В настоящее время в юридической науке большое значение придается изучению административного права, хотя многие аспекты имеют лишь теоретическое значение.
Особое место среди многообразия теоретических вопросов занимают проблемы законности и дисциплины в управлении. Изучение данной темы занимались многие ученые. Большой вклад в изучение общих вопросов законности и правопорядка внесли ученые как Н.Г. Александров,
М.С. Строгович. Современные ученые также занимаются изучением данных вопросов. Среди современных ученых можно назвать В.К Бабаев,
В.Н. Карташов.
Цель контрольной работы исследовать сущность законности и дисциплины в управлении.
- Проанализировать понятие законности;
- Изучить меры по укреплению законности;
- Изучить сущность дисциплины в управлении.
Большое теоретическое и практическое значение имеет выработка единых критериев оценки состояния законности, а также системы показателей для ее определения. Следует знать различные источники информации о правонарушениях, выявлять их, если они не были учтены официально. Для анализа динамики и структуры правонарушений важно выработать методику обнаружения, выявления такого рода нарушений.
Таким образом, данная проблема имеет в настоящее время актуальное значение. Большое теоретическое и практическое значение имеет вопрос о мерах по укреплению законности и дисциплины в управлении.
Законность и дисциплина - это общие принципы организации и функционирования исполнительной власти.
а) Верховенство Конституции РФ, федеральных законов над иными правовыми актами;
б) Обязанности законных решений вышестоящих органов и должностных лиц;
в) Приоритета прав и свобод человека и гражданина. Государственный служащий обязан строго соблюдать правовые акты, права граждан.
Можно назвать направления реализации идеи законности: служащий должен добиваться выполнения законов гражданами и организациями, он должен соблюдать законы, его права должны быть защищены.
1. Понятие законности
В советской юридической науке сложилось и стало господствовать понимание законности как строго и неуклонного исполнения законов и подзаконных нормативных актов всеми субъектами советского права - государственными организациями, должностными лицами и гражданами. Такое понимание законности было доминирующим в монографической литературе и с некоторыми вариациями сохранялось до нашего времени.
На первое место при характеристике законности ставился принцип верховенства закона, под которым понималась его высшая юридическая сила в иерархической системе нормативных правовых актов. Сам же закон трактовался в сугубо позитивистском аспекте, без какой-либо его оценки с позиции общих принципов права, общечеловеческой морали, международно-правовых норм и стандартов. Законы рассматривались как акты, выражающие возведенную в закон государственную волю.
Для понимания законности как неотъемлемого качества правовой системы в целом, особого состояния общественной и государственной жизни, режима функционирования правового государства существенное значение имеет содержательная характеристика самих норм права, их аксиологическая оценка. Содержание законности составляет не само законодательство, а такое законодательство, которое адекватно воплощает правовые принципы, общечеловеческие идеалы и ценности, насущные потребности и интересы человека, объективные тенденции социального прогресса.
Ряд советских ученых предпринимали попытки связать проблему законности с законотворчеством, распространить режим законности на эту сферу деятельности. Однако эти попытки не оказали существенного влияния на общепринятое понимание законности.
В традиционном понимании законности и ее принципов содержалось противоречие: с одной стороны, утверждалось верховенство закона, с другой, принижалось его значение, так как в сфере правоприменения речь шла уже о нормах всех правовых актов, безотносительно к их происхождению. Понимание законности как исполнения всех нормативно правовых актов, всех правовых норм объективно принижало значение закона в системе нормативных правовых актов. И не случайно в литературе получило широкое распространение понятия законодательства в широком смысле, охватывающего не только законы, не и другие акты.
Закон занимает особое место в системе нормативных правовых актов. Он обладает рядом юридических и иных свойств, не присущих другим нормативным актам. Необходимо преодолеть нивелирование закона в системе нормативных правовых актов и признать, что законность есть исполнение только закона.
Профессора М.С. Строгович полагал, что сущность законности составляет соблюдение и исполнение именно законов. Из этого, по его мнению, вытекает и необходимость соблюдения подзаконных актов, соответствующих законам, изданным на основе закона, в соответствии с законом и во исполнение закона.
В юридической науке были попытки найти компромиссное решение. Суть его заключалась в предложении различать два понятия - широкое и узкое. Узкое понятие законности означает требование соблюдать законы государства, широкое - не только государства, но и все подзаконные акты.
Сущность понимание законности и правопорядка связано еще с одним важным критерием их ограничения друг от друга. Это касается определения субъектов законности и правопорядка.
В свете традиционное понимание законности ее субъектами являются все субъекты права. Должностные лица поставлены в один ряд с гражданами, то есть нивелируется опасность нарушения закона со стороны должностного лица в сравнении с опасностью нарушения закона, совершаемого гражданином.
Профессор Н.Г. Александров предлагал компромиссное решение. Он не ставил в один ряд нарушения закона, допускаемые гражданами и должностными лицами. Законность в широком аспекте, по его мнению, означает требование соблюдать законы всеми субъектами права. Законность, понимаемая в узком аспекте, означает соблюдение законов именно должностными лицами государства, то есть законность распространяется именно на деятельность государственного аппарата.
Законность состоит в том, что должностные лица выполняют требования законов, выявляют нарушение закона, пресекают их, восстанавливают нарушенные права. Законность должна характеризоваться наличием эффективного механизма защиты действия законов государства, в том числе защиты прав и законных интересов граждан, других субъектов права.
Нарушение законов, совершенные гражданами и другими лицами, не означают, что эти лица выступают в качестве нарушителей законности. В этом случае речь идет о нарушениях правопорядка в обществе. Граждане могут участвовать в выявлении нарушений должностными лицами и, следовательно, законности, способствовать ее обеспечению.
Законность есть система реально действующего права. Это означает следующее:
- Наличие в обществе и государстве правовой Конституции. Это означает, что действующая Конституция и законы адекватно отражают правовые принципы, общечеловеческие ценности, правовые идеалы демократического общества и правового государства. Кроме того законность означает соответствие Конституции и других законов принципам и нормам международного права, международным стандартам, неотчуждаемым и неотъемлемым правам человека.
- Наличие и действие строго иерархической правовой системы, в основе которой лежит принцип верховенства закона, то есть соответствия закону всех подзаконных актов. В иерархии системы правовых актов Конституция и законы обладают высшей юридической силой. Это диктует требование непротиворечивости подзаконных актов Конституции.
- Полное и точное осуществление, реализацию Конституции и других законов в действиях должностных лиц органов всех ветвей государственной власти, органов местного самоуправления, объединений граждан.
- Всестороннее обеспечение и эффективную защиту действия Конституции и других законов. Эта система юридической защиты включает как систему государственного контроля и надзора за действием законов, так и систему индивидуальной защиты со стороны граждан и других лиц своих прав и свобод, законных интересов.
Наличие всех этих элементов составляет содержание законности как системы реально действующего права.
Конституционность означает идею, требование и систему.
1. Реальное выражения права в Конституции общества и государства, в самом процессе подготовки, принятия, введения и действие, изменения и дополнения Конституции как нормативного акта высшей юридической силы в правовой системе государства.
2. Верховенство Конституции, то есть соответствие Конституции всех законов и подзаконных нормативных актов.
3. Полня, и точная реализация Конституции органами всех ветвей государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, объединениями граждан.
4. Всестороннее обеспечения и эффективная защита действия Конституции.
Уровень законности в государстве, прежде всего, зависит от ее состояния в исполнительно-распорядительной деятельности.
Юридическая правомерность деятельности государственной администрации - стержень всего режима законности в стране.
2. Меры по укреплению законности
Во первых, необходимо развивать экономическую систему общества, создавать мощную производственную базу и финансовую систему, развивать свободу экономической деятельности, гарантировать единство экономического пространства для всех предпринимателей, свободное перемещение товаров, услуг, поддерживать конкуренцию, надежно обеспечивать государственную поддержку всех форм собственности.
Во-вторых, следует совершенствовать политическую систему общества, создавать условия для реального разделения властей, демократизации общества, развитие плюрализма, народовластия.
В-третьих, нужно формировать новый уровень духовной культуры, экономического и политического, нравственного и правового сознания, воспитывать уважение к личности, праву, иным общечеловеческим ценностям.
В-четвертых, очень важно развивать правовую систему общества, а именно:
а) постоянно совершенствовать законодательство;
б) создавать все условия для его грамотной систематизации;
в) усиливать роль закона в системе нормативных актов, обеспечить прямое действие Конституции и иных законов;
г) повысить уровень правовой культуры граждан и должностных лиц, укрепить исполнительную дисциплину государственных и муниципальных служащих;
д) реально обеспечить судам их место в деле защиты прав и законных интересов граждан;
е) укрепить систему правоохранительных органов, особое внимание в этом плане обратить на повышение места и роли прокуратуры в обеспечении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, за исполнением законов представительными и исполнительными органами субъектов, органами местного самоуправления;
ж) повысить эффективность реализации законов и иных нормативных актов, а также исполнение принимаемых судами и другими компетентными органами правоприменительных актов;
з) принять все меры экономического и политического, организационного и юридического, государственного и негосударственного характера по снижению правонарушений и уровню преступности в обществе.
Все указанные мероприятия будут способствовать укреплению законности и правопорядка в обществе.
3. Дисциплина в управлении
Под дисциплиной понимается обязательное для всех членов какого-либо коллектива подчинение установленному порядку, правилам.
Понятие дисциплины тесно связано с понятием законности в административном праве.
За несоблюдение служащими дисциплины они подлежат дисциплинарно правовому принуждению, которое обладает рядом особенностей, совокупность которых определяет его качественное своеобразие как самостоятельной разновидности принудительной деятельности.
1. Меры дисциплинарного принуждения применяются в связи с дисциплинарными проступками, но могут быть использованы и для борьбы с правонарушениями.
2. Дисциплинарное принуждение является внесудебным.
3. Оно может осуществляться только в отношении членов устойчивых коллективов.
4. Для него характерно широкое использование морально-правовых санкций.
5. Дисциплинарное принуждение осуществляют субъекты дисциплинарной власти.
6. Меры дисциплинарного воздействия могут применяться только к физическим лицам, то есть оно персонифицировано.
За несоблюдением дисциплины всегда следует дисциплинарная ответственность.
Дисциплинарная ответственность - это наложение дисциплинарных взысканий на основе правовых норм субъектами дисциплинарной власти на подчиненных или устойчивых коллективов за дисциплинарные проступки и иные правонарушения.
4. Задача №1
23 июля 2007 года в администрацию Центрального района поступило заявление гражданина Филатова и других жильцов дома, в котором отмечалось, что гражданин Братин систематически распивает спиртные напитки во дворе дома, а также содержалась просьба принять к гражданину Братину меры воздействия. На основании заявления административная комиссия 16 сентября 2007 года вынесла постановление о наложении на гражданина Братина штрафа в размере двух минимальных размеров оплаты труда.
Какие нарушения допущены при принятии решения? Какое решение должно быть принято по данному заявлению?
Братин подлежит административной ответственности по ст.20.20 ч.2 КоАП.
Распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта 12 и более процентов объема готовой продукции на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах (в том числе указанных в части 1 настоящей статьи), за исключением организаций торговли и общественного питания, в которых разрешена продажа алкогольной продукции в розлив, - влечет наложение административного штрафа в размере от трехсот до пятисот рублей. (Абзац в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ).
Под общественным местом понимаются любые объекты реального или потенциального нахождения физических лиц: парк, стадион, сквер относятся к общественным местам даже и в тот временной период, когда граждане там отсутствуют, важно, что они гипотетически могут находится там и стать невольными свидетелями либо участниками противоправных действий.
Распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции, так же как и хулиганство, всегда является действием правонарушителя, для его квалификации не имеет значения наступление физических последствий, поступок считается завершенным в момент волеизъявления правонарушителя, т.е. в момент начала употребления указанной продукции, средств, веществ.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренной данной статьей, рассматриваются:
- начальниками территориальных управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним ОВД, их заместителями, начальниками территориальных отделов (отделений) милиции, их заместителями;
- начальниками линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, их заместителями;
- начальниками дежурных смен дежурных частей линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, начальниками линейных пунктов милиции.
Согласно ст.29.6 ч.1 КоАП дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Таким образом, решение принято с нарушением срока.
Согласно ст.22.1 ч.2 п.4 КоАП дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, рассматриваются административными комиссиями. Таким образом, данное правонарушение не правомочна была рассматривать административная комиссия.
5. Задача №2
Находясь на службе в таможенных органах в течение 20 дней, двадцатидвухлетний гражданин К., являясь выпускником образовательного учреждения Государственного таможенного комитета (ГТК), был представлен к присвоению первого специального звания - прапорщик. Начальник таможенного органа, в котором находился на службе гражданин К., отказал в присвоении звания прапорщика, мотивируя это тем, что сотрудник таможенных органов гражданин К. находится на прохождении шестимесячного испытания, которое необходимо при приеме на службу в таможенные органы. На основании этого ему не может быть присвоено первое специальное звание.
Дать юридический анализ дела.
Нормативной базой для решения данной задачи является Федеральный закон от 21.07.1997г № 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации".
Согласно ст. 3 указанного закона должностными лицами таможенных органов РФ являются граждане, занимающие должности в указанных органах, которым в установленном порядке присвоены специальные звания (сотрудники таможенных органов) или квалификационные разряды. Ст.5 данного закона указывает, что гражданам, принятым на службу в таможенные органы, и сотрудникам таможенных органов, может быть присвоено звание прапорщика.
Ст. 6 устанавливает условия поступления на службу в таможенные органы. Сотрудниками таможенных органов могут быть граждане, достигшие возраста 18 лет, способные по своим личным и деловым качествам, уровню образования и состоянию здоровья обеспечивать выполнение функций, возложенных на таможенные органы. Поступление на службу в таможенные органы граждан является добровольным и осуществляется на условиях контракта о службе в таможенных органах.
Согласно ст. 9 устанавливается испытание при приеме на службу в таможенные органы. Для гражданина, поступающего на службу в таможенные органы, может устанавливаться испытание продолжительностью до шести месяцев в зависимости от уровня его профессиональной подготовки и должности, на которую он поступает. В этом случае гражданин назначается на соответствующую должность стажером без присвоения ему специального звания.
Продолжительность испытания указывается в приказе о назначении на должность. Срок испытания может быть сокращен по решению начальника таможенного органа, назначившего указанного гражданина на должность.
Таким образом, поскольку гражданин К. находится на шестимесячном испытании, то ему не может быть присвоено специальное звание. Начальник таможенного органа поступил правильно.
Заключение
В советской юридической науке сложилось и стало господствовать понимание законности как строго и неуклонного исполнения законов и подзаконных нормативных актов всеми субъектами советского права - государственными органами, общественными организациями, должностными лицами и гражданами.
В юридической литературе существовало много определений законности. В связи с существующим многообразием определений были предприняты попытки объединить эти определения и выработать компромиссное определения. Суть его заключалась в предложении различать два понятия широкое и узкое. Узкое понятие законности означает требование соблюдать законы государства, но и все подзаконные акты.
Под дисциплиной понимается обязательное для всех членов какого-либо коллектива подчинение установленному порядку, правилам.
В любом обществе законность имеет определенную экономическую и политическую, юридическую и неюридическую, духовную и иные основы.
За несоблюдение служащими дисциплины они подлежат дисциплинарно правовому принуждению, которое обладает рядом особенностей, совокупность которых определяет его качественное своеобразие как самостоятельной разновидности принудительной деятельности.
За несоблюдение дисциплины всегда следует дисциплинарная ответственность.
Дисциплинарная ответственность - это наложение дисциплинарных взысканий на основе правовых норм субъектами дисциплинарной власти на подчиненных или членов устойчивых коллективов за дисциплинарные проступки и иные правонарушения.
Принцип законности в административном праве, считает французский ученый Г. Бребан, состоит из двух взаимосвязанных обязанностей: действовать в соответствии с законом и проявлять инициативу в обеспечении выполнения закона.
Уровень законности в государстве, прежде всего, зависит от ее состояния в исполнительно-распорядительной деятельности.
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации. Проспект. Москва. 2007.
2. Кодекс Российской Федерации об Административных Правонарушениях. Проспект. Москва. 2008.
3. Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. Административное право. Учебник для вузов. 3-е изд. Норма. Москва. 2007.
4. Теория Государства и Права. Под редакцией В.К.Бабаева. 2-е изд. Юристь. 2007.