Рефераты

Курсовая: Источники гражданского права

Курсовая: Источники гражданского права

Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарёва

Ковылкинский филиал

Факультет юридический

Курсовая работа

по Гражданскому праву

Тема: Источники гражданского права

Автор курсовой работы: студентка 401 группы Матвеева Т.Н. специальность

юриспруденция

Обозначение курсовой работы: _________________________

Руководитель работы: _________________________________

Оценка: ________________

Ковылкино 2004 г

Содержание

Введение. 3

1. Понятие источников права и источников гражданского права. 5

1.1. Понятие источника гражданского права. 5

1.2. Гражданское законодательство. 7

2. Виды источников гражданского права РФ.. 13

2.1. Законы как источники гражданского права. 13

2.2. Подзаконные нормативные акты.. 15

2.3. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти 17

2.4. Комплексные нормативные акты.. 18

2.5. Нормы международного права, международные договоры.. 19

2.6. Обычаи делового оборота, деловые обыкновения,

правила морали и нравственности 23

2.7. Постановление судебных пленумов, постановления

конституционного суда РФ, судебная практика, судебный прецедент. 26

2.8. Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 119-ФЗ «Об

исполнительном производстве» – как источник гражданского права. 28

Заключение. 32

Список литературы.. 35

Введение

Гражданский кодекс Российской Федерации, является одним из наиболее важных и

крупных законов в условиях перехода страны к рыночным отношениям. Опираясь на

положения Конституции, ГК определяет основные правовые устои экономики

рыночного типа: равенство и механизм использования различных форм

собственности, организационно - правовые формы предпринимательской

деятельности, свободу договора, позволяющую предпринимателям самостоятельно

определять своих контрагентов и условия своих хозяйственных связей.

Сохранив ранее сложившуюся в России систему гражданского законодательства

(общие положения, субъекты гражданского права - граждане и юридические лица,

собственность, обязательственное право), ГК включил в эту систему ряд новых

гражданско - правовых институтов, призванных обслуживать рыночные отношения,

существенно обновил многие ранее действовавшие нормы гражданского права, а

также ввел регулирование, направленное на повышение имущественной

ответственности и усиление надежности договора.

ГК предусматривает издание ряда новых важных законов, которые должны

дополнять его положения. Некоторые из таких законов уже введены в действие

(Закон об акционерных обществах, Закон о некоммерческих организациях), другие

разрабатываются и должны быть приняты в ближайшее

время. По возникшим в ходе применения ГК вопросам опубликованы разъяснения

Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации.

Коренное обновление гражданского законодательства России требует

внимательного изучения норм нового ГК РФ и практики их применения судами.

Таким образом, значительное обновление гражданского законодательства повлекло

за собой количественное и качественное изменение источников гражданского

права. Новые формы экономических и социальных отношений потребовали

пересмотра и изменения многих институтов гражданского права как науки.

Актуальность темы источников гражданского права на сегодняшний день

весьма значительна. Происходит изменение всей законодательно-нормативной базы

страны, принимаются новые законы, а, следовательно, изменяются и источники.

Становление рыночных отношений заставляет пересмотреть российские

нормотворческие органы свое отношение к международному частному праву

капиталистических стран, как имеющих больший опыт правового регулирования в

данных условиях общественного строя. «В настоящее время со всей очевидностью

растет влияние между­народного права не только на право международного

сообщества, но и на внутреннее право государств, входящих в данное сообщество.

Особенно велика роль международного права в деле защиты прав че­ловека, к числу

которых относятся и гражданские права».

[1]

Категория «источники права» в науке обычно толкуется в двух взаимосвязанных

аспектах. Во-первых, к ним относят объек­тивные факторы, «порождающие» право

как социальное явление. В качестве таких факторов выступают материальные

условия жиз­ни общества, экономические, политические и социальные

по­требности господствующего класса и иных социальных групп. Иначе говоря, в

данном случае речь идет об источнике права в материальном смысле слова.

Во-вторых, понятие источника права связывают и с непосредственной

деятельностью уполномоченных органов государства по формированию права,

приданию ему фор­мы законов, указов, постановлений и других нормативно-

юридических документов. Здесь мы имеем дело с понятием ис­точников права в

формальном или юридическом смысле слова.

Необходимо отметить, что со вторым понятием источника права чаще всего

приходится сталкиваться не только в науке гражданского права, но и на

практике, в повседневной жизни, ибо оно дает возможность гражданское право с

позиций нормативного со­держания и его принадлежности к конкретным субъектам

— участникам гражданских правоотношений.

Предмет исследования – источники гражданского права.

Объект исследования - законы (законодательные акты), подзаконные

нормативные акты, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной

власти, комплексные нормативные акты, нормы международного права, международные

договоры, деловые обыкновения обычаи делового оборота и правила морали и

нравственности, постановления судебных пленумов, постановления

конституционного суда РФ, судебная практика, судебный прецедент, федеральный

закон от 21 июля 1997 года № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве»,

современные проблемы источников гражданско-правового регулирования.

Уровень исследовательности – при написании работы использованы различные

литературные источники, в том числе Гражданский Кодекс Российской Федерации,

законы и подзаконные акты, научно-практическая литература, решения судебных

органов Российской Федерации, статьи юристов в печатных изданиях, теоретические

и практические знания и опыт автора работы.

Методы исследования – общетеоретический, сравнительный, аналитический,

исторический, дедуктивный.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1990 года и по

настоящее время.

1. Понятие источников права и источников

гражданского права

1.1. Понятие источника

гражданского права

Как уже было определено в параграфе 1 главы 1 настоящей дипломной работы -

термин «источник права» пришел в современное правоведение из римского права. В

теоретической литературе отмечается его многозначность. В данном случае речь

идет о форме выражения правовых норм, имеющей общеобязательный характер.

Установление или признание государством того или иного источника (формы) права

имеет важное юридическое, в том числе правоприменительное, значение. Ведь

только выраженные в таком источнике нормы права могут применяться для

регулирования соответствующих отношений. Формально не признанный источник

права, как и содержащиеся в нем правила поведения, не имеет юридического

(общеобязательного) значения.

В современных развитых правопорядках господствующей формой (источником) права

являются нормативные акты, среди которых приоритетное место занимают законы

как акты высшей юридической силы. В гражданско-правовой сфере они традиционно

охватываются понятием гражданского законодательства. В прежнем отечественном

правопорядке, основанном на огосударствленной экономике, нормативные акты,

принятые или санкционированные государством, считались единственным

источником гражданского права. Поэтому данное понятие исчерпывалось

категорией гражданского законодательства. Активное включение современной

России в мировую экономику потребовало более полного, чем ранее, учета в ее

национальном законодательстве международно-правовых положений. В соответствии

с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и п 1 ст. 7 ГК общепризнанные принципы и нормы

международного права и международные договоры Российской Федерации являются

составной частью ее правовой системы. Они, следовательно, должны также

учитываться в качестве источников ее права.

В сфере имущественного оборота в силу его сложности и других особенностей

известную роль всегда сохраняет обычай. Ярким свидетельством этого является

правовое оформление международного торгового оборота, в котором для

регулирования взаимосвязей участников широко применяются различные

международные торговые обычаи и обыкновения.

[2] В советском гражданском праве обычай практически утратил значение

источника права (хотя законодательство придавало ему некоторую роль, отсылая в

отдельных редких случаях к «обычно предъявляемым требованиям» или, например, к

обычаям морских торговых портов). С переходом к рыночной организации экономики

и развитием имущественного оборота роль применяемых в нем обычаев вновь

возросла, что нашло законодательное отражение. Таким образом, по сути,

возродился еще один источник гражданского права (хотя сфера его использования

фактически ограничена договорными отношениями). Вместе с тем признание

источником права иных, кроме нормативных актов, явлений несет в себе

определенную опасность. Ведь нормы права предполагаются формализованными, четко

фиксированными, что далеко не всегда имеет место в иных источниках. В свою

очередь, это обстоятельство чревато произволом правоприменителей, в том числе

судов, и неустранимыми разногласиями при установлении содержания применимого к

данному случаю права. Поэтому, в частности, не могут признаваться формой права

правила морали и нравственности, хотя многие из них, по существу, лежат в

основе ряда правовых норм. Они могут иметь определенное значение лишь при

уяснении смысла отдельных гражданско-правовых правил путем их логического

толкования. Следовательно, иные, нежели законодательство, источники права тоже

должны быть по возможности конкретизированы и формализованы как по содержанию,

так и по сфере применения.

В англо-американской правовой системе роль основного источника права

выполняет судебный прецедент — вступившее в законную силу решение суда по

конкретному спору. Обычно речь идет о решениях судов высших инстанций,

определенным образом систематизированных или обобщенных, которые и составляют

здесь понятие судебной практики. В качестве источника права она, по сути,

предопределяет даже порядок применения писаного, «статутного права» (statute

law), т. е. законов и других нормативных актов. В континентальной, в том

числе в российской, правовой системе судебный прецедент формально не

считается источником права, хотя фактически значение судебной практики

разрешения тех или иных споров и здесь весьма велико, а в известной мере даже

формализовано.

Так, высшие судебные органы вправе давать судам «руководящие разъяснения» по

вопросам применения законодательства. Такие разъяснения «в порядке судебного

толкования» обычно принимаются ими в форме постановлений их пленумов,

содержащих обязательное толкование действующих правовых норм.

[3] Эти акты не должны содержать новых норм права, однако закрепленное ими

толкование содержания правовых норм является обязательным для соответствующей

судебной системы, а тем самым и для сторон различных споров.

[4] Несмотря на то, что формально они не являются источниками права, их роль

в установлении единообразного понимания и применения гражданско-правовых норм,

безусловно, весьма велика.

Важное практическое значение имеют и публикуемые решения по конкретным делам

(прецеденты в собственном смысле слова), а также обзоры практики рассмотрения

отдельных категорий споров и иные рекомендации высших судебных инстанций.

[5] Определенным образом, ориентируя суды, а, следовательно, и

участников судебных споров, в том числе потенциальных, они, таким образом в

значительной мере предопределяют порядок, условия и последствия применения

многих гражданско-правовых норм (даже при отсутствии конкретного спора). Не

является источником права цивилистическая доктрина. Обоснованные учеными

выводы обычно представляют собой результат доктринального (научного) толкования

закона и других источников, но не имеют обязательного характера. Они могут быть

учтены судом в качестве мнения сведущих лиц или стать основой предложений об

изменении (усовершенствовании) законодательства, но в любом случае сами по себе

не приобретают непосредственного юридического значения.

Это же можно сказать и о разрабатываемых учеными-юристами на национальном и

международном уровнях модельных (рекомендательных) законах и иных аналогичных

документах.[6]

Не могут считаться источниками права и индивидуальные акты, или акты

локального характера, не содержащие общеобязательных предписаний (правовых

норм). В сфере гражданского права часто используются конкретные уставы

различных юридических лиц, договоры и т. п. Эти акты обязательны лишь для тех,

кто их принял (не случайно говорят, что «договор — закон для двоих»). Поэтому

они имеют значение для регулирования конкретных отношений, возникших между их

участниками, в том числе при разрешении споров (разумеется, при условии их

полного соответствия действующему законодательству). Именно с их помощью

участники гражданских правоотношений могут самостоятельно организовывать и

регулировать свои конкретные взаимосвязи.

Таким образом, к числу источников гражданского права следует относить как

законодательство (нормативные акты), так и международные договоры, а также

торговые обычаи (а в странах «общего права» — прежде всего судебный

прецедент). Это обстоятельство характеризует особое понимание источника права

в гражданско-правовой сфере.

1.2. Гражданское законодательство

Гражданское законодательство представляет собой совокупность нормативных

актов (а не норм права, как правовая отрасль) различной юридической силы. При

этом охватываемые им нормативные акты во многих случаях имеют комплексную,

межотраслевую природу, поскольку зачастую содержат не только гражданско-

правовые нормы. Даже в Гражданском кодексе имеются нормы публично-правового

характера, например устанавливающие состав гражданского законодательства (ст.

3). В актах гражданского законодательства гражданско-правовые нормы

преобладают, но весьма редко полностью вытесняют нормы иной юридической

природы. Это вызвано тем, что законодатель обычно думает о содержательной

стороне, а не об отраслевой принадлежности принимаемых им актов. Содержащиеся

же в них нормы в силу своих объективных юридических свойств распределяются на

публично-правовые и частноправовые. Принципиальной особенностью гражданского

законодательства является наличие в нем большого числа диапозитивных правил,

действующих только в том случае, если сами участники регулируемого отношения

не предусмотрят иной вариант своего поведения. Иначе говоря, такие правила

носят восполнительный характер, ибо рассчитаны на восполнение недостающей по

каким-либо причинам воли самих субъектов. Такие нормы преобладают в

регулировании договорных отношений, т. е. имущественного оборота. В них

проявляются особенности гражданского (частного) права, которое обычно

разрешает, позволяет участникам регулируемых отношений самим выбрать наиболее

приемлемый вариант поведения в общих рамках, установленных законом, наделяя

их для этого соответствующими правовыми возможностями. Диспозитивная норма

обычно содержит определенное правило поведения, снабженное оговоркой «если

иное не установлено договором», которая и позволяет сторонам урегулировать

свои отношения иначе, нежели это по общему правилу предусматривает закон.

Однако в гражданском законодательстве имеется и значительное количество

общеобязательных, императивных норм, не допускающих никаких отступлений

от своего содержания (особенно при определении статуса субъектов и режима

объектов гражданских правоотношений, а также содержания вещных и исключительных

прав). Более того, в случае сомнения в юридической природе конкретной

гражданско-правовой нормы следует исходить из ее императивного характера, ибо

диспозитивность должна быть прямо, недвусмысленно выражена в ней, будучи

все-таки особенностью, а не общим правилом правового, в том числе

гражданско-правового, регулирования24. Входящие в гражданское

законодательство нормативные акты составляют весьма значительный по объему

законодательный массив. Их неизбежное обилие вызвано широтой и сложностью

самого предмета гражданско-правового регулирования. Вместе с тем это

обстоятельство затрудняет ознакомление с действующим гражданским правом и

значительно усложняет установление необходимых взаимосвязей между составляющими

его различными актами. Поэтому именно для гражданского законодательства

первостепенное значение имеет решение проблемы его систематизации и

упорядочения. К основным способам систематизации (упорядочения)

законодательства, применяемым и в гражданско-правовой сфере, относятся

инкорпорация, консолидация и кодификация. Инкорпорация нормативных актов

представляет собой сведение ранее изданных актов в единый источник (сборник)

без изменения их содержания. Официальная инкорпорация обычно оформляется в виде

единого свода, собрания или иного сборника законов или других нормативных

актов. Примерами такой инкорпорации являются Свод законов Российской империи, и

Собрание действующего законодательства Союза ССР (которое не было завершено).

Неофициальные инкорпорации представлены различными сборниками нормативных

актов, обычнотематического характера. Консолидация нормативных актов

представляет собой объединение ряда актов, посвященных общему кругу вопросов, в

единый нормативный акт, иногда даже более высокой юридической силы (например, в

1992 г. Центральным банком РФ было принято Положение о безналичных расчетах в

Российской Федерациии, заменившее собой ряд ранее действовавших банковских

инструкций, которое, однако, утратило силу с введением в действие второй части

ГК РФ). Достоинством консолидации является возможность некоторой «расчистки»

законодательства при его объединении путем отмены (пропуска) или замены явно

устаревших или повторяющихся норм, однако без внесения изменений в их

содержание.

При большом количестве изменений (новелл), внесенных в закон или иной

нормативный акт, используется также возможность его повторной официальной

публикации в полном объеме (новеллизации), при которой старая

редакция акта теряет силу. Такой прием, к сожалению редко используемый

отечественным законодателем, значительно облегчает применение официального

текста нормативного акта. Высшей формой систематизации законодательства

является его кодификация, при которой принимается единый новый закон (реже —

подзаконный нормативный акт), отменяющий действие ряда старых нормативных

актов. Особенностью кодекса является построение его по определенной системе с

непременным выделением общих положений (Общей части) и охват им всех основных

правил соответствующей сферы, что предопределяет его центральное, стержневое

место в общей системе нормативных актов. Поэтому кодекс становится главным

источником права соответствующей отрасли.

В гражданском праве кодификация может носить общий (отраслевой) либо частный

характер. В первом случае она выражается в принятии Гражданского кодекса,

охватывающего все основные нормы и институты данной отрасли права. Во втором

— в принятии закона, в том числе в форме кодекса, регулирующего определенную

узкую (отраслевую или межотраслевую) группу общественных отношений (например,

Жилищного кодекса, Кодекса торгового мореплавания, Воздушного кодекса и т.

п.), для которых возможна разработка и некоторых реальных, а не надуманных

общих положений.

Расположенные с учетом единства и дифференциации нормы гражданского права

находят свое выражение в статьях различных правовых нормативных актов (в

дальнейшем – нормативные акты или правовые акты) которые принято именовать

источниками гражданского права. Указанные нормативные акты в совокупности

образуют гражданское законодательство. Вместе с тем следует иметь ввиду, что

в гражданском кодексе понятие «гражданское законодательство» используется в

узком смысле. Статья 3 ГК включает в понятие «гражданское законодательство»

только ГК и принятые в соответствии с ним иные федеральные законы. Иные акты,

содержащие нормы гражданского права выведены за пределы понятия «гражданского

законодательства». Обусловлено это, по-видимому, тем, что принятие законов

является прерогативой законодательной власти. Органы же исполнительной власти

не должны законодательствовать. Поэтому указы Президента РФ и постановления

Правительства РФ названы «иные правовые акты», а содержащие нормы

гражданского права акты федеральных министерств, комитетов и иных ведомств

именуются «нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной

власти».

Таким образом, нормы гражданского права могут быть закреплены как в законах,

так и в подзаконных нормативных актах. Все эти нормативные акты в зависимости

от юридической силы, расположены по определенной строгой иерархической

системе, в которой значение нормативного акта определяется его юридической

силой. Чем больше юридическая сила нормативного акта, тем выше его положение

в системе гражданского законодательства. Такое построение нормативных актов

гражданского законодательства имеет не только теоретическое, но и важное

практическое значения. В виду многочисленности нормативных актов гражданского

законодательства и не совершенства законодательной техники встречаются

ситуации, когда различные нормативные акты по – разному решают один и тот же

вопрос. В таком случае применяются нормативные акты имеющие большую

юридическую силу.

Так в холле гостиницы были вывешены правила проживания в гостиницах,

утвержденные местной администрацией. Этими правилами было предусмотрено, что

гостиница не несет ответственности за пропажу из номеров в гостинице вещей,

не сданных в камеру хранения. Между тем это правило противоречит ст. 925 ГК

РФ, которая устанавливает, что гостиница как хранитель и без особого о том

соглашения с проживающем в ней лицом (постояльцем) отвечает за утрату,

недостачу, или повреждение его вещей, внесенных в гостиницу, кроме денег,

иных валютных ценностей, ценных бумаг и других драгоценных вещей. Поскольку

ГК обладает более высокой юридической силой по сравнению с правилами

проживания в гостиницах, суд, рассматривая дело о пропаже вещей гражданина из

предоставленного ему номера, должен руководствоваться ст. 925 ГК РФ, а не

правилами проживания в гостинице, утвержденные местной администрацией.

Во время проведения радикальной экономической реформы было важно, чтобы

устаревшие и не соответствующие рыночной экономики гражданское

законодательство не стояло на пути осуществляемых в нашей стране

преобразований. Поэтому Постановлением съезда народных депутатов РСФСР от 1

ноября 1991 года был установлен до 1 декабря 1992 года особый порядок

правового регулирования, проведения и обеспечения радикальной экономической

реформы в РСФСР. В соответствии с этим порядком Законы РСФСР, указы

Президента и другие акты, принятые в обеспечение экономической реформы,

подлежали приоритетному исполнению. Законодательные акты Союза ССР и РСФСР в

период проведения радикальной экономической реформы применялись в части не

противоречащей актам, принятым в соответствии с указанным выше

постановлением. Законодательные акты Союза ССР препятствующие проведению

экономической реформы, могли быть приостановлены Верховным советом РСФСР,

Президентом.

Таким образом, гражданско-правовые акты Союза ССР действуют на территории РФ,

если они не признаны утратившими силу или не пришли в противоречие с

законодательными актами Российской Федерации, принятыми после 12 июня 1990

года, т.е. после принятия декларации о государственном суверенитете РФ.

Вывод.

Под источниками (формами) права понимаются способы закрепления и выражения

правовых норм. Источниками права традиционно считают правовой обычай,

юридический прецедент (судебная практика), закон (нормативно-правовой акт),

религиозную норму.

В современных развитых правопорядках господствующей формой (источником) права

являются нормативные акты, среди которых приоритетное место занимают законы

как акты высшей юридической силы. В гражданско-правовой сфере они традиционно

охватываются понятием гражданского законодательства. Гражданское

законодательство представляет собой совокупность нормативных актов (а не норм

права, как правовая отрасль) различной юридической силы. При этом

охватываемые им нормативные акты во многих случаях имеют комплексную,

межотраслевую природу, поскольку зачастую содержат не только гражданско-

правовые нормы.

Источники гражданского права Российской Федерации делятся на правовые акты и

обычаи. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и п. 1 ст. 7 ГК

общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры

Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Они,

следовательно, должны также учитываться в качестве источников ее права.

Источником права в РФ является также международный договор. Гражданско-

правовые нормативные акты, традиционно охватываемые понятием гражданского

законодательства, составляют определенную систему, построенную по

иерархическому принципу. Содержание этой системы предопределено нормами

Конституции, которая имеет высшую юридическую силу в отношении любых законов

и других нормативных актов (и возглавляет всю систему действующего

законодательства). По своей юридической силе гражданско-правовые акты

распределяются на три группы:

- обладающие высшей юридической силой федеральные законы — нормативные акты,

принятые Государственной Думой РФ;

- носящие подзаконный характер указы Президента РФ и постановления

федерального Правительства;

- нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти

(министерств и ведомств).

Нормативные акты, содержащие нормы гражданского права, подлежат обязательному

официальному опубликованию. Гражданско-правовые нормативные акты, будучи

федеральными, вступают в силу одновременно на всей российской территории. При

этом по общему правилу они не имеют обратной силы и применяются лишь к тем

отношениям, которые возникли после введения акта в действие (п. 1 ст. 4 ГК).

2. Виды источников гражданского права РФ

2.1. Законы как источники гражданского права

Все нормативные акты в зависимости от их юридической силы делятся на законы

(законодательные акты) и подзаконные нормативные акты. Законы как нормативные

акты высших органов государственной власти обладают большей юридической

силой по отношению к подзаконным нормативным актам. Ст. 76 Конституции РФ

разграничивает федеральные конституционные законы и федеральные законы.

Федеральные конституционные законы обладают большей юридической силой, по

сравнению с федеральными законами.

Среди федеральных конституционных законов наиболее высшей юридической силой

обладает конституция РФ. Будучи основным законом нашей страны, Конституция РФ

содержит нормы различных отраслей права. Среди них есть нормы и гражданского

права. В частности основу гражданско-правового регулирования отношений

собственности на территории РФ составляет ст. 35,36 Конституции РФ. Основу

гражданско-правового регулирования личных неимущественных отношений,

возникающих по поводу таких духовных ценностей, как честь, достоинство и

доброе имя гражданина, его свобода и личная неприкосновенность,

неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, тайна переписки,

телефонных разговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений,

неприкосновенность жилища, составляют ст. 20-25 Конституции РФ.

Особое место в системе гражданского законодательства занимают отраслевые

кодифицированные нормативные акты в виде Основ гражданского законодательства

и Гражданского Кодекса. Отраслевые кодифицированные нормативные акты

призваны, в принципе, урегулировать все общественные отношения, входящие в

предмет гражданского права, и являются базой для для развития всего текущего

гражданского законодательства на территории РФ. 12 ГК), т. е. акта

исполнительной власти.

Гражданский кодекс – основополагающий источник гражданского права.

Центральным, стержневым актом гражданского законодательства России является

Гражданский кодекс. Этим положением он обязан не только общему характеру

содержащихся в нем правил, но и требованию о том, чтобы все иные гражданские

законы, а также законы, содержащие нормы гражданского права, хотя бы и принятые

после введения в действие Гражданского кодекса, соответствовали его

предписаниям (п. 2 ст. 3). Следовательно, при коллизии норм ГК и других

федеральных гражданских законов необходимо руководствоваться правилами Кодекса.

[7]

Новый Гражданский кодекс принимается частями. Первая часть Кодекса была принята

Государственной Думой 21 октября 1994 г. и введена в действие с 1 января 1995

г. (за исключением гл. 4 «Юридические лица», вступившей в силу со дня

официального опубликования части первой ГК РФ — 8 декабря 1994 г., а также гл.

17, посвященной вещным правам на земельные участки, правила которой должны

вступать в силу одновременно с введением в действие нового Земельного кодекса).

[8] В своих трех разделах она охватывает общие положения (Общую часть)

гражданского права, правила о вещных правах и Общую часть обязательственного

права. Вторая часть Кодекса принята Государственной Думой 22 декабря 1995 г. и

введена в действие с 1 марта 1996 г.[9]

Она включает один, самый большой по объему раздел, посвященный отдельным видам

обязательств (договорных и вне договорных). Третья, завершающая часть Кодекса,

принятая законодателем 1 ноября 2001 г. и введеная в действие с 1 марта 2002

года, содержит три раздела, посвященные соответственно наследственному праву,

исключительным правам и международному частному праву.

[10] До введения в действие третьей части нового ГК сохраняли силу

соответствующие разделы кодифицированных актов гражданского законодательства,

принятых ранее, — Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик

1991 г. (разделы о наследственном и международном частном праве) и ГК РСФСР

1964 г. (аналогичные разделы в части, не противоречащей соответствующим нормам

Основ). Разумеется, и эти их нормы действовали лишь в части, соответствующей ГК

РФ и другим новым российским законам. Исключительные права (отношения

«интеллектуальной» и «промышленной собственности») регулируются отдельными

законами РФ.[11] Гражданский

кодекс РФ является третьим по счету в российской истории. Первый Гражданский

кодекс был принят в 1922 г. в период нэпа и знаменовал собой окончательное

признание новой властью имущественного (товарно-денежного) оборота. Он учитывал

многие положения дореволюционного проекта Гражданского уложения, хотя,

разумеется, прежде всего закреплял экономические основы нового строя. В

1961—1964 гг. была осуществлена вторая кодификация гражданского

законодательства. Она выразилась в принятии общесоюзных Основ гражданского

законодательства 1961 г. и в разработанных на их базе (а потому в значительной

мере дублировавших друг друга) республиканских гражданских кодексах (ГК РСФСР

был принят одним из последних, в 1964 г.). Эта кодификация в полной мере

отражала характер огосударствленной, плановой экономики и другие особенности

тогдашнего общественного строя. Переход к рыночной организации экономики

потребовал и реформирования ее законодательного оформления. Первым актом

нового, «рыночного» законодательства, в едином комплексе охватившим весь

предмет гражданско-правового регулирования (и, по сути, предназначенным играть

роль кодекса), стали Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик

1991 г. В связи с распадом Союза ССР они не вступили в действие и были

специально ратифицированы Российской Федерацией лишь в 1993 г. (в части, не

противоречащей новым российским законам).

Основную же роль в реформировании имущественных отношений в России должны

были сыграть ее собственные законы и президентские указы. Нередко они

содержали взаимные (и даже внутренние) противоречия и, как правило,

отличались низким уровнем юридической проработки. Созданный ими беспорядок в

организации имущественного оборота сделал особенно насущной задачу новой

гражданско-правовой кодификации, которая и решается принятием Гражданского

кодекса. И с этой точки зрения основополагающее место ГК в системе источников

гражданского права приобретает принципиальное значение.

Наряду с кодифицированными нормативными актами - источниками гражданского

законодательства (права) являются специальные законы

[12], регулирующие отдельные виды общественных отношений, входящие в предмет

гражданского права: например Закон РФ « О страховании», регулирующий отношения

в области страхования между страховыми организациями и гражданами,

предприятиями, учреждениями, организациями, а также отношения страховых

организаций между собой; Патентный Закон РФ, регулирующий имущественные и

тесно связанные с ними личные неимущественные отношения, возникающие в связи с

созданием, правовой охраной и использованием изобретений, полезных моделей и

промышленных образцов; Закон РФ «О защите прав потребителей», регулирующий

отношения по защите прав потребителей, отношения между потребителями и

предпринимателями. Эти и другие специальные законы, хотя и не носят такого

всеобъемлющего характера как ГК РФ, однако имеют важное значение, поскольку в

них отражены и юридически закреплены происходящие в нашей стране экономические

преобразования.

2.2. Подзаконные нормативные акты

Среди нормативных актов ведущею роль (после законов), источников

гражданского законодательства играют правовые акты, издаваемые президентом и

Правительством РФ. Входящие в эту группу нормативные акты имеют подзаконный

характер. Тем не менее, при наличии прямого указания в ГК (или в ином

федеральном законе) соответствующее отношение может быть урегулировано ими

иначе, чем это предусмотрено в правилах Кодекса или другого закона.

Наибольшей юридической силой среди подзаконных нормативных актов обладают

президентские указы. В сфере, прямо не урегулированной нормами закона,

правила указов у нас, по сути, имеют такое же значение, что и закон

(разумеется, если они не содержат прямых противоречий ему).

В соответствии с постановлением Съезда народных депутатов РСФСР от 1 ноября 1991

г. «О правовом обеспечении экономической реформы» проекты президентских указов,

издаваемые «в целях оперативного регулирования хода экономической реформы и

Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты