Рефераты

Экономическое содержание бюджета государства

и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы

самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

2) наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной

системы, определяемых в соответствии с законодательством Российской

Федерации;

3) законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по

формированию доходов соответствующих бюджетов;

4) право органов государственной власти и органов местного самоуправления

самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих

бюджетов;

5) право органов государственной власти и органов местного самоуправления

самостоятельно определять источники финансирования дефицитов

соответствующих бюджетов;

6) недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе

исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над

расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов.

4. Полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов

государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы

бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные

поступления подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных

внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все

государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет

бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов,

аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.

5. Сбалансированность бюджета — каждый бюджет должен быть

сбалансирован, т. е. объем предусмотренных бюджетом расходов должен

соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлении из

источников финансирования его дефицита.

6. Эффективность и экономность использования бюджетных средств

означает, что при составлении и исполнении бюджетов органы власти и

получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения

заданных результатов с использованием определенного бюджетом объема

средств.

7. Общее покрытие расходов означает, что все расходы бюджета должны

покрываться общей суммой доходов из источников финансирования его дефицита.

8. Гласность — это обязательное опубликование в открытой печати

утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полнота представления

информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по

решению законодательных (представительных) органов государственной власти,

органов местного самоуправления; обязательная открытость для общества и

средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по

проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо

внутри законодательного (представительного) органа государственной власти,

либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами

государственной власти.

9. Достоверность бюджета означает надежность показателей прогноза

социально-экономического развития соответствующей территории и

реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

10. Адресность и целевой характер бюджетных средств, — бюджетные

средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств

с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

2.2 Бюджеты Российской Федерации.

Рассмотрим более подробно наиболее важные бюджеты в структуре бюджетной

системы России.

Консолидированный бюджет. Понятие консолидированный бюджет было

включено в Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного

процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. в связи с упразднением

Государственного бюджета Российской Федерации, в который входили все звенья

бюджетной системы России.

В ст. 8 этого Закона зафиксировано, что единство бюджетной системы

обеспечивается не только единой правовой базой, единством бюджетной

классификации и документации, но и представлением необходимой

статистической и бюджетной информации для составления консолидированных

бюджетов. В ст. 165 Бюджетного кодекса РФ также отмечается обязанность

Министерства финансов РФ составлять отчет об исполнении консолидированного

бюджета Российской Федерации.

Консолидированный бюджет Российской Федерации — это свод бюджетов

всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Консолидированный

бюджет Российской Федерации включает федеральный бюджет и консолидированные

бюджета субъектов Российской Федерации. В свою очередь консолидированный

бюджет субъекта Российской Федерации включает региональный бюджет, т. е.

бюджет субъекта Российской Федерации, и местные бюджеты.

Консолидированные бюджеты Российской Федерации и субъектов Российской

Федерации не рассматриваются и не утверждаются законодательными

(представительными) органами власти всех уровней. Эти бюджеты являются в

первую очередь статистическим сводом бюджетных показателей, характеризующим

агрегированные данные по доходам и расходам, источникам поступления средств

и направлениям их использования по территории в целом Российской Федерации

и отдельных субъектов Российской Федерации.

Бюджетные показатели используются:

1. Показатели консолидированных бюджетов используются в бюджетном

планировании. В частности, при определении величины нормативов отчислений

от регулирующих налогов в бюджеты субъектов Российской Федерации и размеров

дотаций в расчет принимаются объемы консолидированных бюджетов

административно-территориальных образований.

2. Важна роль показателей консолидированных бюджетов и при анализе

формирования и использования централизованного финансового фонда страны, т.

е. суммы всех финансовых ресурсов, поступающих в бюджетную систему. Так,

используя показатель консолидированного бюджета Российской Федерации,

определяют степень централизации финансовых ресурсов, создаваемых в стране

и отражаемых в сводном финансовом балансе государства.

3. Без расчета показателей консолидированных бюджетов невозможно сводное

финансовое планирование, так как многие показатели сводного финансового

баланса государства и территориальных сводных финансовых балансов берутся

из консолидированных бюджетов. В доходной части баланса используются

следующие бюджетные данные: налог на добавленную стоимость и акцизы,

подоходный налог с физических лиц, налог на имущество, налоги на внешнюю

торговлю, внешнеэкономические операции и доходы от внешнеэкономической

деятельности, средства бюджетных целевых фондов, отчисления на

воспроизводство минерально-сырьевой базы, доходы от государственной

собственности или деятельности, включая доходы от продажи имущества.

Расходная часть сводного финансового баланса включает следующие бюджетные

показатели: затраты на государственные инвестиции, расходы на социально-

культурные мероприятия, финансируемые за счет бюджета, государственные

дотации, расходы на воспроизводство минерально-сырьевой базы, расходы на

науку из бюджета, расходы на оборону, расходы на содержание органов

государственной власти, правоохранительных органов, судов прокуратуры,

расходы по внешнеэкономической деятельности, образование резервных фондов и

др.

4. Большую роль играют показатели консолидированных бюджетов в

перспективном планировании в целом и перспективном финансовом планировании

в частности. При разработке прогнозов экономического и социального развития

государства, территорий используются финансовые показатели, в основе

которых показатели консолидированных бюджетов.

Разработка экономико-математических моделей прогнозирования бюджетов

также основана на данных консолидированных бюджетов. Для расчета финансовых

ресурсов на перспективу исследуются корреляционные связи между объемами

доходов консолидированных бюджетов и такими переменными, как ВВП,

национальный доход, объем валовой продукции промышленности, сельского

хозяйства.

5. Показатели консолидированных бюджетов используются также при расчетах,

характеризующих различные виды обеспеченности жителей страны, территорий,

например, бюджетные расходы на одного жителя на медицинское обслуживание,

образование и другие среднедушевые бюджетные доходы. В свою очередь

среднебюджетные показатели являются критериями для сравнительного анализа

состояния отдельных территорий. Показатели консолидированного бюджета

страны используются для сравнения с аналогичными показателями других

государств.

Федеральный бюджет. Основные функции управления государством возложены

на центральные органы власти. Для выполнения ими их обязанностей, для

финансового обеспечения общегосударственных мероприятий формируется

централизованный финансовый фонд — федеральный бюджет. В ст. 71 Конституции

РФ зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся федеральный

бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального

развития.

Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения и

перераспределения внутреннего валового продукта и созданного национального

дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными

слоями населения. На федеральный бюджет возложено финансирование

общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных с

обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовки

высококвалифицированных специалистов.

Средства федерального бюджета являются главным источником

финансирования структурной перестройки экономики, конверсии предприятий

военно-промышленного комплекса, развития перспективных направлений в сфере

производства, пионерного освоения новых территориально-производственных

комплексов.

Большую роль играет федеральный бюджет в поддержании и развитии

искусства, культуры, средств массовой информации.

Для решения этих задач федеральный бюджет в соответствии с Законом

РСФСР «Об основах налоговой системы» 1991 г. и Налоговым кодексом

Российской федерации 1998 г. наделен федеральными налогами и неналоговыми

доходами.

Региональные бюджеты. Региональные бюджеты — центральное звено

территориальных бюджетов. Они предназначены для финансового обеспечения

задач, возложенных на государственные органы управления субъекта Российской

Федерации.

В современных условиях все в большей степени региональные органы

власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное

развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных

территориях. Значительно возрастает их координационная функция в

экономическом и социальном развитии территорий.

В последнее десятилетие наблюдается регионализация экономических и

социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих

процессов переходят от центральных уровней государственной власти к

региональным. Поэтому роль региональных бюджетов усиливается, а сфера их

использования расширяется.

Через региональные бюджеты государство активно проводит экономическую

политику. На основе предоставления региональным органам власти средств для

увеличения их бюджетов осуществляется финансирование промышленности,

сельского хозяйства, строительства и содержания дорог, охраны окружающей

среды. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется.

С помощью региональных бюджетов государство осуществляет выравнивание

уровней экономического и социального развития территорий, которые в

результате исторических, географических, военных и других условий отстали в

своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Для

преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы,

финансируемые из региональных бюджетов.

Местные бюджеты. Местное самоуправление — обязательный компонент

демократического государственного строя. Оно осуществляется самим

населением через свободно избранные им представительные органы. Для

выполнения функций, возложенных на местные, представительные и

исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и

финансово-бюджетными правами.

Финансовой базой местных органов власти являются их бюджеты. Бюджетные

и имущественные права, предоставленные этим органам, дают им возможность

составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты,

распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и получать от них

доходы.

Местные бюджеты - один из главных каналов доведения до населения

конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления

распределяются между отдельными группами населения. Из этих бюджетов в

известной мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы, в

первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства,

объем продукции, и услуги которых также являются важным компонентом

обеспечения жизнедеятельности населения.

Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении.

Они выполняют следующие функции:

• формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением

деятельности местных органов власти;

• распределение и использование этих фондов между отраслями народного

хозяйства;

• контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий,

организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.

Важное значение имеют местные бюджеты в осуществлении

общегосударственных экономических и социальных задач — в первую очередь в

распределении государственных средств на содержание и развитие социальной

инфраструктуры общества. Эти средства проходят через систему местных

бюджетов, включающих более 29 тысяч городских, районных, поселковых и

сельских бюджетов. Осуществление государством социальной политики требует

больших материальных и финансовых ресурсов.

В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между

звеньями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности местных

бюджетов, их государственной финансовой поддержки. Исходя из этих

принципов, доходы местных бюджетов формируются за счет собственных и

регулирующих источников доходов.

2.3 Финансово – бюджетный федерализм.

Конституцией Российской Федерации 1993 г. закреплено федеративное

устройство нашего государства, которое основано на государственной

целостности, единстве системы государственной власти, разграничении

предметов ведения и полномочий между органами государственной власти

Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской

Федерации;

Субъектами Российской Федерации являются республики в составе

Российской Федерации, края, области, автономные округа, автономная область,

города Москва и Санкт-Петербург.

В соответствии с Конституцией РФ разграничены предметы ведения и

полномочия между органами государственной власти Российской Федерации и

органами государственной власти субъектов Федерации, в том числе в области

бюджета. Каждый субъект Федерации имеет свой бюджет, средства которого

предназначены для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам его

ведения. В статье 15 Бюджетного кодекса он назван региональным бюджетом.

Административно-территориальные (муниципальные) образования, составляющие

территорию субъекта Федерации согласно Конституции РФ, имеют свои бюджета.

Бюджет субъекта Федерации (региональный бюджет) и свод бюджетов

муниципальных образований (местных бюджетов) составляют консолидированный

бюджет субъекта Федерации. В свою очередь свод региональных и местных

бюджетов составляют территориальные бюджеты.

Федеративное устройство России, разграничение прав и полномочий между

центром и субъектами Федерации являются предпосылкой финансово-бюджетного

федерализма.

Финансово-бюджетный федерализм — это разделение полномочий между

центральными органами власти, властями субъектов Федерации и органами

местного самоуправления в области финансов, в частности, в бюджетной сфере.

Финансово-бюджетный федерализм реализуется главным образом в ходе

бюджетного процесса при мобилизации бюджетных доходов и расходовании

бюджетных средств.

Финансово-бюджетный федерализм базируется на следующих основных

принципах:

1) законодательном разграничении полномочий по расходам между органами

власти всех уровней управления;

2) обеспечении соответствующих органов власти необходимыми финансовыми

ресурсами для выполнения ими возложенных на них функций;

3) обеспечении вертикального и горизонтального выравнивания доходов всех

звеньев бюджетной системы;

4) наличии единых для каждого звена бюджетной системы формализованных

прозрачных и всем понятных методов регулирования бюджетов;

5) самостоятельности и равноправии каждого бюджета, входящего в бюджетную

систему, которые выражаются в самостоятельности бюджетного процесса, в том

числе в определении направлений использования бюджетных средств,

подконтрольности исполнения бюджета соответствующим представительным

органом власти и т.д.

Быстрому развитию финансово-бюджетного федерализма в Российской

Федерации способствовало принятие ряда федеральных законов.

1. В соответствии с Законом «Об основах бюджетного устройства и бюджетного

процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. субъектам Федерации не

устанавливаются размеры доходов и расходов, они имеют право самостоятельно

определять направления использования бюджетных средств.

2. Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27

декабря 1991 г. разделил все налоги на федеральные, региональные и местные,

закрепив их за соответствующими бюджетами.

3. Важным этапом в развитии финансово-бюджетного федерализма стал Закон РФ

«Об основах бюджетных прав и прав по формулированию и использованию

внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов

государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной

области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-

Петербурга, органов местного самоуправления» от 15 апреля 1993 г., в

котором впервые в истории бюджета России был зафиксирован важнейший принцип

формирования местных бюджетов, основанный на расчете минимального бюджета,

т. е. объема доходов местного бюджета, покрывающего гарантируемые

соответствующими вышестоящими органами власти минимально необходимые

расходы. В свою очередь, минимальные расходы местных бюджетов должны

рассчитываться на основе минимальных социальных и финансовых норм, т. е.

показателей минимально необходимой обеспеченности населения важнейшими

жилищно-бытовыми, социально-культурными и другими услугами.

4. В 1994 г. в соответствии с Указом Президента РФ №2268 в механизм

финансово-бюджетного федерализма вводится новая форма перераспределения

средств между федеральными и региональными бюджетами — передача средств из

федерального бюджета региональным бюджетом путем формирования фонда

финансовой поддержки регионов и расчета размера выделяемых средств на

основе специально разработанной формулы. Этот метод стал также

использоваться и во взаимоотношениях между региональными и местными

бюджетами. Применение его способствует объективизации межбюджетного

распределения средств.

3 Бюджетное право.

3.1 Основные положения бюджетного права.

Бюджетное устройство страны, функционирование бюджетной системы,

компетенции органов власти всех уровней и области бюджета регламентируются

законодательством о бюджетных правах.

Бюджетное право - это совокупность юридических норм, регулирующих

бюджетное устройство страны и бюджетный процесс, то есть порядок

формирования и исполнения всех бюджетов, входящих в бюджетную систему

государства, а также компетенцию всех органов власти в бюджетной сфере.

Процесс формирования и исполнения бюджетов осуществляется в

соответствии с бюджетными правоотношениями, т.е. урегулированными нормами

права общественными отношениями, к которым относятся отношения, возникающие

между субъектами бюджетных правоотношений в ходе составления, рассмотрения,

утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы, контроля

за их исполнением, осуществления государственных и муниципальных

заимствований, регулирования государственного и муниципального долга.

Конституция страны — основополагающий акт бюджетного права.

В Конституции Российской Федерации 1993 г. заложены основы бюджетных

прав федеральных, региональных и местных органов власти, которые

сформулированы с учетом федеративного устройства государства.

В соответствии со ст. 5 Конституции РФ федеративное устройство

Российской Федерации основано на государственной целостности и

разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной

власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов

Российской Федерации.

Предметы ведения в области бюджета очерчены в ст. 71 Конституции РФ,

где зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся федеральный

бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального

развития.

В ст. 72 Конституции РФ записано, что установление общих принципов

налогообложения в Российской Федерации находится в совместном ведении

Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В ст. 1 «Протокола к

Договору о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными

органами государственной власти Российской Федерации и органами власти

краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации»

зафиксировано, что к совместному ведению относится и установление общих

принципов бюджетной системы Российской Федерации.

В ст. 75 Конституции РФ отмечено, что система налогов, взимаемых в

федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения в Российской Федерации

устанавливаются федеральными законами.

В развитие основных положений в области бюджетного права,

зафиксированных в Конституции РФ, издаются специальные законодательные

акты. В их числе следует отметить:

• Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в

РСФСР» от 10 октября 1991 г. № 1734-1;

• Закон РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и

использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов

государственной власти республик в составе РФ, автономной области,

автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга,

органов местного самоуправления» от 15 апреля 1993 г. №4807;

• Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления» от 25

сентября 1997 г. №126-ФЗ;

• Бюджетный кодекс РФ от 31 июня 1998 г. № 145-ФЗ. В этих актах

определены бюджетные права представительных и исполнительных органов власти

всех уровней, обеспечивающие им создание финансовой базы для выполнения

возложенных на них функций по управлению страной и соответствующими

территориями, проведению внутренней и внешней политики, управлению

экономическими и социальными процессами.

Наиболее важным и емким из законодательных актов, изданных в 90-е годы в

области бюджетного права, является Бюджетный кодекс РФ, в котором

установлены общие принципы бюджетного законодательства, правовые основы

функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовые положения

субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных

отношений, а также определены основы бюджетного процесса в Российской

Федерации. Бюджетный кодекс законодательно зафиксировал компетенцию и

полномочия органов власти всех уровней в бюджетной сфере.

3.2 Бюджетные права органов государственной власти Российской Федерации.

Бюджетные компетенции и полномочия федеральных органов

государственной власти закреплены в Конституции РФ и вышеперечисленных

законодательных актах.

К ведению Российской Федерации в области регулирования бюджетных

правоотношений относятся:

. установление общих принципов организации и функционирования бюджетной

системы Российской Федерации;

. разграничение налогов и других доходов между уровнями бюджетной системы,

а также распределение в порядке межбюджетного регулирования доходов

федерального бюджета между бюджетами разных уровней бюджетной системы

Российской Федерации;

. разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетами разных

уровней бюджетной системы Российской Федерации;

. определение основ составления и рассмотрения проектов бюджетов всех

уровней бюджетной системы Российской Федерации, утверждение отчетов об их

исполнении и осуществление контроля за их исполнением;

. определение основ формирования доходов, осуществления расходов из

бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации;

. определение основ осуществления государственных и муниципальных

заимствований, а также основ управления государственным и муниципальным

долгом;

. установление порядка составления и рассмотрения проекта федерального

бюджета, утверждения и исполнения федерального бюджета, осуществления

контроля за его исполнением, составления отчетности об исполнении и

утверждения отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов

государственных внебюджетных фондов;

. составление и рассмотрение проекта федерального бюджета, утверждение и

исполнение федерального бюджета, осуществление контроля за его

исполнением и утверждение отчетов об исполнении федерального бюджета и

бюджетов государственных внебюджетных фондов;

. установление федеральными законами порядка осуществления заимствований

Российской Федерации, субъектами Российской Федерации и органами местного

самоуправления, управления долгом Российской Федерации, субъектов

Российской Федерации и органов местного самоуправления;

. осуществление государственных заимствований Российской Федерации и

предоставление кредитов иностранным государствам, а также управление

государственным долгом Российской Федерации;

. установление порядка формирования доходов федерального бюджета и бюджетов

государственных внебюджетных фондов;

. осуществление расходов федерального бюджета и бюджетов государственных

внебюджетных фондов;

. установление порядка и условий предоставления финансовой помощи и

бюджетных ссуд из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской

Федерации и местным бюджетам;

. предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из федерального бюджета

бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам;

. установление порядка и условий предоставления бюджетных кредитов;

. установление минимальных государственных социальных стандартов, норм и

. нормативов финансовых затрат на единицу предоставленных государственных

или

. муниципальных услуг;

. утверждение бюджетной классификации Российской Федерации;

. установление единых форм бюджетной документации и отчетности для бюджетов

всех уровней бюджетной системы Российской Федерации;

. формирование, обеспечение погашения и обслуживание внешнего долга,

определение перечня и порядка осуществления государственных внешних

заимствований;

. определение перечня и порядка формирования государственных внебюджетных

фондов, управление их легальностью;

. установление оснований и порядка привлечения к ответственности за

нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

Бюджетным кодексом РФ регламентируются также полномочия федеральных

органов власти в сфере формирования бюджетных доходов и средств целевых

бюджетных фондов.

Установлено, что новые виды доходов, их отмена или изменение возможны

только путем внесения соответствующих изменений в налоговое

законодательство Российской Федерации. Федеральные органы законодательной

власти могут также устанавливать новые виды неналоговых доходов, отменять

или изменять действующие после представления федеральными органами

исполнительной власти своего заключения и только путем внесения изменений в

Бюджетный кодекс.

Федеральные органы исполнительной власти предоставляют неналоговые

кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных

платежей в федеральный бюджет в соответствии с налоговым законодательством

Российской Федерации в пределах лимитов предоставления налоговых кредитов,

отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей,

определенных федеральным законом о федеральном бюджете на очередной

финансовый год.

К ведению федеральных органов относится разграничение бюджетных

доходов и расходов между федеральным и региональными бюджетами.

Разграничение налогов и сборов между бюджетами регламентируется:

• Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27

июля 1991 г. №146-ФЗ (гл.2, ст.13—15),

• Бюджетным кодексом РФ от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ, (раздел II, гл.7—9).

Разграничение расходов между звеньями бюджетной системы регламентируется

Бюджетным кодексом РФ (раздел III, гл.11). Расходы разделяются на

ассигнования, финансируемые исключительно из федерального, региональных и

местных бюджетов, и на расходы, совместно финансируемые из бюджетов

федерального, региональных и местных.

Бюджетным кодексом РФ определяется порядок формирования и

распределения целевых бюджетных фондов (ст.54). Доходы федеральных целевых

бюджетных фондов обособленно учитываются в доходах федерального бюджета по

ставкам, установленным налоговым законодательством Российской Федерации, и

распределяются между федеральными целевыми бюджетными фондами и

территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным

федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены

бюджетными правами в соответствии с

• Законом РФ «Об основах бюджетных прав...» от 15 апреля 1993 г. №4807-1;

• Законом РФ «О субвенциях республикам в составе РФ, краям, областям,

автономной области,

автономным округом, городам Москве и Санкт-Петербургу» от 15 июля 1992 г.

№3303-1;

• Бюджетным кодексом РФ.

Субъекты Российской Федерации вправе издавать свои законодательные

акты, регламентирующие бюджетные правоотношения на подведомственной

территории.

В области регулирования бюджетных правоотношений к ведению субъектов

Российской Федерации относятся:

. установление порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов

субъектов Российской Федерации, утверждения и исполнения региональных

бюджетов, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчетов

об исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации;

. составление и рассмотрение проектов бюджетов Российской Федерации и

консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, утверждение и

исполнение бюджетов субъектов Российской Федерации, осуществление

контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении бюджетов

субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных

внебюджетных фондов;

. распределение доходов от региональных налогов и сборов, иных доходов

субъектов Российской Федерации между бюджетом субъекта Российской

Федерации и местными бюджетами;

. определение порядка направления в бюджет субъекта Российской Федерации

доходов от использования собственности субъекта Российской Федерации,

доходов от налогов и сборов субъекта Российской Федерации, иных доходов

бюджета субъекта Российской Федерации;

. разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетом

субъекта Российской Федерации порядка и условий предоставления финансовой

помощи бюджетам субъектов Российской Федерации;

. определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и

бюджетных ссуд из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам;

. предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из бюджета субъекта

Российской Федерации местным бюджетам;

. установление порядка и условий предоставления бюджетных кредитов;

. определение перечня и порядка осуществления государственных внутренних

заимствований субъектов Российской Федерации;

. осуществление государственных внутренних и внешних заимствований субъекта

Российской Федерации и управление государственным долгом субъекта

Российской Федерации.

Представительные органы субъектов Российской Федерации вправе вводить

региональные налоги и сборы, устанавливать размеры ставок по ним и вводить

налоговые льготы в пределах прав, предоставленных налоговым

законодательством Российской Федерации.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут

предоставлять налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и

иных обязательных платежей в бюджеты субъектов Российской Федерации в

пределах лимитов предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по

уплате налогов и иных обязательных платежей, определенных законами

субъектов Российской Федерации о бюджете. Вместе с тем органы

исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе предоставлять

отсрочки или рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в

бюджеты субъектов Российской Федерации в части суммы федерального налога

или сбора, поступающей в бюджет субъекта Российской Федерации, только при

отсутствии задолженности по бюджетным ссудам бюджета субъекта Российской

Федерации перед федеральным бюджетом и соблюдении предельного размера

дефицита бюджета субъекта Российской Федерации и размера государственного

долга субъекта Российской Федерации, установленных Бюджетным кодексом РФ.

3.3 Бюджетные права органов местного самоуправления.

Правовой основой функционирования местных бюджетов в Российской Федерации

являются законодательные акты, изданные в 1991—1997 гг.

1. В Конституции РФ (ст. 132) зафиксировано, что органы местного

самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный

бюджет, устанавливают местные налоги и сборы.

2. В Законе «О местном самоуправлении в РСФСР» (от 6 июня 1991 г.

№1550-1) вопросам местного самоуправления посвящен отдельный раздел. В нем

определен состав финансовых ресурсов местного самоуправления, которые

формируются за счет бюджетных и внебюджетных средств, кредитных ресурсов,

валютных средств местных органов самоуправления.

В Законе зафиксированы важные положения о том, что местные органы

власти самостоятельно разрабатывают, утверждают и исполняют свои бюджеты,

при этом вмешательство вышестоящих органов в бюджетный процесс не

допускается.

В целях социальной защищенности населения в Законе закреплено за

местными органами власти право на минимальный размер местных бюджетов в

части текущих расходов.

Впервые в Законе записано, что для определения общего объема

финансовых ресурсов, созданных и используемых на соответствующей

территории, местными органами власти составляется территориальный сводный

финансовый баланс. При этом государственные и общественные органы,

предприятия, учреждения и организации представляют в местные органы власти

сведения, необходимые для его составления.

Впервые в Законе признано право местных органов на создание и

использование внебюджетных фондов финансовых ресурсов, а также валютных

фондов, на объединение финансовых ресурсов местных органов власти и

предприятий для финансирования общерегиональных мероприятии.

Новые права даны местным органам власти и распределении и использовании

своих финансовых ресурсов. Местным органам предоставлены права:

• самостоятельно определять направлении использования средств местных

бюджетов;

• в пределах имеющихся у них средств увеличивать сверх централизованно

устанавливаемых норм расходы на содержание жилищно-коммунального хозяйства,

учреждений здравоохранения, народного образе нация, социального

обеспечения, правоохранительных органов;

• устанавливать дополнительные льготы и пособия для усиления помощи

отдельным категориям населения; образовывать резервные фонды.

3. В Законе «Об основах бюджетных прав и принципов по формированию и

использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов

государственной власти республик в составе РФ, автономных областей,

автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга,

органов местного самоуправления» конкретизированы и развиты права местных

органов власти в области финансово-бюджетных отношений. В общих положениях

Закона сформулированы новые понятия минимальных социальных и финансовых

норм, средней финансовой обеспеченности, принципы самостоятельности

бюджетов, регулирования финансовых отношений.

В Законе регламентируется бюджетный процесс. В отдельном разделе даны

общие принципы составления, рассмотрения проектов бюджетов и утверждения

бюджетов. Закон определяет права местных органов власти при рассмотрении

разногласий по формированию их бюджетов. Впервые зафиксировано положение об

образовании при рассмотрении разногласий согласительных комиссий из

представителей вышестоящих и нижестоящих органов власти. В Законе

регламентируется также исполнение бюджета, контроль за использованием

внебюджетных и валютных фондов, определены гарантии бюджетных прав местных

органов власти, их ответственность за принятые ими решения по бюджетным

вопросам, а также их право обращаться в арбитражный суд в случае нарушения

вышестоящим органом власти их бюджетных прав.

4. Вопросы, касающиеся местных финансов, отражены в Законе «Об основах

налоговой системы в Российской Федерации». В этом законе все налоги,

входящие в налоговую систему Российской Федерации, разделены на три группы:

• федеральные налоги;

• налоги республик в составе Российской Федерации, краев, областей,

автономных областей, автономных округов;

• местные налоги.

Установлена компетенция каждого органа власти, в том числе и местных

органов власти, по отношению к соответствующим налогам, т. е. право этих

органов вводить на подведомственной территории налоги, устанавливать ставки

налогов, предоставлять плательщикам налоговые льготы, контролировать

взимание налогов и т.д.

5. В Законе «О субвенциях республикам в составе РФ, краям, областям,

автономной области, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу»

определены права территорий на получение финансовой помощи в виде целевых

субвенций из вышестоящих бюджетов и внебюджетных фондов, общие условия

предоставления и использования субвенций; ответственность за соблюдение

этих условий.

6. Дальнейшим шагом в развитии финансово-бюджетных прав местных органов

самоуправления стал Закон «Об общих принципах организации местного

самоуправления в Российской Федерации» (от 28 августа 1995 г. №154-ФЗ). В

Законе зафиксировано:

1) федеральные органы государственной власти, органы государственной власти

субъектов Российской Федерации обеспечивают муниципальным образованьям

(городам, районам, поселкам, селам) минимальные местные бюджеты;

2) минимально необходимые расходы местных бюджетов устанавливаются законами

субъектов Российской Федерации на основе нормативов минимальной бюджетной

обеспеченности;

3) доходная часть минимальных бюджетов обеспечивается путем закрепления на

долговременной основе федеральным законом и законами субъектов Российской

Федерации доходных источников.

Закон устанавливает, что финансовые средства, необходимые для

осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных

полномочий, ежегодно предусматриваются соответственно в федеральном бюджете

и в бюджетах субъектов Российской Федерации. Кроме того, увеличение

расходов или уменьшение доходов местных бюджетов, возникшие в результате

решений, принятых федеральными органами государственной власти и органами

государственной власти субъектов Российской Федерации, компенсируются

органами, принявшими решения. Решения этих органов реализуются органами

местного самоуправления в пределах, переданных им в качестве компенсации

средств.

В соответствии с этим Законом население непосредственно путем местного

референдума, на собраниях (сходах) граждан или представительные органы

местного самоуправления с учетом мнения населения могут предусматривать

разовое добровольное внесение жителями средств для финансирования местных

мероприятий.

7. Важным этапом в формировании законодательных основ местных финансов

стал вышедший 25 сентября 1997 г. Федеральный Закон «О финансовых основах

местного самоуправления» (№126-ФЗ). Закон регламентирует порядок

формирования и использования финансовых ресурсов местного самоуправления;

финансовых взаимоотношений органов местного самоуправления с органами

государственной власти, субъектами хозяйствования и финансово-кредитными

институтами; разграничения доходов и расходов между бюджетами.

В статье Закона «Местные финансы» впервые определены состав местных

финансов и принципы их формирования. Местные финансы включают средства

местных бюджетов, местные внебюджетные и валютные фонды, средства,

мобилизуемые на финансовом рынке. Формирование и использование местных

финансов основывается на принципах самостоятельности этих финансов,

государственной финансовой поддержки, гласности формирования и

использования финансовых ресурсов.

Важным положением, впервые устанавливаемым Законом, является новый

принцип формирования местных бюджетов, суть которого заключается в том, что

формирование этих бюджетов основывается на государственных минимальных

социальных стандартах и социальных нормах.

В Законе определяется участие органов государственной власти в

развитии местных финансов, выражающееся в регулировании местных бюджетов;

распределении средств, выделяемых для финансирования федеральных и

региональных программ между муниципальными образованьями.

Особое внимание в Законе уделяется процессу формирования и исполнения

местных бюджетов как основной финансовой базы муниципальных образований. В

разделе, посвященном местным бюджетам, устанавливается, что каждое

муниципальное образование имеет право на собственный бюджет и получение в

процессе бюджетного регулирования средств за счет источников федерального

бюджета и региональных бюджетов.

Исходя из необходимости внесения существенных изменений в

распределение налогового потенциала, создаваемого трудом населения

муниципальных образований, в Закон включены статьи, в которых

регламентируются вопросы формирования доходной части местных бюджетов, их

взаимоотношений с федеральным и региональными бюджетами.

8. Вопросы местных бюджетов нашли отражение в ст. 15 Налогового

кодекса РФ, где установлены виды местных налогов и сборов.

9. Компетенция органов местного самоуправления в бюджетной сфере

определена в ст. 9 Бюджетного кодекса, в которой к ведению органов местного

самоуправления в регулировании бюджетных правоотношений отнесено:

• установление порядка составления и рассмотрения проектов местных

бюджетов, утверждения и исполнения местных бюджетов, осуществления

контроля за их исполнением и утверждения отчетов об исполнении местных

бюджетов;

• составление и рассмотрение проектов местных бюджетов, утверждение и

исполнение местных бюджетов, осуществление контроля за их исполнением и

утверждение отчетов об исполнении местных бюджетов;

• определение порядка направления в местные бюджеты доходов от

использования муниципальной собственности, местных налогов и сборов, иных

доходов местных бюджетов;

• определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и

бюджетных ссуд из местных бюджетов;

• предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов;

• определение порядка осуществления муниципальных, заимствований;

• осуществление муниципальных заимствований и управление муниципальным

долгом.

Бюджетным кодексом РФ также определены полномочия органов местного

самоуправления по формированию доходов местных бюджетов. При этом

представительные органы местного самоуправления могут вводить местные

налоги и сборы, устанавливать размеры ставок по ним и устанавливать льготы

по их уплате в пределах прав, предоставленных им налоговым

законодательством Российской Федерации.

Органы местного самоуправления вправе предоставлять налоговые кредиты,

отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в

местные бюджеты в соответствии с налоговым законодательством Российской

Федерации в пределах лимитов предоставления налоговых кредитов, отсрочек по

уплате налогов и иных обязательных платежей, определенных правовыми актами.

Однако органы местного самоуправления могут определять порядок

предоставления отсрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в

части сумм федеральных налогов или сборов, поступающих в местные бюджеты,

только при отсутствии задолженности по бюджетным ссудам местного бюджета

перед бюджетами других уровней бюджетной системы Российской Федерации и

соблюдении предельного размера дефицита местного бюджета и размера

муниципального долга, установленных Бюджетным кодексом.

Большое значение в бюджетных правоотношениях имеет наличие прав у

территориальных представительных и исполнительных органов власти при

рассмотрении разногласий по отдельным показателям их бюджетов. В

соответствии со статьей 20 Закона «Об основах бюджетных прав...» 1993 г.

они имеют право вносить свои предложения по изменению и уточнению

проектируемых вышестоящим органом власти показателей своих бюджетов. В

случае их отклонений вышестоящий исполнительный орган власти обязан

совместно с заинтересованным исполнительным органом составить протокол об

имеющихся разногласиях. Протокол должен содержать обоснования предложений и

обоснование отказа. Для рассмотрения возникающих в связи с отказом

разногласий представительный орган образует согласительную комиссию,

которая рассматривает спорные вопросы. Окончательное решение принимается

вышестоящим представительным органом власти.

Не менее важными в бюджетном процессе являются гарантии бюджетных прав

территориальных органов власти.

Эти вопросы также зафиксированы в Законе «Об основах бюджетных прав...».

В частности, в ст. 25 Закона определено, что если в ходе исполнения бюджета

вышестоящий орган власти принимает решение, приводящее к уменьшению доходов

или увеличению расходов бюджета нижестоящего территориального уровня, то

недостающие в связи с этим для сбалансирования минимального бюджета

средства компенсируются вышестоящим органом власти, принявшим решение, за

счет средств его бюджета.

Такая же ответственность вышестоящего органа власти наступает при

нанесении ущерба нижестоящему бюджету от принятия им решения с нарушением

своей компетенции.

В случае непредставления вышестоящим органам власти исходных данных,

необходимых для составления проекта бюджета в установленный срок,

нижестоящий представительный орган власти может утвердить свой бюджет

исходя из нормативов отчислений от регулирующих доходов, утвержденных на

текущий год, и в пределах видов доходов, предусмотренных законами

Российской Федерации для поступления в соответствующий бюджет.

3.4 Ответственность за нарушения бюджетного законодательства.

Ответственность за нарушение бюджетного законодательства установлена в

Бюджетном кодексе РФ (ч. IV). В ст. 283 перечислены основания для

применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства.

В их числе:

. неисполнение закона (решения) о бюджете;

. нецелевое использование бюджетных средств;

. неперечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств;

. неполное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств;

. несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных

средств;

. несвоевременное зачисление бюджетных средств на счета получателей

бюджетных средств;

. несвоевременное представление отчетов и других сведений, связанных с

исполнением бюджета;

. несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведомлений о

бюджетных ассигнованиях;

. несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведомлений о

лимитах бюджетных обязательств;

. несоответствие бюджетной росписи закону (решению) о бюджете;

. несоответствие уведомлений о бюджетных ассигнованиях, уведомлений о

лимитах бюджетных обязательств утвержденным расходам и бюджетной росписи;

. несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджетов, доходов бюджетов

государственных внебюджетных фондов и иных поступлений в бюджетную

систему Российской Федерации;

. несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств,

подлежащих зачислению на счета бюджета и государственных внебюджетных

фондов;

. несвоевременное представление проектов бюджетов и отчетов об исполнении

бюджетов; отказ подтвердить принятые бюджетные обязательства, кроме

оснований, установленных Бюджетным кодексом;

. несвоевременное подтверждение бюджетных обязательств, несвоевременное

осуществление платежей по подтвержденным бюджетным обязательствам;

. финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись;

. финансирование расходов в размерах, превышающих размеры, включенные в

бюджетную роспись, и утвержденные лимиты бюджетных обязательств;

. несоблюдение нормативов финансовых затрат на оказание государственных или

муниципальных услуг;

. несоблюдение предельных размеров дефицитов бюджетов, государственного или

муниципального долга и расходов на обслуживание государственного или

муниципального долга, установленных Бюджетным кодексом;

. открытие счетов бюджета в кредитных организациях при наличии на

соответствующей территории отделений Банка России;

. иные основания в соответствии с Бюджетным кодексом и федеральными

законами.

За нарушение бюджетного законодательства Бюджетным кодексом

предусматриваются следующие санкции:

• предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;

• блокировка расходов;

• изъятие бюджетных средств;

• приостановление операций по счетам в кредитных организациях;

• наложение штрафа;

• начисление пени;

• иные меры в соответствии с Бюджетным кодексом и федеральными законами.

Правом применения санкций обладают руководители органов Федерального

казначейства. Они имеют право:

. списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, используемых не

по целевому назначению;

. списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, подлежащих

возврату в бюджет, срок возврата которых истек;

. списывать в бесспорном порядке суммы процентов (платы) за пользование

бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, срок уплаты

которых наступил;

. взыскивать в бесспорном порядке пени за несвоевременный возврат бюджетных

средств, предоставленных на возвратной основе, просрочку уплаты процентов

за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной

основе, в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования

Банка России за каждый день просрочки;

. выносить предупреждение руководителям органов исполнительной власти,

органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств о

ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;

. составлять протоколы, являющиеся основанием для наложения штрафов;

. взыскивать в бесспорном порядке пени с кредитных организаций за

несвоевременное исполнение платежных документов на зачисление или

перечисление бюджетных средств в размере одной трехсотой действующей

ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки;

. приостанавливать операции по счетам в кредитных организациях сроком до

одного месяца.

Действия органов и должностных лиц органов Федерального казначейства

могут быть обжалованы в установленном порядке.

Заключение.

В курсовой работе была рассмотрена экономическая сущность бюджета

государства.

В первой части была описана история развития бюджета нашего

государства. Во второй, бюджетная система России в настоящее время. В

третьей части были описаны нормативно- правовые акты, закрепляющие и

регламентирующие функционирование бюджетной системы РФ.

Современное бюджетное устройство является важной частью

государственного устройства России. Бюджетная система является частью

бюджетного устройства. За время своего развития бюджетная система прошла

много этапов изменения и развития. Увеличивались функции, возлагаемые на

бюджетную систему. Это было связано с разными факторами, прежде всего с

усложнением и изменением структуры устройства государства.

В настоящее время бюджетная система и как составная часть бюджет

государства представляют собой сложные составные части управления и

регулирования экономическими отношениями. При помощи бюджета происходит

формирование государственных фондов, перераспределение ВВП, контроль над

процессами в народном хозяйстве, стимуляция экономики.

Все принципы, свойства и правила, весь комплекс отношений бюджетной

системы строго закреплены и регламентированы бюджетным законодательством.

Бюджетное право является сложной системой нормативно-правовых актов,

строгое соблюдение которых обеспечивает надёжное функционирование бюджетной

системы.

Современной бюджетная система России является достаточно устойчивой

системой экономических отношений, но в ней ещё есть много

неопределённостей. Поэтому, необходимо постоянно совершенствовать методы

организации и функционирования бюджетной системы для улучшения деятельности

государства, и, следовательно, для экономического процветания граждан

Российской Федерации.

Список литературы.

1. Конституция Российской Федерации.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 31 июня 1998

г. № 145-ФЗ.

3. Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР. Закон

РСФСР от 10 октября 1991 г. № 1734-1.

4. О финансовых основах местного самоуправления. Федеральный Закон от 25

сентября 1997 г. №126-ФЗ.

5. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. – М.:

Финансы, ЮНИТИ, 2000. - 687 с.

6. Государственный бюджет: Под ред. М. И. Ткачук – Минск.: Высшая школа,

1995 – 364 с.

7. Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России. – М.: ИНФРА-М,

1997. – 256 с.

8. Курс экономической теории. Под общей ред. проф. М.Н. Чепурина, проф.

Е.А. Киселевой. - Киров.: Издательство «АСА», 1997. – 334 с.

9. Поляк Г.Б. Бюджетная система России. – М.:ЮНИТИ-Дана, 2000. - 550 с.

10. Романовский М.В., Врублевская О.В. Бюджетная система Российской

Федерации. – М.: Юрайт, 2000. – 615 с.

11. Селищев А.С. Макроэкономика. – СПб.: Питер, 2000. - 448 с.

12. Сумароков В. Н. Государственные финансы в системе макроэкономического

регулирования. –

М.: Финансы и статистика, 1996. – 232 с.

13. Тарасевич Л.С. и др. Макроэкономика. – СПб.: СПбГУЭФ, 1999. - 656 с.

14. Фёдоров Г.А. Бюджетная система России. – М.: Финансы, 1998. – 452 с.

15. Финансы. Под ред. В. М. Родионовой - М., Финансы и статистика, 1995, -

313 с.

-----------------------

[pic]

Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты