Рефераты

Законодательные полномочия субъектов Российской Федерации

p align="left">Представительные органы республик являются преимущественно однопалатными. Двухпалатные парламенты существуют в Башкортостане, Карелии, Кабардино-Балкарии, Саха (Якутии).

Депутаты парламентов пользуются неприкосновенностью в течение срока полномочий. Депутат не может быть задержан, арестован, подвергнут обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру. Лишение депутатской неприкосновенности возможно только с согласия парламента.

Края, области и другие субъекты РФ. Представительная система этих субъектов Федерации принципиально ничем не отличается от республиканской. Аналогичны или схожи роль законодательных органов в системе органов государственной власти, их взаимоотношения с главой администрации (исполнительной власти), порядок образования и работы. Но есть и некоторые отличия.

Все основные вопросы организации и деятельности законодательных органов субъектов РФ регламентированы в уставах и законах. Наименования законодательных органов различны (Государственная Дума, Дума, Областная Дума, Собрание Депутатов, городская Дума (г. Москвы), Законодательное Собрание и др.). В Москве Дума одновременно является представительным органом городского самоуправления. Все эти парламенты однопалатные и избираются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Обычный срок 4 года. Однако есть и двухпалатные (Свердловская область).

Уставами и законами многих субъектов РФ установлено, что депутаты законодательных органов пользуются неприкосновенностью на своей территории.

Внутренняя организация и порядок работы законодательных органов края, области и других субъектов РФ практически не отличается от республиканских. См. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебное пособие. -- М.: Юристъ, 2007.

Проводя свои исследования по органам законодательной власти субъектов РФ, я кратко изложил их организацию и деятельность.

Глава 3. Законодательные полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации

3.1 Основные законодательные полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации

Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации являются постоянно действующими высшими и единственными органами законодательной власти субъектов Российской Федерации.

Наименование законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, его структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта Российской Федерации.

Так, согласно Конституции Республики Адыгея (ст. 63) высшим законодательным (представительным) органом государственной власти этой республики является Государственный Совет - Хасэ Республики Адыгея. В Конституции Республики Тыва (ст. 62) законодательный (представительный) орган государственной власти республики называется Верховным Хуралом, в Уставе (Основном Законе) Саратовской области (ст. 68) - областной Думой, в Уставе Чукотского автономного округа (ст. 28) - Думой Чукотского автономного округа и т.д.

Большинство законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации являются однопалатными. Исключения составляют Государственное Собрание Республики Башкортостан, Законодательное Собрание Республики Карелия, Парламент Кабардино-Балкарской Республики, Государственное Собрание Республики Саха (Якутия), Законодательное собрание Свердловской области, имеющие две палаты.

Государственное Собрание Республики Башкортостан состоит из Палаты Представителей и Законодательной Палаты. Законодательное Собрание Республики Карелия включает Палату Республики и Палату Представителей. Парламент Кабардино-Балкарской Республики состоит из Совета Республики и Совета Представителей. Государственное Собрание Республики Саха (Якутия) имеет Палату Республики и Палату Представителей, Законодательное собрание Свердловской области состоит из областной Думы и палаты представителей.

Число депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации. Например, согласно Конституции Республики Ингушетия (ст. 57) ее Народное Собрание состоит из 27 депутатов. Конституция Республики Татарстан (ст. 90) предусматривает избрание в состав Государственного Совета Республики 130 депутатов; Устав (Основной Закон) Рязанской области (ст. 30) устанавливает, что Рязанская областная Дума состоит из 36 депутатов и т.д.

Конституция (устав) субъекта Российской Федерации устанавливает также срок полномочий депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации одного созыва, который не может превышать пять лет. Например, согласно Конституции Республики Марий Эл (ст. 65) Государственное Собрание республики избирается сроком на четыре года. В Уставе (Основном Законе) Краснодарского края (ст. 24) предусматривается избрание Законодательного Собрания края также на четыре года и т.д.

Законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно устанавливается число депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации является правомочным, если в его состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов. См. Хропанюк, В.Н. Теория государства и права/. - М.: ДТД,1996.-с.121

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации:

В статье 5 Федерального закона "об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов российской федерации" установлены основные полномочия законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Как известно, Конституция РФ не содержит перечня предметов ведения субъектов Российской Федерации и не устанавливает полномочия органов государственной власти субъектов Федерации, в частности законодательных органов. Однако в ст. 73 Конституции установлена конституционная презумпция полноты государственной власти субъектов Федерации вне пределов предметов ведения Российской Федерации и федеральных полномочий по предметам совместного ведения.

Субъекты Российской Федерации в своих конституциях (уставах) и законах развивали данную презумпцию и иные нормы Конституции России о федеративном устройстве. В частности, в них определена компетенция законодательных органов субъектов Федерации. Содержание полномочий законодательных органов раскрывается в законах и иных нормативных актах субъектов Российской Федерации.

2. Как показывает анализ законодательства субъектов Российской Федерации, полномочиями принимать конституцию субъекта Российской Федерации и поправки к ней либо устав субъекта Российской Федерации и поправки к нему, равно как и осуществлять законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения в пределах полномочий субъекта Российской Федерации, наделены законодательные органы всех субъектов Российской Федерации. Данные полномочия вытекают из самой природы и назначения законодательных органов. Вот почему федеральный законодатель в п. 1 статьи 5 закрепил данные полномочия законодательного органа субъекта Федерации в качестве основных, установив, что законодательный орган субъекта Российской Федерации осуществляет и иные полномочия, установленные Конституцией РФ, Федеральным законом "об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов российской федерации, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.

В указанном пункте ст. 5 Федерального закона "об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов российской федерации" не случайно содержится оговорка в отношении принятия конституции субъекта Российской Федерации и поправок к ней. Данные полномочия осуществляют законодательные органы республик (именно республики принимают конституции, прочие субъекты Федерации принимают уставы) в том случае, если иное не установлено конституцией субъекта Российской Федерации. Данное положение предопределено содержанием ст. 66 Конституции России. Согласно ч. 1 данной статьи, статус республики определяется Конституцией РФ и конституцией республики. В части 2 ст. 66 Конституции установлено, что статус всех остальных видов субъектов Федерации определяется Конституцией РФ и уставом данного субъекта Федерации, принимаемым законодательным органом соответствующего субъекта Российской Федерации. Таким образом, устав субъекта Федерации принимается только законодательным органом соответствующего субъекта Российской Федерации, тогда как конституция республики в составе Российской Федерации принимается в том порядке, который установлен в самой конституции республики. Вот почему в комментируемой статье содержится оговорка: "если иное не установлено конституцией субъекта Российской Федерации".

Иным порядком принятия конституции республики в составе Российской Федерации может выступать принятие конституции конституционным собранием (Дагестан, Мордовия) либо на референдуме соответствующей республики (Татарстан, Тыва, Ингушетия)

3. Законодательством субъектов Российской Федерации к числу основных полномочий законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено:

1) принятие конституции (устава - во всех субъектах Федерации, принимающих основной закон в форме устава), внесение в нее (него) изменений;

2) назначение выборов в законодательный орган субъекта Российской Федерации и установление порядка проведения выборов в соответствии с федеральным законодательством;

3) избрание из числа депутатов законодательного органа субъекта Российской Федерации председателя указанного органа и его заместителей, а также образование комитетов, комиссий, депутатских групп и иных органов законодательного органа, а также избрание членов в их состав с утверждением их численного и персонального составов;

4) осуществление законодательного регулирования по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения в пределах полномочий, предоставленных ему Конституцией РФ;

5) избрание представителя от законодательного органа субъекта Российской Федерации в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

6) утверждение программ и планов социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и отчетов об их исполнении, представленных высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации;

7) установление (утверждение по представлению высшего должностного лица) системы исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации (в соответствии с ней определяется структура данных органов);

8) утверждение бюджета субъекта Российской Федерации и отчета о его исполнении, представленным высшим должностным лицом или высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации;

9) образование целевых бюджетных, в том числе валютных, фондов субъекта Российской Федерации, утверждение отчетов о расходовании средств этих фондов;

10) установление региональных налогов, сборов, пошлин, тарифов, платежей, отнесенных федеральным законодательством к ведению субъектов Российской Федерации, а также порядок их взимания;

11) определение порядка распоряжения и управления государственной собственностью субъекта Российской Федерации, передачи объектов государственной собственности в муниципальную, а также порядка приватизации различных категорий ее объектов;

12) принятие решения о выпуске ценных бумаг под обязательства бюджета субъекта Российской Федерации;

13) решение вопросов административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации;

14) толкование конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации в той мере, в какой это не противоречит компетенции конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации при наличии такового;

15) назначение членов (половины членов) избирательной комиссии субъекта Российской Федерации;

16) назначение по представлению высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа) субъекта Российской Федерации представителей общественности в состав квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации;

17) определение порядка назначения (избрания) мировых судей и назначение мировых судей субъекта Российской Федерации;

18) утверждение соглашений и договоров субъекта Российской Федерации, а также их расторжение;

19) установление ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации;

20) осуществление правового регулирования вопросов организации местного самоуправления в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законодательством;

21) установление порядка предоставления и изъятия земельных участков под объекты федерального и регионального значения, порядка использования иных природных ресурсов в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, охраны объектов природы и культурного наследия регионального значения;

22) установление порядка назначения и проведения референдума субъекта Российской Федерации, а также его назначение в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации;

23) внесение проектов федеральных законов в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, согласование проектов федеральных законов и внесение предложений по их доработке в порядке, предусмотренном ст. 26.4 комментируемого Федерального закона;

24) установление почетных званий и наград субъекта Российской Федерации;

25) формирование конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, назначение на должность и освобождение от должности судей данного суда;

26) образование счетной палаты субъекта Российской Федерации;

27) оформление решения о недоверии (доверии) высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации;

28) осуществление наряду с другими уполномоченными на то органами контроля за соблюдением и исполнением законов субъекта Российской Федерации, исполнением бюджета субъекта Российской Федерации, соблюдением установленного порядка распоряжения государственной собственностью субъекта Российской Федерации;

29) обеспечение соответствия конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации Конституции РФ и федеральным законам;

30) обращение в Конституционный Суд РФ;

31) вынесение предупреждения представительному органу местного самоуправления в случае, если последний не отменил нормативный правовой акт или его отдельные положения на основании вступившего в силу решения суда, о возможности принятия мер в соответствии с федеральным законодательством; принятие решения о роспуске представительных органов местного самоуправления; принятие решений о назначении выборов нового представительного органа местного самоуправления в случае роспуска предыдущего в соответствии с федеральным законодательством и законами субъекта Российской Федерации;

31.1) внесение предложения об отрешении главы муниципального образования от должности в установленном федеральным законодательством порядке;

31.2) утверждение соглашений об изменении границ субъекта Российской Федерации с сопредельными субъектами Российской Федерации;

31.3) оформление решения о наделении гражданина Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации полномочиями высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа);

31.4) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации;

31.5) заслушивание посланий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации;

31.6) принятие регламента и постановлений законодательного органа субъекта Российской Федерации;

31.7) осуществление иных полномочий, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации. В частности, в ряде субъектов Российской Федерации к полномочиям законодательного органа отнесены: дача согласия для назначения на должность руководителя высшего исполнительного органа (при наличии такой должности отдельно от должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации), созыв конституционного собрания (в республиках, где конституция принимается конституционным собранием).

4. Некоторые полномочия законодательного органа субъекта Российской Федерации должны осуществляться только в форме принятия закона, поскольку они связаны с осуществлением непосредственных форм демократии (установлением порядка проведения выборов в законодательный орган субъекта Российской Федерации, в органы местного самоуправления на территории субъекта Российской Федерации, а также назначения и проведения референдума субъекта Российской Федерации;

ь экономико-финансовыми основами развития субъекта Российской Федерации, в частности, с утверждением бюджета субъекта Российской Федерации и отчета о его исполнении, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта Российской Федерации и отчетов об их исполнении, программ социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, а также установлением региональных налогов и сборов и порядка их взимания, порядка управления и распоряжения собственностью субъекта Российской Федерации, в том числе долями (паями, акциями) субъекта Российской Федерации в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм;

ь важнейшими вопросами осуществления представительных функций государственной власти субъекта Российской Федерации, в частности установлением административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации и порядка его изменения, системы исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации и утверждением заключения и расторжения договоров субъекта Российской Федерации и полномочий его законодательного органа).

Законом субъекта Российской Федерации могут регулироваться также иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации к ведению субъекта Российской Федерации.

5. Одним из указанных полномочий, осуществляемых только в форме принятия закона, является утверждение бюджета субъекта Российской Федерации и отчета о его исполнении, представленные высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа) субъекта Российской Федерации. Законодательные органы субъектов Российской Федерации обладают рядом бюджетных полномочий. Так, законодательные органы рассматривают и утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением бюджетов, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации, осуществляют другие полномочия в соответствии с законодательством. Аналогичные полномочия законодательные органы осуществляют по отношению к государственным внебюджетным фондам. Однако законодательные органы не имеют права создавать свои резервные фонды, а также выполнять функции по исполнению бюджетов.

Закон о бюджете субъекта Федерации имеет важное значение и в определенной мере является приоритетным по отношению к другим законам в части бюджетно-финансовых вопросов. В случае если расходы на реализацию законодательного или иного нормативного правового акта не предусмотрены законом о бюджете либо предусмотрены частично (не в полной мере), применяется закон о бюджете.

Учитывая важность закона о бюджете, к составлению проекта закона субъекта Федерации о бюджете бюджетным законодательством России установлен ряд требований. Так, в проекте закона о бюджете должны содержаться основные характеристики бюджета, а именно: общий объем доходов бюджета, общий объем расходов бюджета и дефицит бюджета. В проекте закона о бюджете должны содержаться также следующие показатели: прогнозируемые доходы бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов Российской Федерации; нормативы отчислений от собственных доходов бюджета, передаваемых бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

В проекте закона о бюджете должны быть установлены:

а) расходы бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджета субъекта Российской Федерации;

б) общий объем капитальных и текущих расходов бюджета;

в) расходы и доходы целевых бюджетных фондов;

г) объемы финансовой помощи бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации, предоставляемой в форме дотаций, субвенций и субсидий, по бюджетам, получающим указанную финансовую помощь;

д) распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям бюджетных средств в соответствии с ведомственной структурой расходов бюджета субъекта Российской Федерации;

е) иные показатели, определенные бюджетным законодательством Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.

В проекте закона о бюджете в составе расходов бюджета должны быть установлены лимиты предоставления налоговых кредитов на срок, превышающий пределы очередного финансового года. В проекте закона о бюджете должны быть определены характеристики государственного долга: источники финансирования дефицита бюджета и верхний предел государственного долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом, а также другие предельные значения, предусмотренные законодательством, с указанием, в том числе предельных объемов обязательств по государственным гарантиям субъекта Российской Федерации.

В целях составления проекта бюджета субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год должны быть подготовлены следующие документы и материалы:

а) прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год;

б) основные направления бюджетной и налоговой политики субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год;

в) прогноз сводного финансового баланса субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год.

Исходными макроэкономическими показателями для составления проекта бюджета являются объем валового внутреннего продукта на очередной финансовый год и темп роста валового внутреннего продукта в очередном финансовом году, а также уровень инфляции (темп роста цен) (декабрь очередного финансового года к декабрю текущего года).

Одновременно с проектом бюджета субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год составляются:

ь прогноз консолидированного бюджета на очередной финансовый год; адресная инвестиционная программа на очередной финансовый год; план развития государственного сектора экономики;

ь структура государственного заказа и программа внутренних и внешних заимствований, предусмотренных на очередной финансовый год для покрытия дефицита бюджета;

ь оценка потерь бюджета от предоставленных налоговых льгот;

ь оценка ожидаемого исполнения бюджета за текущий финансовый год;

ь другие документы и материалы, предусмотренные законодательством. Законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено составление документов и материалов, помимо установленных федеральным законодательством.

6. Целый ряд вопросов, связанных с организацией осуществления государственной власти в субъекте Российской Федерации, решается путем принятия постановлений законодательным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В законодательстве субъектов Российской Федерации в соответствии с комментируемой статьей постановлением законодательных органов:

а) принимается регламент указанного органа, и решаются вопросы внутреннего распорядка его деятельности;

б) оформляется избрание председателя (руководителя) законодательного органа, его заместителей, председателей комитетов, иных органов законодательного органа и их заместителей, а также назначение председателя, его заместителя и аудиторов счетной палаты законодательного органа;

в) оформляется решение о наделении гражданина Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации полномочиями высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа) субъекта Российской Федерации (в случае, если конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации предусмотрен двухпалатный законодательный орган субъекта Российской Федерации, указанное решение принимается на совместном заседании палат);

г) назначаются на должность и освобождаются от должности отдельные должностные лица субъекта Российской Федерации, оформляется согласие на их назначение на должность, если такой порядок назначения предусмотрен законодательством (например, председатель регионального правительства или его министры, а также представители субъекта Российской Федерации в федеральных органах государственной власти);

д) оформляется избрание представителя в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от законодательного органа субъекта Российской Федерации, а также рассмотрение вопросов, связанных с назначением представителя в Совете Федерации от высшего исполнительного органа;

е) назначается дата выборов в законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации;

ж) назначается референдум субъекта Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации;

з) оформляются решение о недоверии (доверии) высшему должностному лицу (руководителю высшего исполнительного органа) субъекта Российской Федерации, а также решение о недоверии (доверии) руководителям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в назначении которых на должность законодательный орган субъекта Российской Федерации принимал участие в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации;

и) утверждается соглашение об изменении границ субъектов Российской Федерации;

к) одобряется проект договора о разграничении полномочий;

л) назначаются на должность судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, а также мировые судьи;

м) назначаются члены (половина членов) избирательной комиссии субъекта Российской Федерации с правом решающего голоса;

н) назначается на должность и освобождается от должности Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации;

о) оформляются решения, связанные с кадрами судебных и правоохранительных органов, с назначением прокурора субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством;

п) оформляется решение об итогах рассмотрения информации (послания) высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа) о положении дел в субъекте Российской Федерации и программе деятельности исполнительной власти на предстоящий период;

р) оформляется решение об обращении к высшему должностному лицу (руководителю высшего исполнительного органа) или в органы исполнительной власти с предложением о внесении изменений и (или) дополнений в издаваемые ими акты либо об их отмене, а также об обжаловании указанных актов в судебном порядке;

с) оформляется решение об обращении в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации;

т) принимается решение об обращении в Конституционный Суд РФ, конституционный (уставной) суд субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством;

у) принимается решение по вопросам, связанным с депутатской этикой;

ф) осуществляется толкование законов субъекта Российской Федерации;

х) оформляется решение о принятии закона, а также о принятии либо отклонении проекта закона;

ц) оформляются иные решения по вопросам, отнесенным Конституцией РФ, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации к компетенции законодательного органа субъекта Российской Федерации.

7. Законодательный орган субъекта Российской Федерации в пределах и формах, установленных конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации, осуществляет наряду с другими уполномоченными на то органами контроль за соблюдением и исполнением законов субъекта Российской Федерации, исполнением бюджета субъекта Российской Федерации, исполнением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта Российской Федерации, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью субъекта Российской Федерации, осуществляет иные полномочия. см. комментарий к ФЗ от 06.10.1999г. № 184-ФЗ ред. от 21.07.2007) "об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов российской федерации" (принят ГД ФС РФ 22.09.1999) ст. 26

Контроль за исполнением бюджета субъекта Российской Федерации, исполнением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта Российской Федерации является частью механизма финансового контроля.

В соответствии с бюджетным законодательством законодательные органы субъектов Российской Федерации осуществляют следующие формы финансового контроля:

а) предварительный контроль - в ходе обсуждения и утверждения проектов законов о бюджете и иных проектов законов по бюджетно-финансовым вопросам;

б) текущий контроль - в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных органов в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;

в) последующий контроль - в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

Контроль законодательных органов субъектов Российской Федерации предусматривает право соответствующих органов на:

ь получение от органов исполнительной власти необходимых сопроводительных материалов при утверждении бюджета;

ь получение от органов, исполняющих бюджеты, оперативной информации об их исполнении;

ь утверждение (не утверждение) отчета об исполнении бюджета;

ь создание собственных контрольных органов (например, счетных палат субъектов Российской Федерации) для проведения внешнего аудита бюджетов;

ь вынесение оценки деятельности органов, исполняющих бюджеты.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны предоставлять всю информацию, необходимую для осуществления парламентского контроля, законодательным органам в пределах их компетенции по бюджетным вопросам.

Отчет об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации представляется в законодательный орган в форме проекта закона вместе с документами и материалами, предусмотренными законодательством. Отчет об исполнении бюджета должен быть составлен в соответствии с той же структурой и бюджетной классификацией, к"об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов российской федерации" оторые применялись при утверждении бюджета. До начала рассмотрения отчета об исполнении бюджета законодательным органом субъекта Российской Федерации проводится внешняя проверка указанного отчета. Внешняя проверка отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации осуществляется соответствующими контрольными органами законодательного органа (например, счетной палатой). Законодательный орган принимает решение по отчету об исполнении бюджета после получения результатов проверки указанного отчета, проведенной соответствующими контрольными органами.

Законодательный орган имеет право обратиться в органы прокуратуры Российской Федерации для проверки обстоятельств несоответствия исполнения бюджета субъекта Российской Федерации принятому закону о бюджете данного субъекта Федерации в случае превышения прав, предоставленных органу, исполняющему бюджет, Бюджетным кодексом Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (в ред. от 1 июля 2005 г.) См. СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3823; 2000. N 32. Ст. 3339; 2002. N 22. Ст. 2026; N 28. Ст. 2790; 2003. N 28. Ст. 2892; N 50. Ст. 4844; N 52 (ч. I). Ст. 5036; 2004. N 34. Ст. 3526, 3535; N 52 (ч. 2). Ст. 5278; 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 8, 21; N 19. Ст. 1756; N 27. Ст. 2717 и законом о бюджете субъекта Российской Федерации, по сокращению расходов, перемещению ассигнований и блокировке расходов и привлечения к ответственности виновных должностных лиц.

Если в ходе проверки бюджета субъекта Российской Федерации выявлено несоответствие исполнения бюджета принятому закону о бюджете субъекта Федерации (если не вводился режим сокращения и блокировки расходов), законодательный орган данного субъекта Федерации имеет право принять решение об отклонении отчета об исполнении бюджета. Если отчет об исполнении бюджета отклоняется законодательным органом по указанным обстоятельствам, данный орган имеет право обратиться в прокуратуру Российской Федерации для проверки обстоятельств нарушения бюджетного законодательства и привлечения к ответственности виновных должностных лиц.

В соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации законодательный орган субъекта Российской Федерации вправе возбудить процедуру выражения недоверия соответствующему органу исполнительной власти и его должностным лицам, привлечения к иным формам ответственности исполнительного органа субъекта Федерации либо его должностных лиц.

8. Конституционным Судом РФ было принято (см. комментарий к ст. 2) Определение от 8 июня 2000 г. N 91-О об отказе в принятии к рассмотрению запроса о проверке конституционности ст. 5 комментируемого Федерального закона.

Правительство Республики Ингушетия сочло, что общие принципы, т.е. основные начала, организации системы органов государственной власти не должны включать детальное регулирование вопросов формирования и деятельности органов государственной власти. При этом ст. 5 и рядом других статей комментируемого Федерального закона закреплены конкретные полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, что является, по мнению Правительства Ингушетии, предметом исключительного ведения субъектов Российской Федерации, осуществляемого в порядке ст. 73 Конституции РФ, и не может относиться к общим принципам организации системы органов государственной власти.

Конституция РФ (ст. ст. 71 - 73 и 76), разграничивая предметы ведения, полномочия и компетенцию Российской Федерации и ее субъектов, предопределяет тем самым, по каким вопросам субъекты Российской Федерации вправе издавать собственные законы.

Общие принципы организации представительных и исполнительных органов государственной власти устанавливаются федеральным законом (ч. 1 ст. 77 Конституции). Общие принципы организации системы органов государственной власти устанавливаются также федеральным законом, в соответствии с которым принимаются законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (п. "н" ч. 1 ст. 72 и ч. 2 ст. 76 Конституции). В силу этого организация власти на уровне субъекта Российской Федерации, в принципе, должна соответствовать организации власти на уровне Российской Федерации, а потому установление полномочий законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации не может быть исключительной прерогативой субъектов Российской Федерации.

Исходя из установленного Конституцией РФ принципа разделения властей (ст. 10) и разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ч. 3 ст. 5; ст. 10; ч. 3 ст. 11; ст. ст. 72 и 76), комментируемый Федеральный закон устанавливает лишь основные полномочия, которые должен осуществлять законодательный орган субъекта Российской Федерации. При этом он не содержит исчерпывающего перечня полномочий органов законодательной и исполнительной власти субъекта Российской Федерации и специально предусматривает, что законом субъекта Российской Федерации регулируются иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации к ведению и полномочиям субъекта Российской Федерации, и что законодательный и высший исполнительный органы субъекта Российской Федерации осуществляют иные полномочия, установленные федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.

По поводу запроса Правительства Ингушетии Конституционный Суд отметил, что содержащиеся в ст. 5 комментируемого Федерального закона, а равно и ряде других статей, которые оспаривал заявитель (в частности, ст. ст. 6 - 8, п. 2 ст. 9 и ст. 21), положения, закрепляющие полномочия законодательного и высшего исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок их организации и деятельности, непосредственно вытекают из ст. ст. 72, 76 и 77 Конституции РФ, а потому неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли они Основному закону, отсутствует и, следовательно, запрос Правительства Республики Ингушетия в этой части не может быть признан допустимым по смыслу Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты