Рефераты

Курсовая: Налоги в РФ

Курсовая: Налоги в РФ

Курсовая: Налоги в РФ

ВВЕДЕНИЕ............................................................... 3

ГЛАВА I. Классификация налогов РФ...................... 6

Принципы налогообложения.......................................................6

Классификация по механизму формирования................................ 7

Классификация по уровням налогообложения.............................. 8

Классификация по объектам налогообложения........................... 11

Раскладочные и количественные налоги...................................... 12

Закрепленные и регулирующие налоги......................................... 12

Общие и целевые налоги........................................................12

ГЛАВА II. Основные налоги Российской Федерации 13

Налог на добавленную стоимость................................................13

Акцизы........................................................................15

Подоходный налог..............................................................17

Налог на прибыль..............................................................20

ГЛАВА III. Проблемы совершенствования налоговой системы РФ 24

Анализ действующей налоговой системы.................................... 24

Нестабильность налоговой системы России................................ 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................ 29

ЛИТЕРАТУРА......................................................... 31

ВВЕДЕНИЕ

Налоги являются необходимым звеном экономических отноше­ний в обществе с

момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного

устройства всегда сопрово­ждаются преобразованием налоговой системы. В

современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов

государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налого­вый механизм

используется для экономического воздействия государства на общественное

производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического

прогресса.

Налоги известны давным-давно, еще на заре человеческой цивилизации. Их

появление связано с самыми первыми общественными потребностями.

В развитии форм и методов взимания налогов можно выде­лить три крупных этапа.

На начальном этапе развития от древнего мира до начала средних веков

государство не имеет финансового аппарата для определения и сбора налогов.

Оно определяет лишь общую сумму средств, которую желает получить, а сбор

налогов поручает городу или общине. Очень часто оно прибегает к помо­щи

откупщиков. На втором этапе (XVI — начало XIX вв.) в стра­не возникает сеть

государственных учреждений, в том числе фи­нансовых, и государство берет

часть функций на себя: устанавли­вает квоту обложения, наблюдает за процессом

сбора налогов, определяет этот процесс более или менее широкими рамками. Роль

откупщиков налогов в этот период еще очень велика. И, на­конец, третий,

современный, этап - государство берет в свои ру­ки все функции установления и

взимания налогов, ибо правила обложения успели выработаться. Региональные

органы власти, местные общины играют роль помощников государства, имея ту или

иную степень самостоятельности.

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на

рыночную экономику, так же важное место отводится налогам. В условиях

рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в

качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка.

Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления

экономикой в условиях рынка.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и

обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими

интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной

подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы

предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей,

предприятий всех форм собственности с государственными и местными

бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи

налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение

иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

В условиях перехода от административно - директивных методов управления к

экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора

рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного

хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в

развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

Налоговая система в Российской Федерации практически была создана в 1991

г., когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой

системе. Среди них: “Об основах налоговой системы в Российской

Федерации”, “О налоге на прибыль предприятий и организаций”, “О налоге на

добавленную стоимость” и другие (введён с 01.01.92).Эти законы установили

перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других

платежей, определяют плательщиков, их права и обязанности, а также права и

обязанности налоговых органов. К настоящему времени в эти законы были внесены

изменения и дополнения.

События произошедшие 17 августа 1998 года резко усилили роль налогов в

экономическом положении страны так как любое государство в послекризисной

обстановке пытается поправить свое экономическое положение при помощи

корректировки налоговой системы. А корректировки могут заключатся в

следующем: или повышение налогового бремени, или его понижение плюс

«упрощение» налогов. В первом случае можно получить кризис неплатежей так как

многие предприятия и физические лица будут попросту уклонятся от уплаты

налогов так как работать в убыток никто не хочет. За этим потянется целая

вереница проблем которые могут не только усугубить кризис, но и привести к

полному развалу экономики. Как правило, второй путь более прогрессивен, так

как «упрощение» налогов и уменьшение налогового бремени до разумных пределов

еще никогда не приводило к новому витку кризиса.

В настоящее время, выбранная мной тема весьма актуальна так как правильный

(оптимальный) выбор налоговой системы является залогом успешного решения

проблем стоящих перед страной.

ГЛАВА I. Классификация налогов РФ

Принципы налогообложения

Основы ныне действующей налоговой системы Российской Федерации заложены в

1992 г., когда был принят большой пакет законов РФ об отдельных видах

налогов. За семь с половиной прошедших лет было много, видимо даже слишком

много, от­дельных частных изменений, но основные принципы сохраня­ются.

Первые попытки перейти к налоговой системе, отказавшись от порочной практики

установления дифференцированных пла­тежей из прибыли предприятий в бюджет,

были сделаны еще во второй половине 1990—1991 гг. в рамках союзного

государства. Но плохо подготовленные половинчатые шаги в этом направле­нии

были заменены с 1992 г. более стройной структурой россий­ского налогового

законодательства.

Общие принципы построения налоговой системы, налоги, сборы, пошлины и другие

обязательные платежи определяет За­кон РФ "Об основах налоговой системы в

Российской Федерации". К понятию "другие платежи" относятся обязательные

взносы в государственные внебюджетные фонды, такие, как Пенсионный фонд, Фонд

медицинского страхования, Фонд занятости, Фонд социального страхования.

Для того, чтобы вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить

основные принципы налогообложения. Как правило, они едины для налогообложения

любой страны и заключаются в следующем:

1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей

налогоплательщика, т. е. уровня доходов. (принцип равнонапряженности).

2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило

однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо.

Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах

налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой,

на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз

вплоть до его реализации (принцип однократности уплаты налога).

3.Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять

сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа (принцип

обязательности).

4.Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и

удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих

налоги (принцип подвижности).

5.Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся

общественно-политическим потребностям (принцип эффективности).

6.Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП

и быть эффективным инструментом государственной экономической политики.

Основу налоговой системы РФ составляют следующие налоги: налог на добавленную

стоимость, подоходный налог, налог на прибыль, акцизы. Они приносят основной

доход в бюджет, являются основными регуляторами и налоговой базой

государства.

Классификация по механизму формирования

По механизму формирования налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги - налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на

прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной

платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы);

поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и

другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие.

Они взимаются с конкретного физического или юридического лица.

Косвенные налоги - налоги на товары и услуги: налог на добавленную стоимость;

акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на

наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Они

частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело

обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в

арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от

степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими

налогами.

Класификация по уровням налогообложения

Законом "Об основах налоговой системы в Российской Федера­ции" введена

трехуровневая система налогообложения предпри­ятий, организаций и физических

лиц.

¨ Первый уровень — это федеральные налоги России. Они действуют

на территории всей страны и регулируются общерос­сийским законодательством,

формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее

доходные ис­точники, за счет них поддерживается финансовая стабильность

бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов. В Российской Федерации, как и

в других странах, наиболее доходные источники сосредоточиваются в федеральном

бюджете. В соответствии с законом «О налоговой системе» в Российской Федерации

существуют следующие федеральные налоги:

- таможенная пошлина,

- налог на операции с ценными бумагами,

- сбор за использование наименований "Россия" и "Российская

Федерация" и словосочетаний с ними,

- сбор за пограничное оформление,

- налог на пользователей автодорог,

- налог с владельцев транспортных средств,

- налог на приобретение автотранспортных средств,

- налог на отдельные виды автотранспортных средств,

- налог на реализацию ГСМ,

- налог на прибыль,

- акцизы на группы и виды товаров,

- налог на добавленную стоимость,

- налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов

в инвалюте,

- отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы,

- плата за пользование водными объектами,

- подоходный налог с физических лиц,

- налог на игорный бизнес,

- платежи за пользование недрами,

- гербовый сбор,

- государственная пошлина,

- налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения,

- плата за пользование водными объектами,

- сбор за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового

спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции.

¨ Второй уровень — налоги республик в составе Российской Федерации и

налоги краев, областей, автономной области, автоном­ных округов. Для

краткости в дальнейшем мы будем именовать их региональными налогами.

Этот последний термин был введен в на­учный оборот нами еще несколько лет назад.

Сейчас он "узако­нен", поскольку используется в проекте Налогового Кодекса

Рос­сийской Федерации. Региональные налоги устанавливаются пред­ставительными

органами субъектов Федерации, исходя из обще­российского законодательства.

Часть региональных налогов отно­сится к общеобязательным на территории РФ. В

этом случае ре­гиональные власти регулируют только их ставки в определенных

пределах, налоговые льготы и порядок взимания. К региональным налогам

относятся:

- лесной налог;

- единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности;

- налог на имущество предприятий;

- налог с продаж.

¨ Третий уровень — местные налоги, то есть налоги городов,

районов, поселков и т.д. Представительные органы (городские Думы) городов

Москвы и Санкт-Петербурга имеют полномочия на установление как региональных,

так и местных налогов. К местным налогам относятся:

- налог на имущество физических лиц;

- земельный налог;

- регистрационный сбор за предпринимательскую деятельность;

- налог на промышленное строительство в курортной зоне

- курортный сбор;

- сбор за право торговли;

- целевые сборы на содержание милиции, благоустройство, нужды

образования и др.;

- сбор за право использования местной символики;

- налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и

компьютеров;

- сбор с владельцев собак;

- лицензионный сбор за право винной торговли;

- лицензионный сбор за право проведения аукционов и лотерей;

- сбор за выдачу ордера на квартиру;

- сбор за парковку автотранспорта;

- налог на рекламу;

- сбор за участие в бегах;

- сбор за выигрыш на бегах;

- сбор с лиц, играющих на тотализаторе;

- сбор с биржевых сделок;

- сбор за проведение кино- и телесъемок;

- сбор за уборку территории;

- сбор за открытие игорного бизнеса;

- налог на содержание жилищного фонда и объектов культурной сферы.

Бюджетное устройство Российской Федерации, как и многих европейских стран,

предусматривает, что региональные и мест­ные налоги служат лишь добавкой в

доходной части соответст­вующих бюджетов. Главная часть при их формировании —

это отчислением от федеральных налогов.

Каждому органу управления трехуровневая система налогооб­ложения дает

возможность самостоятельно формировать доход­ную часть бюджета исходя из

собственных налогов, отчислений от налогов, поступающих в вышестоящий бюджет

(регулирующих налогов), неналоговых поступлений от различных видов

хозяй­ственной деятельности (арендная плата, продажа недвижимости,

внешнеэкономическая деятельность и пр.) и займов.

Классификация по объектам налогообложения

По объектам налогообложения налоги делятся на налоги с оборота, налоги на

прибыль (доход), налоги на имущество, налоги на фонд оплаты труда. К налогам

с оборота относятся налог на пользователей автодорог, налог на содержание

жилья и объектов социально-культурной сферы, налог на добавленную стоимость.

К налогам на прибыль относятся налог на прибыль предприятий (организаций),

налог на доходы, удерживаемый у источника, налог на игорный бизнес. Налог на

имущество предприятий, земельный налог, налог на имущество физических лиц –

налоги на имущество, а страховые взносы в Пенсионный фонд, страховые взносы в

Фонд государственного социального страхования, страховые взносы в

Государственный фонд занятости населения, страховые взносы в фонды

обязательного медицинского страхования, сбор на нужды образования – налоги на

фонд оплаты труда.

Раскладочные и количественные налоги

Раскладочные (репартиционные) налоги исходят из потребности покрыть

конкретный расход (например, целевой сбор на содержание милиции,

благоустройство территории и другие цели), количественные (долевые,

квотативные) налоги устанавливаются из возможности налогоплательщика

заплатить налог.

Закрепленные и регулирующие налоги

В зависимости от того закреплен ли налог на длительный период за каким-то

конкретным бюджетом (бюджетами) или ежегодно перераспределяется между

бюджетами с целью покрыть дефицит, налоги делятся на закрепленные и

регулирующие соответственно.

Общие и целевые налоги

Целевые налоги могут вводиться по ряду причин.

Во-первых, с психологической точки зрения налогоплательщик с большей

готовностью уплачивает налог, в чьей пользе он непосредственно уверен.

Однако, такие налоги побуждают каждого контролировать государственные органы,

расходующие уплаченные налогоплательщиками суммы.

Во-вторых, целевые налоги придают большую независимость конкретному

государственному органу.

В-третьих, целевой характер налога может оправдываться тем, что необходимость

определенных затрат вызвана получением определенных доходов.

ГЛАВА II. Основные налоги Российской Федерации

Налог на добавленную стоимость

Налог на добавленную стоимость (НДС) в своем современном виде введен в РФ в

1992 г. Налог представ­ляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной

стоимо­сти, создаваемой на всех стадиях производства и обращения и

определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и

услуг и стоимостью материальных затрат, отне­сенных на издержки производства

и обращения. Этот налог взимается при реализации большинства товаров, работ и

услуг. НДС, уплаченный поставщикам за материальные ресурсы (включая

импортируемые), подлежит возмещению.

НДС взимается по ставке 20%, а при реализации отдельных продуктов питания и

товаров для детей - по ставке 10%. Изначально налог на добавленную стоимость

предполагалось целиком направлять в федеральный бюджет. Но вскоре пришлось

при­нять решение передать часть его регионам. Кстати, мировой опыт

сви­детельствует, что косвенный налог на потребление (НДС или налог с продаж)

чаще всего служит региональным налогом. На­пример, в США налог с продаж — это

один из основных финан­совых источников штатов, отчисления от которого

получают и города. В федеральный бюджет зачисляется 85% направляемой в бюджет

суммы НДС, а в бюджет субъекта Российской Федерации - 15%. НДС, взимаемый

таможенными органами при импорте товаров, полностью зачисляется в федеральный

бюджет. В розничной и аукционной торговле, в общественном питании НДС

облагаются суммы торговых надбавок и комиссионных вознаграждений. НДС,

уплаченный по транспортным, складским и другим услугам, относящимся к

издержкам обращения, также подлежит возмещению. Товары (работы, услуги),

реализуемые в рамках совместной деятельности, подлежат обложению НДС в общем

порядке. Доля прибыли, получаемая каждым участником от совместной

деятельности, обложению НДС не подлежит.

НДС является косвенным налогом на потребле­ние. Налог взимается в тот момент,

когда совершается акт куп­ли-продажи, и до тех пор, пока продукция (работы,

услуги) не дойдет до конечного потребителя. В результате достигается

соче­тание обложения на всех стадиях производства и обращения с реальным

участием каждого из звеньев в уплате налога. Техни­чески механизм взимания

НДС удобен и обеспечивает быстрое поступление налога в бюджет.

От НДС освобождены: экспортируемые товары (работы, ус­луги); услуги

пассажирского транспорта; квартирная плата; не­которые финансовые операции,

патентно-лицензионные опера­ции, продукция собственного производства отдельных

предпри­ятий общественного питания, а также тех, кто обслуживает со­циальную

сферу; услуги в сфере образования; научно-иссле­довательские и

опытно-конструкторские работы, финансируе­мые из бюджета; услуги учреждений

культуры; платные меди­цинские услуги; продукция сельскохозяйственных

предприятий, реализуемая в счет натуральной оплаты труда; изделия народных

художественных промыслов; некоторые виды товаров, ввозимых на территорию

Российской Федерации; лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без

образования юридиче­ского лица.

Первоначально при введении НДС рассматривался как панацея от всех финансовых

бед. Предполагалось, что с его помощью уже в 1992 г. удастся свести к

минимуму дефицит федерального бюджета. Налог должен был занять первое место

среди доходных статей бюджета, оттеснив даже налог на прибыль предприятий и

организаций. Однако сбалансирования бюджета не произошло.

Надо отметить, что налог на добавленную стоимость имеет очень устойчивую базу

обложения, которая к тому же не зависит от текущих материальных затрат. В

бюджет начинают поступать средства задолго до того, как произойдет

окончательная реали­зация готовой продукции (работ, услуг). Они продолжают

по­ступать и при любой перепродаже готового изделия. Уклониться от уплаты

налога довольно сложно, хотя это и случается. Но вы­деление налога отдельной

строкой во всех банковских и прочих расчетных документах усложняет эти

попытки и позволяет на­логовым инспекциям эффективно контролировать уплату

нало­га. Плательщик налога не несет на себе налогового бремени, связанного с

взиманием НДС при покупке сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих

изделий, поскольку компен­сирует свои затраты, перекладывая их на покупателя.

Лишь на последнем потребителе продукции процесс переложения налога

заканчивается.

Акцизы

Важным видом косвенных налогов стали акцизы[1]

, раньше в нашей стране почти не применявшиеся. Их роль, только в значительно

большем объеме, выполнял налог с оборота. Во всех странах мира на особо

высокорентабельные товары устанавливаются акцизные сборы для изъятия в доход

бюджета некоторой части получаемой производителями таких товаров сверхприбыли.

Плательщиками акцизов являются производящие и реали­зующие подакцизные товары

предприятия и организации. С 1997 г. плательщиками акцизов могут быть не только

юридиче­ские, но и физические лица. Закон РФ "Об акцизах" распростра­нен на

граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования

юридического лица. Введение акцизов совпало, как и вся налоговая реформа, с

либерализацией цен. В связи с этим акцизы устанавливаются не в сумме на единицу

изделия, как в большинстве стран, а методом процентных над­бавок к розничной

цене товаров[2].

Подакцизными являются ал­когольные напитки, табачные изделия, легковые

автомобили, ювелирные украшения из золота, платины, серебра, нефть

[3], газ и некоторые виды минерального сырья. В общем достаточно

обычный для мировой практики набор товаров, чья розничная цена в силу

потребительских свойств существенно превышает себестоимость. В 1993—1995 гг. в

ряду подакцизных товаров происходили заметные изменения. Были отменены акцизы

на продовольственные товары, на которые они были установлены. Естественно, это

не относится к алкогольным напиткам. В соче­тании с налогом на добавленную

стоимость акцизы на такие продукты, как шоколад, икра, ценные породы рыб и

некоторые другие морепродукты, способствовали резкому росту розничных цен на

них. Для компенсации выпадающих доходов вводились акцизы на некоторые другие

товары, например, на малотоннаж­ные грузовые автомобили. С 1996 г. направление

налоговой по­литики ведет к общему сокращению видов подакцизных това­ров.

Отменены акцизы на изделия из хрусталя, меховую и кожа­ную одежду, грузовики.

По мнению министра по налогам и сборам А. Починка, на сегодняшний день «акцизы

на табачные изделия находятся на недопустимо низком уровне»

[4]. Что же касается акцизов на алкогольную продукцию, то, «в связи с

увеличением ставок в среднем на 40% в первом квартале 2000 года объём

производства алкоголя снизился на 12% по сравнению с аналогичным периодом 1999

года»[5].

Объектом налогообложения служат обороты по реализации подакцизных товаров.

Для определения облагаемого оборота бе­рется стоимость реализуемых изделий,

исчисленная исходя из цен реализации без учета налога на добавленную

стоимость. Ак­цизами не облагаются товары, идущие на экспорт (за пределы

стран СНГ). Если организация реализует на экспорт товары, приобретенные ею с

акцизами, то суммы акцизов возвращаются налоговыми органами. Возврат

производится при предъявлении грузовой таможенной декларации со штампом

таможни "выпуск разрешен".

Перечень подакцизных товаров и ставки акцизов на них ус­танавливаются

Правительством Российской Федерации. Отдельные виды подакцизных товаров

подлежат обязательной маркировке марками акцизного сбора установленного

образца.

Как и другие налоги, акцизы являются мощным рычагом регулирования экономики,

обращаться с которым следует очень осторожно и умело, по возможности

прогнозируя последствия производимых изменений. Наряду с налогом на прибыль

акцизы служат регулирующими источниками, поддерживая региональные и местные

бюджеты.

Начиная с 1997 г. по ряду изделий акцизы устанавливаются не в процентах, как

все эти года, а в денежном выражении. Впервые в рублях введены акцизы на

алкогольную продукцию с учетом крепости, на пиво и табачные изделия. Стали

платить акцизы предприниматели без образования юридического лица.

Подоходный налог

К числу крупных источников дохода бюджета относится подо­ходный налог с

физических лиц. В большинстве зарубежных стран налог на личные доходы

граждан служит главным источником доходной части бюджета. Например, в

федеральном бюджете США его удельный вес составляет более 40%, в то время как

налог на прибыль корпораций — 10%. В бюджете Дании удель­ный вес подоходного

налога 48%, то есть почти такой же, как во всех остальных вместе взятых. В

Германии этот налог занимает первое место среди статей доходов бюджета, во

Франции — вто­рое место после налога на добавленную стоимость.

Растет значение этого налога и в Российской Федерации. Однако этому процессу

препятствует низкий уровень доходов основной массы населения. По

законодательству, введенному в 1992 г., объектом обло­жения стал совокупный

годовой доход физического лица, из ко­торого производятся вычеты налоговых

льгот, в том числе и увя­занные с семейным положением. Налог носит

прогрессивный характер.

Объектом подоходного налога является совокупный доход, полученный в

календарном году как в денежной, так и в натуральной форме, в том числе в

виде материальной выгоды. Датой получения дохода является дата выплаты дохода

(включая аванс), либо перечисления дохода, либо дата передачи дохода в

натуральной форме. Доход в иностранной валюте в целях налогообложения

пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ на день получения.

Подоходный налог является основным налогом, который уп­лачивают физические

лица. Остальные носят характер имущест­венных налогов или пошлин и не имеют

такой регулярности в уплате. Подоходный налог вносится абсолютным

большинством граждан ежемесячно, а многими еще пересчитывается и

допла­чивается по итогам календарного года. Налог уплачивается в сроки,

установленные законодательством, нарастающим итогом с начала года с зачетом

ранее внесенных сумм.

Налог с заработной платы удерживается работодателями. Граждане, имевшие в

течение года доходы не только от выполнения трудовых и приравненных к ним

обязанностей по месту основной работы (службы, учебы), обязаны представлять в

налоговые органы декларацию о доходах.

В совокупный годовой доход не включаются пенсии, госу­дарственные социальные

пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности, выходные

пособия, компенса­ционные выплаты (например, командировочные, полевое

до­вольствие), стоимость натурального довольствия, суммы матери­альной помощи,

оказываемой в связи со стихийными бедствия­ми или другими чрезвычайными

обстоятельствами, выигрыши по облигациям государственных займов, по лотереям,

проценты по вкладам в банках и других кредитных учреждениях, стипен­дии

студентов[6] и их заработок, получаемый в

связи с учебно-производственным процессом и за работы, выполняемые во время

каникул в составе студенческих отрядов, доходы лиц, осуществляющих

старательскую деятельность, доходы граждан от продажи выращенного в личном

подсобном хозяйстве скота, кроликов, птицы, нутрий, продукции пчеловодства,

растение­водства и цветоводства, а также продажи грибов, ягод, орехов,

лекарственных растений, суммы, получаемые в течение кален­дарного года от

продажи квартир, жилых домов, дач, садовых домиков, земельных участков в части,

не превышающей пятиты­сячекратного размера минимальной месячной оплаты труда, а

также суммы, получаемые от продажи иного имущества в части, не превышающей

тысячекратного размера минимальной месяч­ной оплаты труда, страховые выплаты,

доходы, получаемые от физических лиц в порядке наследования и дарения, за

исключе­нием вознаграждений, выплачиваемых правопреемникам авто­ров открытий,

изобретений, произведений литературы и искус­ства, стоимость подарков от

предприятий, призов, полученных на конкурсах и соревнованиях, не превышающая

двенадцати­кратного размера минимальной месячной оплаты труда, доходы членов

фермерского хозяйства, полученные от сельскохозяйст­венной деятельности в

течение пяти лет с момента образования хозяйства; суммы дивидендов,

выплачиваемых предприятиями физическим лицам, в случае их инвестирования внутри

пред­приятия на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение

производства или объектов социальной инфраструкту­ры, а также направленные на

прирост оборотных средств, дохо­ды (кроме заработной платы), получаемые членами

кочевых ро­довых общин малочисленных народов Севера; суммы стоимости акций,

полученных физическими лицами в соответствии с зако­нодательством о

приватизации предприятий, за исключением дивидендов и других доходов от

использования этих акций; до­ходы, полученные членами трудового коллектива за

счет льгот при приватизации предприятий; стоимость продукции собствен­ного

производства сельскохозяйственных предприятий, реализо­ванной в счет

натуральной оплаты труда, не превышающая пятидесятикратного размера минимальной

месячной оплаты труда; доходы, получаемые от избирательных комиссий; суммы

оплаты труда иностранных физических лиц, привлекаемых для реализа­ции целевых

социально-экономических программ жилищного строительства, создания центров

профессиональной переподго­товки военнослужащих, уволенных с военной службы.

Если международными договорами РФ или бывшего СССР установлены иные правила

налогообложения отдельных категорий граждан, то применяются правила

международного договора.

Индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощённую систему

налогообложения, учёта и отчётности, платят подоходный налог в форме уплаты

годовой стоимости патента.

Подоходный налог с физических лиц является федеральным налогом, но большая

часть получаемых от его взимания средств остается в бюджетах субъектов

Федерации. Наряду с налогом на прибыль он служит регулирующим источником

доходов бюдже­та. Соотношения его между бюджетами менялись. В разное вре­мя в

региональном бюджете оставалось 100%, 99, 90% от всех поступлений, остальные

направляются в федеральный бюджет.

Налог на прибыль

Одним из главных доходных источников федерального бюджета, а также региональных

и местных бюджетов служит налог на при­быль предприятий и организаций.

За пять с половиной лет роль и значение его несколько менялись, но независимо от

этого он входил и продолжает быть одним из двух основных налогов.

Налог регламентируется Законом РФ "О налоге на прибыль предприятий и

организаций". Налог является прямым, его сумма зависит от конечного

финансового результата предприятия-налогоплательщика. А плательщики — все

предприятия и орга­низации, в том числе и бюджетные, являющиеся юридическими

лицами по законодательству РФ, включая предприятия с ино­странными

инвестициями, международные объединения и орга­низации, осуществляющие

предпринимательскую деятельность, филиалы и другие аналогичные подразделения,

имеющие от­дельный баланс и расчетный счет, иностранные фирмы, осуще­ствляющие

предпринимательскую деятельность на территории России. На сегодняшний день в

России действует единая ставка налога на прибыль, составляющая 13%.

Одним из главных доходных источников федерального бюджета, а также региональных

и местных бюджетов служит налог на при­быль предприятий и организаций.

За пять с половиной лет роль и значение его несколько менялись, но независимо от

этого он входил и продолжает быть одним из двух основных налогов.

Налог регламентируется Законом РФ "О налоге на прибыль предприятий и

организаций". Налог является прямым, его сумма зависит от конечного

финансового результата предприятия-налогоплательщика. А плательщики — все

предприятия и орга­низации, в том числе и бюджетные, являющиеся юридическими

лицами по законодательству РФ, включая предприятия с ино­странными

инвестициями, международные объединения и орга­низации, осуществляющие

предпринимательскую деятельность, филиалы и другие аналогичные подразделения,

имеющие от­дельный баланс и расчетный счет, иностранные фирмы, осуще­ствляющие

предпринимательскую деятельность на территории России.

При определении прибыли от реализации основных фондов или другого имущества

учитывается превышение продажной це­ны над первоначальной или остаточной

стоимостью фондов или имущества, увеличенной на индекс инфляции.

В состав доходов от внереализационных операций включа­ются: доходы от

долевого участия в деятельности других пред­приятий, от сдачи имущества в

аренду, дивиденды по акциям, облигациям и другим ценным бумагам и пр. Сюда же

входят суммы средств, полученные безвозмездно от других предприятий при

отсутствии совместной деятельности (так называемая фи­нансовая помощь).

При исчислении прибыли для целей налогообложения наибо­лее важно правильно

определить себестоимость продукции (работ, услуг). Опыт работы

Государственной налоговой инспекции по г. Москве свидетельствует, что именно

здесь финансовыми и бухгалтерскими службами предприятий допускается

наибольшее количество ошибок, выявляемых при документальных проверках. Здесь

же допускают умышленные искажения те, кто пытается уй­ти от налогообложения,

ведь любое завышение себестоимости снижает базу обложения налога на прибыль.

Не все фактические затраты, произведенные предприятием, можно включать в

себе­стоимость продукции (работ, услуг). Некоторые виды затрат мож­но

производить только из прибыли, остающейся в распоряжении организации после

уплаты налогов. Некоторые затраты включа­ются в себестоимость, но не целиком,

а лишь в пределах утвер­жденных нормативов. Примером последних являются

командиро­вочные расходы, представительские расходы и т. п.

Объект налогообложения хорошо виден в следующей схеме:

Сегодняшняя ставка налога на прибыль значительно снижена по сравнению с

предыдущей. Причина этого – желание уменьшить количество теневого капитала в

России, размер которого по оценкам экспертов достигает 40%, «открыть» его.

Теперь главная проблема – сохранить эту ставку, чтобы не спугнуть

налогоплательщиков и не получить обратного результата.

ГЛАВА III. Проблемы совершенствования налоговой

системы РФ

Анализ действующей налоговой

системы

Действующая в России уже пять с половиной лет налоговая система вызывает

множество нареканий со стороны предпринимателей, экономистов, депутатов,

государственных чиновников, журналистов и рядовых налогоплательщиков. Многим

не нравится, что налоги слишком высокие. Одни по наивности думали, что в

условиях рынка государство устанавли­вает низкие налоги, что-то вроде

десятины в античном мире. Другие полагали, что свобода предпринимательства

распростра­няется и на налоги: хочу плачу, хочу — скрываю. Но при этом все

дружно возмущаются и обвиняют Правительство, когда за­держивается выплата

заработной платы работникам бюджетных учреждений, пенсий, не во время

оплачивается государственный заказ. Далее предметами для критики выступают:

излишне фис­кальный характер налоговой системы; отсутствие должного

сти­мулирования отечественных производителей; чрезмерное нало­гообложение

прибыли (дохода); низкое налогообложение иму­щества; высокое налогообложение

физических лиц при неболь­шой по сравнению с западными странами оплате труда;

низкое налогообложение физических лиц, поскольку в других странах оно выше;

введение налога на добавленную стоимость, о кото­ром ранее и не слышали;

слишком жесткие финансовые санк­ции к уклоняющимся от уплаты налога;

недостаточность при­нимаемых мер по пресечению недоимок в бюджет; частые

изме­нения отдельных налогов; низкое налогообложение природных ресурсов.

Обобщить и свести воедино все эти точки зрения невозмож­но, хотя во многих

критических высказываниях и предложениях содержится рациональное зерно.

Налоговая система, конечно, нуждается в совершенствовании. Но не на базе

случайных идей, порой подхваченных, точнее выхваченных из комплекса, в

за­падных странах, а порой просто дилетантских. России остро не хватает

собственной научной школы или нескольких школ в об­ласти налогообложения,

способных не только усовершенство­вать действующую налоговую систему, но

предвидеть, спрогнозировать все экономические и социальные последствия от

про­ведения в жизнь того или иного комплекса мероприятий,

Оценивая прошедшие годы, следует помнить, что налоговая система России

возникла и с первых же дней своего существо­вания развивается в условиях

экономического кризиса. В тяже­лейшей ситуации она сдерживает нарастание

бюджетного дефи­цита, обеспечивает функционирование всего хозяйственного

ап­парата страны, позволяет, хотя и не без перебоев, финансировать неотложные

государственные потребности, в основном отвечает текущим задачам перехода к

рыночной экономике. К созданию налоговой системы РФ был широко привлечен опыт

развития зарубежных стран.

Естественное и вполне объяснимое желание большинства населения уменьшить

налоги вступает в противоречие с неот­ложными нуждами финансирования

хозяйства, решения соци­альных вопросов, развития фундаментальной науки,

обеспече­ния обороноспособности государства. С другой стороны, поми­мо

насущных потребностей в расходах величина налогов должна определяться

условиями расширения налоговой базы, которая может расти только тогда, когда

учитываются интересы товаро­производителей. В 70—80-е гг. все страны признали

учение А. Лэффера о соотношении налоговых ставок и доходов.

Однако нельзя и снижать налоги сверх меры. Вспомним, что они играют не только

стимулирующую, но и ограничивающую роль. Чрезмерно низкие налоги могут

привести к резкому взлету предпринимательской активности, что также может

вызвать ряд негативных последствий.

Налоговая система не сможет быть застывшей. Она реформируется сейчас и должна

реформироваться дальше. Она, следуя общему ходу всей экономической реформы,

является её неотъемлемым звеном. Сегодняшняя стабилизация экономики пока

проявляется лишь как тенденция в условиях продолжающегося спада производ­ства

и инфляции. Реформирующаяся налоговая система призвана противостоять

эко­номическому и финансовому кризису.

Нестабильность налоговой системы России

В настоящее время налогоплательщики сетуют, и вполне обоснованно, на

нестабильность российских налогов, постоянную смену их видов, ставок, порядка

уплаты, налоговых льгот и т.д., что объективно порождает значительные

трудности в организации производства и предпринимательства, в анализе и

прогнозировании финансовой ситуации, определении перспектив, исчислении

бюджетных платежей. Дело в том, что 90-е годы является периодом возрождения

и становления налоговой системы России.

Система налогов, введенная в 1990-1991 годах, была весьма слабо адаптирована

к рыночным отношениям, не учитывала новых явлений и тенденций, практически

она устарела уже к моменту начала своего функционирования. Дело в том, что в

условиях перехода к рынку применялись старые понятия о налогах.

Вносимые в курс экономической реформы уточнения и дополнения неизбежно

отражаются на необходимости корректирования отдельных элементов системы

налогообложения. Этого требуют и продолжающиеся в экономике страны процессы

инфляции, хотя теперь не такой динамичной, роста бюджетного дефицита,

падения уровня производства в промышленности и сельском хозяйстве. Меняются

ставки налогов, объекты налогообложения, отменяются одни льготы и вводятся

новые, уточняются источники уплаты налогов. Многочисленные изменения и

дополнения вносятся в инструктивный и методический материал по налогам.

В декабре 1993 года президентским указом было отменено положение о норме, в

соответствии с которой региональные и местные органы власти в праве вводить

или не вводить лишь те налоги, которые оговорены законом “Об основах

налоговой системы в Российской федерации”. В результате, как грибы после

дождя, стали появляться такие экзотические налоги как налог на падение

объемов производства или на инвестиции за пределами региона, за прогон скота

или на содержание футбольной команды. Тревожно, что на основании указа

внутри России возникли своеобразные таможенные барьеры в виде сборов за въезд

или за ввоз товаров на территорию области или республики, а также за вывоз

товаров за пределы региона.

Большую опасность стали представлять и налоги, “экспортируемые” одним

регионом в другие. Например, Тува ввела собственные акцизы на отдельные виды

продовольствия и минерального сырья. Поскольку эти акцизы включаются в цену

продукции, а продукция реализуется за пределами республики, налог фактически

взимается с “чужих” налогоплательщиков, а поступает в собственный бюджет.

Подобные примеры можно продолжить. Налоговая система России стала напоминать

лоскутное одеяло, число лоскутов в котором стремительно увеличивается. Это

не только не стабилизирует налоговую систему, но и приводит в отчаяние те

крупные предприятия, которые осуществляют свою деятельность в разных регионах

страны или принимают решения об инвестициях в российскую экономику.

Представляется важным сопоставить налоговую систему России с налогами,

действующими в разных зарубежных странах, ибо переход к рыночной экономике

немыслим без использования опыта западных государств наряду со всем лучшим,

что имелось в СССР.

По оценкам зарубежных экспертов, западные предприниматели ухитряются скрыть

от налогообложения от 10 до 30% своих доходов. По мнению специалистов

Государственной налоговой службы России, у нас эта цифра выше. Это в свою

очередь создает огромные трудности в пополнении бюджета.

Сегодня в стране ставки налогов устанавливаются без достаточного

экономического анализа их воздействия на производство, на стимулирование

инвестиций и т. д. Между тем при установлении ставок налогов необходимо

учитывать их влияние не только на это, но и на ликвидацию условий,

способствующих вполне легальному уходу налогоплательщика от уплаты налогов.

Аксиомой является тот факт, что последствия уклонения от налогов меньше, если

различные виды доходов облагаются по одинаковым ставкам. В противном же

случае наблюдается тенденция к перераспределению доходов в пользу тех,

которые облагаются налогом по наименьшей ставке.

Действующая в стране налоговая система со слабо проработанными теоретически и

экономически ставками налогов вынуждает вводить новые (и подчас совсем не

рыночные) виды изъятий, способные, по мнению властей, нивелировать негативные

последствия, связанные с произвольностью ставок налогов на отдельные доходы.

Поэтому сейчас из-за более низкой ставки выгоднее направлять средства на

оплату труда, нежели платить налог с прибыли. Завтра это может привести к

тому, что все доходы уйдут в личное потребление. Поэтому важно, чтобы доходы

облагались по одинаковым средним ставкам, чтобы при прочих равных условиях у

предпринимателя не было мотива перераспределять доходы в целях “легального”

снижения размера уплачиваемого налога.

Как видим, нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок,

количества налогов, льгот и т.д. несомненно играет отрицательную роль,

особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а

также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она

выступает главным инструментом воздействия государства на развитие

хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В

связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была

адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому

опыту.

Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества

налогов, льгот и т. д. несомненно играет отрицательную роль, особенно в

период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также

препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным.

Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема

реформы налогообложения.

Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную

функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая

тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.

Анализ реформаторских преобразований в области налогов в основном

показывает, что выдвигаемые предложения касаются в лучшем случае отдельных

элементов налоговой системы (прежде всего размеров ставок, предоставляемых

льгот и привилегий; объектов обложения; усиления или замены одних налогов

на другие). Однако в сегодняшнее время необходима принципиально иная

налоговая система, соответствующей нынешней фазе переходного к рыночным

отношениям периода. И это не случайно, ибо оптимальную налоговую систему

можно развернуть только на серьезной теоретической основе.

На сегодняшний день существует огромный, причем теоретически обобщенный и

осмысленный, опыт взимания и использования налогов в странах Запада. Но

ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было бы совершенно

неразумно не уделять первостепенное внимание специфике экономических,

социальных и политических условий сегодняшней России, ищущей лучшие

пути реформирования своего народного хозяйства.

Пока не будет выработано авторитетной целостной концепции реформирования

налогообложения и его правовой формы, результаты любых изысканий в этой

сфере останутся не более чем точкой зрения отдельных коллективов и

специалистов. В настоящее время на роль нового, профессионально

составленного, с учётом предыдущих ошибок и неудач, налогового

законодательства претендует Налоговый кодекс, разработанный Правительством

РФ, однако, он не лишён недостатков.

Проблем в сфере налогообложения накопилось слишком много, чтобы их можно

было решить в том порядке, в котором они решались, отдельными указами и

поправками. Лишь незначительная их часть будет так или иначе решена в

недалеком будущем.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция РФ 1993г.

2. Закон Российской Федерации “ Об основах налоговой системы в

Российской Федерации “.

3. Налоговый Кодекс РФ (часть 1, вступила в действие с 1 января

1999 года)

4. Закон РФ «Об акцизах»

5. Закон РФ «О налоге на добавленную стоимость»

6. ФЗ от 25 апреля 1995г. О внесении изменений и дополнений в Закон

Российской Федерации «О налоге на добавленную стоимость»

7. Закон РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций»

8. Закон РФ «О подоходном налоге с физических лиц»

9. ФЗ от 10 января 1997г. О внесении изменений и дополнений в

Закон Российской Федерации «О подоходном налоге с физических лиц»

10. ФЗ от 31 марта 1999г. О внесении изменений и дополнений в Закон

Российской Федерации «О подоходном налоге с физических лиц»

11. Финансовое право: учебник / отв. Ред. Н.И. Химичева. 2-е изд..,

перераб. и доп. – М.: 2000

12. Самойлов А.А. Акцизы недопустимо низкие? // Мир за неделю. 2000. №

13 (30)

13. Хлебников С.И. Водку оставили в покое // Мир за неделю. 2000. № 13 (30)

14. Винк А. Московский международный налоговый центр. // Налоги. - 1997.

- № 2. С. 67

15. Налоги. Центр налогового права. www.conseco.ru . Обновление: ноябрь

1999

[1] Закон РФ «Об акцизах»

[2] Инструкция ГНС РФ «О порядке исчисления и уплаты акцизов»

[3] Постановление Правительства РФ «Об

установлении дифференцированных ставок акциза на нефть, добываемую на

территории Российской Федерации» от 24 мая 1994г. №534

[4] Акцизы недопустимо низкие?//Мир за неделю №13 (30). 2000 г.

[5] Водку оставили в покое// Мир за неделю №13 (30). 2000 г.

[6] Недавно освобождены от налога также стипендии аспирантов.


© 2010 Современные рефераты