Дискуссионные вопросы состава и структуры финансовой системы РФ
организационно-правовой формой коммерческого предприятия.
Аренда – это распоряжение и пользование каким-либо имуществом за
плату в течение определенного срока, оговоренного договором аренды. В
аренду могут передаваться земля, здания, сооружения, предприятия, средства
производства и т.д. Аренда не влечет за собой изменения права
собственности. Арендатор лишь временно на срок и в рамках, оговоренных
договором, получает права собственника, за что и вносит арендную плату.
Величина арендной платы включает амортизационные отчисления от стоимости
арендованного имущества и часть дохода от использования имущества,
устанавливаемую на договорной основе, но, как правило, не ниже банковского
процента.
Арендное предприятие образуется после заключения договора аренды
между государственным органом и организацией арендаторов, формируемой по
решению трудового коллектива. Оно действует на основании устава,
утверждаемого общим собранием. В организации своей хозяйственной
деятельности предприятие полностью самостоятельно. Доходы арендного
предприятия, получаемые из выручки после возмещения материальных затрат,
оплаты труда, уплаты налогов, арендной платы, страховых платежей, поступают
в его полное распоряжение. Наряду с доходами от хозяйственной деятельности
приобретаемое за счет средств арендатора имущество тоже является его
собственностью. Распределение дохода на фонды экономического стимулирования
и оплаты труда осуществляется на арендных предприятиях по самостоятельно
разрабатываемым нормативам.
Таким образом, на дискуссионный вопрос о составе сферы «финансы
субъектов хозяйствования» можно дать ответ, что в эту сферу входят: финансы
коммерческих организаций, финансы некоммерческих организаций и финансы
предприятий без образования юридического лица.
2.2. Государственные и муниципальные финансы и их составляющие.
Важная роль, которую выполняет государство в области экономического и
социального развития, приводит к необходимости централизации в его
распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Формами их
использования являются бюджетные и внебюджетные фонды, обеспечивающие
потребности государства в решении экономических, политических и социальных
задач.
Государственный бюджет является ведущим звеном как системы
государственных финансов, так и всей финансовой системы в целом. Его
понятие многогранно.
Государственный бюджет является самостоятельной экономической
категорией, сущность которой проявляется через распределительную и
контрольную функции.
По социально – экономической сущности государственный бюджет является
основным орудием перераспределения национального дохода и части
национального богатства.
По материальному содержанию – главный централизованный фонд денежных
средств страны.
С правовой точки зрения государственный бюджет является основным
финансовым планом страны, имеющим силу закона.
Государственный бюджет – элемент воспроизводства рабочей силы, так как
оно во многом зависит от расходов на образование, здравоохранение,
социальное страхование и обеспечение.
В целом под государственным бюджетом понимаются специфические денежные
отношения, складывающиеся в государстве с физическими и юридическими лицами
по поводу перераспределения национального дохода и частично, национального
богатства в связи с образованием и использованием главного
централизованного бюджетного фонда страны, предназначенного для
финансирования экономики, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и
государственного управления.
Под доходами бюджета понимаются экономические отношения,
складывающиеся у государства с хозяйствующими субъектами и физическими
лицами в связи с формированием бюджетного фонда страны.
Доходы включают в себя обязательные безвозвратные платежи, поступающие
в бюджет.
Под расходами государственного бюджета понимаются экономические
отношения, складывающиеся в процессе распределения фонда денежных средств
государства и его использования по отраслевому, целевому и территориальному
значению.
На основе Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного
процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. №1734-1 органы власти в рамках
законодательства РСФСР могут образовывать целевые внебюджетные фонды,
обладающие правом
Самостоятельного юридического лица и независимые от бюджетов
соответствующих органов власти.
Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих
актов высшей власти, в которых регламентируется из деятельность,
указываются источники формирования, определяются порядок и направления
использования денежных фондов.
Внебюджетные фонды представляют собой составную часть финансовой
системы РФ и обладают рядом особенностей:
. запланированы органами власти и управления и имеют строгую целевую
направленность;
. денежные средства фондов используются для финансирования
государственных расходов, не включенных в бюджет;
. формируются в основном за счет обязательных отчислений физических и
юридических лиц
. страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате,
имеют налоговую природу. Как и налоги, тарифы взносов устанавливаются
государством и являются обязательными;
. отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в
фонды, определяются Бюджетным кодексом РФ
. денежные ресурсы фондов находятся в государственной собственности, они
не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат
изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;
. расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению
Правительства или специально уполномоченного на то органа (Правление
фонда);
. из внебюджетных фондов могут предоставляться субвенции для привлечения
дополнительных средств на финансирование инвестиционных проектов и
программ (Закон Российской Федерации от 15 июля 1992г. №3301-1).
Внебюджетные фонды – это форма перераспределения и использования
финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не
включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно
расходуемые на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с
целевыми назначениями фондов.
Основными социальными и экономическими внебюджетными фондами являются:
- Пенсионный фонд Российской федерации
- Фонд социального страхования Российской Федерации
- Государственный фонд занятости населения Российской Федерации
- Фонд обязательного медицинского страхования
- Российский фонд технологического развития и отраслевые внебюджетные фонды
НИОКР
- Фонд инвестирования жилищного строительства
Многие авторы, вместе с финансами государственного бюджета и
внебюджетных фондов выделяют такое звено как государственный кредит.
Под государственным кредитом понимается совокупность экономических
отношений государства с физическими и юридическими лицами, при которых
государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.
Если государство берет на себя ответственность за погашение займов или
выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами,
то оно является гарантом.
Кредитные отношения, в которых государство выступает в качестве
гаранта, не обязательно приводят к такому изменению. Если должник
своевременно и в полном объеме выполняет свои обязательства, то гарант не
несет никаких дополнительных затрат.
Но чаще всего государственные гарантии распространяются на ненадежных
заемщиков и приводят к расходованию средств централизованных денежных
фондов.
Государственный кредит является экономической категорией, которой
присущи одновременно черты кредита и финансов. Государственный кредит
является одним из видов кредита, характеризуется срочностью, платностью и
возвратностью.
Средства привлекаются государством на какой-либо определенный срок.
Через определенный период времени заимствованная сумма должна возвращаться
с процентами.
Государственный кредит отличается от таких основных форм кредита, как
банковский и коммерческий, обеспечением. При предоставлении банковского или
коммерческого кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-либо
конкретные ценности. При заимствовании средств государством обеспечением
служит вся платежеспособность государства, всё имущество, находящееся в его
собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо её
доход.
Регулирующая функция государственного кредита проявляется в том, что,
вступая в кредитные отношения, государство воздействует на состояние
денежного обращения, уровень ставок на финансовых рынках, а также на
производство и занятость.
Государственные займы образуются в результате деятельности государства
в качестве заемщика. Государственные займы классифицируются следующим
образом:
. В зависимости от субъектов заемных отношений государственные займы
делятся на размещаемые центральными и местными органами управления.
. В зависимости от места размещения – на внутренние и внешние.
. В зависимости от обращения на рынке государственные займы
подразделяются на рыночные и нерыночные. Первые свободно обращаются
на рынке ценных бумаг, вторые – нет. Рыночные займы обычно
используются для финансирования дефицита бюджета.
. В зависимости от срока привлечения средств государственные займы
подразделяются на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.
. В зависимости от обеспеченности долговых обязательств
государственные займы бывают закладными и беззакладными. Закладные
займы обеспечиваются конкретными доходами или имуществом.
Беззакладные обеспечиваются всей платежеспособностью элемента.
. В зависимости от характера выплачиваемого дохода различают
процентные, выигрышные и беспроцентные (целевые) займы.
. В зависимости условий обращения различают займы ч правом досрочного
погашения и без него.
. По методам размещения займы бывают размещаемые на добровольной
основе, по подписке и принудительно.
Под управлением государственным кредитом понимается формирование
одного из направлений финансовой политики государства, связанной с его
деятельностью в качестве кредитора, заемщика и гаранта.
В более конкретном смысле управление государственным кредитом можно
понимать как деятельность государства по подготовке к выпуску и размещению
долговых обязательств государства, регулированию рынка государственных
ценных бумаг, обслуживанию и погашению государственного долга,
предоставлении. Кредитов и гарантий.
Анализируя вышесказанное можно сделать вывод, что государственный
кредит входит в состав финансов государственного бюджета. Так как
государственный кредит представляет собой форму денежных отношений между
государством, юридическими и физическими лицами, а также является
перераспределителем дохода с образованием и использованием главного
централизованного бюджетного фонда страны. Такие критерии определения
свойственны государственному бюджету.
Вавилов в своей системе выделят финансы государственных (унитарных,
казенных) предприятий в сферу государственных и муниципальных финансов. Он
обосновывает это тем, что «без финансов государственных (унитарных,
казённых) предприятий сфера государственных и муниципальных финансов не
полная». Я считаю, что такое объяснение не достаточно, и не даёт права
финансы государственных предприятий выделять в сфере государственных и
муниципальных финансов, так как по закону это одна из организационно-
правовых форм коммерческих организаций:
«Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не
наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником
имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может
быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками
предприятия».
Профессор Ковалёва в предложенной финансовой системе выделяет еще два
звена в сфере государственные и муниципальные финансы: фонд страхования и
фондовый рынок.
Фонд страхования является одним из внебюджетных фондов и не ясна
причина, по которой его можно выделить как отдельное звено.
Фонд социального страхования Российской Федерации (ФССР) создан в
целях обеспечения и повышения контроля за правильным и эффективным
расходованием средств социального страхования Указом Президента Российской
Федерации «О фонде социального страхования Российской Федерации» от 7
августа 1991 г.№822 и является самостоятельным государственным финансово-
кредитным учреждением. Управление Фондом социального страхования РФ
осуществляется Правительством РФ при участии общероссийских объединений
профсоюзов.
Положение о ФССР утверждено постановлением Правительства Российской
Федерации от 12 февраля 1994г.№101. Этот документ регламентирует
организацию и функционирование фонда.
Средства фонда образуются за счет:
. Страховых взносов работодателей (администраций предприятий,
организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от
форм собственности);
. Страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой
деятельностью, а также осуществляющих трудовую деятельность на иных
условиях и имеющих право на обеспечение по государственному
социальному страхованию;
. Доходов от инвестирования части временно свободных средств фонда в
ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады в пределах
средств, предусмотренных бюджетом на соответствующий период;
. Добровольных взносов физических и юридических лиц.
. Ассигнований из федерального бюджета РФ;
. Прочих доходов.
Страховые взносы не начисляются на: средства избирательных фондов
кандидатов в депутаты федеральных органов государственной власти,
представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов
РФ и органов местного самоуправления, полученные и израсходованные на
проведение избирательных компаний; доходы, полученные от избирательных
комиссий; фонд оплаты труда иностранных физических лиц, привлекаемых на
период реализации целевых социально-экономических программ жилищного
строительства, создания, строительства и содержания центров
профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной
службы, и членов их семей; выплаты по договорам гражданско-правового
характера (подряда и др.)
Страховые взносы в ФССР регулируются постановлением Правительства
Российской Федерации и уплачиваются: бюджетным учреждениям – один раз в
месяц в срок, установленный для выплаты заработной платы за вторую половину
месяца; всеми предприятиями и внебюджетными организациями – два раза в
месяц в сроки, установленные для получения заработной платы как за первую,
так и за вторую половину месяца; лицами, нанимающими отдельных граждан по
договорам, - ежемесячно 5-го числа месяца, следующего за месяцем выплаты
заработной платы; крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и родовыми
(семейными) общинами малочисленных народов Севера с 1 января 1995г. – один
раз в год не позднее 1 апреля следующего года.
Средства фонда направляются на:
. Выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам,
при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста
полутора лет, на погребение;
. Санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их
семей, а также на другие цели государственного социального
страхования, предусмотренные законодательством (частичное содержание
санаториев-профилакториев, санаториев и оздоровительных лагерей для
детей и юношества, лечебное питание; частичное финансирование
мероприятий по внешкольному обслуживанию детей, оплаты проезда к месту
лечения, отдыха и др.);
. Создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости фонда на всех
уровнях;
. Проведение научно-исследовательских работ по вопросам социального
страхования и охраны труда;
. Осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами фонда.
Средства фонда используются только на целевое финансирование
перечисленных мероприятий. Не допускается зачисление средств социального
страхования на личные счета застрахованных.
Фондовый рынок — составная часть финансового рынка, на котором
осуществляются операции с ценными бумагами.
Фондовый рынок по сути мало чем отличается от других видов рынков.
Здесь тоже действуют продавцы, покупатели и посредники, проводятся реклама
и маркетинговые исследования.
Специфика заключается в самом товаре. Ценные бумаги – это форма
существования капитала. Она отличается от производительной, товарной,
денежной форм. Капитал в виде ценной бумаги может передаваться, обращаться
на рынке как товар, заменять деньги в расчетах и, что самое важное,
приносить доход. У владельца ценной бумаги самого капитала как бы нет, и
есть все права на него, зафиксированные в форме ценной бумаги.
Итак, фондовый рынок похож на рынок любого другого товара. Обычные
товары производятся, а ценные бумаги выпускаются в обращение. Для всех
рынков необходимо продвижение товара к покупателю, а для фондового рынка –
продвижение ценных бумаг к инвестору. Основной этого рынка являются
товарный рынок, деньги и капитал.
Для того, чтобы владелец капитала смог принять участие в
инвестировании, нужно иметь достаточный объем капитала. Такой объем
капитала редко можно получить сразу. Обычно этому предшествует процесс
накопления. Последний может выражаться в объединении небольших капиталов в
один большой или в приумножении, приросте капитала. Еще одним вариантом
накопления достаточного объема капитала может быть приобретение его взаймы
на некоторое время с условием возвратности. Накопить капитал или получить
его можно в финансовой сфере деятельности, на финансовых рынках.
Бюджет нуждается в привлечении средств для покрытия дефицита. Для
этого государство выпускает в обращение и продает государственные ценные
бумаги, такие, как облигации государственного займа. Государство участвует
в фондовых отношениях в качестве инвестора, сохраняя ха собой контроль нал
отдельными отраслями или предприятиями путем приобретения пакетов акций
акционерных предприятий или банков.
Подводя итоги, можно отметить, что, фондовый рынок является одной из
составляющих централизованной части финансовой системы страны, что
определяет финансы фондового рынка в финансы государственного бюджета и не
выделяет его в отдельное звено системы. Как известно, централизованная
часть финансовой системы отвечает за процесс перераспределения
национального дохода и валового внутреннего продукта. Перераспределение
происходит при помощи бюджетных, страховых отношений и отношений,
возникающих на фондов рынке.
Таким образом на дискуссионный вопрос о составе сферы «государственные
и муниципальные финансы» можно дать ответ, что она состоит из: финансов
государственного бюджета и финансов внебюджетных фондов.
2.3. Страхование как отдельная сфера финансовой системы РФ или структурный
элемент других сфер.
Вопрос о выделении страхования в отдельную сферу является одним из
основных дискуссионных вопросов. Для того, чтобы правильно ответить на этот
вопрос необходимо проанализировать основные критерии организации финансов в
страховании, источники формирования финансовых ресурсов и направления
распределения прибыли.
Переход экономики на рыночные отношения, развитие
предпринимательской деятельности, расширение круга товарных и обменных
операций, взаимных договорных обязательств между хозяйствующими субъектами
объективно требуют надежной системы гарантий, предоставляемой страхованием.
Только на основе страхования становиться возможной защита общественных и
личных интересов, возникающих в процессе производства, распределения,
обмена и потребления материальных благ.
Страхование представляет собой особу форму перераспределительных
отношений по поводу формирования и использования целевых фондов денежных
средств для защиты имущественных интересов физических и юридических лиц и
возмещения им материального ущерба при наступлении неблагоприятных явлений
и событий.
Важная роль страхования в системе общественного воспроизводства
предполагает наличие сферы страховых услуг, соответствующий типу
экономического развития государства. В условиях рыночного хозяйства наряду
с традиционным использованием возможностей страхования по защите от
чрезвычайных явлений природного характера (землетрясения, оползни,
наводнения др.) техногенных рисков (пожары, аварии, взрывы и др.) резко
возрастает потребность у предпринимателей в страховом покрытии ущерба,
возникающего при нарушении финансовых и кредитных обязательств,
неплатежеспособности контрагентов и действии других экономических факторов,
ведущих к потере прибыли и доходов.
Страховая жизнь, здоровья, трудоспособности и материального
благосостояния граждан также неразрывно связана с их экономическими
интересами и реализуется с помощью услуг имущественного, личного и
социального страхования.
Из фондов, традиционно относящихся к учреждениям социального
страхования, у нас действуют только следующие:
пенсионный фонд, имеющий довольно разнообразные функции, относящиеся
по большей степени не к сфере социального страхования;
фонд социального страхования, также не могущий служить основой для
создания в России стройной системы социального страхования;
фонд медицинского страхования, который фактически так же к страхованию
имеет весьма отдаленное отношение, воплощая в себе все ту же бюджетную
медицину с несколько иными источниками формирования бюджета.
В связи с различиями в объектах страхования всю совокупность страховых
отношений можно разделить на пять отраслей: социальное, имущественное,
личное, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков
Социальное страхование - это система отношений, с помощью которой
формируются и расходуются фонды денежных средств для материального
обеспечения лиц, не обладающих физической трудоспособностью или
располагающих таковой, но не имеющих возможности реализовать ее по
различным причинам.
Социальное страхование как финансовая категория представляет собою
часть денежных отношений по распределению и перераспределению национального
дохода с целью формирования и использования фондов, предназначенных для
содержания лиц, не участвующих в общественном труде.
Имущественное страхование - отрасль страхования, где объектами
страховых правоотношений выступает имущество в различных видах. Под
имуществом понимается совокупность вещей и материальных ценностей,
состоящих в собственности и оперативном управлении физического или
юридического лица. В состав имущества входят деньги и ценные бумаги, а
также имущественные права на получение вещей или иного имущественного
удовлетворения от других лиц.
Экономическое содержание имущественного страхования заключается в
организации особого страхового фонда, предназначенного для возмещения
ущерба его участникам, который возник в результате причинения вреда.
Имущественное страхование защищает интересы страхователя, связанные с
владением, пользованием, распоряжением имуществом и товарно-материальными
ценностями. К традиционным и освоенным видам имущественного страхования
относятся сельскохозяйственное страхование, транспортное страхование,
страхование имущества граждан, страхование имущества предприятий различных
форм собственности. Для российского страхового рынка перспективными,
отличающимися высокими страховыми суммами и уровнем страховой
ответственности считаются морское и авиационное страхование, страхование
грузов, страхование транспортных средств от всех рисков, страхование от
огневых рисков.
Имущественное страхование нуждается в популяризации, расширении сферы
применения универсальных, комплексных видов страхования, так как в
настоящее время им охвачено не более 5% стоимости имущества юридических и
физических лиц. Важные проблемы, поднимаемые как страховщиками, так и
страхователями, о необходимости включения в состав затрат предприятий
страховых взносов, индексации страховых сумм и возмещений в условиях
инфляции, предоставлении налоговых льгот при страховании общественно
значимых объектов и материальных ценностей требуют своего решения.
Личное страхование выступает формой социальной защиты и укрепления
материального благосостояния населения. Его объекты — жизнь, здоровье,
трудоспособность граждан. Преобладающая доля операций по личному
страхованию проводится на добровольной основе. Наиболее распространенными
считаются смешанное страхование жизни с широким объемом страховой
ответственности (в связи с дожитием до окончания срока страхования, в связи
с потерей здоровья от несчастного случая, в связи с наступлением смерти
застрахованного), страхование детей до достижения ими совершеннолетия,
страхование детей и школьников от несчастных случаев, ритуальное
страхование, страхование пенсий, страхование образования.
В области личного страхования, особенно по долгосрочным и обязательным
видам страхования, лидером является государственное акционерное общество
"Росгосстрах". Большинство российских страховых компаний, преимущественно
вновь создаваемых, ориентируются на краткосрочные виды страхования, что
препятствует накоплению страховых фондов и снижает долю личного страхования
в общем объеме страховых операций.
Особое место на российском страховом рынке занимает медицинское
страхование граждан, осуществляемое в соответствии с Законом РСФСР "О
медицинском страховании граждан в РСФСР" от 28 июля 1991 г. Проводимое в
обязательной форме медицинское страхование, по сути, является отраслью
социального страхования, так как распоряжаются средствами страховых фондов
и осуществляют страховые выплаты органы территориальных фондов
обязательного медицинского страхования, а не коммерческие страховые
организации. По программе обязательного медицинского страхования
страхователями выступают все работодатели, уплачивающие страховой взнос в
размере 3,6% от фонда оплаты труда. Цель обязательного медицинского
страхования — решение проблемы финансового обеспечения здравоохранения и
предоставление населению минимального гарантированного уровня медицинского
обслуживания.
Добровольное медицинское страхование можно отнести к классическому
виду личного страхования, поскольку его организация и проведение относятся
к компетенции страховых медицинских компаний. Медицинское страхование на
добровольной основе может осуществляться за счет, как личных взносов
граждан, так и свободных средств предпринимателей и обеспечивает
страхователю не только возможность свободного выбора лечебного учреждения,
но и получение медицинских услуг сверх установленной нормы и более высокого
качества.
Следует отметить, что на динамику операций по личному страхованию
отрицательное воздействие оказывают инфляционные процессы, снижение его
сберегательной (накопительной) функции, отсутствие у населения желания
направлять временно свободные средства на цели страхования.
Страхование ответственности в отличие от имущественного и личного
защищает интересы как самого страхователя, поскольку ущерб за него
возмещает страховая организация, так и других (третьих) лиц, которым
гарантируются выплаты за ущерб, причиненный вследствие действия или
бездействия страхователя независимо от его имущественного положения. Тем
самым страхование ответственности обеспечивает защиту экономических
интересов возможных виновников вреда и лиц, которым в конкретном страховом
случае причинен ущерб.
• С расширением сферы банковской деятельности, связанной с повышенным
риском проведения активных кредитных операций по выдаче ссуд, становится
актуальным страхование ответственности заемщика за непогашение кредита.
Договор страхования заключается между страховой компанией (страховщиком) и
предприятиями-заемщиками (страхователями). Объектом страхования является
ответственность заемщика перед банком, выдавшим кредит.
• Развитие коммерческого расчета и усиление имущественной
ответственности предпринимателей по широкому кругу обязательств
предполагают включение в российскую страховую практику таких видов
страхования, как страхование ответственности работодателей, страхование
профессиональной ответственности частнопрактикующих специалистов
(адвокатов, аудиторов, врачей и др.), страхование деловой ответственности,
страхование ответственности от экологических рисков, страхование
ответственности за качество продукции, страхование ядерной ответственности.
Страхование предпринимательских рисков - новая отрасль страхования для
России, охватывает те виды страхования, в которых, прежде всего,
заинтересован предприниматель. Объект страхования – предпринимательская
деятельность страхователя, под которой понимается инвестирование денежных и
материальных ресурсов в какой-либо вид производства или бизнеса и получение
от этих вложений соответствующей финансовой отдачи в виде прибыли. Покрытие
предпринимательских рисков осуществляется при помощи:
страхования от потери прибыли (дохода) вследствие нарушения процесса
производства, простоя, повреждения или кражи имущества и иных потерь,
связанных с прерыванием основной деятельности;
страхования от невыполнения договорных обязательств по поставке и
реализации продукции.
Этот вид страхования начали проводить альтернативные страховые
общества (акционерные, кооперативные, взаимные, ведомственные).
Теперь можно сделать вывод, что существует два вида страховых
организаций:
1) различные фонды (пенсионного, медицинского, социального) страхования,
которые являются внебюджетными фондами, а значит их финансы являются
составной частью государственных и муниципальных финансов.
2) Финансовые организации, которые являются юридическими лицами и целью
их деятельности является получение прибыли, что характерно для
коммерческих предприятий
Значит, страхование не является отдельной сферой финансовой системы РФ, а
является структурными элементами звеньев двух других сфер.
3. Направление изменения финансовой системы страны.
Финансовая система состоит из совокупности сфер и звеньев финансовых
отношений, связанных с ними денежных фондов и органов управления финансами.
Поэтому изменение какого-либо звена финансовой системы может повлечь за
собой изменение всей системы в целом, так как все звенья взаимосвязаны
между собой.
Считается, что 2005 год станет годом кардинальных изменений всей
финансовой системы государства. Это произойдет в связи с изменениями в
бюджете и межбюджетных отношениях, большое влияние окажет налоговая реформа
и разграничения полномочий в некоторых округах РФ.
Законом "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации
в части регулирования межбюджетных отношений" устанавливается новая
структура бюджетной системы Российской Федерации, в которую в частности
войдут Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов следующих
уровней:
o федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
o бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных
государственных внебюджетных фондов;
o местные бюджеты, в том числе:
. бюджеты муниципальных районов, городских округов, внутригородских
территорий городов федерального значения;
. бюджеты городских и сельских поселений
Кроме того, проект закрепляет распределение налогов между федеральными,
региональными и местными бюджетами и описывает механизм распределения
финансовой помощи между территориями через 5 специальных фондов.
В консолидированном бюджете 2005 года предусмотрен фонд на
стабилизацию денежных проблем регионов в связи с изменением финансовой
системы государства в будущем году и заменой натуральных льгот выплатами.
Размер этого фонда составляет 30 миллиардов рублей на год. Половина этой
суммы, 15 миллиардов, будет направлена на осуществление выплат льготным
категориям граждан. Четыре миллиарда из этой части будут потрачены на
оплату детских пособий из расчета 70 рублей на одного ребенка в месяц.
Оставшиеся 11 миллиардов рублей пойдут на покрытие дефицитов региональных
бюджетов при переходе на денежные выплаты взамен натуральных льгот.
Что касается транспортной льготы, то в будущем году в ОАО «РЖД» будет
направлено шесть миллиардов рублей из федерального бюджета., чтобы
железнодорожники обеспечивали в полном объеме льготные пассажирские
междугородние и пригородные перевозки в будущем году.
Что касается налоговой реформы, то с самого начала принимались
конкретные меры по совершенствованию налогового законодательства с целью
его упрощения, придания налоговой системе стабильности и большей
прозрачности, повышения уровня нейтральности налоговой системы по отношению
к экономическим решениям организаций и потребителей, пересмотра и отмены
большинства налоговых льгот, снижения налогового бремени за счет
реформирования отдельных видов налогов, сокращения числа налогов и сборов,
отмены неэффективных и оказывающих негативное влияние на экономическую
деятельность хозяйствующих субъектов налогов.
С 1 января 2005 года отменяется Закон РФ от 27.12.91 г. №2118-1 «Об
основах налоговой системы в Российской Федерации». Перечень налогов,
которые нужно будет платить, начиная с 2005 года, закреплен в новой
редакции статей 12-15 Налогового Кодекса.
С 2005 года, когда изменения вступят в силу, налогов и сборов
останется всего пятнадцать. К моменту начала проведения налоговой реформы
их было 52. Как и прежде, останутся три вида налогов: федеральные,
региональные и местные. А что касается сборов, то в Налоговом Кодексе
остаются только федеральные. Большинство сборов, предусмотренных Законом №
2118-1, выведены за рамки налоговой системы.
Из 16 федеральных налогов действовать будут 10.
К федеральным налогам будут отнесены:
— налог на добавленную стоимость, порядок исчисления и уплаты которого
регулируется главой 21 НК РФ;
— акцизы (глава 22, с учетом ставок, установленных Федеральным Законом от
28.07.2004 г. № 86-ФЗ);
— налог на доходы физических лиц (глава 23);
— единый социальный налог (глава 24, с учетом положений Федерального Закона
от 20.07.04 № 70-ФЗ);
— налог на прибыль организации (глава 25);
— налог на добычу полезных ископаемых (глава 26);
— налог на наследование или дарение (до принятия новой главы Кодекса налог
рассчитывается по Закону РФ от 12.12.91 № 2020-1);
— водный налог (глава 25.2 – вводится в действие Федеральным Законом от
28.07.04 № 83-ФЗ);
— сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами
водных биологических ресурсов (глава 25.1);
— государственная пошлина (до принятия новой главы НК РФ пошлина
уплачивается по Закону РФ от 09.12.91 № 2005-1).
Уменьшается и количество региональных налогов, из семи их осталось
только три:
-налог на имущество организаций (глава 30 НК РФ);
- налог на игорный бизнес (глава 29);
- транспортный налог (глава 28).
А местных налогов останется всего два из пяти:
- земельный налог (до принятия новой главы НК налог исчисляется по
Закону РФ от 11.10.91 № 1738-1);
- налог на имущество физических лиц (до принятия новой главы НК налог
исчисляется по Закону РФ от 09.12.91 № 2003-1).
Перечень специальных налоговых режимов не изменился. В него входят:
- единый сельхозналог (глава 26.1 НК РФ);
- упрощенная система налогообложения (глава 26.2 НК РФ);
- единый налог на вмененный доход ( глава 26.3 НК РФ);
- система налогообложения для участников соглашений о разделе
продукции (глава 26.4НКРФ).
Если говорить о нововведениях во вторую часть Налогового Кодекса,
то на первое по значимости место, пожалуй, следует отнести изменение,
которое коснется всех налогоплательщиков - это снижение базовой ставки
единого социального налога. Ставка снижена значительно - с 35.6 процента
до 26 процентов. Новая ставка применяется к выплатам до 280 000 руб. в год.
Для доходов, превышающих эту сумму, предусмотрены пониженные ставки налога.
А именно: для облагаемой базы от 280 001 до 600 000 руб. ставка ЕСН будет
равна 10 процентам, а для выплат свыше 600 000 руб. – 2 процентам. Причем
пониженные ставки станут доступны абсолютно для всех
предприятий.
Регрессивную шкалу ставок будут вправе применять все
налогоплательщики без каких-либо условий. Предприятия, которые используют
труд инвалидов, и организации, учрежденные инвалидами и их общественными
организациями, смогут применять льготу по отношению к выплатам в рамках не
только трудовых, но и гражданско-правовых договоров.
Основные поправки, которые внесены в главы 23 и 25 НК РФ, касаются
ставок налога на прибыль и налога на доходы физических лиц. До конца 2004
года, налог на доходы физических лиц и налог на прибыль с дивидендов,
полученных от российских предприятий, нужно начислять по ставке 6
процентов. С 1 января 2005 года ставки увеличиваются в полтора раза
(9%).
Изменится и распределение налога на прибыль по уровням бюджетов, хотя
общая величина ставки останется прежней – 24 процента. Сумма налога будет
распределяться между двумя бюджетами - федеральным (налог будет
зачисляться но ставке 6,5%) и бюджетом региона (по ставке 17,5%). В
настоящее время в федеральный бюджет налог уплачивается по ставке 5%, в
региональный — по ставке 17% и в местный — по ставке 2%. При этом
субъекты Российской Федерации, как и прежде, будут вправе понизить ставку
налога, зачисляемого в их бюджеты. Но она не сможет быть ниже 13,5%, тогда
как сейчас—13%.
С 2005 года увеличатся в 1,5 раза показатели базовой доходности по всем
видам деятельности, переведенным на уплату единого налога на вмененный
доход (ЕНВД). Например, базовая доходность при оказании бытовых услуг
составит 7500 руб., автотранспортных услуг — 6000 руб. (при действующих
5000 руб. и 4000 руб. соответственно).
Кроме того, с 2005 года организации и предприниматели, которые
распространяют или размещают наружную рекламу, могут быть переведены на
уплату ЕНВД.
Увеличатся акцизы на все виды подакцизных товаров: алкоголь,
табак, топливо и автомобили.
С 1 января 2005 года предприятиям вместо платы за пользование водными
объектами надо будет платить водный налог. Сейчас плата за пользование
водными объектами устанавливается региональными законами, а новый водный
налог – федеральный. Это значит, что регионы уже не вправе изменить то, что
установлено главой 25.2 НК РФ. Ставки водного налога увеличены по сравнению
с ныне действующими, но теперь не нужно будет платить за сточные воды,
которые налогоплательщики сбрасывают в реки, озера и т.д. Новый налог в
полном объеме будет поступать в бюджеты субъектов РФ. Сейчас же плата за
пользование водными объектами служит источником формирования федерального
бюджета – 40 процентов и бюджетов субъектов РФ – 60 процентов.
В Налоговый Кодекс Российской Федерации внесены ряд поправок,
связанных с проводимой административной реформой. Ранее Федеральным
Законом от 29.06.04 № 58-ФЗ такие поправки уже вносились. Из Кодекса были
исключены ссылки на МНС России и заменены на Министерство финансов РФ и на
федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области налогов
и сборов. В комментируемых же изменениях Федеральная налоговая служба
России называется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным
по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Заключение.
В моей курсовой работе были рассмотрены основные дискуссионные вопросы
состава и структуры финансовой системы РФ. Проанализированы системы,
предложенные разными авторами. В заключении можно сказать, что все
структурные элементы, которые авторы предлагали включить в состав
финансовой системы, действительно являются её составляющими, вопрос состоял
в том, стоит ли выделять эти элементы в отдельные звенья.
Таким образом, оказалось, что страхование не является отдельной сферой
финансовой системы. Страхование действительно играет большую роль в
перераспределительных отношениях по поводу формирования и использования
целевых фондов денежных средств. Видимо авторы хотели подчеркнуть высокую
значимость страхования, выделяя его в отдельную сферу. Но в своей работе я
доказала, что страхование является структурным элементом двух других сфер:
финансы субъектов хозяйствования (а именно финансы коммерческих
организаций) и государственные и муниципальные финансы (финансы
внебюджетных фондов).
В составе сферы финансов субъектов хозяйствования я выделила три
звена: финансы коммерческих предприятий, финансы некоммерческих предприятий
и финансы предприятий без образования юридического лица. Многие авторы
выделяли дополнительно к этим звеньям другие, такие как финансы
домохозяйств, финансы общественных объединений, финансы посредников,
финансы государственных, муниципальных, частных, акционерных, арендных,
общественных субъектов хозяйствования. Но подробно разобрав сущность этих
звеньев, стало ясно, что в действительности они существуют, но является не
отдельными звеньями, а лишь входят в состав трёх основных (финансы
коммерческих, некоммерческих организаций и ПБОЮЛ).
В структуре сферы государственных и муниципальных финансов авторы
выделяли такие звенья как: финансы государственного бюджета, финансы
внебюджетных фондов, федеральные финансы, финансы субъектов федерации,
местные финансы, государственный кредит, фонды страхования, фондовый рынок.
Проведя подробный анализ всех этих звеньев, я пришла к выводу, что в состав
муниципальных финансов входит два звена, финансы государственного бюджета и
финансы внебюджетных фондов, а остальные элементами являются лишь
составляющими этих основных двух звеньев.
Также были рассмотрены изменения, которые влияют на финансовую
систему. В связи с вступлением в действие большого количества новых законов
в налоговой и бюджетной сферах, меняются финансовые отношения между
различными экономическими субъектами, меняется сама структура субъектов, а
значит, и финансовая система в целом.
Список используемой литературы:
1. Конституция Российской Федерации. – Ст.71-117,130-133.
1. Гражданский Кодекс Российской Федерации. – Гл.4.
2. Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ. – Ст.1-
17, 24-28, 161.
3. Налоговый Кодекс Российской Федерации - Гл.21-26
4. Федеральный закон от 12.01.1996 №7 – ФЗ «О некоммерческих
организациях».
5. Федеральный закон от 06.03.2003 №131-ФЗ « Об общих принципах местного
самоуправления».
6. Федеральный закон от 15.08.1996. №115-ФЗ «О бюджетной классификации
Российской Федерации». – Приложения 1-4.
7. Федеральный закон от 16.07.1999 №165-ФЗ «Об основах обязательного
социального страхования».
8. Федеральный закон от 24.08.1998 №125-ФЗ «Об обязательном социальном
страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний».
9. Федеральный закон от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном
страховании в Российской Федерации».
10. Приказ Министерства России от 01.10.1997 г.№118 «Методические
рекомендации по реформе предприятий и организаций».
11. М.В. Романовский, Финансы, М.,Юрайт,2001.
12. М.А.Абрамова, Финансы и кредит, М., Юриспруденция, 2003.
13. Л.А. Дробозина, Финансы, денежное обращение, кредит, М., ЮНИТИ, 1997.
14. С.В. Галицкая, Деньги, кредит, финансы, М.,Экзамен, 2004.
15. А.М. Ковалева, Финансы, М., Финансы и статистика,2003.
16. Ю.Я. Вавилов, Финансы, М., Социальные отношения, 2004.
17. В.М. Родионова, Финансы, М., Финансы и статистика, 1995.
18. Е.Н. Евстигнеев, Финансовое право, Спб.,2002.
Страницы: 1, 2
|