Курсовая: Государственные и муниципальные образования как субъекты гражданского права
условиях закрепления в государственной собственности части акций создаваемых
обществ, а также путем предоставления частным инвесторам государственных
гарантий по возмещению вложенных средств. Предоставление государственной
поддержки производится в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.
Гарантии или поручительства Правительства Российской Федерации, федеральных
органов исполнительной власти по займам и кредитам должны предоставляться на
конкурсной основе, причем лишь тем организациям, которые не имеют
задолженности по платежам в бюджет либо государственные внебюджетные фонды.
Гарантии (поручительства) могут выдаваться в самых различных случаях.
Например, государство может выдавать гарантии по обязательствам
государственных заказчиков продукции для федеральных нужд в пределах средств,
выделяемых на эти цели из бюджета. При этом в нормах ГК о поставке товаров и
подрядных работах для государственных нужд (ст. 525-534 и 763-768
соответственно) прямо о непосредственном участии государства в
соответствующих отношениях не сказано. Государство вполне замещается здесь
юридическими лицами, выступающими в качестве государственных заказчиков.
Здесь, однако, в роли заказчика выступает государственный орган, обладающий
необходимыми ресурсами, а приобретаемое имущество необходимо государству как
таковому, возможность непосредственного участия государства в складывающихся
отношениях не исключена.
Государство может заключать соглашения о разделе продукции. Сторонами
соглашения являются частный инвестор и государство - Российская Федерация в
лице Правительства РФ и органа исполнительной власти субъекта РФ, на
территории которого расположен участок недр, предоставленный инвестору для
использования. Соглашения о разделе продукции заключаются, как правило, на
основании конкурсов (аукционов). Раздел продукции состоит в том, что инвестор
оставляет за собой так называемую компенсационную часть произведенной
продукции (которая возмещает ему стоимость понесенных затрат) и причитающуюся
ему часть "прибыльной" продукции в размере, определенном соглашением.
Государство же получает свою часть "прибыльной" продукции, которая делится
между Российской Федерацией и соответствующим субъектом РФ. Раздел продукции
заменяет взимание с инвестора большинства налогов.
Государство как участник сделок выступает при эмиссии и обращении различных
ценных бумаг, в том числе и государственных ценных бумаг. Оно может быть как
эмитентом, так и владельцем ценных бумаг. В соответствии с Законом РФ "О
государственном внутреннем долге Российской Федерации", для покрытия своих
нужд в денежных средствах государство вправе выпускать различные долговые
обязательства, в том числе облигации федеральных займов.
Выпуск и обращение облигаций федеральных займов регламентируются Генеральными
условиями выпуска и обращения облигаций федеральных займов, утвержденными
постановлением Правительства РФ № 458 от 15 мая 1995 г. Эти Генеральные
условия определяют общие принципы выпуска и обращения любых облигаций
федеральных займов, независимо от их конкретного вида. Однако для выпуска
отдельных видов этих облигаций Министерством финансов РФ по согласованию с
Центральным банком РФ должны быть утверждены специальные условия выпуска.
Облигации федеральных займов представляют собой долговые обязательства
Российской Федерации в форме государственных ценных бумаг, выраженных в
валюте РФ. Эти облигации, как правило, являются процентными, т. е. по ним
выплачивается не только номинальная стоимость облигации (сумма основного
долга) или иной имущественный эквивалент, но и доход в виде процента.
Эмитентом облигаций федеральных займов от имени Российской Федерации
выступает Министерство финансов РФ. Центральный банк РФ выступает в качестве
генерального агента по обслуживанию выпусков этих облигаций.
Государство выпустило несколько видов облигаций: - государственные
краткосрочные бескупонные облигации, выпускаемые на основании Основных
условий выпуска государственных краткосрочных бескупонных облигаций,
одобренных постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 8 февраля
1993 г. № 107. Эти облигации являются дисконтными (продаются со скидкой, а
погашаются по номинальной стоимости), выпускаются в безбумажной форме, имеют
срок обращения до 1 года;
- казначейские обязательства, выпускаемые на основании постановления
Правительства РФ № 906 от 9 августа 1994 г. Хотя эмитентом в данном случае
названо Министерство финансов РФ, нет никаких сомнений в том, что эмитентом
является именно государство. Ведь сущность казначейских обязательств состоит
в том, что они могут быть обменены на налоговые освобождения, т.е. приняты
государством вместо денег в качестве налоговых платежей;
- государственные долговые товарные обязательства. В свое время как СССР, так
и Россия занимали у населения деньги под обязательства продать те или иные
дефицитные товары. Не погашенные своевременно обязательства, которые были
беспроцентными (государственные целевые займы 1990 года и чеки "Урожай-90")
подлежат погашению исходя из принципа полной компенсации. Ранее в ряде
случаев компенсации подлежала не вся рыночная стоимость соответствующих
товаров, а лишь определенная часть (см. постановление Правительства РФ от 16
апреля 1994 г. № 344 "О государственных долговых товарных обязательствах");
- облигации Государственного сберегательного займа РФ. Эти облигации
выпускаются на основании Генеральных условий выпуска и обращения этих
облигаций, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 января 1997 г.
№ 73. Эмитентом этих ценных бумаг от имени Российской Федерации выступает
Министерство финансов РФ. Облигации выпускаются в документарной форме и
являются государственными ценными бумагами на предъявителя. Они предоставляют
их владельцам право на получение в соответствии с условиями выпуска каждой
серии процентного дохода, начисляемого к номинальной стоимости облигации;
- облигации российского внутреннего выигрышного займа ; - облигации
внутреннего государственного валютного займа, которые предназначаются для
погашения внутреннего валютного долга перед предприятиями, организациями и
учреждениями, независимо от форм собственности. Их номинал выражен в долларах
США, проценты по ним выплачиваются посредством отрезания купонов, - облигации
государственных нерыночных займов. Помимо облигаций государством выпускаются
и другие ценные бумаги, например, жилищные сертификаты, выдаваемые гражданам
РФ, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.
Сертификаты являются именными, необращаемыми ценными бумагами, действуют в
течение года с момента их выдачи и погашаются путем предоставления жилья в
размере, указанном в самом сертификате.
В обыденном сознании превалирует суждение о том, что государство выступает
как эмитент денег. Однако с точки зрения права все выглядит иначе. Эмитентом
денег выступает Центральный банк РФ (Банк России) как отдельное от
государства юридическое лицо. Причем государство не отвечает по
обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства,
если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не
предусмотрено федеральными законами. Таким образом, государство не отвечает
ни за обесценивание денег, ни за иные убытки, которые причинены юридическим и
физическим лицам в связи с их участием в денежном обращении.
Эмитированные банкноты и монета обеспечиваются лишь активами Банка России
(ст. 30 Закона о Центральном банке РФ). Хотя они и не могут быть объявлены
недействительными (утратившими силу законного средства платежа), если не
установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монету
нового образца, принцип полного возмещения убытков, понесенных в сфере
денежного обращения вследствие действий Банка России или государства, из
законодательства прямо не вытекает.
Впрочем, в ряде случаев (в частности, на основании Закона РФ "О
восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" )
государство гарантирует восстановление и обеспечение сохранности ценности
денежных сбережений, созданных гражданами РФ в определенный период времени, а
затем вследствие изменения экономической политики обесценившихся.
Гарантированными государством сбережениями считаются денежные средства,
помещенные;
- на вклады в Сберегательный банк РФ (ранее Государственные трудовые
сберегательные кассы СССР, действовавшие на территории РСФСР; Российский
республиканский банк Сбербанка СССР; Сбербанк РСФСР) в период до 20 июня 1991
г.;
- на вклады в организации государственного страхования РФ (ранее организации
государственного страхования СССР, действовавшие на территории РСФСР;
организации государственного страхования РСФСР) по договорным (накопительным)
видам личного страхования в период до 1 января 1992 г.;
- в государственные ценные бумаги (СССР и РСФСР), размещение которых
производилось на территории РСФСР в период до 1 января 1992 г.
Эти гарантированные сбережения граждан являются государственным внутренним
долгом РФ, обеспеченным государственной собственностью в соответствии с
Конституцией РФ и всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства
РФ. Гарантируется не номинальная стоимость, а именно ценность сделанных в
свое время сбережений, которая определяется покупательной способностью
денежных средств на момент их вложения (по общему правилу, покупательной
способностью валюты СССР в 1990 г.). Гарантированные сбережения граждан
переводятся в целевые долговые обязательства РФ, являющиеся государственными
ценными бумагами. Каждый рубль вложений переводится в рубль номинала целевого
долгового обязательства, если вложение сделано до 1 марта 1991 г. (к
вложениям, сделанным позже этой даты, применяются понижающие коэффициенты).
Долговая стоимость одной единицы номинала такого обязательства определяется
из соотношения текущей покупательной способности рубля и его покупательной
способности в 1990 г Целевые долговые обязательства могут быть обращены в
рубли или использованы в качестве средства платежа при приватизации
государственного имущества.
Государство также участвует в отношениях, регламентируемых патентным правом.
В соответствии со ст. 9 Патентного закона РФ в качестве патентообладателя в
интересах государства может выступать Федеральный фонд изобретений России,
среди источников финансирования которого указаны, в частности, средства
республиканского бюджета. Фонд может приобретать патенты на свое имя и
осуществлять продажу лицензий на использование этих изобретений. Государство
может выступать также в наследственных правоотношениях - в роли наследника
как по завещанию, так и по закону (ст. 527 и 552 ГК 1964 г.).
Всякий раз, когда государство становится участником какого-либо гражданско-
правового отношения, оно может быть привлечено к ответственности за нарушение
прав и охраняемых законом интересов другого участника этих отношений и
наоборот. Это общее правило, касающееся гражданско-правовой ответственности.
Однако говоря о государстве как субъекте ответственности, нужно вести речь об
ином - об особых случаях внедоговорной ответственности государства за вред,
причиненный в определенных ситуациях.
Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных
действий (бездействий) государственных органов, органов местного
самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате
издания акта государственного органа или органа местного самоуправления, не
соответствующего закону или иному правовому акту, подлежит возмещению. Вред
возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны
муниципального образования (ст. 16 и 1069 ГК РФ). Таким образом, в законе
установлено общее правило об ответственности государства за вред, причиненный
его органами или должностными лицами. Такая ответственность наступает
независимо от того, является ли орган государства юридическим лицом и может
ли он самостоятельно нести ответственность. Естественно, государство не
отвечает вместо унитарных (казенных) предприятий и учреждений, не выполняющих
властных функций, и их должностных лиц, что не исключает субсидиарной
ответственности государства по обязательствам указанных субъектов.
Государство отвечает перед реабилитированными жертвами допущенных им
политических репрессий на основании Закона РФ "О реабилитации жертв
политических репрессий" и принятых во исполнение него других нормативных актов
[5]. Эта ответственность конкретизирована в "Положении о порядке возврата
гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из
владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его
стоимости или выплаты денежной компенсации", утвержденном постановлением
Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 926. Сфера действия этого Положения,
впрочем, шире простого случая ответственности государства, поскольку в нем идет
речь и о возврате имущества, сохранившегося в натуре, что нельзя считать
ответственностью.
К. ответственности государства в строгом смысле слова относятся только
возмещение стоимости имущества и выплата денежной компенсации.
Соответствующие денежные выплаты производятся за счет средств федерального
бюджета Министерством финансов РФ в пределах установленных лимитов.
Вред (в том числе моральный), причиненный гражданину в результате незаконного
осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного
применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о
невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или
исправительных работ, возмещается за счет казны РФ, а в случаях,
предусмотренных законом, - за счет казны субъекта РФ или муниципального
образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц
соответствующих правоохранительных органов (ст. 1070 ГК). Вред, причиненный
этими органами в других ситуациях, возмещается по общим правилам о деликтной
ответственности.
В раде случаев государство может принимать на себя обязанность компенсировать
ущерб, понесенный теми или иными лицами, причем подобное возмещение не
относится к мерам ответственности. Так, согласно ст. 306 ГК в случае принятия
Российской Федерацией закона, прекращающего право собственности, причиненные
собственнику убытки, в том числе стоимость его имущества, возмещаются
государством.
Требования, которые вытекают из перечисленных выше случаев ответственности
государства, могут быть предъявлены к Министерству финансов РФ или его
органам на местах и удовлетворяются за счет средств соответствующей казны
(ст. 1071 ГК РФ). Однако во всех остальных случаях ответственности
государства (в особенности договорной) далеко не просто найти конкретного
субъекта, который не только мог бы выступить ответчиком, но и имел бы
средства, достаточные для возмещения убытков.
Такая ситуация связана с избранной нашим законодательством плюралистической
моделью участия государства в имущественных отношениях, при которой
отсутствует универсальный ответчик по любым спорам с участием государства,
что позволяет последнему в ряде случаев уходить от ответственности.
Непосредственное участие государства во внешнеторговом обороте. Общепризнано,
что власть государства распространяется только на его территорию и некоторые
другие пространства в соответствии с нормами международного права.
Следовательно, за пределами своей территории государство власть обычно не
осуществляет. Однако оно не теряет при этом такого своего важнейшего
качества, как суверенитет. И при вступлении государства в гражданско-правовые
отношения за пределами своей территории этого нельзя не учитывать.
Специфика участия государства во внешнеторговом обороте вытекает из того, что
ему здесь приходится действовать на чужой территории (под чужой властью).
Принцип равноправия государств в международных отношениях здесь пересекается
с суверенитетом государства на своей территории. Результатом такого
пересечения является признание за государством, участвующим во внешнеторговом
обороте, иммунитета. Иммунитет государства представляет собой его
суверенитет, но как бы продолженный за пределы государственной территории.
Иммунитет означает невозможность распространения государственного
суверенитета на иностранное государство, действующее за пределами своей
территории, без его согласия.
Учение об иммунитете государства наиболее подробно развито в международном
частном праве. Различают несколько разновидностей иммунитета - судебный, от
принудительного обеспечения иска и от принудительного исполнения судебного
решения. Эти виды иммунитета означают, что государство без его согласия
неподсудно судам другого государства, что в отношении имущества государства без
его согласия не могут быть предприняты принудительные меры по обеспечению иска
и что, наконец, даже вынесенное против государства судебное решение не может
быть без его согласия принудительно исполнено. К числу особых разновидностей
относят и иммунитет собственности государства
[6].
Государство может отказаться от своего иммунитета. Применительно к
внутреннему обороту оно сделало это. Достаточно обратиться к правилу п. 1 ст.
124 ГК, согласно которому государство выступает в отношениях, регулируемых
гражданским законодательством, на равных с иными участниками этих отношений
началах. Однако это правило не распространяется на внешнеторговый оборот, что
вытекает из ст. 127 ГК. Поскольку особенности ответственности государства в
отношениях с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств
определяются законом об иммунитете государства и его собственности, в данном
случае нельзя вести речь ни о каком равенстве.
Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования непосредственно
осуществляют внешнеторговую деятельность только в случаях, установленных
федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами и
иными правовыми актами субъектов РФ (ст. 11 Закона РФ о государственном
регулировании внешнеторговой деятельности). Иной (непредпринимательской)
деятельностью за пределами РФ государство вправе заниматься и без
специального дозволения, содержащегося в законе.
Что же касается конкретных субъектов, представляющих государство во
внешнеторговом обороте, то здесь законодательство практически без изменений
следует тем вариантам, которые созданы применительно к внутреннему обороту.
Денежные обязательства от имени государства принимают на себя Министерство
финансов РФ и Центральный банк РФ (Банк России). Согласно ст. 50 Закона о
Центральном банке РФ этот банк представляет интересы Российской Федерации во
взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, а также в
международных банках и иных международных валютно-финансовых организациях.
Для осуществления своих функций Банк России может открывать представительства
в иностранных государствах (ст. 54 Закона о Центральном банке РФ).
Выступление на внешнем рынке в качестве заемщика, кредитора или гаранта от
имени Российской Федерации регламентируется Законом "О государственных
внешних заимствованиях РФ и государственных кредитах, предоставляемых РФ
иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям"
. Государственные внешние заимствования РФ образуют кредиты (займы),
привлекаемые из иностранных источников, или финансовые обязательства гаранта
погашения кредита. Эти заимствования образуют государственный внешний долг
РФ. Предоставляемые РФ любым заемщикам кредиты образуют внешние (зарубежные)
активы РФ. Государственные внешние заимствования и предоставление
государственных кредитов осуществляются от имени Российской Федерации или
Правительства РФ на основании международных договоров, гражданско-правовых
соглашений и гарантий. Возможно произвести такие заимствования (предоставить
кредиты) и от имени федеральных органов исполнительной власти или российских
юридических лиц, но чтобы такие действия обязывали Российскую Федерацию,
необходимо наличие полномочия, оформленного в виде постановления
Правительства РФ. Если выдаваемый или получаемый кредит (гарантия) превышает
предельные размеры, установленные ст. 4 Закона "О государственных внешних
заимствованиях РФ и государственных кредитах...", необходима его ратификация
Федеральным Собранием РФ.
Переговоры с иностранными кредиторами по условиям привлечения и использования
в экономике РФ финансовых кредитов проводятся Министерством финансов РФ, а
товарных и инвестиционных кредитов-Министерством финансов совместно с
Министерством экономики, Министерством внешних экономических связей РФ и
другими заинтересованными министерствами, ведомствами и организациями.
Подписание межправительственных соглашений по вопросам привлечения
иностранных кредитов и предоставления гарантий осуществляется Министром
финансов РФ или лицом, уполномоченным Правительством РФ.
Выпуск ценных бумаг, специально предназначенных для распространения на
внешнем рынке, предусмотрен постановлением Правительства РФ от 27 сентября
1994 г. № 1107 "Об урегулировании коммерческой задолженности бывшего СССР
перед иностранными кредиторами". В этом постановлении речь вдет о
переоформлении коммерческой задолженности бывшего СССР, за которую
ответственность на себя приняла Российская Федерация, в векселя. Векселя
выдаются Министерством финансов от имени Правительства РФ тем кредиторам
бывшего СССР, перед которыми возникла эта задолженность. Помимо векселей
Министерство финансов вправе выпускать облигации внешнего облигационного
займа Соответствующие ценные бумаги эмитируются от имени Российской Федерации
без регистрации проспекта эмиссии. Все расчеты по ним ведутся в долларах США.
Возможность выпуска таких облигационных займов предоставлена и некоторым
субъектам РФ . Однако последние должны получить кредитный рейтинг в
соответствии с международными стандартами.
Государство является участником инвестиционных соглашений, заключаемых с
иностранными инвесторами в соответствии с Указом Президента РФ от 25 января
1995 г. № 73 "О дополнительных мерах по привлечению иностранных инвестиций в
отрасли материального производства РФ". Согласно Указу, иностранные инвесторы
могут получить льготы, состоящие в уменьшении в два раза таможенных пошлин на
ввозимые ими в РФ товары сроком не более чем на 5 лет, если они заключат
инвестиционное соглашение с федеральным органом исполнительной власти,
уполномоченным Правительством РФ. Таким органом является Министерство
экономики РФ. Другой стороной инвестиционного соглашения может быть
иностранный инвестор, вложивший в уставный капитал российской коммерческой
организации не менее 10 млн.долларов США и осуществляющий прямые
капиталовложения в отрасли материального производства РФ в сумме не менее 100
млн.долларов США.
Что же касается иных обязательств - относительно движимого и недвижимого
имущества, участия в управлении юридическими лицами, то здесь государство
представляет Мингосимущество РФ .
Порядок управления государственным имуществом, находящимся за рубежом,
определяется постановлением Правительства РФ от 5 января 1995 г. № 14 "Об
управлении федеральной собственностью, находящейся за рубежом". Решения о
продаже, мене, залоге, дарении, изъятии недвижимого имущества, находящегося
за рубежом и являющегося федеральной собственностью, принимаются
Правительством РФ на основании совместного представления Мингосимущества РФ и
федерального исполнительного органа соответствующей отрасли. В таком же
порядке принимаются решения о приобретении в федеральную собственность
недвижимого имущества и ценных бумаг, долей, паев и акций в находящихся за
рубежом юридических лицах. Сдача в аренду недвижимого имущества, являющегося
федеральной собственностью и находящегося за рубежом на балансе
государственных предприятий и учреждений, за исключением отдельно стоящих
зданий, сооружений, неиспользуемых земельных участков производится: на срок
до 1 года -этими государственными предприятиями и учреждениями
самостоятельно; на срок до 5 лет -по согласованию с Мингосимуществом РФ; на
срок свыше 5 лет -по решению Правительства РФ. Решения о внесении
закрепленного за государственными предприятиями имущества (включая денежные
средства), являющегося федеральной собственностью, в порядке оплаты уставного
капитала (выкупа соответствующих долей, паев и акций) в юридических лицах,
находящихся или создаваемых за рубежом, принимаются государственными
предприятиями по согласованию с Мингосимуществом РФ и федеральным
исполнительным органом соответствующей отрасли. В то же время учредителем и
участником от имени Российской Федерации в находящихся за рубежом юридических
лицах выступает Мингосимущестео РФ, которое вправе по решению Правительства
РФ вносить федеральную собственность в их уставные капиталы, за исключением
имущества, закрепленного за государственными предприятиями. Последние
выступают учредителями создаваемых с их участием за рубежом юридических лиц
от своего имени, а не от имени государства. Мингосимущество РФ также вправе
передавать в управление на конкурсной основе юридическим и физическим лицам
имущество, не находящееся в оперативном управлении или хозяйственном ведении
государственных юридических лиц. Что же касается акций (паев, долей),
принадлежащих РФ в имуществе юридических лиц, расположенных за рубежом, то
любые действия по распоряжению ими подчиняются тем же ограничениям, что и на
внутреннем рынке.
Мингосимущество РФ является полномочным представителем Правительства РФ по
вопросам правопреемства Российской Федерации в отношении имущества бывшей
Российской империи, бывшего Союза ССР, в том числе его министерств, ведомств,
других организаций и учреждений, а также упраздненных министерств и ведомств
РФ в отношении федеральной собственности, находящейся за рубежом, за
исключением имущества, переданного в оперативное управление федеральным
органам исполнительной власти, организациям и учреждениям. Мингосимущество РФ
осуществляет организацию поиска, защиту, надлежащее оформление права
собственности РФ на указанное имущество и управляет этим имуществом, а также
выдает от имени Правительства РФ доверенности на совершение подобных
действий.
Особенностью участия государства во внешнеторговом обороте является то, что
органы, которые уполномочены действовать от его имени, могут вступать в
соответствующие отношения как непосредственно, так и через посольства,
консульства или торгпредства. Последние должны иметь специальные полномочия
действовать от имени перечисленных органов, представляющих государство. Таким
образом, имеет место двойное представительство.
1. Государство, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования и
органы власти по своей юридической природе являются юридическими лицами
публичного права, которые могут быть наделены гражданской правосубъектностью,
и вместе составляют подвид юридических лиц - категорию "юридические лица
публичного права" (публично-правовые образования).
Государство, федеральные и муниципальные образования в совокупности
представляют отдельную организационно-правовую форму публично-правовых
образований, «публично-территориальное образование», а по отдельности - типы
данной организационно-правовой формы.
Гражданская правосубъектность, таким образом (как и любая другая, имеющая
отраслевую принадлежность правосубъектность), суть не конституциональный
признак юридического лица как видового понятия, а подвидовый признак, который
служит отличием юридического лица, являющего собой субъекта гражданских
правоотношений от юридического лица - субъекта публичных правоотношений.
2. Гражданская правосубъектность публично-территориальных образований носит
ограниченный характер, ввиду того, что исходя из целей создания и
деятельности юридические лица данного подвида могут осуществлять
предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит
достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
Названное свойство гражданской правосубъектности публично-территориальных
образований, подтверждается особенностями формирования воли внутри субъектов
хозяйствования данной категории. Формирование воли публично-территориального
образования на реализацию гражданской правосубъектности происходит в рамках
публично-правовых отношений, направленных на достижение целей создания и
деятельности соответствующего публично-территориального образования и
складывающихся внутри него между органами власти в рамках их компетенции.
3. При анализе вопроса об осуществлении гражданской правосубъектности
Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований и органов
власти выделен критерий разграничения публично-правового от гражданско-
правового в их юридической личности, наделенной смешанной правосубъектностью:
правовое положение публично-правовых образований характеризуется
преобладанием публичной правосубъектности над гражданской.
Данный критерии определяется целями создания и деятельности такого рода
организационных единств, наделенных правосубъектностью обоих видов, и
выражается в том, что в случае утраты гражданской правосубъектности
юридическое лицо публичного права, ранее обладавшее ею, сохраняет свое
положение как субъект права, собственную организационно-правовую форму, цели
создания и деятельности.
Выявлено, что данная особенность практически не нашла отражения в современном
российском праве, что является основным препятствием для полной реализации
гражданской правосубъектности публично-правовых образований и эффективного
управления ими своим имуществом.
4. Действующее гражданское законодательство дает основания для определения
приватизации как специального основания добровольного прекращения права
собственности публично-территориального образования, влекущего возникновение
частной собственности (права собственности физических лиц и юридических лиц
гражданского права) способами, установленными законом о приватизации.
С позиций общественных отношений, фактически складывающихся в данной сфере,
под приватизацией мы предлагаем понимать гражданские правоотношения по
добровольному отчуждению публично-территориальным образованием своего
имущества в частную собственность независимо от способов такого отчуждения.
5. Под разграничением государственной собственности следует понимать
публично-правовые отношения, складывающиеся между Российской Федерацией как
сувереном и другими публично-территориальными образованиями, влекущие
гражданско-правовые последствия в виде прекращения права собственности
Российской Федерации на принадлежащее ей имущество и возникновение этого
права у другого публично-территориального образования.
"Разграничение" должно предусматривать и реализацию прав Российской Федерации
как собственника отчуждаемого имущества, и реализацию публично-правовых
полномочий Российской Федерации как суверена.
Вследствие означенной причины разграничение федеральной государственной
собственности должно иметь как минимум две стадии, лишь на второй из которых
учитывается воля федеральных образований в качестве субъектов гражданского
права.
Разграничение с точки зрения осуществления гражданской правосубъектности
представляет собой действия публично-территориального образования по передаче
своего имущества другому публично-территориальному образованию, влекущее
переход права собственности на передаваемое имущество.
1. Конституция РФ. М. Юрайт. 2003.
2. Гражданское право России; Под ред. О. Н. Садикова; Издат-во
«Юридическая литература».; М.; 1999г.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. М. Юрайт. 2003.
4. Гражданское право, (под ред. Т.И.Илларионовой, Б.М.Гонгало,
В.А.Плетнева), М. 2002 г.
5. Гражданское право. Уч. 2-е изд. / Под. ред. Калпина, М. 2000. Ч.
Гражданское право. Ч. 1. / Под. ред. З.И. Цыбуленко. М. 2001. С. 131.
6. Комментарий к ГК РФ ч.1.; Юридическая фирма «Контракт»; Изд. дом
«Инфра-М»; М.; 2003.
7. Комментарий к части второй Гражданского Кодекса Российской
Федерации для предпринимателей (под общ. ред. Брагинского М. И.)
8. Основы государства и права: Учебное пособие для поступающих в
вузы / Под ред. О. Е. Кутафина – 2-е изд., переработанное и дополненное – М.:
Юрист, 2002 г. С. 296.
9. Комментарий к гражданскому кодексу. Ч. 1. / Под. ред. Садикова..
2-е изд. М. 2002. С. 298.
10. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права (по изданию
1907г.). — М., 1995.
[1] Гражданское право. Уч. 2-е изд. / Под. ред. Калпина, М. 2000. Ч. 1. С. 126.
[2] Тихомиров Ю.А. Публичное право. М., 1995.
[3] Комментарий к гражданскому кодексу. Ч.
1. / Под. ред. Садикова.. 2-е изд. М. 2002. С. 298.
[4] Гражданское право. Ч. 1. / Под. ред. З.И. Цыбуленко. М. 2001. С. 131.
[5] Ведомости рФ. 1991. №44.
[6] Богуславский. Международное частное право. 3-е изд. М., 2001. С. 148.
Страницы: 1, 2
|