Рефераты

Доклад: Порядок избрания Президента РФ

Доклад: Порядок избрания Президента РФ

2. Порядок избрания Президента РФ. Прекращение его обязанностей.

Выборы Президента РФ осуществляются на основе Конституции РФ, Федерального

закона "О выборах Президента Российской Федерации" от 17 мая 1995 г. и других

федеральных законов.

Общие условия выборов Президента. Выдвижение кан­дидатов.

Президент РФ избирается на четыре года гражданами РФ на основе всеобщего равного

и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президент РФ может быть

переизбран на второй четырехлетний срок, но избрание одного лица более чем на

два срока подряд не допускается. Избрание на третий и четвертый сроки возможно,

но только после перерыва. Тем самым устанавливается периодическая сменяемость

главы государства, обеспечивающая при­ток свежих идей и новых государственных

деятелей.

Право избирать Президента предоставляется гражданам, достиг­шим на день

выборов 18 лет. Участие граждан в выборах является добровольным, каждый

избиратель имеет только один голос. Эти нормы обеспечивают подлинную

всеобщность избирательного корпу­са, не допуская в то же время

принудительного голосования или, напротив, установления ограничительных

цензов. От выборов от­страняются только недееспособные и содержащиеся в

местах лише­ния свободы по приговору суда.

1 Конституционных требований к Президенту РФ не так много. Им может быть

избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской

Федерации не менее 10 лет. Не требу­ется специального образования или опыта

работы, нет ограничения верхнего возрастного предела. Требование постоянного

проживания в Российской Федерации не менее 10 лет не означает, что кандидат в

Президенты вообще не мог отлучаться из страны в кратковремен­ные поездки,

речь здесь идет только о непрерывном основном местожительстве и притом,

непосредственно в годы перед избранием на пост Президента.

Право выдвижения кандидатов на пост Президента принадле­жит непосредственно

избирателям и избирательным объединениям, избирательным блокам. Выдвижение

происходит на съезде (конфе­ренции) избирательного объединения; объединение и

блок могут выдвинуть только одного кандидата, данные о котором сообщаются в

Центризбирком РФ. Кандидат, может быть выдвинут также ини­циативной группой

избирателей в количестве не менее 100 человек.

Однако выдвижение кандидата требует поддержки избирателей. Избирательное

объединение, блок или инициативная группа обязаны собрать в поддержку своего

кандидата не менее 1 млн. подписей избирателей. При этом на один субъект РФ

должно приходиться не более 7% от требуемого общего числа подписей.

Центризбирком проверяет правильность собирания подписей и выносит решение о

регистрации кандидата. Центризбирком откладывает выборы, если будет

зарегистрировано менее двух кандидатов, что призвано обес­печить

альтернативный характер голосования.

Все зарегистрированные кандидаты обладают равными правами и несут равные

обязанности. Со дня регистрации зарегистрирован­ные кандидаты обязаны на

время проведения выборов оставить государственную службу или работу в

средствах массовой информа­ции, а переизбирающийся Президент РФ - не

пользоваться преиму­ществами своего служебного положения. Кандидаты на пост

Прези­дента пользуются рядом льгот, предусмотренных законом (получают

денежную компенсацию, бесплатно пользуются общественным тран­спортом,

приобретают статус неприкосновенности и др.). Закон подробно регламентирует

порядок проведения предвыборной агитации, исполь­зования в этих целях радио,

телевидения и печатных изданий. Эти и многие другие нормы призваны обеспечить

равные возможности для всех кандидатов, исключить злоупотребления и давление

на избирателей. Выборы Пре­зидента назначаются Советом Федерации Федерального

Собрания. Днем выборов является первое воскресенье после истечения

конститу­ционного срока, на который был избран предыдущий Президент. Вы­боры

назначаются не позже чем за четыре месяца до дня выборов. Если Совет

Федерации не назначит выборов в срок, то они проводятся Центральной

избирательной комиссией РФ в первое воскресенье месяца, следующего за

месяцем, в котором истекают полномочия Президента. Если полномочия Президента

заканчиваются до истечения конституци­онного срока, Совет Федерации назначает

досрочные выборы.

Выборы Президента РФ проводятся по единому федеральному избирательному

округу, включающему в себя всю территорию РФ. Подготовку и проведение выборов

осуществляют избирательные комиссии, которые независимы от органов

государственной власти и органов местного самоуправления. Эти комиссии

создаются на уровне Федерации (Центральная избирательная комиссия), субъектов

РФ, территорий (районов, городов и др.), участков. Каждый за­регистрированный

кандидат в Президенты вправе назначить одного члена Центральной избирательной

комиссии РФ с правом совещатель­ного голоса. Избирательные комиссии имеют

большие права, их деятель­ность строго регламентирована и осуществляется

гласно и открыто.

Финансирование выборов Президента осуществляется за счет средств федерального

бюджета, которые распределяются между всеми избирательными комиссиями. Но

кандидаты на пост Президента вправе создавать собственные избирательные

фонды, которые могут формироваться за счет собственных средств (не более 1000

мини­мальных зарплат), средств, выделенных Центризбиркомом на пред­выборную

агитацию, средств избирательных объединений (50 тыс. минимальных зарплат),

добровольных пожертвований физических лиц (каждое не более 50 минимальных

зарплат), добровольных пожертвований юридических лиц (каждое не более 5 тыс.

минималь­ных зарплат). Но есть и общее ограничение: предельная сумма расходов

кандидата за счет средств избирательного фонда не может превышать суммы,

равной 250 тыс. минимальных зарплат. Не допус­каются пожертвования в

избирательные фонды со стороны иностран­ных государств, организаций и

граждан, лиц без гражданства, рос­сийских юридических лиц с иностранным

участием (если доля инос­транного капитала превышает 30%), международных

организаций и общественных движений, органов местного самоуправления,

государ­ственных и муниципальных предприятий, учреждений и организаций,

воинских частей, военных учреждений и организаций, благотвори­тельных

организаций и религиозных учреждений. Закон устанавли­вает строгий учет

пожертвований в избирательные фонды (аноним­ные пожертвования, например,

перечисляются в доход государства).

Подсчет голосов избирателей прово­дится непосредственно членами участковой

избирательной комиссии, о чем составляется протокол. На основании этих

протоколов терри­ториальная избирательная комиссия, суммируя содержащиеся в

них данные, устанавливает итоги голосования и составляет протокол, который

передается в избирательную комиссию субъекта РФ, а эта, в свою очередь,

произведя суммирование данных, передает протокол в Центризбирком РФ.

Центризбирком не позднее чем через 15 дней со дня выборов определяет

результаты выборов.

Избранным считается кандидат, который получил более полови­ны голосов

избирателей, принявших участие в выборах. Центризбир­ком признает выборы

несостоявшимися, если в них приняло участие менее половины избирателей. В

случае если в бюллетень было включено более двух кандидатов и ни один из них

не был избран, назначается повторное голосование по двум кандидатам,

получившим наибольшее число голосов избирателей (так называемый второй тур,

характерный для стран с многопартийной системой). По итогам повторного

голосования избранным считается кандидат, получивший большее - по сравнению с

другим кандидатом - число голосов при условии, что эта цифра больше числа

голосов, поданных против всех кандидатов. Если же повторное голосование не

приводит к резуль­тату, то Совет Федерации назначает повторные выборы. Закон

предусматривает широкую огласку результатов выборов на всех уровнях.

Результаты голосования объявляются Центризбиркомом не позднее чем через три

месяца со дня выборов.

Избранный Президент вступает в должность на тридцатый день со дня

официального объявления Центризбиркомом о результатах выборов. При вступлении

в должность Президент приносит народу присягу, текст которой содержится в

Конституции РФ. С момента принесения присяги Президент приступает к

исполнению своих обязанностей.

Прекращение обязанностей Президента. Отрешение от должности.

Прекращение исполнения Президентом своих обязаннос­тей наступает с истечением

срока его пребывания в должности в тот момент, когда принесена присяга вновь

избранного Президента.

Досрочное прекращение обязанностей.

1) его отставки;

2)неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;

3) отрешения от должности.

1. Положение Президента РФ в системе органов государ­ственной власти.

Понятие главы государства. Пост главы государства существует при всех

формах правления. В монархи­ческих государствах это наследственный монарх, в

республиках выборный президент. Государство испытывает потребность в

сущес­твовании должностного лица, обеспечивающего конституционный порядок,

устойчивость и преемственность механизма власти, а также высшее

представительство в международных отношениях. Это и есть глава государства,

обычно наделяемый широкими полномочиями в сфере взаимоотношений с

законодательной, исполнительной и судеб­ной властями и выступающий как

своеобразный символ государства и официальный представитель народа.

При различных формах правления полномочия главы государства выглядят

неодинаково. В одних странах функции главы госу­дарства номинальны, в других

- они олицетворяют реальную власть. Но при всех условиях глава государства

сохраняет определенные собственные полномочия, т. е. высшие представительские

функции как внутри страны, так и вне ее, эти функции никому не подкон­трольны

и не подотчетны. Представительская функция влечет за собой определенные

властные полномочия - например, подписывать международные договоры, назначать

своих полномочных представи­телей в регионах страны. Конкретно положение

главы государства и его фактическая роль в жизни страны определяются в каждой

стране в зависимости от политических условий и исторических традиций. Когда

говорят о положении главы государства в системе ор­ганов государственной

власти, то имеют в виду соотношение его функций с законодательной и

исполнительной властями. В демокра­тическом правовом государстве всегда

действует принцип разделения властей, который предполагает, что властное

полномочие любого должностного лица относится к одной из трех властей -

законода­тельной, исполнительной или судебной. Функции главы государства

соприкасаются со всеми тремя властями (в области законодательства он,

например, имеет право вето, в отношении судебной власти глава государства

вправе назначать судей или осуществлять помилование), но все же его основные

функции и полномочия нельзя отнести к законодательной или судебной.

Конституционный статус Президента Российской Фе­дерации. В

правовом государстве статус главы государства макси­мально точно определяется

Конституцией и принимаемыми на ее основе законами. Это необходимо для того,

чтобы лицо, занимающее высшее положение в государстве, имело ясные права и

обязанности и не могло, выходя за установленные пределы, своими действиями,

порождать угрозу конституционным правам и свободам граждан.

Конституционный статус реализуется в нормах Конституции, определяющих функции

и полномочия главы государства. Эти два понятия очень близки друг к другу, но

не тождественны. Под функциями понимаются наиболее важные общие обязанности

главы государства, вытекающие из его положения в системе органов

го­сударственной власти. Полномочия же вытекают из функций и состоят из

конкретных прав и обязанностей главы государства по вопросам, отнесенным к

его компетенции. В той мере, в какой функции и полномочия присущи

исключительно главе государства (т. е. не делятся с парламентом,

правительством или судебными органами), они называются прерогативами главы

государства (напри­мер, предлагать парламенту кандидатуру на пост главы

правительства или присваивать высшие воинские звания и т. д.).

Пост Президента был учрежден в Российской Федерации общенародным референдумом

в апреле 1991 г. и в том же году (12 июня) Конституция РФ, принятая в 1993

г., установила, что полномочия первого Президента продолжаются до истечения

срока, на который он был избран (т. е. до 12 июня 1996 г.). Однако с 1993 г.

положение, функции и полномочия Президента определяются уже новой

Конституцией.

По Конституции РФ 1993 г. Президент определяется как глава государства. В

прежней Конституции его функция была определена через термины "высшее

должностное лицо" и "глава исполнительной власти". Изменение конституционной

формулы не означает сужения функции Президента РФ или его "отлучения" от

исполнительной власти. Термин "глава государства" более точно отражает и то и

другое, но не свидетельствует о появлении четвертой основной ветви власти.

Когда, тем не менее, употребляют термин "президентская власть", то это может

означать только особый статус Президента в системе трех властей, наличие у

него некоторых собственных пол­номочий и комплексный характер его

разнообразных прав и обязан­ностей во взаимодействии с двумя другими

властями, но в основ­ном — с исполнительной властью. Как и в других

государствах, Президент РФ обладает непри­косновенностью. Это означает, что

до отрешения Президента от должности против него нельзя возбудить уголовное

дело, принуди­тельно доставить его в суд в качестве свидетеля и т. д.

Основные функции Президента РФ. Основные функции Президента РФ как

главы государства определены ст. 80 Консти­туции РФ. Президент Российской

Федерации:

1) является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина,

2) в установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране

суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает

согласованное функционирование и взаи­модействие органов государственной

власти,

3) в соответствии с Конституцией РФ и федеральными зако­нами определяет

основные направления внутренней и внешней поли­тики государства,

4) представляет РФ внутри страны и в международных отно­шениях.


© 2010 Современные рефераты