РЕФЕРАТЗаконность, правопорядок, общественный порядокЗаконность и правопорядок в системе политико-правовых ценностей современной правовой жизни
Когда говорят о праве, то нередко под правом понимают широкий круг явлений, включая нормы права, отношение людей к действующему праву (правосознание), реализацию права в жизни правоотношение). Среди разнообразных способов проявления права в сфере его действия принципиально важное значение имеют такие понятия как законность и правопорядок. Законность и правопорядок - это важнейшие характеристики динамичного состояния правовой жизни современного демократического цивилизованного государства, нормой существования которого является обеспечение прав и свобод человека и гражданина.
Представляется существенным отметить, что законность и правопорядок - это, прежде всего характеристики правовой жизни современного социального правового государства. Понятие «правовая жизни» хотя и встречалось в правовой литературе XIX, века и в современной юридической литературе, но все еще представляется недостаточно разработанным, хотя, вероятно, это понятие включает в себя, прежде всего, совокупность всех форм и проявлений права (как позитивных так и негативных) и, прежде всего, законность и правопорядок. См.: Малько А.В. «Правовая жизнь» как важнейшая категория юриспруденции. В книге: Ежегодник Российского права. 2000. М.: Норма. 2001. С136
Законность и правопорядок занимают важнейшее место среди политико-правовых ценностей современного мира. См.: Политико-правовые ценности: история и современность. Отв. ред. Нерсесянц В.С. - М.: Эдиториал УРСС. 2000. С. 81-95. Это объясняется тем, что формирование правового государства обусловлено в качестве существеннейшей предпосылки таким состоянием правовой жизни для которой нормой является обеспечение прав и свобод человека и гражданина, торжество законности и правопорядка.
Законность - это явление многоплановое, многоаспектное, что не однократно отмечалось в нашей правовой литературе. См.: Проблемы общей теории права и государства. Под ред Нерсесянца В.С. - М.: Норма, 1999. С. 465.
Определения законности, которые имеются в нашем отечественном правоведении, подчеркивают ту или иную сторону этого явления. Достаточно сказать, что законность понимается и как организационный принцип деятельности государства и его аппарата, как функция государства, как принцип права, как политико-правовой режим, и все это верно. Наиболее принципиально то, что все направления государственно-правовой деятельности должны основываться на законности.
Вероятно, самое краткое определение понятия законности могло бы выглядеть следующим образом: законность - это власть закона. См.: Политико-правовые ценности: история и современность. Отв. ред. Нерсесянц В.С. - М.: Эдиториал УРСС. 2000. С. 82
Как известно, правление законов - это одна из древнейших проблем философии и права и правоведения. Законность - это главнейшая ценностная ориентация, объединяющая право, государство и личность. Идея правления законов сохраняет свое непроходящее значение и в наши дни.
Во все времена от древности и до наших дней власть законов являлась фактором стабилизации и упорядочения общественных отношений.
Однако идея законности не сводится только к идее правления законов. Достаточно сказать, что идеи государства законности характерны и для древности, и для средних веков, и для начала современной истории. Особенность современного периода состоит в том, что общественная жизнь в наши дни характеризуется устремленностью к формированию гражданского общества и правового государства. Согласно мысли Иммануила Канта, государство есть объединение людей подчиненных правовым законам. Таким образом, в современном мире речь может идти о правовой жизни, подчиненной законам правового государства, то есть правовым законам. Это означает, что с точки зрения концепции идеи правового государства восприняты в большинстве цивилизованных стран мира, в том числе и в ныне действующей Конституции Российской Федерации. Вместе с тем существенно, что законность предполагает не просто власть законов, а законов правовых.
В точном смысле слова в обществе, воспринявшем концепцию социального правового государства, точнее было бы говорить не о законности, а о правовой законности или, по терминологии С.С. Алексеева, правозаконности. См.: Алексеев С.С. Философия права. - М.: Норма, 1998. С. 121.
Понятие законности в современных условиях, таким образом, качественно отличается от законности в другие исторические эпохи. Нетрудно понять, что принцип законности является важнейшей организационной предпосылкой любой государственной системы. И это понятно, поскольку законодательство является важнейшим фактором, нормирующим общественную жизнь. Вероятно, не возможно найти государства во всей мировой истории, которое бы не стремилось проводить законы в жизнь. Наиболее яркий пример - это законодательство Петра I, который стремился навести порядок в стране и именно ему принадлежит четко сформулированное представление о законности, свойственной периоду абсолютистского государства: «понеже ничто так к управлению государства нужно есть, как крепкое хранения прав гражданства, понеже в суе законы писать, когда их не хранить, или ими играть как в карты, прибирая масть к масти». См.: Воскресенский Э.А. Законодательные акты Петра I.Т. 1. - М-Л.: Издательство АН СССР, 1945. С. 107.
Конечно же, законность свойственна любому государству, поскольку во все исторические эпохи государство, правящая элита, правительство страны и глава государства используют законы для реализации своей политики. В этом отношении трудно не согласится с В.И. Лениным, который писал в 20-е годы ХХ столетия о том, что закон есть мера политическая, есть политика.
Законность и правопорядок в контексте современной науки теории государства и права рассматриваются как важнейшие элементы структуры правовой системы (В.Н. Кудрявцев, А.М. Васильев, В.П. Казимирчук, Н.И. Матузов, М.И. Байтин). См.: Байтин М.И. Право и правовая система: вопросы соотношения// Ежегодник российского права. 2000, М.: Норма, 2001. С. 100-101.
В аспекте широкого, общественно-политического понимания законности она может быть охарактеризована в качестве режима общественно-политической жизни, выраженного в требованиях, которые предъявляются ко всему обществу - ко всем субъектам, ко всей политической системе. Это требование не только строжайшего, неукоснительного соблюдения и исполнения норм позитивного права, но и: а) верховенство законов по отношению ко всем иным правовым актам; равенство всех перед законом; обеспечение для всех субъектов полного и реального осуществления субъективных прав; г) независимое и эффективное правосудие; эффективная работа всех правоохранительных органов. В таком, широком смысле законность представляет собой элемент демократии как политического режима (поэтому она относится также к понятиям, характеризующим государства). См.: Алексеев С.С. Государство и право. - М.: Юридическая литература. 1996. С. 14.
Законность - многоплановое, многоаспектное социальное явление. Различные определения законности подчеркивают ту или иную ее сторону. Достаточно сказать, что законность понимается и как организационный принцип деятельности государства и его аспекта, как функция государства, принцип права, политико-правовой режим. И все это верно. Все направления государственно-правовой деятельности должны основываться на законности.
Представляется существенным уяснение соотношения понятий «законность» и «легитимность».
По отношению к государственной власти законность характеризует соответствие ее существования и ее решений требованиям Конституции и иного законодательства.
Легитимность - пишет С.С. Алексеев, - более основательное понятие: оно дает ответ на вопрос, обоснованна ли данная власть с социальной стороны и с точки зрения права (позитивного и естественного), прав и свобод человека.
Законность - это требование строжайшего, неукоснительного соблюдения и исполнения всех юридических норм, всех правовых предписаний всеми субъектами, т.е. гражданами, их объединениями, должностными лицами, государственными органами. См.: Алексеев С.С. Государство и право. - М.: Юридическая литература. 1996. С. 78.
Это узкое понимание законности.
Иногда как синоним терминов «законность», «право» используется термин «правопорядок».
Но у понятия «правопорядок» имеется своя специфика.
Правопорядок есть результат действия законности, выражающий степень осуществления ее требований. При этом имеется в виду и требование строжайшего, неукоснительного соблюдения и исполнения юридических норм и общественно-политических требований (равенство всех перед законом, верховенство закона и т.д.)
В условиях демократии для правопорядка характерен высокий уровень гарантий прав и свобод человека, развитое правосудие, широкий спектр правовых средств, используемый каждым человеком для защиты достоинства, неприкосновенности и безопасности.
В начале XXI в. наше общество ощущает дефицит в юридических идеях и веры в действующие права. Звучат призывы учредить «диктатуру закона». Однако никакой диктатурой с самыми благими целями нельзя создать стабильный и устойчивый правопорядок. Идея силового утверждения правопорядка свидетельствует о кризисе правовой идеологии. Несмотря на колоссальное расширение юридического образования и числа юристов, в том числе адвокатов, правовой нигилизм населения, бюрократии является повседневной реальностью. При колоссальном росте дипломированных юристов рост правосознания в стране незначителен. См.: Синюков В.Н. Россия в XXI веке: пути правового развития// Ежегодник российского права. 2000. -М.: Норма. 2001. С. 12.
Главное противоречие существующего правопорядка, - как справедливо отмечает В.Н. Синюков, - является то, что мы в целом грамотно пишем законы и законодательствуем вполне по-европейски, но думаем и поступаем как-то иначе. «Правовыми категориями у нас не размышляют, в лучшем случае - «применяют» законы, в худшем - прикрывают ими властно-политическую деятельность». См.: Ежегодник российского права. 2000. -М.: Норма, 2001. С. 13.
Относительно стабильный правопорядок в нашем обществе сохраняется за счет объективно действенной правовой позиции населения.
Усиление национально-освободительного и национально-сепаратистских движений по новому ставит значение законности и законного поведения.
Законность является важнейшим атрибутом политики национальной безопасности - военной, политической, экономической, социальной.
Власть законов (законность) есть функциональное измерение конституционной организации общества в границах государства. Сюда входит и национальная безопасность и социально-экономическая ситуация и управление, и взаимоотношения с другими народами и странами.
«Законность как атрибут системы жизнеобеспечения нормального функционирования учреждений государственной власти, управления и судебного контроля становится в таком случае силой для таких процессов, как эволюция демократических институтов и процессов в авторитаризм или диктатуру, или же подмены интересов стран корпоративными интересами правящей олигархии». См.: Политико-правовые ценности: история и современность. Под ред. Нерсесянца В.С. - М.: Эдиториал УРСС, 2000. С. 89-90
Общественный порядок, правопорядок, законность.
Обеспечение охраны правопорядка, складывающегося в результате правового регулирования отношений демократического общества, - важное и необходимое условие формирования правового государства. Однако на существующие в обществе отношения воздействуют не только право, но и политика, мораль, обычаи и т.д. Поэтому большое значение имеет выяснение механизма образования правового порядка, его общественной роли и места в социальной урегулированности общественных отношений.
Правопорядок охватывает массу общественных отношений, которые регулируются и охраняются правом. Речь идет о правовых отношениях, которые возникают, изменяются и прекращаются при активном участии юридических норм и в соотношении с ними. Такого рода отношения одновременно являются объектом регулирования и правовой охраны. Правовая охрана распространяется не только на правопорядок в собственном смысле, но и на более широкий по своим масштабам порядок общественных отношений, т.е. на общественный порядок.
Общественный порядок выступает как наиболее общая система охраняемых правом социальных отношений, состоящих из структурных подразделений, элементов и подсистем. Правопорядок относится к общественному порядку как часть к целому. Он (правопорядок) имеет также свои подсистемы, составные части.
В любом демократическом обществе юридические нормы являются основным регулятором наиболее важных общественных отношений. В первую очередь они регулируют отношения, возникающие в процессе производства и распределения, охраняя различные формы собственности и т.д. Этим объясняется центральное положение законодательства в системе социальных норм, его ведущая роль в укреплении общественного порядка его цементирующим звеном.
В юридической литературе обсуждаются, дискутируются как само понятие «общественный порядок», так и соотношение его с правопорядком и законностью.
Если в определении понятия общественного порядка в широком смысле ученые пришли к какой-то согласованности, то в отношении понятия общественного порядка в узком смысле единства нет. Поиск приемлемого объединения понятия общественного порядка в более узком понимании важен потому, что дает возможность четко установить сферу деятельности, например, правоохранительных органов.
Общественный порядок в широком смысле выступает как понятие родовое, а правопорядок - как видовое. Тем самым они соотносятся так же, как и система действующих в обществе социальных норм в целом с одним из их видов - правовыми нормами. Наряду с правопорядком можно выделить и другие виды общественного порядка, например, порядки, возникающие под воздействием норм нравственности или норм общественных организаций. Взаимодействуя друг с другом, они образуют единую систему социально регулируемых отношений - общественный порядок в широком его понимании.
Таким образом, представляется обоснованным определить правопорядок как вид общественного порядка, который образуется под воздействием права. Его охрана охватывает не все сферы общественного порядка, а лишь ту его часть, которая попадает под действие правового регулирования.
Законность и правопорядок в правовом государстве.
Правовое государство - это преграда на пути правового произвола, это гарантии действительной демократии, это политико-правовая система, в основе которой лежит действительно гуманная и действительно прогрессивная юридическая мысль, которая, видимо, должна быть восстановлена в своих правах.
Условия, в которых эта идея развивалась, буржуазность самих мыслителей, ее развивших, не дает нам возможности взять ее в готовом виде ни у одного из ее классиков. С другой стороны, идея правового государства не принадлежит буржуазии, ее истоки восходят к античности. Мученическая смерть, принятая семидесятилетним старцем Сократом, была делом, подтвердившим его слова о верховенстве права над всем мимолетным.
Оставляя в стороне частности, смысл теории правового государства сводится к следующему.
Основой государственной жизни, отношений между государством и гражданином служит право - некая система норм, обязательная для них обоих независимо от конкретных политических целей, стремлений, социальных условий и т.п. Право- это своеобразное условие, фон и основа их сосуществования, присутствующие всегда и более-менее независимо от их сегодняшней и сиюминутной воли. Да. В классовом обществе в эту систему заложена некая коренная несправедливость, не без того. Но сам принцип позволяет идти к лучшему, на что способно данное общество. Сегодня, когда эта проблема выдвинута в центр общечеловеческих ценностей, идея правового государства готова начать новую, демократическую жизнь.
Права и свободы граждан должны быть гарантированы независимо от того, какие конкретные лица будут находиться у власти. С точки зрения теории правового государства может меняться политика, но не должна уменьшаться раз уже завоеванная степень гласности, демократии, должны быть исключены какие бы то ни было репрессии относительно тех, кто был приверженцем другой линии, и т.д.
Внимательный анализ не только событий 30-40-х годов, но и происшедших совсем недавно - в годы 70-е ХХ в., приводит к выводу: в нашем обществе существовала реальная возможность попрания тех правовых основ, на которых оно строится. Мощнейшая сила - бюрократический аппарат, репрессивный аппарат - имела возможность без особого труда выйти из-под правового контроля. Поставить себя над ним и над всем обществом. Чтобы побороть эту силу, необходимо создать такую правовую систему, которая ставит само право в некое привилегированное положение и сводит до минимума возможность кому бы то ни было и когда бы то ни было его обойти, его не учесть, ему не подчиниться. Меняющиеся ежемесячно нормы и нормативы, крутые смены в экономических курсах породили особый феномен недоверия к праву, неуверенности в своем правовом будущем.
Следуя идее правового государства, придется отказаться от той необычайной легкости, с которой мы готовы создавать сиюминутно любые, в том числе и самые главные законы.
Принцип законности должен быть определяющим среди идей и ориентиров, определяющих политику государства в области права человека и их реализации. В частности, это касается такого актуального вопроса, как вопрос о возможности и пределах ограничений государством прав человека. Одним из главных условий (принципов) ограничения прав и свобод человека является ограничение на уровне закона и только для соблюдения и уважения прав и свобод других лиц, а также общественных интересов и требований морали.
В современных отечественных курсах по теории государства и права и конституционному праву РФ обеспечение законности и правопорядка, наряду с защитой прав и свобод человека и гражданина, принято относить к разряду приоритетных функций. См.: Морозова Л.А. Проблемы современной российской государственности. - М.: Юридическая литература. 1998. С. 68.
В соответствии с Декларацией прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. человек объявлен высшей ценностью, а соблюдение его прав и свобод - главной обязанностью государства. С принятием Конституции РФ этот принцип был возведен в ранг конституционного.
Выполнение функции защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности и правопорядка обеспечивается системой правоохранительных органов, в том числе органами правосудия, внутренних дел, государственной безопасности.
Законность и ее признаки
В современной правовой литературе можно отметить два основных подхода к проблемам законности:
Первое. Законность рассматривается как принцип государственной и общественной жизни, требование неуклонного соблюдения законов всеми гражданами и должностными лицами.
Второе. Законность рассматривается как неуклонное соблюдение, исполнение не только законов, но и всех правовых расписаний, т.е. фактически в данном случае понятие законность рассматривается как правомерное поведение.
Эти два подхода к законности имеют свои особенности. Каждый из них имеет объективные предпосылки для существования. Функциональный, «поведенческий» подход к определению законности может привести к отождествлению его с правопорядком. Подход же законности как к требованию нередко означает рассмотрение его в аспекте, тождественном законодательству. Действительно закон по своей природе предписывает определенное поведение, поддержку требования обязательного характера. В этом смысл законодательства. Законность органически связана с законодательством и не может существовать вне его рамок. Законность и законодательство возникли одновременно. Право является атрибутом правового регулирования и в этом аспекте законность производна от права. Субъекты права соблюдают, исполняют это норму права. Поэтому содержание правовых норм является содержанием законности. В правовом государстве при наличии правовых законов существует правовая законность или правозаконность.
Законность является связующим звеном между законодательством и правопорядок. Основные требования законности закрепляются в законодательстве, а, с другой стороны, реализуясь, они создают тот строй общественной жизни, который именуется правопорядком. Итак, сущность законности состоит в соблюдении и исполнении законов, правопорядок же является результатом такого исполнения, результатом осуществления норм права. Совершенствование законодательства и укрепление законности является основными средствами упрочения правопорядка и всего общественного порядка в целом.
Итак, с точки зрения содержательного аспекта, законность есть принцип государственной и общественной жизни, представляющей собой систему требований неуклонного соблюдения законов и их действительной реализации государством, всеми его органами, общественными организациями, коммерческими фирмами, должностными лицами, гражданами.
Практическая реализация принципа законности является организационным условием реализации права и обеспечения правопорядка.
В содержательном аспекте в юридической литературе имеется широкое и узкое понимание законности. В широком смысле законность рассматривается как господство законов в общественной жизни, то есть практически она рассматривается как правовой режим, порядок, при котором нормы права осуществляются всеми участниками правовых у отношений. В узком смысле законность понимается как принцип деятельности государственных органов, но суть законности это необходимость строгого и неуклонного соблюдения, исполнения и применения законов.
Кроме того, содержательный аспект законности состоит также в требовании соблюдать иерархию законов и иных нормативных актов, а также в требовании признания непререкаемости законов, то есть требований того, чтобы никто не мог отменить закон, кроме органа, который его издал.
Законность, правопорядок, демократия в историческом процессе развития общества
Исторически законность возникла как требование государственной власти соблюдать закон. Еще с античных времен каждый класс, приходящий к власти, создает новое право и соответственно новое законодательство. При этом государство добивается обеспечения соблюдения и исполнения законов. Законность и правопорядок не существуют вне конкретного общества, вне конкретной исторической эпохи. С марксистской точки зрения законность и правопорядок имеют классовое содержание и всегда направлены на охрану интересов определенного класса.
История свидетельствует, что те периоды когда один общественно-экономический строй сменялся другим, выдвигались лозунги законности в качестве требований политической программы, в качестве инструмента обуздания произвола господствующей власти. После того, как новый класс приходил к власти, он добивался утверждения своей законности, своего правопорядка. Характерно в этом отношении высказывание Ф. Энгельса: «Конечно для буржуазии закон свят: ведь он является его собственным творением, издан с его согласия для защиты его личности и его интересов. Буржуа знает, что если один какой-нибудь закон не причиняет ему неудобства, то все законодательство в целом направлено к защите его интересов, а главное, что святость закона, неприкосновенность порядка установленного активным волеизъявлением одной части общества и пассивным - другой, является самой надежной опорой его социального положения.» См.: Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. Т. 2. С 451
С марксистской точки зрения законность устанавливается как метод политического господства имущественного класса как средство осуществления диктатуры эксплуататорского класса по отношению к порабощенному.
К поискам законности в эту эпоху как нельзя более подходят слова поэта Н. Гумилева:
«Старый доктор сгорблен
в красной тоге, он законов
ищет в беззаконьи»
Верховенство закона - есть признание закона высшим источником права, устанавливающим наиболее общее правило поведения и имеющим обязательную силу для всех других правовых актов.
В своей основе идея верховенства закона была сформулирована еще римскими юристами, но в качестве правовой системы и принцип организации государства получило формирование в XVII-XIX вв. в связи с развитием и утверждением концепции гражданского общества и правового государства.
Верховенство закона составляет важнейшую гарантию против произвола государственной власти, для защиты прав и свобод граждан. Пожалуй и сегодня актуальны слова русского историка и философа Г.П. См.: Федотов Г.П. Россия и свобода// Знамя, 1989. Декабрь. С 198.Федотова: «Сейчас нет мучительнее вопроса, чем вопрос о свободе в России».
Характеризуя социалистическую правовую систему, французский ученый Рене Давид, ссылаясь на работу С.С. Алексеева «Социалистическая ценность права в Советском обществе» (М, 1971) писал: «…в Советском Союзе и других социалистических странах принцип социалистической законности подчеркнут со всей силой и одновременно имеются все гарантии для того, чтобы сделать этот принцип действенным». См.: Давид Р., Жофере-Спиноза К. Основные правовые системы современности. - М.: Международные отношения. 1996. С. 148.
Однако Р. Давид отмечал, что принцип социалистической законности «во многом отличается от идеи верховенства права и концепции «правового государства», которые являются основой государственных систем в странах романо-германской правовой семьи и семьи общего права. В качестве позитивного момента Р. Давид отмечал отход Советского Союза от утопических позиций подхода военного коммунизма, когда верили, что можно заменить право революционным правосознанием. С утверждением принципа законности праву были вновь возвращены его значение и авторитет. См.: Давид Р., Жофере-Спиноза К. Основные правовые системы современности. - М.: Международные отношения. 1996. С. 148.
Р.Давид достаточно подробно останавливается на трактовке определения «социалистическая законность», замечая при этом, что «это не просто добавление, потому, что именно оно в глазах советских юристов раскрывает содержание принципа законности и смысл соблюдения законов».
Ценность принципа законности определяется тем, установлению какого строя он служит, каково содержание действующих правовых норм. Принцип законности имеет смысл только в условиях социалистической экономики и подчинен ее императивам. Не следует делать из права фетиш. Право - это важная и необходимая вещь, но, тем не менее, оно не более чем надстройка над базисом, при котором орудия и средства производства обобществлены и используются в интересах всех. Определение «социалистическая» и напоминает об этом элементарном положении марксистской доктрины.
В Советском Союзе, - пишет Р. Давид, - многие проблемы принимали своеобразный вид; в частности, принцип социалистической законности в ряде отношений отличается от принципа господства права (Rule of law) в том виде.
Включив в свое правопонимание идею о пределах власти законодателя, марксизм тем самым отмежевался от позитивизма.
Значительное внимание Р. Давид уделил вопросам гарантий социалистической законности.
Как обеспечить соблюдение социалистической законности и со стороны должностных лиц, и со стороны граждан? В широком смысле это призвана сделать вся совокупность государственных органов, равно как и воля народа, уверенного в правильности существующего строя и его законов. Этот подход особенно подчеркивался в Советском Союзе и других социалистических странах: здесь полагали, что в будущем обществе не будет принуждения. Поэтому считалось особенно ценным, что общественный порядок обеспечивается не только (и не столько) применением механизма принуждения, но и с помощью самых разнообразных способов, осуществляемых с участием органов государства, профсоюзов, прессы и граждан.
Основная гарантия социалистической законности, по мнению советских авторов, состояла в совпадении при социализме личных и общественных интересов, что обусловлено обобществлением средств производства и ликвидацией на этой основе эксплуатации человека человеком. В числе других многочисленных гарантий ленинградский профессор Петров указывал деятельность Советов различных ступеней, органов исполнительной власти, деятельность органов контроля при Совете Министров СССР, различного рода инспекций при органах управления, деятельность прокуратуры, судов, контроль общественных организаций, и особенно профсоюзов, а также широко используемое право жалобы, которому соответствует обязанность административного органа рассмотреть ее. См.: Петрова Г.И. Понятие законности в социалистических странах. 1961.
В нашей истории длительное время шло подведение гражданина до положения винтика государственной машины. Одна их самых разрушительных линий, посягавших на законность, - унижение гражданского достоинства, право на собственное мнение. Достаточно вспомнить персональные дела и проработки советского времени, когда от ни в чем не повинных людей требовали покаяния.
Право выражает в своих предписаниях волю общества, но воплощенное в конкретный закон в каждой конкретной ситуации право не подчиняется никому и может стать защитником любого гражданина, когда его интересы законны. Закон дает человеку уверенность в своих правах, чувство собственного достоинства.
«По мере убыли свободы прекращается и борьба за нее», - писал русский историк и философ Г.П. Федотов См.: Федотов Г.П. Россия и свобода// Знамя. 1989. Декабрь.-М.:Правда. С. 213., - и подтвердил это своими наблюдениями:
На XIII съезде РКП(б) Г. Зиновьев процитировал одного из выступавших на съезде инженеров в Ленинграде. Тот говорил: «Коммунисты, как материалисты, считают необходимым и нужным дать людям в первую очередь предметы первой необходимости, а мы интеллигенты, говорим, что в первую очередь нужны права человека… Интеллигент - это всякий человек, который ставит превыше всего права человека, считает, что человек - «высшая ценность в государстве». Приведя эти слова Зиновьев, тогда один из первых руководителей партии, сказал, что никаких таких прав инженер не получит, что все это «меньшевизм». Зиновьев и другие - сторонники и оппоненты Сталина - постарались низвести право, которое должно было обретать в новом обществе независимую социальную ценность, до уровня некоего прейскуранта цен, служащего сиюминутным потребностям. Поставив вне закона или по крайней мере в условия неравного для всех закона «классово чуждые элементы», они подорвали право как стержень государственности. И сами стали жертвами произвола и беззакония.
Провозглашенный и многократно провозглашаемый лозунг «Все во имя человека все для блага человека» оказался формальным и бессодержательным, не только потому, что не удалось обеспечить население бывшим комфортом, но прежде всего потому, что провозглашенные права и равенство прав не стали реальными, не утвердился режим подлинной демократической законности. Но только при соблюдении этого условия принцип «вся для человека» может быть реализован на практике. Без подтверждения законности, без понимания права как самостоятельной социальной ценности, независимой от сиюминутных целей, немыслимо утверждение самоценности гражданина.
В этом отношении на рубеже 80-х - 90-х годов России пришлось ломать сложившиеся стереотипы.
Вместе с тем необходимо иметь в виду относительно самостоятельный характер государства, права и закона, а стало быть и законности. Этот относительно самостоятельный характер государственности и права отмечали и классики марксизма. Однако в отечественном правоведении советского периода эта позиция хотя и отмечалась, однако сколько-нибудь подробной разработки не получила. Относительно самостоятельный характер законности и права выражается в том, что любое государство может существовать только в том случае, если оно удерживает в равновесии взаимно противоречивые интересы различных классов или социальных групп и главным средством достижения этого баланса являются законы. Поэтому мы считаем, что законность, также как и законодательство, право и государство хотя в значительной мере и предопределяется экономическими и классовыми условиями существования общества, но, тем не менее сама природа права и государства предопределяет в известной мере относительно самостоятельный, как бы надклассовый характер государства, права и законности, как важнейшей сферы реализации права. Это выражается и в соответствующем правопорядке любого общества, любой общественной формации.
Итак, законность представляет собой сложное и многообразное общественное явление. Наиболее существенные признаки законности следующие:
всеобщность требования соблюдать и исполнять законы государства;
осуществление всех государственных, властных функций исключительно на основе законов при строгом соблюдении должностными лицами в предусмотренном законодательством порядке свобод личности, гарантии от необоснованного привлечения граждан к ответственности или незаконного лишения благосостояния;
решительное пресечение и предупреждение правонарушений откуда бы они ни исходили, обеспечение неотвратимости наказания за нарушение законности;
Приведенные выше признаки законности характеризуют ее и как принцип поведения людей, должностных лиц, учреждений, предприятий, организаций, органов государства и как метод деятельности государства.
Суть законности состоит в том, что она должна обеспечивать одинаковые условия для решений юридический ситуаций.
15.5. Основные принципы (требования) законности
Под принципами (требованиями) законности следует понимать основные, исходные положения правовой деятельности общества и государства.
В современном отечественном правоведении в качестве принципов законности указывают следующее:
всеобщность требований законности;
верховенство закона;
единство (единообразие) законности;
гарантированность основных прав и свобод граждан;
неотвратимость наказания за совершенное правонарушение;
недопустимость подмены законности целесообразностью их противопоставления;
связь законности и культуры.
Утверждение режима законности предполагает реализацию в общественной и политической жизни принципа: закон для всех один, перед законом все равны.
Однажды член Верховного суда США высказал коренную, на наш взгляд, мысль для становления законности: «Права честных людей могут быть соблюдены лишь в том случае, если они обеспечены и самым гнусным и отвратительным личностям». См.: Знамя, 1989. № 3 М.: Правда. С. 149. Но принять и осуществить эту правовую аксиому оказывается не так просто.
О том, как сложно в правосознании российского народа идет утверждение этого принципа, свидетельствуют многочисленные факты истории и современности.
Вот пример из редакционной практики недавнего прошлого.
В газету поступила жалоба из деревни: на приусадебном участке одной старой женщины председатель колхоза «отрезал сотки по самые углы». Корреспондент выехал в деревню, все проверил, жалоба подтвердилась: отрезан участок незаконно. Подчеркнем - незаконно. Но какова аргументация в защиту этой женщины? Ее муж был из первых организаторов колхоза, сама она - участница съезда колхозников-ударников, старший сын погиб смертью храбрых на фронте. «И у такого человека незаконно отрезали участок!» - воскликнул автор статьи. Его спросили: если бы у этой бабушки муж был бы некогда подкулачником, а сын, допустим, власовцем, тогда бы, при такой ее биографии, можно было бы незаконно отрезать участок? Это смутило обсуждавших рукопись. Да, говорили, участок нельзя урезать и при «такой биографии». Но и выступать в защиту старухи было бы неприлично: «Народ бы нас не понял». Пожалуй, и не понял бы. Пришли бы сотни возмущенных откликов: «Кого под защиту берете, мать власовца?» И газете трудно было бы доказывать, что защищает она не «мать власовца», а законность и правопорядок. Корреспонденцию опубликовали с «сильными» биографическими аргументами. И, хотели того или нет, внушили читателям: возмутительно, когда беззаконно поступают с заслуженными людьми. Читатель неизбежно сам додумает: если человек не заслуженный, с ним, с его правами можно и не считаться… А это и есть отрицание равенства всех перед законом. См.: Знамя. 1989. № 3.-М.: Правда. С. 149.
Характеризуя правосознание советского гражданина Г.П. Федотов, русский философ в эмиграции, остро подметил:»…в итоге не будет преувеличением сказать, что вся созданная за 200 лет Империи свободолюбивая формация русской интеллигенции исчезла без остатка. И вот тогда-то под нею проступила московская тоталитарная целина. Новый советский человек не столько вылеплен в марксистской школе, сколько вылез на свет Божий из московского царства, слегка приобретя марксистский лоск. Посмотрите на поколение Октября. Их деды жили в крепостном праве, их отцы пороли самих себя в волостных судах. Сами они ходили 9 января к Зимнему дворцу и перенесли весь комплекс врожденных монархических чувств на новых красных вождей.
Вглядимся в черты советского человека, конечно, того, который строит жизнь, не смят под ногами, на дне колхозов и фабрик, в черте концлагерей. Он очень крепок, физически и душевно, очень целен и прост, живет по указке и по заданию, не любит думать и сомневаться, ценит практический опыт и знания. Он предан власти, которая подняла его из грязи и сделала ответственным хозяином над жизнью сограждан. Он очень честолюбив и довольно черств к страданиям ближнего - необходимое условие советской карьеры. Но он готов заморить себя за работой, и его высшее честолюбие - отдать свою жизнь за коллектив: партию или Родину, смотря по временам. Не узнаем ли мы во всем этом служилого человека XVI века? (не XVII, когда уже начинается декаданс). Напрашиваются и другие исторические аналогии: служака времен Николая I, но без гуманности христианского и европейского воспитания; сподвижник Петра, но без фанатического западничества, без национального самоотречения. Он ближе к москвичу своим гордым национальным сознанием: его страна единственно православная, единственно социалистическая - первая в мире: третий Рим. Он с презрением смотрит на остальной, т.е. западный мир; не знает его, не любит и боится его». СМ.: Знамя. 1989. Декабрь -М.: Правда. С. 212.