системы в соответствии с законодательством Российской Федерации надбавки, вознаграждения и другие дополнительные выплаты в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета на содержание ФСИН России;

18) учреждает по согласованию с Минюстом России именные стипендии, определяет порядок их присуждения курсантам и слушателям образовательных учреждений профессионального образования ФСИН России и образовательных учреждений среднего (полного) общего образования с дополнительными образовательными программами, имеющими целью специальную подготовку несовершеннолетних граждан, а также учреждает премии в области литературы и искусства за произведения, пропагандирующие деятельность уголовно-исполнительной системы;

19) решает вопросы поощрения работников уголовно-исполнительной системы и применения к ним мер дисциплинарного взыскания;

20) заключает в соответствии с законодательством Российской Федерации контракты о продлении срока службы с отдельными работниками уголовно-исполнительной системы, достигшими предельного возраста пребывания на службе, за исключением лиц, замещающих должности высшего начальствующего состава;

21) решает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, вопросы, связанные с командированием работников уголовно-исполнительной системы в пределах Российской Федерации, а также за рубеж;

22) распоряжается в соответствии с законодательством Российской Федерации финансовыми средствами, выделяемыми из федерального бюджета на содержание уголовно-исполнительной системы;

23) определяет нормы и порядок расходования финансовых средств на проведение мероприятий, связанных с осуществлением оперативно-разыскной деятельности;

24) осуществляет прием граждан, рассматривает жалобы и заявления, принимает по ним решения, проводит служебные проверки по фактам нарушения законности и чрезвычайным происшествиям;

25) осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (официальный текст в последней редакции). Постатейный научно-практический комментарий под общей редакцией д.ю.н., профессора А.С. Михлина и д.ю.н., профессора В.И. Селиверстова. - М.: Агентство (ЗАО) «Библиотечка «Российской газеты», 2004. - С. 94.

ФСИН России является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Финансирование расходов на содержание центрального аппарата ФСИН России, ее территориальных органов, учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов, а также предприятий и учреждений, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

§ 4. Перспективы развития юридических полномочий, применяемых сотрудниками уголовно-исполнительной системы

Современный период развития нашего общества, характеризующийся коренными изменениями базисных и надстроечных структур, позволил по-новому взглянуть на систему учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, на порядок и условия исполнения уголовных наказаний, права осужденных.

Вопросы, связанные с обеспечением реализации осужденными своих прав и обязанностей, приобрели в настоящее время первостепенное значение.

Принятие Уголовно-исполнительного кодекса РФ 1996 года, бесспорно, явилось важным этапом в реформировании уголовно-исполнительной системы, ее отдельных институтов и норм. Достоинством настоящего нормативного акта является регламентация в нем исполнения всех видов наказаний, предусмотренных нормами Общей части Уголовного кодекса Российской Федерации, что позволило ему значительно наполнить в содержательном аспекте конкретные виды наказаний новыми карательными элементами, в том числе и те, которые, по справедливому замечанию А.И. Зубкова «потребуют исключительно больших затрат и эффективность которых, в свою очередь, весьма проблематична». См.: Зубков А.И. Карательная политика России на рубеже тысячелетий. - М., 2000. - С. 16.

Принципиально новым в УИК РФ является формулирование целей уголовно-исполнительного законодательства. Отношение к данной новелле, надо сказать, неоднозначное. Стараясь прояснить ситуацию в этом вопросе, руководствуясь тем, что цель - «это предвосхищение в сознании результата, на достижение которого направлены действия», Философский словарь. - М., 1931. - С. 512. «идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности», Советский энциклопедический словарь. - М., 1989. - С. 1486. всегда представляющей собой плод человеческого воображения, модель, которую следует получить в конечном итоге, В.Г. Громов считает, что ни законы, ни законодательство в целом не могут иметь целей, поскольку не способны к абстрактному мышлению. Громов В.Г. Уголовно-исполнительный кодекс РФ и цели наказания // Следователь. - 1999. - № 1. - С. 40.

Считаем данное утверждение неправильным по той лишь причине, что определение целей уголовно-исполнительного законодательства следует рассматривать в качестве идеального предвосхищения результата правового регулирования, направляющего и организующего начала уголовно-исполнительной практики.

Исключительно большое внимание в Кодексе уделено регулированию правового положения осужденных, определению их правового статуса (ч. 2 ст. 10 УИК РФ), закреплению их основных прав и обязанностей. См.: Анопко В. Влияние гуманизации уголовного законодательства на изменение численности и состава осужденных // Преступление и наказание. - 2003. - № 6. - С.13.

Отмечая бесспорные достоинства Уголовно-исполнительного кодекса РФ, необходимо отметить, что настоящий нормативный акт не лишен погрешностей, в нем имеются определенные недочеты, пробелы и противоречия. См.: Старков О.В., Милюков С.Ф. Наказание: уголовно-правовой и криминологический анализ. - СПб., 2001. - С. 112. Несовершенство уголовно-исполнительного законодательства, на наш взгляд, заключается уже в том, что наряду с Основным законом, регламентирующим процесс исполнения (отбывания) уголовных наказаний, наличествует множество ведомственных нормативных актов, конкретизирующих его основные положения, что создает определенные трудности для правоприменительной деятельности, о чем справедливо отмечали ранее и иные авторы. Уткин В.А. Международные стандарты обращения с осужденными и проблемы их реализации. - Томск: ТГУ, 1998. - С. 24.

Несмотря на то что УИК РФ 1996 года учел социально-экономические преобразования в стране, изменения государственной политики в сфере исполнения уголовных наказаний, судебную практику, мы считаем, что данный нормативный акт требует дальнейшего теоретического осмысления, практической апробации, направленных на его совершенствование.

В настоящее время существует необходимость законодательного закрепления и систематизации конкретных ограничений конституционных прав для лиц, осужденных к лишению свободы, вступившим в законную силу приговором суда, сроков их действия и механизма восстановления прав, что и составляет актуальность данной статьи.

Конституция РФ в статье 2 провозгласила права и свободы человека и гражданина как высшую ценность, что соответствует сформировавшимся на уровне Организации Объединенных Наций и Совета Европы международным стандартам. Рябинин А.А. Проблемы наказания на новом этапе совершенствования уголовного и уголовно-исполнительного законодательства. Домодедово, - 2000. - С. 19.

При применении мер уголовно-правового характера осужденным гарантируются общегражданские права и свободы с ограничениями, установленными для них нормативными актами уголовного, уголовно-исполнительного, уголовно-процессуального, гражданского, семейного и других отраслей права.

Часть 3 статьи 55 Конституции РФ помимо допуска таких ограничений устанавливает ряд обязательных требований при их осуществлении. Первое требование: права и свободы могут быть ограничены только федеральным законом. Второе требование: права и свободы человека могут быть ограничены лишь в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Третье требование: ограничение прав и свобод человека допустимо только в той мере, в какой это необходимо в указанных выше целях. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. В.В. Лазарев. 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Спарк, 2001. - С. 258 - 259.

По своему содержанию правовое положение осужденных - совокупность прав, обязанностей и законных интересов, по юридическому назначению - ступень развития правового статуса граждан, осуществляемого путем его ограничения, конкретизации и дополнения. Селиверстов В., Шмаров И. Правовое регулирование исполнения наказаний в виде лишения свободы и смертной казни // Российская юстиция. - 1997. - № 5. - С. 47.

Правовое положение осужденных к лишению свободы предполагает необходимость, «с одной стороны, в максимальной степени обеспечить соблюдение прав осужденных, их законных интересов, а с другой - предоставить администрации исправительных учреждений необходимые правовые рычаги для эффективного достижения целей наказания, обеспечения порядка и дисциплины в деятельности исправительных учреждений, предупреждения среди осужденных новых преступлений и иных правонарушений, а также их исправления».

Лица, отбывающие наказание, сохраняют все права человека, за исключением тех, в которых они ограничены в связи с лишением свободы.

Право на свободу передвижений естественно ограничено самим характером заключения, равно как и свобода общения. Всеобщая декларация прав человека // Международные акты о правах человека: Сборник документов / Сост. В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева. 2-е изд., доп. - М.: Издательство «НОРМА», 2002. - С. 40 - 41. Но осужденные не полностью лишены даже этих прав, поскольку они редко содержатся в полной изоляции, а если их и помещают в такие условия, то на это имеются очень веские конкретные причины.

Обеспечение реализации права на общение с семьей должно быть составной частью системы, которая гуманно обращается с осужденными. Признание важности поддержания контактов осужденных с семьями является аргументом в пользу того, чтобы место жительства осужденного выступало в качестве определяющего фактора при решении вопроса о том, в какую исправительную колонию он должен быть направлен для отбывания наказания. Уткин В.А. Европейские тюремные правила и проблемы их реализации. - Томск: ТГУ, 1996. - С. 74.

Осужденные, вне зависимости от характера их преступления, сохраняют за собой «право на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья». Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах // Международные акты о правах человека: Сборник документов / Сост. В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева. 2-е изд., доп. - М.: Издательство «НОРМА», 2002. - С. 46 - 47. Кроме того, «заключенные пользуются медицинским обслуживанием... без дискриминации в связи с их юридическим положением». Основные принципы обращения с заключенными // Международные акты о правах человека: Сборник документов / Сост. В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева. 2-е изд., доп. - М.: Издательство НОРМА, 2002. - С. 211. В каждом учреждении, исполняющем наказания, обеспечиваются: консультации амбулаторных больных, оказание неотложной помощи, запас необходимых лекарств и препаратов, специальные диеты, которые необходимы по медицинским показаниям. Но чтобы улучшить качество медицинской помощи, необходимы дополнительные денежные средства.

Реформирование уголовно-исполнительной системы, начатое во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 июля 1998 г. № 904 с передачей ее в ведение Министерства юстиции Российской Федерации, позволило укрепить правопорядок в местах лишения свободы, достичь динамичного снижения уровня преступности и количества нарушений режима в исправительных учреждениях, уменьшить традиционную конфронтацию между персоналом уголовно-исполнительной системы и осужденными, улучшить микроклимат в коллективах сотрудников. Зубкова В.И. Уголовное наказание и его социальная роль: теория и практика. - М., 2002. - С. 32.

В то же время в деятельности уголовно-исполнительной системы остается нерешенным ряд проблем, связанных с нарушением прав человека, что оказывает негативное влияние на положение дел в исправительных учреждениях и сдерживает процесс реформирования системы в целом. Селиверстов В.И. Теоретические проблемы правового положения лиц, отбывающих наказание. - М., 1992.

На протяжении длительного времени органы и учреждения, исполняющие уголовные наказания в виде лишения свободы, вынуждены функционировать в условиях постоянного дефицита бюджетных средств, выделяемых на их содержание. До 2000 года уголовно-исполнительная система обеспечивалась финансовыми ресурсами на 60 процентов минимальных потребностей. См.: Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ в 2002 году. Ежегодный статистический сборник. - Тверь, 2003. - С. 57. Предусмотренное федеральным бюджетом на 2001 год увеличение финансирования в 1,7 раза по сравнению с 2000 годом не учитывает сложившийся в стране уровень инфляции и не обеспечивает в полном объеме покрытие расходов на приобретение и ремонт автобронетехники, средств связи, инженерно-технических средств охраны, специальной техники, оплату коммунальных и транспортных услуг, капитальный ремонт объектов, осуществление оперативно-розыскной деятельности и оплату льгот, установленных государством для сотрудников исправительных учреждений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Минюст России активно реализует обязательства, взятые на себя нашей страной при вступлении в Совет Европы.

В целях безусловного исполнения федерального законодательства, гарантирующего соблюдение конституционных, гражданских, экономических и иных прав человека в деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Минюстом России создана система ведомственного контроля, состоящая из Управления по контролю за соблюдением законности и прав человека в деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы центрального аппарата, отделов по соблюдению законодательства в федеральных управлениях Минюста России по федеральным округам, а также отдела по правам человека в ГУИН Минюста России и помощников начальников территориальных органов УИС по правам человека.

Основная задача системы - осуществление ведомственного контроля за соблюдением в деятельности учреждений и органов УИС внутреннего законодательства, международных правовых норм в области прав человека, конституционных прав и законных интересов осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также сотрудников УИС.

Управление по контролю за соблюдением законности и прав человека в деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Минюста России играет при этом организующую и координирующую роль.

Решение Минюста России о создании системы ведомственного контроля позитивно воспринято и поддержано Советом Европы.

Поскольку проводимая государством уголовная политика направлена на сокращение применения лишения свободы и развитие института наказаний без изоляции от общества, предполагается усиление ведомственного контроля за применением таких наказаний и их исполнением.

Повышенное внимание международных организаций, правительственных и парламентских структур к проблеме соблюдения прав наиболее социально уязвимых категорий граждан определяет необходимость тщательного контроля применительно к интересам несовершеннолетних и женщин, содержащихся в УИС.

Важным направлением дальнейшей работы станет конструктивное взаимодействие с государственными и негосударственными структурами, занятыми защитой прав человека.

Это является серьезным шагом на пути обеспечения за должным осуществлением сотрудниками УИС своих юрисдикционных полномочий.

В целях оперативного взаимодействия с российскими и международными правозащитными организациями будет активно использоваться Интернет-сайт Минюста, а в будущем организована «горячая линия», на которую родственники и законные представители лиц, содержащихся под стражей, и осужденных, правозащитники смогут направить информацию о нарушениях законности и прав человека в деятельности УИС.

Развитие и укрепление института ведомственного контроля за соблюдением законности и прав человека в УИС обусловит повышение эффективности деятельности пенитенциарной системы и авторитета Минюста России в стране и за ее пределами.

Продолжается реформирование уголовно-исполнительной системы Минюста России. Постановлением Правительства РФ от 29 августа 2001 г. утверждена федеральная целевая программа «Реформирование уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации (2000-2006 годы)», Постановление Правительства РФ «О федеральной целевой Программе «Реформирование уголовно-исполнительной системы на 2002 - 2006 годы» от 29.08.2001 № 636 (ред. от 09.06.2005) // СЗ РФ от 17.09.2001, № 38, ст. 3743, СЗ РФ от 20.06.2005, № 25, ст. 2503. выполнение которой позволит дополнительно ввести 45,7 тыс. мест для арестованных, 215 тыс.кв.м жилой площади для сотрудников, 1863 места в исправительных учреждениях и привлечь к труду не менее 40 тыс. неработающих осужденных.

Правительство РФ много внимания уделяет вопросам социальной реабилитации как осужденных, так и граждан, освобождаемых из мест лишения свободы. Продолжается процесс гуманизации условий отбывания наказания, соблюдения прав человека, лишенного свободы, а также предупреждения распространения туберкулеза и других инфекционных заболеваний в местах лишения свободы, что несомненно, сказывается и на изменении круга полномочий сотрудников УИС в сторону усиления их социальных и гуманитарных полномочий в процессе отбывания осужденным наказания.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации (с изм. от 14.10.2005) // РГ от 25.12.1993, № 237, СЗ РФ от 17.10.2005, № 42, ст. 4212.

2. Уголовно-исполнительный Кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 09.05.2005) // СЗ РФ от 13.01.1997, № 2, ст. 198, СЗ РФ от 09.05.2005, № 19, ст. 1754.

3. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ // СЗ РФ от 02.08.2004, № 31, ст. 3215.

4. Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 11.11.2003) // СЗ РФ от 02.06.2003, № 22, ст. 2063, СЗ РФ от 17.11.2003, № 46 (ч. 1), ст. 4437.

5. Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 № 76-ФЗ (ред. от 22.04.2005) // СЗ РФ от 01.06.1998, № 22, ст. 2331, СЗ РФ от 25.04.2005, № 17, ст. 1483.

6. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 17.10.2005) // СЗ РФ от 30.03.1998, № 13, ст. 1475, Российская газета от 20.10.2005, № 235.

7. Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15.07.1995 № 103-ФЗ (ред. от 07.03.2005) // СЗ РФ от 17.07.1995, № 29, ст. 2759, СЗ РФ от 07.03.2005, № 10, ст. 763.

8. Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21.07.1993 № 5473-1 (ред. от 22.08.2004) // ВСНД и ВС РФ от 19.08.1993, № 33, ст. 1316, СЗ РФ от 30.08.2004, № 35, ст. 3607.

9. Закон РФ «О милиции» от 18.04.1991 № 1026-1 (ред. от 09.05.2005) // ВСНД и ВС РСФСР от 18.04.1991, № 16, ст. 503, СЗ РФ от 09.05.2005, № 19, ст. 1752.

10. Указ Президента РФ «Вопросы Федеральной Службы исполнения наказаний» от 13.10.2004 № 1314 (ред. от 12.07.2005) // СЗ РФ от 18.10.2004, № 42, ст. 4109, СЗ РФ от 18.07.2005, № 29, ст. 3037.

11. Указ Президента РФ «Вопросы прохождения военной службы» от 16.09.1999 № 1237 (ред. от 17.04.2003) (вместе с «Положением о порядке прохождения военной службы») // СЗ РФ от 20.09.1999, № 38, ст. 4534, СЗ РФ от 21.04.2003, № 16, ст. 1508.

12. Указ Президента РФ «О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации» от 28.07.1998 № 904 (ред. от 08.05.2005) // СЗ РФ от 03.08.1998, № 31, ст. 3841, СЗ РФ от 09.05.2005, № 19, ст. 1787.

13. Указ Президента РФ «О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 08.10.1997 № 1100 // СЗ РФ от 13.10.1997, № 41, ст. 4683.

14. Постановление Правительства РФ «О федеральной целевой Программе «Реформирование уголовно-исполнительной системы на 2002 - 2006 годы» от 29.08.2001 № 636 (ред. от 09.06.2005) // СЗ РФ от 17.09.2001, № 38, ст. 3743, СЗ РФ от 20.06.2005, № 25, ст. 2503.

15. Приказ Минюста РФ «О мерах по реализации Федерального закона от 21 июля 1998 г. № 117-фз и Указов Президента Российской Федерации от 8 октября 1997 г. № 1100 и от 28 июля 1998 Г. № 904» от 24.03.1999 № 56 (ред. от 15.07.2003) (вместе с «Положением о Главном Управлении исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации») // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 26.04.1999, № 17, Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 08.12.2003, № 49.

16. Анопко В. Влияние гуманизации уголовного законодательства на изменение численности и состава осужденных // Преступление и наказание. - 2003. - № 6.

17. Бахрах Д.Н. Административное право России. - М., 2000.

18. Всеобщая декларация прав человека // Международные акты о правах человека: Сборник документов / Сост. В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева. 2-е изд., доп. - М.: Издательство «НОРМА», 2002.

19. Военное право: Учебник. Серия «Право в Вооруженных Силах - консультант». - М.: За права военнослужащих, 2004.

20. Государственная служба / Под ред. А.В. Оболонского. - М., 1999.

21. Гришковец А.А. Проблемы соотношения норм административного и трудового права при регулировании отношений в сфере государственной службы // Государство и право. - 2002. - № 12.

22. Громов В.Г. Уголовно-исполнительный кодекс РФ и цели наказания // Следователь. - 1999. - № 1.

23. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. - 1982. - Т. 4.

24. Жулин А.Б. Показатели результативности как основа административной реформы / Состояние и механизмы модернизации российского государственного управления. - М., 2004.

25. Зубарев С.М. Правовое обеспечение реформы уголовно-исполнительной системы: Автореф. дисс. : канд. юрид. наук. - М., 1999.

26. Зубарев С.М., Хуторская Н.Б. Вопросы совершенствования правового регулирования деятельности уголовно-исполнительной системы // Преступление и наказание. - 1999. - № 9.

27. Зубков А.И. Карательная политика России на рубеже тысячелетий. - М., 2000.

28. Зубков А.И., Зубкова В.И. Проблемы реформирования уголовной (карательной) политики на современном этапе // Журнал российского права. - 2002. - № 5.

29. Зубкова В.И. Уголовное наказание и его социальная роль: теория и практика. - М., 2002.

30. Иванов С.А., Иванкина С.А., Куренной А.М., Маврин С.П., Хохлов Е.Б. Правовое регулирование отношений в сфере госслужбы // Экономика и жизнь-ЮРИСТ. - 2004. - № 6.

31. Калинин Ю. Н. Краеугольные задачи реформирования преступления и наказания // Преступление и наказание. - 2001. - № 7.

32. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу РФ / Под общ. ред. проф. О.О. Миронова; науч. ред. проф. А.С. Михлин и проф. В.И. Селиверстов. - М., 2003.

33. Комментарий к Уголовно-исполнительному Кодексу Российской Федерации / Под ред. А. И. Зубкова. - Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 2001.

34. Кудашкин А.В. Военная служба в Российской Федерации: теория и практика правового регулирования. - СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003.

35. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах // Международные акты о правах человека: Сборник документов / Сост. В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева. 2-е изд., доп. - М.: Издательство «НОРМА», 2002.

36. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. В.В. Лазарев. 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Спарк, 2001.

37. Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ в 2002 году. Ежегодный статистический сборник. - Тверь, 2003.

38. Основные принципы обращения с заключенными // Международные акты о правах человека: Сборник документов / Сост. В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева. 2-е изд., доп. - М.: Издательство НОРМА, 2002.

39. Охотский Е.В. Правовой статус государственного служащего Российской Федерации // Государство и право. - 2003. - № 9.

40. Пономарев П.Г. Международно-правовые стандарты обращения с осужденными и национальные варианты их реализации. - Рязань, 1994.

41. Рябинин А.А. Проблемы наказания на новом этапе совершенствования уголовного и уголовно-исполнительного законодательства. Домодедово, - 2000.

42. Селиверстов В.И. Теоретические проблемы правового положения лиц, отбывающих наказание. - М., 1992.

43. Селиверстов В., Шмаров И. Правовое регулирование исполнения наказаний в виде лишения свободы и смертной казни // Российская юстиция. - 1997. - № 5.

44. Селиверстов В.И., Шмаров И.В. Уголовно-исполнительный кодекс: концепция и основные положения // Законность. - 1997. - № 5.

45. Советский энциклопедический словарь. - М., 1989.

46. Старков О.В., Милюков С.Ф. Наказание: уголовно-правовой и криминологический анализ. - СПб., 2001.

47. Стручков Н.А. Курс исправительно-трудового права. Проблемы Общей части. - М., 1984.

48. Уголовно-исполнительная система в 2001-2002 годах (сравнительный анализ): Информационно-аналитический сборник. - Тверь, 2003.

49. Уголовно-исполнительное право России: Учебник / Под ред. А.И. Зубкова. - М.: Норма, 2001.

50. Уголовно-исполнительное право: Учебник / Под ред. В.И. Селиверстова. - М., 2003.

51. Уголовно-исполнительное право: Учебник / Под ред. И.В. Шмарова. - М.: БЕК, 1996.

52. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (официальный текст в последней редакции). Постатейный научно-практический комментарий под общей редакцией д.ю.н., профессора А.С. Михлина и д.ю.н., профессора В.И. Селиверстова. - М.: Агентство (ЗАО) «Библиотечка «Российской газеты», 2004.

53. Уткин В.А. Европейские тюремные правила и проблемы их реализации. - Томск: ТГУ, 1996.

54. Уткин В.А. Международные стандарты обращения с осужденными и проблемы их реализации. - Томск: ТГУ, 1998.

55. Философский словарь. - М., 1931.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Современные рефераты