Рефераты

Курсовая: Гражданское право

определяется настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных

унитарных предприятиях.

Комментарий к статье 113

1. Государственные и муниципальные унитарные предприятия (УП) как юридические

лица, преследующие коммерческие цели, обладают чертами и соответствуют нормам

ГК, которые в целом характерны для субъектов российского гражданского права.

Вместе с тем ст. 113 - 115 ГК определяют особенности, отличающие их от других

коммерческих организаций. Эти юридические лица, во-первых, создаются и

действуют на основе лишь одной формы собственности - государственной или

муниципальной, в связи с чем их учредителями являются государство (субъект

Федерации) или муниципальное образование. В данном случае невозможно

возникновение юридического лица и смешанной формы собственности. Во-вторых,

собственник имущества, создавая УП и наделяя его необходимыми материальными

ресурсами, не утрачивает, в отличие от учредителей хозяйственных обществ и

товариществ, а также производственных кооперативов, прав на него. УП в ходе

предпринимательской деятельности владеют и пользуются чужой собственностью,

которая, по существу, принадлежит другому субъекту.

Перечисленные особенности, а именно - цельная государственная или

муниципальная основа, на которой осуществляется коммерческая деятельность УП,

а также сохранение права собственности на имущество, закрепленное за ним, у

его учредителя, формирует унитарную (unitaire - франц., от латинского unitas

- единство) природу этого юридического лица.

2. Предусматривая деятельность УП с использованием чужой собственности, ГК в

рамках данной организационно - правовой формы (п. 2 коммент. статьи) наделяет

субъекта определенными правомочиями на переданное ему имущество (право

хозяйственного ведения либо оперативного управления), которые носят вещный

характер (см. ст. 216 ГК), что позволяет выделить в составе УП две

разновидности с различным объемом имущественных прав и оперативно -

хозяйственной самостоятельности. Содержание таких прав, предоставленных УП, а

также отличие первых от вторых, их соотношение с правами собственников

определены в ст. 114, 115, 294 - 300 ГК (см. коммент. к ним).

3. Невозможность согласно ГК существования УП с использованием иной, кроме

государственной или муниципальной, форм собственности предопределила принятие

нормы п. 5 ст. 6 Вводного закона, согласно которой индивидуальные (семейные)

частные предприятия, а также предприятия, созданные хозяйственными обществами

и товариществами, общественными и религиозными организациями, объединениями,

благотворительными фондами, и другие не находящиеся в государственной или

муниципальной собственности предприятия, основанные на аналогичных

имущественных правах, подлежат до 1 июля 1999 г. преобразованию в

хозяйственные общества, товарищества или кооперативы либо ликвидации в

судебном порядке по требованию органа, осуществляющего государственную

регистрацию соответствующих юридических лиц, налогового органа или прокурора.

До преобразования или ликвидации к данным предприятиям применяются нормы ГК,

регулирующие деятельность УП, основанных на праве оперативного управления

(ст. 113, 115, 296, 297 ГК). Кредиторы таких предприятий вправе предъявлять

иски к собственникам имущества (учредителям предприятий), которые несут

субсидиарную ответственность по долгам таких унитарных предприятий (см.

Постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 2/1).

4. Имущество, закрепленное собственником за УП, формирует его уставный фонд,

размер которого, источники и порядок создания отражаются в учредительном

документе, каковым для УП, согласно абз. 3 п. 1 ст. 52 и п. 1 ст. 113,

является устав. В нем должны фиксироваться предмет и цели деятельности

данного юридического лица, что придает его право- и дееспособности

специальный характер (см. п. 1 ст. 49 и п. 2 ст. 52 ГК и коммент. к ним), а

также фирменное наименование УП, которое, согласно п. 3 ст. 113 ГК, должно

указывать на собственника имущества и определять принадлежность юридического

лица к категории государственного или муниципального предприятия.

Закон о бухгалтерском учете предусматривает обязанность УП ежегодно

предоставлять бухгалтерскую отчетность органу, уполномоченному управлять

государственным имуществом.

5. Руководитель УП действует в этом качестве на основе единоначалия и

представляет юридическое лицо без доверенности в силу предоставленных ему

законом полномочий. Его назначает на основе контракта соответствующий

исполнительный орган, который уполномочен на это Правительством РФ. Такое

право, в частности, по федеральным УП предоставлено ГКИ РФ (СЗ РФ, 1995, N

50, ст. 4930). Порядок отчетности руководителей федеральных государственных

УП определен Постановлением Правительства РФ от 1 октября 1994 г. N 1112 (СЗ

РФ, 1994, N 24, ст. 2639).

6. Имущественная ответственность УП по своим обязательствам принципиально

соответствует общим правилам гражданско - правовой ответственности,

характерной для юридического лица. УП не отвечает по обязательствам своего

учредителя, а последний - по долгам и обязательствам УП. Вместе с тем

ответственность этого юридического лица в определенной степени зависит от

объема и характера прав на имущество, которое закреплено за ним

собственником: на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного

управления. Подробнее об этом см. ст. 56 и 115 ГК и коммент. к ним.

7. Согласно п. 6 коммент. статьи деятельность УП должна регулироваться

специальным законом, формирующим их правовой статус, который в настоящее

время отсутствует. Вместе с тем существующий сегодня сектор экономики в

значительной мере основан на государственной и муниципальной формах

собственности, что предопределило сравнительно большое число таких

предприятий. В частности, в качестве государственных УП действуют практически

все основные предприятия и организации железнодорожного транспорта, связи,

атомной энергетики, водопользования и водоохраны и некоторых других отраслей

народного хозяйства. Недостаточность законодательной базы, в данном случае

отсутствие закона о государственных и муниципальных УП, ослабляет правовое

регулирование этими субъектами рыночных отношений.

В настоящих условиях юридические лица данной организационно - правовой формы

функционируют, помимо норм ГК, на основе законодательства Российской

Федерации, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, других

подзаконных актов. Например, Указ Президента РФ от 1 апреля 1996 г. N 443 "О

мерах по стимулированию создания и деятельности финансово - промышленных

групп" (СЗ РФ, 1996, N 15, ст. 1573) определяет имущественные права

государственных УП, являющихся участниками таких групп; вопросам, касающимся

продажи на аукционе имущества (активов) ликвидирующихся государственных и

муниципальных УП, посвящено Постановление Правительства РФ от 15 мая 1995 г.

N 469 (СЗ РФ, 1995, N 22, ст. 2059). Согласно ст. 1015 ГК эти предприятия не

могут выполнять функции доверительного управляющего.

Примечание. Распоряжением Мингосимущества РФ от 16.02.2000 N 188-р

утвержден Примерный устав федерального государственного унитарного предприятия.

Статья 114. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения

1. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения,

создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа

местного самоуправления.

2. Учредительным документом предприятия, основанного на праве хозяйственного

ведения, является его устав, утверждаемый уполномоченным на то

государственным органом или органом местного самоуправления.

3. Размер уставного фонда предприятия, основанного на праве хозяйственного

ведения, не может быть менее суммы, определенной законом о государственных и

муниципальных унитарных предприятиях.

4. До государственной регистрации предприятия, основанного на праве

хозяйственного ведения, уставный фонд предприятия должен быть полностью

оплачен собственником.

5. Если по окончании финансового года стоимость чистых активов предприятия,

основанного на праве хозяйственного ведения, окажется меньше размера

уставного фонда, орган, уполномоченный создавать такие предприятия, обязан

произвести в установленном порядке уменьшение уставного фонда. Если стоимость

чистых активов становится меньше размера, определенного законом, предприятие

может быть ликвидировано по решению суда.

6. В случае принятия решения об уменьшении уставного фонда предприятие

обязано письменно уведомить об этом своих кредиторов.

Кредитор предприятия вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения

обязательства, должником по которому является это предприятие, и возмещения

убытков.

7. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, может

создать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем

передачи ему в установленном порядке части своего имущества в хозяйственное

ведение (дочернее предприятие).

Учредитель утверждает устав дочернего предприятия и назначает его руководителя.

8. Собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного

ведения, не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случаев,

предусмотренных пунктом 3 статьи 56 настоящего Кодекса. Это правило также

применяется к ответственности предприятия, учредившего дочернее предприятие,

по обязательствам последнего.

Комментарий к статье 114

1. Законодательство Российской Федерации, существовавшее до введения в

действие первой части ГК (до 1 января 1995 г.), определяло для

государственных и муниципальных предприятий объем прав по управлению

имуществом как право полного хозяйственного ведения. В ГК (ст. 113 - 114,

294) по этому вопросу используется формулировка "право хозяйственного

ведения". Исключение слова "полное" свидетельствует о том, что права таких

предприятий по самостоятельному использованию и распоряжению имуществом

ограничены.

Таким образом, УП могут пользоваться и распоряжаться имуществом, которым они

наделены, либо на правах хозяйственного ведения (с ограничением отдельных

прав, которыми они обладали при полном хозяйственном ведении), либо на правах

оперативного управления (казенные УП) с еще более узким объемом прав (см. ст.

115, 296 и 297 ГК и коммент. к ним). УП, созданные ранее на полном

хозяйственном ведении, до их реорганизации должны, согласно Указу Президента

РФ "О реформе государственных предприятий" от 23 мая 1994 г. N 1003 (СЗ РФ,

1994, N 5, ст. 393), руководствоваться действующим законодательством об УП.

Уставы таких юридических лиц необходимо привести в соответствие с нормами ГК

и другими правовыми актами, регулирующими их деятельность. Относительно

объема их имущественных прав говорится в приведенном выше Постановлении

Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 2/1. В нем отмечается, что начиная с декабря 1994

г. данные юридические лица могут распоряжаться недвижимостью только с

согласия собственника, в связи с чем совершенные ими без такого согласия

сделки, направленные на отчуждение недвижимого имущества или распоряжение им

иным способом, являются ничтожными (ст. 168 ГК).

2. В отличие от отдельных коммерческих юридических лиц (полных товариществ,

ООО, ОДО), создание которых допускается при внесении его учредителем

(участником) части уставного капитала, уставный фонд УП, основанный на праве

хозяйственного ведения, должен быть, согласно п. 4 ст. 114 ГК, полностью

оплачен собственником до его государственной регистрации.

3. Ст. 114 ГК (пп. 5 и 6) преследует цель обеспечить экономическую

(финансовую) устойчивость УП. Это достигается обязательными требованиями о

необходимости соотношения стоимости чистых активов с размером уставного

фонда, а также защитой интересов кредиторов УП при уменьшении его уставного

капитала. Если стоимость чистых активов по окончании финансового года не

достигает уровня уставного фонда, ГК требует от органа, уполномоченного

создавать такие предприятия, уменьшить уставный фонд; в случае, когда

стоимость чистых активов становится меньше размера, определенного законом, УП

может быть ликвидировано по решению суда. Возможность сохранить в данной

ситуации УП определено редакцией нормы ("может быть"). Вероятно, учредитель

при наличии у него финансовых возможностей вправе выбрать иное решение,

исключающее ликвидацию, а именно пополнить размер чистых активов до

необходимого уровня. При принятии решения уменьшить уставный фонд УП обязано

письменно уведомить об этом своих кредиторов, которые, в свою очередь, вправе

потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств УП и

возмещения убытков.

4. В п. 7 коммент. статьи предусмотрена возможность УП создавать в качестве

юридического лица другое (дочернее) унитарное предприятие путем передачи ему

части своего имущества в хозяйственное ведение, а также утверждение его

устава и назначение руководителя. Правовое положение, характер деятельности

дочернего УП и отношения с учредившим его юридическим лицом не регулируются

ст. 105 ГК, посвященной дочерним юридическим лицам, которые состоят в

отношениях зависимости с хозяйственными обществами и товариществами и сами по

себе относятся к этой организационно - правовой форме; на фоне возможного и

внешнего сходства между этими предприятиями существуют серьезные различия.

Таким образом, ни ГК, ни иное действующее законодательство не определяет

порядок и процедуру создания государственными и муниципальными унитарными

предприятиями дочерних юридических лиц. В частности, не установлены формы

наделения имуществом, объем прав, пределы и характер зависимости и

ответственности дочернего предприятия перед учредителем и собственником.

Указанный пробел в законодательстве должен быть восполнен законом о

государственных и муниципальных предприятиях, а до его принятия следует

основываться на нормах ГК, посвященных УП, иных законодательных актах по

данному вопросу. Например, Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. "О

финансово - промышленных группах" (СЗ РФ, 1995, N 49, ст. 4697)

устанавливает, что государственные и муниципальные унитарные предприятия

вправе быть участниками финансово - промышленной группы в порядке и на

условиях, определенных собственником их имущества, а дочерние предприятия

могут входить в состав таких групп только вместе со своим основным унитарным

предприятием - учредителем.

Статья 115. Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления

1. В случаях, предусмотренных законом о государственных и муниципальных

унитарных предприятиях, по решению Правительства Российской Федерации на базе

имущества, находящегося в федеральной собственности, может быть образовано

унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления

(федеральное казенное предприятие).

2. Учредительным документом казенного предприятия является его устав,

утверждаемый Правительством Российской Федерации.

3. Фирменное наименование предприятия, основанного на праве оперативного

управления, должно содержать указание на то, что предприятие является

казенным.

4. Права казенного предприятия на закрепленное за ним имущество определяются

в соответствии со статьями 296 и 297 настоящего Кодекса.

5. Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам

казенного предприятия при недостаточности его имущества.

6. Казенное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано по

решению Правительства Российской Федерации.

Комментарий к статье 115

1. Согласно п. 1 коммент. статьи в случаях, предусмотренных законом о

государственных и муниципальных унитарных предприятиях, Правительству РФ

предоставлено право принимать решения об образовании, на основе имущества,

находящегося в федеральной собственности, УП на праве оперативного управления

(федеральное казенное предприятие). В настоящее время впредь до принятия

закона, на который ссылается ГК, Правительству РФ, а по его поручению

уполномоченным им центральным органам государственного управления, а также

органам управления субъектов Федерации и органам местного самоуправления

указанное право предоставлено Указом Президента РФ "О реформе государственных

предприятий" (см. коммент. к ст. 114) и достаточно широко используется. В

частности, Правительство Москвы в 1996 г. создало ряд казенных УП на базе

реформирования государственных предприятий субъекта Федерации (казенное УП

"Московский кинопрокат" и др.), поручив Москомимуществу подготовить контракты

с руководителями и оформить договоры о закреплении имущества за казенными УП

(Постановление от 10 сентября 1996 г. - Вестник мэрии Москвы, 1996, N 22).

2. Согласно п. 2 ст. 115 ГК учредительным документом казенного УП является

его устав, утверждаемый соответствующим федеральным органом исполнительной

власти, определенным Правительством РФ (п. 5 вышеназванного Указа Президента

РФ). Содержание данного учредительного документа должно соответствовать

требованиям ст. 52 ГК, а также Типовому уставу, утв. Постановлением

Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 908 (СЗ РФ, 1994, N 17, ст. 1982),

который предусматривает правовой режим имущества казенного УП, характер и

пределы его производственно - хозяйственной деятельности, организацию учета,

отчетности, наличие у него качества юридического лица, право иметь расчетный

и текущий счета в банке, печать со своим наименованием, бланки и

регистрируемый в установленном порядке товарный знак (знак обслуживания).

3. В дополнение к норме п. 3 ст. 113 ГК фирменное наименование УП,

основанного на праве оперативного управления, должно содержать также указание

на то, что предприятие является казенным.

4. Помимо более узкого объема имущественных прав по сравнению с УП,

наделенным имуществом на праве хозяйственного ведения (см. ст. 296 и 297 ГК и

коммент. к ним), казенное УП имеет и соответственно меньше прав в области

оперативно - хозяйственной деятельности. В частности, Постановлением

Правительства РФ от 6 октября 1994 г. N 1138 (СЗ РФ, 1994, N 28, ст. 2989)

утвержден Порядок планирования и финансирования деятельности казенных заводов

(казенных фабрик, казенных хозяйств), которым в основных чертах определена

мера оперативно - хозяйственной самостоятельности такого рода предприятий.

Данным актом предусмотрено, что производственно - хозяйственная деятельность

казенного УП осуществляется в соответствии с планом - заказом и планом

развития предприятия, а взаимоотношения с поставщиками материально -

технических ресурсов и потребителями его продукции (работ, услуг) строятся на

договорной основе.

Деятельность казенного предприятия планируется уполномоченным органом

управления, который за три месяца до начала планируемого года утверждает и

доводит до исполнителя обязательный и согласованный с Минфином РФ план -

заказ по установленному кругу показателей (объем поставок в натуральном

выражении с учетом сроков поставок и цен, фонд оплаты труда с условиями его

изменения при невыполнении плана - заказа и увеличении за счет прибыли, лимит

численности, объем средств из федерального бюджета и условия их

предоставления). Самостоятельную хозяйственную деятельность такое предприятие

вправе осуществлять с разрешения уполномоченного органа, а продукция (работы,

услуги), производимая согласно плану - заказу и не относящаяся к области

государственного ценового регулирования, реализуется казенным УП по ценам и

тарифам, которые устанавливаются уполномоченным органом управления в порядке

и на условиях корректировки, определяемой Минэкономики РФ и Минфином РФ.

Продукция (работы, услуги), производимая этим субъектом в качестве

самостоятельной хозяйственной деятельности, реализуется по свободным ценам и

тарифам.

Финансирование, связанное с выполнением плана - заказа, плана развития

производственной, социальной сферы и иным показателям, осуществляется за счет

доходов казенного предприятия от реализации продукции (работ, услуг), а при

их недостаточности - путем выделения средств из федерального фонда по решению

Правительства РФ.

Прибыль казенного УП, получаемая от выполнения плана - заказа и

самостоятельно заключаемых и выполняемых договоров, направляется на

совершенствование производственной деятельности и социальные цели по

нормативам, которые ежегодно устанавливаются уполномоченным органом

управления в порядке, установленном Минэкономики РФ и Минфином РФ. Свободный

остаток прибыли после ее направления на предусмотренные цели подлежит изъятию

в бюджет. Уполномоченный орган управления контролирует выполнение плана -

заказа и плана развития предприятия. УП в свою очередь обязано вести и

ежеквартально представлять статистическую и бухгалтерскую отчетность по

установленной форме.

В правовых актах содержатся и некоторые ограничения самостоятельности

казенных УП. Например, в утвержденном Постановлением Правительства РФ от 17

июля 1996 г. N 873 (СЗ РФ, 1996, N 31, ст. 3737) Положении о таможенном

брокере предусмотрено, что казенное предприятие не может являться таможенным

брокером.

5. Казенное УП отвечает по своим обязательствам тем имуществом, которое

находится в его распоряжении. Учредитель (собственник имущества казенного УП)

несет субсидиарную (дополнительную) ответственность по обязательствам такого

предприятия в случае недостаточности его имущества (п. 5 ст. 115 ГК).

Вместе с тем утвержденный Правительством РФ Типовой устав казенного УП, а

также утвержденные на основе Типового уставы конкретных государственных

казенных УП в части определения содержания и пределов имущественной

ответственности не соответствуют указанной статье ГК, ограничивая

субсидиарное обеспечение ответственности со стороны собственника. В

частности, если п. 5 ст. 115 ГК предусматривает субсидиарную ответственность

Российской Федерации по обязательствам казенного УП в случае недостаточности

имущества последнего, то и Типовой устав (п. 1.5) и уставы конкретных

казенных УП, утвержденных Правительством РФ, устанавливают субсидиарную

ответственность государства только "в случае недостаточности его денежных

средств" (п. 5 Устава федерального казенного предприятия "Казенный научно -

исследовательский полигон авиационных систем", утв. Правительством РФ - СЗ

РФ, 1996, N 15, ст. 1635).

Согласно ст. 527 ГК, казенное УП не может принимать на себя обязательство о

возмещении убытков и возмещать убытки, которые могут быть причинены

поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного заказа.

 5. Некоммерческие организации

Настоящий параграф содержит общие нормы, регулирующие отношения, связанные с

созданием и деятельностью отдельных видов некоммерческих организаций как

юридических лиц. Более детально деятельность этих организаций

регламентируется Законом о некоммерческих организациях, который применяется

ко всем видам некоммерческих организаций, кроме потребительских кооперативов.

Деятельность отдельных некоммерческих организаций в зависимости от их форм

или целей создания регулируется также специальными законами и правовыми

актами.

Все некоммерческие организации обладают специальной правоспособностью,

содержание которой зависит от целей создания конкретного юридического лица и

его организационно - правовой формы. Цели создания некоммерческих организаций

могут быть различными: социальные, благотворительные, культурные,

образовательные, научные, управленческие, охрана здоровья граждан, развитие

физической культуры и спорта, удовлетворение духовных и иных нематериальных

потребностей, другие цели, направленные на достижение общественных благ.

Осуществлять предпринимательскую деятельность некоммерческая организация

может лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она

создана. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство

товаров и услуг, приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и

неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и товариществах на

вере в качестве вкладчика.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 февраля 2000 г. N 2127

МИНИСТЕРСТВО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 16 февраля 2000 г. N 188-р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРИМЕРНОГО УСТАВА

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Во исполнение Концепции управления государственным имуществом и приватизации в

Российской Федерации, одобренной Постановлением Правительства Российской

Федерации от 09.09.1999 N 1024 <*>, а также Постановления Правительства

Российской Федерации от 03.02.2000 N 104 "Об усилении контроля за деятельностью

федеральных государственных унитарных предприятий и управлением находящимися в

федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ" <**>

утвердить согласованный с Министерством юстиции Российской Федерации Примерный

устав федерального государственного унитарного предприятия.

--------------------------------

<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 39, ст. 4626.

<**> Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 6, ст. 777.

Министр

Ф.Р.ГАЗИЗУЛЛИН

Утверждено

распоряжением Министерства

государственного имущества

Российской Федерации

от 16 февраля 2000 г. N 188-р

ПРИМЕРНЫЙ УСТАВ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

ЗАРЕГИСТРИРОВАН

_____________________________________

(Наименование регистрирующего органа)

"__" ____________ ____ г.

Регистрационный N __________

УТВЕРЖДЕНО СОГЛАСОВАНО

Распоряжение __________________ Распоряжение

____________________

(наименование

(наименование

_______________________________

_________________________________

отраслевого федерального органа

федерального органа по управлению

_______________________________

_________________________________

исполнительной власти, на

государственным имуществом)

_______________________________

который возложены координация и

_______________________________

регулирование деятельности в

_______________________________

соответствующей отрасли

_______________________________

(сфере управления))

от "__" _________ ____ г. N ___

от "__" __________ ____ г. N ___

УСТАВ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

__________________________________________________________________

(полное наименование предприятия)

__________________________________________________________________

г. _______________________

(название города)

1. Общие положения

1.1. Федеральное государственное унитарное предприятие

_________________________________________________________________,

(полное наименование предприятия)

в дальнейшем именуемое "Предприятие", создано (реорганизовано) в

соответствии с ___________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

(дата, номер и название распорядительного документа о создании

Предприятия)

и является правопреемником <*> ___________________________________

(название ранее действовавшего предприятия)

в соответствии с ________________________________________________.

(передаточный акт, разделительный баланс)

1.2. Фирменное наименование Предприятия <**>:

на русском языке:

полное - федеральное государственное унитарное предприятие

__________________________________________________________________

(должно содержать указание на характер деятельности

__________________________________________________________________

и на собственника имущества)

сокращенное - _______________________.

1.3. Предприятие является коммерческой организацией.

1.4. Предприятие находится в ведомственном подчинении

__________________________________________________________________

(наименование федерального органа исполнительной власти,

на который возложены координация и регулирование деятельности

в соответствующей отрасли (сфере управления)) <***>

Функции учредителя Предприятия осуществляют федеральный орган по управлению

государственным имуществом и Орган исполнительной власти в соответствии с

действующим законодательством Российской Федерации.

1.5. Предприятие является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс,

расчетный и иные счета в банках, круглую печать со своим наименованием, штамп,

бланки, фирменное наименование, товарный знак (знак обслуживания) <****>.

1.6. Предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему

имуществом. Предприятие не несет ответственности по обязательствам дочерних

предприятий, государства и его органов, а его дочерние предприятия,

государство и его органы не несут ответственности по обязательствам

Предприятия, за исключением случаев, предусмотренных законодательством

Российской Федерации.

1.7. Предприятие от своего имени приобретает имущественные и личные

неимущественные права и несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в

суде и арбитражном суде в соответствии с действующим законодательством

Российской Федерации.

1.8. Место нахождения Предприятия:

_________________________________________________________________.

(место государственной регистрации)

Почтовый адрес: ____________________________________________.

1.9. Предприятие приобретает права юридического лица с момента

его государственной регистрации.

1.10. Предприятие имеет (не имеет):

а) филиалы (обособленные подразделения)

_________________________________________________________________;

(полное наименование, индекс и почтовый адрес)

б) представительства

_________________________________________________________________;

(полное наименование, индекс и почтовый адрес)

в) дочерние предприятия

_________________________________________________________________.

(полное наименование, место нахождения, индекс и почтовый адрес)

--------------------------------

<*> Включается в случае реорганизации.

<**> В случае необходимости указать наименование на другом иностранном

языке, языке народов Российской Федерации.

<***> Далее - Орган исполнительной власти.

Если ведомственная подчиненность отсутствует, указывается наименование

федерального органа по управлению государственным имуществом.

<****> Включается в случае необходимости.

2. Цели и предмет деятельности Предприятия

2.1. Предприятие создано в целях удовлетворения общественных потребностей в

результатах его деятельности и получения прибыли.

2.2. Для достижения целей, указанных в пункте 2.1 настоящего Устава,

Предприятие осуществляет в установленном законодательством Российской

Федерации порядке следующие виды деятельности (предмет деятельности

предприятия):

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________.

(указать конкретные виды деятельности)

Предприятие не вправе осуществлять виды деятельности, не предусмотренные

настоящим Уставом, кроме деятельности, направленной на создание объектов

социально - культурного назначения и строительство жилья в целях обеспечения

потребностей работников Предприятия.

2.3. Право Предприятия осуществлять деятельность, на которую в соответствии с

законодательством Российской Федерации требуется специальное разрешение -

лицензия, возникает у Предприятия с момента ее получения или в указанный в

ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не

установлено законодательством Российской Федерации.

3. Имущество Предприятия

3.1. Имущество Предприятия находится в федеральной собственности, является

неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе

между работниками Предприятия, принадлежит Предприятию на праве

хозяйственного ведения и отражается на его самостоятельном балансе.

В состав имущества Предприятия не может включаться имущество иной формы

собственности.

Земельный участок, на котором расположено Предприятие,

предоставлен ему в _______________________________________________

(постоянное или срочное пользование, в том числе аренду)

в соответствии с ________________________________________________.

(решение государственного или муниципального органа)

3.2. Право хозяйственного ведения в отношении федерального имущества,

принадлежащего Предприятию, возникает у Предприятия с момента передачи

имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или

решением собственника.

Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в

хозяйственном ведении Предприятия, а также имущество, приобретенное им за

счет полученной прибыли, являются федеральной собственностью и поступают в

хозяйственное ведение Предприятия.

3.3. На момент утверждения настоящего Устава чистые активы

Предприятия составляют __________________________________________,

(указать сумму в рублях прописью)

в том числе недвижимое имущество пообъектно согласно Приложению N 1 к

настоящему Уставу.

Размер уставного фонда Предприятия __________________________.

3.4. Если по окончании финансового года стоимость чистых активов Предприятия

окажется меньше размеров уставного фонда, орган, принявший решение о создании

Предприятия, производит в установленном порядке уменьшение уставного фонда.

3.5. Увеличение уставного фонда Предприятия может быть произведено как за

счет дополнительной передачи ему имущества, так и за счет имеющихся активов.

3.6. В случае принятия решения об уменьшении уставного фонда Предприятие

обязано письменно уведомить об этом своих кредиторов.

3.7. Источниками формирования имущества Предприятия являются:

имущество, переданное Предприятию по решению федерального органа по

управлению государственным имуществом;

прибыль, полученная в результате хозяйственной деятельности;

заемные средства, в том числе кредиты банков и других кредитных организаций;

амортизационные отчисления;

капитальные вложения и дотации из бюджета;

целевое бюджетное финансирование;

дивиденды (доходы), поступающие от хозяйственных обществ и товариществ, в

уставных капиталах которых участвует Предприятие;

добровольные взносы (пожертвования) организаций и граждан;

иные источники, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

3.8. Предприятие имеет право продавать принадлежащее ему недвижимое

имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада

в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным

способом распоряжаться этим имуществом только с согласия федерального органа

по управлению государственным имуществом (его территориального органа).

Остальным имуществом, принадлежащим Предприятию, оно распоряжается

самостоятельно, если иное не предусмотрено законодательством Российской

Федерации.

3.9. Права Предприятия на объекты интеллектуальной собственности, созданные в

процессе осуществления им хозяйственной деятельности, регулируются

законодательством Российской Федерации.

3.10. Предприятие самостоятельно распоряжается результатами производственной

деятельности, выпускаемой продукцией (кроме случаев, установленных

законодательными актами Российской Федерации), полученной чистой прибылью,

остающейся в распоряжении Предприятия после уплаты установленных

законодательством Российской Федерации налогов и других обязательных платежей

и перечисления в федеральный бюджет части прибыли от использования имущества

Предприятия.

Часть чистой прибыли, остающаяся в распоряжении Предприятия, может быть

направлена на увеличение уставного фонда Предприятия.

3.11. Остающаяся в распоряжении Предприятия часть чистой прибыли используется

Предприятием в установленном порядке, в том числе на:

внедрение, освоение новой техники и технологий, мероприятия по охране труда и

окружающей среды;

создание фондов Предприятия, в том числе предназначенных для покрытия убытков;

развитие и расширение финансово - хозяйственной деятельности Предприятия,

пополнение оборотных средств;

строительство, реконструкцию, обновление основных фондов;

проведение научно - исследовательских, опытно - конструкторских работ <*>,

изучение конъюнктуры рынка, потребительского спроса, маркетинг;

--------------------------------

<*> Включается в случае необходимости.

покупку иностранной валюты, других валютных и материальных ценностей, ценных

бумаг;

рекламу продукции и услуг Предприятия;

приобретение и строительство жилья (долевое участие) для работников

Предприятия, нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с

законодательством Российской Федерации;

материальное стимулирование, обучение и повышение квалификации сотрудников

Предприятия;

__________________________________________________________________

(указываются иные направления использования чистой прибыли,

_________________________________________________________________.

в том числе с учетом положений коллективного договора)

3.12. Предприятие создает резервный фонд.

Размер резервного фонда составляет не ниже _____ процентов уставного фонда

Предприятия, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Резервный фонд Предприятия формируется путем ежегодных отчислений в размере

_______ процентов, если иное не установлено законодательством Российской

Федерации, от доли чистой прибыли, остающейся в распоряжении Предприятия, до

достижения размера, предусмотренного настоящим пунктом Устава.

Резервный фонд Предприятия предназначен для покрытия его убытков, в случае

отсутствия иных средств, и не может быть использован для других целей.

3.13. Предприятие имеет право образовывать другие фонды в размерах,

допускаемых действующим законодательством Российской Федерации, из прибыли,

остающейся в распоряжении Предприятия, в том числе:

социальный фонд в размере _______________ <*>, средства которого

используются на решение вопросов укрепления здоровья работников Предприятия, в

том числе на профилактику профессиональных заболеваний;

--------------------------------

<*> Конкретные размеры указанных фондов, порядок их формирования и

использования устанавливаются коллективным договором на основании действующего

законодательства Российской Федерации.

жилищный фонд в размере __________________ <*>, средства которого

используются на приобретение и строительство (долевое участие) жилья для

работников Предприятия, нуждающихся в улучшении жилищных условий;

--------------------------------

<*> Размер, порядок формирования и использования указанного фонда

устанавливаются коллективным договором на основании действующего

законодательства Российской Федерации.

фонд материального поощрения работников Предприятия в размере ___________

<*>, средства которого используются на материальное поощрение работников

Предприятия.

--------------------------------

<*> Размер, порядок формирования и использования указанного фонда

устанавливаются коллективным договором на основании действующего

законодательства Российской Федерации.

4. Права и обязанности Предприятия

4.1. Предприятие строит свои отношения с другими организациями и гражданами

во всех сферах хозяйственной деятельности на основе договоров, соглашений,

контрактов.

Предприятие свободно в выборе предмета и содержания договоров и обязательств,

любых форм хозяйственных взаимоотношений, которые не противоречат

законодательству Российской Федерации и настоящему Уставу.

4.2. Предприятие устанавливает цены и тарифы на все виды производимых работ,

услуг, выпускаемую и реализуемую продукцию в соответствии с нормативными

правовыми актами Российской Федерации.

4.3. Для выполнения уставных целей Предприятие имеет право в порядке,

установленном действующим законодательством Российской Федерации:

создавать филиалы, представительства, дочерние предприятия;

утверждать положения о филиалах, представительствах, уставы дочерних

предприятий, назначать их руководителей, принимать решения об их

реорганизации и ликвидации;

заключать все виды договоров с юридическими и физическими лицами, не

противоречащие законодательству Российской Федерации, а также целям и

предмету деятельности Предприятия;

приобретать или арендовать основные и оборотные средства за счет имеющихся у

него финансовых ресурсов, кредитов, ссуд и других источников финансирования;

передавать в залог, сдавать в аренду или вносить имущество в виде вклада в

уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, а также

некоммерческих организаций в порядке и пределах, установленных

законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом. При этом передача

имущества должна осуществляться путем оформления акта приема - передачи с

учетом требований п. 3.8 настоящего Устава;

осуществлять внешнеэкономическую деятельность;

осуществлять материально - техническое обеспечение производства и развитие

объектов социальной сферы;

планировать свою деятельность и определять перспективы развития исходя из

основных экономических показателей, наличия спроса на выполняемые работы,

оказываемые услуги, производимую продукцию;

определять и устанавливать формы и системы оплаты труда, численность

работников, структуру и штатное расписание;

устанавливать для своих работников дополнительные отпуска, сокращенный

рабочий день и иные социальные льготы в соответствии с законодательством

Российской Федерации;

определять размер средств, направляемых на оплату труда работников

Предприятия, на техническое и социальное развитие;

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________.

(указать другие права Предприятия на осуществление конкретных видов

деятельности)

4.4. Предприятие имеет право привлекать граждан для выполнения отдельных

работ на основе трудовых и гражданско - правовых договоров.

4.5. Предприятие осуществляет другие права, не противоречащие

законодательству Российской Федерации, целям и предмету деятельности

Предприятия, несет обязанности, может быть привлечено к ответственности по

основаниям и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4.6. Предприятие осуществляет мероприятия по гражданской обороне и

мобилизационной подготовке в соответствии с законодательством Российской

Федерации.

4.7. Предприятие обязано:

выполнять утвержденные в установленном порядке основные экономические

показатели деятельности Предприятия;

возмещать ущерб, причиненный нерациональным использованием земли и других

природных ресурсов, загрязнением окружающей среды, нарушением правил

безопасности производства, санитарно - гигиенических норм и требований по

защите здоровья работников, населения и потребителей продукции и др.;

обеспечивать своевременно и в полном объеме выплату работникам заработной

платы и иных выплат, проводить индексацию заработной платы в соответствии с

действующим законодательством Российской Федерации;

обеспечивать своим работникам безопасные условия труда;

обеспечивать гарантированные условия труда и меры социальной защиты своих

работников;

осуществлять оперативный и бухгалтерский учет результатов финансово -

хозяйственной и иной деятельности, вести статистическую отчетность,

отчитываться о результатах деятельности и использовании имущества с

предоставлением отчетов в порядке и сроки, установленные законодательством

Российской Федерации;

ежегодно проводить аудиторские проверки <*>;

--------------------------------

<*> При наличии финансовых показателей их деятельности, установленных

действующим законодательством Российской Федерации.

предоставлять государственным органам информацию в случаях и порядке,

предусмотренных законодательством Российской Федерации;

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________.

(указываются иные обязанности Предприятия)

5. Управление Предприятием

5.1. Предприятие возглавляет Руководитель (директор, генеральный директор)

<*>, назначаемый на эту должность Органом исполнительной власти.

--------------------------------

<*> В случае, если Предприятие имеет филиалы, представительства, дочерние

предприятия, его руководитель может именоваться "Генеральный директор", а при

отсутствии указанных обстоятельств - "Директор".

Права и обязанности Руководителя, а также основания для расторжения трудовых

отношений с ним регламентируются контрактом, заключаемым с Руководителем

Органом исполнительной власти по согласованию с федеральным органом по

управлению государственным имуществом.

5.2. Руководитель действует от имени Предприятия без доверенности,

добросовестно и разумно представляет его интересы на территории Российской

Федерации и за ее пределами.

Руководитель действует на принципе единоначалия и несет ответственность за

последствия своих действий в соответствии с федеральными законами, иными

нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Уставом и

заключенным с ним контрактом.

5.3. Компетенция заместителей руководителя Предприятия устанавливается

руководителем Предприятия.

Заместители руководителя действуют от имени Предприятия, представляют его в

государственных органах, в организациях Российской Федерации и иностранных

государств, совершают сделки и иные юридические действия в пределах

полномочий, предусмотренных в доверенностях, выдаваемых руководителем

Предприятия.

5.4. Взаимоотношения работников и руководителя Предприятия, возникающие на

основе трудового договора (контракта), регулируются законодательством

Российской Федерации о труде и коллективным договором.

5.5. Коллективные трудовые споры (конфликты) между администрацией Предприятия

и трудовым коллективом рассматриваются в соответствии с законодательством

Российской Федерации о порядке разрешения коллективных трудовых споров

(конфликтов).

5.6. Состав и объем сведений, составляющих служебную или коммерческую тайну,

а также порядок их защиты определяются руководителем Предприятия в

соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

6. Филиалы, представительства и дочерние предприятия

6.1. Предприятие может создавать филиалы и открывать представительства на

территории Российской Федерации и за ее пределами с соблюдением требований

законодательства Российской Федерации, законодательства иностранных

государств по месту нахождения филиалов и представительств, международных

договоров Российской Федерации.

Филиалы и представительства осуществляют свою деятельность от имени

Предприятия, которое несет ответственность за их деятельность.

6.2. Филиалы и представительства не являются юридическими лицами, наделяются

Предприятием имуществом и действуют в соответствии с положениями о них.

Положения о филиалах и представительствах, а также изменения и дополнения

указанных положений утверждаются Предприятием в порядке, установленном

законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом.

6.3. Имущество филиалов и представительств учитывается на их отдельном

балансе, являющемся частью баланса Предприятия.

6.4. Руководители филиалов и представительств назначаются на должность и

освобождаются от должности руководителем Предприятия, наделяются полномочиями

и действуют на основании доверенности, выданной им руководителем Предприятия.

6.5. Дочерние предприятия создаются решением Руководителя Предприятия.

Руководитель Предприятия вправе передавать имущество, переданное Предприятию в

хозяйственное ведение, дочернему предприятию самостоятельно, за исключением

недвижимого, для передачи которого требуется решение федерального органа по

управлению государственным имуществом <*>.

--------------------------------

<*> Его территориального органа, если ему предоставлены такие полномочия.

Руководитель Предприятия утверждает устав дочернего предприятия и назначает

его руководителя.

6.6. Федеральный орган по управлению государственным имуществом оформляет

закрепление имущества в хозяйственном ведении дочернего предприятия.

6.7. Реорганизация и ликвидация дочернего предприятия осуществляется по

решению Руководителя Предприятия. Недвижимое имущество ликвидируемого

дочернего предприятия, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов,

используется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

7. Реорганизация и ликвидация Предприятия

7.1. Реорганизация Предприятия без изменения формы собственности на

переданное ему имущество осуществляется в установленном законодательством

Российской Федерации порядке.

7.2. В случаях, установленных законом, реорганизация Предприятия в форме его

разделения или выделения из его состава другого юридического лица

(юридических лиц) осуществляется по решению уполномоченных государственных

органов или по решению суда.

7.3. При реорганизации Предприятия вносятся необходимые изменения в Устав и

единый государственный реестр юридических лиц. Реорганизация влечет за собой

переход прав и обязанностей Предприятия к его правопреемнику в соответствии с

действующим законодательством Российской Федерации.

Предприятие считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации

в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших

юридических лиц.

При реорганизации Предприятия в форме присоединения к нему другого

юридического лица Предприятие считается реорганизованным с момента внесения в

Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении

деятельности присоединенного юридического лица.

7.4. Предприятие может быть ликвидировано в порядке, установленном

законодательством Российской Федерации.

7.5. Ликвидация Предприятия влечет его прекращение без перехода прав и

обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Порядок образования ликвидационной комиссии определяется при принятии решения

о ликвидации Предприятия.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по

управлению делами Предприятия.

Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого Предприятия выступает в суде.

Ликвидационная комиссия помещает в печати публикацию о ликвидации Предприятия

с указанием в ней порядка и сроков заявления требований кредиторами, выявляет

кредиторов, рассчитывается с ними, принимает меры к получению дебиторской

задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации

Предприятия.

Ликвидационная комиссия составляет ликвидационные балансы и представляет их

федеральному органу по управлению государственным имуществом и Органу

исполнительной власти для утверждения.

Распоряжение оставшимся после удовлетворения требований кредиторов имуществом

ликвидируемого Предприятия осуществляется федеральным органом по управлению

государственным имуществом.

7.6. Исключительные права (интеллектуальная собственность), принадлежащие

Предприятию на момент ликвидации, переходят для дальнейшего распоряжения ими

в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7.7. Ликвидация Предприятия считается завершенной, а Предприятие прекратившим

свою деятельность после внесения записи об этом в Единый государственный

реестр юридических лиц.

7.8. При ликвидации и реорганизации Предприятия увольняемым работникам

гарантируется соблюдение их прав и интересов в соответствии с

законодательством Российской Федерации.

7.9. При реорганизации и ликвидации Предприятия все документы

(управленческие, финансово - хозяйственные, по личному составу и другие)

передаются в порядке, установленном действующим законодательством Российской

Федерации.

Приложение N 1

к Уставу

ПЕРЕЧЕНЬ

ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА,

ПЕРЕДАННЫХ В ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ВЕДЕНИЕ

_________________________________________________________

(наименование Предприятия)

N

п/п

Наименование

объекта недвижи-

мости (произ-

водственный

комплекс, объект

социально -

культурного или

бытового назна-

чения <*>, неза-

вершенное строи-

тельство,

иное <**>)

Адрес <***>,

отнесение к

категории па-

мятников ис-

тории и куль-

туры

Инвентарный

номер объек-

та недвижи-

мости / дата

и номер пас-

порта БТИ

Балансовая стои-

мость <****>

(тыс. руб.) /

остаточная ба-

лансовая стои-

мость <****>

(тыс. руб.)

--------------------------------

<*> Наименование объекта социально - культурного или бытового назначения

приводится в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10.01.93

N 8 "Об использовании объектов социально - культурного и коммунально - бытового

назначения приватизируемых предприятий" (Собрание актов Президента и

Правительства Российской Федерации, 1993, N 3, ст. 168) и Положением "О порядке

передачи объектов социально - культурного и коммунально - бытового назначения

федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской

Федерации и муниципальную собственность", утвержденным Постановлением

Правительства Российской Федерации от 07.03.95 N 235 (Собрание законодательства

Российской Федерации, 1995, N 11, ст. 995).

<**> Необходимо перечислить все объекты недвижимого имущества с указанием

данных, позволяющих их идентифицировать.

<***> Страна указывается только для объекта, расположенного за рубежом.

<****> Для объектов, находящихся за рубежом, дополнительно в скобках

указываются данные в валюте страны местонахождения объекта.

Заключение.

1. Сейчас, когда Россия стоит на пороге экономического роста, чрезвычайно

важно сделать все, чтобы те, кто хочет и может развивать производство,

расширять свое дело, осваивать наукоемкие технологии, владели информацией об

отечественных высокоэффективных научных разработках. К примеру в

строительстве за последние годы появилось множество технологий:

  • Высокоэффективная система виброзащиты зданий и подземных сооружений
  • Кадастры естественных и техногенных сырьевых ресурсов для производства

    местных строительных материалов на территории и в регионах Российской

    Федерации

  • Комплект оборудования для сращивания

    короткомерных отрезков древесины по длине

  • Материалы нового

    поколения повышенной прочности для огнезащиты строительных конструкций и

    наружной теплоизоляции зданий

  • Мини-линия по производству

    малоклинкерных вяжущих

  • Технологическая линия для производства

    неавтоклавного ячеистого бетона

  • Технология и комплект

    оборудования для производства гипсовых медицинских бинтов мощностью 1,5

    млн.штук в год

  • Технология производства экологически чистого

    несгораемого теплоизоляционного материала плотностью 200-400 кг/куб.м на

    основе гипсового вяжущего

  • Экспериментальная установка для

    получения сухих отпускных форм химических добавок и модификаторов бетона

И многое другое.

Процесс «наука – производство» в своем развитии проходит три стадии. Первая –

фундаментальные исследования, в которых изучаются объективные законы развития

природы. Вторая - прикладные научно-исследовательские работы, в которых

исследуются новые научные идеи и открытия с целью удовлетворения потребностей

общества в новых машинах и технологических процессах. Третья – научно-

технические разработки, в которых решаются конкретные вопросы

совершенствования существующих изделий, материалов технологических процессов.

На их основе внедряются новая техника и технология в производство.

2. Кодекс, говоря о субъектах гражданских прав, не использует такое понятие,

как предприятие. Мы избавились наконец от этого понятия. Предприятие - это

понятие политэкономическое, а не юридическое. Напротив, Кодекс рассматривает

предприятие как объект гражданских прав (статья 132) и раскрывает содержание

этого объекта.

Предприятие включает в себя комплекс имущества, используемого для

деятельности предприятия, в т.ч. и соответствующий земельный участок,

оборудование, сырье, готовую продукцию. Оно включает в себя и долги,

исключительные права, в частности право на индивидуализацию юридического лица

- право на индивидуализацию изделий юридического лица и т.д. В таком виде

предприятия представляют собой объект гражданских прав, на которые в целом

распространяется режим недвижимого имущества, и он может быть предметом

различных гражданско-правовых сделок.

Ряд наших нормативных правовых актов немножко опередил события. По закону о

приватизации, начиная с 1991 года, допускались в продажу действующие

предприятия (если посмотреть статьи 20, 21) по конкурсу либо на аукционе,

т.е. то, что обычно называют "предприятие на ходу". Указ Президента No. 1114

от 2 июня 1994 года говорит о продаже предприятий - должников. И здесь уже

была маленькая, так сказать, нестыковка, потому что возникает вопрос, в каком

качестве надо понимать предприятие. Если мы продаем предприятие как субъект

права, то тогда очень странно выглядит идеология. Ведь тогда можно продавать

и иные субъекты права, скажем, и физических лиц, которые являются такими же

субъектами имущественного оборота, как и предприятия.

Унитарные предприятия включают в себя две формы предприятий. Кстати, когда

речь идет об унитарных предприятиях, то упор делается именно на слове

"унитарные". А слово "предприятие" использовано просто потому, что не нашли

другого подходящего слова. Что касается формы, надо обращать внимание на

первое слово "унитарное". Это означает, что такое предприятие имеет единый и

неделимый фонд, потому оно полностью остается на праве собственности

учредителя и ни при каких условиях не делится на вклады, паи и т.д.

учредителей и участников. В этом смысл термина "унитарные предприятия".

Использованная литература.

  1. Гражданский Кодекс РФ. Часть

    1, Статьи 133, 114, 115; Часть 2, Статьи 769, 770, 771, 772, 773, 774.

  2. http://www.chr.ru/law/index.htm.

  3. http://infomag.mipt.rssi.ru/books/law/lawr4_4.html.

  4. Консультант Плюс.

    Версия Проф.

  5. С.В. Клименко, А.Л. Чичерин. Основы

    государства и права. - М., Зерцало, 1998.

6. Гражданское право#S в 2-х томах. Учебник. М., БЕК, 1993.

Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты