Рефераты

Шпора: Право

Шпора: Право

Дайте определение правоохранительной деятельности – это

государственная деятельность, осуществляемая с целью охраны права специально

уполномочинными органами гос. путем применения юридических мер воздействия в

строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им

порядка. Правоохранительная функция: понятие и виды – это

функция проявляющаяся в деятельности всего гос. аппарата, всех его органов.

Виды: конституционный контроль; отправление правосудия; прокурорский надзор;

выявление и расследование преступлений; организационное обеспечение

деятельности судов; оказание юридической помощи и защита по уголовным делам.

Какие вопросы рассматривает дисциплина «Правоохранительные органы РФ»

- вопросы, связанные с деятельностью судов, раскрывается понятие правосудия и

его демакратических основ (принципов), излагаются сведенья о построении

судебной системы в целом, о характере организаций и главных полномичиях всех

звеньев судов общей юрисдикции, арбитражных судов, Конституционного Суда РФ.

Дайте классификацию правовых актов о правоохранительных органах по их

юридическому значению – высшию ступень иерархической лестницы

нормативных актов занимает Конституция РФ. Вторую ступень занимают законы.

Согласно Конституции РФ различаются фидеральные законы, в том числе

конституционные законы и законодательство субъектов РФ, включая их конституции

и уставы. Третью ступень занимают указы Президента РФ. Они носят, как правило,

подзаконный характер. Вслед за президенскими нормативными актами необходимо

выделить постановления Правительства РФ.

Судебная власть: понятие и основные признаки – это

придоставленные специальным органам гос. (судам) полномочия по разрешению

отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, и

реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного,

административного и арбитражного судопроизводства с соблюдением процессуальгых

форм, дающих гарантии законности и справедливости принимаемых судами решений.

Основные признаки: 1. судебная власть –вид гос. власти; она осуществляется

государственными органами, выражает гос. волю, ее составляют

государственно-властные полномочия; 2. с.в. принадлежит только судам –гос.

органам, образуемым в установленном законом порядке, формируемым из людейя,

способных на основе соответсвующей подготовки и своих личных качеств

осуществлять правосудие и реализовать судебную власть в иных формах; 3.

исключительность с.в.: с.в. вправе осуществлять только суды; ни

законодательные, ни исполнительные, ни инные гос. органы, должностные лица и

прочие арганизации не вправе обладать полномочиями, предоставленными только

судом, присваивать себе эти полномочия; только суд может признать человека

веновным в совершении преступления и подвергнуть его уголовному наказанию; 4.

независимость, сомостоятельность, обособленность: при выполнении своих функций

судьи подчиняются только Конституции РФ и федеральным законам; никто не вправе

давать судьям указания о том или ином разрешении конкретного дела, находящегося

в их производстве; 5. процессуальный порядок деятельности: закон подробно

регулирует правила действий суда и рпинятия им решений при рассмортении

конкретных дел, он устанавливает процессуальную форму как судебных действий,

так и судебных решений; 6. осуществление полномочий путем судопроизводства:

специфика суда состоит в том, что для его деятельности установлены особые

правила, процедуры, краеугольными из которых являются гласность,

коллегиальность, участие представителей народа в вынесении решений, равные

возможности сторон, учавствующих в разбирательстве дела, и ряда других.

Виды судопроизводства – конституционное судопроизводство;

гражданское; арбитражное; уголовное; административное.

Судебная система: понятие и общая характеристика. Звено судебной

системы – с.с. это совокупность всех действующих в РФ судов,

построенную в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними

задачами и целями. С.с. РФ устанавливается Конституцией РФ и Федеральным

конституционным законом «О судебной системе РФ». Она построена с учетом

федерального и администратино-территориального устройства гос. Звеном судебной

системы считаются суды, наделенные однородными полномочиями.

Дайте определение понятия «судебная инстанция» - считается суд

(или его структурное подразделение), выполняющий ту или иную судебную функцию,

связанную с разрешением судебных дел.

В чем заключается деятельность суда, рассматривающего дела по первой

инстанции – принятие решений по существу тех вопросов, которые являются

основными для данного дела. В качестве суда первой инстанции может выступать

любой суд, в том числе высшие суды.

Как реализуется принцип законности в деятельности правоохранительных

органов –принцип законности – универсальный правовой принцип, который

нашел свое нормативное воплощение в многочисленных статьях Конституции РФ.

Основные положения данного принципа закреплены в ч.2 ст.15 Конституции РФ, где

сказано: «Органы гос. власти, органы местного самоуправления, должностные лица,

граждане и их объединения обязаны соблюдать конституцию РФ и законы».

Осуществление законности при отправлении правосудия обеспечивается системой

гарантий, установленных процессуальным законодательством.

Что означает состезательность при отправлении правосудия и каково ее

значение – состезатяльность как принцип правосудия означает такое

постраение процедуры осуществления данного вида гос. деятельности, которое

обеспечивает при рассмотрении гражданских или уголовных дел в судебных

заседаниях равные возможности участвующих в таком рассмотрении лиц по

отстаиванию защищаемых ими прав и законных интересов.

Формы участия граждан в отправлении правосудия: виды и их

характеристика – участие граждан в осуществлении правосудия реализуется

на практике в различных формах. К первой группе можно отнести формы участия

граждан енпосредственно в осуществлении правосудия. Ко второй группе слудут

отнести опосредованные формы участия граждан в деятельности по осуществлению

правосудия (и судопроизводства). Участие в разбирательстве судебных дел и в

принятии необходимых решений может проявляться в выполнении обязанностей

народного заседателя либо присяжного заседателя. Народные заседатели при

осуществлении правосудия пользуются всеми правами судьи. Приговоры по уголовным

и решения по гражданским делам народные заседатели постановляют совместно с

профессиональным судьей. Все вопросы (включая вопросы вины, ответственности и

наказания) решаются протстым большинством голосов. Избераются народные

заседатель районных судов на собраниях граждан по месту работы или жительства

открытым голосованием сроком на два с половиной года. Присяжные заседатели не

имеют равных и одинаковых прав с судьей при отправлении правосудия. Они вправе

принемать решения по вопросу виновности или невиновности подсудимого, а также о

том, заслуживает или не заслуживает он снисхождения. Не все решения присяжных

обязательны для председетельствующего судьи. Присяжных отбирают из числа

граждан РФ, достигших 25 летнего возраста и овечающих ряду других требований

установленных законом. К опасредованным формам участия граждан в деятельности

по осуществлению и обеспечению провасудия следует отнести: выполнение функции

общественного обвинителя и общественного защитника; заявления и письма граждан

рассматривают в качестве повода к возбуждению уголовного дела; в качестве меры

пресечения допускают личное и общественное поручительство; ст. 125 УПК

регламинтирует участие граждан в качестве понятых для удостверения факта,

содержания и результатов следственных действий.

Назовите основные формы судебного контроля за деятельностью

правоохранительных органов – 1. Суд наделен правом проверки законности

и обоснованности ареста или продления срока содержанияпод стражой; 2.

Проведение оперативно-розыскных мероприятий, аграничивающих конституционные

права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и инных

сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право

на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения; 3.

Предельный срок содержаний обвиняемого под стражой (1,5 года) может быть

продлен только судьей областного, краевого и приравненных к ним судов в случае,

когда ознакомление обвиняемого и его защитника с материалами дела до истечения

предельного срока содержания под стражей невозможно, а также для удовлетворения

ходатайства обвиняемого или его зачитника о дополнении предварительного

следствия.

Состав Высшего Арбитражного суда РФ – Пленум Высшего Арбитражного

суда РФ; Президиум Высшего Арбитражного суда РФ; судебная коллегия по

рассматрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; судебная

коллегия по рассмотрению споров, возникающих из адмимистративных

правоотношений.

Какие органы входят в состав Верховного суда РФ – 1. Пленум. 2.

Президиум. 3. Кассационная коллегия. 4. Судебная коллегия по гражданским делам.

5. Судебная коллегия по уголовным делам. 6. Военная коллегия.

Каковы состав и полномочия Кассацинной коллегии Верховного Суда РФ

– состав: председатель коллегии, 12 членов из числа судей Верховного суда РФ.

Каков состав Конституционного суда РФ – состоит из двух полат,

включающих десять и девять судей. Персональный состав палат определяется путем

жеребъевки. Предсидатель и заместитель председателя не могут входить в состав

одной и тойже палаты.

Перечислите гарантии независимости судьи – предусмотренной

процедурой осуществления правосудия; запретом под угрозой ответственности,

чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;

установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи; правом

судьи на отставку; нерпикосновенность судьи; системой органов судейского

сообжества; предоставлением судье за счет государства материального и

социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

Какие органы составляют систему органов прокуратуры РФ

Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры республик, краев, областей, городов

Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, субъектов

РФ, городов и районов, военные, транспортные пркуратуры, прокуратуры по надзору

за исполнением законов в исправительных учреждениях, природоохранные

прокуратуры, прокуратуры Второго управления Генеральной прокуратуры РФ,

территориальные.

Каковы предмет общего надзора и полномочия прокурора по его осуществлению

– в предмет общего надзора входит: 1. Соблюдение конституции РФ прокуратурами и

прокурорами; 2. Точным и единообразным исполнением законов этими органами и

должностными лицами; 3. Законностью и обоснованностью правовых актов, котрорые

могут быть опротестованны прокурором, относястя: приказы, инструкции, решения,

распоряжения и др.; При осуществления общего надзора прокуроры могут

использовать широкий круг полномочий, реализация которых позволяет решать

задачи, поставленные перед ними законом о пракуратуре. Прокуроры вправе

безприпятственно входить на территории и в помешении федеральных министерств и

ведомств, предварительных и исполнительных органов субьектов РФ, органов

местного самоуправления, органов военного управления, органов контроля, иметь

доступ к их документам и материалам. Прокуроры впаве требовать от руководителей

и других должностных лиц указанных органов представления необходимых

документов, материалов, статистических и иных сведений, выделения специалистов

для выяснения возникших вопросов; проведение проверок, ревизий деятельности

подконтрольных или подведомственных им организаций. Должностные лица, от

которых зависит выполнение этих тебований, обязаны выполнять их

незамедлительно, представлять необходимые документы, выделять специалистов,

организовывать проверки и проводить ревизии.

Перечислите средства прокуроского реагирования на нарушение закона

– представление об устранении нарушений законодательных и иных нормативных

актов; протест на противоречащий закону правовой акт; обращение в суд или

арбитражный суд с требованием о признании правового акта недействительным;

постановление об освобождении лица, незаконно подвергнутого административному

задержанию на основании решения несудебного органа; постановление о возбуждении

угловного дела; предостережение о недопустимости нарушения закона.

Криминальная милиция: состав и задачи – в состав

входят подразделения: уголовного розыска; по экономическим преступлениям;

оперативно-технические; оперативно-поисковые и др. Задачи: 1. предупреждение,

пресечение и раскрытие преступлений, по которым предварительное следствие

обязательно; 2. организация и осуществление розыска лиц, скрывшихся от органов

дознания, следствия или суда, и иных лиц в случаях, предусмотренных

законодательством.

Органы Федеральной службы безопасности – обеспечивают безопасность

личности, общества и государства в пределах предоставленных им полномочий.

Органы Федеральной службы безопасности представляют собой единую

централизованную систему, в которую входят: Федеральная служба безопасности РФ;

управления Федеральной службы безопасности по отдельным регионам и субьектам РФ

(территориальные органы безопасности); управление Федеральной службы

безопасности РФ в Вооруженных Силах РФ, войсках и иных воинских формироаниях, а

так же в их органах управления (органы безопасности в войсках).

Основные направления деятельности Федеральной службы безопасности

– являются контрразведывательная деятельность и иные, определенные законом об

органах ФСБ. Контрразведывательная деятельность заключается в выявлении,

предупреждении, пресечении разведывательной и иной деятельности специальных

служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной

на нанесение ущерба безопасности РФ.

Основные направления деятельности налоговой полиции – определяются

поставленными перед ними задачами. Свою деятельность они организуют по

следующим направлениям: осуществление контроля за соблюдением нологового

законодательства нологоплательщиками; осуществление административной

деятельности; проведение оперативно-разыскной деятельности; производство

предварительного расследования.

В чем заключается правоохранительная деятельность таможенных органов

– в том, что они, являясь органами дознания, проводят расследование по делам о

преступлениях, производства по которым отнесена к их компетенции. Стр №19 Ю-2.

Предварительное расследование: понятие и формы

представляет собой уригулированную уголовно-процессуальным законом

правоохранительную деятельность органов предварительного следствия и дознания,

направленную на раскрытие и пресечение преступлений путем установления наличия

или отсутствия в деянии состава преступления, изоблечения и превлечения к

уголовной ответственности лиц, причастных к его совершению.

Следователь: понятие и процессуальное самостоятельность

– должностное лицо органов внутренних дел, федеральной службы безопасности,

федеральных органов налоговой полиции и прокуратуры, управомоченное

осуществлять придварительное следствие по уголовному делу в пределах своей

компетенции. Следователь процессуально самостоятелен, его полномочия носят

властный характер. Это выражается в том, что следователь вправе давать органам

дознания письменные поручения о производстве следственных и

опперативно-розыскных действий по конкретному делу, находящемуся в его

производстве. Он может в любой момент до истечения срока дознания принять к

своему производству дела, по которому обязательно предварительное следствие, но

которое возбужденио и расследуется органом дознания. Постановления следователя

по находящимся в его производстве делам обязательны для исполнения всеми

предприятиями, учреждениями, арганизациями, должностными лицами и гражданами.

Назовите основные уголовно-процессуальные функции органов дознания

– рассмотрение и разрешение заявлений и сообщений о преступлении; дознание;

досудебную подготовку материалов в протокольной форме; производство

следственных и розыскных действий по поручениям следователей; оказание помощи

следователям в проведении ими отдельных следственных действий.

Организационное обеспечение деятельности судов – под ним

понимаются мероприятия кадрового, финансового, материального и иного характера,

направленные на создание условий для полного и независимого осуществления

правосудия.

Основные полномочия Судебного департамента при Верховном Суде РФ

организационно опеспечивать деятельность верховных судов республик, краевых

областных судов, судов г. Москвы и Санкт-Петербурга, суда автономной области и

судов автономных округов, районных, военных судов, а также Всеросийский Съезд

судей и органов судейского сообщества; управлять органами и учрежениями

Судебного департамента; изучать организационную деятельность судов и

разрабатывать предложения о ее совершенствовании; вносить в установленном

порядке в Верховный Суд РФ предложения о создании либо об упразднении судов

общей юриздикции; определять потребность судов в кадрах, обеспечивать работу по

отбору и подготовке кандидатов на должности судей; осущесвлять подготовку и

повышение квалификации судей и работников аппарата суда; разрабатывать научно

обоснованную нормативную нагрузку судей и роботников аппарата судов; вести

судебную статистику, организвавать делопроизводство и работу архивов судов,

взаимодействовать с органами юстиции при составлении сводного статисческого

отчета; принемать во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и

правоохранительными органами меры по обеспечению независимости,

неприкосновенности и безопасности судей, а таже безопасности членов их семей;

организовывать материальное и социальное обеспечение судей,работников аппарата

судов; взаимодействовать с адвакатурой, правоохранительными и др. гос. органами

по вопросам надлежащего обеспечения деятельности судов; а также другие

полномочия в соответсвии с законодательством.

Назовите основные полномочия администратора суда – он осуществляет

свои полномочия под контролем соответствующего подразделения судебного

департамента и во взаимодействии с ним. Полномочия: принемает меры по

организационному обеспечению деятельности суда, подготовке и проведению

судебных заседаний; взаимодействует с адвокатурой, правоохранительными и др.

гос. органами по вопросам обеспечения деятельности суда; принимает меры по

обеспечению надлежащих материальных и бытовых условий для судей и работников

аппарата суда; осуществляет иные меры по обеспечению деятельности суда.

Юридическая консультация: порядок создания и деятельности

– создается президиумами коллегии для организации работы адвокатов по оказанию

юридической помощи в районах, городах и др. населенных пунктах. Юридические

консультации являются основным рабочим звеном адвакатуры. Члены коллегии

адвокатов входят в состав какой-либо юридической консультации и там проводят

свою работу. Во главе юридической консультации стоит заведущий. Он осуществляет

предоставленны ему права на основании доверенности, выдаваемой президиумом

коллегии адвокатов. Заведующий юридической консультации, в которой работают не

более 4 адвокатов, как правило, выполняет свои обязанности без оплаты.


© 2010 Современные рефераты