Курсовая: Понятие и критерии определения подведомственности по гражданским делам
Курсовая: Понятие и критерии определения подведомственности по гражданским делам
Кафедра гражданско – правовых дисциплин НАУЧНАЯ
РАБОТА ПО ГРАЖДАНСКОМУ ПРОЦЕССУ
Тема:
ПОНЯТИЕ И КРИТЕРИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ ПО
ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛ АМ
Выполнил:
Научный руководитель:
Преподаватель кафедры
МОСКВА – 2001г.
ОГЛАВЛЕНИЕ:
СТР.:
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ №1: ПОНЯТИЕ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ
ПО РОССИЙСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ 5
РАЗДЕЛ №2: ОРГАНЫ, НАДЕЛЕННЫЕ ПРАВОМ РАЗРЕШАТЬ ЮРИДИЧЕСКИЕ
ДЕЛА
8
РАЗДЕЛ №3: КРИТЕРИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ДЕЛ
ОРГАНАМ ГРАЖДАНСКОЙ ЮРИСДИКЦИИ 10
ГЛАВА №1: КРИТЕРИЙ 1 – ХАРАКТЕР СПОРНОГО ПРАВООТНОШЕНИЯ 11
ГЛАВА №2: КРИТЕРИЙ 2 - СУБЪЕКТНЫЙ СОСТАВ УЧАСТНИКОВ СПОРА 13
ГЛАВА №3: КРИТЕРИЙ 3 - СПОРНОСТЬ ЛИБО БЕССПОРНОСТЬ ПРАВА 15
ГЛАВА №4: ИНЫЕ КРИТЕРИИ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ 17
4.1) Наличие договора между сторонами спора 17
4.2) Характер правового акта 17
РАЗДЕЛ №4: СПОРЫ О ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ И ПОРЯДОК ИХ РАЗРЕШЕНИЯ 20
РАЗДЕЛ № 5: ВИДЫ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ 24
ГЛАВА №1: ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ 24
ГЛАВА №2: МНОЖЕСТВЕННАЯ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ 26
2.1) Договорная подведомственность 26
2.2) Императивная (условная) подведомственность 26
2.3) Альтернативная подведомственность 27
2.4) Смешанная подведомственность 29
1
РАЗДЕЛ №6: ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
ВВЕДЕНИЕ
Понятие подведомственности. Надо ли в настоящее время изучать
подведомственность? Казалось бы, сняты вес ограничения на судебную
подведомственность, нет практически ни одного вопроса, который бы нельзя было
сделать предметом судебного разбирательства. Однако прошедшие политико-
правовые реформы, снявшие ограничения на подведомственность дел судам, не
решили проблемы, связанной с разграничением предметов ведения, а наоборот,
усложнили ее.
Вместо единой судебной системы, существовавшей в России до 1991 г., в настоящее
время судебная власть осуществляется тремя самостоятельными и автономными
системами судебной власти: Конституционным Судом РФ, арбитражными судами и
судами общей юрисдикции. Кроме того, Федеральный конституционный закон "О
судебной системе Российской Федерации" легализовал складывавшуюся в России
двухуровневую судебную систему: наряду с федеральными судами существует
система субъектов РФ, о которой не содержится упоминаний в Конституции РФ.
Наряду с этим сохраняются возможности разрешения дел в других органах
гражданской юрисдикции. Поэтому актуальность и значимость вопросов
подведомственности вовсе не утрачивается, а наоборот, существенно
усложняется. Все это требует продолжения исследований подведомственности,
основанных на новом фактическом материале, появившемся после принятия новой
Конституции РФ и реформы частного права. Значение подведомственности достаточно
многогранно. Прежде всего подведомственность, по справедливому определению Ю.
К. Осипова, выступает в качестве межотраслевого института права, выполняющего
функции распределительного механизма юридических дел между различными
юрисдикционными органами[1]. В условиях
построения и осуществления системы государственной власти на принципах
разделения властей подведомственность играет роль рабочего юридического
механизма, позволяющего реализовать данное положение в юсударственно-правовом
строительстве. Ведь недостаточно провозгласить начало разделения властей,
необходимо и реально воплотить его в законодательство и юридическую практику
всех государственных органов с помощью правовых критериев. Поэтому не совсем
правильно связывать подведомственность только с реализацией права на обращение
в суд за судебной защитой. Значение подведомственности как межотраслевого
института права, который объединяет нормы о подведомственности, относящиеся к
различным отраслям процессуального права, в настоящее время существенно
возросло и изменилось. Более сложная система органов гражданской юрисдикции,
наличие множества процессуальных норм, которые сосредоточены в
материально-правовых нормативных актах, определяют необходимость их анализа и
формулирования выводов общего характера, которые могли быть положены в основу
совершенствования законодательства и правореализационной практики.
РАЗДЕЛ №1: ПОНЯТИЕ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ ПО РОССИЙСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
В нормах гражданского законодательства теперь подведомственность чаще всего
прямо не определяется, а содержатся нормы отсылочного характера. Так, согласно
п. 1 ст. 11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав
осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной
процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Тем
самым подведена черта под многолетней дискуссией о месте института
подведомственности в системе российского права: является ли он институтом
материального, материально-процессуального или чисто процессуального характера.
Большую теоретическую значимость здесь имеют доводы Ю. К. Осипова,
доказавшего и обосновавшего место подведомственности как межотраслевого
института в системе процессуального права[2]
.
Подведомственность является одним из юридических условий, определяющих
возникновение права на обращение в суд. В этом аспекте подведомственность
очерчивает пределы реализации данного права, определяя границы судебной
власти в соотношении с законодательной и исполнительной, одновременно
определяя подведомственность каждому из органов судебной власти. На
правореализационном уровне подведомственность выступает и в качестве
юридического факта в конкретном фактическом составе, определяющем
возникновение гражданского процесса.
При обращении в суд подведомственность из качества юридического условия
становится юридическим фактом, который устанавливается судьей при решении
вопроса о возбуждении гражданского дела. При этом в конкретном фактическом
составе юридическим фактом является не сама по себе подведомственность, а
ее конкретный, определенный вид. В каждом фактическом составе может быть либо
исключительная судебная подведомственность либо разновидности множественной
подведомственности.
Данное положение отражено в целом в гражданском процессуальном праве в
содержании ст. 129 ГПК РСФСР, где в зависимости от конкретного вида
подведомственности устанавливаются последствия, связанные с несоблюдением ее
правил (п. 1, 2, 5, б ст. 129 ГПК). Аналогичного характера правила
установлены в арбитражном процессуальном праве (пп. 1, 4 п. 1 ст. 107, пп. 6
п. 1 ст. 108 АПК), в конституционном судопроизводстве (ст. 40, 43 и другие
Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской
Федерации"). Подведомственность выступает не только в качестве
правообразующего фактического обстоятельства. В ряде случаев
неподведомственность может быть и правопрепятствующим, и правопрекращающим
юридическим фактом в зависимости от конкретной фактической ситуации
(например, в гражданском процессе в соответствии с п. 1, 2, 6, 7, ст. 219,
п. 1 ст. 221, п. 3 ст. 305, п. 3 ст. 329 ГПК).
Как уже указывалось, подведомственность является самостоятельной правовой и
научной категорией, позволяющей разграничить по характеру юридического дела и
ряду иных признаков предметы ведения между различными органами гражданской
юрисдикции. Общая судебная подведомственность практически любого спорного
вопроса не означает, что институт подведомственности утрачивает свое
значение.
Поэтому вряд ли можно согласиться с мнением, полагающим, что для
разграничения предметов ведения между различными судами лучше использовать
институт подсудности, а не подведомственности. В данном случае круг
отнесенных к ведению суда дел рассматривается через категорию предметной
компетенции или родовой подсудности. Значение подведомственности
определяется не только разграничением предметов ведения между различными
судами, но и в целом между всеми юрисдикционными органами, которые наделены в
настоящее время полномочиями по разрешению юридических дел. При ином
понимании данного вопроса придется создавать новые правовые конструкции
общего характера, которые будут охватывать правила разграничения предметов
ведения между различными юридикционными органами.
Следует отметить такой важный признак подведомственности как
преимущественное определение ее правил только в законе, например, в ст. 25
ГПК РСФСР, ст. 22 АПК, ст. 11 ГК РФ, ст. 18_23, 27, 35, 41 и других Семейного
кодекса РФ, и т. д. Только в отдельных случаях, указанных в законе, правила
подведомственности формулировались в подзаконных актах. Например, в
соответствии со ст. 90 Основ законодательства РФ о нотариате перечень
документов, по которым взыскание задолженности производится в бесспорном
порядке на основании исполнительных надписей нотариусов, устанавливался
Правительством РФ, однако в настоящее время в связи с вступлением в силу
Федерального закона "Об исполнительном производстве" данный перечень утратил
юридическое значение.
РАЗДЕЛ №2: ОРГАНЫ, НАДЕЛЕННЫЕ ПРАВОМ РАЗРЕШАТЬ ЮРИДИЧЕСКИЕ ДЕЛА
Правом разрешать юридические дела, то есть споры о праве и другие правовые
вопросы (об установлении того или иного юридического факта, правового
состояния лица или имущества и др.) по законодательству России пользуются
различные органы гражданской юрисдикции.
Во-первых, органы государства, осуществляющие судебную власть
(Конституционный суд РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды, а также
суды, образующие систему судов субъектов Российской Федерации).
Во-вторых, в отдельных случаях, предусмотренных законом - органы
исполнительной власти. Например, в соответствии с частью 1 ст. 85 Конституции
РФ Президент РФ может использовать согласительные процедуры для разрешения
разногласий между органами государственной власти РФ и органами
государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной
власти субъектов РФ. Целый ряд органов исполнительной власти (либо при органах
исполнительной власти) наделен юрисдикционными полномочиями
право-установительного характера, например, органы загса, налоговые,
таможенные органы. Высшая патентная палата Российского агентства по патентам и
товарным знакам, Судебная палата по информационным спорам при Президенте РФ и
другие. Юрисдикционными полномочиями обладают и органы местного
самоуправления в рамках их компетенции.
В-третьих, органы, создаваемые, назначаемые или избираемые самими
сторонами спора, к числу которых можно отнести, например, третейские суды,
примирительные комиссии и посредников по коллективным трудовым спорам.
Юридические дела могут разрешаться и иными органами и лицами, наделенными
юрисдикционными полномочиями, например, нотариусами.
В-четвертых, граждане России на основании части 3 ст. 46 Конституции РФ и
в соответствии с международными договорами Российской Федерации вправе
обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если
исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. В
частности, граждане России вправе обращаться за защитой в Комитет по правам
человека, созданный на основе Международного пакта о гражданских и политических
правах и факультативным протоколом к указанному Пакту
[3], в Комиссию по правам человека Содружества Независимых Государств, а
также в Европейский суд по правам человека и Европейскую комиссию по правам
человека.
Каждый из названных органов вправе разрешать только те дела, которые отнесены
законом к его ведению, то есть подведомственны ему. Исходя из количества
органов, управомоченных на разрешение юридических дел, видно, что вопрос о
правильном определении подведомственности за последние годы существенно
усложнился.
Главным ориентиром в современных условиях при возникновении споров о
подведомственности является принцип разделения властей. Разрешение споров
может быть прерогативой только судебной власти. Функция предварительного
внесудебного разбирательства может быть и у органов исполнительной власти,
но с последующей передачей дела в суд по инициативе одной из сторон. Что же
касается законодательной власти, то ее роль состоит в установлении критериев
подведомственности, механизма реализации права на судебную защиту и
компетенции различных судов, но никак не непосредственное разрешение
конфликтных ситуаций;
Между тем данные правила нередко не соблюдаются. Так, Государственная Дума РФ
периодически принимает заявления и создает комиссии по проверке результатов
приватизации, законности залоговых аукционов и т. д. В подобном случае
законодательная власть, имея полномочие давать политическую оценку тем либо
иным событиям, не вправе давать правовую оценку конкретным фактическим
обстоятельствам, указывать на законность либо незаконность гражданско-
правовых сделок, поскольку разрешение данных вопросов (законность
приватизации либо проведения залогового аукциона, аукциона по продаже пакета
акций как сделок) отнесено к подведомственности судов.
В ряде случаев необоснованно расширяется судебная подведомственность в связи с
возложением на суды полномочий органов исполнительной власти. Так, на
арбитражные суды по делам о банкротстве (несостоятельности) возложен ряд
прямых функций по прямому хозяйственному руководству
организациями-банкротами, на что справедливо обратил внимание М. И. Клеандров
[4].
РАЗДЕЛ №3: КРИТЕРИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ДЕЛ ОРГАНАМ
ГРАЖДАНСКОЙ ЮРИСДИКЦИИ
Критерии определения подведомственности юридических дел органам гражданской
юрисдикции. Подведомственность, как и процессуальная правоспособность является
производным юридическим фактом[5]. Ее вид
по конкретному делу определяется юридическими фактами, характеризующими
критерии данной разновидности подведомственности.
Подведомственность дел тем или иным органам устанавливается законами и иными
правовыми актами, в которых закрепляются общие правила и отдельные
исключения из них. С помощью этих правил разрешается в каждом случае вопрос о
том, какой орган управомочен разрешить дело, т. е. разграничивается
подведомственность дел судам общей юрисдикции, арбитражным судам, иным
органам судебной, исполнительной власти, третейским судам и другим, имеющим
соответствующие юрисдикционные полномочия.
В качестве критериев отнесения отдельных категорий юридических дел к ведению
определенных органов можно выделить, во-первых, характер спорного
правоотношения (имея в виду основной вариант взаимоположения субъектов спорного
материального правоотношения, а также его содержание), во-вторых,
субъектный состав (состав участников спора), в-третьих, спорность либо
бесспорность права, в-четвертых, наличие договора между сторонами
спора, в-пятых, характер правового акта (носит ли он нормативный или
ненормативный характер), в-шестых, орган, которым принят нормативный
акт (имея в виду всю иерархию и структуру органов государственной власти и
органов местного самоуправления). Могут использоваться в законодательстве и
иные критерии разграничения подведомственности.
ГЛАВА №1: КРИТЕРИЙ 1 – ХАРАКТЕР СПОРНОГО ПРАВООТНОШЕНИЯ
Первый критерий подведомственности - характер спорного правоотношения —
определяет собой подведомственность споров органам судебной власти В свое
время данный критерий обосновал известный исследователь проблем
подведомственности Ю. К. Осипов. Тем самым Ю. К. Осипов теоретически
обосновывал исключительную судебную подведомственность споров из гражданских
(в широком смысле) отношений. Ведь еще до начала 90-х годов в российском
законодательстве сохранялись достаточно значительные ограничения права на
обращение в суд в спорах из гражданских, трудовых и семейных правоотношений,
связанные с прямым запретом на обращение в суд либо отнесением их к
подведомственности в административном порядке.
В современных условиях положение о том, что для разрешения конфликтов между
участниками отношений, основанных на координации их субъектов, необходим
нейтральный орган, не являющийся одной из сторон спора, получает все большее
подтверждение в связи с расширением судебной подведомственности и
практическим снятием каких-либо ограничений на возможность обращения за
судебной защитой в компетентный орган судебной власти.
Данный критерий о характере правоотношения в настоящее время в основном
применим не сколько для разграничения подведомственности между различными
юрисдикционными органами, а прежде всего для разграничения подведомственности
между судами общей юрисдикции п арбитражными судами. Здесь большинство
специалистов отмечают сложность его применения
[6], поскольку сам по себе характер правоотношения является оценочной
категорий и его выяснение связано с оценкой целой группы фактических
обстоятельств.
Внешним признаком отраслевой принадлежности правоотношения является
местоположение регулирующих их правовых норм. Однако нередко источники той
или иной отрасли права содержат правовые нормы, регулирующие отношения
различной отраслевой принадлежности. Так, многие законодательные акты,
например, Федеральные законы "Об акционерных обществах", "О рынке ценных
бумаг", носят межотраслевой характер и содержат в себе нормы не только
гражданского, но и административного, процессуального и иного права.
Некоторые источники права вообще не имеют четко выраженной отраслевой
принадлежности или являются комплексными. В таких случаях для определения
характера спорного правоотношения нельзя полагаться на отмеченный выше
внешний признак, а следует исходить из анализа элементов спорного
правоотношения и таким путем устанавливать его истинную отраслевую
принадлежность.
ГЛАВА №2: КРИТЕРИЙ №2 - СУБЪЕКТНЫЙ СОСТАВ УЧАСТНИКОВ СПОРА
Рассмотренный в первой главе критерий употребляется в системе с другим -
субъектным составом участников спора, что позволяет более точно разграничить
подведомственность между двумя органами судебной власти: судами общей
юрисдикции и арбитражными судами. Оба данных критерия - характер
правоотношения (гражданское, связанное с осуществлением предпринимательской
деятельности, с предъявлением имущественных требований), равно как и
субъектный состав, должны применяться одновременно при определении
подведомственности дела арбитражному суду.
При этом следует иметь в виду, что ст. 22 АПК РФ связывает
подведомственность дел арбитражному суду по субъектному составу с правовым
положением сторон спора Стороны должны иметь статус юридических лиц либо
граждан - индивидуальных предпринимателей. Между тем возможны ситуации в
арбитражном процессе, когда в качестве лиц, участвующих в деле, привлекаются
соответчики - граждане, не имеющие статуса индивидуальных предпринимателей,
либо в арбитражный процесс вступают в качестве третьих лиц граждане, также
не имеющие такого же статуса.
Например, в дело в связи с оспариванием решений акционерного общества,
начатое по инициативе акционера - юридического лица может вступить в
качестве соистца акционер - гражданин, который присоединяется к требованиям
первоначального истца, либо в связи с тем, что решением по делу
затрагиваются интересы акционеров - физических лиц, и одна из сторон
настаивает на их привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц без
самостоятельных требований. Либо в процессе рассмотрения иска юридического
лица о защите деловой репутации к органу печати возникает необходимость
привлечь в качестве соответчика автора публикации - гражданина.
Предусмотреть такие ситуации арбитражному суду сложно в процессе возбуждения
дела, поэтому в подобных случаях в результате появления соистцов,
соответчиков, третьих лиц, которые не относятся в соответствии со ст. 22 АПК
РФ (так как не являются юридическими лицами и не имеют статуса
индивидуального предпринимателя) к числу лиц, участвующих в арбитражном
процессе, подведомственность изменяется и дело относится к ведению суда общей
юрисдикции.
Таким образом, при разграничении подведомственности между судом общей
юрисдикции и арбитражным судом следует исходить не только из буквального
содержания ст. 22 АПК РФ, но и иметь в виду невозможность участия в
арбитражном процессе в качестве третьих лиц граждан как лиц, участвующих в
деле.
ГЛАВА №3: КРИТЕРИЙ №3 - СПОРНОСТЬ ЛИБО БЕССПОРНОСТЬ ПРАВА
Третий критерий - спорность либо бесспорность права разграничивает
подведомственность юридических дел между судами и органами исполнительной
власти, осуществляющими регистрацию юридических фактов (например, органами
загсов), нотариусами. Так, дела бесспорного характера подведомственны суду
общей юрисдикции только в случаях, указанных в законе, например, дела особого
производства, указанные в ст. 245 ГПК РСФСР, дела об установлении усыновления
ребенка (ст. 125 СК РФ), дела об установлении фактов, имеющих юридическое
значение для возникновения, изменения или прекращения прав организаций и
граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (п. 3
ст. 22 АПК РФ). Подведомственность дел о расторжении брака между судами общей
юрисдикции и органами записи актов гражданского состояния также определяется
в основном наличием или отсутствием спора между супругами (ст. 18 - 23 СК
РФ).
Таким же образом разграничивается подведомственность между создаваемыми
органами по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и
судами. При наличии бесспорности права такая регистрация производится
учреждением юстиции, а при возникновении спора - на основании решения суда
(п. 3 ст. 165 ГК).
Аналогично разграничивается компетенция между нотариусами с одной стороны, и
судами общей юрисдикции, арбитражными судами, с другой стороны. Так,
нотариус удостоверяет целый ряд юридических фактов бесспорного характера,
при отсутствии спора вправе выдать свидетельство о праве собственности на
долю в общем имуществе супругов, удостоверить соглашение о разделе совместно
нажитого имущества.
Продление срока для принятия наследства осуществляется судом, но при согласии
остальных наследников, принявших наследство, осуществляется в рамках
нотариального производства (ст. 547 ГК РСФСР, ст. 71 Основ законодательства
РФ о нотариате). Такие же последствия наступают и при невозможности одним
или несколькими наследниками по закону представить доказательства отношений,
являющихся основанием призвания к наследованию (родственных отношении). В
этом случае согласно ст. 72 Основ законодательства РФ о нотариате такие
наследники могут быть включены в свидетельство о праве на наследство с
согласия всех остальных наследников, принявших наследство и представивших
такие доказательства
В ряде случаев обязательную силу имеют нотариально удостоверенные сделки,
которые в случае невыполнения их условий создают право для одной из сторон
требовать принудительного исполнения ее условий, например, нотариально
удостоверенные соглашения об уплате алиментов (ст. 100 СК). Кроме того, для
обращения взыскания на заложенное имущество по общему правилу необходимо
решение суда. Вместе с тем удовлетворение требования залогодержателя за счет
заложенного недвижимого имущества без обращения в суд допускается на
основании нотариально удостоверенного соглашения залогодержателя с
залогодателем, заключенного после возникновения оснований для обращения
взыскания на предмет залога (п. 1 ст. 349 ГК РФ). К сожалению, это положение
ст. 349 ГК РФ практически сведено на нет Федеральным законом "Об
исполнительном производстве", не включившим такие соглашения в число
исполнительных документов.
Между тем практически оправданно расширение оснований для придания статуса
исполнительных документов нотариально удостоверенным соглашениям, что
разгрузит суды от дел, которые могут быть разрешены во внесудебном порядке,
поскольку возможность обращения в суд за защитой у заинтересованных лиц
сохраняется. Можно, конечно, возразить, что вместо нотариально
удостоверенного соглашения по ст. 349 ГК РФ стороны договора вправе составить
соглашение об отступном, которое приведет к тем же правовым последствиям.
Однако нотариальное удостоверение придаст соглашению публично-правовой
характер и поставит его юридические условия под контроль государства, от
имени которого и выступает нотариус.
ГЛАВА №4: ИНЫЕ КРИТЕРИИ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ
4.1) Наличие договора между сторонами спора
Четвертый критерий - наличие договора между сторонами спора -
разграничивает подведомственность между государственными органами судебной
власти и третейскими судами. Так как согласно Положения о третейском суде
гражданам предоставлена возможность передать любой возникший между ними спор на
рассмотрение третейского суда. Исключения составляют лишь споры, возникающие из
трудовых и семейных отношений (ст. 1 Положения).
4.2) Характер правового акта
Пятый критерий подведомственности - характер правового акта в
зависимости от того, носит он нормативный или ненормативный характер. По
данному критерию разграничивается подведомственность между Конституционным
Судом РФ, конституционными (уставными) судами субъектов РФ, судами общей
юрисдикции, с одной стороны, и арбитражными судами, с другой стороны. Правовые
акты нормативного характера могут быть оспорены в Конституционный Суд РФ,
конституционные (уставные) суды субъектов РФ, суды общей юрисдикции в
зависимости от отнесенных к их ведению категорий нормативных актов. В
арбитражные суды могут быть оспорены правовые только акты ненормативного
характера.
При разграничении подведомственности дел по оспариванию правовых актов
нормативного характера в качестве дополнительного критерия выступает
уровень правового акта нормативного характера. Так, Конституционному Суду
РФ подведомственны дела о соответствии Конституции РФ нормативных актов,
перечисленных в ст. 125 Конституции РФ, конституционным (уставным) судам
субъектов РФ - перечисленные в ст. 27 Федерального конституционного закона "О
судебной системе Российской Федерации", а судам общей юрисдикции - в ст. 116
ГПК РСФСР и ряде других правовых актов. В любом случае, если нормативный акт не
может быть оспорен в Конституционный Суд РФ либо конституционный (уставный)
суд субъекта РФ, то тогда его проверка на предмет соответствия Конституции РФ
и федеральным законам подведомственна судам общей юрисдикции.
При этом разногласия в юридической практике и литературе вызывает вопрос о
возможности суда общей юрисдикции решить вопрос о неконституционности
федерального закона, закона субъекта РФ, нормативного Указа Президента РФ,
постановления Правительства РФ путем вынесения судебного решения
непосредственно на основании Конституции РФ. Ведь по общему правилу проверка
конституционности указанных нормативных актов отнесена к ведению
Конституционного Суда РФ (ст. 125 Конституции РФ).
Здесь высказаны две противоположных позиции. Верховный Суд РФ в постановлении
от 31 октября 1995 г. "О некоторых вопросах применения судами Конституции
Российской Федерации при осуществлении правосудия" (п. 2) разъяснил возможность
применения судами в обоснование судебного решения непосредственно Конституции
РФ, в том числе и в тех случаях, когда по мнению суда, рассматривающего дело,
федеральный закон, нормативный Указ Президента РФ, закон или иной нормативный
акт субъекта РФ противоречат Конституции РФ. Только в тех случаях, если
имеется неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ
примененный или подлежащий применению по конкретному делу закон, суд, исходя
из положений части 4 ст. 125 Конституции РФ, должен обратиться с запросом в
Конституцией, ый Суд РФ, в связи с чем приостанавливает на этот период
производство по делу (п 3 указанного постановления Верховного Суда РФ). Данная
позиция поддерживается рядом специалистов[7]
.
Противоположной позиции придерживается ряд других специалистов, полагающих, что
только Конституционному Суду РФ подведомственна проверка конституционности
федеральных законов и в любом случае право на констатацию данного
обстоятельства предоставлено только данному суду. Поэтому суды общей юрисдикции
не только при возникновении сомнений в конституционности закона, а при
самостоятельном установлении данного вопроса обязаны обращаться с
соответствующими запросами в Конституционный Суд РФ
[8]. Данная позиция была отражена в постановлении Конституционного Суда РФ
от 16 июня 1998 г. № 19-П[9].
Полагаю, что суд общей юрисдикции, равно как и арбитражный суд вправе
применять непосредственно Конституцию РФ, коль скоро ее непосредственное
правовое действие прямо предусмотрено в ст. 15 Конституции РФ. Указанный
подход оправдан прежде всего по правовым причинам. Иное решение данного
вопроса противоречило бы началам единства судебной системы России,
установленным Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "О
судебной системе Российской Федерации", следуемым отсюда единству статуса
судей, применению всеми судами одного и того же круга правовых нормативных
актов (ст. 3 Федерального конституционного закона "О судебной системе
Российской Федерации").
Кроме того, существуют и чисто прагматические соображения, которые
свидетельствуют о правильности изложенной точки зрения. Во-первых, при
таком подходе обеспечивается своевременная защита прав граждан и организаций.
При нынешних сроках рассмотрения дел направление каждый раз запроса в
Конституционный Суд РФ сильно удлиняло общие сроки судебного разбирательства и
служило бы способом затягивания судебного разбирательства, в особенности, для
недобросовестной стороны. Во-вторых, Конституционный Суд РФ физически
был бы неспособен рассмотреть такое количество дел. В-третьих, по
самому своему месту в судебной системе Конституционный Суд РФ изолирован от
остальной судебной системы, не связан с постоянной судебной практикой
конкретных гражданских дел, что не позволит ему уловить такие противоречия.
Может быть, стоит подумать о том, чтобы такого рода решения судов общей
юрисдикции и арбитражных судов, вынесенные непосредственно на основании
Конституции РФ и при одновременной констатации неконституционности
нормативных актов, проверка которых отнесена к ведению Конституционного Суда
РФ, каким-либо образом особо публиковались. Ведь таких дел не так много,
поэтому такая публикация позволит всем заинтересованным лицам иметь
возможность ознакомиться с подобной судебной практикой, а высшим судебным
органам оценить ее правомерность, в том числе и путем их опротестования в
надзорном порядке при выявлении для этого оснований.
РАЗДЕЛ №4: СПОРЫ О ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ И ПОРЯДОК ИХ РАЗРЕШЕНИЯ
Изложенное выше показывает необходимость четкого закрепления в нормах
процессуального законодательства критериев подведомственности, поскольку здесь
недопустимо использование норм с неопределенными и относительно определенными
элементами. Данное, казалось бы, само собой разумеющееся правило соблюдается
крайне редко. Правила о подведомственности нуждаются в особо определенных
дефинициях, поскольку вполне реальны случаи незаконного о отказа в судебной
защите за неподведомственностью, о чем свидетельствует судебная практика
[10].
Полностью избежать возникновения споров о подведомственности вряд ли
возможно в силу динамизма развития частноправовых отношений, сложности самой
юрисдикционной системы, что определяет неизбежность таких конфликтов.
Поэтому следует создать правовой механизм устранения коллизий
подведомственности, исключения случаев пересечения компетенции различных
органов, либо, наоборот, исключения таких ситуаций, когда конкретное
юридическое дело неподведомственно ни одному из судебных органов в связи с
их отказом принять его к своему рассмотрению.
Что можно предложить в этой связи?
Во-первых, следует исключить случаи пересечения компетенции различных
судов на одном "правовом пространстве" в отношении одних и тех же вопросов,
которые можно назвать "двойной", а порой и "тройной" подведомственностью. Это
касается прежде всего соотношения подведомственности Конституционного Суда РФ,
судов общей юрисдикции (областных и приравненных к ним судов) и конституционных
(уставных) судов, поскольку им одновременно подведомственны дела о
соответствии Конституции РФ (для Конституционного суда РФ), федеральным
законам (для судов общей юрисдикции) либо Конституции, уставу (для
конституционных и уставных судов субъектов РФ) субъекта РФ законов и иных
нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению
органов государственной власти РФ и совместному ведению органов
государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ.
Например, в Свердловской области в отношении одного и того же правового акта
(закона Свердловской области) может быть поставлен вопрос о признании его
несоответствующим перед тремя судами, каждый из которых действует вполне
автономно и независимо: (1) перед Уставным судом Свердловской области
по мотивам несоответствия закона Уставу области, (2) перед
Свердловским областным судом по мотивам несоответствия федеральным законам,
(3) перед Конституционным Судом РФ по мотивам несоответствия областного
закона Конституции РФ. Преимущественное толкование будет иметь в конечном
счете то, которое даст Конституционный Суд РФ. Поэтому следует исключить данные
дела из компетенции других судов. Данный пример лишний раз подчеркивает, что у
конституционных (уставных) судов субъектов РФ нет своей четкой
подведомственности, за исключением разрешения вопросов толкования конституции
(устава) субъекта РФ, а также разрешения иных вопросов правоустановительного
характера, отнесенных к их ведению.
Кроме того, одновременно подведомственны судам общей юрисдикции (ст. 25 ГПК
РСФСР) и арбитражным судам (ст. 22 АПК РФ) дела по спорам с участием
иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных предприятий и
организаций, а также дела о защите чести, достоинства и деловой репутации
[11], по крайней мере в отношении граждан - индивидуальных
предпринимателей.
Такого рода недостатки правового регулирования могут устраняться только путем
внесения изменений в действующее законодательство, например, внесением в
Государственную Думу РФ согласованного проекта изменений одновременно от трех
высших судебных органов России, поскольку каждый из них обладает правом
законодательной инициативы.
Во-вторых, нет четких критериев разграничения подведомственности судов
общей юрисдикции и арбитражных судов. Здесь следует исходить из понимания
правовой природы арбитражного суда как специализированного суда в сфере
гражданской юрисдикции.
В-третьих, необходима разумная нагрузка на суды, следует расширить
количество и квазисудебную форму деятельности несудебных органов, расширить
возможности придания соглашениям сторон принудительной силы как основаниям для
исполнительного производства.
В связи с возможностью возникновения споров о подведомственности необходима
разработка коллизионных норм, направленных на устранение и разрешение споров о
подведомственности между различными органами гражданской юрисдикции. Важность
данной проблемы существенно возросла в последнее время, хотя уже давно Ю. К.
Осипов справедливо отмечал, что порядок разрешения споров о
подведомственности, возникающих между юрисдикционными органами, по существу
остается неурегулированным[12]. Такое
положение сохраняется и поныне. С этой целью в процессуальное
законодательство следует внести ряд нормативных предписаний, которые бы
закрепляли порядок разрешения конфликтных ситуаций, связанных с
подведомственностью.
Каким образом могут разрешаться коллизии подведомственности?
Во-первых, в процессуально-процедурное законодательство следует вводить
больше коллизионных норм. В качестве примера давно действующей коллизионной
нормы можно отметить ст. 28 ГПК, позволяющую объединить несколько требований в
производстве суда общей юрисдикции, когда хотя бы одно из требований
подведомственно суду общей юрисдикции, а другие — арбитражному суду. Другим
примером коллизионной нормы является ст. 165 ГК, определяющая, что сделки
бесспорного характера в случаях, указанных в законе, подлежат нотариальному
удостоверению и (или) государственной регистрации. При возникновении же спора
сделка признается действительной либо регистрация сделки производится на
основании решения суда.
Во-вторых, следует определить круг дел, которые исключительно
подведомственны определенным судам независимо от характера требований,
например, как дела о банкротстве, которые подведомственны только арбитражным
судам независимо от совместно заявленных других требований, допустим, о
возмещении убытков
В-третьих, при установлении неподведомственности дела в процессе
возбуждения дела либо судебного разбирательства следует не только отказывать в
принятии заявления, прекращать разбирательство по делу, но с согласия сторон
передавать дело в соответствующий суд по надлежащей подведомственности
[13].
В-четвертых, подведомственность юридических дел обычно определяется теми
органами (судами: конституционным, общей юрисдикции, арбитражными, нотариусом,
органами административной юрисдикции и т. п.), к которым обращаются за их
разрешением заинтересованные лица. Допускаемые при этом ошибки исправляются
соответствующими вышестоящими судебными и административными органами по жалобам
заинтересованных лиц.
Следует определить правовой порядок разрешения споров о подведомственности. Из
общего смысла законодательства очевидно, что споры между юрисдикционными
органами по поводу того, кому из них подведомственна определенная категория
дел, должны разрешаться либо в законодательном порядке, либо путем обращения к
Конституционному Суду РФ или посредством принятия совместных постановлений
высших органов заинтересованных юрисдикционных ведомств. Примером последнего
способа внесения ясности в разграничение пра-воприменительных полномочий может
служить принятие Пленумом Верховного Суда РФ и Пленумом Высшего Арбитражного
Суда РФ совместного постановления от 18 августа 1992 г. "О некоторых вопросах
подведомственности дел судам и арбитражным судам"
[14], снявшим ряд коллизионных вопросов подведомственности дел этим
органам. Другим вариантом решения спорных вопросов является постановление
Конституционного Суда РФ от 16 июня 1998 г., предлагающее разграничивать
подведомственность в "смежных" сферах путем принятия федеральных
конституционных законов.
Представляется, что такое разграничение подведомственности различных органов
судебной власти должно происходить на постоянной основе, с участием и
Конституционного Суда РФ, поскольку, как уже отмечалось, в ряде случаев его
компетенция также не является "юридически чистой". Ведь коллизии в
подведомственности между различными органами судебной власти носят
постоянный характер и их полное устранение практически невозможно. Например,
во Франции с целью урегулирования вопросов подведомственности действует
трибунал по конфликтам, который решает спорные вопросы разграничения
компетенции различных судов. Было бы целесообразным создание такого рода
органов и в России, по крайней мере на уровне руководителей высших судебных
органов России, с целью согласования на периодических встречах данных
вопросов, либо путем принятия совместных решений от имени Пленумов
Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и пленарного заседания
судей Конституционного Суда РФ.
Как видно, критерии подведомственности должны формулироваться в нормах права
достаточно определенно, в противном случае они не будут выполнять своей роли
и затруднять реализацию права на судебную защиту.
РАЗДЕЛ №5: ВИДЫ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ
В зависимости от того, относит ли закон разрешение определенной категории дел к
ведению исключительно каких-либо одних органов или нескольких различных
органов, подведомственность подразделяется на исключительную и множественную
[15].
ГЛАВА №1: ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ
Абсолютное большинство споров, вытекающих из гражданских, семейных, жилищных,
экологических и других правоотношений рассматриваеся непосредственно только
судом и не может разрешаться по существу другими органами. То есть для
разрешения спора судом не требуется обязательного досудебного порядка
обращения в какие-либо органы. Например, споры о лишении родительских прав,
дела об установлении усыновления, споры о признании авторства на
художественное произведение разрешаются только судами общей юрисдикции. Дела
о несостоятельности (банкротстве) отнесены к исключительной
подведомственности арбитражных судов. Следовательно, в отношении таких дел
установлена исключительная подведомственность.
Как подвид исключительной подведомственности можно выделить
подведомственность гражданских дел, определяемую по связи исковых требований
. Так, при объединении нескольких связанных между собой требований, из которых
одни подведомственны суду, а другие арбитражному суду, все требования подлежат
рассмотрению в суде.
Объективное соединение требований возможно при наличии общности их оснований.
В ст. 28 ГПК содержится правило, позволяющее решить вопросы
подведомственности связанных между собой исковых требований, когда их
разъединение нецелесообразно и приведет к возникновению нескольких процессов.
Новый арбитражный процессуальный кодекс не содержит аналогичной коллизионой
нормы. Она сохраняется только в ст. 28 ГПК, закрепляя приоритет
подведомственности судов общей юрисдикции.
Случаи объективного соединения требований редки, однако и они встречаются в
судебной практике. Например, две организации, являясь юридическими лицами,
разрешали спор о праве на жилые помещения, которые к моменту разрешения спора
были уже заселены гражданами. Судебная коллегия ВС РСФСР по данному делу
указала, что иск предъявлен не только к предприятию но и к гажданам, а
поэтому дело подведомственно суду.
ГЛАВА №2: МНОЖЕСТВЕННАЯ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ
Напротив, имущественные споры между гражданами и между организациями, а также
между гражданами и организациями имеют множественную подведомственность, так
как могут разрешаться не только государственными судами (общей юрисдикции,
арбитражным), но и третейскими судами. Множественная подведомственность в
зависимости от способа выбора из нескольких юрисдикционных органов, которым
дело подведомственно по закону, может быть подразделена на договорную,
императивную, альтернативную и смешанную.
2.1) Договорная подведомственность
Договорной является подведомственность, определяемая взаимным соглашением
сторон. Например, граждане по взаимному согласию вправе передать любой
возникший между ними спор (кроме споров, вытекающих из трудовых и семейных
правоотношений) на разрешение третейского суда (ст. 1 Положения о третейском
суде). При наличии соглашения сторон принимается к рассмотрению спор между
организациями, в том числе и во внешнеэкономической деятельности.
2.2) Императивная (условная) подведомственность
Императивной называют подведомственность, при которой дело рассматривается
несколькими юрисдикционными органами в определенной законом
последовательности. Императивной подведомственностью охватываются следующие
случаи:
1) дело до передачи в суд подлежит рассмотрению в обязательном
претензионном порядке,
2) когда законом предусмотрен предварительный внесудебный порядок
разрешения дела в административном порядке, включая возможность бесспорного
списания средств либо обращения взыскания на имущество (налоговыми органами и
т. п.).
Так, большинство трудовых споров разрешается вначале комиссией по трудовым
спорам и только после этого судом (ст. 204, 210 КЗоТ). Согласно п 2 ст. 452
ГК РФ требование об изменении или расторжении договора может быть заявлено
стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение
изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в
предложении или установленный законом или договором, а при его отсутствии -
в тридцатидневный срок Здесь установлен обязательный претензионный порядок
разрешения такого спора об изменении или расторжении договора.
В соответствии со ст 31, 32, 40, 41 Правил возмещения работодателями вреда,
причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным
повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей,
утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 24 декабря 1992 г (с
изменениями от 24 ноября 1995 г) заявление о возмещении вреда подается
работодателю (администрации предприятия), который несет ответственность за
вред, причиненным трудовым увечьем, либо его правопреемнику. При несогласии
заинтересованного гражданина с решением работодателя или неполучении ответа
в установленный срок спор рассматривается судом.
При императивной подведомственности каждый последующий орган из числа
участвующих в разрешении дела наделен правом контроля за правильностью
принятых до него по спору другими органами решений. Так, суд, рассматривая
трудовой спор, вправе не согласиться с решением, принятым по нему комиссией
по трудовым спорам, и разрешить его по существу так, как считает нужным.
2.3) Альтернативная подведомственность
Альтернативной называют подведомственность по выбору лица, ищущего защиты своих
прав. Например, в соответствии с п. 7 ст. 17 Федерального закона "О
сельскохозяйственной кооперации" лицо, исключенное из членов кооператива,
вправе обжаловать решение правления кооператива и наблюдательного совета
кооператива очередному общему собранию кооператива или в суд
[16]. Аналогичные положения об обжаловании в альтернативном порядке
предусмотрены в ст. 267 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях и
ряде других законодательных актов.
В соответствии с традиционно принятой трактовкой правил альтернативной
подведомственности заинтересованное в разрешении спора лицо вправе обратиться
по своему усмотрению к любому из органов, названных в законе. Однако по ныне
действующему законодательству заинтересованное лицо, обратившись за
разрешением спора в несудебном порядке в соответствии с правилами
альтернативной подведомственности, не лишается права на обращение в суд.
Такое понимание правил альтернативной подведомственности вытекает из ст. 46
Конституции РФ, согласно которой каждому гарантируется судебная защита его
прав и свобод, а также из ст. 3 Закона РФ "Об обжаловании в суд действий и
решений, нарушающих права и свободы граждан", п. 2 ст. 11 ГК РФ, части второй
ст. 129 Водного кодекса РФ и иных законодательных актов. Поэтому и при
наличии альтернативы между разрешением спора в судебном и административном
порядке заинтересованное лицо вправе обжаловать решение, вынесенное органом
исполнительной власти или органом местного самоуправления в суд.
Так, в соответствии со ст. 42 Федерального закона "О выборах депутатов
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" решение
окружной избирательной комиссии обжалуется в Центральную избирательную
комиссию РФ или в суд субъекта Федерации. При этом обжалование решения
окружной избирательной комиссии в административном порядке не препятствует
обращению заинтересованных лиц в суд для защиты своих прав
[17].
Иногда правила подведомственности формулируются таким образом, что создается
впечатление о наличии правил альтернативной подведомственности. Так, согласно
части первой ст. 131 Водного кодекса РФ ущерб водным объектам возмещается по
решению суда или арбитражного суда. Однако в данном случае никакого права
выбора не имеется, а орган судебной власти, уполномоченный на разрешение
спора, определяется в соответствии с установленными законом правилами
подведомственности. Данное положение подчеркнуто в п. 1 постановления Пленума
Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ от 18 августа 1992 г. "О
некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам", в
соответствии с которым в случаях, когда в законодательном акте
подведомственность определена альтернативно (суду или арбитражному суду),
следует при ее определении исходить из субъектного состава участников и
характера правоотношений[18].
Поэтому в настоящее время альтернативная подведомственность практически
утратила свое самостоятельное правовое значение, а трансформировалась в
смешанную подведомственность. В юридически чистом виде альтернативная
подведомственность сохранилась по делам с участием иностранных граждан, лиц
без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными
инвестициями, осуществляющих предпринимательскую деятельность, которые в
настоящее время подведомственны как судам общей юрисдикции, так и
арбитражным судам.
2.4) Смешанная подведомственность
Смешанной может быть названа подведомственность, сочетающая в себе признаки,
присущие другим видам подведомственности, чаще всего императивной и
альтернативной. Например, в соответствии со ст. 4 Закона РФ "Об обжаловании в
суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" гражданин вправе
обратиться с жалобой на действия (ре шения), нарушающие его права и свободы,
либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности
государственному органу, органу местного самоуправления учреждению,
предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу,
государственному служащему. Если гражданину в удовлетворении жалобы во
внесудебном порядке будет отказано или он не получит ответа в течение месяца
со дня ее подачи, гражданин вправе обратиться с жалобой в суд.
Приведенный пример смешанной подведомственности показывает, что она заменяет
собой правила альтернативной подведомственности по изложенным выше причинам
в связи со снятием ограничений на обращение в суд.
РАЗДЕЛ №6: ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ
Анализ законодательства позволяет сформулировать пять общих правил
подведомственности дел.
Правило №1:
В соответствии со ст. 125 Конституции РФ дела о соответствии Конституции РФ
федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации,
Государственной Думы, Правительства РФ; конституций республик, уставов, а
также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам,
относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному
ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти
субъектов РФ, договоров между органами государственной власти РФ и органами
государственной власти субъектов РФ, договоров между органами
государственной власти субъектов РФ, не вступивших в силу международных
договоров РФ отнесены к подведомственности Конституционного Суда РФ. К
ведению данного суда отнесено также разрешение споров о компетенции между
федеральными органами государственной власти, между органами государственной
власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, между высшими
государственными органами субъектов РФ, а также проверка конституционности
закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в
порядке, установленном федеральным законом.
Если перед Конституционным судом РФ ставится вопрос установления фактических
обстоятельств в связи с разрешением конкретного дела, то такие дела отнесены к
подведомственности других судов. Например, Козырев обратился в
Конституционный Суд РФ с просьбой признать не соответствующей Конституции РФ
статью 7 ГК РСФСР. Конституционный Суд РФ определением от 27 сентября 1995 г.
отказал в принятии его жалобы, поскольку установление фактических
обстоятельств по делам о защите чести и достоинства отнесено к
подведомственности судов общей юрисдикции
[19]. По другому делу Конституционный Суд РФ признал неподведомственной ему
проверку конституционности нормативных актов, принятых администрацией города
Воронежа[20], поскольку проверка
законности таких актов отнесена к компетенции судов общей юрисдикции. В то же
время жалоба на постановление Законодательного собрания края, касающееся
избирательных прав граждан, подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции
[21].
Поэтому можно согласиться с выводом о том, что складывается специализация
судов в сфере судебного конституционного контроля. Конституционный суд
осуществляет судебный конституционный контроль в основном за нормативными
решениями законодательной власти, а суды общей юрисдикции — за решениями
исполнительных органов власти.
Правило №2:
Дела, возникающие из гражданских, трудовых, брачно-семейных и иных
правоотношений, если хотя бы одной из сторон является гражданин, за
изъятиями, установленными законом, подведомственны судам общей юрисдикции.
Из данного общего правила законом установлен ряд исключений Так, в случаях,
предусмотренных АПК и другими федеральными законами, арбитражному суду
подведомственны дела из гражданских правоотношений, когда одной из сторон
является гражданин, не имеющий статус индивидуального предпринимателя (п. 4
ст. 22 АПК РФ), например, дела о банкротстве, об отказе в регистрации
гражданина либо организации в качестве субъекта предпринимательской
деятельности.
Правило №3:
Экономические споры, возникающие из гражданских правоотношений в процессе
предпринимательской деятельности, между организациями, гражданами,
осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования
юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя,
находящимися на территории Российской Федерации, подведомственны арбитражным
судам (ст. 22 АПК РФ).
В изъятие из этого правила целый ряд гражданско-право-вых споров между
организациями подведомственен судам общей юрисдикции. Друше исключения
установлены в пользу административной формы гражданской юрисдикции. Например,
в отдельных случаях взыскание с организации может быть произведено в
безакцептном или бесспорном порядке. Вместе с тем решение, принятое в
административном порядке, может быть в дальнейшем обжаловано в арбитражный
суд.
Правило №4:
Дела по спорам между государственными органами, органами местного
самоуправления, а также между ними и различными коммерческими и
некоммерческими организациями, возникающие из административных, финансовых,
налоговых, бюджетных, земельных, государственно-правовых отношений,
разрешаются различными органами судебной власти в соответствии с
установленной законом подведомственностью каждого из судов. Данное правило
вытекает из анализа ст. 25 ГПК, ст. 22 АПК, федерального конституционного
закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", административного,
бюджетного и иного законодательства.
Правило №5:
Общественные организации и их органы, органы и лица, избранные либо
назначенные самими сторонами спора, включая третейские суды, вправе
разрешать лишь те споры о праве, которые соответствующими законодательными
актами прямо отнесены к их ведению и лишь при соблюдении условий, указанных
в этих актах.
Таким образом, определяя подведомственность того или иного юридического дела,
необходимо исходить из характера спорного правоотношения, состава сторон,
наличия или отсутствия спора либо договора о подведомственности между
сторонами, а также иметь в виду и исключения, установленные законом в изъятие
из изложенных выше правил, а также иные дополнительные критерии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Все изложенное по правилам подведомственности позволяет говорить о том, что
система разделения компетенции между органами судебной власти основана на
принципе универсальной подведомственности юридических дел судам общей
юрисдикции, за исключением дел, отнесенных к ведению судов специальной
юрисдикции - конституционного и арбитражных.
[22]
В связи с необходимостью принятия ГПК РФ стоит внести в его проект некоторые
положения, которые упрощали бы споры о подведомственности и возмещали
правовые пробелы, присущие нынешнему законодательству по этому вопросу. Можно
предложить изложить статью о подведомственности, исходя из сложившихся
правил судебной практики, одновременно отразив в отдельной статье и правила
императивной подведомственности.
На мой взгляд, следует исходить из презумпции подведомственности суду общей
юрисдикции любого дела, которая может быть опровергнута только судьей. При
регламентации подведомственности недопустима какая-либо двусмысленность,
поскольку судебная практика свидетельствует: если перед судьей стоит выбор -
принимать или не принимать дело к рассмотрению, он скорее откажет в принятии
заявления Ведь судья как должностное лицо с точки зрения его ведомственных
интересов не заинтересован в лишней работе. Следовательно вопросы
подведомственности в проекте ГПК РФ лучше изложить, закрепив здесь презумпцию
подведомственности любого дела суду общей юрисдикции, если судья не докажет
иное, указав компетентный суд (Конституционный Суд РФ или арбитражные суды,
наделенные исключительным ведением федеральными законами) для разрешения
юридического дела, установить порядок императивной подведомственности и
ответственность за его несоблюдение управомоченными на досудебное разрешение
гражданских дел органами.
Грамотное и квалифицированное использование названных выше правил
подведомственности позволит государству активно и вместе с тем гибко
воздействовать на правоприменительный процесс, используя особенности и
преимущества различных форм разрешения юридических дел, разумно регулировать
нагрузку юрисдикционных органов, учитывая и интересы спорящих сторон.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Конституция РФ от 12.12.93г. // М.: «Спарк» 1996г.
2. ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» от 23.07.94г. // СЗ РФ №13 ст.
1447, 1994г.
3. ФКЗ «О судебной системе РФ» от 31.12.96г. // СЗ РФ №9 ст. 1011, 1997г.
4. ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» от 05.04.95г. // СЗ РФ №18
ст.1589, 1995г.
5. ГПК РСФСР от 11.06.64г. с изменениями и дополнениями на
15.05.99г. // М.: «Проспект», 1999г.
6. АПК РФ от 5.04.95г. с изменениями и дополнениями на
15.07.99г. // М.: «Проспект», 1999г.
7. СК РФ от 8.12.95г. с изменениями и дополнениями на 15.08.99г.
// М.: «Проспект», 1999г.
8. ГК РФ от 26.01.96г. с изменениями и дополнениями на
20.10.97г. // М. – С.-П.: «Герда», 1998г.
9. Основы законодательства РФ «О нотариате» от 11.02.93г. //
Ведомости СНД и ВС РФ, №10 ст. 357, 1993г.
10. Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и
свободы граждан» от 27. 04. 93г. // СЗ РФ №51 ст. 4970, 1995г.
11. ФЗ «О выборах депутатов государственной Думы Федерального Собрания РФ
» от 9.06.95г. // СЗ РФ №26 ст.2398, 1995г.
12. Постановление Пленума Верховного Суда РФ И Высшего Арбитражного Суда «О
некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам» №12/12
от 18.08.92 // БВС РФ №11, 1992г.
13. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О рассмотрении судами жалоб
на неправомерные действия, нарушающие права и свободы граждан» №10 от
21.12.93г. // БВС РФ №3 1994г.
14. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применеия
судами Конституции РФ при осуществлении правосудия» №8 от 31.10.95 // БВС
РФ №1 1996г.
15. Постановление Конституционного Суда РФ №19-П от 16.07.98 //
Российская газета от 30.07.98г.
16. Международная защита прав и свобод человека. М.: Юрид. лит., 1990г.
17. Андреева Т. О. Подведомственность дел арбитражным судам //
Хозяйство и право 1997г. № 8.
18. Боннер А.Т. Подведомственность судами дел по жалобам на
неправомерные действия юридических лиц // Социаллиситическая законность 1989г.
№4.
19. Гаджиев Г. А. Конституционность норм гражданского права //
Российский юридический журнал 1997г. № 3.
20. Жилин Г. А. Вопросы разграничения компетенции между судами общей
юрисдикции и арбитражными судами // Комментарии судебной практики. Выпуск 3
М., Юристъ, 1997г.
21. Жуйков В. М. Правовые критерии разграничения предметной
компетенции между судами общей юрисдикции и Конституционным Судом РФ //
Юридический мир. 1997г. № 11.
22. Жуйков В.М. Судебная защита прав граждан и юридических лиц. М., 1997г.
23. Жуйков В.М. Судебная практика по гражданским делам (1993 –
1996гг.), М., 1997г.
24. Исаков В. Б. Юридические факты в советском праве. М., 1984г.
25. Клеандров М.И. диффузия исполнительной и судебной власти при
рассмотрении дел о банкротстве // Российский юридический журнал. 1993г. №2.
26. Котиева Л. И. О контроле за законностью нормативных актов //
Юридический мир 1997г. № 11.
27. Морщакова Т. Г. Судам нет смысла посягать на чужую область //
Юридический мир 1997г. №11.
28. Осипов Ю.К. Подведомственность юридических дел, Свердловск 1973г.
29. Осипов Ю. К. Разрешение споров о подведомственности // Вопросы
теории и практики гражданского процесса. Вып. 1 Саратов, 1976г.
30. Осипов Ю. К. Проблемы применения норм гражданского процессуального
права. Свердловск, 1976г.
31. Павлов А. Проблемы согласования подведомственности федеральных
судов // Хозяйство и право 1997г. № 11.
32. Шерстюк В. М. Новые положения Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации. М., 1996г.
[1] Осипов Ю. К. Подведомственность юридических дел. Свердловск,
1973 с.83
[2] Осипов Ю. К. Подведомственность
юридических дел. Свердловск, 1973г., с. 52 - 83.
[3] Международная защита прав и свобод человека. М.: Юрид. лит., 1990. с. 55
[4] Клеандров М. И. Диффузия исполнительной
и судебной власти при рассмотрении дел о банкротстве // Российский юридический
журнал. 1993. № 2. С. 44—48.
[5] Подробнее о производных юридических
фактах: Осипов Ю. К. Проблемы применения норм гражданского процессуального
права. Свердловск, 1976. с. 3.4; Исаков В. Б. Юридические факты в советском
праве. М., 1984. с. 42.
[6] Например - Шерстюк В. М. Новые
положения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. М., 1996
с. 30 - 31; Андреева Т. О. Подведомственность дел арбитражным судам //
Хозяйство и право 1997 № 8. с. 161 - 163; Павлов А. Проблемы согласования
подведомственности федеральных судов // Хозяйство и право 1997. № 11. С 62 -
71.
[7] Жуйков В. М. Правовые критерии
разграничения предметной компетенции между судами общей юрисдикции и
Конституционным Судом РФ // Юридический мир. 1997. № 11. С 23 - 30; Котиева Л.
И. О контроле за законностью нормативных актов // Юридический мир 1997. № 11. С
18, 19; Гаджиев Г. А. Конституционность норм гражданского права // Российский
юридический журнал 1997. .№ 3. с. 14
[8] Морщакова Т. Г. Судам нет смысла
посягать на чужую область // Юридический мир 1997 №11 с. 19 - 22.
[9] Российская газета от 30.06.98г.
[10] Жилин Г. А. Вопросы разграничения
компетенции между судами общей юрисдикции и арбитражными судами // Комментарии
судебной практики. Выпуск 3 М., Юристъ, 1997 с. 58 - 69, Жуйков В.М. Судебная
практика по гражданским делам (1993 - 1996 гг.), М., 1997.
[11] Жуйков В. М. Судебная защита прав
граждан и юридических лиц М., 1997. с. 301.
[12] Осипов Ю. К. Разрешение споров о
подведомственности // Вопросы теории и практики гражданского процесса. Вып. 1
Саратов, 1976, с. 114
[13] Жуйков В. М. Судебная
защита прав граждан и юридических лиц М., 1997 с. 300
[14] ВВС РФ. 1992. № 11 с. 9 - 10.
[15] Здесь и далее классификация видов
подведомственности основывается на их понимании Ю К. Осиповым. / Осипов Ю. К.
Подведомственность юридических дел. Свердловск, 1973.
[16] СЗ РФ 1995. № 50. ст. 4870.
[17] БВС РФ 1996 № 3 с. 5, 6
[18] БВС РФ 1992 № 11 с. 9
[19] Российская газета от 22.11.95
[20] Российская газета от 17.04.96
[21] БВС РФ 1996 №4 с. 1, 2
[22] В пользу такого вывода
свидетельствует содержание части второй ст. 46 Конституции РФ, п. 2 ст. 11 ГК
РФ и ст. 3 Закона РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих
права и свободы граждан", равно как и само название судов, используемое в ст.
126 Конституции РФ, - общей юрисдикции. Юридические дела, которые
неподведомственны иным судам, подведомственны судам общей юрисдикции.
|