Африканский банк развития
Африканский банк развития
Глава 3. Африканский банк развития
(African Development Bank)
Африканский банк развития (АБР) основан в 1964 году, как
межгосударственный региональный банковский институт, предоставляющий
кредиты африканским странам для выполнения проектов национального и
регионального развития по субсидируемым процентным ставкам. Объективные
причины создания этого регионального финансового института аналогичны
тем, что действуют для всех региональных банков развития и, прежде всего,
это распад колониальной системы на африканском континенте. Именно в 60-х
годах страны Африки получили независимость и, соответственно, появилась
острая нехватка ресурсов для финансирования новых независимых и очень
бедных государств. К тому же может быть в меньшей степени, но и на
черном континенте страны стали стремиться к активизации экономической
интеграции. Бывшие станы-метрополии, прежде всего Франция и Германия,
стремились сохранить свое присутствие и влияние в Африке, и АБР стал
одним из механизмов, с помощью которого развитым странам можно было
вмешиваться в дела африканских стран и проводить нужную им политику.
Благодаря членству в АБР нерегиональные члены-акционеры имеют право
преимущественного участия в торгах на поставку товаров и услуг по
объектам, сооружаемым с помощью займов АБР. Таким образом, развитые
страны-члены банка стимулируют свой товарный экспорт в страны Африки.
Несмотря на то, что африканским странам принадлежит около 2/3 капитала,
неафриканским – соответственно 1/3, любое решение в АБР может быть
блокировано США и Японией, у которых наибольшее количество акций Банка,
а, соответственно, и голосов[1].
1. Члены Банка
Для наглядности обозначим членов Банка на карте. Региональные члены
обозначены светло-серым цветом, а нерегиональные – темно-серым.
Итак, как можно видеть, членами Банка являются все страны Африки (53)
– так называемые региональные члены Банка, страны-получатели инвестиций.
Крупнейшими африканскими акционерами АБР являются Нигерия, Алжир, Ливия,
Марокко, ЮАР, Египет и Заир.
В 1982 году посредством внесения изменений в учредительные документы
и новых соглашений было разрешено участие в АБР неафриканских государств
при условии одновременного признания ими определенных принципов с целью
сохранения африканского характера Банка.
Итак, вторую группу участников составляют так называемые
нерегиональные члены. Крупнейшими неафриканскими акционерами являются
США, Япония, ФРГ, Франция, Канада, Великобритания, Италия. Взнос США
составляет, например, 10,1%, Франции — 9,4%, Германии — 9,0%.[2]
Лидерами второй категории по объему финансирования программ банка
являются США, Япония, Франция, Германия, за ними с большим отрывом
следуют Великобритания, Канада, Италия, Швеция и другие.
При этом в списке членов банка полностью отсутствуют страны Восточной
Европы и бывшего СССР, но присутствуют несколько развивающихся стран, в
частности, Аргентина, Бразилия, Индия, Китай, Южная Корея.
2.Современная структура Банка и источники его финансирования
Говоря о структуре АБР, правильнее иметь в виду не только Африканский
банк развития, но Группу Африканского банка развития. Если в других
региональных банках подразделения, отвечающие за льготное финансирование
наименее развитых стран входят в состав самого банка (например, в
составе МАБР это – Фонд специальных ресурсов и Доверительные фонды), то
здесь АБР, Африканский фонд развития (АФР) и Доверительный фонд Нигерии
(последние два как раз и занимаются финансированием наименее развитых
стран региона) являются отдельными организациями и вместе составляют
Группу Африканского банка развития.
1. Африканский банк развития
ЦЕЛИ БАНКА:
V содействие экономическому и социальному развитию
региональных стран-членов;
V финансирование инвестиционных программ и проектов;
V содействие государственным и частным инвестициям;
V организация финансирования, осуществляемого Банком
совместно с двусторонними и многосторонними
институтами развития;
V оказание технической помощи странам – региональным
членам в подготовке проектов развития.
Источники финансирования АБР включают: акционерный капитал Банка,
формируемый путем подписки на акции государствами-членами; ресурсы Банка
подразделяются на Обычные ресурсы и Специальные фонды.
Обычные ресурсы включают: (1) подписные доли уставного капитала, (2)
средства, получаемые в счет платежей по займам АБР; (3) средства,
привлекаемые путем заимствований на международных рынках капитала; (4)
доходы, извлекаемые из займов, предоставляемых Банком. В 1998 году
капитал Банка был увеличен на 7,5 млрд. $ (до 30 млрд. $)[3]. Расширение
ресурсной базы осуществляется путем подписки на акции. Увеличение
капитала имеет целью защитить Банк от неплатежеспособности некоторых
заемщиков; обеспечить базу заемных операций в среднесрочной перспективе;
развивать сотрудничество с частным сектором, кредитование которого
является более рискованным по сравнению с кредитованием правительственных
организаций; уменьшить стоимость заемных операций; удовлетворить
потребности в кредитах быстро развивающихся стран континента, которые в
настоящее время из-за жестких правил кредитования не имеют доступа к
нему.
2. Африканский фонд развития
Африканский фонд развития был учрежден согласно специальному соглашению,
принятому управляющими АФР в 1972 году, и приступил к операциям в 1974
году.
ЦЕЛИ ФОНДА
V Финансирование на льготных условиях в целях содействия
вкладу Африканского банка развития в экономическое и
социальное развитие более бедных африканских
государств — членов;
V Финансирование в целях содействия сотрудничеству, в
том числе на региональном и субрегиональном уровнях, и
международной торговле, в особенности между странами —
членами АФР.
Источники финансирования
— Подписки Банка.
— Подписки государств-участников (периодические пополнения, как правило
один раз в три года).
— Другие ресурсы, получаемые Фондом.
— Финансовые средства, извлекаемые в результате операций Фонда.
Фонд финансирует главным образом проекты и техническую помощь, а
также исследования, направляя большую часть средств на удовлетворение
потребностей стран — членов АБР, в которых ВНП на душу населения
составляет менее 510 долл. США.
Членами Фонда являются все развитые страны-члены АБР. Распределение
голосов в Фонде – смотри в Таблице 1.
Таблица 1. Распределение голосов между
странами-членами АФР[4]
|Африканский фонд развития |
|Распределение голосов государств-членов |
|Страна |
|Число акций |
|Количество голосов (%) |
| |
|1. Аргентина |
|0.24 |
|0.012 |
| |
|2. Австрия |
|12.64 |
|0.632 |
| |
|3. Бельгия |
|17.09 |
|0.855 |
| |
|4. Бразилия |
|12.52 |
|0.626 |
| |
|5. Канада |
|95.38 |
|4.769 |
| |
|6. Китай |
|14.15 |
|0.708 |
| |
|7. Дания |
|31.27 |
|1.563 |
| |
|8. Финляндия |
|15.40 |
|0.770 |
| |
|9. Франция |
|88.70 |
|4.435 |
| |
|10. Германия |
|92.22 |
|4.611 |
| |
|11. Индия |
|5.74 |
|0.287 |
| |
|12. Италия |
|80.32 |
|4.016 |
| |
|13. Япония |
|142.42 |
|7.121 |
| |
|14. Корея |
|7.98 |
|0.399 |
| |
|15. Кувейт |
|15.84 |
|0.792 |
| |
|16. Нидерланды |
|26.04 |
|1.302 |
| |
|17. Норвегия |
|39.01 |
|1.650 |
| |
|18. Португалия |
|6.90 |
|0.345 |
| |
|19. Саудовская Аравия |
|22.17 |
|1.108 |
| |
|20. Испания |
|16.04 |
|0.802 |
| |
|21. Швеция |
|48.86 |
|2.443 |
| |
|22. Швейцария |
|39.09 |
|1.955 |
| |
|23. ОАЕ |
|1.06 |
|0.053 |
| |
|24. Великобритания |
|38.42 |
|1.921 |
| |
|24. США |
|130.53 |
|6.527 |
| |
|Всего |
|2,000 |
|100.00 |
| |
3. Доверительный фонд Нигерии (ДФН)
Доверительный фонд Нигерии был создан согласно соглашению подписанному
между АБР и правительством Нигерии в 1976 году. Ресурсы Фонда полностью
обеспечиваются правительством Нигерии.
Цель Фонда - содействие развитию стран — членов АФБР с низким уровнем
доходов населения путем предоставления займов на льготные условиях.
3.Основные направления деятельности банка
> финансирование региональных трансграничных проектов развития и
участие в сделках, реализуемых по схеме “БОТ” (строительство-
эксплуатация- передача другому собственнику), в частности, при
сооружении платных автодорог и электростанций;
> разработка стратегии развития экономики африканских стран;
> оказание финансовой и технической помощи при выборе объектов для
финансирования, при подготовке по ним проектно-сметной документации,
предоставление на льготных условиях ноу-хау;
> осуществление операций по снижению долговых обязательств африканских
стран-дебиторов Основная часть задолженности приходится на несколько
стран, в том числе ДР Конго, Анголу и Либерию;
> финансирование бесприбыльных проектов в социальной сфере.
С целью улучшения имиджа группы АФБР и превращения его в эффективно
работающий институт с 1995 года был проведен ряд реформ: 1)
совершенствование кредитной политики и практики, контроль за проведением
операций и подведение итогов, принятие документов по стратегии Банка в
отношении отдельных стран, операционная отчетность на различных этапах
проектного цикла; 2) управление денежными средствами (проверка
кредитоспособности, сокращение сроков санкций, тесное сотрудничестве со
Всемирным банком и МВФ, совершенствование управления финансовыми средствами
Банка и Фонда); 3) управление и организация Банка (рационализация
банковской структуры и ее приспособление к нуждам конкретных стран,
эффективное использование и повышение квалификации персонала, модернизация
информационных и телекоммуникационных систем; 4) управление Банком.
В соответствии с Уставом АФБР все региональные страны-члены в принципе в
равной мере располагают возможностью предоставления им кредитов Банка на
цели развития. Однако, учитывая различные уровни экономического развития.
Банк выделил группу наиболее бедных стран как основной объект
финансирования на льготных условиях из ресурсов Банка, Африканского фонда
развития и Доверительного фонда Нигерии.
С 1980 года, реагируя на меняющиеся экономические условия, Группа АФБР
стала использовать более разнообразные методы кредитования: 1) займы под
конкретные проекты; 2) кредитные линии; 3) секторальные инвестиции и
реабилитационные займы;
4) займы для проведения отраслевой перестройки; займы для проведения
структурной перестройки; 5) операции, связанные с оказанием технической
помощи.
С 31 декабря 1993 г. страны-члены, являющиеся заемщиками, разделены на
три основные категории: категория А — региональные страны-члены с ВНП на
душу населения, составляющим 510 долл. США или менее; категория В —
региональные страны-члены с ВНП на душу населения от 510 до 590 долл. США;
категория С — региональные страны-члены с ВНП на душу населения,
превышающим 590 долл. США, и те, которые отказались от своего права
пользоваться финансированием Группы АБР.[5]
Проектный цикл включает инициирование проекта, экономический анализ,
идентификацию проекта, подготовку, оценку стоимости, переговоры, одобрение
руководством, подписание соглашения о займе, определение условий
предоставления первой части займа, осуществление проекта, контроль за
ходом его реализации и оценку конечных результатов.
Типы финансируемых проектов включают проекты, программы и исследования в
области сельского хозяйства, промышленности, инфраструктуры, социального
развития, проведения реформ, борьбы с нищетой, укрепления институциональной
системы.
АБР сотрудничает с различными странами и организациями донорами (ЮНКТАД,
Бельгией, Францией, Германией, Нидерландами, Норвегией и др.). Банк
продолжает предпринимать усилия по стандартизации соглашений о
сотрудничестве с как можно большим количеством партнеров в соответствии с
руководящими принципами, установленными Советом Директоров.
4.Условия и практика предоставления кредитов
Как уже отмечалось ранее, кредиты из АБР, АФР и ДФН предоставляются
различным категориям стран и на различных условиях. В таблицах 2 – 4
представлены действующие условия выдачи кредитов Группой Африканского банка
развития.
Таблица 2. Условия предоставления кредитов из АБР[6]
|Африканский банк развития |
|I) Процентная ставка по |Фиксированная или плавающая |
|кредитам | |
|II) Общий сбор |1 % в год |
|III) Комиссионный сбор |1% с 1989 года |
|IV) Период погашения |До 20 лет, включая максимальный льготный |
| |период 9 лет |
Таблица 3. Условия предоставления кредитов из АФР [7]
|Африканский фонд развития |
|I) Процентная ставка по |Беспроцентные кредиты |
|кредитам | |
|II) Общий сбор |0.50% в год (с 01 апреля 1996) |
|III) Комиссионный сбор |0.75% в год |
|IV) Период погашения |До 50 лет, включая максимальный льготный |
| |период 10 лет |
Таблица 4. Условия предоставления кредитов из ДФН[8]
|Доверительный фонд Нигерии |
|I) Процентная ставка по |4% в год |
|кредитам | |
|II) Общий сбор |1 % в год |
|III) Период погашения |До 25 лет, включая максимальный льготный |
| |период 5 лет |
Как и все остальные региональные банки развития, АБР финансирует в
основном наиболее развитые страны региона – он предоставил наибольший объем
инвестиций четырем странам –Марокко, Заиру, Кении и Тунису. Однако с
созданием Африканского фонда развития стало развиваться кредитование
наименее развитых стран Центральной и Западной Африки.
Поддержку чаще всего получают проекты компаний, акции которых считаются
надежными и которые принадлежат к наиболее конкурентоспособным странам. В
результате большинство региональных членов не могут претендовать на кредиты
АБР. В то же время наиболее нуждающимися в дешевых заемных средствах
являются как раз страны с высоким риском, например, Либерия или ДР Конго.
Из 53 африканских стран-членов только 14 фактически могут получать кредиты
в Банке, который предоставляетих почти по коммерческим процентным ставкам.
Остальные 39 государств ограничены в заимствованиях, их кредитует АФР на
льготных условиях. В 1997 году ограничениям по кредитованию подверглись
даже такие небедные, по африканским меркам, страны, как Тунис, марокко и
ЮАР, на долю которых в 1996 году вместе с Алжиром приходилось 90% всех
заимствований, предоставленных Банком. В 1997 году было выдано всего 8
кредитов в государственный сектор экономики ряда стран.
5.Современные аспекты деятельности АБР
Африканский банк развития (АБР), преодолев многолетний кризис,
возрождается для активной финансовой деятельности. Таков оптимистический
вывод, прозвучавший в ходе недавнего заседания правления АБР, которое
состоялось В Абиджане (Кот-д’Ивуар). В нем приняли участие представители 53
африканских государств-членов банка и 24 неафриканские страны-партнеры.
В середине 90-х годов АфБР оказался в сложном положении, что явилось
следствием неэффективной кредитной политики, некомпетентного управления,
многочисленных фактов коррупции. АфБР в 1998 году принимал активные меры,
направленные на преодоление стагнации, проведение более активной и
диверсифицированной кредитной деятельности. Разработана программа
кредитования мелких сельхозпроизводителей – основы африканского аграрного
сектора.
Продолжены новые проекты финансирования африканских стран:
Алжир – 136 млн. $ на поддержку малого и среднего бизнеса в частном
секторе;
Бурунди – 55 млн $ на развитие экономики;
Замбия – 23 млн. $ на развитие системы водоснабжения и на развитие
образования;
Марокко – 82 млн. $ на модернизацию железных дорог, как часть проекта
стоимостью 450 млн. $, осуществляемого с участием МБРР и ЕИБ;
Сенегал – 14 млн. $ на финансирование проекта в сельском хозяйстве.
Впрочем, АБР пока не смог стать эффективным инструментом подъема
африканской экономики. Непродуманная кредитная политика, некомпетентное
управление, многочисленные факты коррупции не позволили банку выполнить
возложенные на него функции основного межафриканского института борьбы с
бедностью и неразвитостью. В то же время необходимость в подобном
финансовом инструменте очевидна. По данным АБР, около половины 760-
милионного населения Африки живет сегодня за чертой бедности, существуя
менее на один доллар в день. Не смотря на некоторые локальные экономические
успехи, средний темп роста ВВП сократился на континенте с 5% в 1996 году до
3,7% в 1997 году. Африканцы по-прежнему чувствуют себя незащищенными перед
лицом угрозы роста цен на импортируемые товары, а также влияющих на урожай
климатических условий. В соответствии со статистикой Всемирного банка, доля
Африки в прямых иностранных инвестициях в 1996 году составила всего 1,5%.
Наиболее крупным получателем была Нигерия, аккумулировавшая 32% инвестиций.
Тот факт, что АФР контролируется западными странами, не устраивает
многих африканских участников. Как пишет журнал “Экономист”, министр
финансов Либерии Эли Салиби выразил сожаление в связи с тем, что АБР, по
сути, отвернулся от своих беднейших членов, предоставив право их
финансового обслуживания другим кредитным институтам. Его поддержали
представители Египта, Нигерии, Южной Африки, заявившие, что АБР на
протяжении последних лет отдавал приоритет коммерческим интересам перед
нуждами развития. Руководство АБР обвинили в том, что оно воспроизводит
модель Всемирного Банка, но с меньшими ресурсами и меньшей эффективностью,
забывая об экономических реалиях африканских членов.
Рассматривая деятельность Африканского банка развития, уместно было бы
привести примеры последних проектов Банка.
Итак, в текущем году АБР оказал финансовую поддержку в размере 12
млн долларов для проведения следующих мероприятий правительству
Мозамбика[9]: власти Мозамбика проводят реформирование туристической
отрасли, пытаясь найти, по словам директора управления национальными
парками Арлиту Куку, оптимальное сочетание государственного регулирования
частнопредпринимательской инициативой. На территории этой страны находятся
четыре национальных парка и 15 природных резерватов, практически не
посещавшиеся в период продолжавшейся почти 17 лет гражданской войны.
Теперь правительство решило возродить прибыльный бизнес. В первую очередь в
заповедных зонах были обезврежены многочисленные мины. Затем были
приватизированы около 900 развалившихся государственных компаний, неумело
пытавшихся организовать работу национальных парков.
АБР объявил о предоставлении Чаду 27,8млн долларов на
осуществление сельскохозяйственных проектов. За прошедшие четверть века
помощь банка Чаду определяется $365,5 млн[10].
АБР принял участие в ликвидации обанкротившейся африканской
авиакомпании Air Afrique. Наряду с другими африканскими финансовыми
институтами, АБР, получит 38% акций компании[11].
Африканский банки развития вступил в новую организацию ProVention
Consortium по оказанию помощи беднейшим странам мира в борьбе со стихийными
бедствиями, созданную Всемирным Банком. Она объединит возможности
правительств, международных организаций, частных страховых компаний,
неправительственных объединений и университетов для осуществления своих
целей. В число членов новой организации уже вошли Международная программа
развития ООН, Международный комитет Красного Креста, Межамериканский,
Азиатский и, Федеральное агентство по чрезвычайным ситуациям США,
Организация американских государств и Министерство строительства Японии.
Участие в работе нового объединения будут принимать также правительства
Норвегии, Мексики и Турции, а также компании вторичного страхования Munich
Re и SwissRe.
Официальные представители ВБ сообщили, что первоначально будут выявлены
наиболее уязвимые, с точки зрения подверженности стихийным бедствиям,
регионы Земли. А следующим этапом в работе новой структуры станет
разработка мер по защите этих районов
Африканский банк развития предоставил 273 млн. зимбабв. дол. на
реконструкцию систем сигнализации и связи на линии Хараре — Мутаре.
Танзания вышла на первое место среди восточноафриканских стран по величине
полученных за последние 29 лет займов по линии Африканского банка развития
(АБР), которые составили 832 млн долларов. На втором и третьем местах
оказались соответственно Кения (605 млн долларов) и Уганда (499 млн
долларов)[12].
6.Переспективы вступления России в АБР
Выход российских экспортеров товаров и услуг на африканский рынок
сопряжен с целым рядом проблем. Это недостаточная информированность об
условиях функционирования местных рынков, незнание специфики рисков,
отсутствие механизмов защиты своих интересов в конфликтных ситуациях и др.
И тем не менее интерес к африканскому континенту со стороны российских
предпринимателей заметно растет, ибо африканский рынок в условиях
обостряющейся международной конкуренции предлагает совершенно уникальный
спектр деловых ниш, в которых возможности выбрать для себя оптимальный
размер сделки поистине безграничны — от нескольких десятков тысяч до сотен
миллионов долларов США.
Принимая решение о выходе на этот рынок, конечно, следует учитывать все
особенности нынешнего «фона» для бизнеса, то есть той системы политических
и экономических отношений на государственном уровне, которые связывают
Россию со странами Африки. И здесь приходится констатировать, что за
редкими исключениями двусторонние отношения опираются на устаревшую
договорную базу, разливаются вяло или даже деградируют, а многосторонние
механизмы сотрудничества вообще не запущены. И ссылки только лишь на
внутренние экономические проблемы России едва ли можно расценить как
удовлетворительное объяснение стагнации российско-африканских экономических
отношений. Скорее всего, речь идет о недооценке потенциала африканского
рынка на политическом, а вернее, геостратегическом уровне.
Учитывая наметившийся экономический рост в России, что можно
рассматривать как шанс для успешной реализации политики быстрой
экономической экспансии на новые рынки, уместно вновь поднять вопрос о
вступлении России в Африканский банк развития и Африканский фонд развития
— главные международные организации, созданные для реализации экономических
интересов государств-участников на африканском континенте. Приняв такое
решение, российское государство открыло бы уникальные возможности
национальному бизнесу для успешного конкурирования на одном из самых
больших рынков в мире, безусловно, проблемном, но одновременно и очень
перспективном. Сами же российские предприниматели, привыкшие к выживанию в
обстановке дефицита «живых денег», когда понятия «зачеты» и «кэшфло» стали
почти тождественными, скорее всего будут чувствовать себя в африканской
экономике почти как дома.
Важно подчеркнуть, что никаких политических ограничений для вступления
России в Африканский банк развития и Африканский фонд развития не
существует. Более того, для того, чтобы выступать агрессивным игроком на
африканском рынке, совсем не обязательно нести самые высокие расходы в
рамках программ международных организаций. Наглядным примером здесь
является Китай, который заметно теснит своих экономических конкурентов из
Европы и США, но при этом доля его участия в целевых программах
финансирования Африканского банка развития составляет всего 1,6% (что
примерно соответствует взносу Финляндии и в два раза меньше взноса
Норвегии), в то время как взнос США составил 10,1%, Франции — 9,4%,
Германии — 9,0%[13].
Данные механизмы могли бы быть использованы и для изменения ситуации в
области внешнего долга ряда африканских стран бывшему СССР (соответствующие
программы уже давно реализуются в рамках деятельности данных организаций на
других географических направлениях). При этом следует помнить о том, что
совокупный внешний долг африканских стран составляет почти 310 млрд.
долларов,[14] а значит, и ответ на вопрос, следует ли решать долговые
проблемы самостоятельно или в рамках влиятельного международного «клуба»,
совершенно очевиден.
Долгосрочные программы АБР и АФР отражают важнейшие национальные
приоритеты всех государств Африки и нацелены на решение таких проблем, как
преодоление бедности и развитие сельского хозяйства и аграрных регионов,
формирование квалифицированных кадров, укрепление частного сектора. В
каждой программе присутствуют и общие «горизонтальные» уровни, такие, как
внедрение современных процессов управления, обеспечение равенства полов,
защита окружающей среды. Конкретное выражение эти программы приобретают в
виде проектов строительства объектов энергетики, инфраструктуры, дорог,
ирригационных систем, перерабатывающих производств.
Новый кредитно-инвестиционный портфель, который формируется в течение
1999—2001 гг. на основе пополнения фондов банка и составит около 3,4 млрд.
долларов[15], не предполагает каких-либо радикальных структурных отличий от
предыдущего. Поэтому всем, кто рассчитывает на успех на африканском рынке,
следует знать эти приоритеты и ориентироваться на них при установлении
деловых связей и привлечении финансирования. При этом формы поддержки АБР,
на которые могут рассчитывать предприятия, достаточно широки и включают в
себя кредиты, инвестиции в капитал, предоставление гарантий,
синдицированные займы, андеррайтинговые услуги при эмиссии акций,
совместное финансирование.
Даже сейчас все эти формы поддержки доступны российским предприятиям, но
важно выбрать наиболее адекватный механизм их активизации. Одним из таких
механизмов является субподряд. Учитывая то, что АБР финансирует только
наиболее значимые проекты, можно быть уверенным, что генеральным
подрядчиком всегда является респектабельная африканская фирма, отвечающая
отборочным критериям банка. Установление контактов с потенциальным
генеральным подрядчиком возможно на многочисленных выставках либо в ходе
целенаправленных коммивояжерских поездок. Еще один механизм — это создание
совместных предприятий в Африке, в том числе в многочисленных оффшорных
зонах, где предусмотрены специальные налоговые льготы для иностранных
инвесторов. При этом в отличие от ряда общеизвестных оффшорных зон, в
Африке имеется множество примеров того, что налоговые льготы
распространяются и на предприятия, реализующие всю или часть своей
продукции внутри страны. Совершенно новым, еще не использовавшимся способом
является финансирование собственных проектов, оформленное как целевой взнос
в Африканский фонд развития. Такое финансирование совершенно легитимно с
точки зрения Учредительного соглашения АФР. Конечно, трансакционные
издержки в данном случае возрастают, но при этом повышается статус проекта
и его участников, обеспечиваются возможность выбора наиболее интересных
объектов и решающий голос в формировании группы реализации проекта на
внеконкурсной основе, закладывается эффективная система гарантии возврата
средств.
Итак, для российских предпринимателей чрезвычайно выгодно вступление
России в АБР, однако наше правительство даже не сделало до сих пор
официального заявления о намерении стать членом данной региональной
финансовой организации. Единственный положительный момент можно видеть в
том, что, о необходимости такого шага заговорили в отечественных деловых
кругах.
-----------------------
[1] Герчикова И. Н. Международные экономические организации: регулирование
мирохозяйственных связей и предпринимательской деятельности. – М.: изд-во
АО «Консалтбанкир», 2000 г. – с.291
[2] http:// www.derrick.ru/pv/may -2001-11htm
[3] Герчикова И. Н. Международные экономические организации: регулирование
мирохозяйственных связей и предпринимательской деятельности. – М.: изд-во
АО «Консалтбанкир», 2000 г. – с.342
[4] http:// www.afdb.org
[5] ШреплерХ.-А.Международные экономические организации:Справочник. –
М.:Международные отношения,1997,с.442
[6] http:// www.afdb.org
[7] Там же
[8] http:// www.afdb.org
[9] http://www.elvisti.com/2000/02/15/biz.shtml
[10] Там же
[11] Там же
[12] http://www.elvisti.com/2000/02/15/biz.shtml
[13] http:// www.derrick.ru/pv/may -2001-11htm
[14] Там же
[15] http:// www.derrick.ru/pv/may -2001-11htm
|