Курсовая: Авторское право
Курсовая: Авторское право
КУРСОВАЯ РАБОТА
по Гражданскому праву
Тема: "Авторское право"
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.......................................................................3
Основная часть........................................................ 5
Глава I........................................................................5
История развития авторского права в России
Глава II.......................................................................9
Объекты авторского права
Глава III.....................................................................18
Субъекты авторского права
Глава IV......................................................................23
Права авторов
Заключение............................................................... 29
Список литературы............................................. 30
Введение
Авторское право в России появилось лишь в начале XIX веке (1828г.), где право
автора на созданное им произведение трактовалось как право собственности,
которым можно торговать.[1] Сто семьдесят
лет, прошедших с того дня, это сравнительно небольшой отрезок времени для
развития отрасли права. Некоторые проблемы, поднимаемые в прошлом веке
актуальны и сегодня. Если юридическая конструкция многих правовых институтов,
давно получивших силу в гражданском обществе, как например права собственности,
далеко не успела выясниться, составляет предмет спора для ученых, то тем более
можно ожидать отсутствия определенности в построении такого молодого института,
как авторское право.[2] "С тех пор, —
замечает проф. Табашников, — как положительные законодательства приняли это
злополучное право под свою защиту, оно носится по горизонту науки безо всякого
определенного назначения, и по дуновению того или иного ученого или легко
передвигается с одного места на другое, или же парит в пространстве, подобно
птице, высматривающей место, куда ей удобнее было бы спуститься."
Сегодня авторское право, нормы которого регулируют отношения, возникающие в
связи с созданием и использованием произведений науки и искусства, большинство
российских ученых справедливо рассматривают в качестве особого института
гражданского права.[3] Такого же мнения
придерживался в своих работах Шершеневич, критикуя бытующие в его время теории,
такие как "теория, признающая авторское право за право собственности", "теория,
основывающая авторское право на договоре между автором и публикой", "теория,
считающая авторское право правом личности" и "теория, отвергающая субъективное
авторское право".
Институт авторского права заключает в себе специальные и своеобразные черты,
отличающие его от всех других институтов гражданского права. Институтом этим
охраняются не только имущественные интересы авторов, но также и их права и
интересы личные — нравственные и духовные. Вместе с тем этим институтом
затрагиваются интересы общественные — интересы культуры и просвещения.
Благодаря этому правоотношения, нормируемые законом об авторском праве, выходят
далеко за пределы частногражданских отношений и приобретают исключительный
интерес — как юридический, в виду своеобразной правовой конструкции этого
права, так и общественный, в виду предъявляемых к нему требований
культурно-просветительского свойства.[4]
Авторское право регулирует отношения, связанные с производством и обменом
результатов интеллектуального труда, которые сохраняются вне трудового
процесса. Вместе с тем создаваемые произведения не отделимы от их авторов, и
поэтому права последних носят личный и исключительный характер. Данные
обстоятельства оказывают существенное влияние на правовое регулирование
авторских отношений, предопределяя выделение норм авторского права в
относительно самостоятельное подразделение.[5]
Основная часть Глава I История развития авторского права в России
Первый закон об авторском праве был принят в Англии в 1710 году. В России же
первые законы, регулирующие авторские отношения были приняты в 1828 году.
Дело в том, что книгоиздательское дело в России вплоть до конца XVIII века
считалось государственной монополией. Лишь потом появляются первые частные
типографии, но доминирующее положение государства сохраняется еще несколько
десятилетий. Отсутствие конкуренции в России между книгоиздателями послужило
причиной тому, что не было объективных предпосылок для появления авторского
права.
На всем протяжении истории в России господствовала цензура. Причем на первых
порах становления авторского права привилегии на издание произведений
выдавались не авторам, а издателям, а цензуру совершенно не интересовало,
обладают ли издатели соответствующими правами на произведения. Только грубые
нарушения со стороны некоторых издательств — сознательное введение публики
относительно авторов распространяемых книг вынудило правительство принять
соответствующие меры.
В Цензурном уставе 22 апреля 1828 г. впервые помещены 5 статей о сочинителях и
издателях книг в виде приложения к Цензурному уставу. Издано того же числа
Высочайшее утвержденное Положение о правах сочинителей. По этому закону,
составляющему основу дальнейшего законодательства, срок авторского права
определен в 25 лет со смерти автора.[6]
Затем последовало Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета 8 января
1830г. "О правах сочинителей, переводчиков и издателей", дополнившие правила
1828 г., решив вопрос об охране статей в журналах, частных писем, хрестоматий и
т.д. В этом законе право сичинителей признается уже правом собственности, и
постановлено, "что если сочинитель или его правопреемник сделает новое издание
книги за пять лет до истечения срока исключительного права, то право сие
остается в его пользу еще на десять лет сверх двадцатипятилетнего срока".
Наконец, в 1857 году Высочайше утвержденным мнением Государственного Совета от
15-го апреля 25-летний срок продлен до 50 лет.
Постановления о музыкальных и художественных произведениях были изданы еще
позже, именно: Высочайше утвержденным мнением Государственного Совета 9 января
1845 года правила о сочинителях дополнены были постановлениями, относящимися к
музыкальной собственности, а 1 января 1846 года было издано Высочайше
утвержденное Положение о собственности художественной.
[7]
К концу XIX века стало совершенно очевидно, что частичное усовершенствование
правил об авторском праве не в состоянии обеспечить эффективную защиту
интересов авторов и пользователей произведений. В 1897 г. Государственный
Совет принял решение безотлагательно приступить к подготовке нового закона.
Понадобилось более 13 лет, чтобы закон был принят 20 марта 1911 года. Он
назывался "Положением об авторском праве" и был составлен на основании лучших
западноевропейских законодательств того времени, с отражением, однако,
традиционного для российского авторского права более низкого уровня охраны
авторских прав. В законе раскрывались основные понятия — круг охраняемых
объектов, срок действия авторского права, вопросы правопреемства, возможные
нарушения авторских прав и средства защиты, также закон содержал отдельные
главы, посвященные авторским правам на литературные, музыкальные,
драматические, художественные, фотографические произведения. В особой главе
регламентировались основные правила и условия издательского договора. Закон
впервые закрепил право авторов на перевод их произведений.
Являясь значительным шагом в развитии авторского права, закон вывел Россию на
приемлемый для цивилизованного общества уровень регулирования творческих
правоотношений.[8]
Октябрьская революция не могла не оказать существенного влияния на авторское
право. Внедряя в жизнь нормы, согласующиеся с большевистскими взглядами, ЦИК
отменил все прежнее гражданское законодательство России. И уже 29 декабря 1917
г. увидел свет новый советский закон об авторском праве "О государственном
издательстве". Декрет, "учитывая книжный голод в стране", предложил народной
комиссии по просвещению приступить немедленно к широкой издательской
деятельности и выпустить в первую очередь дешевые издания русских классиков.
Сочинения тех из писателей, по которым срок авторского права истек, должны были
быть переизданы без особых формальностей. Однако и в отношении других писателей
декрет предоставил комиссии по просвещению право объявлять государственной
монополией сроком не более чем на пять лет сочинения, которые подлежат изданию.
Декрет объяснял, что эти произведения переходят таким образом "из области
частной собственности в область общественности".
[9] Продолжил эту линию декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 26 ноября
1918 г. "О признании научных, литературных, музыкальных и художественных
произведений". Он предоставлял возможность признавать достоянием РСФСР любые
произведения, а авторам произведений, объявленных государственным достоянием,
обеспечивался гонорар по установленным ставкам, а в соответствии с декретом "Об
отмене наследования" от 27 апреля 1918 г. декрет от 26 ноября отрицательно
решил вопрос о переходе авторского права по наследству,
[10] однако наследникам гарантировалось содержание в размере прожиточного
минимума. Декрет от 10 октября 1918 г. "О прекращении силы договоров на
приобретение в полную собственность произведений литературы и искусства"
объявил недействительными все договоры издательств с авторами, по которым
литературные, художественные или музыкальные произведения перешли в полную
собственность издательств.[11]
Следующий этап развития авторского права связан с принятым 8 октября 1928 г.
Законом "Об авторском праве". Право авторов на созданное ими произведение в
большинстве случаев стало пожизненным, использование использование произведений
допускалось только на основе договоров с авторами. И тем не менее, не считался
нарушением авторского права перевод произведения, публичное исполнение
опубликованных произведений с выплатой автору гонорара. Однако по сравнению с
периодом военного коммунизма данный этап следует рассматривать как период
постепенного восстановления и расширения авторских прав.
[12]
В начале 60-х годов в ходе проводившейся в тот период кодификации
законодательства нормы авторского права были существенно пересмотрены в
направлении дальнейшего расширения прав авторов и укрепления их позиций в
отношениях с организациями, использующими их произведения. В 1973 г. СССР
становится участником Женевской конвенции об авторском праве и в советском
законодательстве впервые закрепляется право автора на перевод произведения,
срок действия авторского права после смерти автора возрастает до 25 лет,
расширен круг субъектов авторского права.
В связи с распадом Советского Союза многие нормы авторского права, которые
значительно расширяли права авторов, исключив свободное использование
произведений в кино, на радио и телевидении, а также публичное исполнение без
согласия автора, продлили срок действия авторского права до 50 лет после
смерти автора и вступили в силу лишь в июле 1992 г., как раздел V Основ
гражданского законодательства.
И вот 3 августа 1993 г. вступил в действие Закон РФ "Об авторском праве и
смежных правах", с принятием которого утратил силу раздел V Основ
гражданского законодательства.
Глава II Объекты авторского права
Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" не содержит легального
определения понятия произведения, хотя указывает на те признаки, которыми оно
должно обладать, чтобы пользоваться правовой охраной.
[13] Согласно ст. 6 Закона "Авторское право распространяется на произведения
науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности,
независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его
выражения. Авторское право распространяется как на обнародованные произведения,
так и на необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной
форме."
Задача определения понятия "произведение", казалось бы, не должна входить в
компетенцию гражданского права, т.к. составляет предмет специальных наук:
теории литературы, теории искусства, теории науки. Тем не менее был высказан
другой взгляд. В.И. Серебровский утверждал: "Закон, гарантируя охрану
произведения, не указывает, однако, что следует понимать под "произведением".
Задача дать определение понятия произведения падает, таким образом, на долю
науки гражданского права."[14]
"Объектом авторского права, — писал Г.Ф. Шершеневич, — является литературное
произведение, как продукт духовного творчества, облеченный в письменную или
словесную форму и предназначенный к обращению в обществе. Отчеты о заседаниях
суда, ученых обществ, земств и т. п., не выражающие духовного творчества их
составителей, не могут считаться такими объектами."
[15] А.Я. Канторович под "умственным произведением" понимал "не деятельность
духа, а продукт этой деятельности, который со своей стороны предназначен к
воздействию на человеческий дух. Объектом авторского права, — говорил он, —
общим образом говоря, является продукт духовного творчества облеченный в
определенную форму и предназначенный к обращению в обществе."
[16] Произведение — это результат творческой деятельности автора, его
творческого мышления, продукт человеческого мозга. Но мозг человека может
производить только нематериальные объекты.
[17] Объектом авторского права следует считать не просто работу автора и не
идеи, выраженные автором, а произведение, как комплекс идей и образов,
получивших свое выражение в готовом труде
[18], как индивидуальное и неповторимое творческое отражение объективной
действительности.[19] Наибольшее
распространение все же получает определение произведения, сформулированное В.И.
Серебровским, как более подробное, с включением него и некоторых других
признаков. "Произведение, — писал он в 1956 г., — можно было бы определить, как
совокупность идей, мыслей и образов, получивших в результате творческой
деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими
чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения."
[20]
В связи с этим важно различать само произведение, имеющее нематериальную
сущность, и форму его воплощения, например, рукопись, рисунок, нотная запись и
т.д. Связь произведения со своим материальным носителем может быть неразрывной.
[21] Это касается картин и скульптур, как результатов труда художника. При
этом и картина, и скульптура являются как объектами авторского права, так и
объектами права собственности. Материальные носители произведений могут быть
уникальны, но авторское право охраняет произведение как систему идей, мыслей и
образов именно в связи с возможностью его воспроизведения. Поэтому авторское
право на произведение сохраняется даже в случае гибели того материального
носителя, в котором оно было воплощено. Конечно, практическое значение это
имеет лишь тогда, когда, например, сохранилась копия или репродукция
утраченного произведения искусства, когда литературное или музыкальное
произведение могло быть кем-либо воспроизведено по памяти и т.д.
Однако не всякое произведение как результат мыслительной деятельности
человека охраняется нормами авторского права. Объектами авторского права
признаются лишь такие произведения, которые обладают предусмотренными
законом признаками. Такими признаками являются творческий характер
произведения и объективная форма его выражения.
Для авторского права в социалистическом обществе характерен еще один признак.
"Произведение, — говорил М.В. Гордон, — по своему характеру должен был
общественно полезным."[22] Думаю, не
стоит останавливаться на анализе этого признака, характеризующего конкретную
эпоху. Ни прежде, ни ныне действующее законодательство такого требования к
произведению не содержало и не содержит. Иностранные законодательства прошлых
лет тоже прямо указывают на отсутствие этого признака.
Общее начало, которым руководствовалась французская судебная практика
выражено в следующих словах: "Закон не оценивает произведения, не взвешивает
их ценность и достоинство, а защищает их слепо: длинное или короткое, хорошее
и плохое, полезное или опасное, плод гения или простой продукт труда и
терпения, — всякое произведение литературное или художественное подлежит
защите."
Тоже общее начало применяется германской практикой. "Произведения литературы, —
говорится в одном из решений, — есть выражение посредством письменных знаков,
которое составляет продукт индивидуального умственного труда, а не механической
работы. Мера требовавшегося умственного труда, объем, внутреннее содержание и
достоинство работы не имеют значение."[23]
В ст. 6 закона "Об авторском праве и смежных правах" прямо отмечается:
"Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и
искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от
назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения."
Но вернемся к признакам объекта авторского права, таким как творческий характер
произведения и объективная форма его выражения. В самом законе признак
творчества не раскрывается, а в литературе существует множество его
определений. М.Горький определял творчество как "ту степень напряжения работы
памяти, когда быстрота ее работы извлекает из запаса знаний, впечатлений
наиболее выпуклые и характерные факты, картины, детали и включает их в наиболее
яркие, точные, общепонятные слова".[24]
По мнению И.А. Грингольца "творчество — это интеллектуальная работа,
направленная на создание нового."[25]
Наиболее удачно выделяется определение Э.П. Гаврилова, который определяет
творчество как "деятельность человека, порождающую нечто качественно новое и
отличающееся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью."
[26]
Показателем творческого характера произведения, по мнению большинства ученых,
является его новизна. Новизна в данном случае рассматривается как синоним
оригинальности произведения. Она может выражаться в новом содержании, новой
форме произведения, новой идее, новой научной концепции и т. п.
Произведение как результат творческой деятельности автора становится объектом
авторского права лишь при условии, что оно выражено в какой-либо объективной
форме. До тех пор пока мысли и образы автора не проявились вовне, а существуют
лишь в виде творческого замысла, они не могут быть восприняты другими людьми,
и, следовательно, не существует и практической надобности в их правовой
охране.[27]
Объективной формой произведения следует считать всякое внешнее выражение
авторской мысли. Объективная форма выражения произведения тесным образом
связана с возможностью его воспроизведения. Иногда высказывается мнение, что
поскольку объективная форма придает продукту творческой деятельности автора
способность существовать и по окончании творческого процесса, то,
следовательно, в силу этого возникает и способность произведения к
воспроизведению, а потому нет оснований способность к воспроизведению считать
самостоятельным признаком произведения.[28]
Другие ученые полагают, что воспроизводимость является самостоятельным
признаком произведения или, что то же самое, закон охраняет только такие
произведения, объективная форма которых обеспечивает возможность их
воспроизведения без участия самого автора. Они признают, что произнесенные речи
и доклады, исполненные музыкальные произведения и прочитанные устно
стихотворения, даже если они нигде и никак не зафиксированы, существовали в
объективной форме, иначе они не могли бы восприниматься другими людьми. Но
такая форма, не связанная с каким-либо материальным носителем, является крайне
неустойчивой, легко может быть утрачена и искажена. Никакой слушатель или
зритель, кроме, может быть, случаев особой гениальности, не в состоянии
запомнить и воспроизвести во всех деталях публично исполненное произведение.
Закон об авторском праве, разрешая этот многолетний спор, ограничивается
указанием на необходимость придания произведению объективной формы и не
упоминает при этом о том, что данная форма должна позволять воспроизводить
результат творческой деятельности автора. Иными словами, законодатель
однозначно признал, что авторским правом охраняются любые выраженные вовне
произведения, в том числе и те, объективная форма которых не связана с
материальным носителем. Конечно, защита подобных произведений, например,
публично произнесенных, но нигде не зафиксированных речей, лекций, докладов,
особенно защита их от искажения, представляется более сложной, чем защита
произведений, связанных с каким-либо материальным носителем. Но в принципе она
может быть обеспечена, в связи с чем исключение из закона специального
упоминания о возможности воспроизведения результата творческой деятельности как
особого признака охраняемого произведения представляется оправданным.
[29]
Для возникновения, осуществления и охраны авторского права достаточно одного
только факта создания произведения, определенным образом выраженного вовне.
Никакой регистрации или иного документирования этого факта не требуется.
[30]
В ст. 6 закона "Об авторском праве и смежных правах" говорится, что авторское
право на произведения науки, литературы или искусства возникает в силу факта
его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется
регистрации произведения, иного специального оформления произведения или
соблюдения каких-либо формальностей.
Кроме того, закон не требует подтверждения наличия у произведения
предусмотренных им критериев, т.е. необходимости какой-либо квалификации
произведения как такового для признания его объектом авторского права.
После присоединения СССР в 1973 г. к Всемирной конвенции об авторском праве
1952 г. на всех печатных изданиях (книгах, журналах, конвертах грампластинок
и т. п.) стал проставляться знак охраны авторского права, который состоит из
трех элементов: латинской буквой «С» в окружности: © имени обладателя
исключительных авторских прав; года первого опубликования произведения.
Использование данного знака охраны не означает введение в российское право
требования о выполнении формальностей как условия возникновения охраны.
Применение знака охраны зависит от усмотрения обладателя исключительных
авторских прав. Правовой охраной в равной степени будут пользоваться как
произведения, на которых проставлен знак охраны, так и произведения без
такого знака.
Основной целью снабжения произведения данным знаком является оповещение
третьих лиц о том, что они имеют дело с охраняемым произведением. Это не
только служит предупреждением против нарушения чужих авторских прав, но и
облегчает процесс доказывания вины нарушителя, если таковое все-таки
состоится.
Объектом авторского права является не только произведение в целом, но и часть
произведения, которая является результатом творческой деятельности и может быть
использована самостоятельно. В этой связи большое значение для понимания
сущности правовой охраны произведений, по российскому законодательству, имеет
принятое в литературе выделение у произведения "юридически безразличных" и
"юридически значимых" элементов.[31]
В группу "юридически безразличных" элементов входят тема, материал, сюжетное
ядро и идейное содержание произведения. В теории литературы их называют
содержанием произведения. Заимствование этих элементов не налагает никаких
обязанностей.
В науке авторского права созданные художником образы именуются внутренней формой
произведения. Она пользуется правовой охраной, так как является результатом
творческой деятельности и отражает индивидуальность своего творца. Считается,
что, в принципе, образы произведения могут быть заимствованы для создания
нового, творчески самостоятельного произведения при условии придания им новой
внешней формы. В этом случае, однако, закон требует обязательного согласия
автора первоначального произведения и указание источника заимствования. Внешняя
форма произведения это язык произведения со всеми его словарными и
художественными особенностями. Язык произведения заимствованию не поддается. Он
только цитируется с обозначением источника, в противном случае налицо
присвоение (плагиат).[32]
Круг охраняемых законом произведений достаточно широк и многообразен.
Произведения различаются по объективной форме, способам их воспроизведения,
степени самостоятельности, видам использования и целому ряду других оснований.
Прежде всего заслуживает внимания вопрос о делении охраняемых законом
произведений на произведения науки, литературы и искусства. Его актуальность
определяется тем, что нередко утверждается, что авторским правом охраняются
результаты не всякой творческой деятельности, а лишь те, которые
непосредственно относятся к области науки, литературы и искусства.
[33]
Закрепленный законом перечень охраняемых произведений носит примерный и далеко
не исчерпывающий характер, иначе бы создание произведений новых видов
оставалось бы вне юридической охраны, а значит, вне правового стимулирования.
[34]
Важнейшее значение имеет деление произведений на обнародованные и
необнародованные, а также близкое к нему, но не совпадающее с ним деление
произведений на опубликованные и неопубликованные. Сразу оговоримся, что
авторским правом охраняются и те, и другие произведения. Однако если
необнародованные произведения неприкосновенны и ни при каких условиях не
могут быть использованы без согласил их авторов, то обнародованные
произведения в исключительных, прямо предусмотренных законом случаях могут
быть использованы заинтересованными лицами без согласия авторов и даже
вопреки их возражениям. Аналогичные различия существуют между
опубликованными и неопубликованными произведениями.
В отличие от обнародования опубликование связывается законом лишь с такими
действиями, которые означают выпуск в обращение экземпляров произведения.
Иными словами, речь идет об изготовлении и выпуске в обращение копий
произведения, изготовленных в любой материальной форме. При этом указанное
действие должно быть так же, как и при обнародовании, совершено с согласия
автора произведения, а количество выпущенных экземпляров должно быть
достаточным для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из
характера произведения.
Следует отметить, что понятие "опубликование произведения" (или выпуск в
свет), по российскому авторскому законодательству, расходится с аналогичным
понятием, закрепленным Всемирной конвенцией об авторском праве.
В соответствии со ст. VI Конвенции опубликованием считается выпуск только
таких экземпляров произведения, которые предназначены для читательского или
зрительского восприятия. Поэтому, например, выпуск в обращение грампластинок
и иных звукозаписей литературных, музыкальных и иных произведений
опубликованием произведения не признается, так как указанные материальные
носители обеспечивают лишь слуховое восприятие произведений.
Российский авторский закон подобного ограничения не содержит и считает
опубликованием выпуск в обращение любых материальных носителей произведения.
Таким образом, налицо явное расхождение между внутренним российским законом и
положением международного договора, которое должно решаться в пользу
последнего.
Далее, произведения подразделяются на оригинальные и производные.
Практическое значение данной классификации заключается в том, что если
оригинальные произведения используются их авторами исключительно по их
собственному усмотрению, то для создания и использования производных
произведений требуется получить разрешение обладателей авторских прав на те
произведения, на основе которых они созданы.
Оригинальным является такое произведение, все основные охраняемые элементы
которого созданы самим автором. В производном (или зависимом) произведении
заимствованы охраняемые элементы чужого произведения. Основным критерием для
предоставления ему охраны является требование творческой самостоятельности по
сравнению с оригиналом. Как правило, это выражается в придании произведению
новой формы, отражающей оригинал.
Вторым непременным условием возникновения авторских прав на такое
произведение является соблюдение его создателем прав автора произведения,
подвергшегося переводу, переделке, аранжировке или другой переработке.
Большое практическое значение для объема авторских правомочий и режима
использования произведения оказывает признание его служебным. Понятие
"служебное произведение" закон не раскрывает, относя к их числу произведения,
созданные в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания
работодателя (ст. 14 Закона об авторском праве).
Юридическая наука и судебная практика вносят в это понятие большую
определенность и ставят его в известные рамки. В частности, произведение
может считаться созданным в порядке выполнения служебного задания только
тогда, когда содержанием такого задания является именно создание
произведения.
К числу объектов, не охраняемых авторским правом, относятся прежде всего те
из них, которые не обладают хотя бы одним из признаков произведения науки,
литературы и искусства. Так, если лицом в ходе проделанной работы достигнут
не творческий, а чисто технический результат, он авторским правом не
охраняется. К такого рода результатам относятся, в частности, телефонные
справочники, расписания движения, адресные книги и т. п. при условии, что
составителем не применена оригинальная схема изложения справочных данных.
Наряду с подобными объектами существуют произведения, обладающие всеми
необходимыми для охраны признаками, но не охраняемые авторским правом в силу
прямого указания закона. К их числу относятся следующие четыре категории
произведений.
Во-первых, не пользуются правовой охраной произведения, срок охраны которых
истек. Но истечение срока охраны никак не влияет на охрану авторства, имени
автора и неприкосновенности произведения.
Во-вторых, из сферы правовой охраны исключены официальные документы, их
официальные переводы, а также государственные символы и знаки.
В-третьих, в силу прямого указания закона не охраняются авторским правом
произведения народного творчества.
В-четвертых, не признаются объектами авторского права сообщения о событиях и
фактах, имеющие информационный характер.
Единственное, на что вправе претендовать автор сообщения или впервые
опубликовавший его орган массовой информации, — это требовать указания
другими органами печати, сообщающими данную информацию, на источник ее
первоначального обнародования (ст. 23 Закона РСФСР "О средствах массовой
информации").
В тех же случаях, когда сообщение о том или ином событии сопровождается
авторским комментарием, оценкой значимости происшедшего, прогнозом дальнейшего
развития событий, анализом или иной интерпретацией, оно приобретает режим
объекта авторского права.[35]
Глава III Субъекты авторского права
Субъектами авторского права являются лица, которым принадлежит субъективное
авторское право в отношении произведения. Обладателями субъективного
авторского права могут быть российские граждане, иностранцы, лица без
гражданства, их наследники и иные правопреемники. Право на произведение для
каждой категории субъектов возникает в связи с различными юридическими
фактами — созданием произведения, переходом авторских прав по наследству,
авторскому договору и т.д.
Важнейшими субъектами авторского права являются авторы произведений. Авторами
признаются лица, творческим трудом которых создано произведение.
[36] Автор — творец нового.[37]
Носителем субъективного авторского права является создатель произведения, его
подлинный автор — человек, написавший книгу, сочинивший музыку, создавший
скульптуру и т.п. Вследствие того, что деятельность по созданию произведения не
относится к числу юридических актов, совершаемых специально для достижения
определенного правового результата.[38]
Возможность граждан обладать авторскими правами входит в содержание
гражданской правоспособности, а последняя не зависит ни от возраста, ни от
состояния здоровья человека. Для превращения этой абстрактной возможности в
конкретное субъективное право необходим юридический факт. Роль такого факта
выполняет создание произведения, т. е. юридический поступок, а не сделка. Но
поскольку юридические поступки могут совершаться и недееспособными лицами,
конкретные субъективные авторские права возникают независимо от возраста и
состояния дееспособности.
По-иному, однако, обстоит дело с осуществлением авторских прав
несовершеннолетними и недееспособными. За малолетних и полностью
недееспособных граждан авторские права осуществляют их родители и опекуны.
Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет распоряжаются своими авторскими
правами самостоятельно.
Субъектами авторского права признаются не только граждане РФ, но и
иностранцы, а также лица без гражданства. Однако, если произведения
российских граждан охраняются независимо от места их обнародования или
нахождения в иной объективной форме, то произведения иностранных авторов и
лиц без гражданства охраняются при условии, что они:
- либо обнародованы на территории РФ или находятся в РФ в какой-либо
объективной форме;
- либо пользуются охраной в соответствии с международными договорами РФ
(п. 1 ст. 5 Закона об авторском праве).[39]
Авторские произведения нередко создаются не одним, а двумя или несколькими
лицами. В таком случае можно говорить о соавторстве.
Для соавторства требуется, чтобы произведение представляло собой единое целое и
являлось результатом творческой деятельности двух или нескольких лиц, т. е.
чтобы оно выступало как коллективное произведение. При отсутствии хотя бы
одного из указанных условий нет и соавторства.
[40]
Закон устанавливает, что авторское право на коллективное произведение
принадлежит соавторам совместно, независимо от того, образует ли такое
произведение одно целое или состоит из частей, которые могут быть использованы
самостоятельно. При "неделимом" соавторстве особых прав для каждого автора не
существует, так как произведение нельзя разделить на части; при "раздельном"
соавторстве каждый автор сохраняет право на созданную лично им часть
коллективного произведения (если только в соглашении не указано иного).
[41]
Условием признания тех или иных лиц соавторами произведения является наличие
соглашения о возникновении соавторства. При этом под соглашением следует
понимать взаимное волеизъявление авторов, направленное на совместную
творческую работу над произведением. Оно может быть выражено в любой форме и
на любой стадии работы над произведением. Более того, предметом соглашения
может быть доработка уже законченного произведения, если возникает
необходимость внести в него изменения и дополнения творческого характера.
Важно лишь, чтобы соавторство было добровольным и не нарушало ничьих
охраняемых законом авторских прав.
Соглашение о соавторстве не следует, однако, понимать как возможность
возникновения соавторства без совместной творческой работы над произведением.
В силу одного только соглашения соавторство возникнуть не может.
[42]
В отличие от предварительного соглашения о совместной работе, которое не
является соавторским, для использования уже созданного произведения требуется
согласие всех соавторов. Если хотя бы один из них возражает, то произведение
может быть использовано только по решению суда; при недостижении соглашения в
отношении делимого коллективного произведения, соавторы могут использовать
принадлежащие им части по своему усмотрению.
[43]
Нет соавторства при помещении статей различных авторов в научных сборниках,
энциклопедических словарях, журналах или в других периодических изданиях. В
этом случае появляется единое произведение, например — журнал как таковой,
словарь в целом и т.д. Но здесь единство достигается благодаря такой творческой
работе (тематическая подборка, расположение материала и т. п.), в которой
отдельные авторы никакого участия не принимали. Поэтому, будучи авторами своих
собственных произведений, они не становятся соавторами журнала или словаря.
[44]
Соавторство также не возникает при создании творчески самостоятельного
произведения на основе чужого опубликованного (если имеет место дозволение).
Если автор умирает, то носителями его авторских прав выступают наследники.
Наследование авторских прав может происходить как по закону, так и по
завещанию. Наследование по закону имеет место, если оно не изменено
завещанием. Важной особенностью наследования авторских прав является то, что
авторские права переходят к наследникам в бездолевом порядке, как единое
целое, не подлежащее разделу. Это означает, что распоряжаться перешедшими по
наследству авторскими правами наследники должны совместно и по взаимному
согласию, а в случае спора — по решению суда.
Стоит отметить некоторые особенности перехода авторского права по наследству.
Прежде всего, по наследству к наследникам переходят не все авторские права, а
только их часть. В законе указывается, что по наследству не переходят право
авторства, право на авторское имя и право на защиту репутации автора.
Однако и в отношении этих прав к наследникам переходят права на защиту названных
прав от нарушений со стороны третьих лиц, если только автор не назначил для
этих целей специальное лицо.[45]
В ст. 27 Закона подробно расписаны все возможные сроки действия авторского
права:
- авторские права наследников действуют в течение 50 лет после смерти
автора, считая с 1 января года, следующего за годом смерти;
- авторское право на произведение, созданное в соавторстве, действует
в течение всей жизни и 50 лет после смерти последнего автора, пережившего
других соавторов;
- авторское право на произведение, впервые выпущенное в свет после
смерти автора, действует в течение 50 лет после его выпуска;
- если автор был репрессирован и реабилитирован посмертно, то срок
охраны прав начинает действовать с 1 января года, следующего за годом
реабилитации;
- если автор работал во время Великой Отечественной войны или
участвовал в ней, срок охраны авторских прав увеличивается на 4 года.
Помимо наследников авторские права могут переходить к иным правопреемникам. В
их роли выступают издательства, театры, киностудии и другие организации,
занимающиеся использованием произведений. Они приобретают авторские права на
основании заключенных с авторами и наследниками авторских договоров.
Становясь обладателями авторских прав, эти организации используют
произведения и распоряжаются ими теми способами, которые предусмотрены
конкретными авторскими договорами, и в установленных ими пределах.
К числу субъектов авторского права относятся также организации, управляющие
имущественными правами авторов на коллективной основе. Такого рода
организации могут создаваться непосредственно обладателями авторских и
смежных прав в целях обеспечения этих прав в случаях, когда их практическое
осуществление в индивидуальном порядке затруднено (публичное исполнение, в
том числе по радио и телевидению, воспроизведение путем записи,
репродуцирование и др.).
Организации, управляющие имущественными правами на коллективной основе,
действуют в пределах полученных от авторов полномочий на основе устава. Они
не вправе заниматься коммерческой деятельностью и самостоятельно осуществлять
использование произведений. Сами они обладателями авторских прав не
становятся, а являются лишь представителями авторов и действуют в их
интересах.
Среди функций организаций, управляющих имущественными правами авторов на
коллективной основе, можно выделить три основные:
- предоставление пользователям произведений лицензий на
использование объектов авторского права (отказ не допускается, всем
пользователям одной категории разрешения предоставляются на равных началах);
- сбор вознаграждения за использование произведений и объектов
смежных прав;
- распределение собранного вознаграждения между авторами и обладателями
смежных прав (за вычетом расходов на покрытие своих затрат и образование
специальных фондов, создаваемых этими организациями с согласия и в интересах
обладателей авторских и смежных прав).[46]
Глава IV Права авторов
Самой распространенной и в то же время самой спорной классификацией
авторских прав является их деление на личные неимущественные и
имущественные. Действительно, авторские права настолько взаимосвязаны, что
выделить среди них права чисто имущественного или неимущественного характера
довольно трудно.
Тем не менее закон признает такое деление и указывает на то, какие права
являются личными неимущественными, а какие носят имущественный характер.
Важность этого деления состоит в том, что личные неимущественные права (в
законах западных стран — так называемые моральные права) могут принадлежать
лишь самому создателю произведения, они, как правило, непередаваемы другим
лицам и охраняются бессрочно. Напротив, имущественные права могут свободно
отчуждаться другим лицам и носят сугубо срочный характер. Рассмотрим
важнейшие личные и имущественные права автора.
[47]
Одним из главных личных неимущественных прав, возникающих в связи с созданием
произведения, является право авторства. Этим обозначениям отмечаются правомочия
автора, связанные с возможностью именовать себя автором произведения, а все
другие лица при использовании произведения (например, цитировании, включении
отрывков из него в сборники или хрестоматии) обязаны ссылаться на автора.
[48] Опираясь на это право, автор требует защиты своих интересов в случае
присвоения авторства другим лицом (плагиат).
Право авторства характеризуется следующими чертами:
- оно неотделимо от личности автора: принадлежит только создателю
произведения, неотчуждаемо, от него нельзя отказаться;
- оно является правом абсолютным, так как ему корреспондируют
обязанности всех и каждого воздерживаться от нарушения данного правомочия;
- оно действует в течение всей жизни автора и прекращается с его
смертью. В дальнейшем оно существует как юридический факт, с которым все должны
считаться. После смерти автора авторство признается и охраняется законом, но
уже не как субъективное право (ибо субъекта права больше нет), а как
общественный интерес, нуждающийся в признании и защите.
[49]
Вокруг права авторства группируются другие предоставляемые автору правомочия
и самое близкое — право на имя.
Сущность этого права состоит в том, что оно позволяет автору воспользоваться при
выпуске произведения одной из трех возможностей. Произведение может быть
выпущено в свет с указанием подлинного имени автора (его фамилии и
инициалов). В подавляющем большинстве случаев так именно и бывает. Но автор
вправе обозначить свое произведение условным именем (псевдонимом). К
псевдонимам прибегают по самым различным причинам: для большего благозвучия
или краткости имени, во избежание смешения разных видов творческой деятельности
одного и того же автора (например, издающего как научные, так и
литературно-художественные произведения) и т. п. Разрешается также
опубликование произведения без указания имени автора (анонимно), Такие случаи
встречаются сравнительно редко и обусловливаются особыми соображениями, в том
числе и спецификой самого издания (например, помещение кратких статей в
энциклопедических словарях или справочниках).
[50]
С момента создания произведения за его автором закрепляется право на защиту
произведения, включая его название, от всякого искажения или иного
посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора. Закон
устанавливает, что без согласия автора не разрешается вносить какие-либо
изменения как в само произведение, так и в его название. Кроме того, без
согласия автора запрещается снабжать произведение при его издании
иллюстрациями, предисловиями, послесловиями, комментариями и какими бы то ни
было пояснениями.[51] Допускается
цитирование отрывков из произведения в научных, полемических и информационных
целях. Автор не может, ссылаясь на принадлежащее ему право на защиту репутации,
воспрепятствовать созданию другими лицами соответствующих пародий и стилизаций,
а также "преградил" дорогу критикам и комментаторам.
Следующим личным неимущественным правом автора является право на
обнародование произведения и на его отзыв. Сущность данного права можно
определить как юридически обеспеченную автору возможность публичной огласки
созданного им произведения.
Закон предоставляет автору возможность отказаться от ранее принятого решения
об обнародовании произведения либо, если произведение уже было обнародовано,
он может дезавуировать действия по его доведению до всеобщего сведения,
публично оповестив об отзыве произведения.
В качестве единственного условия реализации данного права закон устанавливает
возмещение пользователю причиненных таким решением убытков, включая упущенную
выгоду. Ранее изготовленные экземпляры произведения также изымаются из
обращения за счет самого автора. Закон не требует от автора обосновывать
уважительность причин отзыва произведения.
[52]
Закон специально не упоминает о праве автора на опубликование произведения.
Тем не менее такое право существует. Право на опубликование состоит в выпуске
в свет (опубликовании) автором произведения. При этом с произведением может
ознакомиться неопределенный круг лиц. Это — одно из важнейших личных
неимущественных прав авторов. В определенных случаях автор может либо сам
опубликовать свое произведение (сделать доклад и т.д.), либо дать согласие на
публикацию произведения по договору (передать рукопись в издательство, в
выставочный комитет для демонстрации на выставках и т.п.)
Право на опубликование произведения может быть реализовано автором только
один раз.
Право на опубликование переходит по наследству. Это право принадлежит автору
любого произведения науки, литературы или искусства; однако оно может быть
ограничено, если опубликование произведения может затронуть "личную сферу"
автора или иного лица, т.е. содержит материалы личного или интимного характера.
Опубликование такого произведения должно быть согласовано с этим лицом, а после
его смерти — с его родственниками.[53]
Таковы личные неимущественные права автора. Наряду с ними у автора имеется
целый ряд имущественных правомочий. Имущественные права автора связаны с
возможностями автора по использованию его произведения.
Прежде всего автор пользуется таким имущественным правом, как право на
воспроизведение.
Воспроизводить — значит размножать произведение путем снятия копий или
каким-либо иным способом. Оно всегда связано с повторением его на материальном
носителе. Воспроизведение считается состоявшимся независимо от того, стали ли
экземпляры произведения доступны неопределенному кругу лиц.
[54]
С правом воспроизведения, принадлежащим авторам произведений изобразительного
искусства, тесно связано право доступа. Сущность данного права заключается в
том, что автор произведения изобразительного искусства вправе требовать от
собственника произведения предоставления возможности осуществления им права
на воспроизведение своего произведения. Иными словами, художник или
скульптор может делать копии со своего произведения, для чего собственник
картины или скульптуры должен обеспечить доступ автора к произведению. При
реализации данного права автор не должен создавать собственнику излишних
неудобств, в частности, он не может требовать доставки ему произведения.
Закон закрепляет за автором самостоятельное право на распространение
экземпляров произведения любым способом, в частности право на продажу
экземпляров произведения и сдачу их в прокат.
Закон не содержит исчерпывающего перечня способов распространения
произведения, называя лишь наиболее типичные из них — продажу и сдачу в
прокат. Продажа означает реализацию копий произведения за плату. Сдача в
прокат — это предоставление экземпляра произведения во временное пользование
в целях извлечения прямой или косвенной коммерческой выгоды. Существуют,
однако, и другие способы распространения произведений, например, передача
экземпляра произведения третьим лицам бесплатно. Типичный пример такого
распространения — деятельность библиотек.
Параду с правом на распространение закон особо выделяет исключительное право
автора импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая
экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских
прав (право на импорт).
Следующими имущественными правами автора являются право на публичный показ и
на публичное исполнение. Право на публичный показ реализуется в отношении
произведений изобразительного искусства, а право на публичное исполнение — в
отношении музыкальных, драматических, хореографических, литературных и
некоторых других произведений.
Показ произведения состоит в праве продемонстрировать оригинал или экземпляр
произведения.[55] Исполнением
произведения признается его представление посредством игры, декламации, пения,
танца как в живом исполнении, так и с помощью технических средств, например
экрана.
Для обоих рассматриваемых прав характерен признак публичности, т. е. показ
или исполнение должно осуществляться в месте, открытом для свободного
посещения.
Передача произведения в эфир или по кабелю предполагают его доведение до
сведения наиболее широкой аудитории, что, безусловно, затрагивает особый
интерес авторов, нуждающихся в правовой охране. Указанный интерес охраняется
посредством закрепления за автором права на передачу произведения в эфир и
права сообщать произведение для всеобщего сведения по кабелю.
В эфир могут передаваться как уже обнародованные произведения, так и
произведения, которые еще не обнародованы. Передачей в эфир признается и
прямая трансляция произведения из места его показа или исполнения.
К имущественным правам авторов относятся также право на перевод и право на
переработку произведения. В субъективное право на перевод входит возможность
автора самому переводить и использовать перевод своего произведения, а также
его право давать разрешение на перевод и использование перевода другими
лицами. На практике авторы довольно редко переводят произведение сами,
поскольку эта работа требует особых знаний и навыков. Поэтому фактически
право на перевод сводится к праву давать согласие на использование
произведения в переводе. Запретить перевод произведения в целях личного
использования автор не может ни фактически, ни юридически.
Свое согласие на перевод автор обычно выражает путем заключения договора с
той организацией, которая намерена использовать его произведение в переводе.
Данная организация принимает на себя обязанность обеспечить качественный
перевод произведения, а также по просьбе автора представить ему перевод для
ознакомления (или одобрения).
К праву на перевод близко примыкает право автора переделывать, аранжировать
или другим образом переделывать произведение. Оно также включает возможность
автора или самому перерабатывать произведение в другой вид, форму или жанр
либо давать разрешение на переработку другим лицам.
Создаваемые в результате творческой переработки произведения являются новыми
объектами авторского права. Но их использование может осуществляться лишь с
согласия авторов оригинальных произведений. Как правило, дача автором
согласия на переработку означает и его согласие на использование созданного в
результате переработки нового произведения. Однако автор может оставить за
собой право на одобрение переработки как предварительное условие ее
использования.
Авторы произведений изобразительного искусства обладают особым правом
следования. Сущность данного права состоит в том, что в каждом случае
публичной перепродажи произведения изобразительного искусства по цене,
превышающей предыдущую не менее чем на 20%, автор имеет право на получение 5%
перепродажной цены (п. 2 ст. 17 Закона об авторском праве).
Основной целью этого права является защита имущественных интересов художников
и авторов других произведений изобразительного искусства, которые зачастую,
особенно в начале творческого пути, продают свои произведения различного рода
перекупщикам значительно дешевле их реальной стоимости. Право на получение
части прибыли, выручаемой от перепродажи произведения при переходе его от
одного владельца к другому, в известной мере компенсирует ту
несправедливость, которая была допущена по отношению к автору вначале.
К числу имущественных прав авторов ранее действовавшее законодательство и наука
традиционно относили право на вознаграждение за использование произведения.
Новое авторское законодательство, безусловно, также признает за авторами
указанное право, хотя в общем перечне авторских правомочий оно прямо не
названо. Рассмотренные ранее правомочия автора возникают одновременно с тем,
как произведение создано и выражено вовне при помощи тех или иных способов. В
отличие от этого право на получение вознаграждения от какого-либо конкретного
лица с момента создания произведения не связывается.
[56] В состав права на вознаграждение входит не только "голое" право
требовать соответствующих выплат, но и возможность оговорить размер, порядок,
срок и другие условия получения вознаграждения. Все эти вопросы решаются в
авторских договорах, на основе которых и осуществляется использование
произведений.
Вместе с тем закон выделяет несколько случаев, когда права авторов на получение
вознаграждения лежат за пределами авторского договора.
[57]
Таковы основные права авторов творческих произведений. Они достаточно
разнообразны и охраняют как личные, так и имущественные интересы создателей
произведений.
Заключение
Целью данной работы не являлось рассмотрение всего авторского права. В работе
ничего не сказано об авторском договоре, носящем гражданско-правовой характер
и являющимся самостоятельным в ряду других гражданско-правовых договоров.
Не рассмотрена охрана смежных прав, т.е. прав исполнителей, производителей
фонограмм и организаций эфирного и кабельного вещания, права которых близки и
тесно связаны с правами авторов.
Очень важным аспектом является собственно защита авторских прав, под которой
следует понимать совокупность мер, направленных на признание и восстановление
этих прав при их нарушении или оспаривании.
Каждый из вышеуказанных аспектов может быть предметом детального исследования
и серьезного анализа и может стать темой следующей работы.
Список литературы
1. Авторское право: Нормативные акты. Национальное законодательство и
международные конвенции / Сост., авт. ст. И.Силонов; оформл. Г.Сыроватского.
— М.: Элит-Клуб; Юрид. книга, 1998.
2. Антимонов Б.С., Флейшиц Е.А. Авторское право. — М.: Госуд. изд-во юр.
литературы, 1957.
3. Гаврилов Э.П. Авторское право. Издательские договоры. Авторский
гонорар. — М.: Юрид.лит., 1988.
4. Гаврилов Э.П. Советское авторское право. Основные положения.
Тенденции развития. — М.: Юрид.лит., 1984.
5. Гордон М.В. Советское авторское право. — М.: Изд. юрид.литература, 1995.
6. Гражданское право. Учебник. Часть III / Под ред. А.П.Сергеева,
Ю.К.Толстого. — М.: ПРОСПЕКТ, 1998.
7. Грингольц И.А. Права автора сценического произведения в СССР. Канд.
дисс. — М., 1953.
8. Ионас В.Я. Произведения творчества в гражданском праве. — М.: Изд.
юрид.литература, 1972.
9. Иоффе О.С. Основы авторского права. — М.: изд-во "Знание", 1969.
10. Иоффе О.С. Советское гражданское право. Т.3.— Л.: Изд-во Ленинградского
ун-та, 1965.
11. Камышев В.Г. Права авторов литературных произведений. — М.: Изд.
юрид.литература, 1972.
12. Канторович А.Я. Авторское право на литературные, музыкальные,
художественные и фотографические произведения. — Петроград, 1916.
13. Сергеев А.П. Авторское право России. — СПб, 1994.
14. Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. — М.: Изд-во
академии наук СССР, 1956.
15. Шершеневич Г.Ф. Авторское право на литературные произведения. — Казань,
1891.
16. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права (по изданию 1907г.).
— М., 1995.
17. Юрченко А.К. Издательский договор. —Л., 1988.
[1] Гаврилов Э.П. Авторское право.
Издательские договоры. Авторский гонорар. — М.: Юрид.лит., 1988. С.8.
[2] Шершеневич Г.Ф. Авторское право на
литературные произведения. — Казань, 1891. С.28.
[3] Сергеев А.П. Авторское право России. — СПб, 1994. С.3.
[4] Канторович А.Я. Авторское право на
литературные, музыкальные, художественные и фотографические произведения. —
Петроград, 1916. С.X.
[5] Сергеев А.П. Авторское право России. — СПб, 1994. С.3.
[6] Канторович А.Я. Авторское право на
литературные, музыкальные, художественные и фотографические произведения. —
Петроград, 1916. С.55.
[7] Канторович А.Я. Авторское право на
литературные, музыкальные, художественные и фотографические произведения. —
Петроград, 1916. С.55.
[8] Сергеев А.П. Авторское право России. — СПб, 1994. С.12.
[9] Гордон М.В. Советское авторское право.
— М.: Изд. юрид.литература, 1995.С.22.
[10] Антишонов Б.С., Флейшиц Е.А.
Авторское право. — М.: Госуд. изд-во юр. литературы, 1957. С.24.
[11] Гордон М.В. Советское авторское
право. — М.: Изд. юрид.литература, 1995. С.24.
[12] Сергеев А.П. Авторское право России. — СПб, 1994. С.14.
[13] Сергеев А.П. Авторское право России. — СПб, 1994. С.37.
[14] Серебровский В.И. Вопросы советского
авторского права. — М.: Изд-во академии наук СССР, 1956. С.31.
[15] Шершеневич Г.Ф. Учебник русского
гражданского права (по изданию 1907г.). — М., 1995. С.256.
[16] Канторович А.Я. Авторское право на
литературные, музыкальные, художественные и фото-графические произведения. —
Петроград, 1916. С.109.
[17] Гаврилов Э.П. Авторское право.
Издательские договоры. Авторский гонорар. — М.: Юрид.лит., 1988. С.10.
[18] Гордон М.В. Советское авторское
право. — М.: Изд. юрид.литература, 1995. С.59.
[19] Иоффе О.С. Основы авторского права. — М.: изд-во "Знание", 1969. С.15.
[20] Серебровский В.И. Вопросы советского
авторского права. — М.: Изд-во академии наук СССР, 1956. С.32.
[21] Сергеев А.П. Авторское право России. — СПб, 1994. С24.
[22] Гордон М.В. Советское авторское
право. — М.: Изд. юрид.литература, 1995. С.61.
[23] Канторович А.Я. Авторское право на
литературные, музыкальные, художественные и фото-графические произведения. —
Петроград, 1916. С.120.
[24] Горький М. Доклад на Первом
Всесоюзном съезде советских писателей. —"Известия", 19.08.34.
[25] Грингольц И.А. Права автора
сценического произведения в СССР. Канд. дисс. — М., 1953. С.146.
[26] Гаврилов Э.П. Советское авторское
право. Основные положения. Тенденции развития. — М.: Юрид.лит., 1984. С.83.
[27] Гражданское право. Учебник. Часть
III / Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого. — М.: ПРОСПЕКТ, 1998. С.53.
[28] Серебровский В.И. Вопросы советского
авторского права. — М.: Изд-во академии наук СССР, 1956. С.41.
[29] Гражданское право. Учебник. Часть
III / Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого. — М.: ПРОСПЕКТ, 1998. С.54.
[30] Гордон М.В. Советское авторское
право. — М., Изд. юрид.литература, 1995. С.23.
[31] Гражданское право. Учебник. Часть
III / Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого. — М.: ПРОСПЕКТ, 1998. С.56.
[32] Ионас В.Я. Произведения творчества в
гражданском праве. — М.: Изд. юрид.литература, 1972. С.46.
[33] Гражданское право. Учебник. Часть
III / Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого. — М.: ПРОСПЕКТ, 1998. С.58.
[34] Иоффе О.С. Основы авторского права. — М.: изд-во "Знание", 1969. С.15.
[35] Гражданское право. Учебник. Часть
III / Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого. — М.: ПРОСПЕКТ, 1998. С.64.
[36] Гражданское право. Учебник. Часть
III / Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого. — М.: ПРОСПЕКТ, 1998. С.64.
[37] Юрченко А.К. Издательский договор. —Л., 1988. С.5.
[38] Иоффе О.С. Советское гражданское
право. Т.3. — Л.: изд-во Ленинградского ун-та, 1965. С.21.
[39] Гражданское право. Учебник. Часть
III / Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого. — М.: ПРОСПЕКТ, 1998. С.65.
[40] Иоффе О.С. Советское гражданское
право. Т.3. — Л.: изд-во Ленинградского ун-та, 1965. С.22.
[41] Гаврилов Э.П. Авторское право.
Издательские договоры. Авторский гонорар. — М.: Юрид.лит., 1988. С.17.
[42] Гражданское право. Учебник. Часть
III / Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого. — М.: ПРОСПЕКТ, 1998. С.67.
[43] Гаврилов Э.П. Авторское право.
Издательские договоры. Авторский гонорар. — М.: Юрид.лит., 1988. С.17.
[44] Иоффе О.С. Советское гражданское
право. Т.3. — Л.: изд-во Ленинградского ун-та, 1965. С.23.
[45] Гражданское право. Учебник. Часть
III / Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого. — М.: ПРОСПЕКТ, 1998. С.68.
[46] Гражданское право. Учебник. Часть
III / Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого. — М.: ПРОСПЕКТ, 1998. С.70.
[47] Гражданское право. Учебник. Часть
III / Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого. — М.: ПРОСПЕКТ, 1998. С.72.
[48] Ионас В.Я. Произведения творчества в
гражданском праве. — М.: Изд. юрид.литература, 1972. С.26.
[49] Гражданское право. Учебник. Часть
III / Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого. — М.: ПРОСПЕКТ, 1998. С.72.
[50] Ионас В.Я. Произведения творчества в
гражданском праве. — М.: Изд. юрид.литература, 1972. С.27.
[51] Камышев В.Г. Права авторов
литературных произведений. — М.: Изд. юрид.литература, 1972. С.27.
[52] Гражданское право. Учебник. Часть
III / Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого. — М.: ПРОСПЕКТ, 1998. С.74.
[53] Гаврилов Э.П. Авторское право.
Издательские договоры. Авторский гонорар. — М.: Юрид.лит., 1988. С.27.
[54] Гаврилов Э.П. Авторское право.
Издательские договоры. Авторский гонорар. — М.: Юрид.лит., 1988. С.28.
[55] Гаврилов Э.П. Авторское право.
Издательские договоры. Авторский гонорар. — М.: Юрид.лит., 1988. С.28.
[56] Иоффе О.С. Основы авторского права. — М.: изд-во "Знание", 1969. С.35.
[57] Гражданское право. Учебник. Часть
III / Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого. — М.: ПРОСПЕКТ, 1998. С.81.
|