Законодательство Российской Федерации о сфере общественных отношений
Законодательство Российской Федерации о сфере общественных отношений
ЗАДАЧИ
3. Правительство РФ и администрация Х. области заключили между собой договор о разграничении предметов ведения, согласно которому были распределены сферы общественных отношений, которые регулировались совместно. Однако в связи с неисполнением договора со стороны администрации Х. области Правительство РФ расторгло данный договор. Считая, что договор был расторгнут необоснованно, администрация области обжаловала действия Правительства РФ в суд.
Считаете ли юридически возможным удовлетворение требования администрации? (ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», см. гл. 26).
Требования администрации могут быть удовлетворены, но только в том случае если Правительство РФ расторгло договор незаконно, т.е. до вступления в законную силу решения федерального суда по данному вопросу (неисполнение договора должно быть установлено в судебном порядке), решения Президента РФ или высшего должностного лица субъекта РФ и без официального опубликования. Так как согласно ФЗ «Об общих принципах организации (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» (принят Государственной Думой 22 сентября 1999 года с изм., внесенными Постановлениями Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 N 10-П, от 12.04.2002 N 9-П ) гл. 26 ч.7 п.11 (введена Федеральным законом от 04.07.2003 N 95-ФЗ): расторжение договора о разграничении полномочий по инициативе одной из сторон возможно только в случае установленного вступившим в силу решением федерального суда нарушения другой стороной положений договора о разграничении полномочий. Решение федерального суда является основанием для принятия Президентом Российской Федерации или высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) решения о расторжении договора о разграничении полномочий по инициативе одной из сторон. Решение о расторжении договора о разграничении полномочий по инициативе одной из сторон может приниматься не позднее чем через тридцать дней со дня вступления в силу соответствующего судебного решения и подлежит официальному опубликованию. Только тогда федеральный закон об утверждении договора о разграничении полномочий признается утратившим силу со дня официального опубликования соответствующего решения о расторжении договора о разграничении полномочий.
Указом от 11 ноября 1998 г. «Вопросы Министерства обороны РФ и Генерального штаба Вооруженных сил РФ» Президент РФ установил, что деятельностью названного Министерства руководит он сам. Вместе с тем ст. 110 Конституции РФ устанавливает, что исполнительная власть в РФ осуществляется Правительством РФ.
Имеются ли противоречия между названным Указом Президента РФ и Конституцией РФ или нет? Найдите самостоятельно в положениях о военизированных органах исполнительной власти РФ нормы, устанавливающие руководство ими со стороны Президента РФ (Конституция РФ, ст. 110; Положение о Министерстве обороны РФ, утвержденное Указом Президента РФ от 11 ноября «Вопросы Министерства обороны РФ и Генерального штаба Вооруженных сил РФ», п. 1, 3).
Указ Президента РФ от 11 ноября «Вопросы Министерства обороны РФ и Генерального штаба Вооруженных сил РФ» утратил силу с 16 августа 2004 года в связи с изданием Указа Президента РФ от 16.08.2004 №1082. На основании этого задача будет решена в соответствии с действующим Указом Президента РФ от 16.08.2004 № 1082.
Противоречия между Указом Президента РФ и Конституцией РФ, которые возникают при поверхностном взгляде на данный вопрос не находят свое подтверждение при дальнейшем рассмотрении. Согласно ст. 110 Конституции исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации, которое состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской и федеральных министров. Как известно Конституция обладает высшей юридической силой и является главным законом государства, а Президент РФ является гарантом Конституции РФ (Конституция ст.80 ч.2) и указы, а также распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (Конституция ст.90 ч.3). В то же время Президент РФ является еще и Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ (Конституция РФ ст.87 ч.1), а Минобороны России является органом управления Вооруженными Силами Российской Федерации (Положение о Министерстве Обороны РФ Утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082 ч.1 ст.2), Президент формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, утверждает военную доктрину (Конституция ст. 83), - все это дает ему право руководить названным Министерством. Из вышеизложенного следует - противоречий между Указом Президента РФ и Конституцией РФ нет. Также необходимо процитировать, те нормы, которые устанавливают руководство Министерства обороны со стороны Президента РФ:
?Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области.
Руководство деятельностью Министерства обороны Российской Федерации осуществляет Президент Российской Федерации. (Положение о Министерстве Обороны РФ Утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082 ч.1 ст.1).
? Минобороны России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, в том числе издаваемыми им как Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации и настоящим Положением (Положение о Министерстве Обороны РФ Утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082 ч.1 ст.4).
? Минобороны России возглавляет Министр обороны Российской Федерации (далее - Министр), назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации. Министр подчиняется непосредственно Президенту Российской Федерации (Положение о Министерстве Обороны РФ Утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082 ч.3 ст.9).
11. Прибывший на осеннюю сессию студент заочного отделения Катаев на двое суток пребывания в г. Мценске был задержан и привлечен к административной ответственности за нарушение правил регистрации места пребывания. Отказываясь выплатить штраф, Катаев в свое оправдание заявил, что в течение целого дня не имел возможности пойти в РОВД, поскольку был занят на лекциях, кроме того, должен был успеть получить в библиотеке литературу, которой могло не хватить. На доводы студента начальник РОВД заявил, что у студента была возможность зарегистрироваться на следующий день.
Обоснованны ли позиции студента и начальника РОВД с точки зрения законодательства?
Какие доказательства может привести студент в свою защиту? (Закон РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах РФ»).
С точки зрения законодательства позиции студента обоснованны, более того согласно ст. 1, ст. 5 и ст. 8 Закона о праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ:
Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона. Регистрация и снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в больнице, другом подобном учреждении производятся по его прибытии и выбытии администрацией соответствующего учреждения.
В иных случаях регистрация и снятие гражданина с регистрационного учета по месту пребывания осуществляются органом регистрационного учета в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Причем право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации может быть ограничено только:
в пограничной полосе;
в закрытых военных городках;
в закрытых административно-территориальных образованиях;
в зонах экологического бедствия;
на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности;
на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение.
В данной ситуации таких ограничений нет, значит, не может быть и ограничений прав гражданина Катаева. Сроки, о каких оговорено в задаче вполне удовлетворяют законодательство, при пребывании в течение двух дней студента без регистрации сотрудники ОВД не вправе были привлекать его к административной ответственности, т.к. без регистрации по месту пребывания можно находиться в течении 90 дней, при регистрации места жительства срок регистрации составляет не позднее 7 дней со дня прибытия (ст. 6 Закона о праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ).
На основании всего вышеизложенного позиция начальника РОВД не является обоснованной, даже не смотря на то, что контроль за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации возлагается на органы внутренних дел (ст. 3 Закона о праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ).
15. Вернувшийся в марте 2003 г. из мест лишения свободы Тяжлов неоднократно подвергался наказаниям за совершение административных правонарушений. С учетом общественной опасности поведения Тяжлова в мае 2003 г. за ним был установлен административный надзор сроком на 6 месяцев, в соответствии с которым ограничивалось право уходить из дома по личным делам в период с 22 до 6 часов. В июне 2003 г. Тяжлов в полночь посетил ночной клуб, по возвращении из которого был остановлен участковым инспектором ОВД, сделавшим предупреждение о недопустимости нарушения правил надзора.
В августе 2003 г. инспектор ГИБДД задержал Тяжлова в 1.00 за превышение скорости и управление автомобилем без водительского удостоверения в состоянии алкогольного опьянения.
Как необходимо решить вопрос об ответственности Тяжлова? (КоАП РФ; Указ Президиума ВС СССР «Об административном надзоре ОВД за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»).
Гражданин Тяжлов умышленно совершил административное правонарушение, т.к. он осознавал противоправный характер своего действия, знал о его вредных последствиях, неоднократно предупреждался органами внутренних дел и сознательно допустил наступление последствий (КоАП РФ ст.2.2 ч.1). Так как Тяжлов в 2003 году вернулся из мест лишения свободы, значит его возраст соответствует возрасту при котором административная ответственность действует в полную силу ( КоАП РФ ст.2.3). Административный надзор за поведением гражданина Тяжлова может быть продлен каждый раз еще на шесть месяцев, но не свыше сроков, предусмотренных законом для погашения или снятия судимости за данное преступление. (ст.8 Положения об Административном надзоре ОВД за лицами, освобожденными из мест лишения свободы). Также при осуществлении административного надзора органы внутренних дел с учетом личности поднадзорного, его образа жизни и поведения вправе изменять (ослаблять или усиливать) ограничения, предусмотренные статьей 3 настоящего Положения: запрещение ухода из дома (квартиры) в определенное время; запрещение пребывания в определенных пунктах района (города); запрещение выезда или ограничение времени выезда по личным делам за пределы района (города); явка в милицию для регистрации от одного до четырех раз в месяц (ст.9 Положения об Административном надзоре ОВД за лицами, освобожденными из мест лишения свободы). В данном случае будет следовать усиление ограничения по некоторым перечисленным выше пунктам, либо наступление уголовной или административной ответственности в соответствии со ст.16 Положения об Административном надзоре ОВД за лицами, освобожденными из мест лишения свободы: Лица, в отношении которых установлен административный надзор, в случае нарушения правил этого надзора привлекаются к административной или уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством.
21. Гражданин Котенков для ухода за простудившимся 10-летним сыном обратился к руководителю предприятия, где он работал, с просьбой о предоставлении отпуска. В обоснование просьбы он предъявил листок временной нетрудоспособности, выданный лечащим врачом сроком на 15 дней.
Руководитель предприятия отказался удовлетворить просьбу, мотивируя это тем, что, во-первых, болен не сам Котенков, а его ребенок, а во-вторых, на предприятии сейчас особенно много работы, тогда как у ребенка есть мать, которая, по мнению руководителя, и должна ухаживать за ребенком.
Прокомментируйте ситуацию (Приказ Минздравмедпрома РФ от 13 января 1995 г. №5; Приказ Минздравмедпрома РФ от 9 октября 1994 г. №206).
Личное мнение руководителя в данном случае неуместно. Он обязан предоставить отпуск гражданину Котенкову беспрепятственно, т.к. в соответствии с Приказом Минздравмедпрома РФ от 13 января 1995 г и пунктом 8 Приложения 4 к Приказу Минздравмедпрома России от 13.01.95 № 5 листок временной нетрудоспособности экспертная комиссия выдает в том числе и по уходу за больным ребенком. Более того, руководитель предприятия обязан начислять гражданину Котенкову пособия по временной нетрудоспособности (Приложение 4 к Приказу Минздравмедпрома России от 13.01.95 № 5 п.1).
22. Сбитый в результате ДТП пешеход Марченко для проведения немедленного медицинского вмешательства был доставлен врачами скорой медицинской помощи в наиболее близкую от места происшествия частную клинику. Однако врачи клиники отказались принять пострадавшего, ссылаясь на загруженность заказами.
Правильны ли действия в отношении гражданина Марченко? (Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан; Постановление Правительства РФ от 11 сентября 1998 г. №1096).
Данные действия врачей клиники недопустимы, т.к. скорая медицинская помощь оказывается гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях), осуществляется безотлагательно лечебно-профилактическими учреждениями независимо от территориальной, ведомственной подчиненности и формы собственности, медицинскими работниками, а также лицами, обязанными ее оказывать в виде первой помощи по закону или по специальному правилу, более того, скорая медицинская помощь гражданам Российской Федерации и иным лицам, находящимся на ее территории, оказывается бесплатно (ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН от 22 июля 1993 года ст. 39)
Постановление Правительства РФ от 11 сентября 1998 г. №1096 утратило силу в связи с изданием Постановления правительства от 26.11.2004 г. № 690.