Рефераты

: Субъекты гражданских правоотношений

которая устанавливает контроль со стороны органов опеки и попечительства за

действиями опекунов и попечителей по распоряжению имуществом подопечных. В

этой статье более чётко, чем это было ранее (ст.137 КоБС РСФСР),

предусмотрены пределы такого контроля: без предварительного согласия органа

опеки и попечительства опекун не вправе совершать, а попечитель давать

согласие на совершение сделок, которые влекут уменьшение имущества

подопечного (по отчуждению имущества, в том числе дарению и обмену, сдаче его

в наём (аренду), в безвозмездное пользование или в залог, разделу имущества

или выделу из него доли и т.п.), а также сделок, влекущих отказ от

принадлежащих подопечному прав (отказ от наследства, непринятие имущества в

дар и т.п.).

Только с предварительного согласия органов опеки и попечительства могут

расходоваться доходы подопечного. Это ограничение не относится лишь к тем

расходам, которые необходимы для содержания самого подопечного.

Ст.38 ГК называется “доверительное управление имуществом”. Это новый институт

для нашего гражданского законодательства. Смысл его состоит в том, что, если

в составе имущества подопечного имеется недвижимое или ценное движимое

имущество (земельный участок, дом, дача, автомобиль и т.п.), требующее

специальной заботы и управления, орган опеки и попечительства заключает с

определённым лицом (управляющим) договор о доверительном управлении этим

имуществом. На основании этого договора управляющий осуществляет возложенные

на него права и обязанности, при этом имеется в виду не только юридические,

но и фактические действия. Ранее (ст.128КоБС РСФСР) назначение специальной

опеки над имуществом подопечного допускалось лишь в случае, если оно

находилось в другой местности. Сейчас для передачи имущества в доверительное

управление соблюдение этого условия не обязательно.

В результате управляющий будет распоряжаться имуществом, переданным ему в

доверительное управление, а опекун или попечитель сохраняет свои обязанности

в отношении оставшегося имущества.

Ст.40 ГК предусматривает основания и порядок прекращения опеки и

попечительства. Опека прекращается: при восстановлении судом в дееспособности

лица, признанного недееспособным; при достижении малолетним 14 лет, кроме

случаев, когда он в установленном законом порядке признан недееспособным.

Лицо, осуществляющее обязанности опекуна, при достижении опекаемым 14 лет

становится попечителем без вынесения дополнительного решения, к нему

переходят все права и обязанности попечителя.

Попечительство прекращается: при отмене судом ограничения в дееспособности

лица, признанного ограниченно недееспособным; при достижении

несовершеннолетним подопечным 18 лет; при вступлении несовершеннолетнего,

достигшего 16 лет, в брак с разрешения органа местного самоуправления; при

объявлении несовершеннолетнего эмансипированным в порядке, установленным

законом.

Опека и попечительство также прекращается в случае освобождения или

отстранения опекуна (попечителя) от исполнения ими своих обязанностей, а

также смертью подопечного.

Ст.41 ГК устанавливает патронаж над дееспособными гражданами. Патронаж

означает, что по просьбе дееспособного гражданина, который по состоянию

физического здоровья не может самостоятельно осуществлять свои права, а также

исполнять обязанности, орган опеки и попечительства назначает ему, с его

согласия, попечителя (помощника). Особенность правового положения помощника

заключается в том, что он исполняет свои обязанности не в силу решения органа

опеки и попечительства о его назначении, а на основании договора поручения

или договора о доверительном управлении имуществом, который заключается с

самим подопечным. Прекращается патронаж по требованию патронируемого лица.

Право на имя - неотъемлемое право гражданина. Гражданским кодексом это право

граждан до настоящего времени не регулировалось. Нормы по поводу порядка

присвоения имени и регистрации ребёнка содержались в Кодексе о браке и семье

РСФСР.

Ст.19 ГК закрепляет основные принципы осуществления права на имя, порядок и

способы защиты этого права. Под “именем” имеются в виду фамилия, собственно

имя и отчество, если иное не вытекает из закона и национальных обычаев, что

имя должно быть зарегистрировано, что гражданин вправе переменить своё имя в

порядке, установленном законом.

Сведения об имени индивидуализируют человека и имеют значение для обеспечения

и защиты его гражданских прав. Он выступает в любых отношениях, в т.ч.

гражданско-правовых, приобретая и осуществляя права и обязанности под своим

именем. Не допускается приобретение прав и обязанностей под именем другого

лица. Это положение направлено на защиту прав и интересов других участников

гражданско-правовых отношений. Возможно использование вымышленного (но не

чужого) имени - псевдонима. В силу закона на псевдоним являются личным

неимущественным правом автора произведения литературы, искусства или науки.

Сведения об имени (фамилия, имя, отчество) заносятся в актовую запись о

рождении ребенка. Гражданин вправе применить своё имя, полученное при

рождении. Перемена фамилии, имени, отчества возможна по достижению им 16 лет.

До этого возраста допускается изменение его фамилии по просьбе родителя, с

которым остался проживать ребенок (в случае расторжения брака, если у этого

родителя и ребенка разные фамилии). Изменение фамилии, имени, отчества детям,

не достигшим 18, лет, возможно также при их усыновлении. Перемена фамилии

возможна при вступлении в брак и при его расторжении.

Перемена гражданином имени не влияет на его гражданские права и обязанности,

не является основанием для их прекращения или изменения, однако он обязан

уведомить об этом своих должников и кредиторов. Закон, возлагая на

гражданина, изменившего своё имя, такую обязанность, даёт ему право требовать

внесения за свой счёт соответствующих изменений в документы, оформленные на

его прежнее имя. Риск последствий, вызванных отсутствием у должников и

кредиторов сведений о перемене имени, лежит на гражданине, его изменившем.

В п.5 ст.19 ГК определены правовые последствия неправомерного использования

имени гражданина. Вред, причинённый гражданину в результате неправомерного

использования его имени, подлежит возмещению.

При определении места жительства гражданина предполагается, что гражданин

находится всегда в определённом месте, независимо оттого, что в данный момент

или иной период времени он находится в другом месте. Поэтому местом жительства

гражданина признаётся место его постоянного проживания или место, где он

преимущественно проживает. Под постоянным местом жительства понимается

место, где гражданин обосновался в силу сложившихся обстоятельств. Под

местом преимущественного проживания понимается место, где гражданин

проживает больше, чем в других местах, либо независимо от времени пребывания в

других местах, когда он вынужден находиться там в силу сложившихся

обстоятельств, например, выполняя свой воинский долг.

Определение места жительства имеет значение для осуществления и защиты прав

граждан. В подтверждение этого можно привести ряд примеров. Так, с местом

жительства связано место исполнения обязательств. По общему праву, если не

определено законом и иными правовыми актами, денежное обязательство

исполняется по месту жительства кредитора в момент возникновения

обязательства. Если же кредитор изменил место жительства и известил об этом

должника - в его новом месте жительства с отнесением на счёт кредитора

расходов, связанных с переменой места жительства.

Некоторые события и действия в сфере личной жизни граждан порождают права и

обязанности, которые имеют значение для самих граждан, а также небезразличны

для государства и общества. Для важнейших из таких актов гражданского

состояния установлена обязательная государственная регистрация.

Нормы, в которых рассматривалась регистрация актов гражданского состояния,

прежде содержались в КоБСе РСФСР. В настоящее время в ст.47 ГК установлены

общие положения такой регистрации. Указано, какие акты гражданского состояния

должны быть зерегистрированы:

- рождение;

- заключение и расторжение брака;

- усыновление (удочерение);

- установление отцовства;

- перемена имени;

- смерть.

Установлен порядок регистрации и выдачи свидетельства о регистрации,

предусмотрены возможность порядок изменения, и исправления, аннулирования и

восстановления актовых записей.

Если по поводу внесения изменения или исправления в актовую запись возникает

спорная ситуация, а также, если орган ЗАГСа отказывается внести исправления

или изменения, заинтересованное лицо вправе обратиться в суд.

Аннулирование и восстановление записей актов гражданского состояния

производится во всех случаях по решению суда.

ЮРИДИЧЕСКИЕ__ЛИЦА

Гражданин может быть признан безвестно отсутствующим или объявлен умершим

лишь тогда, когда по месту его жительства на протяжении установленных законом

срока нет сведений о месте его пребывания (ст.42,45 ГК). Место открытия

наследства определяется по последнему месту жительства наследодателя. По

месту жительства подопечного либо по месту жительства опекуна (попечителя)

назначается опека, а надзор за деятельностью опекунов и попечителей

осуществляется по месту жительства подопечных. Местом жительства сторон

определяется подсудность гражданских дел судом (ст.117,118 ГПК)

В ч.2 ст.20 ГК сказано, что “местом жительства несовершеннолетних, не

достигших 14 лет или граждан, находящихся под опекой, признаётся место

жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или

опекунов”. Если родители или усыновители малолетнего проживают в разных

местах, местом жительства ребёнка признаётся место жительства того из

родителей (усыновителей), с которым он живёт.

Если гражданин отсутствует по месту своего жительства продолжительное время и

не подаёт о себе вестей, в интересах его семьи, кредиторов, других лиц

возникает необходимость устранить возникшую неопределённость.

С этой целью он может быть признан безвестно отсутствующим (ст.42 ГК) или

объявлен умершим (ст.45 ГК). Признание гражданина безвестно отсутствующим или

объявление умершим производится судом в особом порядке, предусмотренном

гражданским процессуальным законодательством.

Гражданин может быть признан безвестно отсутствующим, если по месте его

жительства нет сведений о нём в течение одного года, и принятые судом меры к

получению таких сведений не дали результатов.

Длительное отсутствие гражданина по месту его жительства, если не известно

место его пребывания, может нарушать права и интересы лиц, находящихся с ним

в правовых интересах. Его кредиторы не имеют возможности требовать уплаты

долга или возмещения убытков, причиненных неисполнением таким гражданином

своих обязательств. Лица, находившиеся на его иждивении, лишаются содержания,

получаемого от такого гражданина, и не могут обращаться за получением пенсии,

т.к. считаются имеющими кормильца. В результате длительного отсутствия

гражданина могут страдать и его собственные интересы. Его имуществу,

оставшемуся без надзора, может быть причинен ущерб, нарушены авторские права

на результаты интеллектуальной деятельности.

Гражданин может быть признан безвестно отсутствующим при наличии трёх условий:

- отсутствие по месту его жительства сведений о месте его пребывания;

- длительности отсутствия таких сведений;

- невозможности установить место пребывания гражданина.

Для установления указанных обстоятельств опрашиваются лица, проживавшие с

отсутствующим, его родственники и друзья, устанавливаются и опрашиваются и

другие лица, с которыми он общался, запрашиваются сведения о нём по месту

работы, воинского учёта.

В целях охраны имущественных прав и интересов безвестно отсутствующего, если

он окажется живым и может появиться, осуществляется передача имущества

гражданина, признанного безвестно отсутствующим, в доверенное управление.

Вместе с тем, доверительное управление над его имуществом учреждается и в

интересах других лиц. Из этого имущества управляющий выдаёт содержание

гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан, был содержать, и

уплачивает долги по другим обязательствам.

Доверительное управление имуществом безвестно отсутствующего гражданина может

быть учреждено органом опеки и попечительства и до истечения одного года со

дня получения сведений о месте его пребывания.

Иные последствия признания гражданина безвестно отсутствующим определяются

законом.

К ним, в частности, относятся:

- право нетрудоспособных членов семьи безвестно отсутствующего, состоящих на

его иждивении, на пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с

пенсионным законодательством;

- прекращение действия доверенности, выданной на имя безвестно

отсутствующего, а также выданной им самим;

- право супруга гражданина, признанного безвести отсутствующим, на

расторжение брака в упрощённом порядке через органы ЗАГСа.

Явка лица, признанного безвести отсутствующим, или обнаружение его места

пребывания влечёт за собой отмену решения суда и отмену управления его

имуществом. С заявлением об отмене решения суда может обратиться сам

гражданин или другое лицо, по инициативе которого рассматривалось дело о

признании безвестно отсутствующим.

Если в месте жительства гражданина нет сведений о нём в течение пяти лет, он

может быть, объявлен умершим.

В случае если есть основания предполагать, что гражданин погиб от

определённого несчастного случая (авиакатастрофа, кораблекрушение и т.п.),

либо пропал без вести при обстоятельствах, угрожающих смертью (землетрясения,

наводнения, сходах лавин и т.п.), срок сокращается до шести месяцев.

Военнослужащий или любой другой гражданин, пропавший безвести в связи с

военными действиями, может быть объявлен умершим лишь по истечении двух лет

со дня прекращения военных действий.

Объявление гражданина умершим - считается юридической смертью. На основании

решения суда производится регистрация смерти в органах ЗАГСа и наступают те

же последствия, что и при физической смерти.

В случае если гражданин фактически жив (он явился либо поступили сведения о

его месте пребывания), новым решением суда отменяется решение об объявлении

его умершим и на основании этого запись о его смерти аннулируется.

Гражданин вправе потребовать возврата своего имущества. Для этого ГК

установлены особые правила: лица, к которым его имущество перешло

безвозмездно (в порядке наследования, по договору дарения), обязаны

возвратить ему всё сохранившееся к моменту его явки. Это правило

распространяется на деньги и ценные бумаги, которые не могут быть

востребованы у так называемых “добросовестных приобретателей”, то есть у

тех, кто, получая их, не знал и не должен был знать, что лицо, объявленное

умершим, фактически живо. Если же имущество перешло к другим лицам по

возмездным сделкам (по договору купли-продажи, мены и др.), они обязаны

возвратить имущество лишь, в случае, если будет доказано, что, приобретая

имущество, они знали, что гражданин фактически жив. При невозможности

возврата имущества в натуре эти лица обязаны возместить его стоимость (ст.46

ГК).

Юридическими последствиями объявления гражданина умершим является прекращение

всех его прав и обязанностей и переход их к его наследникам, которые приняли

наследство. Не переходят лишь права и обязанности, которые связаны с

личностью объявленного умершим или исполнение которых невозможно без его

личного участия. Однако, если гражданин, объявленный умершим, будучи в

действительности живым, совершил юридически значимые действия, они считаются

действительными, т.к. объявление умершим не влияет на его субъективные права,

приобретенные в том месте, где было неизвестно об объявлении его умершим.

Органы внутренних дел играют определённую роль в признании гражданина

безвестно отсутствующим и объявления его умершим. Они представляют

доказательства отсутствия, сведений и невозможности их получения и

доказательства отсутствия этих сведений в месте жительства отсутствующего в

течение установленного законом срока. Практически это сводится к установлению

последнего постоянного места жительства отсутствующего, времени, когда о нём

были получены последние сведения, подтверждению невозможности установления

его местонахождения.

Жизнь современного общества не возможна без объединения людей в группы, союзы

разных видов, без соединения их личных усилий и капиталов для достижения тех

или иных целей. По этой причине в науке гражданское право основной правовой

формой коллективного участия лиц в гражданском обороте является юридическое

лицо.

Цели, которые преследуют люди, объединившись и создав юридическое лицо,

заключаются в следующем:

- оформление коллективных интересов, например, создание стоительно-гараж­ного

кооператива;

- объединение капиталов для выполнения общей задачи, например, акционирование

и выкуп крупного предприятия;

- ограничение предпринимательского риска. При долевом вкладе каждый, в случае

неудачи, рискует лишь своим капиталом;

- управление капиталом. Для более гибкого и целевого использования финансовых

средств, например, для закупки большой партии сырья или продукции.

У любого юридического лица имеются свои признаки при наличии которых оно

признаётся субъектом гражданских правоотношений. Признаки юридического лица

- это такие внутренне присущие ему свойства, каждое из которых необходимо, а все

вместе - достаточны для того, чтобы организация могла признаваться субъектом

гражданского права. Выделяются четыре основополагающих признака юридического

лица:

- организационное единство - проявляется в определённой иерархии,

соподчинённости органов управления (единоличных или коллективных),

составляющих его структуру, и в чёткой регламентации отношений между его

участниками. В результате этого становится возможным превратить желания

множества участников в единую волю юридического лица , а также

непротиворечиво выразить эту волю вовне;

- имущественная обособленность юридического лица - объединение материальной

базы (техники, знаний, денежных средств) в один единственный комплекс (для

достижения общей цели), принадлежащей данной организации, и отграничение её

от имуществ других лиц;

- принцип самостоятельной гражданско-правовой ответственности (отображён с

ст.56 ГК) - каждое юридическое лицо несёт гражданско-правовую ответственность

по своим обязательствам;

- выступление в гражданском обороте от собственного имени - возможность

выступать в суде истцом и ответчиком, а также от своего имени приобретать и

осуществлять гражданские права и нести обязанности. Это как раз является той

основной целью, ради которой оно и создаётся.

Таким образом получается, что использование юридическим лицом собственного

наименования позволяет отличить его от всех иных организаций и, поэтому,

является необходимой предпосылкой гражданской правосубъектности юридического

лица.

Юридическое лицо - признанная государством в качестве субъекта права

организация, которая обладает обособленным имуществом, самостоятельно отвечает

этим имуществом по своим обязательствам и выступает в гражданском обороте от

своего имени.

В Российской Федерации все юридические лица проходят государственную

регистрацию, подавляющее их большинство имеет печати и открывает счета в

банках.

В науке гражданское право традиционно выделяется следующие способы

образования юридических лиц:

- распорядительный порядок - характеризуется тем, что юридическое лицо

возникает на основе одного лишь распоряжения учредителя, а специальной

государственной регистрации организации не требуется. Данный порядок имел

место в СССР, однако, в настоящее время в ст.51 ГК не предусматривается

исключений о необходимости государственной регистрации юридических лиц,

поэтому можно предположить, что этот порядок образования организации сегодня

в России не применяется;

- разрешительный порядок - предполагает, что создание организации разрешено

тем или иным компетентным органом. В настоящее время этот порядок образования

юридического лица предусмотрен, например, для образования страховых обществ и

банков.

- нормативно-явочный порядок образования юридического лица - характеризуется

тем, что согласия каких-либо третьих лиц, включая государственные органы не

требуется. Регистрирующий орган лишь проверяет, соответствуют ли закону

учредительные документы организации и соблюдён ли установленный порядок её

образования, после чего обязан зарегистрировать юридическое лицо. Именно этот

порядок образования юридических лиц в настоящее время распространён в России.

В зависимости от вида юридического лица состав учредительных документов

различен, так, например, общества с ограниченной или дополнительной

ответственностью, ассоциации и союзы действуют на основе учредительного

договора и устава, а правовой базой для деятельности хозяйственных

товариществ (полных и на вере) является учредительный договор (ст.52 ГК). Для

остальных юридических лиц единственным учредительным документом считается их

устав.

Учредительный договор - консенсуальный гражданско-правовой договор,

регулирующий отношения между учредителями в процессе создания и деятельности

юридического лица. Он может заключаться только в письменной форме (простой или

нотариальной) и вступает в силу, как правило, с момента заключения.

Устав, в отличие от учредительного договора, не заключается, а

учреждается учредителями. Устав, как правило, подписывают не все учредители, а

специально уполномоченные ими лица. Устав вступает в силу с момента

регистрации самого юридического лица.

Завершающим этапом образования юридического лица является государственная

регистрация, на котором компетентный орган проверяет соблюдение условий,

необходимых для создания нового субъекта права, и принимает решение о

признании организации юридическим лицом. После чего основные данные об

организации включаются в единый государственный реестр юридических лиц и

становятся доступными для всеобщего ознакомления.

Для регистрации юридического лица обычно представляют следующие документы:

- заявление учредителей о регистрации;

- устав организации;

- учредительный договор или решение учредителей о создании юридического лица

(в виде протокола собрания учредителей);

- свидетельство об уплате регистрационной пошлины;

- документы, подтверждающие оплату не менее 50% уставного капитала

предприятия (только для коммерческих организаций).

Прекращение деятельности юридического лица происходит в результате его

реорганизации или ликвидацией (добровольной или по решению суда) и, как

правило, носит окончательный характер.

При реорганизации все права и обязанности реорганизуемого юридического лица

или их часть переходят к иным субъектам права, т.е. происходит универсальное

правопреемство. Реорганизация может осуществляться путём слияния нескольких

организаций в одну новую, присоединения одного юридического лица к другому,

разделения юридического лица на несколько новых организаций, выделения из

состава организации других юридических лиц или преобразования, т.е. смены

организационно-правовой формы юридического лица.

Реорганизация, как правило, проводится по решению участников юридического

лица (или собственника его имущества), т.е. добровольно.

Ликвидация юридического лица в добровольном порядке осуществляется по решению

его участников или органа юридического лица, уполномоченного на то

учредительными документами. Ликвидация такого рода обычно происходит из-за

дальнейшей нецелесообразности существования юридического лица, истечения

срока, на который оно было создано, достижение, или напротив, принципиальная

недостижимость уставных целей организации.

Однако законом также предусмотрены случаи, когда юридическое лицо может быть

ликвидировано в принудительном порядке по решению суда (ст.61-64 ГК). Данная

процедура осуществляется, когда деятельность юридического лица осуществляется

без соответствующего разрешения (лицензии), либо когда такая деятельность

прямо запрещена законом, либо сопряжена с неоднократными или грубыми

нарушениями Российского законодательства.

Порядок ликвидации юридического лица состоит из следующих этапов:

- участники организации, её уполномоченный орган или суд, принявшие решение о

ликвидации, назначают ликвидационную комиссию, определяют порядок и сроки

ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает на себя все полномочия по

управлению юридическим лицом;

- ликвидационная комиссия публикует в прессе сообщение о ликвидации

юридического лица, порядке и сроке заявления претензий кредиторами (этот срок

не может быть менее 2 месяцев), выявляет всех кредиторов и уведомляет их о

ликвидации, взыскивает дебеторскую задолженность юридического лица;

- ликвидационная комиссия оценивает состав кредиторской задолженности,

принимает решение об удовлетворении (отклонении) выявленных требований и

составляет промежуточный ликвидационный баланс;

- в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом удовлетворяются

законные требования кредиторов, причём выплаты производятся в порядке

очередей, установленных ст.64 ГК. В случаях, когда денежных средств

организации недостаточно для расчётов с кредиторами, ликвидационная комиссия

продаёт имеющееся имущество с публичных торгов;

- после погашения кредиторской задолженности ликвидационная комиссия

составляет окончательный баланс и распределяет оставшееся имущество между

участниками юридического лица, если иное не следует из законодательства или

учредительных документов организации. Все документы, оформляющие ликвидацию,

передаются регистрационному органу, который на их основе вносит

соответствующую запись в единый государственный реестр юридических лиц.

С этого момента деятельность организации считается прекращённой.

Юридическое лицо может рассматриваться в самых различных аспектах. Поэтому и

различных классификаций юридических лиц может быть тем больше, чем шире

перечень юридических лиц и чем значительнее отличия одних организаций от

других.

Место, которое юридические лица занимают в системе имущественных отношений

общества позволяет определить наиболее важные основания их классификации.

Социальная ценность института юридического лица воплощается прежде всего в

той полезной нагрузке, которую он несёт обществу, т.е. в его функциях,

которые также влияют на систематизацию юридических лиц. Особенности правового

положения юридических лиц позволяют сформулировать ряд практически важных

классификационных критериев (формы собственности, цели деятельности, состав

учредителей, характер прав участников, объём вещных прав организаций, личное

или имущественное участие, порядок образования, учредительные документы и

членство).

В зависимости от формы собственности, лежащей в основе юридического лица,

выделяются государственные и частные (негосударственные) юридические

лица. К числу государственных (в широком смысле: т.е. включая и муниципальные)

относятся все унитарные предприятия, а также некоторые учреждения. Значение

такого деления становится понятным, если учесть, что государственные

юридические лица с необходимостью должны преследовать общегосударственные

интересы, чем и обуславливается специфика их правового регулирования. В данной

классификации можно усмотреть прямую аналогию с принятым за рубежом делением

организаций на юридические лица публичного и частного права.

Коммерческие и некоммерческие организации разделяются по тому, каковы

основные цели их деятельности: извлечение прибыли, а также её распределение

между участниками, либо иные цели, не связанные с предпринимательством. По

общему правилу, некоммерческие организации вправе осуществлять

предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это необходимо для

достижения их уставных целей. При этом они не вправе распределять полученную

прибыль между своими участниками.

В зависимости от состава учредителей можно выделять: юридические лица,

учредителями которых могут выступать только юридические лица (союзы и

ассоциации), только государство (унитарные предприятия), или же любые, за

отдельными исключениями, субъекты права (все остальные юридические лица).

Различный характер прав участников в отношении юридического лица позволяет

классифицировать:

- организации, на имущество которых учредители имеют право собственности или

иное вещное право: государственные и муниципальные унитарные предприятия, а

также учреждения;

- организации, в отношении которых их участники имеют обязательственные

права: хозяйственные товарищества и общества, кооперативы;

- организации, в отношении которых их участники не имеют имущественных прав:

общественные объединения и религиозные организации, фонды и объединения

юридических лиц.

В зависимости от объёма прав самого юридического лица на используемое им

имущество можно различать несколько видов юридических лиц. Юридические лица,

обладающие правом оперативного управления на имущество: учреждения и казённые

предприятия. Юридические лица, обладающие правом хозяйственного ведения на

имущество: государственные и муниципальные унитарные предприятия. Юридические

лица обладающие правом собственности на имущество - все другие юридические

лица.

Хозяйственные товарищества и общества можно классифицировать по тому, что

более важно для участников: объединение их личных усилий для достижения

предпринимательских целей (товарищества) или объединение капиталов

(общества). По степени увеличения предпринимательского риска участников,

хозяйственные товарищества могут выстраиваться в следующую цепочку: полное

товарищество, товарищество на вере, общество с дополнительной

ответственностью, общество с ограниченной ответственностью, акционерное

общество.

Порядок создания юридического лица также может выступать в качестве критерия

классификации: в таком случае юридические лица делятся на образуемые в

разрешительном или нормативно-явочном порядке.

По составу учредительных документов разграничиваются договорные юридические

лица - хозяйственные товарищества, договорно-уставные - общества с

ограниченной или дополнительной ответственностью, ассоциации и союзы, а также

уставные юридические лица.

Традиционным для доктрины пандектного права (Германия, Швейцария) является

различение корпораций (союзов) и учреждений. Корпорации характеризуются

наличием членства, общей для многих участников цели, независимостью своего

существования от смены участников. Учреждения обычно создаются одним

учредителем, который сам определяет и цели юридического лица, и состав

имущества, необходимый для их достижения. В юридико-техническом плане эта

классификация имеет огромное значение, поскольку необходимость оформления

коллективных интересов, актуальная для законодательства о корпорациях, может

не приниматься в расчёт при конструировании норм об учреждениях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В связи с большим объёмом предлагаемого для изучения материала по теме

“Субъекты гражданских правоотношений”, я подробно остановился лишь на разделе

“Физические лица (граждане) как субъекты гражданских правоотношений”.

В данной курсовой работе я попытался выделить основные особенности физических

и юридических лиц как субъектов гражданских правоотношений и в некоторых

случаях сравнить старый и новый кодексы.

В настоящее время наша страна идет к построению правового государства, хотя

эти шаги не легки и порой ошибочны. Отношения, которые складываются между

людьми в нашем обществе, не всегда основываются на действующем

законодательстве Российской Федерации. Поэтому роль сотрудников

правоохранительных органов на современном этапе выходит на передовые позиции.

К огромному сожалению, из-за юридической неграмотности населения некоторые

“правоведы” трактуют ту или иную норму гражданского права по своему или в

пользу третьего лица, незаконно наживая огромные капиталы.

Мне, как офицеру МВД хотелось бы видеть в рядах милиции как можно больше

грамотных, юридически образованных сотрудников, чтобы в любой момент можно

было прийти на помощь гражданам нашей страны. Ведь если все мы действительно

хотим построить правовое государство, и видеть Россию процветающей державой,

то всем её гражданам необходимо уважать и соблюдать действующее

законодательство Российской Федерации.

Правовые знания становятся насущной необходимостью. Основы гражданского права

надо знать каждому, чтобы грамотно формулировать и защищать свои законные

интересы, отстаивать их.

Много разногласий возникает из-за незнания прав и обязанностей. Любой самый

простой вопрос вызывает у нас сомнения: так я делаю или не так, а может лучше

сделать по-другому? А зная правовые основы можно было бы избежать

значительного количества споров.

Мне кажется, что тема субъектов гражданских правоотношений является одной из

основных, т.к. субъекты - это участники всех правоотношений. А ведь никаких

отношений не может быть, если нет их участников.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Конституция РФ

2. ГК РФ 1994г

3. ГК СССР 1964г.

4. УК РФ

5. ГПК РСФСР

6. СК РФ

7. КоБС РСФСР

8. Комментарий к ч.1 ГК РФ. М.1995г.

9. Советское гражданское право. Субъекты гражданского права. М.1984г.

10. Гражданское право, (под редакцией Е.А.Суханова). М.1983г.

11. С.С.Алексеев. “Государство и право”. М.1996г.

12. В.О.Мушинский. “Основы гражданского права”. М.1995г.

13. Д.Н.Розанова. “Участие органов внутренних дел в осуществлении гражданской

правосубъектности”. М.1985г.

14. Граждане (физические лица). Журнал “Хозяйство и право”. №2 1995г.

15. Гражданское право, (под редакцией Ю.К.Толстого и А.П.Сергеева). С.-П. 1996г.

[1] С.С.Алексеев “Государство и право”.

[2] С.С.Алексеев “Государство и право”.

[3] С.С.Алексеев “Государство право”.

[4] С.С.Алексеев “Государство и право”.

Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты