Рефераты

Контрольная: Суды общей юрисдикции и военные суды

Контрольная: Суды общей юрисдикции и военные суды

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА КРИМИНАЛИСТИКИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ ПРАВОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СУДЫ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ.

РАЙОННЫЙ ( ГОРОДСКОЙ) СУД. ВОЕННЫЙ СУД.

Контрольная работа студента группы Ю-13

юридического факультета

Адепта церкви преподобного Джидая

Научный руководитель:

кандидат юридических наук,

доцент кафедры Лорд Вайдер

Тамбов 2003

1. Районный ( городской) Суд.

а. Общая характеристика.

б. Председатель районного ( городского) суда. Организация работы в районном (

городском) суде. Аппарат районного ( городского) суда.

2. Военнный суд.

а. Система военных судов. Порядок их формирования.

б. Принципы оргонизации и деятельности военных судов.

в. Компитенция военных судов.

г. Подсудность военных судов различных уровней

д. Председатель военного суда.

е. Организационное обеспечение деятельности военных судов. Организация работы

в военном суде.

Заключение.

1. Районный ( городской) суд.

а. Общая характеристика.

Районные (городские) суды — это первое звено федераль­ных судов общей

юрисдикции. Каждый из них является выше­стоящим судебным органом для мировых

судей и осуществляет надзор за судебной деятельностью названных судов

[1].

В районных (городских) судах нет президиума, судебных коллегий и

Научно-консультативного совета. В их состав вхо­дят председатель суда, члены

суда, народные заседатели и ап­парат суда. В составе крупного районного

(городского) суда мо­гут быть должности заместителей председателя. Если суд

состоит из одного судьи, то последний одновременно обладает и пол­номочиями

председателя суда[2].

Председатель районного (городского) суда, его заместители и судьи этого суда

назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя

Верховного Суда РФ, основан­ному на заключении квалификационных коллегий

судей и со­гласованному с законодательными (представительными) орга­нами

государственной власти соответствующих субъектов Рос­сийской Федерации.

Народные заседатели отбираются на основе списка район­ного суда.

Районный (городской) суд может быть создан и упразднен только федеральным

законом[3].

Районный (городской) суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в

качестве суда первой, апелляционной инстанции и по вновь открывшимся

обстоятельствам.

В первой инстанции районный (городской) суд рассматри­вает все дела, неподсудные

другим судам. В апелляционном по­рядке он проверяет законность и обоснованность

приговоров, решений и постановлений мировых судей. В гражданском про­цессе по

вновь открывшимся обстоятельствам им пересматри­ваются собственные решения,

вынесенные в первой и апелля­ционной инстанциях, а в уголовном

судопроиз­водстве — приговоры (постановления) мировых судей.

Помимо разрешения уголовных и гражданских дел он рас­сматривает:

дела об административных правонарушениях; вопросы, связанные с исполнением

приговора (к примеру, применение к лицу института условно-досрочного

освобожде­ния от исполнения наказания);

вопросы о применении к лицу принудительных мер меди­цинского характера;

материалы, подтверждающие законность и обоснованность ареста или продления

срока содержания под стражей, а также любого другого решения или действия

органа дознания, следо­вателя, прокурора.

Районный (городской) суд изучает и обобщает судебную практику, осуществляет

другие полномочия, предоставленные ему законодательством

[4].

б. Председатель районного (городского) суда. Организация работы в районном

(городском) суде. Аппарат районного (городского) суда

Председатель районного (городского) суда:

1) председательствует в судебных заседаниях и соответ­ственно

осуществляет процессуальные полномочия, устано­вленные УПК и

ГПК;

2) назначает судей в качестве председательствующих в су­дебных заседаниях;

распределяет другие обязанности между судьями;

3) организует работу с народными заседателями;

4) ведет личный прием, организует работу суда по приему граждан и

рассмотрению предложений, заявлений и жалоб;

5) руководит изучением и обобщением судебной практики и ведением судебной

статистики;

6) вносит представления в государственные органы, обще­ственные организации

и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий,

способствовавших их совершению;

7) руководит работой аппарата суда;

8) организует работу по повышению квалификации работ­ников суда, а также по

повышению правовых знаний народных заседателей;

9) организует работу по пропаганде правовых знаний и разъяснению

законодательства;

10) систематически проверяет состояние делопроизводства в суде и

своевременно принимает меры к исправлению вскрытых ошибок и недостатков;

11) организует работу канцелярии суда, а также выполнение канцелярией

требований государственных стандартов на орга­низационно-распорядительную

документацию;

12) организует хранение, отбор и сдачу в архив документов суда, ежегодный

отбор и уничтожение дел и материалов, сроки хранения которых истекли;

13) разрешает выдачу или высылку по запросам компетент­ных органов судебных

дел, материалов, документов;

14) внедряет в практику суда передовой опыт работы по де­лопроизводству,

средства оргтехники, решает вопросы органи­зации рабочих мест;

15) разрешает снимать копии с документов, необходимых для вручения или

высылки гражданам и должностным лицам;

16) устанавливает дни и часы, когда осуществляется прием граждан

председателем суда, его заместителем, судьями, работ­никами канцелярии;

17) осуществляет контроль над обращением к исполнению приговоров, решений,

определений, судебных приказов и по­становлений суда;

18) осуществляет иные полномочия.

Аппарат районного (городского) суда обеспечивает работу суда и подчиняется его

председателю. Работники аппарата суда являются государственными служащими, им

присваиваются классные чины и другие специальные звания

[5].

6. Военные суды.

а. Система военных судов. Порядок их формирования.

Судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других вой­сках, воинских

формированиях и федеральных органах испол­нительной власти, в которых

федеральным законом предусмот­рена военная служба, осуществляют военные суды.

Военные суды относятся к третьему звену судебной си­стемы, хотя и сами

подразделяются на три уровня, которые в совокупности и взаимосвязи образуют

систему военных судов. Первый составляют гарнизонные военные суды. Ко второму

относятся окружные (флотские) военные суды и к третьему - Военная коллегия

Верховного Суда РФ[6].

Гарнизонные военные суды действует на территории, где дис­лоцируются один или

несколько военных гарнизонов. Они обра­зуются в составе председателя, его

заместителей и других судей.

Окружные (флотские) военные суды действуют на террито­рии одного или

нескольких субъектов Российской Федерации, где дислоцируются воинские части и

учреждения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.

Они состоят из председателя, его заместителей, а также других судей. Возможна

должность первого заместителя председателя. Здесь всегда есть президиум

окружного (флотского) военного суда; могут быть образованы судебные коллегии

и(или) судеб­ные составы.

Военная коллегия Верховного Суда РФ является частью Верховного Суда РФ со

всеми вытекающими из этого обстоя­тельства последствиями, связанными с ее

полномочиями и порядком назначения судей.

Количество военных судов и численность судей устанавли­ваются Верховным Судом

РФ. Все военные суды создаются по месту дислокации воинских частей и

учреждений Воору­женных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов

(территориальный принцип). Когда воинская часть, предприятие, учреждение или

организация Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов

дисло­цируются за пределами Российской Федерации, по месту их дислокации

могут быть созданы военные суды, если это пред­усмотрено международным

договором Российской Федерации.

Создаются и упраздняются военные суды федеральным за­коном. Никакой военный суд

не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы не были

одновременно переданы в юрисдикцию другого суда

[7].

б. Принципы организации и деятельности военных судов.

На организацию и деятельность военных судов полностью распространимы все и

каждый из принципов правосудия: осу­ществление правосудия только судом,

назначаемость судей на должность, гласность, состязательность и равноправие

сторон, презумпция невиновности, осуществление правосудия на нача­лах

равенства всех перед законом и судом, обеспечение подсу­димому права на

защиту, сочетание единоличного и коллеги­ального составов суда при

рассмотрении судом гражданских и уголовных дел, независимость судей и

подчинение их только закону, национальный язык судопроизводства и др.

Своеобразие компетенции военных судов отражается на реализации в их деятельности

принципа национального языка судопроизводства. В военных судах как

судопроизводство, так и делопроизводство ведутся на государственном языке

Россий­ской Федерации — русском языке. Где бы ни располагался суд, какой бы

национальности население ни проживало на данной территории, судопроизводство

(делопроизводство) в военных судах не может вестись на каком-либо ином языке

[8].

в. Компетенция военных судов.

Как уже отмечалось, военные суды осуществляют правосу­дие в первой,

кассационной инстанциях, в порядке надзора и по вновь открывшимся

обстоятельствам. Им подсудны:

а) гражданские и административные дела о защите нару­шенных и(или)

оспариваемых прав, свобод и охраняемых за­коном интересов военнослужащих

Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов,

граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного

управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;

б) дела о преступлениях, в совершении которых обвиняют­ся военнослужащие,

граждане, проходящие военные сборы, а также уволенные с военной службы и

прошедшие военные сборы, если преступления совершены ими в период

прохожде­ния военной службы, военных сборов;

в) дела об административных правонарушениях, совершен­ных военнослужащими,

гражданами, проходящими военные сборы.

Помимо того, в отношении военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы,

военные суды рассматривают и разрешают жалобы на применение к ним органом

предвари­тельного расследования или прокурором заключения под стра­жу, а равно

на последующее продление сроков содержания под стражей, а также жалобы на

действия (бездействие) военных прокуроров и принятые ими решения

[9].

Военные суды в пределах своих полномочий рассматривают дела и материа­лы,

связанные с ограничениями конституционных свобод и прав на тайну переписки,

телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на

неприкосновен­ность жилища[10].

По общему правилу, когда военные суды дислоцируются за пределами Российской

Федерации, им подсудны все граждан­ские, административные и уголовные дела,

подлежащие рас­смотрению федеральными судами общей юрисдикции, если иное не

установлено международным договором Российской Федерации.

г. Подсудность военных судов различных уровней.

По первой инстанции гарнизонные военные суды рассмат­ривают все подсудные

военным судам гражданские, админи­стративные и уголовные дела, не отнесенные

Законом о военных судах к подсудности Военной коллегии Верховного Суда РФ

или окружного (флотского) военного суда.

Кроме того, гарнизонный военный суд рассматривает дела по вновь открывшимся

обстоятельствам в отношении соб­ственных судебных актов, вступивших в силу. Он

также при­нимает решения о заключении под стражу, содержании под стражей, об

ограничении прав на тайну переписки, телефон­ных и иных переговоров, почтовых,

телеграфных и иных со­общений, на неприкосновенность жилища

[11].

Гар­низонный военный суд рассматривает жалобы на действия (бездействие) лица,

производящего дознание, следователя, прокурора и принятые ими решения.

Окружным (флотским) военным судам, в свою очередь, подсудно рассмотрение в

первой инстанции гражданских дел, связанных с государственной тайной, и

уголовных дел о пре­ступлениях, влекущих наказание в виде лишения свободы на

срок свыше 15 лет, пожизненного лишения свободы или смерт­ной казни.

В кассационном порядке они рассматривают дела по жало­бам и протестам на

решения (приговоры, определения и по­становления) гарнизонных военных судов,

не вступившие в законную силу. Помимо того, ими в порядке надзора

разре­шаются дела по протестам на решения гарнизонных военных судов,

вступившие в силу, а также на определения и поста­новления, принятые окружным

(флотским) военным судом в кассационной инстанции. По вновь открывшимся

обстоя­тельствам окружной (флотский) военный суд рассматривает дела в

отношении собственных решений (приговоров, опреде­лений и постановлений),

вступивших в силу.

Военная коллегия Верховного Суда РФ осуществляет пра­восудие по первой

инстанции, в кассационном, надзорном порядке и по вновь открывшимся

обстоятельствам[12].

д. Председатель военного суда.

Полномочия председателя военного суда распространяются на организацию

деятельности возглавляемого им учреждения и различаются в зависимости от

того, о каком военном суде идет речь.

Так, председатель гарнизонного военного суда вправе:

1) участвовать в рассмотрении дел гарнизонным военным судом и

председательствовать в судебных заседаниях;

2) представлять суд в государственных органах, обществен­ных объединениях и

органах местного самоуправления;

3) осуществлять иные полномочия. На него возложен ряд обязанностей:

1) организовывать деятельность суда;

2) распределять обязанности между судьями;

3) контролировать работу администратора и аппарата суда, назначать на должность

и освобождать от должности работни­ков аппарата суда, не состоящих на военной

службе, утвер­ждать положение об аппарате суда

[13];

Соответственно председателю окружного (флотского) воен­ного суда законом

предоставлена возможность:

1) приносить протесты на решения, приговоры, определе­ния и постановления

соответствующих гарнизонных и окруж­ных (флотских) военных судов, вступившие

в силу;

2) участвовать в рассмотрении дел окружным (флотским) военным судом и

председательствовать в судебных заседаниях;

3) решать вопросы о передаче дел из одной судебной колле­гии (судебного

состава) в другую, а также о привлечении судей одной судебной коллегии

(судебного состава) для рассмотрения дел в составе другой;

4) представлять суд в государственных органах, обществен­ных объединениях и

органах местного самоуправления;

5) готовить представление о присвоении воинских званий (за исключением

высших воинских званий) судьям военных судов;

6) осуществлять иные полномочия. На него возложены обязанности:

1) организовывать деятельность суда;

2) созывать заседания президиума суда и вносить на его рассмотрение

вопросы, требующие решения, председательство­вать на заседаниях президиума;

3) распределять обязанности между своими заместителями;

4) контролировать работу администратора и аппарата суда, назначать на должность

и освобождать от должности работни­ков аппарата суда, не состоящих на военной

службе[14].

Аналогичны права и обязанности председателя Военной коллегии Верховного

Суда РФ, который уполномочен на:

1) принесение протестов в Президиум Верховного Суда РФ на решения,

приговоры, определения и постановления Воен­ной коллегии Верховного Суда РФ,

вступившие в законную силу;

2) принесение протестов в Военную коллегию Верховного Суда РФ и президиумы

окружных (флотских) военных судов на решения, приговоры, определения и

постановления воен­ных судов, вступившие в законную силу;

3) участие в рассмотрении дел Военной коллегией Верхов­ного Суда РФ и

председательствование в ее судебных заседа­ниях;

4) решение вопроса о передаче дела из одного судебного состава в другой;

5) осуществление иных полномочий.

Председатель Военной коллегии Верховного Суда РФ должен:

1) организовать деятельность Военной коллегии;

2) осуществлять контроль работы аппарата Военной колле­гии, являющегося

структурным подразделением аппарата Вер­ховного Суда РФ, назначать на

должность и освобождать от должности работников этого аппарата;

3) исполнять обязанности, возложенные на него Председа­телем Верховного Суда РФ

[15].

е. Организационное обеспечение деятельности военных судов. Организация работы

в военном суде.

Организационное обеспечение деятельности военных судов осуществляется

Судебным департаментом при Верховном Суде РФ, аппаратом данных судов и

администратором военного суда, а Военной коллегии Верховного Суда РФ -

аппаратом Верховного Суда РФ.

Финансируются Военная коллегия Верховного Суда РФ и военные суды за счет

средств федерального бюджета соответ­ственно Судебным департаментом при

Верховном Суде РФ и Верховным Судом РФ.

Транспортом, средствами связи, вооружением, служебными помещениями военные

суды обеспечивают соответствующие органы Вооруженных Сил РФ, других войск,

воинских форми­рований и органов. Они обслуживают и охраняют данные объек­ты

(транспорт, помещения и т.п.), хранят архивы. Понесенные в связи с этим

расходы оплачивают соответственно Судебный де­партамент при Верховном Суде РФ

и Верховный Суд РФ.

Аппараты военных судов и Военной коллегии Верховного Суда РФ помимо

обеспечения правосудия обобщают судебную практику, анализируют судебную

статистику, систематизируют законодательство и выполняют другие функции суда.

Штатное расписание и структура аппарата военного суда, численность его

работников определяются в пределах выде­ленных средств президиумом

соответствующего суда (при его отсутствии — председателем). Штатное расписание

и структура аппарата Военной коллегии Верховного Суда РФ определяются

Председателем Верховного Суда РФ. Положение об аппарате Военной коллегии

Верховного Суда РФ утверждается ее пред­седателем

[16].

Заключение

По проблемным вопросам, представленным в данной работе, можно сделать

следующие выводы.

Указанным судам, как судам общей юрисдикции, предоставлено право осуществлять

правосудие по уголовным делам и делам об ад­министративных правонарушениях.

Помимо того они уполно­мочены на осуществление правосудия по подсудным им

граж­данским делам. Они рассматривают во­просы, связанные с исполнением

приговора, о применении к лицу принудительных мер медицинского характера,

проверяют законность и обоснованность задержания, заключения под стражу и

продления срока содержания под стражей, а также осуществляют иные виды

деятельности.

В соответствии с существуещим законадательством перед указанными судами стоят

следующие цели и задачи. Непосредственные цели:

а) чтобы каждый совершивший преступление был подверг­нут справедливому

наказанию;

б) чтобы ни один невиновный не был привлечен к уголов­ной ответственности и

осужден;

в) защита нарушенных или оспариваемых прав (свобод) и охраняемых законом

интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, ее

субъектов, органов государ­ственной власти, органов местного самоуправления,

а также других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых,

административно-правовых или иных правоотношений. Цели более высокого уровня:

а) укрепление законности и правопорядка; б) профилактика преступности и

правонарушений; в) правовое и нравственное воспитание граждан; г)

формирование уважительного отношения к праву и суду.

Задачами данных судов в уголовном, граждан­ском и административном процессах

являются: а) правильное применение закона; б) правильное и своевременное

рассмотрение и разрешение гражданских, уголовных и административных дел.

Используемые материалы:

Нормативно-правовые акты:

1. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002

г. N 138-ФЗ.

2. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г.

3.Федерральный закон «О статусе судей в Российской Федерации (в ред. Закона

РФ от 14.04.1993 N 4791-1; Указа Президента РФ от 24.12.1993 N 2288;

Федеральных законов от 21.06.1995 N 91-ФЗ, от 17.07.1999 N 169-ФЗ, от

20.06.2000 N 89-ФЗ, от 15.12.2001 N 169-ФЗ).

4. Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ «О Военных

судах Российской Федерации».

5. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N1-ФКЗ «О судебной

системе Российской Федерации».

6. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001

года. N 174-ФЗ.

Уебная литература:

1.Печников Н.П. Правоохранительные органы Российской Федеоации, Издательство

ТГТУ. 2003г.

2. Гуценко К.Ф., Ковалёв М.А. Правоохранительные органы, Издательство БЕК,

1995г.

3. Фокин В.М. Правоохранительные органы Российской Федерации, Былина, 2000г.

[1] См. Федеральный

конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N1-ФКЗ «О судебной системе

Российской Федерации», ст. 21.

[2] См. Фокин В.М. Правоохранительные

органы Российской Федерации, Былина, 2000г., §2.

[3] См. Федерральный закон «О статусе судей

в Российской Федерации (в ред. Закона РФ от 14.04.1993 N 4791-1; Указа

Президента РФ от 24.12.1993 N 2288; Федеральных законов от 21.06.1995 N 91-ФЗ,

от 17.07.1999 N 169-ФЗ, от 20.06.2000 N 89-ФЗ, от 15.12.2001 N 169-ФЗ)., ст.

3-6.1 и Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N1-ФКЗ «О

судебной системе Российской Федерации», ст. 13.

[4] См. Федеральный

конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N1-ФКЗ «О судебной системе

Российской Федерации», ст. 21 и Фокин В.М. Правоохранительные органы Российской

Федерации, Былина, 2000г., §2.

[5] См. Фокин В.М. Правоохранительные

органы Российской Федерации, Былина, 2000г., §2.

[6] См. Федеральный конституционный закон

от 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ «О Военных судах Российской Федерации» ст. 1

[7] См. Федеральный конституционный закон

от 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ «О Военных судах Российской Федерации», ст. 9-25.

[8] См. Федеральный конституционный закон

от 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ «О Военных судах Российской Федерации», ст. 5-6 и

Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N1-ФКЗ «О судебной

системе Российской Федерации», ст. 5, 7.

[9] См. Федеральный конституционный закон

от 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ «О Военных судах Российской Федерации», ст. 7

[10] См. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г., ст. 23, 25.

[11] См. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г.,гл. 2.

[12]См. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г,ст. 46.

[13] См. Федеральный конституционный

закон от 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ «О Военных судах Российской Федерации», ст.

24.

[14] См. Федеральный конституционный

закон от 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ «О Военных судах Российской Федерации», ст.

19.

[15] См. Федеральный конституционный

закон от 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ «О Военных судах Российской Федерации», ст.

11.

[16] См. Федеральный конституционный

закон от 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ «О Военных судах Российской Федерации», гл.

III-IV.


© 2010 Современные рефераты