Контрольная: Суды общей юрисдикции и военные суды
Контрольная: Суды общей юрисдикции и военные суды
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА КРИМИНАЛИСТИКИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ ПРАВОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СУДЫ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ.
РАЙОННЫЙ ( ГОРОДСКОЙ) СУД. ВОЕННЫЙ СУД.
Контрольная работа студента группы Ю-13
юридического факультета
Адепта церкви преподобного Джидая
Научный руководитель:
кандидат юридических наук,
доцент кафедры Лорд Вайдер
Тамбов 2003
1. Районный ( городской) Суд.
а. Общая характеристика.
б. Председатель районного ( городского) суда. Организация работы в районном (
городском) суде. Аппарат районного ( городского) суда.
2. Военнный суд.
а. Система военных судов. Порядок их формирования.
б. Принципы оргонизации и деятельности военных судов.
в. Компитенция военных судов.
г. Подсудность военных судов различных уровней
д. Председатель военного суда.
е. Организационное обеспечение деятельности военных судов. Организация работы
в военном суде.
Заключение.
1. Районный ( городской) суд.
а. Общая характеристика.
Районные (городские) суды — это первое звено федеральных судов общей
юрисдикции. Каждый из них является вышестоящим судебным органом для мировых
судей и осуществляет надзор за судебной деятельностью названных судов
[1].
В районных (городских) судах нет президиума, судебных коллегий и
Научно-консультативного совета. В их состав входят председатель суда, члены
суда, народные заседатели и аппарат суда. В составе крупного районного
(городского) суда могут быть должности заместителей председателя. Если суд
состоит из одного судьи, то последний одновременно обладает и полномочиями
председателя суда[2].
Председатель районного (городского) суда, его заместители и судьи этого суда
назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя
Верховного Суда РФ, основанному на заключении квалификационных коллегий
судей и согласованному с законодательными (представительными) органами
государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
Народные заседатели отбираются на основе списка районного суда.
Районный (городской) суд может быть создан и упразднен только федеральным
законом[3].
Районный (городской) суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в
качестве суда первой, апелляционной инстанции и по вновь открывшимся
обстоятельствам.
В первой инстанции районный (городской) суд рассматривает все дела, неподсудные
другим судам. В апелляционном порядке он проверяет законность и обоснованность
приговоров, решений и постановлений мировых судей. В гражданском процессе по
вновь открывшимся обстоятельствам им пересматриваются собственные решения,
вынесенные в первой и апелляционной инстанциях, а в уголовном
судопроизводстве — приговоры (постановления) мировых судей.
Помимо разрешения уголовных и гражданских дел он рассматривает:
дела об административных правонарушениях; вопросы, связанные с исполнением
приговора (к примеру, применение к лицу института условно-досрочного
освобождения от исполнения наказания);
вопросы о применении к лицу принудительных мер медицинского характера;
материалы, подтверждающие законность и обоснованность ареста или продления
срока содержания под стражей, а также любого другого решения или действия
органа дознания, следователя, прокурора.
Районный (городской) суд изучает и обобщает судебную практику, осуществляет
другие полномочия, предоставленные ему законодательством
[4].
б. Председатель районного (городского) суда. Организация работы в районном
(городском) суде. Аппарат районного (городского) суда
Председатель районного (городского) суда:
1) председательствует в судебных заседаниях и соответственно
осуществляет процессуальные полномочия, установленные УПК и
ГПК;
2) назначает судей в качестве председательствующих в судебных заседаниях;
распределяет другие обязанности между судьями;
3) организует работу с народными заседателями;
4) ведет личный прием, организует работу суда по приему граждан и
рассмотрению предложений, заявлений и жалоб;
5) руководит изучением и обобщением судебной практики и ведением судебной
статистики;
6) вносит представления в государственные органы, общественные организации
и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий,
способствовавших их совершению;
7) руководит работой аппарата суда;
8) организует работу по повышению квалификации работников суда, а также по
повышению правовых знаний народных заседателей;
9) организует работу по пропаганде правовых знаний и разъяснению
законодательства;
10) систематически проверяет состояние делопроизводства в суде и
своевременно принимает меры к исправлению вскрытых ошибок и недостатков;
11) организует работу канцелярии суда, а также выполнение канцелярией
требований государственных стандартов на организационно-распорядительную
документацию;
12) организует хранение, отбор и сдачу в архив документов суда, ежегодный
отбор и уничтожение дел и материалов, сроки хранения которых истекли;
13) разрешает выдачу или высылку по запросам компетентных органов судебных
дел, материалов, документов;
14) внедряет в практику суда передовой опыт работы по делопроизводству,
средства оргтехники, решает вопросы организации рабочих мест;
15) разрешает снимать копии с документов, необходимых для вручения или
высылки гражданам и должностным лицам;
16) устанавливает дни и часы, когда осуществляется прием граждан
председателем суда, его заместителем, судьями, работниками канцелярии;
17) осуществляет контроль над обращением к исполнению приговоров, решений,
определений, судебных приказов и постановлений суда;
18) осуществляет иные полномочия.
Аппарат районного (городского) суда обеспечивает работу суда и подчиняется его
председателю. Работники аппарата суда являются государственными служащими, им
присваиваются классные чины и другие специальные звания
[5].
6. Военные суды.
а. Система военных судов. Порядок их формирования.
Судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских
формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых
федеральным законом предусмотрена военная служба, осуществляют военные суды.
Военные суды относятся к третьему звену судебной системы, хотя и сами
подразделяются на три уровня, которые в совокупности и взаимосвязи образуют
систему военных судов. Первый составляют гарнизонные военные суды. Ко второму
относятся окружные (флотские) военные суды и к третьему - Военная коллегия
Верховного Суда РФ[6].
Гарнизонные военные суды действует на территории, где дислоцируются один или
несколько военных гарнизонов. Они образуются в составе председателя, его
заместителей и других судей.
Окружные (флотские) военные суды действуют на территории одного или
нескольких субъектов Российской Федерации, где дислоцируются воинские части и
учреждения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.
Они состоят из председателя, его заместителей, а также других судей. Возможна
должность первого заместителя председателя. Здесь всегда есть президиум
окружного (флотского) военного суда; могут быть образованы судебные коллегии
и(или) судебные составы.
Военная коллегия Верховного Суда РФ является частью Верховного Суда РФ со
всеми вытекающими из этого обстоятельства последствиями, связанными с ее
полномочиями и порядком назначения судей.
Количество военных судов и численность судей устанавливаются Верховным Судом
РФ. Все военные суды создаются по месту дислокации воинских частей и
учреждений Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов
(территориальный принцип). Когда воинская часть, предприятие, учреждение или
организация Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов
дислоцируются за пределами Российской Федерации, по месту их дислокации
могут быть созданы военные суды, если это предусмотрено международным
договором Российской Федерации.
Создаются и упраздняются военные суды федеральным законом. Никакой военный суд
не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы не были
одновременно переданы в юрисдикцию другого суда
[7].
б. Принципы организации и деятельности военных судов.
На организацию и деятельность военных судов полностью распространимы все и
каждый из принципов правосудия: осуществление правосудия только судом,
назначаемость судей на должность, гласность, состязательность и равноправие
сторон, презумпция невиновности, осуществление правосудия на началах
равенства всех перед законом и судом, обеспечение подсудимому права на
защиту, сочетание единоличного и коллегиального составов суда при
рассмотрении судом гражданских и уголовных дел, независимость судей и
подчинение их только закону, национальный язык судопроизводства и др.
Своеобразие компетенции военных судов отражается на реализации в их деятельности
принципа национального языка судопроизводства. В военных судах как
судопроизводство, так и делопроизводство ведутся на государственном языке
Российской Федерации — русском языке. Где бы ни располагался суд, какой бы
национальности население ни проживало на данной территории, судопроизводство
(делопроизводство) в военных судах не может вестись на каком-либо ином языке
[8].
в. Компетенция военных судов.
Как уже отмечалось, военные суды осуществляют правосудие в первой,
кассационной инстанциях, в порядке надзора и по вновь открывшимся
обстоятельствам. Им подсудны:
а) гражданские и административные дела о защите нарушенных и(или)
оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих
Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов,
граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного
управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;
б) дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие,
граждане, проходящие военные сборы, а также уволенные с военной службы и
прошедшие военные сборы, если преступления совершены ими в период
прохождения военной службы, военных сборов;
в) дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими,
гражданами, проходящими военные сборы.
Помимо того, в отношении военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы,
военные суды рассматривают и разрешают жалобы на применение к ним органом
предварительного расследования или прокурором заключения под стражу, а равно
на последующее продление сроков содержания под стражей, а также жалобы на
действия (бездействие) военных прокуроров и принятые ими решения
[9].
Военные суды в пределах своих полномочий рассматривают дела и материалы,
связанные с ограничениями конституционных свобод и прав на тайну переписки,
телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на
неприкосновенность жилища[10].
По общему правилу, когда военные суды дислоцируются за пределами Российской
Федерации, им подсудны все гражданские, административные и уголовные дела,
подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, если иное не
установлено международным договором Российской Федерации.
г. Подсудность военных судов различных уровней.
По первой инстанции гарнизонные военные суды рассматривают все подсудные
военным судам гражданские, административные и уголовные дела, не отнесенные
Законом о военных судах к подсудности Военной коллегии Верховного Суда РФ
или окружного (флотского) военного суда.
Кроме того, гарнизонный военный суд рассматривает дела по вновь открывшимся
обстоятельствам в отношении собственных судебных актов, вступивших в силу. Он
также принимает решения о заключении под стражу, содержании под стражей, об
ограничении прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых,
телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища
[11].
Гарнизонный военный суд рассматривает жалобы на действия (бездействие) лица,
производящего дознание, следователя, прокурора и принятые ими решения.
Окружным (флотским) военным судам, в свою очередь, подсудно рассмотрение в
первой инстанции гражданских дел, связанных с государственной тайной, и
уголовных дел о преступлениях, влекущих наказание в виде лишения свободы на
срок свыше 15 лет, пожизненного лишения свободы или смертной казни.
В кассационном порядке они рассматривают дела по жалобам и протестам на
решения (приговоры, определения и постановления) гарнизонных военных судов,
не вступившие в законную силу. Помимо того, ими в порядке надзора
разрешаются дела по протестам на решения гарнизонных военных судов,
вступившие в силу, а также на определения и постановления, принятые окружным
(флотским) военным судом в кассационной инстанции. По вновь открывшимся
обстоятельствам окружной (флотский) военный суд рассматривает дела в
отношении собственных решений (приговоров, определений и постановлений),
вступивших в силу.
Военная коллегия Верховного Суда РФ осуществляет правосудие по первой
инстанции, в кассационном, надзорном порядке и по вновь открывшимся
обстоятельствам[12].
д. Председатель военного суда.
Полномочия председателя военного суда распространяются на организацию
деятельности возглавляемого им учреждения и различаются в зависимости от
того, о каком военном суде идет речь.
Так, председатель гарнизонного военного суда вправе:
1) участвовать в рассмотрении дел гарнизонным военным судом и
председательствовать в судебных заседаниях;
2) представлять суд в государственных органах, общественных объединениях и
органах местного самоуправления;
3) осуществлять иные полномочия. На него возложен ряд обязанностей:
1) организовывать деятельность суда;
2) распределять обязанности между судьями;
3) контролировать работу администратора и аппарата суда, назначать на должность
и освобождать от должности работников аппарата суда, не состоящих на военной
службе, утверждать положение об аппарате суда
[13];
Соответственно председателю окружного (флотского) военного суда законом
предоставлена возможность:
1) приносить протесты на решения, приговоры, определения и постановления
соответствующих гарнизонных и окружных (флотских) военных судов, вступившие
в силу;
2) участвовать в рассмотрении дел окружным (флотским) военным судом и
председательствовать в судебных заседаниях;
3) решать вопросы о передаче дел из одной судебной коллегии (судебного
состава) в другую, а также о привлечении судей одной судебной коллегии
(судебного состава) для рассмотрения дел в составе другой;
4) представлять суд в государственных органах, общественных объединениях и
органах местного самоуправления;
5) готовить представление о присвоении воинских званий (за исключением
высших воинских званий) судьям военных судов;
6) осуществлять иные полномочия. На него возложены обязанности:
1) организовывать деятельность суда;
2) созывать заседания президиума суда и вносить на его рассмотрение
вопросы, требующие решения, председательствовать на заседаниях президиума;
3) распределять обязанности между своими заместителями;
4) контролировать работу администратора и аппарата суда, назначать на должность
и освобождать от должности работников аппарата суда, не состоящих на военной
службе[14].
Аналогичны права и обязанности председателя Военной коллегии Верховного
Суда РФ, который уполномочен на:
1) принесение протестов в Президиум Верховного Суда РФ на решения,
приговоры, определения и постановления Военной коллегии Верховного Суда РФ,
вступившие в законную силу;
2) принесение протестов в Военную коллегию Верховного Суда РФ и президиумы
окружных (флотских) военных судов на решения, приговоры, определения и
постановления военных судов, вступившие в законную силу;
3) участие в рассмотрении дел Военной коллегией Верховного Суда РФ и
председательствование в ее судебных заседаниях;
4) решение вопроса о передаче дела из одного судебного состава в другой;
5) осуществление иных полномочий.
Председатель Военной коллегии Верховного Суда РФ должен:
1) организовать деятельность Военной коллегии;
2) осуществлять контроль работы аппарата Военной коллегии, являющегося
структурным подразделением аппарата Верховного Суда РФ, назначать на
должность и освобождать от должности работников этого аппарата;
3) исполнять обязанности, возложенные на него Председателем Верховного Суда РФ
[15].
е. Организационное обеспечение деятельности военных судов. Организация работы
в военном суде.
Организационное обеспечение деятельности военных судов осуществляется
Судебным департаментом при Верховном Суде РФ, аппаратом данных судов и
администратором военного суда, а Военной коллегии Верховного Суда РФ -
аппаратом Верховного Суда РФ.
Финансируются Военная коллегия Верховного Суда РФ и военные суды за счет
средств федерального бюджета соответственно Судебным департаментом при
Верховном Суде РФ и Верховным Судом РФ.
Транспортом, средствами связи, вооружением, служебными помещениями военные
суды обеспечивают соответствующие органы Вооруженных Сил РФ, других войск,
воинских формирований и органов. Они обслуживают и охраняют данные объекты
(транспорт, помещения и т.п.), хранят архивы. Понесенные в связи с этим
расходы оплачивают соответственно Судебный департамент при Верховном Суде РФ
и Верховный Суд РФ.
Аппараты военных судов и Военной коллегии Верховного Суда РФ помимо
обеспечения правосудия обобщают судебную практику, анализируют судебную
статистику, систематизируют законодательство и выполняют другие функции суда.
Штатное расписание и структура аппарата военного суда, численность его
работников определяются в пределах выделенных средств президиумом
соответствующего суда (при его отсутствии — председателем). Штатное расписание
и структура аппарата Военной коллегии Верховного Суда РФ определяются
Председателем Верховного Суда РФ. Положение об аппарате Военной коллегии
Верховного Суда РФ утверждается ее председателем
[16].
Заключение
По проблемным вопросам, представленным в данной работе, можно сделать
следующие выводы.
Указанным судам, как судам общей юрисдикции, предоставлено право осуществлять
правосудие по уголовным делам и делам об административных правонарушениях.
Помимо того они уполномочены на осуществление правосудия по подсудным им
гражданским делам. Они рассматривают вопросы, связанные с исполнением
приговора, о применении к лицу принудительных мер медицинского характера,
проверяют законность и обоснованность задержания, заключения под стражу и
продления срока содержания под стражей, а также осуществляют иные виды
деятельности.
В соответствии с существуещим законадательством перед указанными судами стоят
следующие цели и задачи. Непосредственные цели:
а) чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому
наказанию;
б) чтобы ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и
осужден;
в) защита нарушенных или оспариваемых прав (свобод) и охраняемых законом
интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, ее
субъектов, органов государственной власти, органов местного самоуправления,
а также других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых,
административно-правовых или иных правоотношений. Цели более высокого уровня:
а) укрепление законности и правопорядка; б) профилактика преступности и
правонарушений; в) правовое и нравственное воспитание граждан; г)
формирование уважительного отношения к праву и суду.
Задачами данных судов в уголовном, гражданском и административном процессах
являются: а) правильное применение закона; б) правильное и своевременное
рассмотрение и разрешение гражданских, уголовных и административных дел.
Используемые материалы:
Нормативно-правовые акты:
1. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002
г. N 138-ФЗ.
2. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г.
3.Федерральный закон «О статусе судей в Российской Федерации (в ред. Закона
РФ от 14.04.1993 N 4791-1; Указа Президента РФ от 24.12.1993 N 2288;
Федеральных законов от 21.06.1995 N 91-ФЗ, от 17.07.1999 N 169-ФЗ, от
20.06.2000 N 89-ФЗ, от 15.12.2001 N 169-ФЗ).
4. Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ «О Военных
судах Российской Федерации».
5. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N1-ФКЗ «О судебной
системе Российской Федерации».
6. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001
года. N 174-ФЗ.
Уебная литература:
1.Печников Н.П. Правоохранительные органы Российской Федеоации, Издательство
ТГТУ. 2003г.
2. Гуценко К.Ф., Ковалёв М.А. Правоохранительные органы, Издательство БЕК,
1995г.
3. Фокин В.М. Правоохранительные органы Российской Федерации, Былина, 2000г.
[1] См. Федеральный
конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N1-ФКЗ «О судебной системе
Российской Федерации», ст. 21.
[2] См. Фокин В.М. Правоохранительные
органы Российской Федерации, Былина, 2000г., §2.
[3] См. Федерральный закон «О статусе судей
в Российской Федерации (в ред. Закона РФ от 14.04.1993 N 4791-1; Указа
Президента РФ от 24.12.1993 N 2288; Федеральных законов от 21.06.1995 N 91-ФЗ,
от 17.07.1999 N 169-ФЗ, от 20.06.2000 N 89-ФЗ, от 15.12.2001 N 169-ФЗ)., ст.
3-6.1 и Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N1-ФКЗ «О
судебной системе Российской Федерации», ст. 13.
[4] См. Федеральный
конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N1-ФКЗ «О судебной системе
Российской Федерации», ст. 21 и Фокин В.М. Правоохранительные органы Российской
Федерации, Былина, 2000г., §2.
[5] См. Фокин В.М. Правоохранительные
органы Российской Федерации, Былина, 2000г., §2.
[6] См. Федеральный конституционный закон
от 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ «О Военных судах Российской Федерации» ст. 1
[7] См. Федеральный конституционный закон
от 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ «О Военных судах Российской Федерации», ст. 9-25.
[8] См. Федеральный конституционный закон
от 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ «О Военных судах Российской Федерации», ст. 5-6 и
Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N1-ФКЗ «О судебной
системе Российской Федерации», ст. 5, 7.
[9] См. Федеральный конституционный закон
от 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ «О Военных судах Российской Федерации», ст. 7
[10] См. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г., ст. 23, 25.
[11] См. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г.,гл. 2.
[12]См. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г,ст. 46.
[13] См. Федеральный конституционный
закон от 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ «О Военных судах Российской Федерации», ст.
24.
[14] См. Федеральный конституционный
закон от 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ «О Военных судах Российской Федерации», ст.
19.
[15] См. Федеральный конституционный
закон от 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ «О Военных судах Российской Федерации», ст.
11.
[16] См. Федеральный конституционный
закон от 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ «О Военных судах Российской Федерации», гл.
III-IV.
|