Рефераты

: Хозяйственное право РФ

: Хозяйственное право РФ

1. Признаки права. Связь с другими методами управления

Институт права - совокупность норм, образующих самостоятельную часть отрасли

права, регулирующих разновидность данного вида общественных отношений.

Отрасль права - систематическая совокупность правовых норм, образуют

самостоятельную часть системы права, регулирует качественно своеобразный вид

общественных отношений своим специфическим методом.

Признаки по консультации

· Нормативность - установление правовых норм.

· Обеспеченность гос. принуждением.

· Существование системы органов издающих акты применение права - судебные и

исполнительные органы.

2. Нормативно-правовой акт.

По шпоре

Нормативно-правовой акт - официальный государственный документ, в котором

содержатся нормы права. Создается в результате нормотворческой

(законодательной) деятельности органов государства. Является основным

источником права, юридически обязателен для неопределенного персонально круга

лиц. Нормативным документам свойственно указание на меры ответственности.

Подразделяются по отраслям права.

По юридической силе подразделяются на:

· законы - принимаются по основным вопросам общественной жизни, в особом

законодательном порядке высшим прдставительным органом государства или путем

референдума; не подлежат контролю со стороны какого-либо органа гос. власти :

конституционные, обыкновенные, чрезвычайные.

· подзаконные акты - указы президента, постановления правительства,

нормативные акты министерств и ведомств, постановления местных органов

управления

3. Норма права. Виды правовых норм.

Норма права - изданное гос. органом общеобязательное правило, защищаемое

различными мерами и обязательное к исполнению для всех оговоренных в нем лиц.

Регулируют повторяющиеся или типичные ситуации.

Большинство Н.П. - юридическое оформление организационных, экономических,

административных, плановых и др. решений

Признаки: устанавливается или санкционируется государством; определяет

общеобязательные границы возможного и должного поведения субъектов; имеют

представительно- обязывающий характер; реализация м.б. обеспечена

государственным принуждением

· по степени определенности: абсолютно определенные, относительно

определенные, альтернативные.

· по кругу лиц - общие и специальные

· по масштабам - конституционные, статьи-дефиниции, статьи-принципы.

4. Правоспособность и дееспособность организаций

Гражданская дееспособность - Способность гражданина своими действиями

приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские

обязанности и исполнять их (ст.21 ГК)

Статья 49. Правоспособность юридического лица

1. Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям

деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести

связанные с этой деятельностью обязанности.

3. Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания (пункт

2 статьи 51) и прекращается в момент завершения его ликвидации (пункт 8

статьи 63).

Из лекции

Дееспособность - Юрлицо приобретает права и возлагает обязанности через свои

органы.

Учебник - Правоспособность - способность иметь гражданские права и

нести обязанности, общая(большинство коммерческих негосударственных

организаций) и специальная (все остальные), м.б. также ограничена наличием

лицензии, дееспособность - способность приобретать и осуществлять

гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.

Юр.лица обладают правоспособностью и дееспособностью в неразрывном единстве

5. Понятие и признаки юр.лица.

ст. 48 Понятие - Юридическим лицом признается организация, которая имеет

в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное

имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего

имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права,

нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

Признаки : Лекция -учебник

· Организационная оформленность - организационное единство - наличие

определенной, зафиксированной в уставных документах структуры и порядка

соподчиненности

· Наличие обособленного имущества - имущественная обособленность (=/=)

· Способность от своего лица приобретать права и нести обязанности.-

Выступление в гражданском обороте от собственного имени.

· Способность отвечать по обязательствам имуществом, принадлежащим

организации. - принцип самостоятельной гражданско-правовой ответственности

· Возможность выступать истцом и ответчиком в суде. - Выступление в

гражданском обороте от собственного имени.

6. Способы образования юр.лиц.

Лекция

· Распорядительный - Распоряжение исполнительного органа гос. власти.

или юр.лица о создании филиала и т.д.

· Регистрация -

ГК Статья 51. Государственная регистрация юридических лиц

1. Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в органах юстиции в

порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц. Данные

государственной регистрации, в том числе для коммерческих организаций

фирменное наименование, включаются в единый государственный реестр

юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

Нарушение установленного законом порядка образования юридического лица или

несоответствие его учредительных документов закону влечет отказ в

государственной регистрации юридического лица. Отказ в регистрации по мотивам

нецелесообразности создания юридического лица не допускается.

Отказ в государственной регистрации, а также уклонение от такой регистрации

могут быть обжалованы в суд.

2. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной

регистрации.

З о ПиПД Статья 34. Государственная регистрация предприятия

1. Государственная регистрация предприятия, независимо от его организационно-

правовой формы, осуществляется районным, городским, районным в городе Советом

народных депутатов по месту учреждения предприятия.

Данные государственной регистрации предприятия в месячный срок сообщаются

Советом, зарегистрировавшим предприятие, в Министерство финансов РСФСР для

включения в Государственный реестр.

Деятельность незарегистрированного предприятия запрещается. Доходы,

полученные от деятельности незарегистрированного предприятия, взыскиваются

через суд и направляются в местный бюджет.

2. За регистрацию предприятия взимается государственная пошлина в размере,

устанавливаемом законодательством РСФСР, и направляется в местный бюджет.

3. Для регистрации предприятия учредитель представляет следующие документы:

- заявление учредителя;

- устав предприятия;

- решение о создании предприятия или договор учредителей;

- свидетельство об уплате государственной пошлины.

4. Решение о регистрации или отказе в регистрации предприятия должно быть

принято не позднее чем в месячный срок с момента подачи заявления учредителя,

устава, договора учредителей и свидетельства об уплате государственной

пошлины. О регистрации предприятия держатель реестра объявляет в местной

печати не позднее чем в недельный срок со дня регистрации.

5. При внесении изменений или дополнений в учредительные документы

предприятия и при изменении организационно-правовой формы предприятия

учредитель обязан в недельный срок сообщить соответствующие сведения Совету,

зарегистрировавшему предприятие.

· Договор - предварительное заключение договора - КООП, объединения -

Учредительный договор - основание для регистрации

Для размышления З о ПиПД Статья 33. Порядок учреждения предприятия

1. Предприятие может быть учреждено либо по решению собственника имущества

или уполномоченного им органа, либо по решению трудового коллектива

государственного или муниципального предприятия в случаях и порядке,

предусмотренных настоящим Законом и другими законодательными актами РСФСР.

Предприятие может быть учреждено в результате выделения из состава

действующего предприятия, объединения, организации одного или нескольких

структурных подразделений (единиц) с сохранением за данными структурными

подразделениями (единицами) существующих обязательств перед предприятием.

Предприятие также может быть учреждено в результате принудительного

разделения в соответствии с антимонопольным законодательством РСФСР. Споры по

вопросам выделения и разделения предприятий решаются судом или арбитражным

судом.

Учебник

· Распорядительный (явочный) порядок - простым решением государства

(учредителей) без обязательной регистрации - не используется

· Разрешительный - по разрешению компетентного органа - по некоторым

видам юр.лиц

· Нормативно-явочный - после проверки на соответствие закону

учредительных документов, согласие органа не требуется - преобладает

7. Органы юрлица. Виды

ГК Статья 53. Органы юридического лица

1. Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя

гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с

законом, иными правовыми актами и учредительными документами.

Лекция

Орган - структурное звено, которое полномочно принимать решения по

соответствующим вопросам деятельности организации.

Гос. предприятия - директор

Общественные организации - коллективные

Предпринимательские - несколько :

Руководящие - общее собрание

Наблюдательные - Совет директоров ОАО

Исполнительные - правление или директор

Учебник

Орган - лицо (единоличный орган) или группа лиц (коллегиальный орган) ,

представляющих интересы юридического лица в отношениях с другими юр.лицами

без специальных на то полномочий (доверености)

8. Виды юрлиц. Отличия

· Коммерческие

· Некоммерческие

ГК Статья 50. Коммерческие и некоммерческие организации

1. Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение

прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие

организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не

распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие

организации).

2. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут

создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных

кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

3. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут

создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или

религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником

учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах,

предусмотренных законом.

Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую

деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради

которых они созданы, и соответствующую этим целям.

4. Допускается создание объединений коммерческих и (или) некоммерческих

организаций в форме ассоциаций и союзов.

· ГК Статья 66. Основные положения о хозяйственных товариществах и обществах

1. Хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие

организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным

(складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей

(участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным

товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на

праве собственности.

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, хозяйственное общество может

быть создано одним лицом, которое становится его единственным участником.

2. Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества

и товарищества на вере (коммандитного товарищества).

3. Хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества,

общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью.

4. Участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществах на

вере могут быть индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие

организации.

Участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере могут

быть граждане и юридические лица.

Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать

участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере, если

иное не установлено законом.

Финансируемые собственниками учреждения могут быть участниками хозяйственных

обществ и вкладчиками в товариществах с разрешения собственника, если иное не

установлено законом.

Законом может быть запрещено или ограничено участие отдельных категорий

граждан в хозяйственных товариществах и обществах, за исключением открытых

акционерных обществ.

5. Хозяйственные товарищества и общества могут быть учредителями

(участниками) других хозяйственных товариществ и обществ, за исключением

случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими законами.

6. Вкладом в имущество хозяйственного товарищества или общества могут быть

деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права,

имеющие денежную оценку.

Денежная оценка вклада участника хозяйственного общества производится по

соглашению между учредителями (участниками) общества и в случаях,

предусмотренных законом, подлежит независимой экспертной проверке.

7. Хозяйственные товарищества, а также общества с ограниченной и

дополнительной ответственностью не вправе выпускать акции.

· ГК Статья 107. Понятие производственного кооператива

1. Производственным кооперативом (артелью) признается добровольное

объединение граждан на основе членства для совместной производственной или

иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт

промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ,

торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их

личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками)

имущественных паевых взносов. Законом и учредительными документами

производственного кооператива может быть предусмотрено участие в его

деятельности юридических лиц. Производственный кооператив является

коммерческой организацией.

2. Члены производственного кооператива несут по обязательствам кооператива

субсидиарную ответственность в размерах и в порядке, предусмотренных законом

о производственных кооперативах и уставом кооператива.

· Статья 113. Унитарное предприятие

1. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная

правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.

Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть

распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками

предприятия.

Устав унитарного предприятия должен содержать помимо сведений, указанных в

пункте 2 статьи 52 настоящего Кодекса, сведения о предмете и целях

деятельности предприятия, а также о размере уставного фонда предприятия,

порядке и источниках его формирования.

В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и

муниципальные предприятия.

2. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия

находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и

принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или

оперативного управления.

· Статья 116. Потребительский кооператив

1. Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и

юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных

потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами

имущественных паевых взносов.

· Статья 117. Общественные и религиозные организации (объединения)

1. Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются

добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке

объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных

или иных нематериальных потребностей.

Общественные и религиозные организации являются некоммерческими

организациями. Они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь

для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Статья 118. Фонды

1. Фондом для целей настоящего Кодекса признается не имеющая членства

некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими

лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные,

благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные

цели.

Статья 120. Учреждения

1. Учреждением признается организация, созданная собственником для

осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций

некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

Права учреждения на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии

со статьей 296 настоящего Кодекса.

2. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его

распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную

ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего

имущества.

3. Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных

учреждений определяются законом и иными правовыми актами.

Статья 121. Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)

1. Коммерческие организации в целях координации их предпринимательской

деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов

могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или

союзов, являющихся некоммерческими организациями.

Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение

предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется в

хозяйственное общество или товарищество в порядке, предусмотренном настоящим

Кодексом, либо может создать для осуществления предпринимательской

деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе.

2. Общественные и иные некоммерческие организации, в том числе учреждения,

могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы) этих организаций.

Ассоциация (союз) некоммерческих организаций является некоммерческой

организацией.

Учебник

· по форме собственности - гос и частные

· по целям деятельности - ком и неком.

· состав учредителей - только гос (унитарные предпр.), только юр.лица(союзы и

ассоциации)

· по характеру прав участников -

1.право собственности или иное вещное право - унитарные предприятия и учреждения

2.обязательственные права - товарищества и общества, КООП

3.не имеют имущественных прав - общественные объединения и религиозные

организации, фонды и объединения юр.лиц

· по объему прав самого лица

право оперативного управления - казенные предприятия и учреждения

право хозяйственного ведения - гос и муниципальные унитарные предприятия

право собственности - прочие

· личное или имущественное участие

объединение личных усилий - товарищества

объединение капиталов - общества

· порядок образования - в разрешительном или нормативно-явочном порядке.

· учредительные документы

договорные - товарищества

договорно-уставные - ООО или ОДО, ассоциации и союзы

уставные

· членство - корпорации (союзы) и учреждения.

9. Оптимальный выбор юрлица - основания

· Простота организации - ООО, КООП, товарищества

· Налогообложение - в основном в мировой практике - у нас лишь МП

З о МП Статья 3. Субъекты малого предпринимательства

1. Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие

организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации,

субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций

(объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов,

доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся

субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых

средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих

предельных уровней (малые предприятия):

· в промышленности - 100 человек;

· в строительстве - 100 человек;

· на транспорте - 100 человек;

· в сельском хозяйстве - 60 человек;

· в научно-технической сфере - 60 человек;

· в оптовой торговле - 50 человек;

· в розничной торговле и бытовом обслуживании населения 30 человек;

· в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50

человек.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица,

занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического

лица.

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности

(многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности,

доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме

прибыли.

2. Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия

определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по

договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом

реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов

и других обособленных подразделений указанного юридического лица.

Статья 6. Государственная поддержка малого предпринимательства

1. Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по

следующим направлениям:

формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства

государственных финансовых, материально технических и информационных

ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого

предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их

продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской

отчетности;

поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого

предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-

технических, производственных, информационных связей с зарубежными

государствами;

организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для

малых предприятий.

З о Упр Сме Ноблож Статья 2. Субъекты упрощенной системы налогообложения,

учета и отчетности

1. Действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности

распространяется на индивидуальных предпринимателей и организации с

предельной численностью работающих (включая работающих по договорам подряда и

иным договорам гражданско-правового характера) до 15 человек независимо от

вида осуществляемой ими деятельности.

Статья 4. Ставки единого налога

1. Для субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему

налогообложения, учета и отчетности, устанавливаются следующие ставки единого

налога на совокупный доход, подлежащего зачислению:

в федеральный бюджет - в размере 10 процентов от совокупного дохода;

в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет - в суммарном размере

не более 20 процентов от совокупного дохода.

В случае, когда объектом налогообложения для субъектов малого

предпринимательства определенных категорий является валовая выручка,

устанавливаются следующие ставки единого налога, подлежащего зачислению:

в федеральный бюджет - в размере 3,33 процента от суммы валовой выручки;

в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет - в размере не более

6,67 процента от суммы валовой выручки.

· Производительность труда - Max в КООП, О и Товариществах с прямым управлением

· Интересы учредителей в сохранении прав на имущество, передаваемое в УФ

Статья 77. Выход участника из полного товарищества

1. Участник полного товарищества вправе выйти из него, заявив об отказе от

участия в товариществе.

Отказ от участия в полном товариществе, учрежденном без указания срока,

должен быть заявлен участником не менее чем за шесть месяцев до фактического

выхода из товарищества. Досрочный отказ от участия в полном товариществе,

учрежденном на определенный срок, допускается лишь по уважительной причине.

2. Соглашение между участниками товарищества об отказе от права выйти из

товарищества ничтожно.

Статья 78. Последствия выбытия участника из полного товарищества

1. Участнику, выбывшему из полного товарищества, выплачивается стоимость

части имущества товарищества, соответствующей доле этого участника в

складочном капитале, если иное не предусмотрено учредительным договором. По

соглашению выбывающего участника с остающимися участниками выплата стоимости

части имущества может быть заменена выдачей имущества в натуре.

Причитающаяся выбывающему участнику часть имущества товарищества или ее

стоимость определяется по балансу, составляемому, за исключением случая,

предусмотренного в статье 80 настоящего Кодекса, на момент его выбытия.

Статья 94. Выход участника общества с ограниченной ответственностью из общества

Участник общества с ограниченной ответственностью вправе в любое время выйти

из общества независимо от согласия других его участников. При этом ему должна

быть выплачена стоимость части имущества, соответствующей его доле в уставном

капитале общества в порядке, способом и в сроки, которые предусмотрены

законом об обществах с ограниченной ответственностью и учредительными

документами общества.

Дополнение из лекции

Возврат имущества невозможен. Утверждение устава о возможности возврата

имущества - недействителен (Постановление Высшего Арбитражного суда от

01.07.96) Возможен лишь возврат прав владения и пользования имуществом - если

в УФ вносились они же.

Акционерное общество из лекции

Возврат имущества или денег не возможен. Только доля после ликвидации АО

· Устойчивость - см. 4

· “Трансакционные издержки”

10. Филиалы и представительства организаций

ГК Статья 55. Представительства и филиалы

1. Представительством является обособленное подразделение юридического лица,

расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы

юридического лица и осуществляет их защиту.

2. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица,

расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или

их часть, в том числе функции представительства.

3. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они

наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании

утвержденных им положений.

Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и

действуют на основании его доверенности.

Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах

создавшего их юридического лица.

11. Способы реорганизации юрлиц

Лекция -

· Ликвидация

· Реорганизация

ГК Статья 57. Реорганизация юридического лица

1. Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение,

выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей

(участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то

учредительными документами.

2. В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме

его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических

лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по

решению суда.

Если учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган или

орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительными

документами, не осуществят реорганизацию юридического лица в срок,

определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску

указанного государственного органа назначает внешнего управляющего

юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию этого юридического

лица. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия

по управлению делами юридического лица. Внешний управляющий выступает от

имени юридического лица в суде, составляет разделительный баланс и передает

его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами возникающих в

результате реорганизации юридических лиц. Утверждение судом указанных

документов является основанием для государственной регистрации вновь

возникающих юридических лиц.

3. В случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме

слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с

согласия уполномоченных государственных органов.

4. Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев

реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации

вновь возникших юридических лиц.

При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого

юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения

в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении

деятельности присоединенного юридического лица.

Статья 58. Правопреемство при реорганизации юридических лиц

1. При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к

вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.

2. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к

последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в

соответствии с передаточным актом.

3. При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь

возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.

4. При выделении из состава юридического лица одного или нескольких

юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности

реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.

5. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо

другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему

юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного

юридического лица в соответствии с передаточным актом.

12. Порядок ликвидации юрлиц

ГК Статья 61. Ликвидация юридического лица

1. Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и

обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

2. Юридическое лицо может быть ликвидировано:

по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица,

уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с

истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели,

ради которой оно создано, или с признанием судом недействительной регистрации

юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона

или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер;

по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего

разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными

неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо

при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией

(объединением), благотворительным или иным фондом деятельности,

противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных

настоящим Кодексом.

3. Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в

пункте 2 настоящей статьи, может быть предъявлено в суд государственным

органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление

такого требования предоставлено законом.

Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников)

либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными

документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации

юридического лица.

4. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией либо действующее в

форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда,

ликвидируется также в соответствии со статьей 65 настоящего Кодекса

вследствие признания его несостоятельным (банкротом).

Если стоимость имущества такого юридического лица недостаточна для

удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в

порядке, предусмотренном статьей 65 настоящего Кодекса.

Положения о ликвидации юридических лиц вследствие несостоятельности

(банкротства) не распространяются на казенные предприятия.

Статья 62. Обязанности лица, принявшего решение о ликвидации юридического лица

1. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о

ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об

этом органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц,

который вносит в единый государственный реестр юридических лиц сведения о

том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

2. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о

ликвидации юридического лица, назначают по согласованию с органом,

осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, ликвидационную

комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с настоящим Кодексом

порядок и сроки ликвидации.

3. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по

управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени

ликвидируемого юридического лица выступает в суде.

Статья 63. Порядок ликвидации юридического лица

1. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются

данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его

ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот

срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению

дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о

ликвидации юридического лица.

2. После окончания срока для предъявления требований кредиторами

ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс,

который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического

лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их

рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками)

юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического

лица, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию

юридических лиц.

3. Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений)

денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов,

ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с

публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

4. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица

производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной

статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным

балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой

очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения

промежуточного ликвидационного баланса.

5. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет

ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками)

юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического

лица, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию

юридических лиц.

6. При недостаточности у ликвидируемого казенного предприятия имущества, а у

ликвидируемого учреждения - денежных средств для удовлетворения требований

кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении

оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия

или учреждения.

7. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество

юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные

права на это имущество или обязательственные права в отношении этого

юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами

Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты