Рефераты

Заключение под стражу

p align="left">Следует заметить, что в случае прекращения уголовного дела, дознаватель, следователь одновременно отменяют меру пресечения, о чем указывается в резолютивной части постановления о прекращении уголовного дела.

Характеризуя механизм применения меры пресечения на судебной стадии уголовного процесса, отметим, что судебное производство является главной, решающей стадией по уголовным делам. Еще до рассмотрения уголовного дела по сущест-ву в судебном заседании у суда должно быть убеждение в том, что имеются достаточные основания для проведения судебного разбира-тельства.

Законодательство РФ предусмотрело порядок производства в суде первой инстанции по уголовному делу. А именно: подготовка к судебному заседанию (глава 33 УПК РФ), предварительное слушание (глава 34), подготовительная часть судебного заседания (глава 36), судебное следствие (глава 37), прения сторон (глава 38) и постановление приговора (глава 39). В любой из перечисленных стадий судебного процесса по уголовному делу суд может решить вопрос об избрании, продлении, отмене, или изменении меры пресечения. На некоторых стадиях рассмотрение вопроса о мере пресечения судом является обязательным.

В стадии подготовки к судебному заседанию судья по поступившему уголовному делу должен выяснить в отношении каждого обвиняемого ряд вопросов, в том числе и вопрос, подлежит ли отме-не или изменению избранная мера пресечения (п. 3 ст. 228 УПК РФ).

При проведении предварительного слушания судья также решает вопро-сы о мере пресечения в отношении обвиняемого, а если обвиняемых несколько человек, то в отношении каждого из них.

В ходе судебного разбирательства может возникнуть необходи-мость избрать, изменить или отменить меру пресечения в отноше-нии подсудимого. Изменение меры пресечения возможно и на менее строгую в зависимости от установленных в ходе су-дебного заседания обстоятельств. Мера пресечения в отношении подсудимого отменяется в тех слу-чаях, когда основания, по которым она ранее была избрана, отпали. При этом суд обязан руководствоваться общими правилами, действующими в отношении мер пресечения, регла-ментированными ст. 97-110 УПК РФ.

Следует также отметить, что изменение и отмена мер уголовно-процессуального пресечения (ст. 110 УПК РФ), как и применение этих мер, связано с наиболее интен-сивным ограничением личной свободы граждан, в частности права на неприкосновенность личности, беспрепятственное перемещение и выбор места жительства. Изменение и отмена мер пре-сечения имеют место как на досудебной стадии уголовного про-цесса, так и в процессе рассмотрения дела судом. Статья 228 УПК РФ вменяет судье в обязанность выяснить в отношении каждого обвиняемого, подлежит ли отмене или изменению избранная мера пресечения.

Законодатель предусмотрел случаи, когда дознаватель, следова-тель, суд или судья могут отменить или изменить меру пресечения, избранную в отношении подозреваемого, обвиняемого и подсудимого. Мера пресечения отменяется, когда отпадает необходимость ее сохранения либо когда достигнуты цели и задачи, для реализации которых она была избрана, и в ее дальней-шем применении нет нужды.

Как пишет В.П. Божьев, вопрос об отмене и изменении меры пресечения должен рас-сматриваться каждый раз, когда завершается отдельная стадия уго-ловного судопроизводства, а именно: по истечении срока задержа-ния лица, подозреваемого в совершении преступления, окончании срока предварительного следствия по делу, при приостановлении или возобновлении предварительного следствия по делу, прекраще-нии уголовного дела, направлении дела с обвинительным заключе-нием прокурору, при принятии решения прокурором, производстве дознания, подготовке дела к судебному разбирательству, производ-стве предварительного слушания, подготовительной части судебно-го разбирательства, при постановлении приговора, при производстве в апелляционной и кассационной инстанциях. Божьев В.П. Уголовный процесс: Учебник для ВУЗов. - М.: Спарк, 2002. - С. 248.

Л.К. Трунова и И.Л. Трунов в свою очередь также затрагивают этот вопрос. Они отмечают, что отмена меры пресечения производится во всех случаях, когда: 1) производство по делу завершается его прекращением либо постановлением оправдательного приговора; 2) производство по делу продолжается, однако применение ме-ры пресечения не вызывается дальнейшей необходимостью, по-скольку цели, ради которых она была избрана, достигнуты; 3) в ходе расследования истек срок десять суток с момента за-ключений под стражу в отношении подозреваемого, но при этом об-винение лицу не было предъявлено; 4) истек предельный срок содержания под стражей и дальней-шее продление срока не допускается, за исключением случая, пре-дусмотренного п. 1 ч. 8 ст. 109 УПК. Трунова Л.К. Трунов И.Л. Меры пресечения в уголовном процессе. - С-П.: Юридический центр Прес, 2006. - С. 297.

Основными исходными положениями для изменения меры пре-сечения на более мягкую может стать появление новых, ранее неиз-вестных обстоятельств, исключающих ее применение (например, деяние подозреваемого или обвиняемого переквалифицировано, тяжелая болезнь обви-няемого, которая несовместима с пребыванием в следственном изо-ляторе, и другие). Изменение меры пресечения на более мягкую, зачастую сопря-жено с истечением предельного срока содержания обвиняемого под стражей.

Решение об отмене или изменении меры пресечения прини-мает орган или суд (судья), в производстве которого находится уго-ловное дело, о чем дознаватель, следователь, или судья выносят постановление (смотри приложение №16), а суд -- определение, которое должно быть в каждом случае мотивированным и подтверждаться фактическими данными, собранными по уголовному делу. Постановление обязательно объявляется лицу, в отношении ко-торого отменена или изменена мера пресечения. Одновременно ему разъясняется порядок его обжалования, а копия немедленно вруча-ется лицу, в отношении которого принято такое решение. Копия этого процессуального акта направляется прокурору, осуществляющему надзор за предварительным расследованием. В тех случаях, когда следователь не согласен с решением или указанием прокурора об избрании меры пресечения либо об отмене или изменении меры пресечения, избранной следователем в отно-шении обвиняемого, он имеет право представить уголовное дело вышестоящему прокурору в порядке подчиненности, с изложением своих пожеланий и возражений в письменном виде.

Мера пресечения, избранная в ходе досудебного производства следователем с согласия руководителя следственного органа либо дознавателем с согласия прокурора, может быть отменена или изменена только с согласия этих лиц.

Избрание меры пресечения возможно в тех случаях, когда она в ходе предварительного расследования не избиралась, а основания для ее избрания возникли в процессе судебного разбирательства. Судья (суд) рассматривает в состязательном процессе дело по существу, исследует относимые к мерам пресечения доказательства, принимает решения о мерах пресечения в ходе судебного разбира-тельства и по его итогам. Принятое судом решение должно быть мотивированным и понятным. Как отмечает В.А.Михайлов, поведение лица, привлеченного к уголовной ответственности, к моменту рассмотрения дела судом с большой степенью вероятности определит, достаточно ли оснований полагать, что оно может скрыться от суда, продолжить заниматься преступной деятельностью, угрожало или в дальнейшем будет угрожать свидетелям или иным участникам уголовного судопроизводства, предпримет попытки уничтожить дока-зательства, иным путем воспрепятствует производству по уголовному делу или уклонится от исполнения приговора суда. Михайлов В.А. Процессуальный порядок применения мер пресечения в уголовном судопроизводстве. - М.: Академия МВД РФ 2006. - С. 47.

Участвуя в судебном разбирательстве, прокурор поддер-живает государственное обвинение, принимает участие в исследова-нии относимых к мерам пресечения доказательств, представляет су-ду такие доказательства, дает заключения по возникающим во время судебного разбирательства вопросам о мерах пресечения, представ-ляет суду свои соображения по поводу мер пресечения в отношении подсудимых, заявляет ходатайства, связанные с применением законодательства о мерах пресечения. Прокурор обязан участвовать в судебном разбирательстве каждого уголовного дела. Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением по поводу применения законодательства о мерах пресечения, и суд обязан такое заявление рассмотреть по существу.

В ч.3 ст. 123 Конституции РФ отражается принцип равенства всех перед законом и судом. УПК РФ воспроизводит этот конституционный принцип. Часть 4 ст. 15 УПК РФ гласит, что стороны обвинения и защиты рав-ноправны перед судом. Из ст. 244 УПК РФ, следует, что в судеб-ном заседании стороны обвинения и защиты пользуются равными правами. Таким образом, как сторона обвинения (прокурор, дознаватель или следователь), поддерживающая обви-нение в судебном заседании, так и сторона защиты, представляющая интересы подсудимого, вправе обращаться к суду с просьбой о ре-шении вопроса о мере пресечения. В подтверждение своих заявле-ний и ходатайств относительно применения, изменения или отмены меры пресечения стороны вправе представить суду доказательства, обосновывающие их требования.

В стадии постановления приговора решение вопроса о мере пресечения является обязательным. Так, согласно п. 17 ч. 1 ст. 299 УПК РФ, при постановлении приговора суд в совещательной комнате решает среди прочих вопрос, следует ли отменить или изменить меру пресечения в отношении подсудимого. В п. 10 ст. 308 УПК РФ отмечается, что в резолютивной части обвинительного приговора в числе иных вопросов должен быть решен вопрос о мере пресечения в отношении подсудимого до вступления приговора в законную силу. В п.3 ст. 306 УПК РФ фиксируется, что в резолютивной части оправдательного приговора должно содержаться указание об отмене меры пресечения, если она была избрана. Однако во всех случаях срок при-менения меры пресечения, связанный с вынесением приговора, будет ограничиваться сроком вступления приговора в законную си-лу. С момента вынесения приговора до его вступления в законную силу должно пройти определённое время.

В остальных стадиях судебного разбирательства по делу судья (суд) рассматривает и решает вопросы о применении, изменении или отмене меры пресечения исключительно по ходатайству сторон, уча-ствующих в уголовном судопроизводстве (смотри Приложение № 17).

В соответствии с ч.3 ст.101 УПК РФ, закон предоставляет право лицам, в отношении которых принято решение об избрании меры пресечения, обжаловать его в соответствии с правилами, установленными ст. 123-127 УПК РФ. Как следует из содержания ст. 125 УПК РФ, постановления дознавателя, следователя, прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства, могут быть обжалованы в суд. Жалобы и представления на приговоры, постановления, определения суда первой инстанции, а также жалобы на судебные решения, принимаемые в ходе досудебного производства по делу, рассматриваются в суде кассационной инстанции, решение которого в свою очередь может быть обжаловано в порядке надзора (ст.127 УПК РФ). Решение суда кассационной инстанции, влечет за собой вступление приговора или иного решения суда в законную силу или отмену этих решений. Последнее связано с новым рассмотрением уголовно-го дела судом первой инстанции, что приведет к новому решению вопроса о мере пресечения. При отмене приговора и направлении его на новое рассмотрение в суд первой инстанции также необходимо решить вопрос о мере пресечения, хо-тя бы потому, что этот вопрос будет вновь решаться судом первой инстанции только после поступления дела в этот суд. Факультативный характер стадии надзорного производства обу-словливает факультативный характер возникновения и необходимо-сти разрешения проблемы применения мер пресечения на данном этапе уголовного процесса, то есть не по каждому уголовному делу, а лишь при установлении незаконности и необоснованности вступив-шего в законную силу приговора, определения, постановления.

Нужно согласиться с мнением Л.К. Труновой и И.Л. Трунова, которые отмечают, что цели процессуальной деятельности суда, применительно к мерам пресечения, заключаются в обеспечении законного и обоснованного применения норм права о мерах пресечения; выявлении и устранении нарушений закона, допущенных в предшествующих стадиях процесса; предотвращении нарушений закона в судебном разбирательстве и при вынесении судебных ре-шений; своевременном принятии мер для устранения выявленных нарушений закона и отмены незаконных и необоснованных решений для защиты прав участников процесса и охраняемых законом инте-ресов общества и государства, обеспечения верховенства конститу-ционных, уголовно-правовых и уголовно-процессуальных норм, единства и укрепления законности. Функции суда при решении вопроса о применении, изменении, продлении или отмене меры пресечения заключаются в том, что суд осуществляет правосудие. Трунова Л.К. Трунов И.Л. Меры пресечения в уголовном процессе. - С-П.: Юридический центр Прес, 2006. - С. 281.

2.2. Обеспечение прав и свобод человека при применении меры пресечения

В цивилизованном, правовом государстве значение прав чело-века таково, что они с одной стороны, лишают государственные органы возможности их отменить или запретить, с другой -- опре-деляют смысл, содержание и применение законов, деятельность за-конодательной и исполнительной власти, органов местного само-управления. Для правового государства характерно то, что законы по-лучают свойство правовых актов, так как они ориентированы на всемерное обеспечение субъективных прав, исключают неоправдан-ное вмешательство публичной власти в частную жизнь, делают го-сударство и личность одинаково подзаконными и подсудными. Как отмечают Л.К. Трунова и И.Л. Трунов, принципы правового государства являются фундамен-том современного цивилизованного общества. Без соблюдения этих принципов невозможен ни экономический прогресс государства, ни гармоничное сосуществование людей в нем. Государство, ставящее целью благополучие своих граждан, их правовую защищенность и заботу о них, должно в первую очередь позаботиться о том, чтобы провозглашенные Конституцией права и свободы воплощались в действительность на практике, а основной закон государства приме-нялся как нормативный акт прямого действия. Трунова Л.К. Трунов И.Л. Меры пресечения в уголовном процессе. - С-П.: Юридический центр Прес, 2006. - С. 16.

Действующая Кон-ституция РФ определяет Российскую Федерацию как правовое госу-дарство (ч. 1 ст. 1), идеи, ценности и принципы которого должны быть положены в основу деятельности граждан, учреждений и орга-низаций на всем конституционно регулируемом пространстве. Права и свободы человека и гражданина, их признание, зашита и гарантии являются основным и определяющим, критерием правового характе-ра законодательства и практики его применения. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, за-крепленный в Конституции РФ, обязателен для всех отраслей госу-дарственной власти, в том числе и для органов исполнительной, законодательной и судебной ветвей. Принцип обязательности для государства соблюдения прав и свобод граждан устанавливается ст. 2 Конституции РФ, в которой сказано, что признание, соблюдение и зашита прав и свобод человека и гражданина -- обязанность государства.

Общество должно с уважением относиться к правам человека. Степень развития социаль-но-экономических, гражданских и политических прав граждан, в частности на судебную защиту в уголовном процессе, зависит от демократизации государства и его внутренней политики. Естественные права личности, как субъективные права, реали-зуются уже тогда, когда никто со стороны не вмешивается в дела и мысли человека, когда нет воздействия на него чуждой ему воли.

В системе правосудия основной гарантией обеспечения прав и свобод человека и гражданина является деятельность Конституци-онного Суда РФ. Он призван проверять нормы права, в том числе и уголовно-процессуального, с целью прекращения действий юриди-ческих норм, не соответствующих Конституции Российской Феде-рации. По задачам, объему и спосо-бам реализации своей деятельности в сфере конституционного кон-троля этот суд выступает как орган, главной функцией которого яв-ляется защита прав и свобод человека и гражданина. Кон-ституционный Суд обеспечивает единство законодательной и су-дебной практики в защите прав и свобод человека и гражданина, в том числе и в уголовном судопроизводстве. Права и свободы выступают как основополагаю-щий критерий оценки Конституционным Судом соответствия зако-нов и иных нормативных актов Конституции РФ. Рассматривая защиту прав и свобод как центральную функцию Конституционного Суда, мы исходим из особо значимого для рос-сийской Конституции принципа, согласно которому права и свобо-ды человека являются неотчуждаемыми, принадлежащими ему от рождения (ч.2 ст. 17 Конституции РФ).

Признание прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации означает, что личность в ее взаимоотношениях с госу-дарством выступает не как объект бесконтрольной государственной деятельности, а как субъект, реализующий свои конституционные права. Никто не может быть ограничен в правомерных средствах защиты своего человеческого достоинства и основанных на нем прав. Провозглашение защиты прав и свобод человека и гражданина обязывает государство создавать для этого специальные учре-ждения. Ими являются суды всех уровней, органы правопорядка, прокуратуры, а также институт Уполномоченного по правам человека.

Россия при-соединилась к ряду международных договоров, таких как: Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., Европейская конвенция о запрещении пыток и бесчеловеч-ного или унижающего достоинство обращения или наказания от 26 ноября 1987 г., Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью (в которой преду-смотрено право жертвы на доступ к правосудию и возмещению при-чиненного ущерба), Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопо-рядка, Миланский план по пре-дупреждению преступлений и обращению с правонарушителями, Миланский план действий // Советская юстиция. 1992. № 13-14. - С. 39-40. Международный Пакт о гражданских и политических правах (согласно которому судебные органы разрешают дела в соответствии с законом, без каких-либо ограничений, неправомер-ного вмешательства, прямого или косвенного, с чьей бы то ни било стороны и по каким бы то ни было причинам). Международные акты по правам человека. Сборник документов. М., 1998. - С. 548. Конституцией Российской Федерации за каждым гражданином при-знается право обращаться в международные органы по защите прав и свобод человека в соответствии с международными договорами Российской Федерации, если исчерпаны все имеющиеся внутриго-сударственные средства правовой защиты (п. 3 ст. 46).

Пленум Верховного Суда РФ разъяснил судам, что в соответст-вии со вступившим в силу для СССР (РФ является его правопреем-ником) в марте 1976 г. Международным Пактом о гражданских и политических правах, нормы которого согласно Конституции РФ являются составной частью правовой системы Российской Федера-ции и имеют верховенство над ее внутренним законодательством, каждому, кто лишен свободы вследствие ареста или содержания под стражей, принадлежит право на разбирательство его дела в суде, чтобы этот суд мог безотлагательно вынести постановление относи-тельно законности задержания и распорядиться о его освобождении, если задержание незаконно. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. О некоторых вопросах, связанных с применением статей 23 и 25 Конституции Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1994. №3. С. 12.

Судебная власть является основным гарантом прав и свобод че-ловека. Конституция Российской Федерации выделяет группу прав, в том числе и в уголовном судопроизводстве, которые не могут огра-ничиваться ни при каких обстоятельствах. Установленный ч. 3 ст. 56 Конституции РФ запрет предусматривает недопустимость: умаления достоинства личности; применения пыток, насилия, другого жестокого или уни-жающего достоинство человека обращения, или наказания; ограничения гарантий на судебную защиту прав и свобод, на получение квалифицированной юридической помощи. Имеет место государствен-ное признание прав человека в полном объеме, рассмотрение их как объекта государственной, в том числе судебной, защиты (п. 1 ст. 45 и п. 1 ст. 46 Конституции).

Следует согласиться с мнением Л.К. Труновой и И.Л. Трунова, которые отмечают, что условия уголовного преследования, функции раскрытия пре-ступления и изобличения виновного нередко влекут за собой огра-ничения прав и свобод лиц, попадающих в сферу уголовного про-цесса. Трунова Л.К. Трунов И.Л. Меры пресечения в уголовном процессе. - С-П.: Юридический центр Прес, 2006. - С. 16. В А. Лазарева в свою очередь также говорит, что уголовный процесс создаёт серьёзную угрозу жизненно важным интересам подозреваемого и обвиняемого. Лазарева В.А. Теория и практика судебной защиты в уголовном процессе. Самара., 2000. - С. 33. По мнению М.С. Строговича, в уголовном судопроизводстве большое внимание должно уделяться правам обвиняемого в совершении преступления. В число этих прав входят, и вопросы применения мер уголовно-процессуального пресечения, в особенности такой, как заключение под стражу. Строгович М.С. Избранные труды. Т. 2. Гарантии прав личности в уголовном судопроизводстве. М., 2002. - С. 227. В ч.2 ст. 22 Конституции РФ арест, заключение под стражу и со-держание под стражей допускаются только по судебному решению. Правоохранительные органы, дабы получить разрешение на ограничение конституционных прав граж-дан, должны обратиться в суд с материалами, которые бы подтвер-ждали действительную необходимость ограничения гарантирован-ных Конституцией прав. Из положений Конституции следует также, что каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом (ч. 3 ст. 50).

В.М. Лебедев пишет, что процессуальные права граждан -- это, прежде всего, гарантии реализации конституционных прав и свобод граждан. Равенство перед законом и судом означает наделение граждан одинаковыми пра-вами в уголовном судопроизводстве. Стеснение или ограничение этих прав может явиться предметом судебного контроля. Лебедев В.М. судебная защита свободы и личной неприкосновенности граждан на предварительном следствии. М., 2001. - С. 14.

Говоря о содержании, объектах и субъектах су-дебной защиты в уголовном судопроизводстве, мы обращаем вни-мание на связь этого института с такими принципами уголовного процесса, как законность, публичность, соблюдение права на защиту и другими, без реализации, которых невозможна полноценная судебная защита.

В силу требований ст. 45 Конституции Российской Федерации и принципа публичности, осуществление прав, предоставленных об-виняемому, подсудимому и другим участникам процесса, не может быть безразлично для государственных органов и должностных лиц, ведущих производство по делу. Создание необходимых условий для реализации этих прав, защиты законных интересов участников су-допроизводства является государственной обязанностью органов уголовного преследования и соответствующих должностных лиц.

Судебный контроль за деятельностью органов предварительного расследования охватывается понятием правосудие и является одной из важнейших гарантий основных прав и свобод граждан. Междуна-родное право и Конституция РФ, предусматривают состязательные начала на всех стадиях судопроизводства на основе полного равен-ства сторон и обеспечения каждому возможности своей защиты (п. 3 Международного пакта о гражданских и политических правах, ч. 3 ст. 123 Конституции РФ).

В ст. 123 Конституции РФ отмечается, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сто-рон. Это должно означать равенство процессуальных средств, при помощи которых сторона вправе отстаивать свои утверждения и ос-паривать утверждения других сторон. Процессуальное равноправие необходимо для того, чтобы суд не был органом расправы. Ст.19 Конституции РФ гласит, что все равны перед законом и судом.

Как отмечалось выше, процессуальная деятельность, направ-ленная на уголовное преследование, раскрытие преступлений и изо-бличение лиц, виновных в их совершении, составляет основное со-держание функции уголовного преследования. Целью применения мер принуждения является обеспечение устойчивого процессуаль-ного правопорядка, надежного функционирования уголовного судо-производства. Невыполнение требований процессуального закона граждани-ном служит основанием для применения к нему иных, более строгих мер принуждения. Отказ лица от выполнения своих процессуальных обязанностей, отступление от должного, установленного законом порядка поведе-ния являются основанием для применения более жесткого принуждения в рамках производства следственных и судебных действий, в частности избрание меры пресечения.

Верховный Суд Российской Федерации особое внима-ние проявляет к деятельности судов по рассмотрению ходатайств о применении заключения под стражу, в качестве меры пресечения, а также на решения о продлении срока содержания под стражей. Наделение суда полномочиями контроля за законностью и обоснованностью заключения под стражу является одной из главных гарантий судебной защиты права гражданина на личную неприкос-новенность. В соответствии с этими нормами закона (ст. 108 УПК РФ), судья исследует материалы, подтверждающие законность и обоснованность ходатайства о применении такой меры пресечения, как заключение под стражу, исследует мотивы и основания, в силу которых возникла необходимость в заключение подозреваемого, обвиняемого под стражу и невозможно избрание иной меры пресечения.

Всё выше сказанное в совокупности говорит об обеспечение прав и свобод участников уголовного судопроизводства, особенно лиц подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, в процессе применения мер уголовно-процессуального пресечения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В российском законодательстве особое место отводится применению мер пресечения при рассле-довании уголовных дел и производстве по ним в судебных стадиях. Без применения мер пресечения практически невозможно раскрыть преступление, воз-местить причиненный ущерб, наказать виновного, пресечь преступную деятельность.

Меры пресечения в уголовном процессе являются составной, наиболее значимой частью уголовно-процессуального принуждения. Они являются вполне оправданными и необходимыми, несмотря на то, что затрагивают основные конституционные права граждан на свободу и личную неприкосновенность.

Под мерами уголовно-процессуального пресечения следует понимать предусмотренные действующим законом меры процессуального принуждения, временно ограничивающие права и свободы обвиняемого (подозреваемого) и применяемые к нему с целью пресечения возможности скрыться от следствия и суда, воспрепятствовать предварительному расследованию и судебному разбирательству дела, продолжить преступную деятельность, а также уклониться от исполнения приговора суда.

Прямое назначение данной меры - это предупреждение при необходимости, поведения лиц, обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, с целью создания необходимых условий для полного, всестороннего и объективного разбирательства по уголовному делу, принятия справедливого решения, обеспечения реализации обязанности виновных в совершении противоправного деяния понести ответственность, установления видов мер ответственности, реализации прав и интересов граждан, пресечения дальнейшего неправильного поведения виновных, восстановления прав потерпевших от преступления. Предупреждение, пресечение, своевременное раскрытие преступлений, особенно тяжких и особо тяжких, обеспечение неотвратимости наказания, обеспечение возмещения причиненного в результате преступления вреда - это то, на что направлено применение мер пресечения.

Целями применения меры пресечения является пресечение потенциальной возможности обвиняемого или подозреваемого: скрыться от дознания, предварительного следствия и суда; продолжить заниматься преступной деятельностью; угрожать участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства или иным путём воспрепятствовать производству по делу; уклониться от отбывания наказания.

Все меры уголовно-процессуального пресечения, в своей совокупности, направлены на решение задач уголовного судопроизводства. Существуют разные классификации мер пресечения по различным основаниям, но все они, в конечном счете, направлены на более успешное их применение в процессе уголовно-процессуальной деятельности.

Основаниями применения меры уголовно-процессуального пресечения является наличие данных, позволяющих полагать, что обвиняемый: скроется от следствия или суда; продолжит заниматься преступной деятельностью; будет угрожать участникам процесса; уничтожит доказательства или иным путём воспрепятствует производству по делу; воспрепятствует надлежащему исполнению приговора. При избрании меры пресечения должны также учитываться тяжесть предъявленного обвинения, данные о личности обвиняемого, его возраст, семейное положение и другие обстоятельства. Существуют обязательные условия применения мер пресечения (наличие возбужденного уголовного дела, она применяется к подозреваемому (обвиняемому), имеются основания для её избрания, наличие мотивированного постановления (определения), соблюдение процессуального порядка, предусмотренного законом).

При избрании меры пресечения дознаватель, следователь и судья выносят мотивированное постановление, а суд -- определение. Постановление (определение) состоит из вводной, мотивировочной и резолютивной частей.

В Уголовно-процессуальном кодексе РФ предусмотрена процедура изменения и отмены мер уголовно-процессуального пресечения. Решение об отмене или изменении меры пресечения прини-мает орган или суд (судья), в производстве которого находится уго-ловное дело, о чем дознаватель, следователь или судья выносят постановление, а суд-определение, которое должно быть в каждом случае мотивированным. В стадии постановления приговора решение вопроса о мере пресечения является обязательным.

Закон предоставляет право лицам, в отношении которых принято решение об избрании меры пресечения, обжаловать его в суде кассационной инстанции или в порядке надзора.

В процессе применения меры уголовно-процессуального пресечения должны обеспечиваться и соблюдаться конституционные права и свободы участников уголовного судопроизводства, особенно лиц подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений.

Следует заметить, что при отсутствии в законодательстве меры уголовно-процессуального пресечения, нельзя было бы надлежащим образом обеспечить исполнение указанных в законе предписаний, а при определённых обстоятельствах вообще исключалась бы возможность наступления ответственности виновного, как и отсутствовала бы возможность восстановления прав потерпевшего от преступления лица.

Список использованной литературы

1) Конституция Российской Федерации. - М.: НОРМА, 2000. - 60с.

2) Уголовно-процессуальный кодекс РФ.- М.: ЭКМОС, 2007. - 528 с.

3) Уголовный кодекс РФ. - М.: ЭЛИТ, 2003. - 152 с.

4)Федеральный закон РФ от 8.12.2003 г. «О приведении Уголовно процессуального кодекса РФ и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РФ» № 161-ФЗ //Сборник законодательства РФ, 2004.- 987с.

5) Федеральный закон РФ «О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений» // Собрание законодательства РФ. 1996.- № 25.-Ст. 2964.

6) Федеральный закон «Об общественных объединениях» // Собрание законодательства РФ. 1998.- № 30. - Ст. 3608.

7) Федеральный закон РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 21 июня 1995 г. № 103 // СЗ РФ, 1995, № 29, ст.2759. 8) Федеральный закон РФ от 8.12.2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РФ» № 162 - ФЗ // Сборник законодательства РФ, 2004.- 987с.

9) Стандартные минимальные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) от 29 ноября 1985 г. // Советская юстиция. 2002.- №3. - С. 70.

10) Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 года. Ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 года. Вступил в силу 23 марта 1976 года. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976.- № 17. - Ст. 291.

11) Миланский план действий // Советская юстиция. 1992. № 13-14. - С. 39-40.

12) Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.1993 года «О практике

судебной проверки законности и обоснованности ареста или продления срока

содержания под стражей», (в редакции ПП ВС РФ от 10.10.2001 года. № 11) // Российская газета. 2001. 17 октября. № 202.

13) Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.2000 г. О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних // Сборник Постановлений Пленума по уголовным делам. М.: Спарк. 2001.

14) Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.06.1978 г. № 5 // Сборник Постановлений Пленума по уголовным делам. М.: Спарк. 2001.

15) Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. О некоторых вопросах, связанных с применением статей 23 и 25 Конституции Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1994. №3. -С. 12.

16) Безлепкин Б.Т. Уголовный процесс России: Учебное издание. -М.: ООО ТК Велби, 2003. - 480 с.

17) Бирюков П.Н. нормы международного уголовно-процессуального права в правовой системе РФ: Монография. - Воронеж: ВГУ, 2000. - 228 с.

18) Божьев В.П. Уголовный процесс: Учебник для ВУЗов. - М.: Спарк, 2002.

19) Брайнин М.С. Меры процессуального принуждения в советском уголовном процессе. - Свердловск. 1953. - С. 89.

20) Буряков А.Д. Меры пресечения в советском уголовном процессе-М., 1967.

21) Вандышев В.В. Уголовный процесс в схемах: Учебное пособие. - Питер,

2003. - 496 с.

22) Даньшина Л.И. Меры пресечения при производстве по уголовному делу:

Учебное пособие. - М.: УМЦ ГУК МВД РФ, 1991.

23) Елесин В. И. Избрание меры пресечения - заключение под стражу. - М.:

ВНИИ МВД СССР, 1972. - 40 с.

24) Еникеев З.Д. Проблемы мер пресечения в уголовном процессе. Автореферат. Екатеринбург, 1992. - с. 10-11.

25) Коврига З.Ф. Уголовно-процессуальное принуждение. -Воронеж: ВГУ, 2002

26) Короткий Н.Н. Процессуальные гарантии неприкосновенности личности

подозреваемого и обвиняемого в стадии предварительного расследования. - М.: ВНИИ МВД СССР, 1981. - 95 с.

27) Кудин Ф.М. Принуждение в уголовном судопроизводстве. - Красноярск,

2005. - С. 47-48.

28) Комментарий к Конституции РФ.- М.: БЕК, 1996. - 664 с.

29) Комментарий к УПК РФ (Под ред. В.В. Мозякова). - М.: Экзамен , 2002. - 629с.

30) Комментарий к УПК РФ (постатейный) (Под ред. Б.Т. Безлепкина). - М.:

ООО ВИТРЭМ, 2002. - 135 с.

31) Лазарева В.А. Теория и практика судебной защиты в уголовном процессе.

Самара, 2000.

32) Лебедев В.М. судебная защита свободы и личной неприкосновенности граждан на предварительном следствии. М., 2001.

33) Лившиц Ю.Д. Меры пресечения в советском уголовном процессе. - М., 1964.

34) Малышева И.А. Уголовный процесс: Сборник учебных пособий. Общая часть. Выпуск 1. - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2001.

35) Международные акты по правам человека. Сборник документов. М., 1998.

36) Михайлов В.А. Процессуальный порядок применения мер пресечения в

уголовном судопроизводстве. - М.: Академия МВД РФ. 1995.

37) Михайлов В.А. Меры пресечения в российском уголовном процессе. - М.:

Право и закон, 2006.

38) Научно-практический комментарий к УПК РФ (Под ред. В.М. Лебедева). -

М.: Спарк, 2002. - 991 с.

39) Печников Г.А. Юридическая природа мер пресечения в уголовном процессе.

Сборник научных трудов. - Волгоград.: ВСШ МВД СССР, 1987. - 116 с.

40) Рыжаков А.П. Меры пресечения М., 2006. - С. 24.

41) Строгович М.С. Избранные труды. Т. 2. Гарантии прав личности в уголовном судопроизводстве. М., 2002.

42) Трунова Л.К., Трунов И.Л. Меры пресечения в уголовном процессе. - Санкт-Петербург.: Юридический центр Прес. 2006

43) Уголовный процесс: Курс лекций (Под ред. В.И. Рохлина). - СПб.: Издат. дом «Сентябрь», 2001.

44) Уголовный процесс: Учебник для вузов (Под ред. А.С. Кобликова). - М.: НОРМА, 2001.

45) Цоколова О.И. Заключение под стражу подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления: Монография. - М.: ВНИИ МВД России, 2001. - 82 с.

46) Анашкин О.В. Исчисление срока содержания обвиняемого под стражей // Законность. 2003.- № 8.

47) Брусницын Л.К. Меры пресечения по УПК РФ: новеллы и старые ошибки // Уголовное право. 2002. № 3.

48) Жога Е.Ю. О понятии и сущности ареста как мере пресечения в уголовном судопроизводстве // Следователь.2000.- № 3.

49) Капинус Н.К. Меры пресечения в российском уголовном процессе // Следователь, 1998. № 8. - С. 28.

50) Лившиц Ю.Д. Меры пресечения. //Юридический мир. 2002. № 6. - С. 67.

51) Лившиц Ю.Д. Залог в качестве меры пресечения // Законность, 2003. №5. - С. 11-14.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты