Шпора: Гражданский процессу
Подача жалобы приостанавливает взыскание в административном порядке.
Ст. 238. Рассмотрение жалобы Ж-ба рассматривается судом в
десятидневный срок. Заявитель и административный орган или должностное лицо
извещаются о времени и месте заседания, однако их неявка не является
препятствием для разрешения дела. При рассмотрении дела суд обязан проверить
правильность действий административного органа или должностного лица и
установить, производится ли взыскание на основании закона и уполномоченным на
то органом или должностным лицом, был ли соблюден установленный порядок
привлечения лица, к которому предъявлено требование, к выполнению возложенной
на него обязанности; совершил ли оштрафованный нарушение, за которое
законодательством установлена ответственность в виде штрафа, и виновен ли он в
совершении этого нарушения; не превышает ли наложенный штраф установленный
предельный размер; учтены ли при определении размера штрафа тяжесть
совершенного проступка, личность виновного и его имущественное положение; не
истекли ли сроки давности для наложения и взыскания штрафа. Ст. 239.
Решение суда по жалобе Суд, установив, что требование
административного органа или должностного лица незаконно, выносит решение об
удовлетворении жалобы. Если сумма наложенного штрафа превышает установленный
законодательством предел, суд снижает сумму штрафа до установленного предела.
Если штраф наложен без учета тяжести совершенного проступка, личности виновного
и его имущественного положения, суд может снизить сумму штрафа. Если действия
административного органа или должностного лица являются законными, суд выносит
решение об отказе в удовлетворении жалобы. Гл. 24'. Жалобы на действия
государственных органов, общественных организаций и должностных лиц, нарушающие
права и свободы гр-н Ст. 239-1. Право на обращение с жалобой
в суд Гр-нин в праве обратиться в суд с жалобой, если считает, что
неправомерными действиями государственного органа, общественной организации или
должностного лица нарушены его права или свободы. Ст. 239-2. Действия
государственных органов, общественных организаций и должностных лиц, подлежащие
судебному обжалованию К действиям государственных органов,
общественных организаций и должностных лиц, подлежащим судебному обжалованию,
относятся коллегиальные и единоличные действия, в результате которых: 1)
нарушены права или свободы гражданина; 2) созданы препятствия осуществлению
гражданином его прав и свобод; 3) на гражданина незаконно возложена какая-либо
обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Ст. 239-3.
Пределы действия настоящей главы Не могут быть обжалованы в суд в
соответствии с настоящей главой следующие действия государственных органов,
общественных организаций и должностных лиц: 1) индивидуальные и нормативные
акты, проверка которых отнесена к исключительной компетенции Конституционного
Суда Российской Федерации; 2) индивидуальные и нормативные акты, касающиеся
обеспечения обороны (оперативного управления войсками, организации боевого
дежурства, обеспечения боевой готовности) и государственной безопасности
Российской Федерации; 3) индивидуальные и нормативные акты, в отношении
которых законом предусмотрен иной порядок судебного обжалования. Ст.
239-4. Подача жалоб. Гр-нин вправе обратиться с жалобой на
действия государственного органа, общественной организации, должностного лица
непосредственно в суд либо к вышестоящим в порядке подчиненности
государственному органу, общественной организации, должностному лицу.
Вышестоящие в порядке подчиненности гос-ый орган, общественная организация,
должностное лицо обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Если гражданину в
удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня
ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд. Ж-ба подается по усмотрению
гражданина в суд по месту его жительства либо в суд по месту нахождения
государственного органа, общественной организации, должностного лица.
Ст. 239-5. Сроки для обращения в суд с жалобой Для обращения в суд с
жалобой устанавливаются следующие сроки: 1) три месяца со дня, когда
гражданину стало известно о нарушении его прав и свобод; 2) один месяц со дня
получения гражданином уведомления об отказе вышестоящих в порядке подчиненности
государственного органа, общественной организации, должностного лица в
удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы,
если гражданином не был получен на нее ответ. Ст. 239-6. Рассмотрение
жалобы Ж-ба рассматривается судом в десятидневный срок с участием
гражданина, подавшего жалобу, и руководителя государственного органа,
общественной организации или должностного лица, действия которых обжалуются,
либо их представителей. С согласия лица, подавшего жалобу, она может быть
рассмотрена судьей единолично. Неявка в судебное заседание по неуважительной
причине гражданина, подавшего жалобу, или руководителя государственного органа,
общественной организации либо должностного лица, действия которых обжалуются,
или их представителей не служит препятствием к рассмотрению жалобы, однако суд
может признать явку указанных лиц обязательной. Судом должны быть исследованы
материалы, представленные вышестоящими в порядке подчиненности государственным
органом, общественной организацией или должностным лицом, признавшими
обжалуемые действия законными, а также могут быть выслушаны объяснения других
лиц, исследованы необходимые документы и иные доказательства. Ст.
239-7. Решение суда по жалобе Суд, признав жалобу обоснованной, выносит
решение об обязанности соответствующих государственного органа, общественной
организации или должностного лица устранить в полном объеме допущенное
нарушение прав и свобод гражданина. Установив, что обжалуемые действия были
совершены в соответствии с законом, в пределах полномочий государственного
органа, общественной организации или должностного лица и права либо свободы
гражданина не были нарушены, суд выносит решение об отказе в удовлетворении
жалобы. Решение суда по жалобе направляется для устранения допущенных
нарушений закона или другого нормативного акта руководителю государственного
органа, общественной организации или должностному лицу, действия которых были
обжалованы, либо вышестоящим в порядке подчиненности государственному органу,
общественной организации или должностному лицу.
8. Ст. 245. Дела, рассм. судом в порядке особого пр-ва
К делам, рассматриваемым судом в порядке особого производства, относятся дела:
1) об установлении фактов, имеющих юридическое значение; 2) о признании
гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении гражданина умершим; 3) о
признании гражданина ограниченно деесп. и недеесп.; 3.1) об установлении
усыновления (удочерения) ребенка; 4) о призн. имущества бесхозяйным; 5)об
установлении неправильностей записей в книгах актов ГС; 6) по жалобам на
нотариальные действия или на отказ в их совершении; 7) о восстановлении прав по
утраченным док-там на предъявителя (вызывное производство).Ст. 247. Дела об
установлении фактов, имеющих юр. значение, рассматриваемые судом Суд
устанавливает факты, от которых зависит возн-е, изм-е или прекр-е личных или
имущ. прав граждан или организаций. Суд рассматривает дела об установлении:
1) родственных отношений лиц; 2) факта нахождения лица на иждивении; 3) факта
регистрации рожд., усыновл-ия, брака, развода и смерти; 4) факта состояния в
фактич. брачных отношениях в установл. З-ном случаях, if регистрация брака в
органах ЗАГС не м.б. произведена вследствие смерти 1 из супругов; 5) факта
принад-ти правоустанавл. Док-тов (за искл. парт., комс., профсоюзного
билетов, воинских документов, паспорта и свидетельств, выдаваемых органами
ЗАГС) лицу, ФИО которого, указанные в док-те, не совпадают с ФИО этого лица
по паспорту или свидетельству о рождении;
6) факта владения строением на праве собственности; 7) факта несчастного случая;
8) факта смерти лица в опр. время и при опр. обст-вах при отказе органов ЗАГС в
регистрации события смерти; 9) факта принятия наследства и места открытия
наследства; 10) др. фактов, имеющих юридич. значение, if з/д не предусм. иной
порядок их установл-ия. Ст. 248. Усл-ия, необх. для устан-ия фактов,
имеющих юр. значение Суд устан-ет факты, имеющие юридич. значение, лишь при
невозм-ти получения заявителем в ином порядке надлежащих документов,
удостоверяющих эти факты, либо при невозможности восстановления утраченных
документов.
Ст. 249. Подача заявления Заявления по делам об устан-ии фактов, имеющих
юридич.значение, подаются в суд по м/ж заявителя, за исключ. Заяв-ия об
установлении факта владения строением на праве собственности, которое подается
в суд по месту нахождения строения. Ст. 250. Сод-е заявления В
заявлении д.б. указано зачем заявителю необх. устан-ть данный факт, а также
д.б.приведены док-ва, подтв. невозм-ть получения заяв-лем надлежащих док-тов
либо невозм-ть восстан-я утраченных док-тов.Ст. 251. Решение суда по
заявлению Решение суда об установлении факта, подлежащего регистрации в
органах записи актов гражданского сост-ия или оформлению в др.органах, служит
основанием для такой регистрации или оформления, не заменяя собой док-тов,
выдаваемых этими органами.
9. Право касс. обжалования Право кассационного обжалования и
опротестования судебного решения является правом на возбуждение деятельности
суда второй инстанции по проверке решения суда первой инстанции, не вступившего
в з-нную силу. Право обжалования - у лиц уч-х в деле. Опротестование - у
прокурора. Объект права обжалования - решение суда первой инстанции, не
вступившее в з-нную силу. Жалобы и протесты можно принести на все решения суда
кроме решений ВС РФ. Самостоятельным объектом права обжалования м. б. решение
суда как в целом так и в части, а также фактическое основание решения( мотивы
решения). Срок обжалования Ст. 284. Срок на подачу касс. жалобы или
протеста Касс. жалоба или протест м. б. поданы в течение 10 дней после
вынесения судом решения в оконч. форме. Жалоба или протест, поданные по
истечении указанного срока, оставляются без рассмотрения и возвращаются лицу,
подавшему жалобу или протест. Субъекты права обжалования стороны,
прокурор, третьи лица и т. д. т. е. лица участвующие в деле. Подача касс.
жалобы - необходимое и единственное проц. действие, порождающие право и
обязанность вышест. суда проверить не вступившее в з-нную силу решение.
Требования к жалобе (протесту):1). письм. форма 2). содержание: а)наимен-е
суда б) наимен-е лица в)указание на решение, к-рое обжалуется или
опротестовывается, и на суд постановивший это решение. г)в чем закл-ся
неправильность решения д)просьбу лица, подающего жалобу(протест) е)перечень
прилаг. к жалобе письм. материалов. Далее протест(жалоба) подписывается лицом
подающим его. 3) жалоба представляется в суд с копиями по числу участников.
4).д.б. оплачена гос. пошлиной(кр.протеста пр-ра). Жалоба и протест приносятся
через суд вынесший решение. Жалоба (протест) поданная после устан-го срока,
остается без рассмотрения и возвращается подавшему лицу. Жалоба поданная
ненадлежащим лицом либо на решение суда не подлежащее обжалованию судьей не
принимается. Стороны и др. лица участвующие в деле д. б. извещены о време и
месте рассмотрения. Суд обязан: 1) направить лицам, участвующим в деле копии
жалобы(протеста) и приложенных к ним материалов. 2) известить лиц, участвующих
в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассац инстанции. 3) по
истечении срока обжалования (опротестования) решения направить дело в
кассационную инстанцию. Лица участвующие в деле, вправе представить объяснения
на жалобу(проест) с приложением документов, подтверждающих эти объяснения. В
необходимых случаях народный судья или председатель суда м. обязать представить
объяснения по делу. Суд второй инстанции обязан проверить з-нность и
обоснованность решения суда первой инстанции. Необоснованое судебное
решение, фактическое основание к-рого(мотивы решения) не соотв-ет
действительным обст-вам дела, либо не подтверждено док-вами, исследованными
судом первой инстанции. Основаниями к отмене решения суда в касс. порядке и
передаче дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции являются:
1)неправильное определение юр. значимых обст-в; 2)недоказ-ть обст-в, имеющих
значение для дела, к-рые суд считает установленными;3) несоотв-е выводов суда,
изложенных в решении, обст-вам дела; 4) нарушение или неправильное применение
норм мат. права или норм проц. права Нез-нно судебное решение, не
соотв-ее нормам мат. или проц. права, подл. применению по конкр. делу. Ст.
307. Нарушение или неправильное применение норм мат. права Нормы мат. права
считаются нарушенными или неправильно примененными: 1) если суд не применил
з-на, подл. применению; 2)если суд применил з-н, не подл. применению; 3)если
суд непр. истолковал з-н.
10. Пересмотр в порядке надзора Сущность пересмотра дел в
порядке надзора заключается в том, что уполномоченные на то суды проверяют
з-нность и обоснованность вступивших в з-нную силу судебных постановлений на
основании и по протестам управомоченных на то з-ном должностных лиц. В ГПК нет
специальной нормы об основаниях принесения протеста. Представляется, что
основания принесения протеста впорядке надзора совпадает с основаниями к отмене
решений в таком порядке предусм ст 330 ГПК - Основаниями к отмене
решения, определения, постановления суда в надзорном порядке являются: 1)
неправильное применение или толкование норм материального права; 2)
существенное нарушение норм проц. права, повлекшее вынесение нез-нного решения,
определения, пост-я суда. Решение, опр-е, пост-е суда подлежат отмене
независимо от доводов протеста в случаях, предусм. ст. 308 наст. Кодекса. Не м.
б. отменено суд. пост-е по формальным соображениям. Объектом пересмотра
в порядке надзора м. быть вступившие в з-нныю силу решения и определения всех
судов первой инстанции, а также опр-я, вынесенные в касс. порядке, опр-я и
пост-я, вынесенные в порядке надзора. Исключение составляет лишь пост-я
Президиума Верховного суда Рф, не подлежщие опротестованию в порядке надзора.
Произ-во в порядке надзора м. б. возбуждено лишь узко ограниченным
кругом лиц (Предс-ль ВС РФ, Генпр-р, Пред-ль суда S-та Федерации, Прок-ра
S-та Федер-ии и их заместителей. Обычно протесты приносятся в результате
рассмотрения жалоб лиц участвующих в деле. Также пр-р р-на обнаружив нарушения
д. сообщить вышест-му пр-ру, а тот в свою очередь приносит протест. Суды
рассматривающие дела в порядке надзора 1) Президиум суда S-та Федерации -
протесты пр-ра S-та федерации и Пред-ля соотв. суда. На решения районных судов.
2) Суд. колегия по гр. делам ВС РФ - Генпр-р, Пред-ль ВС РФ + заместители на
решения всех судов России если они не были предметом кассационного рассмотрения
в ВС, атакже на постановления президиума суда S-та феде-ции. Президиум ВС РФ
рассматривает в порядке надзора протесты Генпр-ра, Пред-ля ВС РФ на решенияи
определения Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ по первой инстанции,
на кассационные и надзорные определния этой колегии. Ст. 328. Порядок
рассмотрения протеста При рассмотрении протеста в порядке надзора
применяются правила, изложенные в статьях 295-298, 300 и 301 настоящего
Кодекса, с теми изъятиями и дополнениями, к-рые указаны в настоящей статье.
Дело по протесту на вступившее в з-нную силу решение, определение или
постановление рассматривается надзорной инстанцией в судебном заседании не
позднее двадцати дней, а в ВС РСФСР - не позднее одного месяца со дня
поступления дела с протестом. В президиуме суда дело докладывается
председателем или по его поручению членом президиума или членом суда, ранее не
участвовавшим в рассмотрении дела. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих
в деле, к-рые извещались о времени и месте рассмотрения дела, не является
препятствием к разбирательству дела. Лица, участвующие в деле, и их
представители, если они извещались о времени и месте рассмотрения дела и
явились в судебное заседание, дают объяснения после доклада дела. В
рассмотрении дела в порядке судебного надзора принимает участие прокурор, к-рый
поддерживает принесенный им или вышестоящим прокурором протест или дает
заключение по делу, рассматриваемому по протесту председателя суда или его
заместителя. В президиуме суда все вопросы решаются по большинству голосов. При
равном количестве голосов, поданных за удовлетворение и против удовлетворения
протеста, протест считается отклоненным. Президиум суда выносит постановление,
к-рое подписывается председательствующим в заседании президиума. Ст. 329.
Полномочия суда, рассматривающего дело в порядке надзора Суд, рассмотрев
дело в порядке надзора, своим определением или постановлением вправе: 1)
оставить решение, определение или постановление без изменения, а протест - без
удовлетворения; 2) отменить решение, определение или постановление полностью
или в части и направить дело на новое рассмотрение в суд первой или касс.
инстанции; 3) отменить решение, определение или пост-е полностью или в части и
прекратить пр-во по делу либо оставить заявление без рассмотрения; 4) оставить
в силе одно из ранее вынесенных по делу решений, определений или пост-ий; 5)
отменить либо изменить решение суда первой, касс. или надзорной инстанций и
вынести новое решение, не передавая дела на новое рассмотрение, если допущена
ошибка в применении и толковании норм матер. права.
11. Акты подл. принудительному исп-ю Ст. 7. Перечень
исполнит. док-тов 1. Исполнит. док-тами являются: 1) исполнит. листы,
выдаваемые судами на основании: принимаемых ими судебных актов; решений
Международного коммерч. арбитража и иных третейских судов; решений иностр.
судов и арбитражей решений межгос-ных органов по защите прав и свобод человека;
2) судебные приказы; 3) нотариально удостоверенные соглашения об уплате
алиментов; 4) удостоверения комиссии по трудовым спорам, выдаваемые на
основании ее решений; 5) оформленные в установл. порядке требования органов,
осуществл-х контрольные функции, о взыскании ден. ср-в с отметкой банка или
иной кредитной организации о полном или частичном неисполнении взыскания в
связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для
удовлетворения требований взыскателя, если з\д РФ не установлен иной порядок
исполнения указанных исполнит. док-тов 6) пост-ия органов (должностных лиц),
уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях; 7)
пост-ия суд. пристава-исп-ля; 8) пост-ия иных органов в случаях,
предусмотренных фед. з-ном. 2. В случае утраты подлинника исполнит. док-та
основанием для взыскания является его дубликат, выдаваемый судом или другим
органом, вынесшим соотв. акт, в порядке, предусм-ном фед. з-ном. Ст. 8.
Требования, предъявляемые к исполнит. док-там 1. В исполнительном док-те
обязательно д.б. указаны: 1) наименование суда или другого органа, выдавшего
исполнит. док-т; 2) дело или материалы, по к-рым выдан исполнит. док-т, и их
номера; 3) дата принятия суд. акта или акта другого органа, подлежащего исп-ю;
4) наименования взыскателя-организации и должника-организации, их адреса;
фамилия, имя, отчество взыскателя-гр-на и должника-гр-на, их место жительства,
дата и место рождения должника-гр-на и место его работы; 5) резолютивная часть
суд. акта или акта другого органа; 6) дата вступления в силу суд. акта или акта
другого органа; 7) дата выдачи исполнит. док-та и срок предъявления его к
исп-ю. 2. Исполнит. док-т, выданный на основании суд. акта, подписывается
судьей и заверяется гербовой печатью суда. Исполнит. док-т, выданный на
основании акта другого органа, подписывается должностным лицом этого органа, а
в установленных федеральным з-ном случаях - лицом, выписавшим исполнит. док-т.
Исполнит. док-т заверяется печатью органа или лица, его выдавшего. 3.
Содержание суд. приказа и нотариально удостоверенного соглашения об уплате
алиментов определяется ГПК РСФСР и СК РФ. Эти акты подписываются лицами,
принявшими или удостоверившими их, и заверяются печатью. Ст. 9. Возбуждение
исполнит. пр-ва 1. Суд. пристав-исп-ль обязан принять к исп-ю исполнит.
док-т от суда или другого органа, его выдавшего, либо взыскателя и возбудить
исполнительное производство, если не истек срок предъявления исполнит. док-та к
исп-ю и данный док-т соответствует требованиям, предусмотренным статьей 8
настоящего Федерального з-на. 2. Суд. пристав-исп-ль в трехдневный срок со дня
поступления к нему исполнит. док-та выносит пост-ие о возб-ии исполнит. пр-ва.
3. В пост-ии о возб-ии исполнит. пр-ва суд. пристав-исп-ль устанавливает срок
для добровольного исполнения содержащихся в исполнительном док-те требований,
к-рый не м. превышать пять дней со дня возбуждения исполнит. пр-ва, и
уведомляет должника о принуд. исполнении указанных треб-ий по истечении устан.
срока с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению
исполнит. дей-ий, предусм. ст. 81 и 82 настоящего ФЗ. 4. Копия пост-ия о
возб-ии исполнит. пр-ва не позднее следующего дня после дня его вынесения
направляется взыскателю, должнику, а также в суд или другой орган, выдавший
исполнит. док-т. 5. В целях обеспечения исполнения исполнит. док-та по имущ.
взысканиям по заявлению взыскателя суд. пристав-исп-ль одновр. с вынесением
пост-ия о возб-нии исполнит. пр-ва вправе произвести опись им-ва должника и
наложить на него арест, о чем указывается в этом пост-ии. 6. Пост-ие о возб-ии
исполнит. пр-ва м. б. обжаловано в соответствующий суд в 10-дневный срок.
Ст. 11. Место совершения исполнит. действий Если должником является физич.
лицо (далее - гр-н), то исполнительные действия совершаются судебным
приставом-исполнителем по месту его жительства, месту его работы или месту
нахождения его им-ва. Если должником является юр. лицо (далее - организация),
то исполнит. действия совершаются по месту ее нахождения или месту нахождения
ее им-ва. Ст. 12. Время совершения исполнит. действий Исполнит.
действия совершаются в рабочие дни с 6 часов до 22 часов по местному времени.
Конкр. время совершения исполнит. действий определяется судебным
приставом-исп-лем. Стороны, участвующие в исполнит. пр-ве (далее также -
стороны), вправе предложить удобное для них время совершения исполнит.
действий. Ст. 13. Сроки совершения исполнит. действий Исполнит.
действия д. б. совершены и требования, содержащиеся в исполнит. док-те,
исполнены судебным приставом-исполнителем в 2-месячный срок со дня поступления
к нему исполнит. док-та. 2. Немедленному исп-ю подлежат требования исполнит.
док-тов: 1) о взыскании алиментов, з/платы или иной платы за труд в пределах
платежей, исчисленных за один месяц, а также о взыскании всей суммы долга по
этим выплатам, если исполнит. док-том предусм-но ее немедл. взыскание; 2) о
восст-ии на работе или в прежней должности незак. уволенного или переведенного
раб-ка; 3) по др. делам, если немедл. исполнение требований предусм-но
исполнительным док-том или ФЗ. Ст. 23. Основания прекращения исполнит.
пр-ва Исполнит. пр-во прекр-ся в случаях: 1) принятия судом отказа
взыскателя от взыскания; 2) утверждения судом МС м/у взыскателем и должником;
3) смерти взыскателя-гр-на или должника-гр-на, объявления его умершим,
признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом или актом
другого органа требования или обязанности не м. перейти к п/преемнику или
управляющему имуществом безвестно отсутствующего; 4) недостаточности им-ва
ликвидируемой организации для удовлетв-я требований взыскателя; 5) истечения
установленного з-ном срока для данного вида взыскания; 6) отмены суд. акта или
акта другого органа, на осн-ии к-рого выдан исполнит. док-т, либо док-та, к-рый
в силу з-на является исполнит. док-том; 7) отказа взыскателя от получения
предметов, изъятых у должника при исполнении исполнит. док-та о передаче их
взыскателю. Ст. 27. Окончание исполнит. пр-ва 1. Исполнит. пр-во
оканчивается: 1)фактическим исполнением исполнит. док-та; 2) возвращением
исполнит. док-та без исполнения по требованию суда или другого органа,
выдавшего док-т, либо взыскателя; 3) возвращением исполнит. док-та по
основаниям, указанным в ст. 26 настоящего Федерального з-на; 4) направлением
исполнит. док-та в организацию для единовременного или периодического удержания
из заработка (дохода) должника; 5) направлением исполнит. док-та из одной
службы судебных приставов или одного подразделения в другие; 6) прекр-ем
исполнит. пр-ва. 2. Пост-ие суд. пристава-исп-ля об окончании исполнит. пр-ва
м. б. обжаловано в соотв. суд в 10-дневный срок. Ст. 29. Стороны исполнит.
пр-ва 1. Сторонами исполнит. пр-ва являются взыскатель и должник. 2.
Взыскателем являются гр-н или орг-ция, в пользу или в интересах к-рых выдан
исполнит. док-т. 3. Должником являются гр-н или орг-ция, обязанные по исполнит.
док-ту совершить опр. действия (передать ден. ср-ва и иное им-во, исполнить
иные обяз-ти или запреты, предусм. исполнит-м док-том) или воздержаться от их
совершения. 4. В исполните. пр-ве м. участвовать несколько взыскателей или
должников. Каждый из них по отношению к другой стороне участвует в исполнит.
пр-ве самост-но или м. поручить участие в исполнит. пр-ве одному из соуч-ков.
Ст. 31. П. и О. сторон 1. Стороны при совершении исполнит. действий имеют
право знакомиться с мат-лами исполнит. пр-ва, делать из них выписки, снимать с
них копии, представлять доп. мат-лы, заявлять ход-ва, участвовать в совершении
исполнит. действий, давать устные и письм. объяснения в процессе исполнит.
действий, высказывать свои доводы и соображения по всем ??, возникающим в ходе
исполнит. пр-ва, возражать против ход-в, доводов и соображений др. лиц, участв.
в исполнит. пр-ве, заявлять отводы, обжаловать дей-я (безд-е) суд.
пристава-исп-ля. 2. Стороны при совершении исполнит. действий обязаны исполнять
треб-я з/д РФ об исполнит. пр-ве
13. Статья 145. Право апелляционного обжалования Лица, участвующие
в деле, вправе подать апелляционную жалобу на решение арб. суда, не вступившее
в законную силу. 1. Пр-во в апелл. инстанции представляет собой новый институт
арб. проц. зак-ва, предназн. для проверки зак-ти и обоснов-ти судебных актов,
не вступивших в законную силу. При апелл. разб-ве дело подлежит полному
пересмотру, то есть не только в отношении соблюдения при рассмотрении его в
первой инстанции норм проц. и мат. права, но и с фактич. стороны, по существу
проверяемого решения или определения. 2. Правом на обращение с апелл. жалобой
обладают: во-первых, лица, участвующие в деле, и, во-вторых, лица, не
привлеченные к участию в деле, в отношении которых арб. суд вынес решение,
затрагивающие их права и обязанности.
Все перечисленные в ст. 32 АПК лица, участвующие в деле, могут подать
апелляционную жалобу на решение суда первой инстанции. Причем следует
специально подчеркнуть, что прокурор как лицо, участвующее в деле, также
обращается в апелляционную инстанцию с жалобой, а не с протестом.
Юр. возможность обращения с апелл. жалобой лиц, не привлеченных к участию в
деле, в отношении которых судом вынесено решение, затрагивающее их права и
обязанности, предусм. п. 4 ч. 3 ст. 158 АПК. Данная категория лиц участвует в
апелл. разб-ве в том же порядке, что и лица, участвующие в деле. Каждое из
указанных лиц пользуется правом на обращение с апелл. жалобой независимо от
осуществления аналогичного права др. уч-ком процесса. 4. Апелл. жалоба м.б.
подана т. на решение суда, не вступившее в зак. силу. Из числа подлежащих
апелл. обжалованию суд. актов исключаются решения, вступающие в силу
немедленно. АПК относит к ним решение ВАС РФ, к-рые м. б.пересмотрены только в
порядке надзора. 5. В апелл. порядке может быть обжаловано как решение в целом,
так и любая его часть.Статья 153. Порядок рассмотрения дела в апелл.
инстанции В апелл. инстанции дело рассматривается по правилам
рассмотрения дела арб. судом первой инстанции с особенностями, предусмотренными
настоящей главой. При этом правила, установленные только для первой инстанции,
не применяются. 1. Дело в апелл. инстанции рассматривается в порядке,
установленном для разрешения дел арбитражным судом первой инстанции. При этом
имеющиеся в деле и дополнительно представленные док-ва непосредственно
исследуются в суд. заседании, а лица, участвующие в деле, имеют те же проц.
права, что и при рассм-ии дела в суде первой инстанции. Вместе с тем должны
учитываться особенности пр-ва в этой инстанции, изложенные в гл. 20 АПК. 2.
Только в суде первой инстанции применяются правила о передаче дела на
разрешение трет. суда; о привлечении второго отв-ка; о замене ненадлежащей
стороны; об изменении основания или предмета иска, увеличении размера исковых
требований, отказе от иска; о вступлении в дело третьих лиц, заявляющих и не
заявляющих самост. требования на предмет спора; о предъявлении встречного иска.
Статья 155. Пределы рассмотрения дела в апелляционной инстанции 1.
При рассмотрении дела в апелляционной инстанции арб. суд по имеющимся в деле и
доп-но представленным док-вам повторно рассматривает дело. Доп. док-ва
принимаются арбитражным судом, если заявитель обосновал невозможность их
представления в суде первой инстанции по причинам, не зависящим от него. 2. Суд
не связан доводами апелл. жалобы и проверяет законность и обоснованность
решения в полном объеме. 3. В апелляционной инстанции не принимаются и не
рассматриваются новые требования, к-рые не были предъявлены при рассмотрении
дела в первой инстанции. 1. На основании имеющихся в деле и дополнительно
представленных доказательств апелляционная инстанция может и должна определять
факты, не установленные судом первой инстанции либо отвергнутые им, заново
пересматривает дело, разрешает его по существу. Апелляционная инстанция
проверяет законность и обоснованность решений в связи с жалобой, но не только в
ее пределах, а в целом рассматривает дело в полном объеме и в отношении всех
участников процесса, как обжаловавшим, так и не обжаловавших решение.
2. Поскольку суд не ограничен доводами жалобы, он вправе принять по
результатам ее рассмотрения иное решение, чем то, которое сторона или иное
лицо, участвующее в деле, просило принять в своей жалобе. Таким образом, в
апелляционной инстанции не действует правило о недопустимости "поворота к
худшему", ограждающее заявителя жалобы от опасности оказаться в худшем
положении по сравнению с решением суда первой инстанции.
3. То обстоятельство, что суд не связан доводами апелляционной жалобы и
проверяет дело в полном объеме и в отношении всех лиц, участвующих в деле, не
означает, что деятельность апелляционной инстанции вообще не зависит от
поданных жалоб. Во-первых, апелляционные жалобы - это основания не только
возбуждения апелляционного производства, но и дальнейшего рассмотрения дела,
поскольку отказ от апелляционной жалобы влечет прекращение производства в суде
апелляционной инстанции. Во-вторых, апелляционная инстанция обязана тщательно
изучить содержащиеся в жалобах доводы, проанализировать их и сопоставить с
материалами дела и дополнительно представленными материалами с тем, чтобы
указанные доводы не остались без ответа в пост-ии. Статья 158. Основания
к изменению или отмене решения 1. Основаниями к изменению или отмене
решения арб. суда являются:
1) неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2)
недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые арб. суд считал
установленными; 3) несоответствие выводов, изложенных в решении, обст-вам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм
проц. права. 2. Нарушение или неправильное применение норм проц. права является
основанием к изменению или отмене решения, если это нарушение привело или могло
привести к принятию неправильного решения. 3. Нарушение норм процессуального
права является в любом случае основанием к отмене решения арб. суда первой
инстанции: 1) если дело рассмотрено судом в незаконном составе; 2) если дело
рассмотрено судом в отсутствие кого-либо из участвующих в деле лиц, не
извещенных надлежащим образом о времени и месте заседания; 3) если при
рассмотрении дела были нарушены правила о языке; 4) если суд принял решение о
правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле. Эти лица вправе
обжаловать такое решение в порядке, установленном АПК; 5) если решение не
подписано кем-либо из судей или подписано не теми судьями, которые указаны в
решении; 6) если решение принято не теми судьями, которые входили в состав
суда, рассматривавшего дело; 7) если в деле отсутствует протокол суд. заседания
или он не подписан лицами, указанными в статье 123 АПК.Кассация -
1. Производство в касс. инстанции, как это предусмотрено комментируемым АПК, не
имеет ничего общего с одноименным процессуальным институтом, который был
предусмотрен АПК 1992 г. Кассационное производство по новому Кодексу
предназначено для проверки вступивших в законную силу судебных актов
арбитражного суда первой и апелляционной инстанций. Таким образом, наряду с
надзорным производством и пересмотром по вновь открывшимся обстоятельствам
введена еще одна форма проверки вступивших в законную силу судебных актов. В
отличие от всех иных форм проверки, предусмотренных АПК, судебные акты
проверяются касс. инстанцией лишь с точки зрения их законности (см. комментарий
к ст. 174 АПК). Новый способ проверки судебных актов, учитывая зарубежный опыт,
предусматривает дополнительные гарантии защиты прав участвующих в деле лиц,
2. Кодекс устанавливает, что решения (постановления) всех арбитражных судов
первой и апелляционной инстанций, вступивших в законную силу, могут быть
обжалованы в кассационном порядке. Осуществление права на обжалование зависит
от самих участвующих в деле лиц. Подача касс. жалобы с соблюдением
установленных законом порядка и срока влечет за собой обязательное
рассмотрение дела касс. инстанцией.
3. Право кассационного обжалования арбитражных решений (постановлений) закон
предоставляет истцу, ответчику, третьим лицам, как заявляющим самостоятельные
требования на предмет спора, так и не заявляющим их, а также всем другим
участвующим в деле лицам, перечисленным в ст. 32 АПК. Прокурор, государственные
органы и органы местного самоуправления и иные органы, предъявляющие на
основании ст.ст. 41, 42 АПК иски в защиту государственных и общественных
интересов, вправе обжаловать решение (пост-е) суда в кассационном порядке.
Допущенные в процесс стороны и другие лица, участвующие в деле, вправе
обжаловать в касс. порядке арбитражное решение (пост-е) независимо от их
фактического участия в судебном разбирательстве. В пределах установленного ст.
164 АПК срока право обжалования решений (постановлений) принадлежит также
правопреемникам лиц, участвующих в деле. Сопоставление ст.ст. 161 и 176 АПК
позволяет прийти к выводу, что круг субъектов права обжалования при
определенных ситуациях может не ограничиваться участвующими в деле лицами.
Впервые АПК наделяет правом обжалования, наряду с лицами, участвующими в деле,
также и лиц, не привлеченных к участию в деле, если вынесенным решением пост-ем
был решен вопрос об их правах и обязанностях. Закон не запрещает судебным
представителям приносить кассационные жалобы, если такое право специально
оговорено в их доверенности. Пределы 1. В отличие от
арбитражного суда первой инстанции и апелляционной инстанции, где дело
рассматривается и разрешается по существу, обязанность касс. инстанции состоит
в проверке законности вынесенного по делу решения (постановления). В порядке
кассационного производства арб. суд проверяет, правильно ли были применены при
рассмотрении дела нормы материального права, соблюдены ли процессуальные
правила, Проверка решения (постановления) с точки зрения его обоснованности не
входит в соответствии с новым АПК в компетенцию касс. инстанции. Но поскольку
между законностью и обоснованностью решения существует тесная взаимосвязь,
постольку при проверке зак-ти решения; (постановления) может выявиться, как это
формулирует АПК, его недостаточная обоснованность, В этом случае Кодекс
предписывает отменить проверяемое решение (пост-е) и передать дело на новое
рассмотрение.
2. АПК прямо не говорит о возможности представления в касс. инстанцию
дополнительных материалов для определения законности решения (пост-я).
Поэтому проверка осуществляется на основе того материала, которым располагал
арб. суд первой инстанции или апелляционной инстанции. Вместе с тем согласно
ст. 167 АПК на кассационную жалобу лицом, участвующим в деле, может быть дан
отзыв, который станет предметом рассмотрения касс. инстанции. 3. АПК обходит
молчанием вопрос о праве касс. инстанции выйти за пределы поданной жалобы.
Из правил ст.ст. 165, 168 АПК вытекает, что обязанность указать в жалобе, в
чем конкретно состоит нарушение или непр. применение з-на, лежит на лице,
подающем касс. жалобу. Однако не всегда лицо, обжалующее решение, полно
указывает на те нарушения закона, которые были допущены по делу. При этом
нельзя также не учитывать, что АПК закрепляет перечень проц. нарушений,
которые безусловно являются основаниями к отмене решения (постановления).
Поэтому, если кассационная инстанция при проверке дела обнаружит такого рода
нарушения, представляется, что она должна на это отреагировать в своем
кассационном пост-ии и отменить проверяемое решение или пост-е.
Надзор - Производство в порядке надзора является самостоятельной
стадией арбитражного процесса и имеет следующие задачи: 1) проверка законности
и обоснованности судебных актов, вступивших в законную силу; 2) надежно
гарантировать защиту прав организаций и граждан; 3) руководство нижестоящими
судами со стороны Высшего Арбитражного Суда РФ и обеспечение единства
применения закона всеми арбитражными судами. Отношения, возникающие в этой
стадии процесса, имеют свой субъектный состав, объект, содержание и предпосылки
возникновения.
Комментируемая статья устанавливает круг судебных актов, которые могут быть
объектом пересмотра в порядке надзора, и процессуальные средства, на
основании которых суд надзорной инстанции приступает к их пересмотру.
Объектом пересмотра в этой стадии процесса является довольно широкий круг
судебных актов, вступивших в законную силу, Пересмотрены в порядке надзора
могут быть не только вступившие в законную силу решения арбитражного суда
первой инстанции, но и постановления, вынесенные апелляционной и касс.
инстанциями. В порядке надзора пересматриваются как вступившие в законную
силу решения, вынесенные судами субъектов РФ, так и решения Высшего
Арбитражного Суда РФ, вынесенные им по первой инстанции.
Не могут быть предметом пересмотра в порядке надзора только постановления
Президиума ВАС РФ.
Законом установлено, что пересмотр вступивших в законную силу судебных
решений и постановлений может иметь место только по протестам должностных
лиц, указанных в ст. 181 АПК. Следовательно, подача лицом, участвующим в
деле, жалобы на вступ. в зак. силу решение и пост-е не влечет возбуждение
деятельности судебно-надзорного органа - Президиума Высшего Арбитражного Суда
РФ, а является лишь поводом для решения вопроса об истребовании должностным
лицом дела и определения наличия (отсутствия) оснований для принесения
протеста в порядке надзора.
14. Подведомственность дел судам общей юрисдикии и арбитр судам
Ст. 22. Подведомственность дел Арб судам 1. Арб. суду подведомственны дела
по эк. спорам, возникающим из гр., адм. и иных п/о: 1) м/у юр. лицами (далее -
орг-ции), гр-нами, осуществл-ми предпр. деят-ть без обр-я юр. лица и имеющими
статус инд. пред-ля, приобр-й в устан. з-ном пор-ке (далее - гр-не); 2) м/у РФ
и S-тами РФ, м/у S-тами РФ. 2. К эк. спорам, разрешаемым арб. судом, в
частности, относятся споры: о разногласиях по д-ру, закл-е к-рого предусмотрено
з-ном или передача разногласий по к-рому на разрешение арб. суда согласована
сторонами; об изменении условий или о расторжении д-ров; о неисполнении или
ненадл. исполнении об-в; о признании права собств-ти; об истребовании
собств-ком или иным з-нным владельцем им-ва из чужого незак. владения; о
нарушении прав собств-ка или иного з-нного владельца, не связанном с лишением
владения; о возмещении убытков; о признании недейств-ми (полностью или
частично) ненормативных актов гос. органов, органов МСУ и иных органов, не
соотв-х з-нам и иным нормативным правовым актам и нарушающих права и зак.
интересы орг-ций и гр-н; о защите чести, дост-ва и деловой репутации; о
признании не подл-м исполнению исполнит. или иного док-та, по к-рому взыскание
производится в бесспорном (безакцептном) порядке; об обжаловании отказа в гос.
регистрации либо уклонения от гос. рег-ции в установл. срок орг-ции или гр-на и
в др. случаях, когда такая рег-я предусм-на з-ном; о взыскании с орг-ций и гр-н
штрафов гос. органами, органами МСУ и иными органами, осуществл. контрольные
функции, если фед. з-ном не предусм-н бесспорный (безакцептный) порядок их
взыскания;о возврате из бюджета ден. средств, списанных органами, осуществл-ми
контрольные функции, в бесспорном (безакцептном) порядке с нарушением треб-ий
з-на или иного нормативного правового акта 3. Арб. суд рассм-ет иные дела, в т.
ч. :об установлении фактов, имеющих значение для возникн-я, изм-я или прекр-я
прав орг-ций и гр-н в сфере предпр. и иной эк. деят-ти (далее - об установлении
фактов, имеющих юр. значение) о несостоят-ти (банкр-ве) орг-ций и гр-н. 4. В
случаях, установл. настоящим Кодексом и др. фед. з-нами, арб. суду
подведомственны дела по эк. спорам и иные дела с участием образований, не
являющихся юр. лицами (далее - организации), и гр-н, не имеющих статуса инд.
предпр-ля. 5. Фед. з-ном м. б. отнесены к подведомственности арб. суда и др.
дела. 6. Арб. суд рассма-ет подведомственные ему дела с участием орг-ций и гр-н
РФ, а также иностр. орг-ций, орг-ций с иностр. инвестициями, международных
орг-ций, иностр. гр-н, лиц без гр-ва, осуществляющих предпр. деят-ть, если иное
не предусмотрено международным д-ром РФ. Ст. 25. Подведомственность гр. дел
судам Судам подведомственны: 1) дела по спорам, возникающим из гр.,
семейных, трудовых и колхозных п/о, если хотя бы одной из сторон в споре
является гр-н, за искл-ем случаев, когда разрешение таких споров отнесено з-ном
к ведению адм. или иных органов 2) дела по спорам, возникающим из договоров
перевозки грузов в прямом международном ж/д и воздушном грузовом сообщении м/у
гос. пр-тиями, учр-ями, орг-циями, кооп. орг-циями, их объединениями, др. общ.
орг-циями, с одной стороны, и органами ж/д или воздушного транспорта, с др.
стороны, вытекающие из соответствующих международных договоров; 3) дела,
возникающие из адми. -прав. отношений, перечисл. в ст. 231 наст. Кодекса; 4)
дела особого про-ва, перечисленные в ст. 245 настоящего Кодекса. Судам
подведомственны и др. дела, отнесенные з-ном к их компетенции. Суды также
рассматривают дела, в к-рых участвуют иностр. гр-не, лица без гр-ва, иностр.
пр-тия и орг-ции, если иное не предусм-но межгос. согл-ем, международным
договором или соглашением сторон Ст. 28. Подведомственность неск-х связ.
м/у собой требований При объединении неск. связанных между собой
требований, из к-рых одни подведомственны суду, а другие - арб. суду, все
требования подл. рассм-ю в суде.
12. Система арбитражных судов
В настоящее время в РФ действуют 1) Высший арб. суд РФ(судебная коллегия по
рассмотрению споров, возникающих из администрат-х п/о, суд коллегия по спорам
возникающ. из гр. и иных п/о, Пленум ВАС, Президиум ВАС.) 2) федеральные
арбитражные суды округов( президиум, суд-я колегия по рассмотрению споров,
возникающих из гр. и иных правоот-й, суд коллегия по рассмотрению споров
возникающих из адмправоотношений.) 3) Арбитражные суды S-тов Федерации(
аналогично) - рассматривает в первой инстанции все дела подведомственные арбитр
судам. Председатель ВАС назначается по представлению Президента РФ Советом
Федерации. Порядок возбуждения дел в Арбитражном суде В
большинстве случаев споры рассматриваются по искам непосредственно
заинтересованных предприятий и организаций ли бо граждан-предпринимателей.
Кроме того, дело в арб суде может быть начато по заявлению гос органа, органа
м/с в защиту гос-х и обществ интересов, и прокурора Если федеральным законом
установлен для определенной категории споров досудебный (претензионный) порядок
урегулирования либо он предусмотрен договором, спор может быть передан на
рассмотрение арбитражного суда лишь после соблюдения такого порядка. Ст.
102. Форма и содержание искового заявления1. Исковое заявление подается в
арб. суд в письменной форме. Оно подписывается истцом или его представителем.
2. В исковом заявлении должны быть указаны: 1) наименование арбитражного суда,
в который подается заявление; 2) наименование лиц, участвующих в деле, и их
почтовые адреса;3) цена иска, если иск подлежит оценке; 4) обстоятельства, на
которых основаны исковые требования; 5) доказательства, подтверждающие
основания исковых требований; 6) расчет взыскиваемой или оспариваемой суммы;
7) требования истца со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, а
при предъявлении иска к нескольким ответчикам требования к каждому из них; 8)
сведения о соблюдении досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора
с ответчиком, когда это предусмотрено федеральным законом для данной категории
споров или договором; 9) перечень прилагаемых документов. В исковом заявлении
указываются и иные сведения, если они необходимы для правильного разрешения
спора, а также имеющиеся у истца ходатайстваСтатья 104. Документы,
прилагаемые к исковому заявлению К исковому заявлению прилагаются
документы, подтверждающие: 1) уплату государственной пошлины в установленных
порядке и размере; 2) направление копий искового заявления и приложенных к нему
документов; 3) соблюдение досудебного (претензионного) порядка урегулирования
спора с ответчиком, когда это предусмотрено федеральным законом для данной
категории споров или договором; 4) обстоятельства, на которых основываются
исковые требования. Если исковое заявление подписано представителем истца,
прилагается доверенность, подтверждающая его полномочия на предъявление иска.
К заявлению о понуждении заключить договор прилагается проект договора.
Ст. 106. Принятие искового заявления 1. Вопрос о принятии искового
заявления судья решает единолично. 2. Судья обязан принять к производству
арбитражного суда исковое заявление, поданное с соблюдением требований,
предусмотренных настоящим Кодексом. 3. О принятии искового заявления судья
выносит определение. Содержание этого определения может быть изложено в
определении о подготовке дела к разбирательству в заседании.Ст. 107. Отказ в
принятии искового заявления 1. Судья отказывает в принятии искового
заявления: 1) если спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде;2) если
имеется вступившее в законную силу принятое по спору между теми же лицами, о
том же предмете и по тем же основаниям решение или определение о прекращении
производства по делу либо об утверждении мирового соглашения суда общей
юрисдикции, арбитражного суда; 3) если в производстве суда общей юрисдикции,
арбитражного суда, третейского суда имеется дело по спору между теми же лицами,
о том же предмете и по тем же основаниям;4) если имеется вступившее в законную
силу принятое по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же
основаниям решение третейского суда, за исключением случаев, когда арб. суд
отказал в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения
третейского суда, возвратил дело на новое рассмотрение в третейский суд,
принявший решение, но рассмотрение дела в том же третейском суде оказалось
невозможным. 2. Об отказе в принятии искового заявления судья выносит
определение, которое направляется лицам, участвующим в деле, не позднее пяти
дней со дня его поступления. К определению, направляемому истцу, прилагаются
исковые материалы. 3. Определение об отказе в принятии искового заявления
может быть обжаловано. В случае отмены определения исковое заявление считается
поданным в день первоначального обращения в арб. суд.Ст. 108. Возвращение
искового заявления 1. Судья возвращает исковое заявление и приложенные к
нему документы: 1) если не соблюдены форма и содержание искового заявления,
установленные в статье 102 настоящего Кодекса; 2) если исковое заявление не
подписано или подписано лицом, не имеющим права подписывать его, либо лицом,
должностное положение которого не указано 3) если дело неподсудно данному
арбитражному суду; 4) если не представлены доказательства направления другим
лицам, участвующим в деле, копий искового заявления; 5) если не представлены
документы, подтверждающие уплату государственной пошлины в установленных
порядке и размере, а в случаях, когда федеральным законом предусмотрена
возможность отсрочки, рассрочки уплаты государственной пошлины или уменьшения
ее размера, отсутствует ходатайство об этом либо ходатайство отклонено; 6) если
истец не представил документы, подтверждающие соблюдение досудебного
(претензионного) порядка урегулирования спора с ответчиком, когда это
предусмотрено федеральным законом для данной категории споров или договором;
7) если в одном исковом заявлении соединены несколько требований к одному или
нескольким ответчикам, когда эти требования не связаны между собой; 8) если не
представлены доказательства обращения в банк или иное кредитное учреждение за
получением с ответчика задолженности, когда она согласно закону, иному
нормативному правовому акту или договору должна быть получена через банк или
иное кредитное учреждение; 9) если до вынесения определения о принятии искового
заявления к производству от истца поступило заявление о возвращении искового
заявления. 2. О возвращении искового заявления судья выносит определение. 3.
Определение о возвращении искового заявления может быть обжаловано. В случае
отмены определения исковое заявление считается поданным в день первоначального
обращения в арб. суд.4. Возвращение искового заявления не препятствует
вторичному обращению с ним в арб. суд в общем порядке после устранения
допущенных нарушений. Весьма важное значение придается вопросам подготовки дела
к рассмотрению. Чтобы обеспечить правильное и своевременное рассмотрение, дела
по возможности в первом заседании, судья должен, в частности, сразу после
поступления дела принять все меры к истребованию от сторон дополнительных
доказательств, может обязать стороны выполнить определенные действия, решить
вопрос о привлечении к участию в качестве стороны или третьего лица
организации, или гражданина -предпринимателя, не указанных истцом., в
необходимых случаях назначить экспертизу, направить поручения др. арб судам.
15. Нотариат
Существует в целях защиты прав и законных интересов граждан и организаций путем
совершения специально уполномоченными на то лицами - нотариусами
предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени РФ.
Нотариат выполняет в определенной степени сходные с обязанностями суда задачи -
охрану субъективных прав граздан и организаций. Однако, разрешая отнесенные к
его ведению вопросы, нотариус строит свои выводы только на основании фактов, в
наличии которых можно убедиться непосредственноили на основаниии документов,
указанных в законе.Предмет нотариальной деятельности - бесспорные дела.
Основными органами, осуществляющими нотариальные функции, являются госуд
нотариальные конторы, организуемые в городах и крупных населенных пунктах.
Также существуют нотариусы занимающиеся частной практикой. В насаленных
пунктах где нет нотариальных контор, их ф-ции выполняют уполномоченые на то
долж/лица органов испонит власти. Нотариальные действия, как правило
совершаются в помещении нотариальной конторы, но при уваж причине (болезнь,
инвалидность) м.б. и в другом месте. Совершение нотариальных действий м.б.
отложено если необходимо : а) истребовать дополн сведения или документы или
направить документы на экспертизу б) запросить заинтересованных лиц об
отсутствии уних возражений против совершения соответствующих нотариальных
действий. В любом случае срок на который откладывается совершение нотариального
действия, не должен превышать одного месяца. Нотариус беспристрастен и
независим в своей деятельности и руководствуется только законом. Он не вправе
заниматься предпринимательской и никакой др. деятельностью, кроме научной и
преподовательской. Удостоверение сделки или засвидетельствование документов
оформляется путем совершения нотариусом удостоверительной надписи установленной
формы. О произвенном нотариальном действии должна быть сделана соответствующая
запись в нотариальном реестре. Важнейшая обязанность нотариальных органов -
соблюдение тайны совершаемых нотариальных действий. В совершении нотариальных
действий может быть отказано, если: а) совершение соответствующего действия не
входит в компетенцию нотариальных органов либо подлежитсовершению др.
нотариусом б) с просьбой совершить такое действие обратилось недееспособное
лицо в) не представлены необходимые документы либо не оплачена гос пошлина г)
сделка не соответствует требованию закона либо сделка, совершаемая от имени
юр/лица, противоречит целям указанным в его уставе или положении.
Компетенция нотариальных органов По содержанию и целям, все
предусмотренные Основами законодательства о нотариате 93 г., можно подразделить
на следующие четыре группы : а) удостоверение бесспорных фактов( сделок,
свидетельствование верности копий документов и выписок из них и др.) б)
удостоверение бесспорного права ( выдача свидетельства о праве на наследство)
в) придание документам исполнительной силы ( совершение исполнительных надписей
на долговых и платежных документах) г) охранительные нотариальные действия (
принятие мер охраны наследственного имущества и др.). Нотариусы занимающиеся
частной практикой, не могут выдавать свидетельства о праве на наследства и
принимать меры к охране наследственного имущества. Однако если вданной
местности нет гос нотариуса то орган юстиции своим решением + решение
нотариальной полаты, совершение данных действий может быть возложены на одного
из нотариусов, занимающихся частной практикой. Компетенция долж/лиц
органов исполнительной власти уполномоченных на совершение нотариальных
действий: а) удостоверение завещания б) принятие мер по охране
наследственного имущества в) свидетельствование верности копий, документов и
выписок из них, за определенными исключениями г) свидетельствование подлинности
подписи на документах д ) удостоверение доверенности.
Страницы: 1, 2
|