Курсовая: Источники гражданского права
в силу, т. е. тем самым приобретали силу большую, чем закон.
Этот порядок действовал в 1991— 1992 гг. и в настоящее время уже не
используется. В случае противоречия президентского указа закону теперь
применяется закон как акт высшей юридической силы (п. 5 ст. 3 ГК). Многие указы
Президента РФ по вопросам экономического развития содержат гражданско-правовые
нормы. Те из них, которые были изданы до принятия ГК или предусмотренных им
законов и содержат противоречащие им правила, теперь могут применяться лишь в
части, соответствующей предписаниям Кодекса. Президентские указы, изданные по
вопросам, которые согласно ГК могут теперь регулироваться только законами,
сохраняют действие до принятия соответствующих законов.
Правительственные постановления, содержащие нормы гражданского права, должны
не только соответствовать ГК, другим федеральным законам и президентским
указам, но и могут теперь приниматься лишь «на основании и во исполнение»
перечисленных актов более высокой силы (п. 4 ст. 3 ГК). При несоблюдении
этого ограничения они не подлежат применению (п. 5 ст. 3 ГК). Речь при этом
идет лишь о тех правительственных постановлениях, которые имеют гражданско-
правовое значение. В сфере хозяйственной деятельности федеральное
правительство принимает большое количество нормативных актов, главным образом
комплексного характера, содержащих нормы гражданского права. Ряд
правительственных постановлений принят по вопросам, которые согласно ГК могут
регулироваться только законами. В этом случае они, как и президентские указы,
сохраняют силу до принятия соответствующего закона и в части, не
противоречащей Кодексу.
Здесь также сохраняется действие некоторых постановлений Правительства СССР,
принятых по вопросам, пока прямо не урегулированным российскими законами или
иными правовыми актами. Примером такого акта может служить Устав внутреннего
водного транспорта 1955 г. Названные постановления действуют на том же
основании и с теми же ограничениями, что и сохраняющие силу союзные законы,
т. е. до принятия соответствующих российских актов и в части, не
противоречащей российским законам и иным правовым актам.
Нормативные акты федеральных министерств и ведомств в сфере гражданского
права формально обладают наименьшей юридической силой. Более того, само их
принятие здесь обусловлено наличием прямого указания на такую возможность в
акте более высокого уровня — законе, либо президентском указе, или
правительственном постановлении (п. 7 ст. 3 ГК), одновременно определяющем и
пределы ведомственного нормотворчества. Это связано с постоянными, не
прекращающимися попытками многих министерств и ведомств исказить в
принимаемых ими правилах содержание закона в угоду ведомственным интересам.
Поэтому все ведомственные нормативные акты, касающиеся прав, свобод и
обязанностей граждан, а также все аналогичные акты межведомственного характера
подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ (в
ходе которой осуществляется контроль за законностью их содержания).
[13] Не подлежат государственной регистрации лишь нормативные акты
Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (аналогичная возможность была ей
предоставлена и ранее в качестве Федеральной комиссии по ценным бумагам и
фондовому рынку). В результате подавляющее большинство актов данного ведомства
имеет прямые противоречия с Гражданским кодексом или другими законами.
Законом предусмотрена также обязанность возмещения убытков, причиненных
гражданам или юридическим лицам в результате издания ведомственного акта, не
соответствующего закону или иному правовому акту (ст. 16 ГК). Все эти меры
призваны содействовать установлению должного порядка в ведомственном
нормотворчестве. В сфере гражданского права сохраняют силу некоторые
нормативные акты министерств и ведомств бывшего Союза ССР (в частности,
Госбанка СССР, транспортных министерств и др.).
Их действие ограничено теми же пределами и условиями, что и действие иных
общесоюзных актов: отсутствие регламентации в российских нормативных актах и
соответствие действующему законодательству и иным правовым актам (в том числе
общесоюзным актам более высокого уровня, сохраняющим юридическую силу).
До введения в действие Конституции РФ к числу источников гражданского права
относились и нормативные акты, издаваемые местными органами власти и
управления. Статья 71 Конституции Российской Федерации установила, что
гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации. В
соответствии с этим, органы власти и управления субъектов Российской
Федерации и муниципальные образования не вправе издавать нормативные акты,
содержащие нормы гражданского права. Это нашло подтверждение в Постановлении
Конституционного суда РФ от 4 марта 1997 года № 4-П № по делу о проверке
конституционности ст. 3 Федерального закона от 18 июля 1995 года «О
рекламе». Однако нормы гражданского права, содержащиеся в актах субъектов
российской Федерации, изданных до введения в действие Конституции РФ, могут
применяться судами при разрешении споров, если они не противоречат
Конституции РФ и ГК.
Вместе с тем в соответствии со ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится семейное,
жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о
недрах, об охране окружающей среды. Следовательно, субъекты Российской
Федерации вправе принимать содержащие нормы гражданского права акты,
относящиеся к семейному, жилищному, земельному, водному, лесному
законодательству, законодательству о недрах, об охране окружающей среды.
Однако эти нормативные акты субъектов Российской Федерации должны
соответствовать принятым по этим вопросам федеральным законам (п. 2 ст. 76
Конституции РФ).
Нормы гражданского права содержатся также в комплексных нормативных актах. Под
комплексными понимаются такие нормативные акты, в которые входят нормы
различной отраслевой принадлежности. При этом комплексный характер нормативный
акт приобретает только в том случае, когда он содержит сопоставимое по объему
количество норм различных отраслей права. Если же в нормативном акте имеется
лишь незначительное «вкрапление» норм иных отраслей права, то такие нормативные
акты не становятся комплексными, оставаясь нормативными актами той отрасли
права, нормы которой составляют его основное содержание. Так, ГК РФ является
гражданско-правовым нормативным актом, хотя в нем имеются и нормы публичного
права. Абсолютно «чистые» отраслевые нормативные акты, не содержащие норм
другой отраслевой принадлежности, встречаются крайне редко. Обусловлено это
тем, что законодатель обычно стремиться обеспечить наиболее полное
урегулирование всех отношений, возникающих в соответствующей сфере деятельности
человека, и мало озабочен отраслевой принадлежностью принимаемых им нормативных
актов.[14]
К числу комплексных нормативных актов, содержащих нормы гражданского права,
относится, например, Инструкция Центрального Банка России от 2 июля 1997 года №
63 «О порядке осуществления операций доверительного управления и бухгалтерском
учете этих операций кредитными организациями Российской Федерации»,
утвержденная приказом Банка России от 2 июля 1997 года № 02-287 ( с
изменениями на 25 мая 1998 года).[15]
Принятие комплексных нормативных актов оправданно в тех случаях, когда
требуется согласование норм различной отраслевой принадлежности, регулирующих
разнообразные, но тесно связанные общественные отношения, возникающие в одной
и той же сфере деятельности человека.
Принятие комплексных нормативных актов оправданно в тех случаях, когда
требуется согласовать содержание норм различной отраслевой принадлежности,
регулирующих разнообразные, но тесно связанные общественные отношения,
возникающие в одной и той же сфере деятельности человека. Поскольку любая
сфера деятельности человека требует определенной организации, то там
неизбежно складывается организационное отношение, регулируемое нормами
административного права. Так, Жилищный Кодекс РФ относится к числу
комплексных нормативных актов, поскольку в нем наряду с нормами гражданского
права, регулирующими имущественные отношения жилищного найма, содержатся и
сопоставимые по объему и количеству норм административного права,
регулирующих порядок предоставления в пользование гражданам жилой площади
социального назначения. Комплексные нормативные акты могут приниматься не
только на уровне законов, но и на уровне подзаконных нормативных актов.
Россия является активным участником международных экономических и культурных
связей и сотрудничества. Это означает, что все более расширяются отношения с
участием иностранных предпринимателей. В силу отмеченного обстоятельства
российское гражданское законодательство, как и законодательство других стран,
вынуждено включать немало норм, относящихся к такого рода отношениям.
Указанные нормы определяют гражданско-правовой статус иностранных физических
и юридических лиц, права иностранцев на оказавшееся на территории РФ
имущество, порядок совершения и содержания внешнеэкономических сделок
(контрактов), применения гражданско-правовых последствий причинения вреда
иностранцам и иностранцами на территории России и др. Складывающиеся при этом
отношения регулируются как общими нормами гражданского законодательства, так
и нормами специальными, рассчитанными на отношения, "осложненные участием
иностранного элемента".
Вместе с тем важную роль в регулировании такого рода отношений играет
международное право. Соответствующие указания на этот счет содержатся в самой
Конституции РФ. В силу п. 4 ст. 15 Конституции "общепризнанные принципы и
нормы международного права и международные договоры Российской Федерации
являются составной частью ее правовой системы". Приведенное положение
воспроизведено и в п. 1 ст. 7 Кодекса.
Среди международных актов особое место занимают многосторонние договоры
(конвенции), имеющие прямое отношение к регулированию гражданских отношений.
Следует, прежде всего, указать на Конвенцию ООН о договорах международной
купли-продажи товаров (Венскую конвенцию). Указанная Конвенция состоит из 101
статьи. Они посвящены порядку заключения соответствующих договоров, правам и
обязанностям контрагентов, средствам правовой защиты, применяемым при
нарушении сторонами своих обязанностей, определению момента перехода риска
случайной гибели передаваемых по договору товаров, обеспечению поставок
товаров отдельными партиями и др.
Россия является участником и других аналогичных актов, включая, в частности,
Конвенцию о договоре международной дорожной перевозки грузов (имеются в виду
автомобильные перевозки), Варшавскую конвенцию для унификации некоторых
правил, касающихся международной воздушной перевозки, Афинскую конвенцию о
перевозке морем пассажиров и их багажа, конвенции из области патентного права
(Патентную конвенцию по охране промышленной собственности, Многосторонний
договор о патентной кооперации, Конвенцию о международной регистрации
фабричных и товарных знаков), ряд других конвенций, в том числе Всемирную
(Женевскую) конвенцию об авторском праве, Женевские вексельные конвенции и
др.
Вступившие в силу для РФ международные договоры (кроме договоров, заключенных
между ведомствами) подлежат официальному опубликованию в ежемесячнике
"Бюллетень международных договоров", а в случаях необходимости также в
"Российской газете".
Гражданский Кодекс в п. 2 ст. 7 предотвращает возможные коллизии
международного и национального законодательства. Вопрос решается в пользу
первого: "если международным договором Российской Федерации установлены иные
правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством,
применяются правила международного договора". В настоящее время
соответствующая норма о приоритете международного договора по отношению не
только к гражданским правоотношениям, но и к любой иной отрасли права
включена в Конституцию РФ (п. 4 ст. 15).
В качестве примера "общепризнанных принципов и норм международного права"
можно указать, в частности, на недискриминацию, которая, в свою очередь,
опирается непосредственно на начала равенства государств. Сущность данного
принципа состоит в том, что "не должна допускаться дискриминация как в
области торговоэкономических отношений между различными странами, так и в
отношении правового положения иностранных юридических лиц и граждан".
Статья 7 ГК РФ закрепляет и принцип непосредственного применения
международных договоров Российской Федерации к гражданским правоотношениям,
если только из самого характера международного договора не вытекает, что для
его применения необходимо издание внутригосударственного акта. Примером
последнего может служить Парижская конвенция по охране промышленной
собственности. Конвенция в ряде случаев содержит прямые отсылки к
национальному законодательству, которое должно решить соответствующий вопрос.
Так, в п. 1 ст. 6 Конвенции предусмотрено: "Условия подачи заявки и
регистрации товарных знаков определяются в каждой стране Союза ее
национальным законодательством". Установлено, что "всякое лицо, желающее
воспользоваться преимуществом приоритета на основании предшествующей заявки,
обязано подать заявление с указанием даты подачи заявки и страны, где она
произведена. Каждая страна устанавливает, с какого момента должно быть подано
такое заявление". И там же: "Каждая страна, являющаяся участницей Конвенции,
обязуется принять в соответствии со своей Конституцией необходимые меры для
обеспечения применения Конвенции". В отличие от указанной Конвенции Венская
конвенция о договорах международной купли-продажи товаров издания акта ее
имплементации не требует.
В статье 7 ГК повторены положения ч.1 ст.15 Конституции с некоторыми
дополнениями конституционного текста, отражающими особенности гражданского
законодательства и облегчающими понимание и практическое применение данной
нормы.
Общепризнанные принципы и нормы международного права содержатся в Уставе ООН,
декларациях и резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, документах и заявлениях
других универсальных международных организаций и конференций, решениях
Международного Суда. Для правильного понимания таких принципов и норм
необходимо их надлежащее истолкование и учет тех конкретных практических
ситуаций, к которым они применяются. Для гражданского законодательства особое
значение имеет международно-правовой принцип уважения прав человека и его
основных свобод, выраженный во Всеобщей декларации прав человека, принятой
Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.
Международными договорами признаются соглашения, заключаемые Российской
Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с
международной организацией в письменной форме и регулируемые международным
правом, независимо от того, содержатся ли такие соглашения в одном или
нескольких связанных между собой документах, а также независимо от их
конкретного наименования (ст.2 Федерального закона от 15 июля 1995 г. "О
международных договорах Российской Федерации" - СЗ РФ, 1995, N 29, ст.2757).
Международные договоры могут быть межгосударственными, межправительственными
и межведомственными и именоваться договором, соглашением, конвенцией,
протоколом, обменом письмами или нотами и т.д. (ст.1 названного Закона).
Международные договоры, заключенные ранее СССР, по общему правилу обязательны
для Российской Федерации как его правопреемника, если не было объявлено о
прекращении действия таких договоров или изменении их условий. Такие
международные договоры публиковались в Ведомостях Верховного Совета СССР, СП
СССР, отдел второй (издавались в 1981-1991 гг.), ежегодных Сборниках
международных договоров СССР, выпускавшихся МИД СССР (последний, 45-й Сборник
с договорами 1989 г., вышел в свет в 1991 г.). Публиковались также сборники
международных договоров СССР по отдельным вопросам.
Подписанные Российской Федерацией международные договоры согласно ст.30
Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации"
публикуются в Собрании законодательства РФ (если согласие на такой договор
было дано в форме федерального закона) или в ежемесячном Бюллетене
международных договоров. Международные договоры Российской Федерации
межведомственного характера публикуются в официальных изданиях этих органов,
например, транспортные конвенции - в "Сборнике правил перевозок и тарифов
железнодорожного транспорта" и в виде отдельных тарифных руководств.
Сложилась также практика публикации некоторых международных договоров в
"Российской газете" (в еженедельных приложениях) и в газете "Российские
вести".
Международные договоры, заключенные государствами участниками СНГ,
публикуются в официальном издании актов СНГ в Минске.
В нормах ГК и других актах гражданского законодательства Российской Федерации
восприняты многие положения универсальных международных договоров, отражающие
современную практику регулирования имущественных отношений рыночной
экономики. В гл.20 ГК "Купля-продажа" широко использованы нормы Венской
конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г.,
некоторые положения которой действуют также в отношении договора подряда
(гл.37 _ГК РФ). В КТМ и ВК нормы об условиях перевозки и ответственность
перевозчика и судовладельца учитывают предписания универсальных транспортных
конвенций по морскому и воздушному праву. Нормы международных конвенций по
вопросам интеллектуальной собственности отражены в Законе об авторском праве
и Патентном законе.
Нормы международных договоров, исходя из установленной в них сферы действия,
обычно применяются к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных
граждан и юридических лиц. Однако нередко они подлежат применению к
отношениям российских граждан и юридических лиц, например, при осуществлении
международных перевозок грузов и пассажиров отечественными перевозчиками,
защите прав интеллектуальной собственности.
Обычно положения международных договоров применяются к регулируемым ими
отношениям непосредственно, ибо они - составная часть правовой системы
Российской Федерации. Однако иногда для применения международного договора
необходимо издание внутригосударственного акта, предусматриваемого
международным договором. Например, Парижская конвенция по охране промышленной
собственности 1983 г. (с последующими дополнениями) содержит ряд статей,
предусматривающих издание участвующими в Конвенции государствами национальных
актов, обеспечивающих ее применение (ст.10, 11, 20). Аналогичные положения
содержат и многие другие международные договоры с участием Российской
Федерации.
Последнюю часть ст.7 ГК следует понимать расширительно. Положения
международных договоров Российской Федерации имеют приоритет не только перед
нормами гражданского законодательства, как оно определено в п.2 ст.3 ГК, но и
перед правилами правовых актов, названных в п.6 ст.3 ГК, а также всеми
другими нормами гражданского права Российской Федерации.
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры
Российской Федерации, будучи составной частью правовой системы Российской
Федерации, образуют тем не менее в рамках этой единой системы самостоятельный
правовой блок, имеющий практически важные юридические особенности. Это
выражается, во-первых, в особом порядке официальной публикации международных
договоров и их изменений и, во-вторых, в особенностях их толкования, которое
должно осуществляться с учетом их международного характера и правил
толкования, содержащихся в Венской конвенции о праве международных договоров
1969 г., участником которой является Российская Федерация. При применении
международных договоров должны также учитываться их понимание и практика
применения другими государствами.
Под деловыми обыкновениями понимается установившееся в гражданском обороте
правила поведения. Сами по себе деловые обыкновения не являются источником
гражданского права. Однако в тех случаях, когда государство правовым актом
санкционирует деловое обыкновение, оно приобретает юридическую силу правовой
нормы и входит в систему гражданского законодательства. По ранее
действовавшему законодательству только отдельные нормы права для конкретных
случаев предусматривали возможность применения деловых обыкновений. В
частности, п. 2 ст. 57 Основ гражданского законодательства 1991 г. (ст. 168
ГК 1964 г.) предусматривал, что обязательства должны исполняться надлежащим
образом в установленный срок в соответствии с условиями договора и
требованиями законодательства, а при отсутствии таких условий и требований –
в соответствии с обычно предъявляемыми требованиями. Эти обычно предъявляемые
требования и вытекают из деловых обыкновений.
В настоящее время из всех деловых обыкновений законодатель особо выделяет
обычаи делового оборота, которые применяются исключительно в сфере
предпринимательской деятельности.
Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-
либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не
предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в
каком-либо документе. Обычаи делового оборота в настоящее время получили
значительно более широкое распространение по сравнению с другими деловыми
обыкновениями.
Обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников
соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не
применяются.
Ст. 5 ГК РФ придает обычаю в области предпринимательской деятельности
значение источника права и именует его обычаем делового оборота. В
законодательстве Российской Федерации используется и другой термин - торговый
обычай (п. 3 ст. 28 Закона РФ от 7 июля 1993 г. "О международном коммерческом
арбитраже" - Ведомости РФ, 1993, N 32, ст. 1240). В заключенных Российской
Федерацией международных договорах говорится просто об обычае (ст. 9 Венской
конвенции о купле - продаже). Система обычаев делового оборота в Российской
Федерации еще не сложилась (исключение - обычаи морских портов), однако по
мере упрочения рыночных отношений обычаи в этой области должны получить
развитие и применение.
Для определения обычая делового оборота необходимо наличие названных в ст. 5
ГК признаков:
а) сложившегося, т.е. устойчивого и достаточно определенного в своем содержании;
б) широко применяемого;
в) не предусмотренного законодательством правила поведения;
г) в какой-либо области предпринимательства.
Названные признаки, в особенности критерий широкого применения, могут
вызывать при разрешении практических вопросов неясности, которые в случае
спора должны разрешаться судом. Понятие области предпринимательства следует
толковать расширительно: это может быть и отрасль экономики, и отдельная ее
подотрасль; не исключены и межотраслевые обычаи делового оборота; возможны
так называемые локальные обычаи делового оборота, действующие в крупных
территориальных регионах, для которых характерно развитие и распространение
предпринимательской деятельности определенного вида (текстильной,
угледобывающей и т.д.).
В п. 4 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8 в качестве примера обычая
названы "традиции исполнения тех или иных обязательств". Однако сами по себе
традиции исполнения - еще не обычай; они становятся обычаем только при
наличии всех названных в ст. 5 признаков обычая.
Обычай делового оборота не обязательно должен быть зафиксирован в письменном
документе, хотя нередко они имеются и являются желательными, ибо это вносит
определенность в отношения сторон и исключает возникновение коммерческих
споров. Национальные торгово - промышленные палаты (в Российской Федерации
действуют федеральная и региональные торгово - промышленные палаты) изучают
существующие обычаи и публикуют их для сведения заинтересованных лиц. В РФ
были опубликованы обычаи морских портов и обычаи в области внешней торговли.
Согласно ст. 15 Закона РФ от 7 июля 1993 г. "О торгово-промышленных палатах в
Российской Федерации" (Ведомости РФ, 1993, N 33, ст. 1309) ТПП
свидетельствует торговые и портовые обычаи, принятые в Российской Федерации,
и, следовательно, может давать заключения по этому вопросу. Письменным
подтверждением обычая могут быть условия публикуемых примерных договоров, что
допускается п. 2 ст. 427 ГК. В иных случаях сторона вправе доказывать
существование обычая и, напротив, его отсутствие, используя любые допускаемые
правом доказательства.
В ряде статей ГК имеются прямые отсылки к обычаям делового оборота, если
отношения сторон не определены нормами законодательства и условиями
связывающего стороны обязательства. Наиболее часто такие отсылки встречаются
в гл. 22 "Исполнение обязательств" (ст. 309, 311, 314, 315, 316), гл. 30
"Купля - продажа" (ст. 474, 478, 508, 510, 513), гл. 45 "Банковский счет"
(ст. 848, 863, 867, 874), гл. 51 "Комиссия" (ст. 992, 998).
Применение обычаев предусматривается отдельными нормами и других действующих
в Российской Федерации актов, в частности ст. 134, 135 КТМ, и может вытекать
из положений заключенных Российской Федерацией международных договоров.
Однако поскольку обычай признается ст. 5 ГК источником права, его применение
следует считать возможным и при отсутствии в соответствующих правовых нормах
прямой отсылки к обычаю, если налицо пробел в законодательстве и в условиях
заключенного сторонами договора.
Положения п. 2 ст. 5 ГК, которые не содержат прямого указания о соотношении
обычая и диспозитивной нормы, дополняются правилом п. 5 ст. 421 ГК, согласно
которому обычаи делового оборота применяются к условиям договора, если они не
определены самими сторонами или диспозитивной нормой (о понятии диспозитивной
нормы см. п. 4 ст. 421 ГК).
Обычаи делового оборота должны приниматься во внимание также при толковании
условий договора (см. ст. 431 ГК).
В ряде статей ГК, относящихся к обязательственному праву, говорится об обычно
предъявляемых требованиях, причем этот термин в одних случаях дополняет
отсылку к обычаям делового оборота (ст. 309, 478, 992), а в других
используется как самостоятельный термин (ст. 484, 485, 721). В литературе эти
два термина иногда характеризуются как равнозначные (Комментарий части первой
ГК РФ для предпринимателей. М., 1995, с. 37).
Текст и смысл ст. 309 ГК, которая не должна содержать правовую тавтологию и
как норма общей части обязательственного права предопределяет правовое
значение названных в ней двух терминов, дают основания для вывода, что
понятия "обычай делового оборота" и "обычно предъявляемые требования" не
являются тождественными.
Обычай - это дополнительный источник права, что вытекает из ст. 5 ГК. Обычно
предъявляемые требования такого общего статуса в ГК не получили и,
следовательно, приравниваться к обычаю не должны. Вопрос о применении и
содержании таких требований должен решаться судом с учетом широкого круга
факторов, в том числе хозяйственных возможностей должника и кредитора.
На основе обычно предъявляемых требований могут складываться обычаи, однако
такое перерастание должно быть признано практикой их применения и получить
свое подтверждение в наличии признаков обычая, названных в ст. 5 ГК.
В ряде статей ГК говорится об обычных правилах, которыми следует
руководствоваться, причем в различной редакции. В п. 2 ст. 474 ГК употреблен
термин "обычно применяемые условия" проверки качества товара, в п. 2 ст. 635
ГК - "обычная практика эксплуатации" транспортных средств. В п. 2 ст. 887
допускается форма подтверждения приема вещей на хранение, которая обычна для
данного вида хранения.
Исходя из смысла и содержания, названных статей используемые термины следует
считать равнозначными понятию "обычно предъявляемые требования". В дальнейшем
была бы желательна унификация терминологии ГК по данному вопросу.
Правила морали, и нравственности сами по себе также не являются источниками
гражданского права. Указанные правила становятся источником гражданского
права лишь в том случае, если они закреплены в каком - либо нормативном акте,
входящем в систему гражданского законодательства. В этом случае правила
морали и нравственности становятся правовой нормой, воплощенной в конкретном
нормативном акте гражданского законодательства. так ст. 227 ГКРФ закрепляет
правила морали и нравственности о необходимости возврата найденной вещи лицу,
потерявшему ее или ее собственнику. Однако даже и, не являясь источником
гражданского права правила морали и нравственности иногда приобретают важное
значение для уяснения смысла гражданского законодательства и правильного
применения, воплощенных в нем правовых норм. Например, в силу ст. 169 ГК РФ
признается ничтожной сделка, совершенная с целью, заведомо противной основам
правопорядка и нравственности. При этом при наличии умысла у обеих сторон
такой сделки – в случае исполнения сделки обеими сторонами, или хотя бы одной
стороной в доход РФ взыскивается все исполненное, также все то, что подлежало
исполнению по сделке. Для применения правил указанной статьи со столь
серьезными для сторон, совершивших сделки имущественными последствиями важно
знать, какие правила составляют основу нравственности в нашем обществе.
Пленум верховного суда РФ и пленум высшего арбитражного суда РФ рассматривают
обобщенные материалы и дают в порядке судебного толкования руководящие
разъяснения по вопросам применения законодательства. Указанные разъяснения
пленумов обязательны соответственно для судов общей юрисдикции и арбитражных
судов. Разъяснения пленумов являются не нормативными актами, а актами
применения права. Постановления пленумов должны лишь разъяснять и толковать
смысл гражданского законодательства, но не создавать новые нормы гражданского
права. Поэтому постановления судебных пленумов не являются источниками
гражданского права. Вместе с тем суды при разрешении конкретных споров
обязаны применять соответствующие нормы гражданского права лишь в
истолковании, содержащемся в постановлении соответствующего судебного
пленума. Поэтому участники гражданского оборота руководствуются
постановлениями судебных пленумов и тогда когда дело не доходит до суда, что
имеет чрезвычайно важное значение для обеспечения единообразного понимания и
применения гражданского законодательства в РФ.
В настоящее время особо важное значение для судов общей юрисдикции и арбитражных
судов имеет совместное постановление Пленума Верховного суда РФ и Пленума
Высшего Арбитражного суда РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах
связанных с применением части первой гражданского кодекса РФ».
[16]
Вопрос о правовой природе, о руководящих разъяснениях судебных пленумов является
спорным в литературе. Некоторые юристы полагают, что руководящие разъяснения,
содержащиеся в постановлениях судебных пленумов, следует считать источниками
гражданского права.[17] Основанием для
признания руководящих разъяснений судебных пленумов источниками гражданского
права послужило то обстоятельство, что судебные пленумы, в ряде случаев
разъясняя смысл действующего законодательства, фактически формулировали новое
правило отличное от того, которое содержалось в нормативном акте.
Не относятся к числу источников гражданского права и постановления
Конституционного суда РФ. В случае признания постановлением конституционного
суда неконституционным акта гражданского законодательства или отдельного его
положения в силу п. 6 ст. 125 Конституции РФ. Этот акт или отдельные его
положения утрачивают силу. Поэтому Постановлением конституционного суда РФ
можно отменить ту или иную норму гражданского права, но не создать новую.
Вместе с тем при решении вопроса о конституционности той или иной нормы
гражданского права, Конституционный суд РФ в своих постановлениях разъясняет
смысл действующего законодательства, что позволяет правильно применить его на
практике. Так в Постановлении КС РФ «По делу о проверки конституционности пп.
2 и 3 части 1 ст. 11 Закона РФ от 24 июня 1993 года «О федеральных органах
налоговой полиции»» даны разъяснения по вопросу о соотношении и разграничении
гражданского и налогового законодательства.
[18]
Не является источником гражданского права и сложившаяся судебная практика,
под которой понимаются многократные, единообразные решения судами одной и той
же категории дел. Судья, рассматривая дело, по которому сложилась судебная
практика, может вынести иное решение, если убежден, что сложившаяся практика
не соответствует закону.
Не относится к числу источников гражданского права и судебный прецедент, под
которым понимается решение суда по конкретному делу. Такое решение является
обязательным только для лиц участвующих в данном деле. Оно не имеет
обязательной силы для судей, рассматривающих аналогичные дела.
Принятые и вступившие в законную силу 6 ноября 1997 года Федеральный закон от
21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» и Федеральный закон от 21
июля 1997 года № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» нашли свое
закрепление рамках проведения правовой реформы в России в соответствии с
международно-правовыми документами и Конституцией Российской Федерации. Они
отражают важнейшие принципы защиты судом прав человека и борьбы с
преступностью, обосновывают точное и быстрое исполнение судебных решений,
предусматривают охрану законом прав потерпевших от преступлений и
злоупотреблений властью, обеспечивают государством доступ потерпевшего к
правосудию и возмещению причиненного ущерба.
Как уже говорилось - предмет гражданского права составляют столь
многообразные и сложные отношения, что все они с необходимой мерой
детализации не могут быть урегулированы даже таким крупным, объемным законом,
как Гражданский кодекс. Для этого необходимы многие другие законы,
развивающие и конкретизирующие его правила и институты.
Новый ГК прямо предусмотрел в ряде своих норм необходимость принятия
нескольких десятков таких законодательных актов, как бы закрепив тем самым
основную структуру всей отрасли гражданского законодательства. Часть из этих
законов, главным образом о статусе отдельных юридических лиц, уже принята, а
часть находится в стадии разработки и обсуждения законодателем. Следует иметь
в виду, что при наличии прямого указания в ГК иной федеральный закон может
урегулировать соответствующее отношение иначе, чем предусмотрено Кодексом.
Кодекс существенно повысил роль законов в регулировании имущественных
отношений, установив в своих нормах прямые отсылки к конкретным законам.
Принятие Федерального закона "Об исполнительном производстве", регулирующего
порядок принудительного исполнения судебных актов и актов других органов,
позволило значительно укрепить гарантии защиты прав граждан и организаций в
исполнительном производстве. В процессе его разработки необходимо было,
прежде всего, восполнить пробелы в законодательстве, определяющем правила
обращения взыскания на денежные средства и имущество граждан и организаций-
должников, а также устранить противоречия, возникшие, в частности, между
нормами ст. 411-413 ГПК и ст. 56 ГК РФ. Кроме того, важно было создать
правовые предпосылки для реального и своевременного исполнения решений судов,
актов других органов и тем самым поднять их эффективность и авторитет в
обществе, а также повысить ответственность организаций и граждан по своим
обязательствам. Реализация этих задач потребовала создания новых органов
принудительного исполнения с соответствующими полномочиями. Поэтому
одновременно был принят Федеральный закон "О судебных приставах", который
определяет правовую основу их деятельности. Его положения позволяют надежно
обеспечить реализацию на практике Федерального закона "Об исполнительном
производстве". Наряду с этим введены новые правила, касающиеся возбуждения
исполнительного производства и требований, предъявляемых к исполнительному
документу. Впервые в Закон включены общие нормы о сроках совершения
исполнительных действий, о последствиях прекращения исполнительного
производства, а также новая глава, в которой определен круг лиц, участвующих
в исполнительном производстве, и их правовое положение (в частности
определены права и обязанности), регламентированы основания применения мер
исполнительного производства. Закон содержит и другие новые институты, и
правовые нормы, значительно укрепляющие права сторон в исполнительном
производстве. Вместе с тем нельзя не сказать о том, что законодательные
новеллы на практике еще не апробированы, не все они в должной мере
согласованы между собой и с ранее действовавшими правовыми нормами, нечетко
изложено содержание некоторых из них, что может создать определенные
трудности при применении. Это потребует совершенствования статей Закона на
основе анализа и обобщения судебной практики.
Учитывая изложенное, можно сделать вывод, что Закон «Об исполнительном
производстве» относится к нормам более скажем Гражданско-процессуального
права, так как указанный закон определяет порядок и процедуру исполнения
решений судов и пр. Но нельзя не заметить, что данный Закон, наряду с
процедурами действий определяет права и обязанности сторон в исполнительном
производстве. Сторонами в данном случае являются граждане и юридические лица.
В частности в Законе содержатся такие правовые нормы как: права и обязанности
должника, взыскателя, способы делегирования полномочий для участия в
исполнительном производстве отсылают в части составления доверенностей к
нормам гражданского права (ГК РФ). Данный закон также устраняет противоречия,
возникшие, в частности, между нормами ст. 411-413 ГПК и ст. 56 ГК РФ, а
устраняя их создает универсальную норму которая может считаться источником
права. Таким образом, можно говорить, что Закон «Об исполнительном
производстве содержит редакционно слитые нормы, принадлежащие к двум
различным отраслям права, а именно к гражданскому процессу и к гражданскому
праву.
Вывод.
Источники российского гражданского права делятся на правовые акты и обычаи.
Среди федеральных конституционных законов наиболее высшей юридической силой
обладает конституция РФ. Будучи основным законом нашей страны, Конституция РФ
содержит нормы различных отраслей права. Среди них есть нормы и гражданского
права. В частности основу гражданско-правового регулирования отношений
собственности на территории РФ составляет ст. 35,36 Конституции РФ. Основу
гражданско-правового регулирования личных неимущественных отношений,
возникающих по поводу таких духовных ценностей, как честь, достоинство и
доброе имя гражданина, его свобода и личная неприкосновенность,
неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, тайна переписки,
телефонных разговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений,
неприкосновенность жилища, составляют ст. 20-25 Конституции РФ. Особое место
в системе гражданского законодательства занимают отраслевые кодифицированные
нормативные акты в виде Основ гражданского законодательства и Гражданского
Кодекса. Гражданский кодекс – основополагающий источник гражданского права.
Наряду с кодифицированными нормативными актами - источниками гражданского
законодательства (права) являются специальные законы, регулирующие отдельные
виды общественных отношений, входящие в предмет гражданского права: например
Закон РФ « О страховании», Патентный Закон и др. Эти и другие специальные
законы, хотя и не носят такого всеобъемлющего характера как ГК РФ, однако
имеют важное значение, поскольку в них отражены и юридически закреплены
происходящие в нашей стране экономические преобразования.
Среди нормативных актов ведущею роль (после законов), источников
гражданского законодательства играют правовые акты, издаваемые президентом и
Правительством РФ. Входящие в эту группу нормативные акты имеют подзаконный
характер. Наибольшей юридической силой среди подзаконных нормативных актов
обладают президентские указы. В сфере, прямо не урегулированной нормами
закона, правила указов у нас, по сути, имеют такое же значение, что и закон
(разумеется, если они не содержат прямых противоречий ему).
Правительственные постановления, содержащие нормы гражданского права, должны
не только соответствовать ГК, другим федеральным законам и президентским
указам, но и могут теперь приниматься лишь «на основании и во исполнение»
перечисленных актов более высокой силы (п. 4 ст. 3 ГК).
Гражданско-правовые нормы могут содержаться также и в нормативных актах
министерств и ведомств и иных федеральных органах исполнительной власти.
Однако такие нормативные акты могут издаваться только в случаях и пределах,
предусмотренных ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами.
Нормы гражданского права содержатся также в комплексных нормативных актах.
Под комплексными понимаются такие нормативные акты, в которые входят нормы
различной отраслевой принадлежности. При этом комплексный характер
нормативный акт приобретает только в том случае, когда он содержит
сопоставимое по объему количество норм различных отраслей права.
Источником гражданского права РФ также являются нормы международного права,
международные договора РФ. Как источник гражданского права международные
договоры Российской Федерации имеют приоритет перед ее гражданским
законодательством.
Деловые обыкновения не являются источником гражданского права. Однако в тех
случаях, когда государство правовым актом санкционирует деловое обыкновение,
оно приобретает юридическую силу правовой нормы и входит в систему
гражданского законодательства.
Правила морали, и нравственности сами по себе также не являются источниками
гражданского права. Указанные правила становятся источником гражданского
права лишь в том случае, если они закреплены в каком - либо нормативном акте,
входящем в систему гражданского законодательства.
Согласно ст. 5 ГК РФ источником гражданского права является обычай. Этот
источник является дополнительным источником.
Разъяснения пленумов являются не нормативными актами, а актами применения
права. Постановления пленумов должны лишь разъяснять и толковать смысл
гражданского законодательства, но не создавать новые нормы гражданского
права. Поэтому постановления судебных пленумов не являются источниками
гражданского права.
Не относятся к числу источников гражданского права и постановления
Конституционного суда РФ. В случае признания постановлением конституционного
суда неконституционным акта гражданского законодательства или отдельного его
положения в силу п. 6 ст. 125 Конституции РФ. Этот акт или отдельные его
положения утрачивают силу. Поэтому Постановлением конституционного суда РФ
можно отменить ту или иную норму гражданского права, но не создать новую.
Не является источником гражданского права и сложившаяся судебная практика,
под которой понимаются многократные, единообразные решения судами одной и той
же категории дел.
Не относится к числу источников гражданского права и судебный прецедент, под
которым понимается решение суда по конкретному делу. Такое решение является
обязательным только для лиц участвующих в данном деле. Оно не имеет
обязательной силы для судей, рассматривающих аналогичные дела.
В работе рассмотрены теоретические вопросы, связанные с понятием источников
гражданского права и влиянием источников на право в целом, с общей
характеристикой источников в гражданском праве. Изучены особенности отдельных
источников гражданского права.
В работе сделаны выводы, что источниками гражданского права являются формы
выражения гражданско–правовых норм, которые в совокупности образуют
гражданское право. Источники гражданского права РФ делятся на правовые акты и
обычаи.
Законодательство РФ включает в себя правовые акты органов законодательной и
исполнительной власти, основывающиеся на исходных началах российского права,
закрепленных в Конституции РФ и отражающих принципы рыночной экономики.
В Конституции РФ содержатся основополагающие для гражданско-правового
регулирования нормы. Это нормы, определяющие формы и содержание права
собственности, параметры правоспособности, право граждан на занятие
предпринимательской деятельностью.
Особое значение в системе гражданского законодательства занимает гражданский
Кодекс РФ. Он имеет высшую юридическую силу среди других гражданских законов
и содержащиеся в них нормы не должны ему противоречить.
Наряду с кодифицированными нормативными актами - источниками гражданского
законодательства (права) являются специальные законы, регулирующие отдельные
виды общественных отношений, входящие в предмет гражданского права: например
Закон РФ « О страховании», Патентный Закон и др. Эти и другие специальные
законы, хотя и не носят такого всеобъемлющего характера как ГК РФ, однако
имеют важное значение, поскольку в них отражены и юридически закреплены
происходящие в нашей стране экономические преобразования.
Среди нормативных актов ведущею роль (после законов), источников
гражданского законодательства играют правовые акты, издаваемые президентом и
Правительством РФ. Правительственные постановления, содержащие нормы
гражданского права, должны не только соответствовать ГК, другим федеральным
законам и президентским указам, но и могут теперь приниматься лишь «на
основании и во исполнение» перечисленных актов более высокой силы.
Гражданско-правовые нормы могут содержаться также и в нормативных актах
министерств и ведомств и иных федеральных органах исполнительной власти.
Однако такие нормативные акты могут издаваться только в случаях и пределах,
предусмотренных ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами.
Нормы гражданского права содержатся также в комплексных нормативных актах.
Под комплексными понимаются такие нормативные акты, в которые входят нормы
различной отраслевой принадлежности. При этом комплексный характер
нормативный акт приобретает только в том случае, когда он содержит
сопоставимое по объему количество норм различных отраслей права.
Источником гражданского права РФ также являются нормы международного права,
международные договора РФ. Как источник гражданского права международные
договоры Российской Федерации имеют приоритет перед ее гражданским
законодательством.
Деловые обыкновения не являются источником гражданского права. Однако в тех
случаях, когда государство правовым актом санкционирует деловое обыкновение,
оно приобретает юридическую силу правовой нормы и входит в систему
гражданского законодательства.
Правила морали, и нравственности сами по себе также не являются источниками
гражданского права. Указанные правила становятся источником гражданского
права лишь в том случае, если они закреплены в каком - либо нормативном акте,
входящем в систему гражданского законодательства.
Также источником гражданского права является обычай. Этот источник является
дополнительным источником.
Разъяснения пленумов Верховного и Высшего Арбитражного судов являются не
нормативными актами, а актами применения права. Постановления пленумов
должны лишь разъяснять и толковать смысл гражданского законодательства, но не
создавать новые нормы гражданского права. Поэтому постановления судебных
пленумов не являются источниками гражданского права.
Не относятся к числу источников гражданского права и постановления
Конституционного суда РФ. В случае признания постановлением конституционного
суда неконституционным акта гражданского законодательства или отдельного его
положения в силу п. 6 ст. 125 Конституции РФ. Этот акт или отдельные его
положения утрачивают силу. Поэтому Постановлением конституционного суда РФ
можно отменить ту или иную норму гражданского права, но не создать новую.
Не является источником гражданского права и сложившаяся судебная практика,
под которой понимаются многократные, единообразные решения судами одной и той
же категории дел.
Не относится к числу источников гражданского права и судебный прецедент, под
которым понимается решение суда по конкретному делу. Такое решение является
обязательным только для лиц участвующих в данном деле. Оно не имеет
обязательной силы для судей, рассматривающих аналогичные дела.
Таким образом, на основании всего вышеизложенного в работе можно сделать
вывод о том, что формы (источники) права имеют исключительно большое
значение для укрепления законности в правовом государстве. Совершенство
названных форм (источников) напрямую зависит от уровня теоретических
представлений о них и от качества по существу всех видов юридической
практики. Юридическая наука призвана своевременно готовить пригодные
рекомендации по улучшению форм права, а практика должна умело реализовать
предложения ученых в целях создания гибкой, динамичной и эффективно
функционирующей системы источников права. От качества этой системы права
зависит прочность законности в государстве.
Каковы основные пути усовершенствования форм (источников) права в современном
правовом государстве России? При оптимизации форм права надо полнее учесть
юридические традиции России, взять лучшее из дореволюционной правовой
системы. А также в связи с переходом России к новой социально-экономической
формации необходимо полнее осветить юридический опыт стран имеющих
многовековой опыт демократического развития. Необходимо определиться в
отношении к таким источникам права как обычай, а главное юридическому
прецеденту.
Я считаю, что не оправданно полное государственное неприятие этого,
несомненно, важного и полезного источника права.
При принятии любых источников права необходимо полное соблюдение принципа
«верховенства закона» и признание всех нормативно-правовых актов
противоречащих Гражданскому Кодексу ничтожными. Недопустимо сложившееся на
данный момент положение, когда множество нормативных актов Субъектов
Федерации противоречат Гражданскому Кодексу РФ.
1. Конституция Российской Федерации.//Принята всенародным голосованием
12.12.1993 г. - "Российская газета", № 237, 25.12.1993 г.
2. Федеральный Конституционный Закон «О судебной системе Российской
Федерации» от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ (ред. от 15.12.2001). - "Российская
газета", N 3, 06.01.1997.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 29.01.1996 г. №
14-ФЗ (ред. от 26.11.2002 ). - "Собрание законодательства РФ", N 5, ст. 410.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. №
51-ФЗ (ред. 26.11.2002). - "Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N
32, ст. 3301.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26 ноября 2001
г. N 146-ФЗ – «Собрании законодательства Российской Федерации» от 3 декабря
2001 г. N 49 ст. 4552
6. Федеральный Закон «Об исполнительном производстве» от 21.07.1997 г. № 119-
ФЗ. - "Собрание законодательства РФ", 28.07.1997, N 30, ст. 3591.
7. Федеральный Закон «О судебных приставах» от 21.07.1997 г. № 118-ФЗ.-
"Собрание законодательства РФ", 28.07.1997, № 30, ст. 3590.
8. Федеральный Закон «О защите прав потребителей» – в ред. Федерального
закона от 9 января 1996 г. / СЗ РФ, 1996, № 3, ст. 140.
9. Закон «О некомерческих организациях» от 12 января 1996 г. / СЗ РФ, 1996, №
3, ст. 145.
10. Основы ГЗ Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г. / Ведомости СССР, 1991,
№ 26, ст. 733.
11. Патентный Закон РФ от 23 сентября 1992 г. / Ведомости РФ, 1992, № 42,
ст. 2319.
12. Федеральный закон от 14 июня 1994 г «О порядке опубликования и вступления
в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат
Федерального Собрания» //СЗ РФ 1994 № 8 Ст. 801
13. Закон РФ от 9 июля 1993 г. «Об авторском праве и смежных правах» //ВВС
РФ. 1993. № 32. Ст. 1242.
14. Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г № 763 «О порядке опубликования и
вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства
Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов
исполнительной власти».
15. Постановление Пленума Верховного Суда РФ, Пленума ВАС РФ от 28.02.1995 г.
№ 2/1 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой
Гражданкого Кодекса РФ». / БВС РФ, № 5, 1995, Специальное приложение к
Вестнику ВАС РФ, № 1, 2001г.
16. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (часть
первая) Под ред. О.Н. Садикова.// М.: Юридическая фирма КОНТРАКТ; ИНФРА М,
1997.- 567 с.
17. Комментарий к части первой Гражданского Кодекса Российской
Федерации для предпринимателей (под общ. ред. Брагинского М. И.)
18. Комментарий к части второй Гражданского Кодекса Российской Федерации
для предпринимателей (под общ. ред. Брагинского М. И.)
19. Гражданское право. Том 1. Учебник. Издание пятое, переработанное и
дополненное. // Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – М.: ПБОЮЛ А.В.
Ротников», 2000. – 632 с.
20. Муромцев Г. И. Источники права (теоретические аспекты
проблемы). // Правоведение, 1992 г., N 2.
21. Пяткина С. А. О теории источников права в английской
юриспруденции. // Ученые записки ВНИИСХ. 1969. Вып. 19.
22. Зивс С. Л. Источники права. М., 1982; Государство и право в
развивающихся странах. // Источники права. М., 1985.
23. Общая теория права. Н. Новгород, 1993.
24. Зыкин И. С. Обычай в советской правовой доктрине. // Сов.
государство и право. 1981, N 3.
[1] Е. А. Шаповалова Нормы международного
права как источник российского гражданского права. // Вестник Московского
университета 1999 г. № 1 с. 94
[2] Подробнее об этом см.: Зыкин И. С.
Обычаи и обыкновения в международной торговле. М., 1983 г.
[3] См., например: постановление Пленума
Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. «О
некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса
Российской Федерации»// РГ. 1996.13 авг.
[4] Это обстоятельство дало возможность
ряду ученых говорить о признании данных актов источниками гражданского права
(см.: Иоффе О. С. Советское гражданское право. М., 1967. С. 54—55; Калмыков Ю.
X. Вопросы применения гражданско-правовых норм Саратов, 1976. С. 31—45).
[5] Такие документы публикуются в журналах
«Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации» и «Вестник Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации».
[6] См., например: Гражданский кодекс.
Часть первая. Модель. Рекомендательный законодательный акт Содружества
Независимых Государств. Принят на пятом пленарном заседании Межпарламентской
Ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств 29 октября
1994 г. // Приложение к «Информационному бюллетеню МПА государств — участников
СНГ». 1995. № 6.
[7] Следует согласиться с мнением М. И.
Брагинского о том, что ГК по отношению к любым другим федеральным законам
занимает положение «первого среди равных» (Комментарий части первой
Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей С 32). В этом
смысле ГК иногда условно называют «экономической конституцией» Такое положение
отнюдь не означает ограничений законодателю в установлении новых правовых норм
в данной сфере, ибо оно должно поддерживаться путем внесения необходимых
изменений в ГК одновременно с принятием новых законов
[8] СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; 1996. № 9. Ст. 773; № 34. Ст. 4026.
[9] СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410; № 34. Ст. 4025; 1997. № 43. Ст. 4903.
[10] Принятие частями такого крупного
закона, как Гражданский кодекс (а по своему объему это самый большой закон из
числа принятых в России после 1917 г.), известно как отечественной, так и
зарубежной законотворческой практике. В частности, до Октябрьской революции в
Государственную Думу была внесена лишь одна книга Гражданского уложения — «Об
обязательствах» (регламентировавшая, кстати, в единстве как гражданские, так и
торговые отношения, но, к сожалению, так и не принятая в окончательном виде).
Один из наиболее современных гражданских кодексов высокоразвитых стран — ГК
Нидерландов принимается частями (книгами) на протяжении ряда последних
десятилетий и до сих пор не завершен.
[11] См.: Закон РФ от 9 июля 1993 г. «Об
авторском праве и смежных правах» и Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 г.
(ВВС РФ. 1993. № 32. Ст. 1242; 1992. № 42. Ст. 2319), а также иные
законодательные акты в сб.: Права на результаты интеллектуальной деятельности.
Авторское право. Патентное право. Другие исключительные права. Сборник
нормативных актов /Сост. В. А. Дозорцев. М., 1994.
[12] См.: Закон РФ от 9 июля 1993 г. «Об
авторском праве и смежных правах» и Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 г.
(ВВС РФ. 1993. № 32. Ст. 1242; 1992. № 42. Ст. 2319), а также иные
законодательные акты в сб.: Права на результаты интеллектуальной деятельности.
Авторское право. Патентное право. Другие исключительные права. Сборник
нормативных актов /Сост. В. А. Дозорцев. М., 1994.
[13] См. п. 8 Указа Президента РФ от 23
мая 1996 г. № 763 (СЗ РФ. 1996. № 22. Ст. 2663) Указанный порядок применялся и
ранее в соответствии с Указом Президента РФ от 21 января 1993 г. № 104 (САПП
РФ. 1993. №
[14] Граждаснкое право. Т. 1. 2-е изд./
Отв. Ред. Е.А. Суханов., М., 1998. С. 62.
[15] Вестник Банка России. 1998. № 36-37.
[16] Сборник постановление Пленумов
Верховных судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по гражданским делам. М.,
1999. С. 313.
[17] Калмыков Ю.Х. Вопросы применения
гражданско-правовых норм. Саратов, 1995. С. 31-45.
[18] СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 197.
Страницы: 1, 2
|