Рефераты

Ювенальная юстиция Российской Федерации

p align="left">Предварительные результаты работы: при рассмотрении дела по новым ювенальным технологиям с привлечением помощника судьи с функциями социального работника, при более активной работе суда с подростками и их семьями, несовершеннолетние и их родители стали более открыты в судебном заседании, с большим желанием сотрудничают с судом в вопросах исправления подростков, выражаю готовность к проведению реабилитационных мероприятий, повышается воспитательное значение судебных процессов; в рамках постсудебной работы в суде проводятся ежеквартальные собеседования с подростками совместно со службами, участвующих в программах реабилитации; выявленные проблемы суд пытается решить вместе с ребенком, его родителями и родственниками, службами системы профилактики; повышается доверие подростков к суду, они часто обращаются сами в суд за оказанием помощи и получении совета. В Кингисеппским городским судом разработан проект мероприятий по социальной адаптации несовершеннолетних правонарушителей, проводятся мероприятия по профилактике повторных правонарушений: организовываются поездки несовершеннолетних, находящихся под социальным патронажем суда в Колипинскую воспитательную колонию и учреждение ИЗ 47/4 г.Санкт-Петербурга, чтобы они своими глазами увидели, чего им удалось избежать. Одним из механизмов реализации мероприятий проекта является создание суда несовершеннолетних присяжных заседателей (Подросткового суда), в качестве образца которого использован опыт штата Мэриленд США, разработано положение о таком суде. Кингисеппский городской суд при поддержке руководства Ленинградского областного суда содействовал организации социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних правонарушителей на базе ГОУ НПО "Профессиональный политехнический лицей №18 г. Кингиссепп, данный центр может стать базовым центром, созданным в рамках Региональной целевой программы "Профилактика правонарушений несовершеннолетних и молодежи в Ленинградской области с 2006 по 2008 г", заказчиком которого является Правительство Ленинградской области, а одним из исполнителей - администрация МО "Кингисеппский муниципальный район".

Вот как описывает мероприятия по внедрению ювенальных технологий в Чувашской Республике судья Верховного Суда Чувашской Республики Городничева Е.А. Работа по внедрению ювенальных технологий началась при реализации в Чувашии проектов "Соблюдение прав ребенка - будущее России!" и российско-канадского проекта "Усовершенствование работы с молодежью группы риска в Российской Федерации", направленных на создание модели института пробации и внедрение одного из основных элементов ювенальных технологий - непрерывного социального сопровождения несовершеннолетних, попавших в сферу уголовного производства. Элементы указанных технологий были апробированы в 2006 - 2008 г.г. на базе г. Чебоксары - сначала в рамках Московского района. Эта работа получила новый импульс с лета 2008 года в результате партнерства ряда государственных структур и правоохранительных органов (Верховного Суда ЧР, Прокуратуры ЧР, МВД по Чувашии, УФСИН, администраций районов города Чебоксары), осуществляемого на основании заключенного Соглашения о сотрудничестве. Органом, который бы исполнял функции непрерывного сопровождения несовершеннолетнего правонарушителя и воплощал в себе модель института пробации, были выбраны Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрациях трех районов города Чебоксары. Для этого в штаты КДН и ЗП трех районов г. Чебоксары были введены в качестве членов работники Чувашского отделения РБФ НАН как специалисты с функциями социального работника. Особенностью применяемой в Чувашии технологии непрерывного социального сопровождения является то, что указанная работа начинается с момента возбуждения уголовного дела, то есть уже на досудебной стадии производства по делу, - с направления органом предварительного следствия или дознания в КДНиЗП запроса о сборе и предоставлении на несовершеннолетнего характеризующего материала, включающего в себя сведения о материально-бытовых условиях жизни его семьи, о круге знакомств, характере взаимоотношений со сверстниками, родителями, учителями, о его занятости, об уровне интеллектуального развития и т.д.

Собранная на подростка информация аккумулируется в "Карте социального сопровождения несовершеннолетнего (взят опыт Ростовской области). Эта Карта с изложенным в ней методом структурированной оценки риска совершения повторных правонарушений несовершеннолетними ("Оценка рисков и потребностей") направляются в орган предварительного расследования (дознания), сделавший запрос.Если в начале проекта на сопровождение передавались дела, расследуемые следователями органов внутренних дел, то с начала 2009 года стали брать и дела, находящиеся в производстве следователей Следственного Управления Следственного Комитета прокуратуры РФ по ЧР. Собранная в Карте информация используется и на досудебной стадии производства по делу, в связи с чем имеются следующие преимущества начала работы с несовершеннолетними с досудебной стадии производства по делу: индивидуальные реабилитационные мероприятия с несовершеннолетним и мероприятия по социальной адаптации подростка возможно начать, не дожидаясь судебного постановления по делу (курсы профилактики от различных видов зависимости; программы по управлению гневом; мероприятия по продолжению подростком учебы и т.д. - зависит от того, какая информация собрана на подростка); имеется возможность более быстрого принятия мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению преступления, поскольку следственные органы наделены правом вынесения соответствующих представлений; органы следствия и дознания, а также прокурор в пределах своих компетенций могут принимать решения о прекращении уголовного дела по основаниям, предусмотренным ст. ст. 25, 28, 427 УПК РФ; информация, содержащаяся в Карте, способствует более качественному и своевременному проведению в отношении подростка судебно-психиатрической экспертизы (в необходимых для этого случаях).

В последнее время возможность прекращения уголовного дела (уголовного преследования) на досудебной стадии производства по делу носит в основном декларативный характер, поскольку применяется все реже и реже.

По мнению судей, общей задачей проводимых мероприятий в области ювенальной юстиции является задача побудить органы, участвующие в досудебном производстве по делу, на практике применять положения, позволяющие отводить (по определенным категориям дел и при наличии совокупности указанных в законе обстоятельств) несовершеннолетних от участия в уголовном судопроизводстве, используя при этом программы индивидуальной реабилитации. Эта задача должна решаться в комплексе: специализация работников следствия и дознания; обеспечение высокой профессиональной квалификации путем обучения, в том числе, по вопросам педагогики, психологии, социологии; подготовка специальных методических пособий об особенностях производства предварительного расследования по делам несовершеннолетних.

На стадии судебного производства по делу несовершеннолетнего используется сложившаяся в Ростовской области технология, основой которой является судебное решение, содержащее индивидуальный план реабилитации конкретного подростка. Поскольку сведения о несовершеннолетнем собираются и обобщаются в виде Карты социального сопровождения сотрудником комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (в порядке эксперимента - только на территории г. Чебоксары), судьи указанных районов вызывают этих сотрудников в качестве специалистов на судебное заседание для дачи дополнительной информации об отношении подростка к содеянному, об изменениях в поведении после совершения правонарушения, о лицах, имеющих на подростка влияние и т.д. Такое участие является обязательным.В одном из судов Республики применяются элементы ювенального суда - так в Калининском районном суде г. Чебоксары с 2009 года по приказу председателя суда один судья занимается исключительно рассмотрением дел и материалов в отношении несовершеннолетних. Для дальнейшего совершенствования работы в этом направлении председателем суда запланировано решить вопрос специализации при рассмотрении гражданских дел и оборудовать специальный зал судебных заседаний для рассмотрения дел несовершеннолетних, исключающий наличие в нем специально огороженных мест для содержания несовершеннолетних под конвоем. Планируется проведение работы по внедрению технологии ювенального суда и в других районах республики. Собранная на несовершеннолетнего информация, а также изложенный в Карте социального сопровождения метод структурированной оценки риска совершения повторных правонарушений несовершеннолетними ("Оценка рисков и потребностей") позволяют суду более авторитетно, мотивированно, качественно и максимально индивидуализировано подойти к вопросу назначения наказания (его вида и размера, возложения определенных обязанностей) либо применения принудительных мер воспитательного воздействия, а главное - к вопросу определения объема и наполняемости предлагаемой подростку реабилитационной программы. Перечень обязанностей и ограничений зависит, в том числе от возможностей административной территории по оказанию подростку социальных услуг. С этой целью проводится работа по сбору банка данных на социальные услуги по каждому из трех районов города.

Большое значение уделяется институту частного постановления как средства и основы правовой помощи несовершеннолетнему. Для того чтобы возложенные на несовершеннолетнего судом обязанности либо ограничения не носили формальный характер и не делали подростка потенциальным нарушителем условий отбывания наказания (есть обязанность трудоустроиться, но на работу не берут и т.д.), суд может и должен вынести частное постановление в адрес должностных лиц и учреждений государственной системы профилактики правонарушений, в которых обязать указанных лиц оказать содействие подростку в обеспечении его прав и свобод - оказать помощь в трудоустройстве, продолжении учебы, реализации каких-либо навыков, организации досуга и т.д. Контроль за исполнением частных постановлений осуществляется судом, вынесшим судебное решение.

На стадии судебного производства по делу возникла проблема - прокуроры, участвующие в судебном разбирательстве по делам в отношении несовершеннолетних, как правило, не обладают навыками общения с подростками, не умеют проводить допросы с учетом особенностей психологического и интеллектуального развития несовершеннолетних, в связи с чем обоснованно возник вопрос о введении специализации и среди прокуроров. Приказами руководителей районных (в г. Чебоксары) прокуратур с 2009 года для участия в рассмотрении дел в отношении несовершеннолетних назначены конкретные сотрудники прокуратур. В штате Ленинского районного суда г. Чебоксары имеется психолог. На примере этого суда планируется изучить возможности использования такого специалиста при рассмотрении дел в отношении несовершеннолетних, при проведении досудебного психологического тестирования, эффективности и значении участия такого специалиста в судебном производстве. Следующим этапом будет являться работа по обоснованию преимуществ участия психолога на судебном заседании и необходимости введения таких должностей в штат других судов, для начала тех, которые участвуют в проекте. Этот вопрос планируется решать совместно с Управлением Судебного департамента. В работе судов планируется проведение работы по совершенствованию судопроизводства по гражданским делам. Уголовно-исполнительные инспекции осуществляют надзор за исполнением судебного решения. При этом они находятся в постоянном взаимодействии с КДНиЗП, которые дополнительно, продолжая выполнять функцию социального сопровождения, координируют работу по предоставлению социальных услуг, направленных на реабилитацию и социальную адаптацию несовершеннолетнего. Для указанной стадии также актуальным является вопрос специализации работников УИИ, занимающихся исполнением судебных постановлений в отношении несовершеннолетних. Для всех этапов нахождения подростка в сфере уголовного производства характерны общие проблемы, в связи с чем возникает необходимость системного подхода к решению вопросов совершенствования работы по внедрению ювенальных технологий: повышение профессиональной квалификации ( этот вопрос должен включать в себя целый комплекс мероприятий: дальнейшая работа по специализации работников следствия и дознания, судей, прокуроров, работников УИИ; обеспечение высокой профессиональной квалификации путем обучения, в том числе, по вопросам педагогики, психологии, социологии; подготовка специальных методических пособий об особенностях производства по делам несовершеннолетних на различных этапах судебного производства). Для решения указанной задачи планируется на базе одного из ВУЗов г. Чебоксары организовать проведение семинаров для подготовки специалистов по вопросам детской психологии, социологии, педагогики; предложить изучение вопросов ювенальных технологий студентами такого ВУЗа, привлекать студентов для практического участия в реализации проектов по внедрению ювенальных технологий; необходимо расширение границ внедрения технологии социального сопровождения несовершеннолетних, причем как территориальных - перенесение технологии на другие районы Чувашской Республики, так и социальных - применение технологии для сопровождения несовершеннолетних, ставших жертвами преступлений; приведение законодательства, регулирующего деятельность КДН и ЗП, в соответствие с изменившимися функциями. В связи с все более возрастающей ролью КДН и ЗП следует решить вопрос об изменении нормативной базы, регулирующей деятельность Комиссий, пересмотреть Положение о КДН с точки зрения расширения прав и полномочий Комиссий в соответствии с определенным ей местом и ролью. Необходимо совершенствование работы по оказанию постпенитенциарной помощи несовершеннолетним; дальнейшее внедрение технологий восстановительного правосудия; совершенствование работы по ранней профилактике правонарушений. Цель всех проводимых в Чувашской Республике мероприятий - показать необходимость создания специальной государственной службы - ювенальной пробации.

16 января 2009 года постановлением Президиума Верховного Суда Чувашской утвержден Координационный совет при Верховном Суде ЧР по вопросам ювенальной юстиции. В настоящий момент в стадии реализации находятся следующие мероприятия: составление Руководства с описанием технологии непрерывного социального сопровождения; с двумя ВУЗами ведутся переговоры о возможности проведения семинарских занятий со специалистами, занятыми с несовершеннолетними, попавшими в сферу уголовного производства, по вопросам психологии, социологии и педагогики; решается вопрос о привлечении студентов ВУЗов к социальному сопровождению несовершеннолетних по технологии ювенальной пробации. На стадии подписания находится соглашение об оказании студентами Чебоксарского филиала Московского кооперативного института бесплатной юридической помощи несовершеннолетним, попавшим в трудную жизненную ситуацию на базе существующей Юридической Клиники (торжественное подписание запланировано на конец мая 2009 года); внедрение в сферу уголовного производства примирительных процедур (восстановительное правосудие); к 1 июня 2009 года будет завершена работа по сбору банка данных об оказании реабилитационных услуг и предоставлению реабилитационных программ (отдельно - для несовершеннолетних правонарушителей и для несовершеннолетних - жертв преступлений); формирование службы ювенальной пробации в структуре КДН и ЗП. Для этого прорабатываются вопросы увеличения должностей специалистов КДН и ЗП, занятых в процессе непрерывного социального сопровождения несовершеннолетних правонарушителей.

Таким образом, мы видим, что, несмотря на отсутствие в России специального судоустройственного законодательства о ювенальных судах, идеи ювенальной юстиции нашли самую активную поддержку со стороны судейского сообщества, которое в инициативном порядке формирует ее элементы в правоприменительной практике, способствуя совершенствованию судопроизводства по делам несовершеннолетних, повышению реабилитационного содержания судебных решений.

Об эффективности ювенальных технологий свидетельствует существенное снижение рецидива преступлений несовершеннолетних.

Внедрение ювенальных технологий на региональном уровне создает предпосылки к организации действительно эффективной системы ювенальной юстиции в Российской Федерации. Внедрение ювенальных технологий осуществляется в инициативном порядке, при этом каждый регион использует имеющиеся кадровые, финансовые, правовые и иные ресурсы.

2. Ювенальные технологии Ростовской области

Впервые термин "ювенальная юстиция" был введен в правовой оборот в Российской Федерации в сентябре 1995 года "Основными направлениями государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национальным планом действий в интересах детей)", утвержденным Указом Президента РФ от 14 сентября 1995 года №942, которыми было предусмотрено "создание системы ювенальной юстиции, специальных составов судов по делам семьи и несовершеннолетних", "создание правовой базы по профилактике безнадзорности и правонарушений подростков".

Поэтапная интеграция Российской Федерации в международное правовое поле, в том числе, вступление в Совет Европы, обусловили необходимость совершенствования национального законодательства в сфере защиты прав и законных интересов детей, обеспечения гарантий при отправлении правосудия по делам несовершеннолетних.

Практика внедрения ювенальных технологий в уголовное судопроизводство с участием несовершеннолетних в Ростовской области стала формироваться в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ "О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних" от 14 февраля 2000 г. №7, рекомендовавшим применение норм международного права в судебной практике.

Непосредственно апробирование норм международного права в сфере ювенальной юстиции в Ростовской области началось в январе 2001 года с начала реализации пилотного проекта в соответствии с Соглашением Ростовского областного суда, Управления Судебного департамента в Ростовской области и Программы Развития ООН "Поддержка правосудия в отношении несовершеннолетних" /ПРООН/ (2001-2003 г.г.).

Основное содержание проекта ПРООН - экономия уголовной репрессии и оказание судом помощи несовершеннолетнему - правонарушителю в реабилитации, введение нового для России института - социального работника при суде, который готовил для суда доклад о личности несовершеннолетнего (Ростовским областным судом для этого была разработана совместно с министерством общего и профессионального образования Ростовской области "Карта социального сопровождения несовершеннолетнего правонарушителя", одобренная Координационным Советом); при установлении фактов нарушения прав несовершеннолетнего подсудимого - готовил для судьи предложения о привлечении социальных служб (органов и учреждений государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних) для проведения с несовершеннолетним индивидуальной профилактической работы в соответствии с Федеральным законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". Такая профилактическая работа с несовершеннолетним стала проводиться после суда на основании частного постановления судьи ( ч.4 ст.29 УПК РФ).

В 2001-2003 г.г. в качестве социального работника при суде работали представители разных профессий - юристы, психологи, педагоги. Их отбор осуществлялся на конкурсной основе в соответствии с рекомендациями Программы ООН, все они в рамках проекта работали на основе контракта с ПРООН и финансировались этой программой.

К окончанию проекта в декабре 2003 г. стала ясна необходимость сохранения института социального работника при суде, поскольку именно социальный работник оказывал неоценимую помощь судье в подготовке доклада о личности несовершеннолетнего подсудимого, ресурсах семьи по его воспитанию и исправлению (эта информация позволяла шире применять такие меры, как принудительные меры воспитательного воздействия - передача несовершеннолетнего под надзор семьи, назначение наказаний, которые отбываются в обществе).

Кроме этого, именно через социального работника при суде к участию в судопроизводстве стали активно привлекаться социальные службы (органы и учреждения системы профилактики), которым суд поручал проведение с подростком индивидуальной программы реабилитации после суда, а также оказание семье подростка, находящейся в социально опасном положении, предусмотренной законом помощи.

Например, при исследовании условий жизни и воспитания несовершеннолетнего суд может установить, что подросток проживает в неблагополучной семье, находящейся в социально опасном положении, родители подростка не принимают мер по его содержанию и воспитанию, не контролируют его поведение. жестоко с ним обращаются; может быть также установлено, что подросток вообще утратил родительское попечение- не имеет родителей и лиц, их заменяющих. Либо, наоборот, семья подростка благополучная, совершенное подростком преступление осознается и тяжело переживается как им самим, так и его родителями, которые готовы со своей стороны принять все меры по устранению последствий преступления и могут оказать и оказывают на несовершеннолетнего положительное воздействие. Учет обстоятельств жизни и воспитания несовершеннолетнего для суда крайне важен, поскольку от этого во многом зависит выбор меры реагирования: применение принудительных мер воспитательного воздействия либо назначение наказания, а также его вид и размер, возможность применения ст.73 УК РФ, либо вообще освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием или за примирением с потерпевшим.

Не только ученые-юристы, но и юристы-практики единодушны в том, что Уголовный кодекс РФ очень психологизирован, достаточно сказать, что введение в правовой оборот новых положений о так называемой "возрастной невменяемости несовершеннолетних" (положения ч.3 ст.20 УК РФ) до сего времени вызывает вопросы в правоприменительной практике.

Поэтому с самого начала реализации проекта ПРООН в Ростовской области к участию в судопроизводстве по делам несовершеннолетних стали активно привлекаться специалисты - психологи и педагоги Областного психолого-педагогического и медико-социального Центра министерства образования Ростовской области, а также аналогичных центров и служб, расположенных в районах и городах области. Именно эти специалисты показали возможности их участия в судопроизводстве при проведении психологической диагностики несовершеннолетнего до суда, а также в проведении курса психологической коррекции несовершеннолетних после суда силами специалистов указанных центров.

Поскольку имелась возможность оказания несовершеннолетним психологических услуг, суды стали применять такую меру как возложение обязанности на несовершеннолетнего пройти курс психологической коррекции в указанных выше психологических центрах.

Такие обязанности на несовершеннолетнего возлагались как при применении принудительных мер воспитательного воздействия в соответствии со ст.ст.90-92 УК РФ (например, в форме установления особых требований к поведению несовершеннолетнего) либо в качестве одного из обязательств при условном осуждении в соответствии со ст.73 УК РФ.

Деятельность по проведению курса психолого-педагогической коррекции (социально-педагогической реабилитации) образовательными учреждениями, оказывающими педагогическую и психологическую помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии, предусмотрена Федеральным законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". Но какой "обычный" судья знает эти положения специального законодательства, если только он не специализируется на рассмотрении дел с участием несовершеннолетних?

Важно, чтобы эта деятельность специалистов психологов, педагогов была востребована судами при рассмотрении дел в отношении несовершеннолетних.

Следует отметить, что одной из сложившихся ювенальных технологий в Ростовской области является судебное решение, содержащее индивидуальный план реабилитации конкретного подростка. Например, суд возлагает на условно осужденного несовершеннолетнего обязанности вернуться в общеобразовательное учреждение, получить основное общее образование или трудоустроиться.

Однако возложенные судом обязанности подросток зачастую выполнить не может по объективным причинам: в связи с тем, что его не берут в общеобразовательное учреждение, отказывают в устройстве на работу. Поскольку причины, способствовавшие совершению преступления, оказываются неустраненными, подросток становится для уголовно-исполнительной инспекции формально злостным неисполнителем возложенных на него судом обязанностей. Поэтому возложение обязанности оказать содействие подростку в обеспечении его прав и свобод на должностных лиц органов и учреждений государственной системы профилактики правонарушений приняло форму частного постановления суда (часть 4 статьи 29 УПК РФ). Такое судебное решение является правовой основой помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации и в социально опасном положении. Тем самым суд выполняет профилактическую функцию в отношении правонарушений несовершеннолетних.

Описанные выше ювенальные технологии (возложение обязанности пройти курс социально-педагогической реабилитации, получение заключения психолого- медико-педагогической комиссии органа образования перед возложением на несовершеннолетнего обязанности возвратиться в образовательное учреждение), апробированные в практике работы судов Ростовской области, впоследствии нашли отражение в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 января 2007 года №2 "О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания".

Сотрудничество судов со специалистами органов образования, педагогами и школьными психологами показало, что не всегда целесообразно формальное возложение судом на несовершеннолетнего такой обязанности (в соответствии со ст.73 УК или ст.ст.90-92 УК РФ) как обязанности возвратиться в образовательное учреждение, потому что не все дети могут выполнить эту обязанность в силу имеющихся у них сложностей в освоении учебной программы. Именно поэтому суды стали принимать во внимание рекомендации специалистов - психологов и педагогов, о том, что прежде чем возложить на несовершеннолетнего обязанность возвратиться в образовательное учреждение для продолжения обучения, необходимо получить заключение психолого - медико-педагогической комиссии органа управления образованием о том, что несовершеннолетний по своему психофизиологическому состоянию может обучаться. Эта практика работы судов Ростовской области также нашла отражение в названном Постановлении Пленума Верховного Суда РФ.

Уже в рамках проекта ПРООН начал формироваться механизм взаимодействия судов с органами, исполняющими наказание. По инициативе Ростовского областного суда руководством ГУФСИН по Ростовской области была введена специализация работников уголовно-исполнительных инспекцией по ведению дел несовершеннолетних, осужденных к наказаниям, которые отбываются в обществе.

Изменился подход к рассмотрению судами ходатайств об отмене условного осуждения несовершеннолетнего. Суд стал внимательно разбираться с причинами неисполнения несовершеннолетним условий условного отбывания наказания за весь период, стал вызывать в судебное заседание не только представителей органа, осуществляющего контроль за поведением условно осужденного (уголовно-исполнительной инспекции), но и представителей ПДН ОВД, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образовательных учреждений и т.д.

Практика такого неформального рассмотрения указанной категории дел показала, что подростки, зачастую, самостоятельно не могли выполнить такие возложенные на них в соответствии со ст.73 УК РФ обязанности, как возвращение в образовательное учреждения либо трудоустройство, поскольку в школу и на работу их отказывались брать.

Исходя из этого, Ростовским областным судом было рекомендовано судам области одновременно с возложением на несовершеннолетнего обязанностей условного осуждения по приговору суда, направление письма либо частного постановления в адрес, прежде всего, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, об оказании подростку помощи в выполнении судебного решения (помощь в трудоустройстве, продолжении учебы).

Если несовершеннолетний, с участием которого осуществлялась правоприменительная процедура, нуждался в педагогической, медицинской, юридической помощи или в социальной реабилитации, то суды стали поручать комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав принятие соответствующих мер и просили уведомить суд о предпринятых действиях.

Показательным в этом плане является следующий пример из практики Ювенального суда г. Шахты. Так, в ходе рассмотрения уголовного дела в отношении несовершеннолетнего В. по ст. 30 ч. 3, 161 ч. 1 УК РФ, суд установил, что В. по месту учебы в школе и по месту жительства характеризуется с положительной стороны; на учете в ОППН МОБ при 2 отделе УВД г. Шахты не состоит; на заседаниях Комиссии по делам несовершеннолетних администрации Мэрии г. Шахты его поведение не рассматривалось; В. не судим, к уголовной и административной ответственности не привлекался, на учете в специализированных психиатрическом и наркологическом учреждениях не состоял, его родители по месту жительства и работы характеризуются положительно, спиртными напитками не злоупотребляют, нарушений трудовой и производственной дисциплины не имеют.

Рассмотрев все обстоятельства, при которых было совершено преступление, суд пришел к выводу, что В., совершивший преступление впервые, относящееся к категории средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, и в отношении него могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия, предусмотренные ст. 90 УК РФ, в виде:

- передачи под надзор специализированному государственному органу - Комиссии по делам несовершеннолетних администрации Мэрии г.Шахты;

- ограничения досуга и установления особых требований к поведению несовершеннолетнего В.: не появляться вне места своего жительства после 22 часов без сопровождения взрослых; продолжить обучение в образовательном учреждении.

Контроль за ограничением досуга возложен на ОППН МОБ при 2 отделе УВД г. Шахты.

Во исполнение ст. 89 УК РФ органами предварительного расследования были представлены характеризующие материалы на несовершеннолетнего В. в полном объеме, а именно:

- характеристики на несовершеннолетних с места учебы и жительства;

- акты обследования жилищно-бытовых условий несовершеннолетнего В.;

- характеристики на родителей с места жительства и работы;

- протоколы допроса соседей, учителей о поведении несовершеннолетних в семье и среди сверстников;

- протоколы допроса инспектора ПДН.

Вся совокупность вышеперечисленных документов позволила суду составить верное представление о личности подростка, условиях его воспитания и социальной среде, в которой он росл.

В ходе следствия потерпевшими гражданский иск не заявлялся.

С учетом того, что несовершеннолетний В. совершил преступление в возрасте 14 лет, в деле участвовал его законный представитель - мать и педагог.

Постановления о прекращении данных уголовных дел участниками процесса не обжаловались.

По уголовному делу в отношении В. было вынесено 1 частное постановление в 3 адреса:

- на имя председателя КПДН администрации Мэрии г. Шахты;

- на имя заведующего Департамента образования Мэрии г. Шахты;

- на имя начальника ОППН МОБ при 2 отделе УВД г. Шахты.

При рассмотрении уголовного дела в отношении В. по существу было выяснено, что одним из условий, способствовавших совершению подростком преступления, стало не только отсутствие надлежащего контроля за его поведением со стороны родителей, но и очевидное бездействие органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Также было установлено, что В. на момент совершения преступления был предоставлен сам себе. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что от воспитания подростка, защиты его законных прав устранились как родители, так и названные выше органы, на которых в соответствии с Федеральным законом лежит прямая обязанность по предупреждению правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому. Такое бездействие органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних грубо нарушает права и законные интересы В. Следствием такого отношения к интересам подростка явилось совершение им преступления.

Суд в частном постановлении обязал председателя КПДН Мэрии, администрации, ОППН МОБ при 2 отделе УВД г. Шахты принять меры к восстановлению прав несовершеннолетнего В., к надлежащему его воспитанию, а также принять меры по оказанию ему педагогической и социально-психологической помощи.

После вступления постановления в законную силу в отношении несовершеннолетних оформлены наблюдательные материалы с составлением социальных карты несовершеннолетнего, в которой отражены его данные, сведения о родителях, месте жительства и учебы, также к материалу приобщены копии постановления, характеристик, имеющихся в деле. По данным материалам ежеквартально направляются запросы в соответствующие органы, в целях контроля за исполнением принудительных мер воспитательного воздействия, а также за поведением несовершеннолетнего.

Так, согласно сообщению начальника Департамента образования Мэрии г. Шахты в отношении В., учащегося 9 класса, приняты следующие меры по защите прав несовершеннолетнего и психологической коррекции его поведения:

1. социальным педагогом и психологом школы проведены беседы с родителями и учащимся о необходимости контроля и о вреде спиртных напитков, организованы рейды по месту жительства с целью выяснения причины длительного отсутствия в школе (отсутствовал по болезни);

2. В. был поставлен на учет в ОПДН 18.01.2007 г. за употребление спиртных напитков;

3. В. привлечен к занятиям в школьной секции легкой атлетики;

4. Администрации школы рекомендовано:

- постоянно вести работу с В. о вреде употребления спиртных напитков (через наркологический диспансер);

- психологу школы совместно с социально-психологической службой Департамента образования провести коррекцию поведения учащегося В.

Согласно сообщению председателя КПДН Мэрии г. Шахты, В. состоит на учете в КПДН с 27.03.2008 г. За время нахождения на учете зарекомендовал себя с удовлетворительной стороны. Регулярно является в КПДН для проведения с ним профилактической работы. Поведение В. на заседаниях комиссии не обсуждалось. По месту учебы и жительства подросток характеризуется удовлетворительно. В свободное от учебы время В. занимается в кружке легкой атлетики и помогает отцу в выполнении им договоров подряда в строительстве частного жилья.

В период летних каникул подросток будет занят:

- в июне: сдача выпускных экзаменов за 9 класс;

- в июле: сдача вступительных экзаменов в ПУ. После сдачи экзаменов, в июле, августе, В. будет работать с отцом по строительству частного жилья.

КПДН считает, что родители уделяют должное внимание воспитанию и обучению сына.

По запросу Ювенального суда г. Шахты начальник ОПДН МОБ 2 отдела УВД г. Шахты предоставил справку-характеристику на несовершеннолетнего В., согласно которой он состоит на профилактическом учете с 13.12.2007 г. за употребление спиртных напитков. За этот период несовершеннолетний зарекомендовал себя с удовлетворительной стороны.

С момента применения к В. принудительных мер воспитательного воздействия к административной ответственности не привлекался, обязанности, возложенные на него судом, исполняет, регулярно является в КПДН при Мэрии г. Шахты, ОПДН МОБ 2 отдела УВД г. Шахты, на проводимые профилактические беседы реагирует нормально.

На основании вышеизложенного материала, можно сделать вывод о том, что в данном случае, были соблюдены все нормы закона в отношении несовершеннолетнего В., судом подробно были исследованы все обстоятельства дела, личность подростка, индивидуально избран я вид принудительной меры воспитательного воздействия, которая должна способствовать исправлению подростка. В центре рассмотрения данного уголовного дела находилась личность подсудимого, а также причины и условия, способствующие совершению преступления. Анализ проведенного обобщения дает достаточные основания к выводу о том, что специализированными государственными органами проводится воспитательная работа с несовершеннолетними, результатом которой является психологическая коррекция поведения подростков и социальная адаптация подростка в обществе, что и является одной из задач ювенальной юстиции.

Еще одна новация в работе судов Ростовской области стала складываться при применении части 7 статьи 88 УК РФ, а именно: при постановлении приговора или иного судебного решения суд стал давать указание органу, исполняющему наказание, учесть определенные особенности личности несовершеннолетнего при обращении с ним. Такие же указания суд мог давать специализированному учебно-воспитательному учреждению, в которое помещался несовершеннолетний, освобожденный от наказания в соответствии со ст.92 УК РФ. Формой такого указания суда органу, исполняющему наказание, стало направление одновременно с копией приговора/постановления также и "Карты социального сопровождения несовершеннолетнего правонарушителя" (направляется в уголовно-исполнительную инспекцию, если наказание отбывается в обществе, либо в воспитательную колонию, если реально назначено наказание в виде лишения свободы). Указанные выше ювенальные технологии также нашли отражение в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 11 января 2007 года №2 "О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания" ( п.п.24,47).

Следующая ювенальная технология - это ограничение гласности при судебном рассмотрении дел в отношении несовершеннолетних и обеспечение права несовершеннолетних на конфиденциальность.

Судам Ростовской области рекомендовано непосредственно руководствоваться положениями "Минимальных Стандартных Правил ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних", согласно которым право несовершеннолетнего на конфиденциальность должно уважаться на всех этапах судопроизводства, чтобы избежать причинения несовершеннолетнему вреда из-за ненужной гласности или из-за ущерба репутации; не должна публиковаться никакая информация, которая может привести к указанию на личность несовершеннолетнего правонарушителя.

При взаимодействии со средствами массовой информации судам необходимо учитывать положения ст.41 Федерального закона РФ "О средствах массовой информации", согласно которой редакция СМИ не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, прямо или косвенно указывающие на личность несовершеннолетнего, совершившего преступление либо подозреваемого в его совершении, а равно совершившего административное правонарушение или антиобщественное действие, без согласия самого несовершеннолетнего и его законного представителя, также редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, прямо или косвенно указывающие на личность несовершеннолетнего потерпевшего, без согласия самого несовершеннолетнего и (или) его законного представителя.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2010 Современные рефераты