Проблема обеспечения защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности в настоящее время приобрела особенную значимость в связи с тем, что в ст. 42 Конституции Украины впервые закреплено право на предпринимательскую деятельность, которая не запрещена законом. На конституционном уровне закреплено обязательство государства относительно защиты конкуренции в предпринимательской деятельности и недопустимость предпринимательской деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Как свидетельствует практика, предприниматели нередко беспомощны перед незаконными действиями государственных органов, особенно органов государственной налоговой службы и налоговой полиции, таможенных, антимонопольных и других контролирующих органов, а также органов местного самоуправления. Неумение или нежелание субъектов предпринимательской деятельности защищать свои нарушенные права, их пассивность негативно влияют на их интересы, а также на сферу предпринимательства, способствуют недобросовестности и многочисленным нарушениям государственных органов. Одинаково важное значение имеет как реальное осуществление предпринимателями своих прав и выполнения обязанностей, так и обеспечение осуществления предоставленных законодательством возможностей относительно прекращения нарушений прав, их возобновления, компенсации убытков, причиненных их нарушением.
Необходимым для предпринимателей является также правильный выбор оптимального средства защиты нарушенного права в определенной ситуации, что может реально влиять на обеспечение стабильности и надежности их положения.
Для предпринимателей нередко проблемой является правильный выбор и эффективное использование и применение предусмотренных законодательством средств защиты -- тех правовых средств, с помощью которых можно предотвратить, прекратить, устранить нарушение прав, они возобновляются, а также компенсируются убытки, причиненные их нарушением. Чтобы вынудить или побудить правонарушителя прекратить действия, которые нарушают право предпринимателя, или предотвратить такие действия, необходимо знать положение законодательства, что регулирует разные средства защиты, и уметь их применять. Таким образом, результаты деятельности предпринимателей во многом зависят от их знания законодательство и умения оградить свои права, обеспечить возобновление нарушенных прав и их судебную защиту, умение применять всю совокупность средств и мероприятий их защиты.
Актуальность защиты прав предпринимателей обусловлена и тем, что хоть в Украине в целом создана достаточная нормативная база предпринимательства, однако она не обеспечивает в полной мере сочетания свободы предпринимательства и конкуренции с надлежащей защитой прав предпринимателей, а также интересов общества и государства. Слабость и несовершенство правовой защиты предпринимательства, неурегулированность многих его аспектов, несогласованность нормативных актов негативно влияют на эффективность предпринимательства в Украине. Это также способствует нарушениям в сфере предпринимательства, в частности незаконному занятию предпринимательской деятельностью, росту экономической преступности и т.п. Такие негативные явления, как злоупотребление монопольным положением на рынке, уклонение от уплаты налогов, криминализация предпринимательской деятельности по большей части объясняются несовершенством нормативно-правового режима предпринимательства.
Некоторые из действующих охранительных правовых средств предпринимательской деятельности в Украине, в том числе средства защиты и ответственности, несовершенные как в их определении, так и указании оснований их применения и процедуре реализации, что в целом снижает действенность обеспечения предпринимательства. Это и предопределяет необходимость анализа законодательства об охране прав предпринимателей, в том числе для определения путей его совершенствования. Часто права предпринимателей нарушаются через незаконное вмешательство в их деятельность государственных органов. Случаются случаи нарушения личных неимущественных прав предпринимателей. Поэтому анализу законодательства о средствах защиты от подобных нарушений посвящены отдельные разделы труда. Учитывая, что приоритетное для развития предпринимательской деятельности в условиях перехода к рыночной экономике в Украине имеет создание эффективных систем обеспечения доступа предпринимателей на рынок и свободной, добросовестной конкуренции у предпринимателей.
1. Судебный процесс
Право на судебную защиту гарантируется ст. 6 Закона. Всем субъектам правоотношений гарантируется защита их прав, свобод и законных интересов независимым и беспристрастным судом. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в суде, к подсудности которого она отнесена процессуальным законом. Соглашения об отказе в обращении за защитой до суда являются недействительными.
Гласность судебного процесса предусмотренная ст. 9 Закона. Никто не может быть ограничен в праве на получение в суде устной или письменной информации относительно результатов рассмотрения его судебного дела. Рассмотрение дел в судах происходит открыто, кроме случаев, предусмотренных процессуальным законом. Участники судебного разбирательства и Другие лица, собравшиеся на открытом судебном заседании, имеют право делать письменные заметки. Проведение в зале судебного заседания фото- и киносъемки, теле-, видео-, звукозаписи с применением стационарной аппаратуры, а также трансляции судебного заседания допускаются с разрешения суда, в порядке, установленном процессуальным законом. Рассмотрение дела в закрытом судебном заседании допускается по решению суда в случаях, предусмотренных процессуальным законом. При рассмотрении дел ход судебного процесса фиксируется техническими средствами в порядке, установленном процессуальным законом. Судопроизводство в Украине осуществляется государственным языком. Лица, которые не владеют или недостаточно владеют государственным языком, имеют право пользоваться родным языком и услугами переводчика в судебном процессе. В случаях, предусмотренных процессуальным законом, это право обеспечивается государством.
В ст. 11 Закона отмечено, что судебные решения, которые набрали законной силы, являются обязательными к выполнению всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, объединениями граждан и другими организациями, гражданами и юридическими лицами на всей территории Украины. Обязательность учета судебных решений для других судов, органов прокуратуры, следствия, дознание определяется процессуальным законом. Судебные решения других государств являются обязательными к выполнению на территории Украины при условиях, определенных законом Украины в соответствии с международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины. Невыполнение судебных решений тянет предусмотренную законом ответственность. Участники судебного процесса и другие лица в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом, имеют право на апелляционное и кассационное обжалование судебного решения. Самостоятельность судов и независимость су/дев подчеркнута в ст. 14 Закона. Суды осуществляют правосудие самостоятельно. Судьи при осуществлении правосудия независимы от какого-нибудь влияния, никому не подотчетные и подчиняются лишь закону. Органы и должностные лица государственной власти, органы местного самоуправления, их должностные лица, граждане и их объединения, а также юридические лица обязанные уважать независимость судей и не посягать на нее. Обращения к суду граждан, организаций или должностных лиц, которые в соответствии с законом не являются участниками судебного процесса, по поводу рассмотрения конкретных дел судорог не рассматриваются, если другое не предусмотрено процессуальным законом. Вмешательство у осуществления правосудия, влияние на суд или судей в какой-нибудь способ, неуважение к суду или судьям, сбор, хранение, использование и распространение информации устно, в письменном виде или в другой способ с целью нанести вред их авторитета или повлиять на беспристрастие суда запрещается и тянет предусмотренную законом ответственность. Судьям обеспечивается свобода беспристрастного решения судебных дел в соответствии с их внутренним убеждением, что основывается на требованиях закона.
2. Правовые основы защиты предпринимательства
Права и интересы, которые охраняются законом, субъектов предпринимательской деятельности гарантируются нормами гражданского материального права. Каждый предприниматель имеет право пресекать действия и акты граждан и юридических лиц и органов государственной власти, органов местного самоуправления, которые нарушают или ограничивают его права и законные интересы. Право на предпринимательскую деятельность включает возможность защиты от неправомерных действий как других предпринимателей, так и со стороны государственных органов, в том числе право на обжалование их деятельности, которое ущемляет это право.
Защита предпринимателей от нарушения их имущественных прав органами государственной власти и органами местного самоуправления имеет конституционную основу. В соответствии со ст. 55 Конституции Украины каждому гарантируется право на обжалование в суде решений, действий или бездеятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных и служебных лиц. Согласно ст.56 Конституции Украины каждый имеет право на возмещение за счет государства или органов местного самоуправления материального и морального вреда, причиненного незаконными решениями, действиями или бездеятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц при осуществлении ими своих полномочий. Предприниматель имеет право на возмещение соответствующим государственным органом причиненных ему убытков, которое может быть реализовано в судебном порядке.
3. Защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности
3.1. Способы и механизмы защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности. Гражданско-правовая защита
Ввиду комплексного характера предпринимательского права, защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности осуществляется с помощью норм многих отраслей права: гражданского, административного, криминального, трудового и других. Однако средства охраны отмеченных четырех отраслей права можно считать важнейшими. А ввиду того, что основной целью предпринимательской деятельности является получение прибыли (то есть какая-нибудь деятельность субъекта предпринимательской деятельности в конечном итоге сводится к сохранению и за возможности увеличения собственного материального достатка), именно гражданско-правовые средства защиты нарушенных прав и интересов предпринимателей можно считать базовыми.
Рассматривая гражданско-правовые средства защиты прав предпринимателей, следует обратиться к ст. 6 Гражданского кодекса, которая распространяется на правоотношения в сфере предпринимательства. Целесообразно подробнее остановиться на составных убытков, которые подлежат возмещению, случаях ограничения размера их возмещения (ответственности) (см., например: ст. 363 "Размер ответственности автотранспортной организации за потерю, недостаток и повреждение груза" Гражданского кодекса Украины и др.).
Желательно рассмотреть также "другие средства [защиты], предусмотренные законом". К ним можно отнести, в частности, способы обеспечения выполнения обязательств (реализация заставленного имущества, правило об оставлении задатка в задаткополучателя или уплата им задатка в двойном размере). На обсуждение можно вынести вопрос о возможности отнесения к средствам гражданско-правовой защиты выплаты страхового возмещения.
В этом вопросе следует четко размежевать гражданско-правовую защиту и защиту с помощью норм трудового права имущественных прав предпринимателей (в частности, за субъектами правоотношений, за объемом ответственности). Рассматривая объем ответственности, следует остановиться на случаях ограниченной и полной ответственности по трудовому праву, особенное внимание уделяя порядку и субъектам заключения договора о полной материальной ответственности, в частности потому, что такой договор может заключаться исключительно с лицом, должность которого определена законодательством в соответствующем перечне (см., например: постановление Государственного комитета Совета Министров Украины по труду и социальным вопросам). Механизм защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности составляют объективно имеющиеся возможности для реализации вышеприведенных способов защиты. К ним можно отнести: урегулирование спора во внесудебном порядке; рассмотрение и решение заявлений, жалоб и других документов органами исполнительной власти в порядке подчиненности; предоставление защиты правоохранительными органами в пределах их компетенции; нотариальная защита; судебная защита (в том числе -- Конституционным Судом Украины, общими судами, хозяйственными и третейскими судами).
3.2. Криминально-правовая, административно-правовая и нотариальная защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности
Криминально-правовая защита в сфере предпринимательской деятельности заключается в установлении ответственности за нарушение прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности. Рассматривая этот вид защиты, можно выделить защиту от незаконного вмешательства государственных органов и должностных лиц в предпринимательскую деятельность (в частности, ст. ст. 206, 364, 365 Криминального кодекса Украины); защита от нарушений организационного характера (ст. ст. 202, 203, 205, 228 Криминального кодекса Украины); защита от нарушений производственно-хозяйственного характера (ст. ст. 225, 227 Криминального кодекса Украины); защита от финансовых нарушений (ст. ст. 218--222 Криминального кодекса Украины) и другие виды защиты. Эта градация за видами является несколько условной, поэтому допускаются другие ее варианты.
Административно-правовая защита в сфере предпринимательства является более широкой, чем криминально-правовой, поскольку охватывает не только ответственность за нарушение прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности (см., например: ст. ст. 164, 1643, 166 -- 1664 Кодекса Украины об административных правонарушениях), но и устанавливает процедуру ведомственной защиты (рассмотрение и решение заявлений, жалоб и других документов органами исполнительной власти в порядке подчиненности (см.: например: Положение о порядке представления и рассмотрения жалоб налогоплательщиков органами государственной налоговой службы). Административно-правовая защита может осуществляться и специализированными органами, которым предоставлены соответствующие полномочия в сфере предпринимательства (например: Государственным комитетом Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства (см.: Положение о Государственном комитете Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства). Можно подискутировать по поводу разграничения административной и финансовой ответственности (финансовых санкций) субъекта предпринимательской деятельности, ввиду отсутствия в Конституции Украины такого вида ответственности, как финансовая. Наилучшим образом это делать на примере юридического лица, которое было привлечено к ответственности за неуплату налогов в надлежащем размере, делая привязку к срокам наложения административного взыскания и других признаков административной ответственности. Обязательно следует отмечать то, что сейчас этот вопрос решен на уровне решения Конституционного Суда Украины (см.: решение Конституционного Суда Украины в деле за конституционным обращением открытого акционерного общества "Всеукраинский Акционерный Банк" относительно официального толкования положений пункта 22 части первой статьи 92 Конституции Украины, частей первой, третьей статьи 2, части первой статьи 38 Кодекса Украины об административных правонарушениях (дело об ответственности юридических лиц).
Особенностью нотариальной защиты является то, что ему свойственный превентивный характер. Это означает, что институт нотариата, в частности, способствует соблюдению прав собственности, ведь нотариусы прослеживают путь, которым прошло имущество от первого владельца к последнему, предупреждая нового владельца про возможные обязательства, которые обременяют имущество, что отчуждается. Следует также обратить внимание на то, что нотариат выполняет функцию фиксации (по законодательному определению нотариата на соответствующие органы и должностных лиц возлагается обязанность удостоверять права, а также факты, которые имеют юридическое значение, с целью предоставления им юридической достоверности).
При рассмотрении этого вопроса более обстоятельно советуем остановиться на порядке и значении совершения нотариусами исполнительных надписей.
3.3. Защита прав предпринимателей при их нарушении незаконными актами государственных органов
Право на предпринимательскую деятельность включает возможность защиты от неправомерных действий, как других предпринимателей, так и со стороны государства в лице его органов, в том числе право на обжалование их поведения, которое ущемляет это право.
Защита предпринимателей от вмешательства в их деятельность государственных органов имеет конституционную основу. В соответствии со ст. 55 Конституции Украины «каждому гарантируется право на обжалование в суде решений, действия! или бездеятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных и служебных лиц». «Каждый имеет право на возмещение за счет государства или органов местного самоуправления материального и морального вреда, причиненного незаконными решениями, действиями или бездеятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц при осуществлении ими своих полномочий» (ст. 50 Конституции Украины).
Одним из важных и распространенных средств защиты прав субъектов предпринимательской деятельности является признание судом или арбитражным судом изданного государственным или иным органом незаконного акта недействительным (полностью или в части). В ч. 4 ст. 15 Закона Украины «О предпринимательстве» указано, что в случае издания государственным либо другим органом акта, не соответствующего его компетенции или требованиям законодательства, предприниматель вправе обратиться в суд или арбитражный суд с заявлением о признании такого акта недействительным.
Как следует из Закона, основанием применения этого средства защиты является издание государственным или иным органом акта, не соответствующего его компетенции либо требованиям законодательства. Поскольку это два самостоятельных основания, то документ может быть признан недействительным как акт, отвечающий требованиям законодательства, но принятый с превышением компетенции соответствующего органа, так и, напротив, принятый в пределах его компетенции, но противоречащий законодательству.
Превышение компетенции государственного органа означает издание им акта вне его компетенции. Нарушение актом государственного органа требований законодательства -- это противоречие законодательству принятого акта, как по его содержанию, так и по форме, порядку и срокам принятия.
Неправомерные акты государственных органов, затрагивающие права предпринимателей, нарушают два запрета, установленные Законом «О предпринимательстве». Первый -- общий запрет, установленный в ч. 3 ст. 15 Закона «О предпринимательстве»: вмешательство государственных органов в хозяйственную деятельность предпринимателей не допускается, если она не затрагивает предусмотренные законодательством Украины права государственных органов на осуществление контроля за деятельностью предпринимателей. Другой -- специальный запрет, сформулированный в ч. 4 ст. 15: не допускается принятие государственными органами актов, которые определяют привилегированное положение субъектов предпринимательской деятельности одной из форм собственности по отношению к субъектам предпринимательской деятельности иных форм собственности.
Признание незаконного акта недействительным может применяться как единственное средство защиты (когда для защиты предпринимателей достаточно признания акта недействительным), либо сочетаться с другими мерами защиты и ответственности. Так, признание недействительным акта государственного или иного органа может соединяться с применением предусмотренной ч. 6 ст. 15 Закона «О предпринимательстве», п. 2 ст. 27 Закона Украины «О предприятиях в Украине» меры гражданско-правовой ответственности -- взысканием судом или арбитражным судом по иску предпринимателя убытков, причиненных ему в результате выполнения указаний государственных либо других органов или их должностных лиц, приведших к нарушению прав предпринимателя, а также вследствие ненадлежащего осуществления такими органами или их должностными лицами предусмотренных законодательством обязанностей в отношении предпринимателя.
Нередко в практике объединяется требование о признании недействительным актов государственных органов с иском о возврате (обратном взыскании) необоснованно списанных этими органами в бесспорном порядке сумм. Субъекты предпринимательской деятельности обращаются в арбитражный суд с исками о возврате из бюджета незаконно списанных штрафов, других финансовых санкций, недоимо?; по налогам и иным обязательным платежам в бюджет.
В целях единообразного и правильного разрешения споров, связанных с признанием недействительными актов государственных и. иных органов, президиум Высшего арбитражного суда Украины дал разъяснение «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с признанием недействительными актов государственных или иных органов» от 26.01.2000 г. № 02-5/35.
Таким образом, средствами защиты прав субъектов предпринимательской деятельности от незаконных актов государственных органов, их вмешательства в хозяйственную деятельность предпринимателей являются:
признание недействительными (полностью или в части) актов государственных и иных органов, не соответствующих законодательству и нарушающих охраняемые законом права и интересы субъектов предпринимательской деятельности;
возврат из бюджета денежных средств, неосновательно списанных в виде экономических (финансовых) санкций или по другим основаниям государственными органами в бесспорном порядке;
возмещение убытков, причиненных предпринимателям неправомерными актами государственных органов.
Обсуждение вопроса рассмотрения хозяйственных споров общими судами может быть несколько сокращенным, ввиду существования отдельного курса "Гражданский процесс". Анализ начнем из положений ст. 124 Конституции Украины, согласно с которыми юрисдикция судов распространяется на все правоотношения, которые возникают в государстве. На это можно сделать ссылку и при рассмотрении подведомственности судам трудовых споров (нет необходимости предыдущего обращения к комиссии по трудовым спорам).
Во время рассмотрения подведомственности, правила относительно которой отмечены в ст. 24 Гражданского процессуального кодекса Украины, целесообразно акцентировать случаи подведомственности общим судам других дел, отнесенных законами к их компетенции, сделав тем самым привязку, в частности, к институту международного коммерческого арбитража (возможность в случаях, предусмотренных законом, отмена решения арбитража общим судом).
Рассматривая процедуру предъявления иска, следует заметить, что она не предусматривает обязательности досудебного урегулирования спора, кроме случаев, прямо отмеченных законом (например, обращению к суду с иском к транспортной организации должно предшествовать предъявление соответствующей претензии -- ст. 222 Хозяйственного кодекса Украины). В этом вопросе желательно также рассмотреть требования к исковому заявлению и сопроводительным документам.
Обстоятельно следует рассмотреть вопрос решения хозяйственных споров хозяйственными судами. При определении подведомственности дел этим судам можно в порядке обсуждения остановиться на вопросе, в каких судах решаются споры, которые возникают в связи с обжалованием отказа в государственной регистрации частного предприятия или частного предпринимателя. Также можно опять поставить вопрос, в каких судах решаются споры между частными предпринимателями (или предпринимателями и юридическими лицами), не связанные с осуществлением ими хозяйственной (предпринимательской) деятельности (см., в частности, требования относительно подведомственности дел общим судам -- ст. 24 Гражданского процессуального кодекса Украины и хозяйственным судам -- ст. 12 Хозяйственного процессуального кодекса Украины).
Рассматривая субъекты, которые могут подавать исковые заявления, обязательно нужно отметить право прокуроров и их заместителей обращаться в хозяйственный суд в интересах государства, ввиду решения Конституционного Суда Украины в деле за конституционными представлениями Высшего арбитражного суда Украины и Генеральной прокуратуры Украины относительно официального толкования положений статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Украины.
При рассмотрении законодательства, которое применяется при решении хозяйственных споров, можно заметить, что хозяйственный суд не применяет акты государственных и других органов, если эти акты не отвечают законодательству Украины. Ввиду этого, стоит определиться с понятием "законодательство" (см.: решение Конституционного Суда Украины в деле за конституционным обращением Киевского городского совета профессиональных союзов относительно официального толкования ч. Со ст. 21 Кодекса законов о труде Украины (дело о толковании срока "законодательство"), а также с возможностью суда не применять акты Президента Украины и органов государственной исполнительной власти (например, Кабинета Министров Украины), если они противоречат Конституции и законам Украины.
Определенное внимание следует уделить положением Хозяйственного процессуального кодекса Украины относительно досудебного урегулирования хозяйственного спора с учетом разъяснения президиума Высшего арбитражного суда Украины "О некоторых вопросах практики применения раздела II Хозяйственного процессуального Кодекса Украины", останавливаясь, в частности, на том, что мероприятия досудебного урегулирования хозяйственных споров применяются сторонами в случаях, предусмотренных этим Кодексом, а также по договоренности между ними, если это обусловлено договором. На сегодня Хозяйственный процессуальный кодекс Украины предусматривает обязательное досудебное урегулирование как обязательное условие обращения к хозяйственному суду для споров, которые возникают из договора перевозки, договору о предоставлении услуг связи и договору, основанному на государственном заказе.
Следует остановиться и на обязательных реквизитах претензии, отмечая, что при их отсутствии документ не считается претензией, а это может повлечь, соответственно, возвращение искового заявления.
Дальше стоит рассмотреть требования относительно представления иска (реквизиты, цена и тому подобное) и соответствующих документов. Объем последующего рассмотрения хозяйственного процесса зависит от наличия/отсутствия специального курса "Хозяйственный процесс", что посвящен именно этому вопросу (кроме Хозяйственного процессуального кодекса Украины, здесь целесообразно пользоваться разъяснением президиума Высшего арбитражного суда Украины "О некоторых вопросах практики применения Хозяйственного процессуального кодекса Украины").
5.1. Право на обращение к хозяйственному суду
Согласно со ст. 6 Гражданского кодекса Украины защита гражданских прав осуществляется в установленном порядке судом путем:
* признание этих прав;
* возобновление положения, которое существовало до нарушения права, и прекращения действий, которые нарушают право;
* присуждение к выполнению долга в натуре;
* компенсации морального вреда;
* прекращение или изменения правоотношения;
* взыскание из лица, которое нарушило право, нанесенных убытков, а в случаях, предусмотренных законом или договором неустойки (штрафа, пени), а также другими средствами, предусмотренными законом.
Защита нарушенных или оспариваемых прав и охраняемых законом интересов субъектов предпринимательской деятельности, осуществляется, в основном, в хозяйственном суде.
В соответствии со ст. 1 Хозяйственного процессуального кодекса Украины (дальше -- Кодекс) предприятия, учреждения, организации, другие юридические лица (в том числе иностранные), граждане, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без создания юридического лица и в установленном порядке приобрели статус субъекта предпринимательской деятельности (дальше -- предприятия и организации"), имеют право обращаться в хозяйственный суд согласно с установленной подведомственностью хозяйственных дел за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и интересов, которые охраняются законом. В случаях, предусмотренных законодательными актами Украины, к хозяйственному суду имеют право также обращаться государственные и другие органы, граждане, которые не являются субъектами предпринимательской деятельности.
Соглашение об отказе от права на обращение к хозяйственному суду является недействительным.
Хозяйственный суд возбуждает дела по исковым заявлениям:
* предприятий и организаций, которые обращаются в хозяйственный суд за защитой своих прав и интересов, которые охраняются законом;
* государственных и других органов, которые обращаются в хозяйственный суд в случаях, предусмотренных законодательными актами Украины;
* прокуроров и их заместителей, которые обращаются в хозяйственный суд в интересах государства;
* счетной палаты, которая обращается в хозяйственный суд в интересах государства в пределах полномочий, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины.
Прокурор, который обращается в хозяйственный суд в интересах государства, в исковом заявлении самостоятельно определяет, в чем заключается нарушение интересов государства, и основывает необходимость их защиты, а также указывает орган, уполномоченный государством осуществлять соответствующие функции в спорных отношениях. При обращении с иском в хозяйственный суд следует различать понятие подведомственности и подсудности дел.
Если в законодательном акте подведомственность споров определена альтернативно: суда или хозяйственного суда, или сказано о решении спора в судебном порядке, следует выходить из субъектного состава участников спора и характера правоотношений, что определенные Законом Украины «О хозяйственном суде» и Хозяйственным процессуальным кодексом Украины. При этом необходимо иметь в виду, что в соответствии со ст. 26 Гражданского процессуального кодекса Украины в случае объединения нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственные суду, а другие -- хозяйственному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде, независимо от статуса участников спора.
Хозяйственным судам подведомственные такие дела:
1) дела в спорах, которые возникают при заключении, изменении, расторжении и выполнении хозяйственных договоров и из других оснований, а также в спорах о признании недействительными актов из оснований, отмеченных в законодательстве, кроме:
-- споров, которые возникают при согласовании стандартов и технических условий;
-- споров об установлении цен на продукцию (товары), а также тарифов на услуги (выполнение работ), если эти цены и тарифы в соответствии с законодательством не могут быть установлены по соглашению сторон;
-- других споров, решения которых в соответствии с законами Украины, межгосударственных договоров и соглашений отнесено к ведомству других органов;
2) дела о банкротстве;
3) дела по заявлениям органов Антимонопольного комитета Украины, Счетной палаты по вопросам, отнесенным законодательными актами к их компетенции.
Вопрос рассмотрения хозяйственных споров третейскими судами на сегодня урегулировано Хозяйственным процессуальным кодексом Украины и Положением о третейском суде для решения хозяйственных споров между объединениями, предприятиями, организациями, учреждениями.
Третейские суды могут рассматривать споры, которые отнесены законодательством к компетенции хозяйственных судов (кроме споров о признании недействительными актов, споров, которые возникают при заключении, изменении, расторжении и выполнении хозяйственных договоров, связанных с удовлетворением государственных потребностей, споров, связанных с государственной тайной и дел о банкротстве).
Следует обратить внимание на то, что в отличие от института международного коммерческого арбитража на решение третейского суда может быть передан хозяйственный спор, невзирая на наличие специального предостережения об этом в договоре. Следует также остановиться на том, что на спор, что передается на решение третейского суда, распространяются требования Хозяйственного процессуального кодекса Украины относительно досудебного урегулирования хозяйственного спора.
Раскрывая преимущества решения хозяйственных споров в третейских судах, можно указать на отсутствие необходимости уплаты государственной пошлины за рассмотрение таких дел.