Рефераты

Курсовая: Общие положения подряда

п. 1 ст. 711 ГК, является диспозитивным. Заказчик может оплатить работу

полностью при заключении договора либо выплатить аванс, произведя

окончательный расчет по сдаче всей работы в целом. Подрядчик же вправе

требовать выплаты вознаграждения при заключении договора или аванса только в

случаях и размере, предусмотренных законом или договором подряда (п. 2 ст.

711 ГК).

Интересы подрядчика в получении предусмотренной договором цены защищаются

путем предоставления ему права на удержание, как результата работы, так и

имущества, принадлежащего заказчику и переданного подрядчику для выполнения

работ, вплоть до уплаты заказчиком соответствующих сумм (ст. 712 ГК).

При принятии выполненной работы заказчик обязан осмотреть ее и при

обнаружении явных отступлений от условий договора, ухудшивших работу, или

иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику. О

недостатках, которые не могли быть обнаружены при обычном способе принятия

работы, заказчик обязан заявить подрядчику немедленно по их обнаружении. При

невыполнении этого правила, заказчик теряет право в дальнейшем ссылаться на

недостатки работы, которые могли быть установлены при обычном способе ее

приемки (п. 2, 3 ст. 720 ГК). Заказчик, обнаруживший после приемки работы

отступления в ней от договора подряда или иные недостатки, которые не могли

быть обнаружены при обычном способе приемки (скрытые недостатки), обязан

известить подрядчика об этом в разумный срок по их обнаружении (п. 4 ст. 720

ГК).

Действующим законодательством на подрядчика возлагается до­полнительная

обязанность по передаче заказчику информации, касающейся эксплуатации или

иного использования предмета договора подряда (ст. 726 ГК). Еще одна норма о

передаче информации направлена на охрану коммерческой тайны, ставшей

известной сторонам при выполнении договора подряда (ст. 727 ГК). Сторонам

договора подряда не требуется теперь специально предусматривать в договоре

условия о защите коммерческой тайны, поскольку это является императивным

требованием закона. Стороны должны лишь предусмотреть порядок и условия

пользования полученной информацией, если сочтут это необходимым.

В легальном определении договора подряда указано на то, что подрядчик

выполняет работу за свой риск. Это означает, что при случайной гибели

предмета подряда либо невозможности окончания работы, возникшей не по вине

сторон, подрядчик не вправе требовать вознаграждения за выполненную им

работу. Риск подрядчика распространяется именно на получение вознаграждения,

поскольку риск случайной гибели или порчи материала несет сторона,

предоставившая материал. Подрядчик, однако, вправе требовать выплаты

вознаграждения, если гибель предмета подряда или невозможность окончания

работы произошли по обстоятельствам, зависящим от заказчика: вследствие

предоставления недоброкачественного материала, выполнения указаний заказчика

о способе выполнения работы (при условии исполнения подрядчиком

«информационной обязанности»), либо произошли после наступления просрочки в

принятии выполненной работы заказчиком. Заказчик обязан принять работу в

сроки и в порядке, которые предусмотрены договором, при этом санкцией за

неисполнение этой обязанности является переход риска случайной гибели

результата работы на заказчика с момента, когда передача результата работы

должна была состояться (ст. 720 ГК).

При выполнении работы заказчик вправе, не вмешиваясь в хозяйственную

самостоятельность подрядчика, контролировать выполнение работ, давать

указания о способе их выполнения, конкретизировать требования к результату

выполняемой работы, не изменяя существа задания (ст. 715 ГК). Это право

предоставлено заказчику с целью своевременного выявления отступлений

подрядчика от условий договора, сроков выполнения работы и устранения этих

нарушений. Так, если в ходе выполнения работы заказчику станет очевидно, что

работа не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе вмешаться,

установив подрядчику разумный срок для устранения недостатков. Если же

подрядчик не исправит недостатки к установленному сроку, заказчик вправе

отказаться от договора либо поручить исправление работ другому лицу за счет

подрядчика, а сверх того потребовать возмещения убытков (п. 3 ст. 715 ГК).

Право контроля, предоставленное законом заказчику, свидетельствует о его

активной роли при выполнении работы. Кроме того, закон возлагает на заказчика

обязанность оказывать содействие подрядчику в выполнении работы на условиях,

предусмотренных договором (ст. 718 ГК), а подрядчик вправе приостановить

исполнение договора при невыполнении заказчиком своих обязанностей (ст. 719

ГК). Названные обязанности заказчика свидетельствуют о повышении роли и

ответственности заказчика в договоре подряда, что характерно для развитых

рыночных отношений.

Ответственность за нарушение договора подряда.

Нарушение договора подряда, с учетом его взаимного характера, может произойти

по вине, как заказчика, так и подрядчика. Невыполнение заказчиком возложенных

на него по договору обязанностей влечет, как правило, лишь обязанность

выплатить подрядчику вознаграждение в полном объеме. Нарушение договора

подрядчиком может состоять либо в невыполнении порученной ему работы либо в

ненадлежащем ее выполнении.

Последствия невыполнения обязанности выполнить определенную работу

предусмотрены общими нормами об ответственности за нарушение обязательств

(ст. 397 ГК). В этом случае заказчик вправе выполнить работу за счет

подрядчика либо потребовать возмещения понесенных убытков. Законом или

договором может быть предусмотрено, что заказчик вправе требовать лишь

возмещения убытков, но не выполнения работы за счет подрядчика. Заказчик

вправе выполнить работу за счет подрядчика не только своими силами и

средствами, но и поручить ее выполнение другому подрядчику, отнеся все

расходы на неисправного подрядчика.

Если подрядчик ненадлежащим образом выполнил работу, допустив отступления от

условий договора, ухудшившие работу, либо иные недостатки в работе, заказчику

предоставлено право выбрать один из следующих вариантов поведения:

- потребовать безвозмездного исправления недостатков в

работе в разумный срок;

- потребовать соразмерного уменьшения установленной за

работу цены;

- потребовать возмещения понесенных заказчиком необходимых

расходов по исправлению своими средствами недостатков работы, при условии,

что такое право заказчика предусмотрено договором.

Эти правила применяются в тех случаях, когда имеющиеся в работе недостатки

могут быть исправлены либо носят незначительный характер. Если же отступления

от условий договора и допущенные недостатки имеют существенный характер,

заказчик вправе расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков (п. 3

ст. 723 ГК).

Подрядчик вправе вместо устранения недостатков безвозмездно выполнить работу

заново, возместив заказчику убытки за просрочку исполнения. Заказчик в этом

случае обязан возвратить ранее полученный результат работы подрядчику (п. 2

ст. 723 ГК).

Условиями договора может быть предусмотрено освобождение под­рядчика от

ответственности за определенные недостатки. Например, если подобная работа

выполняется впервые либо заказчик потребовал выполнить работу по новой

технологии, подрядчик вправе предложить Указчику снять с него риск возможных

недостатков результата работы.

Речь идет именно о риске, поскольку такая оговорка в договоре не освободит

подрядчика от ответственности, если недостатки возникли вследствие виновных

действий или бездействия подрядчика (п. 4 ст. 723 ГК).

Особой формой ответственности за нарушение договора подрядчиком является

право заказчика потребовать досрочного расторжения договора и взыскания

убытков с подрядчика в случаях, когда подрядчик своевременно не приступает к

выполнению работы либо выполняет ее настолько медленно, что окончание ее к

обусловленному сроку становится явно невозможным. Если при выполнении работы

заказчик убедится, что работа не будет выполнена надлежащим образом, заказчик

назначает подрядчику соразмерный срок для устранения обнаруженных

недостатков. При невыполнении подрядчиком этого требования заказчик вправе

расторгнуть договор и либо потребовать возмещения убытков, либо поручить

исправление работы третьему лицу за счет подрядчика (ст. 715 ГК).

Кроме того, заказчик вправе в любое время до сдачи ему результата работы

отказаться от договора, выплатив подрядчику часть цены пропорционально

выполненной работе и возместив ему убытки, вызванные расторжением договора, в

пределах разницы между ценой, определенной за всю работу, и ценой,

выплаченной за выполненную ее часть (ст. 717 ГК). Законом реализация этого

правила не поставлена в зависимость от уважительности причин, вызвавших

расторжение договора, как это было в ранее действовавшем законодательстве.

Только условиями договора могут быть предусмотрены случаи, когда заказчик не

вправе отказаться от исполнения договора подряда.

Законом установлен сокращенный срок исковой давности по искам заказчика по

поводу обнаруженных недостатков либо отступлений от договора, ухудшивших

работу. Если недостатки или отступления относятся к явным, то иск может быть

заявлен в течение одного года со дня принятия работы, поскольку заказчик

обязан немедленно заявить подрядчику о наличии явных недостатков при принятии

результата работы (п. 1—3 ст. 720 ГК); по скрытым недостаткам — в течение

одного года со дня обнаружения недостатков, которые должны быть обнаружены в

пределах двух лет со дня передачи результата работы, если иные сроки не

установлены законом, договором или обычаями делового оборота (п. 2 ст. 724

ГК). Так, по договору подряда был изготовлен мебельный гарнитур, его передача

состоялась в мае 1995 года и никаких явных недостатков при приемке обнаружено

не было. В ноябре 1996 года выявился скрытый недостаток — отслоение

декоративного покрытия. Требование об устранении недостатка должно быть

заявлено в пределах одного года со дня обнаружения недостатков. В приведенном

примере годичный срок исковой давности истекает в ноябре 1997 года.

На иски по поводу недостатков в зданиях и сооружениях распространяется общий

срок исковой давности в три года (ст. 196 ГК). Если законом, иными правовыми

актами или договором предус­мотрен гарантийный срок (ст. 722 ГК), то течение

срока исковой давности по недостаткам, обнаруженным в выполненной работе в

пределах гарантийного срока, начинается со дня заявления о недостатках, а не

со дня, когда недостаток был обнаружен, при условии, что явление сделано в

пределах гарантийного срока (п. 3 ст. 725 ГК).

Бытовой подряд.

Общие положения. Договор бытового подряда (бытового заказа) давно

известен гражданскому законодательству. Еще в ГК 1964 года ему были посвящены

отдельные нормы в главе о подряде. Однако его понятие, прежде всего, опиралось

на особенности правового регулирования плановой экономики, в связи, с чем

бытовой заказ рассматривался, как один из договоров по обслуживанию граждан

[3]. Его главными юртами являлись особенности субъектного состава — в

качестве заказ-вика выступал гражданин, а подрядчика — специализированная

организация сферы обслуживания; планово-регулируемый характер договора;

применение публичной оферты и закрепление отдельных видов договоров бытового

заказа в типовых договорах. С переходом к рыночной экономике, упразднением

непосредственного государственного управления сферой обслуживания, казалось бы,

должны были коренным образом измениться и нормы о бытовом подряде. Однако

большая часть норм воспроизводит уже известные ранее правила правового

регулирования договора бытового заказа. Это обстоятельство объясняется

причинами, которые не устраняются при переходе от плановой к рыночной

экономике, а лишь меняют мотивацию и формы воздействия на эти отношения:

во-первых, необходимостью выравнивания правового положения гражданина,

заказывающего выполнение различных работ для собственных нужд, по сравнению с

подрядчиками-предпринимателями; во-вторых, объективным процессом развития в

России законодательства о защите прав потребителей, в-третьих, обособлением

норм о правовом регулировании отношений в сфере обслуживания, необходимостью их

детальной регламентации и типизации с учетом массового характера их применения.

Развитие законодательства о бытовом подряде в период 80 — 90-х годов в основном

осуществлялось по линии совершенствования не собственно гражданского

законодательства, а законодательства о защите прав потребителей. После принятия

Закона о защите прав потребителей[4]

, третий раздел, которого был посвящен защите прав потребителей при выполнении

работ и оказании услуг, были разработаны и приняты Правила бытового

обслуживания населения в РФ, утвержденные постановлением Совета Министров РФ от

8 июня 1993 г. № 536[5], и рад

Правил выполнения отдельных видов работ (услуг). Правила предоставления

коммунальных услуг и Правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких

бытовых отходов утверждены постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1994

года № 1099[6]; Правила

предоставления услуг по техническому обслуживанию и ремонту

автомототранспортных средств утверждены постановлением Правительства РФ от 6

июля в 1994 г. № 801[7] . При этом

кодифицированное гражданское законодательство в части регулирования отношений

по договору бытового подряда не изменялось. К моменту принятия части второй ГК

в законодательстве сложился достаточно регламентированный институт защиты прав

потребителей при выполнении работ и оказании услуг, во многом воспроизводивший

нормы и положения гражданского законодательства. После принятия части второй

ГК, в которой нормы о бытовом подряде выделены в отдельный параграф главы о

подряде, принятые ранее нормы законодательства о защите прав потребителей

сохранили свою силу. Пункт 3 ст. 730 ГК предусматривает, что законы о защите

прав потребителей применяются к отношениям, не урегулированным Гражданским

кодексом. Однако применение правил об иерархии правовых актов в данном случае

может быть затруднено, ибо ст. 9 Закона РФ о введении в действие части второй

ГК устанавливает, что гражданин, заказывающий работы или услуги для личных

бытовых нужд, пользуется правами стороны в обязательстве по договору бытового

подряда в соответствии с ГК, а также правами, предоставленными потребителю

Законом РФ «О защите прав потребителей» и изданными в соответствии с ним иными

правовыми актами. Следовательно, нормы о защите прав потребителей должны

дополнять положения ГК, однако большая часть норм законодательства о защите

прав потребителей является прямым воспроизведением норм о защите прав стороны в

обязательстве по договору бытового подряда, и в связи с этим вероятно

возникновение коллизии между нормами ГК и законодательства о защите прав

потребителей.

Особенности договора бытового подряда. Договор бытового подряда

это такой вид договора подряда, в котором одна сторона (подрядчик),

осуществляющая предпринимательскую деятельность в сфере оказания бытовых услуг,

обязуется выполнить по заданию гражданина (заказчика) определенную работу,

предназначенную удовлетворять бытовые или другие личные потребности заказчика,

а заказчик обязуется принять и оплатить эту работу (п. 1 ст. 730 ГК).

Легальное определение бытового подряда выделяет, прежде всего, особенности

субъектного состава данного договора: заказчик — гражданин,

заказывающий выполнение работ для удовлетворения собствен­ных бытовых или иных

личных потребностей; подрядчик — лицо, осуществляющее

предпринимательскую деятельность. Выполнение работ по договору подряда всегда

имеет предпринимательский характер, однако, не всегда осуществляется

предпринимателем в юридическом смысле — субъектом предпринимательской

деятельности. В договоре же бытового подряда подрядчик должен являться

субъектом предпринимательской деятельности, т. е. либо

гражданином-предпринимателем, либо коммерческой организацией, либо

некоммерческой организацией, если ей предоставлено право осуществлять

предпринимательскую деятельность. Кроме того, в легальном определении

подчеркивается, что подрядчик — лицо, осуществляющее соответствующую

предпринимательскую деятельность. В контексте нормы ГК можно сделать вывод, что

речь идет о предпринимателях, деятельность которых направлена на выполнение

работ по заказам граждан, т. е. осуществляющих деятельность по обслуживанию

населения. Так, договор, заключенный гражданином с АО «Кировский завод» на

изготовление металлоконструкций для строительства дачи, не может

рассматриваться как бытовой подряд, поскольку данное предприятие не занимается

оказанием услуг населению. Следовательно, подрядчик в договоре бытового подряда

— лицо, имеющее статус предпринимателя (или приравненное к нему), основным

направлением деятельности которого является выполнение работ по заказам

граждан. Подтверждением последнего обстоятельства является признание бытового

подряда публичным договором (п. 2 ст. 730 ГК).

Учитывая публичность договора и требования законодательства о защите прав

потребителей, на подрядчика возлагается обязанность по предоставлению

заказчикам до заключения договора информации о себе, правилах выполнения

работ, правах заказчиков и т. п. В соответствии со ст. 732 ГК обязательно

предоставление информации о предлагаемой работе, ее видах и особенностях, о

цене и форме оплаты, а также об иных сведениях, относящихся к договору, в

частности, таких, как указание на конкретное лицо, которое будет выполнять

работу. Бели предоставленная информация окажется неполной либо недостоверной,

что приведет к заключению договора на выполнение работы, не отвечающей

требованиям заказчика, последний вправе расторгнуть договор и потребовать

возмещения убытков.

Закон не содержит специальных правил о форме договора бытового подряда,

что предполагает возможность его заключения и в устной и письменной форме в

соответствии с общими нормами гражданского законодательства, однако, и в

Правилах бытового обслуживания населения, и в ряде других документов говорится

о том, что заказ гражданина должен быть оформлен квитанцией (договором). При

этом допускается еще более упрощенный вариант оформления договорных отношений —

выдача жетона или кассового чека. В п. 7 Правил бытового обслуживания

установлены требования к порядку оформления договора бытового подряда: заказ на

оказание услуги (выполнение работы) оформляется договором (квитанцией) или иным

документом установленной формы, в котором заполняются все указанные в нем

реквизиты: юридический адрес исполнителя, фамилия и инициалы заказчика, его

телефон или адрес; дата приема заказа, сроки начала и окончания исполнения

заказа, сумма аванса (полная сумма), подписи принявшего и сдавшего заказ; вид

услуги (работы), полное наимено­вание материалов (вещи) исполнителя и

потребителя, их стоимость и количество, необходимое для оказания услуги

(выполнения работы), заводской номер сдаваемого в ремонт изделия; другие

реквизиты.

Прием заказов на изготовление изделий производится по журналам мод или

образцам, а также по эскизам потребителя. По его желанию, подтвержденному

подписью, могут быть сделаны согласованные с исполнителем отступления от

образцов и технологии изготовления изделия, если они не угрожают

безопасности, жизни и здоровью потребителя, окружающей среде, а также не

причинят вреда имуществу потребителя.

Предметом договора бытового подряда является результат работы,

предназначенной удовлетворять бытовые или другие личные потребности граждан.

Закон связывает потребительский характер не с результатом, а с самой работой,

которую выполняет подрядчик. Так, не будет бытовым подрядом договор,

заключенный гражданином с промышленным предприятием на изготовление

хозяйственных сумок. Хотя результат работы и имеет потребительский характер,

однако, сама работа и возникающие при этом отношения не могут рассматриваться

как отношения бытового подряда ввиду отсутствия потребительского ха­рактера

самой работы.

В практике предприятий сферы обслуживания нередки случаи навязывания

гражданам дополнительных работ или услуг. Например, гражданин хотел бы

заказать пошив пиджака, а ему предлагается пошив только костюма в целом и т.

п. В качестве гарантии защиты интересов заказчиков в п. 1 ст. 731 ГК

установлено, что заказчик не вправе навязывать заказчику включение в договор

бытового подряда дополнительной работы или услуги, а подрядчик вправе

отказаться от оплаты работы или услуги, не предусмотренной договором. Так,

если заказчик заключил договор на покрытие кафелем пола в ванной комнате, а

подрядчик в ходе выполнения работ по собственной инициативе заменил трубы, то

заказчик вправе отказаться от оплаты не заказанной работы. Указанная гарантия

вытекает из общего правила о том, что работа выполняется только по заданию

заказчика.

Работа может выполняться из материала, как подрядчика, так и заказчика.

Наряду с общими требованиями, предусмотренными нормами о подряде, в бытовом

подряде особо устанавливаются правила оценки и расчетов за материалы. Так,

при выполнении работ из материала заказчика обязательно указание в квитанции

или ином документе, выдаваемом подрядчиком заказчику, точного наименова­ния,

описания и цены материала. Цена материала заказчика должна быть определена

соглашением сторон, однако в практике часты случаи, когда приемщик настаивает

на заниженной цене материала и заказчик вынужден с этим согласиться. В этом

случае закон предоставляет право заказчику оспорить произведенную оценку

материала в суде (ст. 734 ГК). Разумеется, обращение в суд последует только в

случае нарушения договора подрядчиком, когда встанет вопрос о компенсации

стоимости материала или его замене аналогичным. Кроме того, ст. 35 Закона РФ

«О защите прав потребителей» предусматривает обязанность подрядчика в случае

полной или частичной утраты (повреждения) материала (вещи), принятого от

заказчика, в трехдневный срок заменить его однородным материалом (вещью)

аналогичного качества и по желанию заказчика изготовить изделие из

однородного материала (вещи) в разумный срок, а при отсутствии однородного

материала (вещи) аналогичного качества — возместить потребителю двукратную

цену утраченного (поврежденного) материала (вещи), а также расходы,

понесенные заказчиком.

Если работа выполняется из материала подрядчика, то для защиты интересов

заказчика от последствий возможных изменений цен закон требует, чтобы

материал был оплачен заказчиком при заключении договора полностью или в

части, указанной в договоре (с предоставлением отсрочки, окончательным

расчетом после выполнения работы или в кредит). В этом случае последующее

изменение цен на материал не влечет перерасчета (ст. 733 ГК).

В договоре бытового подряда предусмотрено государственное регулирование цен на

выполняемые работы. Как и в общем случае, цена определяется соглашением

сторон, она не может быть выше устанавливаемой или регулируемой

соответствующими государственными органами (ст. 735 ГК).

Расчеты за выполненную работу производятся, как правило, после окончательной

сдачи работы подрядчиком. Выплата аванса либо оплата работы полностью при

заключении договора может быть произведена только с согласия заказчика.

Подрядчик не вправе самостоятельно требовать внесения каких-либо сумм в счет

оплаты работ. Однако п. 20 Правил бытового обслуживания предусмотрено, что

при заключении договора полностью оплачиваются потребителем: все виды услуг,

работ, выполняемых в присутствии потребителя, а также методом

самообслуживания; кинофотолабораторий и фотографий, предприятий по

обслуживанию торжественных мероприятий и ритуальных услуг; по покупке,

доставке или пересылке подарков, сувениров и других изделий; по апробированию

и клеймению ювелирных изделий и некоторые другие. Кроме того, за услуги по

изготовлению и ремонту мебели, ремонту и строительству жилых и нежилых

помещений, изготовлению, крупному ремонту и обновлению обуви, швейных и

трикотажных изделий потребитель вносит аванс в размере не менее 50% стоимости

выполняемой работы. Указанная норма была установлена на основании ст. 37

Закона РФ «О защите прав потребителей», в соответствии, с которой потребитель

обязан, был оплатить выполненную исполнителем в полном объеме работу

(оказанную услугу) по окончании ее, если иное не установлено законом или

иными правовыми актами Российской Федерации или договором между потребителем

и исполнителем. В настоящее время эта норма, как и п. 20 Правил бытового

обслуживания, противоречат ст. 735 ГК и не подлежат применению.

За нарушение сроков в договоре бытового подряда может при­меняться неустойка,

установленная п. 5 ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей» в размере 3%

цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы

(оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена

— общей цены заказа за каждый день (час, если срок определен в часах)

просрочки. Договором о выполнении работ (оказании услуг) между потребителем и

исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пени).

Кроме того, Закон РФ «О защите прав потребителей» предусматривает возможность

введения нормативных сроков выполнения работ, устанавливаемых в правилах

выполнения отдельных видов работ (ст. 27), а также сроков удовлетворения

отдельных требований потребителя. Так, требования потребителя об уменьшении

цены за выполненную работу (оказанную услугу), о возмещении расходов по

устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами

или третьими лицами, а также о возмещении убытков, причиненных расторжением

договора о выполнении работы (оказании услуги), должны быть удовлетворены в

десятидневный срок; требования потребителя о безвозмездном изготовлении

другой вещи из однородного матери­ала такого же качества или о повторном

выполнении работы (оказании услуги) подлежат удовлетворению в срок,

установленный для срочного выполнения работы (оказания услуги), а если этот

срок не установлен,— в срок, предусмотренный договором о выполнении работы

(оказании услуги), который был нарушен (ст. 31 Закона РФ «О защите прав

потребителей»).

Заказчику Предоставлено право в любое время до сдачи ему работы отказаться от

договора бытового подряда, выплатив подрядчику часть установленной цены

пропорционально части выполненной работы, а также возместив ему расходы (если

они не входят в соответствующую часть цены), произведенные в целях исполнения

договора до получения извещения о расторжении договора. В отличие от общего

правила ст. 717 ГК, заказчик в договоре бытового подряда не обязан возмещать

подрядчику убытки, причиненные расторжением договора о выполнении работы, в

пределах разницы между частью цены, выплаченной за выполненную до получения

извещения о расторжении договора работу, и ценой всей выполняемой работы (п.

2 ст. 731 ГК). Отмеченное ограничение ответственности заказчика за

односторонний отказ от договора является императивным, любые условия

договора, лишающие заказчика права отказаться от договора на условиях,

предусмотренных ст. 731 ГК, ничтожны.

Правило о передаче заказчику информации при сдаче работы в бытовом подряде

прежде всего направлено на обеспечение безопасности граждан. В связи с этим

подрядчик при сдаче работы обязан сообщить заказчику о требованиях, которые

необходимо соблюдать для эффективного и безопасного использования результата

работы, а также о возможных последствиях их несоблюдения (ст. 736 ГК).

Правила безопасности подчеркивают специфику бытового подряда и при

обнаружении недостатков в выполненной работе. Так, устранение недостатков

производится в соответствии с общими правилами ст. 723, 725 ГК, однако

недостатки, которые могут представлять опасность для жизни и здоровья, как

заказчика, так и других лиц, подлежат устранению независимо от сроков их

обнаружения. Требование об их устранении может быть предъявлено в течение 10

лет (ст. 737 ГК).

Статья 738 ГК предусматривает права подрядчика в случае неявки или иного

уклонения заказчика от приемки выполненной работы. Подрядчик вправе,

письменно предупредив заказчика, по истечении двух месяцев с момента

предупреждения продать результат работы за разумную цену, а вырученную сумму,

за вычетом причитающие ему платежей, внести в депозит. В отличие от сходного

правила п. 6 ст. 720 ГК, подрядчик не связан месячным сроком ожидания и

необходимостью двукратного предупреждения, ему достаточно в любой момент

после наступления срока приемки работы письменно уведомить заказчика, и через

два месяца он вправе реализовать результат работы. Права подрядчика в случае

неявки заказчика за получением результата работы изложены исчерпывающе.

Вследствие этого положения Правил бытового обслуживания, устанавливающие

нормативную неустойку в случае получения заказа по истечении Ю дней после

назначенного срока его исполнения в размере 1% стоимости работы, а по видам

работ, по которым стоимость работ отдельно от стоимости материалов не

определена,— 1% полной стоимости заказа за каждый день ее хранения, но не

более 50% стоимости работы, с момента принятия части второй ГК утратили силу

и применению не подлежат.

Договор строительного подряда

Общие положения. Договоры строительного подряда заключаются на

строительство, реконструкцию или капитальный ремонт предприятий, зданий (в том

числе жилых домов), сооружений или иных объектов, а также на выполнение

монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом

работ. Согласно ранее действовавшему законодательству возникающие при этом

гражданско-правовые отношения в основном охватывались договорами подряда на

капитальное строительство, которые занимали заметное место в системе

хозяйственных договоров. Порядок заключения указанных договоров, права и

обязанности сторон, а также их ответственность за нарушение принятых

обязательств детально регламентировались императивными нормами обширного

законодательства о капитальном строительстве. При этом первостепенное внимание

уделялось плановым предпосылкам данных договоров, с которыми они были

неразрывно связаны и которые определяли их основное содержание.

Изменения, происшедшие в социально-экономическом строе страны, внесли

существенные коррективы во взаимоотношения между заказчиками строящихся

(реконструируемых) объектов и подрядчика­ми, выполняющими соответствующие

работы. Объемы строительных работ, осуществляемых за счет бюджетных средств,

особенно в сфер жилищного строительства, многократно сократились, а в

некоторых регионах сошли практически на нет. Инвестиционные вложения области

капитального строительства носят в основном негосударственный характер. Из-

под опеки государства в результате приватизации вышло большинство предприятий

строительной индустрии. Таким образом, уже к середине 90-х годов в

рассматриваемой сфере явно преобладали частнособственнические отношения,

которые потребовали адекватного правового регулирования. Указанная

потребность была реализована в ходе очередной кодификации российского

гражданского законодательства. С принятием части второй ГК в РФ создана, в

сущности, новая правовая база отношений в области капитального строительства.

Основное ядро действующего законодательства о капитальном строительстве

составляют правила, закрепленные главой 37 ПС Принципиально новым моментом

является то, что в рассматриваемой сфере отныне действует подавляющее

большинство общих норм о договорах подряда. В то же время многие правила,

которые раньше применялись в основном лишь в области капитального

строительства, например о системе генерального подряда, приобрели значение

общих норм, а другие вопросы, например о риске случайной гибели предмета

подряда, которые применительно к обычному подряду и подряду на капитальное

строительство прежде решались по-разному, сейчас регулируются одинаково.

Наряду с общими правилами о договорах подряда отношения в области капитального

строительства регулируются нормами § 3 главы 37 ГК, специально рассчитанными на

строительный подряд. Характеризуя правила, содержащиеся в данном параграфе,

отметим два момента. Во-первых, с принятием части второй ГК гражданско-правовое

регулирование отношений в такой важной отрасли хозяйственной деятельности, как

капитальное строительство, впервые обеспечено на законодательном уровне. Хотя

ГК 1964 г. и содержал специальную главу о подряде на капитальное строительство,

ее нормы носили самый общий характер и не играли существенной роли на практике.

Основным источником правового регулирования традиционно были Правила о

Договорах подряда на капитальное строительство, утверждавшиеся на

правительственном уровне. Действующий ГК существование подобного акта, равно

как и принятие специального закона о строительном подряде, не предусматривает и

исходит из того, что закрепленные им Правила являются достаточной правовой

базой для регулирования отношений в рассматриваемой области

[8].

Во-вторых, содержащиеся в ГК нормы о строительном подряде отражают лишь

специфику данной разновидности договора подряда.

Те вопросы, которые решаются одинаково для любых договоров подрядного

характера, в § 3 главы 37 ГК в основном не затрагиваются. Поэтому полное

представление о том, как обеспечивается ГК правовое регулирование подрядных

отношений в области капитального строительства, может сложиться только при

одновременном учете как специальных правил о строительном подряде, так и

общих положений о договорах подряда, которые закреплены § 1 главы 37 ГК.

Помимо ГК к источникам правового регулирования отношений в области капитального

строительства относятся и другие законодательные акты РФ. Важнейшее место среди

них занимают два закона — Закон РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР»

от 26 июня 1991 г.[9] и Закон РСФСР

«Об иностранных инвестициях в РСФСР» от 4 июля 1991 г.

[10] Указанные акты регламентируют хотя и не совпадающие, но тесно связанные

с подрядными отношения между субъектами инвестиционной деятельности, т. е.

деятельности по вложению инвестиций в создание и воспроизводство основных

фондов.

В Законах РФ «Об основах градостроительства в Российской Федерации» от 14 июля

1992 г.[11] и «Об архитектурной

деятельности в Российской Федерации» от 17 ноября 1995 г.

[12] решаются вопросы, связанные с организационными предпосылками ведения

работ по капитальному строительству, в частности подготовкой, проведением

экспертизы и утверждением проектов строительства, с осуществлением

архитектурного и градостроительного надзора и т.д.

Положения названных, а также других законов

[13] развиты в подзаконных актах, утверждаемых Правительством РФ,

Министерством строительства РФ (ныне — Госкомитет РФ по жилищной и строительной

политике) и другими ведомствами. По сравнению с прошлым периодом число таких

актов значительно сократилось. Следует также отметить, что среди ныне

действующих подзаконных актов многие рассчитаны лишь на случаи, когда

строительные работы ведутся за счет бюджетных средств. Наиболее важными из них

являются: постановле­ние Правительства РФ от 20 июня 1993 г. № 585 «О

государственной экспертизе градостроительной и проектно-сметной документации и

утверждении проектов строительства»

[14]; постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 г. № 220 «Об

утверждении Временного положения о финансировании и кредитовании капитального

строительства на территории Российской Федерации»

[15]; постановление Министерства строительства РФ от 16 февраля 1995 г. №

18-18 «Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы проектов

строительства объектов с привлечением иностранного капитала в Российской

Федерации»[16]; Положение о

подрядных торгах в Российской Федерации, утвержденное распоряжением

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты